Образец написания акта выполненных работ. Для чего нужен акт выполненных работ

— документ, заключаемый между заказчиком и исполнителем. Его оформление необходимо во всех случаях, когда производится передача выполненных по договору объектов от исполнителя к заказчику.

Заключение подобного акта — важный момент деловых отношений, поскольку с его помощью обосновываются затраты заказчика на произведенные работы, а также определяется качество выполненных работ и их соответствие определенным требованиям.

В акте приемки выполненных работ указываются все пункты, оговоренные устно

Исходя из постановлений ГК РФ, подрядчик и заказчик должны совместно осмотреть принятый к исполнению объект. В случае наличия различных недочетов, изъянов и других несоответствий в принимаемой работе, заказчик должен сообщить об этом исполнителю.

Также эти замечания подлежат отметке в акте выполненных работ. Устранение всех выявленных в этом случае недостатков возлагается на исполнителя.

Как составляется акт сдачи-приемки выполненных работ, вы можете узнать и из видеоматериала:

Должен в обязательном порядке завершаться подписанием акта обоими сторонами . Акт выполненных работ (оказанных услуг) завершает договорные отношения между сторонами и свидетельствует о соответствии результата работы . В противном случае отсутствие подписанного акта может служить основанием для контрагента по договору обратиться с иском в суд на организацию. Иск может быть подан на неудовлетворительное качество работы или услуги. Также в исковых требованиях вторая сторона по договору может указать на неисполнение работы. Несмотря на то, что организация в полном объеме выполнила работы по договору, иск может быть удовлетворен судом .

Требования к акту выполненных работ

Существуют основные требования к акту выполненных работ , которые являются обязательными. Главное указать:

Акт необходимо составить и предъявить своему контрагенту на подпись в определенные договором сроки. Лучше, если вы укажете стоимость выполненных работ - в дальнейшем это избавит вас от проведения различных экспертиз. Подобные экспертные заключения могут понадобиться для взыскания денежных средств в судебном порядке.

В том случае, если вторая сторона по договору по неизвестным причинам уклоняется от подписания акта выполненных работ, необходимо направить акты почтой ценным письмом с уведомлением. Акты направляются в двух экземплярах с сопроводительным письмом, в котором вы уведомляете вторую сторону о выполненной работе. Кроме того, в письме необходимо указать просьбу направить в ваш адрес, подписанный второй экземпляр акта . Это будет являться достаточным доказательством своевременного уведомления о выполненных работах и направлении актов с вашей стороны.

В актах также необходимо указать, что в случае несогласия с актами, в ваш адрес необходимо направить письменное мотивированное указание недостатков . В противном случае акты могут считаться принятыми с момента получения вашими контрагентами в течение десяти дней. Срок может быть больше или меньше десяти дней. Однако необходимо, чтобы данные условия сдачи-приемки выполненных работ были указаны в договоре.

Обязателен ли акт выполненных работ

Безусловно, далеко не все сделки оформляются письменно. Некоторые сделки не требуют письменного оформления . Например, такие как:

  • купля-продажа товара;
  • предоставление платной услуги (парикмахерские и другие бытовые услуги);
  • доставка товара;
  • услуги нотариуса;
  • и т.д.

При оказании вышеперечисленных услуг оформляются документы, но только свидетельствующие о получении денежных средств и наименовании товара . Для таких видов услуг ответ на вопрос обязателен ли акт выполненных работ, очевиден. Для них не требуется письменного отношений и не требуется оформлять акт. Все претензии по таким услугам могут быть рассмотрены в рамках закона о .

Возможные злоупотребления при оформлении акта выполненных работ

Каждая из сторон в договоре, являясь участником гражданского оборота, старается максимально соблюдать свои интересы. Однако имеется масса примеров, когда юридически подкованная сторона, злоупотребляет правом. Такая ситуация возможна при неумелом или неграмотном составлении акта . Как раз в такой ситуации на вопрос обязателен ли акт выполненных работ по договору, ответ должен быть положительным. Например, указанная стоимость работ выше, чем на самом деле. Особенно такая ситуация касается работ, сумма на выполнение которых не указана в договоре, а оплачивается по фактическому исполнению .

