Процедура принятия закона. Обсуждение законопроекта
С момента наступления какого события закон вступает в силу
Вступлению в силу федеральных законов предшествует наступление определенных условий:
- принятие их Госдумой;
- подписание главой государства;
- официальная публикация.
Чтобы понять, с какого момента можно применять нормативный правовой акт (НПА), необходимо проверить, когда закон вступает в силу и в каком порядке ее приобретает:
- по общим правилам;
- в специальном порядке.
В первом случае федеральный закон будет иметь силу по истечении 10 дней со дня опубликования в изданиях, признанных официальными источниками. Их перечень дан в ст. 4 закона «О порядке опубликования…» от 14.06.1994 № 5-ФЗ (далее — закон № 5). Это:
- Собрание законодательства РФ;
- «Российская газета»;
- «Парламентская газета».
Другой источник, где может быть размещен новый закон, — специальный интернет-ресурс «Официальный интернет-портал правовой информации» .
Опубликование и вступление в силу НПА
Требование об обязательной публикации нового принятого Госдумой федерального закона обусловлено ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, которая прямо запрещает применять законы, официально не опубликованные для всеобщего сведения. Об этом же гласит ст. 1 закона № 5.
ВАЖНО! Федеральные законы вступают в силу с момента публикации их текста, который должен быть размещен на официальных ресурсах только в полном объеме. Усеченная или сокращенная публикация нового НПА не будет основанием для его вступления в силу.
Специальный порядок вступления в силу, как правило, довольно прост для определения времени, с которого начинает действовать нормативный акт. Так, если в тексте нового закона указана конкретная дата, с которой закон подлежит применению, то с этой даты он и обретет силу. Также будет несложно определить начало применения закона, если в нем расписан порядок его вступления в силу. Но и при установлении специального порядка могут возникнуть затруднения с определением даты отсчета, как и в общем порядке.
Сложности в определении даты публикации
Одним из оснований противоречий в определении даты, когда федеральный закон вступил в силу, может быть публикация нового НПА сразу в нескольких источниках.
Учитывая то, что «Российская газета» издается ежедневно, а журнал «Собрание законодательства РФ» — только раз в неделю, может возникнуть следующий вопрос. Дата выхода газеты соответствует дате ее поступления в продажу, а дата, проставленная на журнале, не соответствует, так как является датой поступления в печать, в продажу он попадает значительно позже. По какому источнику определять вступление в силу нового закона, если раньше он напечатан в журнале?
Однозначный ответ на этот вопрос был дан в постановлении Конституционного суда РФ от 24.10.1996 № 17-П, смысл которого в том, что дата, указанная на журнале «Собрание законодательства РФ», не может быть принята для отсчета срока на вступление закона в силу ввиду того, что эта дата не является днем обнародования документа и адресаты в этот день реально не могут ознакомиться с текстом нового НПА.
Дни публикации закона в «Российской газете» и «Парламентской газете» обычно совпадают.
***
Опубликование и вступление в силу федеральных законов тесно взаимосвязано: при отсутствии первого второе невозможно. Однако даже публикация не всегда является гарантией вступления в силу закона, если для этого предусмотрены какие-либо специальные условия.
Вступление в силу постановлений Правительства РФ определено в различных актах, которые будут проанализированы в настоящей статье. Также будет раскрыто вступление в силу иных документов Правительства и порядок их опубликования.
Акты Правительства РФ: общие положения
Место актов Правительства в иерархии нормативных актов в РФ, их виды и особенности, а также специфика вступления в силу определены, в частности, в следующих документах:
- законе «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (далее — закон № 2-ФКЗ);
- Указе Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу…» от 23.05.1996 № 763 (далее — указ № 763).
Согласно ч. 1 ст. 23 закона № 2-ФКЗ Правительство РФ осуществляет свои функции посредством издания актов во исполнение документов вышестоящего значения, таких как законы и указы Президента, при этом Правительство не только издает свои акты, но и обеспечивает их исполнение.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 закона № 2-ФКЗ акты Правительства подразделяются на 2 основных вида:
- Постановления Правительства РФ (далее — ПП) — акты нормативного характера.
