Местонахождение и адрес юридического лица. Последствия несовпадения юридического адреса и фактического места нахождения юридического лица

Согласно ст. 54 ГК РФ любое юридическое лицо в нашей стране обязательно должно иметь наименование, указывающее на его организационную форму, а также местонахождение. Таким образом, налоговые органы могут отслеживать расположение организации и отличать ее от других с подобным названием и схожей экономической деятельностью. Эта информация позволяет ФНС и банкам отследить несоответствие официального адреса фактическому, и таким способом выяснить неблагонадёжность клиента или нежелание предпринимателя платить налоговые отчисления.

Местонахождение юридического лица

Для осуществления предпринимательской деятельности учредитель должен зарегистрироваться согласно правилам Гражданского кодекса. Вся информация о создании, реорганизации или ликвидации организации обязательно вносится в государственный реестр. Здесь же указывается и адрес юридического лица, правда, этот термин не совсем верно трактует понятие. Проблема в том, что «лицо» является субъектом гражданских прав и само по себе не может иметь конкретного места регистрации. Здесь уместнее говорить о местонахождении.

Ст. 54 ч. 2 ГК РФ определяет адрес юридического лица по месту его государственной регистрации в одном из отделений налоговой инспекции. В последние годы участились случаи, когда юр. лицо регистрируется по месту жительства или прописке самого учредителя. Против такой практики выступают налоговые органы, но суды в основном поддерживают предпринимателей.

Трактовка понятий

Юридический адрес физического лица - довольно абсурдное определение, употребляемое в деловой речи и в некоторых официальных документах. Из-за того, что в законодательстве нет четких определений для понятий «фактический» и «юридический» адрес, происходит подмена значений и возможность разной трактовки. Получается, что фирма зарегистрирована в одном месте, но вся документация, сотрудники и вся ее деятельность сосредоточены в другом, которое считается фактическим.

Многие учредители пользуются формальностью этих понятий, при регистрации организации покупают адрес юридического лица. Поэтому в определенный момент у государственных служб, банков или правоохранительных органов могут возникнуть вопросы о правомерности подобной практики. Проблемы возникают и у клиентов, желающих по той или иной причине связаться с организацией.

Схожая схема прослеживается и в случае, когда регистрируется почтовый адрес юридического лица. Всю приходящую корреспонденцию получает и доставляет специальный человек в место фактического расположения предприятия.

Проблема выбора

Принципы оформления юр. лица в каждом регионе России разные, многое зависит от компетенции сотрудников налоговых органов и индивидуальных особенностей области. Однако первое, на что обращают внимание все службы ФНС - это не фигурирует ли предоставленная вами информация в списке, где указаны адреса массовой регистрации юридических лиц. Как правило, налоговые органы осведомлены обо всех подобных местах, и подобная попытка тут же обратит на себя внимание, организацию могут принять за фирму-«однодневку».

Во избежание неприятных последствий необходимо придерживаться установленных законом правил. Регистрация юр. лица может происходить следующим образом:

  • по месту фактического проживания учредителя (работает не во всех регионах, но есть практика судебного признания подобного права);
  • в арендованном помещении;
  • в помещении, которое находится в собственности у одного из учредителей.

Практически все предложения о быстрой и недорогой прописке, которые легко найти в интернете, предлагают адреса массовой регистрации юридических лиц, где уже числятся сотни и тысячи наименований. Чем опасна подобная практика, будет сказано ниже.

Необходимость подтверждения

Правовые отношения в вопросе регистрации предпринимательской деятельности регулируются Федеральным Законом от 8 августа 2001 года. Здесь указаны все документы, необходимые для внесения данных об организации в реестр государственного учета, а также прописаны условия, при которых оформляется адрес юридического лица.

Так, распространено мнение, что для подтверждения достоверности указанной информации требуется предоставить дополнительные бумаги, свидетельствующие о правомерности использования данного помещения. Например, договор об аренде, документ, подтверждающий право собственности и т. п. Однако в ст. 12 ФЗ от 8 августа 2001 года нет никаких упоминаний о необходимости предоставления дополнительных сведений о местенахождении юр. лица.

В этом случае отказ налоговых органов в регистрации неправомерен и может быть обжалован в суде. Оформление юридического лица носит уведомительный характер, кроме того, по закону органы ФНС не могут проверять достоверность предоставляемых сведений. На практике мало какие организации могут себе позволить тяжбы с налоговой службой, потому стараются представить все необходимые документы.

Когда могут возникнуть вопросы о достоверности данных?

