Фэмп календарное планирование средняя группа. Перспективный план по фэмп в средней группе

ИРАИДА ПОЛЯКОВА
Перспективное планирование по ФЭМП (средняя группа)

Тематический годовой план

Средняя группа

1. Сравнение множества предметов «большой – маленький» . Игра : «Найди и закрась» . Сравнение предметов разной величины. Закреплять умения сравнивать 2 группы предметов и устанавливать равенства.

2. Счет до 3. Ориентировка в пространстве. Времена года – осень. Игра : «Будь внимательней» . Учить счету до 3. Соотносить число с предметом. Закрепить знания о времени года – осень.

3. Образование числа 4. Сравнение предметов по ширине. Игра : «Сравни полотенца» . Учить счету до 4, сравнивать и раскладывать предметы в порядке убывания.

4. Части суток. Счет. Игра : «Закончи предложения» . Игра : «Дорисуй картину» . Закрепить знания частей суток. Формировать навыки счета в пределах 4.

5. Образование числа 5. Сравнение по высоте. Игра «Большой – поменьше, маленький» . Закрепить образование числа 5. Учить сравнивать предметы по величине.

6. Счет в пределах 5. Геометрические фигуры. Игра : «Подбери заплатку» . Закрепить навыки счета в пределах 5. Учить называть геометрические фигуры.

7. Счет предметов. Сравнение по длине и ширине. Игра : «Кто быстрее» . Закреплять навыки счета, учить сравнивать предметы по длине и ширине.

8. «Помоги животным найти детенышей» . Учить устанавливать равенства предметов, называть части суток, геометрические фигуры.

9. Прием приложения. Игра «Продолжи ряд» , «Хватит ли куклам конфет» . Сравнение длины и ширины, путем приложения предметов, учить находить предметы с заданными свойствами.

Вчера, сегодня, завтра. Игра : «Какой формы предмет» . Познакомить с понятием «Вчера, сегодня, завтра» , использовать эти слова в речи. Расширять умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой.

11. «Мы построим теремок» . Закрепить навыки счета в пределах 5. Учить определять расположение предметов от себя (впереди, сзади) .

12. Знакомство с овалом. Сравнение по величинам.

Познакомить с геометрической фигурой – овал. Сравнение предметов по длине. Учить использовать в речи слова «длинный – короткий» .

13. Путешествие в зимний лес. Сравнение предметов по ширине. Знания частей суток.

14. Различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Игра : «Покажи такую же фигуру» . Учить различать равенства и неравенства предметов, закреплять умения различать круг, квадрат, треугольник.

15. Сравнение двух предметов по высоте и ширине. Ориентир в пространстве. «Посмотри и сравни» . Упражнять в сравнении контрастных и одинаковых предметов по высоте, ширине. Продолжать учить называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу) .

16. Прием наложения предметов. Части суток. «Что с начала, а что потом» . Познакомить детей с приёмом наложения предметов на картинки. Учить понимать выражения «Столько – сколько» . Закреплять умение различать и называть части суток.

17. Сравнение каждой группы предметов . Геометрические фигуры. «На какую фигуру похож предмет» . Закреплять умение выяснять в какой группе больше – меньше предметов, используя прием наложения, учить видеть геометрическую фигуру, соотносить её с предметом.

18. Ориентир в пространстве «Строители» , «Достань из мешка» . Учить различать правую, левую руку. Закреплять умения различать и называть геометрические фигуры.

19. Сравнение предметов по величине Игра : «Один – много» . Учить сравнивать предметы по величине высокий – низкий. Продолжать учить определять один предмет, много.

20. Путешествие в матрешкино царство. Учить выполнять столько движений, сколько игрушек стоит. Закрепить знание цвета.

21. «Больше, меньше, поровну» «Пройди лабиринт» . Учить выяснять, в какой из групп предметов больше (меньше, поровну используя прием приложения.

Сравнение предметов по длине, ширине, высоте. Игра : «Хватит ли снеговикам шапок» . Закрепить умение выделять 2 предмета по длине, ширине и высоте, используя прием приложения. Различать равенства и неравенства групп предметов , выражая результаты определения в речи.

23. Прогулка на полянку. Познакомить со способом приложения предметов к их изображениям на карточке один к одному. Группировать предметы по цвету , форме, величине.

24. Сравнение предметов по ширине «Собери картинку» . Учить детей сравнивать предметы по ширине, учить составлять изображение из геометрических фигур.

25. Большой, поменьше, самый маленький. Времена года – весна. Продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине. Различать и называть времена осень, зима, познакомить с весной.

26. Счет предметов. Игра : «Пройди лабиринт» , «Четвертый лишний» . Закрепить навыки счета в пределах 5. Умение ориентироваться в пространстве.

27. В гостях у диких животных. Учить детей воспроизводить количество звуков 1 – 3. Находить на карточке столько же предметов. Умение различать и называть части суток.

