Правотворчество: понятие, принципы, виды. Основные стадии правотворческой деятельности

Правотворчество - исключительно важное явление с точки зрения выстраивания государством эффективной модели политического управления, которая, в свою очередь, во многом определяет динамику социально-экономического развития страны. Что такое правотворчество, понятие, принципы, виды этого явления? Каковы концепции, популярные в среде российских экспертов?

Что такое правотворчество?

Прежде чем изучить принципы правотворчества и иные ключевые его аспекты, рассмотрим для начала сущность исследуемого явления. Следует отметить, что в российской юридической науке пока не выработано общепринятых подходов к определению данного термина. Однако есть распространенные и в целом имеющие значительное количество сторонников в науке и среде практикующих юристов трактовки. По одной из них правотворчество понимается как деятельность уполномоченных субъектов, связанная с разработкой, корректировкой и заменой правовых норм, регулирующих те или иные сферы общественной жизни.

Правотворчество: критерии классификации

В числе распространенных критериев классификации правотворчества - тип субъекта. Им может быть, в частности, народ, населяющий государство, который участвует в правотворчестве посредством референдумов и иных методов политической коммуникации. Субъектами соответствующих активностей могут быть органы власти на том или ином уровне: Госдума, Государственные Советы субъектов, институты местного самоуправления. Правотворчество может осуществляться также и на локальных уровнях предприятий, организаций, общественных объединений.

Следующий критерий классификации правотворчества - тип издаваемых источников норм. Так, есть официальные правовые акты - законы, постановления, указы и нормативные источники негосударственного происхождения. Отметим, что некоторые эксперты не считают корректным относить к субъектам правотворчества организации, не имеющие отношения к властным структурам. Дело в том, что ключевые принципы правотворчества - гласность, публичность. Они являются атрибутами деятельности главным образом государственных и муниципальных органов власти.

Итак, виды правотворчества, определяемые, исходя из типа субъекта:

Народное;

Государственное;

Локальное.

В свою очередь, если брать за основу другой критерий - тип норм, то правотворчество может быть:

Изданием законов - федеральных, региональных, муниципальных;

Выработкой локальных нормативных актов.

И это если придерживаться той точки зрения, что локальные акты - это источники права. Многие юристы считают иначе.

Правотворчество и законотворчество: соотношение терминов

Некоторые эксперты отождествляют правотворчество с законотворчеством. Насколько это корректно? В какой степени принципы правотворчества совпадают с таковыми, которые характерны для законотворчества? По мнению ряда экспертов, исследуемый нами термин является более широким. То есть законотворчество - это разновидность правотворчества. Ключевой его признак - издание нормативно-правовых актов, классифицируемых как законы. В российской политической модели - федеральные, региональные, муниципальные. Процесс их принятия обычно многоступенчатый: сначала они проходят парламентское обсуждение, затем утверждаются исполнительным органом власти. При необходимости проходят проверку в судебных органах.

В данном контексте закон, таким образом, понимается как источник права, выработанный в соответствии с процессуальными нормами, установленными в рамках системы взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В то же время данный термин может пониматься намного шире, вчастности как любой источник норм государственного происхождения, даже если это Указ Президента или Постановление Правительства, которые, как известно, не требуют согласования с Парламентом.

Принципы правотворчества в соотнесении с законотворчеством, что практикуются в российской модели политического управления, могут быть как схожи с концепциями некоторых зарубежных стран, так и значительно отличаться от таковых, принятых в правовой традиции того или иного государства. Так, например, в США статус официальных источников права могут иметь судебные прецеденты. В России такой практики нет.

Правотворчество: ключевые принципы

Изучим основные принципы правотворчества. Некоторые мы уже отметили выше. Это гласность, подразумевающая открытость работы парламентских и иных госструктур, и в то же время широкую тиражируемость тех или иных сведений, касающихся деятельности органов, издающих нормы права. Это публичность, подразумевающая прежде всего прозрачный для всех участников диалог между структурами, разрабатывающими и принимающими правовые акты, и обществом в целом или же отдельными социальными группами - бизнесом, профсоюзами. Какие еще принципы правотворчества следует отметить?

