Что включает в себя массовая культура. Массовая и элитарная культура

— , приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

  • средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
  • средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
  • технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.

В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре. Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст . т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

К основным составляющим массовой культуры относят:

  • информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
  • индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
  • систему формирования массового потребления , центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
  • тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

Массовая культура - важнейшее социальное явление со-временного общества. Ее продукты, начиная от серийно из-готовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами (песни или мелодии, пользующиеся в данное время особой популярностью), бестселлерами (книга - ли-дер продаж), блокбастерами (фильмы с большим бюджетом, дорогими актерами, лучшими декорациями), вошли в по-вседневную жизнь людей.

Массовая культура с момента своего появления стала для философов, социологов предметом изучения и острых дис-куссий. Споры о значении этой культуры, ее роли в разви-тии общества продолжаются и сегодня.

КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Культура, как вы уже убедились, многолика и много-гранна. Она принимает специфические формы. В ней мож-но проследить разные направления, выделить достаточно ав-тономные области. Эти различия кладутся в основу различных классификаций и типологий культурных явле-ний и процессов. Культура делится на материальную и духовную. Широкое распространение полу-чило разделение культуры на народную, элитарную и мас-совую. Причины возникновения массовой культуры, прису-щие ей характерные особенности мы подробно рассмотрим ниже. Деление культуры на элитарную и народную утвер-дилось в XIX в. и во многом связывалось с социально-клас-совым расслоением общества.

Народная культура включает ценности не только «по-требляемые», но и творимые, создаваемые народом. Такая культура, охватывающая различные направления, представ-ленная многими жанрами, существовала всегда. В середине XIX в. английский археолог Дж. Томсон придумал слово «фольклор» (от англ. folk - народ, lore - знания, муд-рость). Постепенно это слово вошло во многие языки мира для обозначения художественных произведений народной культуры, т. е. народного искусства. Наряду с устным на-родным творчеством (сказками, былинами, пословицами) важными направлениями этого искусства являются хорео-графия (танец), песенное творчество (лирические песни, ро-мансы, баллады, частушки), кукольный театр, а также при-кладное искусство (вышивка, игрушка и др.).

В народном искусстве получают свое отражение представ-ления, ожидания тех, кого привычно называют «простыми людьми». Эти ценности складывались веками. В сказаниях и былинах, лирических напевах и частушках, пословицах и поговорках мы находим не только приметы конкретного ис-торического времени, но и непреходящие социальные и культурные ценности - идеалы добра, красоты, справедли-вости, солидарности. Это искусство творилось и в совмест-ном труде, и на общих праздниках, и при соблюдении мно-гочисленных обрядов, освещающих основные вехи земной жизни каждого человека (рождение ребенка, вступление во взрослую жизнь, бракосочетание, прощание с умершим). Народное искусство не знает разделения на создателей и «потребителей». Вспомним, на различных концертах можно услышать такое представление очередного номера: «Испол-няется песня (такая-то), композитор (такой-то), слова народ-ные»; «Исполняется русский народный танец» (и нет фами-лий постановщика, хореографа и т. п.). Здесь нередко нет и разделения на исполнителей и слушателей. Народная куль-тура всегда несет на себе своеобразие породившего ее наро-да, особенности его менталитета, культурно-исторических традиций.

Элитарная культура получила распространение в городах среди образованной части населения и создавалась при-вилегированной частью общества либо по ее заказу профес-сиональными художниками, писателями, музыкантами. Термин «элитарная культура» относят прежде всего к про-изведениям изобразительного искусства, литературы, музы-ки, поэтому чаще говорят об элитарном или высоком искус-стве. До появления массовой культуры считалось, что отчуждение народа от элитарной культуры вызвано прежде всего недоступностью в материальном отношении продуктов этой культуры, а также неграмотностью основной массы населения. Вслед за классиком отечественной литературы Н. А. Некрасовым многие считали, что, как только эти фак-торы будут преодолены, окрыленный народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Однако действительность оказа-лась иной. Востребованной широкими слоями общества ока-залась не высокая культура, а та, которую в дальнейшем стали называть массовой. Сложилось убеждение, что восприятие элитарной культу-ры требует определенного уровня образования, широкого культурного кругозора, развитого эстетического чувства, хо-рошего вкуса. Те, кому эти качества не присущи, а их все гда в обществе большинство, остаются «глухими» к творе-ниям высокого искусства. Иными словами, они адресованы наиболее эстетически развитой части населения.

Исследователями замечено, что высокое искусство пред-полагает определенную дистанцию от зрителя, слушателя. Ее созданию способствует торжественное, пышное оформле-ние тех залов, в которых происходит восприятие искусства: музеев, концертных залов, оперных театров.

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО И «ЧЕЛОВЕК МАССЫ»

Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. так называемого массового общест-ва . Материальной основой произошедших в XIX в. сущест-венных перемен стал переход к машинному производству, резко увеличившему и одновременно удешевившему произ-водство товаров. Но индустриальное машинное производст-во предполагает стандартизацию, причем не только оборудо-вания, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня, рабочей одежды и т. д. Затронули процессы стандартизации и духов-ную культуру.

Достаточно четко обозначились две сферы жизни работа-ющего человека: собственно работа и досуг - социально значимое свободное время.

В результате возник платежеспособный спрос на те това-ры и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением «типового» культурного продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т. д. Они были предназначены прежде всего для того, чтобы по-мочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда.

Использование в производстве новых технологий, расши-рение участия масс в политике потребовали определенной образовательной подготовки. В индустриально развитых странах делаются важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании было введено обязательное обуче-ние детей в возрасте 5-12 лет, в конце столетия была от-менена плата за обучение в начальной школе. В результате в ряде стран появилась обширная читательская аудитория, а вслед за этим зародился один из первых жанров массовой культуры - массовая литература.

Ослабленные с переходом от традиционного общества к индустриальному непосредственные связи между людьми от-части заменили появившиеся средства массовой коммуника-ции, способные быстро транслировать разного рода сообще-ния на большую аудиторию.

