Этапы развития российской криминологии. Периоды развития криминологии

Историю развития криминологических идей можно разделить на четыре основных этапа :

    Классический период - вторая половина XVIII века- последняя 1/3XIX века

    Позитивистский период - конец XIX- началоXX века

    Плюралистический период - первые 2/3 XX века

    Гуманитарный период - вторая половина XX века- по настоящее время.

В новейшей истории криминологии в СССР и далее в возникших в его пространстве независимых государств, начиная с 60-х годов минувшего века, различаются четыре ниже охарактеризованных этапа .

Детерминистический этап (1960-е - первая половина 1970-х гг.) характеризуется формированием диалектической школы, значимым итогом деятельности которой стало рассмотрение противоречий общественной жизни, относящихся к сферам как бытия, так и сознания, в качестве причин массового преступного поведения (В. Н. Кудрявцев, К. К. Горяинов, П. С. Дагель, У. С. Джекебаев, И. А. Исмаилов, И. Я. Козаченко, К. В. Корсаков, Л. В. Кондратюк, П. П. Осипов и др.).

Плюралистический этап (вторая половина 1970-х - 1980-е гг.) связан с отходом от «единства мнений» по ключевым вопросам криминологии, появлением несовпадающих подходов к определению и объяснению преступности (Н. Ф. Кузнецова, Л. И. Спиридонов, Д. А. Шестаков и др.), а также, что было не менее важно, с формированием новых научных отраслей (семейная криминология, политическая криминология, криминология массовой информации, сакральная криминология, военная криминология, экономическая криминология) и школ (психологическая школа - Ю. М. Антонян; школа преступных подсистем - Д. А. Шестаков, Г. Н. Горшенков, С. У. Дикаев, П. А. Кабанов, Г. Л. Касторский; украинская школа «натуралистической» криминологии - А. Н. Костенко, и др.; и примыкающая к криминологии девиантологическая школа - Я. И. Гилинский и др.).

Либеральный этап (1980-е - 1990-е гг.). Слово «либеральность» происходит от латинского «liber» - свободный. Либерализм как идеология, политическое и экономическое движение возник в XVII и особенно широко развернулся в XIX столетии, претерпев значительные изменения в XX веке (поздний либерализм). Ядро либеральной идеи составляет утверждение приоритета свободного индивидуума перед государством, государство при этом рассматривается лишь в качестве гаранта экономической и личной свободы личности. Поздний либерализм, правда, уже предполагает активное вмешательство государства в жизнь общества, прежде всего в экономику. Либерализм предполагает свободное обсуждение деятельности государственной власти. Либеральный этап криминологической мысли в России отмечен критикой власти с криминологических позиций. Так, сомнению был подвергнут институт уголовного наказания за чрезмерную его жёсткость, был поставлен вопрос о смене определённых в законе целей наказания ]. Политическая криминология вышла на постановку вопроса о преступности государственной власти, в частности, в связи с осуществлением в СССР красного террора в ленинском, а затем сталинском его проявлениях (Я. И. Гилинский, В. В. Лунеев, В. Н. Кудрявцев, Д. А. Шестаков и др.).

Постлиберальный этап (2000-е годы) начался и протекает под знаком осмысления внешней государственной и надгосударственной, глобальной олигархической преступной деятельности (Д. А. Шестаков, С. У. Дикаев, П. А. Кабанов, Ю. С. Апухтин, А. П. Данилов и др.).

Украинский учёный А. Н. Костенко разрабатывает концепцию «натуралистической криминологии» - то есть криминологии, основанной на принципе социального натурализма. В соответствии с этой концепцией преступность рассматривается как проявления воли и сознания людей, состоящие в нарушении природных законов социальной жизни, присущих данному обществу и отраженных в действующем уголовном законодательстве. Преступник - это лицо, у которого воля, находясь в состоянии своеволия, и сознание, находясь в состоянии иллюзий, проявились в виде преступления, то есть деяния, нарушающего природные законы общественной жизни людей и потому запрещенного уголовным законодательством. Любое преступление - это проявление «комплекса своеволия и иллюзий», образовавшегося у человека под действием определенных жизненных обстоятельств, которые следует называть причинами преступности. В свете «натуралистической криминологии» А. Н. Костенко развивает основной тезис классической криминологии, сформулированный Ч. Беккариа, следующим образом: «Лучше предупредить преступление, устранив с помощью культуры комплекс своеволия и иллюзий у человека, чем наказывать его за проявление этого комплекса в виде преступления».

Этапы развития отечественной криминологии.

1 этап – дореволюционный (до 1917 года) – специальных криминологических исследований не производилось, криминологов как таковых не было.

Представители периода: Духовской, Фоминский (в их работах не мало полезного и значимого для криминологии); Тарновская исследовала женщин-преступниц.

2 этап – советский период (с 1917 года) – Дзержинский, Крупская борьба с беспризорностью, преступность несовершеннолетних.

С 1918 по1920 г. создались кабинеты по изучению преступников и преступности. Он созданы в Москве, Саратове.

В1925 г. был создан Всесоюзный институт по изучению преступности и преступника. В1931 г. этот институт переименован, он стал называться «Институт уголовной и исправительно-трудовой политики», изменилась и направленность исследований.

В1918 г. при ЦСУ был создан Отдел моральной статистики, который собирал данные о совершенных преступлениях.

В середине 30-х гг. криминологические исследования практически прекращаются. В середине 50-х – начале 60-х гг. начинается возрождение криминологии.

1963 г. – создан Всесоюзный институт по изучению и разработке мер предупреждения преступности. Был впервые прочитан курс криминологии на юрфаке МГУ, а с1964 г. курс читается во всех юридических ВУЗах нашей страны.

В1966 г. вышел первый учебник по криминологии и огромное количество монографий.

Представители периода: профессор Сахаров, Кудрявцев, Кузнецова, Яковлев, Долгова.

3 этап – современный период. В1990 г. создание Российской Криминологической Ассоциации. Криминологи проводят исследования по наиболее актуальным проблемам современности (борьбе с организованной преступностью, по преступности несовершеннолетних).

Современный этап развития криминологии.

Наиболее крупным научно-исследовательским учреждением, осуществляющим криминологические и иные исследования проблем преступности, является Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. Ранее он назывался Всесоюзным институтом по изучению и разработке мер предупреждения преступности. Институтом долгое время руководил профессор Карпец. В настоящее время руководят институтом доктора юридических наук, профессора Алексеев, Долгова, Ларьков, кандидаты юридических наук Тищенко, Панкратов.

Серьезные криминологические исследования проводятся учеными Института государства и права Российской академии наук . В нем работают такие известные криминологи, как Бородин, Лунеев, Яковлев.

Значительный вклад в развитие криминологии вносят сотрудники ведомственных научно-исследовательских учреждений; интенсивно проводятся криминологические исследования в ВУЗах (например, МГУ, юридические факультеты Санкт-Петербургского государственного университета, Уральской юридической академии, Дальневосточного государственного университета).

Работа криминологов более строгие, основаны на представительных исследованиях и осуществляются в рамках специальной компетенции. С начала 80-х гг. в равных мерах анализируются собственные, внутренние характеристики преступности, процессы ее воздействия на различные сферы жизнедеятельности. В 1991 г. была создана Криминологическая ассоциация. В 1999 г. она перерегистрирована как «Российская криминологическая ассоциация ». Ассоциация поводит семинары и конференции, создает специальную литературу, организует криминологическую экспертизу, участвует в разработке законопроектов.

Характерной чертой российских криминологов является внимательное отношение к зарубежным и международным исследованиям преступности. На русский язык переведены многие труды по криминологии.

Развитие отечественной криминологии

Отечественная криминология в своем развитии не только воспринимала многие идеи представителей различных школ, но и внесла свой вклад в исследования проблем преступности.

Уже в XVIII веке известный общественный деятель России А.Н. Радищев предложил конструктивную методику статистического наблюдения преступности и ее причин. В начале XIX века глубокое исследование убийств

исамоубийств на основе уголовной статистики провел К.Ф. Герман.

Втесной связи с уголовно-правовойпроблематикой рассматривали преступность известные юристы И.Я. Фойницкий, Г.Н. Тарновский, Н.С. Таганцев и др. При этом подчеркивалось понимание преступности как социального явления, имеющего объективные причины.

Поддерживая в целом антропологическое направление причин преступности, Д.А. Дриль в то же время отмечал влияние на совершение преступлений наряду с особенностями психофизической природы человека и внешних воздействий на него.

