Правовая основа социального обслуживания. Перечень основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы социального обеспечения и социального обслуживания граждан Обращение отделения профилактики детей и подростков

В рамках информационно-публичной деятельности в области защиты прав субъектов персональных данных создан мультипликационный анимационный ролик «Береги свои персональные данные».

  • Массаж и лечебная физкультура доступны каждому!

    В отделении социальной реабилитации инвалидов МБУ Мошковского района Новосибирской области КЦСОН проводится набор желающих на получение оздоровительных процедур.

  • Социальный клуб

    СОЦИАЛЬНЫЙ КЛУБ В Мошковском районе с сентября 2015 года начала свою работу служба социально-педагогической поддержки семьи и детства, направленная на оздоровление детско-родительских отношений. В рамках деятельности данной службы на базе Комплексного…

    • Обращение к женщинам с детьми до 18 лет, беременным женщинам и семььям с детьми, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию

      На базе Комплексного центра социального обслуживания населения организована психологическая служба сопровождения женщин и детей, подвергшихся насилию, в том числе и сексуальному Наше обращение направлено к женщинам с детьми до 18 лет, беременным женщинам…

    • Обращение отделения профилактики детей и подростков

      Мы обращаемся к женщинам и мужчинам с детьми до 18 лет и беременным женщинам, имеющих внутрисемейные конфликты, испытывающих трудности в социальной адаптации Если Вы попали в ситуацию насилия (психологического, физического, в т.ч…

    Международное законодательство в области социального обслуживания

    Правовой основой социального обслуживания является ряд международных документов, которые имеют как универсальный характер, так и специализированный.

    Отметим наиболее крупные международные акты в области социального обслуживания.

    Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. Положения 22 статьи Всеобщей декларации гласят о том, что человек способен развиваться при условии уважения к своей личности, а также при создании для него условий, когда все люди имеют равные социальные, политические, экономические и иные права в соответствии с ресурсами государства, в котором он проживает, и его структурой.

    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года. Нормы пакта закрепляют право всех на социальное обслуживание, а также его нормами гарантируется достаточный уровень жизни.

    Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Положения Конвенции обязуют государства обеспечить ребенку такую защиту и поддержку, которая необходима для его гармоничного развития и благополучия. Согласно положениям Конвенции, дети имеют право на пользование совершенными услугами здравоохранения, право на образование, а также на социальное обеспечение и социальное обслуживание в первоочередном порядке.

    Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года. Конвенция закрепляет право людей с особенностями развития на полное вовлечение в общественную жизнь без дискриминации в связи с инвалидностью, на защиту всех прав инвалидов, на равный доступ к ресурсам.

    Европейская социальная хартия. Европейскую социальную хартию можно назвать ключевым международным документом, провозгласившим и гарантирующим социальные права человека, включая право на социальное обслуживание, которое закреплено в отдельной статье Хартии. Ст. 14 Хартии обязывает стран-участников оказывать содействие в деятельности социальных служб, оказывающих социальные услуги, причем допуская как государственные учреждения, так и благотворительные и негосударственные. В Европейской социальной хартии оказаны особенности социальных прав различных категорий граждан, тем самым, хартия позволяет учитывать специфику национальностей и половозрастные отличия.

    Замечание 1

    Таким образом, нами названы наиболее крупные международные акты в области социального обслуживания. Они провозглашают и закрепляют права всех категорий населения на равные права и достойные условия жизни без дискриминации по расовому, половому, возрастному и иным признакам.

    Федеральное законодательство РФ в области социального обслуживания населения

    Правовая основа социального обслуживания включает федеральное законодательство, региональное и муниципальное законодательство, локальные акты учреждений.

    Замечание 2

    Прежде всего, основой оказания социальных услуг является Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, закрепляющая право граждан на труд, здоровье, образование, жилье и иные социальные права.

    Рассмотрим наиболее крупные федеральные законы в области социального обслуживания:

      ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28 декабря 2013 года. Федеральный закон закладывает основы системы социального обслуживания в стране, закрепляя принципы социального обслуживания, определяя полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области социального обслуживания, формулируя основные понятия социального обслуживания, выделяя права получателей и поставщиков социальных услуг, закрепляя формы социальных услуг и их функции и т.д.

