Кто оплачивает сборы в армию сотруднику организацию. Выплаты работнику во время военных сборов: вопросы налогообложения и обложения страховыми взносами

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), в частности, пребывание гражданина в запасе, призыв его на военные сборы и прохождение военных сборов. Напомним, что под воинской обязанностью понимается система обязательных мероприятий, выполняемых гражданами в целях подготовки к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории и обеспечиваемых в пределах своей компетенции органами государственной власти.

Для подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе, могут призывать на военные сборы. Под военными сборами, в свою очередь, понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 3 Положения о проведении военных сборов, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333, далее - Положение по сборам). При этом к военным сборам могут быть привлечены граждане, пребывающие в запасе и признанные годными к военной службе по состоянию здоровья (п. 1 ст. 54 Закона N 53-ФЗ).
Работодатель не может препятствовать призыву работников на военные сборы, поскольку их прохождение является государственной обязанностью.
Решение о призыве на военные сборы оформляется приказом военного комиссара. Призывают граждан на военные сборы военные комиссариаты на основании указа Президента РФ. Так, призыв в 2015 г. граждан РФ, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов сроком до двух месяцев осуществляется в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 05.02.2015 N 53.
При призыве на военные сборы граждане проходят медицинское освидетельствование. Заключительным этапом призыва на военные сборы является отправка граждан, призванных на военные сборы, от военного комиссариата (пункта сбора) до места проведения военных сборов (п. п. 1, 2 ст. 54 Закона N 53-ФЗ, п. п. 9, 11, 12 Положения по сборам).
Суммарная продолжительность военных сборов, на которые гражданин может быть призван в течение жизни, не превышает 12 месяцев, при этом каждый военный сбор не может быть дольше двух месяцев (п. 3 ст. 54 Закона N 53-ФЗ).
Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года. Граждане, уволенные с военной службы, при этом не могут призываться на военные сборы в течение двух лет со дня увольнения в запас (п. 4 ст. 54, пп. "к" п. 2 ст. 55 Закона N 53-ФЗ).
Категории граждан, имеющих право на освобождение от призыва на военные сборы, приведены в ст. 55 Закона N 53-ФЗ.
Граждане, призванные на военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы и подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти), ранения (контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военных сборов. Время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются записи в документах воинского учета (п. п. 15, 28, 29 Положения по сборам).
Граждане, не явившиеся без уважительных причин в место и в срок, указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 7 Закона N 53-ФЗ).
Так, за неявку гражданина по вызову (повестке) военного комиссариата в установленные время и место без уважительной причины предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ).
Граждане, проходящие военные сборы, могут быть привлечены к ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 337, 338 и 339 УК РФ: самовольное оставление части или места службы, дезертирство и уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы").

Освобождение от работы

Прохождение военных сборов, как было сказано выше, - государственная обязанность работника, следовательно, на этот период его нужно освободить от работы (ст. 170 ТК РФ).
Время начала и окончания сборов (то есть период освобождения от работы) указывается в отрывном извещении к повестке из военкомата о призыве работника на военные сборы (форма повестки приведена в Приложении 1 к Положению по сборам).
Такое извещение:
- работник может принести сам, если повестка на сборы придет к нему по месту жительства;
- либо работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица.
Во втором случае работодатель должен под расписку вручить повестку работнику, оставив себе извещение. Расписка же послужит доказательством того, что работодатель осуществил предписанное ему действие.
За неоповещение работника о вызове его по повестке военного комиссариата на руководителя или другое должностное лицо организации, ответственное за военно-учетную работу, может быть наложен административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).
Дела об административных нарушениях по ст. 21.1 КоАП РФ рассматривают военные комиссариаты (ст. 23.11 КоАП РФ). Постановление по делу о таком административном правонарушении должно быть вынесено в пределах двух месяцев со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
При длящемся правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
На основании извещения руководителем организации издается приказ об освобождении работника от работы в произвольной форме.
В табеле учета рабочего времени (вполне уместно использовать унифицированную форму Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда" или Т-13 "Табель учета рабочего времени", утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1) дни прохождения работником военных сборов как невыходы на время исполнения государственных обязанностей согласно законодательству РФ отмечаются буквенным кодом "Г" или цифровым кодом "23".
На период исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы, таковой в силу ст. 124 ТК РФ:
- должен быть продлен;
- или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника.
Кстати, период прохождения сборов учитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК РФ).

