Перечень инструкций по от для водителя. Инструкция по охране труда для водителей всех типов автомобилей общие требования безопасности

Добавлен на сайт:

1. Общие требования охраны труда.

1.1. К управлению автомобилем, автобусом допускаются лица, имеющие соответствующее водительское удостоверение, прошедшие медицинское освидетельствование в установленном на предприятии порядке и не имеющие противопоказаний, имеющие 1-ую квалификационную группу по электробезопасности, прошедшие вводный и первичный инструктаж на рабочем месте с обучением безопасным методам и приемам ведения работ и оказанию первой доврачебной пострадавшим от несчастных случаев на производстве, стажировку и получившие допуск к самостоятельной работе. Повторный инструктаж по проводится не реже 1 раза в 3 месяца, повторный инструктаж по электробезопасности проводится не реже 1 раза в 12 месяцев. К управлению автомобилями, оснащенными транспортными и грузоподъемными механизмами (самосвальными кузовами, цистернами и контейнеровозами и т. д.) допускаются водители, прошедшие
дополнительное обучение и ежегодную проверку знаний.

1.2. Водитель, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда не должен приступать к работе.

1.3. Водитель должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии, режим труда и отдыха.

1.4. Продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов. После первых 3-х часов непрерывного
управления автомобилем водителю необходимо сделать остановку для кратковременного отдыха продолжительностью не менее 15 мин., в дальнейшем остановка такой продолжительности производится не более чем через каждые 2 часа.

1.5. Кроме требований, изложенных в настоящей инструкции водитель должен знать и выполнять Правила дорожного движения.

1.6. Выполнять только ту работу, которая поручена администрацией.

1.7. Водитель должен быть внимательным, аккуратным во время работы, не отвлекаться посторонними делами и разговорами и не отвлекать других. Проявлять особую осторожность при плохих погодных условиях, особенно в зимний период года.

1.8. Помнить о личной безопасности товарищей по труду.

1.9. Не выполнять указаний и распоряжений, противоречащих требованиям охраны труда. Помнить, что водитель является ответственным за соблюдение правил безопасной работы всеми лицами, находящимися на машине (автобусе) и обязан требовать выполнения этих правил от всех лиц, связанных с
работой и обслуживанием транспортного средства. Если водитель или лица, находящиеся на транспортном средстве при производстве тех или иных работ ставятся в условия опасные для жизни или здоровья, водитель обязан
немедленно прекратить работу и поставить об этом в известность диспетчера или мастера и представителя заказчика.

1.10. Водитель должен знать, что опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, являются:

1.11. Автотранспортное средство, его движущиеся и вращающиеся узлы и детали - могут привести к травме

1.12. Вывешенное транспортное средство или его агрегаты – может упасть и придавить водителя

1.13. Горячая вода и пар - могут вызвать к ожоги

1.14. Легковоспламеняющиеся вещества - могут привести к ожогам

1.15. Выхлопные газы - могут привести к отравлениям

1.16. Тосол - может привести к отравлениям, попадая на кожу, через органы дыхания и, попадая в организм с пищей или водой

1.17. Отработанное масло - может привести к злокачественным опухолям при систематическом загрязнении кожи

1.18. Оборудование, инструмент, приспособления - могут привести к травмам в случае неисправности или при неправильном использовании.

1.19. Для безопасного выполнения работ водители должны использовать специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты:

1.19.1 Водители грузовых автомобилей, специальных автомобилей, тягачей:

Костюм х/б ГОСТ 27575-87 на 1 год

Рукавицы комбинированные двупалые ГОСТ 12.4.010 на 3 мес.

Зимой дополнительно:

Куртка на утепляющей прокладке ГОСТ 29335-92 на 30 мес. -брюки на утепляющей прокладке ГОСТ 29335-92 на 30 мес.

Водители дальних рейсов - жилет сигнальный ГОСТ 12.4.219-99 на 30 месяцев, в зимнее время - валенки с прорезиненной подошвой ОСТ 17.337 на 30 месяцев

1.19.2 Водители автобусов и легковых автомобилей:
-перчатки х/б ГОСТ 5007-87

При ремонте дополнительно: -костюм х/б ГОСТ 27575-87 на 1 год

1.20. Водитель должен на работе носить чистую, исправную, соответствующую ГОСТ, действующим нормам спецодежду и обувь.

1.21. Водитель должен соблюдать правила пожарной безопасности.
Курить разрешается только в отведенных местах.

1.22. Соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи и
курением вымыть руки с мылом.

1.23. Замеченные при работе на линии неисправности транспортного средства, также нарушения в упаковке или креплении груза, водитель должен попытаться исправить собственными силами, а при невозможности - сообщить на предприятие и вызвать техпомощь.

1.24. Водитель обязан немедленно извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшим на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

1.25. Водитель должен оказывать пострадавшим при травмировании,
отравлении или внезапном заболевании первую медицинскую помощь.

1.26. Лица, не выполняющие требования настоящей инструкции и
правил дорожного движения привлекаются к ответственности согласно действующего законодательства.

2. Требования охраны труда перед началом работы.

2.1. Перед выездом на линию водитель должен: 2.1.1. Пройти предрейсовый осмотр

2.1.2. Получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях
работы на линии и особенностях перевозимого груза.

2.1.3. Совместно с механиком КПП проверить техническую
исправность и укомплектованность транспортного средства и получить соответствующую отметку в путевом листе, разрешающую выезд на линию. При осмотре внимание обратить на:

Исправность тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, запоров бортов, глушителя и плотность его соединения, аккумуляторной батареи, стартера и т.д.

Отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости

Давление воздуха в шинах и их исправность

Надлежащую укомплектованность автотранспортного средства инструментами, приспособлениями, инвентарем и их исправность.

2.1.4. При выявлении неисправностей до начала работы водитель должен уведомить непосредственного руководителя.

2.2. Перед пуском двигателя водитель должен: -отключить и отсоединить элементы подогрева -проверить герметичность системы питания -затормозить двигатель стояночным тормозом -поставить рычаг переключения в нейтральное положение.

3. Требования охраны труда во время работы.

3.1. Соблюдать инструкцию по эксплуатации автотранспортного
средства.

3.2. В случае временной неисправности стартера при пуске
двигателя пусковой рукояткой соблюдать следующие требования безопасности:

Не брать рукоятку в обхват -пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх -не применять ни каких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.

