Последние новости об актуальной информации о зарплатах госслужащих. Зарплаты чиновников в россии Доплата за классный чин государственной гражданской службы

Размер заработных плат у российских чиновников заслуживает отдельного внимания. По сводным данным, предоставленным Росстатом в 2019 году, усредненная заработная плата государственного служащего была равна 126 000 рублей. Ее размер стал больше на 4,9% по сравнению с предыдущим годом. Прожиточный минимум, установленный официально на данный момент, составлял 12 130 рублей.

В число людей, работающих в федеральных службах, входят следующие категории:

  • судебные приставы;
  • сотрудники внешней разведки;
  • работники в сфере охраны здоровья;
  • научные работники, сюда же входят деятели образования и культуры;
  • ряд других.

У определённой категории служащих данных ведомств доход в этот период был несколько поменьше, чем у всех остальных чиновников. Средний размер их зарплаты равен 90 000 рублей. Эта цифра не достигает установленного минимума. Работники части федеральных организаций имеют еще меньше. К примеру, в агентстве по техническому регулированию и в органах следственного комитета России усредненный оклад составлял около 50 000 рублей. Самые низкие зарплаты у служащих в агентствах по делам стран СНГ.

Чиновники, стоящие у исполнительной власти, зарабатывают несколько больше: в 2019 году их зарплата была равна 95 000 рублей. По сравнению с предыдущим годом оплата их труда увеличилась примерно на 1 % за месяц.

Работники судебных органов, в том числе генпрокуроры, сотрудники прокуратур располагали месячной зарплатой в размере 106 200 рублей.

Госдума имеет в своем составе депутатов нижней палаты в количестве 450 человек, каждый из которых получал до 800 000 рублей ежемесячно. В сравнении с предыдущим годом их оплата стала больше на 26,5%.

В составе Совета Федерации в верхней палате трудятся чиновники в количестве 170 человек, которые в 2015 году имели ежемесячно по 139 000 рублей каждый.

Cущественно возросли зарплаты у служащих Министерства иностранных дел. Процент увеличения составил 84,5%. Месячный доход каждого сотрудника равнялся 139 000 рублей.

Работники Конституционного суда, которые занимаются проверкой законов и договоров, актов и прочих документов на предмет соответствия, получали заработную плату в размере 153 000 рублей.

Работники счетной палаты имеют зарплаты довольно высокие. В их компетенции: контроль фондов, расходной и доходной частью бюджета страны, а также банковскими учреждениями. Они следят за целевой направленностью кредитов, а также состоянием внешнего долга страны в целом. Сотрудники счетной палаты получали 180 000 рублей в месяц. Это на 69,3% больше по сравнению с предыдущим годом.

Правительственному аппарату зарплату снизили на 7,8%. Работники данного ведомства контролируют исполнение правительственных решений. Их заработная плата составляла 194 800 рублей в месяц.

Администрации президента зарплату также снизили на 2,1%. На момент 2019 года она составляла 226 200 рублей в месяц.

Размеры заработных плат в зависимости от ведомств

Само собой разумеется, что по сравнению с другими зарплаты работников федеральных государственных органов несколько больше средних зарплат по России.

В федеральных органах России трудятся чиновники высшего ранга, которые получают довольно внушительные зарплаты. Это ведомства МИД, Министерство обороны, Министерство экономики развития, Следственный комитет, Спецстрой, Верховный суд, Конституционный суд, гидромет, ЦИК.

В регионах чиновников трудится в несколько раз больше. Количество сотрудников, занимающих должности в государственных органах составляет примерно 682 000 человек, в муниципальной службе занято 307 000 сотрудников.

Их доходы существенно ниже, по сравнению с работниками, занятыми в федеральной службе, а заработок варьируется в пределах от 42 000 до 36 900 рублей. Однако стоит заметить, что работа у них довольно ответственная и обязанностей у каждого немало. Что касается вопроса повышения заработных плат, то такая тенденция наблюдается ежегодно.

По определению специалистов российского центра уровня жизни, труд работников управленческой сферы считается одним из самых сложных. Соответственно и заработная плата у них должна быть немаленькая. Разговоры о том, что ее размер в некоторой степени превышает среднюю оплату труда в целом по стране, вполне обоснованы. Но проблема не в том, что чиновничий аппарат зарабатывает много, а в том, что все остальные – мало.

По предварительным подсчетам средний заработок госслужащих доходит до положенного минимума. Их доход в среднем должен составлять примерно 9 прожиточных минимумов, что в переводе на рубли равняется 80 000 рублей в месяц.

На каждого трудящегося в России должно выдаваться 55 000 рублей, что равно 5 прожиточным минимумам. Однако государственный бюджет этих денег не выделяет: среднемесячный доход для обычных работников значительно меньше и равен примерно 50 000 рублей в месяц, то есть 3,3 прожиточного минимума.

Целью государства на данный момент является доведение зарплаты российских граждан до этой планки. Таким образом, вопросов у населения страны по поводу больших зарплат чиновников не будет возникать.

Стоит заметить, что информация по доходу чиновников не должна считаться тайной. В любой стране обычные граждане всегда находятся в курсе того, как отрабатывается жалование государственными служащими и на какие цели тратятся налоговые отчисления. В развитых странах прозрачность данной информации является нормой. Россия в этом плане не исключение.

О повышении заработной платы чиновникам

То, что часть чиновников России лидеры по доходам известно достаточно давно. Решение серьезных вопросов и увеличение их обязанностей в связи с возникновением сложностей и напряженной ситуации в стране вполне оправдывает данное положение вещей. Государственные служащие не обижены оплатой своего труда. Кроме того, каждый год их заработная плата повышается при учете инфляции и иных экономических показателей.

Размеры описанных зарплат были приведены с учетом премиальных выплат и разного рода вознаграждений. Тенденцию роста зарплат чиновников предоставляется отследить, опираясь на статистические данные Федерального казначейства:

Доходы подсчитывались при учете двух усредненных показателей:

    • общей численности госслужащих занятых во всех управленческих сферах;
    • двенадцать месячных окладов по всем категориям, включая премии и поощрения.

В ближайшем будущем также ожидается повышение оплаты труда госслужащим. По предварительным данным, на эти цели планируется выделить 462 млрд. рублей. До 2020 года средняя заработная плата чиновников будет удвоена. Помимо этого, предусматривается выплата квартальных премий и разного рода доплат. Часть средств будет выплачена за счет индексаций, которые были заморожены, начиная с 2015 года.

