Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников — Российская газета. Требования к автошколе Недельная нагрузка инструкторов по вождению

Е.Л. Болотова ,
д.п.н., профессор юридического
факультета Университета РАО

Особенности определения учебной нагрузки педагоговв автомобильных школах России

Образовательная стратегия автомобильной школы представляет собой систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, направленную на эффективную подготовку водителей транспортных средств. Правовая основа деятельности такой школы имеет междисциплинарный характер, поскольку в реализации задач подготовки водителей транспортных средств заинтересованы органы, осуществляющие управление в сфере образования, правоохранительные органы и органы управления транспортными средствами.

Несмотря на то, что автошколы находятся в ведении трех ведомств (Минобрнауки, Минтранса, МВД), четкого определения организации труда преподавателей таких образовательных организаций до сих пор нет.

Недостаточные исследования в области организации рабочего времени педагогических работников автошкол приводят к постоянной критике и повсеместной их незащищенности. Однако в последние годы органами государственной власти издано немало документов, которые определяют правовое положение педагогов независимо от вида организации. Следовательно, такие акты должны применяться и в отношении преподавателей, мастеров производственного обучения и других педагогов автошкол.

Нормативную основу правового статуса педагогов автошкол составляют:

Глава 52 Трудового кодекса РФ;

Закон РФ «Об образовании»;

Приказ Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»;

Постановление Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»;

Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»;

Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам»;

Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 521 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования»;

Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”»;

СанПиН 2.4.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;

СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»;

Письмо Минобразования России от 26.06.2003 № 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования» и др.

Согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» организация труда педагогов (прием на работу, распределение должностных обязанностей, повышение квалификации, определение периода учебного процесса, установление объема учебной нагрузки, заработной платы и др.) относится к компетенции образовательного учреждения.

Остановимся на одном из показателей организации труда педагогов в автошколе - учебной нагрузке.

Понятие «учебная нагрузка педагога» можно определить как норму рабочего времени, затрачиваемого педагогическим работником для выполнения соответствующей преподавательской деятельности. Учебная нагрузка педагогических работников ограничивается Типовыми положениями об образовательных учреждениях (ст. 333 ТК РФ) и санитарными нормами и правилами для соответствующих образовательных организаций.

Учебная нагрузка определяется как на весь учебный период, так и на этапы учебного периода, а также на период проведения аттестации обучающихся.

Согласно постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 каждому педагогу в пределах 36-часовой рабочей недели устанавливается необходимый объем рабочего времени, который связан с выполнением основных должностных обязанностей. У преподавателя это будет норма рабочего времени (18 часов в неделю), у мастера производственного обучения - это продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю). И тот и другой педагог согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н могут вести учебные занятия. При этом общий предел учебной нагрузки на учебный год для них определяется Типовым положением об образовательном учреждении, например как для педагогов начальных и средних учебных заведений, у которых годовая нагрузка не должна превышать 1440 часов.

Экспериментом по апробации механизма нормативного финансирования образовательных учреждений среднего профессионального образования рекомендовано определять учебную нагрузку в следующем объеме:

Годовая учебная нагрузка преподавателя в целях расчета оплаты труда устанавливается равной 720 часам;

Годовая учебная нагрузка мастера производственного обучения в целях расчета оплаты труда устанавливается равной 1080 часам.

При этом важно помнить, что согласно приказу Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 учебная нагрузка педагогам, ведущим преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут. То есть один астрономический час приравнивается к одному академическому часу, когда речь идет о зачете трудоемкости по нормированной части работы педагога. Другими словами, если у преподавателя 6 занятий по 45 минут, то у него 6 часов рабочего времени, которые следует указывать в табеле учета рабочего времени.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо иным локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

В силу этого важно знать, какой продолжительности могут быть учебные занятия в автошколе. Для большинства учреждений такие нормативы устанавливаются локальными актами организации исходя из требований типового положения об образовательном учреждении и санитарно-гигиенических требований по организации образовательного процесса.

Отсутствие типового положения об автошколе фактически сводит всю организацию образовательного процесса к вкусовщине. При отсутствии такого документа об автошколе сложно определить функции и виды образовательных и иных услуг такой организации, а также обеспечить легальный контроль и надзор за ее деятельностью. Юридических оснований существования такого образовательного учреждения в законодательстве страны на сегодня нет. Тем не менее в стране существует масса некоммерческих организаций, называющих себя автошколами и оказывающих образовательные услуги населению.

