Что такое ранее возникшее право. Порядок регистрации права собственности на квартиру Ранее возникшее право собственности

Количество недвижимого имущества, находящегося в собственности граждан, с каждым годом возрастает. Право на законное распоряжение недвижимостью возникает с момента его регистрации в уполномоченном государственном органе. До 31 января 1998 года таким органом являлся Департамент жилищной политики или БТИ в отношении жилых помещений и земельный комитет в отношении земельных участков, где осуществлялся учет недвижимого имущества граждан и происходила регистрация права собственности с выдачей свидетельств о праве собственности. В настоящее время Департамент жилищной политики и Бюро технической инвентаризации не является регистрирующим органом, а при возникновении права собственности должна быть сделана запись в ЕГРН. Таким образом, право собственности, возникшее до 1998 года, именуется ранее возникшим правом. В связи с чем у граждан, зарегистрировавших имущество до 1998 года, возникают резонные вопросы – действительны ли старые документы?, необходимо ли перерегистрировать право собственности?

Когда необходима перерегистрация и какие документы нужно будет предоставить?

Документы, регламентирующие право собственности на недвижимость, приобретенную до 31.01.98 г., имеют юридическую силу и перерегистрации не подлежат, если собственник не планирует осуществлять какие-либо сделки с недвижимостью (продажу, обмен, дарение и т.д.). Если же планируется имущество продать, обменять, подарить, то следует обратиться к специалистам за помощью в оформлении документов.

Для того, чтобы перерегистрировать право собственности, потребуются:

  • ранее полученные правоустанавливающие документы (договоры купли-продажи, мены, дарения и т.п.);
  • заявление от собственника;
  • паспорт;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • доверенность (в случаях, когда перерегистрацию будет осуществлять не сам собственник).

Куда обратиться за помощью?

Максимально эффективно, юридически грамотно и быстро оказать помощь в перерегистрации правоустанавливающих документов на недвижимое имущество сможет юрист нашей компании. Он проведет правовую экспертизу документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства, поможет правильно оформить заявление, направит пакет документов в Росреестр, в максимально сжатые сроки предоставит результат – выписку из ЕГРН. Грамотное


Государственная регистрация прав и сделок с земельными участками проводится в соответствии с общим порядком, установленным Законом о государственной регистрации прав. Государственная регистрация сделки с земельным участком (земельной долей), ограничения (обременения) прав на земельный участок или перехода прав на него возможна только в случае, если зарегистрировано право лица, распоряжающегося земельным участком или земельной долей.
Исключение из принципа «предварительной регистрации» установлено п. 10 ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»: до разграничения государственной собственности на землю для распоряжения государственными землями предварительная регистрация права государственной собственности не требуется.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ о государственной регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 (далее - Указ Президента РФ от 27.10.1993 № 1767) «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. №493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г.

№ 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» (выдавались до 29 октября 1993 г.).
В случаях, если решение о предоставлении земельного участка принято после 29 октября 1993 г., т.е. после вступления в силу Указа Президента РФ от 27Л0.1993 № 1767 (ред. от 25.01.1999)", оно должно было быть зарегистрировано в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Названным Указом была утверждена новая форма свидетельства на право собственности на землю и одновременно разрешалось использование имеющихся документов, удостоверяющих иные права на землю, но с обязательной их регистрацией в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Свидетельство на право собственности на землю должно быть зарегистрировано в поземельной книге.
Права на земельные участки могут также подтверждаться договорами об отчуждении земельного участка, решениями судов, арбитражных судов, свидетельствами о праве на наследство, решениями (постановлениями, распоряжениями) уполномоченных Советов народных депутатов о предоставлении земельных участков, оформленными в соответствии с законодательством, действующим в месте нахождения земельного участка в момент его приобретения (как правило, зарегистрированные в местном земельном комитете). До 31 января 1998 г. обязательному нотариальному удостоверению, а также регистрации в комитете по земельным ресурсам и землеустройству подлежали договоры купли-продажи (купчие) земельных участков.

31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». С этого момента права на недвижимое имущество и некоторые виды сделок с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.