3.3. При работе на линии водитель должен:

Начинать движение, только убедившись в отсутствии помех на пути движения, на автомобиле самосвале дополнительно только при опущенном кузове

При прохождении или проезде по территории цеха, предприятия пользоваться установленными для этой цели проходами и проездами

Перед выходом из кабины выключить зажигание или подачу топлива, затормозить транспортное средство стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так встречном направлении, не прыгать из кабины, кузова автомобиля -после выхода из кабины, в случае если автомобиль установлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный) подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

3.4. Своевременно очищать грязь, снег, лед с подножек. Не допускать попадания на них масла и топлива.

3.5. Отдыхать в кабине автомобиля только при неработающем
двигателе, так как в противном случае это может привести к отравлению оксидом углерода, содержащимся в отработанных газах автомобиля.

3.6. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не

создаст опасности и что поблизости нет людей.

3.7. Перед началом движения задним ходом в условиях
недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) требовать выделения человека для организации движения автомобиля.

3.8. При движении автомобиля-цистерны, емкость которой залита
менее, чем на 3/4 для обеспечения устойчивости автомобиля на поворотах снизить скорость движения.

3.9. Открывать пробку радиатора на горячем двигателе в рукавице

или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

3.10.Заправку автомобиля топливом производить, соблюдая меры безопасности в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.

3.11. Для перелива бензина пользоваться специальным устройством.
Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.

3.12. В зимнее время для предупреждения случаев обмораживания
при устранении неисправности в пути работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям, инструментам руками без рукавиц.

3.13. При заправке автомобиля топливом в зимнее время
заправочный пистолет брать только в рукавицах, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

3.14. При открытии и закрытии бортов грузового автомобиля
прибегать к помощи другого лица.

3.15. Если при запуске на заправочной колонке двигатель работает с
хлопками, то водитель обязан немедленно заглушить двигатель, и отбуксировать автомобиль для устранения неисправности в безопасное место.

3.16. Проинструктировать пассажиров перед их посадкой на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, о порядке посадки и высадки, предупредив их о том, что стоять в кузове и сидеть на бортах движущегося автомобиля запрещается.

3.17. Не допускать лиц, сопровождающих груз, для поездки в кузове

грузового автомобиля, если в нем не предусмотрены места для сидения, расположенные ниже уровня борта не менее, чем на 15 см.

3.18. Проверять соответствие укладки и надежности крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов – потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, их устранить.

3.19. Перевозить стеклянную тару с жидкостями только в специальной упаковке, причем она должна устанавливаться вертикально (пробкой вверх).

3.20. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом следить,
чтобы он не возвышался над бортами кузова (стандартными или нарощенными) и располагался равномерно по всей площади кузова.

3.21. Следить, чтобы штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, увязывались крепким такелажем (канатами, веревками). Запрещается пользоваться металлическим канатом и проволокой.

3.22. Следить, чтобы ящичный, катно-бочковый и другой штучный груз был уложен плотно, без промежутков, укреплен и увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места или крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии груза следует вставлять деревянные прокладки или распорки.

3.23. Следить, чтобы бочки с жидким грузом были установлены
пробкой вверх. Каждый ряд уложенных бочек на бок должен подклиниваться на крайних рядах. Запрещается применять вместо деревянных клиньев другие предметы.

3.24. Перевозить пылящие грузы в подвижном составе (открытых
кузовах), оборудованном пологами и уплотнителями. Запрещается перевозить горячие грузы в деревянных кузовах.

3.25. Перевозит грузы, превышающие габариты кузова по длине, ширине и высоте в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

3.26. Следить, чтобы при погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и т.п.) на автомобиль с прицепом-роспуском оставался зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

3.27. Принимать и перевозить опасные грузы и пустую тару из под них в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

3.28. Очистить кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т.п.

3.29. Осмотреть погруженные контейнеры с целью определения правильности погрузки и надежности крепления контейнеров на специальных полуприцепах или универсальных автомобилях (автопоездах).

3.30. Не допускать перевоза лиц в кузове автомобиля, где установлены контейнеры и в самих контейнерах.

3.31. При перевозке контейнеров соблюдать меры осторожности:
-не тормозить резко

Снижать скорость на поворотах, закруглениях и неровностях дороги -обращать внимание на достаточную для проезда высоту ворот, путепроводов, контактных сетей, деревьев и т. п.

3.32. При отсутствии колесоотбойного бруса в местах разгрузки
требовать от грузополучателя указаний о минимальном расстоянии от откоса или обрыва, на которое он может подъезжать для разгрузки.

3.33. Следить за тем, чтобы перед началом производства погрузочно-
разгрузочных работ под раму прицепа-панелевоза был установлен козелок во избежания его опрокидывания (при погрузке- со стороны погрузки, при выгрузке - с противоположной стороны).

3.34. Ставить свой автомобиль не ближе 1 метра от впереди стоящего автомобиля, стоящего сбоку под погрузкой или разгрузкой. При остановке автомобиля для погрузки или разгрузки соблюдать интервал не менее 0,5 м между зданием и автомобилем и не менее 1 метра между штабелем груза и автомобилем. При погрузке или разгрузке с применением эстакад, платформ, рам высотой, равной уровню пола кузова, подавать автомобиль вплотную к ним.

3.35. Следить за тем, чтобы загрузка полуприцепа велась с его
передней части, а разгрузка - с задней.

3.36. При работе под автомобилем, автобусом располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.

3.37. В случае необходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля самосвала устанавливать инвентарные приспособления фиксации кузова (опоры, фиксаторы, штанги).

3.38. При накачивании шин, подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях в отверстия диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.

3.39. Водителю запрещается:

Выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту автомобиля, автобуса на расстоянии ближе 5 м. от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов -на заправочном пункте пользоваться открытым огнем или курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливом при работающем двигателе, допускать перелив топлива, разрешать пассажирам находится в кабине салона или кузове

Пользоваться открытым огнем для разогрева узлов автомобиля -курить и использовать открытый огонь при погрузке, выгрузке и перевозке взрывоопасных грузов

Загораживать грузом двери кабины, двери автобусного салона -грузить длинномерные грузы выше стоек коников

Перевозить пассажиров в кузове необорудованного грузового

автомобиля

Перевозить детей в кузове грузового автомобиля даже оборудованного для перевозки людей

Перевозить людей на безбортных платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузове автомобиля-самосвала и специализированного грузового автомобиля (рефрежератора) , в кузове автомобиля с контейнерами

Перевозить в кабине, кузове и салоне количество людей больше, чем указано в паспорте завода-изготовителя

Перевозить на грузовых автомобилях посторонних лиц

Перевозить людей на подножках, крыльях, бамперах, стоящих в кузове оборудованного грузового автомобиля, а также при незакрытых дверях подвижного состава

Перевозить в холодное время года пассажиров, грузчиков и сопровождающих грузы лиц в открытом кузове

Совместно перевозить опасные вещества и пищевые продукты или фуражные грузы

Хранить и перевозить в кабине бензин и др. легковоспламеняющиеся жидкости

Подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждения

Ставить автомобиль-самосвал для разгрузки под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП

Допускать к ремонту транспортного средства посторонних лиц, включая пассажиров и грузчиков

3.40 Не разрешать грузчикам или пассажирам сходить и садиться на ходу автомобиля.