Массовое общество, как отметили многие исследовате-ли, породило его типичного представителя - «человека мас-сы» - главного потребителя массовой культуры. Философы начала XX в. наделяли его преимущественно отрицательны-ми характеристиками - «человек без лица», «человек - как все». В первой половине прошлого века испанский фи-лософ X. Ортега-и-Гасет одним из первых дал критический анализ этого нового социального феномена - «массового человека». Именно с «массовым человеком» связывает фило-соф кризис высокой европейской культуры, сложившейся системы общественной власти. Масса вытесняет элитарное меньшинство («людей с особыми качествами») с ведущих позиций в обществе, замещает его, начинает диктовать свои условия, свои взгляды, свои вкусы. Элитарное меньшинст-во - те, кто требует от себя многого и сам на себя взвали-вает тяготы и обязательства. Большинство же не требует ни-чего, для них жить - это плыть по течению, оставаясь такими, какие есть, не силясь превзойти себя. Основными чертами «массового человека» X. Ортега-и-Гасет считал безудержный рост жизненных запросов и врожденную не-благодарность ко всему, что эти запросы удовлетворяет. По-средственности с безудержной жаждой потребления, «варва-ры, которые хлынули из люка на подмостки сложной цивилизации, их породившей» - так нелестно характери-зует большую часть своих современников философ.

В середине XX в. «массового человека» во все большей степени стали соотносить не с «восставшими» нарушителя-ми устоев, а, наоборот, со вполне благонамеренной частью общества - со средним классом. Понимая, что они не эли-та общества, люди среднего класса тем не менее довольны своим материальным и социальным положением. Их стан-дарты, нормы, правила, язык, предпочтения, вкусы прини-маются обществом как нормальные, общепринятые. Для них потребление и досуг не менее важны, чем работа и карьера. В работах социологов появилось выражение «обще-ство массового среднего класса».

Есть сегодня в науке и еще одна точка зрения. Согласно ей, массовое общество вообще сходит с исторической сцены, происходит так называемая демассификация. На смену еди-нообразию и унификации приходит подчеркивание особен-ностей отдельного человека, персонализация личности, на смену «массовому человеку» индустриальной эпохи прихо-дит «индивидуалист» постиндустриального общества.

Итак, от «вырвавшегося на сцену варвара» до «добропо-рядочного простого гражданина» - таков разброс взглядов на «массового человека».

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассмотрим основные особенности массовой культуры.

Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали од-ной из основных причин успеха массовой культуры. Гово-рят даже о ее примитивности. Но облегченность этих про-изведений во многом была обусловлена объективными условиями, вызвавшими к жизни массовую культуру. Труд-ность приспособления к непривычной городской среде, мо-нотонная, изнуряющая работа на промышленном предприя-тии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных при-лавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные пред-ставления, фильмы, публикации.

Простоту произведений массовой культуры нельзя од-нозначно связывать с их низким уровнем. Понятие «массо-вая культура» не равнозначно понятию «плохая культура». В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, танцовщик Фред Астер, всемирно известные певцы Марио Ланца, Эдит Пи-аф, композиторы Ф. Лоу (автор мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссеры Г. Александров, И. Пырьев и др. Имена создателей замечательных образцов «культуры для народа» можно перечислять долго.

Занимательность. Сказанное выше подводит нас к выво-ду, что эта черта присуща многим произведениям массовой культуры. Занимательность обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неиз-менный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произве-дений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.

Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление дейст-вительно массой людей. Книги выходят подчас миллион-ными тиражами, «мыльную оперу» по телевидению также смотрят миллионы зрителей. Определенная серийность про-является и в известной повторяемости сюжетных ходов, по-хожести героев. Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллет-ристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читате-ля, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональ-ных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Чи-тая даже облегченное литературное произведение, мы неиз-бежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Эк-ранное восприятие не требует от нас этого.

Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рам-ках массовой культуры, - это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демокра-тичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. По-этому производители подобной продукции стали ориентиро-ваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.

СМИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Газета и журнал, радио и телевидение, кино и Интер-нет - это те каналы, посредством которых мы в основном и приобщаемся к плодам культуры, преимущественно мас-совой.

Эти каналы получили название средств массовой (по-скольку сообщение поступает сразу к большим группам лю дей) коммуникации, благодаря им сообщения и «картинка» проникают в самые отдаленные уголки планеты, в самые широкие слои общества.

У нас их чаще называют средствами массовой информа-ции (СМИ), хотя согласимся, что информацией в данном случае дело не ограничивается.

Система СМИ складывалась постепенно. Первыми в XVII в. появились газеты и журналы. В XIX в. происходит разделение на так называемую качественную и массовую прессу. В США начинает свою активную жизнь желтая пресса. В прошлом веке систему СМИ пополнили радиостан-ции, а затем и студии телевидения. Конец XX в. ознамено-вался созданием сети Интернет.

С 70-х гг. XX в. утверждается тезис об исключительном влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. К этому времени технические возможности СМИ, прежде всего благодаря телевидению, резко возросли. СМИ, как вы знаете, стали называть четвертой властью.

Особенно значительной становится роль СМИ в условиях современной глобализации мира. Об их вездесущности гово-рит, в частности, такой факт, описанный в книге социоло-га Л. Туроу. Автор с друзьями путешествовал по Саудовской Аравии. В отдаленной пустынной местности, за много кило-метров от ближайших дорог и электрических линий, они за-метили палатку бедуинов, снабженную спутниковой антен-ной и генератором тока для приема телепередач. «Они видели на экране то же, что и мы!» - восклицает автор. По мнению ряда исследователей, глобальная система СМИ ве-дет к нивелированию культурных различий, утрате культур-ного своеобразия народов. СМИ способствует глобализации, но и сами испытывают ее влияние. Одним из проявлений этого выступает создание так называемых глобальных газет, которые читают в различных уголках планеты. Их немно-го, и все они пока выходят на английском языке - языке общения международного бизнеса.

Другой стороной процесса глобализации является рост местной прессы и малых по тиражу, но влиятельных для небольших населенных пунктов изданий. В журнальном де-ле растет число специализированных изданий.

