Фас восточно-сибирского округа поделился рекомендациями. Установление и исчисление процессуальных сроков в арбитражном процессе Национальные цели и планы по их достижению

Статья Дмитрия Медведева для журнала «Вопросы экономики».

Статья Председателя Правительства Дмитрия Медведева «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития» опубликована в журнале «Вопросы экономики» №10 за 2018 год (стр. 5–28).

Выдержки из статьи

Текущая ситуация и главные задачи

«Мы предотвратили развёртывание макроэкономического (и особенно финансового) кризиса, смягчили острые финансовые проблемы, не допустив критического роста долговой зависимости, избежали кризиса банковской системы. Ещё важнее, что страна не попала в ловушку политического кризиса. <…> У нас устойчивый бюджет, низкий государственный долг, причём госдолг, номинированный в иностранной валюте (несущий валютные риски), чрезвычайно мал. И впервые за 30 лет удалось снизить инфляцию до уровня, обеспечивающего макроэкономическую стабильность».

«Суть работы Правительства в настоящее время состоит в том, чтобы использовать позитивный потенциал и своевременно нейтрализовывать риски. <…> На повестке дня стоит проведение структурных и институциональных реформ, позволяющих в полной мере реализовать предпринимательскую инициативу, снять избыточные ограничения на рынках труда и капитала, обеспечить рост производительности. А главное - сформировать прочную основу для повышения благосостояния людей. <…> Наши задачи заключаются в обеспечении устойчивого роста благосостояния и конкурентоспособности - как каждого человека, каждой семьи, так и всего общества и государства».

«Приоритетные сферы структурных реформ в настоящее время практически идентичны для ведущих стран: это развитие человеческого капитала, прежде всего образования и здравоохранения, инфраструктуры, совершенствование государственного управления».

Национальные цели и планы по их достижению

«Особое место занимают национальные проекты, связанные с укреп­лением конкурентоспособности экономики. Эти направления - произво­дительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт - должны обеспечивать ускорение технологического развития, способствовать созданию высокопроизводительного экспортоориентированного сектора, внедрению цифровых технологий в экономике и социальной сфере (безусловно, как и национальные проекты в области образования и здравоохранения)».

«Национальные проекты должны усиливать друг друга в достижении национальных целей по естественному росту населения, повышению ожидаемой продолжительности жизни, устойчивому росту реальных доходов, снижению бедности и улучшению жилищных условий».

«Они должны не только создать условия для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, но и сформировать со стороны рынка и государства институциональную среду, вознаграждающую профессиональный и высокотехнологичный труд».

«Развитие инфраструктуры - стратегический приоритет, поскольку в результате повышается связность российских регионов и объединяются рынки. <…> Расширение географических границ рынков и снижение логистических издержек приводят к появлению новых эффективных способов предоставления услуг образования, здравоохранения и культуры».

Образование и наука

«По качеству школьного образования мы должны войти в число десяти стран-лидеров».

«В числе приоритетов - дополнительное образование детей».

«Нужно обеспечить трансляцию высокого уровня образования от ведущих университетов к региональным вузам, стимулировать раз­витие экспорта нашего высшего образования».

«Важно уделять больше внимания созданию условий для непрерывного образования - образования для взрослых (включая людей старшего возраста). <…> Каждый российский работник в среднем повышает свою квалификацию раз в пять лет, а с учётом международного опыта этот показатель должен быть в 2-3 раза выше. Его рост станет одним из важнейших индикаторов движения российской экономики по пути научно-технологического обновления».

«Сложившаяся в России структура расходов на исследования и разработки в ВВП, в которой около 70% составляют бюджетные средства и 30% частные, не может считаться приемлемой. В развитых и некоторых развивающихся странах наблюдается обратное соотношение».

«Важнейшая функция государства состоит не в прямом увеличении финансирования, а в создании пространства опережающего технологического регулирования, своего рода привлекательного технологического офшора для реализации передовых решений».

Здравоохранение и медицина

«Эффективная социальная политика требует нового качества здравоохранения».

«Персонализация работы здравоохранения - профилактики и лечения заболеваний, а также разработки персонализированных препаратов для лечения».

