Ломброзо криминология. Антропологическая теория чезаре ломброзо

Первыми, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, явились сторонники физиогномики (например, Лафатер). Они называли в числе таких признаков маленькие уши, пышные ресницы, маленькие носы, большие губы и т. д. Однако какой-либо устойчивой связи между этими признаками и преступным поведением выявить не удалось.

Схожей с физиогномией теорией была френология, изучавшая внешние особенности черепа человека, которые, по мнению френологов, являлись показателями его личных черт, свойств и склонностей. Одни выступы на черепе считались индикаторами «нижних» функций мозга (например, агрессивности), а другие представляли «высшие» функции и склонности (в том числе мораль). Считалось, что у преступников «нижние» стремления преобладают над «высшими». Наиболее известным френологом был Франц Йозеф Галль.

Галль считал, что «преступления являются продуктом индивидов, их совершающих, а следовательно, их характер зависит от природы этих индивидов и от тех условий, в которых эти индивиды находятся; лишь принимая во внимание эту природу и эти условия, можно правильно оценивать преступления».

Галль также стал первым, кто предложил классификацию преступников в зависимости от биологических признаков. Он предложил делить их на три категории:

Первая категория — это преступники, которые хотя и совершают преступления, но по своим внутренним качествам способны побороть дурные влечения и бороться с преступными соблазнами.
Вторая категория — люди, которые являются обездоленными от природы и в силу этого легко поддаются преступным влечениям.
Третья категория — промежуточная, эти люди способны встать как на путь исправления, так и на путь дальнейшего совершения преступлений в зависимости от того, какое влияние оказывает на них внешняя

Физиогномика и френология стали предшественницами криминальной антропологии, учения, которое часто связывается с работами итальянского криминолога Чезаре Ломброзо и его учеников. Ломброзо считал, что преступникам присущи аномалии внутреннего и внешнего анатомического строения, характерные для первобытных людей и человекообразных обезьян.

Че́заре Ломбро́зо (итал. Cesare Lombroso; 6 ноября 1835, Верона, Австрийская империя — 19 октября 1909, Турин, Италия) — итальянский врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике. Главная заслуга в криминологии Ломброзо заключается в том, что он сместил акцент изучения с преступления как деяния на человека — преступника.

Ломброзо является автором идеи «прирождённого преступника». По Ломброзо, преступник — это особый природный тип. Станет человек преступником или нет — зависит только от врождённой предрасположенности, причём для каждого типа преступлений (убийства, изнасилования, хищения) характерны свои аномалии физиологии, психологии и анатомического строения.

Портреты преступников по Ломброзо

Ломброзо выделял следующие основные признаки, присущие прирождённым преступникам:

Необычно маленький или большой рост
Маленькая голова и большое лицо
Низкий и наклонный лоб
Отсутствие чёткой границы роста волос
Морщины на лбу и лице
Большие ноздри или бугристое лицо
Большие, выступающие уши
Выступы на черепе, особенно в области «центра разрушения» над левым ухом, на тыльной стороне головы и вокруг ушей
Высокие скулы
Пышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазами
Кривой или плоский нос
Выдающаяся вперёд челюсть
Мясистая нижняя и тонкая верхняя губа
Ярко выраженные резцы и вообще ненормальные губы
Маленький подбородок
Тонкая шея, покатые плечи при широкой груди
Длинные руки, тонкие пальцы
Татуировки на теле.

ФРЕНОЛОГИЯ

(по-гречески "phren " - дух, рассудок и "lego " - говорю) - искусство угадывать характер и способности человека по устройству его черепа.

Череп заключает в себе, главным образом, орган разума, т.е. мозг.

Мозг разделяется на участки, причем каждый участок есть центр той или иной наклонности данного субъекта, той или другой способности его, - словом, центр различных форм интеллекта.

От видимого нашим глазом очертания черепа, вдавленного, или, наоборот, выпуклого, зависит нередко меньшее или, наоборот, большее развитие тех или иных участков его мозга.

Так, например, если голова сдавлена выше висков и расширяется у челюсти, то это означает часто животные инстинкты, жадность, материализм, обжорство. (Сжатый с боков мозг не развит в участках-центрах, например, стремления к идеалам, любви к искусствам, поэзии.)

Голова, расширенная над висками, свидетельствует о богатой фантазии данного субъекта и даже его стремлении к мистицизму.

Голова узкая, удлиненной формы - о способности к наукам, любознательности и привязанности.

Сильно выпуклый затылок показывает нередко, что его владелец отличается привязчивостью, иногда математическими способностями и более редко - только чувственностью.

Плоский затылок - верный признак эгоизма.

Выпуклость темени ближе ко лбу говорит о доброте и набожности.

Выпуклость на середине - о силе воли и твердости духа.

Конечно, все вышеприведенные примеры не будут точны и согласовываться с действительностью, если вышеупомянутые наклонности и способности (в связи с их френологическими признаками) будут сглаживаться или затемняться массой других развитых чувств.

