Исторические типы стратификации. Типы стратификационных систем

Кастовая система является формой социальной стратификации, при которой касты расположены в иерархическом порядке и отделены друг от друга в соответствии с правилами ритуальной чистоты. Низшие страты кастовой системы характеризуются понятием «неприкасаемые», поскольку они исключены из практики очищающих ри-туалов. В рамках такой иерархической системы каждая каста выступает как ритуально более чистая, нежели расположенная ниже ее. Кастовая система представляет собой пример социальной закрытости, когда доступ к бла-госостоянию и престижу оказывается закрытым для социальных групп, исключенных из очищающих ритуалов, причем такая ритуальная сегрегация подкрепляется правилами эндогамии. Для М. Вебера в его исследовании индийского общества каста служила важной иллюстрацией социального ранжирования в соответствии с престижем, составляя часть его более широкого интереса к группам париев. Если социальная закрытость каст служит их поддержанию, то начало они берут либо в процессе сегрегации этнических групп, либо в процессе профессиональной специализации; в обоих случаях каста регулирует доступ к рынку и социальному престижу в конкурентной борьбе между социальными группами.
Классическая форма кастовой стратификации существует в Индии на основе индуизма.
Система, которую усовершенствовали брахманы, покоилась на пяти основных элементах: четырех кастовых группах (варнах) и одной внекастовой - «неприкасаемых». Они занимают определенные места в иерархии ритуальной чистоты, проистекавшей от разрешенных только их членам образа жизни и рода занятий. Высшие касты - это брахманы и кшатрии, последние представляют светских и военных правителей, а также землевладельцев. Далее следуют касты торговцев (вайшьи) и работников, слуг, рабов (шудры). В самом низу стоят внекастовые или неприкасаемые, выполняющие самую грязную работу и считающиеся ритуально не чистыми. Варна составляет лишь са-
мую многочисленную группу системы, а в определении повседневных социальных действий больше значат ее подразделения, подкасты - джати (дословный перевод - «разновидность»). Каждая из джати имеет собственный социальный ранг и свод кастовых правил, разработанных для поддержания ритуальной исключительности группы посредством ограничения или запрещения браков, а также социальных и физических контактов за пределами границ касты. Кроме того, они ритуально регулируют трудовые обязанности и методы их выполнения. Правила подкрепляются светскими и духовными санкциями, исходящими от карательных полномочий властей касты, общественного мнения и индуистской религии.
Последняя связана с верой в перевоплощение. Положение личности внутри касты - награда либо наказание за верное или неверное соблюдение кастовых правил в предшествующих воплощениях души. Так как ранг внутри касты дастся от рождения и сохраняется в течение всего воплощения, то единственная надежда на достижение личностью более высокого ранга в следующем рождении связана с точным исполнением кастовых обязанностей. Это - мощный стимул приверженности правилам касты. В индуистском мировоззрении данную структуру духовного и социального управления подкрепляют два символа: дхарма - высший порядок всех природных и социальных вещей, включая социальное поведение и социальные отношения, соответствующие члену определенной касты, и карма - общая доктрина перевоплощения.
Именно отсюда Вебер вывел теорию порабощающего традиционализма индусских народов. Он также полагал, что кастовая система препятствовала развитию капитализма в Индии, по крайней мере, по трем причинам: подразделения системы не позволяли городским «средним клас-сам» связать права человека со свободой собственности, на чем покоится капитализм; разнообразие законов в каждой касте препятствовало появлению общей и «универсальной» законодательной системы, подходящей к капиталистическому развитию; ритуальные стереотипы о связанных с кастой трудовых обязанностей мешали мобильности рабочей силы и применению новых технологий.
Реальная действительность касты, однако, отличается от теоретических запретов.
Хотя в целом индийская кастовая система организована на основе четырех главных каст (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры), на местном, деревенском уровне существует значительное разнообразие, когда основные касты оказываются подразделенными на подкасты, называемые докати. В принципе, человек с рождения до смерти является членом одной касты; социальная мобильность между кастами невозможна. Однако на практике для подкасты в целом возможно улучшение ее положения в иерархии престижа. Отдельные группы, способные успешно приобретать или имитировать ритуальные практики привилегированных каст, могут иметь восходящую мобильность, то есть отдельная джати может преуспевать в повышении своего положения в иерархии, постепенно усваивая поведение и убеждения, свойственные членам более высокой касты. На практике, что несколько расходится с представлениями Вебера, промышленное развитие в Индии начиная с 1900-х гг. показало приспособление образцов трудового поведения каст к новым экономическим требованиям. Так что связь между кастовой системой и экономическим развитием более гибкая, чем иногда принято думать. Начиная с 1947 г. кастовое разделение не получает поддержку со стороны государства, но ее социальная роль все еще остается значительной.
Серьезные споры ведутся о том, присуща ли кастовая система лишь индусской культуре, или же ее основные черты можно встретить и в других обществах, где существуют иерархически организованные эндогамные страты. В соответствии с первым предположением касту нельзя определять вне зависимости от «кастовой системы», являющейся особенностью классического индусского общества. Во втором случае понятие «каста» расширяется настолько, что оно может означать стратификацию этнических групп, например в южных штатах США.
Особенности кастовой системы вызывают интерес ис-следователей во-первых потому, что каста представляет собой альтернативу классу как принципу социальной
стратификации, и, во-вторых, потому, что каста считалась тормозом экономического (в особенности капиталистического) развития, поскольку препятствовала трудовой мобильности.