28. Прием приложения, наложения. Игра : «Укрась платочек» . Закреплять умения сравнивать больше – меньше предметов в каждой группе , пользуясь приемом наложения и приложения. Учить ориентироваться в пространстве (слева, справа, посередине) .

29. Поможем Маше встретить гостей. Сравнение контрастных и одинаковых размеров по длине и ширине, закреплять умения находить сходства и различия.

30. Времена года. Геометрические фигуры «Найди пару» . Закреплять умения различать и называть времена года. Умение находить похожие геометрические фигуры.

Различие равенства и неравенства групп предметов . Игра : «Закрой двери в домиках» . Учить различать равенства и неравенства групп по количеству входящих в них предметов. Закрепить знание цвета.

32. «По следам колобка» . Закрепить понятия «Много» и «Один» , умение называть цвет, геометрической фигуры.

33. Части суток. Игра : «Что изменилось» . Учить называть части суток, их последовательность. Умение находить сходства и отличия.

34. Ориентир в пространстве «Найди ключи» . Умение ориентироваться в пространстве. Закрепить геометрические фигуры.

35. Математические игры «Чего не стало» , «Геометрическое лето» . Умение находить недостающий предмет. Группировать геометрические фигуры по величине, цвету.

36. Путешествие в сказку. Учить находить предмет «Много» и «Один» . Закрепление величины «большой – маленький» , (длинный – короткий) .

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

И. А. Помораева, В.А. Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике в средней группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.

Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделить сюжетно-ролевым играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий. В работе с детьми, как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез, 2006).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов и позволяющий расширить содержание работы с детьми пятого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

поровну, столько – сколько .

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами .

.

Занятие 2

.

Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Занятие 3

.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже .

Занятие 2

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».

Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.

Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.

Занятие 3

Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже, высокий – низкий, выше – ниже.

Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) .

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа .

Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.

Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.

Занятие 2

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.

Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

Занятие 4

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на воспрос «Сколько?».

утро, день, вечер, ночь .

Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

II квартал

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».

Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя:

Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка».

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

Занятие 3

Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.

Занятие 4

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.

Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 1

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.

Познакомить со значением слов далеко – близко .

Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

Занятие 2

Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

Уточнить представления о значении слов далеко – близко.

Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Занятие 3

Упражнять в счете звуков в пределах 5.

Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий , короткий, длиннее, самый длинный.

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Занятие 4

Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра .

Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо) .

Занятие 1

Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра .

Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: .

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Учить сравнивать 4–5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий .

Занятие 3

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

III квартал

Занятие 1

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).

Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

Занятие 2

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.

Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Занятие 3

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).

Упражнять в умении сравнивать 4–5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше .

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Занятие 1

Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.

Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко.

Занятие 2

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.

Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами:

Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 3

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.

Конец учебного года предполагает работу воспитателя по закреплению программного материала в сюжетно-игровой форме с использованием традиционных и нетрадиционных приемов обучения детей. Возможно проведение математических развлечений и досугов.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько .

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше .

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу .

Демонстрационный материал. Дорожка из бумаги, корзинка, макет поляны.

Раздаточный материал. Грибы, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.

Методические указания

Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес». (Занятие можно провести на прогулке.)

I часть. Воспитатель предлагает детям поехать в осенний лес. Уточняет время года и его характерные признаки.

Обращает внимание детей на корзинку с грибами и спрашивает: «Сколько корзинок? Сколько грибов в корзинке?»

Дети берут по одному грибочку. Воспитатель выясняет: «Сколько грибов вы взяли?»

Воспитатель предлагает детям поставить свои грибы на полянку и уточняет: «Сколько грибов стало на полянке?»

Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке осенние листья: «Сколько листочков на дорожке? Принесите к своему грибочку один листочек. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (Воспитатель побуждает детей использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну, столько – сколько. ) Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?» (Можно поставить каждый грибочек на один листочек или одним листочком накрыть каждый грибочек.) Дети располагают предметы одним из способов (по договоренности).

II часть. Игровое упражнение «Найди пару».

Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару – маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладошках большую (маленькую) шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую – в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? (Маленькая шишка меньше большой шишки.) Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (Большая шишка больше маленькой шишки.)

III часть. Игра «Что где находится».

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Занятие 2

Программное содержание

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько .

Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушки: Винни Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и синие кубы (по количеству детей), сюжетные картинки с изображением разных частей суток.

Раздаточный материал. Кубы и треугольные призмы (по 5 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

Игровая ситуация «В гостях у Кролика».

I часть. Игровое упражнение «Положим кубы в коробку».

На столе разложены разноцветные кубы.