Таким образом, если вы купили, получили в дар или в наследство и т. д. недвижимое имущество, то ваше право собственности на недвижимость должно было быть зарегистрировано в порядке, который установлен Законом о регистрации. Посмотрите внимательно в Свидетельство о регистрации права, в нем должно быть указано, что в ЕГРП внесена запись о регистрации права.

А как же права на недвижимое имущество, которые возникли до момента вступления в силу ФЗ № 122? С этим вопросом разбирался

Ранее возникшее право
Эти «старые» права на недвижимое имущество на бюрократическом языке называются «ранее возникшими правами». Вопрос, который волнует многих - нужно ли проходить регистрацию (перерегистрацию) если право на недвижимость возникли до 31 января 1998 года?

Ответ на этот вопрос зависит от сложившейся ситуации.

Когда «перерегистрация» не нужна?
Итак, у вас в собственности есть (дом, комната) права, на которые возникли до 31 января 1998 года.

Но необходимо сразу оговориться - права на недвижимое имущество должны были быть оформлены в соответствии с порядком, действовавшим на тот момент времени. Сказать однозначно, какой порядок оформления документов действовал до 31.01.1998 года нельзя, так как в каждом субъекте РФ были свои правила. Где-то необходимо было регистрировать договор в БТИ, в другом месте в местной администрации, если предметом сделки был земельный участок - то таким органом мог быть местный земельный комитет. Например, в Москве регистрацию сделок с жилыми помещениями проводил Комитет (Департамент) муниципального жилья; регистрацию прав и сделок со зданиями, нежилыми помещениями - Москомимущество; регистрацию прав и сделок с земельными участками - Москомзем; регистрацию прав на гаражи - БТИ г. Москвы.

Также следует, помнить, что ранее некоторые виды сделок подлежали обязательному нотариальному удостоверению. Таким образом, устная договоренность с продавцом, в соответствии с которой он вам отдавал дом, а вы ему деньги - ну никак не может считаться ранее возникшим правом. Говоря простыми словами - должны быть документы из содержания, которых вытекает, что вы являетесь собственником недвижимого имущества, на документах (договор, свидетельство и т. д.) должны стоять печать или штамп уполномоченного органа.

Если вы не собираетесь совершать с имуществом какие-либо сделки (продавать, дарить, менять, отдавать в залог и т. д.), то вы можете и дальше свободно владеть и пользоваться недвижимостью. Проходить так называемую «перерегистрацию» с целью получить новое Свидетельство не нужно, то есть необязательно.

Если вы все же вы хотите зарегистрировать свое ранее возникшее право (для собственного успокоения), то вы можете сделать это в любое время.

Когда «перерегистрация» обязательна?
Если у вас на руках документы на недвижимое имущество полученные до 31 января 1998 года и вы планируете продать, подарить, заложить, обменять или другим образом распорядится имуществом, то в данном случае «перерегистрация» обязательна!

Допустим, вы купили квартиру в 1997 году, а сейчас хотите продать ее. В этом случае необходимо:

- продавцу подать заявление и все необходимые документы для регистрации ранее возникшего права;
- продавцу и покупателю подать заявление и другие документы на государственную регистрацию договора купли-продажи жилого помещения;
- покупателю подать заявление на регистрацию права собственности на приобретаемую квартиру.

Как вытекает из закона, государственная регистрация ранее возникшего права проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины (ст. 6 закона о регистрации). Другими словами - сделать все три действия можно одновременно, при этом продавец не будет платить государственную пошлину за регистрацию ранее возникшего права. То есть государственная пошлина за регистрацию договора составит - 500 руб., за регистрацию права собственности покупателя - 500 руб. При этом на все три действия уйдет срок - не более 1 месяца (если конечно не будет оснований для приостановления регистрации).

В других случаях (неодновременная регистрация, регистрация по желанию правообладателя) зарегистрировать ранее возникшее право можно только, уплатив государственную пошлину.