Раздел 3.СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И СТРАТИФИКАЦИЯ

Лекция 5. Типы стратификационных систем. Социальная структура, стратификация и мобильность. Стратификационные изменения Понятие социальной стратификации. Стратификация и ранжирование. Богатство, власть, доход, престиж, занятие - как критерии социальной стратификации. Экономическая стратификация. Профессиональный престиж. Политическая стратификация.

Типы стратификационных систем.

Социальное неравенство можно представить в виде шкалы , где на одном полюсе - богатые, люди, владеющие максимальным количеством дефицитных ресурсов, на другом - бедные, соответственно с минимальным доступом к общественным благам. Различают абсолютную и относительную бедность. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на получаемый доход не способен удовлетворить даже базовые потребности (в пище, одежде, жилище) либо удовлетворить их в объеме, обеспечивающем лишь биологическую выживаемость. Невозможность поддерживать принятые в обществе «приличные» жизненные стандарты рассматривают как относительную бедность.

Бедность - это не только экономическое и социальное состояние людей, но и особый образ, стиль жизни, передающийся из поколения в поколение и ограничивающий возможности для нормального цивилизованного развития. В России для характеристики масштаба бедности, которая определяется удельным весом части населения страны, находящейся у официально зафиксированной черты или порога бедности. Обычно используется показатель прожиточного минимума. Учитывая, что в настоящее время около 30% российского населения проживает у черты или за чертой бедности, важной задачей государства является снижение масштабов бедности.

Для измерения неравенства П. Сорокин ввел два параметра:

Высота стратификации - величина социальной дистанции между самым высоким и самым низким статусом в данном обществе;

Профиль стратификации - соотношение численности социальных позиций, занимаемых в иерархии ценностей статусного слоя (страты).

Следует отметить, что существует следующая закономерность: чем выше уровень развития общества, тем ниже высота стратификации, и наоборот. Так. в развитых обществах профиль стратификации приближается к ромбовидной форме за счет многочисленного среднего класса, а в отсталых - к пирамидальной, или «конусной». Российский профиль стратификации, скорее, напоминает треугольник с выступающим вертикально острым углом.

Важным эмпирическим показателем социального неравенства служит децильный коэффициент, под которым понимают отношение доходов 10% самых богатых к 10% самых низкооплачиваемых групп. Так, в высокоразвитых индустриальных странах он составляет 4-7, где даже приближение этого коэффициента к 8 рассматривается как показатель грядущих социальных потрясений.

В целом, несмотря на различия во взглядах разных социологических школ и направлений, можно отметить, что социальное неравенство выполняет позитивную функцию в обществе, поскольку служит стимулом прогресса общественного развития.

Под системой социальной стратификации принято понимать совокупность способов, поддерживающих в том или ином обществе неравномерность этого распределения. В социологии выделяют четыре основных исторических типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, в которых социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены , либо существенно ограничены. Четвертый тип принадлежит к открытому обществу, где переходы из низших слоев в высшие вполне реальны.

1. Рабство - форма экономического, социального и юридического закрепощения людей. Это единственная в истории форма социальных отношений, при которой один человек является собственностью другого, лишен всяких прав и свобод.

2. Кастовая система - стратификационная система, которая предполагает пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этнически-религиозному или экономическому признаку. Своим членством в данной системе человек обязан исключительно рождению. Классическим примером кастовой системы является Индия, где существовала детальная регламентация для каждой касты. Так. согласно канонам данной системы принадлежность к той или иной касте передавалась по наследству, и потому возможности перехода из одной касты в другую были запрещены.

3. Сословная система - стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за определенной стратой. При этом права и обязанности каждой страты определялись законом и освящались религией. Членство в сословии в основном передавалось по наследству, но в виде исключения могло быть приобретено за деньги или даровано.

Сословная организация европейского феодального общества подразделялась на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность осуществлялась не столько между, сколько внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, слоев, профессий.

4. Классовая система - стратификационная система открытого типа, где в отличие от предшествующих систем закрытого типа принадлежность к классам определяется прежде всего местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также наличием способностей, образования, уровнем получаемых доходов.

Рассмотренная стратификационная система является общепризнанной, но не единственной классификацией. В реальности все стратификационные системы тесно переплетаются и дополняют друг друга.

Мобильность - это изменение индивидом, группой, классом своей социальной позиции, занимаемой в экономическом, политическом, профессиональном пространстве жизнедеятельности человека.