Демократизм

Некоторые эксперты причисляют к таковым демократизм. В ряде контекстов его можно отождествить с публичностью. Однако ключевой его критерий - активное участие общества в обсуждении законов и соответствующих инициатив. Реальная демократия - это практическое участие граждан, политических партий, профсоюзов и иных общественных структур в диалоге с властью. Собственно, публичность не всегда соответствует этому критерию: люди, даже при наличии открытых каналов коммуникации с правотворческими структурами, могут быть слишком пассивны для того, чтобы играть значимую роль в процессе выработки источников права.

Законность

К принципам правотворчества относится законность. То есть источники права должны приниматься исключительно в пределах установленных текущими нормативными актами компетенций государственных и муниципальных органов, соответствовать конституции государства. Законы, принимаемые в регионах, не должны, в свою очередь, противоречить федеральным источникам права. Рассматриваемый принцип также подразумевает корректность в аспекте соблюдения субъектами правотворчества процессуальных норм.

Гуманизм

В числе важнейших принципов правотворчества - гуманизм. То есть деятельность органов власти, связанная с разработкой законов, должна быть направлена на обеспечение гражданских прав и свобод, на развитие общества, защиту законных интересов человека.

Научность и профессионализм

Важными, по мнению некоторых экспертов, принципами правотворчества являются научность и профессионализм. Работа структур власти, разрабатывающих и принимающих законы, должна соответствовать закономерностям и тенденциям в развитии экономики и общества, актуальность которых подтверждена научными методами. Кроме того, работа над законами должна вестись при непосредственном участии экспертов, имеющих значительный профессиональный опыт в сфере, регулирование которой предполагается осуществлять посредством издания нового правового акта или корректировки существующего.

Инструмент, который поможет нам комфортным образом визуализировать принципы правотворчества - таблица. Она может быть представлена в следующей структуре.

Принцип правотворчества

Признаки

Гласность

Процесс обсуждения разрабатываемых органами власти правовых норм широко освещается в обществе, результаты работы госструктур активно тиражируются.

Публичность

Открыт широкий спектр каналов коммуникации общества и власти.

Демократизм

Общество активно задействует доступные каналы коммуникации с властью.

Законность

Правотворческая деятельность соответствует Конституции и иным нормативно-правовым актам.

Гуманизм

Деятельность органов власти направлена на обеспечение прав и свобод граждан.

Научность

Деятельность органов власти научно обоснована, опирается на доказанные факты.

Профессионализм

В разработке законов участвуют компетентные люди, эксперты с необходимым опытом.

Исследовав сущность такого явления, как правотворчество (понятие, принципы, виды), мы можем изучить такой аспект, как его стадии.

Стадии правотворчества

Каких критериев в изучении соответствующего компонента правотворчества нам следует придерживаться? Прежде всего, стоит определиться с тем, на каком уровне осуществляются данного типа активности. Если говорить о российской модели, то соответствующие процессы могут проходить на федеральном, региональном или муниципальном уровнях. Следующий нюанс - определение того, как трактовать термин "закон" - в широком смысле, когда его источниками могут быть любые нормативные акты государственного происхождения, или же как результат проведения парламентских процедур.

Например, если речь идет о принятии федерального закона, то стадии правотворчества будут следующими. На первой будет происходить подготовка законопроекта. Данная стадия, в свою очередь, включает в себя дополнительные этапы: принятие решения о том, что будет разрабатываться такой-то закон, обсуждение его, согласование, при необходимости - доработка.

Следующая стадия правотворчества в аспекте утверждения ФЗ - принятие данного правового акта. В российской модели это одобрение законопроекта в обеих палатах Федерального Собрания, а затем - подписание его Президентом. Следующая стадия - опубликование ФЗ. В российской практике это означает размещение его текста в официальных СМИ, а также в ведущих справочно-правовых системах, откуда впоследствии соответствующий закон распространяется на другие ресурсы.

В случае если под правотворчеством понимать издание не только законов, но также и Указов Президента, то стадии, в свою очередь, будут иными. Это, собственно, подписание соответствующего правового акта, а также обнародование его в том случае, если он в силу своего содержания носит нормативно-правовой характер.

Таким образом, ключевые аспекты такого явления как правотворчество - понятие, принципы, виды, стадии - могут интерпретироваться по-разному. В среде российских юристов существует широчайший спектр подходов к исследованию каждой из сторон правотворчества.