Плата за регистрацию
Размер пошлины не так уж и велик. В соответствии с Налоговым кодексом РФ размер государственной пошлины составляет половину от госпошлины, которую вы бы отдали за регистрацию права. Напомним, что пошлина за регистрацию для физических лиц составляет 500 рублей , а значит за «перерегистрацию» пошлина составит - 250 рублей , для юридических лиц регистрация составляет 7500 рублей , значит за «перерегистрацию - 3750 рублей .

С 1 января 2009 года пошлину в размере 100 рублей за госрегистрацию права собственности платят владельцы земельного участка, а также объекта на этом участке. Участок должен быть предназначен для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Что нужно для перерегистрации?
Для того чтобы вам зарегистрировали ваши «старые» права необходимо собрать:

  • все правоустанавливающие документы на недвижимое имущество;
  • кадастровый паспорт;
  • квитанция об уплате государственной пошлины (при необходимости);
  • заявление установленного образца;
  • документы, удостоверяющие личность;
  • доверенность, если регистрация проводится через доверенное лицо.

Комментарии специалистов для

Артем Григорьев, ведущий юрист-консульт компании IntermarkSavills :
Как следует из п.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - акон) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной законом.

Таким образом, все правоустанавливающие документы (соответствующие договоры, заверенные печатью уполномоченного государственного органа - Комитета по жилищной политике, например) сохраняют свою силу и не требуют повторного подтверждения. Следовательно, государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Из вышеуказанной нормы закона также следует, что регистрация ранее возникших прав (т.н. «первичная регистрация») необходима только в том случае, когда в отношении конкретного объекта недвижимости заключается сделка, требующая государственной регистрации в соответствии с законом (например, купля-продажа, дарение, долгосрочная аренды и т.д.). Поэтому если Вы собираетесь продавать квартиру (дарить) или сдавать в долгосрочную (год и более) аренду, то, по всей видимости, не имеет смысла торопиться с проведением первичной регистрации, поскольку таковая будет проведена автоматически перед регистрацией новой сделки.

Более того, законом не предусмотрено какого-либо срока на совершение «первичной» регистрации (как это, например, установлено для бесплатной приватизации), что может служить еще одним основанием не спешить с перерегистрацией.

Однако, если вы не собираетесь в ближайшее время проводить сделки с квартирой, требующие государственной регистрации, и при этом хотите «спокойно спать», имея на руках свидетельство о праве собственности нового образца, то вы можете обратиться с соответствующим заявлением в территориальный подразделение Федеральной регистрационной службы.

Вам это также может пригодиться в том случае, если вы являетесь владельцем квартиры бизнес-класса и выше и намереваетесь сдавать её в аренду. В этом случае следует иметь в виду, что некоторые крупные западные компании, арендующие жильё для своих сотрудников, требуют от потенциального арендодателя/наймодателя предоставить свидетельство о собственности нового образца, отказываясь принимать старые (но действительные!) документы, даже если заключаемая сделка не подразумевает государственной регистрации (найм, краткосрочная аренда).


Александр Перепелкин, юрист Агентства недвижимости «НОРА»:

Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу ФЗ № 122 (31.01.1998) признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим законом.

Однако продать объект недвижимости без регистрации ранее возникшего права, несмотря на то, что такое право также признается государством, нельзя. Зарегистрировать ранее возникшее право на недвижимое имущество можно по желанию правообладателя в любое время до или одновременно с отчуждением объекта недвижимости.

Последнее правило в два раза сокращает время, в течение которого может быть совершена сделка с таким имуществом. Так, как если отдельно сначала регистрировать ранее возникшее право собственности, а только потом договор отчуждения (если требует закон) и переход права собственности по нему, потребуется ни один, а два месяца. Однако на этом все преимущества одновременной регистрации со сделкой ранее возникших прав на объект недвижимости заканчиваются.

Государственная регистрация права является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП), который носит открытый характер.

Любое лица, в т.ч. покупатель, может получить сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости в виде выписки из ЕГРП. Однако получить информацию о том, кто является законным собственником объекта недвижимости, сведения о которых еще не содержатся в ЕГРП, покупатель не может. Проверить документы, предоставленные продавцом покупателю в подтверждение своего права собственности, которое возникло еще до введения государственной регистрацией прав, независимо без участия самого продавца нельзя.