По системе основателя френологии Галля (род. в 1758 г. в Германии; в 1805 г. опубликовал свой труд под названием "Новая анатомическая и физиологическая система", в который вошла также его система разделения мозга на известные участки) мозг разделяется на следующие участки, из коих главнейшие показаны на рис. 1 (лоб) и рис. 2 (профиль):

1 - физическая любовь;

2 - инстинкт сохранения вида;

3 - доброта;

4 - дух противоречия;

6 - хитрость;

7 - наклонность к воровству;

8 - гордость;

9 - честолюбие;

10 - осторожность;

11 - приручаемость;

12 - инстинкт местности;

13 - память лиц;

14 - память слов;

15 - способность к членораздельной речи;

17 - чувство, определяющее отношение звуков;

18 - чувство, определяющее отношение чисел;

19 - механический инстинкт;

21 - метафизический ум;

23 - поэтический талант;

25 - подражание;

26 - религиозный инстинкт;

27 - непоколебимость.

Из них способности, обозначенные цифрами 3, 4, 10, 21, 23, 25, 26, 27, свойственны, по мнению Галля, только человеку, причем у человека осторожность усугубляется прозорливостью; остальные способности свойственны как человеку, так и животному.

На рис. 3 и 4 изображен череп спереди и сбоку с френологическими обозначениями того же Галля, проверенными позднейшими френологами.


На рис. 3 показаны участки черепа, характеризующие некоторые человеческие наклонности:

3 - способности к воспитанию;

4 - органы чувства места и направления;

5 - чувства личности (в глазных впалинах);

6 - чувства красок;

7 - чувства звуков;

9 - способности к членораздельной речи;

10 - способности к языкам;

16 - наклонность к воровству;

22 - остроумие;

24 - добродушие;

Участки черепа человека на виде сбоку охарактеризованы на рис. 4:


3 - способности к воспитанию;

4 - чувства места и направления;

6 - чувства красок;

7 - чувства звуков;

8 - чувства, определяющие отношение чисел;

11 - чувства художественности;

12 - чувства дружбы и зависимости;

13 - чувства задора; драчливости;

14 - наклонность к убийству;

15 - хитрость;

16 - наклонность к воровству;

17 - тщеславие;

18 - славолюбие;

19 - чувства осмотрительности, осторожности;

20 - способности быстрого улавливания сходства;

21 - философское остроумие (соединяется с участком 20);

22 - остроумие;

23 - чувство организаторской способности (объединяется с участками 16, 20 и 21);

24 - добродушие;

25 - интерес к религиозным вопросам;

26 - решительность, твердость;

27 - чувство подражательности (объединяется с участком 24).

Кроме системы Галля, есть еще другие системы, например, Шпурцгейма; есть также и много других трудов по вопросам о френологии. После Галля получили известность френологи: англичанин Лж.Комб, испанец Мариано Куби-и-Солср, затем итальянец Ц.Ломброзо, ученый и френолог, и многие другие.

Здесь приведена система Галля потому, что Галль является основателем френологии, и его система послужила краеугольным камнем для всех последующих сочинений и трудов на этом поприще.

Темперамент

Кроме всего, на характер человека и его проявление влияет, несомненно, и темперамент его.

Темперамент - это физическая и духовная человеческая приспособленность, без искусственного ее давления, к различным занятиям и призваниям.

Темперамент, тот или другой, большей частью зависит от той или другой организации тела человеческого и выражается сложением и наружностью человека.

При определении характера человека необходимо понимать его темперамент и принимать его во внимание, так как многие компетентные в этом вопросе лица того мнения, что он придает нам силу для борьбы с разными препятствиями, болезнями или, наоборот, парализует эту силу, - словом, темперамент влияет на характер постольку, поскольку его общие наклонности, в зависимости от его физической организации, служат или не служат опорой для наклонностей, зависящих от участков способностей и их развития, или, иначе говоря, опорой для его духовного "я".

Физиологическая жизнь человека является в одних случаях тормозом, а в других - рычагом для его духовной жизни. Но не нужно понимать это так, что духовные условия человека управляются только его физиологическими условиями.

Темперамент можно разделить (по мнению людей, занимавшихся этим вопросом) на три определенных вида:

Первый : подвижный темперамент - у мужчин телосложение мускулистое; у женщин правильное телосложение. Черты лица резки и определенны. Такому темпераменту принадлежит ловкость, сила воли, храбрость, внимательное отношение к обязанностям и труду, смелость, самостоятельность. Энергия его и исполнительность могут быть ослаблены или не имеют применения при условии недостаточного духовного развития данного человека.

Второй : жизненный темперамент - выражается в еще большей мускулатуре тела; такому темпераменту свойственно добродушие, откровенность, великодушие, милосердие и живость. Темперамент этот скорее отличается слабостью воли, чем се твердостью.

Третий : духовный темперамент - выражается слабым телосложением, череп, в области расположения в нем большого мозга, отличается величиной, и лоб, конечно, высокий и широкий. Черты лица очень выразительные. Сила, выносливость такого индивидуума находятся в зависимости от развития его мозга и очень быстро поддаются утомлению.