В России ежегодно фиксируются тысячи мошеннических действий с отмыванием «грязных» денег через фирмы-«однодневки», потому налоговой службой разработан особый алгоритм обнаружения недобросовестных предпринимателей. Основные положения о том, как проверить адрес регистрации юридических лиц на несоответствие законодательным условиям, прописаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61. Согласно этому документу, подозрение у налоговых служб могут вызвать следующие случаи:

  1. Указанного места не существует или здание, помещение было разрушено.
  2. Почтовый индекс присвоен недостроенному объекту недвижимости и имеет условный характер.
  3. Указан адрес массовой регистрации юридических лиц, проверить которые службы ФНС обязаны в первую очередь. Особенно если посланная корреспонденция возвращается с пометкой о невозможности вручения.
  4. В случае когда указанные данные совпадают с местом расположения воинских частей или государственных организаций.
  5. Есть заявление собственника помещения или здания об отказе в регистрации данного юридического лица.

При несоблюдении одного из указанных пунктов налоговые органы вправе требовать от организации предоставления реального адреса. В случае неоднократного игнорирования подобных просьб ФНС может потребовать ликвидации предприятия.

Возможные риски

Для предупреждения любых мошеннических действий с регистрацией юридического лица Федеральной налоговой службой был создан специальный список неблагонадежных мест. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте государственной службы. Данная услуга полезна не только для сотрудников ФНС, но и для предпринимателей, регистрирующих адрес юридического лица.

Если учредитель приобретает данные об официальном местенахождении организации у сторонних людей, он идет на определенные риски, вне зависимости от того, находился ли он в курсе происходящего или нет. Покупка юридического адреса может привести к следующим нежелательным последствиям:

  1. Все документы, представленные продавцом, окажутся поддельными, а помещение, оговоренное в договоре, вообще не существующим или все права на него незаконными.
  2. Если адрес окажется в черных списках массовой регистрации, налоговые службы могут оказать в оформлении, хотя нигде в законе такие меры не прописаны. Такую проблему обычно решают через судебные инстанции.
  3. Если в случае проверок налоговыми службами или правоохранительными органами фактический и юридические адреса не совпадают, то это станет поводом для внесения организации в список фирм-«однодневок».
  4. Проблемы могут возникнуть и при оформлении расчетного счета в банке.
  5. Главная трудность заключается в сложности получения корреспонденции, особенно из ФНС. Возвращение писем и уведомлений будет расцениваться налоговыми органами как повод для дополнительных проверок. Важно помнить, что заказное письмо, посланное органами налоговой инспекции, через шесть дней будет считаться полученным, вне зависимости от того, есть такая фирма или нет.

У добросовестных предпринимателей, которые с ответственностью подходят к регистрации юридического лица, подобных проблем не возникает. Неопытным учредителям необходимо заранее ознакомиться со всей законодательной базой по этому вопросу, а также просчитать возможные риски.

Правовые проблемы

Для противодействия отмыванию средств, полученных преступным путем или же направленных на террористическую деятельность, в последние годы наметилась тенденция сотрудничества налоговых служб с государственными и частными финансовыми организациями. Банки обязали собирать дополнительную информацию о клиенте, которую потом они предоставляют в ФНС, а при необходимости и в правоохранительные органы.

При идентификации клиента банк вправе запрашивать весь пакет документов, в том числе и тех, которые подтверждают его право пользоваться указанным в заявлении правовым адресом. Несоответствия в этом вопросе могут стать поводом для отказа оформления расчетного счета. Для получения более подробной информации обо всех правилах и нюансах можно обратиться за помощью в такой банк, как Сбербанк, юридическим лицам. Адреса ближайших отделений представлены на интерактивной карте официального портала.

Со стороны налоговых служб порядок действий носит более жесткий характер:

  1. ФНС может инициировать ликвидацию организации, особенно если в течение года не представлялось никакой отчётности и не проводились банковские операции.
  2. Если же предприятие осуществляет деятельность, но связь с ним отсутствует, сотрудники ФНС вправе предпринимать следующие меры:
  • внести в государственный реестр юридических лиц сведения о том, что информация о нахождении организации может считаться недостоверной;
  • согласно ст. 14.25 КоАП РФ налоговые органы вправе наложить на руководителя штраф, а при повторном нарушении дисквалифицировать предприятие на несколько лет;
  • также ФНС могут обязать банк расторгнуть договор с неблагонадёжной фирмой;
  • через суд добиться ликвидации организации.

Во избежание подобных неприятных ситуаций необходимо обратиться для подробных разъяснений в ту финансовую организацию, с которой предприниматель желает заключить соглашение.