3.41. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры, помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

Работе с ненадежно заторможенным автомобилем, прицепом, полуприцепом

Нахождении работника между буксируемым автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки

Использование случайных предметов в качестве буксира

Несогласованных действий водителей буксирующего и буксируемого автомобилей

3.42. Перед началом буксировки водитель должен проверить исправность прицепов (полуприцепов), их буксирных устройств, надежность крепления буксиров.

3.43. Перед сцепкой или расцепкой автомобиля и прицепа (полуприцепа) последний необходимо затормозить стояночным тормозом, подложить под колеса башмаки.

3.44. Во время сцепки запрещается нахождение людей между транспортным средством и движущимся автомобилем, сцепку производить на ровной площадке.

3.45. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух или более

прицепов, должны производить три человека - водитель, лицо, производящее сцепку и лицо, координирующее их работу. В исключительных случаях (дальние рейсы, вывозка с/х продуктов и т. п.) сцепку разрешается производить одному водителю.

3.46. При сцепке или расцепке дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения.

3.47. До того, как производящий сцепку или расцепку станет между

автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения в нейтральное положение.

3.49. Буксирные металлические тросы должны иметь на концах петли со специальной заделкой.

3.50. Водитель может покидать свое рабочее место или оставлять транспортное средство только при условии, если приняты меры предосторожности, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства и использование его в отсутствие водителя.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Водитель, причастный к дорожно-транспортному происшествию, обязан:

Немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия, включить аварийную световую сигнализацию или выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь), не перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к происшествию

Принять возможные меры для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим, вызвать скорую помощь по тел. 112, а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном транспорте или отвести на своем автомобиле в ближайшее лечебное учреждение, сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства и возвратиться к месту происшествия

Сообщить о случившемся в полицию по телефону, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия работников полиции

Принять меры к сохранению следов происшествия, ограждению их и организации объезда места происшествия

Если движение других транспортных средств невозможно, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение транспортного средства и относящихся к происшествию предметов и следов

Немедленно сообщить работодателю о происшедшем несчастном случае, а также в любом с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был.

4.2. При замыкании электропроводки автомобиля немедленно отключить аккумуляторную батарею во избежания возгорания.

4.3. При тушении пожара на автомобиле пользоваться огнетушителем,
песком, кошмой. Тушить ГСМ водой запрещается.

5. Требования охраны труда по окончании работ.

5.1. Водитель обязан по окончании работы перед выходом из кабины выключить зажигание или подачу топлива, затормозить транспортное средство стояночным тормозом, подложить башмак, если площадка имеет уклон.

5.2. Перед постановкой транспортного средства на стоянку убедиться в отсутствии утечки топлива.

5.3. Сдать машину механику по выпуску транспортных средств,
предварительно вымыв ее, поставить на стоянку. В зимнее время слить воду из системы охлаждения.

5.4. По окончании работы вымыть руки с мылом или принять душ.

5.5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить механика по выпуску транспортных средств, диспетчера и своего непосредственного руководителя.



Каждый трудоустроенный гражданин должен владеть необходимыми знаниями по теме охраны труда на предприятии.

Особое внимание при этом уделяется сотрудникам, деятельность которых обусловлена повышенной опасностью.

Таковыми являются водители автомобильного транспорта.

Взаимодействие с транспортным средством всегда представляет собой риск возникновения несчастных случаев, поэтому работники данной категории должны быть осведомлены о требованиях, выдвигаемых по отношению к охране труда.

Действующим на данный момент времени Трудовым Законодательством РФ установлены правила, которые должны применяться по отношению к охране труда сотрудников, работа которых связана с эксплуатацией автомобильного транспорта.

Согласно нормативной документации, в обязанности работодателя входит :

Непосредственное содержание правил должно включать в себя информацию следующего характера:

  • требования охраны труда, выдвигаемые по отношению к организации процессу выполнения работ;
  • требования ОТ, выдвигаемые территориям производственного назначения и рабочим местам;
  • требования ОТ, обязательные к соблюдению при использовании автомобильного транспорта — порядок запуска двигателя автомобилей, технология проезда по опасным участкам и др.;
  • требования охраны труда, касающиеся размещения и хранения различных комплектующих элементов и отходов производства.

Работодатель обязан вести контроль над исполнением водителями правил охраны труда. В свою очередь, ответственными органами контролируется деятельность руководства фирмы.

При выявлении нарушений специалисты Федеральных служб могут привлечь руководителя компании к ответственности.

Важно учесть, что работать на должности водителя могут только граждане , подходящие под определенные условия:

  • возраст старше 18-ти лет ;
  • наличие действующего документа, согласно которому подтверждается, что состояние здоровья трудящегося позволяет ему работать водителем;
  • наличие действующего водительского удостоверения с допуском к вождению автомобиля необходимой категории;

Также специалист должен быть ознакомлен с информацией соответствующей Инструкции по охране труда, которые также проводятся в определенное время с определенной периодичностью.

Инструктажи с лицами, которые управляют грузовыми и легковыми автомобилями

С каждым сотрудником, вне зависимости от специфики и направления его деятельности, проводятся различные .

В случае с водителями различают следующие типы обязательных инструктажей:

В качестве оснований для его проведения выступает приказ Минтранса №7 и межотраслевые правила 007-2003.

Инструктированию такого характера подлежат все сотрудники, которые занимают должность водителя. Не имеет значения опыт работы, профессиональная категория и другие сопутствующие факторы.

Инструкция включает в себя следующие моменты:

  1. Первичный.

Место его проведения — непосредственное рабочее место сотрудника. По содержанию инструктаж такого характера также как и в предыдущем случае, включает в себя информацию общего типа.

Сотрудник ознакамливается со сведениями, касающимися техники безопасности и безопасности дорожного движения.

Проведением инструктажа занимается лицо, назначенное ответственным за осуществление подобных действий. Время инструктирования — первый рабочий день.

  1. Повторный.

Основывается на повторном ознакомлении водителя со сведениями, указанными в первичном инструктаже. Периодичность проведения в данном случае — ежеквартально.

Проводится с работниками в определенных ситуациях. Таковыми являются:

  • первичная отправка водителя на новый маршрут;
  • перевозка детей;
  • перевозка грузов — опасных, крупногабаритных и тяжеловесных.