Дата публикации: 09.06.2017

Дата изменения: 09.06.2017

Прикрепленный файл: docx, 21.09 кБ

Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе? оссийской Федерации" и Указом Президента? оссийской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих". ? азмеры месячных должностных окладов, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячных денежных поощрений федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы п/пНаименование должностиДолжностной оклад(рублей в месяц)Ежемесячное денежное поощрение (должностных окладов)Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы (в процентах к должностному окладу)1. Должности категории "руководители"Высшая группа должностей1Первый заместитель федерального министра950010,5150-2002Заместитель федерального министра950010,5150-2003Директор департамента87435,5150-2004Заместитель директора департамента84064150-2002. Должности категории "помощники (советники)"Высшая группа должностей5Помощник федерального министра84064150-2006Советник федерального министра84064150-2003. Должности категории "специалисты"Главная группа должностей7Начальник отдела в департаменте71463,5120-1508? еферент69783120-150Ведущая группа должностей9Заместитель начальника отдела в департаменте62222,590-12010Ведущий советник61382,590-12011Советник60522,590-12012Ведущий консультант59702,590-12013Консультант58852,590-120Старшая группа должностей14Главный специалист-эксперт53812,560-9015Ведущий специалист-эксперт48772,560-9016Специалист-эксперт43722,560-904. Должности категории "обеспечивающие специалисты"Ведущая группа должностей17Ведущий специалист 2 разряда56332,590-120Старшая группа должностей18Старший специалист 1 разряда43722,560-9019Старший специалист 2 разряда42892,560-9020Старший специалист 3 разряда42052,560-90Младшая группа должностей21Специалист 1 разряда37002,5до 6022Специалист 1 разряда31962,5до 60 ? азмеры месячных окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащихНаименование классного чинаОклад за классный чин (рублей в месяц)Действительный государственный советник? оссийской Федерации 1 класса 3112Действительный государственный советник? оссийской Федерации 2 класса2944Действительный государственный советник? оссийской Федерации 3 класса2775Государственный советник? оссийской Федерации 1 класса 2524Государственный советник? оссийской Федерации 2 класса2355Государственный советник? оссийской Федерации 3 класса 2189? оссийской Федерации 1 класса1934Советник государственной гражданской службы? оссийской Федерации 2 класса1768Советник государственной гражданской службы? оссийской Федерации 3 класса 1599? еферент государственной гражданской службы? оссийской Федерации 1 класса 1515? еферент государственной гражданской службы? оссийской Федерации 2 класса 1263? еферент государственной гражданской службы? оссийской Федерации 3 класса1179? оссийской Федерации 1 класса 1011Секретарь государственной гражданской службы? оссийской Федерации 2 класса 927Секретарь государственной гражданской службы? оссийской Федерации 3 класса 759 ? азмеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службеСтаж работы? азмер надбавки (в процентах к должностному окладу)от 1 до 5 лет 10от 5 до 10 лет15от 10 до 15 лет 20свыше 15 лет30? азмеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих, за работу со сведениями, составляющими государственную тайнуСтепень секретности? азмер надбавки (в процентах к должностному окладу)"Особой важности" 50 - 75"Совершенно секретно" 30 - 50"Секретно" (при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий)10 - 15"Секретно" (при оформлении допуска без проведения проверочных мероприятий)5 - 10? азмеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих структурных подразделений по защите государственной тайны за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайныСтаж работы? азмер надбавки (в процентах к должностному окладу)от 1 до 5 лет 10от 5 до 10 лет15свыше 10 лет20 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, о порядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов? оссийской Федерации, утверждаются приказом Минфина? оссии от 09 июля 2007 № 61 н "Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, о порядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов? оссийской Федерации"

Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".

Размеры месячных должностных окладов, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячных денежных поощрений федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы

п/п

Наименование должности

Должностной оклад
(рублей в месяц)

Ежемесячное
денежное поощрение
(должностных окладов)

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы
(в процентах к должностному окладу)

Высшая группа должностей

Первый заместитель федерального министра

Заместитель федерального министра

Директор департамента

Заместитель директора департамента

Высшая группа должностей

Помощник федерального министра

Советник федерального министра

Главная группа должностей

Начальник отдела в департаменте

Референт

Ведущая группа должностей

Заместитель начальника отдела в департаменте

Ведущий советник

Советник

Ведущий консультант

Консультант

Старшая группа должностей

Главный специалист-эксперт

Ведущий специалист-эксперт

Специалист-эксперт

Ведущая группа должностей

Ведущий специалист 2 разряда

Старшая группа должностей

Старший специалист 1 разряда

Старший специалист 2 разряда

Старший специалист 3 разряда

Младшая группа должностей

Специалист 1 разряда

Специалист 1 разряда

Размеры месячных окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих

Наименование классного чина

Оклад за классный чин
(рублей в месяц)


Федерации 1 класса

Действительный государственный советник Российской
Федерации 2 класса

Действительный государственный советник Российской
Федерации 3 класса

Государственный советник Российской Федерации 1 класса

Государственный советник Российской Федерации 2 класса

Государственный советник Российской Федерации 3 класса

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 1 класса

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса


Российской Федерации 1 класса

Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 1 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих структурных подразделений по защите государственной тайны за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны

Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, о порядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов Российской Федерации, утверждаются приказом Минфина России от 09 июля 2007 № 61 н "Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, о порядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов Российской Федерации"

1. Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.
2. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 17

1. Согласно статье денежное содержание государственного служащего состоит из трех составных частей (элементов):
1) должностного оклада;
2) надбавок к должностному окладу, которые устанавливаются по трем основаниям: а) квалификационный разряд, б) особые условия государственной службы (повышенная нагрузка, переработки и т.п.), в) выслуга лет;
3) премии по результатам работы.
2. Первые два элемента (размеры должностных окладов и надбавок) согласно п. 2 устанавливаются только федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Однако эти законы пока не приняты.
Размер премии определяется исходя из результатов деятельности федерального государственного служащего и никаким максимумом не ограничивается.
В органах государственной власти, в их аппаратах устанавливаются условия выплаты ежемесячной надбавки и премии.
Федеральным государственным служащим производятся и иные, предусмотренные законом выплаты. Им также выплачивается материальная помощь.
При утверждении фондов оплаты труда федеральных государственных органов в них, кроме сумм, направляемых для выплаты должностных окладов, включают следующие средства:
на ежемесячные надбавки за квалификационный разряд, классный чин, дипломатический ранг - в размере 4 должностных окладов;
на ежемесячные надбавки за особые условия государственной службы - в размере 2,5 должностного оклада;
на ежемесячные надбавки за выслугу лет - в размере 3 должностных окладов;
премий по результатам работы - в размере 3 должностных окладов;
материальной помощи - в размере 2 должностных окладов.
Кроме того, для федеральных государственных служащих сохраняются следующие выплаты:
ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы (в процентах) - до установления ежемесячной надбавки за квалификационный разряд;
ежемесячная надбавка за классный чин или дипломатический ранг - до установления им этой надбавки в размерах, предусмотренных Указом Президента РФ.
Расходы на выплату денежного вознаграждения и денежного содержания федеральных государственных служащих финансируются за счет средств федерального бюджета. Запрещено привлекать для этого внебюджетные источники, за исключением случаев, когда эти средства учитываются при определении объема расходов федерального бюджета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

