Сырная седмица. Седмица сырная

Масленичная или сырная неделя - очень веселый праздник, который любили и отмечали еще со времен язычества. Масленица 2015 проходит с 16 по 22 февраля. Христиане отмечают последнюю неделю перед Великим Постом 2015, который начинается 23 февраля…

Если в языческие времена Масленицу отмечали в течение семи дней перед днем Весеннего равноденствия и семь дней после него и праздновали пробуждение природы от зимнего сна и "совершеннолетие" солнца, то христиане разрешают себе повеселиться и хорошо поесть перед началом Великого 40-дневного Поста, после которого наступит Пасха.

Среди традиций масленицы не только вкусная еда и много игр, но и активная сексуальная жизнь, так как после необходимо воздержание в течение семи недель.

Все дни масленичной недели объединяет идея радости, встречи солнца и весны, угощений и беззаботного веселья.

Что такое Узкая и Широкая Масленица?

Масленичная неделя делится на две части — Узкую и Широкую масленицу. В первые три дня — «Узкую масленицу» — крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, а с четверга работать запрещалось, начиналась «Широкая Масленица». У каждого дня масленичной недели есть своё имя и свои обычаи празднования.

Что означают дни Масленицы?


Понедельник - первый день сырной недели - Встреча масленицы. Блины пекут дома для всей семьи. Первый блин обязательно отдают нищим - на помин усопших. Раньше в этот день готовились к народным гуляниям: делали ледяные горки, качели.

Дети с самого утра делали куклу из соломы - Масленицу, наряжали ее, насаживали на кол и ходили от дома к дому с песнями. Взрослые обсуждали, как будут отмечать праздник, с кем, кого позовут в гости, делились рецептами блинов.

Вторник — заигрыш , день, когда устраивали смотрины невест, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.

Среда — лакомка , в этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила.

Четверг — разгул предвещал начало Широкой Масленицы. С четверга начинались настоящие празднования и гуляния: катания на санках, лошадях, кулачные бои и главное занятие в этот день — захват снежной крепости.


Пятница — тёщины вечёрки : тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла её дочь. Полагалось не просто пригласить тёщу накануне, а зазывать старательно, уважительно и неутомимо, а утром в пятницу зять присылал за ней нарядных нарочных, передающих его желание угостить тёщу. Тёща приходила в гости с родственниками и подругами.

Ещё в четверговый вечер она должна была прислать «оборудование»: таган, сковородки и половник, а тесть — обеспечить «расходный материал»: мешок гречневой (именно гречневой!) муки и масло. Зять должен был показать своё расположение к тёще и её близким..


Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодая невестка приглашала в гости сестёр мужа, а если она новобрачная — то и одаривала их. При незамужних золовках на посиделки с блинами можно было звать своих незамужних подруг, а при замужних — только тех, кто уже обзавелся семьёй.

Прощёное воскресенье — древнейшая церковная традиция. Её начало положено словами Христа в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это — неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

В этот день все близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды, подражая древним инокам Палестины, которые прощались друг с другом перед уходом в пустыню на время Великого поста, зная, что не все из них вернутся в монастырь в Страстную неделю. Отсюда, как мы видим, и произошло Русское «прощаться».

Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили в баню. В кульминации народного празднования сохранились отголоски древних языческих обычаев: жечь чучело Масленицы, а заодно и старые ненужные вещи и остатки скоромной еды и развеивать прах в поле или над речной водой, как бы сжигая смерть и зиму и очищая дорогу весне, теплу, жизни и плодородию.

Началась сырная седмица (в простонародье - масленица). Это последняя подготовительная неделя, предшествующая Великому посту, и заканчивается она Прощёным воскресеньем. По слову святителя Тихона Задонского, сырная седмица есть преддверие и начало поста.

Народное название сырной седмицы - масленица или масленая неделя. Сырной или сыропустной эта предпостовая неделя названа потому, что в дни её уже не вкушается мясо, но ещё разрешается вкушение молочных продуктов и рыбы. Это неделя сплошная - пост в среду и пятницу по уставу отменяется.

История возникновения сырной седмицы (масленицы)

Богослужебные особенности сырной седмицы, а также история церковного устава полностью опровергают ложное мнение, что масленица в своих корнях восходит к некоторым языческим обычаям.