Оплата времени сборов

ТК РФ установлены гарантии и компенсации работникам, которые на время прерывают работу для исполнения государственных или общественных обязанностей, а также для совершения общественно значимых действий. К ним, как было сказано выше, относится и участие в военных сборах граждан, пребывающих в запасе.
Помимо освобождения сотрудника от работы упомянутая ст. 170 ТК РФ обязывает работодателя сохранить за ним место работы (должность) на время исполнения им государственных обязанностей, в случае если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Пункт же 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ, в свою очередь, помимо освобождения от работы и сохранения постоянной работы предписывает работодателю выплатить работнику средний заработок.
Расходы, понесенные организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, согласно п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ являются расходным обязательством РФ. И компенсируются они в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, далее - Правила N 704).
Компенсации за счет средств федерального бюджета подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (пп. 3 п. 2, п. 3 Правил N 704).
Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателем компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения названных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов. Указанные сведения приводятся на официальном бланке, скрепленном подписью руководителя (заместителя руководителя) и печатью организации (п. 5 Правил N 704).
Возможность получения организациями, понесшими расходы в виде сумм начисленного работнику среднего заработка, сохраняемого на время его пребывания на военных сборах с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда, соответствующей компенсации от военных комиссариатов Минфин России подтвердил в Письме от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13.
Выше приводилось, что работодатель за период нахождения сотрудника на военных сборах должен ему выплатить средний заработок. Поскольку специального порядка для этого случая не установлено, то его расчет осуществляется по общему правилу.
Количество дней нахождения работника на сборах определяется по справке о прохождении военного сбора (приведена в Приложении 2 к Правилам по сбору), выданной военкоматом (п. 26 Положения по сборам), которую работник должен представить работодателю.
Порядок исчисления средней заработной платы установлен ст. 139 ТК РФ. Для ее расчета учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя независимо от источников этих выплат. В п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922) приведен перечень таких выплат. В числе таковых, в частности, указаны:
- заработная плата :
начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;
начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам;
начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;
выданная в неденежной форме;
окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления;
- надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие;
- выплаты, связанные с условиями труда, повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;
- премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.
Порядок учета премии и вознаграждения при определении среднего заработка установлен п. 15 Положения о среднем заработке:
- ежемесячные премии и вознаграждения учитываются в фактически начисленных суммах в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода;
- премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - в фактически начисленных суммах в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода;
- вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, - независимо от времени начисления вознаграждения.
Расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если (п. 5 Положения о среднем заработке):
- за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ;
- работник:
получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ;
- работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства.
В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с п. 5 Положения о среднем заработке, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячных, ежеквартальных и др.).
Если работник проработал неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, они учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном п. 15 Положения о среднем заработке.

Пример. Работник был призван на военный сбор с 13 июля по 21 августа 2015 г., что подтверждено поданной им работодателю 24 августа справкой о его прохождении. Оклад работника с июня 2014 г. - 35 000 руб. В расчетном периоде он был в ежегодном оплачиваемом отпуске в сентябре (28 календарных дней), в октябре и марте выезжал в командировки на 6 и 5 рабочих дней, в декабре болел 4 рабочих дня. В расчетном периоде ему выплачены квартальные премии за фактически отработанное время - 36 750, 27 760, 41 340 и 40 950 руб., а также вознаграждение по итогам года - 62 400 руб.
Расчетным периодом при определении среднего заработка является июль 2014 г. - июнь 2015 г. Восемь календарных месяцев расчетного периода работник отработал полностью, за них ему начислено 280 000 руб. (35 000 руб/мес. x 8 мес.), за отработанные дни, когда работник был в отпуске и болел (сентябрь и декабрь), - 3181,82 руб. (35 000 руб. : 22 дн. x 2 дн.) и 28 913,04 руб. (35 000 руб. : 23 дн. x (23 дн. - 4 дн.)), в месяцах, когда он был в командировке (октябрь и март), - 25 869,57 руб. (35 000 руб. : 23 дн. x (23 дн. - 6 дн.)) и 26 666,67 руб. (35 000 руб. : 21 дн. x (21 дн. - 5 дн.)) соответственно.
Поскольку в расчетном периоде работнику выплачивались квартальные премии и вознаграждение по итогам года за фактически отработанное время, то их суммы целиком учитываются при определении среднего заработка. Всего же за расчетный период работнику начислено 573 831,10 руб. (280 000 + 3181,82 + 28 913,04 + 25 869,57 + 26 666,67 + 36 750 + 27 760 + 41 340 + 40 950 + 62 400), отработал же он в этом периоде 211 дн. (23 + 21 + 2 + 17 + 18 + 19 + 15 + 19 + 16 + 22 + 18 + 21), откуда его средний дневной заработок - 2719,58 руб/дн. (573 831,10 руб. : 211 дн.).
На сборах сотрудник находился 30 рабочих дней. Исходя из этого сохраняемый на время выполнения им государственных обязанностей средний заработок равен 81 587,40 руб. (2719,58 руб/дн. x 30 дн.).
Начисление среднего заработка в бухгалтерском учете отразится проводкой:
Дебет 20 Кредит 70
- 81 587,40 руб. - начислен работнику средний заработок за время его нахождения на военном сборе.

Возникающие обязательства

Объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями-страхователями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Чиновники настоятельно рекомендуют исчислять с величины среднего заработка работников, сохраняемого на период прохождения ими военных сборов, как с выплат, производимых работникам в рамках трудовых отношений, страховые взносы в общеустановленном порядке (Письма Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19, Минфина России от 11.11.2011 N 03-03-06/2/170, ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).
В упомянутом пп. 3 п. 2 Правил также говорится о компенсации начисленных сумм страховых взносов на сохраняемый средний заработок работнику.
О необходимости начисления страховых взносов на сохраняемый за работником, освобожденным от работы на время исполнения им государственных обязанностей - прохождения военных сборов, средний заработок указано и в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2014 N А29-7650/2012, ФАС Дальневосточного округа от 09.06.2012 N Ф03-2011/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2014 N А27-5956/2013, ФАС Московского округа от 24.04.2014 N Ф05-3385/2014, ФАС Поволжского округа от 12.11.2013 N А12-5954/2013 и др. При этом судьи ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении N А27-5956/2013 подчеркнули, что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