1 . Теоретические аспекты государственной гражданской службы

1.1 Государственная гражданская служба: понятие и сущность

1.2 Государственный гражданский служащий: понятие и классификация

2 . Анализ и характеристика оплаты труда государственных гражданских служащих

2.1 Общая характеристика денежного содержания государственных гражданских служащих

2.2 Нормативно-правовое обеспечение денежного содержания государственных гражданских служащих

3 . Совершенствование системы оплаты труда государственных гражданских служащих

3.1 Зарубежный опыт оплаты труда государственных гражданских служащих

3.2 Актуальные проблемы и предложения по совершенствованию оплаты труда государственных гражданских служащих

Заключение

Библиографический список

Введение

Не секрет, что успешная деятельность предприятия во-многом зависит от грамотного управления оплатой труда на нём. Безусловно, и на уровне национальной экономики регулирование оплаты труда является важнейшей компонентой политики доходов. С другой стороны, государство в любой экономической системе определяет направления социально-экономического развития страны и обеспечивает их реализацию, тем более в российской, где роль государственной власти по-прежнему велика, а аппарат госслужбы традиционно обширен.

Таким образом в работе сталкиваются два важнейших понятия: оплата труда и госслужба. Но этого мало, т.к. кроме их значимости они сами по себе имеют огромное количество проблем: от низкого уровня до сильной дифференциации оплаты труда, от коррупции до несогласованности в работе института в госслужбе. А если эти проблемы наложить с учётом того, что чиновник это одновременно и работник организации, которому нужно обеспечивать семью, и человек, оказывающий сильное влияние на социально-экономические отношения, то становится понятно, почему тема, затронутая в данной работе актуальна. Даже если отдалиться от экономики, то размеры заработной платы чиновников постоянно волнуют общественное мнение, т.к. эффективные решения в этой сфере могут по цепочке затронуть огромный пласт других отношений.

Таким образом, целью данной работы является исследование проблемы оплаты труда госслужащих и выработка предложений по ее совершенствованию.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

Раскрыта сущность оплаты труда и её организации

Дана общая характеристика денежного содержания государственных гражданских служащих;

Рассмотрены нормативно-правовые основы денежного содержания государственных гражданских служащих;

Выделены актуальные проблемы и предложены пути совершенствования оплаты труда государственных гражданских служащих;

Изучен зарубежный опыт оплаты труда государственных гражданских служащих

Объект исследования - оплата труда государственных граданских служащих.

Предметом данной работы является институт государственной гражданской службы.

Нельзя не сказать о том, что улучшение ситуации с оплатой труда госслужащих в результате принятия грамотных законов, повышения финансирования и т.п. не обязательно сделает бюрократический аппарат сверхэффективным. То же можно сказать и о решении отдельных проблем (например невыплат) с заработной платой по стране. Таким образом, важнейшим свойством является системность изучаемого вопроса, когда можно изучать отдельные элементы, чтобы глубже понять механизм работы, но решения об изменениях можно принимать лишь рассмотрев их влияние на связанные сферы. В конечном итоге, любая реформа должна последовательной и комплексной, только тогда можно будет говорить о решении существующих проблем.

1. Теоретические аспекты государственной гражданской службы

1.1 Государственная гражданская служба: понятие и сущность

Понятие "служба" имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятия служащего, место его работы; специфическое отношение к делу и т.д. В. Даль, рассматривая понятие "служба" как вид работы или деятельности, связывал службу с такими понятиями и ценностями, как жизнь для других, быть полезным обществу, готовность к делу и др.

Как правило, под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес. Предназначение службы связано с созданием условий для нормального функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности.

Особым видом службы является государственная гражданская служба, которая может касаться социально-культурного обслуживания людей, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов государственной власти и т.д.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Встречаются и другие определения понятия "государственная гражданская служба", но их определяют как синонимы: "государственная организация", "работа в пользу государства" и т.д.

В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. (ред. от 2.04.2014 г.)"О государственной гражданской службе РФ" под государственной службой понимается "профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации".

Следует заметить, что в определении понятия "государственная гражданская служба" в качестве ведущего признака выделяется прилагательное "государственная" - сущность и значение государственной службы определяются сущностью государства.

Государственная гражданская служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление.

Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

Следующий существенный признак понятия государственной гражданская службы - профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.

Государственная гражданская служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Государственная гражданская служба - это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования.

Государственная гражданская служба - особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных служащих.

Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

Возможность создания таких органов предусмотрена Конституцией РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Поскольку эти органы создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной гражданской службой.

Каждый государственный орган уполномочен российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте и производной непосредственно от государства.

Государственная гражданская служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной властей, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции, и отнесенных актами законодательства РФ и ее субъектов к государственной службе.

Таким образом, согласно действующему законодательству государственная гражданская служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной гражданской службе параметры публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

1.2 Государственный гражданский служащий: понятие и классификация

Долгое время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций). При этом в повседневной деятельности никто и никогда не пытался выяснить различия между «служащим» и «государственным служащим».

Начиная с конца 50-х годов в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие «государственный служащий». В конечном итоге все авторы приходили к выводу, что следует различать понятия «государственный служащий» в широком и узком смыслах слова.

Государственный служащий -- работник исполняющий те или иные обязанности, в соответствии с занимаемой должностью, на государственной службе.

Государственный служащий -- это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

Федеральный государственный служащий является гражданином, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственным гражданским служащим субъекта РФ считается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

На государственную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.

Если строго следовать определениям ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», то:

- «Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».

Отношения, связанные с поступлением на государственную службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного служащего Российской Федерации, регулируются законодательством.