Государственная регистрация ранее возникших прав на недвижимое имущество это отдельное регистрационное действие, которое в любом случае предшествует регистрации сделки (если требует закон) и переходу прав по ней.

Если по каким-либо причинам будет отказано в регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости, не будет зарегистрированы также и сделка с ним и переход права. Поэтому при отсутствии государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости покупателю не гарантировано, что сделка с ним будет признана государством. В связи с этим, если ранее возникшее право продавца регистрируется одновременно с отчуждением объекта недвижимости, рекомендую осуществлять расчеты между сторонами договора отчуждения только после проведения госрегистрации, когда права прежнего и нового собственника на объект недвижимости признаны государством.

Земельные юристы и адвокаты в Санкт-Петербурге

Юридические консультации,
- Проведение сделок с куплей-продажей земли,
- Составление исков, претензий и жалоб,
- Защита ваших интересов в суде.

Задайте вопрос адвокату!

Задайте вопрос адвокату!

Или позвоните нам прямо сейчас! Мы на связи!

– это процедура, после которой земельный участок официально, на государственном уровне будет закреплён за его владельцем - конкретным гражданином, который отныне имеет право распоряжаться этой землёй по своему усмотрению. Собственник земли имеет право:

  1. Дарить её,
  2. Сдавать её в аренду,
  3. Пользоваться ей для личных нужд, в соответствии с её назначением,
  4. Передавать её по наследству, составлять завещание с учётом этого земельного участка,
  5. Заключать договор ренты,
  6. Делить её на несколько участков, если технические правила ему это позволяют,
  7. Продавать эту землю,
  8. Делать земельный участок предметом залога под какой-либо кредит (проще говоря, брать займ под залог недвижимости)

Все эти действия будут доступны гражданину собственнику, только после прохождения процедуры .

Какой документ подтверждает права гражданина на владение и распоряжение участком?

2019-м году каким документом стала выписка из ЕГРП, который можно получить в любом МФЦ. До 2019 года документом, который свидетельствовал о праве гражданина на владение земельным участком являлось Свидетельство государственного образца. Это свидетельство было издано на специальной бумаге, с водяными знаками, исключающими подделку. Ныне оно упразднено.

Почему необходимо оформлять земельный участок в собственность?

Оформлять землю в собственность гражданину необходимо для того, чтобы не потерять свою недвижимость, владеть ей в полной мере, совершать сделки с нею. В том случае, если ЕГРН не содержит сведений о том, что вам принадлежит земельный участок, вы не сможете распоряжаться им, не сможете заключить законную сделку, если захотите продать или завещать данное недвижимое имущество.

Например, вы после смерти родителей пользуетесь земельным участком, который им принадлежал, но официально не оформили наследство на себя. Вы иногда приезжаете на этот участок, делаете посадки, иногда - нет.

Официально эта земля не принадлежит вам. И, поскольку долгое время она простаивает, государство может счесть эту землю вымороченным имуществом, имуществом, которое не перешло по наследству. В этой ситуации земля ваших родителей перейдет во владение государства и будет использована Администрацией на законном основании - по усмотрению. Государство в лице Администрации района проведет официальное оформление земельного участка на себя. Если администрация после этого передаст землю в пользование или во владение другим гражданам или организациям - это будет законно. Земля будет переоформлена на них после совершения сделки.

Поэтому своевременная регистрация права собственности на свою землю - в интересах нового владельца.

В каком порядке земельный участок оформляется в собственность

Юридически грамотный алгоритм, в котором воплощается в жизнь , включает шесть последовательных этапов.

Задайте вопрос, мы в онлайне!

Оставьте сообщение!

8-921-904-34-26 консультации юристов по земле в Петербурге


Этап первый. Формирование документального пакета на земельный участок

Чтобы состоялось, нужно обзавестись документами. Они зависят от ситуации. Ими могут стать и свидетельства, подтверждающие право на наследство , и договора классической купли-продажи, и договора, оформляющие уступку права требования .