Продолжение примера. Дополним условие примера: организация использует общие тарифы страховых взносов, тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 0,4%, работник трудится на рабочем месте, которое по результатам специальной оценки условий труда отнесено к вредным условиям труда второй степени (подкласс 3.2). В связи с этим с начислений заработной платы работника исчисляются страховые взносы по дополнительному тарифу 4% (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ).
С суммы сохраняемого среднего заработка работника, 81 587,40 руб., организацией было исчислено:
- 17 949,22 руб. (81 587,40 руб. x 22%) - в ПФР на обязательное пенсионное страхование;
- 4160,96 руб. (81 587,40 руб. x 5,1%) - в ФФОМС на обязательное медицинское страхование;
- 2366,03 руб. (81 587,40 руб. x 2,9%) - в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- 326,35 руб. (81 587,40 руб. x 0,4%) - в ФСС РФ на травматизм.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516), не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода, за который сохраняется средний заработок за работником. Поэтому с суммы сохраняемого среднего заработка работника страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу не исчислялись.
В бухгалтерском учете начисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сопровождается записями:
Дебет 20 Кредит 69, субсчет "Расчеты с ПФР" (субсчет "Расчеты с ФФОМС", субсчет "Расчеты с ФСС на случай временной нетрудоспособности", субсчет "Расчеты с ФСС на травматизм"),
- 17 949,22 руб. (4160,96; 2366,03; 236,35) - начислены страховые взносы в ПФР (ФФОМС, ФСС РФ - на случай временной нетрудоспособности, ФСС РФ - на травматизм).

Сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о труде, согласно п. 6 ст. 255 НК РФ относится к расходам на оплату труда, учитываемым при исчислении налога на прибыль организаций.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, суммы страховых взносов:
- в ПФР на обязательное пенсионное страхование, в ФСС РФ - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ФФОМС - на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством РФ порядке (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), а также
- в ФСС РФ - по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Минфин России в упомянутом Письме N 03-03-06/2/170 засвидетельствовал возможность учета для целей налогообложения прибыли организаций как начисленного среднего заработка, выплачиваемого работникам за период нахождения их на военных сборах, так и сумм страховых взносов, исчисленных с сохраняемого среднего заработка.
В перечне доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, приведенном в ст. 217 НК РФ, упомянуты, в частности, доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых ими по месту службы либо по месту прохождения военных сборов.
Минфин России в Письме от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13 подтвердил освобождение от налогообложения НДФЛ доходов граждан, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Но при этом чиновники указали, что суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы на время призыва на военные сборы, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Продолжение примера. При исчислении НДФЛ, подлежащего уплате за август, в доходах работника будет учитываться и сумма сохраняемого среднего заработка на время призыва его на военный сбор.
При определении облагаемой базы по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 г. в расходы включаются сумма начисленного среднего заработка, выплачиваемого работнику за период нахождения на военных сборах, 81 567,40 руб., и совокупность страховых взносов, исчисленных с сохраняемого среднего заработка, - 24 802,56 руб. (17 949,22 + 4160,96 + 2366,03 + 326,35).

Возмещение расходов

Расходы по выплате работнику среднего заработка с учетом начисленных страховых взносов, как было сказано выше, должны быть возмещены работодателю из средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны России и ФСБ.
Повторимся: выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов работодателям надлежит представить заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих понесенные расходы.
Поэтому организации необходимо направить в военкомат, призвавший работника на сборы, письмо на официальном бланке, в котором указывается сумма возмещения с разбивкой на суммы среднего заработка и страховых взносов, а также банковские реквизиты для перечисления. К письму следует приложить копии подтверждающих документов, в частности:
- извещения о призыве работника на военный сбор;
- справки из военкомата о его прохождении;
- документов, подтверждающих выплату среднего заработка, а также начисление и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Срок, в течение которого военкомат должен перечислить возмещение работодателю, ни законодательством РФ, ни иными нормативными правовыми актами не установлен.

Окончание примера. Организация 3 сентября направила в военкомат, призвавший работника на военный сбор, письмо, указав в нем общую сумму возмещения - 106 389,92 руб. (81 587,36 + 24 802,36) - и ее составляющие - средний заработок и страховые взносы.
В начале октября запрашиваемые средства поступили на расчетный счет организации.
Денежные средства поступили из федерального бюджета. И, казалось бы, для их учета следует обратиться к Положению по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н). Но согласно данному ПБУ в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий (п. 4 ПБУ 13/2000).
В рассматриваемом случае по аналогии все же возможно воспользоваться нормой п. 10 ПБУ 13/2000, которой предусмотрен случай предоставления бюджетных средств в более поздний отчетный период, чем тот, в котором осуществлены расходы организацией. Положение предписывает относить поступившие средства на счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы", без использования, счета 86 "Целевое финансирование". Исходя из этого осуществляются следующие записи:
Дебет 51 Кредит 76
- 106 389,92 руб. - поступили денежные средства из военкомата;
Дебет 76 Кредит 91-1
- 106 389,92 руб. - поступившая компенсация учтена в прочих доходах.
При исчислении налога на прибыль за 2015 г. полученная за счет средств федерального бюджета компенсация расходов по выплате среднего заработка и начисленных сумм страховых взносов подлежит включению налогоплательщиком во внереализационные доходы.

Отметим, что военкомат, призвавший работника на сбор, иной раз не соглашается возместить работодателю сумму уплаченных страховых взносов. И тогда организации ничего не остается, кроме как обратиться в суд с соответствующим иском. И арбитражные суды обязывают военкоматы возмещать работодателю сумму начисленных страховых взносов. Так, судьи ФАС Дальневосточного округа в упомянутом Постановлении N Ф03-2011/2012 указали, что расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации военкоматом в порядке, установленном Правилами N 704. Солидарность в этом вопросе проявили и судьи АС Уральского округа в Постановлении от 10.10.2014 N Ф09-6951/14.