Наиболее выгодные условия оформления расчетного счета, в том числе и через портал, предоставляет Сбербанк юридическим лицам. Адреса можно найти на официальном сайте.

Как обезопасить себя?

И все же бывают ситуации, когда на приобретение собственного офиса просто нет средств, да и аренда специального помещения не входит в планы начинающего бизнесмена. В таких случаях можно прибегнуть к услугам специальных фирм, которые за определенную плату предоставляют адрес для юридического лица. В Москве такая практика особенно распространена, из-за недостатков собственной площади сотни предпринимателей вынужденно или намеренно обращаются в подобные учреждения.

Все риски, связанные с этим процессом, были оговорены выше. Для того чтобы свести их к минимуму, нужно придерживаться простых правил:

  1. Прежде чем заключать договор, необходимо проверить адрес юридического лица, оговоренный в контракте. Возможно, что фактически его не существует или же все бумаги, подтверждающие право пользования именно этим помещением, поддельные.
  2. Хорошая альтернатива - воспользоваться услугой корреспондентского обслуживания. При заключении такого договора предприниматель может быть уверен, что письма и уведомления не затеряются и будут переданы в фирму заказчика. Но эта услуга носит временный характер, редко кто предоставляет свои данные больше чем на год.
  3. Другой вариант - зарегистрировать юр. адрес по месту прописки одного из учредителей организации, для этого понадобится согласие совершеннолетних лиц, проживающих в квартире. В ФНС эту инициативу не приветствуют, но и запретить не могут.

Следует учитывать, что подобная практика может повлечь ряд проблем в будущем, особенно когда необходимо будет произвести изменение адреса юридического лица. Трудности возникнут в случае регистрации в другой налоговой инспекции, необходимости уплаты госпошлины, переоформлении всех учетных документов, а также расчетного счета в банке.

Правомерная смена юридического адреса

Закон не запрещает организации переезжать в другое место неограниченное число раз, главное - следовать всем предписанным мерам. Смена адреса юридического лица не означает образование нового субъекта правовых отношений. Действия подобного характера связаны с определенными трудностями, в первую очередь при условии новой регистрации в другой налоговой инспекции.

В органы ФНС необходимо предоставить следующий пакет документов:

  1. Заключение, подтверждающее, что смена адреса юридического лица одобрена на общем собрании большинством голосов учредителей организации.
  2. Заявление по форме 13001 и № Р14001 на регистрацию всех изменений, которые были внесены в учредительные документы.
  3. Бумаги, подтверждающие право собственности объекта недвижимости (исключение здесь составляет тот случай, когда оформление происходило по месту жительства).
  4. Два экземпляра устава организации.
  5. Квитанция об оплате госпошлины.

При предоставлении всех документов ответственному лицу будет вручено уведомление, где будет указана дата получения решения о том, что изменение адреса юридического лица подтверждено. После регистрации новых данных необходимо обновить коды статистики Госкомстата. А также обо всех изменениях нужно будет уведомить Пенсионный фонд, ФСС и ФОМС, а также банк, в котором находится расчетный счет. Чаще всего для этих целей используют Сбербанк, этот учреждение уже много лет ведет качественное юридическое обслуживание юридических лиц. Адреса ближайших отделений можно узнать на официальном сайте финансовой организации.

Причины ликвидации

На практике компании сталкиваются с тем, что частая смена налоговых инспекций может привести к дополнительному вниманию со стороны ФНС, это действие органы воспринимают как попытку уйти от налогов. В идеале при переезде фирмы с одного места на другое адрес регистрации юридического лица лучше оставить прежним. При условии, что с владельцем арендуемого помещения у учредителя будет заключен официальный договор. В противном случае при первой же проверке данное место будет внесено в черный список, а ФНС вправе потребовать ликвидации организации.

Но даже в такой ситуации есть выход: через суд можно просить о дополнительном времени на исправление правовых ошибок. Однако столь радикальные меры скорее исключение, чем правило. Обычно ФНС обращаются с ходатайством об устранении фирмы в крайних случаях, когда все данные о ее деятельности не только отсутствуют в ЕГРЮЛ, но и нет никаких подтверждений фактической работы организации.

В таких случаях руководитель может пояснить, что письма по независимым от него причинам не доходили до места. Потом официально сменить все правовые данные и сообщить в надзорные органы об устранении проблемы. Обычно в ФНС такие действия признают и подтверждают статус учреждения.

Что должен знать учредитель?

Сегодня российское правительство уделяет много внимания проблемам неуплаты налогов, поэтому при создании собственной фирмы и регистрации юридического лица обязательно необходимо учитывать все риски будущих действий.