      Замечание 3

      Следует отметить, что данный федеральный закон стал шагом к формированию новой системы социального обслуживания. В частности, позволил более глубоко внедрить принцип адресности при оказании социальных услуг, а также вывел из оборота понятие видов социального обслуживания, которые ранее были основой для принятия нормативно-правовых актов в этой области и создает возможность для формирования негосударственного сектора социального обслуживания.

      ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закон определяет общие принципы социальной поддержки данной категории получателей социальных услуг, меры и содержание социальной поддержки, в том числе социальное обслуживание.

    1. ФЗ «О ветеранах» и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» закладывает основы оказания социальных услуг пожилым гражданам.
    2. ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ». Его нормы закрепляют нормы международного законодательства в этой области и гарантируют достойные условия для жизнедеятельности людям с ограниченными возможностями. В рамках этого был разработан проект «Доступная среда», целью которого является создание условий, инфраструктуры для свободной реализации своих возможностей людям с ограниченными возможностями.
    3. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данным законом определяется порядок деятельности организаций системы профилактики безнадзорности, правила производства по делам несовершеннолетних, помещаемых в специальные учебно-воспитательные учреждения и центры временного содержания.
    4. Постановление Правительства РФ "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг». В соответствии с Постановлением определен перечень социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания

    Огромное значение в правовой основе имеют стандарты социального обслуживания. В настоящий момент в РФ разработаны ГОСТы по социальному обслуживанию всех категорий получателей социальных услуг на федеральном и национальном уровнях.

    Замечание 4

    Нормы ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» закрепляют возможность субъектов РФ самостоятельно принимать нормативно-правовые акты в области социального обслуживания населения на территории субъекта в соответствии с действующим федеральным законодательством.

    Региональная и иная правовая основа социального обслуживания

    Таким образом, субъекты РФ принимают законы о социальном обслуживании на своей территории, уточняя перечень услуг в их регионе, перечень поставщиков социальных услуг, порядка оказания социальных услуг и тарифов на социальные услуги, в случае, когда они оказываются на возмездной основе. В качестве примера приведем Закон Ставропольского края "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг Ставропольского края".

    Также муниципальными органами и учреждениями могут издаваться постановления и положения, регламентирующие работы организаций социального обслуживания.

    Наиболее распространенным поставщиком социальных услуг являются государственные бюджетные учреждения – комплексные центры социального обслуживания. В рамках своей деятельности ими принимается Устав, положения о деятельности различных отделений в комплексном центре и перечни документов для предоставления той или иной услуги, а также различного характера договоры.

    Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

    В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения.

    Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах.

    С 1 января 2015 г. в России вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который коренным образом изменяет всю систему социального обслуживания.

    Основной целью данного закона является внедрение в данную сферу негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, иными словами – придание социальному обслуживанию рыночного характера, когда бесплатно услуги будут предоставляться лишь незначительной, действительно нуждающейся в помощи части населения. Кроме этого, закон призван ликвидировать монополию государства на учреждения социального обслуживания и создать в данной сфере конкурентную среду, которая поспособствует повышению качества оказания социальных услуг и расширению их спектра. Необходимость принятия данного закона была связана с большим количеством нуждающихся в социальной поддержке, по некоторым данным их число достигает 34 млн. чел.

    Конституция РФ гарантирует населению социальную поддержку, но поскольку, государство не в состоянии обеспечить качественное оказание социальных услуг такому огромному количеству нуждающихся, данный закон необходим. Кроме этого, ещё одной важной причиной принятия данного закона является то, что предыдущие законы в сфере социального обслуживания населения были ориентированы лишь на пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, что «оставляло за бортом» такие нуждающиеся категории как: многодетные семьи, семьи, в которых наблюдается асоциальный образ жизни некоторых членов, дети, испытывающие трудности в социальной адаптации и др. Закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устраняет этот недостаток и значительно расширяет перечень получателей социальных услуг, и более того, предоставляет регионам возможность расширять существующий перечень. Так, поддержку, согласно новому закону, смогут получить многодетные семьи, неполные семьи и даже семьи студентов, что является значительным положительным моментом.

    Важным достижением ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является то, что улучшается программа оказания услуг медико-социальной реабилитации инвалидов. С момента вступления закона в силу, гражданин, нуждающийся в данных услугах, сможет сам выбирать учреждение, где он будет проходить реабилитацию и совместно со специалистом, согласно социальному контракту, выбирать наиболее необходимые и наиболее приемлемые для него реабилитационные мероприятия.

