Зарудный иван петрович. Иван петрович зарудный Зарудный архитектор 18 век

Точные сведения о месте рождения Ивана Зарудного не сохранились . Существует предположение, что архитектор родился на территории Речи Посполитой и поэтому получил прозвище «иноземец» . Большинство исследователей сходятся во мнении, что Иван Зарудный родился на территории современной Украины . Впервые Зарудный упоминается в делах Малороссийского приказа за 1690 годом как гонец гетмана Ивана Мазепы . С 1701 года он находился на царской службе в Москве , где создал ряд построек, для которых характерна переработка нарышкинского стиля в духе традиций европейской архитектуры того времени.

Иван Зарудный внёс значительный вклад в разработку архитектуры триумфальных ворот , построив одно из девяти сооружений в честь победы в Полтавской битве 1709 года , а также «Триумфальные врата у Синода » в Китай-городе , построенные в -1723 годах в честь мирного договора со Швецией и примечательные первым применением в русской архитектуре двухколонных портиков .

С именем Ивана Зарудного с той или иной степенью достоверности связывают и другие московские постройки: церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице (окончена в 1719 году), палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной , церкви Иоанна Воина на Якиманке , надвратную церковь Тихвинской Богоматери Донского монастыря и Спасский собор Заиконоспасского монастыря .

Иван Зарудный также работал и в Санкт-Петербурге. Он остался известен потомкам как скульптор, резчик и живописец, создавший иконостасы для Меншиковой башни (утрачен), ряда храмов Петербурга (в том числе и для Петропавловского и Исаакиевского соборов) и Ревеля (Преображенская церковь) .

Напишите отзыв о статье "Зарудный, Иван Петрович"

Примечания

Литература

  • В. Н. и Н. И. Былинины. И. Зарудный // Зодчие Москвы . - М .: Московский рабочий, 1981. - С. 95-105. - 302 с.

Отрывок, характеризующий Зарудный, Иван Петрович

Потом мужская сущность со сверкающей короной протянула руки в мою сторону и… мир изменился… Вокруг меня закружился ослепляюще яркий хрустальный смерч, который полностью «изолировал» меня от находящихся там друзей. Когда смерч распался, вокруг меня была странная чёрная голая Земля… Я находилась непонятно где и, опять же, была совершенно одна. Но почему-то не было страшно. Я чувствовала, что мне пытаются что-то показать и, что я обязательно должна постараться это увидеть. Вдруг появилось весьма жуткое ощущение абсолютной пустоты. Не было ничего – ни света, ни звуков, ни опоры под ногами. Я висела «нигде»…
Единственное, что я видела перед собой, был светящийся шар (как я теперь понимаю, это была Земля). А внутри него пылало зелёным огнём яркое «яйцо». Потом оно начало расти и меняться, становясь всё ярче и прозрачнее. От него во все стороны потянулись сотни зелёных «мостов», а на конце каждого из них была «другая» Земля… Я не знаю, как это можно по-другому объяснить, но это и в правду была наша Земля, только каждая из них выглядела совершенно по-разному, как будто находилась в другом времени или измерении…
Я не понимала, что это было, но совершенно точно знала, что должна это запомнить. И старалась, как только могла. Вдруг всё исчезло, и я снова оказалась внутри той же самой огромной пирамиды и увидела всех своих сияющих «друзей». Их было опять двенадцать и они так же, как в самый первый раз, стояли по кругу, а я – внутри. Только на этот раз, кроме исходящего от них тепла, я чувствовала ещё и странную глубокую грусть. И я поняла, что они пришли прощаться…
К своему великому удивлению, я восприняла это очень спокойно, как будто знала, что это не навсегда. Они подходили по одному и клали мне правую руку на грудь, отчего становилось необыкновенно тепло и спокойно. Прикосновение каждого оставляло на мне разный светящийся цвет, и под конец моё тело сияло двенадцатью изумительно яркими, меняющимися цветами. Я опять услышала странную музыку внутри себя, и всё исчезло… Больше я не помнила ничего.