Долгое время довольно бурно развивалась так называе-мая желтая, или бульварная, пресса: появлялись все новые газеты и журналы этого направления, росли их тиражи. В последние годы в странах Запада наметились обратные процессы. В Англии по-прежнему издается несколько тра-диционных бульварных газет, но их тиражи сокращаются. Во Франции практически нет ежедневных бульварных га-зет. На смену этим изданиям идут развлекательные ежене-дельники, «мужские» и «женские» журналы.

В постиндустриальном обществе, где главным ресурсом становится качественная и надежная информация, растет спрос на более серьезные издания. Их читатели - это пре-имущественно «белые воротнички», образованные круги об-щества.

При этом сама серьезная пресса расширяет круг охваты-ваемых тем, становится более демократичной.

Из всех средств массовой информации самым, можно сказать, массовым является телевидение. По своей глубине (длительности времени просмотра передач) и по своей ши-роте (количеству людей, которые его смотрят) телевидение превратилось в такую влиятельную культурную силу, кото-рой нет аналогов в прошлом. Это очевидно не только иссле-дователям, постоянно изучающим телеаудиторию, но понят-но и нам с вами - «рядовым» армии телезрителей. Более 75% россиян в одном из социологических опросов отвели телевидению решающую роль в общественном развитии. Есть и такие данные. Средний американский подросток смотрит ТВ 21 ч в неделю, проводя 5 мин наедине со сво-им отцом и 20 мин - наедине с матерью. Много времени проводят перед экраном телевизора и россияне. Конечно, разные возрастные и социальные группы населения неоди-наково увлечены телепросмотром. Помимо подростков, опре-деленную телезависимость испытывают пожилые люди. Во многом это объясняется снижением у них возможностей пе-редвижения и, как следствие, общения.

Понятие массовой культуры

На сегодняшний день единого универсального определения такого понятия, как «массовая культура», не существует.

Все дело в том, что данное словосочетание включает в себя три составляющих. Во-первых, непосредственно культуру как уникальный характер продукта. Во-вторых, явление массовости как масштаб распространения. И наконец, в-третьих, культуру как определенную духовную значимость. В общем смысле словосочетание «современная массовая культура» служит для обозначения характерных особенностей процесса производства культурных ценностей, ориентированных на массовое потребление современным обществом. Важно отметить, что в данном случае проводится прямая аналогия с поточно-конвейерной организацией труда.

Характерные особенности и признаки

В современной социологии и философии понятие «массовая культура» обобщенно отражает состояние культуры и общества начиная с середины двадцатого века. Их характерными особенностями является целый ряд самых разнообразных феноменов. Например, быстрая урбанизация общества, развитие таких средств массовой информации, как телевидение, кино, радио, иллюстрированные журналы и дешевые «карманные» издания книг. Помимо этого, термин «массовая культура» подразумевает под собой индустриально-коммерческий вид производства, стандартизированное распределение духовных благ и демократизацию культуры. Сюда же можно отнести и увеличение затрат на проведение свободного досуга в бюджете среднестатистической семьи. Анализируя основные характеристики такого понятия, как массовая культура, признаки данного социокультурного явления также необходимо рассмотреть. Среди них выделяют быстродоступность, ориентированность на однородную по своим характеристикам аудиторию, упор на иррациональное, эмоциональное, бессознательное и коллективное, эскейпизм, консерватизм и использование средней языковой нормы.

Основные сферы проявления

Среди основных направлений массовой культуры в настоящее время выделяют индустрию «субкультуры детства», массовые общеобразовательные школы, систему национальной идеологии, массовые политические партии и движения, массовую социальную мифологию, эффективным образом упрощающую сложную систему ориентаций и ценностей человека до элементарных понятий. Кроме того, выделяют увеличение числа разнообразных развлечений, игровых комплексов, а также организаций, стимулирующих и управляющих потребительским спросом на услуги, вещи или идеи.

Значение для современного общества

В настоящее время термин «массовая культура» все больше утрачивает свой негативный окрас и критическую направленность. Сегодня все чаще подчеркивается ее значимость, обеспечение благодаря ей социализации большого числа людей в условиях постоянно меняющейся среды современного индустриального общества. Наряду с пропагандой упрощенных представлений и ценностей, массовая культура тем не менее эффективно решает задачу жизнеобеспечения самых разнообразных социальных групп. Помимо этого, она обеспечивает и масштабное включение в индустрию потребления, а значит, и поддержание процесса производства.

Все виды творчества обладают особыми чертами. Перечислим основные признаки массовой культуры:

  • доступность для всех людей

Произведения массовой культуры доступны и понятны для большинства людей, они создаются для отдыха, получения удовольствия.

Массовая культура появилась в период быстрого развития техники, перехода к широкому распространению фабричного производства – индустриализации. Тогда человек начал нуждаться в простом, приятном виде досуга после рабочего дня. Именно в этот период появляются простые, развлекательные книги, фильмы и музыка.

  • интерес со стороны потребителя

Произведения массовой культуры привлекают зрителей понятными сюжетами, повествующими о близких им эмоциях и чувствах, заставляющих сопереживать героям. Действие, как правило, происходит быстро, и зрителей ждет счастливый конец.

  • наличие целых серий, большого тиража

Произведения массовой культуры выпускаются в большом количестве: книги, диски с фильмами и музыкой. Также повторяемость касается и самих сюжетов, которые, как правило, не отличаются разнообразием, а меняются лишь детали.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • пассивность восприятия

Массовая культура не требует от потребителя больших моральных затрат, особого труда. Она облегчает восприятие благодаря легкости сюжетов, ярким изображениям. Например, при просмотре фильма не нужно воображать, домысливать сюжет, представлять героев, как при чтении книги.

  • коммерческие цели

Особенность массовой культуры в том, что произведения в ней создаются профессионалами, которые хотят их продавать и извлекать из этого выгоду. Для того чтобы товар покупало как можно больше людей, они ориентируются на простые и понятные для большинства вещи.

Некоторые люди являются сторонниками точки зрения о примитивности массовой культуры. Но нельзя однозначно оценивать ее как плохую. Благодаря ей на свет появилось много замечательных деятелей искусства и произведений, например, роман М. Митчелл “Унесенные ветром”.

