Частная охранная организация. Основы управления в охранной организации

Частное охранное предприятие «План А»

Лозунг: «С нами «План Б» не нужен»

Структура ЧОПа:

Организация работы любого ЧОП подразумевает установление режима охраны. Данный режим предусматривает сочетание организационных, материально-технических и контрольных мер, направленных на обеспечение гарантированной охраны физических лиц, материальных ценностей, а также информации о деятельности охраняемого объекта. Основной целью создания режима охраны является обеспечение сохранности зданий и помещений, имущества охраняемого объекта, любых сведений о деятельности этого предприятия.

Организация охраны включает:

    подбор личного состава на службу;

    общую специальную подготовку сотрудников;

    расстановку личного состава по охраняемым объектам;

    инструктаж личного состава перед заступлением на службу;

    постановку конкретных задач личному составу непосредственно перед заступлением на службу;

    контроль за несением службы (суточным) нарядом, подведение итогов несения службы.

Распределение личного состава по охраняемым объектам проводится с учетом:

    важности и особенностей охраняемого объекта;

    индивидуальных особенностей сотрудников охраны с учетом их образовательного, интеллектуального и возрастного цензов;

    физической подготовленности и огневой выучки, умения владеть специальными средствами самообороны;

    умения пользоваться инженерно-техническими средствами и средствами связи, имеющимися на охраняемых объектах.

При распределении на объекты желательно направлять молодых сотрудников совместно с опытными специалистами, чтобы в полной мере использовать их знания и практический опыт.

Эффективность:

I. Организация деятельности ЧОП

1. Организация деятельности частного охранного предприятия согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Устанавливаются:

    наличие необходимых учредительных и регистрационных документов;

    организационно-правовая форма;

    учредители частного охранного предприятия;

    наличие лицензий на осуществляемые виды деятельности;

    отсутствие противоречий в данных, указанных в учредительных документах и регистрационной анкете.

    изучаются цели и задачи частного охранного предприятия, а также соответствие их заключенным договорам.

а) Срок деятельности частного охранного предприятия на рынке оказания охранных услуг.

Данный критерий показывает, что предприятие создано, в том числе, с целью надежной долгосрочной работы, действует в рамках законодательства, направлено на развитие частной охранной деятельности и накапливает практический опыт.

Свыше 10 лет - 4 балла

От 5 до 10 лет - 3 балла

От 2 до 5 лет - 2 балла

Менее 2 лет - 1 балл

б) Уровень подготовки офисных помещений частного охранного предприятия.

Данный критерий показывает степень стабильности частного охранного предприятия, уровень организации работы.

    Офис и КХО располагаются в собственном или арендуемом помещении с достаточным числом кабинетов для размещения подразделений, предусмотренных структурой частного охранного предприятия, и городскими телефонами - 4 балла.

    Офис и КХО располагаются в субарендуемом помещении с достаточным числом кабинетов для размещения подразделений, предусмотренных структурой частного охранного предприятия, и городскими телефонами - 3 балла.

    Офис и КХО располагаются на одном из охраняемых объектов с достаточным числом кабинетов для размещения подразделений, предусмотренных структурой частного охранного предприятия, и городскими телефонами - 2 балл.

    Офис или собственная КХО отсутствует – минус 2 балла.

    Достаточным числом кабинетов считается по одному на каждое подразделение частного охранного предприятия и руководящий состав. При недостаточном числе кабинетов рейтинговый показатель снижается на 1 балл.

II. Организационно-штатная структура и кадровый состав ЧОП

2. Организация деятельности частного охранного предприятия согласно Трудовому кодексу Российской Федерации.

Работодатель как субъект трудовых и непосредственно связанных с ними правоотношений - носитель определенных прав и обязанностей. Осуществляя свою деятельность, работодатель имеет право принимать локальные нормативные правовые акты, в числе которых есть обязательные, а также обязан знакомить с ними работников под роспись и требовать их исполнения.

Устанавливается наличие утвержденных обязательных локальных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения на частном охранном предприятии. Анализируется их содержание на соответствие требованиям Трудового кодекса Российской Федерации.

Выявление нарушений руководителем частного охранного предприятия требований трудового законодательства является причиной отсрочки вынесения решения о паспортизации до их устранения.

    В наличии трудовые книжки, журналы учета и регистрации трудовых книжек, карточки формы Т-2, приказы о приеме, увольнении, дисциплинарных взысканиях, заключены трудовые договоры со всеми сотрудниками предприятия – 4 балла.

    В наличии трудовые книжки, трудовые договоры со всеми сотрудниками предприятия, журналы учета и регистрации трудовых книжек, не в полном объеме карточки формы Т-2, приказы о приеме, увольнении, дисциплинарных взысканиях – 2 балла.

    В наличии трудовые договоры не со всеми сотрудниками предприятия, не ведутся журналы учета и регистрации трудовых книжек, не в полном объеме карточки формы Т-2 – 0 баллов.

    Проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей (по журналам и путевым листам) – плюс 2 балла, отсутствуют предрейсовые медицинские осмотры – минус 3 балла.

3. Определение кадрового потенциала частного охранного предприятия.

При оценке кадрового потенциала выясняются:

3.1. Количественные и качественные показатели работников.

Определяются штатная и фактическая численность, доля работников, осуществляющих охранные функции. Устанавливается численность работников, имеющих:

удостоверение частного охранника;

разрешения на хранение и ношение служебного оружия.

3.2. Профессиональная подготовка работников.

Устанавливается число работников, прошедших периодические проверки. Определяется процент прохождения периодических проверок с первого, второго раза. Анализируются показатели за последние 12 месяцев.

а) Прохождение периодических проверок, проводимых органами внутренних дел:

Выставляются следующие баллы, если процент прохождения периодических проверок, проводимых органами внутренних дел, равен:

От 100% до 90% - 4 балла

От 90% до 50% - 3 балла

От 50% до 25% - 2 балла

б) Профессиональная подготовка (переподготовка) работников на частном охранном предприятии:

Направление работников в специализированные учебные центры либо приглашение специалистов для обучения из специализированных учебных центров - 4 балла;

Собственными силами с использованием собственных программ, методических пособий и брошюр - 3 балла;

Подготовка работников проводится на объекте в процессе основной деятельности - 1 балл.

4. Оценка качества работы управленческого аппарата.

4.1. Оценка соблюдения лицензионных требований и условий по виду деятельности: охранная деятельность.

При оценке соблюдения лицензионных требований и условий по виду деятельности за основу принимается исполнение требований и их соответствие требованиям ОЛРР (около 25 пунктов).

    Все пункты выполняются - 4 балла;

    Есть незначительные, легкоустранимые замечания - 3 балла.

4.2. Оценка качества работы внутренних документов предприятия, их соответствия специфике охранных услуг.

а) Разработка собственных договоров по охране объектов:

Наличие внутренних служебных документов по охране объектов говорит о степени творческого участия управленческого аппарата в организации охраны.

    Разработка и использование индивидуальных договоров на каждый объект с учетом его специфики - 4 балла;

    Использование типовых договоров на каждый объект - 2 балла.

б) Разработка и ведение внутренних служебных документов по охране объектов:

    Разработка и использование индивидуальных инструкций на каждый объект охраны с учетом специфики объекта - 4 балла;

    Использование типовых инструкций на каждый объект охраны без учета специфики объекта - 2 балла.

в) Порядок проведения проверок несения службы на объектах охраны:

    Наличие в управленческом аппарате специально выделенных сотрудников, постоянно проводящих проверки несения службы на объектах охраны - 4 балла;

    Проведение регулярных (не менее одного раза в сутки) проверок силами управленческого аппарата и кураторов объектов - 3 балла;

    Проведение регулярных (не менее 4 раз в неделю) проверок силами управленческого аппарата и кураторов объектов - 2 балла;

    Проведение периодических (менее 4 раз в неделю) проверок кураторами объектов - 1 балл.

III. Материально-техническая база и финансовые показатели ЧОП

5. Определение материально-технической базы частного охранного предприятия.

При изучении материально-технической базы выясняется число единиц имеющегося на частном охранном предприятии оружия, количество спецсредств, средств связи, автомобилей и иного оборудования, необходимого для осуществления охранных функций.

а) Обеспечение охранников форменной одеждой:

    Наличие форменной одежды (название/эмблема ЧОП на одежде обязательно) в зависимости от сезона, места несения службы и задач охранников - 4 балла;

    Неполное обеспечение охранников форменной одеждой или отсутствие названия/эмблемы на одежде - 2 балла.

б) Наличие круглосуточной дежурной службы управления нарядами:

    Наличие круглосуточной дежурной смены во главе с одним из руководителей частного охранного предприятия и наличие подразделения (группы) реагирования в составе четырех и более авто-экипажей - 4 балла;

    Наличие круглосуточной дежурной смены во главе с начальником смены и наличие подразделения (группы) реагирования в составе двух и более авто-экипажей - 3 балла;

    Наличие одного круглосуточного дежурного и наличие одного авто-экипажа - 2 балла;

    Наличие одного круглосуточного дежурного без авто-экипажа - 1 балл;

    Отсутствие круглосуточного дежурного - 0 баллов.