Продолжительность учебного занятия в автошколе в силу отсутствия типового положения о ней зависит от содержания реализуемой программы обучения. В программе должны быть предусмотрены не только учебные дисциплины, по которым проводится обучение, но и виды и порядок аттестации обучающихся.

Образовательный процесс по подготовке водителей транспортных средств в автошколах строится с учетом требований приказа Минобрнауки России от 18.06.2010 № 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий». Примерные программы подготовки водителей транспортных средств категорий A, B, C, D введены в действие с 08.10.2010. Эти программы разработаны Минобрнауки России, согласованы с Министерством транспорта РФ и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утверждены Минюстом России. Подобной жесткости не удостаивалась ни одна образовательная программа в российских образовательных учреждениях.

Однако заметим, что примерный характер таких программ определен самим документом. Так, в нем указано, что примерная программа подготовки водителей транспортных средств представляет собой минимум требований к результатам и содержанию подготовки и является основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими подготовку водителей.

В примерном тематическом плане по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам. Следовательно, автошкола не ограничена этими программами в количестве часов, отводимых на изучение предметов, в наборе учебных дисциплин, которые она может предложить кандидатам в водители.

Отсутствие достаточного правового регулирования учебного процесса в организациях, осуществляющих такую подготовку, наличие устаревшего материально-технического обеспечения учебного процесса, недостаточная квалификация педагогических работников, обучающих водителей, создают предпосылки для различных нарушений при организации в них учебного процесса. К таким нарушениям следует отнести своеобразное распределение учебной нагрузки для обучающихся и педагогических работников в организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств.

Например, в приказе Минобрнауки России от 18.06.2010 № 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» указано, что нормативной основой для их разработки является подп. 2 п. 10 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396. В свою очередь, эти правила базируются на требованиях ст. 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в которой указано, что порядок сдачи квалификационных экзаменов для получения права на управление транспортными средствами разрабатывается Правительством РФ. Какое ведомство уполномочено федеральными органами исполнительной власти разрабатывать указанные в законе (ст. 26) Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, законодательством РФ не определено. Однако Примерные программы по данному направлению с указанием требований к учебной нагрузке для обучающихся разработаны в Минобрнауки России.

Интересно, что эти программы не определяют тип и вид учреждения, в котором они могут быть реализованы.

Исходя из положений Закона РФ «Об образовании» можно предположить, что подготовка по таким программам возможна в системе профессионального образования, например, на базе учреждений НПО, СПО, ВПО или в рамках профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, а также в рамках индивидуальной педагогической деятельности.

Программы определяют, что обучение в организациях проходит в форме практических и теоретических учебных занятий. Следовательно, при обучении слушателей различных возрастных групп автошкола должна придерживаться нормативов, установленных образовательным и санитарным законодательствами РФ.

Так, продолжительность учебных занятий для лиц от 16 до 18 лет должна соответствовать нормативам, установленным в п. 2.9.3 и 2.9.14 Санитарно-эпидемиологических правил «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.1178-02». Согласно документу занятия должны быть не более 45 минут, а при сдвоенных занятиях - не более 1,5 часа с перерывами для отдыха не менее 45 минут.

Автошколы в некоторых регионах страны относят к учреждениям начального профессионального обучения, организация учебного процесса в которых должна подчиняться санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. СанПиН 2.4.3.1186-03». В этом документе продолжительность теоретического занятия не установлена, но имеются рекомендации по продолжительности практического занятия.

Если исходить из того, что обучение вождению - это вид практического занятия, то продолжительность 1 часа такого занятия не должна превышать 45 минут.

Если же вождение рассматривать как производственную практику, то есть как постепенный переход от режима учебного занятия в автошколе к режиму труда на производстве, то в этом случае согласно п. 2.6.1.4 СанПиН 2.4.3.1186-03 на ознакомительном этапе практики предусматривают десятиминутные перерывы через каждые 50 минут работы. На втором этапе (совершенствование профессиональных навыков) перерыв устанавливают через каждые 1,5-2 часа. На заключительном этапе производственной практики, который завершается квалификационным испытанием, режим работы обучающихся приближают к нормам трудового законодательства. Таким образом, продолжительность практического занятия, если рассматривать вождение как практику обучающегося, может быть от 50 минут в первые дни до 3-3,5 часа в последние дни занятий и измеряться в астрономических часах.