Вопрос

Сотрудник был на сборах с 07.09.2017 по 09.09.2017 включительно, штамп в справке есть на 3 дня по графику, сотрудник работает на пятидневке. Сколько дней по среднему необходимо оплатить работодателю по военным сборам, все 3 дня или только дни по графику?

Ответ

Организация обязана выплатить работнику средний заработок за дни по рабочему графику работника, приходящиеся на дни его отсутствия на работе в период военных сборов, (т.е. за рабочие дни).

Обоснование

Прохождение военных сборов, на которые гражданин был призван в установленном порядке, является обязанностью гражданина РФ (П. 1 ст. 1, Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе».

Подтверждением времени пребывания сотрудника на военных сборах является справка военного комиссариата (по форме согласно приложению 2 к Положению о проведении военных сборов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333.

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ст. 170 ТК РФ).

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане также на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

Осуществленные расходы (в виде суммы среднего заработка и соответствующих начислений на фонд оплаты труда) компенсируются работодателям за счет средств федерального бюджета в соответствии с Порядком , установленным Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (п. 7 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ).

Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых организациями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов.

Учитывая вышеизложенное, организация обязана не только освободить работника от работы на время призыва на военные сборы, но и выплатить ему средний заработок за время прохождения работником военных сборов, т.е. дни по рабочему графику работника, приходящиеся на дни его отсутствия на работе.

Итак, организация обязана выплатить работнику средний заработок за дни по рабочему графику работника, приходящиеся на дни его отсутствия на работе в период военных сборов, (т.е. за рабочие дни).

Работники-мужчины соответствующего возраста могут быть призваны в армию или на военные сборы. В статье рассмотрим, как отразится на работодателе обязанность исполнения сотрудниками названных видов воинской повинности.

Военная обязанность

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», далее - Закон о воинской обязанности):

  • воинский учет;
  • подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов.

Прохождение военных сборов и службы в армии - государственная обязанность

В случае вызова сотрудника на мероприятия, связанные с исполнением воинской обязанности, на период таких мероприятий работодатель обязан освободить его от исполнения трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Если работодатель не оповестит работника о вызове по повестке военного комиссариата или не обеспечит ему возможность своевременной явки по вызову военного комиссариата, на работодателя будет наложен административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Для работника уклонение от службы в армии и вовсе уголовно наказуемое деяние (ст. 328 УК РФ).

Ниже рассмотрим, каковы обязанности работодателя в случае призыва сотрудника на службу или на военные сборы.

Призывы на службу

Кого могут призвать. Призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. 1 ст. 22 Закона о воинской обязанности).

Исключение сделано для лиц, которые освобождены от исполнения воинской обязанности либо которым предоставлена отсрочка (п. 2 ст. 22 Закона о воинской обязанности). Категорию годности работника к военной службе и наличие отсрочки можно узнать из документов воинского учета.

Сроки призыва. Призыв на военную службу осуществляется два раза в год на основании указов Президента РФ (п. 1 ст. 25 Закона о воинской обязанности):

  • с 1 апреля по 15 июля;
  • с 1 октября по 31 декабря.

Пришла повестка

Обычная служба. На все мероприятия, связанные с призывом, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 ст. 26 Закона о воинской обязанности).

Призыв на военную службу включает (п. 1 ст. 26 Закона о воинской обязанности):

  • явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
  • явку для отправки к месту прохождения военной службы.

Альтернативная служба. Аналогичный порядок вызова призывников действует при направлении граждан на альтернативную гражданскую службу (п. 1 и 3 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», далее - Закон об альтернативной службе).

Сохранение места работы и среднего заработка. На время участия сотрудника в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности (постановка на воинский учет, прохождение медкомиссии, явка на заседание призывной комиссии) работодатель должен освободить его от исполнения трудовых обязанностей.

Унифицированная форма табеля учета рабочего времени № Т-12или Т-13 утвержденапостановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1

За указанными работниками сохраняется место работы, им выплачивается средний заработок (ст. 170ТК РФ, п. 1 ст. 6 Закона о воинской обязанности).

Табель учета рабочего времени. В табеле работодатель проставит буквенный код Г или цифровой код 23.

К сведению

С 2013 года индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают фиксированные страховые взносы за период, приходящийся на время прохождения военной службы (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ«О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»)

Увольнение призывника

Повестка из военкомата. Повестка о явке в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы или предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы является для работодателя основанием для увольнения призывника (п. 16Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, и пункт 2 статьи 14 Закона об альтернативной службе).

Реквизиты одного из указанных документов будут фигурировать в графе «основание (документ, номер, дата)» приказа об увольнении по форме № Т-8, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 (далее - постановление № 1).

Приказ об увольнении. На основании повестки из военкомата работодатель издает приказ о прекращении трудового договора по форме № Т-8 (или № Т-8а), с которым призывник должен быть ознакомлен под роспись (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ).

Поскольку трудовое законодательство не установило какого-то конкретного срока для увольнения в связи с призывом, дата прекращения трудового договора в данном случае может быть определена по соглашению сторон или по заявлению работника.

Фрагмент заполнения приказа приведен на с. 111 (образец 1).

Образец 1. Приказ о прекращении трудового договора с работником в связи с призывом на военную службу (форма № Т-8) (фрагмент).


