Отличие восприятия и ощущений. Отличие восприятия от ощущений

2.3 Отличие восприятия от ощущений

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

«Сравнительно с чистым ощущением все, что воздействует на наши органы чувств, вызывает в нас нечто большее: оно возбуждает в мозговых полушариях процессы, которые отчасти обусловлены модификациями в строении нашего мозга, произведенными в нем предшествующими впечатлениями; в нашем сознании эти процессы вызывают идеи, которые так или иначе связаны с данным ощущением. Первой такой идеей является представление того предмета, к которому относится данное чувственное свойство. Осознание известных материальных объектов, находящихся перед нашими органами чувств, и есть то, что в настоящее время называется в психологии восприятием».«Результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные и тормозящей другие несущественные признаки, и комбинирующий воспринимаемые детали в одно осмысленное целое. Этот сложный процесс отражения целых вещей или ситуаций и называется в психологии восприятием».

«Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия».


Заключение

Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие – это форма познания действительности. Но как объяснить тот факт, что все мы воспринимаем одно и то же? Можно было бы думать, что с самого рождения культура берет на себя регулирование деятельности мозга таким образом, что мозг научается производить те же расчеты, которые характерны для всех членов данной группы. Различия в восприятии мира, жизни, смерти и так далее у разных культур казалось бы, подтверждает это. Прибрам придерживается мнения (Годфруа Ж), что этот подход должен коренным образом изменить наше понимание реальности. Это не означает, что старые модели будут отброшены. Они, скорее всего, войдут в более широкое и богатое видение мира, которое позволит нам объяснить Вселенную, часть которой составляем мы сами.

Таким образом, наше восприятие окружающего – результат истолкования сигналов, улавливаемых антеннами, настроенными на внешний мир. Эти антенны – наши рецепторы; глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.

Мне как студенту из изученного пригодится понимание как хорошо с работает ощущение так хорошо восприятие воспримет эту информацию.


Список используемой литературы

1. Маклаков А. Г. Общая психология М.- 2001

2. Немов Р.С «Общие основы психологии» - М. 2003

3. Николаенко А.И. «Психология и Педагогика» - М. ИНФРА 2000

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1996


Служить дверь, которая сохраняет для наших глаз свою форму независимо от того, закрыта она или открыта (рис 3.1). 3.6. Осмысленность Высшей формой предметного восприятия является осмысленное восприятие. Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных. Усваивая в процессе развития общественно-исторический опыт, человек отражает также...




По определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя. В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека. Восприятие – результат...

Психологического процесса – восприятия. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом. Восприятия – результат деятельности системы анализаторов. Виды восприятий. В соответствии с тем, какой анализатор доминирует, различают зрительные, ...

Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. Следующим свойством восприятия является...

Психология занимается изучением различных психических явлений, состояний и процессов. С рождением каждый из нас познает мир на всех его уровнях при помощи органов чувств. Мы вдыхаем, осматриваем, осязаем, пробуем, осознаем и т.д. Психологи подразделяют эти процессы на и ощущение.

Ощущение и восприятие в психологии

Ощущение является первым этапом обработки информации. Выделяют пять основных видов ощущений: обоняние, слух, вкус, осязание и зрение. Без них сознательная жизнь просто невозможна. Субъект просто погрузился бы в сонное состояние. К примеру, ощущение позволяет узнать теплый предмет или холодный, яркий или тусклый, тяжелый или легкий и т.д. Все наши ощущения сиюминутны. Мы активно реагируем на происходящее вокруг, в результате чего у нас двигаются глазные зрачки, сужаются сосуды и напрягаются мышцы. Этот чувственный опыт позволяет получать знания об окружающем мире.

Чем отличается ощущение от восприятия?

Восприятие завершает картину и формирует целостный образ. Оно позволяет получить информацию о предметах и явлениях в целом, т.е. обрабатывает сумму ощущений и формирует результат. При этом восприятие включает информацию на основе прошлого опыта и даже представлений. Оно задействует мышление, внимание, память, моторную сферу, особенности личности. К примеру, если мы держим в руке духи, смотрим на упаковку и вдыхаем аромат, целостное впечатление будет называться восприятием. В данном случае будут задействованы такие ощущения как зрение, обоняние и осязание.