Санитарные правила и нормы для учреждений СПО отсутствуют, но исходя из Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543, для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут, а прохождение практики подчиняется нормам трудового законодательства.

В программах для автошкол присутствует указание на то, что обучение вождению проводится вне сетки учебного времени. Согласно Закону РФ «Об образовании» всё, что не относится к основной образовательной программе образовательного учреждения, следует считать дополнительным образованием. Указание на то, что обучение вождению проводится вне сетки учебного времени, подчеркивает дополнительный характер этого обучения, что не соответствует задачам данного образования. Если в рамках учебной программы проводится отработка практических навыков с последующей аттестацией, то такие виды занятий должны относиться к основным и входить в сетку учебного времени. При этом для организации таких занятий допускается гибкий график их проведения, поскольку нормы п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» указывают на право обучающегося учиться по индивидуальному плану.

При планировании учебной нагрузки педагогов следует учитывать, что вождению могут обучаться лица, имеющие ограниченные возможности здоровья, инвалиды. В этом случае должны быть учтены все показатели продолжительности учебных занятий с учетом состояния здоровья и возраста обучающихся.

Заметим, что в действующих Примерных программах подготовки водителей в автошколах не указана рекомендуемая численность учебной группы . В этом случае, опираясь на нормы санитарного законодательства, следует помнить, что если учебная группа сформирована из лиц, не достигших 18 лет (например, учащиеся общеобразовательных учреждений), то она не должна превышать 25 человек. Если в учебной группе автошколы обучаются лица в возрасте 18-25 лет, то согласно санитарным нормам и правилам для учреждений начального профессионального образования и Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) численность слушателей в учебной группе может быть в пределах 25-30 человек. В соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях, а также подп. 2 п. 14 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение может проводить учебные занятия в группах с меньшей численностью обучающихся, а также делить группы на подгруппы. Образовательное учреждение вправе объединять группы обучающихся при проведении теоретических занятий.

Существует также проблема определения учебной нагрузки преподавателя в период проведения экзамена .

Действующий порядок проведения экзаменов (постановление Правительства РФ от 15.12.1999 № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» и приказ МВД РФ от 20.07.2000 № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396» [вместе с «Инструкцией о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»]) никаких временных интервалов по приему экзаменов не устанавливает. Это позволяет автошколам устанавливать свои регламенты по организации труда педагогов на экзаменах с учетом того, что зачеты по теоретическим дисциплинам проводятся в счет учебного времени, отводимого на изучение предмета, а на экзамены по предметам «Первая медицинская помощь» и по вождению транспортного средства отводится всего один час соответственно.

Примерный подсчет показывает, что если учебная группа в автошколе составляет 25-30 обучающихся, то на каждого аттестуемого на одном экзамене приходится в среднем по 2-2,5 минуты. Это не соответствует практике. Следовательно, установленные в приказе Минобрнауки России от 18.06.2010 № 636 расчеты времени, отведенного на аттестацию обучающихся, нужно определять исходя из иных нормативов, в том числе локальных актов организации.

Для расчета затрат рабочего времени педагогов на проведение экзаменов в организациях, осуществляющих подготовку водителей, сама организация должна разработать локальный акт. В этом случае при подготовке такого документа рекомендуется использовать письмо Минобразования России от 26.06.2003 № 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования». В нем приведены примерные нормы для учета рабочего времени преподавателя при проведении устных и письменных экзаменов в процессе освоения образовательных программ. Так, при приеме устного экзамена на одного обучающегося отводится 0,35-0,50 часа, при междисциплинарном экзамене - 1 час на каждого обучающегося, при проведении письменных экзаменов - 2 часа на поток и 0,3 часа на проверку каждой работы.

Квалификационные требования к педагогическим работникам

Согласно вступившему в силу приказу Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”» мастер производственного обучения должен иметь среднее или высшее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика».

Это уточнение следует считать существенным, поскольку лицо, обучающее управлению техническим средством, должно не только владеть практическими навыками вождения транспортного средства и знать теоретические основы такой деятельности, но и обладать определенной культурой вождения, культурой педагогического общения.

Квалификационные требования по должности «преподаватель», утвержденные этим же документом, определяют, что преподаватель - это лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы .

Таким образом, преподавателями автошкол могут работать лица, не имеющие специальной педагогической подготовки.

Недостатки правового регулирования труда педагогов автошкол

1. Отсутствие аттестации педагогов автошкол как инструмента подтверждения соответствия работника занимаемой должности.

Автошколы могут входить в систему государственных и муниципальных образовательных учреждений, на которые распространяется приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», в соответствии с которым педагогические работники могут не только обоснованно выполнять трудовые обязанности или быть уволенными по п. 3 ст. 81 ТК РФ, но получить возможность повышения оплаты труда в соответствии с квалификационной категорией.

Для педагогов негосударственных образовательных учреждений такая аттестация организуется органом исполнительной власти субъекта РФ, как правило, на платной основе.

Таким образом, педагоги автошкол могут проходить аттестацию в аттестационных комиссиях органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, если такие комиссии разработают соответствующие требования к форме и содержанию аттестации таких педагогов.

2. Отсутствие организованного питания педагогов в течение рабочего дня.

Согласно приказу Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» для педагогов, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении. При этом время для приема пищи относится к ненормированному рабочему времени и может быть регламентировано только локальными актами организации (например, правилами внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, в автошколах должны быть организованы места для приема пищи как сотрудникам организации, так и обучающимся. Этот вопрос регулируется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Согласно документу питание обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях обеспечивают организации общественного питания, которые осуществляют деятельность по производству кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и их реализации.

Организациями общественного питания образовательных учреждений для обслуживания обучающихся могут быть:

Базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;

Доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;

Столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и(или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;

Буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.

Таким образом, в соответствии с подп.19 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» автошкола обязана создать необходимые условия для работы подразделений организаций общественного питания.

3. Нечеткость определения отпускного периода педагогов автошкол.

В соответствии со ст. 334 ТК РФ продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам, определяется постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 724. Если автошколы относятся к учреждениям НПО или СПО, то отпускной период мастеров производственного обучения и преподавателей составляет 56 календарных дней. Для педагогов автошкол, которые не относятся к учреждениям общего среднего (полного), начального, среднего профессионального образования, отпуск составит 42 календарных дня.

На практике в силу неопределенности статуса автошколы, как особого типа образовательного учреждения, администрации автошкол навязывают педагогическим работникам тот отпуск, который сочтут нужным.

Таким образом, педагоги автошкол имеют право обжаловать порядок назначения отпуска меньшей продолжительности, чем это предоставлено нормативными правовыми актами федерального уровня, обратившись за защитой своих прав в суд.

Работа выполнена с использованием Справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Приказ Минобрнауки России от 04.12.2006 № 299 «Об утверждении Положения об условиях проведения в 2007-2008 годах эксперимента по апробации механизма нормативного финансирования учреждений среднего профессионального образования».

Здравствуйте, дорогие читатели! Настоящая статья будет интересна тем, кто решил или имеет желание связать свою трудовую деятельность с подготовкой водителей транспортных средств. Попробуем разобраться с требованиями, которые предъявляются к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств. Сегодня для работы в автошколе уже недостаточно иметь лишь водительское удостоверение и стаж вождения три года, в связи с постоянным ростом количества транспортных средств и со сложной дорожной обстановкой, которая сегодня сложилась на наших дорогах, существует необходимость в разработке новых программ профессионального обучения водителей транспортных средств. Поэтому преподаватели и мастера производственного обучения вождению должны быть готовы к новым изменениям в программах подготовки обучения водителей транспортных средств.

Из пункта 21.3 Правил Дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 ) следует, что мастер производственного обучения (обучающий ) , должен иметь при себе удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории и документ на право обучения вождению.

21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

В соответствии со статьей , Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, обучение водителей транспортных средств классифицируется как профессиональное обучение.

Статья 26. Условия получения права на управление транспортными средствами
1. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение .
Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

А в соответствии со статьей , Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 года, программы профессионального обучения (в том числе обучение вождению ), могут осуществлять только педагогические работники, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и удовлетворяющие требованиям профессионального стандарта.

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам

Согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к педагогическим работникам организаций (автошкол ), осуществляющих образовательную деятельность по подготовке водителей, относятся преподаватели и мастера производственного обучения.

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
2. Должности иных педагогических работников
Мастер производственного обучения
Преподаватель

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом N 761н Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года установлены следующие требования к педагогическим работникам.


Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Преподаватель
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Требования к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств, отображены в приказе N 608н, Минтруда России от 08 сентября 2015 года, об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Мастер производственного обучения

Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по ДПП — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года



Обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися


Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.

Преподаватель
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Требования к опыту практической работы
Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации <6> Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.

В статье Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года даны разъяснения по образовательным уровням (образовательные цензы ), установленным в Российской Федерации, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 108. Заключительные положения
1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
1) среднее (полное) общее образование - к среднему общему образованию;
2) начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
3) среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
4) высшее профессиональное образование - бакалавриат - к высшему образованию - бакалавриату;
5) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре;
6) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
7) послевузовское профессиональное образование в ординатуре - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
8) послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

В письме Минобрнауки России от 11 сентября 2014 года N АК-2924/06, сказано следующее, требование о наличии высшего или среднего профессионального образования, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.

Согласно пункту Единого квалификационного справочника лица (Приказ N 761н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года), допускается в случае отсутствия у работника специальной подготовки, но имеющего достаточный опыт работы, по решению аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности.

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

При этом, отсутствие у претендента на должность, требуемого уровня образования, может быть причиной отказа в заключении с работником трудового договора со стороны работодателя, прием на работу и создание аттестационной комиссии отнесены к компетенции образовательной организации.

Принято решением Утверждаю

педагогического совета Директор

ООО «Автомобилист» ООО «Автомобилист»

Кондуров Е.А.

Протокол № 1 от 12.01.2015г Приказ № 10 от 12.01.2015г.

г. Елец

2015год

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», Уставом и приказом Министра образования и науки РФ от 22 декабря 2014г № 1601 « О продолжительности рабочего времени (нормах педагогической работы за ставку заработной платы.) педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

1.2. ООО «Автомобилист» самостоятелен в осуществлении образовательного процесса, подборе, расстановке педагогических кадров, финансовой и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, и настоящим Положением.

1.3. Настоящее Положение регулирует нормирование и соотношение учебной и другой нагрузки педагогической работы в пределах рабочей недели с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

1.4. Настоящее Положение распространяется на всех педагогических работников (штатных, совместителей), состоящих в трудовых отношениях с образовательным учреждением. К педагогическим работникам ООО «Автомобилист» относят должности: преподаватель, мастер производственного обучения.

2. Структура рабочего времени педагогических работников

2.1. Выполнение педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

2.2. Нормируемая часть рабочего времени педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.(для преподавателей), для мастеров производственного обучения 1час вождения=60 минутам(астрономический час). Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий, графиками вождения.

Нормируемая часть рабочего времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяется 18 часами.

2.3. Другая часть педагогической работы педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом, правилами внутреннего трудового распорядка, регулируется графиками и планами работы, и включает:

— выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, с работой по проведению консультаций, оформлением документации,оборудованием учебных кабинетов

— время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей,

— выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (оборудование учебных кабинетов.).

2.4. Дни недели (периоды времени, в течение которых ООО «Автомобилист» осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

2.5. Режим рабочего времени педагогических работников, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» , определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.

2.6. Нормируемая часть рабочего времени для мастера производственного обучения, определяется 36 часами в неделю.

2.7. При составлении графиков работы педагогических и других работников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением

3. Определение учебной нагрузки педагогическим работникам

3.1. Объем учебной нагрузки педагогическим работникам устанавливается, исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в ООО «Автомобилист».

В соответствии приказом Минобрнауки от 27 марта 2006 №69 годовая норма учебной нагрузки для преподавателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования не может превышать 800 учебных часов.

В соответствии с письмом Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 11 мая 2012 года. №113 «Рекомендации п установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей» годовая норма учебной нагрузки для мастеров производственного обучения не может превышать 1440 учебных часов

3.4. Учебная нагрузка педагогических работников, находящихся к началу учебного года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет либо ином отпуске, устанавливается при распределении ее на очередной учебный год на общих основаниях и передается на этот период для выполнения другими педагогическим работникам.

3.5. Заработная плата педагогических работников выплачивается ежемесячно.

