Оформление земельного участка в собственность. Процедура регистрации ранее возникших прав на недвижимое имущество Как зарегистрировать ранее возникшее право

Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним: правовые и налоговые аспекты Краснов М В

Признание ранее возникших прав

В соответствии со статьей 6 Федерального закона о ГРПНИСН права на НИ, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Законом N 69-ФЗ определен порядок, при котором государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона N 122-ФЗ права на объект НИ требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие вышеуказанного закона перехода данного права, его ограничения или совершенной после введения в действие Закона N 122-ФЗ сделки с объектом НИ.

Это означает, что если права на НИ возникли до 1 января 1998г., то они признаются юридически действительными (п.1 Закона N 69-ФЗ). Однако если это имущество продается или приватизируется уже после 1 января 1998г., то оно должно быть зарегистрировано. При этом регистрируется не только право на имущество, возникшее до 1 января 1998г., но и переход данного права (купля-продажа имущества, приватизация и т.д.).

ГРПНИСН осуществляется в течение одного месяца.

Законом N 69-ФЗ устанавливается, что если регистрация прав на НИ после 1 января 1998г. осуществляется в связи с переходом данных прав или в связи со сделкой с имуществом, то оплата за такую регистрацию не взимается. Если, например, лицо изъявило желание зарегистрировать свое право на имущество, возникшее до 1 января 1998г., в добровольном порядке, то будет взиматься плата, равная половине установленного субъектом Российской Федерации размера платы.

Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Глава 33. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Статья 290. Подача заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую

Из книги Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве автора Решетникова И. В.

Глава 6. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйное имущество – это имущество, не имеющее собственника, или собственник которого неизвестен, или от права

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Глава 33. ПРИЗНАНИЕ ДВИЖИМОЙ ВЕЩИ БЕСХОЗЯЙНОЙ И ПРИЗНАНИЕ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНУЮ НЕДВИЖИМУЮ ВЕЩЬ (в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 7-ФЗ) Статья 290. Подача заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на

Из книги Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Из книги Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава VI. ПОРЯДОК СОХРАНЕНИЯ И КОНВЕРТАЦИИ (ПРЕОБРАЗОВАНИЯ) РАНЕЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРАВ Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии 1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Влияние ранее действовавшего законодательства Множество сложностей связано с особенностями развития авторского права в России. Так, действующее российское законодательство об авторском праве кардинальным образом отличается от законодательства, которое действовало

Из книги Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" автора Ткач Александр Николаевич

Статья 6. Признание ранее возникших прав Комментарий к статье 61. Данная статья в продолжение п.2 ст.4 комментируемого Закона устанавливает, что права на недвижимость, возникшие до принятия данного Закона, признаются в Российской Федерации. Это правило можно назвать

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

21. ПРИЗНАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВ. ПРИЗНАНИЕ DE JURE И DE FACTO Признание обычно адресуется вновь возникшему государству, но признание может предоставляться и правительству государства, когда оно приходит к власти неконституционным путем (в результате переворота, гражданской войны).

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

17.7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник

Из книги В суд без адвоката автора Щепилов Игорь Борисович

Глава 27 Признание движимой вещи бесхозяйной или признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Познакомимся с порядком рассмотрения дел о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

§ 7 Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Признание права собственности на бесхозяйную вещь в особом производстве является одним из способов приобретения ее в собственность. Комментарий норм

Из книги Покупка и продажа квартиры: законодательство и практика, оформление и безопасность автора Брунгильд Аделина Геннадиевна

Статья 6. Признание ранее возникших прав 1. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным

Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

105. Признание вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Бесхозяйными являются вещи, которые не имеют собственника или собственник которых не известен, либо вещи, от права собственности на которые собственник

Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

Статья 54. Об отмене ранее принятых законов Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на территории Российской Федерации не применяется Закон СССР «О кооперации в СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, № 22, ст. 355; Ведомости Съезда народных депутатов

Из книги Федеральный закон о пенсиях с комментариями для граждан и пенсионным калькулятором автора Пустовойтов Вадим Николаевич

Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных

Из книги автора

Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсииСтатья 27 определяет порядок сохранения и условия реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

Перечень документов для регистрации права собственности на объект недвижимости, возникшего до введения в действие Закона о регистрации (ранее 1998 года)

Для совершения сделок с объектом недвижимости, необходимо чтобы право собственности на эту недвижимость было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав (ЕГРП), который был создан в 1998 году. Если право собственности возникло до 1998 года (ранее возникшее право), в регистрационную службу подаются следующие документы:

  1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт ).
  2. Документ об уплате государственной пошлины (для уплаты госпошлины специалисты регистрационной службы выдадут вам готовые квитанции, которые вы должны оплатить). Внимание: Государственная пошлина не уплачивается, если государственная регистрация ранее возникшего права осуществляется при государственной регистрации перехода права или сделки об отчуждении объекта недвижимости.
  3. Документы, подтверждающие полномочия представителя физического лица (представители действуют на основании нотариальных доверенностей ).
  4. Документы, подтверждающие наличие права на объект недвижимости, с отметкой о государственной регистрации права в ранее установленном законом порядке до вступления в силу Закона о регистрации (до 1998 года), которыми могут быть:
  • договор купли-продажи, мены, дарения, ренты, безвозмездной передачи (приватизации) и др.
  • свидетельство о праве на наследство
  • вступившее в законную силу судебное решение
  • справка о полном внесении паевого взноса членом жилищного, жилищно-строительного или жилищно-накопительного кооператива установленной формы, подписанная руководителем кооператива и главным бухгалтером – если объект — жилое помещение в ЖСК, ЖК, ЖНК
  • решение уполномоченного органа об утверждении акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта (приказ, постановление и др.) с приложением вышеуказанного акта – если объект – жилой дом или прочее здание, сооружение
  • решение соответствующего Совета народных депутатов или главы местной администрации о предоставлении земельного участка на праве собственности , постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения – если объект – земельный участок.

5. Свидетельство либо государственный акт о правах на землю , выданное земельным комитетом — если объект – земельный участок.

6. Кадастровый план земельного участка (если объект – земельный участок) или план иного объекта недвижимого имущества (если объект – жилой дом, квартира, гараж, прочее здание или помещение, сооружение), выданные до 01.03.2008 года, либо кадастровый паспорт соответствующего объекта недвижимости, выданный после 01.03.2008 года, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

7. Паспорт объекта культурного наследия , охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство — если объект является объектом культурного наследия. Заключение историко-культурной экспертизы – если объект является выявленным объектом культурного наследия.

Федеральный закон N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" :

Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости

1. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

2. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

3. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.

4. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

5. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

6. Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.

7. В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:

1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;

2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

8. Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:

1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

9. Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

10. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, - в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.

Законодательство меняется с каждым годом. Учитывая особенности общественных правоотношений, законодательный орган принимает соответствующие нормативно-правовые акты. И если, например, несколько лет назад необходимость законодательного регулирования определенных общественных правоотношений отсутствовала, то спустя определенный промежуток времени подобная необходимость может возникнуть. То же самое произошло и в сфере недвижимого имущества. Ведь с каждым годом растет количество мошенничеств и других преступлений, связанных с объектами недвижимости. Соответственно, нужно было принять такой нормативный акт, который бы устранил или свел к минимуму подобные ситуации. Подобным законодательным актом являлся закон, регулирующий порядок осуществления регистрации сделок, связанных с недвижимостью. Закон, который регулирует правила и порядок заключения и регистрации сделок с недвижимым имуществом, был принят довольно поздно – в 1998 году. До этого по всей стране не действовали определенные правила и единый порядок заключения тех сделок, предметом которых выступало недвижимость. Подобные правила действовали в некоторых субъектах РФ, а в некоторых регистрация вообще не осуществлялась. После принятия законодательного акта, предусматривающий единый порядок и правила, которые начали действовать по всей стране, возникла необходимость признания ранее возникших прав на недвижимое имущество. Это надо было сделать также по той причине, что не все сделки, предметом которых являлась недвижимость, были записаны в субъектах РФ.

