Фрегат штандарт петра 1 история создания. Императорская яхта «Штандарт» (ДеАгостини)

Тип парусного вооружения Фрегат Организация Балтийский флот Изготовитель Олонецкая верфь Автор корабельного чертежа Выбе Геренс Строительство начато 24 апреля 1703 года Спущен на воду 22 августа 1703 года Введен в эксплуатацию 8 сентября 1703 года Основные характеристики Водоизмещение 220 тонн Длина по гондеку 27,5 метра Ширина по мидельшпангоуту 7,3 метров Осадка 2,7 метра Двигатели Паруса Экипаж 120 чел. Вооружение Общее число орудий 28 орудий (8-,6-, и 3-ф)

Фрега́т «Штанда́рт» - первый корабль Балтийского флота , был заложен по указу Петра I и приказу губернатора А. Д. Меншикова 24 апреля 1703 года на Олонецкой верфи , проектировался голландским кораблестроителем Выбе Геренсом .

Характеристика корабля

«Штандарт» совмещает две кораблестроительные школы - голландскую и английскую. Шпангоуты широкой, почти прямоугольной формы, днище плоское, уменьшенная осадка , высокий такелаж английского образца.

Имя «Штандарт» давалось кораблям русского флота до 1917 года - последним из них была императорская яхта .

Однако корпус корабля был настолько ветхим, что при попытке поднять его тросами он был буквально перерезан на части. В 1730 году фрегат был разобран.

Командиры

Командирами фрегата служили :

  1. 1704 - П. Грей
  2. 1705 - Я. Деланг
  3. 1706-1707 - Ф. Вилимовский
  4. 1708-1709 - С. Шхон
  5. 1712 - Г. Вессель
  6. 1713 - Б. Эдвард

Воссоздание фрегата

Реплика «Штандарта».

Экипаж «Штандарта» составляют волонтёры, обученные и подготовленные перед началом каждого плавания.

«Штандарт» активно принимает участие в международных морских регатах, фестивалях, киносъёмках. С 2004 года «Штандарт» участвовал в съёмках фильмов «Слуга государев », «Записки экспедитора Тайной канцелярии », «Новая Земля» и др.

Юридические коллизии

В июне 2009 года «Штандарт» был предъявлен инспекторам Российского речного регистра в доке. В ходе докового осмотра инспекторами регистра был выявлен ряд «существенных» несоответствий установленным требованиям. Для восстановления судна на классификационном учёте Российский речной регистр 18 июня 2009 года предъявил судовладельцу требования об устранении до выхода в рейс всех имеющихся на «Штандарте» несоответствий правилам Регистра.

Судовладелец, некоммерческое партнерство «Проект „Штандарт“», считая предъявленные требования в принципе невыполнимыми с учётом исторической конструкции судна, принял решение о прекращении эксплуатации судна в водах РФ до урегулирования вопросов российского законодательства по историческим и традиционным судам.

С 2009 года «Штандарт» осуществляет учебно-тренировочные плавания в водах европейских стран. Судно прошло проверку на соответствия нормам безопасности немецкой морской администрации BG Verkehr, имеет сертификат Голландского регистра исторических и парусных судов Register Holland . 15 июня 2010 года «Штандарт» обратился в Российский морской регистр с запросом о проведении освидетельствования судна как спортивного парусного по вновь утверждённым правилам .

По состоянию на 7 апреля 2012 года рассмотрение документов не завершено. «Штандарт» вынужден оставаться за пределами территориальных вод Российской Федерации.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Фрегат «Штандарт». Россия, Санкт-Петербург - Морской клуб. Ежемесячный историко-культурный морской альманах. Сентябрь "99 № 7 (27) Музей под парусами.
  • Постановление 13-го Арбитражного Аппеляционного суда об отмене незаконно вынесенного решения ГИМС МЧС РФ о снятии судна "Штандарт" с учета

В истории любого флота есть корабли-символы, играющие чрезвычайно важную психологическую роль. Балтийский флот — не исключение. Парусники-красавцы «Ингерманланд» и «Полтава» навеки останутся в памяти потомков. Но даже в этом блистательном ряду особенно выделяется корабль-первенец — фрегат Штандарт , построенный для новосозданного Балтфлота Петром I. Неудивительно, что яхтсмен и судостроитель Владимир Мартусь решил воссоздать именно этот корабль — заново строился не просто парусник, но один из первых боевых кораблей славного Балтийского флота.

«Штандарт» Петра Великого

Первый “Штандарт” был построен в 1703 году и стал первым линейным кораблем балтийского флота. Особенность фрегата в том, что он сочетал в себе две школы судостроения — английскую и голландскую. Голландцы в судостроении больше полагались на опыт и мастерство инженеров, а те частенько многие детали отмеряли «на глазок». Царь, после поездки туда справедливо рассудил, что такой подход не самый надежный и предпринял визит на Туманный Альбион. Англичане к кораблестроительству относились с большей долей педантизма и старались документировать все.

