Исполнение государственных и муниципальных контрактов: контроль, организация и отчетность. Государственный контракт: условия, сроки, образец Выполнение государственных контрактов

Закон жестко регламентирует весь процесс госзакупок, подписание и исполнение контракта - не исключение. Нарушение сроков на этих этапах чревато не только штрафами или пенями, но и расторжением сделки, а если нарушителем стал победитель, то и внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

Подписание

В распоряжении победителя конкурса есть 10 дней после опубликования итогового протокола, чтобы поставить подпись в договоре и предоставить его обеспечение. В противном случае его признают уклонившимся от заключения сделки, а сведения внесут в реестр недобросовестных поставщиков.

После получения подписанных документов и необходимых приложений у заказчика тоже есть 10 дней, чтобы подписать договор. При нарушении этого правила его признают уклонившимся от заключения сделки, а поставщик сможет обратиться в суд, чтобы возместить убытки.

Таким образом, контракт по результатам конкурса заключается в срок от 10 до 20 дней с момента опубликования протокола подведения итогов.

При проведении электронного аукциона у заказчика после публикации итогового протокола есть 5 дней на то, чтобы разместить в ЕИС проект договора без подписи, но с ценой победителя и конкретными показателями продукции. Далее поставщик за 5 дней подписывает документ, предъявляет обеспечение и иные бумаги (ч. 3 ст. 70 44-ФЗ), а также размещает все это в ЕИС. Если нет протокола разногласий, заказчик в течение 3 рабочих дней ставит свою подпись. С этого момента сделка считается заключенной.

По результатам запроса котировок и запроса предложений сделку оформляют не раньше семи и не позднее двадцати дней с даты размещения подписанного протокола подведения итогов в ЕИС (ч. 13 ст. 78 и ч. 17 ст. 83).

Регистрация в ЕИС

Когда речь заходит про реестр контрактов, сроки размещения информации многих интересуют в первую очередь.

В распоряжении заказчика есть 3 рабочих дня, чтобы направить данные о сделке в Федеральное казначейство, которое, в свою очередь, вносит их в реестр. Закон дает столько же времени на предоставление информации об изменении, расторжении документа или об исполнения конкретного этапа сделки.

Полученные материалы подлежат проверке Федеральным казначейством. Если ошибок нет, то сведения и документы в течение 3 рабочих дней публикуют в ЕИС.

Исполнение

Другие важные понятия - срок действия контракта и срок исполнения контракта.

Исполнение договора - это действия, направленных на реализацию цели конкретной государственной закупки. Они включают:

  1. Приемку заказчиком поставленной продукции, работы или услуги, а также экспертизу.
  2. Оплату исполненных обязательств.
  3. Взаимодействие при изменении, досрочном расторжении контракта, применении штрафных санкций.

Соответственно, срок исполнения в зависимости от условий начинается с внесения аванса заказчиком, либо с начала поставки товара или производства работ. Заканчивается этот период обычно оплатой работ или услуг поставщика.

Когда же встает вопрос про срок действия контракта по 44 ФЗ, толкование этого понятия может дать ст. 425 ГК РФ. Такой период берет начало с момента подписания, а заканчивается датой, установленной в самом документе. Причем обязательства сторон могут заканчиваться либо вместе с окончанием действия договора, либо с окончанием его исполнения.

Важно отметить, что изменение сроков контракта по 44 ФЗ возможно при уменьшении бюджета заказчика. В этом случае последний должен согласовать новые существенные условия сделки, в том числе период исполнения обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

44 ФЗ о продлении сроков по контракту говорит, что это невозможно, поскольку речь идет об изменении существенных условий договора, которые изменению не подлежат, если только это не прописано в тексте документа (ч.1 ст. 95 44-ФЗ).

Размещение отчета об исполнении

Результаты работ, оказанных услуг, либо поставки товаров, а также сведения о них включаются в отчет заказчика (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ).

Такой документ должен быть размещен в ЕИС не позднее 7 дней с момента:

  1. Подписания и оплаты акта приемки результата одного из этапов сделки.
  2. Подписания и оплаты акта приемки товаров, работ или услуг.
  3. Одностороннего отказа от исполнения.

Понятие контракта как формулировка используется исключительно по отношению к государственным и муниципальным заказчикам.

Государственный контракт, муниципальный контракт, договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственно-муниципальным заказчиком для обеспечения государственных нужд (п.8 ст.344-ФЗ);

Гражданско-правовой договор (контракт) (БУ, ЮЛ пост.1544-ФЗ) - заключенный бюджетным учреждением, либо иным юридическим лицом (п.3ч.1ст.144-ФЗ);

Любой контракт на этапе заключения должен быть согласован с Гражданским Кодексом РФ. Это распространяется на государственно-муниципальные контракты. В рамках 44-ФЗ контракты и договоры заказчики подписывают вторыми, то есть изначально необходимо получить согласие поставщика, и только потом подписывается самостоятельно заказчиком.

Причем это относится как к конкурентным закупкам, так и к закупкам у единственного поставщика.

Каким образом заключается договор. Кто готовит проект контракта?

При проведении конкурентной закупки заказчик в процессе составления контракта обязан внести в проект контракта информацию об участнике закупки, актуальную на момент опубликования извещения, и направить его на подписание поставщику.

Что вносится в контракт заказчиком?

Существуют 4 процедуры заключения контракта:

  • Аукцион
  • Конкурс
  • Запрос копировок
  • Запрос предложений

В рамках электронного аукциона в контракт вноситься такая информация как: цена контракта, цена единицы контракта, информация о товаре.