- Распоряжения Правительства РФ (далее — РП) — акты оперативного, текущего, иного ненормативного характера.
Помимо ПП и РП, Правительством могут издаваться заявления, обращения и иные документы, не имеющие правовой направленности (ч. 10 ст. 23 закона № 2-ФКЗ).
Акты Правительства характеризуются следующим:
- порядок их принятия определен ПП «О Регламенте…» от 01.06.2004 № 260;
- ПП и РП обязательны для исполнения (ч. 4 ст. 23 закона № 2-ФКЗ);
- ПП и РП подписываются председателем Правительства (ч. 5 ст. 23 закона № 2-ФКЗ);
- ПП и РП могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 9 ст. 23 закона № 2-ФКЗ).
Когда вступают в силу постановления Правительства РФ
Вопрос о том, когда вступают в силу постановления Правительства РФ, связан с характером акта, датой принятия и опубликования. Далее рассмотрим подробнее, когда вступает в силу постановление Правительства.
Ч. 8 ст. 23 закона № 2-ФКЗ, определяя порядок вступления в силу постановлений Правительства РФ, указывает на то, что ПП, касающиеся прав личности, не могут вступить в силу ранее даты их опубликования, в то время как остальные ПП вступают в силу с даты подписания. При этом само Правительство может установить иной порядок вступления в силу ПП, не связанных с правами человека.
Согласно п. 6 указа № 763 ПП, связанные с правовым статусом личности, а также определяющие статус федеральных органов исполнительной власти и организаций, вступают в силу после 7 дней с момента их официального опубликования.
- «Российской газете»;
- Собрании законодательства РФ;
- на сайте www.pravo.gov.ru .
В ч. 8 ст. 23 закона № 2-ФКЗ отмечается, что по общему правилу ПП должны публиковаться не позднее 15 дней со дня подписания, за исключением актов, связанных с тайной, и случаев, когда для широкого ознакомления населения принимается решение о незамедлительной публикации.
П. 2 указа № 763 уточняет, что акты публикуются в течение 10 дней с момента подписания. При этом согласно ст. 6 указа № 763 для исчисления даты вступления в силу берется дата первого опубликования в одном из перечисленных выше изданий.
Особенности вступления в силу отдельных актов Правительства РФ
В предыдущем разделе было рассмотрено вступление в силу ПП. Другой вид правительственных актов (РП), согласно ч. 8 ст. 23 закона № 2-ФКЗ, вступают в силу со дня их подписания.
При этом отдельные акты Правительства, не связанные с правами человека, как было отмечено, могут предусматривать специальные сроки для вступления в силу, обусловленные спецификой документа, например:
- Согласно ст. 6 закона «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ акты о таможенном деле вступают в силу не ранее 30 дней после официального опубликования.
- Особые сроки устанавливаются для Технических регламентов, утверждаемых ПП. Так, Техрегламент о безопасности химпродукции, утв. ПП РФ от 07.10.2016 № 1019, вступает в силу с 01.07.2021.
Правительство РФ участвует также в иных формах нормативного правового регулирования. Подробнее см., например, в нашем материале по ссылке: .
Итак, ПП РФ по общему правилу вступают в силу в момент принятия, за исключением тех, которые касаются прав человека, статуса органов госвласти и организаций. Для их вступления в силу установлен 7-дневный срок после опубликования.
Как уже отмечалось выше, порядок и сроки вступления законов в силу нормативно урегулированы. Базовым актом для федеральных законов является Закон от 14 июля 1994 года (с изменениями и дополнениями от 22 октября 1999 года) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Первоочередного внимания заслуживают четыре позиции, закрепленные этим законом.
1. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации. Интересно отметить, что исторически российское законодательство в своем развитии прошло несколько этапов, характеризовавшихся как разновременным (в зависимости от момента поступления на места официальных изданий с текстом закона), так и одновременным на всей территории страны вступлении в силу законов. Бесспорно, закрепление в действующем российском законодательстве принципа одновременного вступления в силу федеральных законов следует признать положительным фактором в правовом регулировании. Такой подход наиболее совместим с принципом единой законности, помогает обеспечить равенство граждан и других субъектов права, значительно смягчает трудности практического характера, возникающие в правоприменительной деятельности.