С двояким чувством, одновременно потери и счастья, я тихо возвращалась домой. И вот тут-то меня ждал бо-ольшой сюрприз. Моя мама, в полуобморочном состоянии, ждала меня в моей комнате. Мир перевернулся, и я в тихом ужасе бухнулась со своих «сверкающих грёз» в безжалостную реальность… Я не могла лгать. Но я абсолютно не знала, что сказать. И ещё я чувствовала, что мама прекрасно знает, что это что-то опять же как-то связано с моими «странными талантами», разговора о которых ни она, ни я, к сожалению, не сможем избежать…

К моему огромному облегчению, в ту ночь она не сказала ничего. Возможно, даже и не знала, что сказать. Но на следующее утро окна в моей комнате надёжно заколотили. Мама не возвращалась к этому происшествию ещё недели две, как бы давая мне время осмыслить «содеянное». Но мне от этого, конечно же, ни чуточку легче не становилось. Папа в то время был в командировке и я от всего сердца надеялась, что может быть всё-таки как-то «пронесёт» и до его приезда всё забудется. Но, не тут-то было… В одно прекрасное утро, перед уходом на работу, мама сказала, что хочет со мной поговорить. Ну и естественно, для меня не было большого секрета – о чём…
Мама была, как всегда, ласковой и тёплой, но я всем своим нутром чувствовала что вся эта история её гнетёт и что она по-настоящему не знает с чего начать. Мы говорили очень долго. Я, как могла, пыталась ей объяснить, как много всё это для меня значит и, как страшно было бы для меня всё это потерять... Но, кажется, на этот раз я её по-настоящему напугала и мама заявила, что, если я не хочу чтобы она рассказала всё это отцу, когда он вернётся из командировки домой, я должна обещать, что такое больше не повторится никогда.
Она не понимала, что все эти мои странные диковатые «сюрпризы» отнюдь не происходят по моему желанию и что я почти никогда не знаю, когда одно или другое произойдёт….. Но, так как мнение отца для меня значило больше чем всё остальное, я дала маме обещание, что не буду делать ничего такого, насколько конечно это будет зависеть от меня. На этом и порешили.

Я честно, как все нормальные дети, ходила в школу, делала уроки, играла с моими «обычными» друзьями… и безмерно скучала о других, о моих необыкновенных, сверкающих «звёздных друзьях». Школа, к сожалению, тоже имела для меня свои сложности. Я начала ходить с шести лет, так как при проверке оказалось, что я могла бы пойти в 3-4 класс, что, естественно, никому не понравилось. Мои школьные друзья считали, что мне даётся всё слишком легко, а их мамы меня за это просто почему-то невзлюбили. И получилось, что в школе я почти всё время тоже проводила одна.
У меня была только одна настоящая школьная подруга, девочка, с которой мы просидели за одной партой все двенадцать школьных лет. А с остальными детьми отношения почему-то всё не налаживались. И не потому, что мне этого не хотелось или потому, что я не старалась – наоборот. Просто у меня всегда было очень странное ощущение, как будто мы все живём на разных полюсах... Домашние задания я почти никогда не делала или, вернее – делала, но это у меня занимало всего несколько минут. Родители, конечно же, всегда всё проверяли, но так как обычно ошибок не находилось, у меня оставалось очень много свободного времени. Я ходила в музыкальную школу (училась игре на фортепиано и пению), занималась рисованием, вышивала и очень много читала. Но всё равно, свободного времени у меня всегда оставалось предостаточно.

Архитектор. В некоторых советских изданиях Зарудный представлен также как талантливый архитектор, для которого характерна переработка элементов русской архитектуры XVII века в духе традиций европейского барокко (Меншикова башня).

Биография

Иван Зарудный родился на территории современной Украины , входившей тогда в состав Речи Посполитой . С 1701 года он находился на царской службе в Москве , где создал ряд построек, для которых характерна переработка нарышкинского стиля в духе традиций европейской архитектуры того времени.

Иван Зарудный внёс значительный вклад в разработку архитектуры триумфальных ворот, построив одно из девяти сооружений в честь победы в Полтавской битве 1709 года , а также «Триумфальные врата у Синода» в Китай-городе , построенные в -1723 годах в честь мирного договора со Швецией и примечательные первым применением в русской архитектуре двухколонных портиков .

С именем Ивана Зарудного с той или иной степенью достоверности связывают и другие московские постройки: церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице (окончена в 1719 году), палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной , церкви Иоанна Воина на Якиманке , надвратную церковь Тихвинской Богоматери Донского монастыря и Спасский собор Заиконоспасского монастыря .