Средства массовой информации

Большую роль в распространении массовой культуры играют специальные каналы, с помощью которых произведения находят своего потребителя, регулярно транслируя их. К СМИ относятся телевидение, радио, газеты, журналы. Сейчас наибольшую популярность приобрел интернет.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию, мы узнали, что массовая культура – это вид человеческой деятельности, направленный на создание товаров, имеющих большой спрос в обществе. Это могут быть фильмы и книги, музыка и живопись. Главное их отличие от других видов искусства в том, что они создаются профессионалами с целью продажи и имеют простые и понятные сюжеты, отражают близкие для людей эмоции и чувства.

Массовая культура представляет собой совершенно новое явление, порождённое индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. Её родиной стали США. Эта страна имеет короткую историю исторического и культурного существования и лишена значительного пласта исторического и культурного прошлого. В искусстве США не успели создать настоящее классическое искусство. Исключением является литература, которая не уступает европейской по своему уровню. Я не буду останавливаться на культуре США, так как это отдельная тема.

Возникновение массовой культуры было подготовлено следующими явлениями и событиями западноевропейской цивилизации и культуры:

Книгопечатание (с XV века), изобретателем которого стал И.Гуттенберг, выступало средством распространения высокой культуры – сначала Библии, а затем литературы;

Появляются газеты и журналы (с XVII века);

Изобретена фотография (XIX век) – сначала черно-белая, а затем цветная;

Появляются радио и кинематограф (1895);

Изобретаются телефон и телеграф (XIX век), составившие важную часть современной системы связи;

Возникает телевидение (в 30-е годы XX века), объединившее в себе все прежние способы коммуникации.

К середине XX века формирование современной системы средств массовой информации и коммуникации завершается, а вместе с ней всё необходимое для возникновения массовой культуры.

Главное назначение массовой культуры – предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному.

Отличительные черты массовой культуры :



ü - соответствует вкусам широкой публики, доступна ей. Этим массовая культура отличается от высокой культуры;

ü - низкий уровень и качество массовой культуры. В этом плане она отличется от народной культуры. Уровень и вкус последней также могут быть невысокими, однако это компенсируется неподдельной искренностью, подкупающей наивностью, жизненным смыслом;

ü - создается не народом, но для народа. Её создают профессионалы, творчество которых – яркая, но безвкусная продукция массовая продукция, а также всевозможные подделки под уникальные вещи;

ü - близка к популярной, хотя и не совпадает с ней. Последняя включает в себя лучшие достижения массовой культуры, а также часть высокой, получившую широкий успех у публики;

ü - как и реклама неразрывно связана с коммерцией и коммерческим успехом. Общие черты с рекламой: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к гиперболам и преувеличению. Массовая культура сближается с рекламой, а реклама теснит высокую культуру.

Виды и формы , в которых существует массовая культура, являются комиксы, иллюстрированные, рекламные и информационные журналы, видеозаписи, видеоклипы, видеоигры, книги в мягкой обложке.

Массовая культура в борьбе за потребителя выработала выработала следующие способы:

В литературе – система бестселлеров с тиражами более 10 млн. экземпляров;

В кино и музыке – система «звёзд».

Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детектив, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы.

В 50-60-е гг. массовая культура подвергалась суровой критике: подавление и стандартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознанием, девальвация исторических, культурных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным.

В 70-е годы критика уступает место положительным оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Но это было характерно главным образом для США. В 80-е годы положительный взгляд на массовую культуру начинает преобладать во всех европейских странах, включая ЮНЕСКО, и эта ситуация сохраняется в наши дни.

Культура постмодернизма.

Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются в архитектуре других европейских стран. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся всё более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы.

В 80-е годы постмодернизм достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени.

В XX веке человечество прошло через многие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей:

- в XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме;

Экономический кризис 30-х годов;

Экологический кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы.

Эти и другие события и явления и вызвали переход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. Он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному.

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления.

Постсовременное общество теряет интерес к целям – не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Причиной тому служит разочарование в идеалах и ценностях. Всё это ведёт к усилению нигилизма и цинизма. Этика уступает место эстетике. На первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.

Важные черты постсовременности:

Широкое распространение всякого рода лотерей и игр;

Господство моды;

Театрализация почти всех событий политической жизни.

Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф.Ницше и М.Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж.Деррида и Ж.Ф.Лиотар , итальянский философ Д.Ваттимо .

Наука перестает быть привилегированным способом познания.

В искусстве постмодернизма выделяются две основные тенденции:

В русле массовой культуры противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм. Её участники реабилитируют идею прекрасного. (Д.Ваттимо)

Структурно-семиотическое течение имеет менее выраженный постмодернистский характер. Его сторонники исповедуют семиотический принцип, по которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У.Эко)

Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С.Киа, Ф.Клементе, Э.Кукки, М.Палладино . К нему также примыкают художники:

Архитектура постмодерна. Развитие строительной технологии Ж.Гаруст – во Франции, А.Пенк – в Германии. позволило использовать разнообразные формы и структуры. К зданию можно относиться как к скульптурной форме. Ведущие архитекторы испанец Р.Бофилл, итальянец А.Росси. они обращались к наследию многих стилей прошлого – классицизма, ар деко, часто в одном и том же здании. Созданный архитектором Т.Фарреллом Воксхолл-Кросс на южном берегу Темзы в Лондоне стал выражением постмодернистского духа в архитектуре. Построенный в 1990-1993 гг. для британской секретной службы, он выглядит очень навязчиво, словно тысячная история про Джеймса Бонда.

Представителями постмодернизма в кино являются режиссёры П.Гриуэй – в Англии, Ж.-Ж.Бейнекс – во Франции.

К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М.Наймен, польский композитор Г.Горецки.

Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть «великим», «вечным искусством». Она часто довольствуется малым. В нём есть всё, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку, гротеск.

Для него не существует никаких правил жанра и стиля. Его не мучают противоречивость, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Но в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид.

В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Его черты и особенности сохранятся в культуре нашего столетия.

Задания для самостоятельной работы.

1. Перечислите особенности развития западных стран, которые способствовали изменениям в духовной культуре общества

2. Какие направления развития искусства преобладали во 2 половине XX века на Западе? Перечислите представителей этих направлений.