Взаимосвязь ощущения и восприятия

В результате возникновения ощущения порождается какое-либо ощущение, например, яркость, сладость или громкость. Восприятие формирует в нашей голове полный образ, что состоит из пазлов ощущений. Для того, чтобы научиться хорошо воспринимать информацию, необходимо уметь осознавать, синтезировать и анализировать признаки материального объекта. Таким образом, отдельные воспринимаемые детали комбинируются в одно целое, что служит источником нашего опыта. Нарушение ощущений и восприятия заключается в пороге чувствительности. Он может быть пониженным или повышенным по отношению к норме. Лечением подобных явлений занимаются невропатологи.

Каждое живое существо наделено способностью ощущать от рождения. Но восприятием обладают только некоторые животные и люди. Способность воспринимать совершенствуется с течением времени. Это помогает нам лучше понимать те или иные процессы, поэтому важно работать над своим развитием и улучшать восприятие.

Введение …………………………………………………………………… ..3
1. Понятие ощущения…………………………………………………...4
2. Отличие восприятия от ощущений………………………………… 7
Заключение…………………………………………………………………..9
Список литературы………………………………………………………….10

Введение

Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие – это форма познания действительности. Но как объяснить тот факт, что все мы воспринимаем одно и то же? Можно было бы думать, что с самого рождения культура берет на себя регулирование деятельности мозга таким образом, что мозг научается производить те же расчеты, которые характерны для всех членов данной группы. Различия в восприятии мира, жизни, смерти и так далее у разных культур казалось бы, подтверждает это.
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

1. Понятие ощущения

Ощущения - простейший психический процесс, в результате которого у человека возникает простейший образ внешнего и внутреннего мира. Представляет собой отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.
Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения. В процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом - восприятие. Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (восприятие слуховых образов), визуальным (восприятие зрительных образов), кинестетическим (восприятие чувственных образов.
Психофизиологические характеристики ощущений
Человек рождается с готовым аппаратом для всех тех видов ощущений, что и у взрослого человека. В настоящее время экспериментально доказано, что уже в утробе матери он начинает отражать окружающий мир на уровне ощущений. Поэтому после рождения происходит лишь расширение диапазона ощущений. Особое влияние на качество ощущения оказывает работа физиологического аппарата, отвечающего за передачу того или иного вида ощущения. Так интенсивность ощущения связана с порогом ощущения. Существует три вида порогов: нижний порог (или абсолютный) - представляет собой минимальную силу раздражителя, которая необходима для возникновения ощущения (например, для зрительного ощущения достаточно 2−3 квантов света, что соответствует свету от горящей свечи, находящейся на расстоянии 1 км от наблюдателя); верхний порог - максимальная сила раздражителя, которая еще вызывает ощущение данного качества, не переходя в болевое ощущение. различительный порог - минимальное изменение силы раздражителя, на которую реагирует орган ощущение в виде изменения последнего (например, различительный порог у музыкантов и людей, не занимающихся музыкой, имеет ярко выраженную разницу в величине различительного порога). Вторая психофизиологическая характеристика ощущений - это адаптация. Она напрямую связана с изменением абсолютного порога и представляет собой изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя: если имеет место длительное воздействие раздражителя средней силы, то ощущение данной модальности может совсем исчезнуть (так мы перестаем слышать негромко тикающие часы и т.п.); при действии слабого раздражителя - повышается чувствительность (мы начинаем видеть через некоторое время после того, как вошли в полутемное помещение с солнечной улицы); при действии сильного раздражителя происходит «притупление» чувствительности органа, понижается чувствительность органа (повышает границу нижнего порога). Третья особенность ощущений - это контраст. Представляет собой изменение интенсивности и качества ощущений данного вида под влиянием предыдущего или сопутствующего раздражителя (например, красный цвет земляники на зеленом фоне листьев ощущается как более насыщенный, чем при рассмотрении его на фоне таких же ягод).Четвертая психофизиологическая характеристика ощущения носит название сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и/или упражнения (например, всегда отмечается улучшение звуковысотного слуха у детей, занимающихся музыкой).И последняя, пятая, психофизиологическая характеристика - это синестезия. Синестезия представляет собой возникновение ощущения в органе, не испытывающем в данный момент непосредственного воздействия из внешней среды, ощущения под воздействием раздражителей на другой орган чувств. Она отличается от всех предыдущих большей индивидуализацией возникновения. Наиболее часто встречающаяся синестезия - зрительно-звуковая. Таки образом, возникновение всякого ощущения связано с физиологическими возможностями того органа, через который поступает информация о свойствах внутреннего и внешнего мира.