2. Вопросы вступления законов в силу могут регламентироваться только нормативными актами, имеющими форму закона . Это важная новелла в российском законодательстве. Следует напомнить, что еще в недалеком прошлом, в бытность, например, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, порядок введения в действие конкретного закона мог определяться актом меньшей юридической силы, а именно постановлением законодательного органа, принявшего закон.
Сейчас соответствующие нормы о вступлении конкретного закона в силу содержатся либо в специальном разделе того же закона, являясь его заключительной частью, либо в специальном законе о введении в действие. По мнению М.С.Студеникиной, первый вариант предпочтительнее (если, конечно, речь не идет о слишком большом количестве норм о порядке введения), и вот почему. Во-первых, нормы о вступлении в силу по своему содержанию представляют собой органическую часть самого закона о конкретном позитивном регулировании и разрывать их чаще всего нецелесообразно. Во-вторых, такой подход ориентирует законодателя на решение всех вопросов действия закона в комплексе и ограничивает возможность значительного разрыва во времени между принятием основного закона и акта о введении его в действие. В-третьих, исключается искусственное увеличение количества самих законов, что в условиях бума законотворчества немаловажно для реального обеспечения идеи систематизации законодательства.
3. В базовом федеральном Законе об опубликовании установлено, что федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации . Значимость этой нормы несомненна. Она направлена на то, чтобы избежать неоправданных задержек с опубликованием (а значит и со вступлением в силу) федеральных законов. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, государственные структуры, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировать тем самым его реализацию.
4. Законодательным путем закреплен принцип определения сроков для вступления законов в силу после их опубликования. Общее правило для федеральных законов таково: они вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Нет особой необходимости доказывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание законодательного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение.
Наряду с общим правилом определения даты для вступления закона в силу – по истечении десяти дней после дня опубликования – законодатель наделен правом в каждом конкретном законе определять время вступления его в силу особо. Причем запретов на уменьшение общего десятидневного срока в законодательстве нет. Значит вполне допустимо, что такой срок может быть либо длиннее, либо короче срока, установленного Законом об опубликовании. Анализ законотворческой практики по этому вопросу выдвигает следующие проблемы.
Приходится констатировать, что общее правило о вступлении законов в силу по истечении десяти дней после опубликования оказалось невостребованным. Более того, за последние годы общее правило превратилось в исключение. Можно привести буквально единичные примеры, когда в законе указывалось бы, что он вступает в силу по истечении десяти дней после опубликования или когда в нем вообще не содержалось норм о вступлении его в силу, что означало бы автоматическое применение общего правила. В 1999 г. из 209 принятых законов только один вступил в силу по истечении десяти дней после публикации. Во всех остальных законах были установлены другие сроки вступления их в силу. Причем сами юридико-технические способы определения сроков вступления законов в силу весьма разнообразны. Это может быть: а) день опубликования; б) истечение более длительного, чем десять дней, срока после опубликования (причем этот срок точно установлен); в) указание конкретной даты; г) наступление какого-то определенного события или совершение каких-то действий. Проиллюстрируем каждый из этих способов примерами из законотворческой практики.
Вступление закона в силу со дня его официального опубликования. Этот способ стал приоритетным при определении момента, с которого закон начинает действовать; 150 законов, принятых в 1999 г., вступили в силу именно со дня опубликования. Такой подход подтверждают и предыдущие годы работы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. Но объяснить тенденцию объективными причинами, кроющимися в самой специфике принятых законов, весьма затруднительно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, в адрес которых они направлены, и по характеру регулируемых отношений. В этой группе есть законы, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, которые насчитывают сто и более статей. Наряду с законами позитивного регулирования в этой группе можно увидеть и такие законы, которыми усиливается юридическая ответственность за совершенные противоправные деяния, вводятся новые составы правонарушений, каким-либо иным способом ограничиваются права физических и юридических лиц как сторон правоотношений. В качестве иллюстрации последних можно назвать Федеральный закон от 9 февраля 1999 года, значительно повысивший уголовную ответственность за похищение людей, Федеральный закон от 15 марта 1999 года, установивший уголовную ответственность руководителей за несвоевременную выплату зарплаты, пенсий и стипендий. Вообще следует заметить, что все десять законов, которые успели уже внести изменения в новый УК РФ, вступали в силу со дня опубликования.