Воспитатель говорит детям: «Винни Пух и Пятачок собираются в гости к Кролику. Как вы думаете, во что они могут поиграть? (Ответы детей.) Давайте соберем все кубы. Какого цвета кубы? Как узнать, поровну ли красных и синих кубов? На каждый красный куб поставьте синий куб. Что можно сказать о количестве красных и синих кубов?

Возьмите по одному красному или синему кубу и разложите их в две коробки так, чтобы в одной были все красные кубы, а в другой – все синие кубы».

II часть. Игровое упражнение «Построим домики».

У детей на столах по 5 кубов и 4 призмы. Кролик просит детей помочь ему построить домики. Он спрашивает: «Что нам понадобится для строительства домиков? Какие фигуры есть у вас на столах?» (Предлагает расставить все кубы в ряд.) Что нужно положить на кубы, чтобы получился дом?» (Крышу.)

Дети находят фигуры, похожие на крыши, и достраивают дома.

«У всех ли домиков есть крыша?» – спрашивает Кролик.

Дети вместе с воспитателем обсуждают способы уравнивания предметов и достраивают один домик.

III часть. Игровое упражнение «Поможем Винни Пуху разложить картинки».

Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображен на картинке? Что делают дети, нарисованные на картинке? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь).

Занятие 3

Программное содержание

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже .

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению; 5–7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяя ленты разной длины, 2 дощечки разной ширины, фланелеграф.

Раздаточный материал. Двухполосные счетные карточки, карточки с изображением воздушных шаров синего и красного цветов (по 5 шт. для каждого ребенка), звездочки.

Методические указания

Игровая ситуация «К нам приехал цирк».

I часть. Игровое упражнение «Найди отличия».

В гости к детям «приходят» клоуны, у которых элементы костюмов отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. Они просят ребят угадать, чем отличаются их костюмы.

II часть. Клоуны «играют» с воздушными шариками.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько шариков у клоунов? Какого они цвета?»

Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить все картинки с синими шариками, а на нижнюю – все картинки с красными шариками.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько синих шариков? Сколько красных шариков? Шариков какого цвета больше (меньше)? Как сделать так, чтобы синих и красных шариков стало поровну? (Дети уравнивают количество шариков одним из выбранных способов.) Что можно сказать о количестве синих и красных шариков?»

III часть. Игровое упражнение «Сравним ленты».

Клоуны «показывают» упражнения с лентами.

Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоунов? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?»

Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?»

IV часть. Игровое упражнение «Перепрыгнем через дощечки».

Воспитатель показывает детям дощечки и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкую (узкую) дощечку и предлагает перепрыгнуть через дощечки.

В конце занятия клоуны дарят ребятам звездочки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области

Утверждаю

Заведующий

МБДОУ детский сад «Улыбка»

Е.Т.Таранникова

Принято

на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 30.09.2017г.

Рабочая программа

Образовательная область : познавательное развитие

Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений

Возрастная группа :4 -5лет

2017- 2018 учебный год

Кирсанов

Пояснительная записка

Рабочая программа познавательного развития по формированию элементарных математических представлений для детей второой младшей группы составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014 г, образовательной программы дошкольного образовательного учреждения детского сада «Улыбка» города Кирсанова.

Организованная образовательная деятельность по данному разделу проводится в группе общеразвивающей направленности детей в возрасте от 2 до 4 лет.

Условием успешной реализации программы является организация особой предметно-развивающей среды в группах детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени является важным условием полноценного развития ребенка.

Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся со второй половины сентября один раз в неделю.

В сентябре и октябре продолжительность одного занятия не должна превышать 10 минут. С октября время занятий постепенно увеличивают до 15-20 минут.

Режим реализации программы

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития

Задачи:

Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

  • Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи - круглые, эти - все красные, эти - все большие и т. д.).
  • Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.
  • Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Развивать умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов»
  • Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слоями: длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой - маленький, одинаковые (равные) по величине.
  • Форма. Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
  • Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди - сзади (позади), справа - слева; различать правую и левую руки.
  • Ориентировка во времени. Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро ~ вечер.

Основные требования к уровню подготовки детей 2-4лет по формированию элементарных математических представлений:

  • Группировать предметы по цвету, форме, величине.
  • Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий.
  • Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.
  • Понимать слова: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска).

Тематический план

№ п/п

Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе

Объем учебной нагрузки (часы)

количество

величина

форма

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Закрепление пройденного

Итого

Продолжительность диагностического периода :

Стартовая диагностика: 04.11.2014 – 17.11.2014 г.

Итоговая диагностика: 21.04.2015– 04.05.2015 г.

Учебно-методический комплекс обеспечения образовательного процесса.

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. «Они рождены до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд. - М.: Мозаика синтез, 2014).
  2. Комплексные занятия по программе «Они рождены до школы» (под рек. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой)
  3. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада» Т.С.Комарова, М.А.Васильева

Календарно-тематическое планирование

Плановые сроки прохож –

дения

Непосредственно образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

Тема

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

05.09.17

Сравнение по величине

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько.