Особенности процедуры регистрации

Признание ранее приобретенных прав на недвижимое имущество обладает рядом особенностей. Закон гласит, что все регистрирующие записи, которые были осуществлены до вступления в силу данного законодательного акта, имеют юридическую силу и признаются. Это значит, если сделка с недвижимостью получила учет в субъекте Российской Федерации, она имеет юридическую силу.

Закон также признает юридическую силу тех сделок, которые не были записаны в субъекте РФ. Но необходимо отсутствие подобного требования. Например, если согласно действующему порядку в субъекте РФ требовалось зарегистрировать сделку продажи недвижимости, а этого не было сделано, то данная сделка не может быть признана и не имеет юридической силы. Соответственно, ранее возникшее право собственности не может быть признано, так как был нарушен действующий порядок регистрации.

Порядок признания

Многих интересует вопрос о том, нужна ли регистрация ранее приобретенного права, которое было обретено на основании заключенной сделки. При признании ранее возникшего права необходимо учитывать, что:

  • процедуру дополнительной регистрации проходить не нужно. Это значит, что если право на недвижимое имущество было приобретено до принятия соответствующего закона, то проходить повторную регистрацию не нужно: оно признается, и правообладатель может владеть недвижимым имуществом на основании имеющихся у него документов;
  • если нужно будет зарегистрировать новые права на данное имущество, то необходимо пройти процедуру государственной регистрации прав, которые были приобретены до принятия данного законодательного акта. Например, если владелец решил продать свою квартиру, право на которую у него было приобретено до 1998 года, то ему придется сперва осуществить государственную регистрацию своего права собственности и только потом перейти к процедуре продажи квартиры.

Но при необходимости осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на практике могут возникнуть определенные проблемы, так как действующий законодательный акт тщательно не регулирует порядок осуществления государственной регистрации ранее возникшего права.

Для этого необходимо подать соответствующее заявление. При этом закон не требует внесения записи в ЕГРП на основании ранее сделанных записей в БТИ. Это значит, что, возможно, информация о конкретном объекте недвижимости может просто отсутствовать в ЕГРП. Процедура более осложняется.

Для осуществления регистрации права может возникнуть необходимость предъявления кадастрового паспорта. А для этого нужно прибегнуть к услугам соответствующих специалистов, что подразумевает дополнительные финансовые затраты. Если собственник намерен продать недвижимое имущество, то данной процедурой необходимо заняться заранее.

Другой казус, возникающий во время регистрации прав, связан с необходимостью оплаты государственной пошлины. Многие специалисты придерживаются того мнения, что государственная пошлина не должна взиматься за осуществление регистрации ранее возникшего права. Но при предъявлении заявления оплатить госпошлину все же придется.

Из вышеуказанного следует, что вопросы, связанные с признанием ранее возникшего права, получили свое законодательное регулирование. Но даже при наличии подобного регулирования, на практике возникают определенные трудности и проблемы. Конечно, законодательный орган все время ведет работу, направленную на устранение казусов и “недопониманий”, которые существуют в законодательных актах. Законодательному органу “на помощь” приходят специалисты и практикующие юристы, которые указывают на наличие определенных пробелов в законодательстве. Но все же оно не успевает за практикой и за развитием общественных отношений. Именно поэтому всегда есть пробелы, которые нужно устранить и наличие которых может стать причиной возникновение споров между участниками правоотношений.

Именно поэтому рекомендуется проконсультироваться с опытным и квалифицированным специалистом, прежде чем начать данную процедуру. Только квалифицированный юрист сможет дать полную и точную консультацию касательно интересующих заявителя вопросов.