Запись в трудовой книжке. На основании приказа в трудовую книжку работника работодатель вносит одну из следующих записей (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ):

  • при призыве работника на военную службу - «Трудовой договор прекращен в связи с призывом на военную службу, пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации»;
  • при направлении работника на альтернативную гражданскую службу - «Трудовой договор прекращен в связи с призывом на альтернативную гражданскую службу, пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации».

Личная карточка. При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник должен расписаться в следующих документах (п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденныхпостановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225):

  • в личной карточке (форма № Т-2);
  • книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Выплаты в день увольнения. В день увольнения работнику выплачиваются все причитающиеся суммы: зарплата, компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 140 и ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

Как учитывать время службы в армии

Время прохождения работником службы в армии (по призыву):

- не включается в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (поскольку сотрудник был уволен из организации);

- включается в трудовой стаж (п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);

- в страховой стаж для пенсий. Период прохождения военной службы засчитывается в страховой стаж, если ему предшествовали или за ними следовали периоды работы, независимо от их продолжительности (подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»);

- в страховой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам (ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и п. 2.1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91).

Призыв на сборы

Кого могут призвать. Призвать на военные сборы могут граждан, пребывающих в запасе (п. 1 ст. 54 Закона о воинской обязанности).

Возраст, после которого снимают с воинского учета, зависит от воинского звания и пола гражданина (п. 1и 2 ст. 53 Закона о воинской обязанности).

Прохождение военных сборов является государственной обязанностью, поэтому, как и в ситуации призыва на службу в армию, работодатель должен освободить сотрудника от работы на время сборов (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Сроки призыва. Призыв на военные сборы граждан, пребывающих в запасе, возможен не чаще одного раза в три года (лиц, находящихся в резерве, призывают чаще).

Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев, а их общая продолжительность за время пребывания гражданина в запасе не должна быть более 12 месяцев (п. 3 и 4 ст. 54 Закона о воинской обязанности).

Пришла повестка

Повестка из военкомата с извещением работодателя. Гражданину, отобранному для прохождения сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручается повестка.

Составной частью повестки является извещение руководителю организации о том, что его работник будет находиться на сборах определенное количество времени (в этот период войдет не только период пребывания сотрудника в воинской части, но и время, проведенное в пути до места сбора и обратно) (приложение № 1 к Положению о проведении военных сборов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333, далее - Положение о военных сборах).

Извещение подшивают к личному делу сотрудника.

При необходимости в приказе можно решить вопрос о возложении обязанностей этого работника на другого сотрудника (конечно, при предварительном согласии последнего) (ст. 60.2 и 151 ТК РФ)

Приказ об освобождении от работы. На основании полученного извещения нужно издать приказ об освобождении работника от работы. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому оформляется он в произвольной форме.

В приказе нужно отразить, что период нахождения на военных сборах (напомним, он указывается в справке военного комиссариата) будет оплачен работнику исходя из его среднего заработка (ст. 170ТК РФ, п. 2 ст. 6 Закона о воинской обязанности и подп. «б» п. 25 Положения о военных сборах). Потом эти расходы полностью компенсирует государство через Минобороны России (ст. 170 ТК РФ). Приказ об отбытии сотрудника на военные сборы приведен на с. 114 (образец 2 ниже).

Как учитывать время прохождения военных сборов

Время прохождения работником военных сборов включается:

- в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 121 ТК РФ);

- в трудовой стаж (п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);

- в страховой стаж для пенсий (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), если за этот период уплачивались взносы на пенсионное страхование;

- в страховой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и подп. «а» п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91).

Образец 2. Приказ об отбытии сотрудника на военные сборы


Табель учета рабочего времени. Время нахождения работника на военных сборах отражают в табеле учета рабочего времени по форме № Т-12 или Т-13 буквенным кодом Г или цифровым кодом 23.

Формы № Т-12 и Т-13утверждены постановлением № 1

Запись в трудовой книжке. В трудовой книжке сотрудника запись о призыве на военные сборы делать не нужно (ст. 66 ТК РФ), поскольку на время исполнения государственных обязанностей работник освобождается от работы с сохранением за ним места работы (должности) (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Если вызов в военкомат совпал с отпуском работника

Если время явки в военкомат или нахождение на военных сборах совпали с ежегодным отпуском сотрудника, то отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок с учетом пожелания работника (абз. 3 ч. 1 ст. 124 ТК РФ). Процедура переноса отпуска следующая:

  • работник пишет заявление с просьбой о переносе отпуска;
  • работодатель издает приказ о переносе отпуска, который объявляется сотруднику под роспись;
  • в график отпусков вносятся соответствующие изменения;
  • производится перерасчет отпускных выплат.

Фрагмент приказа приведен ниже (образец 3).

Образец 3. Приказ о переносе части ежегодного оплачиваемого отпуска (фрагмент)


Компенсируемые выплаты

Какие расходы можно возместить. Возмещению подлежат следующие расходы:

  • средний заработок, выплачиваемый за время участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности (с учетом начислений в фонды);
  • расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно;
  • командировочные расходы.

Это следует из пункта 2 статьи 5 Закона о воинской обязанности и подпункта 2 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее - Правила компенсации расходов).

Средний заработок рассчитывают по правилам, указанным в статье 139 ТК РФ и Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. При этом учитывают время пребывания гражданина в военкомате, на медкомиссии либо на военных сборах.

Порядок возмещения расходов. Расходы, понесенные работодателем, возмещаются из средств бюджета, выделенных на эти цели Минобороны и ФСБ России (п. 3 Правил компенсации расходов).