в) Наличие оперативной радио- (телефонной) связи у дежурной смены:

    Наличие оперативной радио - (телефонной) связи на 100% объектах охраны - 4 балла;

    Не менее чем с 80% объектов охраны - 3 балла;

    Менее чем с 80% объектов охраны - 1 балл;

    Использование постовых отметчиков - плюс 2 балла.

г) Обеспеченность автотранспортом:

    Достаточное количество автомобилей, принадлежащих охранному предприятию или арендуемых у учредителей или руководителей ЧОП - 4 балла;

    Достаточное количество автомобилей, арендуемых у производственных работников охранного предприятия - 2 балла;

    Недостаточное количество автомобилей для осуществления охранных услуг – минус 2 балла;

    Наличие эмблем/опознавательных знаков ЧОП на бортах обязательно. Отсутствие эмблем – минус 1 балл.

6. Определение специализации частного охранного предприятия.

При определении специализации частного охранного предприятия устанавливаются:

число заключенных договоров в целом и доля договоров, заключенных на охрану объектов (с оружием, без оружия) и другие виды деятельности;

типы охраняемых объектов, их процентное соотношение к общему числу.

6.1. Оценка соответствия законодательству документов, необходимых для осуществления охранных услуг с использованием радиоканала и групп быстрого реагирования.

Устанавливается соответствие документов ЧОП, который использует радиоканал, требуемым законодательством.

Устанавливается наличие:

Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации.

Свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств (далее – РЭС) Федеральной службы по надзору в сфере связи или Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРОЙ).

Разрешения на право эксплуатации подвижных или сухопутных радиостанций, выданные Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРОЙ).

Документ (отметка в документах) на право использования символики предприятия на бортах автомобилей.

    В наличии все вышеперечисленные документы – 4 балла.

    Отсутствуют Разрешения на право эксплуатации подвижных радиостанций или документы (отметки в документах) на право использования символики предприятия на бортах автомобилей – 3 балла.

    Отсутствует Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов Министерства информационных технологий и связи РФ или Свидетельства о регистрации РЭС – минус 2 балла.

7. Оценка участия частного охранного предприятия в обеспечении общественного порядка.

При определении участия частного охранного предприятия в обеспечении общественного порядка устанавливается число осуществленных выходов (и количество принявших участие сотрудников) на охрану общественного порядка.

    За участие частного охранного предприятия в охране общественного порядка, осуществлении патрулирования рейтинговый показатель увеличивается на два балла.

    За наличие документов и иных материальных знаков оценки служебной деятельности частного охранного предприятия со стороны контролирующих органов (ОВД), органов муниципальной власти и заказчиков рейтинговый показатель увеличивается на два балла.

    За выявление фактов неисполнения взятых на себя обязательств по договорам об участии в охране общественного порядка и патрулировании рейтинговый показатель снижается на два балла.

8. Оценка соблюдения требований федеральных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих оборот оружия и частную охранную деятельность.

Устанавливаются факты нарушений лицензионных требований и условий, определенных Положением о лицензировании частной охранной деятельности. Особое внимание уделяется фактам неправомерного применения служебного оружия, его утраты, участия в гражданско-правовых спорах юридических лиц, числу возбужденных уголовных дел в отношении сотрудников предприятия безопасности.

Анализируются данные за последние 12 месяцев.

    За участие частного охранного предприятия в конфликтах, связанных с гражданско-правовыми спорами, рейтинговый показатель снижается на 50% баллов, при наличии повторного участия за проверяемый период предприятие получает отказ в паспортизации.

    За утрату служебного оружия или неправомерное его применение общий рейтинговый показатель снижается на 50% баллов.

    За вынесение частному охранному предприятию предупреждения(й) о нарушении законодательства, регулирующего оборот оружия и частную охранную деятельность (в течение года со дня вынесения), общий рейтинговый показатель снижается на 25% баллов.

    За привлечение к уголовной ответственности работников частного охранного предприятия общий рейтинговый показатель снижается на 25% баллов.

    За каждый судебный иск о возмещении ущерба по фактам нанесения вреда охраняемому имуществу собственника общий рейтинговый показатель снижается на 5% баллов.

9. Финансовые показатели ЧОП

Основной целью проведения экспертизы финансовых показателей ЧОП является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и эффективности деятельности.

9.1. Анализ финансовой устойчивости.

Рассматривается отсутствие (наличие) просроченной задолженности по налогам и обязательным платежам.

    Предприятию, у которого просроченная задолженность по налогам и обязательным платежам отсутствует, выставляется 4 балла.

    Предприятие, имеющее просроченную задолженность, не может считаться финансово устойчивым, и общий рейтинговый показатель снижается на 10% баллов.

9.2. Анализ фонда оплаты труда охранников.

9.2.1. В ходе анализа соотносится средняя заработная плата одного охранника со средней зарплатой по отрасли в регионе.

Данный показатель вычисляется относительно средней заработной платы по отрасли в анализируемом регионе. Значение данного показателя должно быть не менее 1.

    В том случае, если средняя заработная плата соотносится со средней зарплатой по отрасли в регионе с коэффициентом 0,8-1,2, то охранному предприятию выставляется 1 балл. Если она превышает его, то 2 балла.

9.2.2. Определяется темп роста заработной платы охранников.

    Если темп роста заработной платы охранников превышает темп инфляции, установленный Правительством России за анализируемый период, то в этом случае анализируемому предприятию выставляется 2 балла рейтинговой оценки.

    В случае если темп роста заработной платы не превышает темпа инфляции, то 1 балл.

    Если в организации за анализируемый период отсутствовал рост заработной платы или она сокращалась, то охранному предприятию не выставляется ни одного балла.

9.3. Анализ затрат на страхование охранников.

Отслеживаются расходы на обязательное страхование сотрудников - на какую сумму в среднем страхуется один охранник относительно прожиточного минимума в данном регионе для трудоспособного населения.

    Если сумма страховки превышает прожиточный минимум, то охранному предприятию выставляется 2 балла, если сумма страховки и прожиточного минимума соотносится с коэффициентом от 0,5 до 1,0, то предприятию выставляется 1 балл рейтинговой оценки.

9.4. Анализ материальных запасов и специфических основных средств.

При проведении анализа материальных запасов и специфических основных средств устанавливаются:

    Средние расходы на форму (обмундирование), в том числе на одного сотрудника;

    Средняя стоимость оружия и специальных средств, приходящаяся на одного сотрудника;

    Стоимость средств связи (мобильные, радиосвязь и прочее) на каждого охранника.

По итогам анализа данных показателей делается вывод об обеспеченности или необеспеченности охранников конкретного предприятия специфическими основными средствами и материалами. В первом случае охранному предприятию выставляется 1 балл рейтинговой оценки.

(Прим. Максимально возможное количество - 77 баллов)

При сумме баллов более 65 предприятие обладает высоким рейтингом.

При сумме баллов от 50 до 64 предприятие обладает хорошим рейтингом.

При сумме баллов от 35 до 49 предприятие обладает достаточным рейтингом.

При сумме баллов менее 35 предприятие не обладает достаточным рейтингом.

Советская власть разрешала частным артелям охранять имущество. 9 декабря 1921 года по инициативе Ф. Э. Дзержинского принят Декрет ВЦИК и СТО республики «Об охране складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения» , в соответствии с которым разрешалось Народному Комиссариату Путей Сообщения РСФСР на тех железных дорогах и водных путях, или их участках, а также отдельных станциях и пристанях, на которых это будет признано возможным, поручать охрану багажа и грузов, а равно отдельных поездов, пакгаузов и всякого рода складов, а также производство операций по приему, развозке и выдаче грузов, частным артелям за их полной ответственностью за целость и сохранность вверяемых им ценностей.

Первые частные охранные структуры в СССР появились в период перестройки , после подписания закона № 8998-XI «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 года. Охранная деятельность не была отражена или регламентирована в тексте закона, однако на практике проявлялась в оказании «охранными кооперативами» защиты личной безопасности клиента и его интересов в частном порядке, в соответствии с договорами. 25 мая 1989 года в Ленинграде было создано первое в СССР кооперативное частное сыскное бюро «Алекс», в перечень услуг которого входила охрана личности клиента . Председателем бюро «Алекс» являлся дважды судимый А. Елесин. По состоянию на 1 июня 1990 года охранные кооперативы были открыты и действовали в Ленинграде, Новосибирске, Риге, Петрозаводске, Алма-Ате и Новокузнецке .

Правовой статус ЧОП в России

Деятельность ЧОП в России регулируется федеральным законом от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

В начале 1990-х, первые частные охранные структуры в России создавались в форме акционерных обществ либо обществ с ограниченной ответственностью .

В апреле 2009 года в «Единый справочник профессий» была официально внесена профессия «охранник» .

С 1 января 2010 года понятие «Предприятия, осуществляющие частную детективную и охранную деятельность» (ЧОП) заменено на «Организации, осуществляющие частную охранную деятельность». Частная охранная организация (ЧОО) может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.

«В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

  1. защита жизни и здоровья граждан;
  2. охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке ;
  3. проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
  4. консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  5. обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье»

Не допускается применение ЧОП для охраны объектов, подлежащих государственной охране (по перечню, утверждаемому Правительством РФ).

Деятельность ЧОП подлежит обязательному лицензированию органами Росгвардии (ОЛРР). Руководители охранных предприятий, обязаны иметь высшее образование .