Кроме того это – довольно сложная и трудная с законодательной точки зрения ситуация. Именно поэтому помощь юриста – просто необходима. Квалифицированный нотариус сможет подготовить весь пакет необходимых документов и бумаг, направить запросы в соответствующие государственные органы, предъявить заявление в регистрирующий орган и многое другое. Кроме того при необходимости квалифицированный адвокат обжалует решения уполномоченных государственных органов в судебном порядке, обеспечит представительство на судебных заседаниях. Если решение суда первой инстанции не удовлетворит клиента, его представитель может обжаловать данное решение в суд вышестоящей инстанции. А вступившее в силу решение, которое было принято в пользу клиента, подлежит обязательному исполнению. Соответственно если вы оказались в подобной ситуации, лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Федерального закона), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Речь идет о признании прав на недвижимое имущество, возникших у заинтересованных лиц, по общему правилу, до 31 января 1998 г. В Алтайском крае органы государственной регистрации были открыты несколько позднее, поэтому датой, определяющей категорию «ранее возникшего права», необходимо признавать дату создания регистрирующего органа. Для прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории г. Барнаула, это 02 ноября 1998 г.

В отношении ранее возникших прав существует несколько особенностей, которые позволяют поделить их на две группы.

К первой группе можно отнести ранее возникшие права, прошедшие установленную нормативным актом регистрацию. До принятия Федерального закона и создания органов государственной регистрации в отдельных субъектах Российской Федерации либо крупных муниципальных образованиях сложилась система органов, осуществлявших регистрацию сделок с недвижимостью и прав на нее. Ее отличали два признака: в основе такой системы, как правило, лежали нормативные акты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, и подобная регистрация осуществлялась от лица государства. В нашем регионе осуществлялся учет жилых помещений и существующих на них прав органами Бюро технической инвентаризации, которые проставляли на правоустанавливающем документе штамп о государственной регистрации. Эта государственная регистрация прав является юридически действительной.

Ко второй группе относят ранее возникшие права на отдельные виды недвижимого имущества с отсутствием государственной регистрации прав, например, права на нежилые помещения, права на объекты обществ, созданных в результате приватизации и др. Подобные права также признаются действительными.

По желанию обладателей этих двух групп прав в настоящее время может быть произведена государственная регистрация с выдачей официального документа - Свидетельства о государственной регистрации права, удостоверяющего их права. Такая государственная регистрация не является обязательной и не влияет на действительность ранее возникших прав.

Федеральным законом предусмотрены случаи, когда государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона права на объект недвижимого имущества является обязательной. Она требуется при регистрации перехода ранее возникшего права, регистрации ограничения (обременения) ранее возникшего права, регистрации сделки с объектом недвижимого имущества, совершенной после введения в действие Федерального закона.

Вместе с тем, существуют исключения: согласно п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в госсобственности, не требуется. В данном случае без предварительной регистрации права собственности можно зарегистрировать договор аренды на земельный участок.

Федеральный закон установил особую, облегченную процедуру регистрации ранее возникших прав. Так, заявление на государственную регистрацию ранее возникшего права может быть подано вместе с заявлением на государственную регистрацию перехода этого права, его обременения или сделки с соответствующим недвижимым имуществом, а при одновременной подаче заявления на государственную регистрацию ранее возникшего права и заявления на государственную регистрацию перехода этого права, его обременения или сделки с соответствующим недвижимым имуществом государственная регистрация осуществляется не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и других документов, необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества. Таким образом, срок государственной регистрации сокращается на один месяц.

Государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.

Необходимо отметить государственную регистрацию права собственности, приобретаемого в силу приобретательной давности. Лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое имущество, возникшее в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке. По-видимому, в данном случае имеется в виду судебный порядок установления факта, имеющего юридическое значение. Применительно к делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, данный порядок предусмотрен гл. 27 и 28 Гражданско-процессуального кодекса РФ, согласно которым заявление об установлении факта рассматривается в рамках особого производства. Подобные права не относятся к категории «ранее возникших прав» и подлежат государственной регистрации в обычном порядке.

Пятчук Т.В.,
главный специалист-эксперт
Сибирского отдела

Похожие публикации