И после 1917 г. в условиях советского государства М.Н. Гернет, А.А. Жижиленко, С.В. Познышев и др. продолжали разработку проблем уголовного права и криминологии. Причем до середины 30-хгодов XX века эти исследования осуществлялись весьма активно, особенно в области анализа социальных, экономических факторов преступности, влияния на нее физической конституции личности, возрастных особенностей, здоровья, наследственности преступников.

Однако затем (с середины 30-хдо начала60-хгодов) криминологические исследования в стране были свернуты. Возобладала политическая установка об отсутствии объективно присущих социалистическому обществу причин преступности, о ее искоренении преимущественно репрессивными мерами. В результате криминология как учебная дисциплина была изъята из программ подготовки юристов высшей квалификации.

Только в начале 60-хгодов появились первые за многие годы публикации по проблемам криминологии. Особую роль при этом сыгралиученые-юристыИ.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.А. Герцензон, А.Б. Сахаров, Б.С. Утевский, С.С. Остроумов, Н.Ф. Кузнецова и др. В 1963 г. был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер

предупреждения преступности (ныне - НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации). С 1964 г. криминология снова стала преподаваться в юридических вузах страны, начали издаваться учебники и учебные пособия, проводиться глубокие научные исследования.

Современное развитие криминологии подтверждает, что преступность в любом обществе есть объективно существующее социально-правовоеявление, что человеку присуще сложное сочетание биологических свойств, выступающих в качестве предпосылок развития личности, которая в конечном счете формируется под влиянием социальной среды.

Современная российская криминология активно развивается с учетом реалий общества, вносит весомый вклад в реализацию государственной политики борьбы с преступностью, предупреждения преступлений.

Этапы развития отечественной криминологии

Как правило, в учебниках описание отечественной криминологии начинается с 1917 г. Тем самым ставится знак равенства между «советским» и «отечественным». При этом неоправданно предается забвению дореволюционный опыт в развитии отечественной криминологии, игнорируется вклад дореволюционных криминологов (которые называли себя криминалистами) в развитие отечественной криминологической мысли.

Становление криминологических исследований в России в конце XIX в. связано с кризисом классической школы уголовного права и возникновением социологической школы. Хотя еще в 1823 г. академик К.Ф. Герман на заседании Академии наук прочитал доклад «Изыскание о числе самоубийств и убийств в России в 1819-1820 гг.». Но такого рода исследования властью были признаны политически вредными.

Представители новой школы - М.В. Духовской, И.Я. Фойницкий, М.Н. Гернет, Е.Н. Тарновский, М.П. Чубинский - подвергли критике классическую школу уголовного права за то, что она ограничивается изучением юридических конструкций, и провозгласили главной задачей уголовного права изучение зависимостей между социальной средой и преступностью.

Поскольку первыми русскими криминологами были представители социологической школы уголовного права, то в русской криминологии господствовало социологическое направление, ломброзианство практически не имело влияния. В объяснении причин преступности господствовала теория факторов. Об этом говорят даже названия работ: «Учение о факторах преступности» (Х.М. Чарыхов, 1906 г.), «Влияние времени года на распределение преступлений» (И.Я. Фойницкий, 1898 г.), «Влияние хлебных цен и урожаев на движение преступлений против собственности в России» (Е.Н. Тарновский, 1898 г.). Большое внимание в исследованиях уделялось статистике. Показатели преступности в разных губерниях сравнивались с ценами на зерно, распространенностью пьянства, бродяжничества и т.д., и отсюда выводились факторы преступности.

Так же как и их западные коллеги, отечественные криминологи считали главными причинами преступности тяжелое материальное положение и невежество масс, но дополняли перечень и российской спецификой - пьянством. В российской криминологии более, чем в западной, придавалось значение экономическим факторам и социальному неравенству.

Российские криминологи более реалистично смотрели на перспективу искоренения преступности. Они призывали к проведению социальных реформ, но полагали, что это может ослабить зло, но не ликвидировать его полностью: во-первых, есть пределы улучшения социального строя, во-вторых, социальные реформы могут лишь косвенно влиять на антропологические и физические факторы.

Русские криминологи активно сотрудничали со своими зарубежными коллегами: в 1897 г. была создана Русская группа Международного союза криминалистов (руководитель И.Я. Фойницкий).

В тот период уровень развития отечественной криминологии вполне соответствовал общеевропейскому.

После октябрьского переворота 1917 г. ситуация кардинально изменилась, отечественная криминология начинает свой новый этап как бы с чистого листа. Преобладающим становится влияние идей ломброзианства и «социальной защиты». Этот крутой поворот можно объяснить следующими обстоятельствами. В первую очередь, желанием «отречься от старого мира». А «старый мир» стоял на социологических позициях. Дореволюционные криминологи «левого» направления (М.М. Исаев, М.Н. Гернет, Х.М. Чарыхов) приняли революцию и заложили основы советской криминологии. Они подвергли беспощадной критике своих бывших товарищей за буржуазно- либеральный уклон.

Ученые желали соответствовать идеологии. Идеология провозглашала, что с уничтожением эксплуататорского строя и эксплуататорских классов должна исчезнуть и преступность. Получалось, что если при социализме нет социальных корней преступности, а преступность есть, то ее причины следует искать в личности, в «родимых пятнах» капитализма.

Сотрудники новых советских криминологических учреждений были в большинстве медиками, а не юристами, как криминологи дореволюционной школы, им профессионально ближе было изучение личности.

После октября 1917 г. стали создаваться кабинеты и клиники по изучению преступности и преступника. В 1922 г. в г. Саратове был создан Кабинет криминальной антропологии и судебномедицинской экспертизы с тремя секциями: 1) изучение преступности и преступника; 2) воспитательное воздействие на заключенных; 3) производство экспертиз. В 1923 г. был создан Московский кабинет по изучению личности преступника и преступности (характерно, что работал он при Мосздравотделе). В дальнейшем стали создаваться криминологические кабинеты по всей стране (Киев, Харьков, Ленинград, Ростов, Баку, Тифлис).

В 1925 г. при НКВД был образован Государственный институт по изучению преступности и преступника, директором которого был назначен начальник Главного управления местами заключения НКВД Е.Г. Ширвиндт. В институт входило четыре секции: 1) социально-экономическая; 2) пенитенциарная; 3) биопсихологическая; 4) криминалистическая, а также статистическое бюро. Задача института состояла в координации и проведении криминологических исследований в стране и оказании научно-методической помощи криминологическим кабинетам в других городах, которые были преобразованы в его филиалы.

В 1920-х гг. вышли в свет работы М.Н. Гернета «Моральная статистика» (1922), «Преступный мир Москвы» (1928), издавались сборники «Проблемы преступности», «Преступник и преступность», «Современная преступность». Криминологами были собраны весьма ценные материалы. Но в начале 1930-х гг. по обвинению в «идеологических извращениях» и «протаскивании буржуазных теорий» криминология подверглась гонениям.

Старт кампании дискредитации положила статья С. Булатова «Возрождение Ломброзо в советской криминологии» (1929). В 1931 г.

Государственный институт по изучению преступности и преступника был реорганизован в Институт уголовной и исправительнотрудовой политики, который, в свою очередь, в 1936 г. преобразован во Всесоюзный институт юридических наук. Криминологические исследования были свернуты, криминологические кабинеты на местах ликвидированы, криминология изъята из программ юридических вузов. В ЦСУ ликвидировали отдел моральной статистики.

Статистика преступлений была переведена в разряд государственной тайны.

Следующий этап развития отечественной криминологии, а точнее - возрождение криминологических исследований в стране, начался во второй половине 1950-х гг. В выступлениях А.А. Герцензона, В.Н. Кудрявцева, А.С. Шляпочникова ставился вопрос о необходимости возобновления криминологических исследований.

К этому времени были «реабилитированы» социология, генетика, кибернетика. В 1963 г. Институт криминалистики Прокуратуры СССР был преобразован во Всесоюзный институт по изучению причин преступности и разработке мер предупреждения преступности, его первый директор - И.И. Карпец. В настоящее время это Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

После принятия постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки…» (1964 г.) криминология включается в программы юридических вузов. В 1966 г. вышел первый учебник по криминологии.