3. Назовите главные причины возникновения массовой культуры. В чем ее отличительные особенности?

4. Определите положительные и отрицательные черты массовой культуры.

5. Какую роль играет массовая культура в жизни общества? Какие последствия массовой культуры вы можете назвать?

6. Дайте характеристику направлению посмодернизм? Перечислите предпосылки его возникновения

7. Подготовьте презентации по направлениям постмодернизма в живописи, литературе, театре.

Тема 8. Развитие культуры в России во второй

половине XX века

План изучения темы

1. Духовное развитие в период «оттепели» в СССР

3. Диссидентское движение

4. Культура эпохи перестройки

5. Духовная жизнь демократической России

1 . Духовное развитие в период «оттепели» в СССР

С разоблачением преступлений сталинизма на XX съезде КПСС в отечественной литературе, благодаря ослаблению цензуры, начало набирать силу течение критического реализма, правдиво отражавшее долгое время замалчивавшиеся стороны жизни советского общества.

А.И. Солженицыну удалось опубликовать в СССР такие произведения, как «Один день Ивана Денисовича» и «Раковый корпус». В 1970 г. он был удостоен Нобелевской премии. Однако последующие его работы, в которых он, в частности, описал историю ГУЛАГ а и показал истоки преступлений сталинского режима, в СССР изданы не были, а сам Солженицын вынужден был эмиг­рировать.

В период, когда власти были заинтересованы в продолжении борьбы с политическим наследием сталинизма, многие ранее принятые решения о запретах на издание ряда художественных произведений, в том числе и зарубежных авторов, были отменены. Вновь начали публиковаться стихи А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой. Отечественные фильмы, в частности таких режисеров, как С.Ф. Бондарчук (1920-1994) я А.А. Тарковский (1932- 1986), стали представляться на международных кинофестивалях где они занимали призовые места. Звания народных артистов СССР были удостоены музыканты СТ. Рихтер (1915-1997) Г.В.Свиридов (1915-1998),

Г. Н. Рождественский (р. в 1931), творчество которых завоевало всемирную известность.

Общественность страны получила возможность вновь ознакомиться с работами таких композиторов, как Д.Д. Шостакович (1906-1975), С.С.Прокофьев (1891-1953), А.И. Хачатурян (1903- 1978), В.Я. Шебалин (1902-1963) и др., произведения которых власти сочли антинациональными. Несмотря на попытки творческих союзов, контролировавшихся КПСС, отстаивать «чистоту» социалистического реализма в искусстве, все более широкое распространение получали новые направления в живописи и скульптуре. В 1960 - 1970-е гг. появилось так называемое неофициальное искусство. Его представляли скульпторы ВЛ. Сидур (1924-1986) и Э.И. Неизвестный (р. в 1925), художники ИМ. Кабаков (р. в 1933), Э.В. Булатов (р. в 1933), О.Я. Рабин (р. в 1928) и др. Они продолжали традиции русского авангарда 1910 - 1920-х гг. и осваивали современные тенденции западного искусства.

Наиболее значительным явлением этого периода стал московский концептуализм, представители которого пытались обращаться к людям с помощью необычных художественных средств - символов, подписей, лозунгов, предполагающих соучастие зрителей в действии. Проводились так называемые художественные акции, цель которых состояла в том, чтобы заострить внимание на волновавших общество проблемах.

Течение в неформальном искусстве, получившее название соц-арт, в иронической и гротескной форме передавало традиционные для социалистического реализма сюжеты советского образа жизни, высмеивая официальную пропаганду. Не имея возможности полноценного художественного творче­ства, наиболее яркие представители этого направления эмигрировали за границу.

Партийное руководство стремилось сохранить контроль над развитием духовной жизни. В практику вошли регулярные встречи Н.С. Хрущева с представителями интеллигенции, на которых им указывалось, как и что можно и нужно представлять обществу. Те, кто не укладывались в установленные рамки свободы творчества, подвергались осуждению. Была снесена бульдозерами выставка художников-авангардистов. Многие писатели и поэты - АЛ. Вознесенский (р. в 1933), Д.А. Гранин (р. в 1919), В.Д.Дудиицев (1918-1998), Е.Л. Евтушенко (род. в 1938), К.Г.Паустовский (1892-1968) и др. постоянно подвергались критике за идеологическую невыдержанность их творчества.

2. Советская культура конца 1960-х - 1980-х гг.

С завершением периода «оттепели» КПСС пыталась ужесточить контроль над сферой духовной жизни общества, запретить командно-административными методами те виды искусства, которые не укладывались в каноны метода социалистического реализма. Инструментами выступала партийно­государственная монополия на издательскую деятельность, кино-, радио- и телевизионные каналы. Широко использовалось глушение зарубежных радиостанций, ведущих свои передачи на русском языке («Свобода», «Голос Америки», «Немецкая волна», Би-би-си и др.). В них в условиях «холодной войны» власти видели исключительно пропагандистское оружие стран НАТО против СССР, хотя зачастую передачи знакомили граждан СССР с жизнью за рубежом, с развитием миро­вой, в том числе и отечественной, культуры.

Многих писателей и поэтов, рассматривавших советскую действительность в стиле критического реализма, ждали публичное осуждение и изгнание, в лучшем случае замалчивание произведений.

В 1965 г. за попытки продолжения традиций литературного творчества периода «оттепели» и издание своих работ за рубежом были арестованы и приговорены к лишению свободы писатели АД. Синявский (1925-1997) и Ю.М Даниэлъ (1925-1988). Вынуждены были эмигрировать такие писатели, как В.П.Аксенов (р. в 1932), В.Н. Войнович (р. в 1932), Э.В. Лимонов (р. в 1943), В.Е. Максимов (1930-1995), В.П.Некрасов (1911- 1987), И.А. Бродский (1940-1996), режиссер ЮЛ. Любимов (р. в 1917) и многие другие, не желавшие приспосабливаться к новым условиям.

Неоднократно подвергалась критике в партийной печати и возникшая в 1960-1970-е гг. деревенская проза. Ее представители - В. И. Белов (р. в 1932), Ф.А. Абрамов (1920-1983), В А.