2. Отличие восприятия от ощущений

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.
Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
«Сравнительно с чистым ощущением все, что воздействует на наши органы чувств, вызывает в нас нечто большее: оно возбуждает в мозговых полушариях процессы, которые отчасти обусловлены модификациями в строении нашего мозга, произведенными в нем предшествующими впечатлениями; в нашем сознании эти процессы вызывают идеи, которые так или иначе связаны с данным ощущением. Первой такой идеей является представление того предмета, к которому относится данное чувственное свойство. Осознание известных материальных объектов, находящихся перед нашими органами чувств, и есть то, что в настоящее время называется в психологии восприятием».«Результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные и тормозящей другие несущественные признаки, и комбинирующий воспринимаемые детали в одно осмысленное целое. Этот сложный процесс отражения целых вещей или ситуаций и называется в психологии восприятием».
«Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия».

Заключение

Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие – это форма познания действительности. Но как объяснить тот факт, что все мы воспринимаем одно и то же? Можно было бы думать, что с самого рождения культура берет на себя регулирование деятельности мозга таким образом, что мозг научается производить те же расчеты, которые характерны для всех членов данной группы. Различия в восприятии мира, жизни, смерти и так далее у разных культур казалось бы, подтверждает это. Прибрам придерживается мнения (Годфруа Ж), что этот подход должен коренным образом изменить наше понимание реальности. Это не означает, что старые модели будут отброшены. Они, скорее всего, войдут в более широкое и богатое видение мира, которое позволит нам объяснить Вселенную, часть которой составляем мы сами.
Таким образом, наше восприятие окружающего – результат истолкования сигналов, улавливаемых антеннами, настроенными на внешний мир. Эти антенны – наши рецепторы; глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.
Мне как студенту из изученного пригодится понимание как хорошо с работает ощущение так хорошо восприятие воспримет эту информацию.

Список используемой литературы

1. Маклаков А. Г. Общая психология М.- 2001
2. Немов Р.С «Общие основы психологии» - М. 2003
3. Николаенко А.И. «Психология и Педагогика» - М. ИНФРА 2000
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1996

Каждый день мы переживаем огромное количество ощущений: чувствуем запахи, различаем цвета, температуру, яркость света и многое другое. Что это за особенность нашего организма и как при этом функционирует мозг? Чем ощущение отличается от восприятия? И зачем все это нужно знать? В этой статье мы ответим на эти вопросы.

Что такое ощущение

Ощущение (чувственный опыт) – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, влияющих на наши органы чувств. Если говорить проще, то это обнаружение телом внешней или внутренней стимуляции. Например, глаза обнаруживают световые волны, уши обнаруживают звуковые волны.

Процесс ощущения состоит из трех последовательных этапов:

  1. Сенсорные рецепторы обнаруживают стимулы (раздражители).
  2. Сенсорные стимулы превращаются в электрические импульсы (потенциалы действия), которые должны быть расшифрованы мозгом.
  3. Электрические импульсы движутся по нейронам к определенным частям мозга, где импульсы расшифровываются в информацию (на сцену выходит восприятие).

Например, при прикосновении к мягкой ткани механорецепторы (сенсорные рецепторы на коже) отмечают, что ваша кожа была затронута. Затем эта сенсорная информация превращается в нейронную информацию при помощи процесса, называемого трансдукцией. Далее нейронная информация перемещается по нервным путям в соответствующую часть мозга, где ощущения воспринимаются как прикосновение к ткани.