Время проведения — весенне-летний и осенне-зимний периоды. Суть инструктажей — ознакомление сотрудников с особенностями погодных условий и технологией эксплуатации транспортных средств в данных временных промежутках.

Проводится при появлении необходимости срочного ознакомления сотрудников с какой-либо информацией.

Начальник управления

_____________

“___”_______________20__ г

ИНСТРУКЦИЯ

п о охране труда д ля водителя

Общие положения

  1. К обслуживанию и управлению автомобилями допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие специальную подготовку и получившие в установленном порядке удостоверение на право управления автомобилем, прошедшие медицинскую комиссию, инструктаж по безопасности движения, технике безопасности и производственной санитарии.
  2. Кроме настоящей инструкции водитель-механик обязан соблюдать правила дорожного движения и руководствоваться приказом по предприятию «О закреплении и самоконтроле автомобильного транспорта».
  3. Водитель – механик обязан выполнять только ту работу, которая разрешена администрацией. Без разрешения и инструктажа производить работу, не входящую в обязанности водителя запрещается.
  4. Водитель-механик обязан обеспечивать надлежащее состояние автомобилей при выезде на линию и в процессе работы.
  5. Не допускать случаев управления автомобиля в состоянии алкогольного или иного опьянения, а также, передавать управление автомобилем лицу, находящемуся в подобном состоянии.
  6. В установленный срок проходить мед. обследование.
  7. В случае нарушения п.2, п. 4, п. 5, п. 6 настоящей инструкции и Правил дорожного движения водитель-механик несет персональную ответственность согласно законодательства Украины.
  8. На линии, при управлении автомобилем, водитель-механик должен иметь при себе:

Удостоверение на право управления автомобилем данной категории, выданное Госавтоинспекцией

Путевой лист

Талон технического паспорта

  1. Инструмент и приспособления использовать только по назначению.

10. В случае травмирования или недомогания прекратить работу, сообщить об этом непосредственному руководителю.

11. Техническое состояние автомобилей должно обеспечивать его безопасную работу на линии, отвечать Правилам технической эксплуатации автомобильного транспорта и требованиям Правил дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам Украины.

12. Не разрешается продолжать движение (хотя возможно возвращение на несправном автомобиле в гараж), а тем более выезжать из гаража, в случае возникновения серьезных неисправностей автомобиля.

Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

  1. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей выполняют на постах, оборудованных приспособлениями, приборами и инструментами, необходимыми для выполнения установленных работ.
  2. Водитель-механик, принимающий участие в работе по техническому обслуживанию или ремонту автомобиля, должен пройти инструктаж по безопасным приемам труда.
  3. Автомобиль на пост обслуживания или ремонта должен подаваться вымытым и очищенным от грязи и снега. При въезде и съезде с поста в канаве или под эстакадой не должны находится не должны находиться люди, приспособления или инструменты, препятствующие движению. Установленный на пост обслуживания автомобиль следует затормозить ручным тормозом, а в коробке передач включить одну из низших передач.
  4. При вывешивании автомобиля или одного из его агрегатов домкратами или др. необходимо строго соблюдать правила пользования этим оборудованием. Домкраты следует устанавливать на горизонтальной площадке с твердым покрытием; положение головки домкрата при подъеме автомобиля должно исключать опасность его падения. При необходимости снятия коле или регулировки тормозов под вывешенный автомобиль должны быть установлены козелки, а под неснятые колеса – упоры (башмаки). Проводить какие-либо работы на автомобиле со снятыми колесами и вывешенном только на домкратах или талях запрещается.
  5. 5. На время обслуживания или ремонта автомобиля, установленного над осмотровой канавой, на рулевом колесе должна быть вывешена таблица с надписью: Двигатель не пускать – работают люди! Испытывать двигатели разрешается только на постах, оборудованных отсасывающей вентиляцией и при отсутствии рабочих под автомобилем. Работая под автомобилем, не следует складывать инструменты на его подножки, раму и др. места, откуда они могут упасть на работающих. При работе в осмотровой канаве разрешается пользоваться переносными лампами напряжением не выше 36 в. Курить и разжигать огонь под автомобилем запрещается.
  6. 6. Перед снятием с автомобиля двигателя, коробки передач, заднего моста необходимо предварительно слить масло из картеров этих агрегатов, а при снятии двигателя также слить воду из системы охлаждения. Масло и воду сливают в специальные емкости. Снимать и устанавливать на автомобиль двигатель, коробку передач и т.п., а также транспортировать их на склады следует при помощи подъемно-транспортных механизмов, имеющих захваты, которые гарантируют полную безопасность работы.

Снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты, зачаленные тросом или канатом, запрещается. Для транспортирования агрегатов должны применяться тележки, оборудованные стойками и упорами, предохраняющие агрегаты от сдвига и падения при перевозке.

Транспортировать аккумуляторные батареи следует на тележках, а при переноске малогабаритных батарей пользоваться специальными захватами.

  1. Обслуживание и ремонт автомобилей должны производиться исправным и соответствующим своему назначению инструментом и приспособлениями.

Не разрешается применять сильно изношенные или распиленные гаечные ключи и др. инструменты с неисправной или неправильно заправленной частью, со сломанными или неплотно насаженными ручками.

Для увеличения плеча гаечных ключей нельзя использовать какие-либо рычаги (трубы, ключи и т.п.). Запрещается отвертывать и завертывать гайки и болты при помощи зубила и молотка или ударами молотка по ключу. Перед пользованием электрическим инструментом (гайковерты, дрели и др.) необходимо проверить надежность заземления его корпуса.

Работать таким инструментом следует в резиновых перчатках, стоя на деревянной подставке или резиновом коврике.

  1. Шины необходимо монтировать и демонтировать на чистом полу или на подстилке. Перед демонтажем шины воздух из камеры должен быть полностью выпущен, а шина очищена снаружи от грязи и пыли. Выбивать диски кувалдой запрещается. Монтаж шины на обод, покрытой ржавчиной, а также имеющей заусенцы, вмятины и трещины, не допускается.
  2. Накачивать смонтированную шину следует с применением ограждения или др. приспособления, предохраняющего от срыва замочного кольца и разрыва шины. Подкачивать шину без демонтажа разрешается только в том случае, если давление воздуха снизилось не более чем на 40 % от номинального и имеется уверенность в том, что это снижение давления не нарушило правильность монтажа. Давление воздуха можно проверять только в остывших шинах.