Все три вышепоименованных темперамента являются слишком характерными и крайними и в такой определенной форме редко встречаются.

Чаще встречаются они смешанные из этих трех, причем преобладают в таких случаях признаки того темперамента, который в организме данного субъекта играет преобладающую роль.

Качества и недостатки их в таких случаях зависят от силы или недостатка их воли.

Статья подготовлена по материалам сайтов.

У каждого из нас есть свой стереотип, как должен выглядеть маньяк. А ведь далеко не каждый (к счастью) видел этого самого маньяка. Но почему так?! Вполне возможно, что мы насмотрелись фильмов-сериалов про бандитов, и у нас сложилось мнение именно благодаря актерам, игравших роли маньяков. А может все дело в том, что в нас живут отголоски теории Чезаре Ломброзо.

В девятнадцатом веке это психиатр поднял на уши все европейское общество. Он настаивал на том, что бандитами уже рождаются. Вот родился ребенок, а он уже будущий бандит, потому как у него присутствуют гены бандита.

По мнению Ломброзо даже очень качественное воспитание не исправит то, что заложила в ребенка природа. Он обязательно будет бандитом, коли в нем имеются эти самые гены. Психиатр считал таких людей недоразвитыми и предлагал их выявлять еще в детстве и сразу изолировать от общества нормальных людей. Как?!

Или всех не отдельный необитаемый остров, или даже лишать таких людей жизни. Абсурдно?! Ломброзо так не считал. Он уверял, что по внешности, а она у человека с генами злодея особая, особая легко можно вычислить бандита. Как же должен выглядеть бандит по мнению психиатра Ломброзо?! Узкий лоб, взгляд из-под насупленных бровей - все это выдает преступника.

Почему же тема внешности преступника так увлекала Лоброзо?! Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к юности будущего психиатра. Ломброзо закончил несколько престижных европейских университетов.

И в девятнадцать лет он начал публиковать свои первые статьи. Чуть позже Ломброзо перешел от написания научных статей к практике: стал работать военным хирургом, был участником кампании по борьбе с преступностью.

Тогда же он и заинтересовался, как выглядит преступник. Он изобрел прибор краниограф и с помощью его замерял формы черепа, части лица. При этом он выделил четыре типа преступника: жулики, душегубы, насильники и воры. И для каждого типа он сделал описание внешности.

Далее Ломрозо работал главой психиатрической больницы, заведующим кафедры психиатрии известного университета. Именно Ломброзо изобрел известный сейчас во всем мире детектор лжи. Это он предложил по скачкам давления судить о том, насколько правдиво отвечает человек.

Ломброзе вызвал дикий ажиотаж вокруг своей теории о внешности преступника, о его генах. Было много критики, с ним не соглашались. Критики говорили, что психиатр слишком много уделяет внимания внешности человека и совсем не учитывает социальную составляющую. Правда, к старости он сделал кое какие поправки в свою теорию и сказал, что все-таки только сорок процентов преступников совсем неисправимы, а шестьдесят процентов поддаются перевоспитанию.

Методы измерения черепа использовали нацисты в концентрационных лагерях перед отправкой людей в печи. И хоть психиатр умер задолго до этого, все таки пятно на его теории из-за этого факта было поставлено.

6 ноября 1835 года в Италии на свет появился Чезаре Ломброзо – знаменитый психиатр и праотец антропологического направления в криминологии и уголовном праве. Главной идеей данного направления было доказательство существования прирожденных преступников.

“Изучайте личность преступника…Тогда вы поймете, что преступление есть не случайное явление, а вполне естественный акт.”- Чезаре Ломброзо

Ломброзо утверждал, что преступниками не становятся, а рождаются. Психиатр был убежден, что существует особая связь между телосложением человека и его характером. И для того, чтобы понять эту связь, которая поможет разоблачить преступника ему необходимы лишь штангенциркуль и линейка. Эти приспособления нужны для того, чтобы сделать замеры определенных частей тела человека и проанализировав полученные замеры, раскрыть все секреты, которые скрывает физиология.

Одной из самых значимых работ для медицины, стала работа по изучению процесса гликолиза .

Для того чтобы заявить о своей теории выявления преступников, доктору пришлось изучить тысячи воров и убийц. При невозможности изучать живых преступников, Ломброзо изучал их черепа. Он занимался поиском объективных морфологических критериев. Собранная им коллекция преступников стала для многих ужасающей реальностью.