Иван Зарудный также работал и в Санкт-Петербурге. Он остался известен потомкам как скульптор, резчик и живописец, создавший иконостасы для Меншиковой башни (утрачен) и ряда храмов Петербурга, в том числе и для Петропавловского и Исаакиевского соборов.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зарудный, Иван Петрович" в других словарях:

    - (? 1727) российский архитектор. В церквах Зарудного (Меншикова башня в Москве, 1704 07) традиционная ярусная композиция 17 в. сочетается с архитектурными элементами барокко. Барочные иконостасы (в соборе Петропавловской крепости в Санкт… … Большой Энциклопедический словарь

    - (г. рождения неизвестен ≈ умер 1727), архитектор и художник. Уроженец Украины. С 1701 ≈ на царской службе в Москве. Создатель т. н. Меншиковой башни в Москве (церковь Архангела Гавриила, 1704≈07), в которой традиционная композиция русских… … Большая советская энциклопедия

    - (ум. 1727), архитектор и художник. Уроженец Украины. С 1701 на царской службе в Москве. Создатель так называемый Меншиковой башни (церкви Архангела Гавриила; 1704 07), в которой традиционная для русской архитектуры XVII в. многоярусная… … Художественная энциклопедия

    - (? 1727), российский архитектор. В церквах Зарудного («Меншикова башня» в Москве, 1704 07) традиционная ярусная композиция XVII в. сочетается с архитектурными элементами барокко. Создавал также барочные иконостасы (в соборе Петропавловской… … Энциклопедический словарь

    ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович - Иван Петрович (1660? 19.03.1727, Москва), один из руководителей строительного дела в 1 й четв. XVIII в., крупный чиновник, «в некоторых документах иногда называется архитектором, хотя и не владел необходимыми профессиональными навыками» (Гатова.… … Православная энциклопедия

    - (умер в 1727, Петербург), архитектор, строительный подрядчик. Родился на Украине. С 1701 на царской службе в Москве, перерабатывал в духе европейской архитектуры традиции XVII в. В 1704—07 по заказу выстроил новую церковь Архангела Гавриила… … Москва (энциклопедия)

    Меншикова башня, построенная Иваном Зарудным Иван Петрович Зарудный (1670 (?) 1727, Санкт Петербург) русский архитектор, а также резчик, скульптор и живописец. Для построек Зарудного характерна переработка элементов русской архитектуры XVII в. в… … Википедия

    - (по другому написанию Зарудный) иконописец и живописец Петровского времени, умер в 1726 году. По П. Н. Петрову, кроме того, был цензором иконописных работ. Известно, что 22 января 1722 года ему было велено сделать надписи и рисунки на… … Большая биографическая энциклопедия

    Иван Петрович (? 1727), архитектор. В церквах Заруд ного (Меншикова башня в Москве, 1704 07) традиционная ярусная композиция 17 в. сочетается с элементами архитектуры барокко. Создавал также резные барочные иконостасы (в соборе Петропавловской… … Русская история

Зарудный И.П.

Зарудный Иван Петрович

Годы жизни: Вторая половина XVII века - 1727 г.

Архитектор

Прибыл в Москву, видимо, с Украины. Сведения об учении и ранних работах отсутствуют. Имел мастерскую, выполнявшую резьбу по дереву. С 1707 г.- суперинтендант всей российской церковной живописи. Первый представитель барокко в России. Мастерской Зарудного принадлежит ряд иконостасов в формах "южного барокко", из которых наиболее известен иконостас Петропавловского собора в Петербурге.

В Москве достоверна лишь одна работа Зарудного - церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах, так называемая "Меншикова башня"; ему приписывают ряд работ, сходных по манере с Меншиковой башней: церковь Петра и Павла на Новобасманной ул., церковь Иоанна Воина на Якиманке, палаты дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной.

Меншикова башня

Церковь Архангела Гавриила

Дата создания: 1705 г. - 1707 г.

Материал, техника: кирпич, белый камень, штукатурка

Меншикова башня построена вместо старой трехшатровой церкви Архангела Гавриила XVII в. на средства А. Д. Меншикова. Сооружена по типу крестчатый в плане, многоярусных храмов "московского барокко", но трактовка форм и деталей целиком принадлежит уже новой, петровской архитектуре. Первоначально четверик башни нес три сквозных арочных восьмерика со звоном, завершавшихся шпилем с фигурой ангела, но в 1723 г. верхний деревянный восьмерик, где были установлены часы с курантами английской работы, сгорел и уже не был возобновлен при достройке башни в 1770-х гг. (это не только уменьшило высоту башни, раньше возносившейся выше Ивана Великого на полторы сажени (3,2 л), но и сказалось на стройности ее пропорций и общей устремленности ввысь). Оставшиеся два восьмерика в 1773 г. были завершены главой.