Были изданы монографии А.Б. Сахарова «О личности преступника и причинах преступности в СССР» (1961); А.А. Герцензона «Введение в криминологию» (1965) и «Уголовное право и социология» (1970); В.Н. Кудрявцева «Причинность в криминологии» (1968) и «Причины правонарушений» (1976); И.И. Карпеца «Проблемы преступности» (1969) и «Современные проблемы уголовного права и криминологии» (1976); Н.Ф. Кузнецовой «Преступление и преступность» (1969); А.М. Яковлева «Преступность и социальная психология» (1970). В 1960-х гг. стали разрабатываться проблемы виктимологии (П.С. Дагель, Д.В. Ривман, В.Я. Рыбальская, Л.В. Франк). В 1984 г. группа ведущих криминологов (И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.Б. Сахаров, А.М. Яковлев) за создание основ советской криминологии стали лауреатами Государственной премии СССР.

Была создана Криминологическая ассоциация (президент - А.И. Долгова), которая способствовала развитию и практическому применению криминологических знаний. Ассоциация организует семинары и конференции, издает специальную литературу, участвует в криминологической экспертизе законопроектов, поддерживает связи с зарубежными учеными и международными организациями.

В 1985-1986 гг. вышел первый «Курс советской криминологии» в двух томах (т. 1 «Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник»; т. 2 «Предупреждение преступности»), который подвел итог этого этапа отечественной криминологии.

В 1990-х гг. начинается новый этап в развитии отечественной криминологии. Коренные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в России, не могли не сказаться на состоянии криминологических исследований. Необходимо было переосмыслить методологические основы науки, поновому взглянуть на истоки преступности и перспективы ее искоренения, приступить к изучению новых видов преступности (организованной, экологической и т.д.). В короткий срок при активном участии криминологов подготовлены проекты законов, без которых немыслима борьба с современной преступностью: «О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с коррупцией», «Об ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов». В Уголовном кодексе 1996 г. нашли отражение многие идеи, разрабатывавшиеся криминологами, - о преступном сообществе (ст. 35), об уменьшенной (ограниченной) вменяемости (ст. 22) и др.

По инициативе криминологов в настоящее время регулярно разрабатываются общефедеральные и региональные программы борьбы с преступностью. Криминологические исследования стали приобретать все большую практическую направленность

Более тесными и плодотворными стали международные контакты российских криминологов. Свидетельством возросшего авторитета отечественной криминологии стало проведение в России международных конференций и симпозиумов по проблемам преступности и защите жертв преступлений.

Прежде чем начать рассмотрение этого вопроса, определимся с науковедческим вопросом – с основаниями периодизации истории криминологии. В основу периодизации следует положить степень сформированности, законченности криминологической идеи. И поэтому первый этап ее истории – это возникновение и развитие криминологической мысли, идеи, когда не было еще как таковой какой-либо цельной криминологической теории, а уж тем более – науки. Второй этап – это появление первых криминологических теорий, цельных криминологических концепций, когда постепенно закладывались основы становления новой науки. И, наконец, третий этап – это создание совершенно с разных, неожиданных, часто независящих друг от друга сторон науки криминологии, изначально развивавшейся по двум главным направлениям, сохранившимся в своей основе до настоящего времени, с попытками их объединения в единой науке. Это антропологическое, психиатрическое, психологическое, а в конечном счете биосоциальное направление, с одной стороны, основавшее фундамент психологии преступного поведения. С другой же стороны – это статистическое, математическое, социологическое крыло, заложившее основы социологии преступности и, соответственно, социологического направления. Именно криминология как наука призвана была объединить эти два разных направления, изначально сложившихся как изучение преступного поведения в лице его главного носителя – преступника и как статистическое и социологическое исследование преступности в лице его субъекта – общества.

Приступая к рассмотрению вопроса о создании, возникновении криминологической идеи, следует заметить, что она развивалась, по меньшей мере, по трем курсам. Причем первый – это теологический, в равной степени также как и религиоведческое звено, формировавшийся прежде всего в лице религиозных пророков, получивших от Господа серию наставлений, оформившихся в цельную религию, не в последнюю очередь, благодаря их ученикам (апостолам), описавшим жизнедеятельность пророков, и священнослужителям той или иной конфессии (лат. confessio – исповедание или вероисповедание – особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания), развивавшим теологическую идею. Параллельно, иногда с запозданием, религиозная идея получала осмысление в светской среде, научной, развивавшейся религиоведами, большей частью философами. Поэтому второй курс возникновения и развития криминологической мысли создавался в философских (др.-греч, φιλία – любовь, стремление, жажда + + σοφία – мудрость → др.-греч, φιλοσοφία – любовь к мудрости) учениях с древнейших времен и до наших дней, так как феномен преступности не мог ни привлечь внимания мыслителей, познававших природу, вселенную, общество и мышление в целом, создававших мировоззрение, т.е. цельный взгляд на мир. И третий курс можно обозначить как политологический (др.-греч, πολιτικός – общественный < πολίτης – гражданин < πόλις – город + др.-греч, λόγος – учение, слово – наука об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями), возникавший в недрах того или иного общества, развивавшийся политиками, как находящимися у власти, так и изначально оппозиционными ей, предлагавшими как новые методы борьбы с преступностью, так и решения в построении справедливого, равноправного общества и государства.

Первый курс первого этапа – теологический. Первые криминологические воззрения появились в религиозных источниках. До появления криминологических взглядов на преступное поведение и преступность в рамках уголовного права прошли столетия и тысячелетия.

Вместе с тем древние индусы в IV–III тысячелетии до н.э. в уста своего Господа Ману в виде Законов Ману вложили идею неотвратимости наказания нс только на этом свете, но и в загробном мире, так как Господь знает не только о поступках людей, но и о их мыслях: "Чтобы помогать верховному правителю в его функциях, Господь с самого начала произвел гения наказания, защитника всех существ, исполнителя справедливости, собственного своего сына, природа которого вполне божественна. Боязнь наказания именно дозволяет всем движущимся и недвижущимся созданиям наслаждаться тем, что им принадлежит, и она же мешает им удалиться от своих обязанностей. Наказание управляет человеческим родом, наказание его охраняет, наказание бодрствует, когда все спит; наказание – это справедливость, говорят мудрецы. Все классы развратились бы, все границы были бы уничтожены, мир представлял бы хаос, если бы наказание не исполняло своей обязанности" . Вот такой панегирик (лат. panegyrikus < др.-греч, πανηγυρικός < др.-греч, πανηγυρις – похвальная публичная речь) наказанию можно встретить в древних религиозных источниках, так как Законы Ману – это одновременно и религиозный, конфессиональный и светский источник, обязательный к исполнению и для граждан, и для верующих. Подобные идеи сопровождают и другие религиозные источники.

Буддизм по разным источникам возник в I тысячелетии до н.э. Подобная идея ответственности в этом и в том мире есть и в буддизме. В гл. 1 в строфе 17 Дхаммапады говорится: "В этом мире страдает он и в ином – страдает, в обоих мирах злочинец страдает. “Зло сделано мной”, – страдает он. Еще больше страдает он, оказавшись в беде" . В 547 известных джатаках (житиях), согласно южноиндийскому буддийскому Канону, рассказано о многочисленных перерождениях Будды ("Пробужденного") в Бодхисатт и соответствующих нравственных выводах из этого. В буддизме Четыре Благородных Истины: 1) существование есть страдание; 2) страдание имеет причину; 3) если страдание имеет причину, то оно может быть прекращено; 4) есть Путь, ведущий к прекращению страдания. Как ни странно, но если задуматься, то предмет криминологии удивительным образом повторяет эти Истины: 1) преступность и преступное поведение и есть то самое существование общества и личности, выраженное в общественно опасном "страдании"; 2) преступность и преступное поведение, как и страдание, имеет и причины, и условия; 3) если они имеют и причины, и условия, то они могут быть "прекращены"; 4) "путем, ведущим к прекращению страдания", в криминологии является профилактика, а также иные формы воздействия на причины и условия преступности и преступного поведения. Буддийские заповеди, как, собственно, и все религиозные учения, несут в себе колоссальный профилактический заряд, являясь концентратами мудрости. Например, в джатаке "О согласии" (33) вывод гласит: "...Β ссоре – источник гибели для всех ссорящихся" . Возвращаясь к Дхаммападе, следует привести еще строфу 270, где торжествует профилактическая заповедь, направленная против любого насилия: "Он не благороден, если совершает насилие над живыми существами. Его называют благородным, если он не совершает насилия ни над одним живым существом", а также к строфам 246, 247, перекликающимся с заповедями христианства и ислама, воспринятым ими: "Кто разрушает жизнь и произносит ложь, хватает то, что не дано ему в этом мире, и ходит к жене другого, человек, который предается пьянству, – подрывает себе корень здесь, в этом мире" . Вместе с тем буддизм имеет своих последователей и в современных нелегальных религиозных организациях: 1) псевдорелигиозных, включающих в себя как бы поклонение Будде, самоочищение, снятие стрессовых и фрустрационных состояний, эротические оргии, жертвоприношение (иногда человеческое), самоубийство, иногда массовое и т.п.; 2) альтернативно-религиозных или сатанинских, антибуддийских, включающих поклонение Демону в противовес Будде и др. Их система обучения включает познание различных типов йога, дзэн-буддизма и др.