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать сравнения словами большой, маленький, больше, меньше.

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Стр.12

Дидактическая игра «Найди пару».

«Что где находится»

12.09.17

Части суток. Сравнение двух групп предметов.

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько-сколько

Закреплять умение различать части суток (утро, день, вечер, ночь).

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Стр.13

Игра «В гостях у кролика». «Построим домик»

Д/игра «Подбери картинку»

19.09.17

Геометрические фигуры.

Сравнение по длине и ширине.

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный -короткий, длиннее –короче, широкий -узкий, шире –уже.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Стр.14

Д/игра «Найди отличия»

Д/игра «Сравним ленты»

26.09.17

Много, один, ни одного

Познакомить со способами составления групп из отдельных предметов и выделение из группы одного предмета.

Закрепить понятия: много, один, ни одного .

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Д/игра «Ромашка»,

д/игра «бабочки»

03.10.17

Сравнение двух предметов по высоте.

Равенство-неравенство.

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Стр.15

Д/игра «Чудесный мешочек»

Игровое упр. «Необыкновенный зоопарк»

10.10.17

Вопрос: «Сколько?»

Лево. Право.

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».

Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.

Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Стр.17

Д/игра «Гости из леса»,

Игра «Волшебный мешочек»

17.10.15

Счет в пределах 3.

Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе, и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Расширять представления о частях суток и их последовательности.

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Стр.18

Д/игра «Заборчики», малоподв/игра «Спрячь цыпленка»

24.10.17

Ориентирование в пространстве.

Учить определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Стр.19

Д/игра «Собираем грибочки»,

Д/игра «Найди свой домик»

31.10.17

Закрепить счет в пределах 3.

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры.

Закрепить умение сравнивать предметы по величине и высоте, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Д/игра «Карта Домой»,

Д/игра «Волшебный мешочек»

07.11.17

Вопрос «Который по счету?»

Прямоугольник.

Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами.

Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Стр.21

Д/и «Поможем Буратино собрать игрушки»

14.11.17

Число 4

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.

Расширять представление о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Стр.23

Д/игра «Заплатка для коврика».

Д/и «Сосчитай и скажи другу».

21.11.17

Счет до 4.

Быстро, медленно.

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры.

Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Стр.24

Подвижно-дид/игра «Строим поезд»

Д/игра «найди свой гараж»

28.11.17

Число 5.

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?».

Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Стр.25

Д/игра «Когда это бывает?»

Игровое упражнение «Не ошибись»

05.12.17

Сравнение предметов по двум признакам.

Продолжать учить в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?» «Который по счету?».

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями.

Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя.

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Стр.28

Д/и «Спрячь игрушки»

Подвижная дид/игра «Кто и мыши»

12.12.17

Равенство и неравенство.

Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине).

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур.

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Стр.29

Д/ игра «Новогодняя гирлянда»

«Разложи фигуры»

19.12.17

Цилиндр.

Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», « Который по счету?», «На котором месте?».

Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Стр.31

п/игры «Как зайчики», Д/игра «Закрой домик»

26.12.17

Счет до 5.

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.

Закреплять представления о последовательности частей суток.

И.А. Помораева,

В.А. Позина

«ФЭМП

Средняя группа»

Стр.32

Д/и «День и ночь»

Игровое упражнение «Разложи картинки»

09.01.18

«Далеко - близко».

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.

Познакомить со значением слов далеко - близко.

Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.33

Д/и «Далеко - близко».

16.01.18

Сравнение трех предметов по величине.

Уточнить представления о значении слов далеко-близко.

Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.34

Д/игра «На что похож?», Д/ира «Катится-не катится», Д/игра «Соедини по точкам»

23.01.18

Закрепление пройденного материала.

Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

Продолжать учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.35

Рассматривание картинок. Д/игра «Что изменилось?»

30.01.18

Ориентирование в пространстве и во времени.

Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.

Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо)

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.36

Д/игра «Когда это бывает?».

Игровое упражнение «Отгадай, сколько».

06.02.18

Сравнивание трех предметов по ширине.

Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра.

Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.37

Д/игра «Башня для петушка», д/игра «Покажи столько же».

13.02.18

Сравнивание 4-5 предметов по ширине.

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.39

Д/ира «Большая и маленькая елочка», Д/игра «Найди пару». П/игра «Ворота для мячей».

20.02.18

Части суток

Учить воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.

Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.40

Д/игра «Сделаем столько же"

«Когда это бывает?»

27.02.18

Счет в пределах 5.

Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.

Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.42

Д/игра «Найди столько же».

Д/игра «Собери картинку»

06.03.18

Сравнение предметов по величине в пределах 5.

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов.

Учить сравнивать предметы по величине в пределах 5. Раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.43

Д/игра «Загадки». Д/игра «Накроем стол для чаепития».