Ломброзо выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик. И для каждого типа он сделал описание внешности.
Внешность типичного насильника
Большие навыкате глаза, пухлые губы, длинные ресницы, приплюснутый и кривой нос. Чаще всего сухопарые и рахитичные блондины, иногда горбатые.
Внешность типичного вора
Неправильный маленький череп, удлиненная голова, прямой нос (часто вздернутый у основания), бегающий или, наоборот, цепкий взгляд, черные волосы и редкая борода.
Внешность типичного убийцы
Большой череп, короткая голова (ширина больше высоты), резкая лобная пазуха, объемные скулы, длинный нос (иногда загнутый вниз), квадратные челюсти, громадные глазные орбиты, выдающийся вперед четырехугольный подбородок, неподвижный стеклянный взгляд, тонкие губы, хорошо развитые клыки. Наиболее опасные убийцы чаще всего имеют черные, курчавые волосы, редкую бороду, короткие кисти рук, чрезмерно большие или, напротив, слишком маленькие мочки ушей.
Внешность типичного мошенника
Лицо бледное, глаза маленькие, суровые, нос кривой, голова лысая. В целом внешность мошенников достаточно добродушная.

Данная теория не совсем относится к женщинам, ведь выявить преступниц среди женщин позволяет не физиологическое уродство, как у мужчин, а психологическое к которому относят:

  • Склонность к антисоциальному поведению.
  • Отсутствие материнских чувств.
  • “Беспорядочная” половая жизнь и др.

Стоит отметить, что благодаря Чезаре Ломброзо также появился первый “прототип” детектора лжи. В основе выявления лжи было измерение давления человека во время того, как он давал ответы на вопросы. Скачки давления свидетельствовали о не правдивых ответах.

» Гениальность и безумие

Между злодейством, гениальностью и помешательством.
Теории Чезаре Ломброзо (1836-1909)

Чезаре (настоящее имя Эзекия) Ломброзо оставил след в науке как психиатр и криминалист. Родился в Вероне, умер в Турине. Находился под влиянием френологии, которая была очень распространена в 60-х годах XIX в. Несмотря на острую критику своих основных идей, он стал основателем антропологической школы уголовного права.

Начало научной деятельности Ломброзо было связано с проблемами кретинизма. Он защищает диплом в Австрии по этой теме и в 27 лет получает место преподавателя в Павийском Университете, что дает ему возможность стажироваться в лучших клиниках Вены, Турина и Парижа. Впоследствии его заинтересовали актуальные в то время проблемы психиатрии. Он одновременно возглавляет кафедру психиатрии в Павийском университете и занимает должность директора дома умалишенных в Пейзаро.

Его ключевые идеи связаны с выдвижением теории невропатии, психических аномалий выдающихся, особенно гениальных творцов, а также ролью бессознательных состояний в их деятельности. В изучении преступников он применил антропометрический метод, использовал также сведения из патологической анатомии, физиологии и психологии преступников. Это натолкнуло его на идею «врожденного преступника» (Homo Delinquens), который существенно отличается от нормального человека. Он выдвинул идею врожденности самых типов преступников (жуликов, воров, насильников и убийц).

Исследуя антропологические свойства преступников как такие, что передаются по наследству, Ломброзо сравнивает преступника с дикарем, отмечая в них общие черты, такие, как недостаток нравственности, развитых мыслительных действий. Это своеобразный атавизм преступника. Развивая теорию атавизма, Ломброзо утверждал, что преступник, как человек примитивный, отличается от обычных людей, врожденными физическими дефектами черепа. Типичный преступник становится таковым в следствии кретинизма и дегенеративного происхождения. К этому он еще добавил признаки эпилепсии и нравственного помешательства.

Рядом с врожденными преступниками он выделяет преступников случайных, совершивших преступления в силу несчастного стечения обстоятельств (криминалоиды), полупомешанных, обладающих всеми задатками преступности (матоиды), и псевдопреступников (караемых законом, но не опасных для общества). В отдельном ряду стоят политические преступления.

Типы преступников по Ломброзо

Жулик (мошенник):

Добродушная внешность, бледное лицо, маленькие глаза, кривой нос, лысая голова.

Маленький череп неправильной формы, удлиненная голова, прямой нос (часто вздернут), бегающий или, наоборот, цепкий взгляд, черные волосы, редкая борода.

Насильник:

Глаза навыкате, пухлые губы, длинные ресницы, приплюснутый или кривой нос. Сухопарые и рахитичные. Чаще блондины, чем брюнеты, иногда горбатые.

Убийца (душегуб):

Большой череп, короткая голова (высота меньше ширины), резко выраженная лобная пазуха, объемные скулы, длинный нос (иногда загнут вниз), квадратные челюсти, большие глазные орбиты, выпяченный квадратный подбородок, неподвижный стеклянный взгляд, тонкие губы, хорошо развитые клыки. Самые жестокие душегубы имеют черные, курчавые волосы, редкую бороду, короткие кисти рук, чрезмерно большие или, напротив, слишком маленькие мочки ушей.

Хотя теория врожденной склонности к преступлениям сегодня признана ошибочной и ненаучной, классификация из четырех типов преступников, выделенных Ломброзо, используется и поныне.

Несмотря на острую критику своей концепции со стороны криминалистов и антропологов, Ломброзо упорно работал над своими трудами и традиционными темами: «Преступный человек» (1876), «Преступления в политике и революции» (1890), «Преступная оценка» (1893), «Новейшие успехи науки о преступниках» (1892), «Любовь и безумство» (1889) и др.