Если человек:

Перешел из низшего класса в средний и повысил свои доходы, то он переместился в экономической сфере;

Изменил свою партийную принадлежность - в политической;

Сменил профессию или род деятельности - в профессиональной.

Социальное пространство структурно и функционально организовано. Способ организации, следует называть стратификационным, включающим в себя:

Систему признаков и критериев социального неравенства в обществе;

Теорию и практику социальной дифференциации;

Социальную структуру общества.

С. придерживается концепции “многоизмеримой стратификации”, по которой слои и классы выделяются на основе множества критериев (занятость, доход, образование, стиль жизни, тип жилища, район проживания и др.). В основе стратификационного деления лежит неравенство между людьми, разделение их по доходам, престижу своей деятельности, политическому статусу. У каждого свое место в общественной иерархии, а отсюда и неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Социальная стратификация:

Описывает расслоение людей на сословия и классы;

Объясняет, как люди распределяются в социальном пространстве в соответствии со своими иерархическими рангами;

Классифицирует мировосприятие людей (чувственное, рациональное, интуитивное и др.), имеющих различные социальные статусы.

Исторический процесс представляет собой смену основных типов культуры в рамках различных цивилизаций. Социокультурная динамика является ведущей темой теоретического наследия Сорокина. С формулированием концепции социокультуры социология общества приобретает целостный системный вид. Свои идеи по проблеме социокультурной обусловленности известный социолог излагает в своем четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика». Социокультурой Сорокин называет искусственный мир, созданный человеком. Он так определяет понятие «социокультура»:

Бесконечно многообразная идеологическая вселенная смыслов, объединенных в знаковые системы языка, науки, философии, религии, этики, права, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, экономических, политических, социальных и др. теорий;

Материальная культура, представляющая собой овеществление этих смыслов в среде обитания людей, начиная от простых орудий труда и заканчивая сложнейшим техническим и технологическими способами деятельности и целенаправленного воззрения на мир, окружающий человека;

Этикет, церемонии, ритуалы, поступки, поведение, в которых люди и социальные группы реализуют и применяют тот или иной набор смыслов интерактивного общения.

Сорокин подчеркивает целостность и системное единство элементов социокультуры. Но какой же элемент социокультурной системы является определяющим? Над этим задумывались многие мыслители прошлого. Для Платона, например, это были «идеи», для Аристотеля - «значения», для Бэкона - «эксперимент», для Дарвина - «естественный отбор». А для Сорокина центральным понятием социокультуры является «ценность». Поэтому составные элементы социокультуры интегрированы и взаимозависимы, по его мнению, на основе системы ценностей.

Во всех социокультурных типах общества уровень доходов изменяется в рамках определенного социального пространства. Если неравенство значительное, доходы богатых людей на много превышают доходы бедняков, то профиль пирамиды благосостояния населения высокий, и наоборот. С течением времени происходит то увеличение высоты экономической пирамиды доходов, то ее уменьшение. Эта закономерность называется флуктуацией.

Исходя из статистических данных, Сорокин показал, что в уровне благосостояния людей устойчивой закономерности не существует. Например, население Америки, Англии или России на протяжении своей истории не становится в целом богаче или беднее. Знак минуса со временем меняется на знак плюс, то есть в развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обнищания. Так, например, было в античности, так происходит в современной Америке . Флуктуации (колебания) осуществляются по циклам:

Малые циклы - 3-5, 7-8; 10-12 лет;

Крупные циклы - 40-60 лет.

Человеческое сообщество, считает Сорокин, должно усвоить простую истину: или усеченная пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты в закрытом обществе, или преуспевающее открытое общество с неизбежным экономическим неравенством. Третьего варианта, по его мнению, не дано.

Понятие «стратификация» (stratum - слой, facio - делаю) пришло в социологию из геологии, где оно описывает вертикальное расположение пластов различных пород земли. Однако подобная аналогия при анализе социальной стратификации не дает полной картины, так как породы земли не вступают между собой в существенные взаимодействия; один слой не способен переместиться относительно другого. Но в социальной иерархии подобное происходит. Например, социальный престиж адвокатов и банкиров в современном российском обществе существенно повысился по сравнению с тем, каким он был десятилетия назад в советском обществе.

В изучении проблем социальной стратификации существуют социологические направления:

Первое - ведущим критерием анализа выдвигает социальный престиж;

Второе - главным критерием рассматривает самооценку человека относительно его социальной позиции;

Третье - при описании расслоения общества использует такие объективные критерии, как образование, профессия, доход и др.

Но в любом случае в основе социальной стратификации лежит принцип неравенства между людьми. «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением... Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий - столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, по меньшей мере, скептически». С этими замечаниями начал свою работу «О происхождении неравенства между людьми» известный немецкий социолог Ральф Дарендорф.