Для выплаты компенсации в военкомат следует представить (п. 5 Правил компенсации расходов):

  • копии документов о фактически произведенных расходах;
  • письмо с указанием возмещаемого заработка и банковских реквизитов фирмы. Данное письмо оформляют на фирменном бланке организации, скрепляют подписью руководителя (заместителя) и печатью. Письмо о возмещении среднего заработка приведено на с. 117 (образец 4 ниже).

Налоги и взносы

Сумму среднего заработка, сохраняемого за работником на время исполнения воинской обязанности, организация-работодатель:

  • учитывает в составе расходов на оплату труда (п. 6 ст. 255 НК РФ). В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают во внереализационных доходах (письма Минфина России от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170 и от 21.07.2010 № 03-03-06/1/473);
  • облагает НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 и ст. 217 НК РФ, письмо Минфина России от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13);
  • страховыми взносами на обязательное социальное страхование (п. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона № 212-ФЗ, письма ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, от 07.06.2011 № 03-03-06/1/325 и от 13.04.2011 № 14-03-11/08-3338);
  • страховыми взносами на случай травматизма (ст. 20.1 и ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).

Образец 4. Письмо о возмещении среднего заработка, выплаченного работнику за время нахождения на военных сборах

Страховые взносы, начисленные на средний заработок, сохраняемый на время нахождения сотрудника на военных сборах, отражают в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170).

Бухгалтерский учет

Затраты за время участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности возмещаются работодателем из бюджета. Поэтому при оплате среднего заработка возникает не расход, а дебиторская задолженность организации (п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н).

Начисленные выплаты отражают по дебету счета 76 «Прочие дебиторы и кредиторы» и кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»: Гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете и не пребывающий в запасе

Сотрудник, появляющийся на пороге с повесткой – страшный сон кадровика, потому что, согласно Федеральному закону от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О воинской обязанности и военной службе», компания-работодатель должна не только отпустить призванного на сколько потребуется, но и всё это время начислять ему зарплату, да ещё и позаботиться о том, чтобы работу выполнял заместитель.

Но по факту не всё так страшно. Если работник-резервист должен отметиться в военкомате и пройти очередной инструктаж на проверочных сборах, то это займёт от одного до нескольких дней. Когда же приходит повестка на учебные сборы, работодателю предстоит расстаться с сотрудником на срок до двух месяцев. Всё это время за ним сохраняется должность и средняя ежемесячная зарплата. Чтобы документально оформить , издаётся приказ в свободной форме, в котором точно указывают дату начала и окончания военных сборов из повестки, и человека, который будет исполнять обязанности отсутствующего. Период проведения сборов обычно включает день отъезда из военного комиссариата и прибытия обратно, а не только непосредственно время, проведённое на учениях.

Общая длительность военных сборов у одного «запасника» не превышает 12 месяцев, а призывают их не чаще одного раза в три года, но по факту – гораздо реже. И если призывной возраст в России – от 18 до 27 лет, то в сборах участвуют вплоть до 60-70 лет в зависимости от воинского звания. Перворазрядников – солдат, старшин, прапорщиков и мичманов – могут призывать на сборы до 35 лет, младших офицеров – до 45 лет, второразрядников – до 45 и 50 лет соответственно, третьеразрядников – до 50 и 55 лет соответственно. Чем старше звание сотрудника, находящегося в запасе, тем больше предельно допустимый возраст для участия в сборах, поэтому старшие офицеры несут службу и до 70 лет.

Не следует путать призыв в армию и вызов на сборы. В случае с армией за организацией нет никаких обязательств, и она вправе расторгнуть трудовой договор с новобранцем (п. 1 ст. 83 ТК РФ).

Что делать, если повестка пришла в организацию

Бывает, что извещение о призыве на военные сборы присылают не на домашний адрес, а по месту работы. В этом случае она имеет точно такую же силу – обязывает сотрудника отправиться к месту сборов, – но при этом ответственность за это несёт ещё и работодатель. Он обязан вручить военнообязанному повестку, и заплатит штраф, если по каким-то причинам она вдруг не дойдёт до адресата. Этим могут воспользоваться , не желающие служить. Если не взять расписку в получении повестки, то у кадровика, руководителя организации или другого сотрудника, ответственного за воинский учёт, не будет доказательств её передачи. В этом случае на него наложат штраф от 500 до 1000 рублей. В Кодексе об административных правонарушениях РФ указано, что столько же руководитель заплатит за препятствование явке коллеги в военкомат, если вдруг вздумает скрыть или уничтожить повестку, запретить участие в сборах, заставить работника продолжать исполнять свои обязанности во время сборов.

Также работодатель обязан перенести или продлить отпуск сотрудника, если в это время его призовут на учения.

Можно ли не отправлять сотрудников на сборы

Официально и по закону – нельзя! Но можно брать на работу тех, кому не придётся отсутствовать на работе по два месяца каждые три года. Идеальный вариант в этом отношении – женщины, а также мужчины, отслужившие альтернативно или отцы троих и более детей. Призыву на сборы не подлежат студенты-очники и очно-заочники, но для них отсрочка действует только на период обучения. Заочников не призовут на сборы только во время сессий и подготовки дипломной работы.

Нередко по такому принципу на работу не берут молодых замужних женщин, потому что в ближайшем будущем они уйдут в декретный отпуск, или женщин с детьми, потому что они почти наверняка будут часто уходить на больничные. Но по сути всё это – , поэтому отвергнутый по причине воинской обязанности кандидат может подать в суд, и работодатель должен быть к этому готов.