«К 2022 г. планируется обеспечить доступность первичной медико-санитарной помощи во всех населённых пунктах России, в том числе малонаселённых, к 2024 г. - довести укомплектованность врачей в подразделениях, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях, до 95%; обеспечить модернизацию специализированной медицинской помо­щи (особенно онкоцентров), сформировать единый цифровой контур в здравоохранении».

«Телемедицина - это важный, а иногда и единственный способ повысить качество медицинских услуг в удалённых и труднодоступных местах. Но и в мегаполисах онлайн-медицина постепенно становится востребованной. Более того, благодаря этой технологии возникает новый рынок, объём которого, по прогнозам, уже в ближайшие годы превысит 1 млрд долл. Но все же социальный аспект тут сегодня самый важный».

Адресность социальной помощи. Преодоление бедности

«Уровень бедности, который составлял более 30% в 1990-е годы, сократился к 2012 г. до 10,7%. Однако в условиях обострения кризиса доля бедного населения к 2017 г. возросла, достигнув 13,2% (в значительной мере это было связано с ускорением инфляции). <…> При современных стандартах потребления и качества жизни уже очевидно, что бедность - вопрос не только текущего дохода, но и доступа к необходимым социальным благам: образованию, здравоохранению, культуре, услугам по уходу, государственным услугам и пр. <…> Профиль российской бедности определяют в первую очередь семьи работающих бедных, особенно семьи с детьми. Так, среди малоимущих семей более 60% составляют семьи с детьми и более 60% малоимущего населения относятся к числу занятых. <…> Государство активно расширяет доступ детей к социальным институтам - дошкольное и дополнительное образование, здравоохранение, летний отдых, что повышает качество жизни в этих семьях».

«Для преодоления бедности нужно обеспечить адресность социальной помощи. Иными словами, социальную поддержку следует оказывать прежде всего тем, кто самостоятельно не может решить свои социально-экономические проблемы, то есть уязвимым социальным группам. Адресность - это главный вектор модернизации системы социальной защиты».

«Адресность предполагает наличие широкой информационной платформы, которая позволит точнее выделить бедных, определить причины бедности той или иной социальной группы и отдельного домохозяйства, выработать эффективные способы её преодоления. Реальным шагом в этом направлении стали создание и ввод в действие Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Таким образом, к социальной сфере будет иметь прямое отношение и цифровизация экономики».

Технологическое развитие. Цифровая экономика

«Для практической политической и хозяйственной работы важно, что новые технологии качественным образом трансформируют все сферы жизнедеятельности человека - политику и экономику, образование и науку, медицину и культуру».

«Цифровизация понимается не как отдельная отрасль или совокупность технологий, а как алгоритм развития отношений в современном обществе и его культурная среда».

«В целом в экономике существует разрыв между предприятиями - лидерами цифровизации и остальной, весьма значительной, частью бизнеса. Первые прокладывают путь, вторые не всегда даже пытаются им воспользоваться. Наиболее вероятная причина - дефицит рыночной конкуренции, надежда на внерыночную, административную, бюджетную поддержку».

«Технологическая модернизация относится к ключевым факторам роста производительности труда. <…> Необходимо «согласование» профессиональной квалификации работ­ника с требованиями современного и высокопроизводительного рабочего места».

«Современные технологии ставят вопрос о качестве государственного управления на первое место среди всех направлений институциональной модернизации. <…> Появятся в достаточном количестве государственные и муниципальные служащие, руководители госучреждений с соответствующими (цифровыми) компетенциями. По некоторым оценкам, таких работников только в госсекторе должно быть не менее 1 млн».

Несырьевой экспорт

«Россия не будет создавать барьеры для международных экономических отношений. Мы не будем закрываться от глобального рынка и тем более игнорировать его. Одним из наших приоритетов высту­пает расширение участия России в мировой торговле, формирова­ние собственных цепочек добавленной стоимости, участие во внешне­экономических союзах и соглашениях».

«Индикатором успешности импортозамещения должен быть несырьевой экспорт. Появилось большое количество новых экспортных позиций, включая продукцию машиностроения и АПК, увеличилось число организаций-экспортёров, прежде всего за счёт малых и средних предприятий. Особенно важно, что новые технологии расширяют возможности внешнеэкономической деятельности для малых и средних предприятий».