В.Солоухин (1924-1997), В.М.Шукшин (1929-1974) открывали читателям особенности жизни русской деревни, ее истории, традиций, будили интерес к русской национальной культуре. В их произведениях затрагивались острые социальные проблемы, побуждая читателя задуматься, отвечает ли проводимая правящей партией политика в отношении крестьянства его интересам.

Политика репрессий и «осуждений» в отношении свободомыслящей интеллигенции ускорила падение режима КПСС. Общественное мнение в СССР не могло принять и понять утверждения партийных идеологов, что любимые многими писатели и поэты враждебно относятся к родной стране, сотрудничают с зарубежными спецслужбами.

Карательным органам не удалось изолировать общество от духовного влияния оппозиционно настроенных интеллектуалов. Изданные на Западе, переписываемые от руки их произведения распространялись огромными тиражами. Даже многие классики советской литературы, имеющие официальное признание (такие, как фантасты братья Л.Я. Стругацкий, 1925-1991 и Б.Н. Стругац­кий, р. в 1933), писали «в стол». Их работы также доходили до читателей, передаваясь из рук в руки.

Постепенно менялся духовный климат в обществе. В 1980-е гг. среди значительной части творческой интеллигенции как в СССР, так и в странах Восточной Европы возникла даже своего рода мода на проявление диссидентских настроений. Песни таких поэтов и исполнителей, как В. С. Высоцкий (1938-1980), Б.Ш. Окуджава (1924-1997), хотя они и не одобрялись властями, тиражировались на аудиокассетах и исполнялись их многочисленными поклонниками.

Диссидентские движения

В конце 50-х гг. в Советском Союзе обозначились зачатки явления, которое спустя несколько лет превратится в диссидентство. Диссидентами называли тех представителей общества, которые открыто, выражали несогласие с общепринятыми нормами жизни в стране и предпринимали конкретные действия, подтверждая свою позицию. Диссидентство как общественно-политическое явление являлось порождением самой системы организации советского общества. И было одним из ярких направлений нравственного сопротивления тоталитаризму. Существовало несколько направлений диссидентских движений, самое масштабное это правозащитное движение, также религиозные течения и национальные движения.

1968 г. стал годом становления правозащитного движения. С 1969 г. диссидентское движение обретает более чёткие организационные формы. В мае того же года была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация, неконтролируемая властями, - Инициативная группа (ИГ) защиты прав человека (просуществовала до 1972г.) в СССР. Деятельность ИГ сводилась к расследованию фактов и составлению обзоров о нарушении прав человека, требованиям освобождения узников совести и заключённых спецбольниц. Большим практическим результатом деятельности ИГ стало предание гласности данных о политических преследованиях в СССР.

В 1970г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР . Инициаторами были физики В. Чалидзе, А. Твердохлебов и академик А.Д. Сахаров. Комитет стал первой независимой общественной организацией по правам человека, получившей официальное признание: в июле 1971 г. он стал филиалом Международной лиги прав человека - неправительственного объединения, имеющего статус консультативного органа при ООН, ЮНЕСКО и МОТ.

Особым явлением 60 - 70-х гг. были национальные движения . Их характерные черты: массовость, наличие признанных лидеров, конкретных программ достижения главной цели - национального освобождения, связь с зарубежными центрами, довольно широкий социальный состав и реальные результаты деятельности.

В середине 60-х гг. в Ленинграде был основан Всероссийский социал-христианский союз освобождения народов (ВСХСОН) во главе с Н. Огурцовым, члены которого утверждали, что существующий строй представляет собой разновидность государственного монополистического капитализма и тоталитаризма, перерождающегося в крайнюю форму деспотии.

Главной задачей первых лет "правления" Л. И. Брежнева было искоренение одного из детищ хрущёвской "оттепели"- надежды на свободу слова и либерализацию системы.

Арест в сентябре 1965г. писателей А. Синявского и Ю. Даниеля, которые опубликовали на западе свои сочинения, вызвали негодование советской интеллигенции. 10-14 февраля 1966 г. в Московском областном суде состоялся процесс над писателем А. Синявским и поэтом-переводчиком Ю. Даниэлем . Им ставились в вину агитация и пропаганда в целях подрыва и ослабления советской власти в произведениях, которые они под псевдонимами опубликовали за рубежом. Синявский был осужден на 7 лет, Даниэль на 5 лет заключения. Вслед за Синявским и Даниелем был арестован и осужден А. Гинзбург (основатель самиздатовского журнала "Синтаксис" где печатались ранее запрещённые произведения), который собирал материалы по их делу ("Белая книга).

За арестом писателей последовала довольно широкая кампания писем протеста - метод, опробованный раньше (при суде над И. Бродским) и принесший тогда положительные результаты. Борьба в защиту писателей, по существу, стала борьбой за свободу слова. Выход в свет произведений оправдывающих Сталина, ужесточение цензуры, ослабленной после 20-го съезда КПСС, весьма волновали общество. Накануне XXIII съезда КПСС 25 видных деятелей культуры и науки (академики П. Л. Капица, И. Е. Тамм, М. А. Леонтович, писатели В. П. Катаев, К. Г. Паустовский, К. И. Чуковский, деятели искусства М. М. Плисецкая, О. Н. Ефремов, И. М. Смоктуновский и др.) обратились с письмом в ЦК КПСС, в котором говорилось об опасности наблюдающейся частичной реабилитации Сталина.

В тоже время произошла первая в советское время демонстрация под правозащитными лозунгами - 5 декабря 1965 г., в День Советской Конституции, в Москве на Пушкинской площади. В демонстрации приняли участие около 200 человек. Они требовали гласного суда над писателями. Были задержаны около 20 студентов. Но, тем не менее, демонстрация дала результаты, процесс над Синявским и Даниелем был открытым.

Активность оппозиционного движения усилилась в связи с подавлением при помощи советских войск политических реформ в Чехословакии (1968 г.). 25 августа 1968 г. на Красной площади состоялась сидячая демонстрация 8 человек против ввода советских войск в ЧССР. Участники демонстрации (Л. Богораз-Брухман, жена Даниэля, П. М. Литвинов и др.) были приговорены к различным срокам заключения.