Формированием приложения к проекту контракта занимаются заказчики, потому что именно заказчик должен самостоятельно уменьшить цену контракта. Поставщик при этом может высказать какие-либо свои пожелания. Цены на единицы товара или расценки по работам на момент подписания контракта не должны превышать расценки и цены товаров, которые были получены при расчете начальной цены контракта. Отдавая на откуп поставщикам формирование приложений к контракту, заказчики сильно рискуют, так как могут получить не совсем адекватные цены и в конечном итоге могут получить санкции от контрольных органов.

Конкурс - это более сложная процедура, и проект контракта может включать не только цены, которые были указаны в заявке участников, но и технологические решения, определенные документы, которые описывают выполнение работы, либо характеристику результатов работы.

Запрос котировок. В соответствие с ч.8 ст. 78, 44-ФЗ, проект контракта, в том числе спецификации, должен быть готов на этапе публикации извещения о запросе котировок, и по правилам данной ч.8 ст.78 в контракт включается только цена контракта, никакие условия не меняются за исключением реквизитов участников, которые обязательно включаются в любой проект контракта вне зависимости от процедуры.

Запрос о предложении. Аналогичен конкурсу, потому что включается в заявку, то есть включается и в контракт. В некоторых случаях заказчик обязан в установленные законом сроки предоставить проект контракта на подписание поставщику (победителю).

По результатам электронного аукциона заказчик обязан в течение 5 календарных дней после опубликования итогового протокола направить проект контракта победителю, в виде сообщения в личный кабинет на ЭТП. Что касается запроса котировок, то там есть всего 2 дня, чтобы направить данный протокол.

Что касается муниципальных заказчиков, бюджетных учреждений, автономных учреждений и унитарных предприятий, они имеют право не привязывать данные документы в договор.

В конкурентных процедурах проект контракта составляется заказчиком, но при этом существуют случаи, когда проект контракта готовится поставщиком.

4-5 ч. Ст. 93 гласят, что заказчик может при неконкурентных процедурах использовать проекты договоров, которые поставщик предоставляет в рамках своего типового соглашения.

Поэтапное описание процедуры заключения контракта. Сроки заключения контракта сторонами.

  1. подписание контракта поставщиком, передача контракта заказчику и подписание уже самим заказчиком.
  2. подписание контракта заказчиком (не позднее 5-и календарных дней с даты размещения заказчиком проекта контракта).
  3. через свой личный кабинет поставщик должен прикрепить направление в течение исполнения контракта. Это может быть или скан платёжного поручения, или скан банковской гарантии, которые выдаются банком в отношении обеспечения, исполнения контракта не позднее 3-х рабочих дней с даты размещения подписанного проекта контракта по поставщикам, но не ранее 10 календарных дней с даты размещения итогового протокола. Подписывать контракт раньше запрещается законом.

В течение 10 дней после размещения в ЕИС, поставщик должен подписать и направить в адрес заказчика проект контракта, а также подтвердить обеспечение исполнения контракта, то есть представить либо копию денежной обеспеченности, либо банковскую гарантию.

Что касается иных процедур по единственному поставщику, сроки могут не быть указаны в самом контракте, но при этом в обязательном порядке устанавливается срок подписания поставщиком и срок извещение о закупке.

Часто заказчики допускают грубую ошибку, указывая в извещении о закупке срок «не ранее 7 календарных дней и не позднее 20 с даты размещения протокола в ЕИС». По п.4 ч.1 ст. 73, заказчику нужно указать положение и сроки подписания контракта по поставщикам, причём сроки могут быть подписаны как в днях (допустим в течение 2-3 дней, либо с момента подачи этого контракта от заказчика к поставщику), так и конкретные даты, определенные в извещении.

Срок подписания контракта поставщиком устанавливается в документации о закупке.

Протокол разногласий.

На данный момент в 44-ФЗ зарегламентировано, каким образом и в какие сроки подается протокол разногласий. Это касается исключительно электронного аукциона. В процессе заключения контракта, по результатам любой закупки, есть вероятность, что потребуется составить протокол разногласий, либо уточнения данных. Протокол разногласий в рамках аукциона влияет на то, что заказчик может признать или не признать победителя уклонившимся, при этом протокол разногласий вносит определённые разграничения. Для заказчика, который имеет право размещать проект контракта изменённый или неизменённый по результатам протокола разногласий, только в том случае если победитель опубликовал свой протокол разногласий не позднее 13 календарных дней с даты размещения в информационную сеть протокола аукциона.

4 основания для установления поставщика уклонившимся от процедуры или заключения контракта

  1. если он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя, либо победителем данного аукциона.
  2. не вовремя направленный протокол разногласий.
  3. непредоставление обеспечения исполнения контракта.
  4. непредоставление информации или обеспечении исполнения контракта по ст.37.

Статья 37 регламентирует антидемпинговые мероприятия. В зависимости от того какая была указана максимальная цена контракта, поставщик может быть признан уклонившимся, если не были предоставлены документы, подтверждающие добросовестность поставщика, либо же обеспечение контракта увеличено в полтора раза от первоначальной цены.

Уклонение победителя конкурса.

Победитель конкурса может быть сочтен уклоняющимся, если:

  1. не предоставил заказчику в течение 10 календарных дней подписанный контракт.
  2. не предоставил обеспечение исполнения контракта

Важным для процедуры конкурса является то, что участники не имеют права передавать контракты в электронном виде, либо использовать электронную торговую площадку.

В соответствии с ч.1 ст.78 44-ФЗ, участник считается уклонистом, если он не предоставил подписанный контракт и выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки для юридического лица, которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС, извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства для иностранного лица в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

Если в запросе котировок выиграл индивидуальный предприниматели, требований о предоставлении им выписки (см. ч.1 ст.78) нет.

Уклонение победителя запроса предложения.

Победитель запроса предложения считается уклоняющимся, если он:

  1. не предоставил заказчику подписанный контракт на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложения.
  2. не предоставил обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных законом и документацией о закупке.