Требования перед началом работы

  1. При подготовке автомобиля к выезду на линию проверить:

Техническое состояние автомобиля, которое должно отвечать требованиям гос. стандартов, зарегистрировано в установленном порядке и прошедшее гос. тех. осмотр; обращать особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков, а также, отсутствие подтекания топлива, масла, воды

Наличие инструментов и инвентаря

Заправку автомобиля топливом, маслом, водой, наличие тормозной жидкости и уровень электролита в аккумуляторной батареи.

  1. Перед выездом на линию получить путевой лист, получить необходимый инструктаж и задание.
  2. Пуск двигателя с помощью пусковой рукоятки производить при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги запрещается.
  3. Заправку автомобиля топливом производить при неработающем двигателе.
  4. Заправку автомобиля производить механизированным способом: засасывать бензин или др. топливо через шланг ртом и производить заправку автомобиля из ведра запрещается.
  5. Открывая пробку радиатора при перегретом двигателе, оберегать руки и лицо от ожогов.
  6. В дождь, снегопад и гололед соблюдать осторожность при входе и выходе из машины.
  7. Выезд автомобиля на линию с неисправностями, угрожающими безопасности движения, жизни пассажиров, а также грязного, без номерных и опознавательных знаков – запрещается.

Требования безопасности во время работы

  1. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с Правилами дорожного движения.
  2. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) убедиться, что это безопасно для окружающих.
  3. Особую осторожность соблюдать при движении задним ходом.
  4. Движение задним ходом запрещается: на перекрестке и ближе 20 м от них; на пешеходных переходах; ближе 2 м от указателя остановки трамвая, троллейбуса или автобуса (на стороне остановки).
  5. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, предварительно убедиться в отсутствии движения в попутном и во встречном направлениях.
  6. Запрещается оставлять автомобиль без принятых мер, исключающих возможность его самопроизвольного движения.
  7. При ремонте автомобиля на линии соблюдать предосторожности: убрать автомобиль за пределы проезжей части или съехать на обочину дороги, затормозить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, подложить под колеса упоры, выставить знак аварийной остановки. При работе на обочине запрещается находиться под автомобилем со стороны проезжей части.
  8. Запрещается:

При стоянке автомобиля спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе

Подогревать двигатель открытым пламенем и пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов

Протирать двигатель ветошью, смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков

Определять уровень топлива в баке открытым огнем.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

  1. В аварийной ситуации водитель-механик должен принять все меры для того, чтобы исключить дорожно-транспортное происшествие.
  2. При дорожно-транспортном происшествии водитель-механик обязан:

Без промедления остановиться, включить световую сигнализацию, а при ее неисправности или отсутствии выставить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь, и не трогать с места транспортное средство, а также др. предметы, имеющие отношение к происшествию

В случае необходимости вызвать «Скорую помощь», а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном или отвезти на своем автомобиле в ближайшее лечебное учреждение, предварительно обозначив место аварии, после чего возвратиться к месту аварии

Сообщить о случившемся в милицию и ожидать их прибытия

Если невозможно движение др. транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся к ДТП предметов и следов.

Требования безопасности по окончании работы

  1. После возвращения с линии водитель-механик обязан проверить автомобиль. При подготовке автомобиля к техническому обслуживанию или ремонту вымыть его и очистить от грязи (льда).
  2. Если автомобиль технически исправен, провести ежедневное техническое обслуживание и поставить его в зону стоянки.
  3. При безгаражном хранении в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.
  4. Если во время ремонта автомобиль остается на козелках, проверить надежность его установки. Оставлять автомобиль, поднятый домкратом, запрещается.
  5. Снять спец. одежду и повесить ее в специально отведенное место.
  6. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ.

Заместитель начальника ПГПЧ-2 _________________

· немедленно извещать непосредственного или вышестоящего руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья,

· проходить периодический (1 раз в 2 года) медицинский осмотр,

· знать правила и порядок поведения при пожаре,

· уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения,

· не допускать на рабочее место посторонних лиц,

· курить в специально отведенных местах,

· не допускать распития спиртных напитков в рабочее время,

· уметь оказывать первую помощь пострадавшим,

1.17. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.

1.18. За нарушение требований инструкции водитель несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед выездом на линию водитель автомобиля должен:

2.1.1. Пройти предрейсовой медицинский осмотр,

2.1.2. Получить путевой лист,

2.1.3. Предъявить непосредственному руководителю удостоверение о проверке знаний,

2.1.4. Получить целевой инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза,

2.1.5. Надеть спецодежду, застегнуть ее на все пуговицы, застегнуть обшлага рукавов, надеть спецобувь, и другие средства индивидуальной защиты, согласно выполняемой работе,

2.1.6. Совместно с механиком проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля и получить отметку в путевом листе.

2.2. При осмотре автомобиля особое внимание следует обратить на:

· исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, запоров бортов, глушителя и плотность его соединений и т.д.,

· отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости,

· давление воздуха в шинах и их исправность,

· укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем, огнетушителем, аптечкой и их исправность и комплектность.

2.3. Перед пуском двигателя водитель автомобиля обязан:

· отключить и отсоединить элементы подогрева,

· затормозить автомобиль стояночным тормозом,

· поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение,

· проверить герметичность системы питания;

· проветрить подкапотное пространство.

2.4. Водитель автомобиля может использовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартера или при пуске двигателя после ремонта.

2.5. При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель должен соблюдать следующие требования безопасности:

· не брать рукоятку в обхват,

· пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх,

· при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание,

· не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.

2.6. Водителю запрещается:

· производить пуск двигателя путем буксировки,

· подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем,

· эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. При работе на линии водитель автомобиля должен:

3.1.1. Начинать движение автомобиля, только убедившись в отсутствии помех на пути движения. На автомобиле – самосвале, дополнительно, только при опущенном кузове.

3.1.2. Перед выходом из кабины выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлении. Не прыгать из кабины, кузова автомобиля.

3.1.3. После выхода из кабины, в случае, если автомобиль остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

3.1.4. Своевременно очищать грязь, снег и лед с подножек. Не допускать попадания на них масла и топлива.

3.1.5. Отдыхать в кабине автомобиля только при неработающем двигателе, так как в противном случае это может привести к отравлению оксидом углерода, содержащимся в отработавших газах автомобиля.

3.1.6. Перед подачей автомобиля назад подать звуковой сигнал и убедиться, что этот маневр не создаст опасности, и что поблизости нет людей.

3.1.7. Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) требовать выделения человека для организации движения автомобиля.

3.1.8. Открывать пробку радиатора на горячем двигателей в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

3.1.9. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.

3.1.10. Для перелива бензина пользоваться специальным устройством, засасывать бензин ртом через шланг запрещается.