Многие психологи задавались вопросом «Как измерить интенсивность ощущения?». Ответ до сих пор не нашли, зато выявили пороги:

  1. Абсолютный порог: минимальное количество стимуляции, которое человек может обнаружить в 50% случаев. Это точка, в которой что-то становится ощутимым для наших чувств. Например, самый тихий звук, который мы можем услышать, или малейшее прикосновение, которое можем ощутить. Все, что ниже этого порога, остается незамеченным.
  2. Разностный порог (или просто заметная разница) – минимальная разница, которая должна возникнуть между двумя стимулами для тела, чтобы идентифицировать их как два отдельных ощущения в 50% случаев. Вот пример: вы слышите звук радио в соседней комнате, а затем понимаете, что кто-то добавил звук. Разностный порог – это сумма изменений, необходимых для того, чтобы понять, что произошло изменение. При этом само различие не является абсолютным. Представьте, что вы держите в руке чемодан весом в 5 килограммов. Если добавить 1 килограмм, вы почувствуете разницу. Но если он весит 50 и к нему добавить 1 килограмм, вы это вряд ли заметите. Поэтому нужно говорить о процентном, а не об абсолютном отношении. В первом случае разница составляет 20%, а в другом 2%.
  3. Конечный порог – максимальное количество стимуляции, которое человек может ощущать.

Существует несколько теорий, которые помогут нам лучше разобраться с понятием ощущения.

Теория обнаружения сигналов

Вы наверняка были в переполненном зале, где одновременно разговаривало множество людей. Подобные ситуации могут затруднить концентрацию внимания на каком-то одном стимуле, например, на беседе, которую вы ведете с другом.

Мы часто сталкиваемся с подобной сложной задачей: сосредоточить свое внимание на определенных вещах, в то же время пытаясь игнорировать поток информации, поступающей в органы чувств. Когда мы пытаемся противостоять этому, то сознательно принимаем решение о том, что важно для нас, а что является фоновым шумом. Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное.

Сенсорная адаптация

Вы когда-нибудь задумывались, почему мы сразу замечаем какие-то запахи или звуки, а затем через время словно перестаем их замечать, и они отходят на задний план? Как только мы приспосабливаемся к духам или тиканью часов, то перестаем их распознавать. Этот процесс называется сенсорной адаптацией: наверное, логика эволюции здесь в том, что если стимул не меняется, то зачем нам его постоянно ощущать?

Зачем и как тренировать ощущения?

Если вы будете тренировать ощущения, то значительно прокачаете . Как вы, возможно, знаете, лучше всего запоминается та информация, которая связана с органами чувств: например, английские слова нужно написать, сделать яркими, может даже «понюхать». А память, в свою очередь, тесно связана с . Словом, осознанно ощущая, вы развиваете многие когнитивные навыки.

Есть одно простое, но очень эффективное упражнение. Суть его в том, чтобы выделять по пять минут на тренировку одного из чувств:

  • Зрение: обращайте внимание исключительно на то, что видите. Посмотрите на предмет, его форму, изгибы, блики.
  • Обоняние: откройте холодильник, доставайте по очереди продукты и нюхайте их. Лучше всего это делать, конечно, в одиночестве. Пытайтесь сравнивать запахи, анализировать их. Еще раз напомним: постарайтесь отключить все остальные чувства.
  • Слух: начинайте улавливать все звуки, которые слышите. Сравнивайте их, пытайтесь переключаться с одного на другой.
  • Осязание: касайтесь разных предметов – бумаги, стола, одеяла. Попытайтесь понять разницу в ощущениях, задержитесь в этом моменте.
  • Вкус: пробуйте разные продукты (понемногу). Не проглатывайте сразу, попытайтесь понять все оттенки вкуса. Сравнивайте между собой сорта сыра, хлеба или мяса.

Вы можете спросить: «Почему в повседневной жизни не происходит тренировки ощущений?». Все дело в том, что мы не делаем это сознательно. Ощущение лишь тогда тренируются, если вы обратили на них внимание. Все остальное словно «пропускается мимо ушей».

Что такое восприятие

Теперь выясним, что такое восприятие и попытаемся понять, как и чем оно отличается от ощущения.