Согласно российскому законодательству выделяется два вида государственных служащих:

Федеральные государственные служащие;

Федеральный государственный служащий -- работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.

Государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации;

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации -- работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных Федеральным Законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета.

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности гражданской службы подразделяются на категории (руководители, помощники, специалисты и обеспечивающие специалисты) и группы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы). Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Военнослужащие - лица, выполняющие профессиональную служебную деятельность на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Служащие правоохранительных органов - лица, выполняющие профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Если в качестве критерия классификации государственных служащих взять способ поступления на государственную службу, то можно выделить избираемых государственных служащих; назначаемых государственных служащих; служащих, замещающих государственную должность государственной службы по конкурсу.

Все государственные служащие могут быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и др.); служащие, не принимающие присягу (например, служащие отделов и управлений областной администрации).

2. Анализ и характеристика оплаты труда государственных гражданских служащих

2.1 Общая характеристика денежного содержания государственных гражданских служащих

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Согласно пункту 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся:

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада;

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

Премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

Ежемесячное денежное поощрение;

Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

В соответствующих случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.

Гражданским служащим производятся и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В отношении отдельных категорий государственных гражданских служащих предусматриваются специальные правила оплаты труда.

Так, согласно пункту 3 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ по отдельным должностям гражданской службы указом Президента РФ может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учитываются премии и ежемесячное денежное поощрение.

Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом РФ и Правительством РФ.

Порядок оплаты труда указанной категории федеральных государственных гражданских служащих определены Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 764 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации".

По отдельным должностям гражданской службы в соответствии с пунктом 14 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. При этом к указанной категории гражданских служащих не применяются иные условия оплаты труда.

Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом РФ и Правительством РФ.

Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, утверждается соответственно указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

Указом Президента РФ от 10.03.2009 № 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)"" предусмотрены меры по реформированию денежного содержания государственных служащих, включая развитие системы государственных гарантий, материального и нематериального стимулирования служащих, внедрение принципов оплаты труда по результатам работы.

В рамках реформирования в том числе предусматривается:

Повышение уровня правовой и социальной защищенности государственных служащих;

Совершенствование структуры денежного содержания (денежного вознаграждения), денежного довольствия федеральных государственных служащих с учетом особенностей видов государственной службы в целях повышения доли оклада денежного содержания в общем размере денежного содержания (денежного вознаграждения), денежного довольствия;

Совершенствование правового механизма регулярной индексации денежного содержания (денежного вознаграждения) государственных служащих;

Регламентация особого порядка оплаты труда по отдельным должностям государственной службы в зависимости от показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;

Формирование эффективной системы материального и нематериального стимулирования государственных служащих с учетом результатов их профессиональной служебной деятельности.

2.2 Нормативно-правовое обеспечение денежного содержания государственных гражданских служащих

Для начала попытаемся разобраться с классификацией государственных служащих, т.к. применяемая система оплаты труда может быть принципиально разной в зависимости от ранга работника. Вообще в нашем случае корректнее говорить не просто о государственной, а о государственной гражданской службе (в отличие например от военной службы, которая по-существу тоже является государственной, но относится к совершенно к другой сфере). Гражданская служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов. Все госдолжности в России сегодня разделены на категории "А", "Б", "В".

Под литерой "А" находятся так называемые политические должности, которые подразделяются на федеральные и региональные, но к госслужбе не относятся (Президент РФ, Председатель Совета Федерации Председатель Государственной Думы и т.д.).

Круг людей, профессиональную деятельность которых следует считать государственной службой, составляют лица, замещающие госдолжности категорий "Б" и "В". К первой группе чиновников относятся руководители администраций и аппаратов, помощники, советники, консультанты. Основная задача этих чиновников состоит в выполнении функций, обеспечивающих исполнение полномочий лицу, замещающему государственную должность категории "А". Что касается государственных должностей категории "В", то они учреждаются для исполнения и обеспечения полномочий соответственно второй группы госслужащих.

Госдолжности в регионах определяются конституциями и уставами субъектов РФ. В систематизированном виде они устанавливаются местным законодательством о государственной службе.

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие оплату труда госслужащих - это Федеральный Закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (от 07.07.2004), а также указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» (с изменениями и дополнениями).

Для государственных служащих различных категорий устанавливается денежное содержание и денежное вознаграждение.

Денежное вознаграждение государственного служащего определяется в едином размере с учетом должностного оклада и других составляющих денежного содержания. Таким образом, денежное вознаграждение представляет собой неразделенное на части денежное содержание.

Для государственных служащих категории «В» оплата производится по системе денежного содержания. А поскольку количество должностей категории «А» и государственных служащих «Б» по своему удельному весу незначительны, то наиболее распространенной системой оплаты в государственной службе можно считать денежное содержание. Это утверждение верно как для федеральной государственной службы, так и для государственной службы субъектов Федерации и муниципальной службы. Следовательно, можно считать, что для элиты государственной службы применяется денежное вознаграждение, а для основной массы государственных служащих -- денежное содержание.

Итак, оплата труда гражданского служащего (категории Б, В) производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования результатов профессиональной служебной деятельности.

Денежное содержание гражданских служащих состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы (должностного оклада) и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданских служащих, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (для регионального уровня - соответственно законодательством субъекта Российской Федерации).

Если говорить об особенностях, то частном секторе основным критерием, в соответствии с которым в большинстве случаев осуществляется стимулирование сотрудников, является величина прибыли, которую он принес фирме, т.к. здесь основной задачей является максимизация прибыли. В госсекторе этот критерий не пригоден в силу уже того, что основной задачей госорганизаций является минимизация издержек при выполнении своих функций или увеличение объема госуслуг при фиксированном бюджетном финансировании.

Однако чтобы обеспечить конкурентоспособность госсектора на рынке труда, необходимо стремиться, чтобы потенциальный уровень оплаты труда квалифицированного работника не намного отличался от уровня, предлагаемого частным сектором.

Кроме того, зарплата госслужащего должна обязательно быть основным источником его дохода. Проблема здесь состоит в несовместимости должности госслужащего с другими видами деятельности. В частности, законом ему запрещено заниматься оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой, быть депутатом законодательного собрания, заниматься предпринимательством, состоять членом органа управления коммерческой организацией. Данные ограничения были введены, очевидно, для предотвращения злоупотреблений со стороны госслужащих в процессе управления госактивами. Нельзя не сказать, что в отличие от частного

Другая особенность - в отличие от частного сектора не определены ни функциональные, ни отраслевые особенности чиновничьей деятельности. А ведь если проводить аналогию с производством, то можно заметить, что для одних чиновников главное - качественное выполнение бюрократических процедур, той самой рутинной работы; для других - поиск нестандартных, прорывных решений, и это тоже нужно учитывать при формировании оплаты труда.