«Предполагается снять регуляторные барьеры при перевозках, либерализовать валютный контроль при экспорте, упростить на взаимной основе визовый режим для туристов, распространить нулевую ставку НДС при экспорте на товары, используемые при сооружении объектов за рубежом».

«В глобальной экономике возрастает роль экспорта услуг, и у России есть возможности занять здесь более высокие позиции. Например, на­циональный проект в сфере здравоохранения ориентирован на рост российского экспорта в этой области к 2024 г. в четыре раза - до 1 млрд долл».

Финансы. Налоговая система

«Ни одну из поставленных целей нельзя достичь в полной мере, если наша совместная работа не будет обеспечена стабильным функ­ционированием финансово-экономических механизмов и основана на взаимном доверии общества, бизнеса и государства».

«Для нас неприемлем рост, достигнутый ценой ускорения инфляции и наращивания пирамиды долгов, - он будет неустойчивым и не только не обеспечит повышение благосостояния, но и поставит под угрозу даже достигнутый уровень жизни».

«Решение стоящих перед нашей страной задач предполагает наличие эффективной налоговой системы. <…> При этом важно сохранить баланс интересов граждан, бизнеса и государства. Налоги должны стимулировать экономический рост, обеспечивать потребности общества и ресурсы для достойного позиционирования России в непростых геополитических условиях. <…> В настоящее время речь может идти только об отдельных решениях по точечной настройке налоговой системы, включая вопросы администрирования, в значительной мере связанного с цифровизацией. Предлагаемые решения должны носить системный характер, то есть сочетать решение фискальных, экономических (стимулирование бизнес-активности) и социальных задач».

«Одна из непростых задач - легализация деятельности самозанятых. В нашей стране миллионы граждан имеют побочный либо даже единственный заработок, не уплачивая в бюджет обязательных платежей. Очевидно, что для них до сих пор государство не создало приемлемые, вызывающие доверие условия ведения деятельности. До конца 2018 г. должны быть зафиксированы простые правила и создана необходимая - удобная и понятная нынешним самозанятым - среда. Предлагается ввести новый специальный налоговый режим, на который они смогут при желании перейти. Без необходимости получать статус индивидуального предпринимателя, без излишней отчётности и обременительных процедур они получат возможность легализоваться, уплачивая минимальные платежи. <…> По итогам экспериментальной работы в нескольких регионах меха­низмы будут доработаны и распространены в национальном масштабе. Однако этот потенциал, дающий миллионам людей возможность войти в легальное поле, будет реализован, если самозанятые будут уверены в неизменности предложенных условий, включая уровень налоговых ставок. Фискальные интересы тут должны, безусловно, уступить место социальным. А твердое соблюдение объявленных условий, непосредственно затрагивающих конкретных людей, будет иметь политическое значение для государства».

Одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц. Это означает, что правосудие можно считать отвечающим требованиям справедливости, если рассмотрение и разрешение дела судом осуществляется в разумный срок (см. ст. 6.1 АПК РФ).

Процессуальный срок — период времени, в течение которого должно быть совершено определенное процессуальное действие арбитражным судом, лицами, участвующими в деле, другими участниками арбитражного процесса, органами, исполняющими решения арбитражного суда, либо точная дата совершения такого действия.

Поскольку термин «срок» широко используется и в материально-правовых отраслях (прежде всего, в гражданском, трудовом праве), необходимо указать отличительные черты собственно процессуальных сроков, что позволит отграничить их от иных промежутков времени, которым законодатель придает юридическое значение:

1) главная особенность процессуальных сроков состоит в том, что они устанавливают промежутки (моменты) совершения именно процессуальных действий (либо влекут конкретные процессуальные последствия). Процессуальные сроки не могут влиять на содержание спорного материально-правового отношения.

В этом состоит основное отличие процессуальных сроков от сроков, именуемых в гражданском праве судебными. Судебные сроки (см., например, п. 2 ст. 687 ГК РФ) находятся вне процессуального правоотношения, определяя моменты, когда должна быть исполнена материально-правовая обязанность.