13.03.18

Сравнение трех предметов по высоте.

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.

Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.44

Д/игра «Построй ребят по росту»

20.03.18

Сравнение 4-5 предметов по высоте.

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами в пределах 5.

Упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: шар, куб.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.45

Д/игра «Посадим цветочки вдоль дорожки»

«Собери шарики и кубики в корзинки»

27.03.18

Закреплять представление о том, что результат счета от расстояния между предметами в пределах 5.

Продолжить знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.46

Д/и «Разложи предметы по форме»

Игровое упр. «Прилетели бабочки»

03.04.18

Закрепление пройденного материала

Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.

Продолжить знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.

Совершенствовать представление о значении слов далеко-близко.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.48

Д/и «Строим игровую площадку».

Игровое упр. «Прыгаем близко, прыгаем далеко».

10.04.18

Вопросы «Сколько?» «Который по счету?»

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?» «Который по счету?».

Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.

Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.49

Д/игра «Поездка на праздник сказок»

17.04.18

Геометрические фигуры и формы предметов.

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь.

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.49

Д/игра «Найди фигуру».

Д/игра «Что на картинке?».

24.04.18

Независимость счета от цвета и размера.

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предметов.

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Стр.51

Д/игра «Найди ошибку».

08.05.18

Закрепление пройденного материала

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Д/игра «Подбери правильно», Д/игра «Разрезная картинка»

15.05.18

Закрепление пройденного материала

Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию.

Закреплять полученные знания за год.

Т И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Д/игра «Подарок для феи», П-д/игра «По взмаху палочки»

22.05.18

Закрепление пройденного материала

Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию.

Закреплять полученные знания за год.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

П-д/игры «Через мостик», «Найди свой след», Д/игра «День рождения»

29.05.18

Закрепление пройденного материала

Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию.

Закреплять полученные знания за год.

И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП

Средняя группа»

Д/игра «Подбери правильно»


Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике в средней группе.
В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.
Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделить сюжетно-ролевым играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий. В работе с детьми, как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез, 2006).
В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов и позволяющий расширить содержание работы с детьми пятого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

поровну, столько – сколько .
Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами .
.

Занятие 2

.
Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Занятие 3


.

Октябрь

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.
Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже .

Занятие 2



Занятие 3

Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.
Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже, высокий – низкий, выше – ниже.
Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) .

Занятие 4

Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.
Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа .

Ноябрь

Занятие 1

Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.
Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.

Занятие 2

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.
Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.
Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Занятие 3

Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

Занятие 4

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на воспрос «Сколько?».
утро, день, вечер, ночь .
Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

II квартал

Декабрь

Занятие 1

Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».
Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя:

Занятие 2

Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.
Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка».
Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

Занятие 3

Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.

Занятие 4

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.
Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.
Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Январь

Занятие 1

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.
Познакомить со значением слов далеко – близко .
Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

Занятие 2

Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.
Уточнить представления о значении слов далеко – близко.
Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Занятие 3

Упражнять в счете звуков в пределах 5.
Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий , короткий, длиннее, самый длинный.
Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Занятие 4

Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.
Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра .
Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо) .

Февраль

Занятие 1

Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.
Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра .
Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: .

Занятие 2

Учить считать движения в пределах 5.
Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
Учить сравнивать 4–5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий .

Занятие 3

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).
Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

III квартал

Март

Занятие 1

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.
Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).
Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

Занятие 2

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.
Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.
Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Занятие 3

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).
Упражнять в умении сравнивать 4–5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше .
Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).
Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Апрель

Занятие 1

Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.
Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.
Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко.

Занятие 2

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.
Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами:
Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 3

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).
Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.
Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).
Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.
Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.

Май

Конец учебного года предполагает работу воспитателя по закреплению программного материала в сюжетно-игровой форме с использованием традиционных и нетрадиционных приемов обучения детей. Возможно проведение математических развлечений и досугов.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько .
Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше .
Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу .


Демонстрационный материал. Дорожка из бумаги, корзинка, макет поляны.
Раздаточный материал. Грибы, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.

Методические указания

Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес». (Занятие можно провести на прогулке.)
I часть. Воспитатель предлагает детям поехать в осенний лес. Уточняет время года и его характерные признаки.
Обращает внимание детей на корзинку с грибами и спрашивает: «Сколько корзинок? Сколько грибов в корзинке?»
Дети берут по одному грибочку. Воспитатель выясняет: «Сколько грибов вы взяли?»
Воспитатель предлагает детям поставить свои грибы на полянку и уточняет: «Сколько грибов стало на полянке?»
Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке осенние листья: «Сколько листочков на дорожке? Принесите к своему грибочку один листочек. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (Воспитатель побуждает детей использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну, столько – сколько. ) Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?» (Можно поставить каждый грибочек на один листочек или одним листочком накрыть каждый грибочек.) Дети располагают предметы одним из способов (по договоренности).
II часть. Игровое упражнение «Найди пару».
Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару – маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладошках большую (маленькую) шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую – в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? (Маленькая шишка меньше большой шишки.) Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (Большая шишка больше маленькой шишки.)
III часть. Игра «Что где находится».
Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Занятие 2