В январе 2012 года были отменены ограничения на применение частными охранниками специальных средств (утратило силу приложение № 4 к постановлению правительства РФ № 587 от 14.08.1992 «Правила применения частными охранниками и детективами специальных средств»)

Общая численность в РФ

Численность частной охраны в постсоветской России имеет тенденцию к увеличению:

Так, в начале 1993 года в РФ насчитывалось свыше 100 тыс. сотрудников частных охранных структур и служб безопасности .

В 1993-1994 годы в России было зарегистрировано более 8000 частных охранных предприятий, а также 5287 служб безопасности (эти охранные структуры не проходили процедуру лицензирования), создано 38 частных детективных объединений. При этом, в указанный период 445 лицензий на частную охранную деятельность было аннулировано. В результате, к 1995 году в охранных предприятиях РФ работали свыше 60 тыс. охранников, имелось 21 тыс. единиц огнестрельного оружия (в том числе, 13 тыс. пистолетов ПМ) и 10 тыс. газовых пистолетов и револьверов .

В 1999 году в РФ было зарегистрировано 11 тыс. охранных предприятий, 165 788 лицензированных охранников, имеющих около 71 тыс. единиц служебного оружия .

С начала 2000-х годов в деятельности частных охранных структур имеет место тенденция к переходу от физической охраны объектов сотрудниками охраны к использованию технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, систем видеонаблюдения , контроля и управления доступом).

В 2002 году, в соответствии с Федеральным законом № 156 от 27 ноября 2002 года «Об объединениях работодателей», в России было разрешено создание объединений работодателей негосударственных структур безопасности.

В начале 2004 года в РФ было зарегистрировано 18 тыс. охранных предприятий, в которых работало 440 тыс. охранников и имелось около 120 тыс. ед. служебного оружия (в том числе, около 80 000 пистолетов и револьверов) .

В 2005 году в РФ действовали 22 тыс. охранных предприятий, в которых работали 581,8 тыс. лицензированных охранников . По состоянию на январь 2005 года, под их охраной находилось около 135 тыс. объектов

На сентябрь 2009 года в РФ действовали 29 290 ЧОПов и служб безопасности, в которых работали 762 тыс. сотрудников и имелось около 120 тыс. ед. служебного оружия. Под их охраной находились свыше 300 тыс. объектов .

В дальнейшем, после 1 января 2010 года (в связи со вступлением в силу изменений в законодательстве ) количество охранных фирм несколько уменьшилось, количество охранников сократилось до 745 тыс. человек .

По состоянию на середину 2012 года в РФ действовало около 24 тыс. частных охранных организаций, 74 охранных холдингов и ассоциаций, в которых работали 654 300 лицензированных охранников и 1 650 частных детективов. Услуги по подготовке и повышению квалификации частных охранников, детективов и руководителей охранных структур оказывали 400 негосударственных образовательных учреждений (НОУ). На вооружении охранных структур имелось 94 500 единиц оружия и в НОУ - 2 900 единиц оружия .

К середине 2015 года в РФ действовали 23,6 тыс. частных охранных организаций, в которых работали 715,6 тыс. человек. Под их охраной находилось 895,5 тыс. объектов различных форм собственности

По мнению ряда авторов, в долговременной перспективе это обстоятельство (наличие в РФ столь многочисленных силовых формирований, призванных защищать частные интересы) может иметь определенные негативные последствия для страны и общества .

Специализированные подразделения

В составе крупных ЧОПов нередко действуют специализированные подразделения, в том числе:

Оружие, спецсредства и экипировка

Единой формы одежды для сотрудников частных охранных фирм и служб безопасности не установлено, поэтому каждый ЧОП разрабатывает себе униформу самостоятельно. Основными критериями для всех видов корпоративной одежды и обуви охранников являются её определенная схожесть с армейской , практичность для несения службы и относительно невысокая цена. Как правило, на форменную одежду крепятся нашивки с надписью «Охрана», наименованием и эмблемой организации и т. д. .

1 июля 2002 года в РФ была установлена административная ответственность за незаконное ношение сотрудниками частных охранных структур форменной одежды с символикой государственных военизированных организаций, однако ношение форменной одежды без использования символики запрещено не было .

Сотрудники частных охранных фирм вправе использовать защитные шлемы I-III класса защиты и бронежилеты I-V класса защиты (на практике, средствами индивидуальной защиты снабжают лишь отдельные категории охранников: инкассаторов, сотрудников групп быстрого реагирования, телохранителей …).

Типы и модели оружия для частных охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством Российской Федерации . Фактически, перечень разрешенного служебного оружия существенно ограничен и по тактико-техническим характеристикам уступает вооружению рядовых сотрудников полиции .

Первый случай применения частными охранниками огнестрельного оружия был зафиксирован в 1991 году в Москве .

В период с марта 1992 до июля 1997 года (до вступления в силу Федерального закона «Об оружии» ) на вооружении частных охранных фирм находились пистолеты Макарова (предоставленные в аренду ОВД), гладкоствольные ружья , а также газовые пистолеты и револьверы . В дальнейшем, ПМ остались только в службах авиабезопасности, а в остальных охранных предприятиях их сменили служебные пистолеты и револьверы (в основном, ИЖ-71 под патрон 9×17 мм).

Следующие изменения в структуре вооружения частной охраны имели место в 2005-2006 году , когда в связи с изменившимися криминалистическими требованиями часть ранее находившихся на балансе ЧОП гладкоствольных охотничьих ружей была заменена на их «служебные» модификации (в основном, полуавтоматы «Сайга»). Одной из целей введения новых ограничений являлось стремление пресечь развитие практики предоставления руководителями ЧОПов служебных пистолетов для постоянного ношения лицам, которые оформлялись в ЧОПы в качестве охранников-совместителей .

Последнее изменение произошло 1 января 2010 года - со вступлением в силу Федерального закона № 272-ФЗ от 22.12.2008, огнестрельное оружие частных охранных структур было передано на баланс МВД РФ и в настоящее время используется на правах аренды; в то же время за ЧОПами сохранили право на приобретение боевых патронов, служебного травматического оружия, гражданского оружия самообороны и спецсредств (это резиновые дубинки , электрошокеры , слезоточивый газ , а также специальные красящие вещества для маркировки преступников - например, несмываемая краска «родамин» ).

Частным охранным структурам РФ не разрешено использовать служебных собак в качестве специальных средств.

Перспективы

В настоящее время рассматривается возможность о возвращении частным охранным структурам права на приобретение в собственность огнестрельного оружия . Кроме того, предложено разрешить службам авиабезопасности использование оружия на правах «юридического лица с особыми уставными задачами» .

В начале 2013 года руководство МВД РФ выступило с предложением наделить сотрудников частных охранных предприятий ограниченным правом досматривать и задерживать нарушителей общественного порядка и преступников (которое будет действовать на ограниченном перечне объектов) .

Эффективность и результативность

По эффективности противодействия преступности, российские частные охранные структуры существенно уступают государственным правоохранительным органам, вневедомственной охране , ведомственной охране . (Утверждение крайне спорно, необходимо учитывать, что реальной статистики по предотвращённым преступлениям нет. Охранники магазинов самообслуживания, например, предотвращают правонарушения не передавая информации в ОВД. Даже при передаче задержанного нарушителя полицейским сотрудники полиции оформляют дело таким образом, что работа охраны никак не фигурирует в деле - охранник просто вызвал полицию, не предотвратил. То есть фактически львиная часть предотвращённых магазинных краж, предотвращённых нарушений общественного порядка в торговых центрах и развлекательных учреждениях является заслугой сотрудников ЧОО, но либо не фиксируется вовсе, либо отражается в статистике как заслуга полиции.)

Тем не менее, в сентябре 2012 года председатель правления общероссийской общественной организации «Безопасное Отечество» Д. Жирков отмечал, что «высококвалифицированные специалисты» составляют сравнительно небольшую часть, «от 10 до 20 процентов » от общего количества частных охранников .