Весь облик церкви Архангела Гавриила говорит о влиянии на ее архитектуру светского дворцового зодчества (балконы над входными портиками со свободно стоящими колоннами, тройные двусветные окна, обилие скульптурного декора и т.д.). В обработке стен применен классический ордер (причем фасады низа башни решены на сопоставлении большого и малого ордеров прием новый в московском строительстве). Грани восьмериков как бы накрыты сдвоенными пилястрами, что смягчает резкость очертаний их объемов; карниз основания башни и четверика имеет посередине на каждом фасаде полукруглое фронтонное завершение. Все эти новшества очень быстро привились в архитектуре Москвы первой половины XVIII в.

Но особенно удачной находкой зодчего были массивные волюты главного фасада эти своеобразные контрфорсы, выступающие из основного объема и подчеркивающие его мощь. Меншикова башня произведение более барочное, чем храмы "московского барокко". Ее зодчий стремится к усложнению форм, к их пластичности и многоплановости, отходя от плоскостной трактовки стены своих предшественников; одновременно он пытается смягчить переходы между ярусами, нивелируя тем самым ярусность построения башнеобразного храма и добиваясь слитности всех составляющих его объемов, пронизанных единым порывом в высоту.

Решил разместить здесь свою небольшую статью об Иване Зарудном, написанную специально для "Православной Энциклопедии", 19-й том которой (буквы Ж-З) только что увидел свет. Писание в энциклопедическом жанре можно рассматривать как полезный тренинг, заставляющий, просмотрев много литературы и много подумав над вопросом, в итоге все уместить в емкую формулировку, отсекающую все лишнее. К тому же сам жанр накладывает обязательство осветить тему на современном уровне ее понимания, не повторяя предшественников. Не знаю, удалось мне или нет, но статья опубликована. Может быть, кому-то она понадобится для справочных целей (ибо о Зарудном немного чего написано), кого-то заставит вспомнить об этом загадочном зодчем и его постройках, а также о сложной проблематике русской архитектуры петровской эпохи. Самое интересное, что и после написания статьи для меня Зарудный все равно остался невыясненным героем в истории русской архитектуры. По-прежнему актуален вопрос - Кто Вы, мистер Зарудный? Возможно, следующие поколения смогут на него ответить.

Меншикова башня. Реконструкции первоначального облика К. Лопяло,
на основе материалов И.Э. Грабаря

ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660 (?) - 19.03.1727, Москва) — крупный чиновник, один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в. «В нек-рых документах иногда называется архитектором, хотя и не владел необходимыми профессиональными навыками» (Гатова. 2004).
Биография и творческое наследие З. до сих пор исследованы недостаточно. Не известны точная дата и место его рождения. Известно, что З. был дворянского происхождения, и, видимо, родился и вырос на Украине (в некоторых документах до 1707 фигурирует как «иноземец»). Участвовал в Азовских походах в чине сотника. В 90-е гг. XVII в. — имя З. впервые упомянуто 30.11.1690 в делах Малоросс. приказа — неоднократно приезжал в Москву по поручениям гетмана И. С. Мазепы. И. Э. Грабарь предполагал, что З. являлся ближайшим помощником Осипа Старцева при строительстве соборов Никольского (1690-1696, не сохр.) и Богоявленского Братского (1690-1693, не сохр.) мон-рей в Киеве, однако документальных подтверждений этому нет. Возможно, в Киеве З. познакомился с будущим митр. Стефаном (Яворским), который затем неизменно ему покровительствовал. Как свидетельствовал сам З. в челобитной 1722 г., он поступил на службу к Петру I по именному царскому указу в 1701 г. и сразу получил ряд ответственных поручений. С 1707 г. и до конца жизни З. был руководителем Изуграфской конторы Приказа духовных дел, в сферу деятельности к-рой входил не только надзор за иконописанием, но и за др. сферами художественной жизни; с 1721 г. эта должность определялась как «суперинтендант Канцелярии Изуграфств исправления Правительствующего Синода».