Следует также отличать процессуальные сроки от сроков исковой давности. Истечение последних по действующему законодательству РФ не влечет прекращения материального права и не препятствует возможности обратиться за судебной защитой (п. 1 ст. 199 ГК РФ). Срок исковой давности по своей правовой природе является сроком, в течение которого лицо может обратиться с требованием о принудительном осуществлении и защите нарушенного права.

Между тем истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ). Однако исковая давность в данном случае не устанавливает для суда какой-то конкретный временной промежуток или момент времени совершения процессуального действия. Исковая давность (в совокупности с заявлением стороны о ее применении) выступает лишь как основание для отказа в иске, в этом смысле мало чем отличаясь от любого другого материально-правового возражения ответчика, которое бы также повлекло отказ в удовлетворении исковых требований;

2) установлению процессуальных сроков присущ публично-правовой элемент: процессуальные сроки устанавливаются либо законом, либо судом (ч. 1 ст. 113 АПК РФ). Соответственно лица, участвующие в деле, и лица, содействующие правосудию, не вправе своим соглашением изменить процессуальный срок;

3) процессуальные сроки подлежат точному исчислению (ч. ч. 2, 3 ст. 113 АПК РФ). Иначе говоря, процессуальные сроки по своей природе являются определенными (в отличие, например, от сроков, предусмотренных в гражданском праве, где наряду с определенными широко используются и сроки неопределенные, в частности «разумный срок» и т.п. (см., например, п. 2 ст. 187, п. 2 ст. 314, п. 4 ст. 345, п. п. 4, 5 ст. 468, п. 3 ст. 499 ГК РФ и др.). Указание же на разумность (см. ст. 6.1 и др. АПК РФ) при установлении судом процессуального срока следует рассматривать в том числе как заложенный законодателем принцип определения конкретных (точных) сроков в тех случаях, когда такое установление производится на основе судебного усмотрения. Как отметил Конституционный Суд РФ, применительно к делам, отнесенным к компетенции арбитражных судов, соблюдением разумного срока судопроизводства обеспечивается также правовая определенность и стабильность в сфере гражданского оборота. Этим целям служат, согласно ст. 113 АПК РФ, сроки совершения процессуальных действий, назначаемые судом или установленные АПК РФ, иными федеральными законами.

Пленум ВАС РФ уточнил, что соблюдение процессуальных сроков судом не является самостоятельной целью судопроизводства в арбитражных судах и направлено на обеспечение стабильности и определенности как в спорных материальных правоотношениях, так и в возникших в связи с судебным спором процессуальных правоотношениях, в рамках выполнения задачи по осуществлению справедливого публичного судебного разбирательства в разумный срок независимым и беспристрастным судом (п. 3 ст. 2 АПК РФ).

Применяемые в арбитражном судопроизводстве процессуальные сроки можно разделить на следующие группы:

1) по порядку закрепления:

а) устанавливаемые непосредственно АПК РФ (см., например, п. 1 ст. 127, ст. 152, ст. ст. 276, 291.2 АПК РФ и др.);

б) устанавливаемые иными федеральными законами (см. об этом разъяснения ВАС РФ, содержащиеся в письме от 25.05.2004 N С1-7/УП-600 «О федеральных законах, применяемых арбитражными судами в соответствии с содержащимися в АПК РФ отсылочными нормами»);

в) назначаемые арбитражным судом (например, при изменении обстоятельств, подлежащих доказыванию в связи с изменением истцом основания или предмета иска и предъявлением ответчиком встречного иска, арбитражный суд вправе установить срок представления дополнительных доказательств (см. ч. 3 ст. 66 АПК РФ); согласно ч. 6 ст. 66 АПК РФ в определении об истребовании доказательств арбитражный суд указывает срок и порядок представления доказательств; в силу ч. 4 ст. 82 АПК РФ в определении о назначении экспертизы суд в том числе указывает срок, в течение которого должна быть проведена экспертиза и должно быть представлено заключение в арбитражный суд);

2) по субъектам:

а) сроки, устанавливаемые для арбитражного суда. Данные сроки в зависимости от целевого назначения можно разделить на сроки, устанавливаемые: для разрешения споров; пересмотра судебных актов; совершения отдельных процессуальных действий;

б) сроки, устанавливаемые для иных участников арбитражного процесса;

3) по способу исчисления:

а) сроки, исчисляемые определенными периодами времени;

б) сроки, определяемые точной календарной датой совершения процессуального действия.