Трудно объяснить причину отказа от общего правила вступления в силу и для тех законов, которыми ограничиваются права граждан или каким-либо иным способом ухудшается их положение. Почему, например, непременно со дня опубликования нужно было вводить в действие закон, в соответствии с которым не допускаются забастовки или иное прекращение работы авиационным персоналом гражданской авиации? Аналогичный вопрос возникает и в связи с введенным в действие со дня опубликования Федеральным законом от 8 июля 1999 года «О налоге на отдельные виды транспортных средств». Отметим, кстати, что такое решение вопроса применительно к дате вступления в силу закона об установлении нового налога не только нелогично, но и на момент принятия закона находилось в противоречии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
«Изъятие из обращения» в законотворческой практике десятидневного срока с момента опубликования, в течение которого население имело хотя бы минимальные возможности ознакомиться с новшествами в правовом регулировании, чревато немалыми негативными последствиями. Отсутствие десятидневного срока существенно подрывает принцип «презумпции знания закона», согласно которому никто не может сослаться на незнание действующего нормативного акта, если таковой в официальном порядке доведен до сведения исполнителей, и уклониться под этим предлогом от исполнения его предписаний. Чтобы принцип знания закона имел реальные основания и не превратился в пустую формальность, он должен быть обеспечен определенными юридическими гарантиями. Одной из таких гарантий является, с нашей точки зрения, правило о том, что закон, усиливающий ответственность или иным способом ухудшающий положение лица, не может вступать в силу со дня его опубликования.
Этим концептуальным положением необходимо дополнить Закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации».
Вступление закона в силу по истечении более длительного, чем десять дней, срока после его опубликования. Этот срок, судя по практике, может быть различным: тридцать дней, один месяц, три месяца, шесть месяцев. Сразу оговоримся, что представляется неудачным употребление при исчислении сроков словосочетания «один (три, шесть) месяцев. Количество дней в разных месяцах разное, и это уже само по себе может создавать сложности в определении даты вступления закона в силу. Чтобы избежать дополнительных трудностей для правоприменителя, целесообразно прямо указывать количество календарных дней, по истечении которых с момента опубликования нормы закона вступают в силу. Тем более, что такой прием известен в законотворческой практике.
Применительно к рассматриваемому способу определения даты вступления законов в силу специально следует сказать о Налоговом кодексе. В нем установлены особые временные рамки вступления в силу такой категории законов, которые касаются налогов и сборов. Этому посвящена ч. 1 ст. 5 Кодекса «Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени». Суть положений, содержащихся в этой статье, сводится к следующему. Законы о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Причина установления удлиненных (по сравнению с общим) сроков для вступления в силу законодательных актов о налогах и сборах вполне понятна. Увеличенные сроки дают многочисленным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, необходимое время для того, чтобы, с одной стороны, объективно проанализировать собственную финансовую базу и механизм влияния через налогообложение на производство и предпринимательство, а с другой – оценить уровень налогового бремени и организовать с учетом баланса публичного и частного интереса весь процесс, охваченный финансами.
Указание на конкретную дату как точка отсчета для вступления закона в силу. Чаще всего этот способ определения времени вступления закона в силу является разновидностью предыдущего способа. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной разрыв, между днем опубликования закона и днем введения его в действие. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации был принят 13 июня 1996 года, а вступил в силу с 1 января 1998 года; Семейный кодекс Российской Федерации был принят 29 декабря 1995 года, введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 года. Бесспорно, такая peгламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.