Формы правотворчества: национальная специфика

Изучив, что такое правотворчество, понятие, принципы, виды этого явления, мы можем рассмотреть аспект, отражающий непосредственно формы соответствующей деятельности органов, принимающих источники права. Особенно интересно исследовать их многообразие, исходя из национальной специфики правотворческого процесса в разных странах мира. Выше мы уже отметили один из нюансов, сказав о том, что в США судебные прецеденты могут иметь статус самостоятельных источников права. Правотворчество (понятие, принципы, виды его) во многом определяется национальной моделью организации политической системы. Рассмотрим их специфику на примере нескольких государств.

В Великобритании соответствующие активности осуществляются посредством работы Парламента, принимающего законы, - британская модель в этом смысле близка к американской, - а также в виде правотворческой работы центральных и местных органов политического управления. В Великобритании к тому же, как отмечают некоторые юристы, достаточно значима роль правовых обычаев - неписаных норм, принятых на некоторых территориях.

Специфика английской модели правотворчества, как полагают многие юристы - в сильной позиции Парламента. Так или иначе, ключевые политические процессы управляются посредством активностей именно законодательной ветви власти. Деятельность английского парламента, полагают эксперты, в значительной степени независима от других субъектов политических коммуникаций - министерств, общественных объединений, бизнесов. Интересен тот факт, что в Великобритании нет Конституции - в том смысле, под каким соответствующий источник права понимается, в частности в России или, например, в США - одной из первых стран, в которых данный документ был принят.

Интересна швейцарская модель правотворчества. Дело в том, что в ней достаточно сильно выражены принципы прямой демократии. То есть граждане Швейцарии наделены широким кругом прав в аспекте участия в политическом управлении страной. В числе наиболее показательных примеров - институт народных инициатив, функционирующий в этом альпийском государстве. Швейцарцы могут, в частности, предлагать на обсуждение парламентским структурам новые законы. Также за гражданами закреплено право отменять те или иные нормативные акты, принятые властью, посредством референдума.

В какой степени принципы и стадии правотворчества, принятые в России, схожи с концепциями, реализованными в других странах? Модель политического управления в РФ имеет как сходные с соответствующими зарубежными системами моменты, так и национальную специфику. В частности, понятие и принципы правотворчества, принятые в России, в значительной мере опираются на положения Конституции, в то время как в Великобритании, как мы уже отметили выше, данного рода источник права в принципе отсутствует.

Принципы и виды правотворчества в России функционируют исходя из специфики формы правления нашей страны. РФ - это по большинству признаков президентская республика. Глава государства ответственен за ключевые аспекты управления страной, имеет значимые привилегии в аспекте взаимодействия с другими органами власти. Можно отметить, что Указы главы государства несут значимую юридическую силу, уступая по этому критерию только положениям Конституции и Федеральных Законов. Во многих странах должность президента не подразумевает сопоставимых полномочий. В России существует институт референдума, правда, полномочия граждан не столь широки, как в Швейцарии.

Таким образом, правотворчество - понятие, стадии, принципы этого явления - во многом зависит от модели политического управления, принятой в той или иной стране. Вместе с тем на примере многих стран можно пронаблюдать ряд общих моментов в организации политической системы. Так, в частности, система разделения властей реализована в большинстве современных государств. Есть, конечно, страны, в которых понятие и принципы правотворчества базируются на иных концепциях. Например, в Китае, где разделения властей нет, все законы принимает единый орган - Всекитайское Собрание Народных Представителей.

ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Правотворчество - это одно из основополагающих направлений деятельности, прежде всего, государственных органов. В связи с этим данная деятельность должна строиться на рациональных и эффективных принципах, соблюдение которых, однозначно поможет законодателю избежать большого количества законотворческих неточностей и ошибок, снизит вероятность уровня создания ненужных правовых норм, а в итоге поспособствует формированию роста правовой культуры физических лиц и организаций. Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

В связи с этим, в научной литературе, указывается на то, что правотворческая деятельность Российской Федерации должна осуществляться на базе ряда общих основополагающих принципах, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

Выделим такие принципы как: демократизм, предполагающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности; законность и конституционнальность, означающие строгое и неуклонное следование конституции и законам в процессе правотворческой деятельности; гуманизм, выражающийся в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей; профессионализм, проявляющийся в обязательном участии квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса. Общая теория права / Отв. ред. А. С. Пиголкин. - М. 2014. - С. 215-216

Теперь хотелось бы остановиться на каждом и уже поподробнее рассмотреть каждый из них в отдельности и попытаться выделить, на мой взгляд не менее важные. Итак, принцип демократизма, характеризует степень вовлеченности граждан, общественных формирований, политических партий и многих других субъектов правотворчества, для более полного и всестороннего развития норм и институтов в обществе. Одним из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы является референдум. Законы создаются именно для общества, ради общества, и при игнорировании общественного мнения, существует большая вероятность того, что какая-то конкретно созданная норма, без учета общественного мнения, пойдет ему не на благо, а во вред.