З. работал преимущественно в Москве, выезжая по делам в С.-Петербург и другие места. На основании документов в Москве с его деятельностью можно связать строительство ц. арх. Гавриила (1704-1707), первого деревянного госпиталя (под руководством Н. Бидло, 1706-1707), беседок в парке Головинского дворца на Яузе (1724), перестройку дворца А. Д. Меншикова (бывш. Лефортовского, 1712-1714), интерьеры дома Ф. М. Апраксина (1712-1714), патриарших палат и ц. 12 Апостолов (1721-1724), ремонт и поновление росписей Грановитой палаты (1725), проекты каменных келий Заиконоспасского мон-ря (1720). По проекту З. были построены деревянные ц. Александра Невского в Александрополе (1718, не сохр.) — крепости, построенной А. Д. Меншиковым близ Почепа — и дворец Петра I (1724-1725, не сохр.) на курорте Марциальные Воды близ Петрозаводска.

Ц. арх. Гавриила (более известная как Меншикова башня) — один из архитектурных символов петровской эпохи. Она была построена по заказу Меншикова на территории его московской усадьбы возле Поганых (Чистых) прудов. Работы начались в 1701 г. с пристройки придела к старой ц. арх. Гавриила, а после ее разборки (1704) заложили новое здание в виде многоярусного башенного храма с острым шпилем, превзошедшим на полторы сажени высоту колокольни Ивана Великого. Масштаб церкви и оригинальность ее архитектурного облика во многом объясняются программой заказа. Меншиков явно хотел создать исключительное произведение, превосходящее существовавшие в Москве высотные доминанты (незадолго перед этим было завершено строительство Сухаревой башни), стилистически новаторское, с внешними признаками европ. архитектуры, которые, несомненно, должны были импонировать и самому царю. Специально для церкви Меншиков приобрел часы с курантами англ. работы и вложил в храм чудотворную икону Богоматери, привезенную из Полоцка.

Несмотря на близость объемно-планировочной структуры ярусным храмам нарышкинского стиля, она могла напрямую восходить к известному в укр. храмостроении типу 3-частной церкви и к объемным структурам зальных храмов с трансептом, распространенным, например, в Галиции и Польше. Композиция обогащена вырастающим из средокрестия четвериком с убывающими восьмериками. Завершение в виде высокого (более 30 м) шпиля было, скорее всего, позаимствовано из архитектуры балтийских городов, хорошо известной по гравюрам и увражам. Меншикова башня — по-видимому, первое крупное каменное сооружение в России, где возникает эта архитектурная тема, определившая облик многих храмов петровской эпохи, в т. ч. и столичного Петропавловского собора (1712-1733). К сожалению, первоначальный облик ц. арх. Гавриила не сохранился. В 1723 г. от удара молнии сгорели шпиль с венчавшей его скульптурой архангела и верхний восьмерик, служивший ярусом звона. При восстановлении (1773-1779) башню завершили куполом с золоченой главкой в форме шишки, сохранившейся до наст. времени.

Большой интерес представляют фасадный декор и внутреннее убранство с обильным использованием каменной резьбы и скульптуры из алебастра. Плоские пилястры, лопатки и карнизы создают ордерный каркас фасада, жесткость которого разбавлена многочисленными включениями пластических деталей - гирлянд, картушей с фигурами, балюстрад с вазонами и т. д. Выполненные с почти ювелирным изяществом, они стилистически близки не столько барокко, сколько позднему маньеризму, находя аналогии в архитектуре Польши, Зап. Украины и отчасти Юж. Скандинавии. Облегченность и мелочность форм, примененных на фасадах, кажется более уместной для интерьерной отделки, что уже не раз отмечалось исследователями, писавшими о влиянии архитектуры иконостасов на наружное убранство рус. храмов рубежа XVII-XVIII вв. Контраст хрупким колонкам портика составляет динамичный мотив колоссальных волют по сторонам от главного входа. Внутри объемная пластика работает сильнее, здесь присутствуют сочные гирлянды, горельефные изображения ангелов, статуи кариатид, поддерживающие карниз на хорах. Скульптура интерьера выполнялась иностранными мастерами и сопоставима только с 2 памятниками петровского времени — интерьерами ц. Знамения в Дубровицах (1697-1704) и собора московского Богоявленского мон-ря (1704-1705). Эти произведения могли быть созданы одной из 3 групп иностранных мастеров, приехавших в Москву 1703 г.: итальянцами во главе с Доменико Руской либо Джованни Франческо Росси, или австрийцами во главе с швейцарцем Францем Людвигом Циглером (Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - сер. XVIII в. М., 2008. С. 500, 502, 623 и др.).