3.1.11. В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправности в пути работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.

3.1.10. При заправке автомобиля топливом в зимнее время заправочные пистолеты брать только в рукавицах, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

3.1.11. Для открытия и закрытия бортов грузового автомобиля прибегать к помощи другого лица.

3.1.12. Получить дополнительный инструктаж от непосредственного руководителя, при направлении на работу в отрыве от основной базы, на ледовых дорогах, переправах через водоемы и в условиях бездорожья в соответствии с действующими «Правилами по охране труда на автомобильном транспорте».

3.1.13. Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает с хлопками, то водитель обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранения неисправностей в безопасное место.

3.1.14. Не допускать лиц, сопровождающих груз, для поездки в кузове грузового автомобиля.

3.1.15. Проверять соответствие укладки и надежность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов – потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.

3.1.16. Перевозить стеклянную тару с жидкостями только в специальной упаковке, причем она должна устанавливаться вертикально (пробкой вверх).

3.1.17. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом следить, чтобы он не возвышался над бортами кузова (стандартными или наращенными) и располагался равномерно по всей площади кузова.

3.1.18. Следить, чтобы штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, увязывались крепким исправным такелажем (канатами, веревками). Запрещается пользоваться металлическим канатом и проволокой.

3.1.19. Следить, чтобы ящичный, катко-бочковой и другой штучный груз был уложен плотно, без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять деревянные прокладки и распорки.

3.1.20. Следить, чтобы бочки с жидким грузом были установлены пробкой вверх. Каждый ряд уложенных бочек на бок должен подклиниваться на крайних рядах. Запрещается применять вместо деревянных клиньев другие предметы.

3.1.21. Перевозить пылящие грузы в подвижном составе (открытых кузовах), оборудованном пологами и уплотнителями. Запрещается перевозить горячие грузы в деревянных кузовах.

3.1.22. Перевозить грузы, превышающие габариты кузова по длине, ширине и высоте, в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

3.1.21. Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2м и более (длинномерные грузы), перевозить на автомобилях с прицепами – роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.

При одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины следить, чтобы более короткие грузы располагались сверху.

3.1.22. Очистить кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т.п.

3.1.23. При отсутствии колесо отбойного бруса в местах разгрузки требовать от грузополучателя указаний о минимальном расстоянии от откоса или обрыва, на которое он может подъезжать для разгрузки.

3.1.24. Ставить свой автомобиль не ближе 1м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5м от автомобиля, стоящего сбоку под погрузкой или разгрузкой. При постановке автомобиля для погрузки или разгрузки соблюдать интервал не менее 0,5м между зданием и автомобилем и не менее 1м между штабелем груза и автомобилем. При погрузке или разгрузке груза с применением эстакад, платформ, рамп высотой, равной уровню пола кузова, подавать автомобиль вплотную к ним.

3.1.25. Следить за тем, чтобы загрузка полуприцепа велась с его передней части, а разгрузка – с задней.

3.1.26. В случае обнаружения при работе на объекте грузоотправителя или грузополучателя нарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю или ДТП, потребовать их устранения от грузоотправителя или грузополучателя.

3.1.27. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни автомобиля.

3.1.28. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или проезжей части дороги для проведения ремонта выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

3.1.29. При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.

3.1.30. В случае необходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала устанавливать инвентарные приспособления фиксации кузова (упоры, фиксаторы, штанги).

3.1.31. При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях в отверстия диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.

3.2. При работе в зимнее время года:

3.2.1. Все работы по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния АТС должны проводиться, как правило, в отапливаемых помещениях.

3.2.2. При проведении этих работ в неотапливаемых помещениях, либо на открытом воздухе, если они проводятся лежа под АТС или стоя на коленях, необходимо применять утепленные маты.

3.2.3. Для предупреждения случаев обмораживания при устранении неисправностей в пути следует работать только в рукавицах.

3.2.4. При заправке АТС топливом заправочные пистолеты следует брать в рукавицах, соблюдая осторожность, не допуская обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

3.2.5. При работе в зимнее время не допускается:

· выпускать в рейс АТС, имеющие неисправные устройства для обогрева салона и кабины;

· прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц;

· подогревать двигатель открытым пламенем;

· перевозить пассажиров, грузчиков и работников, сопровождающих грузы, в открытом кузове.

3.3. Движение по ледовым дорогам, в условиях бездорожья, переправам через водоемы

3.3.1. Организация движения по ледовым переправам и зимним автомобильным дорогам (автозимникам) осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.

3.3.2. Работодатель перед направлением автотранспортных средств (АТС) в рейс по зимним автодорогам, льду рек, озер и других водоемов должен убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местонахождении ближайших органов ГИБДД, медицинских и дорожно-эксплуатационных организаций и т.п., а также помещений для отдыха по всему пути следования.

3.3.3. Движение АТС по трассе ледовой переправы организуется в один ряд. При этом дверцы АТС должны быть открыты, а ремни безопасности — отстегнуты.

3.3.4. Не допускается проезд по переправе рейсовых автобусов с пассажирами и автомобилей, перевозящих людей. Пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу.

3.3.5. Не допускаются на ледовой переправе какие-либо остановки АТС. Неисправные АТС должны быть немедленно отбуксированы на берег тросом длиной не менее 50 м.

3.3.6. В случае обнаружения трещин на ледовой переправе водитель обязан немедленно сообщить об этом работникам дороги и администрации своей организации.

3.3.7. На ледовой переправе не допускается:

· заправлять АТС топливом и смазочными материалами;

· сливать горячую воду из системы охлаждения на лед; при необходимости воду сливают в ведра, которые относят за пределы очищенной от снега полосы и выливают рассеивающей струей по снежному покрову;

· перемещение АТС в туман или пургу и самовольные изменения маршрута движения;

· остановки, рывки, развороты, обгоны других АТС.

3.3.8. В условиях бездорожья одиночное автотранспортное средство не должно направляться в рейс длительностью более одних суток.

3.3.9. Переправа АТС через водоемы по наплавным мостам и на других плавсредствах должна производиться в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

3.3.10. Не допускается въезд на паром, нахождение на нем и выезд АТС с людьми, кроме водителя, а также посадка людей на АТС, находящееся на пароме. После въезда на паром двигатели АТС должны быть выключены. Включение двигателей разрешается только перед выездом АТС с парома. АТС на пароме должны быть заторможены стояночным тормозом. Запрещается оставлять АТС с дизельными двигателями с включенной передачей. Под колеса АТС, расположенных у въезда выезда с парома, должны подкладываться деревянные или сварные металлические клинья или должны быть предусмотрены конструкции подъемных ограждений, обеспечивающих удержание АТС от падения в воду при его случайной подвижке.