Восприятие (перцепция) – чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Если ощущение применяется для того, чтобы обнаружить звуковые волны, то восприятие использует мозг, чтобы интерпретировать звук гитары, например. То, как мы воспринимаем свое окружение – это то, что отличает нас от животных и друг от друга.

Чтобы рассмотреть феномен восприятия, нам нужно поговорить о теориях, которые либо напрямую, либо косвенно с ним связаны.

Принцип гештальта

Немецкое слово «гештальт» примерно переводится как «целое» или «форма», а гештальт-психологи полагают, что целое больше, чем сумма его частей. Согласно теории, чтобы интерпретировать то, что мы получаем при помощи наших чувств, мы пытаемся организовать эту информацию в определенные группы. Это позволяет интерпретировать информацию в будущем без ненужного повторения.

Например, когда вы видите одну точку, то воспринимаете ее как таковую, но когда видите пять точек вместе, то группируете их, говоря «ряд точек». Без такой тенденции наше восприятие этот же ряд будет рассматривать как «точка, точка, точка, точка, точка». При этом сам процесс обработки увеличится примерно в пять раз по времени, а также уменьшает перцептивную способность.

Сохранение постоянства восприятия

Представьте, что если бы каждый раз, когда объект меняется в восприятии, нам приходилось бы полностью его перерабатывать. Например, приближаясь к зданию, с каждым шагом вам приходилось бы переоценивать размер здания, потому что оно становилось больше.

К счастью, этого не происходит. Из-за нашей способности поддерживать постоянство в своем восприятии, мы примерно оцениваем высоту здания, независимо от того, как далеко от него находимся. Перцептивное постоянство относится к нашей способности видеть вещи по-другому, не переосмысливая свойства объекта. Обычно говорят о трех константах: размер, форма, яркость.

Постоянство размеров относится к нашей способности видеть объекты как поддерживающие один и тот же размер, даже на расстоянии. Это справедливо для всех наших чувств. Когда мы отходим от динамика, песня становится мягче. Мы понимаем это и воспринимаем звук примерно таким же громким.

Все видели круглую тарелку. Однако, когда мы смотрим на нее под углом, она больше напоминает эллипс. Постоянство формы позволяет нам воспринимать эту тарелку как круглую, хотя угол, с которого мы смотрим, как кажется, искажает форму.

Постоянство яркости относится к нашей способности распознавать, что цвет остается неизменным независимо от того, как он выглядит при разных уровнях. Эта темно-синяя рубашка, которую вы носили на пляже, внезапно «становится» черной, когда вы заходите в темное помещение. Без постоянства цвета мы будем постоянно переинтерпретировать цвет и будем поражены чудесным преобразованием, которое постоянно «происходит» с нашей одеждой.

Тренировка восприятия

Чтобы тренировать восприятие, нужно в первую очередь осознавать свои чувства и ощущения. А для этого лучше всего подойдет список вопросов. Выпишите их на лист бумаги и задавайте себе несколько раз в день:

  • Насколько адекватно мое восприятие?
  • Много ли сейчас во мне субъективного и эмоциональной пристрастности?
  • Есть ли у меня страх увидеть то, что происходит на самом деле?
  • Как я воспринимаю мир в его движениях, красках, формах и запахах?
  • Сколько информации из органов чувств я могу вобрать в себя одновременно?
  • Мое восприятие целостное?
  • Мое сознание смотрит вглубь или скользит по поверхности?

Ответы на эти вопросы, которые вы будете давать каждый день, существенно изменят ваше отношение к восприятию, а значит, и прокачают его.

Разница между ощущением и восприятием

Это очень схожие понятия, которые, тем не менее, сильно отличаются. Поэтому давайте выясним, в чем именно.

У нас есть пять различных сенсорных органов (в классическом представлении): глаза, нос, уши, язык и кожа. Они ответственны за то, чтобы воспринимать стимулы вокруг. Сигналы, которые мы получаем из окружающей среды, называются ощущениями . Проще говоря, ощущения – это то, что воспринимают наши органы чувств и передают в мозг. Когда мозг получает стимул, он превращает его в чувства, вкус, звук, зрение и запах. В этой связи восприятие можно даже назвать шестым чувством: это то, как мы формируем мнение о чем-то, что происходит вокруг нас.