Вот что мы читаем в Синаксарии в субботу сырной седмицы всех преподобных отцов, в подвиге просиявших ( от греч. συναξάριον - сборник, собрание трудов греческого богослова и историка Никифора Каллиста Ксанфопула, посвящённое известным праздникам Триоди и изъясняющим каждый из них: как и когда появился, по какой причине был установлен святыми и богоносными отцами и ныне празднуется).

«О сырной же (седмице) некоторые говорят, что её установил император Ираклий (610 - 641 гг.), - а раньше она была мясоястной, - ибо он, шесть лет воюя с Хозроем I и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом, - что и исполнил.

Я же думаю, что, может быть, и так произошло, а может быть, и она была задумана святыми отцами ради некоторого приготовления, чтобы мы, сразу перейдя от мяса и обильной пищи к крайнему воздержанию, не унывали и, кроме того, не повредили телу, но, медленно и понемногу отказываясь от жирной и сладкой пищи, как непривыкшие к узде кони, через отнятие пищи восприняли и удила поста.

Таким образом, как душу (отцы) настроили притчами, так же искусно позаботились и о теле, понемногу удаляя препятствия к посту».

В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII век) говорится о традиции такой мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания - на этой неделе не вкушали мяса, а до 9-го часа не вкушали вообще ничего.

Из этого становится понятно, что у сырной седмицы христианские корни. Откуда же название «масленица»?

В Древней Руси с приходом христианства часто происходило замещение языческих праздников христианскими, поскольку Православная Церковь не всегда могла полностью упразднить народные языческие традиции. Зачастую в силу понимания, что просто запретительными мерами добиться хорошего результата невозможно, и прибегали к практике замещения языческих праздников христианскими, таким образом, стараясь воцерковлять народные обычаи, наполняя их иным, христианским смыслом. Так было и с радоницей, и с русалиями, и с праздником дня зимнего солнцестояния. Точно также и языческую масленицу Церковь приурочила к сырной подготовительной неделе перед Великим постом, убрав из неё всё языческое содержание. Благодаря усилиям Православной Церкви масленица лишилась своего прежнего сакрального значения, какое она имела в народе, стараниями Церкви удалось сохранить аскетический настрой сырной (масляной) недели, придав этому настрою особый праздничный характер.

«Весну возвещающая приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная, священных постов, телеса и души всех просвещающая»

По существу, для верующих христианское содержание масленицы - постепенная, мягкая подготовка постом малым, облегчённым к посту строгому. Это неделя плавного перехода к грядущему Великому посту, позволяющая подготавливаясь к нему телесно, одновременно духовно проникаться его скорым приближением.

Обретению соответствующего духовного настроя способствуют и богослужения этих дней, которые также носят предпостовой характер.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о Судном дне, всеобщем последнем и Страшном суде живых и мёртвых (Мф. 25, 31-46). Это Евангельское чтение необходимо для напоминания всем согрешающим, дабы не предавались они беспечности и нерадению о своём спасении в своей надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы ярко изображает последствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и Праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется Правосудным, а Суд Его - праведным.

«Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…»

В службах среды и пятницы сырной седмицы не совершается литургии в силу её торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию. Совершаются только часы, на которых читается назидательная и душеспасительная молитва святого Ефрема Сирина и кладутся земные поклоны. В первый раз эта великопостная молитва читается на вечернем богослужении во вторник. В этой краткой, но такой глубокой молитве звучит просьба человека к Богу об избавлении от терзающих душу страстей, в ней мы просим отнять от нас праздность, уныние, желание властвовать и празднословить, дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви, возможность видеть свои недостатки (грехи) и не осуждать других.

В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, Святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния.

Заканчивается сырная седмица в воскресный день, когда Церковь приводит на память изгнание прародителей из рая. Его в просторечии называют ещё Прощёным или Прощальным воскресеньем.

«Масленица. Прощёный день в крестьянской семье». Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И. Соколова

В этот день все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, обещавшего: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

«Сие время есть покаяния, темже благомудренно начнем, братие»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

Через многие песнопения сырной седмицы Церковь возвещает нам, что дни этой предочистительной недели и есть уже преддверие покаяния и начало воздержания. Так понимали эту седмицу и святые отцы Церкви.