Дополнительная информация

См. также

  • Ведомственная (военизированная) охрана железнодорожного транспорта

Примечания

  1. «Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г.» Управление делами Совнаркома СССР М. 1944, стр. 1100-1102.
  2. Ю. В. Дойников. Частный сыск и закон. // «Советская милиция» № 1, 1990. стр.52-55
  3. Д. Бедняков. Частный сыск: «за» и «против»? // «Советская милиция» № 6, 1990 стр.12-13
  4. Федеральный закон от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»
  5. Федеральный закон №226-ФЗ от от 3.07.2016 г. «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»
  6. Приказ МВД России от 29 июня 2012 г. N 647 г. Москва «Об утверждении Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» (Утратил силу 3 июля 2016 г.)
  7. Частная охранная деятельность: справочник / ред. В. В. Черников, Л. В. Веденов. М., ТК Велби - Проспект, 2005. стр.10-11
  8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 199н от 17 апреля 2009 года «О внесении изменения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1»
  9. Федеральный закон № 2487-1 от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ст.3
  10. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации № 647 от 29 июня 2012 г. «Об утверждении Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств»
  11. тем не менее, охранник вправе иметь при себе гражданское оружие самообороны и использовать его на общегражданских основаниях: в качестве примера, 12 декабря 2012 года в Кисловодске при попытке ограбления дополнительного офиса коммерческого банка ОАО КБ «Евроситибанк» охранник попытался остановить грабителя, дважды выстрелив в сторону грабителя из своего личного травматического пистолета
    // КМВ Сити от 14 декабря 2012
  12. Постановление Правительства РФ № 10 от 26 января 2012 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации № 587 от 14 августа 1992 года»
  13. Виктор Денисов. «Центурион» выходит на орбиту. // «Милиция», февраль 1993, стр.33-35
  14. Георгий Швырков, Борис Клин. Спасение бизнесмена - дело рук самого бизнесмена // журнал «Коммерсантъ Власть», № 10 (121) от 21 марта 1995
  15. Инна Лукьянова, Ольга Казанская. Какие люди без охраны? // журнал «Профиль», № 45 (167), от 29 ноября 1999
  16. М. Дегтярёв. Оружие в современной России // «Калашников. Оружие. Боеприпасы. Снаряжение», № 2, 2004. стр.4-6
  17. Шамиль Байбеков. Безопасность. Бойцы невидимого фронта. // журнал «Профиль» № 47 (461) от 19 декабря 2005 г., стр.54-58

Охрана и безопасность объектов при помощи физической охраны представляет собой комплекс охранных мероприятий, по большей части предупреждающего характера. Эффективной может считаться лишь такая организация охраны объектов , которая не позволяет преступникам и нарушителям порядка найти слабое звено в системе безопасности объекта, а создает возможность пресечения преступных действий на самой ранней их стадии, тем самым поддерживая покой и спокойствие заказчика.

Когда мы можем говорить, что объект сложный?

В настоящее время повышенной сложности включают целый комплекс первоочередных мер. Но сначала нужно определить, сложен ли объект на самом деле.

Сложность объекта можно определить по следующим критериям:

  • площадь

В данном случае речь идет о территории от 500 м² (например, о нефтебазах, заводах, складах хранения готовой продукции).

  • режим работы персонала

Так, объекты, работающие круглосуточно, как правило, организуют график работы сотрудников в две-три смены.

  • место расположения объекта

Речь идет о близости объекта к криминогенным территориям, о расположении в городской или производственной зоне и многом другом.

  • техническая оснащенность.

Все эти характеристики предполагают комплексный характер организации охраны на сложных объектах с использованием комбинированного типа охраны.

Взятие объектов под охрану: комплексные мероприятия по охране сложных объектов

Таким образом, речь идет о том, что взятие объектов под охрану - это не только выставление круглосуточных стационарных постов, но и обязательное наличие на них службы патрулирования с использования автомобильного транспорта. Если мы размещаем круглосуточные стационарные посты на сложных объектах, они обязательно должны быть экипированы специальными средствами и при необходимости - огнестрельным оружием.

Кроме того, взятие объектов под охрану собаками - это не роскошь, это еще один инструмент защиты. Наиболее важные помещения на территории объекта должны быть оборудованы техническими средствами безопасности - видеонаблюдением и пультовой охраной. В идеале стоит иметь группу резерва или оперативную группу, которая при чрезвычайных обстоятельствах качественно усилит действующую охрану и сможет безотлагательно принять меры по защите объекта.

Этапы организации охраны на сложных объектах

Современная организация охраны объектов сложного типа представляет собой следующие три основных процесса.

  1. Процесс аудита , включающий следующие этапы:
  • получение первичной информации об объекте;
  • подготовка обзора деятельности клиента;
  • получение информации о существующей охране на объекте;
  • подготовка отчета о состоянии охраны на объекте.
  1. Процесс постановки , включает такие этапы, как:
  • разработка плана мероприятий по организации охраны на объекте;
  • согласование плана мероприятий по организации охраны на объекте с клиентом;
  • разработка основного пакета документов по осуществлению охраны на объекте (концепция, положения, инструкции, регламент).
  1. Процесс сопровождения , в том числе:
  • непосредственная реализация мероприятий по организации охраны на объекте;
  • мониторинг организованной охраны на объекте;
  • коррекция, внесение изменений в разработанный план по организации охраны.

Кроме того, важными аспектами, которые необходимо учитывать при организации охраны на сложных объектах, являются:

  • организация и проведение комплексных проверок несения службы частными охранниками на стационарных объектах;
  • проверка внешнего вида охранника, наличия документов, подтверждающих статус частного охранника, состояния наблюдательного дела, организации взаимодействия состава дежурной смены, поддержание внутриобъектного режима;
  • регулярная проверка знаний и навыков частных охранников. Для получения максимального результата проверки необходимо чередовать, осуществлять их в разное время суток как планово, так и внепланово.

Охрана и безопасность объектов: непосредственная работа с персоналом, осуществляющим охранную деятельность

Поскольку охрана и безопасность объектов сложного типа подразумевают особый подход к работе, привлеченные для этого сотрудники ЧОП должны отвечать целому ряду требований.

Охранник-профессионал должен уметь предупреждать потенциальную опасность и избегать ее, знать, как действовать в экстремальных ситуациях. Необходимо уметь быстро реагировать, не поддаваться панике, анализировать ситуацию, мгновенно принимать решения.

Помимо этого, охранник должен поддерживать имидж клиента. В первую очередь для этого нужно иметь отличную физическую форму, отличаться достаточно высоким уровнем личной культуры.

Все это невозможно без постоянной работы по развитию сотрудников. Охранники постоянно должны проходить занятия по специальной подготовке, владеть приемами самообороны и рукопашного боя, изучать основы законодательной базы и медицинской подготовки, использовать в своей работе основы психологии. При этом нагрузка на интеллектуальные и физические занятия должна быть распределена равномерно.

Тесная работа с заказчиком или со службой безопасности заказчика

Многие заказчики допускают грубую ошибку, пытаясь отстраниться от процесса охраны объекта . В то же время, заключив договор на предоставление охранных услуг, заказчик декларирует свое желание совместно с охранным предприятием осуществлять защиту и обеспечение безопасности объекта.

Клиент, как никто другой, заинтересован в безопасности и хорошо знает особенности работы своего объекта. При его участии работа по организации охраны проходит оперативнее и качественнее.

Экономические аспекты

Статья затрат соответствует уровню предоставления охранных услуг и их качеству. Не нужно ждать, что охранное предприятие за небольшие деньги предложит комплексные мероприятия. Затраты должны быть пропорциональны желаниям заказчика, их обоснование всегда можно проверить на рынке охранных услуг.

Наличие комплексных систем безопасности

Хорошо организованная физическая охрана объектов - это качественный фундамент для обретения устойчивого уровня безопасности любого бизнеса. Повысить его и закрепить хороший результат помогут мероприятия по кадровой и информационной безопасности, чья польза уже давно проверена на практике.

Развитие системы охраны на объекте

Дооснащение объекта новейшими техническими средствами безопасности - это залог эффективной охраны на объекте. Мир не стоит на месте: IT развиваются, преступники совершенствуются в своем деле, поэтому upgrade (обновление) охраны на объекте - необратимый процесс.

Только на первый взгляд кажется, что физическая охрана - это довольно простое мероприятие по обеспечению безопасности. Однако при правильной организации можно надолго обезопасить свой бизнес от возникающих угроз.

Доверьтесь профессионалам!

Охрана объекта осуществляется с целью своевременного обнаружения и задержания нарушителей, пытающихся проникнуть на объект (с объекта), в режимные помещения (здания, склады, хранилища), а также для обеспечения сохранности материальных ценностей, предупреждения происшествий и ликвидации их последствий на охраняемом объекте (см. рис 7.1.)

Первым шагом в достижении этой цели является осознание существования риска и его оценка. Здесь слово «риск» используется для обозначения возможности нежелательного отклонения от требуемой, нормальной ситуации, которое может быть вызвано ЗЛ. Для получения оценки риска попробуем поставить себя на место ЗЛ и представить действия, которые бы он при этом совершил. Даже если на вашем объекте уже создана и в течении нескольких лет действует совершенная система охраны, можно обнаружить немало возможностей для совершения преступлений. Это может объяснятся недочетами в организации службы охраны, либо несовершенством технических средств, которые устанавливались несколько лет назад, и пр..

Как показала практика, подавляющее количество нарушений охраны объектов обусловлено тремя основными причинами:

1) недооценка угрозы на данном рубеже защиты;

2) использование ЗЛ непредусмотренной (нештатной) ситуации, частным случаем которой является преднамеренное создание условий, способствующих злоумышленным действиям;

3) некачественное выполнение своих функций работниками охраны.

Итак, прежде чем начать решать, как будет строится или совершенствоваться система обеспечения безопасности объекта, какие технические средства и где будут использоваться, т.е. прежде чем перейти к проектированию системы охраны, необходимо провести тщательное обследование объекта с целью четкого определения наиболее уязвимых мест проникновения ЗЛ, наиболее важных точек объекта, нуждающихся в охране, ценности и стоимости охраняемого имущества, т.е. проанализировать все возможности возникновения риска нарушения безопасности объекта.