Программное содержание

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько .
Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушки: Винни Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и синие кубы (по количеству детей), сюжетные картинки с изображением разных частей суток.
Раздаточный материал. Кубы и треугольные призмы (по 5 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

Игровая ситуация «В гостях у Кролика».
I часть. Игровое упражнение «Положим кубы в коробку».
На столе разложены разноцветные кубы.
Воспитатель говорит детям: «Винни Пух и Пятачок собираются в гости к Кролику. Как вы думаете, во что они могут поиграть? (Ответы детей.) Давайте соберем все кубы. Какого цвета кубы? Как узнать, поровну ли красных и синих кубов? На каждый красный куб поставьте синий куб. Что можно сказать о количестве красных и синих кубов?
Возьмите по одному красному или синему кубу и разложите их в две коробки так, чтобы в одной были все красные кубы, а в другой – все синие кубы».
II часть. Игровое упражнение «Построим домики».
У детей на столах по 5 кубов и 4 призмы. Кролик просит детей помочь ему построить домики. Он спрашивает: «Что нам понадобится для строительства домиков? Какие фигуры есть у вас на столах?» (Предлагает расставить все кубы в ряд.) Что нужно положить на кубы, чтобы получился дом?» (Крышу.)
Дети находят фигуры, похожие на крыши, и достраивают дома.
«У всех ли домиков есть крыша?» – спрашивает Кролик.
Дети вместе с воспитателем обсуждают способы уравнивания предметов и достраивают один домик.
III часть. Игровое упражнение «Поможем Винни Пуху разложить картинки».
Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображен на картинке? Что делают дети, нарисованные на картинке? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь).

Занятие 3

Программное содержание

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже .
Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению; 5–7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяя ленты разной длины, 2 дощечки разной ширины, фланелеграф.
Раздаточный материал. Двухполосные счетные карточки, карточки с изображением воздушных шаров синего и красного цветов (по 5 шт. для каждого ребенка), звездочки.

Методические указания

Игровая ситуация «К нам приехал цирк».
I часть. Игровое упражнение «Найди отличия».
В гости к детям «приходят» клоуны, у которых элементы костюмов отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. Они просят ребят угадать, чем отличаются их костюмы.
II часть. Клоуны «играют» с воздушными шариками.
Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько шариков у клоунов? Какого они цвета?»
Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить все картинки с синими шариками, а на нижнюю – все картинки с красными шариками.
После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько синих шариков? Сколько красных шариков? Шариков какого цвета больше (меньше)? Как сделать так, чтобы синих и красных шариков стало поровну? (Дети уравнивают количество шариков одним из выбранных способов.) Что можно сказать о количестве синих и красных шариков?»
III часть. Игровое упражнение «Сравним ленты».
Клоуны «показывают» упражнения с лентами.
Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоунов? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?»
Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?»
IV часть. Игровое упражнение «Перепрыгнем через дощечки».
Воспитатель показывает детям дощечки и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкую (узкую) дощечку и предлагает перепрыгнуть через дощечки.
В конце занятия клоуны дарят ребятам звездочки.

Методические указания

Игровая ситуация «Необыкновенный зоопарк».
I часть. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они отправятся в зоопарк. Он обращает их внимание на енота, который сушит на веревке платочки, и спрашивает: «Сколько платочков сушится на веревке? (Много.) Какого они цвета? Одинаковые ли платочки по форме? (Круглые, квадратные, треугольные.) Что можно сказать о количестве круглых и квадратных платочков: поровну ли их? Как это можно узнать?»
Один ребенок выкладывает в ряд платочки круглой формы, а другой под каждый платочек круглой формы кладет платочек квадратной формы.
Воспитатель интересуется: «Каких платочков больше: круглой или квадратной формы? Каких платочков меньше: квадратной или круглой формы? Как сделать так, чтобы платочков круглой и квадратной формы стало поровну».
Вместе с детьми воспитатель обговаривает способы уравнивания предметов и предлагает воспользоваться одним из них.
II часть. Игровое упражнение «Неразбериха».
На столах у детей круги и квадраты, разделенные на 2 части. Воспитатель предлагает детям помочь обезьянке собрать фигуры, используя для этого карточки с контурными изображениями кругов и квадратов. Затем проверяет правильность выполнения задания и выясняет названия фигур.

Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение, а дети загибают пальчики в соответствии с текстом.


Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
От того и потолстел.

III часть. Воспитатель предлагает ребятам построить заборчики для животных: для жирафа – высокий забор, для енота – низкий заборчик.
Сначала дети сравнивают животных («Кто выше: жираф или енот? Кто ниже: енот или жираф?»), а затем располагают кирпичики соответствующим образом: горизонтально для низкого заборчика и вертикально – для высокого.