«Сегодняшний день - преддверие поста. Осквернившийся при входе не достоин войти во святыню », - говорит о неделе, предваряющей Великий пост, святитель Василий Великий в своём слове о посте.

«Сырная (седмица) - предтеча Великого поста », - определяет эту неделю святитель Евстафий, архиепископ Фессалоникийский в слове «Об исправлении монашеской жизни».

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста»

Великий угодник Божий, святитель Тихон Задонский так увещевал свою паству воздерживаться от недостойного проведения в предпостовые и предочистительные дни масленицы:

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно.

Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви?

Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют.

Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию.

Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их.

Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие.

Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего.

Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются.

Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют.

Я ещё раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

«Се предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы: приидите убо, потщимся внити тою, прежде даже не заключит сию Христос, яко недостойным нам»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

Святая Православная Церковь сырную седмицу называет «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния». В христианском смысле последняя подготовительная неделя к Великому посту посвящена одной единственной цели - подготовке к покаянному пути к Богу, прощению обид и примирению со своими ближними. Именно в этом христианская составляющая масленицы, в этом её суть, так ярко выраженная в чтении одной из главных великопостных молитв, побуждающих к покаянию и прощению. И потому, как логическим завершением, сырная седмица или масленица заканчивается так называемым Прощёным воскресеньем.

Масленица - это время, которое мы обязаны посвятить примирению и доброму общению с нашими ближними, родными, друзьями, а также делам милосердия и благотворения. Разумеется, Церковью не отрицается разумное, умеренное веселье на масленицу. Верующие ходят друг к другу в гости, радуют близких своим вниманием и делятся своей радостью, общаются, и конечно, трапезничают: едят блины и копят силы для предстоящего поста. Однако Святая Церковь призывает во всём держаться умеренности, ибо всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, стяжать которые стремится каждый христианин. Своих верных чад она призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть, а тем более в преддверии священного времени Великого поста. Поэтому во время широких гуляний на масленицу каждому христианину нужно опасаться того, как бы это не помешало подготовке к великопостному подвигу, главной задаче этих дней, решать которую и предстоит каждому из нас по мере своих сил.

Первое, к чему нужно стремиться - чтобы наше правильное отношение к сырной седмице или масленице послужило духовной пользе и способствовало нашему духовному росту. Нам необходимо время сырной седмицы, отведённое Церковью для духовной и телесной подготовки, наполнить покаянием, размышлением о своей жизни, о своей душе, избавлению от обид и примирению с ближними. Поразмыслить над тем, что ещё нам предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы грядущий Великий пост стал для нас действительно весной покаяния, чтобы мы омолодились душой, чтобы к светлому празднику Пасхи наши души воскресли вместе с Воскресшим Христом Спасителем.

Икона «Страшный суд». Новгород,
XV век, Третьяковская галерея

Тре-тье вос-кре-се-нье под-го-то-ви-тель-но-го пе-ри-о-да к Ве-ли-ко-му по-сту име-ну-ет-ся в Пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре Неде-лей о Страш-ном су-де, или Неде-лей мя-со-пуст-ной. Пер-вое на-зва-ние про-дик-то-ва-но те-мой еван-гель-ско-го чте-ния за Ли-тур-ги-ей - о бу-ду-щем Страш-ном су-де жи-вых и мёрт-вых; вто-рое - пред-пи-са-ни-ем Цер-ков-но-го уста-ва: не упо-треб-лять по-сле это-го вос-кре-се-нья мя-са.

Что зна-чит «мя-со-пуст»?

Сла-вян-ский тер-мин «мя-сопу ст» (греч. апо кр-эос , лат. carnis privium - ли-ше-ние мя-са ) озна-ча-ет пре-кра-ще-ние вку-ше-ния мя-са. Неде-ля мя-со-пуст-ная - это вос-кре-се-нье за 56 дней до Пас-хи. За ним сле-ду-ет ещё од-на - по-след-няя пе-ред Ве-ли-ким по-стом седми ца - «сыр-ная», или, в про-сто-ре-чии, - «мас-ле-ни-ца» (в на-род-ном ка-лен-да-ре она вклю-ча-ет в се-бя ещё и Про-щё-ное вос-кре-се-нье в ка-че-стве за-вер-ша-ю-ще-го ак-кор-да ли-хих на-род-ных гу-ля-ний). Стро-го со-блю-да-ю-щие ди-е-ти-че-скую сто-ро-ну по-ста от-ка-зы-ва-ют-ся на этой неде-ле от мя-са и едят толь-ко яй-ца и мо-лоч-ные про-дук-ты (от-ку-да и на-зва-ние этой неде-ли). В этом - по-след-няя сту-пень под-го-то-ви-тель-но-го воз-дер-жа-ния.