В середине 60-х гг. усиливаются национальные движения в Закавказье, на Украине, в Литве. В 1965 г. волна арестов, которым подверглись в основном молодёжь и интелегенция. Украинского журналиста В. Чорновила арестовали за книгу "Бельмо", в которой рассказывалось о лагерной жизни, учитель истории В. Мороз за протест против русификации.

Признанным лидером правозащитников к середине 70-х гг. стал А.Д. Сахаров. В марте 1971г. он направил на имя Л. Брежнева "Памятную записку". Она стала подлинной программой диссидентского движения. В качестве первоочередных мер он предлагал провести амнистию политзаключённых, обеспечить гласный суд по политическим делам, запретить использование психиатрии в политических целях и т.д. В сентябре того же года он обратился к членам Президиума Верховного Совета СССР, изложив свой взгляд на проблему свободной эмиграции и беспрепятственного возвращения на Родину. В феврале 1973 г. Секретариат ЦК КПСС принял решение "Об исключении имени академика Сахарова в официальных публикациях советской прессы". В 1975 г . Сахарову присуждена Нобелевская премия мира. Советская пресса вела кампанию против А.Д. Сахарова. Её кульминацией стало письмо 72 академиков и членов-корреспондентов АН СССР с резким осуждением общественной позиции А.Д Сахарова.

Именно на этот исторический период приходится пик политической, общественной и литературной активности одного из корифеев диссидентства - А.И. Солженицына . В 1968 г. на Западе вышел его роман "В круге первом", официальная реакция на который была довольно жестокой - на следующий год Солженицына исключили из Союза писателей РСФСР. Присуждение А.И. Солженицыну Нобелевской премии в октябре 1970 г. вызвало ажиотаж, началась травля, лейтмотивом которой был тезис: "Нобелевская премия - каинова печать за предательство своего народа". В 1973 - 1974 гг. на Западе вышел "Архипелаг ГУЛАГ". В феврале 1974 г. писатель был арестован и выслан за границу (сначала он жил в ФРГ, затем США).

В 1972 - 1974 гг. прокатились массовые аресты правозащитников. Наряду с открытыми репрессиями власти использовали все средства дискредитации режима, подтасовку фактов и явную ложь. Усилилось использование психиатрии в политических целях за 1972 - 1974 были признаны невменяемыми 73% лиц, направленных на экспертизу в ЦИСП им. Сербского. Правозащитное движение практически перестало существовать.

В конце 1979 г. началось "генеральное наступление" властей на оппозицию. За короткое время (конец 1979 - 1980 гг.)оказались арестованы и осуждены почти все деятели правозащитных, национальных и религиозных организаций. После эмиграции духовных лидеров оппозиции стихла творческая интеллигенция. Однако ухудшавшаяся социально-экономическая ситуация, продолжение войны в Афганистане усиливали оппозиционные настроения в широких слоях общества. В первой половине 80-х гг. продолжала выходить "Хроника текущих событий", создавались независимые общественные группы. Власть, несмотря на беспрецедентные репрессивные меры, оказалась неспособной искоренить инакомыслие и оппозицию, которые расшатывали неосталинистский режим и формировали в общественном сознании убеждённость в необходимости кардинальных перемен.

Культура эпохи перестройки

С началом процессов перестройки начинается с раскрепощение общественного сознания, преодоление его одномерности, формированием более объективной картины окружающего человека мира.

Одной из главных черт культуры тех лет стала ее публицистичность, постановка крупных общественно значимых тем, широкое и заинтересованное внимание к обсуждаемым вопросам. Утоляя накопившийся за многие годы информационный голод, средства массовой информации печатали огромное количество материалов на самые острые современные темы, сюжеты из прошлого, о том, чем и как жили люди в других государствах. Тиражи газет и журналов стремительно шли вверх: в 1989 г. тираж «Аргументов и фактов» «взлетел» до 30 млн экземпляров (это было даже зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса), тираж газеты «Труд» вырос до 20 млн, а «Правды» - до 10 млн. Значительно изменился стиль работы телевидения. Оно быстро освоило ранее практически неиспользуемый жанр - «прямой эфир». Большими симпатиями зрителей пользовались передачи «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Ведущие этих передач были необычайно популярными (В. Листьев), становились и фигурами российской политики. Возможности создания независимых СМИ стали больше после выхода в 1990 г. Закона «О печати».

Никогда ранее не был столь значительным интерес к истории. Страна переживала настоящий «исторический бум». В 1987- 1991 гг. газеты и журналы часто печатали материалы «круглых столов» на исторические темы, «размышления» историков и публицистов. Упрощение доступа к архивным фондам привело к появлению в печати массы сенсационных документов, которые становились достоянием самой широкой публики. Принципиально важным было снятие покрова тайны с многих страниц истории КПСС. Было возобновлено издание журнала «Известия ЦК КПСС», знакомившего с закрытыми ранее партийными решениями. В историю были «возвращены» Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, А. Д. Троцкий, А. Б. Каменев, Ф. Ф. Раскольников, В. А. Антонов-Овсеенко и многие другие.

Восстановлению исторической памяти способствовала публикация работ русских философов и писателей, чьи имена были под запретом. Среди них - Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Г. П. Федотов, П. А. Сорокин, В. В. Розанов, И. А. Ильин. В 1990 г. был переиздан сборник «Из глубины», написанный русскими философами в 1918 г. В 1991 г. были опубликованы не менее знаменитые «Вехи», явившиеся в свое время «предостережением русских философов судьбе России и интеллигенции». Массовыми тиражами издавались «Реквием» А. Ахматовой, «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Мы» Е. Замятина. Потрясение вызывали публикации А. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ») и В. Шаламова («Колымские рассказы»).

Бурные перемены происходили в кинематографе. В 1986 г. потрясением стала демонстрация фильма Т. Абуладзе «Покаяние ». Картина свидетельствовала о готовности кинематографического сообщества к глубокому переосмыслению важнейших событий новейшей отечественной истории. С «полок» были возвращены более ста ранее «отложенных» фильмов. Публика смогла познакомиться с работами А. Тарковского, А. Германа, А. Михалкова-Кончаловского, других режиссеров. Увлечение публицистической документалистикой в 1985-1991 гг. также отразилось в кино. Классикой тех лет стали полу доку ментальные фильмы С. Говорухина «Так жить нельзя». Кино в числе первых среди других видов искусства столкнулось с таким новым явлением, как коммерциализация, значительно влиявшая на содержание художественного творчества.