    Новый закон о социальном обслуживании, несмотря на расширение спектра предоставляемых услуг и возникновение новых форм их получения, направлен на снижение численности нуждающихся граждан. Об этом свидетельствует профилактическая направленность документа.

    Данный нормативно-правовой акт был принят далеко не единогласно не только Государственной Думой, но и населением. В частности, на просторах сети «Интернет» до сих пор можно найти заявления граждан о том, что профилактическая направленность закона приведёт к тому, что в России, как и в странах Запада, будут совершенно необоснованно изымать детей из семьи, при наличии малейших подозрений о том, что с ребёнком обращаются неподобающим образом. Безусловно, данные мнения ошибочны. Закон не предусматривает таких радикальных мер, любое посещение специалистом семьи будет производиться только с согласия семьи (за исключением случаев, где существует реальная угроза жизни и здоровью ребёнка) и только при наличии достоверных фактов о том, что семья (или гражданин), могут в ближайшем будущем оказаться в числе клиентов социальных служб и. т. д.

    Необходимость принятия данного закона продиктована объективными потребностями реальной жизни. Для того, чтобы закон выполнил своё предназначение необходима чётко организованная информационно-разъяснительная работа среди граждан получателей социальных услуг, поскольку именно они устанавливают спрос на данный «товар», а значит и приводят в действие всю систему.

    Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является достаточно революционным и, как любые революционные изменения, его внедрение коренным образом изменит сферу социального обслуживания. Естественно, что для его полного осмысления должен пройти определённый период времени, и задачей сотрудников данной сферы является максимальное использование достоинств этого закона в деле оказания социальной поддержки и, возможно, данный документ приведёт к тому, что оказание социальной поддержки населения в России через несколько лет не будет уступать по качеству и уровню профессионализма, западной системе.

    Среди главных изменений следует обратить внимание также на преобразование основополагающих принципов социального обслуживания. В целях обновления подхода к обеспечению граждан качественными социальными услугами в регулирование системы социального обслуживания вводятся новые принципы:

    1) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально- технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

    2) сохранение пребывания в привычной благоприятной среде. Данный принцип демонстрирует абсолютно новое понимание социального обслуживания. Однако именно он, до вступления в силу и актуализации, уже вызвал большое количество споров среди теоретиков и практикующих юристов. Вопрос заключается в том, что № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» не содержит понятия «привычная благоприятная среда», что может повлечь возникновение коллизионных ситуаций в правоприменительной практике

    Таким образом, в Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком - конкретной личностью или с группой людей. Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации

    Правовой основой, регламентирующей деятельность учреж­дений, предприятий социальных служб, является федераль­ный закон «Об основах социального обслуживания населе­ния в Российской Федерации», вступивший в действие в де­кабре 1995 г.

    Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психоло­го-педагогических, правовых услуг, осуществлению социаль­ной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    В систему служб, осуществляющих социальное обслужи­вание, входят: государственные (федеральные, региональные); муниципальные (местные); смешанные (государственно-общественные); частные и службы других форм собственности.

    К основным видам социального обслуживания относятся:

    Материальная помощь (денежная и продуктово-товарная);

    Социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО;

    Предоставление временного приюта;

    Консультативная помощь по различным направлениям;

    Реабилитационные услуги и т.д.

    Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания включает: планирование и финансирование, кадровую политику, организацию и оплату труда работни» ков.

    Источниками финансирования социальных служб являются:

    Нормативные отчисления из бюджета соответствующего уровня;

    Поступления из Фонда социальной поддержки населе­ния за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

    Средства из Федерального бюджета на выполнение ус­тавных задач и целевых программ;

    Финансирование в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию региональных, областных, городских и район­ных программ;

    Дополнительные средства из областного и местного бюд­жетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

    Доходы от реализации платных услуг и хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

    Доходы от приватизации государственной собственнос­ти, а также специальных источников: видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии, от коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муници­пального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

    Благотворительные пожертвования и взносы предприя­тий, общественных организаций и частных лиц, поступившие от благотворительных акций.

    1. Сущность экономической политики государства

    В основе экономической деятельности в сфере социальной работы лежит экономическая политика государства. В условиях рыночных отношений на первый план выступает ее социально ориентированная направленность. Этим в значительной мере обусловлено создание необходимой материальной базы социальной защиты и поддержки населения.