Мас-ле-ни-ца - хри-сти-ан-ский празд-ник?

Об-ра-зо-ван-ный хри-сти-а-нин (да и каж-дый че-ло-век) дол-жен знать, что мас-ле-ни-ца в сво-ей ос-но-ве - празд-ник со-всем не хри-сти-ан-ский! На-про-тив - это древ-ний язы-че-ский празд-ник про-во-дов зи-мы и встре-чи вес-ны, со-глас-но по-сло-ви-це: «Мас-ле-ни-цу про-во-жа-ем, све-та солн-ца ожи-да-ем». Это - свое-об-раз-ный «се-вер-ный кар-на-вал», вак-ха-на-лия, со-про-вож-да-ю-ща-я-ся необуз-дан-ным ве-се-льем, зу-бо-дро-би-тель-ны-ми дра-ка-ми, иг-ра-ми и хмель-ны-ми пи-ра-ми (это то, что у нас все-гда хо-ро-шо по-лу-ча-ет-ся). В до-хри-сти-ан-ские вре-ме-на по-доб-ные гу-ля-ния с «уми-ло-стив-ле-ни-ем» язы-че-ских бо-гов со-про-вож-да-лись да-же че-ло-ве-че-ски-ми жерт-во-при-но-ше-ни-я-ми: вспом-ним о на-ших хри-сти-ан-ских пер-во-му-че-ни-ках - ки-ев-ских ва-ря-гах Фе-о-до-ре и сыне его Иоанне (983 г.). (Пред-ста-вим, что они вос-крес-ли, ока-за-лись на на-шей мас-ле-ни-це и уви-де-ли стран-ные на-ря-ды хмель-ных гу-ляк, пры-га-ю-щих во-круг ко-ст-ра с язы-че-ским идо-лом ста-ру-хи-зи-мы и бли-на-ми в ру-ках... Му-че-ни-ки ре-ши-ли бы, что на Ру-си всё ещё тор-же-ству-ет язы-че-ство, ко-то-рое рев-ност-но на-саж-дал князь Вла-ди-мир в на-ча-ле сво-е-го прав-ле-ния, а кре-ще-ние на-шей мно-го-стра-даль-ной стра-ны так и не со-сто-я-лось!) По-это-му су-ро-вый го-лос Свя-той Пра-во-слав-ной Церк-ви, воз-ве-щая о Страш-ном Су-де, зо-вёт к по-ка-я-нию и предо-сте-ре-га-ет от язы-че-ской мен-таль-но-сти, до сих пор жи-ву-щей в на-шем со-зна-нии.