Случаи расширения временных рамок между опубликованием закона и точной датой его вступления в силу могут быть объяснимы также тем, что для реализации закона требуется проведение таких-то дополнительных организационных мероприятий, изыскание необходимых финансовых, материальных и людских ресурсов.
Вступление закона в силу при условии наступления определенного события или совершения каких-то конкретных действий. Отлагательное условие для вступления закона в силу – довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени.
Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта. Например, в Законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что глава 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса РФ; Федеральный закон от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Следует заметить, что прием отлагательных условий для определения даты вступления в силу используется иногда как своеобразная уловка для того, чтобы отсрочить на значительное время реализацию уже принятого закона. Причины такой «отсрочки» могут быть самыми разными, в том числе и конъюнктурными. Под этим углом зрения мы проанализировали действие со времени (в части вступления в силу) Налогового и Бюджетного кодексов.
Налоговый кодекс (часть первая), принятый 31 июля 1998 года, вводился в действие с 1 января 1999 года, за исключением положений, для которых самим Кодексом были установлены иные сроки. В большинстве этих «изъятых» положений было сказано, что они вводятся в действие со дня вступления в силу второй части Налогового кодекса РФ. Прошло уже немало времени, а второй части Налогового кодекса до сих пор нет. На практике это означает, что часть первая, хотя и вступила в силу, но действует усеченно. Это обусловило появление уже в конце 1998 г. многочисленных предложений о целесообразности приостановления действия первой части Налогового кодекса РФ, что избавило бы от двусмысленности ситуации. На приостановление Налогового кодекса законодатель не решился, но буквально через полгода после вступления Кодекса в силу в него было внесено около 200, существенных изменений Аналогичная картина со вступлением в силу наблюдалась и с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Его приняли 31 июля 1998 года. В Заключительных положениях Кодекса вопрос о его вступлении в силу решался следующим образом: Бюджетный кодекс РФ вводится в действие федеральным законом о введении в действие Бюджетного кодекса. Такой закон пришлось ждать ровно год. В период этих годичных ожиданий, по существу, создавалась лишь видимость нового правового регулирования бюджетных отношений.
В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации процедура официального опубликования принимаемых ими законов в целом урегулирована их конституциями (уставами) и законами. При этом есть много общего и особенного в подходах к решению данной проблемы. К общим для субъектов Российской Федерации подходам следует отнести:
Предусмотрены случаи, когда закон или его часть не подлежат официальному опубликованию в силу секретности или конфиденциальности содержащихся в нем сведений (в таких случаях содержание закона или его части, не подлежащей официальному опубликованию, доводится до сведения исполнителей);
Законодательно определен порядок внесения законов для официального опубликования и источники официального опубликования законов (один или несколько);
При этом имеются значительные различия в урегулировании проблемы официального опубликования законов субъектов Российской Федерации. Например, законодательство города Санкт-Петербурга предполагает наличие пяти источников официального опубликования законов города, причем опубликование в двух из них носит субсидиарный характер (законы, затрагивающие проблемы бюджета города, могут быть официально опубликованы в журналах «Вестник Администрации Санкт-Петербурга» или «Вестник Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга»). Эти различия обусловлены, во-первых, особенностями каждого субъекта Российской Федерации, а, во-вторых, тем, что до принятия Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на федеральном уровне не были закреплены соответствующие нормы. С вступлением в силу указанного федерального закона возникла проблема приведения в соответствие с ним действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по рассматриваемому нами вопросу. В частности, не во всех субъектах Российской Федерации срок официального опубликования вновь принятого закона ограничен 14 днями. Например, в городе Санкт-Петербурге установлен пятнадцатидневный срок. Не во всех субъектах Российской Федерации установлена обязанность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации направлять закон для официального опубликования. Снова обращаясь к примеру Санкт-Петербурга, можно сказать, что в соответствии с законом города от 20 июля 1995 года «О порядке вступления в силу законов Санкт-Петербурга» вновь принятый закон подлежит официальному опубликованию либо Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в «Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга», газете «Санкт-Петербургское эхо», либо Губернатором Санкт-Петербурга в газете «Санкт-Петербургские ведомости».