З. руководил также многочисленными декоративными работами, в т. ч. изготовлением резных деревянных иконостасов. Документально известны выполненные под его наблюдением иконостасы московских ц. арх. Гавриила (ок. 1720, не сохр.) и 12 Апостолов (1721-1723, не сохр.), Андреевского храма в Кронштадте (1715-1717, не сохр.), ц. св. Пантелеимона в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) при дворце Меншикова (ок. 1725, не сохр.), Преображенского собора в Ревеле (ныне Таллин; 1717-1719), Петропавловского собора (1722-1727; общий замысел, возможно, принадлежал Д. Трезини) и ц. Исаакия Далматского (1724-1727, не сохр.) в С.-Петербурге. Они кардинально отличаются от традиционного типа тяблового иконостаса, их динамичные композиции наделены чертами барочных католич. алтарей. Доминирующую роль в образе нового иконостаса играют не иконы, а решенная в духе барочной сценографии архитектурная декорация, варьирующая тему триумфальных врат. Новым было также включение в систему иконостаса скульптуры, количественно превышающей живописные изображения. Завершенный уже после смерти З., иконостас Петропавловского собора, над к-рым работали более 50 мастеров-резчиков, является одним из самых сложных и зрелищных созданий барокко в России.

З. неоднократно занимался в Москве оформлением торжеств, посвященных победам в Северной войне и важным династическим событиям. Его следует считать автором концепции и, возможно, детальной разработки многочисленных триумфальных ворот (напр. Синодальные ворота, сооруженные «трудами школьных учителей» (1709), триумфальные ворота при дворе Меншикова (1709 и 1721), Синодальные ворота у Казанского собора (1721) и др.), богато декорированных аллегорической скульптурой и живописью. Облик некоторых из них известен по гравюрам. В 1722 г. З. было поручено изготовить новый постамент с надписями и рисунками для ботика Петра I, хранителем к-рого он был определен. В 1724 г. З. участвовал в подготовке торжественного перенесения мощей св. Александра Невского из Владимира в С.-Петербург. Под его руководством были изготовлены роскошные балдахин и ковчег, известные только по описанию.

Широкий спектр занятий З. характеризует его как разносторонне одаренного, активного человека, всецело задействованного в петровских преобразованиях и, видимо, ценимого царем за талант и деловые качества администратора. Несмотря на пестроту его жизненных и профессиональных интересов, есть основания полагать, что именно архитектура играла среди них доминирующую роль; при этом отсутствуют какие-либо прямые свидетельства о собственно архитектурной деятельности З., его архитектурная графика практически не известна. З. обычно подписывался в документах как «главный над жилищами директор», что вместе с другими свидетельствами дало повод некоторым исследователем считать его главным архитектором Москвы петровских времен, контролировавшим строительство в городе. Грабарь и др. исследователи пытались приписать З. целый ряд известных памятников московской архитектуры нач. XVIII в. — ц. Панкратия близ Сухаревой башни (1700, не сохр.), Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717), Петра и Павла на Нов. Басманной (1705-1714), соборы Заиконоспасского (1709) и Варсонофиевского (1709-1714, не сохр.) мон-рей, надвратную Тихвинскую ц. Донского мон-ря (1713-1714), новый фасад палат Аверкия Кириллова на Берсеневской наб. (1703-1711) и др. Эти атрибуции ценны как свидетельство стилистической общности упомянутых памятников — несмотря на то, что сейчас во многом вообще не представляется возможным признать З. архитектором. Не подлежит сомнению его существенная роль во внедрении новой типологии и стилистических черт, сформировавших архитектурное лицо Москвы петровского периода, но ее характер и детали еще предстоит прояснить.