По-сле кре-ще-ния Ру-си «от-ме-нить» мас-ле-ни-цу (как и неко-то-рые дру-гие язы-че-ские иг-ри-ща, на-при-мер, «Ива-нов день») так и не смог-ли: наш на-род го-тов от-ка-зать-ся от мно-го-го, но толь-ко не от бес-ша-баш-ных гу-ля-нок и за-сто-лий с тра-ди-ци-он-ным во-про-сом: «Ты ме-ня ува-жа-ешь?» По-это-му Цер-ковь вы-нуж-ден-но сов-ме-сти-ла эту неде-лю вак-ха-на-лий с по-след-ней под-го-то-ви-тель-ной сед-ми-цей пе-ред Ве-ли-ким по-стом, чтобы хоть как-то кон-тро-ли-ро-вать про-ис-хо-дя-щее и не до-пус-кать про-дол-же-ния ко-щун-ствен-но-го раз-гу-ла во вре-мя Ве-ли-ко-го по-ста. При этом обы-чай по-ми-нать на хмель-ной тризне пред-ков бли-на-ми (это аст-ро-ло-ги-че-ский со-ляр-ный знак) был пе-ре-осмыс-лен как за го-ве-нье - празд-нич-ную тра-пе-зу на-ка-нуне по-ста. Гре-ки и дру-гие хри-сти-ане не мо-гут по-нять, по-че-му наш бо-го-слу-жеб-ный (!) - а не толь-ко «на-род-ный» - ка-лен-дарь об-зы-ва-ет пра-во-слав-ную сыр-ную сед-ми-цу, име-ю-щую по-лу-пост-ный по ра-ци-о-ну, но вполне по-ка-ян-ный по сво-е-му на-зна-че-нию ха-рак-тер, язы-че-ским тер-ми-ном «мас-ле-ни-ца» (хо-тя бы и в скоб-ках). Тем са-мым, в гла-зах про-сто-го на-ро-да, име-ну-ю-ще-го се-бя «пра-во-слав-ным», санк-ци-о-ни-ру-ет-ся как сам «кар-на-вал», так и свя-зан-ные с ним язы-че-ские об-ря-ды и зло-упо-треб-ле-ния. В хра-мах зву-чит пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, а на ули-цах - язы-че-ские ри-ту-аль-ные за-кли-на-ния и визг-ли-вые ча-стуш-ки, осквер-ня-ю-щие слух цер-ков-но-го че-ло-ве-ка.

Сыр-ная сед-ми-ца или мас-ле-ни-ца?

«Сыр-ная сед-ми-ца - пред-две-рие и на-ча-ло по-ста»

Пра-во-слав-ный Цер-ков-ный ка-лен-дарь име-ну-ет по-след-нюю седми цу (неде-лю) пе-ред Ве-ли-ким по-стом сы-ропу стно й (а на-род - мас-ле-ни-цей). Смысл этой сед-ми-цы - в по-сте-пен-ном пе-ре-хо-де от обы-ден-ной жиз-ни к ве-ли-ко-пост-ным «по-дви-гам», ко-то-рые, ко-неч-но же, у каж-до-го хри-сти-а-ни-на свои - и опре-де-ля-ют-ся его по-лом, воз-рас-том, со-сто-я-ни-ем здо-ро-вья и про-фес-си-ей. В сре-ду и пят-ни-цу да-же не со-вер-ша-ет-ся Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия (это в знак по-ка-ян-ной скор-би), а служ-бы су-точ-но-го цик-ла, со-дер-жа-щие и по-ка-ян-ную мо-лит-ву пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, по-чти со-от-вет-ству-ют ве-ли-ко-пост-ным. Всё это, со-глас-но за-ме-ча-тель-но-му вы-ра-же-нию свт. Ти-хо-на За-дон-ско-го, - «свет-лые предпу тия по-ста»!

Но на-род - не толь-ко «про-стой» и «необ-ра-зо-ван-ный» (эта от-го-вор-ка ныне смеш-на) - про-во-дит это «на-ча-ло уми-ле-ния и по-ка-я-ния» вполне по-язы-че-ски - в шум-ных гу-ля-ньях и со-мни-тель-ных за-ба-вах.

Один из ино-стран-ных пу-те-ше-ствен-ни-ков, по-се-тив-ших Рос-сию в XVII ве-ке, мо-сье Одер-бон, с удо-воль-стви-ем но-си-те-ля за-пад-ной ци-ви-ли-за-ции кон-ста-ти-ро-вал (по-доб-ных сви-де-тельств мно-го): «В это вре-мя у рус-ских по-чти бес-пре-рыв-но про-дол-жа-ет-ся об-жор-ство и пьян-ство; они пе-кут паш-те-ты, то есть ола-дьи и бли-ны из мас-ла и яиц, за-зы-ва-ют к се-бе го-стей и упи-ва-ют-ся мё-дом, пи-вом и вод-кой до упа-ду и до бес-па-мят-ства. В те-че-ние всей мас-ле-ни-цы толь-ко и слыш-но, что то-го-то уби-ли, то-го-то бро-си-ли в во-ду…».


«Взя-тие снеж-но-го го-род-ка»
В. Су-ри-ков, 1891 г.