Следующим принципом, является законность. Каждый нормативно-правовой акт должен приниматься государственным органом или иными субъектами в соответствии с пределами его компетенции, с обязательной ссылкой на конституцию и закон, он не должен нести в себе противоречий с уже действующим законодательством. Не менее важным критерием оценки законности, является соблюдение определенной процедуры принятия нормативных актов. Законы должны приниматься в соответствии с правовым регламентом и только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями, и в таком же объеме, закрепленным за этими субъектами.

Принцип гуманизма предусматривает непосредственный учет интересов и благ человека, максимальное удовлетворение его материальных и духовных ценностей при создании и реализации нормативно-правовых актов. При этом важным критерием считается соблюдение не только частных, но и публичных интересов, а в конечном счете они должны быть в балансе. Данный принцип всегда был предметом жарких споров экспертов, политиков и законодателей, так как при решении вопросов об удовлетворении потребностей возникает вопрос о пределах человеческих потребностей. Конечно же пределы данного принципа весьма условны, так как в иностранных государствах само понятие «гуманизм» несет в себе, зачастую, несколько иное содержание, как например в Российской Федерации.

Заключительным принципом, в правотворческом процессе, является принцип профессионализма. Данный принцип особо важен для правотворческой деятельности, поскольку данная деятельность требует особых навыков, умения и талантов. Для принятия эффективных нормативных актов, необходим учет разнообразных факторов, как субъективного, так и объективного свойства, владение правилами юридической техники.

По моему мнению, в правотворческой практике необходимо расширить перечень принципов, в соответствии с которыми и принимаются все нормативно-правовые акты. Свяжу я это в первую очередь с тем, что в данный вид деятельности необходимо привлекать представителей различных наук на стадии подготовки и принятия актов. Кто как не ученые смогут выявить те или иные потребности в регулировании общественных отношений, не менее важна и прогностическая составляющая этой потребности.

Не малую роль, в век информационных технологий, играет техническое совершенствование принимаемых актов. Это имеет огромное значение для повышения качества всего рассматриваемого процесса. Суть заключается в том, что в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени использовать предложенные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов, оптимального изложения их содержания технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам.

Правотворчество - это вид государственной деятельноcmи, направленной на создание права. В процессе правотворчества происходит формирование права и его внешнее закрепление, оформление.

Право может быть создано только государством или другими субъектами, если это санкционировано государством. Создание и развитие права находят закрепление в формах права. Форма права неразрывно связана с правотворчеством и зависит от субъектов правотворчества.

В государственно-правовой истории использовались различные формы права, и это зависело от выбора способов его создания. Можно выделить два основных способа создания права: государственные органы сами создают (изменяют) право; государство объявляет правом то, что создается другими субъектами. К последнему относится санкционирование государством обычая, в результате чего он становится правовым обычаем. К такому же способу правотворчества относится санкционирование государством религиозных норм в качестве правовых. Превращение религиозных норм в правовые возможно только с санкции государства и имеет немало особенностей, связанных с этапами истории и с различными регионами.

В новое и новейшее время главным способом (путем) создания и развития права является правотворческая деятельность самого государства. В ней участвуют различные государственные органы. В странах, правовая система которых содержит прецеденты - решения по конкретным делам, - правотворчество осуществляется и судами высших инстанций. В странах, в которых право является системой юридических норм, правотворчество (нормотворчество) в основном осуществляется органами государственной власти и управления.

В перечне факторов влияния на формирование права и непосредственно на правотворческую деятельность очень важную роль играет правосознание. Оно существует как социальное явление, которое не ограничено правотворчеством, но составляет обязательный его элемент. Правосознание только участников правотворческой деятельности государственных органов способно получить оформление вправе.