Полученные теоретические навыки в автошколе в обязательном порядке должны быть подкреплены навыками практической езды. Сделать это не так-то просто и прежде чем стать самостоятельным полноправным участником дорожного движения потребуется провести ни один час за рулем учебного автомобиля под чутким руководством опытного инструктора. Количество времени проведенного в учебном автомобиле не ограничено при условии оплаты, но минимум часов практической езды закреплен на уровне федерального законодательства. Какое минимальное количество часов вождения (практики) нужно отъездить в автошколе в 2018 году по закону? Каким законом регулируются эти сроки? Сколько по времени нужно откатать в зависимости от категории водительского удостоверения? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Законодательное регулирование

Минимальные нормативы практической езды в автошколе в процессе обучения закреплены в приказе Минобразования и науки РФ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» № 1408 от 26 декабря 2013 г. Количество дополнительных часов практической езды после того как ученик выкатает установленный минимум определяется фактически самостоятельно учеником. Каждое дополнительное занятие оплачивается согласно тарифам автошколы.

Количество часов зависит от категории прав, на которую обучается лицо, а также от вида трансмиссии. При обучении на самую популярную категории «В» обязательное количество часов практической езды составляет 56 ч. при езде на автомобиле с механической коробкой передач. По желанию ученика и его письменному заявлению обучение может осуществляться на автомобиле с автоматической коробкой передач, в таком случае количество сокращается до 54 ч., однако стоимость обучения остается фактически неизменной. Кроме того, для обучавшихся на автомобиле с автоматической трансмиссией сдача экзамена в ГИБДД осуществляется на аналогичном авто, а в водительском удостоверении проставляется соответствующая отметка и с такими правами нельзя управлять авто с механической коробкой передач. По желанию ученика сократить установленный минимум нельзя, даже если ученик успешно справляется с практической ездой.

Количество часов в зависимости от категории прав

Юридически закреплены нормативы практической езды для обучающихся на все категории. Для каждой этот норматив свой ввиду специфики получаемой категории и цели получения водительского удостоверения. Категории водительского удостоверения и соответствующие им нормативы обучения вождению представлены в таблице ниже.

Таблица - Количество часов вождения транспортных средств в зависимости от категории в соответствии с примерным учебным планом

Категория в/у
Количество часов
Механическая трансмиссия
Автоматическая трансмиссия
«А»
18
16
«В»
56
54
«С»
72
70
«D»
100
98
«М»
18
16

На основании положений Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) № 1408 от 26 декабря 2013 г. «Об утверждении примерных программ профессионального обучения»

Обучение на категорию управления автомобиля с прицепом занимает следующее количество часов: «ВЕ» - 16 ч., «СЕ» - 24 ч., «DE» - 32 ч. При этом в нормативном акте даны не только рекомендации о количестве часов, необходимых для обучения вождению, но советы о том, как распределить это время. Так, законодатель выделяет несколько этапов, в том числе первоначальное обучение и вождение в условиях дорожного движения.

Разновидности и особенности часов вождения

Разновидность часов вождения играет очень важное значение. От них зависит реальная продолжительность практического управления транспортом, что сказывается на качестве навыков вождения и степени подготовленности ученика к экзаменам в ГИБДД. Так, часы вождения бывают:

  • Академические;
  • Астрономические.

В первом случае 1 академический час составляет всего 45 минут, в то время как 1 астрономический - 60 минут. Разновидность должна быть указана как в договоре, так и в программе курса обучения выбранной автошколы. Если такая информация отсутствует, стоит уточнить дополнительно. При этом одно практическое занятие в автошколе составляет 2 ч. Общее количество часов включает также время экзаменов в самой школе и ГИБДД. Суммарная продолжительность экзаменов составляет 8 ч., которые сокращают фактически практический курс (это законно). Автошколы идут по такому пути, что часть практического времени, как правило, 6 ч., проходят не в учебном авто, а на симуляторах.

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.78 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:

1. Установить педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560; 2007, N 24, ст. 2928; 2008, N 34, ст. 3926).

Министр А. Фурсенко

Приложение

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1. Продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю:

работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;

педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;

методистам, старшим методистам образовательных учреждений;

тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);

руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

30 часов в неделю - старшим воспитателям образовательных учреждений, (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

18 часов в неделю:

учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);

преподавателям специальных дисциплин 1-11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания;

24 часа в неделю - преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год - преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

20 часов в неделю - учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;

24 часа в неделю - музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю - воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;

30 часов в неделю:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;

36 часов в неделю - воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.

Примечания.

1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

2. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

3. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

5. Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

6. Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Похожие публикации