Неравенство есть социальная необходимость любого общества. Речь идет не о биологических различиях пола, возраста, физических данных, не об индивидуальных особенностях темперамента и унаследованных способностях, а имеется в виду социальное неравенство, которое воспроизводится в устойчивых формах взаимодействия экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни общества. Биологические же особенности и различия социотипов людей начинают интересовать социолога в конечном итоге, когда они закрепляются в форме социальной стратификации.

Впервые в защиту социального неравенства, как необходимого элемента стратификации, выступили Кингслей Дэвис и Уилберт Мур. Под неравенством они понимали неравное распределение: материальных благ; властных функций; социального престижа в зависимости от функциональной значимости позиций человека. Любое общество должно разделять людей по этим признакам. Это институализированное неравенство, которое представляет собой естественный механизм отношений мобильности. Неравенство должно стимулировать продвижение на престижные социальные позиции наиболее компетентных и ответственных лиц.

С точностью определить, какие именно стратегические позиции наиболее важны для общества, не так просто. В различных обществах одни и те же позиции в стратификации могут оцениваться по-разному. Есть позиции, которые в большей мере требуют специальных способностей от людей, чем другие позиции. Так, позиция управляющего компанией функционально более значима и важна, чем позиция рабочего простой квалификации. Обе позиции необходимы компании, но деятельность менеджера требует специальной профессиональной подготовки и затрат на обучение. Поэтому общество должно иметь:

Ресурсы и выгоды, которые оно может использовать в качестве стимулов;

Апробированные методы неравномерного распределения этих ресурсов и выгод в зависимости от занимаемых позиций индивидов и групп.

Стратификационные изменения Понятие социальной стратификации.

Общенаучное понятие «структура» (отлат. structure) интерпретируется как совокупность функционально связанных между собой элементов, составляющих внутреннее строение объекта. При этом в качестве важнейших характеристик структуры выступают: целостность, упорядоченность элементов, устойчивость взаимосвязей.

Социальная структура - частный случай структуры вообще. Она представляет собой сеть устойчивых, упорядоченных связей между отдельными элементами социальной системы. Несмотря на то, что в социологии этот термин получил распространение только в середине XX века, структурный подход к изучению общества представлен уже у О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса.

Различают социальную структуру общества в целом, охватывающую совокупность всех общественных отношений, и социальную структуру отдельных его подсистем, сфер. В рамках второго подхода обычно выделяются следующие основные социальные структуры: этническая, демографическая, территориальная, профессионально-образовательная и структура социального неравенства, представленная различными стратификационными системами общества (кастовой, рабовладельческой, сословной, классовой и др.).

Социальные структуры отличаются устойчивостью, однако их резкие изменения возможны и часто неизбежны в период революционных потрясений в жизни общества. Так, глобальные изменения, происходящие за недавние 15 лет в российском обществе, привели к существенным изменениям его социальных структур. Наиболее серьезной проблемой стала резкая деформация стратификационной системы нашего общества. Большинство исследователей отрицательно оценивают стратификационные изменения в российском обществе, происходившие в 1980-х - первой половине 1990-х годов, так как в это время отмечалось стремительное расслоение и криминализация общества, поляризация доходов, массовая нисходящая социальная мобильность и в то же время началось формирование группы собственников.

Во второй половине 1990-х годов социологические исследования позволили получить довольно сложную реалистическую картину социальной дифференциации и стратификации россиян. Так, к верхнему социальному слою относятся политическая и экономическая элита, высшая бюрократия, генералитет; к среднему - мелкие частные предприниматели, представители бизнес-профессий, финансисты, интеллигенция, работники торговли, сервиса, квалифицированные рабочие, крестьяне; к нижнему - технические служащие, люди без квалификации и профессии, люмпены.

Очевидно, что переход от старого типа стратификации к новому в России происходит путем постепенных изменений. Существующая стратификационная система носит промежуточный характер, сплавляя воедино старые и новые группирования.

Стратификация и ранжирование.

Стратификация (от лат. stratum – слой, facio – делаю) – это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев (страт), (бедных, зажиточных, богатых).

Создателем современной теории стратификации считается П.А.Сорокин.

Сам термин «стратификация» заимствован социологией из геологии, где он обозначает расположение различных пород по вертикали. Однако механическая аналогия структуры общества и структуры земной поверхности вряд ли возможна. Во-первых, потому, что породы земли, в отличие от представителей различных слоев общества, не вступают между собой ни в какие взаимоотношения. Во-вторых, один слой земли не способен переместиться относительно другого, а в социальной иерархии подобное возможно. Например, в современном российском обществе социальный престиж адвокатов и работников банковских структур существенно повысился по сравнению с тем, каким он был в советском обществе. В скандинавских странах за последние 20 лет резко возрос статус женщин, они начали играть заметную роль в политической жизни. В США повысился статус некоторых национальных и расовых групп (например, итальянцев, негров), которые в начале XX века могли рассчитывать только на низкооплачиваемую работу. В-третьих, в отличие от геологической, социальная стратификация построена на принципе неравенства.