Правотворчecтвo - это такая: разновиднocть правовой деятельности гocyдapcтвa, содержание которой заключается в возведении воли в правовые тpeбoвания, правила, так как сущнocть права составляет возводимая в право воля социальных сил, имеющих гocyдарственную власть и осуществляющих нормотворческую деятельнocть, а внешней формой ее выpажения являются юридические нормы, закрепленные в нормативных правовых актах или дpyгиx актах гocyдapcтвa.

Таким образом, содержанием правотворчества (нормотворчества) является образование права, его закрепление в документах. Ключевое значение имеет то, что без участия государства ни один документ обще ственной организации или выраженная на референдуме воля народа не приобретают качества формы права. Никакая общественная организация самостоятельно не может наделить себя правотворческими полномочиями. Их реализует только государство.

Предоставление государством возможности правотворчества другим субъектам, по сути, является особым путем государственного участия в этом процессе, разрешением такого способа выражения государственной воли вправе.

Таким образом, при любых способах создания права правотворчество зависит от государства, поэтому право - всегда продукт государственной деятельности.

Правотворчество - это такая правовая форма государственной деятельности, которая состоит в принятии уполномоченными государственными органами (или другими субъектами с санкции государства) решений об установлении, изменении или отмене норм права и юридических пределов их действия.

Правотворчество, которое является одной из правовых форм государственной деятельности, можно назвать первичной формой, ибо в результате создается право, его нормы.

Другие право вые формы государственной деятельности имеют производный от правотворчества характер, так как они связаны с правореализацией. Правоисполнительная и правоохранительная (юрисдикционная) деятельность государства осуществляется на основе права и является правореализующей деятельностью.

Все перечисленные формы правовой деятельности государственных органов (правотворческая, исполнительная и правоохранительная) отражают разные способы государственной деятельности в организации общественной жизни, решают разные задачи.

Цель правотворчества - создание нормативной правовой основы, права. Цель исполнительной и правоохранительной (юрисдикционной) деятельности - реализация права.

Все виды правовой деятельности государственных органов имеют государственно-властный характер. Однако правотворчество имеет специфические черты, отличающие его от других правовых форм государственной деятельности, а именно:

Правотворчество является единственным способом возведения в право государственной воли;

Оно создает правовую основу для иных видов правовой государственной деятельности; его результатом является принятие нормативных правовых актов и иных форм (источников) права.

Один и тот же государственный орган в рамках компетенции может выполнять свои задачи, осуществляя деятельность во всех правовых формах. Акты, которые принимаются в разных правовых формах деятельности, могут иметь одинаковое наименование, но отличаться содержанием и назначением. Акты, которые принимаются в правотворческой деятельности, являются нормативными правовыми актами формой права.

Правильное понимание правотворчества, его актов имеет не только теоретическое значение. Оно необходимо для ориентации во всех правовых формах и актах государственной деятельности.

Правотворчество - это чрезвычайно сложный вид государственной деятельности, в которой отражаются многие социальные потребности, учитываются разные интересы и возможности их удовлетворения с помощью правовых норм, обеспечивается эффективность выбираемых правовых средств, правильно предвидятся последствия реализации принимаемых правовых правил.

Возникновение социальной потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений обязательно предшествует правотворчеству, вызывает в нем необходимость. Правотворчество это процесс, в котором удовлетворяется определенная социальная по требность, происходит юридическое оформление условий ее обеспечения.

Правотворчество осуществляется как юридически оформленная процедура. Правовая регламентация правотворческого процесса зависит от уровня правовой культуры в стране, от правотворческого органа, устанавливающего порядок в нормотворчестве - процедуру. Учитывая важность принятия нормативных правовых актов высшими органами власти, конституция закрепляет наиболее существенные стороны законодательного процесса.

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах , к числу которых можно отнести следующие: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой.

1. Демократизм и гласность правотворчества . Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции. Распространена прaктика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.

2. Профессионализм правотворчecтвa . Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Правотворческий: дилетантизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю.

3. Законность правотворчеcтва . В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правовoго государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права.

4. Научный характер правотворчеcтвa и его связь с правоприменительной практикой . Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.

Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые право все предписания будут обоснованными и эффективными.

Вместе с тем без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата cвoeгo труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика, как лакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности.

С учетом субъектного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов (как общефедеральных, так и республиканских); санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).

Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).

Санкционированное пpaвoтвopчecmвo - это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

Таким образом, правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и omмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом (Правовой портал).