В этом плане субъектами Российской Федерации ведется работа по приведению своего законодательства в соответствие с федеральным законодательством.
Следует также отметить, что до настоящего времени в субъектах Российской Федерации остаются не решенными также иные вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. К ним можно отнести нарушение сроков официального опубликования законов, допущение фактов официального опубликования неполных текстов законов (без сопутствующих им объемных приложений), нерешенность вопроса о повторном официальном опубликовании ранее принятых законов и иных нормативных правовых актов, в которые в течение нескольких лет неоднократно вносились изменения и дополнения. Обращает на себя внимание и тот факт, что многие законы субъектов Российской Федерации официально опубликованы с ошибками и опечатками, работа по исправлению которых не ведется, так как не урегулирован порядок внесения подобного рода исправлений. Нельзя считать решенным и вопрос об официальном опубликовании закона на языках народов, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Несколько более предметно хотелось бы остановиться на некоторых республиканских законах, так как в этих субъектах Федерации накоплен более богатый опыт законотворческой деятельности. Так, в республиканских законах Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карелии вопросам опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов посвящены определенные главы, содержащие статьи или отдельные пункты, закрепляющие порядок опубликования законов, источники официального опубликования законов и сроки вступления законов в силу. Несколько по иному дело обстоит в законе республики Алтай. Порядку опубликования региональных законов в нем посвящены отдельные главы, а порядок вступления законов в силу закреплен в главе: «Действие законов и иных республиканских нормативных правовых актов».
Обращает на себя внимание статья 37 Закона «О нормативных правовых актах республики Адыгея», которая определяет, что законы республики Адыгея вступают в силу по истечении семи дней со дня опубликования, если в законе не установлен иной порядок вступления его в силу. Предположительно «иной порядок» вступления закона в силу может предусматривать, что законы субъекта Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее, чем через 10 дней после их официального опубликования. И все-таки представляется оправданным нормативное закрепление десятидневного срока, как это имеет место в других анализируемых республиканских «законах о законах».
Следует подчеркнуть, что в законе «О правовых актах в Кабардино-Балкарской республике», несмотря на то, что глава 6 называется «Подписание, обнародование и вступление в силу законов Кабардино-Балкарской республики» имеется еще и глава 11 под названием «Порядок опубликования правовых актов», где весьма обстоятельно, детально и последовательно закреплен весь алгоритм опубликования республиканских законов, включая вопросы направления законов для официального опубликования, исправления неточностей, допущенных при официальном опубликовании и т.д. Заслуживает внимания часть 2 статьи 61 анализируемого закона, которая закрепляет, что наряду с другими официальными печатными республиканскими органами официальным источником опубликования республиканских законов является Федеральный регистр нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской республики. Необходимо заметить, что ведение федерального регистра нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации является реализацией правовых предписаний Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ».
Вступление в силу законов субъектов Российской Федерации – завершающая стадия законодательного процесса. В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования.
Федеральный закон не определяет точный срок вступления в силу законов субъектов Российской Федерации после их официального опубликования. Поэтому можно сделать вывод, что данный срок может быть определен самими субъектами Российской Федерации. Учитывая то обстоятельство, что на усвоение содержания ряда законов необходимо определенное время, региональное законодательство может предусматривать достаточно длительный срок вступления закона в силу. Так, в Свердловской области он равен семи дням, в Иркутской области - десяти дням, а в Санкт-Петербурге - четырнадцати дням после официального опубликования закона, если в самом законе не установлены иные порядок и сроки его вступления в силу. При этом иной срок вступления областного закона в силу не может начинаться ранее дня, следующего за днем официального опубликования закона. В соответствии с этим правилом, в большинстве случаев законы субъектов Российской Федерации вступают в силу на следующий день после их официального опубликования.