Второй участник аукциона.

Если уклонился первый победитель, то заказчик имеет право заключить контракт со вторым участником. Если второй участник соглашается на заключение контракта, он признается победителем и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта.

Что считается датой уклонения победителя от заключения контракта?

Это следующий день за датой, когда заказчику должны поступить документы победителя. Причем решение о признании победителя уклонившимся принимает заказчик, а не федеральная антимонопольная служба, которая далее рассматривает вопрос о включении этих победителей в реестр недобросовестных поставщиков.

Если второй участник отказывается от заключения контракта, то он не признается уклонившимся.

Второй участник конкурса.

Если победитель уклонился и если есть второй победитель, то заказчик может заключить контракт направляя контракт в те же самые сроки, которые были выбраны победителем. То есть ему дается 10 календарных дней на то чтобы, подписать проект контракта и направить его в адрес заказчика.

То же самое происходит и с запросом предложений. При этом если второй участник отказывается от заключения контракта, то процедура признается не состоявшейся и данные участники не признаются уклонившимися от заключения контракта.

Второй участник запросов котировок.

Если первый участник запроса котировок уклонился от подписания контракта, и его приняли уклонившимся, то заказчик может заключить контракт, по результатам запроса котировок. Если заказчика устраивает установленная цена второго участника, то данный участник не имеет права отклониться от заключения контракта без его признания уклонившимся от заключения контракта.

Уклонение заказчика.

клонение заказчика подписано конкретно только для конкурса, в рамках ч.7 ст.54, в которой говорится, что заказчик обязан в течении 10 дней с даты получения подписанного проекта контракта, подписать его вместе с приложениями и передать один лицу, с которым от заключил контракт, либо его представителю, либо направить по почте. В случае если заказчики несвоевременно подписывают контракт по результатам открытого конкурса заказчик признается уклонившимся от заключения контракта, а участники конкурса имеют права обратиться в суд о принуждении заказчика подписать контракт и соответственно возместить убытки. По аукциону не прописано уклонение заказчика, но при этом если заказчик не подписывает проект контракта, а это 3 рабочих дня, либо не ранее 10 календарных дней с момента опубликования, то заказчик может быть признан уклонившимся от контракта.

По запросу котировок требования тоже жесткие: с 7-го по 20-ый день. Если участники заключают контракт позже 20-ого дня, заказчик может быть признан уклонившимся. Обстоятельства непреодолимой силы.

При возникновении обстоятельств непреодолимой силы, период заключения контракта по результатам любой процедуры может быть продлен. Сами обстоятельства непреодолимой силы прописаны в гражданском кодексе.

Если такая ситуация возникает, то сторона должна в течение одного календарного дня проинформировать об этом другую сторону. При этом, возможно приостановление процесса на 30 дней.

Рассмотрения в суде дела относительно ч.16 ст.70 в отношении аукциона и ч. 9 ст. 54-й в отношении конкурса говорят о том, что обстоятельством непреодолимой силы не признаются: поломка компьютера победителя, который не смог подписать контракт, поломка автомобиля, болезнь сотрудника и т.д. (если поставщик по результатам аукциона на 13-й день после опубликования протокола направляет заказчику, то что у него обстоятельство непреодолимой силы, к примеру, не выдали банковскую гарантию, то можно однозначно говорить о том, что этот участник может быть признан уклонившимся от заключения контракта.

Обстоятельством непреодолимой силы признается ситуация, при которой заблокирован функционал электронной торговой площадки. Это нужно доказать поставщику. Такое бывает, когда идёт приостановление заключения контракта или рассматриваются жалобы в ФАС.

Обеспечение исполнения контракта

На этапе получения подписанного проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, заказчик может столкнуться со следующей проблемой: в течении 3-х дней необходимо проверить наличие банковского гаранта. Если в проекте контракта не указано требование о замене банковской гарантии в случае отзыва лицензии, а такие случаи бывают, можно столкнуться с тем что у поставщика не будет обеспечения исполнения контракта, и заказчик имеет право обязать поставщика предоставить это обеспечение контракта.

Необходимо также проверять сумму и срок банковской гарантии. Если банковская гарантия предоставлена на срок меньше, чем необходимо, то в течение 3-х дней можно заявить о том, что банковская гарантия не соответствует установленным срокам. Если поставщик успеет быстро поменять банковскую гарантию, то данный контракт можно заключать.

На этапе исполнения контракта денежные средства помещается на специальные счета, как правило, открытые в казначействе, для обеспечения исполнения контракта. Участники не имеют права ими пользоваться. Если в проекте контракта это не указано, нельзя компенсировать этими денежными средствами денежные штрафы. Если такая пометка есть, то с согласия поставщика и подрядчика это можно сделать.

Изменение условий контракта на этапе заключения

В проекте контракта можно предусмотреть возможность увеличить предусмотренные контрактом количество товаров/работ/услуг на сумму, которая не превышает разницу между ценой контракта и начальной (максимальной ценой контракта), исходя из цены единицы - в случае существенного снижения цены контракта. Это чаще относится к продуктам питания, а также к закупке книг и учебников. Это условие имеет смысл включить в контракт заранее.

Нецелесообразно включать этот пункт в контракты, например, в строительстве, хотя и в данном случае есть небольшие нюансы.

Отлагательное условие

При заключении контракта, на этапе подготовки закупки, особенно, если закупка рассчитана на несколько лет, заказчики, которые не знают бюджета или элементы финансирования на следующий год, могут использовать отлагательное условие. Эти отлагательные условия для тех организаций, которые работают по 44-ФЗ, когда есть возможность использовать внебюджетные средства для покрытия бюджетных расходов. Но при этом в 223-й ФЗ использовать бюджетные средства заказчики не имеют права.