Восприятие – это абсолютно личный опыт, тогда как ощущения объективны. Нам может быть холодно (ощущение), но мы заставляем себя поверить в то, что нам тепло (восприятие). Восприятие – это концепция психологическая, ощущения – физиологическая.

У двух разных людей могут быть абсолютно противоположное восприятие при одинаковых ощущениях: вкус еды, восприятии шедевра искусства и так далее.

В этой связи хочется вынести один урок: от восприятия зависит ваш уровень счастья и успех в жизни. Не имеет значения, в каких жизненных обстоятельствах вы сейчас находитесь: научитесь воспринимать их так, чтобы они вызывали , желание учиться и развиваться. Помните, что когда два человека смотрят сквозь решетку, то один видит грязь, а другой звезды. Мы биологические существа и сильно зависимы от условий жизни, но нам дала невероятная власть – изменять свое восприятие таким образом, чтобы в любой ситуации быть довольным жизнью и счастливым. А может и нарочно вызывать состояние неудовлетворенности, если это мотивирует нас стать лучше.

Сходство ощущений и восприятий заключается в том, что:

· во-первых, оба они - познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир;

· во-вторых: это познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Термин ощущение относится к первоначальному опыту, возникающему в результате элементарных видов стимуляции. Изучение ощущений обычно связано с устройством органов чувств (уха, глаза и т.д.) и со стимулами, воздействующими на эти органы. С другой стороны, в восприятии участвуют высшие когнитивные механизмы, интерпретирующие сенсорную информацию. Когда мы читаем книгу, слушаем концерт, получаем сеанс массажа, нюхаем одеколон или едим икру, мы "переживаем" нечто гораздо большее, чем непосредственную сенсорную стимуляцию. Каждое из этих сенсорных событий обрабатывается в контексте наших знаний о мире, наш предшествующий опыт придает смысл простым ощущениям.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличие от ощущений, называется объективацией.

Отличие восприятия в его развитых формах от ощущений и в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Представления.

Представление – это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов.

Представления как психические явления имеют черты как сходства, так и различий с такими психическими явлениями, как восприятие и галлюцинации.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.

В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений:

♦ зрительные (образ человека, места, пейзажа);

♦ слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

♦ обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например огуречного или парфюмерного);

♦ вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.);

♦ тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

♦ температурные (представление о холоде и тепле).

Тем не менее часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет, и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника – зрительный, у композитора – слуховой, у спортсмена и балерины – двигательный, у химика – обонятельный и т. д.

по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти, как узнавание.

Общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером могут служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

Третья классификация представлений – по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Следует отметить, что большая часть представлений человека – это образы, возникающие на основе восприятия, то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так, у большинства людей имеются представления таких понятий, как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе воображения. Данный тип представлений составляет основу творчества – как художественного, так и научного.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например грезы.

Произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Психология памяти.

Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов – воспроизведения и узнавания.

Воспроизведение – это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется без воздействия на рецепторы сигналов внешней среды и происходит уже после восприятия.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия, причем информация о данном объекте уже была ранее введена в мозг человека. Представление об этом объекте могло сформироваться двумя способами: или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний.

Еще один процесс, связанный с памятью и в то же время противоположный ей по результату, – это забывание. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Часто физиологической основой забывания являются процессы торможения в коре больших полушарий, мешающие актуализации временных нервных связей – это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Однако возможны и другие виды забывания, вызванные травмой, некоторыми химическими веществами или психическими заболеваниями. Забывание проявляется в двух основных формах: невозможности что-то припомнить или узнать или в форме неверного припоминания или узнавания.

Объем, быстрота, точность и прочность памяти – это свойства памяти ; в совокупности эти проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти конкретного человека. Еще один показатель индивидуально-типологической особенности памяти – это ведущий вид памяти данного человека: зрительная, слуховая или кинестетическая.

Существует два основных вида классификации видов памяти – по характеру психической активности, которая сопровождает запоминание и фиксируется в памяти, и по длительности сохранения материала

По способу заучивания. В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память. Первая – это запоминание информации путем многократного повторения в той форме, в которой она воспринимается, без ее преобразования и анализа. Смысловая память представляет собой запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. При этом последняя связывается с уже имеющейся информацией и по новому структурируется.