Занятие 2

Программное содержание

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».
Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.
Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Двухступенчатая лесенка, 3 зайчика, 3 белочки, «волшебный» мешочек, шар, куб, квадрат, круг, треугольник.

Методические указания

I часть. Игровая ситуация «Гости из леса».
Воспитатель сообщает детям, что к ним из леса пришли гости (ставит на лесенку 2 зайчиков). Выясняет у ребят, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько прибежало зайчиков. В случае затруднения напоминает, что зайчиков надо посчитать.
Воспитатель считает и делает обобщающий жест, интонационно выделяя итоговое число. Уточняет у детей: «Сколько зайчиков прибежало?»
Затем предлагает поставить на нижнюю ступеньку лесенки столько белочек, сколько зайчиков.
Воспитатель считает белочек, потом спрашивает у ребят: «Сколько прибежало белочек? Что можно сказать о количестве зайчиков и белочек? По сколько их?»
Дети вместе с воспитателем делают вывод: «Зайчиков и белочек поровну: два зайчика и две белочки».
Воспитатель ставит на лесенку еще одну белочку («К двум белочкам прибежала еще одна») и выясняет: «Как узнать, сколько стало белочек? (Посчитать.) Сколько белочек? Сколько зайчиков? Три белочки и два зайчика – сравните, кого больше. (Три белочки больше, чем два зайчика.) Два зайчика и три белочки – сравните, кого меньше. (Два зайчика меньше, чем три белочки.) Как сделать так, чтобы зайчиков и белочек стало поровну?»
Вместе с детьми воспитатель обговаривает и показывает способы уравнивания предметов: добавление или убавление одного предмета. Потом, называя числа, воспитатель вновь считает белочек и зайчиков и вместе с детьми делает вывод о равенстве групп на основе результатов счета.
II часть. Игровое упражнение «Волшебный мешочек».
Воспитатель последовательно показывает детям шар и куб. Уточняет название, форму и цвет фигур. Затем кладет фигуры в мешочек.
Дети по очереди нащупывают фигуры, называют их и показывают остальным, чтобы проверить ответ.
Игра повторяется 2–3 раза.
Аналогичные действия дети выполняют с кругом, квадратом и треугольником.
III часть. Игровое упражнение «Поручение».

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Задачи:

Совершенствовать навыки количественного счета в пределах 5;

Решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;

— закрепить знания о геометрических формах (круг, квадрат, овал, треугольник);

— развивать умение ориентироваться в частях суток: утро, день, вечер, ночь.

Предварительная работа: индивидуальная работа по ФЭМП, дидактические игры: форма, цвет, величина и т. д.

Оборудования: мольберт, бумажные декорации (изображения леса, поляны, 5 цветков и бабочек, бумажные изображения для показа на мольберте, геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, овал) раздаточный материал, аудиозапись для дыхательной гимнастики, физкультминутки. Учебник для малышей: «Арифметика» автор Владимир Степанов.

ХОД ЗАНЯТИЙ.

Занятие проходит в группе. Дети сядут на стулья полукругом.

Воспитатель: — Ребята, я хочу рассказать сказку, а про кого она, я прошу вас угадать:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел-

Он вспорхнул и улетел.

Дети отвечают: (бабочка).

Воспитатель: Да сказка называется «Приключение бабочки по миру» .

Слушайте сказку. Жила – была бабочка – разноцветная. Все дни напролет только и дела у нее было, что играть да плясать. Солнце утром лишь проснется, бабочка кружится и вьются.

Ночь прошла, темноту увела, проснулось солнышко, показалось из — за леса и наступило…

Дети: Утро.

(Воспитатель помещает на мольберте нарисованное солнце, располагает его над нарисованным лесом) .

Бабочка тоже проснулась и полетела. Порхала, кружилась, летала и прилетела в деревню, где жили Дед да Баба, а у них хозяйство!:

1.КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СЧЕТ. «Бабочка считалочка».

Вот Петух шагает важный.

Петуха узнает каждый:

Носит шпоры господин.

Бабочка счет ведет:

Дети: «ОДИН!» (ставим игрушечного Петуха и цифру в заранее приготовленный двор, остальных тоже туда же) .

Петуха догнал Щенок,

Чуть не сбил он Петю с ног…

Вот шальная голова!

Продолжает Бабочка:

Дети: «ДВА!».

За Щенком идет Котенок

Полосатый как Тигренок

А глаза как фонари.

Произносит Бабочка:

Дети: «ТРИ!».

Из крапивы вылез Гусь:

«Никого я не боюсь!

Нет меня храбрее в мире…».

Бабочка порхает:

Дети: «ЧЕТЫРЕ!»

Пробежала лишь минутка,

На тропинку вышла Утка.