Для того, чтобы начинать оформление оформление земельного участка в собственность , документальный пакет обязательно должен включать следующее:

  1. свидетельства, подтверждающие право собственности и/или наследства;
  2. любые договора, которые фиксируют проведение приватизации, дарения и тому подобных изменений;
  3. любые передаточные акты или же протоколы, фиксирующие факт внесения данного имущества в общую структуру уставного капитала любого хозяйствующего субъекта;
  4. постановления либо акты, в которых местная администрация фиксируют предоставление этого объекта;
  5. любые решения, вынесенные судебными инстанциями;
  6. любые соглашения, регулирующие процессы раздела имущества, а также порядка определения его долей;
  7. различные планы приватизации;
  8. любые иные документы, связанные с переходом прав на недвижимость.

При этом следует учитывать, что любой документ, правильность составления которого нарушена, заставляет сомневаться в своей подлинности. Как следствие – структура, в ведении которой находится государственная регистрация права собственности на земельный участок , приостановит этот процесс – до момента устранения сомнений. Для такого устранения есть сроки, и эти сроки ограничены. Пропуск их ведет к обязательному отказу органа регистрации.

Этап второй. Обращение к кадастровому органу для уточнения законных размеров и границ оформляемого земельного участка в собственность

Если возникновение права собственности на землю имеет серьезный срок давности, то кадастр, содержащий государственную информацию о недвижимости, включает сведения о них обычно только в декларативном формате. Это блокирует возможность выдать любой заинтересованной стороне кадастровый паспорт , ведь декларативная информация не предполагает внесенных характерных координатных точек, позволяющих с точностью указать земельные границы. Как следствие, такие границы требуется уточнить.

Точкой отсчета внесения информации об участках земли нередко становится момент принятия федерального закона «О регистрации прав», и если права на землю возникли до него, кадастр недвижимости может и не содержать о таком земельном участке никаких сведений. Тогда им может быть выдана только справка – о том, что сведения отсутствуют. При таком раскладе правообладатель должен незамедлительно подать туда свое заявление о том, чтобы структурами кадастрового учета были внесены сведения о недвижимости, которая ранее была учтена, в кадастр недвижимости, и приложить один из нужных документов.

Этап третий. Дополнительные документы

Чтобы государственная регистрация права собственности на земельный участок была успешной, только правильных документов недостаточно. В той структуре, которая ведает регистрацией подобных прав, обязательной является подача кадастрового паспорта. Этот необходимый для оформления земельного участка в собственность документ выдают управления Росреестра, и в качестве базы для его составления они принимают данные кадастра недвижимости .


Этап четвертый. Госпошлина и варианты ее оплаты

Согласно материалам российского Налогового кодекса, которые содержатся в двадцатом подпункте первого пункта его триста тридцать третьей статьи, регистрация – процедура платная, а величина оплаты зависит от конкретики и индивидуальной ситуации.

  1. Если регистрируются права или обременения по помещениям нежилого типа или договора отчуждения по ним, то планка госпошлины колеблется от тысячи рублей для физического лица до пятнадцати тысяч для организации.
  2. Если регистрируется право, которое возникло ранее, то планка установленных размеров подлежащей к оплате госпошлины сокращается до пятидесяти процентов.
  3. Если ведется оформление земельного участка в собственность , и цель этого – ведение собственного, личного хозяйства во всех его вариантах (огороды, дачи, гаражи, индивидуальное жилье), то планка госпошлины составит двести рублей.
  4. Если регистрируются непосредственно права, а также обременения, причем сами участки при этом включены в состав площадей сельскохозяйственного назначения, то планка госпошлины составит сто рублей, а если по ним же регистрируется долевая часть в праве – пятьдесят рублей.
  5. Оплатить нужный вариант пошлины следует до того, как подается непосредственное заявление или любая другая документация.
  6. Если в процессе оформления государственной регистрация права собственности на земельный участок , по одному и тому же действию есть несколько обратившихся, то они оплачивают его на условиях равной доли для каждого.