Неравенство – это неодинаковый доступ больших социальных групп (страт, сословий, классов и т.д.) к экономическим ресурсам, политической власти, различным социальным благам. Неравенство существует во всех обществах. И все общества, за исключением простейшего общества охотников и собирателей, характеризуется тремя типами неравенства, выделенными М.Вебером: неравенство вознаграждения, неравенство статусов, неравенство доступа к политической власти. В итоге мы имеем три системы социальной стратификации - экономическую, профессиональную и политическую.

Богатство, власть, доход, престиж, занятие - как критерии социальной стратификации.

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации. Так, согласно марксистской школе социологии, в основе неравенства лежат отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства. По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

экономическую (по критериям дохода и богатства);

политическую (по критериям влияния и власти);

профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);

ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);

характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:

доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;

образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

престиж - общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего - 60-80% и низшего - 13-35%.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

Высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);

Низший-высший класс («новые богатые» - банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);

Высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);

Низший-средний класс (наемные работники - инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);

Высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

Низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов - богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

Экономическая стратификация.

СТРАТИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - разделение общества или общности на основании такого признака, который определяет различия в распределении "жизненных возможностей" и "экономических преимуществ".

Говоря об экономическом статусе группы (сообщества), выделяют два основных типа флуктуаций (колебаний). 1. Флуктуация экономического статуса группы как единого целого: возрастание экономического благосостояния, уменьшение последнего. 2. Флуктуация высоты и профиля С.Э. внутри общества: возвышение экономической пирамиды, уплощение экономической пирамиды.

1. Поднимается ли группа до более высокого экономического уровня или опускается - вопрос, который может быть решен на основе колебаний подушного национального дохода и богатства, измеренных в денежных единицах. Этот критерий позволяет сделать следующие утверждения. Благосостояние и доход различных обществ существенно меняются от одной страны к другой, от одной группы к другой. Средний уровень благосостояния и дохода в одном и том же обществе не постоянный, а меняется во времени. Однако в истории семьи, нации или любой другой группы не существует, как показывает статистика, устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. Все хорошо известные тенденции фиксированы только для ограниченного периода времени. История не дает достаточного основания утверждать ни тенденцию в направлении процветания, ни тенденцию в направлении обеднения. История, (согласно фундаментальным исследованиям П.А. Сорокина) показывает только бесцельные флуктуации.

2. Исследование флуктуации высоты и профиля стратификации экономической внутри общества показывает, что любое общество, переходя от менее к более развитому состоянию, обнаруживает не ослабление, а усиление экономического неравенства. Конечно, аналогия - далеко не адекватный инструмент, но факты истории показывают, что во многих обществах на ранних ступенях развития экономическая дифференциация возрастала и, достигнув кульминационной точки, характеризовалась ослаблением экономических контрастов. Так, распределение национального дохода в европейских странах, будучи достаточно стабильным, показывает только маятниковые колебания. Это означает, что при нормальных социальных условиях экономический конус развитого общества колеблется в определенных пределах, его форма относительно постоянна. При чрезвычайных обстоятельствах эти пределы могут быть нарушены, и профиль С.Э. может стать или очень плоским, или очень выпуклым и высоким. В обоих случаях такое положение кратковременно. И если "экономически плоское" общество не погибает, то "плоскость" быстро вытесняется усилением С.Э. Если экономическое неравенство становится слишком сильным и достигает точки перенапряжения, то верхушке общества суждено разрушиться или быть низвергнутой. Таким образом, в любом обществе , в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, а вторые - стихийно, импульсивно, используя, как правило, насильственные методы.

Профессиональный престиж.

Зачем нужны шкалы престижа и статуса? Во-первых, выстраивание иерархии профессиональных групп в соответствии с распределением материальных и символических ресурсов между ними само по себе представляет социологический интерес. Во-вторых, шкалы выполняют важную инструментальную функцию: в эмпирических исследованиях часто возникает потребность выстроить иерархию профессий в соответствии с определенными критериями. В дальнейшем такого рода шкала может использоваться в качестве интервальной независимой переменной в регрессионных и других статистических моделях – например, демонстрирующих влияние профессионального статуса на культурное потребление или политические предпочтения.

Теоретически шкалы профессионального престижа основаны на структурном анализе последствий разделения труда в обществе. Разделение труда приводит к существованию профессий, которые требуют разной квалификации и предполагают различный контроль над ресурсами. Профессии по-разному вознаграждаются, как материально, так и символически, и поэтому одни занятия более престижны, нежели другие. Нетрудно заметить, что по своей сути это структурно-функционалистский аргумент.

Практически шкалы престижа составляются на основе данных опросов, в которых респондентов просят оценить престиж предложенных им профессий по заданной шкале или ранжировать профессии с точки зрения престижа. Отличительной чертой таких опросов является их трудоемкость.