В силу ч. 2 ст. 113 АПК РФ сроки совершения процессуальных действий определяются:

1) точной календарной датой. Так, судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству, в котором в том числе указывается время и место проведения судебного заседания в арбитражном суде первой инстанции (см. ч. ч. 1, 2 ст. 137 АПК РФ) (т.е. указывается конкретная дата проведения судебного заседания);

2) указанием на событие, которое обязательно должно наступить. Так, согласно ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. В соответствии с ч. 1 ст. 132 АПК РФ ответчик до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе предъявить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском;

3) периодом, в течение которого действие может быть совершено. Так, например, определение арбитражного суда по делу об оспаривании решения третейского суда может быть обжаловано в кассационном порядке в арбитражный суд округа в течение одного месяца со дня вынесения определения (ч. 5 ст. 234 АПК РФ). В силу ч. 1 ст. 127 АПК РФ вопрос о принятии искового заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.

В ч. 3 ст. 113 АПК РФ конкретизировано, что процессуальные сроки исчисляются:

а) годами. Так, в ч. 2 ст. 246 АПК РФ указано, что решение иностранного суда или иностранное арбитражное решение может быть предъявлено к принудительному исполнению в срок, не превышающий трех лет со дня вступления его в законную силу;

б) месяцами. Из ч. 1 ст. 152 АПК РФ следует, что дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если АПК РФ не установлено иное;

в) днями. Согласно ч. 4 ст. 206 АПК РФ решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба; в силу ч. 5 этой же статьи копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле.

В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Здесь нужно учесть, что к нерабочим дням относятся выходные и нерабочие праздничные дни. Выходными днями являются суббота и воскресенье, перечень нерабочих праздничных дней устанавливается трудовым законодательством Российской Федерации (см. подробнее ст. ст. 111, 112 ТК РФ).

Из ч. 4 ст. 113 АПК РФ следует, что течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока. При этом установление дня окончания процессуального срока осуществляется в соответствии со ст. 114 АПК РФ.

1. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Копии документов, представленных в суд лицом, участвующим в деле, направляются им другим лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют.

2. Арбитражный суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом.

3. При изменении обстоятельств, подлежащих доказыванию в связи с изменением истцом основания или предмета иска и предъявлением ответчиком встречного иска, арбитражный суд вправе установить срок представления дополнительных доказательств.

4. Лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.

В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.

5. В случае непредставления органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами доказательств по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд истребует доказательства от этих органов по своей инициативе.

Копии документов, истребованных арбитражным судом по своей инициативе, направляются судом лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют.

6. Об истребовании доказательств арбитражный суд выносит определение.

В определении указываются срок и порядок представления доказательств.

Копия определения направляется лицам, участвующим в деле, а также лицу, у которого находится истребуемое судом доказательство.

7. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его непосредственно в арбитражный суд. При необходимости по запросу суда истребуемое доказательство может быть выдано на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.

8. Если лицо, от которого арбитражным судом истребуется доказательство, не имеет возможности его представить вообще или представить в установленный судом срок, оно обязано известить об этом суд с указанием причин непредставления в пятидневный срок со дня получения копии определения об истребовании доказательства.

9. В случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным арбитражным судом неуважительными, либо неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный срок на лицо, от которого истребуется доказательство, судом налагается судебный штраф в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

10. О наложении судебного штрафа арбитражный суд выносит определение.

В определении о наложении судебного штрафа устанавливается новый срок, в течение которого должно быть представлено истребуемое доказательство.

В случае невыполнения этих требований в срок, указанный в определении о наложении судебного штрафа, арбитражный суд может повторно наложить штраф по правилам, предусмотренным частью 9 настоящей статьи.

11. Наложение судебных штрафов не освобождает лицо, у которого находится истребуемое доказательство, от обязанности его представить в арбитражный суд.