К сожалению надо отметить, что и при разработке новых, и при совершенствовании уже имеющихся систем охраны к вопросам обследования объекта относятся довольно формально. А ведь это первый шаг на пути обеспечения безопасности объекта, определяющий типы и количество оборудования, конфигурацию комплекса технических средств, порядок организации служб охраны объекта, т.е., в конечном счете, определяющий безопасность объекта. Учитывая проведенный анализ риска, определяются способы ведения охраны объекта, выбираются методы обнаружения и технические средства, которые должны быть использованы. На рис. 7.1. показана обобщенная схема системы охраны объекта, которая резюмирует вышесказанное.

Функции службы охраны

Служба охраны обеспечивает контроль за состоянием режима охраны объекта с помощью системы защиты. Сотрудники службы участвуют в:

    организации допуска на объекты и в помещения, в контроле проходов в зоны безопастности;

    наблюдение за обстановкой как вокруг объекта охраны, так и в его помещениях;

    экстренных действиях при возникновении угроз чрезвычайных обстоятельств;

    контроле работоспособности элементов системы защиты и их проверке.

Служба охраны также участвует в мероприятиях по обеспечению безопасности транспортировки ценных грузов и документов, а при необходимости и обеспечивает охрану отдельных лиц из числа персонала объекта. Классификация средств и методов охраны объекта приведена на рис. 7.2.

Система охраны есть группировка и порядок расположения сил и средств для действия по выполнению поставленных задач. Она должна отвечать характеру и особенностям охраняемого объекта, иметь глубину и обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств.

Главным требованием, предъявляемым к охране объектов, является ее надежность. Надежность охраны достигается умелым построением системы охраны, правильной организации и бдительном несением караульной службы. При организации системы охраны устанавливаются:

    способ охраны объекта;

    количество караулов, их состав, участки охраны и порядок действия, места расположения караульных помещений;

    количество и виды контрольно-проходных и проездных пунктов; количество, виды и назначение постов, места их расположения, протяжность участков;

    характер оборудования запретной зоны, контрольно-проходных и проездных пунктов и режимных помещений инженерно-техническими средствами охраны, их плотность и порядок размещения.

Рис. 7.1. Система охраны объекта

Обнаружение нарушителей или признаков нарушения запретных зон осуществляется:

    наблюдением часовых и нарядов охраны

    средствами сигнализации, установленными в запретных зонах или блокирующими режимные помещения (здания. склады, хранилища)

    проверка документов на КПП и досмотром всех видов транспорта

    по данным режимной службы.

Задержание нарушителей и расхитителей собственности, предупреждение происшествий на охраняемом объекте осуществляется часовыми и нарядами охраны, несущими караульную службу по охране объекта.

В зависимости от расположения, характера и особенностей производства, инженерно-технического оборудования запретных зон, режимных помещений и контрольно-пропускных пунктов охрана объекта осуществляется следующими способами:

    оперативным дежурством нарядов охраны

    патрулированием часовых

    выставлением подвижных и неподвижных часовых на посты.

Указанные способы могут применятся каждый в отдельности или в различных сочетаниях (смешанный способ).

Способ оперативного дежурства применяется на объектах, оборудованных комплексом инженерно-технических средствохраны (ИТСО), и заключается в непрерывном дежурстве оператора у пульта управления, постоянной боевой готовности тревожной группы и резерва караула к действиям по сигналам технических средств. В этом случае постоянные часовые по охране периметра объекта и режимных помещений, как правило, не выставляются.

Для периодического осмотра ИТСО и проверки контрольно-следовой полосы (КСП), наблюдений за территорией объекта и прилегающей к нему местности, а также для предотвращения перебросов через запретную зону по графику высылаются часовые из состава караула, которые несут службу в запретной зоне патрулированием по всему участку или одному из флангов.

Подвижные и неподвижные часовые выставляются для охраны КПП, рубежей защиты и специальных грузов, а также режимных помещений, параметров объекта и режимных (локальных) зон, не оборудованных комплексом ИТСО.

Рис. 7.2. Классификация средств и методов охраны

Для выполнения поставленных задач отряды (отдельные команды) охраны используют личный состав, ИТСО, средства связи, транспортные средства, служебных собак. Личный состав – главная и решающая сила надежной охраны объектов.

Одним из важных условий успешного выполнения задач по охране объекта является четко организованное взаимодействие между военизированной охраной и другими видами охраны объекта (войсковой, пожарной, сторожевой), а также с органами милиции.

При организации взаимодействия особое внимание уделяется четкому разграничению обязанностей и задач между всеми взаимодействующими видами охраны и органами милиции при их совместных действиях, которые могут быть вызваны:

нападением на объект, караул часовых или наряд охраны;

проникновения нарушителя на объект (с объекта);

чрезвычайными происшествиями на объекте (пожар, взрыв, авария) и стихийными бедствиями;

грубым нарушением правил несения службы личным составом охраны.

Система взаимодействия между видами охраны оформляется с планом взаимодействия.

        Применение инженерно-технических средств охраны.

При принятии решения об использовании технических средств охраны и об архитектуре системы в целом необходимо задать себе два вопроса: сработает ли техника и можно ли вывести ее из строя?

Недостаточно знать, что техника и система в целом будет работать удовлетворительно. Необходима еще и уверенность, что ее нелегко будет вывести из строя.

Кроме того, следует учитывать зависимость надежности системы безопасности от ее стоимости. Фактор стоимости системы безопасности заставляет идти на определенный компромис. Так, если система обеспечения безопасности будет стоить предприятию его десятилетнего дохода, то вряд ли такую систему оно купит. Если покупать систему, которая стоит меньше, то это значит подвергнуть себя риску. В этом состоит одно из существенных ограничений при выборе методов и средствохраны.

Для обеспечения более низкой стоимости, необходимо, чтобы разработка системы охраны велась с учетом известных и доступных методов, оборудования и элементов. В конечном счете стадия проектирования должна дать ответы на вопросы: что следует делать, и как следует делать?

В соответствии с разработанным проектом проводятся работы по внедрению системы на объекте – приобретение и монтаж оборудования, прокладка кабельныхцепей, организационное обеспечение работы системы, обучение персонала.

Таким образом, проблема создания и совершенствования системы обеспечения безопасности объекта включает в себя три важных стадии: обследование объекта, проектирование и внедрение.

Как правило системы безопасности комплектуются из оборудования различных предприятий и фирм, проектирование и монтаж могут проводится также различными организациями, т.е. ответственность за работоспособность и надежность всей системы распределяется между проектировщиками, производителями и монтажниками. Поэтому очень важно для пользователя правильно ориентироваться на современном рынке предлагаемых услуг по обеспечению безопасности физических объектов (см. гл. 19, 20).

Охраняемый объект может представлять собой:

комплекс зданий, строений, сооружений, открытых площадок с материальными ценностями, расположенный на одной общей охраняемой территории;

отдельные здания, строения, сооружения, открытые площадки с материальными ценностями;

одно или несколько помещений, расположенных в здании, строении, сооружений с материальными ценностями.

Как любая система, система охраны представляет собой совокупность организационных мероприятий с инженерно-техническими оснащением. Чтобы поймать нарушителя на месте преступления, его действия следует обнаружить, а информацию о них передать людям, которые способны прибыть вовремя на место и схватить его с поличным. Как видим, здесь присутствует два аспекта оперативной деятельности: активный, принадлежащий человеку, и пассивный, относимый к техническим средствам. Несмотря на массу сопутствующих проблем, использование электронных технических средств в системах охранной сигнализации полностью оправдывают себя. Лучше получить сигнал о нападении, чем вообще ничего не знать. Но даже если система идеально спроектирована и установлена на объекте, ее недостатком остается зависимость от людей. Об этом не следует забывать при внедрении систем охраны объектов, и, наряду с вопросами оснащенности объекта техническими средствами охраны, должны решаться вопросы организации охранной службы.

Остановимся на общих принципах построения систем охраны с точки зрения использования технических средств.

Охрана объекта осуществляется по периметру территории (внешняя, периметровая) и внутри объектов (внутриобъектная). Кроме того, система охраны объектов должна предусматривать использование индивидуальных средств защиты, обеспечивающих безопасность физических лиц, которые заняты в сфере охраны объекта и могут подвергаться нападению ЗЛ.

Первым препятствием на пути ЗЛ, уменьшающим фактором риска, являются инженерные средства охраны. Помимо функций физического препятствия, инженерные средства охраны выполняют функции психологического препятствия, предупреждая возможность совершения нарушения. Кроме того, физические барьеры увеличивают время, необходимое ЗЛ для их преодоления, что делает более вероятной возможность его задержания.

Инженерные средства предназначены для:

    затруднения действия ЗЛ при проникновении на объект или с объекта;

    облегчение действия работников охраны по обнаружению следов и задержанию ЗЛ;

    создания работникам охраны необходимых условий для выполнения задач по охране объекта;

    обозначения границ постов и запретных зон объектов.

К периметровым инженерным средствам охраны относятся:

    основное ограждение;

    ограждение запретной зоны;

    контрольно-следовая полоса;

    дорога охраны и тропа нарядов;

    проволочные заграждения;

    наблюдательные вышки, постовые грибки, постовые будки; указательные, предупредительные и разграничительные знаки; окопы и укрытия

    оборудования постов караульных собак.

В качестве ограждений по периметрам территории перспективно использовать изделия из колючей летны (КЛ). Она по своему назначению условно может рассматриваться как элемент, аналогичный колючей проволоке. При этом лента является наиболее прочной, эффективной в сравнении с проволокой.