Подчеркнём, что на сегодняшний день в России не существует унифицированной и нормативно закрепленной методики определения оплаты труда госслужащих, что негативно сказывается на прозрачности как процесса формирования фонда оплаты труда, так и взаимоотношений органов исполнительной власти с распорядителями бюджетных средств. Например, что во многих субъектах РФ, а также муниципальных образованиях и районах местные чиновники устанавливают себе такие оклады, которые порой в разы превышают зарплату их федеральных коллег.

Очевидно, что вопросы денежного содержания всех госчиновников должны быть отрегулированы законодательно исходя из единства целей, функций и требований к государственным служащим всей страны, начиная с работника органа местного самоуправления и кончая федеральным министром. Это связано с тем, что принятый в 2004 году Федеральный закон о госслужбе по-прежнему даёт значительную свободу регионам, а разделы посвящённые оплате труда в нём лишь уточняют положения вышеупомянутого указа 1997 года.

3. Совершенствование системы оплаты труда государственных гражданских служащих

3.1 Международный опыт оплаты труда государственных гражданских служащих

Одним из важнейших направлений совершенствования системы государственного управления является внедрение новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, которые должны предусматривать совершенствование системы моральной и материальной мотивации государственных гражданских служащих и стимулировать их антикоррупционное поведение . Безусловным фактором, определяющим эффективность работы государственного гражданского служащего является система оплаты труда.

В международной практике с незначительными отклонениями можно выделить две модели построения системы оплаты труда государственных служащих. Первая характеризуется невысоким уровнем денежного содержания со значительным социальным пакетом, а вторая - относительно высоким денежным содержанием, конкурентным на рынке труда и незначительным по объему социальным пакетом.

Каждая из моделей имеет свои преимущества и недостатки. Основными достоинствами первой модели являются:

сдерживание зарплатных ожиданий.

высокий социальный пакет эффективен в условиях инфляции.

Основными недостатками первой модели являются:

непривлекательность работы на государственной службе для молодежи.

К достоинствам второй модели можно отнести:

привлекательность работы на государственной службе для молодежи;

возможность привлекать и закреплять квалифицированные кадры.

Недостатками второй модели являются:

постоянное отставание от рынка труда;

отток квалифицированных кадров в частный сектор;

текучесть и невысокая закрепляемость кадров.

Международный опыт в области построения системы оплаты труда государственных служащих

В 2004 году законодательно была введена система оплаты труда в зависимости от результата (pay-for-performance) для высших руководителей, предусмотрена норма обязательного сертифицирования ведомствами своих систем оценки результатов деятельности служащих высшего звена.

В США оплата труда федеральных служащих ведется по Общей тарифной сетке. В ней 15 разрядов, каждый из которых характеризуется соответствующим уровнем сложности работы, ответственности и соответствующими квалификационными требованиями .

Опыт Германии

Формирование персонала государственной службы имеет вид алгоритма: образование - уровень службы - особенности замещения должности - денежное содержание. В ФРГ существует сводный реестр должностей с указанием сферы деятельности и подгруппы заработной платы. Он утвержден Федеральным законом о денежном содержании (Bundesbesoldungsgesetz).

Человек в системе государственной службы определяется по его знаниям и умениям:

простая служба - успешное завершение основной школы или получение соответствующего аттестата;

средняя служба - окончание реальной школы или успешное завершение основной школы, а потом получение профессионального образования или получение соответствующего аттестата;

повышенная служба - окончание специального высшего заведения или иным образом полученное свидетельство об этом уровне образования;

высшая служба - законченное, достаточное для всей последующей трудовой жизни высшее образование; для службы в общей системе государственного управления таким образованием считается университетское юридическое, экономическое, финансовое или образование в области социальных наук.

Эти требования закреплены в основных законах и распоряжениях о чиновниках. Вследствие этого в Германии невозможно прийти на высокую должность, не имея соответствующего диплома. Подобное комплектование государственной службы закрывает дорогу некомпетентным, неподготовленным людям.

В результате реформирования государственной службы, проводившегося с 2004 по 2009 гг., Федеральный закон о денежном содержании был изменен, и количество выплат существенно сократилось. С 1 августа 2011 г. действуют следующие виды выплат:

основной оклад;

доплаты на членов семьи только для чиновников групп оплаты А2 - А5;

доплаты за условия службы;

выплаты кандидатам при прохождении испытательного срока .

Основными группами оплаты являются группа А - чиновники, в отношении которых действует порядок восходящего продвижения по службе на основе аттестаций и квалификационных экзаменов; B - чиновники, в отношении которых действует установленный оклад и которые не подлежат аттестации и квалификационным экзаменам (это только люди с университетским образованием). Ранее групп оплаты было значительно больше - свои правила действовали для солдат. Сегодня они введены в общую сетку оплаты (A и B). Теперь вся служба, включая военную, подчиняется единым правилам установления денежного содержания. В отдельные группы выведены профессора университетов (группа оплаты W) и судьи (группа оплаты R).

Оплата труда чиновника и бюджетника чрезвычайна прозрачна, все сетки оплаты входят составной, неотъемлемой частью в Закон о денежном содержании чиновников или в Тарифный договор в отношении государственных служащих (бюджетников).

Ранее система была более сложной, позволявшей использовать широкий набор инструментов для стимулирования чиновников. Сейчас она значительно более плоская, предусматривает линейную карьеру человека: при прохождении аттестации человек переводится со ступени оплаты на ступень; при повышении квалификации - в пределах своего уровня службы из группы оплаты в новую группу оплаты.

Все связано именно с тем, что теперь используются новые стимулирующие надбавки - за условия несения службы.

Прежде чем представить эти надбавки, нужно отметить также, что чиновники двух групп - B (высшие должностные лица государственной службы) и W (профессора университетов) - не имеют повышающихся ступеней, здесь все зависит от должности или полученного научного звания и замещаемой должности, и потому шкала - плоская.

Повышающимся является оклад судей низших категорий - здесь есть философия карьерного роста в зависимости от опыта, стажа, в зависимости от качества работы. Однако затем - тоже только установленный оклад, привязанный к должности судьи.

Поощрения могут достигать 15% от величины годового оклада чиновника. В параграфе говорится, что это не постоянно действующие выплаты: если успехи чиновника снижаются, то не может быть и выплат. Для начинающих чиновников и солдат премии не должны превышать 7%.