Христианство. Всем известно, что главной книгой христианства, зародившегося на основе и в борьбе с язычеством и иудаизмом, является Библия, состоящая из Ветхого завета и Нового завета Господа нашего Иисуса Христа. Известны и основные профилактические заповеди Библии, хотя каждая ее строфа дышит мудростью. Здесь и "Не убивай..." (От Матфея. V, 21), "Не прелюбодействуй" (От Матфея. V, 27), "Не клянись вовсе" (От Матфея. V, 34), "Не противься злому" (От Матфея. V, 39), "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (От Матфея. V, 44) и др. Аврелий Августин (354–430) в своих теологических изысканиях пришел к выводу: "Зло есть не что иное, как умаление добра... Преступление есть порочное движение души" и определил путь профилактики: "Ведь злым на горе обращаются собственные дела их" . И христианство сначала имело крестовые походы, Варфоломеевскую ночь, заканчивающиеся массовыми побоищами и убийствами, а затем и того больше – инквизицию в Средние века, повлекшую уничтожение сотен тысяч людей, десятая часть которых были заживо сожжены (правда, все это последствия католицизма). В наше время это также создание псевдорелигиозных организаций, включающих в себя как бы поклонение Христу, снятие стрессовых и фрустрационных состояний и т.п.; а также альтернативно-религиозных или сатанинских, антихристианских, включающих поклонение дьяволу в противовес Христу и пр., также имеющих в качестве последствий человеческие жертвы в виде физического, различных форм психического насилия.

Ислам (араб. الإسلام – "покорность" законам Аллаха, "принятие" учения пророка Мухаммеда, но непоклонение ему "мусульманами" < араб, "муслим"). Священная книга ислама Коран создавалась на основе и в борьбе с иудаистским и христианским учением. Состоит из 114 сур, делящихся на аяты, каждая из которых имеет несколько нравоучений. Например, сура 92 "Ночь", имея ярко выраженную антикорыстную профилактическую направленность, гласит: "А кто скупился и обогащался, и считал ложью прекраснейшее, – тому мы облегчим к тягчайшему. И не спасет его достояние, когда он низвергнется" . Во многих сурах есть ссылки на наказание Господне, и чем тяжелее прегрешение, тем суровее наказание. Или из суры 39 "Толпы" предупреждение всем преступникам: "И их постигло зло их собственных деяний" . Ислам имеет несколько направлений: суннизм, шиизм, хариджизм, суфизм с многочисленными сектами и течениями, и он также не безоблачен в криминальных последствиях своих крайних проявлений, например, в ваххабизме, под знаменем которого объявляется джихад (араб. – "усилие", означающее усердие на пути Аллаха, ассоциируемое с вооруженной борьбой, однако понятие значительно шире) в ряде мусульманских регионов, продолжает действовать террористическая направленность Усамы бен Ладена и т.п. Вместе с тем ислам имеет сильнейшую профилактическую направленность – уровень преступности на 100 тыс. населения в ряде мусульманских стран даже значительно ниже показателей социалистических стран.

На основе изучения криминальных проявлений религий в последнее время возникла криминотеология.

Второй курс первого этапа – философский. Конфуций (551– 479 до н.э.) предложил систему пяти постоянств – подчинений: императору – подданного, мужу – жены, отцу – сына, старшему брату – младшего, старшему другу – младшего , что является основой стабильности китайского общества, где уровень преступности колеблется от 500 до 1000; а также – японского и в наше время, где преступность колеблется в пределах от 1,5 до 2 млн ежегодно, а уровень на 100 тыс. населения составляет в среднем 1500 в год и иных проконфуцианских стран и регионов.

Пифагор (ок. 580–500 до н.э.), Демокрит (ок. 460–370 до н.э.), Сократ (469–399 до н.э.) видели путь в борьбе с преступностью исключительно в совершенствовании гражданского воспитания. Демокрит считал, что путем правильного воспитания можно обезопасить от преступных посягательств как самого человека, так и его имущество . Платон (428/427–347 до н.э.) устами Протагора (481–411 до н.э.) предлагал "не забывать о том, что в борьбе с преступлениями следует думать о будущем, а не о прошлом". Платон писал также, что установленные законы должны оказывать сдерживающее влияние на побуждающие начала преступных действий и поступков. Он видел корень зла в роскоши и нищете, ибо а) первая из них развивает изнеженность и безделие, а б) вторая – низменные чувства и желание делать зло . Платон в "Законах" привел результаты, вероятно, первого криминологического исследования мотивов убийств в Афинах по степени их распространенности: 1) стремление к богатству; 2) честолюбие; 3) стремление скрыть ранее совершенное преступление .

Аристотель (384–322 до н.э.) утверждал, что психическое принуждение может предотвратить преступление, ибо закон должен помочь духу господствовать над телом, а разуму – над инстинктами. Аристотель видел главную причину преступлений в испорченных привычках и вкусах людей, противоречащих разуму, или в страстях, его затмевающих. Он писал: "Правонарушения прокрадываются в государственную жизнь незаметно, подобно тому как небольшой расход, часто повторяясь, ведет к потере состояния". Кроме того, он подчеркивал важность воспитания в государственном масштабе: "Никакой пользы не принесут самые полезные законы, если граждане не будут приучены к государственному порядку и в духе его воспитаны" . Надо сказать, что в этих воззрениях, еще стихийных, не оформленных в теорию, не подкрепленных фактами, проявилось гениальное прозрение этих великих философов древности.

Свой вклад в развитие криминологии внесли и философы XIX в. Так, И. Кант (1724–1804) в своем учении о категорическом императиве обосновывал то, что идея классической школы уголовного права общей и специальной превенции антигуманна по существу: "Наказание по суду... никогда не может быть для самого преступника или для гражданского общества вообще только средством содействия какому-то другому благу: наказание лишь потому должно налагаться на преступника, что он совершил преступление; ведь с человеком никогда нельзя обращаться лишь как со средством достижения цели другого лица... Он должен быть признан подлежащим наказанию до того, как возникнет мысль о том, что из этого наказания можно извлечь пользу для него самого или для его сограждан. Категорический императив есть категорический императив, и горе тому, кто в изворотах учения о счастье попытается найти нечто такое, что по соображениям обещанной законом выгоды избавило бы его от кары или хотя бы от какой-то части ее согласно девизу фарисеев: “Пусть лучше умрет один, чем погибнет весь народ”; ведь если исчезнет справедливость, жизнь людей на земле уже не будет иметь никакой ценности" .

И. Г. Фихте (1762–1814) полагал возможным для человечества избавиться от преступности и писал: "Достаточно народу прожить полстолетия при предлагаемом им государственном строе – и сами понятия о преступлении изгладятся из его памяти" .

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) писал: "Право государства заключено в самом деянии преступника, которым он сам признает, что его надлежит судить. Будучи убийцей, он устанавливает закон, что уважать жизнь не следует. Он высказывает в своем деянии всеобщее; тем самым он сам выносит себе смертный приговор" . Иначе говоря, осуществляется идея тождества наказания преступлению и отрицается частная и общая превенция. Гегель писал также: "Что действительное, то разумно... Но не все, что существует действительно" . Он считал; "Цель полицейского надзора и опеки – предоставить индивиду всеобщую наличную возможность для достижения индивидуальных целей. Полиция должна заботиться об уличном освещении, строительстве мостов, установлении твердых цен на товары повседневного потребления, а также о здоровье людей" , т.е. он наделяет карательный орган социальными функциями – общесоциального предупреждения преступности. С одной стороны, это разумно, так как кто больше полиции заинтересован в снижении преступности? Но, с другой стороны, как полиция может эти функции реализовать практически – при помощи каких подразделений, в лучшем случае выставить посты и патрулирование неосвещаемых улиц, установить контроль в сфере реализации товаров повседневного потребления, проверять пункты скорой помощи по поводу заявок о причинении вреда здоровью и осуществлять оперативную проверку и т.п.

Фейербах Пауль Иоганн Ансельм (1775–1833) обосновал необходимость выделения в качестве самостоятельных научных направлений философии наказательного права, криминальной психологии, уголовной политики. Он развивает идею специальной превенции, утверждая, что наказание должно в значительной степени превосходить преступление: "Сила желания совершить поступок прекращается тем, что после дела его неминуемо последует зло, гораздо большее той неприятности, какая от неудовлетворенного побуждения произойти может" . Кроме того, он делит наказания на угрожающие (страхом от наказания) и причиняющие (демонстрация действенности закона).