В качестве физических барьеров в отдельных зданиях, сооружениях, помещениях используются специальным образом укрепленные двери, решетки, замки, засовы, задвижки на окнах и дверях и т.п..

Все подземные и надземные коммуникации объектов, имеющие входы и выходы в виде колодцев, люков, лазов, шахт, открытых трубопроводов, каналов и подобных сооружений, через которые можно проникнуть на объект, оборудуются постоянными или съемными металлическими решетками, крышками, запирающимися дверями и т.п..

Физическими препятствиями на пути проникновения ЗЛ на объект являются и контрольно-пропускные пункты (КПП), специально установленные и оборудованные места для осуществления пропуска людей и транспорта, выноса (вноса) или вывоза (ввоза) материальных ценностей и документов. КПП подразделяются на контрольно-проходные и контрольно-проездные. Контрольно-проходные пункты в свою очередь подразделяются на внешние (доступ на территорию) и внутренние (доступ в здание, помещение). В качестве инженерных средств для оборудования КПП используются средства для хранения и выдачи пропусков, барьеры, изолирующие проходы, турникеты, двери, кабины для работников охраны и пр.

Контрольно-проездные пункты оборудуются проездными воротами, площадками или эстакадами для досмотра транспорта, шлагбаумами или вспомогательными воротами, смотровыми вышками и смотровыми ямами, постовыми будками и пр..

К электронным техническим средствам охраны относятся:

    средствами обнаружения ЗЛ;

    средствами обнаружения пожара;

    средствами оперативной связи и оповещения;

    средства наблюдения и телевизионного контроля;

    средства обеспечения пропускного режима;

    электропитающие установки;

    охранное освещение;

    линии связи (соединительные и питающие).

Технические средства охраны должны обеспечивать:

    своевременную выдачу сигнала тревоги в караульное помещение;

    при попытке нарушителей проникнуть на охраняемую территорию, в здание или помещение с указанием места, времени нарушения (пожара), а также направления движения нарушителя;

    включение сирены, звонков, громкоговорящей связи с целью заставить нарушителя отказаться от своих намерений;

    получение достоверной информации о состоянии охраняемого объекта без выхода на место личного состава охраны;

    двухстороннюю связь караула с постами для управления нарядами охраны;

    автоматизацию и механизацию контрольно-пропускного режима;

    выдачу сигнала при возникновении пожара;

    ведение охраны объекта минимальным количеством людей;

    обеспечение личной безопасности и улучшение условий труда личному составу караула.

В зависимости от цели и поставленных задач технические средства охраны могут компоноваться различным образом, образуя одно- или многорубежные системы охраны (охранно-пожарной сигнализации). Термин «охранно-пожарная сигнализация» (ОПС) означает получение, обработку, передачу и представление в заданном виде потребителям информации о проникновении на охраняемые объекты и о пожаре на них с помощью

технических средств. Количество рубежей и тип используемых электронных технических средств определяются в каждом конкретном случае проектом в зависимости от важности, категорийности объектов.

Рубеж – это система охранной сигнализации, состоящая, как правило, из извещателей (датчиков) одного типа и размещенная на путях возможного движения ЗЛ таким образом, чтобы любое нарушение охраняемой зоны вызывало срабатывание датчиков.

Например, периметры объектов охраняемых ведомственной военизированной охраной, оборудуются техническими средствами различного принципа действия не менее, чем в два рубежа.

Первый рубеж – оборудуется по козырьку основного ограждения. Обычно, по козырьку основного ограждения устанавливаются емкостные, инфракрасные (оптико-электронные) и индуктивные извещатели.

Второй рубеж оборудуется по верху основных ворот, второй – по запретрой зоне или полотну ворот в ограждении запретной зоны. Дополнительно ворота блокируются на их открывание электроконтактными датчиками, включаемыми последовательно в сигнальные линии каждого рубежа.

Техническими средствами оснащаются также подземные и надземные коммуникации, выходящие за пределы охраняемой территории объекта.

Линейная часть средств сигнализации по периметру объектов разбивается на участки, причем каждому участку каждого рубежа присваивается отдельный номер приемной станции. Рекомендуемая максимальная длина участка 250 м. Границы участков, оборудованных техническими средствами охраны должны быть общими для всех типов устройств и охранного освещения.

Технические средства используемые для охраны периметра должны работать круглосуточно.

Внутри объектов техническими средствами охраны блокируются:

    различные конструктивные элементы зданий (окна, двери, ворота, полы, стены, световые фонари, перегородки, люки, выходы на крыши и т.д.);

    объем или часть объема помещения, подходов и проходов, коридоры и лестничные клетки;

    различные трубопроводы, лестницы, элементы конструкций козловых кранов, люки и др., позволяющие проникнуть в охраняемое помещение;

    сейфы, стенды, стеллажи, технологическое оборудование, отдельные предметы;

    места стоянки или хранения изделий.

Первый рубеж охраны представляет собой систему из различных типов датчиков и шлейфов блокировки, устанавливаемых на путях возможного проникновения нарушителя в охранняемое помещение (здание), а именно на действующих и запасных воротах, дверях, окнах, световых фонарях, чердачных люках и т.д..

Второй (третий) рубеж сигнализации представляет собой систему и датчиков, обеспечивающих блокировку либо всего объема помещения, либо отдельных его участков или конструкций, либо отдельных предметов, сейфов, стендов, шкафов и т.п., находящихся в помещениях.

Каждый рубеж сигнализации должен иметь свой номер на табло приемной станции в караульном помещении.

Схемы включения извещателей в шлейфы охранной сигнализации должны обеспечивать контроль за работоспособностью этих извещателей и их линий связи из караульного помещения.

Под шлейфом охранной (пожарной, охранно-пожарной) сигнализации понимается электрическая цепь, соединяющая выходные цепи извещателей, включающие вспомогательные (выносные) элементы и соединительные провода и предназначенные для передачи на приемно-контрольный прибор (ПКП) извещений о проникновении, попытке проникновения (пожара) и неисправностях, а в некоторых случаях и для подачи электропитания на извещатели.

Системы охраны могут строиться как автономные, либо как централизованные. Система автономной охраны состоит из комплексов технических средств ОПС с выходом на оповещатели и (или) ПКП, устанавливаемый в пункте автономной охраны.

Системы автономной охраны применяются на объектах с пропускным режимом, представляющих собой либо отдельное здание (строение, сооружение), либо комплекс зданий, рассредоточенных на огороженной территории.

В первом случае помещения охраняемого здания, как правило, оборудуются средствами сигнализации с подключением из на ПКП средней информационной емкости, который размещается в помещении охраны. Если охраняемые здания рассредоточены на огороженной территории, каждое из них также оборудуется средствами сигнализации с подключением их на ПКП. При этом при наличии на объекте обходных постов на зданиях предусматривается установка звуковых и световых оповещателей, служащих в случае срабатывания средств сигнализации для привлечения внимания работников охраны.

Принцип организации централизованной охраны заключается в следующем: установленные на объектах средства сигнализации на период охраны подключается через канал связи (в настоящее время это как правило, линии телефонной сети) к пультам централизованного наблюдения (ПЦН), которые размещаются в пункте централизованной охраны (ПЦО).

При проникновении на любой из охраняемых объектов ЗЛ срабатывают технические средства защиты, установленные на объекте и на ПЦН поступает сигнал тревоги. При получении такого сигнала дежурный пульт управления передает необходимую информацию группе задержания для принятия мер по предотвращению или сведения к минимуму ущерба от действий ЗЛ.

На крупных предприятиях, имеющих внутренние АТС, могут быть организованы заводские ПЦО, которые выполняют функции охраны на данном предприятии.

При разработке или совершенствовании системы охраны надо помнить, что правильный выбор технических средств, правильно спроектированная система предопределяет степень надежности охраны объекта. При этом необходимо учитывать ряд факторов, таких как:

режимность предприятия;

конструктивные особенности зданий, сооружений;

время реагирования роботников охраны;

рельеф и климатические условия;

уровень шумов, радио и электропомех;

часы и сменность работы;

насыщенность помещений техническим оборудованием;

наличие вентиляционных и отопительных приборов;

наличие материальных ценностей и т.д.

Различные средства охраны для всевозможных рубежей защиты приведены в отдельном материале.

        Защита от терроризма (проверка корреспонденции).

В настоящее время становятся все более актуальными проблемы, связанные с защитой деятельности государственных и коммерческих объектов от терроризма. В 60-70 годы такая защита являлась обязательной только для особо важных военных объектов и дипломатических представителей в странах с нестабильными режимами, в местах действия экстремистских партий и движений.

В 80-ые годы объектом действия террористических групп уже становятся и коммерческие структуры, что заставляет их владельцев уделять повышенное внимание инженерно-технической защите – усиленные двери, решетки на окнах, входные тамбуры. Обычным являнием становятся круглосуточная охрана объектов, контроль за допуском посетителей и персонала, скрытые видеокамеры и постоянная видеозапись обстановки как вокруг объекта, так и внутри него.

Все большее распространение приобретает проверка поступающей корреспонденции на наличие каких-либо взрывных устройств. Методы и технические средства проведения такой работы достаточно полно разработаны и хорошо известны в деятельности, например, служб безопасности авиакомпаний, занимающихся проверками багажа пассажиров и грузов.