3.3.11. Провоз на паромных переправах и пропуск по наплавному мосту АТС с взрывоопасными, горючими, ядовитыми веществами и другими опасными грузами должен осуществляться в индивидуальном порядке. Нахождение на пароме при их перевозке пассажиров и других АТС запрещается.

3.3.12. Ответственность и обеспечение безопасности во время движения по ледовым переправам, автозимникам и переправам АТС через водоемы возлагается на руководство организаций, в ведении которых они находятся.

3.3.13. Водители обязаны выполнять указания работников, ответственных за движение по ледовым переправам, автозимникам и переправам через водоемы.

3.3.14. Переправа колонны АТС вброд должна осуществляться после проведения подготовки, организуемой работником, ответственным за соблюдение требований безопасности, при этом осуществляются выбор и разработка плана переправы.

3.3.15. Все участники переправы должны быть подробно ознакомлены с местом переправы и мерами безопасности при ее осуществлении.

3.3.16. Брод необходимо обозначить вехами по обеим сторонам от оси намеченной полосы брода. Проверенная ширина брода должна быть не менее трех метров.

3.3.17. Место брода, при регулярном пользовании им, должно быть помечено указателем «БРОД» с двух сторон.

3.3.18. Переправа вброд грузового автомобиля разрешается при глубине брода не более 0,8 м и при скорости течения воды не более 0,7 м/с.

3.3.19. Одиночные АТС могут переправляться вброд только в местах, обозначенных табличкой «БРОД», при этом водитель должен убедиться, что глубина брода и скорость течения воды не превышает установленных норм.

3.3.20. Не допускается:

· встречное движение при переправе вброд;

· переправа через водные преграды любой ширины в паводки, во время ливневого дождя, снегопада, тумана, ледохода и при скорости ветра более 12 м/с.

3.4. Водителю автомобиля запрещается:

· выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;

· на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива, разрешать пассажирам находиться в кабине, салоне или кузове;

· допускать работу двигателя на смеси двух топлив – бензина и газа (за исключением газодизельного);

· курить в кабине, салоне автомобиля;

· перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;

· загораживать грузом двери кабины;

· перевозить пассажиров в кузове необорудованного грузового автомобиля;

· перевозить детей в кузове грузового автомобиля даже оборудованного для перевозки людей;

· перевозить в кабине, кузове и салоне количество людей, больше чем это указано в паспорте завода – изготовителя;

· перевозить людей на подножках, крыльях, бамперах и бортах, стоящих в кузове оборудованного грузового автомобиля, а также при незакрытых дверях подвижного состава;

· ставить автомобиль-самосвал для разгрузки под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП;

· подтягивать гайки соединений газовой системы, находящейся под давлением и стучать по ним металлическими предметами;

· допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц, включая пассажиров и грузчиков.

· работать лежа на полу (земле) без лежака;

· выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;

· выполнять какие-либо работы без подкладывания козелков (упора или штанги под плунжер) под вывешенный АТС (автомобиль, прицеп, полуприцеп) на передвижные (в том числе канавные) подъемники и подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых — страховочное, препятствующие самопроизвольному опусканию их рабочих органов в соответствии с требованиями государственного стандарта;

· оставлять АТС после окончания работ, вывешенными на подъемниках;

· подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;

· снимать и ставить рессоры на автомобили (прицепы, полуприцепы) всех конструкций и типов без предварительной разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму АТС;

· проводить техническое обслуживание и ремонт АТС при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

· поднимать (вывешивать) АТС за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;

· поднимать (даже кратковременно) грузы, масса которых превышает указанную на табличке подъемного механизма;

· снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных устройств;

· поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей;

· работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;

· оставлять инструменты и детали на краях осмотровой канавы;

· работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

· пускать двигатель и перемещать АТС при поднятом кузове;

· производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза и установки дополнительного упора;

· проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

· сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении аварийной ситуации (ДТП, пожар, поломка оборудования, несчастный случай и др.) водитель автомобиля обязан:

4.1.1. Немедленно сообщить начальнику, механику (непосредственному руководителю) о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был.

4.1.2. В случае возникновения очага возгорания, поломки оборудования, потере устойчивости узлов и агрегатов автомобиля, несчастного случая и других аварийных ситуаций водитель обязан:

· приостановить работы;

· приступить к эвакуации людей из опасной зоны, покинуть опасную зону самому;

· принять меры к ликвидации аварийной ситуации, тушению пожара первичными средствами пожаротушения;

· обеспечить сохранность обстановки аварийной ситуации или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к осложнению аварийной обстановки;

· немедленно сообщить руководителю работ (при работе по наряду-допуску), механику или начальнику о случившемся.

4.1.3. В случае возгорания горючесмазочных или других материалов использовать первичные средства пожаротушения.

4.1.4. Тушить горящее топливо водой запрещается. При невозможности затушить очаг пожара собственными силами водитель вызывает пожарную охрану.

4.1.5. Водитель обязан оказать себе или другому пострадавшему при несчастном случае на производстве первую помощь согласно «Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве», доставить его в ближайшее медицинское учреждение или, при необходимости, вызвать бригаду «Скорой помощи».

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. По окончании работы водитель автомобиля обязан:

· собрать инструмент, приспособления, примененные во время работы, очистить их от грязи и убрать в отведенные для их хранения места;

· после постановки автомобиля на ночную или длительную стоянку выключить зажигание и отключить «массу»;

· перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом убедиться в отсутствии утечки топлива;

· провести уборку рабочего места, кабины и кузова автомобиля;

· выключить двигатель;

· закрыть кабину на замок;

· снять спецодежду, спецобувь, очистить их и убрать на хранение в шкаф;

· вымыть руки и лицо с мылом, по возможности принять душ, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, предварительно вымыть руки керосином;