Третий курс первого этапа – политологический. Этот курс развивался не только теоретиками, но и практиками – государственными деятелями. Так, в IV в. до н.э. правитель Древнего Китая Гунсунь Ян (390–338 до н.э.) высказывал в "Книге правителя области Шан" оригинальные мысли о соотношении закона и народа и о подходе к людям или как к добродетельным, или как к порочным: "Если управлять людьми как добродетельными, они будут любить своих близких; если же управлять людьми как порочными, они полюбят эти порядки... Там, где к людям относятся как к добродетельным, проступки скрываются; там, где к людям относятся как к порочным, преступления жестоко караются. Когда проступки скрываются, – народ победил закон; когда же преступления строго наказываются, – закон победил народ.... Наводить порядок в стране следует еще до того, как вспыхнут беспорядки... Там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким преступлениям просто неоткуда взяться..." .

В Древнем Риме в период консульства Помпея был предпринят первый крупномасштабный криминологический эксперимент, когда пиратов не казнили, а поселяли в места, отдаленные от моря, наделяя землей. Плутарх так представляет этот эксперимент: "Помпей исходил из убеждения, что по природе своей человек никогда не был и не является диким, необузданным существом, но что он портится, предаваясь пороку вопреки своему естеству, мирные же обычаи, перемена образа жизни и места жительства облагораживают его. Даже лютые звери, когда с ними обращаются более мягко, утрачивают свою лютость и свирепость. Поэтому Помпей решил переселить этих людей в местность, находящуюся вдали от моря, дать им возможность испробовать прелесть добродетельной жизни и приучить их жить в городах и обрабатывать землю" . Надо сказать, что этот эксперимент был успешным.

Император Древнего Рима Юлий Цезарь в целях профилактики ввел оригинальную и довольно эффективную в то время систему наказаний: "Он усилил наказания преступникам; а так как богатые люди оттого легче шли на беззакония, что все их состояние оставалось при них, он стал наказывать за убийство гражданина лишением всего имущества, а за иные преступления – половины... Особенно строго соблюдал он законы против роскоши" .

После Цезаря был император Октавиан Август, который для предупреждения разбоев ввел караулы легионеров, патрулировавших улицы. Тиберий, его преемник, воспринял этот опыт и усилил его: "Более всего он заботился о безопасности от разбоев, грабежей и беззаконных волнений. Военные посты он расположил по Италии еще чаще прежнего" .

В данном политологическом курсе огромное звено образуют социалисты-утописты.

Томас Мор (1478–1535) в "Утопии" (1516) (др.-греч, ευτόπος прекрасная страна < εϋ – хорошо + τόπος – место; ουτόπος – место, которого нет < ού – не, нет + τόπος – место) видел источник преступности в любой собственности (и не только в частной, но и в личной). Он писал, что бедность обращает в воров, а также бродяжничество и праздность. Поэтому он предлагал из золота и серебра не только в общих дворцах, но и в частных домах – "повсюду делать ночные горшки и всякие сосуды для нечистот". Преступников в его "Утопии" обращают в рабство и облачают в золото, дабы "золото и серебро были у них в бесславии". Каким образом Т. Мор предлагает наказывать преступников, исполнять уголовные наказания и наказывать за вновь совершенные преступления во время исполнения уголовного наказания? Он пишет: "Почти все особо тяжкие преступления караются обычно осуждением на рабство. Утопийцы полагают (т.е. жители предполагаемого Мором острова Утопия. – О. С.), что в этом не меньше страха для преступников и больше выгоды для государства, чем если бы стали они торопиться убить виновных и сразу от них избавиться. Ибо своим трудом они принесут больше пользы, чем своей смертью, а их пример на более долгий срок отвратит других от подобного злодейства. Если же и при таком осуждении они примутся снова бунтовать и брыкаться, то их, наконец, убивают как свирепых зверей, которых ни тюрьма не может унять, ни цепь" . Пожалуй, это первые криминопенологические воззрения.

Томмазо Кампанелла (1568–1639) в "Городе Солнца" (1623) также видел корень зла в любой форме собственности, "в крайней нищете" и призывал, чтобы не люди "служили вещам, а вещи служили им". В его городе Солнца действуют несколько уголовных наказаний, в том числе "изгнание, бичевание, выговор, отстранение от общей трапезы, отлучение от церкви и запрещение общаться с женщинами". Кроме того, есть смертная казнь, которая "исполняется только руками народа", и осуждение к самоубийству. "Тюрем у них нет, – пишет он, – кроме только башни для заключения мятежных неприятелей и др." .

Морелли (полагают, что это псевдоним Дени Дидро) в 1755 г. в Амстердаме выпустил книгу "Кодекс природы", в которой писал, что "основная причина всех их (людей. – О. С.) зол – собственность". Морелли предложил, по его терминологии "Основные и священные законы, которые уничтожили бы в корне пороки и несчастья общества". Эти его законы содержат и развернутую систему правовой и социальной профилактики не только преступности, но и аморальности . Он предлагал назначать и исполнять следующим образом уголовное наказание. "Всякий гражданин, без различия ранга и достоинства, хотя бы это даже был глава нации, который окажется – страшно подумать! – настолько извращенным, что лишит жизни или смертельно ранит кого-нибудь, или же попытается посредством интриги либо иным путем уничтожить священные законы с целью ввести проклятую собственность, – будет судим Верховным сенатом и, по признании виновным, заключен на всю жизнь, как буйный помешанный и враг человечества в построенную на кладбище пещеру" . При этом его лишат гражданства, родные от него отрекутся. Примерно подобное наблюдалось в период культа личности И. В. Сталина (Джугашвили).

Гракх Бабеф (1760–1797) вслед за ними восклицает: "Сколько преступлений можно поставить в упрек крупной собственности!" .

Таким образом, человечество в своих теологическо-религиоведческих, философских, политологических изысканиях с древнейших лет до наших дней интересовалось проблемой преступности и преступного поведения, их источников, средств воздействия на них и предлагало ряд интересных уголовно-политических, криминологических идей, не утративших своей актуальности и сегодня.

Второй этап создание цельных криминологических теорий. Криминология еще не сформировалась как наука, еще не были проведены эмпирические исследования заключенных в тюрьмах, статистические изыскания преступности, но ряд ученых уже в то время пытались создать цельную криминологическую концепцию. Учеными, впервые сформировавшими именно криминологическую теорию, считают Шарля Луи Монтескьё (1689–1755) (его трактат "О духе законов") и Чезаре Беккариа (1738–1794) (его первый цельный уголовно-политический труд "О преступлениях и наказаниях", о котором русский ученый (представитель социологического направления в криминологии и уголовной политике) С. К. Гогель сказал: "...к тому же оно так невелико, что прочтение его для каждого юриста, имеющего претензию быть образованным, совершенно обязательно" ).

Ш. Монтескьё сформулировал основной тезис правовой и общесоциальной профилактики: "Законодатель будет менее заботиться о наказаниях за преступления, чем о предупреждении преступлений, он постарается не столько карать, сколько улучшать нравы" . И далее он продолжает анализ удивительных метаморфоз уголовных наказаний, применявшихся человечеством: "В умеренных правлениях хорошему законодателю все может послужить наказанию. Не удивительно ли, что в Спарте одно из главных наказаний состояло в запрещении ссужать свою жену другому, получать в ссуду чужую жену и в необходимости видеть у себя дома только девственниц? Одним словом все, что закон назовет наказанием, и будет действительно наказанием" и т.д. Кроме того, он считал, что преступления и наказания относительны, поскольку они всегда являются функциями общественно-исторических отношений .

Ч. Беккариа в своем произведении "О преступлениях и наказаниях" писал: "Чем скорее следует наказание за преступлением, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее" или "Наказание должно по возможности быть сходным с самой приро-

Рис. 2.1.

дой преступления"

1. Гобарева Я.Л. Технология экономических расчетов средствами MS EXCEL: учебное пособие / Я.Л.Гобарева, О.Ю.Городецкая, А.В.Золотарюк. – М.: КНОРУС, 2006. – 344 с.

Понятие предмета криминологии и его основные элементы.

Назвавание предмета появилось в 1884 с подачи Рафаэло Гарафало.

Криминология: преступность, преступник, репрессия.