Лимиты финансирования обычно рассчитываются исходя из цены контракта, который предложил победитель, а также тех лимитов, которые существуют на данный год. Данную возможность необходимо прописать в проекте контракта на момент его опубликования заказчиком.

Работа заказчиков по информированию Реестр контрактов

Ведение реестра контрактов осуществляется федеральным казначейством. Реестр ведется в электронном виде, поэтому всю информацию необходимо предоставить в электронном виде. Участникам предоставляется 3 рабочих дня, чтобы передать информацию о заключённом контракте в реестр.

Существует оговорка на случай закупок культурных ценностей и лекарственных препаратов. Они работают под 152-ФЗ. Если речь идет о физическом лице, то информация не включается в реестр. Если речь идет об индивидуальном предпринимателе, информацию отправить необходимо.

В реестр необходимо отправить следующую информацию:

  1. об изменении контракта
  2. об исполнении контракта
  3. о расторжении контракта
  4. документ о приемке

Данную информацию необходимо направлять в течение трех рабочих дней с момента данного события.

Если федеральное казначейство отмечает, что в реестр предоставлена неполная информация, то в течение одного рабочего дня участникам необходимо дополнить недостающую информацию. В таком случае казначейство может продолжить работу.

Изменение и расторжение контрактов

Согласно ч.26 ст.95 44-ФЗ, информация об изменениях или расторжении контракта (за исключением сведений, содержащих государственную тайну) размещается заказчиком в ЕИС в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения/расторжения контракта.

Письмо Казначейства от 10.03.2015 №05-07-05/11 «О размещении информации об изменении или о расторжении контракта…» предусматривает возможность размещения на официальном сайте информации об изменении или расторжении контракта. В этом случае информация включается в реестр контрактос согласно ст.103 44-ФЗ.

Организация и контроль исполнения контракта.

Именно на этой стадии начинается полноценная работа. Уместно выделить специального человека, которые могут не входить в контрактную службу, но они должны следить за исполнением контракта.

Есть две основных части: действия поставщика и действия заказчиков. Товар / работу / услуги необходимо поставить, а затем их необходимо принять и оплатить.

В графике исполнения контракта существуют следующие ключевые точки:

  1. Дата заключения контракта. Это не есть дата начала исполнения контракта. Это дата достигнутых договоренностей и закрепления их в документальном виде.
  2. Начало исполнения обязательств поставщиком. Эти сроки должны быть обязательно закреплены в контракте. Если это отдельно не прописано, то по умолчанию имеется в виду следующий рабочий день.
  3. Окончание исполняемых обязательств.

Если поставка происходит ежедневно, а этапы исполнения контракта не прописаны в контракте, в качестве этапа принимается полностью исполненный контракт. В этом случае необходимо проводить ежемесячную экспертизу и оформлять отчетность. Акцент делается на услуги длящегося характера: такие как аренда помещения, оплата электроэнергии и отопления. Формируется отчетность: например, для коммунальных услуг ежемесячно, а для, например, продуктов питания, по факту их поставки.

В некоторых случаях заказчикам не требуется первоначально указанный объем товаров/услуг/работ. Для этого в проекте контракта необходимо указать, как именно происходит прием. При не-выборе продукта (например, бумага, канцелярия или продукты питания) можно в конце года составить дополнительный контракт, исполнить с уменьшенной суммой, или же расторгнуть по соглашению сторон. В этом случае санкций по отношению к поставщикам не следует.

Важно помнить , что допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество или характеристики которых (потребительские свойства) являются улучшенными по сравнению с указанными в контракте. В этом случае изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов. Данный момент предусмотрен ч.7 ст.95. Тем не менее, необходимо жестко отслеживать качество, поскольку несоответствие товаров/услуг/работ указанным требованиям в контракте чревато выплатой штрафа. Факт «улучшения» должен быть подтвержден документально.

Уменьшение размера обеспечения на этапе исполнения контракта

Даже если данный пункт не прописан в контракте, у поставщика есть установленное законом право уменьшить размер обеспечения исполнения контракта - на размер выполненных обязательств.

Если речь идёт о банковской гарантии, как правило, обеспечение исполнения контракта не меняется. Когда контракт частично исполнен, поставщик может изменить денежные средства на банковскую гарантию.

Изменение тарифов подлежит изменению в процессе исполнения контракта, даже если тариф увеличился больше чем на 10 %. Если контракт заключён на электроэнергию, и тариф увеличивается больше чем на 10 %, существует возможность изменения контракта посредством заключения дополнительного соглашения. Если увеличение происходит более, чем на 10%, необходимо заключать новый контракт. Лучше уменьшить период исполнения контракта, если приходит понимание, что денег не хватает.

Изменение в контрактах на этапе исполнения в 2016-м году

В 2015-м и 2016-м году было возможно изменение срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара / работы / услуги и количества товаров /объем работ / услуг, предусмотренных контрактом, согласно ч.1.1 ст.95. Это действовало в отношении контрактов, заключенных до дня вступления в силу 44-ФЗ. Это происходит в порядке, установленном Правительством РФ. Заказчик обеспечивает согласование с поставщиком новых условий контракта.

Также это возможно для контрактов сроком действия более 6 месяцев, если цена контракта свыше 1 млн.руб (для федеральных нужд) и 5 млн.руб (для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд), или же для контрактов, связанных со строительством, реконструкцией или техническим перевооружением согласно работам по сохранению объектов культурного наследия.

Для использования этих норм по изменению контракта должен быть подготовлен перечень товаров, работ и услуг и индекс корректировки цен. Это право заказчика, а не обязанность. Используется данная опция достаточно редко.

Письмо Министерства финансов России N 02-02-04/33071 гласит, что необходимо использовать прогнозы индекса дефлятора инвестиции в основной капитал за счёт всех источников финансирования. Относительно постановлений этого года никаких комментариев не было.