Однако для некоторых категорий чиновников премии могут быть более чем значительными - до 250% от оклада. Эти выплаты рассчитаны, прежде всего, на тех, кто связан с системами жизнеобеспечения страны, кто сам подвергает собственную жизнь риску.

В отношении бюджетников в Германии действует Тарифный договор.

В соответствии с тарифными договорами с 1 октября 2005 г. начала действовать новая система тарифных разрядов, которая объединила ранее раздельно оплачивавшиеся уровни публичной службы, предусматривается унификация отпусков, выплат на детей и по болезни для всех категорий служащих, ежегодных премиальных выплат.

В отличие от ранее действовавшей тарифной сетки ныне принято деление на 15 тарифных разрядов на публичной службе.

Показательно: на коммунальном уровне оклад растет быстрее в первые годы службы. Это сделано для того, чтобы удержать людей, в первую очередь молодежь, особенно тех, кто занят непосредственным оказанием услуг населению, на службе. Затем выплаты выравниваются и становятся такими же, как и для федеральных бюджетников.

В отличие от этого, тарифные договоры для других видов занятости отличаются иными шкалами окладов, например, для тех, кто оказывает социальные услуги эта шкала больше, оклады в начальные годы карьеры растут быстрее, чем у чиновников и федеральных бюджетников.

Принятие нового Тарифного договора преследовало несколько целей. Так, благодаря новой тарифной сетке сокращается количество тарифных разрядов, а сами эти разряды формируются на основе менее чем ста признаков, ранее для этого принималось в расчет около 17 тыс. различных факторов.

Все 15 разрядов сводятся к единым принципам оплаты труда. Учет опыта работы и индивидуальных результатов будет осуществляться на основе шести повышающих оклад ступеней, что делает публичную службу привлекательнее благодаря более лучшей оплате труда на начальных ступенях карьеры.

В ряду мер политики - постоянный мониторинг экономики, сопоставление показателей, характеризующих уровень жизни в стране, с тем, что есть на государственной службе. Примером такого рода мониторинга - сравнительные таблицы, в которых содержание чиновников, зарплата в промышленности сравниваются со стоимостью жизни .

3.2 Актуальные проблемы и предложения по совершенствованию оплаты труда государственных гражданских служащих

По ряду должностей оклады установлены в виде так называемой вилки, при этом предусмотрена возможность их варьирования в определенных пределах. По некоторым группам должностей, включающих в основном вышестоящих руководителей оклады установлены в твердом размере. Здесь просматривается тенденция: чем «значительнее» должность, тем тверже и гарантированнее оплата. Нередко это аргументируется тем, что на высших должностях наличие «вилки» практически неоправданно, поскольку оклад, как правило, устанавливается по максимуму. Но этот довод не является обоснованным. Он предполагает, более того, закрепляет разные требования к деловым качествам служащих на высших и иных должностях, что не может быть признано оправданным. При такой системе в основном на уровень денежного содержания государственного служащего влияет занимаемая должность и квалификационный разряд, и практически никак не учитывается, насколько хорошо работает тот или иной государственный служащий.

По вопросу финансирования отметим одну особенность, которая ярко подтверждает, что серьёзные проблемы в оплате труда действительно имеются. В некоторых органах исполнительной власти, особенно на уровне субъектов РФ, при планировании ФОТ могут быть установлены определенные ограничения на совокупный размер ФОТ или на предельно допустимые уровни доходов по должностям. При этом, если государственный служащий имеет большую выслугу лет и интенсивно работал и, при расчете, ФОТ превышает предельно допустимые нормы, то происходит сокращение размера какого-либо из видов надбавок. Конечно, при такой практике ограничения оплаты лучших работников ни о каком эффективном стимулировании труда и речи быть не может.

Другая проблема - низкий размер окладов на начальных должностях государственной службы, когда фактически после поступления на федеральную государственную службу оплата труда государственных служащих состоит только из должностных окладов. Существующий разрыв между минимальным потребительским бюджетом и размером должностного оклада на практике означает, что на эти должности практически невозможно привлечь квалифицированных работников.

Кроме того, ни финансовые органы, ни госорганы управления не имеют четкого представления о том, сколько составляют реальные потребности в оплате труда органа исполнительной власти. При использовании метода планирования «от прошлого года» при изменении структуры и объема деятельности органа исполнительной власти размер фонда оплаты труда может оказаться недостаточным для выполнения задач и функций органа власти, и опять же придётся на ком-то экономить.

Последняя проблема уже упоминалась - это коррупция. С вымогательством взяток, волокитой в оформлении бумаг и т.п. сталкиваются около 20% граждан и 30% предпринимателей. Здесь важно подчеркнуть, что бороться надо не только с фактами коррупции, но и с причинами, ее порождающими - остающейся в силе теневой экономикой, непрофессионализмом части госслужащих и недофинансированием госаппарата. Таким образом, проблема коррупции связана, по большей части, как раз с неэффективной организацией оплаты труда, и является как бы суммарным итогом действия всех вышеозначенных негативных факторов.

Теперь несколько слов о вариантах преобразований в оплате и стимулировании труда госслужащих. Их не мало, они приводятся в СМИ, зарубежной и отечественной литературе. Наиболее распространенными предложениями являются:

Простое, причем резкое (до 15 раз), увеличение окладов госслужащих;

Установление зависимости окладов госслужащих от динамики средней по стране заработной платы (например, в Японии весной ежегодно оклады госслужащих индексируются по мере изменения средней зарплаты в промышленности);

Установление зависимости окладов госслужащих от динамики минимальной заработной платы или прожиточного минимума и некоторые другие.

Схематично эти направления изображены ниже:

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Рис. 3. Предложения по реформированию оплаты труда госслужащих

государственный гражданский служащий оплата

Рассмотрим все эти направления подробнее.

Первый путь (резкий рост зарплаты). Как мы уже знаем, системы мотивации и оплаты труда могут считаться полноценными и эффективными, если они выполняют не только воспроизводственную функцию, но и стимулирующую. Иногда ошибочно считают, что надо больше платить -- тогда автоматически обеспечим зарплате, премии, должностному окладу статус мощного стимула. Однако на самом деле высокий размер вознаграждения (даже супервысокий) -- это еще не гарантия пропорционального возрастания его стимулирующей роли и более эффективной работы человека. По исследованиям психологов эффект увеличения заработка позитивно влияет на количество и качество труда в течение не более трех месяцев, а затем радость повышения зарплаты проходит, об этом забывают и персонал работает в своем обычном среднем режиме.