В XIX в. особое внимание обращено на личность, ее психологические проблемы. Но это было исследование, условно говоря, акцентуированных личностей. Черты нормальной, обычной личности тогда еще не интересовали психологов. Научный интерес был направлен к необычному в человеке. Но это способствовало распознаванию личностных черт и видению личности как таковой.


Типажи преступников из коллекции Ломброзо

Акцентуированные личности , к изучению которых обращались психологи, историки культуры и другие исследователи, были людьми героического типа, осуществляли титанические поступки, проявляли героизм не только в сфере военной, в «пограничных ситуациях», но и в творчестве вообще. Это были также личности преступного типа, тоже проявлявшие своего рода героизм, или же в своем суженном сознании теряли «моральный» контроль, однако считали, что прокладывают новые пути «межличностных отношений». Героизм и преступность переходят друг в друга в зависимости от влияния на общество, но по квалификации героичности или преступности в этом вопросе все зависит от установок личности, группы, общества в целом, исторического уровня его развития.

Квалификация преступного как сумасшедшего как атавизма только показывает фиксированность сознания целью, отсутствие нравственной обратной связи, рефлексии как оценки со стороны общечеловеческого. Преступность, «расчищает путь для творчества», «прогресса», является негативаций «устаревшего» вообще, как «дух отрицания», является демоническим началом в личности, которое раскрывается нередко циничным способом, квалифицируя себя как нечто сверхчеловеческое, что имеет право повелевать и действовать, исходя из чисто личных интересов.

Когда акцентуация достигает особого уровня, далеко переступая границы нормального, личность входит в патологические отношения, проявляя определенную зависимость суженного характера. Когда при этом она видит в себе значительные преимущества над обыденными проявлениями личности, создает своеобразную оправдательную идеологию своих поступков, возникает сверхчеловек, который противопоставляет себя другому с определенным пренебрежением, сосредоточивает в себе, по своему мнению, весь мировой титанизм, или титанизм Возрождения, осознает себя как титанизм, а именно ощущая в себе сверхчеловеческое. Сверхчеловек, который освобождает себя от противопоставления другому и, наоборот, включает в себя не просто другого, а общечеловеческое, чувствует в себе присутствие высшего начала, которое является святостью. Последняя уже ограничивает себя по активности отдельных поступков, является субстанциональной значимостю, переживает абсолютную самодостаточность и завершенность и вместе с тем имеет предельную индивидуализацию.

Личность, которая включает в себя общечеловеческое, активно и проблемно соотносит его со своей индивидуализированной сутью, вообще бесконечно одарена, она раскрывается в определенных творческих актах и является создателем вообще. Она концентрирует в себе все указанные черты акцентуированных личностей и их самих вообще.


Музей криминальной антропологии в Турине был основан Чезаре Ломброзо в 1898 году. Ныне там хранится более 400 черепов, которые использовались им для доказательства теории «медианной затылочной ямки» - черепной аномалии, которая, по его мнению, способствовала девиантному поведению. В коллекции также представлены рисунки, фотографии, криминальные доказательства, анатомические детали «сумасшедших и преступников» из позапрошлого века.

Таков круг личностных акцентуаций, черты которых тесно связаны между собой.

Чезаре Ломброзо раскрывает личность в состоянии большой творческой возвышенности, когда она решительно и уверенно перешагивает рамки обычного поступка. Ее необычность квалифицируется как антиморальная, но она при этом оправдывается как такая, что появилась в результате роковой антропологической наследственности. В частности, эти черты раскрываются как единство «гениальности и помешательства (безумия)», ведь, по его мнению, только такое сочетание черт может дать исторически значительную личность.

В своей знаменитой книге «Гениальность и помешательство» (1864) Ломброзо решает вопросы подобия гениальных и психически больных «в физиологическом отношении» людей, исследует влияние атмосферных явлений на гениев и психически больных, которые одинаково остро чувствуют это влияние, пишет о влиянии метеорологических явлений на рождение гениальных людей, подтверждает влияние расы и наследственности на появление гениальности и психических болезней. Он исследует гениальных людей, страдавших психическими болезнями (Гарингтон, Свифт, Коуацци, Руссо, Ампер, Шуман). Он отмечает особенности сочетания гениальности и психических болезней среди поэтов, юмористов, артистов, графоманов, пророков, революционеров, в частности, уделяет внимание Дж. Савонароле и Лазаретти.

Как научный материал Ломброзо использует в своих исследованиях автобиографии психически больных людей, их литературные произведения.