Пени и штрафы

Стороны освобождаются от уплаты неустойки, штрафа, если докажут свою невиновность. В рамках постановления Правительства РФ от 14.03.2016 №190 можно отсрочить уплату штрафа или неустойки. Оно действует независимо от упоминания в контракте.

Расторжение контракты

Существуют три варианта расторжения контракта.

  1. По соглашению сторон.
  2. По решению суда.
  3. В случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения своих обязанностей.

Оптимальным является расторжение по соглашению сторон, поскольку в этом случае не применяются никакие санкции, поставщик не включается в список недобросовестных поставщиков.

Если говорить об одностороннем отказе, то, с точки зрения гражданского кодекса, существуют три варианта:

  • Односторонний отказ при поставке товара.
  • При выполнении работы.
  • При оказании услуг.

Односторонний отказ от исполнения договора поставки допускается в случае существенного нарушения договора (ст.523 ГК РФ).

Заказчик может начать процедуру расторжения контракта:

  • Поставка товаров ненадлежащего качества
  • Неоднократное нарушение сроков поставки

Поставщик может начать процедуру в случае:

  • Неоднократное нарушение сроков оплаты
  • Неоднократная невыборка товаров.

Исполнитель в любой момент вправе отказаться от исполнения договора при условии полного возмещения убытков заказчику. Заказчик также вправе отказаться при условии, оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов.

Заказчик может в любое время (до сдачи результата работы) отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть ЦК пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между ЦК и частью цены, выплаченной за выполненную работу (ст.717 ГК РФ).

Если подрядчик своевременно не приступает к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что не закончит к сроку, заказчик вправе отказаться от исполнения договора, требовать возмещения убытков.

Если становится очевидным, что работа не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора, либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, потребовать возмещения убытков (ст. 715 ГК РФ).

Заказчик обязан в течение 3-х рабочих дней (следующих за датой принятия решения об отказе) уведомить другую сторону (ч.12 ст.95 44-ФЗ в ред. От 04.06.2014 140-ФЗ). Решение необходимо разместить в ЕИС, а также направить поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, Указанному в контракте. Также необходимо дополнительно это сделать телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по электронной почте, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении.

Надлежащее уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта - выполнение требований заказчиком. Датой такого уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении уведомления.

При невозможности получения подтверждения информации датой надлежащего уведомление признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения в ЕИС. Поэтому не стоит затягивать и следует разместить уведомление в ЕИС как можно скорее.

Решение заказчика об одностороннем отказе вступает в силу через 10 дней с даты уведомления поставщика. Заказчик имеет 10 дней на то, чтобы устранить нарушения условия контракта, послужившие поводом для принятия решения. После этого поставщик может отменить свое решение.

Поставщик также может принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено данное право.

Важно: в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом другая сторона вправе требовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия такого решения.

Внесение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков

Решение о внесении или невнесении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, принимается федеральная антимонопольная служба. Расторжение контракта не означает автоматического внесения в реестр недобросовестных поставщиков. Победитель конкурса может попытаться доказать свою невиновность или неспособность исполнить некоторые части контракты.

Направить документы для включения победителя, уклонившегося от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо:

  1. В течение 3-х рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником (ч.4 ст.105).
  2. В течение 5-и рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта единственным участником.
  3. В течение 3-х рабочих дней в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика (ч.3 ст.104). В Этом случае заказчик должен направить информацию, предусмотренную ст.104, а также копию решения суда или обоснование причин расторжения контракта в письменной форме (ч.6 ст.104).

Приемка товаров, работ, услуг.

Товар может принимать отдельный сотрудник, но также процедуру может осуществлять комиссия, чтобы сразу проводить экспертизу. В этом случае необходимо приглашать представителей поставщика, иначе решение экспертизы может быть обжаловано в суде. В составе комиссии (по решению заказчика) должны быть не менее пяти человек.

Результатом может быть или приемка, или отказ от приемки. В первом случае оформляется документ о приемке (подписывается заказчиком, а в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми ее членами, а заказчик документ утверждает). Во втором случае поставщику необходимо отправить в письменной форме отказ от подписания документа о приемке.

В случае наличия экспертной комиссии, приемочная комиссия должна учитывать предложения экспертов, отраженные в заключении по результатам процедуры.

Если выявлено несоответствие, которое не препятствует приемке, и которое устраняется поставщиком, заказчик может принять товар / услуги / работы.

Результаты исполнения контракта, отчётность.

В отчете должна обязательно содержаться информация о:

  1. …исполнении контракта (в том числе, соблюдение сроков)
  2. …ненадлежащем исполнении контракта (и санкциях за неисполнение)
  3. …изменении или расторжении контракта в ходе исполнения.

К отчету прилагаются документы о приемке и сроки размещения отчетности. Это необходимо сделать в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания документа о приемке (в т.ч. отдельных этапов исполнения), или же со дня расторжения контракта.

Необходимо зафиксировать конечную точку, от которой и будут отсчитаны эти семь дней.

Отчеты публикуются (ПП РФ 1093) в текстовом формате. Не допускается размещение в графическом виде. По файлам, загруженным в электронном виде должен быть возможен поиск.

Подходящий формат - Word, Excel, PDF.

Вопросы участников

Нужно ли менять сумму штрафа, указанную в контракте, в случае изменения цены контракта в процессе исполнения? Прямого указания на это в законе нет.

Действительно в законе указания об этом нет, поэтому, когда составляется дополнительное соглашение по изменению цены контракта, можно в нем предусмотреть размер штрафных санкций. Решение принимается самостоятельно.