Однако иногда само место работы не предполагает постоянных отлучений персонала на военные учения. Например, если сотрудник компании по долгу службы постоянно находится за границей, то призвать его не могут. Не мобилизуют тех, кто забронирован за госорганами и местным самоуправлением, пожарных, сотрудников МВД и уголовно-исполнительной системы, наркоконтроля и таможни, гражданский персонал Вооружённых Сил РФ, служащих авиационного и железнодорожного транспорта, даже если они занимаются его ремонтом и сервисным обслуживанием, моряков в период навигации, преподавателей и сельхозработников на период посевной и уборочной кампаний.

Кто будет работать, пока персонал на сборах

Если сотрудника долго нет на рабочем месте – это всегда проблема. Кто выполнит его обязанности, справится с работой? Поскольку к военным сборам невозможно подготовиться заранее, как, например, к декрету, чтобы закрыть текущие проекты или перенести их на более удобное время, когда в бизнесе наступит «мёртвый сезон», то придётся быстро подыскать замену военнообязанному.

Выхода три. Во-первых, можно договориться с кем-то из персонала о совмещении двух должностей. Если в штате есть мобильный сотрудник, легко перемещаемый с одной позиции на другую, то его просят временно заместить призванного на военные сборы. Оба процесса сугубо добровольные, поэтому идти навстречу руководству работники не обязаны. Однако привлекательный процент от оклада может изменить ситуацию – мало кто отказывается от неплохого приработка.

Когда внутреннее совмещение невозможно, или не удалось договориться о нём ни с кем из штатных сотрудников, организация привлекает – человека, который будет работать в компании только во время отсутствия основного персонала по срочному трудовому договору.


Кто, как и сколько платит зарплату призывнику

Что касается размера зарплаты на период военных сборов, то в законе чётко прописано, что получать сотрудник будет свой средний заработок. Считается он точно так же, как отпускные и командировочные – тут ничего необычного нет. Но если сотрудник не работает, а получает зарплату, у начисляющего её бухгалтера может возникнуть ряд вопросов. Платить ли, к примеру, единый социальный налог или НДФЛ?

Вообще-то законодательно закреплено, что платить налог на доходы физических лиц с зарплаты, полученной во время сборов, нужно. Но некоторые организации готовы в суде отстаивать мнение, что эти выплаты – не оплата труда, а компенсация, которая НДФЛ не облагается. Теоретически такая позиция возможна, но практически на её отстаивание потребуется слишком много времени и сил. Примерно так же обстоят дела и с единым социальным налогом, пенсионными отчислениями и «несчастным» страхованием. Зарплата в период сборов не связана с выполнением трудовых обязанностей, а значит, «социалку» можно не платить. Но если компания примет решение от неё отказаться, то пусть подготовится к судебным тяжбам с проверяющими и контролирующими органами.

Илья Рейзер

Адвокат, руководитель проекта «Народный адвокат» по ЮВАО города Москвы

Выплаты среднего заработка на призывника компания может компенсировать средствами из бюджета – их выплачивает Министерство Обороны РФ. Специального бланка для этих целей нет, всё можно описать в свободной форме. Для этого необходимо изложить ситуацию на фирменном бланке организации с просьбой вернуть фактические расходы на сотрудника, приложить справки, которые участник сборов получил в военном комиссариате, и документы, подтверждающие расходы организации и заверенные печатью организации. Весь пакет документов необходимо отправить в военкомат. В качестве подтверждения расходов приложите например, выписку из расчётной ведомости организации. Документ-подтверждение заверьте у нотариуса, согласно п. 5 правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года. Выплаты среднего заработка сотруднику на время сборов можно включить в расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ). А сумму-компенсацию, которая поступит из госбюджета, вписать в статью внереализационных доходов.

Минобороны обязательно перечислит деньги за военнообязанного сотрудника, но вот когда? Нигде не указано, в какой срок компенсируют расходы организации, но обычно процесс не затягивается дольше двух-трёх месяцев.

Что же касается стажа, предоставления очередного отпуска или записей в трудовой, то участие в военных сборах на них никак не влияет – будто сотрудник никуда и не отлучался.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Вопрос

Дайте разъяснение, как осуществляются расходы, связанные с призывом сотрудников учреждения на военные сборы?

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о воинской обязанности воинская обязанность граждан РФ в том числе предусматривает призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Призывают граждан на военные сборы на основании указов Президента РФ. Решение о призыве на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона о воинской обязанности граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы:

  • освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы;
  • им выплачивается средний заработок или стипендия по месту постоянной работы или учебы;
  • им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Работникам на время исполнения обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом на военные сборы выплачивается средний заработок за время освобождения от работы и возмещаются расходы, связанные с оплатой жилья, проезда и командировочные расходы.

Началом военных сборов считается день отправки либо день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом, или день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.

При этом продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев в соответствии с положениями ст. 54 Закона о воинской обязанности, п. 4, 5 Положения о проведении военных сборов . Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на военные сборы не может превышать одного раза в три года.

Вопрос

Как в этом случае рассчитывать средний заработок работнику? Подлежат ли оплате выходные дни, в которые работник участвует в военных сборах, если ему установлена пятидневная рабочая неделя?

Порядок расчета среднего заработка работника за время нахождения на военных сборах установлен ст. 139 ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее - Положение № 922).

Согласно п. 9 Положения № 922 средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Вместе с тем ст. 153 ТК РФ установлено, что не менее чем в двойном размере оплачивается работа в выходной или нерабочий праздничный день.