По участию воли в процессе запоминания. Термином «непроизвольная память» обозначают процесс запоминания, который происходит без всяких усилий, как бы «автоматически». Этот вид запоминания характерен для сильных или необычных сигналов внешней среды, вызывающих эмоции и чувства, в частности, интерес.

Произвольная память подразумевает случаи, когда перед человеком стоит задача запомнить ту или иную информацию и человек прилагает определенные волевые усилия для реализации данной задачи.

По характеру психической активности. В образной памяти хранятся образы: зрительные представления, звуки, запахи. Соответственно выделяют отдельно зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти.

В эмоциональной памяти содержатся воспоминания о чувствах и эмоциях, которые когда-то переживал человек.

Двигательная память лежит в основе запоминания и воспроизведения движений.

Словесно-логическая память содержит информацию не в виде образов, а в виде словесных понятий (в том числе абстрактно-логических) или чисел. Это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами информации, получаемой в словесной форме.

Соответственно, у бухгалтера должна быть хорошо выражена словесно-логическая память, у владельца магазина – зрительная, у музыканта – слуховая, у таксиста – зрительная и двигательная и т. д. Характеристики памяти, с одной стороны, имеют исходные индивидуальные различия, а с другой – поддаются тренировке и улучшению

Психология мышления.

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Если выразиться короче, то можно сказать, что мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Например, мы знаем, нельзя курить на автоза­правочной станции, и даже не пробуем этого делать. Наше сознание вытроило логическую связь между взрывоопасностью бензина и курением и дало прогноз того, что может произойти в случае нарушения правил техники безопасности.

Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности,

2. Связь с практической деятельностью.

3. Неразрывная связь с речью.

4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подра­зумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на при­мере арифметической задачи на сложение нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг дру­гу.

Мышление возникает на основе практической деятельности, из чув­ственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, его правильность проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью. Оно оперирует понятиями, которые но своей форме являются словами, а по сути - результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления мо­жет происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная си­туация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

В настоящее время в науке нет единой теории, объясняющей такой сложный психический процесс как мышление. Каждое крупное направ­ление в психологии имеет свою точку зрения на этот познавательный процесс.

Так с точки зрения гештальтпсихологии основа мышления - это способ­ность психики формировать и преобразовывать образы («гештальты»). При этом мышление развивается в замкнутой сфере сознания, и представ­ляет собой интуитивное нахождение нужного результата в виде озарения.

В бихевиоризме мышление есть субъективное отражение сложных свя­зей между стимулом и реакцией.

Ассоциативная психология сводит мышление к сложным ассоциациям между следами прошлого опыта.

Представители деятельностного подхода в психологии рассматри­вают мышление как особый вид познавательной деятельности, который постепенно формируется у детей в результате социализации и обучения. С точки зрения ученых, работающих в рамках этого направления, мыш­ление - прижизненно формирующаяся способность к решению разнооб­разных практических и теоретических задач, связанных с преобразовани­ем действительности.

По мере развития психики человека в процессе его социализации ос­новной способ его мышления постепенно меняется от конкретного к бо­лее абстрактному, от внешнего, предметного к внутреннему.

Психология воображения.

Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для того, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а -потом воплощать его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением.

Процесс воображения проявляется в создании чело веком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение - часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого.

Воображение - это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.

Воображение отличается от восприятия двумя особенностями:

□ источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;

□ оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.

Выделяют следующие функции воображения:

представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами;

формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности;

участие в произвольной регуляции, познавательных процессов (управление воспоминаниями);

регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);

основа для творчества - как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);

создание образов, соответствующих описанию объекта (когда чело век старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);

продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

Вид воображения Его характеристики
По степени активности и волевых усилий
Активное воображение (преднамеренное) Создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.)
Пассивное воображение (непреднамеренное) При этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя)
По степени преобразования действительности
Продуктивное (творческое) воображение Создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается
Peпродуктивное (воссоздающее) воображение Создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть
Похожие публикации