Включает 5 элементов:

1) преступность – юридический и социальный аспект. Преступность вообще (в мире, государстве) и отдельные виды и категории преступлений, индивидуальное преступное поведение.

2) личность преступника.

Криминогенный тип личности – лицо наделённое признаками повышающими вероятность совершения преступления.

3) причины преступности (детерминация) всеобщая обусловленность явления (когда совокупность всех факторов порождает преступность).

4) предупреждение преступности

5) виктимология – наука о жертве преступления.

Основные этапы развития криминологии как самостоятельной науки.

I этап развития криминологии – классический.

Середина 18 века по двадцатые годы 19 века. Классическая школа уголовного права. Идея удержать людей от совершения преступления с помощью закона.

Сторонники: Бекария, Бентан, Говард, Феербах.

Бекария «о преступлениях и наказаниях» – 1764год.

Принципы:

1) Предупреждение должно главенствовать над наказанием

2) ясность и простота закона, всемерная защита (закон должен быть стабильным)

3) соразмерность преступления

4) цель не в истезании, а в предотвращении возможности совершения виновным нового преступления и в удержании от того же других.

5) чем скорее наказание следует за преступлением, тем оно справедливее и полезнее.

6) уверенность в неизбежном умеренном наказании, эффективнее страха перед жестоким, но сопровождаемым надеждой на безнаказанность.

7) смертная казнь не полезна, так как подаёт пример жестокости

8) судья не может толковать закон. Нет ничего страшнее чем руководствоваться духом закона.

Бентан: соразмерность преступления и наказания.

Принципы назначения наказания:

1) зло наказания должно превосходить выгоду преступления

2) чем менее неминуемо наказание – тем более строгим оно должно быть.

3) чем важнее преступление – тем строже наказание.

4) одинаковое наказание за одинаковое преступление не должно накладываться на всех преступников.

Говорд: работа «состояние тюрем в Англии и Уэлсе» 1777 года. Выдвинул идею о необходимости раздельного содержание мужчин и женщин.

Феербах: первый выделил в самостоятельной отрасли знаний философию наказательного права, криминальную психологию и уголовную политику.

Теория психического устрашения.

II этап развития – Позитивистский этап.

Начался с первых статистических исследований преступности.

Бельгиец Кетле провёл исследования.

Из года в год совершается одно и тоже число убийств. Свободной воли нет.

Существует явление общественной жизни – преступность .

Бороться нужно не с преступлением а с преступностью.

III этап Современный. 20-е годы 20 века.

Особенности:

детерминизм – всеобщая обусловленность явления.

Стратификация.

Прикладной характер криминологических исследований.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ КРИМИНОЛОГИИ

Лекция – 2 часа.

План лекции

Введение

1. Основные этапы развития криминологии.

2. Предмет, задачи и функции криминологии.

3. Методы криминологии.

4. Взаимосвязь криминологии с другими отраслями научного знания.

5. Основные зарубежные криминологические теории.

Клейменов М.П. Криминология: учебник. М., 2008.

Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. – 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

Кузнецова Н.Ф. Лекция по теме: «Понятие, предмет, система криминологии» // Российский криминологический взгляд. 2006. № 4.

Введение

Правовые науки, такие, как уголовное право, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и другие разработали инструменты понимания преступления, сформулировали виды преступлений, свели их в уголовные кодексы, определили формы и методы, процессуальный порядок борьбы с преступлениями на различных ее стадиях, установили правила обращения с преступниками. Но при всем этом, ни одна из названных наук не охватила (да и не могла охватить в силу своей специфики) проблему преступности в целом. Однако их развитие подвело к возникновению специальной науки, которая изучает преступность как явление, существующее в обществе, связанное (и обусловленное) с другими социальными явлениями, имеющее свои закономерности возникновения, существования и развития, требующее специфических и многообразных форм борьбы с ним. Такой наукой стала криминология.

Вопрос 1. Основные этапы развития криминологии

Идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей древности (Платон, Аристотель), эпох Возрождения (М. Лютер, Дж. Локк), Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч. Ломброзо, Ж. Кетле и др.).

В достаточно систематизированном виде о преступном поведении и борьбе с ним писал итальянец Чезаре Беккариа в книге «О преступлениях и наказаниях», которая была издана в 1761 году.

Считается, что впервые в науку слово «криминология» ввел в 1879 году ученый Топинард.

Итальянец Рафаэль Горофало в 1885 г. выпустил в свет книгу с таким названием.

Представители классических криминологических школ (Беккариа, Горвард, Лонге и др.) уже в XVIII-XIX вв. решительно отвергли теологическое понимание преступности, как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление – следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. В то же время представители классических теорий при переоценке возможностей уголовного наказания недостаточно внимания уделяли личности преступника.


Пробелы классической школы в изучении личности преступника дали определенный толчок к развитию антропологического направления, первым представителем которого стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо. По его мнению, преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые физиологические, психологические и даже анатомические свойства.

Близки к идеям Ломброзо оказались и концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Лонге).

Почти одновременно с биологическим направлением возникла социологическая школа криминологии, основоположником которой является Ж. Кетле со своей теорией факторов.

Основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года).

Последователи Ж. Кетле расширили количество факторов (до 170-200), влияющих на преступность, включив в их число урбанизацию, индустриализацию, массовую фрустрацию, этнопсихологическую несовместимость и др.

Социологическое направление включает также теорию научно-технической революции как комплексной причины преступности; демографическую теорию; теорию уголовно-статистического регулирования уровня преступности; экономическую теорию роста преступности; теорию возможностей; теорию лишений.

В целом же заслуги представителей социологического направления криминологических теорий бесспорны. Их труды явились крупным шагом вперед в познании преступности, ее особенностей, детерминантов и применяемых для борьбы с ней предупредительных мер.

Отечественная криминология в своем развитии не только воспринимала многие идеи представителей различных школ, но и внесла свой вклад в исследования проблем преступности.

В XVIII веке известный общественный деятель России А.Н. Радищев предложил конструктивную методику статистического наблюдения преступности и ее причин.

В начале XIX века глубокое исследование убийств и самоубийств на основе уголовной статистики провел К.Ф. Герман.

Известные юристы И.Я. Фойницкий и Г.Н. Тарновский, в тесной связи с уголовно-правовой проблематикой рассматривали преступность как социального явления, имеющего объективные причины.

Поддерживая в целом антропологическое направление причин преступности, Д.А. Дриль в то же время отмечал влияние на совершение преступлений наряду с особенностями психофизической природы человека и внешних воздействий на него.

После 1917 г. в условиях советского государства М.Н. Гернет, А.А. Жижиленко, С.В. Познышев и др. продолжали исследования в области анализа социальных, экономических факторов преступности, влияния на нее физической конституции личности, возрастных особенностей, здоровья, наследственности преступников.

Однако с середины 30-х до начала 60-х гг. криминологические исследования в стране были свернуты, как считалось по причине отсутствия объективно присущих социалистическому обществу детерминант преступности. В результате криминология как учебная дисциплина была изъята из программ подготовки юристов высшей квалификации.

Только в начале 60-х гг. появились первые за многие годы публикации по проблемам криминологии ученых-юристов (А.А. Герцензон, В.Н. Кудрявцев,
А.Б. Сахаров, Б.С. Утевский, С.С. Остроумов, Н.Ф. Кузнецова, И.И. Карпец и др.).

В 1963 г. был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (ныне – НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации).

С 1964 г. криминология снова стала преподаваться в юридических вузах страны, начали издаваться учебники и учебные пособия, проводиться глубокие научные исследования.

В 1995 году создана Российская криминологическая ассоциация, объединяющей подавляющее большинство криминологов страны (Долгова А.И).

Современная российская криминология активно развивается с учетом реалий общества, вносит весомый вклад в реализацию государственной политики борьбы с преступностью, предупреждения отдельных видов преступлений.

Русский криминалист М.П. Чубинский возражал Р. Гарофало, поскольку с этой точки одинаково нуждающимися окажутся и бедняк, у которого мало пищи и одежды, и богач, которому его доходов не хватает на шампанское, рысаков и гаванские сигары. Но дело ведь не в содержании «нехватки», а в самом ее факте. Если голод может подтолкнуть бедняка к краже колбасы из магазина, то желание заиметь рысаков заставляет богача подделывать векселя , уклоняться от уплаты налогов и т.д. Поэтому рост благосостояния сам по себе ведет не к снижению преступности, а к изменению ее форм: если раньше крали галоши и часы, то теперь — компьютеры и музыкальные центры.