Часто приводят в пример заработки западных чиновников. Действительно, цифры впечатляют. Они сродни тем, что предлагают сторонники шокового роста окладов госслужащих России. Например министерские доходы в Великобритании варьируются от 25 до 80 тыс. фунтов стерлингов, лорд-канцлера-- 150 тыс в США зарплата членов кабинета составляет около 140 тыс. долларов в год; премьер-министр Японии получает 20 млн. йен (около 10 тыс. долларов) в месяц и т.д.

Однако посмотрим на эту статистику с другой точки зрения. В этой же Японии средняя месячная зарплата составляет более 3 тыс. американских долларов, а минимальная -- свыше тысячи. Примерно такой же порядок заработков у тех, ради кого служат премьеры, министры, шефы отделов, управлений, департаментов и т.д. и в других развитых странах.

И еще небольшой комментарий к получившему распространение в печати аргументу в пользу резкого повышения окладов госслужащих вне зависимости от других условий и обстоятельств. Их авторы говорят, что якобы нонсенс -- многие чиновники направляют миллионные и миллиардные финансовые потоки, а сами получают гроши. И первое и второе в отдельности -- сущая правда, а вот то, что вместе -- это нонсенс, вряд ли так противоречиво: и кассир в районном банке имеет невысокую зарплату, и работники монетного двора далеко не самые высокооплачиваемые люди.

Следовательно единственным надежным инструментом устойчивого, стабильного роста стимулирующей роли оплаты труда является обеспечение зависимости ее размеров от квалификации, фактической результативности работы человека, конечных показателей предприятий, регионов и т.д.

Второй путь (связь с макропоказателями). Мы уже подробно описывали этот подход в предыдущем разделе. Принципиальный вопрос здесь -- с каким центральным показателем целесообразно связать размеры окладов чиновников. Таким критерием для страны в настоящее время бесспорно является экономический рост и положительная динамика ВВП. От этого, как известно, зависит почти все -- экономическое, политическое, культурное, социальное развитие России, пенсии, стипендии, оклады, в том числе госслужащих, и т.д. и т.п. И сторонники этого подхода считают, что следует поставить в прямую зависимость оклады госслужащих от роста (снижения) объемов ВВП.

Конечно, несложно найти в этой связке теоретические и методологические погрешности. Например, что не все госслужащие непосредственно своей деятельностью влияют на экономический рост. Но с другой стороны, можно поставить вопрос - не влияют или даже не хотят влиять? В новых условиях стимулирования труда все они будут стремиться в меру своих возможностей позитивно воздействовать на динамику ВВП.

Третий сюжет (привязка к МРОТу и т.п.). При построении мотивационных систем следует учитывать возможную дифференциацию в оплате труда, то есть кратность, разрыв размеров оплаты труда между самыми высокооплачиваемыми работниками и их коллегами с противоположной стороны. Бесконтрольность за этим процессом может привести к серьезным социальным неприятностям, взрывам и потрясениям, так как согласно западным методикам, дифференциация в оплате труда, превышающая соотношение 30:1, становится «критической массой», способной разбалансировать общество. Так что, в любом случае, к сторонникам этого подхода также стоит прислушаться.

В заключение подчеркнем, что анализируемые проблемы нельзя рассматривать изолированно без модернизации всей системы госслужбы. Оплата труда и соответствующие преобразования -- лишь важнейший, но не единственный шаг в совершенствовании российского института госслужбы. Нужны новые комплексные подходы, по всей его технологической цепочке -- от найма до увольнения, включая, например, серьезный конкурсный экзамен при поступлении на госслужбу (тогда меньше будет случайных и бездарных людей среди чиновничества), введение новых систем найма (тогда не будет соперничества за лучшие кадры с бизнесом и т.д.), использование технологий кадровой ротации по горизонтали и вертикали (тогда не будет неожиданных министров и вице-премьеров), подготовку на рабочем месте и. конечно, оплату труда. А значит, появится больше шансов говорить о сильном и эффективном институте государственной службы России.

Заключение

Итак, мы исследовали проблему оплаты труда государственных служащих и направления развития в данной области, и пришло время сделать некоторые выводы по итогам данной работы.

Важность заработной платы в социально-трудовых отношениях трудно переоценить, и особенно остро проблема эффективного управления ею встаёт в российских условиях, когда оплата труда практически не выполняет присущие ей функции.

Существуют различные способы организации оплаты труда, и один из них - система должностных окладов, используется для госаппарата. Мы подробно рассмотрели из каких элементов состоит жалование, получаемое чиновником, подчеркнём лишь, что вопрос соотношения тарифной и надтарифной части заработка здесь остаётся открытым. С одной стороны плохо, когда работник имеет слишком маленькую гарантированную ставку, с другой - когда наоборот размер зарплаты слишком жёстко зафиксирован, что снижает стимулы к эффективному труду.

При рассмотрении статистических данных была выявлено две тенденции: продолжающийся рост госаппарата, особенно за счёт регионов; и нестройность, разброс в размерах оплаты труда при рассмотрении госаппарата в вертикальном и даже горизонтальном разрезе.

В целом, если говорить о практике госслужбы, то здесь имеется множество негативных моментов, которые, в конечном итоге, сводятся к неудовлетворительному исполнению ей своих функций. Представляется, что выходом из сложившейся ситуации может быть комплексная реформа госслужбы, целями которой будут:

а) создание единой целостной системы государственной службы Российской Федерации с учетом новых социально-политических, экономических, культурных и национальных особенностей страны;

б) кардинальное повышение эффективности государственной службы в интересах укрепления государственности, развития гражданского общества и каждого гражданина страны;

в) формирование высокопрофессионального корпуса государственных служащих, владеющего современными управленческими и информационными технологиями;

г) создание системы управления государственной службой РФ.

А уже в рамках этой реформы можно будет решить существующие проблемы механизма организации заработной платы - несогласованность действий органов власти при формировании средств на оплату труда, недоработанная система должностных окладов и т.д.

Одним из перспективных путей здесь может быть привязка размера оплаты труда к результатам деятельности. Как в компаниях результативным показателем служит прибыль, так в государстве - это будет ВВП, причём этот принцип можно спустить и до служащих регионального и местного уровня, беря там за основу какие-либо актуальные параметры социально-экономического развития (уровень инфляции, промышленная продукция, уровень безработицы и т.п.). По вопросу - что делать с должностями, которые на эти параметры не влияют, можно сказать, что это лишь теоретическое направление изменений, и при должной его разработке и соответствующем законодательном обеспечении можно будет решить и эту проблему.