Шкалы престижа можно подвергнуть критике по ряду причин. Во-первых, сомнения исследователей вызывала валидность измерения престижа в опросах. Действительно, по какому именно параметру респонденты оценивают профессии, когда их спрашивают о престиже? Голдторп и Хоуп утверждали, что таким критерием является обобщенное измерение «лучше - хуже», а не собственно престиж как таковой. Во-вторых, проблемы вызывала уже упомянутая трудоемкость измерения престижа для всех профессий.

Третьим подходом к составлению профессиональных шкал является сетевой, или реляционный, подход. В этом случае шкала составляется на основе данных о профессиональной принадлежности близких друзей или мужа/жены респондентов - ведь дружеские и семейные связи людей социально обусловлены. Частота браков и дружеских контактов между представителями разных профессий разнится в зависимости от социального статуса последних. Профессии, которые располагаются близко друг к другу на статусной шкале, будут обладать схожей структурой дружеских и брачных связей.

Технически такого рода шкалы составляются с помощью статистического анализа таблиц сопряженности двух факторов: профессии респондента и профессии его или ее жены/мужа или близкого друга/подруги. Для анализа таблиц сопряженности используются разные методы: многомерное шкалирование, анализ соответствия или лог-мультипликативная модель строк и столбцов Гудмана RC2.

Используя идею М. Вебера о многомерности стратификационного порядка и разнице между классами и статусными группами. Чан и Голдторп выдвигают аргумент о том, что получившаяся шкала отражает социальный статус - в противоположность социальному классу, для которого измерителем является классовая схема Эриксона – Голдторпа. Чан и Голдторп использовали одновременно класс и статус в качестве независимых переменных в ряде регрессионных моделей и пришли к выводу, что статус является лучшим по сравнению с классом предиктором культурного потребления.

Политическая стратификация.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - отношения политического неравенства, вытекающие из различного положения различных групп в системе властных институтов, различной возможности этих групп оказывать влияние на принятие политических решений. П.с., существующая в любом обществе, является одним из важнейших источников политики. П.с. не является неподвижной, она может изменяться, развиваться за счет того, что те или иные социальные группы меняют свое положение в иерархии властных отношений, возникают новые способы и каналы влияния на власть и основные политические институты. Так, значительные сдвиги в П.с. западных обществ произошли на протяжении XX в., когда новые социальные группы вошли в состав правящей элиты, резко возросла численность бюрократии и аппарата управления разных уровней, увеличилась политическая роль менеджеров крупных, в том числе государственных корпораций и т.п.

Основой П.с. является разделение на политических лидеров, политические элиты, государственную бюрократию и массовые группы, занимающие подчиненное положение в системе властных отношений. При этом, к представителям политических элит, которые находятся на вершине пирамиды властных отношений, обычно относят лидеров основных политических партий, представителей высших органов исполнительной, законодательной и судебной власти, высших представителей местных органов власти, высшее военное руководство (генералитет), владельцев и руководителей тех средств массовой информации, которые оказывают заметное влияние на политическую жизнь общества. Вместе с тем государственная бюрократия, которая формально занимает подчиненное положение по отношению к политическим элитам, также оказывает значительное влияние на процессы реализации принятых политических решений. Значительную роль в П.с. играют также отношения клиент - патрон, при которых клиент находится в личной зависимости от своего покровителя. В условиях распространения клиентелизма государственная власть и политическая система функционируют неэффективно, поскольку нарушаются правовые и политические нормы, а в процессе принятия политических решений значительную роль играют личные связи и интересы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ № 1


  1. Что такое социальная мобильность?

  2. Опишите суть и особенности социальной мобильности?

  3. Какие бывают виды социальной мобильности? В чем особенность каждого вида?

  4. Какие существуют каналы социальной мобильности?

  5. Что представляет собой «открытое» общество?

  6. Что представляет собой «закрытое» общество?

  7. Особенности миграции в России?

  8. В чем суть «утечки мозга»?

  9. Стратификация по К. Дэвису и У. Муру?

  10. Какие существуют типы стратификационных систем?

  11. В чем суть социальная структуры, стратификации и мобильности?

  12. Какие критерии социальной стратификации существуют?В чем суть каждого из них?

  13. В чем суть экономической стратификации?

  14. Профессиональный престиж - это?

  15. В чем суть политической стратификации?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ
1. Социология. под ред. Ю.Г. Волкова; М. 2000 г.

2. Социология. Э.В. Тадевосян; изд. «Знание» 1999 г.

3. Социология. А.И. Кравченко; изд. «Логос» 2000 г.

4. Социология Н.Смелзер; изд. «Феникс» 1998 г.

5. Энциклопедический социологический словарь. под ред. Г.В. Осипова;

6. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 1995.

7. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 1995.

8. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994.

9. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М.Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 1996.№6.

10. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.:Наука, 1994.