Выводы, которые он делает из своих исследований, не подтверждают обязательности связи гениальности и безумия. Однако психические состояния представителей обеих групп несколько схожи меж собой. «В бурной и длительной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди проявляют больше подобия с сумасшедшими, и в психической деятельности тех и других есть немало общих черт. Например, усиленная чувствительность, экзальтация, меняющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и использования особенных выражений, сильная рассеянность, склонность к самоубийству и наконец большое самоуважение». Хотя, Галилей, Кеплер, Колумб, Вольтер, Наполеон, Микеланджело, Кавур - люди несомненно гениальные, не проявляли, однако, признаков безумия. Кроме того, Ломброзо отмечает, что гениальность проявляется значительно раньше, чем психические заболевания. В этом вопросе он относится с доверием к исследованиям Т. Рибо.

Если психические заболевания передаются по наследству, то гениальность умирает вместе с ее носителем - индивидом. Выдающиеся умственные способности у больных слишком односторонни. Больные не имеют настойчивости в решении задач, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти - черт, наиболее присущих гению. Они не проявляют сочувствия к другим людям. Гении спокойно, с осознанием собственных сил неуклонно шли избранным путем к высокой цели, проявляя твердость духа в несчастьях, не становясь рабами своих страстей. Такими были Спиноза, Бэкон, Галилей, Данте, Вольтер, Колумб, Макиавелли, Микеланджело и Кавур. Ломброзо дает им такую характеристику: всем им был присущ сильный, гармонично развитый череп, что свидетельствует о силе мыслительных способностей, подкрепленных мощной волей. Они никогда не предавали своих убеждений, не становились ренегатами, они не уклонялись от своей цели, не отрекались начатого дела. Всем им была присуща цельность характера.

К патологическим признакам деятельности Ломброзо относит чрезмерную тщательность проработки материала, злоупотребление символами, эпиграфами и аксессуарами, преобладание одного цвета в рисунке и чрезмерное влечение к новациям, что является выражением псевдооригинальности. В литературных произведениях и научных статьях имеющиеся претензии на остроумие, чрезмерная систематизация, намерение выставлять на первый план свою личность, логика изложения замещается эпиграммой и везде непреодолимое влечение к оригинальности, которое, однако, не реализуется.

Ломброзо выражает опасения относительно судьбы народов, управляемых такими патологическими личностями. Они пытаются вещать в стиле библейского лаконизма. Среди них немало шарлатанов, хотя они сами этого не осознают. Этих психопатов он называет матоидами. Это мнимые реформаторы, которых следует остерегаться, ведь они имеют большое влияние на окружающих. Эти психопаты все время настойчиво вмешиваются в социальные проблемы, и могут также пойти и на политические убийства.

Сумасшедшие и психопаты с определенными признаками гениальности, или без них, оказывали большое влияние на толпу, провоцировали политические движения. Другие - настоящие гении и сумасшедшие (среди них Ломброзо называет Магомета, Лютера, Савонаролу, Шопенгауэра) - имели в себе силы задержать развитие народов и даже оказались учредителями религии или секты.

Человечество должно остерегаться «блестящих гениальных призраков» - так завершает Чезаре Ломброзо свой анализ параллельных черт гениев и психически больных людей.

Роменець В.А. История психологии XIX-XX века. - Киев, Лыбидь, 2002

Ломброзо Чезаре - популярный итальянский криминалист и судебный психиатр. Ему принадлежит создание нового уголовно-антропологического направления в науке уголовного права. Чезаре сделал огромный вклад в развитие таких направлений, как юридическая психология и криминология. Сегодня мы познакомимся с биографией и достижениями итальянского ученого.

Становление

Чезаре Ломброзо, биография которого нас с вами заинтересовала, родился 6 ноября 1835 года в Вероне. Родители будущего психиатра были состоятельными землевладельцами. В юности Ломброзо увлеченно изучал китайский и семитские языки. Однажды в его спокойной жизни все поменялось коренным образом. Бедность, заключение по подозрению в заговоре и участие в войне пробудили в юноше интерес к довольно необычной области научного знания - психиатрии.

В 19 лет, во время обучения на медицинском факультете университета города Павия, Ломброзо Чезаре опубликовал свои первые наработки по психиатрии, посвященные проблеме кретинизма. Эти статьи привлекли внимание квалифицированных специалистов. Параллельно с учебой начинающий психиатр самостоятельно изучил этнолингвистику и социальную гигиену. В 1862 году Чезаре уже был профессором психических заболеваний. Его карьера начала развиваться весьма стремительно. Вскоре ученый стал директором клиники для душевнобольных и профессором юридической психиатрии.

В 1896 году ученый становится заведующим кафедрой психиатрии Туринского университета. В его интеллектуальном развитии одну из решающих ролей сыграла философия позитивизма, которая утверждала приоритет научных знаний, полученных экспериментальным путем.

Антропологические исследования

Итальянский ученый стал первооткрывателем антропологического направления в уголовном праве и криминологии. Антропологическая теория Чезаре Ломброзо базируется на мнении, что в криминологическую методологию должно входить естествознание, а в центре изучения должна стоять личность преступника.