Литература: Розанов Н. П. Церковь арх. Гавриила в Москве на Чистом пруде или Меншикова башня // Русские достопамятности. М., 1877. Т. 2. С. 1-17; Грабарь И. Э. И. П. Зарудный и моск. архитектура 1-ой четв. 18 в. // Русская архитектура 1-ой пол. XVIII в.: Исслед. и мат-лы. М., 1954. С. 39-92; Куницкая Е. Р. Меншикова башня // Архит. наследство. Л.; М., 1959. Вып. 9. С. 157-168; Вздорнов Г. И. Заметки о памятниках рус. архитектуры кон. XVII - нач. XVIII в.: 2. Забытое известие о Меншиковой башне // Русское искусство XVIII в. Мат-лы и исслед. М., 1973. С. 25-30; Гатова Т. А. Из истории декоративной скульптуры Москвы нач. XVIII в. // Там же. С. 31-44; она же. Зарудный // Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.) / Сост.: А. Ф. Крашенинников. М., 2004. С. 96-97; Мозговая Е. Б. И. П. Зарудный. Мат-лы к биографии художника // Проблемы развития рус. искусства. Л., 1981. Вып. 14. С. 33-40; она же. Зарудный // Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - сер. XVIII в. М., 2008. С. 250-252; Былинины В. Н. и Н. И. И. П. Зарудный // Зодчие Москвы. М., 1981. С. 95-105; Элькин Е. Н. Иконостас Петропавловского собора // Краеведческие зап. СПб., 1994. Вып. 2. С. 149-159; Андросов С. О. Заметки об иностранных скульпторах в России на рубеже XVII и XVIII вв. // Петровское время в лицах. СПб., 1998; он же. Русские заказчики и итальянские художники в XVIII в. СПб., 2003.


Еще одна реконструкция Меншиковой башни


Меншикова башня сегодня. Фотографии

Зарудный Иван Петрович

Годы жизни: Вторая половина XVII века — 1727 г.

Архитектор

Прибыл в Москву, видимо, с Украины. Сведения об учении и ранних работах отсутствуют. Имел мастерскую, выполнявшую резьбу по дереву. С 1707 г.- суперинтендант всей российской церковной живописи. Первый представитель барокко в России. Мастерской Зарудного принадлежит ряд иконостасов в формах «южного барокко», из которых наиболее известен иконостас Петропавловского собора в Петербурге.

В Москве достоверна лишь одна работа Зарудного — церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах, так называемая «Меншикова башня»; ему приписывают ряд работ, сходных по манере с Меншиковой башней: церковь Петра и Павла на Новобасманной ул., церковь Иоанна Воина на Якиманке, палаты дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной.

Меншикова башня

Церковь Архангела Гавриила

Дата создания: 1705 г. — 1707 г.

Материал, техника: кирпич, белый камень, штукатурка

Меншикова башня построена вместо старой трехшатровой церкви Архангела Гавриила XVII в. на средства А. Д. Меншикова. Сооружена по типу крестчатый в плане, многоярусных храмов «московского барокко», но трактовка форм и деталей целиком принадлежит уже новой, петровской архитектуре. Первоначально четверик башни нес три сквозных арочных восьмерика со звоном, завершавшихся шпилем с фигурой ангела, но в 1723 г. верхний деревянный восьмерик, где были установлены часы с курантами английской работы, сгорел и уже не был возобновлен при достройке башни в 1770-х гг. (это не только уменьшило высоту башни, раньше возносившейся выше Ивана Великого на полторы сажени (3,2 л), но и сказалось на стройности ее пропорций и общей устремленности ввысь). Оставшиеся два восьмерика в 1773 г. были завершены главой.

Весь облик церкви Архангела Гавриила говорит о влиянии на ее архитектуру светского дворцового зодчества (балконы над входными портиками со свободно стоящими колоннами, тройные двусветные окна, обилие скульптурного декора и т.д.). В обработке стен применен классический ордер (причем фасады низа башни решены на сопоставлении большого и малого ордеров прием новый в московском строительстве). Грани восьмериков как бы накрыты сдвоенными пилястрами, что смягчает резкость очертаний их объемов; карниз основания башни и четверика имеет посередине на каждом фасаде полукруглое фронтонное завершение. Все эти новшества очень быстро привились в архитектуре Москвы первой половины XVIII в.

Но особенно удачной находкой зодчего были массивные волюты главного фасада эти своеобразные контрфорсы, выступающие из основного объема и подчеркивающие его мощь. Меншикова башня произведение более барочное, чем храмы «московского барокко». Ее зодчий стремится к усложнению форм, к их пластичности и многоплановости, отходя от плоскостной трактовки стены своих предшественников; одновременно он пытается смягчить переходы между ярусами, нивелируя тем самым ярусность построения башнеобразного храма и добиваясь слитности всех составляющих его объемов, пронизанных единым порывом в высоту.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Похожие публикации