Со вре-ме-нем ма-ло что из-ме-ни-лось. Вспом-ним кар-ти-ну Ва-си-лия Су-ри-ко-ва «Взя-тие снеж-но-го го-род-ка» или хре-сто-ма-тий-ное изо-бра-же-ние боя «стен-ка на стен-ку» в филь-ме «Си-бир-ский ци-рюль-ник». Мно-гие про-сто-душ-ные лю-ди от-но-сят-ся к этим лу-боч-ным кар-тин-кам про-шло-го с но-сталь-ги-че-ским при-ды-ха-ни-ем и все-рьёз счи-та-ют, что всё это - «су-гу-бо по-пра-во-слав-но-му»; что так и сле-ду-ет «го-то-вить-ся» к Ве-ли-ко-му по-сту: на-пить-ся до без-об-ра-зия, сло-пать (про-сти-те за от-кро-вен-ный гла-гол!) как мож-но боль-ше бли-нов, ста-ра-ясь не уме-реть от за-во-ро-та ки-шок (что дей-стви-тель-но слу-ча-лось), уме-ло раз-бить ближ-не-му нос или вы-вих-нуть че-люсть, а по-том «по-ка-ять-ся» - по-па-рить-ся в Чи-стый по-не-дель-ник в бань-ке, дабы смыть с се-бя мас-ле-нич-ные из-ли-ше-ства, и с чув-ством хо-ро-шо ис-пол-нен-но-го «пра-во-слав-но-го дол-га» бу-хать зем-ные по-кло-ны.

Ко-неч-но же, это язы-че-ская раз-гуль-ная об-ряд-ность, во мно-гом ис-кус-ствен-но воз-рож-да-е-мая сей-час под ви-дом воз-вра-ще-ния к «на-род-ным тра-ди-ци-ям». Оче-вид-но, мно-гим, же-ла-ю-щим ко-щун-ствен-но смыть с Ру-си во-ды дне-пров-ской ку-пе-ли, хо-чет-ся вер-нуть-ся непре-мен-но к до-хри-сти-ан-ским «на-цио-наль-ным ис-то-кам». Неуди-ви-тель-но, что на-шу стра-ну, в ко-то-рой за де-вять сто-ле-тий не смог-ли утвер-дить-ся хо-тя бы эле-мен-тар-ные нор-мы хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-ве-де-ния, по-стиг-ли столь тяж-кие на-ка-за-ния в XX сто-ле-тии. Это и был «Страш-ный суд», к сча-стью, ещё не окон-ча-тель-ный; но ра-зум-но ли ис-пы-ты-вать Бо-жие дол-го-тер-пе-ние? Ещё один «Страш-ный суд» для на-ше-го об-ще-ства, си-дя-ще-го на «по-ро-хо-вой (ядер-ной и тер-мо-ядер-ной) боч-ке» мо-жет стать в пря-мом смыс-ле Страш-ным (уже без ка-вы-чек) и по-след-ним. Всё за-ви-сит от спо-соб-но-сти по-ка-ять-ся (то есть на биб-лей-ском язы-ке - «пе-ре-ме-нить со-зна-ние») и хо-тя бы по-пы-тать-ся жить по-хри-сти-ан-ски. К со-жа-ле-нию, вме-сто то-го, чтобы «на се-бя обо-ро-тить-ся» - вспом-нить сло-ва Спа-си-те-ля о том, что Отец Небес-ный зна-ет о каж-дом из нас всё (да-же во-ло-сы на на-ших го-ло-вах со-счи-та-ны!) и что без Его по-пуще-ния ни-че-го не про-ис-хо-дит, - мно-гие на-ши «рев-ни-те-ли» от-ма-хи-ва-ют-ся от про-мыс-ла Бо-жия и ви-нят во всех на-ших бе-дах раз-ных внеш-них су-по-ста-тов (их име-на хо-ро-шо из-вест-ны). Здесь есть над чем за-ду-мать-ся, осо-бен-но в пред-две-рии Ве-ли-ко-го по-ста.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ло-же-ние