Первые исследования в этом направлении ученый провел в начале 1860-х годов, когда работал военным врачом и был активным участником кампании по борьбе с бандитизмом на юге Италии. Обширный статистический материал, который собрал Ломброзо, стал очень весомым вкладом в развитие криминальной антропологии, социальной гигиены и зарождающегося тогда понятия социологии преступности. Обобщив полученные эмпирическим путем данные, ученый выявил, что отсталость Южной Италии в плане социально-экономических условий повлекла за собой воспроизводство там психически и анатомически аномального типа людей, разновидности, которая нашла выражение в «человеке преступном». Эта аномальность была выявлена путем психиатрических и антропометрических экспертиз и сделала возможными прогностические оценки динамики преступной эволюции.

Концептуальные подходы итальянского ученого проиллюстрировали проблему ответственности общества, которое воспроизводит преступные элементы. При этом они оспаривали официальные криминологические постулаты, в которых ответственность возлагается исключительно на человека, нарушившего закон.

Ломброзо Чезаре был одним из первых ученых, кто осуществлял систематическое исследование злодеев, опираясь исключительно на антропометрические данные, фиксируемые краниографом. Краниограф - это прибор измеряющий размеры отдельных частей головы и лица. Результаты этих исследований были опубликованы в трактате «Антропология 400 нарушителей», увидевшего свет в 1872 году.

Теория «прирожденного преступника»

Ученому принадлежит теория о так называемом «прирожденном преступнике». Согласно этой теории, преступником рождаются, а не становятся. На фоне этого суждения итальянский криминолог счел преступление естественным явлением, которое наряду с рождением и смертью, нельзя исключить из нормального бега времени. Сопоставив антропометрические показатели правонарушителей и исследования их патологической анатомии, психологии и физиологии, Ломброзо выдвинул предположение о том, что преступник является особым антропологическим типом. В 1876 году это суждение нашло воплощение в теории Чезаре Ломброзо «Преступный человек».

Психиатр пришел к выводу, что преступники являются деградирующими элементами, отставшими в развитии от остального общества. По мнению Чезаре Ломброзо, преступник не в силах затормаживать свое противоправное поведение, поэтому лучшее, что может сделать общество в отношении преступника, - лишить его свободы или жизни. «Преступный тип», согласно теории Ломброзо, имеет ряд врожденных особенностей атавистической природы, прямо указывающих на отставание в развитии и преступные наклонности.

Ученый разработал систему стигматов (физических признаков), и психических черт преступного типа, которые, как он считал, могут охарактеризовать личность, с рождения склонную к правонарушениям. Среди основных признаков такой личности ученый выделял: сплющенный нос, большие челюсти, низкий лоб, взгляд исподлобья и прочие характерные, по его мнению, особенности примитивного человека. Наличие этих признаков позволяло идентифицировать потенциального правонарушителя прежде, чем он совершит злодеяние, утверждал Чезаре Ломброзо. Типы преступников, по его мнению, могут распознать только компетентные специалисты. В этой связи Ломброзо считал, что в ряды судей должны привлекаться антропологи, врачи и социологи, а также требовал, чтобы вместо вопроса о виновности, в делах злодеев фигурировал вопрос о социальной вредности.

На сегодняшний день подобные измерения проводят практически во всем мире. Их используют не только в правоохранительных целях. Антропометрия необходима, к примеру, для анализа рынка рабочей силы и создания сугубо гражданских объектов.

Недостатки теории

Радикальные суждения Ломброзо подверглись острой критике. Было выявлено, что в отношении взгляда исподлобья учёный ошибся. На самом деле взгляд исподлобья является одной из наиболее простых мимических реакций, одинаково доступных для людей разных социальных слоев. Но самым главным недостатком теории итальянского психиатра был тот факт, что она игнорировала социальные аспекты преступности.

В конечном итоге Ломброзо пришлось смягчить свои позиции. В последующих трудах он относит лишь 40 % преступников к врожденному антропологическому типу. Их ученый назвал «дикарями», проживающими в цивилизованном обществе. Кроме того, итальянец признал весомую роль ненаследственных причин преступности. К ним относятся психопатологические и социологические причины. Все это послужило основанием для переименования теории Ломброзо в биосоциологическую.

В конце девятнадцатого века на международном конгрессе по уголовной антропологии теорию антропологической преступности признали в целом ошибочной. Оппоненты Ломброзо объясняли свою позицию тем, что преступление является условным юридическим понятием, содержание которого зависит от условий, времени и места. Тем не менее благодаря наработкам Чезаре Ломброзо криминология получила ряд новаторских идей, часть которых нашла применение в криминологической практике и повлияла на создание теории Э. Кречмера, которая получила название «Морфологическая теория темперамента».

«Гениальность и помешательство»

В 1895 году появился наиболее значимый труд Чезаре Ломброзо - «Гениальность и помешательство». В этой теории ученый выдвинул тезис о том, что гениальность человека обуславливается ненормальной деятельностью его мозга, граничащей с эпилептоидным психозом. Ученый подметил поразительное физиологическое сходство гениев и помешанных людей. Они, как подметил психиатр, одинаково реагируют на всяческие атмосферные явления. Кроме того, наследственность и расовая принадлежность одинаково сказываются на их рождении.