Если XIX в. был веком преступности бедных, «синих воротничков», как выражаются американские криминологи, то XX в. породил новый феномен — невиданный рост «беловоротничковой» преступности (этот термин ввел Э. Сатерленд), т.е. преступности представителей высших классов, людей состоятельных, уважаемых, «столпов общества». Позднее Э. Дюркгейм обратил внимание на то, что если биологические потребности имеют свои естественные пределы в свойствах самого организма, то социальные таковых не имеют, они ненасыщаемы, и рост материального благосостояния общества всегда отстает от роста потребностей своих членов.

Еще основоположники марксистской криминологии указывали на значение не самого по себе уровня удовлетворения потребностей, а степени различия в возможности их удовлетворения для разных людей. «Как бы ни был мал какой-нибудь дом, но, пока окружающие его дома точно так же малы, он удовлетворяет всем предъявляемым к жилищу общественным требованиям. Но если рядом с маленьким домиком вырастет дворец, то домик съеживается до размеров жалкой хижины».

Современные криминологические исследования территориальных различий преступности подтверждают, что социальная неудовлетворенность как криминогенный фактор обусловливается не абсолютным, а относительным значением уровня удовлетворения потребностей.

Состояние преступности коррелируется не с различием в уровне материальной обеспеченности разных социальных групп, а с размером, остротой этого различия.

Прямое использование в криминологических исследованиях данных официальной статистики без их дополнительного анализа не всегда оправданно. Это относится и к статистическим данным об уровне жизни и черте бедности. Повышение среднего уровня благосостояния еще не свидетельствует об уменьшении бедности как таковой: количество бедных может даже увеличиться за счет увеличения разрыва в доходах между богатыми и бедными. Кроме того, бедность как таковую (как криминогенный фактор) характеризует не только ее распространенность (количество бедных), но и глубина (бедность в богатых и бедных странах — не одно и то же) и интенсивность (количество не просто бедных, а самых бедных).

В криминологических исследованиях должна учитываться не только абсолютная бедность (уровень доходов ниже некоторого определенного минимума). Если люди (группы людей) считают свой уровень жизни существенно и неоправданно более низким, чем у других, или ниже, чем свой уровень жизни в прошлом, то такие люди (и целые группы) будут чувствовать и вести себя как находящиеся в ситуации бедности независимо от абсолютной величины их доходов. Это относительная бедность.

Г. Тард первым обратил внимание на такие каналы опосредованного социального влияния, как религия, мода, традиции, значение которых было осознано криминологами только после изучения работ Дюркгейма. Тард ввел в криминологический оборот и такой социально-психологический феномен, как подражание. В работе «Законы подражания» (1890) он отмечал, что социальный организм является по своему существу подражательным, и подражание в обществе играет роль, аналогичную наследственности в живом организме.

Эта идея впоследствии легла в основу теории дифференцированной связи Э. Сатерленда.

Таким образом, с Тарда началось сближение социологического и антропологического подходов, в область криминологических исследований было вовлечено недостающее звено — социокультурные феномены как продукты групповой социальной деятельности людей.

Решающий вклад в это внес, несомненно, выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858—1917). Для него социальные явления также объективны, как и природные, и их можно изучать научными методами. Социальные явления должны изучаться как вещи , т.е. как внешние по отношению к индивиду реальности. К таким явлениям (или социальным фактам) относятся традиции, религия, мода, моральные нормы и т.д. Они объективны в том смысле, что индивид при появлении на свет застает их уже в готовом виде, они существуют независимо от его индивидуального сознания.

В работе «Самоубийство» (1897) Дюркгейм пришел к выводу о том, что источником самоубийств и преступлений является ослабление социальной сплоченности, солидарности между людьми, т.е. социальная дезорганизация. Состояние общества, которое характеризуется отсутствием социальной сплоченности или резким ее ослаблением, Дюркгейм обозначил термином «аномия» (безнормативность).

Аномия как важнейший социальный факт свидетельствует о том, что общество перестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить в ценности общества и по этой причине оказались дезориентированными, не способными понять, «что такое хорошо, а что такое плохо». Аномия определяет состояние многих социальных процессов, в том числе преступности.

Для Дюркгейма аномия также связана с коллизией потребностей и средств их удовлетворения. При нормальном состоянии общества существует определенное равновесие между потребностями (их границами) и степенью их удовлетворения. И если биологические потребности находят ограничение в свойствах самого организма, то границы социальных потребностей могут быть только социальными.

Таким регулирующим, ограничительным началом для индивида является общество, но не всякое общество, а обладающее моральным авторитетом. Когда же общество теряет моральную власть над своими членами, способность регулирования и ограничения ненасытных потребностей индивидов, наступает дезорганизация, хаос, аномия.

Состояние аномии вызывает такой рост преступности, что его следует признать ненормальным. Но ненормальным является слишком высокий уровень преступности, а не само ее существование.

Как и Ломброзо, преступность Дюркгейм рассматривал как естественное явление, но, в отличие от него, считал преступность не патологическим, а нормальным явлением, неотъемлемой частью любого здорового общества. Так же, как и Кетле, Дюркгейм придавал большое значение такому свойству преступности, как устойчивость, но в своих выводах пошел значительно дальше. Преступность существует во всех обществах всех типов. Нет другого феномена, который обладал бы столь бесспорными признаками нормального явления, ибо преступность тесно связана с условиями жизни любого общества. Человеку не нравится боль точно так же, как обществу не нравится преступность, и все же боль — функция нормальной физиологии.

Но если какое-то явление устойчиво и постоянно, если оно присуще любому обществу, то в соответствии с концепцией структурно- функционального анализа (одним из основоположников которого был Дюркгейм) оно должно выполнять определенную социальную функцию, функциональное объяснение социального факта должно выявить значение этого факта для сохранения или развития того или иного социального института. Дюркгейм выявил эту функцию преступности, и надо сказать, что это был один из самых смелых его выводов.

Социальная функция преступности, по Дюркгейму, — эволюционная.

Уровень преступности может служить индикатором уровня социального развития. Развитие — это отклонение от установленных норм и правил. Общество должно давать свободу для возникновения отклонений, но свобода неделима: она предоставляет возможность возникновения как положительных, так и отрицательных отклонений.

Если общество не дает такой свободы своим членам (традиционные общества, тоталитарные режимы), то уровень преступности снижается, но при этом замедляется и развитие общества.

Ненормальным является как слишком высокий уровень преступности (аномия), так и слишком низкий (стагнация, застой). С этой точки зрения объяснимо, почему уровень преступности в социалистических странах был много меньше, чем в капиталистических. За свободу и демократию приходится платить, в том числе ростом преступности.

Преступность является не только индикатором общественного развития, она может выступать в роли непосредственно эволюционного фактора, способствующего прогрессивному развитию. Нередко преступления (преступление Сократа в античности, преступления еретиков в Средние века) подготавливают почву для становления новых форм морали (веротерпимость, свобода совести) и права . Если нарушение какого-нибудь уголовно-правового запрета приобретает массовый характер, это дает повод задуматься: а соответствует ли этот запрет изменившимся общественным потребностям, не становится ли он тормозом для социального развития?

Если довести концепции антропологов и социологов до логического конца, то в первом случае мы имеем «преступного человека» (Ч. Ломброзо), во втором — «преступное общество» (Э. Шур). Антропологическая и социологическая школы сложились в период становления криминологии как науки, но и на более поздних этапах, в новых криминологических концепциях и теориях всегда можно обнаружить проявление этих подходов к изучаемым объектам.

Таким образом, в криминологии изначально сложились два разных подхода к изучению феномена преступности. Они различались философскими основаниями (социальный и антропологический детерминизм), объектами (общество и человек), методами (статистические и антропометрические), предметами исследования (преступность как социальное явление и личность преступника), характером рекомендуемых мер предупреждения (социальные реформы и лечение преступников). Но при всех различиях их нельзя считать абсолютно несовместимыми. И социологическое, и антропологическое направления характеризуются методологическим единством, поскольку оба основывались на «теории факторов». И как Кетле признавал значимость антропологического фактора, так и Ломброзо (не говоря уже о Ферри) не было чуждо социальное реформаторство.

Этапы развития отечественной криминологии

Как правило, в учебниках описание отечественной криминологии начинается с 1917 г. Тем самым ставится знак равенства между «советским» и «отечественным». При этом неоправданно предается забвению дореволюционный опыт в развитии отечественной криминологии, игнорируется вклад дореволюционных криминологов (которые называли себя криминалистами) в развитие отечественной криминологической мысли.