Во второй половине 1980-х гг. новый образ обретал и театр. Свойственная времени публицистичность нашла яркое отражение в популярных постановках М. Захарова в театре Ленинского комсомола (пьесы М. Шатрова «Диктатура совести», «Синие кони на красной траве», «Дальше... дальше... дальше!», по-новому выводившие на сцену ленинскую проблематику). В первые перестроечные годы из подполья вышла музыкальная рок-культура. Концерты отечественных и зарубежных рок-групп собирали целые стадионы зрителей.

Однако далеко не все происходившие в духовной сфере процессы были однозначно позитивными. «Освобожденные» от прямого партийного диктата средства массовой информации очень быстро оказались втянутыми в острые политические баталии, порой доходя до разнузданного и малоприглядного шельмования оппонентов, что негативно влияло на общественную атмосферу. Провозглашенная «деидеологизация», избавление от коммунистического догматизма на деле оборачивались ускоренным утверждением другой, буржуазно-либеральной идеологии. Отказ от конфронтации и сближение с Западом часто выливались в некритическое к нему отношение, увлечение его далеко не бесспорными «достижениями». Это особенно пагубно сказалось в сфере культуры, искусства и общественных наук. С экранов кинотеатров, телевидения, с театральных подмостков демонстрировались преимущественно невысокого художественного качества ленты и постановки, основным содержанием которых были пропаганда культа насилия, порнография, не ограниченная моралью страсть к наживе. Тем самым наносились весьма ощутимые удары по эстетическим и нравственным ценностям российского общества, что особенно пагубно влияло на формирование сознания молодого поколения.

5.Духовная жизнь демократической России

В н. 1990-х гг. возник интерес к зарубежным геополитическим, националистическим, социально- экономическим идеям, неприменимым к реальностям современного мира, уже давно утратившим популярность в тех странах, где они зародились. С отменой в России всякой цензуры страна стала частью того мирового информационно-культурного пространства, в котором господствует массовая культура. Благодаря кинопрокату и телевидению миллионы россиян смогли ознакомиться с продукцией зарубежных «фабрик грез» - боевиками, триллерами, многосерийными мелодрамами, творчеством музыкальных коллективов. Появилась возможность пользоваться всем комплексом услуг глобальной информационной сети, интернета.

Возникли десятки новых, негосударственных издательств. В условиях отсутствия каких-либо цензурных ограничений читатели получили доступ к трудам зарубежных философов, политологов, социологов, мемуарам политических деятелей. Многим россиянам полюбились произведения таких мастеров триллера, как С. Кинг , детектива - Дж. X. Чейз, фантастики - А. Азимов, Р. Брэдбери и многих других. Значительной популярностью стала пользоваться мистическая, оккультная, эротическая литература, которая ранее не была представлена на книжном рынке.

В сложной экономической ситуации начала 1990-х гг. возможности государственной поддержки творческих союзов, театров, отечественных киностудий, многих направлений науки, спорта сократились. Это вызвало недовольство ряда представителей творческой интеллигенции. В то же время в условиях открытости общества многие деятели российской театральной, художественной, музыкальной, спортивной элиты охотно заключали контракты на работу за рубежом.

Положение начало меняться в конце 1990-х гг. Государство стало выделять больше бюджетных средств на развитие отечественной культуры и спорта. Укрепляющийся российский бизнес спонсировал многие художественные проекты. Благодаря усилиям общественности, реорганизации творческих союзов в стране появились сотни художественных галерей, музеи открыли свои залы для новых выставочных экспозиций. Сложились оригинальные творческие театральные и музыкальные коллективы. Предпринимались попытки синтеза достижений постмодернизма с традициями отечественного искусства.

В живописи и скульптуре большую известность завоевал З.К. Церетели (р. в 1934), автор многих композиций в Москве и за рубежом. Традиции самобытности в русском изобразительном искусстве отстаивает Я. С. Глазунов (р. в 1930), основатель Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Широкого признания добились скульптор и художник М.М. Шемякин (р. в 1943), портретист А.М. Шилов (р. в 1943) и др. Всемирную известность получили российские музыканты пианист Н.А. Петров (р. в 1943), альтист ЮЛ. Башмет (р. в 1953), скрипач и дирижер В. Т. Спиваков (р. в 1944) и др.

Российское киноискусство достигло немалых успехов. Фильмы Н.С. Михалкова (р. в 1945) «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» с их новым осмыслением традиций российской и советской жизни получили высокую оценку зрителей. Большую популярность завоевали документальные ленты, раскрывающие малоизвестные эпизоды отечественной истории.

В 2004-2007 гг. появились первые отечественные высокобюджетные фильмы, в которых использовались передовые компьютерные технологии и спецэффекты (блокбастеры). «Ночной дозор», «Турецкий гамбит», «9 рота», «Волкодав» имели беспрецедентный для современной России кассовый успех.

Широкое распространение получил жанр детектива, приобретший своих почитателей. Некоторые произведения, созданные в жанре детектива, легли в основу многочисленных телевизионных сериалов, которые завоевали миллионную аудиторию. Компьютерная графика, телевизионная реклама, музыкальные видеоклипы стали неотъемлемой частью современной отечественной массовой культуры.

Образование и наука. Скудость финансирования (в 2000 г. - 40% от уровня 1991 г.) предопределила кризисное состояние системы образования. В 1992 г. был принят Закон «Об образовании», согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов. Конкурсный отбор в десятый класс оставил за пределами школы многих ребят - в 1995 г. их оказалось 1,5 млн человек. И хотя впоследствии указом президента конкурс был отменен, негативные последствия предыдущего решения преодолеть не удалось. Ухудшение экономического положения значительных социальных слоев сократило возможности получения образования их детьми. Вместе с тем появились дополнительные, как правило, платные образовательные услуги, открылись платные школы, гимназии, лицеи.

Похожие публикации