Законодательством субъектов Российской Федерации также могут быть установлены особенности порядка вступления в силу налоговых и иных законов субъекта Российской Федерации. Так, в Свердловской области в соответствии с Областным законом от 9 января 1998 года № 2-03 «О порядке рассмотрения и принятия законов Свердловской области, требующих внесения изменений в областной бюджет или бюджеты областных внебюджетных фондов» законы Свердловской области, предусматривающие внесение изменений и дополнений в областные законы о бюджетном процессе в Свердловской области, о бюджетном регулировании в Свердловской области, установление новых налогов и сборов, передачу органам местного самоуправления муниципальных образований отдельных государственных полномочий или изъятие у них таких полномочий, вводятся в действие не ранее 1 января года, следующего за годом принятия указанных областных законов. Областные законы, предусматривающие изменения бюджетной классификации Свердловской области, вносимые в связи с изменениями федеральных законов о налогах и бюджете, вводятся в действие в том же порядке, что и соответствующие федеральные законы. В иных случаях, прямо не предусмотренных указанным областным законом, областные законы или их отдельные положения, связанные с изменениями бюджетов текущего года, могут вводиться в действие в текущем году, но не ранее дня вступления в силу областных законов о внесении изменений в соответствующий бюджет.
Законы субъектов Российской Федерации по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории субъекта Российской Федерации (если в самом акте о введении его в действие не установлено иное) и распространяются на всех лиц, проживающих или пребывающих на территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Заключение
Делая общий вывод о правовой регламентации введения федеральных законов в действие, следует сказать, что Федеральный закон 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» нуждается в существенном совершенствовании, поскольку он не решает (либо решает не полностью) многих вопросов, касающихся одного из важных аспектов действия закона во времени – аспекта вступления закона в силу
Что же касается вопросов правовой регламентации опубликования и введения в действие региональных законов, практически во всех субъектах Российской Федерации отсутствует необходимая научно-методическая база, позволяющая осуществлять официальное опубликование законов на уровне, отвечающем современным требованиям учета, систематизации и классификации нормативных правовых актов. Данные обстоятельства негативно сказываются на состоянии правовой регламентации завершающей стадии законодательного процесса.
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНФТИТУТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Е.А. Магомедова
Порядок опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов , федеральных законов и актов палат Федерального Собрания установлен ФЗ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изменениями от 22 октября 1999 г.).
Юридическая сила законов и актов Федерального Собрания в РФ связывается с их официальным опубликованием, т. е. применяться могут только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
Общее правило вступления в юридическую силу нормативных актов независимо от их формы – по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.
Официальному опубликованию подлежат не только вновь принятые федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания, а также все внесенные в них изменения или дополнения, при этом весь измененный нормативный акт может быть повторно официально опубликован в полном объеме.
Официальное опубликование законов и актов палат Федерального Собрания – их первая публикация (в редакции, принятой Федеральным Собранием РФ, без каких-либо изменений и поправок) в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Допускается публикация федеральных конституционных и федеральных законов и актов палат Федерального Собрания в иных печатных изданиях, информирование правоприменителей посредством компьютерных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», а также их обнародование по телевидению и радио, направление их государственным органам , должностным лицам, предприятиям , учреждениям, организациям, издание их в виде отдельного книжного издания.
Срок официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Федерального Собрания и международных договоров РФ различен: 1) все законы подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ , именно он направляет федеральные конституционные законы и федеральные законы для официального опубликования; 2) акты палат Федерального Собрания публикуются в течение 10 дней после дня их принятия, они направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем; 3) международные договоры , ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в вышеперечисленных печатных изданиях одновременно на всей территории РФ, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (вступление закона или акта с момента опубликования, при наступлении определенных событий или по истечении более длительного
Сначала - ответ лингвистический. Предлоги - это части речи, которые сами по себе не имеют смыслового значения, но с их помощью другие слова / другие части речи так организуются в предложение, что проявляется их конкретное значение в данной ситуации и получает смысл весь текст, отражается управленческая ситуация. В языке документов (деловой стиль русского литературного языка и соответствующие его подстили, которые требуют точности, краткости и ясности) периоды времени, временные границы, относящиеся к срокам исполнения, срокам действия документов, принято выражать с помощью предлогов «с... по», «к», «с» (они обозначают именно границы периодов, продолжительность). А предлогами «от» и «до» преимущественно обозначаются границы расстояний.