Одним из важных направлений государственно-властной деятельности является правотворчество, являющееся ведущим звеном механизма правового регулирования общественных отношений.

Правотворчество понимается в двух смыслах:

1) в узком, когда правотворчество является непосредственным процессом создания правовых норм уполномоченными соответствующими органами;

2) в широком, когда в процесс правотворчества включается все от правотворческого замысла до практической реализации юридической нормы – подготовка, принятие, опубликование и т. д.

Структура правотворческого процесса состоит из двух частей.

1. Объединяет организационные аспекты, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т. д.).

2. Основывается на правовых началах, отправной точкой которых является решение о подготовке проекта нормативного акта.

В процессе правотворчества есть две основные стадии:

1) связана с предварительным формированием государственной воли при составлении проекта нормативного акта, носит подготовительный характер и не порождает правовых последствий;

2) предполагает официальное утверждение государственной воли в нормах права за счет превращения проекта нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер.

Внутри названных стадий осуществляются различные процедурные операции разными уполномоченными государственными органами, которые в своей совокупности образуют субъектный состав правотворческого механизма конкретного государства.

В основе правотворческого процесса лежит ряд принципов:

1) демократизм и гласность правотворчества связаны с процедурой разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом за счет привлечения граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации, референдума как высшей формы проявления демократизма правотворчества;

2) профессионализм связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений, опосредован привлечением компетентных специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов;

3) законность выражается в требовании, что вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна реализовываться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ, в контексте правил юридической техники, юридической иерархии правовых актов, начал демократизма и гуманизма;

4) научный характер выражается в объективной обусловленности правового акта социально-экономическими, политическими, социальными условиями конкретного государства, в целесообразности регламентирования данной группы общественных отношений подобным образом и т. п., это дает возможность достичь эффективности и обоснованности правовых предписаний;

5) связь с правоприменительной практикой позволяет законодателю судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу с учетом выявленных практикой правотворческих ошибок.

Стадии правотворческого процесса.

Правотворческая деятельность представляет собой процесс, протекающий во времени и поэтому он разбивается на последовательные действия, т.е. проходит определенные стадии.

В литературе обычно выделяют четыре основных стадии правотворческого процесса:

1. Правовая инициатива - управомоченные лица или государственные органы выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определен в Конституции. В РФ этим правом, например, обладают депутаты Государственной думы, субъекты федерации, Президент России, а также Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд РФ - по вопросам их компетенции. Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта.

2. Обсуждение проекта - осуществляется самим правотворческим органом, а иногда выносится за его пределы (вынесение проекта на всенародное обсуждение, заключение специалистовэкспертов). Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган, который будет принимать закон.

3. Принятие и утверждение проекта нормативно-правового акта компетентным государственным органом.

4. Обнародование правотворческого решения - его доведение до сведения населения, без чего принятые законодательные акты не могут исполняться. В Конституции РФ (ст.15) прямо закреплено, что неопубликованные акты не применяются и на них невозможно ссылаться в суде в подтверждение своих доводов.

Процесс правотворчества строго регламентирован правом. Например, в Конституции говорится о порядке принятия законов; помимо этого существует Регламент Государственной Думы, где устанавливаются правила и режим работы этого органа. Другие органы государства также имеют свои регламенты -либо иные нормативные документы, устанавливающие порядок деятельности этих органов.

Более подробно стадийность правотворчества прослеживается в следующем подходе к разграничению правотворческого процесса на стадии. Весь процесс правотворчества подразделяется на два этапа, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько стадий.

I этап. Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).

1). Принятие решения о подготовке проекта.

Утверждаются планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или иному органу разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе субъектов обладающих правом законодательной инициативы (Президент, Правительство, постоянные комитеты Государственной Думы, субъекты федерации через их высшие органы законодательной власти).

2). Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта.

Выявляется общественная потребность в урегулировании данной сферы общественных отношений. Определяется фактическое положения в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, чтобы определиться, достаточно ли будет изменений в действующие акты или необходимо подготовить новый акт.

Здесь же должны быть просчитаны последствия принятия нового акта, а также возможные затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д. Вырабатываются основные положения будущего акта.

3). Подготовка первоначального текста проекта.

Обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученыхюристов и других специалистов. При необходимости создаются подкомиссии, рабочие и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов - людей, имеющих большой опыт и знания, а также юридических подразделений органов, разрабатывающих проект.

4). Предварительное обсуждение проекта.

Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научноисследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т.д.

Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

Проекты публикуются в центральной и местной печати, рассматриваются на заседаниях представительных органов различных уровней, в трудовых коллективах, воинских частях и т.д.

5) Проект окончательно обрабатывается и редактируется.

Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая составляла первоначальный текст проекта.

II этап. Возведение государственной воли в закон. (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта).

На этом этапе работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

1). Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные в Конституции.

Вместе с проектом представляется объяснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта, разверну тую характеристику его целей, задач и основных положений, его место в системе законодательства, а также ожидаемых последствий принятия акта.

2). Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.

3). Обсуждение проекта.

4). Официальное принятие проекта.

Эти стадии тесно связаны. Их процедура детально регламентируется. Законопроекты рассматриваются в 2х или 3х чтениях. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают проект и вносят замечания в виде поправок. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет законопроект или отклоняет его.

В результате второго чтения законодательный орган -либо принимает закон -либо отклоняет его. На голосование ставится отдельно каждая статья, раздел или глава проекта. Они принимаются за основу, потом на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. После обсуждения поправок статья (раздел, глава) утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом.

В РФ действует практика принятия законов в 3х чтениях. Принятый во втором чтении проект направляется в ответственный комитет Государственной Думы. При третьем чтении не допускается внесение в проект поправок и возвращение к его обсуждению в целом -либо по частям.

Президент, министры и др. органы единоличного подчинения утверждают свои акты (указы, инструкции и пр.) в персональном порядке.

5). Официальное обнародование принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование. принятого акта в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также его официальное оглашение в иной форме (по телевидению, радио, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы).

Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Приведенная выше классификация этапов и стадий правотворчества относится в законотворческому процессу как важнейшему виду правотворческой деятельности государства. Подзаконное нормотворчество осуществляется по упрощенной процедуре. К тому же для некоторых видов подзаконных актов не требуется официального опубликования - это ведомственные акты, не затрагивающие права и обязанности граждан, а посвященные внутриорганизационным вопросам деятельности отдельного ведомства.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Правотворчество является составной частью более широкого процесса - правообразования , под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что:

    оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

    основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

    это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

    уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

    научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);

    профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);

    законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

    демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

    гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

    оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

Правотворчество -деятельность по формулированию общих правил поведения.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1)непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2)правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

3)правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4)правотворчество органов местного самоуправления;

5)локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6)правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на (см. схему 36):

ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

1)законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2)делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3)подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

Кроме всего прочего подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Своеобразие правотворчества субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в соответствии с ч. 4 ст. 76 представляет субъектам Федерации право вне пределов ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, государственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.

Особенности правотворчества субъектов РФ заключаются в следующем:

1)расширились полномочия в сфере правотворчества - регионы впервые получили право принимать законы как акты высшей юридической силы. Это связано с общей тенденцией децентрализации российской государственности, с укреплением в ней подлинно федеративных начал. За последние годы субъектами РФ принято уже несколько сотен законов (например, в Саратовской области - законы о государственной и муниципальной службе, о референдуме Саратовской области и т.п.);

2)все большее место в правотворчестве регионов начинают занимать соглашения и договоры между субъектами Федерации или даже отдельными администрациями, которые регулируют вопросы, возникающие в социально-экономической и культурной сферах;

3)правотворчество субъектов РФ отличает довольно значительная самобытность, отражающая специфику и статус того или иного региона (например, в республиках в большей мере принимаются кодифицированные акты - кодексы, на Северном Кавказе особую роль играют национальные и религиозные обычаи). Перед субъектами РФ стоят

цели - учитывать в правовом регулировании местные, региональные природные и национальные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений общефедерального законодательства;

4)правотворчество субъектов РФ должно осуществляться в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Между тем на практике в современных условиях более трети нормативных актов субъектов Федерации противоречат общефедеральным актам;

5)в рамках субъектов РФ принимают нормативные акты и много численные негосударственные структуры - прежде всего органы местного самоуправления и т.д.

Таким образом, правотворчество - весьма разнообразная деятельность, каждый вид которой имеет свою природу, свое социальное назначение.

Понятие и стадии законотворчества в России

Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

стадии:

1)законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его-право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

2)обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3)принятие закона , что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии: а)принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); б)одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»); в)подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4)опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются)

Похожие публикации