Свя-ти-тель Ти-хон За-дон-ский (†1783) о мас-ле-ни-це

«Сыр-ная сед-ми-ца есть пред-две-рие и на-ча-ло по-ста. А по-то-му ис-тин-ным ча-дам Церк-ви сле-ду-ет в Сыр-ную сед-ми-цу по-сту-пать во всём го-раз-до воз-дер-жан-нее. Слу-ша-ют ли, од-на-ко, хри-сти-ане сла-дост-ных пес-ней люб-ве-обиль-ной Ма-те-ри сво-ей? Она за-ве-ща-ет в эти дни бо-лее бла-го-го-веть - а они ещё боль-ше бес-чин-ству-ют. Она за-по-ве-ду-ет воз-дер-жи-вать-ся - а они ещё боль-ше пре-да-ют-ся невоз-дер-жа-нию. Она по-веле-ва-ет очи-щать те-ло и ду-шу - а они ещё боль-ше осквер-ня-ют их. Она ве-лит се-то-вать о со-де-ян-ных гре-хах - а они при-бав-ля-ют но-вые без-за-ко-ния. Она вну-ша-ет уми-ло-стив-лять Бо-га - а они ещё боль-ше про-гнев-ля-ют Все-выш-не-го. Она на-зна-ча-ет пост - а они ещё боль-ше объ-еда-ют-ся и упи-ва-ют-ся. <…> Са-мое празд-но-ва-ние мас-ле-ни-цы - есть де-ло язы-че-ское. У языч-ни-ков был лож-ный бог Вакх (изоб-ре-та-тель хмель-но-го пи-тья), ко-то-ро-му они учре-ди-ли осо-бен-ные в го-ду празд-ни-ки (так на-зы-ва-е-мые вак-ха-на-лии ) и про-во-ди-ли эти празд-не-ства во вся-ких непо-треб-ствах и мер-зо-стях. Смот-ри-те, не так ли хри-сти-ане про-во-дят мас-ле-ни-цу, а рав-но и мно-гие празд-не-ства? <…> А я ещё раз ска-жу, что, кто про-во-дит мас-ле-ни-цу в бес-чин-ствах, тот ста-но-вит-ся яв-ным ослуш-ни-ком Церк-ви и по-ка-зы-ва-ет се-бя недо-стой-ным са-мо-го име-ни хри-сти-а-ни-на» (цит. по: Бул-га-ков С. В. На-столь-ная кни-га для свя-щен-но-цер-ков-но-слу-жи-те-лей. М., 1993. Т. 1. С. 543-544).

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной , сыропустной , масленой , масленицей .
На ней уже не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных продуктов: молока, сыра, масла, яиц. Церковь постепенно вводит нас в подвиг поста, от мяса и многоядения к строгому воздержанию.

Эта неделя сплошная , т.е. в среду и в пятницу обычного поста нет, однако, в сыропустные среду и пятницу пост всё-таки положен до вечера, а вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни Масленицы.

Хотя Масленица является полупостной седмицей, во время неё продолжается усиленная духовная подготовка к Великому Посту. Однако в народные обычаи издавна вошла практика так называемой «широкой» Масленицы.

В эти дни празднуются проводы Зимы и встреча Весны.
Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. Безудержное чревоугодие и веселье рассматривалось как залог будущего благополучия, процветания и успеха.

Каждый день сырной недели имеет своё название, свои традиции.
Понедельник — «Встреча» — устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали куклу из соломы — Масленицу — и наряжали её.
вторник — «Заигрыш» — катание молодых со снежных гор, продолжается угощение блинами во всех домах.
Среда — «Лакомка » — к тёще на блины.
Четверг — «Разгуляй» — широкий четверток, разгул, перелом. Кулачные бои, снежные городки, ряжение. чучело Масленицы из соломы поднимали на гору.
Пятница — «Тёщины вечёрки» — зять с вечера должен был сам лично пригласить тёщу. Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть — мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.
Суббота — «Золовкины посиделки» или «Проводы» — молодая невестка приглашала родных мужа к себе. Наряженную Масленицу — чучело из соломы — на носилках несли до конца деревни, и там, с песнями, «хоронили»: устраивался большой костёр и в нём сжигали Масленицу. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали.
Воскресение — «Прощёное воскресение » — все вспоминали, что в понедельник наступает Великий Пост , поэтому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения, говоря друг другу: «Прости меня, пожалуйста, буде в чём виноват пред тобою». А в ответ слышали: «Бог простит». В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

Масленица — вовсе не христианский праздник. Это языческое славянское празднество. Поэтому Церковь не поощряет, но и не порицает празднование Масленицы.