Автором проекта 28-пушечного Штандарта был сам Петр І. После поездки в Нидерланды и Англию, он сам спроектировал корабль, совместив конструкторские особенности парусников обеих европейских стран и добавив свой талант кораблестроителя. Работами над Штандартом на Олонецкой верфи руководил голландец Геренс.

Название корабля символообразующее — к тому времени император утвердил новый флаг, который представлял из себя двуглавого орла, держащего в своих клювах и лапах карты Азовского, Каспийского, Белого и недавно приобретенного Балтийского морей. Это ознаменовало присоединение России к морским державам, подчеркивая при этом, что выход к четырём стратегически важным морям уже имеется. Фрегат, строившийся с 24 апреля по 22 августа 1703 г., стал сильнейшей боевой единицей флота и заслуженной гордостью царя.

Через две недели после спуска на воду, 8 сентября 1703 года, фрегат под штандартом отправляется к новому городу Санкт-Петербург.

Судьба корабля сложилась вполне удачно. Уже в 1705 г. Штандарт участвовал в отражении атаки шведов на остров Котлин. Да и вообще в гавани не застаивался — в период 1705-1709 гг. фрегат регулярно крейсировал недалеко от Санкт-Петербурга, защищая его от атак врага. Но уже в 1709 дали о себе знать сверхскороткие сроки постройки — корабль обветшал и пришел в негодность. Тогда Штандарт отправили на тимберовку — капитальный ремонт. Вновь на воду его спустили в 1711 г. Еще три года корабль был в строю, ходил по Балтике в составе эскадр, но с 1714 г. уже не выходил в море.

В 1725 году фрегат вытащили на берег, собираясь сохранить для потомков, но корпус Штандарта обветшал настолько, что его не смогли даже поднять. Через 5 лет корабль разобрали, оставив однако завет «В память его имени, которое Его Величеством Петром I было дано, заложить и сделать новый». Пока на троне оставалась царская династия, в составе флота находились корабли с названием Штандарт, последним из которых стала царская яхта Николая ІІ.

К счастью, традиция нашла свое продолжение и в 21 веке — фрегат Штандарт, почти такой же как и 300 лет назад, бороздит просторы Балтики.

Амбициозный проект

Препятствием для начала строительства нового Штандарта стало отсутствие архивных чертежей корабля — те, что делал царь Петр, не сохранились. К счастью, в 1988 году историк Виктор Крайнюков по заказу Эрмитажа изучил сохранившиеся документы и смог собрать максимально точную и полную информацию о Штандарте. Именно эти данные были использованы при строительстве фрегата-реплики.

4 ноября 1994 года в Петербурге на верфи клуба Штандарт в Орловском парке был заложен киль — основа, своеобразный “хребет” парусника. 8 апреля следующего года установили первый шпангоут — поперечную балку, а в течение года подготовили и установили еще 44.

Судостроители работали во многом на энтузиазме, профессионалов было мало — много совсем юных парней и девушек, узнав о строительстве парусника, приходили помогать. И справлялись! Без тяжелой техники, используя только свои силы и искренний интерес, они валили деревья, распиливали их на бревна, из которых делали шпангоуты. Не обошлось тут, конечно, без грамотного руководства и глубоких знаний — к тому времени Владими Мартусь уже участвовал в постройке парусной шхуны «св. Петр» и под его началом работа плавно двигалась в нужном направлении.

В апреле 1996 был готов остов фрегата — его “скелет”. Строители приступили к обшивке корпуса, установке мачт и прочим работам, которые, однако, не были завершающими. Несмотря на то, что на воду корабль спустили 4 сентября 1999 года, еще целый год Штандарт продолжали достраивать. В первую очередь нужно было завершить работу над внутренними помещениями и украшениями.

Мартусь разработал максимально удобную и одновременно исторически достоверную конструкцию фрегата. Выше пушечной палубы строители детально воссоздали Штандарт начала 18 века — палуба, штурвал с рулевым устройством, паруса, такелаж.

Совсем немного вещей не на 100% соответствуют историческому прототипу — например, канаты, они синтетические и намного более устойчивые к износу, хотя выглядят как изготовленные из натуральных волокон. Пушки на ”Штандарте” не литые, их всего 5 вместо 28 — все это чтобы не отяжелеть корабль. Зато салютуют макеты пушек исправно, совсем как настоящие!

Все остальное делали по технологии — мачты из высоченных сосен, найденных в Ленинградской области. Обшивку бортов делали из лиственницы — особого корабельного дерева, устойчивого к воздействию воды. На вырубку этих деревьев пришлось просить специальное разрешение в профильном министерстве. К декору фрегата Штандарт подошли особо скрупулезно, долго изучали архивные данные, чтобы корабль выглядел максимально аутентично. Все резные фигуры изготовлены из мягкого дерева липы, как и в петровские времена.