По итогам вышесказанного можно сделать следующие заключения:

  1. При невозможности регистрации юридического лица в собственном помещении и необходимости покупки адреса у сторонних лиц следует обязательно заключить договор аренды, а также проверить предоставляемую информацию на сайте ФНС.
  2. Если контролирующие органы предъявляют организации претензии по поводу несоответствия юридического и фактического адресов, или неблагонадежности уже указанных данных, можно попросить отсрочку на устранение ошибок в оформлении. Обычно налоговые службы идут навстречу, при условии что предпринимательская деятельность реально ведется, а также нет никаких признаков «отмывания» средств.
  3. Юридическое лицо можно зарегистрировать по фактическому месту проживания учредителя. Если же возникли проблемы, отстоять свои права можно через суд.

Часто у предпринимателей трудности возникают на стадии оформления расчётного счета, у банка обычно вызывают подозрения несоответствия юридического и фактического адреса. Решить проблему можно с помощью предоставления дополнительных сведений о праве использования помещения, где зарегистрировано юр. лицо. К тому же необходимо тщательно выбирать банки для совершения финансовых операций, в крупной и надежной организации весь процесс отрегулирован и проверен, поэтому многие для открытия расчетного счета выбирают именно Сбербанк (для юридических лиц). Адреса в Москве можно найти на официальном сайте или в мобильном приложении.

Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах коммерческой организации должно быть указано место ее нахождения.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 54 ГК РФ, ст. 8 Закона о регистрации).

В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размещается орган управления юридического лица (в учредительных документах при этом необходимо определить, какой конкретно орган управления размещается по месту нахождения юридического лица), данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление).

При государственной регистрации организаций не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих место их нахождения, указанное в учредительных документах. Ответственность за ущерб, который может быть причинен третьим лицам ввиду недостоверности указанного местонахождения, несут учредители организации.

Налоговым органам предоставлено право осуществления контроля соответствия указанного в учредительных документах места нахождения действительному размещению организации. Обнаружив нарушения, налоговые органы обращаются в арбитражный суд с исками о ликвидации организаций. Позицию суда по данной категории дел можно проиллюстрировать следующим примером из практики*(293).

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Северному административному округу г. Москвы (ИМНС N 14 по САО г. Москвы) обратилась в Арбитражный Суд г. Москвы с иском о ликвидации общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Ремарсеналстрой".

Исковые требования мотивированы тем, что ООО "Ремарсеналстрой" зарегистрировано Московской регистрационной палатой 16 октября 2000 г. с местонахождением по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 7, указанному в учредительных документах, однако в ходе проведения контрольных мероприятий по установлению местонахождения юридических лиц, поставленных на учет в качестве налогоплательщиков в ИМНС N 14 по САО г. Москвы, было установлено, что ООО "Ремарсеналстрой" по вышеуказанному адресу не находится, помещение в качестве местонахождения органа управления либо основного места деятельности не используется; актом от 14 апреля 2003 г., составленным с участием собственника помещения по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 7 (ООО "Ассоль Ко"), подтверждено, что договор о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 7, по которому ООО "Ассоль Ко" предоставило обществу помещение для размещения его руководящего органа, расторгнут 6 декабря 2000 г. по инициативе ООО "Ремарсеналстрой".

В связи с указанными обстоятельствами истец просил ликвидировать ООО "Ремарсеналстрой" в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ, поскольку указанное общество указало в своих учредительных документах недостоверные и не соответствующие действительности сведения о своем местонахождении, что является грубым и длящимся правонарушением норм ст. 54 ГК РФ.

Решением от 30 июня 2003 г. в иске отказано в связи с необоснованностью доводов истца об указании ответчиком недостоверного адреса, поскольку местонахождение ООО "Ремарсеналстрой", указанное в п. 3.7 Устава, определяется местом нахождения постоянно действующего органа управления - генерального директора, а в соответствии с договором о совместной деятельности, заключенным между ООО "Ассоль Ко" и ООО "Ремарсеналстрой" N 9 от 16 октября 2000 г., ООО "Ассоль Ко" предоставляет ООО "Ремарсеналстрой" помещение для размещения его руководящего органа площадью 6 кв. м по адресу: 123308, г. Москва, ул. Куусинена, д. 7. При этом суд также сослался на то, что доказательств расторжения или признания недействительным договора о совместной деятельности N 9 от 16 октября 2000 г. суду не представлено, а акт от 14 апреля 2003 г. надлежащим доказательством не является.