Постный календарь на неделю:

  • пн – Встреча -нет поста
  • вт – Заигрыш — нет поста
  • ср – Лакомка — строгий пост до вечера — Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • чт – Разгуляй — нет поста
  • пт – Тёщины вечёрки — строгий пост до вечера — Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • сб – Проводы- нет поста
  • вс – Прощёное воскресение — нет поста — последний день, когда можно есть молочное

—————————————————————————————————————————
Так как на неделе есть два «полупостных» дня, то предлагаем два постных блюда:

Но, конечно же, основное блюдо на Масленицу — это .
Предлагаем вам почитать и несколько рецептов необычных блинов и оладий.

Что такое Сырная неделя?

Сырная седмица (Масленица) - это вся неделя перед Великим Постом. Очень часто Сырную неделю называют «Мясопуст», так как все семь дней нужно воздерживаться от употребления любых мясных блюд и употреблять в пищу исключительно молочные продукты, яйца, рыбу и, конечно же, блины.

В старину традиции Сырной недели свято чтили и соблюдали. К сожалению, сейчас уже далеко не все знают, что каждый день Сырной недели имеет свои характерные особенности. Наверное, будет не лишним вспомнить, чему посвящен каждый день Сырной недели. Ведь Масленицу надо гулять не только весело, но и правильно!

Первые три дня праздника - это Узкая Масленица.

Встреча

В понедельник (первый день праздника) обязательно сооружали соломенное чучело, обряжали его в старую одежду и с песнями возили в санях. Также в этот день начинали печь блины. Считалось доброй традицией отдать первый блин нищим и бездомным, чтобы помянуть усопших предков. Важным был первый день Масленицы и для потенциальных невест: они вовсю готовились к предстоящим смотринам. По сути, в первый день Масленицы решались все «организационные» вопросы: где гулять, какой приготовить стол, да кого приглашать в гости.

Заигрыш

Вторник был полностью посвящен смотринам невест. Молодые люди приглашали девушек, которых собирались взять в жены, провести время вместе: покататься на санях и со снежных горок. Девушки в свою очередь не только должны были показать жениху свое расположение, но и продемонстрировать свои кулинарные таланты и угостить будущих мужей блинами и другими яствами. Считалось, что молодые люди, которые не будут расставаться ни на минуту во второй день Сырной недели, проживут в любви и согласии долгие годы.

Лакомки

Среда - семейный день. Пожалуй, единственный день в году, когда зять может прийти к теще в гости, имея на то все основания. Теща же обязана зятя вкусно накормить, напоить, да и быть с ним предупредительной и ласковой. Третий день Сырной недели отличался пышными застольями: ели и пили, не отказывая себе ни в чем.

Последние четыре дня праздника - Широкая Масленица

Широкий разгул

Четверг. Второе название этого дня - «Широкий разгуляй» - говорит само за себя. Славяне всегда умели веселиться, а в четвертый день Масленицы они превосходили сами себя. Главным событием дня (кроме обильных приемов пищи и возлияний) были штурмы снежного городка, который строился заблаговременно в первый день праздника. Также «Широкий Разгуляй» славился своими бесшабашными забавами, кулачными боями, гонками на лошадях, прыжками через костер, колядками.

Тещины вечерки

Пятница - тещин день. Теперь уже теща приходила в гости к своему зятю, и он должен был принять ее как самую дорогую и желанную гостью.

Золовкины посиделки

Суббота - день золовок. Замужние женщины (как правило, молодого возраста), приглашали в гости всех родственников мужа. Среди гостей почетное место занимали золовки (сестра мужа), которые обязательно должны были преподнести хозяйке дома подарок. Незамужние женщины приглашали своих замужних родственниц.

Прощеное воскресенье

Прощание с сырной неделей. Люди отправлялись на кладбище, чтобы помянуть усопших предков, просили друг у друга прощения за свершенные неблаговидные поступки и нанесенные обиды. В этот день начиналась подготовка к Великому Посту: остатки масленичной еды и чучело Зимы обязательно сжигали, дома убирали. Масленица подходила к концу: бесшабашные развлечения, пиры и гуляния сменяли дни строгого воздержания перед главным христианским праздником - Пасхой.

Похожие публикации