Указанные выше требования к акту выполненных работ достаточно общие. Каждый договор требует к себе отдельного внимания юристов . Для того чтобы обезопасить свою организацию от подобных злоупотреблений, необходимо за сопровождением обращаться к специалистам.

"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 8

В рамках заключаемых предприятиями торговли и общественного питания соглашений (договоров) на выполнение работ и (или) оказание услуг предусматривается необходимость оформления двухсторонних (а в ряде случаев - трехсторонних и большего числа сторон) актов приемки выполненных работ (оказанных услуг). Именно данными актами документально подтверждается факт выполнения работы (оказания услуги).

В случаях же, когда согласно положениям гражданского законодательства отношения между сторонами могут регулироваться соглашениями в устной форме, оформляемые акты приемки выполненных работ (оказанных услуг) зачастую являются единственными документами, подтверждающими наличие между сторонами соответствующих отношений.

Свое особое значение оформляемые акты приобретают при исчислении предприятиями торговли и общественного питания налога на прибыль или уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения. Обусловлено это положениями ст. 252 НК РФ, согласно которой в целях налогообложения прибыли признаются только обоснованные и документально подтвержденные расходы, осуществленные соответствующим налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами в соответствии с положениями налогового законодательства понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, если при оформлении актов приемки работ (услуг) и иных документов будут допущены нарушения и ошибки, это может повлечь за собой не что иное, как отказ от принятия расходов в уменьшение налоговой базы на прибыль и, как следствие тому, увеличение суммы уплачиваемого организацией налога.

Отсутствие надлежаще оформленных первичных документов, к которым также относятся и акты приемки работ (услуг), в соответствии со ст. 120 НК РФ относится к грубому нарушению правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что влечет за собой наложение штрафа в размере 5000 руб. Если такие деяния совершены в течение более одного налогового периода, то штраф составляет уже 15 000 руб., а если деяния повлекли за собой занижение налоговой базы, то штраф составит 10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

При всем этом следует учитывать, что к грубому нарушению правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения также относится отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, а также систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений организации.

За отсутствие или неправильное хранение первичных учетных документов может наступить административная ответственность, предусмотренная ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ). Это нарушение влечет за собой наложение административного штрафа на виновных должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

Акты выполненных работ (оказанных услуг) относятся к первичным учетным документам, которые могут оформляться на типовых бланках или же на бланках, оформленных с соблюдением требований ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

Если используемая предприятиями торговли и общественного питания форма акта не включена в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, исходя из требований законодательства о бухгалтерском учете она должна содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Альбомы унифицированных форм первичной учетной документации утверждаются в установленном порядке Госкомстатом России (в настоящее время - Росстат).

Если организация использует утвержденные в установленном порядке форматы бланков актов, то она должна оформлять их в соответствии с утвержденными соответствующим постановлением указаниями по оформлению. При этом согласно Постановлению Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20 "Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации" допускается изменять форматы утвержденных бланков, вводя дополнительные реквизиты (не исключая утвержденных), расширять и сужать графы и строки с учетом значности показателей, включать дополнительные строки (включая свободные) и вкладные листы для удобства размещения и обработки необходимой информации.

Любые изменения утвержденных в установленном порядке форматов бланков должны быть оговорены в утвержденной организацией учетной политике для целей бухгалтерского учета. Это может быть реализовано, в частности, путем приложения к учетной политике измененных унифицированных форм первичной учетной документации.

Если организация применяет самостоятельно разработанные формы актов (не содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации), то она должна разработать для использования необходимые формы, имеющие реквизиты, указанные в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Для применения таких форм организация обязана объявить их в учетной политике (как возможные варианты - включить в приложения к учетной политике, утвердить специальным распорядительным документом, приведя в нем ссылку на учетную политику и др.).

Как представляется, для целей налогообложения организации вправе принимать те же первичные учетные документы, которые в соответствии с Законом о бухгалтерском учете признаются для целей бухгалтерского учета. При этом следует учитывать, что согласно ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета могут являться в том числе и оформляемые бухгалтерские справки.