    Сущность эконом. политики государства – это выражение и воплощение целей, задач, интересов страны, государства, народа и его правительства, а также придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемых в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Таким образом, необходимо государственное вмешательство на таком уровне потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, а удовлетворяется за счет развитого промышленного производства.

    Конституция РФ 1993 г. закрепила подразделение законодательства на три категории: законодательство Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения. Создав правовую основу для становления и развития законодательства субъектов РФ, Конституция РФ активизировала нормотворческие процессы на уровне субъектов РФ.

    Определяя предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, Конституция РФ не устанавливает для федерального законодателя каких-либо границ и пределов правового регулирования общественных отношений, отнесенных к предметам совместного ведения. Федеральный законодатель, руководствуясь общими конституционными принципами, сам определяет пределы и границы собственной правовой активности на совместном правовом поле.

    Неограниченные правовые возможности федеральной законодательной власти по предметам совместного ведения означают фактическое нахождение данных предметов в сфере компетенции Российской Федерации, которая по своему усмотрению делегирует субъектам Российской Федерации осуществление отдельных полномочий1.

    Совместное ведение в сфере социального обеспечения и социальной защиты означает, что ряд вопросов должен находиться в ведении субъектов РФ или муниципальных образований. Тому могут служить две основные причины: необходимость учета региональных особенностей и (или) необходимость в консолидации усилий, в том числе финансовых средств, центра и регионов, муниципальных образований. Например, в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов РФ осуществляют правовое регулирование социального обслуживания населения, при этом устанавливают государственные стандарты.

    К сфере регионального нормотворчества следует отнести и вопросы, которые федеральным законодательством не урегулированы. К ним относится, например, социальная поддержка многодетных и молодых семей. При этом субъекты РФ и органы местного самоуправления за счет средств своего бюджета вправе повышать уровень социально-обеспечительных гарантий по сравнению с минимальным федеральным уровнем.

    Таким образом, разграничение сфер исключительной и совместной компетенции Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных органов должно обеспечить комплексную социальную защиту населения. При этом распределение и перераспределение социальных функций между федеральным, региональным и местным уровнями должны подкрепляться соответствующими источниками финансирования в рамках бюджетной системы РФ. Источниками финансирования тех или иных видов социального обеспечения соответственно выступают государственные бюджеты (федеральный и субъектов РФ). Нарушение принципа сбалансированности социального обеспечения по уровням его регулирования (федеральный, региональный) неизбежно повлечет социальное неравенство.

    Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям и расходным обязательствам субъекта РФ.

    На уровне субъектов РФ разрабатываются различные целевые программы в области социального обеспечения, издаются региональные законы и подзаконные нормативные акты

    К примерам нормативных актов субъектов в данной сфере отношений можно отнести Закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы". Закон регулирует отношения, возникающие в сфере социального обслуживания населения города Москвы в целях удовлетворения потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании.

    В ст. 1 указанного закона содержится обширный понятийный аппарат, даются определения следующих основных понятий:

    • o государственная система социального обслуживания;
    • o клиент социальной службы (клиент);
    • o способность к самообслуживанию;
    • o обстоятельства, объективно препятствующие выполнению членами семьи или близкими родственниками обязанностей по уходу за не способным к самообслуживанию гражданином;
    • o трудная жизненная ситуация;
    • o социально опасное положение;
    • o государственные стандарты социального обслуживания в городе Москве;
    • o стационарное социальное обслуживание;
    • o нестационарное социальное обслуживание;
    • o социальная адаптация;
    • o социальная реабилитация;
    • o работник социальной службы.

    Необходимо отметить, что впервые в законодательстве о социальном обслуживании разъяснено понятие обстоятельств, объективно препятствующих выполнению членами семьи или близкими родственниками обязанностей по уходу за неспособным к самообслуживанию гражданином, что имеет несомненное практическое значение при решении вопроса об оказании социальных услуг на бесплатной основе.

    Данным законом также определяются виды и содержание социальных услуг, основания и порядок их оказания.

    Перечень видов социальных услуг, указанный в ст. 5 Закона, включает в себя: социально-экономические; социально-медицинские; социально-психологические; социально-педагогические; социально-бытовые; культурно-досуговые; оказание социально-правовой помощи; консультирование; социальное сопровождение; социальная реабилитация; иные услуги социального обслуживания.

    Московский законодатель расширил перечень социальных услуг по сравнению с гарантированным федеральным перечнем, включив в него новые виды услуг - культурно-досуговые, социальное сопровождение.