Если было заключено доп.соглашение об изменении реквизитов организации, нужно ли подавать эти сведения в реестр контрактов в порядке, предусмотренном ст.103?

Безусловно это нужно делать. Должны совпадать все данные по всей введенной информации. Иначе будет невозможно оплатить работы/товары/услуги. В этом случае возможно применение отлагательного условия. В случае коммунальных услуг эти условия применены быть не могут.

В результате конкурса контракт заключается с поставщиком, который удален географически, и не успевает представить проект контракта. Можно ли в этом случае принимать скан документа?

Можно это сделать на свой страх и риск. В этом заинтересованы обе стороны, поэтому в любом случае придется дожидаться оригинала документов.

Как можно внести на сайт доп.соглашение, если на сайте нет технической возможности?

Необходимо найти способ внести изменения вручную, поскольку это повлияет на всю дальнейшую работу.

Как происходит заключение контракта с почтой России?

Почта России является естественным монополистом, но у неё есть услуги, которые на данный момент не является монопольными. По монопольным условиям необходимо заключать контракт по типовым соглашениям. Стоит проверить и уточнить тип условий.

Сколько раз можно штрафовать подрядчика за нарушение исполнения контракта?

Штрафовать можно несколько раз, но при этом нужно следить, чтобы условия, за которые начисляется штраф, были разными.

Обязательно ли рассчитывать неустойку исходя из суммы контракта или можно указать формулу?

По штрафу указывается сумма, по неустойке - формула исчисления. Если в контракте прописаны этапы его исполнения, то штраф взимается тоже частями.

Если проводилось несколько оплат по одному счету-фактуре, по какой из них оформляется отчет?

Если счет-фактура один, а оплат несколько, семь дней отсчитываются по последнему действию сторон. Это может быть аванс, это может быть последняя платежка. Вслед за этим отсчитываются семь дней.

Может ли один человек проводить экспертизу на все контракты по приказу.

Гипотетически это возможно, особенно в тех случаях, если в организациях не так много сотрудников.

В Российской Федерации правовой нормой, регулирующей закупки для государственных нужд, является Федеральный Закон №44. Заключение контракта по 44-ФЗ — результат аукциона, конкурса, запроса котировок или предложений.

Порядок заключения госконтракта 44-ФЗ

Для начала стоит определиться с понятием Государственного контракта — это договор, который заключается между заказчиком от имени государства или муниципалитета (в лице государственного или муниципального органа) и поставщиком услуг, товаров или работ.

Его предметом выступает оказание услуг, поставка товара или выполнение работ в целях обеспечения государственных нужд.

Согласно 44-ФЗ заказчиками имеют право выступать организации, соответствующие ряду правил:

    Если организация, проводит закупок в год больше, чем на 100 млн. руб., то в штате должна быть специальная контрактная служба. Данные специалисты отвечают за участие в торгах и составление извещений.

    Необходимо планировать закупочную деятельность. Планы составляются на три года и публикуются в открытом доступе в ЕИС.

Риски госзаказа

Также, есть ряд правил для электронного аукциона и подписания контракта по его итогам, которые вступили в силу с принятием ФЗ-44.

Это антидемпинговая политика, она заключается в подтверждении добросовестности поставщика, который в ходе торгов предложил цену ниже, чем на 25%. В этом случае поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения договора в полтора раза превышающее установленное извещением и документацией заказчика, а в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей, то добросовестность поставщика можно подтвердить не менее, чем тремя исполненными контрактами, один из которых должен быть по стоимости равен или более 20% от цены, которую предложил участник.

Процесс исполнения договора, также связан с рисками и, согласно закону, могут быть приняты санкции, как в отношении исполнителя, так и заказчика.

При заключении контракта важно учесть тот факт, что его цена устанавливается на весь срок изначально и в дальнейшем изменению не подлежит.

Основной объем госконтрактов заключается на уровне субъектов Российской Федерации, а основными заказчиками выступают органы госвласти.

Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону

Срок подписания контракта по 44-ФЗ зависит от того, в какой именно форме проводилась закупка. Ниже, приведена таблица, в которой отмечены сроки подписания договора исполнителем. Стоит отметить, что заказчик всегда подписывает договор со своей стороны в последнюю очередь, после подрядчика.

Способы определения поставщика Когда заключается контракт
Открытый конкурс в электронной форме 10 дней с даты размещения
Конкурс с ограниченным участием в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Двухэтапный конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Электронный аукцион Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый аукцион в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Запрос котировок в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения
Запрос предложений в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения

Исполнение государственного контракта

Как правило, это 10-30% от НМЦК. В этой роли может выступать денежные средства в сумме, указанной в договоре, или наиболее распространенный вариант — банковская гарантия. Ее выгода состоит в том, что исполнителю не требуется изымать необходимую сумму денежных средств из оборота для доказательства своей благонадежности.

Для обеспечения контракта по 44-ФЗ принимается документ только тех банков, которые занесены в Реестр банков Минфина , имеющих лицензию на выпуск банковских гарантий.

★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

[калькулятор банковской гарантии]

Идентификатор государственного контракта

Ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что каждому госконтракту должен присваиваться идентификатор.

Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.

Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:

  1. идентификационный код госзаказчика;
  2. способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
  3. дата начала и окончания действия контракта.
  4. непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.

В соответствии с вышесказанным - ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.

Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.

Порядок присвоения ИГК договорам, заключенным не в сфере ГОЗ подробно изложен в статье 5 части 2 415-ФЗ.

Идентификатор государственного контракта в счетах фактурах

НК РФ предписывает изменить список заполняемых полей в счетах-фактурах. Одним из нововведений формы стало поле, где необходимо указывать идентификатор госконтракта при его наличии.

Изменения коснулись и корректировочного счета-фактуры.