В отдельных случаях организация вынуждена отражать в бухгалтерском и налоговом учете хозяйственные операции, которые подтверждаются актами, оформленными контрагентами. Если такие акты оформлены на бланке, содержащемся в альбомах унифицированной первичной документации, то достаточно сравнить бланк с законодательно утвержденным на предмет наличия всех предусмотренных реквизитов. Если же сторонняя организация использует самостоятельно разработанные формы актов, то организацией должна быть обеспечена проверка используемого в расчетах документа на предмет наличия обязательных реквизитов.

На практике распространены также случаи, когда для отражения каких-либо расходов в бухгалтерском и налоговом учете предприятия торговли и общественного питания вынуждены оформлять односторонние акты, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг), то есть без отражения в них реквизитов о сдаче работ (услуг) со стороны исполнителя. Как правило, такие акты составляются комиссионно, то есть с привлечением определенного круга должностных лиц предприятия, включая специалистов по предмету выполненных работ (оказанных услуг).

Такие односторонние акты составляются, например, в обоснование произведенных расходов на оплату услуг связи (Интернет, мобильная связь) и в полной мере имеют юридическую силу, так как в отдельных случаях подтвердить экономическую обоснованность расходов невозможно.

Как отмечалось ранее, в соответствии со ст. 252 НК РФ экономическая обоснованность производимых организацией расходов является еще одним (наряду с документальным подтверждением) обязательным условием для принятия их в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Под экономически обоснованными (оправданными) расходами понимаются затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Требования, предъявляемые к оформлению стандартизированных актов выполненных работ

В случаях, особо предусмотренных действующим законодательством, при документальном оформлении выполненных работ (оказанных услуг) организация обязана использовать унифицированные формы актов или же формы актов, утвержденные соответствующими нормативно-правовыми актами.

Так, при выставлении актов строительными подрядными организациями за работы по капитальному строительству и ремонту объектов применяются типовые формы первичных документов, утвержденные Постановлением Росстатагентства России от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ", - "Акт о приемке работ" (форма N КС-2) и "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" (форма N КС-3).

Применение данных форм является обязательным не только в силу того, что утверждены они в качестве унифицированных форм, но также и в силу требований гражданского законодательства. В частности, согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. Одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Выполненные строительными и иными организациями работы и произведенные затраты отражаются в актах по формам N N КС-2 и КС-3 исходя из договорной стоимости. При этом в стоимость выполненных работ (затрат) включается как непосредственно стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, так и прочие затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (включая рост стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты для производства работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, изменение условий организации строительства и т.п.).

В случае если определение стоимости строительной продукции производится и расчеты, согласно заключенным договорам, осуществляются по твердым договорным ценам, реквизиты в части единичных расценок (графы "номер единичной расценки", "единица измерения", "цена за единицу") при оформлении акта по форме N КС-2 не заполняются.

При выполнении предприятиями торговли и общественного питания подрядным или хозяйственным способом работ по ремонту, реконструкции и модернизации принадлежащих им объектов основных средств в обязательном порядке оформляется "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств" (форма N ОС-3), утвержденный Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

Акт составляется постоянно действующей в организации комиссией, в обязанности которой входит оформление приема и передачи объектов основных средств. В нем приводятся сведения о произведенных хозяйственным или подрядным способом затратах, связанных с ремонтом, реконструкцией, модернизацией объектов основных средств, полноте и качестве выполненных работ. Отдельно отражаются результаты испытания объекта после проведенных работ, а также дается характеристика изменениям, происшедшим в связи с капитальным ремонтом, реконструкцией, модернизацией.

Акт по форме N ОС-3 подписывается всеми членами комиссии, включая председателя, и утверждается руководителем организации. Акт подписывает также и исполнитель работ, в качестве которого могут выступать как сторонние организации и физические лица (при подрядном способе выполнения работ), так и вспомогательные и иные подразделения организации (при выполнении работ хозяйственным способом).

Необходимо учитывать, что, если работы выполнялись сторонней организацией, акт составляется в двух экземплярах, по одному каждой из сторон. Если по итогам модернизации или реконструкции объектов основных средств улучшены (повышены) первоначально принятые нормативные показатели их функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.), то произведенные организацией расходы в соответствии с п. 27 ПБУ 6/01 относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости модернизированных (реконструированных) объектов.