В кассационной жалобе истец просит отменить решение и принять новое решение о ликвидации ООО "Ремарсеналстрой", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поскольку ответчик при внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц указал недостоверный адрес, что свидетельствует о нарушении закона при создании этого общества, при подаче сведений для его государственной регистрации и продолжает нарушать закон в настоящее время, указывая недостоверные данные в подаваемых в налоговую инспекцию бухгалтерских и иных документах, а также на то, что факт расторжения договора о совместной деятельности N 9 от 16 октября 2000 г. подтвержден ООО "Ассоль Ко" в акте от 14 апреля 2003 г.

Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены решения исходя из следующего. Истец обосновывал свое требование о ликвидации ответчика тем, что ООО "Ремарсеналстрой" допустило нарушения закона как при создании общества, так и при подаче сведений для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, поскольку этим обществом были представлены недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица и его постоянно действующего органа управления.

Суд обоснованно отклонил эти доводы, сославшись на то, что в соответствии с п. 3.7 Устава ООО "Ремарсеналстрой" место нахождения общества определяется местом нахождения генерального директора общества, а в соответствии с договором о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 9, заключенным между ООО "Ассоль Ко" и ООО "Ремарсеналстрой", последнему предоставлено помещение для размещения руководящего органа по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 7. Именно этот адрес и был указан ООО "Ремарсеналстрой" в качестве места нахождения юридического лица.

Довод истца о том, что указанный договор о совместной деятельности расторгнут, обоснованно отклонен судом как недоказанный, поскольку в соответствии со ст. 450, 452 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон или по решению суда, при этом соглашение сторон о расторжении договора производится в той же форме, что и договор.

Надлежащих доказательств расторжения договора о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 9 (письменное соглашение сторон) суду не представлено; акт от 14 апреля 2003 г. обоснованно не принят судом в качестве надлежащего доказательства расторжения договора, поскольку этот акт не является соглашением сторон о расторжении договора.

Кроме того, даже если договор о совместной деятельности расторгнут 6 декабря 2000 г., до момента его расторжения договор является действующим, поэтому место нахождения ООО "Ремарсеналстрой", указанное в учредительных документах на момент его создания, на момент внесения сведений в реестр юридических лиц и на момент постановки на налоговый учет (т.е. соответственно на 16 октября 2000 г. и на 24 октября 2000 г.) соответствовало адресу, предоставленному по договору о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 9, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о том, что ответчиком были представлены недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица и о нарушении при его создании и государственной регистрации ст. 54 ГК РФ.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", а также в соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона или иных правовых актов допускается, если эти нарушения носят неустранимый характер.

На основании изложенного кассационная инстанция пришла к выводу, что решение принято при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены по доводам кассационной жалобы.

Вопрос о возможности осуществления предпринимательской деятельности в жилых помещениях в настоящее время решается следующим образом. В соответствии с п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Конституционность данной нормы подтверждена определением Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. N 262-О*(294).

Отказывая в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Беляева Сергея Ивановича, Конституционный Суд РФ в своем определении указал следующее.

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ С.И. Беляев просит признать не соответствующим ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации п. 3 ст. 288 ГК РФ. Статья 288 ГК РФ, регламентирующая вопросы собственности на жилое помещение, не препятствует собственнику размещать в принадлежащем ему жилом помещении предприятия, учреждения, организации, указывая в качестве условия такого размещения лишь на необходимость перевода помещения из жилого в разряд нежилых в порядке, определенном жилищным законодательством.

Законодательно установленное требование перевода жилого помещения в нежилое, обусловленное определенными целями использования помещения, а также необходимостью защиты интересов других лиц, само по себе - вне связи с тем, на каких условиях и в каком порядке оно осуществляется, - не может рассматриваться в качестве положения, ущемляющего права граждан, закрепленные в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации. Следовательно, жалоба С.И. Беляева в части, касающейся проверки конституционности п. 3 ст. 288 ГК РФ, не может быть признана допустимой по смыслу ст. 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно которым гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

ЖК РФ в ст. 17, определяя назначение жилого помещения и пределы его использования, также устанавливает, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Вместе с тем допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Московское законодательство допускает регистрацию в г. Москве субъектов малого предпринимательства, учрежденных физическими лицами без участия юридических лиц, иностранных партнеров, а также созданных не на основе аренды и выкупа государственного (муниципального) имущества, по месту жительства учредителей (ст. 5 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в г. Москве"*(295)).

На титульном листе расчета по страховым взносам, сдаваемого с 2017 года в ИФНС, если поле «По месту нахождения (учета). В нем нужно указать код, который будет соответствовать месту представления отчетности. Какие коды указывать в этом поле? В данном справочном материале приведена таблица актуальных кодов и их расшифровка.