В книге Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство» также рассказывается о том, что умопомешательством страдали многие гении: Конт, Ампер, Шуман, Кардано, Руссо, Ньютон, Шопенгауэр и многие другие. С другой стороны, среди сумасшедших также можно встретить гениев, юмористов, поэтов и других творческих личностей. Некоторые литературные произведения помешанных преступников и описание аномалий в строении черепа великих людей приведены в качестве приложения к книге Чезаре Ломброзо. Гениальность, как доказал ученый, далеко не всегда является доказательством здравого ума.

Социология политической преступности

Наиболее ценным научным наследием Ломброзо стали исследования в области социологии политической преступности. Этой теме ученый посвятил работы: «Политическая преступность и революция» (1890) и «Анархисты»(1895). Психиатр исследовал распространенный в Италии в те времена феномен политической преступности, с точки зрения индивидуального сознания политического правонарушителя. Под последним подразумевается личность, которая жертвенно преданна утопическому идеалу справедливости в социуме. Природу такого социального поведения, которым движут идеи политического вандализма, Ломброзо объясняет кризисом в парламентской демократии Италии, коррупцией в политической среде и обесцениванием идеалов справедливости.

Другие работы

Менее распространенными стали такие наработки Чезаре Ломброзо: «Женщина-преступница и проститутка» и «Любовь у помешанных». В первой книге ученый рассматривает отношение к любви, преступности и проституции. Психиатр пришел к выводу, что главным инстинктом женщины является размножение, и это обуславливает ее поведение по жизни. Во второй книге Ломброзо рассмотрел вопрос помешательства и потери здравого рассудка от любви.

Контроль физиологических реакций

Ломброзо Чезаре стал первым в мире ученым, который применил достижения в области физиологии для идентификации обмана. В 80-х годах девятнадцатого века он пробовал во время допроса подозреваемого измерять его пульс и давление крови. Психиатр утверждал, что таким способом он может легко узнать, когда подозреваемый солгал, а когда сказал правду. Результаты исследований показали, что контролируя физиологические реакции человека, можно не только выявить скрытую им информацию, но и, что также очень важно, доказать невиновность подозреваемого.

Плетизмограф

В 1895 году ученым были опубликованы результаты применения простейших лабораторных приборов для допроса подозреваемых. В одном из исследований криминалист воспользовался плетизмографом. Сначала человеку, подозреваемому в убийстве, предложили провести в уме некоторые математические вычисления. Затем ему показали фотографии израненных детей, среди которых была та самая девочка, в убийстве которой его подозревают. На протяжении всего эксперимента прибор измерял пульс испытуемого. Согласно показаниям прибора, во время математических подсчетов частота пульса подозреваемого резко увеличилась. А при просмотре фотографий она осталась неизменной. Исходя из этого, Ломброзо сделал вывод, что подозреваемый совершенно непричастен к убийству.

Этот случай, видимо, стал первым в истории криминалистики, когда применение детектора лжи привело к оправданию испытуемого, а не доказательству его причастности к преступлению. Тот факт, что с помощью подобных приборов можно не только обвинять, но и оправдывать, в значительной степени расширил область применения методов Ломброзо.

Ломброзо в России

Криминологические наработки итальянского психиатра были довольно популярными в России. Он были представлены многочисленными прижизненными и посмертными русскоязычными изданиями. В 1897 году криминалист принял участие в съезде русских врачей. Коллеги оказали ему восторженный прием. В части мемуаров, посвященной русскому периоду биографии ученого, он передал резко негативное видение российского общественного уклада, сурово осудив полицейский произвол и авторитарные методы властвования. Впрочем, такая позиция была распространена среди типичных итальянцев того времени.

Ломброзианство

Этот термин был широко распространен в Советском Союзе. Он означает антропологическую школу уголовного права - одно из ответвлений буржуазной теории права (исходя из критериев классового подхода). Особо критично россияне отнеслись к учению Ломброзо о прирожденном преступнике. Согласно мнению советских юристов, оно шло в разрез с принципом законности в борьбе с преступниками, а также имело реакционную и антинародную направленность, так как осуждало революционные действия эксплуатируемой массы. Из-за этого заведомо предвзятого подхода без внимания остались наработки Ломброзо, посвященные исследованию первопричин протестантских и экстремистских форм социальной борьбы, выливающихся в социальный терроризм, а в более широком воплощении - в политическую преступность.

Заключение

Выдающийся психиатр и криминалист скончался в итальянском городе Турин, 19 октября 1909 года. Несмотря на то что многие его суждения были откровенно ошибочными и неоднократно подвергались обоснованной критике, Ломброзо был действительно великим ученым. Чезаре Ломброзо, книги которого мы коротко рассмотрели, стал первым, кто внедрил объективные методы в правовую науку. Благодаря его трудам криминология и юридическая психология получили значительный скачок в развитии.

Похожие публикации