При этом в бухгалтерском учете на основании оформленного акта оформляются следующие записи по счетам учета:

дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - стоимость работ по реконструкции и модернизации объектов основных средств, выполненных подрядным способом, то есть силами привлеченных сторонних лиц;

дебет счета 08 кредит счетов 10 "Материалы", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др. - затраты по реконструкции и модернизации объектов основных средств, осуществленные собственными силами предприятий торговли и общественного питания, то есть хозяйственным способом;

дебет счета 01 "Основные средства" кредит счета 08 - затраты по реконструкции и модернизации объектов основных средств, улучшающие ранее принятые нормативные показатели их функционирования, отнесены на увеличение стоимости соответствующих объектов основных средств.

При изготовлении предприятиями торговли и общественного питания собственными силами специальной одежды по окончании работ должен оформляться "Акт выполненных работ по изготовлению специальной оснастки и специальной одежды", форма которого приведена в Приложении к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденным Приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. N 135н.

Осуществленные расходы по изготовлению предметов санитарной, специальной и иной подобной одежды и обуви оформляются в учете следующими записями:

дебет счета 44 "Расходы на продажу" кредит счетов 10, 69, 70 и др. - расходы, связанные с изготовлением специальной одежды, отражены на счетах учета издержек обращения;

дебет счета 10, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" кредит счета 44 - оприходована изготовленная собственными силами специальная одежда.

В оформляемом акте указывается количество изготовленных предметов, их цена (под ней должна пониматься себестоимость изготовления), срок службы, сумма списания стоимости.

Кроме акта выполненных работ, в соответствии с п. 15 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды передача на склад организации изготовленной специальной одежды должна оформляться соответствующими первичными учетными документами. Для этой цели используются типовые формы N М-11 "Требование-накладная" и N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону", утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (в ред. изм. и доп.).

Требования, предъявляемые к оформлению актов, самостоятельно разрабатываемых предприятиями торговли и общественного питания

Самостоятельно разрабатываемые предприятиями торговли и общественного питания или их контрагентами акты выполненных работ (оказанных услуг) должны в первую очередь содержать все предусмотренные действующим законодательством (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете) обязательные реквизиты.

Во вторую очередь оформляемые акты должны содержать достоверную информацию о характере выполненных работ (оказанных услуг) с указанием их необходимости и экономической целесообразности, а также со ссылкой на осуществление соответствующих расходов в рамках той деятельности организации, которая направлена на получение дохода. Такие требования к актам определяются положениями налогового законодательства, а именно гл. 25 НК РФ.

Составляемыми актами прежде всего фиксируется выполнение закрепленных в договоре (соглашении) обязательств той стороной по договору, которая является исполнителем. Как правило, именно фиксация данного факта влечет за собой обязанность заказчика по оплате работ (услуг).

При оформлении актов работ, выполненных по договору подряда, выступающей в роли заказчика организации торговли и общественного питания необходимо учитывать положения ст. 720 ГК РФ. В частности, организация обязана в установленные договором сроки с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику и оговорить их в акте приемки работ. Исключение составляют скрытые недостатки, уведомить о наличии которых следует в разумный срок после их обнаружения.

В части расходов на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, которые признаются в целях налогообложения по налогу на прибыль в соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ, необходимо учитывать, что перечни указанных услуг установлены Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", а также правилами оказания соответствующих услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления услуг телеграфной связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 222, Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи - Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 310, а Правила оказания услуг почтовой связи - Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221.

При оформлении актов оказания услуг необходимо четко разграничить каждую из перечисленных услуг, а также обосновать их непосредственную связь с производственной деятельностью организации.

В Письме Минфина России от 12 февраля 2004 г. N 04-02-05/1/12 "О порядке отражения в налоговом учете по налогу на прибыль услуг связи" дата признания для целей налогообложения расходов на оплату услуг телефонной связи должна определяться в соответствии с порядком оплаты услуг, предусмотренным в договоре оказания услуг телефонной связи.