В какие ИФНС сдавать расчеты по взносам с 2017 года

С 2017 года контроль за отчетностью по страховым взносам перешел под контроль ФНС (гл. 34 НК РФ). Поэтому начиная с 2017 года расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование сдавайте в налоговую инспекцию. Отчитываться нужно по новой форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10 октября 2016 № ММВ-7-11/551. См. « ». При этом обратите внимание на некоторые особенности направления отчетности.

Общий подход

Расчеты по страховым взносам с 2017 года, по общему правилу, нужно сдавать в ИФНС по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Обособленные подразделения

Обособленное подразделение организации должно сдавать расчет на своих сотрудников, если самостоятельно начисляет им выплаты и вознаграждения. В этом случае
подразделение подает расчет в ИФНС по своему местонахождению. В самом расчете тогда указывается КПП обособленного подразделения.

Крупнейшие налогоплательщики

Крупнейшие налогоплательщики перечисляют страховые взносы и сдают в 2017 году расчеты по ним в ИФНС по местонахождению:

  • самой организации (не по месту регистрации в качестве крупнейшего плательщика);
  • ее обособленных подразделений (если они сами начисляют выплаты и вознаграждения работникам сотрудникам) – подпункт 7 пункта 3.4 статьи 23 и пункта 11 статьи 431 Налогового кодекса РФ.

С 2017 года не нужно сдавать расчеты по страховым взносам в ИФНС по месту учета крупнейшего налогоплательщика. В отношении расчетов по страховым взносам абзац 7 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ не применяется. Это подтверждается письмами ФНС России от 23 января 2017 № БС-4-11/993 и от 10 января 2017 № БС-4/11-100.

Код «по месту нахождения» на титульном листе

На титульном листе расчет по страховым взносам, утвержденного Приказом ФНС России от 10 октября 2016 № ММВ-7-11/551, предусмотрено поле, которое называется «По месту нахождения (учета) (код)». В нем нужно указать код места представления отчетности. Коды берут из приложения № 4 к Порядку заполнения расчета. Приведем таблицу кодов с расшифровкой.

Код Куда сдается расчет
112 По месту жительства физического лица, не признаваемого индивидуальным предпринимателем
120 По месту жительства индивидуального предпринимателя
121 По месту жительства адвоката, учредившего адвокатский кабинет
122 По месту жительства нотариуса, занимающегося частной практикой
124 По месту жительства члена (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства
214 По месту нахождения российской организации
217 По месту учета правопреемника российской организации
222 По месту учета российской организации по месту нахождения обособленного подразделения
335 По месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации в Российской Федерации
350 По месту учета международной организации в Российской Федерации

Таким образом, если в 2017 году расчет сдается, например, по месту нахождения российской компании, что проставьте код «214». Соответственно, на титульном листе это будет выглядеть так:

В настоящей рассылке мы затронем тему «обособленную» (данное слово будет часто встречаться далее по тексту, поэтому привыкаем сразу), которая в последние полгода стала в настораживающе гипертрофированных формах развиваться нашими Областными ИФНС при проведении контрольных мероприятий.

Но все по порядку, приведем немного теории, необходимой для понимания проблемы.

В Налоговом кодексе есть определение «обособленного подразделения» - это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).

В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, и в том числе по месту нахождения ее обособленных подразделений (ст. 85 НК РФ).

При этом законодательство не содержит критериев этой территориальной обособленности, что позволяет трактовать данное определение буквально, т.е. это нахождение подразделения в любом ином месте, чем сама организация (письмо Министра Финансов РФ от 21 декабря 2009 г. №03-02-07/1-550).

Получается, если организация зарегистрирована, что весьма распространено, по адресу прописки ее руководителя или учредителя, то по месту фактического осуществления деятельности необходимо регистрировать обособленное подразделение.

Налоговые органы ранее никогда не подходили столь формально к этому вопросу, но в последнее время, возможно ввиду катастрофического дефицита в бюджете, стали распространяться дела, в рамках которых налогоплательщиков привлекают к ответственности именно за ведение деятельности без регистрации подразделения по месту фактического осуществления деятельности, и, внимание(!), даже если адреса (юридический и фактический) находятся в районе, администрируемом одной Инспекцией.

Цена крайне высока - штраф 10% от всех доходов , полученных от работы незарегистрированного обособленного подразделения, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). В рассматриваемом нами случае это могут быть буквально «все» доходы организации.

Согласитесь, крайне заманчивая перспектива для Инспекций: административные издержки минимальные, достаточно установить несовпадение юридического и фактического адресов без соответствующего обособления последнего, а доходность для бюджета от таких мероприятий несоизмеримо высока, «просто составь акт».