Стала Бабочка прибавлять,

Получилось ровно

Дети: «ПЯТЬ!».

Воспитатель: Молодцы ребята,вы все умеете считать до пяти.

Порхала бабочка с цветка на цветок, с одного на другой и почувствовала вкусный запах. Это бабушка испекла пироги.

ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ: «Пироги пекла Бабушка».

Вот какие чудеса, бабуся пироги пекла.

ПЕРВЫЙ для Петуха господина.

ВТОРОЙ пирог – для Щенка шального.

ТРЕТИЙ — для Котенка полосатого.

ЧЕТВЕРТЫЙ — на Гусыню храбрецу.

ПЯТЫЙ — для Утки все умельцу (закрепить)

Воспитатель: — Ребята, по счету кто стоит вторым? Первым? Четвертым? и т.д. (Дети показывают ).

Продолжаем сказку. В это время солнышко поднялась высоко в небо и наступил.

Дети: День.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ: Детская игра: «В каких домах живут друзья?».

Три друга Котенок, Щенок и Петушок поселились в новых домах. Догадайся, кто, где живет. — У домика Котенка дверь квадратная, окошечко прямоугольная. В домике Щенка дверь овальная, окошки круглые. Петушок живет в доме с треугольной дверью и окном (ответы детей ).

Задание: Из геометрических фигур строим свой дом.
(работа раздаточным материалом – форма, цвет, величина) .

Физкультминутка: Бабочка божьей коровке звонила
(Дети машут руками, набирают указательным пальцем номер, берут трубку).

Тесто с утра я уже замесила,
(изображают замес теста).

В гости приди. Поболтаем часок,
(ребята делают пригласительные движения руками, одной рукой показывают на рот).

Вкусный с капустою будет пирог
(складывают руки, как пирожок).

Чаю с нектаром попьем. А потом
(дети делают из кисти «кольцо» и подносят ко рту).

Песни душевные вместе споем.
(руки на поясе, дети изображают пение).

Воспитатель: Ребята, а сейчас будем решать задачи на сложение и вычитание.

ЗАДАЧИ: НА СЛОЖЕНИЕ

1. ДВА цыпленка на дорожке

Не спеша клевали крошки.

Подбежал к ним старший брат-

И прибавилось цыплят.

Запищали братья громко…

ТРИ теперь у нас цыпленка (показ на пальцах).

2. ДВА — мышонка грызли корку,

ДВА- сырок тащили в норку.

Сколько их у нас в квартире?

ДВА плюс ДВА всего – ЧЕТЫРЕ.

3. На крыльце сидит Щенок

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще ОДИН

И уселся рядом с ним

Сколько стало Щенят? (Двое).

ЗАДАЧИ НА ВЫЧИТАНИЕ.

1.ЧЕТЫРЕ улитки гуляли по саду,

Вдыхали улитки ночную прохладу

Гуляли улитки всю ночь до зари

ОДНА потерялась — осталось их (Три) .

2. Шесть веселых поросят

У крыльца в ряд стоят.

Тут один уселся спать

Поросят осталось? (Пять) .

3. Четыре овечки на траве лежали,

Потом две овечки домой убежали.

Давайте ребята, считайте скорей,

Сколько овечек на траве теперь? (Две) .

Воспитатель: Бабочка все летала, наблюдала, веселилась, солнышко стало отпускаться за лес, наступил…

Дети: Вечер

Воспитатель:

Бабочка красавица

В легком танце кружилась

Приглашала всех сестричек

С ними и мы подружимся. Бабочка села к подружкам на поляну. Ребята, давайте мы тоже с вами сделаем большую поляну.

Перед вами цветочная поляна. Надо посадить на каждый цветок бабочку, чтобы и цветы и бабочки были поровну.

Лиза, сколько бабочек ты посадишь на поляну?

Ответ ребенка: — Сколько цветочков, столько же бабочек.
(работа с раздаточным материалом).

Воспитатель: Спасибо ребята, бабочка благодарит вас, за – то, что у нее еще больше стало подружек и оставляет нам сюрприз, прощается с нами.

Мы тоже спасибо говорим бабочке за – то, что она нам оставила хорошего настроения на целый день.

Берегите бабочек, не ловите их

Ведь у прекрасного цветка

Жизнь очень коротка!

Ребята, мы с вами узнали о частях суток: утро, день, вечер. А какое время суток мы оставили?

Дети: Ночь.

Воспитатель: Ночью что делают все?

Дети: Спят.

Воспитатель: Бабочки тоже прячутся в цветах и спят!

Вот и закончилось наша сказка — прогулка с бабочкой. Чтобы у всех было хорошее настроение соблюдайте правила!

Ребята, пора нам открывать сундук с сюрпризом, которую оставила бабочка.
(открывают, а там угощение-сладости!)

Похожие публикации