    Впервые на законодательном уровне установлено, что оказание услуг социального обслуживания (за исключением предоставляемых отделением срочного социального обслуживания) оформляется договором, заключаемым между клиентом (его законным представителем) и государственным учреждением социального обслуживания (ч. 6 ст. 6 Закона).

    Данное положение соответствует требованиям действующего законодательства, так как не подвергается сомнению тот факт, что цивилизованный экономический оборот услуг строится в условиях договорных отношений его участников на основе взаимного совпадения частных интересов. Действовать на основании договора выгодно как производителю, так и потребителю услуг. В договоре предусматриваются и защищаются субъективные права потребителя на информацию, безопасность, качество услуги. Договор выгоден и производителю услуги, так как в противном случае за некачественное обслуживание наступает внедоговорная (деликтная) ответственность.

    Также указанным законом (по сравнению с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации) расширен перечень лиц, имеющих право на получение бесплатного социального обслуживания. К ним отнесены, во-первых, граждане, не способные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью; не имеющие родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход; они имеют право на получение социальных услуг на бесплатной основе вне зависимости от величины их среднедушевого дохода. Во-вторых, это взрослые недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, а также инвалиды с детства, находящиеся в стационарных учреждениях социального обслуживания на условиях пятидневного пребывания.

    Немаловажно, что перечень лиц, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание, является открытым. Московский законодатель предоставил возможность работникам социальных служб с учетом индивидуальной нуждаемости оказывать на бесплатной основе социальные услуги и иным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.

    Федеральный законодатель закрепил за субъектами Российской Федерации право устанавливать порядок и условия предоставления бесплатного и платного социального обслуживания. Установление государственных стандартов социального обслуживания также относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Законом города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 установлено, что Территориальный перечень гарантированных услуг социального обслуживания (далее - территориальный перечень гарантированных услуг), порядок и условия предоставления бесплатного социального обслуживания, порядок и условия оплаты услуг социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания определяются Правительством Москвы.

    Во исполнение указанных положений Правительством Москвы принят ряд подзаконных нормативных актов. В первую очередь необходимо обратить внимание на постановление Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. № 215-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы", которым утверждены:

    • o Положение о приеме граждан в учреждения нестационарного социального обслуживания Департамента социальной защиты населения города Москвы;
    • o Положение о приеме граждан в учреждения стационарного социального обслуживания города Москвы и оплате услуг стационарного социального обслуживания;
    • o Положение о порядке оказания органами и учреждениями социальной защиты населения адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
    • o Территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями социального обслуживания города Москвы.

    Постановлением Правительства Москвы от 12 октября 2010 г. № 919-ПП "О предоставлении гражданам платных социальных услуг государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы" утверждены Порядок и условия оплаты гражданами платных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы.

    Необходимо отметить, что социальные услуги, предусмотренные территориальным перечнем гарантированных услуг, гражданам, не указанным в ст. 8 ч. 2 Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы" (т. е. не имеющим право на предоставление социальных услуг на бесплатной основе), предоставляются за плату. Дополнительные услуги, оказываемые всем категориям граждан сверх территориального перечня гарантированных услуг, также предоставляются за плату.

    Распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 5 марта 2011 г. № 11-Р утверждены тарифы на платные социальные услуги.

    Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. № 1500-ПП "О государственных стандартах социального обслуживания населения в городе Москве" утверждены:

    • o социальные нормативы обеспеченности и обслуживания граждан в государственных учреждениях социального обслуживания города Москвы";
    • o нормы среднесуточных продуктовых наборов для организации питания в государственных учреждениях социального обслуживания;
    • o нормы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем граждан, проживающих в государственных учреждениях социального обслуживания;
    • o нормы выдачи специальной одежды для работников государственных учреждений социального обслуживания;
    • o минимальные социальные нормативы по обеспечению нормой земли на одного проживающего в государственных учреждениях стационарного социального обслуживания;
    • o минимальные социальные нормативы по обеспечению нормой площади на одного проживающего в государственных учреждениях стационарного социального обслуживания.

    Проведенный анализ социального законодательства позволяет сделать вывод, что на современном этапе сформирована нормативная правовая база социальной защиты населения. Вместе с тем развитие общества, постоянно возрастающие требования к социальной обеспеченности его граждан требуют внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

    Похожие публикации