Все что ниже орудийной палубы Штандарта — отдано под современные технологии и удобство экипажа. Вместо трюма, заполненного водой, порохом и ядрами, на паруснике поставили два двигателя, построили камбуз, кают-компанию и кубрики для команды.

«Штандарт» выходит в море!

В июне 2000 года копия Штандарта отправилась в Европу по маршруту Великого посольства Петра I, которое царь совершил когда обучался в Европе корабельному и артиллерийскому делу. До сегодняшнего момента фрегат посетил более 50 европейских портов. Регулярно совершаются плавания в акватории Балтийского и Северного морей, выходил “Штандарт” и в Атлантику.

Первоначальный экипаж корабля-реплики сформировался из тех ребят, что долгие 5 лет строили его в Питере. Но кроме неизменных членов команды, вроде капитана Владимира Мартуся, часто большинство составляют волонтеры — люди, готовые отдать время и силы прекрасному паруснику петровской эпохи. Да и поддерживают Штандарт во многих странах Европы — поистине, корабли штука интернациональная!

«В нашу гавань заходили корабли». На набережной Вобана в Сен-Мало пришвартовался очередной именитый гость! Знакомьтесь: фрегат «Штандарт». Точная копия боевого корабля, построенного под личным руководством Петра Первого в 1703 г. для обороны Санкт-Петербурга.

Этот действующий учебный парусник воссоздан в 1999 г. группой энтузиастов и любителей парусного спорта, знатоков морской истории и старых технологий судостроения. Это не просто корабль-музей; большую часть года фрегат проводит в навигации, регулярно участвует в морских фестивалях, регатах и ​​парусных гонках в Балтийском море и по всей Европе. Только во Франции он был уже замечен в таких мероприятиях, как и Armada de Rouen-2013. В 2017 г. мы любовались «Штандартом» на фестивале Les Grandes Voiles du Havre и во время его стоянки в Онфлёре.

Сегодня каждый желающий может не только подняться на его палубу, но и получить уникальный опыт в плавании на исторически “правильном” деревянном фрегате, став членом его добровольной команды.

Очередной длительный поход «Штандарта» составил 600 морских миль! 22 апреля судно вышло из Виго (Испания) и, сверившись с прогнозом погоды, проложило свой курс на север к берегам нашей полуостровной Бретани. Бискайский залив – Маяки – Мыс Финистер – Штормовой тренинг – Приливная зона – Аббатство Мон Сен-Мишель – вот коротко о событиях этого весеннего перехода. Ключевой момент завершившегося плавания: фрегат обогнул «Край земли» (мыс Фининстер по-нашему), финишировав в порту “Города корсаров” Сен-Мало. Особый интерес в походе по Ла-Маншу, со слов организаторов, представляет приливно-отливная зона, где амплитуда хождения воды по высоте достигает 12 метров…

Приезжайте к нам в Бретань подивиться на самые большие в Европе приливы-отливы. Подняться на палубу корабля – легко! Выход под парусом тоже возможен (опционально и сугубо добровольно))).

PS: И в завершение пару слов о «свежей» погоде от легендарного «Штандарта»: «Самый лучший шторм – это тот, которого удалось избежать» . Чего и вам желаем!

Фрегат «Штандарт» - первый корабль Балтийского флота, был заложен по указу Петра I и приказу губернатора А. Д. Меншикова 24 апреля 1703 года на Олонецкой верфи, проектировался голландским кораблестроитем Выбе Геренсом.

Сейчас, на современной и несколько отличающейся от оригинала копии фрегата, осуществляется программа «Проект Штандарт» (некоммерческая организация труда и досуга молодежи).

Характеристика корабля

«Штандарт» совмещает две кораблестроительные школы - голландскую и английскую. Шпангоуты широкой, почти прямоугольной формы, днище плоское, уменьшенная осадка, высокий такелаж английского образца.
«Штандарт» имеет 3 мачты, водоизмещение 220 тонн, длину 27,5 м по корпусу, 34,5 м общую, ширину 7,0 м, осадку 3,3 м, проектную скорость под парусами 10 - 11 узлов, под вспомогательными двигателями «Вольво Пента» до 10 узлов (двигателями оснащён современный «Штандарт»). Экипаж в 1703 году - 120 чел., в 1999 году - до 40 чел.

История фрегата

Название «Штандарт» было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Спущен на воду 22 августа 1703 года. В Санкт-Петербург фрегат вышел 8 сентября 1703 года.
Имя «Штандарт» давалось кораблям Русского Флота до 1917 года - последним из них была императорская яхта.