Организация и самостоятельное ведение работы по проверке почтовых поступлений на объект под силу только собственной службе безопасности фирмы. При комлектовании ее персонала и подготовке сотрудников рекомендуется предусмотреть обучение приемам проверки почтовой корреспонденции, которые сводятся к следующим основным этапам:

1) визуальный осмотр поступающей на объект корреспонденции с целью предварительного выявления подозрительных писем и посылок;

2) техническая проверка писем и бандеролей с помощью рентгеновской установки, в специальном взрывобезопасном месте.

Особенности проверки почтовой корреспонденции

При организации и проведении проверок поступающей на объект корреспонденции на наличие взрывчатых веществ пользуются известной и отработанной технологией.

1. Визуальный осмотр. Проводится опытным сотрудником охраны, прошедшим соответствующий курс обучения. При осмотре обращается внимание на все внешние особенности корреспонденции и учитываются признаки, которые согласно статистике учета случаев терроризма определены как подозрительные:

а) подозрительные признаки внешнего вида конвертов;

конверты нестандартной формы и самодельные конверты;

конверты большой толщины и веса;

конверты из плотной или двойной бумаги;

тщательная заклейка клапанов конверта, использование клейкой ленты или шпагата.

б) подозрительные признаки надписей на конверте:

неразборчивый адрес отправителя;

наличие особых пометок, таких как “ лично“, “конфиденциально “;

адрес отправителя написан печатными буквами или напечатан на машинке;

адрес отправителя из неизвестного места или неизвестная фамилия отправителя;

в) подозрительные признаки почтового оформления:

отсутствие штемпелей почтового ведомства;

несоответствие штемпелей дате и времени получения письма;

штемпель, указывающий на страну с активной террористической деятельностью;

на конверте несколько различных штемпелей;

количество марок превышает стоимость пересылки.

г) подозрительные признаки содержимого конвертов:

наличие масляных пятен;

выпуклые детали и неоднородности содержимого; пересыпающиеся вещества внутри конверта;

имеется запахи миндаля, гуталина и т.п. ;

имеются проколы, в конверте фольга, нитки, провода.

д) подозрительные признаки бандеролей:

тщательно заделанные торцы бандеролей;

наличие дополнительной упаковки или несколько слоев оберточной бумаги;

значительный вес при небольших размерах бандероли.

Изучение случаев проявления терроризма показывает, что наиболее возможными, подходящими для размещения небольших взрывных устройств являются:

цветы, крупные букеты или корзины с цветами;

упаковки с бутылками;

коробки с печеньем, конфетами, различного типа игрушки; видеокассеты;

изделия из кожи и керамики.

2. Техническая проверка. Проводится после визуального осмотра, в специальном взрывобезопасном боксе. Основной принцип конструкции такого бокса наличие так называемых “вышивных“ элементов, которые при взрыве легко разрушались без причинения какого-либо ущерба. Бокс для проверки корреспонденции оборудуется вне здания объекта, как пристройка к той части, которая наиболее удалена от входов в здание. По возможности желательно оборудование бокса в удаленном месте на территории объекта. Внутри бокса размещается рентгеновская установка, у которой для просмотра используется телевизионная аппаратура.

Проверка корреспонденции состоит из двух этапов:

просвечивание сильным рентгеновским излучением;

просмотр с помощью нормального излучения на наличие металла и неоднородностей.

При определении подозрительных моментов письмо или упаковку необходимо оставить в боксе и немедленно связаться с милицией.

В условиях нестабильности российской экономики на процесс благополучного функционирования любой компании влияет целый ряд факторов. Один из них - обеспечение должного уровня безопасности и охраны труда на предприятии. Закон РФ "О безопасности" трактует данное понятие как состояние защищенности интересов, которые можно назвать жизненно важными.

Тема безопасности и охраны труда на предприятии весьма обширна, и сегодня мы подробно поговорим о первой составляющей - предотвращении и ликвидации разного рода негативных факторов, способных нанести серьезный ущерб экономической деятельности организации.

К сожалению, многие люди (владельцы бизнеса не исключение) до сих пор придерживаются стереотипов, согласно которым обеспечение безопасности - сфера компетенции специальных государственных органов. Но так как предпринимательская деятельность относится к тем сферам, все риски работы в которых берет на себя владелец, одна из первоочередных задач последнего - не только наладить должным образом технику охраны труда на предприятии, но и принять меры по определению ключевых интересов компании, нуждающихся в защите. А также разработать и осуществить комплекс мер для реализации данной потребности.

Как этого добиться?

Важнейший инструмент по обеспечению охраны и - создание на собственной базе службы, ведающей всеми данными вопросами. И сегодня мы поговорим о ее структуре и функциях, определимся с главными ее целями. Но прежде всего следует составить перечень тех объектов, относительно которых потребуется применять меры защиты.

Что же к ним относится?

Это сама территория предприятия, а кроме того - те объекты (здания или сооружения), которые на ней расположены. Далее речь идет о носителях характера в виде документов либо предметов (грузов) и ценностей вещественного характера.

Другим особым объектом охраны является руководство компании и тот персонал, который имеет доступ к информации конфиденциального типа. Ведает организацией охраны персонала и руководства отдельная инструкция (положение), утвержденная руководством и согласованная при необходимости с органами внутренних дел и безопасности по территориальному признаку. Она, как и инструкции по охране труда на предприятии, разрабатывается и утверждается в качестве обязательного к исполнению внутреннего нормативного акта.

Основной целью подобной охраны персонала и руководства можно назвать обеспечение последних как в условиях повседневной деятельности, так и в случае вероятности возникновения чрезвычайной ситуации. Речь идет о предотвращении попыток захвата злоумышленниками находящейся под защитой информации путем насильственного воздействия (физического либо иного характера) на данных лиц, а также о составлении рекомендаций указанному персоналу о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях.

Чем еще занята охрана

Другие важные цели организации службы охраны на предприятии:

  1. Предотвращать попытки злоумышленников (посторонних граждан) попасть на объект.
  2. Своевременно обнаруживать и задерживать тех лиц, которые проникают на вверенную территорию либо пытается это сделать.
  3. Обеспечивать сохранность материальных средств и носителей важной конфиденциальной информации, имеющихся на объекте, в целях исключения нанесения предприятию ущерба.
  4. Предупреждать происшествия и ликвидировать их последствия.

Важнейшие пункты инструкции по охране предприятия

Задачи, решаемые службой для реализации вышеупомянутых целей, сводятся к следующему:

  1. Контролировать всю охраняемую территорию объекта, в том числе ту, на которой функционирует особый пропускной режим.
  2. Обеспечивать конфиденциальность и сохранять в тайне планируемые и проводимые мероприятия закрытого характера на объекте, а также рассматриваемые и обсуждаемые на них вопросы.

Сопровождать и охранять при транспортировке носители секретной информации (служебные документы, грузы, материальные ценности).

  1. Защищать территорию и объект от возможного вооруженного нападения либо насильственных действий, способных привести к нанесению предприятию ущерба.
  2. При необходимости выполнять специальные задачи, цель которых - обеспечить личную охрану управления предприятия и персонала, допущенного к важной конфиденциальной информации.
  3. Обеспечивать пропускной режим транспортным средствам, грузам и посетителям на охраняемой территории. Цель его - устанавливать личность и вести учет посетителей, контролировать ввоз-вывоз носителей информации, материальных ценностей и грузов, предотвращать незаконное их перемещение, а также вести контроль за открытыми либо скрытыми попытками хищения имущества предприятия.
  4. Систематически анализировать степень эффективности системы безопасности и тех мер, что принимаются должностными лицами относительно охраны объекта, вырабатывать предложения по усовершенствованию всей охранной системы.

Из чего состоит система безопасности предприятия?

Прежде всего - из личного состава (караулов, Затем - из всей совокупности технических средств, применяемых при охране мест, где он размещается, а также методов, которыми ведется защита объекта. Напоминаем еще раз, что речь идет не только об охране государственных предприятий.

Одним из главных элементов системы пропускного режима, используемым в качестве места размещения личного состава, служит контрольно-пропускной пункт.

Средства технического характера, которые применяются при организации охраны предприятия, можно разделить на две отдельные группы:

  1. Те, что относятся к средствам обнаружения (речь идет об охранной и пожарной сигнализации, "тревожном" оповещении, охранном освещении и телевидении, аппаратуре по проверке почтовых отправлений, радиосвязи и прямой внутренней связи, а также телефонной связи с полицией и т. п.
  2. Средства обнаружения и ликвидации (принадлежности для пожаротушения, индивидуальной защиты, газовые ловушки, оружие, автотранспорт и прочие инженерно-технические приспособления).

Какие встречаются варианты организации работы охраны предприятия? Предприятия и организации разной мощности и масштаба могут организовать собственную деятельность с помощью обслуживания специальными центрами безопасности либо путем создания на своей территории полномасштабной службы защиты, имеющей собственный штат.

Во втором варианте организации охраны предприятия самостоятельные штатные ее подразделения могут объединяться в отдельную службу. Она состоит из постов охраны, групп сотрудников (включая подразделения по личной охране персонала и руководства), группы сопровождения и охраны грузов и материальных ценностей, ГБР (группы быстрого реагирования), называемой также "тревожной". При необходимости используются сторожевые собаки.