Образец формы счет-фактуры 2019

Можно сказать, что принимать участие в конкурсах и аукционах на право заключения и исполнения госконтракта очень ответственное и непростое дело. Чтобы подписание договора прошло без проблем, предлагаем вам воспользоваться услугами компании РусТендер. Наши специалисты не первый год работают с торгами по 44-ФЗ и помогут даже в самых сложных и спорных вопросах.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Под исполнением государственного контракта понимается выполнение обеими сторонами своих обязательств. То есть исполнитель должен поставить товар, выполнить работу или оказать услугу по условиям контракта, а заказчик – принять и оплатить их. В процессе исполнения контракта стороны должны опираться на положения 44-ФЗ и Гражданского кодекса.

Что такое исполнение контракта

Условия, на которых предполагается исполнить государственный контракт, согласуется сторонами на этапе его подписания и фиксируется сторонами в тексте документа.

Приемка

Важным этапом при исполнении контракта выступает приемка результатов работ. Заказчик прописывает порядок приемки в условиях государственного контракта. В процессе приемки заказчик проводит экспертизу как собственными силами, так и путем привлечения сторонних экспертных организаций.

Результаты внутренней приемки прописываются заказчиком в передаточном документе: например, в акте приема-передачи или товарной накладной. Если экспертиза проводилась силами сторонних организаций, то оформляется письменный отчет о проведении экспертизы. Он прилагается к акту или иному документу.

При несоответствии результатов потребностям заказчика, условиям контракта или законодательным нормам заказчик должен оформить письменный мотивированный отказ от приемки результатов работ. В этом документе заказчиком устанавливается достаточный временной промежуток для исправления допущенных недочетов. Если поставщик не сможет исправить выявленные недостатки, то заказчик вправе расторгнуть с ним контракт в одностороннем порядке.

Оплата

В 2017 году сроки оплаты государственного контракта были пересмотрены.

Теперь заказчикам отводится максимально 30 дней с момента подписания документов о приемке. Если поставщиком является или СОНКО, то сроки на оплату сокращаются в два раза: до 15 рабочих дней.

Другие сроки для оплаты контракта могут быть также установлены в специальных законодательных нормах и по решению Правительства, если они нужны для обеспечения обороноспособности и безопасности.

В случае пропуска заказчиком установленных сроков для оплаты он должен будет заплатить, помимо задолженности по контракту, пени. Пени начинают начисляться со следующего рабочего дня.

Отказ от исполнения контракта

Отказ от исполнения государственного контракта допускается как по инициативе заказчика, так и по инициативе поставщика. Расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон, в одностороннем порядке или через подписание мирового соглашения.

Решение об отказе в исполнении договора в одностороннем порядке со стороны заказчика допускается:

  • если поставщиком не раз были сорваны сроки поставок ;
  • если он отказался устранять нарушения или не исправил результаты работ в отведенные сроки;
  • если поставщик неоднократно передавал заказчику бракованную продукцию и пр.

Также заказчик обязан расторгнуть контракт в следующих случаях:

  • если поставщик предоставил недостоверные сведения о поставляемых товарах, работах и услугах;
  • если победитель закупки не соответствовал требованиям тендерной документации или задекларировал ложные сведения о себе;
  • если предметом контракта выступает произведенный и модернизированный продукт в рамках инвестиционного контракта, который был исполнен .

Поставщик может обратиться в суд для расторжения контракта с заказчиком, если тот неоднократно срывал установленные сроки оплаты или неоднократно отказывался принимать работу без веских оснований и пр.

Срок исполнения контракта

Срок исполнения контракта – временной промежуток, в течение которого обязательства по контракту были исполнены поставщиком и заказчиком. Указанный временной интервал не всегда совпадает со сроками действия договора. Даже если сроки действия договора истекли, то это не снимает со сторон исполнить свои обязательства по госконтракту.

Срок исполнения контракта начинается со следующего дня после его подписания. Сроки завершения контракта прописываются заказчиком в тексте соглашения. Завершается исполнение контракта выполнением обязательств каждой стороной и оплатой контракта заказчиком (последним из событий). С этой даты контракт считается исполненным.

При просрочке в исполнении контракта со стороны заказчика или исполнителя им назначаются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования. Заказчик обязан заплатить пени за просрочку в оплате по контракту, а исполнитель – за просрочку в сдаче результатов работ или в поставке товаров. Пени рассчитывается только от суммы неисполненных обязательств.

Иногда в контракте фиксируется срок поставки товара или результата оказания услуги и выполнения работы.

Штрафы за некачественное исполнение контракта

В Постановлении Правительства РФ от 2017 года №1042 предусмотрены санкции для поставщиков и заказчиков за некачественное исполнение контракта. Сумма штрафа зависит от цены контракта и рассчитывается в индивидуальном порядке:

  • при цене в пределах 3 млн р. – 10% от цены контракта;
  • при цене 3-50 млн р. – 5% от цены контракта;
  • при цене 50-100 млн р. – 1% от цены контракта;
  • при цене 100-500 млн р. – 0,5% от цены контракта;
  • 500 млн-1 млрд р. – 0,4% от цены контракта;
  • 1-2 млрд р. – 0,3% от цены контракта;
  • 2-5 млрд р. – 0,25% от цены контракта;
  • 5-10 млрд р. – 0,2% от цены контракта;
  • более 10 млрд р. – 0,1% от цены контракта.

При отсутствии у денежного обязательства стоимостного выражения размер штрафа составит:

  • 1000 р. при цене госконтракта в пределах 3 млн р.;
  • 5000 р. – при цене 3-50 млн р.;
  • 10000 р. – при цене 50-100 млн р.;
  • 100000 р. – при цене более 100 млн р.

Штрафы за некачественное исполнение условий госконтракта для СМП устанавливается в уменьшенном размере.