Пример 1
Формулировка временных периодов в документах
Свернуть Показать
На период временного отсутствия генерального директора ООО «Знак» Сидорова П.С. с 10 по 14 ноября 2014 г.;
Руководителям структурных подразделений представить в Управление делами проекты номенклатур дел подразделений на 2015 год к 25.10.2014;
Приказ вступает в силу с даты подписания.
Ответ документоведческий связан с характеристикой распорядительных документов как правовых актов. Приказы, распоряжения и указания издаются на основе единоначалия, а протоколы, решения, постановления издаются на основе принципа коллегиальности. Они содержат правовые нормы, обязательные для исполнения всеми сотрудниками организации, должностными лицами и руководителями подразделений, которые в данных документах названы ответственными исполнителями и контролерами, а также всеми лицами, которые заинтересованы в решении того или иного вопроса или реализации той или иной функции органа управления.
Чтобы правовые нормы соблюдались, они должны быть известны, опубликованы, понятны, доступны исполнителям . В процессе составления распорядительных документов соблюдаются такие же приемы юридической техники, как и при выражении содержания законодательных и иных нормативных правовых актов. Одно из важнейших правил их разработки - определение общего и конкретного срока действия всего нормативного правового акта, его конкретных правовых норм, даты вступления в силу / введения в действие, порядка введения в действие и связанного с ним порядка опубликования.
Руководители организаций в процессе издания распорядительных документов берут пример с законотворческой деятельности и нормотворческой деятельности исполнительных органов. Именно поэтому в распорядительных документах организаций и даже органов местного самоуправления можно встретить следующие заключительные пункты:
Пример 2
Обозначение момента вступления в силу документа - заимствования из законотворческой и нормотворческой практики не всегда уместны
Свернуть Показать
«Приказ вступает в силу по истечении ста дней после дня его подписания» - очевидно, что решения плохо проработаны, если в поручительском приказе требуется выполнение еще нескольких действий / поручений в качестве обязательных условий его вступления в силу и на это еще нужно предусмотреть продолжительное время;
«Инструкция вступает в силу в день, следующий за днем ее подписания и официального опубликования» - не указан способ опубликования;
«Приказ вступает в силу через десять дней после его подписания и официальной регистрации» - очевидно, в организации должна быть разработана и регламентирована система внутренней регистрации локальных нормативных актов, которая оценивается как «официальная», и способы их опубликования.
Но заметьте, что вопросы вступления в силу нормативных правовых актов и сроки их опубликования регламентируются на самом высоком уровне - указами Президента РФ. Например, указом от 14.10.2014 № 668 «О совершенствовании порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлены сроки вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов (в течение 10 дней после дня их государственной регистрации), устанавливаются определение понятия «официальное опубликование» и порядок опубликования.
Поэтому в регламентирующих документах по делопроизводству, например, в регламенте издания распорядительных документов , необходимо отразить разработанные процессы трансляции документов и корпоративной информации в организации. Трансляция - новое понятие, означающее не только опубликование, информирование, не просто доведение до исполнителей, но и способы, применяемые технологии, процессы, ответственность в формировании единого информационного пространства, поскольку сотрудники организации должны понимать, как она управляется. Срок вступления в силу (дата введения в действие) распорядительного документа, помимо конкретности и «исполняемости» принятых решений, реально зависит от сроков и порядка их трансляции .
А в заключение хочу напомнить, что дата документа как его реквизит представляет собой:
- дату утверждения (в положениях и должностных инструкциях),
- дату принятия решения (в протоколах),
- а по отношению к распорядительному документу, издаваемому на основе единоначалия (приказу), она одновременно является датой издания и вступления его в силу .
Поэтому, строго говоря, дата подписания приказа, оформленная в заголовочной части, и должна быть датой вступления его в силу без дополнительного напоминания об этом в тексте (если, конечно, нет необходимости в связи с проведением дополнительных мероприятий сдвинуть дату начала его действия на более поздний срок - вот тогда и нужно конкретно ее устанавливать, например: «Приказ вступает в силу с 01.01.2015»).