В случае создания собственной службы безопасности на предприятии она чаще всего становится самостоятельной единицей организационного характера, находящейся в непосредственном подчинении у его руководства. Служба безопасности возглавляется начальником, должность которого, как правило, - зам. руководителя по вопросам безопасности.

Если сотрудников много

В случае большой численности персонала данной службы требуется назначение заместителей начальника количеством не менее трех (по числу подразделений). Каждый из них руководит одним из важнейших отделов службы безопасности и опирается в своей деятельности, в свою очередь, также на одного либо нескольких собственных замов.

Для службы охраны целесообразно создать собственную канцелярию и бухгалтерию, а также ввести должность референта - помощника начальника.

Если нормативные перечни по охране труда на предприятии существуют для любой отрасли производства, то на структуру, численность и состав службы охраны фирмы (компании, предприятия) в каждом конкретном случае влияют реальные потребности организации совместно со степенью конфиденциальности секретной информации. Именно потому рекомендаций по созданию универсальной структуры таковой службы не существует.

Главные подразделения

Тем не менее возможно выделение самых важных структурных подразделений, присутствие которых предполагается при создании типовой службы безопасности крупного государственного или акционерного промышленного предприятия, холдинга либо промышленно-финансовой группы.

К подобным структурным единицам можно отнести:

Отделы охраны и режима;

Отдел, ведающий защитой информации;

Инженерно-техническую группу;

Группу по обеспечению безопасности внешней деятельности.

Чем же занимается каждое из данных подразделений?

Что такое отдел охраны и режима?

Это самостоятельное структурное подразделение службы безопасности, которое находится в подчинении у ее начальника. Задачами его являются:

  1. Определять перечень тех сведений, которые составляют коммерческую и государственную тайну, проводить меры, обеспечивающие безопасность таковых.
  2. Разрабатывать систему по предотвращению несанкционированного доступа к подобным сведениям, принимать соответствующие инструкции.
  3. Организовывать и поддерживать на предприятии пропускной режим, проход сотрудников и разных категорий посетителей в отдельные, доступные для этого зоны.
  4. Осуществлять охрану конфиденциальных (аттестованных для этого) помещений.
  5. Вести личную защиту руководства и ведущих сотрудников, обеспечивать безопасную транспортировку документов и грузов.
  6. Наблюдать за обстановкой как на объекте, так и вокруг него.
  7. Контролировать работоспособность любых элементов защиты - как в повседневных условиях, так и в предполагаемых особых - при стихийном бедствии, аварии, поломке и т. п.

Поговорим об отделе защите информации.

Его задача - организовать и физически обеспечить эффективное функционирование всей системы по защите информации. Ведется работа отдела в форме:

  1. Организации специальных работ по охране предприятия, призванных защитить важные документальные материалы.
  2. Разработки автоматизированных систем по обработке информации и ведению электронного документооборота.
  3. Распределения нужных реквизитов защиты среди пользователей.
  4. Обучения пользователей всех автоматизированных систем безопасной работе с информацией.
  5. Принятия мер реагирования на попытки нарушений функционирования защитной системы.
  6. Тестирования защитной системы и контроля ее работоспособности.
  7. Устранения недоработок в ее устройстве и совершенствования механизмов обеспечения безопасности.

Чем занята инженерно-техническая группа?

Главная цель ее создания - обеспечить безопасность в деятельности организации путем применения средств защиты технического характера. Для этого группой ведутся следующие действия:

  1. Определяются границы охраняемой территории либо зоны и устанавливаются возможности технических средств по наблюдению за потенциальными злоумышленниками.
  2. Устанавливается перечень технических средств, которые могут быть использованы для работы с конфиденциальной информацией (приемом, передачей, обработкой) в пределах контролируемой зоны.
  3. Проводится обследование назначенных помещений для установления возможных каналов по утечке информации конфиденциального характера из-за особенностей конструкций оборудования, здания и применяемых технических средств.
  4. Выявляется и оценивается степень опасности подобных технических каналов (по которым возможна утечка информации).
  5. Разрабатываются мероприятия по их локализации и полной ликвидации с использованием для этого средств как физического, аппаратного, так и программного характера, а также математические методы.

О группе безопасности внешней деятельности

Ее сотрудниками разрабатываются и ведутся специальные мероприятия, направленные на изучение непосредственного окружения объекта. Речь может идти о посетителях, клиентах, конкурентах и т. п. С этой целью ими:

  1. Изучаются ситуации торгово-конъюнктурного характера в зоне деятельности клиентов (партнеров, учредителей и потенциальных конкурентов).
  2. Проводится анализ ситуации по состоянию и прогнозированию всей финансово-торговой деятельности, а также тех вероятных последствий, что предполагают возможность неправомерных действий со стороны конкурентов.
  3. Собирается и обрабатывается информация, касающаяся деятельности реальных и потенциальных конкурентов, для предупреждения возможных акций по похищению охраняемых сведений.
  4. Определяется предполагаемый характер и направления промышленного шпионажа, направленного против предприятия.
  5. Ведется учет и анализ случаев несанкционированного получения конкурентами коммерческих секретов.
  6. Проверяется платежеспособность физических и юридических лиц в свете обеспечения своевременного выполнения ими своих финансовых обязательств.

Указанная типовая структура службы охраны предприятия не является универсальной и обязана быть скорректирована под каждую конкретную организацию. Она может быть дополнена новыми отделами (например, отделом пожарной безопасности либо группой сопровождения грузов).

Список важнейших задач безопасности

Что же можно назвать основными функциями, присущими деятельности любой службы охраны предприятия? Вот их типовой перечень:

  1. Устанавливать и пресекать обстоятельства недобросовестной конкуренции сторонних предприятий. Под таковыми понимают применение с целью конкурентной борьбы методов и средств, нарушающих действующее законодательство или принятые на рынке правила взаимоотношения между конкурентами, - ложной рекламы, тайных сговоров в процессе торгов, нарушения стандартов поставок услуг и товаров и т. п.
  2. Собирать сведения по тем уголовным делам, к расследованию которых подключена служба безопасности. Таковых существует две категории: по преступлениям против персонала и против собственности учредителя. Примером действий второй группы могут служить грабежи, кражи, поджоги и мелкие хищения.

Кроме того:

  1. Расследовать факты, говорящие о разглашении коммерческой тайны.
  2. Собирать информацию о тех лицах, с которыми у предприятия заключены контракты. Типов подобных документов может быть два - коммерческие (договора поставки товаров либо предоставления услуг) и трудовые, касающиеся постоянных либо временных работников. В числе договорных условий может присутствовать письменное согласие заключившего контракт лица на сбор информации о его личных и биографических данных.
  3. Отыскивать утраченное имущество предприятия и расследовать факты неправомерного использования его фирменных либо товарных знаков.
  4. При необходимости разыскивать сотрудников, пропавших без вести. Подобный розыск проводится лишь в случае наличия оснований предполагать, что отсутствие пропавшего сотрудника чревато реальным либо потенциальным ущербом для организации. В этом случае службой безопасности проводится комплекс мероприятий по розыску пропавших в тесном взаимодействии с органами полиции.
  5. Выявлять партнеров, признанных некредитоспособными, и своевременно информировать о них руководство.
  6. Обнаруживать ненадежных контрагентов. Критерий надежности делового партнера определяется большим числом сделок с прочими фирмами, сорванных по его вине, некачественным выполнением условий договоров, наличием в составе персонала лиц, ранее судимых, и т. п.
  7. Собирать сведения относительно гражданских дел в случае возможного взаимодействия на судебных заседаниях. Необходимость подобного сбора информации может возникать в случае обнаружения новых документов и свидетелей, проверки подлинности предоставляемых на суде доказательств, оказания помощи представителям власти в фактическом розыске участников процесса либо имущества противной стороны, востребованного для возмещения ущерба, и т. д.
  8. Собирать информацию, требуемую для проведения переговоров делового характера. Сюда могут относиться сведения о слабых и сильных сторонах позиций и планов потенциальных партнеров, их конкурентоспособности и платежеспособности. Службой безопасности должны быть предусмотрены возможные попытки подкупа либо шантажа со стороны участников переговоров и прочих неожиданных действий.
  9. Защищать здоровье и жизнь персонала от любых посягательств противоправного характера. Такая защита может быть организована по отношению либо ко всему персоналу в рабочее время, либо к отдельным категориям - кассирам, руководителям и т. п. Время действия данной функции охраны при этом четко определяется (дневное, круглосуточное и т. п.)

Важнейшие цели охранника - прежде всего предотвратить либо пресечь насильственные преступления (рэкет, покушение на убийство и т. п.), а также административные проступки в виде, например, мелкого хулиганства относительно охраняемой категории лиц. Для этого широко используются защитные средства технического характера.

Также следует:

  1. Охранять имущество организации.
  2. Обеспечивать порядок в тех местах, где предприятием проводятся мероприятия представительского, конфиденциального либо массового характера.
  3. Консультировать персонал и руководство по всем вопросам, касающимся обеспечения безопасности и охраны предприятия.
  4. Проектировать, монтировать и обслуживать средства, относящиеся к системе
Похожие публикации