Подобные документы

    Структура и характеристика оплаты труда государственного гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания, дополнительные выплаты. Фонд оплаты труда служащих и работников государственных органов. Проблемы и пути совершенствования этой сферы.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2017

    Сущность, виды оплаты труда государственных гражданских служащих. Характеристики системы экономического обеспечения деятельности государственных гражданских служащих Москвы. Проблемы обеспечения деятельности и пути совершенствования данной системы.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2012

    Понятие и виды поощрений государственных гражданских служащих, перечень возможных оснований. Порядок и условия применения поощрений и награждений государственных гражданских служащих, добросовестно и эффективно исполняющих должностные обязанности.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2011

    Понятие и виды государственных служащих, их функциональные особенности, полномочия и сфера деятельности. Сравнительная характеристика и специфика работы государственных и муниципальных служащих, правовое регулирование их пенсионного обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2014

    Основные права, должностные обязанности и правоограничения государственных гражданских служащих. Ограничение и запреты прав государственных служащих, как реализация служебной деятельности в сфере соблюдения государственными служащими публичного интереса.

    реферат , добавлен 16.10.2013

    Правовая база и принципы профессионального развития государственных служащих. Совершенствование системы их профессионального обучения в России и опыт зарубежных стран. Организация профессионального развития государственных гражданских служащих.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2009

    Понятие и сущность организации труда государственных служащих. Особенности и критерии эффективности организации труда государственных служащих. Характеристика, анализ, совершенствование организации труда государственных служащих Аппарата Совета Федерации.

    дипломная работа , добавлен 23.05.2015

    Оплата труда в виде денежного содержания - средство материального стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Государственная служба: система нормативно установленных государственных органов - служб, надзоров, агентств.

    контрольная работа , добавлен 18.08.2009

    Изучение теоретических и правовых основ переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих. Особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 25.08.2010

    Понятие и сущность результативности деятельности государственных служащих. Основные группы показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, в соответствии с законодательством РФ.

  • Приложение N 1. Размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных гражданских служащих
    • Раздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации
    • Раздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
    • Раздел 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
    • Раздел 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Правительства Российской Федерации
      • Глава 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Аппарате Правительства Российской Федерации по обеспечению выполнения функций Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации и формированию государственного оборонного заказа. - Утратила силу
    • Раздел 5. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих федеральных министерств
      • Глава 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Министерстве обороны Российской Федерации
      • Глава 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Министерстве внутренних дел Российской Федерации
    • Раздел 6. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Управления делами Президента Российской Федерации
    • Раздел 7. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации
    • Раздел 8. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации
      • Глава 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральной таможенной службе. - Утратила силу
    • Раздел 8.1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
    • Раздел 9. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам
      • Глава 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в федеральных службах и федеральных агентствах, на которые возложены функции государственного контроля или надзора
      • Глава 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральной налоговой службе
      • Глава 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральной службе судебных приставов
      • Глава 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. - Утратила силу
      • Глава 5. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральной таможенной службе
      • Глава 6. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральном казначействе
    • Раздел 10. Должностные оклады федеральных государственных гражданских служащих представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом
    • Раздел 11. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
      • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня
        • Глава 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в региональных таможенных управлениях, в таможнях, на таможенных постах межрегионального уровня Федеральной таможенной службы
        • Глава 6. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации межрегионального уровня
        • Глава 7. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации
        • Глава 8. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации окружного уровня
        • Глава 9. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Федеральной миграционной службы межрегионального уровня. - Утратила силу
      • Подраздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации
        • Глава 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федеральной налоговой службы
        • Глава 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. - Утратила силу
        • Глава 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федерального казначейства
        • Глава 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов
        • Глава 5. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции государственного контроля или надзора
        • Глава 6. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации
        • Глава 7. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации в субъекте Российской Федерации
        • Глава 8. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Федеральной миграционной службы в субъекте Российской Федерации. - Утратила силу
      • Подраздел 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня
        • Глава 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федеральной налоговой службы
        • Глава 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. - Утратила силу
        • Глава 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федерального казначейства
        • Глава 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федеральной службы судебных приставов
        • Глава 5. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции государственного контроля или надзора
        • Глава 6. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации
      • Подраздел 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти, расположенного в г. Байконуре на период аренды комплекса "Байконур" Российской Федерацией
    • Раздел 12. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации
      • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации. - Утратил силу
      • Подраздел 2. Должностные оклады федеральных государственных гражданских служащих дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации. - Утратил силу
      • Подраздел 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации. - Утратил силу
      • Подраздел 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих государственного органа при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. - Утратил силу
      • Подраздел 5. Должностные оклады федеральных государственных гражданских служащих представительств государственного органа при Министерстве иностранных дел Российской Федерации за рубежом. - Утратил силу
    • Раздел 13. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппарата Конституционного Суда Российской Федерации
    • Раздел 13.1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппарата Верховного Суда Российской Федерации
    • Раздел 14. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции
      • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда
      • Подраздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов Верховного Суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда
      • Подраздел 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов районного суда, городского суда, межрайонного суда, гарнизонного военного суда
    • Раздел 15. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. - Утратил силу
    • Раздел 15.1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов арбитражных судов Российской Федерации
      • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов арбитражного суда округа, Суда по интеллектуальным правам, арбитражного апелляционного суда
      • Подраздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппарата арбитражного суда субъекта Российской Федерации
    • Раздел 16. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов арбитражных судов Российской Федерации. - Утратил силу
    • Раздел 16.1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
      • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
      • Подраздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации
        • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации
        • Подраздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих главного следственного управления (следственного управления) Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации и специализированного (в том числе военного) следственного управления (следственного отдела), приравненного к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации
        • Подраздел 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих межрайонного следственного отдела, следственного отдела по району, городу (административному округу, закрытому административно-территориальному образованию) и приравненного к нему специализированного (в том числе военного) следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации
        • Раздел 22. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих государственных органов Правительства Российской Федерации, государственных органов при Правительстве Российской Федерации
      • Приложение N 2. Размеры окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих
      • Приложение N 3. Изменения, вносимые в Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1371 "О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг" и в положение о Порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденное этим указом
      • Приложение N 4. Перечень Указов Президента Российской Федерации, утративших силу

      Открыть полный текст документа

Похожие публикации