Все еще усугубляется и в связи со сложившейся негативной для Налогоплательщиков арбитражной практикой по похожим делам, когда обособленные подразделения не регистрировались в удаленных от места основной деятельности муниципальных районах или регионах.

И даже вполне разумные доводы относительно отсутствия при таком нарушении неблагоприятных экономических последствий для бюджета, когда все доходы организации задекларированы по основному месту регистрации, и что наказание в связи с этим является несоразмерным, отстраняются хладнокровной Фемидой. Суды отмечают, что характер ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет не поставлен Налоговым кодексом в зависимость от своевременного исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Аналогичный подход у Судов и в ситуациях, когда подразделение работает в убыток и реального дохода Организации не приносит, от штрафных санкций, рассчитанных с выручки, это не спасет (пример, Решение АС Свердловской области от 03.06.2014 по делу № А60-16729/2014).

Тем не менее, данными аргументам при оспаривании действий налоговых органов пренебрегать не стоит, поскольку отсутствие ущерба и намерений налогоплательщика скрыть свои доходы на обособленном подразделении могут быть (подчеркиваем, могут и не быть) расценены Судом как смягчающие и достаточными для снижения штрафа более чем 2 раза. В ряде дел Суды все же учитывают, что меры воздействия в виде штрафных санкций не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (примеры, Решение АС Свердловской области от 31.10.2013г. по делу № А60-30533/2013, Решение АС Архангельской области от 07.08.2014г. по делу № А05-4601/2014).

Вот такие вот дела, и теперь каждый может оценить актуальность проблемы для себя.

1) Начнем с вопиющего требования Налоговых органов регистрировать обособленное подразделение даже в пределах одного с организацией муниципального образования, улицы или даже соседнего строения. Считаем, что в данном случае о таком формальном подходе к определению обособленного подразделения не может быть и речи, и действия налоговых органов неправомерны.

При толковании норм закона ключевое значение имеет то, что непосредственно хотел вложить в их содержание Законодатель, и здесь нам поможет Законопроект под № 505706-6, пусть и не реализовавшийся, но крайне ценный в плане трактовки интересующего нас понятия.

Итак, депутат С. Е. Вайнштейн, который решил исключить подобную несправедливость (хорошо, что такие еще есть) внес Законопроект «О внесении изменения в ст 11 части первой НК РФ или об уточнении понятия обособленного подразделения организации», согласно которому: «Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, за исключением случаев его нахождения в пределах территории действия налогового органа на учете которого стоит организация».

Его менее сердобольные коллеги сочли, что данные изменения являются излишними, но при этом в своем заключении на проект отметили, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ, а следовательно регистрационные действия в рассматриваемом случае не требуются и без дополнительных поправок.

Увы, судебные дела именно с ситуацией, когда административные районы нахождения организации и его обособленного подразделения совпадают, привести не можем, ввиду пока еще несформировавшейся арбитражной практики, но соответствующие Решения налоговых инспекций регулярно появляются, те, с которыми сталкивались мы, до суда не дошли.

2) Теперь перейдем к ситуации, когда организация и ее подразделение находятся на территории разных муниципальных образований. Здесь, как вы понимаете, оспорить саму необходимость регистрации обособленного подразделения не получится.

Совет такой: пока налоговые органы не пришли к вам с проверкой, подайте сообщение о регистрации обособленного подразделения или, на крайний случай, держите наготове, чтобы в случае необходимости направить его по адресу до того как Инспектора произведут какие-либо контрольные мероприятия в этом направлении (обычно проводятся вне рамок выездных проверок специальным Отделом оперативного контроля Инспекции). В последнем случае все же имеется риск упустить момент.

При таком раскладе налоговые органы не смогут квалифицировать нарушение как ведение деятельности без постановки на учет, а лишь как несвоевременное предоставление документов.

Тут есть приятный нюанс: за несвоевременное предоставление сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (1), взыскивается штраф не 10 тыс. руб. (п. 1. ст. 116 НК РФ), а всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), как за один документ (письмо Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

(1) Создание филиала или представительства подаются с заявлением о внесении изменений в учредительные документы. Налоговые органы на основании сведений из ЕГРЮЛ сами ставят филиал (представительство) на налоговый учет. Филиалы и представительства в данной рассылке не рассматриваются.