· обо всех неполадках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К работе водителем автомобиля допускаются лица:
— не моложе 18 лет;
— имеющие документ о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования;
— имеющие водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
— прошедшие вводный инструктаж по охране труда и первичный инструктаж на рабочем месте.
1.2. Лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имеющие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители переведенные на новый тип транспортного средства к управлению транспортным средством допускаются после прохождения стажировки, с оформлением стажировочного листа.
1.3. Повторный инструктаж по охране труда водитель проходит 1 раз в 3 месяца.
1.4. На водителя могут действовать следующие вредные факторы:
— нервно-психические перегрузки;
— статические перегрузки;
повышенный уровень шума и вибрации;
— движущиеся машины и механизмы;
— повышенная подвижность воздуха;
— прямая и отраженная блесткость;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны.
1.5. Водитель обеспечивается санитарной одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с Нормами, утвержденными руководителем учреждения. Водителю выдаются:
— перчатки х/б.
1.6. Водитель обязан:
­ выполнять правила внутреннего трудового распорядка;
­ соблюдать правила личной гигиены;
­ выполнять требования настоящей инструкции по охране труда и других инструкций, знание которых обязательно в соответствии с должностными обязанностями;
­ соблюдать противопожарный режим учреждения.
1.7. О любом несчастном случае водитель должен сообщить своему непосредственному руководителю.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед выездом на линию водитель должен:
1) пройти предрейсовый медосмотр;
2) получить путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза;
3) проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля и получить соответствующую отметку в путевом листе. При осмотре особое внимание обратить на:
— исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей салона, запоров бортов (на пикапе), глушителя и плотность его соединений и т.д.;
— отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;
— давление воздуха в шинах и их исправность;
— наличие аптечки, огнетушителя, противооткатных упоров, знака аварийной остановки, набора инструмента для мелкого (аварийного) ремонта автомобиля.
2.2. Перед пуском двигателя водитель должен:
— затормозить автомобиль стояночным тормозом;
— поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
2.3. Водителю запрещается:
— производить пуск двигателя путем буксировки;
— подогревать двигатель, коробку передач открытым огнем;
— эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1.1. Начинать движение автомобиля только убедившись в отсутствии помех на пути движения. В условиях недостаточного обзора сзади, требовать выделения человека для организации безопасного движения автомобиля.
3.1.2. При остановках автомобиля принять меры, исключающие наезд проходящего транспорта, выбрать наиболее безопасный участок для остановки (стоянки) или съехать с проезжей части дороги, в темное время суток (в условиях плохой видимости) включить габаритные огни.
3.1.3. Перед выходом из автомобиля выключить зажигание, затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлении.
3.1.4. После выхода из автомобиля, в случае, если он остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).
3.1.5. В зимнее время для предупреждения обморожения при устранении неисправности в пути работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.
3.1.6. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.
3.1.7. Не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
3.1.8. При заправке автомобиля в зимнее время заправочные пистолеты брать только в рукавицах.
3.1.9. Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.
3.1.10. Пробку радиатора на горячем двигателе открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.1.11. Водителю запрещается:
— управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения;
— передавать управление автомобилем лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории;
— пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
— на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива;
— перевозить в салоне людей больше, чем указано в паспорте завода-изготовителя;
— допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц.
3.1.12. После первых трех часов непрерывного управления автомобилем предусматривается остановка для кратковременного отдыха продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа.
3.2. При перевозке грузов.
3.2.1. Проверять соответствие укладки и надежность крепления грузов требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов.
3.2.2. Перевозить стеклянную тару с жидкостями только в специальной упаковке, причем она должна устанавливаться вертикально (пробкой вверх).
3.2.3. Следить, чтобы ящичный, катно-бочковой и другой штучный груз был уложен плотно без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять деревянные прокладки и распорки.
3.2.4. Следить, чтобы бочки с жидким грузом были установлены пробкой вверх.
3.2.5. К перевозке опасных грузов могут быть допущены только обученные и аттестованные водители, имеющие свидетельство установленной формы.
3.2.6. При перевозке баллонов со сжатым газом они должны быть уложены на стеллажах, с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком, с запорными приспособлениями, предохраняющими баллоны от тряски и ударов. Вентили баллонов должны быть закрыты металлическими колпаками.
3.2.7. Запрещается:
— курить и использовать открытый огонь при погрузке, выгрузке и перевозке взрывоопасных грузов;
— совместно перевозить опасные вещества и пищевые продукты или фуражные грузы;
— перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;
— перевозить пылящие грузы в открытом кузове.
3.3. При использовании домкрата.
3.3.1. Перед установкой автомобиля на домкрат: затормозить его стояночным тормозом, включить низшую передачу, убрать ключ из замка зажигания, закрыть двери салона, подложить под колеса деревянные башмаки.
3.3.2. Домкрат устанавливать на твердый грунт, в случае необходимости установки домкрата на рыхлой почве под домкрат необходимо подложить специальные доски, для обеспечения его устойчивости.
3.3.3. Влезать под автомобиль и вылезать из-под него допускается только со стороны, противоположной проезду.
3.3.4. Запрещается:
— монтировать (демонтировать) колеса и находиться под автомобилем, установленном на домкрате без страхующих подставок, а также при работающем двигателе;
— использовать в качестве страхующих подставок кирпичи, диски колес и другие случайные предметы;
— работать лежа на земле без лежака.
3.4. При монтаже демонтаже шин.
3.4.1. Шиномонтажные и демонтажные работы производят на шиномонтажном участке с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента. При необходимости монтажа (демонтажа) шин в дорожных условиях необходимо соблюдать определенные требования безопасности:
— при работе на обочине дороги – работать только справа по ходу движения;
— монтаж и демонтаж производить специальным монтажным инструментом;
— снимать колеса со ступицы, а также приступать к демонтажу шины с обода только после полного выпуска воздуха из шины;
— монтировать шину только на соответствующий ей обод колеса;
— приступать к накачиванию шин при условии, что она заняла правильное положение на ободе;
— накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см?) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией завода-изготовителя шины.
3.4.2. При шиномонтажных работах запрещается:
— использовать кувалды, ломы и другие тяжелые предметы;
— использовать шины, на бортах которых имеются задиры и повреждения, препятствующие монтажу;
— накачивать шину без предохранительных устройств, препятствующих вылету колец и свыше установленной заводом-изготовителем нормы.
3.4.3. Для изъятия из шины посторонних предметов следует пользоваться клещами, а не отверткой, шилом, ножом и т.п.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Водитель обязан сообщить своему руководителю о происшедшем с ним или по его вине происшествии, аварии, несчастном случае и т.п.
4.2. При возникновении пожара на автомобиле во время движения необходимо остановить автомобиль; по возможности, перекрыть подачу топлива, отсоединить аккумуляторную батарею и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
4.3. При дорожно-транспортном происшествии (ДТП):
— остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию;
— при наличии пострадавших оказать первую доврачебную помощь, следуя указаниям « » (И 01-2014), при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по телефону «03»;
— сообщить в ГИБДД, а также своему руководителю;
— по возможности сохранить обстановку на месте происшествия до прибытия сотрудников ГИБДД.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ
5.1. Перед постановкой автомобиля на ночную или длительную стоянку проверить внешним осмотром герметичность систем (отсутствие утечки топлива, масла, воды и т.д.), надежность замков дверей, капота и т.д.
5.2. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Похожие публикации