Становление криминологических исследований в России в конце XIX в. связано с кризисом классической школы уголовного права и возникновением социологической школы. Хотя еще в 1823 г. академик К.Ф. Герман на заседании Академии наук прочитал доклад «Изыскание о числе самоубийств и убийств в России в 1819—1820 гг.». Но такого рода исследования властью были признаны политически вредными.

Представители новой школы — М.В. Духовской, И.Я. Фойницкий, М.Н. Гернет, Е.Н. Тарновский, М.П. Чубинский — подвергли критике классическую школу уголовного права за то, что она ограничивается изучением юридических конструкций, и провозгласили главной задачей уголовного права изучение зависимостей между социальной средой и преступностью .

Поскольку первыми русскими криминологами были представители социологической школы уголовного права, то в русской криминологии господствовало социологическое направление, ломброзианство практически не имело влияния. В объяснении причин преступности господствовала теория факторов. Об этом говорят даже названия работ: «Учение о факторах преступности» (Х.М. Чарыхов, 1906 г.), «Влияние времени года на распределение преступлений » (И.Я. Фойницкий, 1898 г.), «Влияние хлебных цен и урожаев на движение преступлений против собственности в России» (Е.Н. Тарновский, 1898 г.). Большое внимание в исследованиях уделялось статистике . Показатели преступности в разных губерниях сравнивались с ценами на зерно, распространенностью пьянства, бродяжничества и т.д., и отсюда выводились факторы преступности.

Так же как и их западные коллеги, отечественные криминологи считали главными причинами преступности тяжелое материальное положение и невежество масс, но дополняли перечень и российской спецификой — пьянством. В российской криминологии более, чем в западной, придавалось значение экономическим факторам и социальному неравенству.

Российские криминологи более реалистично смотрели на перспективу искоренения преступности. Они призывали к проведению социальных реформ, но полагали, что это может ослабить зло, но не ликвидировать его полностью: во-первых, есть пределы улучшения социального строя, во-вторых, социальные реформы могут лишь косвенно влиять на антропологические и физические факторы.

Русские криминологи активно сотрудничали со своими зарубежными коллегами: в 1897 г. была создана Русская группа Международного союза криминалистов (руководитель И.Я. Фойницкий).

В тот период уровень развития отечественной криминологии вполне соответствовал общеевропейскому.

После октябрьского переворота 1917 г. ситуация кардинально изменилась, отечественная криминология начинает свой новый этап как бы с чистого листа. Преобладающим становится влияние идей ломброзианства и «социальной защиты». Этот крутой поворот можно объяснить следующими обстоятельствами. В первую очередь, желанием «отречься от старого мира». А «старый мир» стоял на социологических позициях. Дореволюционные криминологи «левого» направления (М.М. Исаев, М.Н. Гернет, Х.М. Чарыхов) приняли революцию и заложили основы советской криминологии. Они подвергли беспощадной критике своих бывших товарищей за буржуазно- либеральный уклон.

Ученые желали соответствовать идеологии. Идеология провозглашала, что с уничтожением эксплуататорского строя и эксплуататорских классов должна исчезнуть и преступность. Получалось, что если при социализме нет социальных корней преступности, а преступность есть, то ее причины следует искать в личности , в «родимых пятнах» капитализма.

Сотрудники новых советских криминологических учреждений были в большинстве медиками, а не юристами, как криминологи дореволюционной школы, им профессионально ближе было изучение личности.

После октября 1917 г. стали создаваться кабинеты и клиники по изучению преступности и преступника. В 1922 г. в г. Саратове был создан Кабинет криминальной антропологии и судебномедицинской экспертизы с тремя секциями: 1) изучение преступности и преступника; 2) воспитательное воздействие на заключенных; 3) производство экспертиз. В 1923 г. был создан Московский кабинет по изучению личности преступника и преступности (характерно, что работал он при Мосздравотделе). В дальнейшем стали создаваться криминологические кабинеты по всей стране (Киев, Харьков, Ленинград, Ростов, Баку, Тифлис).

В 1925 г. при НКВД был образован Государственный институт по изучению преступности и преступника, директором которого был назначен начальник Главного управления местами заключения НКВД Е.Г. Ширвиндт. В институт входило четыре секции: 1) социально-экономическая; 2) пенитенциарная; 3) биопсихологическая; 4) криминалистическая, а также статистическое бюро. Задача института состояла в координации и проведении криминологических исследований в стране и оказании научно-методической помощи криминологическим кабинетам в других городах, которые были преобразованы в его филиалы.

В 1920-х гг. вышли в свет работы М.Н. Гернета «Моральная статистика» (1922), «Преступный мир Москвы» (1928), издавались сборники «Проблемы преступности», «Преступник и преступность», «Современная преступность». Криминологами были собраны весьма ценные материалы. Но в начале 1930-х гг. по обвинению в «идеологических извращениях» и «протаскивании буржуазных теорий» криминология подверглась гонениям.

Старт кампании дискредитации положила статья С. Булатова «Возрождение Ломброзо в советской криминологии» (1929). В 1931 г.

Государственный институт по изучению преступности и преступника был реорганизован в Институт уголовной и исправительнотрудовой политики, который, в свою очередь, в 1936 г. преобразован во Всесоюзный институт юридических наук. Криминологические исследования были свернуты, криминологические кабинеты на местах ликвидированы, криминология изъята из программ юридических вузов. В ЦСУ ликвидировали отдел моральной статистики.

Статистика преступлений была переведена в разряд государственной тайны .

Следующий этап развития отечественной криминологии, а точнее — возрождение криминологических исследований в стране, начался во второй половине 1950-х гг. В выступлениях А.А. Герцензона, В.Н. Кудрявцева, А.С. Шляпочникова ставился вопрос о необходимости возобновления криминологических исследований.

К этому времени были «реабилитированы» социология, генетика, кибернетика. В 1963 г. Институт криминалистики Прокуратуры СССР был преобразован во Всесоюзный институт по изучению причин преступности и разработке мер предупреждения преступности, его первый директор — И.И. Карпец. В настоящее время это Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

После принятия постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки…» (1964 г.) криминология включается в программы юридических вузов. В 1966 г. вышел первый учебник по криминологии.

Были изданы монографии А.Б. Сахарова «О личности преступника и причинах преступности в СССР» (1961); А.А. Герцензона «Введение в криминологию» (1965) и «Уголовное право и социология» (1970); В.Н. Кудрявцева «Причинность в криминологии» (1968) и «Причины правонарушений » (1976); И.И. Карпеца «Проблемы преступности» (1969) и «Современные проблемы уголовного права и криминологии» (1976); Н.Ф. Кузнецовой «Преступление и преступность» (1969); А.М. Яковлева «Преступность и социальная психология» (1970). В 1960-х гг. стали разрабатываться проблемы виктимологии (П.С. Дагель, Д.В. Ривман, В.Я. Рыбальская, Л.В. Франк). В 1984 г. группа ведущих криминологов (И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.Б. Сахаров, А.М. Яковлев) за создание основ советской криминологии стали лауреатами Государственной премии СССР.

Была создана Криминологическая ассоциация (президент — А.И. Долгова), которая способствовала развитию и практическому применению криминологических знаний. Ассоциация организует семинары и конференции, издает специальную литературу, участвует в криминологической экспертизе законопроектов, поддерживает связи с зарубежными учеными и международными организациями.

В 1985—1986 гг. вышел первый «Курс советской криминологии» в двух томах (т. 1 «Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник»; т. 2 «Предупреждение преступности»), который подвел итог этого этапа отечественной криминологии.

В 1990-х гг. начинается новый этап в развитии отечественной криминологии. Коренные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в России, не могли не сказаться на состоянии криминологических исследований. Необходимо было переосмыслить методологические основы науки, поновому взглянуть на истоки преступности и перспективы ее искоренения, приступить к изучению новых видов преступности (организованной, экологической и т.д.). В короткий срок при активном участии криминологов подготовлены проекты законов , без которых немыслима борьба с современной преступностью: «О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с коррупцией», «Об ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов ». В Уголовном кодексе 1996 г. нашли отражение многие идеи, разрабатывавшиеся криминологами, — о преступном сообществе (ст. 35), об уменьшенной (ограниченной) вменяемости (ст. 22) и др.

По инициативе криминологов в настоящее время регулярно разрабатываются общефедеральные и региональные программы борьбы с преступностью. Криминологические исследования стали приобретать все большую практическую направленность

Более тесными и плодотворными стали международные контакты российских криминологов. Свидетельством возросшего авторитета отечественной криминологии стало проведение в России международных конференций и симпозиумов по проблемам преступности и защите жертв преступлений.

Похожие публикации