Стратификационная система – это характер социального расслоения , способы его детерминации и воспроизводства. История человечества знает несколько типов стратификации. Например, рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый типы (Э. Гидденс).

Первые три типа соответствуют традиционному обществу . Рабство – это разделение населения на две основные крайние группы: рабов и рабовладельцев. Рабы являлись частной собственностью, средством производства, услуг, развлечений и не имели никаких гражданских прав. Классическая форма рабства (например, в Древней Греции и в Древнем Риме) формировалась за счет завоеваний и захвата пленных. В российском обществе до XI – XII веков имело место холопство как патриархальная форма рабства за долги. Раб жил в семье на правах младшего члена.

Менее распространена кастовая форма стратификации. Классическим примером кастового общества является Индия. Кастовость – совокупность слоев от низших до высших, освященных индуизмом. Членство в кастах передается по рождению. В индийском обществе существовало четыре основные касты: брахманы (жрецы и ученые, считалось, что они ближе всего стоят к богу Шиве); кшатрии (воины); вайшьи (купцы и помещики); шудры (рабочие и крестьяне). Вне каст состояли неприкасаемые (парии). Член касты наследовал род деятельности, религию. Браки заключались только внутри данной касты. Изменить социальное положение можно только в другой жизни (индуисты, как и буддисты, верят в инкарнацию, т. е. в переселение душ). Однако в течение длительного времени существования каст их иерархия могла меняться (так, ведущая позиция касты брахманов установилась лишь две тысячи лет назад). Иногда кастовым называют общество, в котором несколько этнических групп подвергаются сегрегации (как бывшие рабы на юге США после официальной отмены рабства вплоть до 70 гг. XX века).

Наиболее развитой системой стратификации традиционного общества является сословная . Сословие - социальная группа с правами и обязанностями, передаваемыми по наследству и закрепленными в праве и обычаях. Так, в Европе к XIV – XV векам сложились три сословия: два высших – дворянство и духовенство, низшее – третье сословие (ремесленники, торговцы, крестьяне).

В России к 1897 году при 125 миллионах человек населения сословия распределялись следующим образом: дворянство - 1,5 %; духовенство - 0,5 %; купечество - 0,3 %; мещанство - 10,5 %; казачество – 10,1%, крестьянство - 77,1 %. Каждое сословие делилось на множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Повышение социального статуса хотя и было затруднено, но не исключалось.

Классовая система – стратификационная система открытого типа , не предполагающая юридического закрепления индивида за определенной стратой. В отличие от предшествующих систем закрытого типа, принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Она определяется прежде всего местом в системе общественного производства, владением собственностью, уровнем получаемых доходов; помимо экономических характеристик в понятие «класс» часто включают власть и социальный престиж. Однако экономические критерии являются доминирующими. Термин «класс» был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как «ранг» и «порядок», использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе.

Хотя термин «класс» применялся к анализу различных обществ, более всего он подходит для определения расслоения в современных обществах, особенно в индустриальных. Истоки теории классов имеются у Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и А. Сен-Симона. В трудах последователей Сен-Симона впервые возникла теория пролетариата (городского рабочего класса) как главной политической силы современного общества. Эти идеи стали краеугольным камнем марксистской теории.

Классовая система характерна для современного индустриального общества, где существуют возможности для свободного перехода из одной страты в другую. Так, накопление собственности, успешная предпринимательская деятельность позволяют индивидам переходить на более высокую социальную позицию.

Помимо описанных, в научной литературе имеется описание типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе: 1. физико-генетическая стратификационная система – ранжирование людей по естественным признакам: полу, возрасту, наличию определенных физических качеств – силы, ловкости, красоты и др.; 2. этакратическая стратификационная система – ранжирование людей по положению людей и групп по положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, административно-хозяйственных), по возможности мобилизации и распределения ресурсов, по привилегиям в зависимости от ранга в структурах власти; 3. социально-профессиональная стратификация – главным различием между социальными группами становятся содержание и условия труда; ранжирование происходит на основе сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т. п.), фиксирующих уровень квалификации; 4. культурно-символическая стратификационная система – основана на доступе к социально значимой информации, неравных возможностей отбирать, сохранять и интерпретировать эту информацию; 5. культурно-нормативная стратификационная система – дифференциация построена на различиях в уважении и престиже, возникающих при сравнении существующих норм и стилей жизни (потребительские стандарты, вкусы, способы общения, профессиональная терминология, местный диалект и др.); 6. социально-территориальная стратификационная система – построена на неравном распределении в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям и т. д.

В реальности все эти системы переплетаются и дополняют друг друга.

Характер социального расслоения, способы его детер­минации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой. В историческом плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и клас­сы. Первые три характеризуют закрытые общества, а чет­вертый тип - открытое общество. В данном контексте закрытым считается такое общество, где социальные пере­мещения из одной страты в другую либо полностью запре­щены, либо существенно ограничены. Открытым называ­ется общество, где переходы из низших страт в высшие официально никак не ограничены.