Для заказчиков также установлены штрафные санкции в фиксированном размере:

  • 1000 р. при цене госконтракта до 3 млн р.;
  • 5000 р. – от 3 до 50 млн р.;
  • 10000 р. – 50-100 млн р.;
  • 100000 р. – при цене более 100 млн р.

Где и как отображается исполнение контракта в ЕИС

Отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ должен быть опубликован в ЕИС.

Отчет подлежит публикации в информационной системе в течение 7 рабочих дней после оплаты исполненного контракта или его отдельного этапа. В документ включается информация о результативности закупки, о соответствии результата требованиям договора, о соблюдении поставщиком сроков, о допущенных нарушениях и применяемых санкциях.

Отчет формируется с учетом Постановления Правительства №1093 от 2013 года. Согласно требованиям законодательства, отчетность формируется в электронном виде и подписывается ЭЦП. Отчет для ЕИС может быть трех типов:

  1. . В данном случае подразумевается успешное исполнение контракта, поставка всех товаров, работ и услуг в отведенные сроки и перечисление оплаты.
  2. . Тогда сюда нужно включить данные о допущенных поставщиком нарушениях и санкциям, которые были на него наложены.
  3. Об изменении и расторжении контракта .

К отчету прилагаются документы о приемке результатов контракта.

После исполнения контракта сведения об этом включаются в реестр подписанных контрактов. Заказчику следует уложиться в трехдневные сроки. В реестре должна отображаться следующая информация:

  • наименование заказчика ;
  • источник финансирования государственного контракта ;
  • способ определения поставщика ;
  • реквизиты ;
  • дата подписания и номер контракта ;
  • объект закупки ;
  • авансирование (при наличии);
  • данные о поставщике и сроках гарантийных обязательств ;
  • копия подписанного контракта ;
  • информация о договорах, подписанных с субподрядчиками из СМП и СОНКО ;
  • сведения о расторжении контракта и пр.

Сведения в реестр направляются заказчиком посредством личного кабинета в ЕИС. За проверку поступившей информации и ведение реестра отвечает Казначейство.

Если контракт находится на стадии реализации, приемки или оплаты, то ему присваивается статус «Исполнение». Выполненная закупка получает статус «Завершено». Если контракт расторгается, то ему присваивается статус «Прекращено».

Требование об обеспечении

Для того чтобы снизить риски для заказчика, связанные с некачественным исполнением контракта, устанавливается обеспечение исполнения контракта. Если требование об обеспечении контракта установлено, то поставщик обязан внести обеспечение до подписания соглашения. В случае если поставщик не внесет обеспечение до срока подписания контракта, то он будет считаться уклонившимся, и сведения о нем будут переданы в реестр недобросовестных поставщиков.

Конкретная величина обеспечения устанавливается заказчиком в извещении о проведении закупки, и проекте государственного контракта по 44-ФЗ. В законодательстве о контрактной системе установлен лишь определенный процентный диапазон для установления обеспечения. Он составляет 5-30% от начальной цены контракта. В случае если соглашение предусматривает авансирование, то размер обеспечения не может быть меньше аванса.

Начиная с января 2019 года, размер обеспечения исполнения контракта с ценой более 50 млн р. при проведении закупки через электронный аукцион устанавливается в размере 10-30% от максимальной цены. Указанная сумма не может быть меньше аванса, поэтому если авансирование превышает 30%, то обеспечение приравнивается к нему.

При проведении закупки среди представителей малого бизнеса по ст. 30 44-ФЗ обеспечение определяется не на основе НМЦК, а по цене контракта. При этом также должно быть не менее аванса.

Если в процессе закупки участником была предложена цена контракта на 25% менее НМЦК, то обеспечение вносится с учетом антидемпинговых мер. Так, при НМЦК до 15 млн р. участник закупки выбирает увеличить сумму обеспечения при исполнении госконтракта в 1,5% раза или предоставить сведения, которые подтверждают его добросовестность. Аванс при применении антидемпинговых мер не платят.

Для СМП и СОНКО предусмотрена дополнительная привилегия – средства им должны вернуть в течение 15 дней.

Способы обеспечения

В 44-ФЗ предусмотрены две формы обеспечения исполнения контракта:

  1. В виде денежных средств , которые перечисляются по реквизитам, выданным поставщиком.
  2. В виде с учетом срока по ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. Период действия гарантии должны превышать сроки по контракту минимум на месяц.

К банковской гарантии предъявляются особые требования : она должна быть выдана в одном из банков, который входит в реестр организаций, выдающих гарантии. Гарантия должна быть отзывной. За выдачу гарантии поставщик уплачивает определенную комиссию в банк.

Можно ли не вносить

На основании ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ участник закупки может не вносить обеспечение в ограниченных случаях.

Так, если закупка проводится среди представителей малого бизнеса, то при предоставлении ими сведений из реестра контракта об успешно проведенных 3 и более закупках за последние 3 года обеспечение не вносится. Сумма стоимости по таким контрактам должна быть не менее НМЦК.

Также обеспечение не нужно в следующих частных случаях:

  • если участником торгов выступает казенная организация ;
  • если закупаются услуги по кредитованию ;
  • если закупаются услуги по выдаче банковской гарантии .

Возврат гарантии

После успешного исполнения контракта заказчику необходимо поставщику обеспечение, внесенное в денежной форме (банковская гарантия не подлежит возврату). В некоторых случаях заказчик может удержать гарантию или ее часть (при уменьшении гарантии на начисленную неустойку).

В ст. 96 44-ФЗ прописана возможность пересмотра размера обеспечения и возврата части обеспечения по результатам выполнения отдельного этапа. Для возврата части обеспечения поставщику необходимо направить в адрес заказчика заявление на возврат и указать в нем реквизиты для перевода.

Похожие публикации