Статьей 170 ТК РФ установлено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Следовательно, в указанный период времени работник перестает выполнять свои трудовые обязанности, то есть работать.

В случае исполнения работником государственных или общественных обязанностей в нерабочие (выходные) дни нормы ст. 153 ТК РФ не применяются.

Поэтому для определения количества дней в периоде, подлежащем оплате, в данной ситуации следует исходить из графика работы, установленного в учреждении, то есть без учета выходных дней. В данном случае, если работник проходит военные сборы не только в рабочие дни, но и в субботу и воскресенье, он делает это не по распоряжению работодателя с целью исполнения своих трудовых обязанностей, а по указанию государственных органов. Это означает, что в случае исполнения работником государственных или общественных обязанностей в нерабочие (выходные) дни нормы ст. 153 ТК РФ не применяются.

Таким образом, работнику следует выплатить средний заработок за рабочие, а не календарные дни прохождения военных сборов по графику его работы в учреждении без оплаты выходных дней (субботы и воскресенья).

Вопрос

Разъясните порядок компенсации указанных расходов? Какие документы необходимо оформить?

Основанием для освобождения сотрудника от работы является извещение (приложение 1 к Положению о проведении военных сборов), направленное работодателю военным комиссариатом. Указанное извещение является частью повестки. В нем указывается время начала и окончания военных сборов, на которое соответствующий гражданин призван для исполнения государственных обязанностей.

На основании этого извещения работодатель издает приказ о том, что работник в соответствии со ст. 170 ТК РФ на указанный срок освобождается от работы с сохранением за ним места работы и среднего заработка.

Основанием для освобождения работника от работы является извещение, направленное работодателю военным комиссариатом.

Расходы работодателя, связанные с выплатой работнику-призывнику среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, компенсируются им в полном объеме за счет средств федерального бюджета (ч. 2 ст. 170 ТК РФ, п. 7 ст. 1 Закона о воинской обязанности, пп. «д» п. 8, п. 26 Положения о проведении военных сборов).

Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее - Правила компенсации расходов).

Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата, по форме согласно приложению 2 к Положению о проведении военных сборов, выдаваемой гражданину не позднее даты его убытия из военного комиссариата. Оригинал справки представляется в бухгалтерию для оплаты времени исполнения работником своей воинской обязанности.

Выплата компенсации расходов, понесенных работодателем в связи с призывом работника на военные сборы, осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений об их фактическом размере.

На основании п. 5 Правил компенсации расходов выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов учреждения представляют заверенные в установленном порядке копии следующих документов:

  • приказ об освобождении работника от работы;
  • извещение руководителю организации о призыве работника на военные сборы;
  • справка о прохождении военного сбора;
  • и другие.
Учреждение представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.

Вопрос

Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить поступление средств для возмещения расходов на оплату среднего заработка работнику, призванному на военные сборы?

Сумма компенсации фактических расходов, понесенных работодателем в связи с призывом работника на военные сборы, независимо от источника, из которого производилась выплата, является доходом бюджетного учреждения и отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ как компенсация затрат государственных (муниципальных) учреждений (разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ).

На сумму подлежащих возмещению расходов, произведенных бюджетным учреждением и предъявленных военному комиссариату, оформляется запись по дебету счета 2 205 30 560 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (п. 21 Инструкции № 157н , п. 93 Инструкции № 174н).

Пример

Бюджетное учреждение за счет средств субсидии на выполнение государственного задания выплатило сотруднику, призванному на военные сборы, сумму среднего заработка в размере 14 000 руб. Данная сумма и начисленные на нее страховые взносы в сумме 4 228 руб. компенсированы военным комиссариатом на лицевой счет учреждения.

В учете бюджетного учреждения формируются следующие записи по выплате среднего заработка работнику, призванному на военные сборы, и поступлению компенсации данных расходов от военкомата:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, Документ-основание
Начислена сумма среднего заработка 4 109 60 211 4 302 11 730 14 000 Справка о прохождении военных сборов, расчетно-платежная ведомость
Начислены страховые взносы 4 109 хх 213 4 303 хх 730 4 228 Справка
Удержан НДФЛ

(14 000 х 13%) руб.

4 302 11 830 4 303 01 730 1 820 Налоговая карточка
Выданы сотруднику суммы среднего заработка из кассы учреждения

(14 000 - 1 820) руб.

4 302 11 830 4 201 34 610 12 180 Расчетно-платежная ведомость
Предъявлена военкомату сумма для компенсации расходов учреждения на выплату среднего заработка

(14 000 + 4 228) руб.

2 205 30 560 2 401 10 130 18 228 Справка
Поступила на лицевой счет сумма компенсации расходов учреждения от военного комиссариата 2 201 11 510

17 (статья 130 КОСГУ)

2 205 30 660 18 228 Выписка из лицевого счета
Вопрос

Учитываются ли средства, поступившие от военного комиссариата на компенсацию расходов учреждения, произведенных в связи с призывом работника на военные сборы, в целях обложения налогом на прибыль?

В пункте 1 ст. 251 НК РФ перечислены виды доходов, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Денежные средства, полученные от военных комиссариатов в качестве компенсации расходов учреждения, связанных с выплатой среднего заработка работникам, призванным на военные сборы, в данном перечне не указаны.

Таким образом, компенсация произведенных расходов в связи с исполнением Закона о воинской обязанности подлежит учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Положение о проведении военных сборов, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333.

Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Похожие публикации