1. Рабство - форма максимально жесткого закрепле­ния людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек высту­пает собственностью другого, лишенный всяких прав и свобод.

2. Кастовая система - стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за оп­ределенной стратой по этническо-религиозному или эконо­мическому признаку. Каста представляет собой замкнутую группу, которой отводилось строго определенное место в об­щественной иерархии. Это место детерминировалось осо­бой функцией каждой касты в системе разделения труда. В Индии, где кастовая система получила наибольшее рас­пространение, существовала детальная регламентация ви­дов деятельности для каждой касты. Поскольку принад­лежность к кастовой системе передавалась по наследству, возможности социальной мобильности здесь были огра­ничены.

3. Сословная система - стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству, но в виде исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выража­лась в неравенстве социального положения и наличии мно­гочисленных привилегий.

Сословная организация европейского феодального об­щества предусматривала деление на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное тре­тье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Посколь­ку межсословные барьеры были достаточно жесткими, социальная мобильность существовала, главным образом, внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, профессий, слоев и т.д. Однако, в отличие от кастовой сис­темы, иногда допускались межсословные браки и индиви­дуальные переходы из одной страты в другую.

4. Классовая система - стратификационная система открытого типа, не предполагающая юридического или ка­кого-либо другого способа закрепления индивида за опре­деленной стратой. В отличие от предшествующих страти­фикационных систем закрытого типа, принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавлива­ется законодательно и не передается по наследству. Она определяется, прежде всего, местом в системе обществен­ного производства, владением собственностью, а также уровнем получаемых доходов.


Классовая система характерна для современного инду­стриального общества, где существуют возможности для свободного перехода из одной страты в другую. Так, на­копление собственности и богатства, успешная предприни­мательская деятельность позволяют автоматически занять более высокую социальную позицию.

Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является обще­признанной, но не единственной классификацией. Она до­полняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обще­стве. Среди них можно отметить следующие:

физико-генетическая стратификационная систе­ма, в основе которой лежит ранжирование людей по естественным признакам: полу, возрасту, наличию опреде­ленных физических качеств - силы, ловкости, красоты и др.;

этакратическая стратификационная система, в ко­торой дифференциация между группами проводится по их положению во властно-государственных иерархиях (поли­тических, военных, административно-хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы имеют в зависимости от своего ранга в структурах власти;

социально-профессиональная стратификационная система, в соответствии с которой группы делятся по со­держанию и условиям труда; ранжирование здесь осуще­ствляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т.д.), фиксирующих уровень квалифи­кации и способность выполнять определенные виды дея­тельности (разрядная сетка в государственном секторе про­мышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система присвоения научных степеней и зва­ний и т.д.);

культурно-символическая стратификационная сис­тема, возникающая из различий доступа к социально зна­чимой информации, неравных возможностей отбирать, сохранять и интерпретировать эту информацию (для до-индустриальных обществ характерно теократическое ма­нипулирование информацией, для индустриальных - партократическое, для постиндустриальных - технократи­ческое);

культурно-нормативная стратификационная сис­тема, в которой дифференциация построена на различиях в уважении и престиже, возникающих в результате сравне­ния существующих норм и стилей жизни, присущих тем или иным социальным группам (отношение к физическому и умственному труду, потребительские стандарты, вкусы, способы общения, профессиональная терминология, мест­ный диалект, - все это может служить основанием ранжи­рования социальных групп);

социально-территориальная стратификационная си­стема, формирующаяся в силу неравного распределения ресурсов между регионами, различий в доступе к рабочим

местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям и т.д.

В реальности все эти стратификационные системы тес­но переплетаются, дополняют друг друга. Так, социально-профессиональная иерархия в виде официально закреп­ленного разделения труда не только выполняет важные самостоятельные функции для поддержания жизнедеятель­ности общества, но и оказывает значительное влияние на структуру любой стратификационной системы. Поэтому исследование стратификации современного общества не может быть сведено лишь к анализу какого-либо одного типа стратификационной системы.

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации.

В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации.

Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.).

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы. Касты

В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия – браки в рамках собственной группы – и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Индия. Индийское общество – наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи – купцы и искусные ремесленники; шудры – простые рабочие и крестьяне; хариджан – отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.

Статус группы хариджан фактически настолько низкий, что даже выходит за рамки кастовой системы. Члены касты хариджан, а также некоторые подкасты шудра составляют группу индийских “неприкасаемых”. Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека “нечистым”. В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто “испачкался” от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.

Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.

Южная Африка. До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один пример общества, в котором социальная стратификация была основана на кастовой системе. Европейцы голландского происхождения – многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид (ah-PAR-tate) – разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино – белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему. На первых национальных выборах после отмены системы апартеида, в 1994 г. президентом Южно-Африканской Республики был избран Нельсон Мандела, черный африканец, который 19 лет провел в тюрьме по обвинению в революционной деятельности.

Похожие публикации