12. Определение арбитражного суда о наложении судебного штрафа может быть обжаловано.

Положения статьи 66 АПК РФ используются в следующих статьях:
  • Судебные поручения
    1. Арбитражный суд, рассматривающий дело, в случае невозможности получения доказательств, находящихся на территории другого субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьей 66 АПК РФ, вправе поручить соответствующему арбитражному суду произвести определенные процессуальные действия.
  • Запросы третейского суда о содействии в получении доказательств
    1. Третейский суд с местом арбитража на территории Российской Федерации (за исключением третейского суда в рамках арбитража для разрешения конкретного спора) в случае возникновения необходимости получения доказательств, требующихся для разрешения спора, вправе обратиться в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся истребуемые доказательства, с запросом о содействии в получении этих доказательств в порядке, установленном статьей 66 АПК РФ. Запрос может быть выдан таким третейским судом стороне третейского разбирательства для непосредственного направления этого запроса в арбитражный суд указанной стороной третейского разбирательства.






Иначе говоря, по своей инициативе суд доказательств не собирает, кроме дел из публичных правоотношений, где он истребует доказательства, если они не представлены органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами, должностными лицами (часть 5 статьи 66 АПК Российской Федерации). При этом суд выясняет по делу основания и законность оспариваемых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, служащих, которые в силу закона обязаны доказывать их обоснованность и законность ( ГПК Российской Федерации). В таких случаях поправки к процессуальной состязательности имеют признаки связи, в частности, с положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, притом что изъятия в состязательности сделаны в пользу лиц, которые требуют судебной защиты своих прав и свобод от предполагаемого их нарушения актами, решениями действиями (бездействием) субъектов публичной власти.


1. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.


Копии документов, представленных в суд лицом, участвующим в деле, направляются им другим лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют.


2. Арбитражный суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом.


3. При изменении обстоятельств, подлежащих доказыванию в связи с изменением истцом основания или предмета иска и предъявлением ответчиком встречного иска, арбитражный суд вправе установить срок представления дополнительных доказательств.


4. Лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.


В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.


При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.


5. В случае непредставления органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами доказательств по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд истребует доказательства от этих органов по своей инициативе.


Копии документов, истребованных арбитражным судом по своей инициативе, направляются судом лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют.


6. Об истребовании доказательств арбитражный суд выносит определение.


В определении указываются срок и порядок представления доказательств.


Копия определения направляется лицам, участвующим в деле, а также лицу, у которого находится истребуемое судом доказательство.


7. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его непосредственно в арбитражный суд. При необходимости по запросу суда истребуемое доказательство может быть выдано на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.


8. Если лицо, от которого арбитражным судом истребуется доказательство, не имеет возможности его представить вообще или представить в установленный судом срок, оно обязано известить об этом суд с указанием причин непредставления в пятидневный срок со дня получения копии определения об истребовании доказательства.


9. В случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным арбитражным судом неуважительными, либо неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный срок на лицо, от которого истребуется доказательство, судом налагается судебный штраф в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.


10. О наложении судебного штрафа арбитражный суд выносит определение.


В определении о наложении судебного штрафа устанавливается новый срок, в течение которого должно быть представлено истребуемое доказательство.


В случае невыполнения этих требований в срок, указанный в определении о наложении судебного штрафа, арбитражный суд может повторно наложить штраф по правилам, предусмотренным частью 9 настоящей статьи.


11. Наложение судебных штрафов не освобождает лицо, у которого находится истребуемое доказательство, от обязанности его представить в арбитражный суд.


12. Определение арбитражного суда о наложении судебного штрафа может быть обжаловано.



Комментарии к АПК РФ

Комментарий к главе 1 АПК РФ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Комментарий к главе 2 АПК РФ

СОСТАВ АРБИТРАЖНОГО СУДА

Комментарий к главе 3 АПК РФ

Комментарий к главе 4 АПК РФ

КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

Комментарий к главе 5 АПК РФ

ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛЕ, И ИНЫЕ УЧАСТНИКИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА

Комментарий к главе 6 АПК РФ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

Комментарий к главе 7 АПК РФ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ

Похожие публикации