Этап пятый. Подача документального пакета для осуществления регистрационного процесса в Управлении Росреестра

Оформляется государственная регистрация права собственности на земельный участок точно там же, где он находится. Обращаться следует в рамках округа в структуру, ведающую процессами регистрации на государственной основе.

Подобная структура наделена компетенциями:

  1. Проводить проверку того, являются ли действительными документы, которые подает заявитель, и было ли лицо, которое осуществляло подготовку документального пакета, наделено правами, которые этому соответствуют;
  2. Проводить проверку тех прав, которые были зарегистрированы или заявлены в более ранние периоды;
  3. Проводить непосредственную регистрацию прав;
  4. Проводить выдачу документальных подтверждений подобной регистрации и выдачу информации о ней;
  5. Принимать на учет;
  6. Осуществлять выдачу каждому правообладателю, а также лицам, его представляющим на законной основе, копий документальных форм и договорных документов, для совершения которых была использована письменная форма, - если для этого будет предоставлено их заявление.

Подать документальный пакет для инициации такого процесса, как оформление земельного участка в собственность , в современных условиях осуществляется и при помощи почты, с обязательным заверением его в рамках нотариата.

Этап шестой. Получение удостоверенной регистрации

Когда все процедуры оказываются проведенными, государственная регистрация права собственности на земельный участок удостоверяется, для чего используется специальная форма свидетельства. Если в регистрации нуждалась сделка или договор, то их удостоверение заключено в том, что на самом документе, который выражает внутреннее содержание процесса сделки, проставляется специальная надпись регистрационного типа. Временные интервалы по такой регистрации лимитируются и не должны превышать порога в один месяц, начиная от момента, когда заявление было подано. Хотя стоит отметить, что реалии Санкт-Петербурга на сегодняшний день говорят о фактических сроках как минимум в два месяца.

Свидетельства проводимой за несколько последних лет судебной практики ярко показывают рост категории споров, в которых имел место отказ, выданный органами власти местного самоуправления в том, чтобы предоставить подтверждающие акты. Такие акты становятся абсолютной необходимостью, ведь документальные свидетельства о том, что передача в собственность какого бы то ни было объекта была оформлена действительно ненадлежащим образом, нередко отсутствуют, регистрация любых договоров и сделок проведена не была, внесение данных в ЕГРП также не делалось никак, при этом никакого обновления технической документации не было, если вообще удается отыскать такую документацию.

А ведь в приватизационный период право на недвижимость могло быть передано из рук в руки далеко не единожды. И при попытке регистрации ранее возникшего права потенциальный его обладатель предоставляет накопленный документальный пакет с немалым количеством противоречий, что добавляет в ситуацию сложностей, и последующий провести регистрацию можно обжаловать уже исключительно в рамках судебной инстанции.

Обобщая все это, можно сказать: если Вашим намерением стала любая передача своего права собственности , к примеру – подарок, любому новому лицу, или Вы намерены ограничить такое свое право, к примеру – путем передачи в залог, или Вы планируете любую сделку со своей недвижимостью – Вам при любом из этих вариантов будет абсолютно необходимо свой документальный пакет на такую недвижимость привести в состояние его соответствия современным законам. На практике это означает, что Вам потребуется провести регистрацию права собственности .

Термин «ранее возникшее право» - что под ним понимается?

Это разновидность права собственности на землю , возникновение которого произошло до даты действия закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ». Нередко такое право возникало и раньше, чем в рамках определенного округа произошло образование такой регистрационной службы, которая следуя этому же закону и проводила бы подобную регистрацию прав собственности .

В чем необходимость регистрировать такое право?

Проводимое в таком случае оформление земельного участка в собственность в рамках ЕГРП абсолютно обязательна, если с подобных участком земли осуществляется совершенно любая сделка, или он переводится из категории в другую категорию. Проводимая в процессе экспертиза документального пакета существенно снижает риск того, что возникнут споры о таком праве.

Федеральный закон N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" :

Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости

1. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

2. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

3. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.

4. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

5. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

6. Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.

7. В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:

1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;

2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

8. Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:

1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

9. Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

10. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, - в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.

Похожие публикации