В любом случае, каких-то иных универсальных способов избежать привлечения к ответственности за ведение деятельности путем организации рабочих мест сроком более 1 месяца без регистрации обособленного подразделения, нет. В этом случае при оспаривании налоговых санкций можно отталкиваться исключительно от фактуры конкретного дела. Например, при подрядных работах многое зависит от того, кто организует рабочие места, подрядчик или заказчик, в каком графике эти работы выполняются и т.п. - но это уже совсем другая история.

Место нахождения юридического лица нередко отождествляют с его юридическим адресом. Гражданское законодательство эти понятия разграничивает, наделив каждое собственным значением. Однако определенная взаимосвязь между ними, безусловно, существует.

Необходимые реквизиты

Наименование и место нахождения юридического лица являются обязательными атрибутами компании (54-я статья Гражданского кодекса). В наименовании, помимо ее отличительного названия, необходимо отразить организационно-правовую форму предприятия. То есть, должно быть понятно, что это: общество с ограниченной ответственностью, унитарное предприятие, акционерное общество или иной вид организации.

Под местом нахождения юридического лица подразумевается населенный пункт или муниципальное образование, в котором организация регистрируется, например – «г. Санкт-Петербург», «Муниципальный округ «Камышовка»» и т.д. Точный адрес с указанием улицы, дома, корпуса в данном случае не подразумевается.

Сведения о месте нахождения юридического лица помогают индивидуализировать «одноименные» компании, занимающиеся разной коммерческой деятельностью. Например, вычленить из множества фирм с названием «Кристалл», именно ту, что зарегистрирована в Ленинградской области.

Место нахождения юрлица фиксируется:

    в его учредительных документах;

Как определяется место нахождения организации

Как уже отмечалось, место нахождения юридического лица определяется по месту его официальной регистрации органами ФНС. По общему правилу она должна осуществляться на территории нахождения постоянно функционирующего исполнительного органа компании, либо другого органа/лица, которому организация делегировала полномочия выступать от своего имени.

Если адрес места нахождения юридического лица - это указание населенного пункта его регистрации, то его юридический адрес должен содержать подробную информацию. Он нужен не для идентификации налогоплательщика, а для возможности с ним связаться посредством почтовых отправлений. То есть нужно, чтобы он содержал все реквизиты, необходимые для доставки писем: индекс, населенный пункт, номер дома/строения, номер офиса, и т.д.

Два важных правила, касающихся юридического адреса компаний, установлены в п. 3 ст. 54 ГК РФ;

    он также указывается в ЕГРЮЛ;

    он должен быть в пределах территории, указанной как местонахождение юрлица.

Например, если местом нахождения юридического лица является Санкт-Петербург, его юридический адрес не может быть в Москве. В то же время юридический адрес может не совпадать с адресом фактического расположения предприятия. Но если компания из-за этого своевременно не получит юридически значимую корреспонденцию (из суда, налоговых органов, трудовых инспекций, претензии от недовольных потребителей и т.п.), она несет риск негативных последствий, так как будет считаться, что письма ею получены.

Изменение адреса места нахождения юридического лица

Организациям, особенно коммерческим, часто приходится менять локацию, переезжать на новые адреса. Изменением места нахождения юридического лица является его переезд в иной населенный пункт / муниципальное образование. Вне зависимости, меняется ли при этом ФНС, к которому оно было прикреплено, юрлицо обязано уведомить налоговиков (в течение 3-х дней) о смене своего места нахождения и точного адреса.

Если изменение места нахождения юридического лица фиксируется в Уставе организации, основанием для его коррекции служит решение (протокол) участников/учредителей о предстоящей смене местонахождения. В налоговую инспекцию подается заявление (форма Р13001) – с просьбой зарегистрировать соответствующие изменения в ЕГРЮЛ. К нему также добавляются (ст. 17 закона о госрегистрации от 08.08.2001 № 129-ФЗ):

    решение/протокол собрания учредителей о смене местонахождения компании;

    2 оригинальных экземпляра Устава;

    документы, подтверждающие полномочия юрлица зарегистрироваться на новом месте (договор аренды, договор купли-продажи помещения, и т.п.);

По итогу подачи этих документов, организация должна получить скорректированный Устав, лист записи ЕГРЮЛ о регистрации изменений, где зафиксировано новое расположение фирмы.

Если изменения в Устав при смене адреса не вносятся (например, в Уставе указан только город места нахождения фирмы и переезд происходит в пределах этого города), уведомление о новом адресе подается в ИФНС по форме Р14001 . При этом прилагаются:

    решение/протокол собрания участников;

    подтверждающие новый адрес документы.

Если после переезда компания попала под «юрисдикцию» другой налоговой службы, ей предстоит регистрация по месту нахождения юридического лица – уже в новой ФНС.

Похожие публикации