Реставрация

В 1711 году корабль был поставлен на тимберовку (ремонт с заменой части обшивки и шпангоутов) из-за применения сырого (невыдержанного) леса.

В 1727 году по приказу Екатерины I было решено вытащить «Штандарт» на сушу и провести реставрацию. Однако корпус корабля был повреждён настолько, что при попытке поднять корабль тросами он был буквально перерезан на части, и «Штандарт» вскоре был разобран.

Воссоздание фрегата

В 1994 году Владимир Мартусь с инициативной компанией взялся за строительство точной копии корабля. Планировка «Штандарта», разработанная Мартусем, предполагает разделение корабля на две зоны: историческую и современную - выше пушечной палубы историческая достоверность была сохранена: штурвал и рулевое устройство, всё декоративное убранство, все мачты, шпили, пушки, трапы и люки были сделаны с максимально возможным приближением к историческим. 4 сентября 1999 года «Штандарт» торжественно спущен на воду с верфи «Петровское Адмиралтейство».

В июне 2000 года «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства - тем городам и странам, которые посетил Пётр I, обучаясь корабельному ремеслу. На 14 сентября 2007 года фрегат «Штандарт» побывал уже в восьми летних плаваниях по Европе, посетил 23 порта в 6 странах Европы.

В 2009 году "Штандарт" прошел от Санкт-Петербурга до норвежского порта Киркенес, обогнув мыс Норд-Кап.

Интересные факты

Пётр I ходил в плавание на фрегате в должности капитана, взяв псевдоним Пётр Михайлов. На фрегате есть компас, висящий над столом, показания которого можно увидеть только лёжа.
Существует легенда, согласно которой этот компас висел над гамаком Петра I, и когда тот просыпался, он смотрел на компас, висящий над ним, чтобы проверить правильность курса. Пётр I принимал личное участие в строительстве «Штандарта». Возможно, именно поэтому корабль был построен в столь короткий срок - всего за 5 месяцев.


Фрегат «Штандарт» - это не обычный музей, а действующий парусник, точная копия настоящего корабля, построенного более трехсот лет назад по указу и при участии Петра I, который был записан в судовом журнале как капитан Петр Михайлов.

Имя парусника символично: как раз в 1703 году царь Петр изменил свой личный штандарт, добавив к изображенным на нем трем российским морям четвертое, Балтийское. Фрегат стал первым кораблем Балтийского флота и участвовал в морских сражениях со Швецией. В 1727 году Екатерина I повелела отреставрировать знаменитый парусник, но состояние его было столь плачевно, что сделать это не удалось. Тогда императрица издала новый указ - построить новый «Штандарт», но ее желанию было суждено исполниться лишь через триста лет.

В 1999 году на воду был спущен возрожденный фрегат, восстановленный силами питерских энтузиастов, музейных сотрудников, молодежи и судостроителей. В первое плавание пошло по пути Великого Посольства, совершенного когда-то Петром Великим в годы обучения его корабельному мастерству.

И сегодня фрегат бороздит воды морей и океанов, регулярно возвращаясь на зимовку в родной Санкт-Петербург. Зимует корабль в Круглом Ковше Галерной Гавани на Васильевском острове.

Отправится в плавание на «Штандарте» может каждый желающий, оставив заявку на официальном сайте проекта, правда, для этого нужно иметь загранпаспорт и соответствующие визы. Члены экипажа - волонтеры, которые проходят обучение морскому делу в процессе плавания и подчиняются корабельному распорядку. Стоимость такого путешествия колеблется от 200 до 600 € в зависимости от выбранного направления и порта, времени плавания (3-7 дней) и возраста членов команды.

Поскольку «Штандарт» находится в ведении негосударственной некоммерческой организации, то отправлять волонтеров в плавание бесплатно не представляется возможным.

Фрегат работает и как музей, экскурсии в котором проводят сами моряки, постоянные члены экипажа судна. Они рассказывают об истории парусника, о военных походах и сражениях, также посетителям предлагается к просмотру фильм о морских путешествиях и приключениях. Традиционное чаепитие завершает программу. Все экскурсии проводятся в зимнее время.

НП «Проект Штандарт» объединяет действующий парусник-музей, учебную мастерскую (верфь), а также всех активных молодых и не очень людей, которые не равнодушны к морю. Регулярно проводятся состязания по гребле на весельных шлюпках и гичках, тренировки на веслах и под парусом, морские походы в Финляндию, праздники и конкурсы, присоединиться к которым могут все желающие.

Стоимость билетов и часы работы:

К сожалению, на данный момент фрегат «Штандарт» находится в Голландии, где продолжает функционировать в качестве музея. На родину парусник вернется не раньше весны следующего, 2014 года. Согласно неофициальным источникам виной всему судебные издержки.

Похожие публикации