Если исходя из условий заключенного договора обязанность оплатить оказанные услуги возникает в момент выставления счета (или же, например, в момент подписания двустороннего акта), то датой признания расходов будет являться именно дата выставления счета (подписания акта). В связи с этим при применении метода начисления, расходы на оплату услуг телефонной связи будут относиться к тому налоговому (отчетному) периоду, в котором возникла обязанность оплатить оказанные оператором связи услуги.

На основании того же пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения принимаются расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).

При оформлении актов, подтверждающих произведенные расходы на рекламу, организации должны учитывать положения пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которым к уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль расходам относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности организации, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, но с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Кроме того, принимаемые в целях налогообложения расходы на рекламу должны соответствовать ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", согласно которой под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Акт приемки работ (услуг), связанных с размещением организациями торговли и общественного питания рекламы, в полной мере относится к документу, которым они могут быть подтверждены в целях налогообложения. Однако в обязательном порядке в нем должны быть указания на то, что произведенные расходы непосредственно связаны с осуществляемой организацией производственной деятельностью и имеют своей целью сформировать или поддержать интерес к организации или ее деятельности.

Если у организации возникает необходимость оформить актом услуги, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, то следует обратить внимание на положения п. 3 ст. 264 НК РФ.

Если речь ведется о направлении сотрудников на курсы повышения квалификации, то для признания расходов обоснованными, а потому подлежащими отнесению в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, рекомендуется оформлять следующие документы: приказ руководителя организации (уполномоченного лица) о направлении работника на обучение (переобучение) с указанием необходимости (например, для повышения квалификации, для назначения на должность и т.п.), договор с учебным заведением с приложением к нему программы обучения и указанием документа, который будет выдан по итогам обучения, акт оказанных услуг и счет (счет-фактуру) учебного заведения.

В акте в обязательном порядке приводится перечень сотрудников, которые прошли обучение, программа обучения (продолжительность обучения, специализация и др.), необходимость обучения (взаимосвязь с производственной деятельностью), а также указываются документы, которые выданы работникам по итогам прохождения обучения (переобучения), это могут быть дипломы, свидетельства и т.п.

Также указываются реквизиты документов, подтверждающих государственную аккредитацию учебного заведения, выданной ему лицензии. При этом, как отмечено в Письме Минфина России от 12 марта 2003 г. N 04-02-03/29, решающее значение имеет наличие у учебного заведения лицензии (а не государственной аккредитации).

Если оплачиваются услуги по участию сотрудников организации в семинарах, то, как и расходы по подготовке и переподготовке кадров, они принимаются в целях налогообложения прибыли в случае, если у проводящей их организации имеется лицензия на право ведения образовательной деятельности. Если лицензии нет, оказанные услуги можно причислить к консультационным и также принять для целей налогообложения, но уже на основании пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ. Соответственно и должны различаться оформляемые в указанных ситуациях акты оказанных услуг. В первом случае речь в них должна вестись об учебном семинаре с указанием программы семинара, увязки обучения с торговой деятельностью организации, во втором случае необходимо говорить о консультационном семинаре с указанием предмета и цели консультации (цель следует увязать с производственной деятельностью предприятия), ее практической необходимости.

При документальном оформлении расходов на оплату услуг кадровых агентств необходимо учитывать положения пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ. Несмотря на то что в целях налогообложения по налогу на прибыль в полной мере принимаются расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по набору персонала, такие расходы не могут быть признаны экономически оправданными, если фактически не состоится набор работников (в том числе и в результате рассмотрения кандидатур, представленных специализированными компаниями по подбору персонала). Исходя из этого для принятия расходов в целях налогообложения по налогу на прибыль в акте должны содержаться ссылки на заключенные договоры с отобранными кандидатами.

Для оформления расходов на оплату услуг охранных организаций (агентств и т.п.) прежде всего необходимо, чтобы у сторон имелся оформленный письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, включая номер и дату выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора. Таковы требования ст. 9 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в ред. изм. и доп.).

В договоре также предусматривается обязанность охранного предприятия предоставлять клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором. К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов охранной организации.

Отчет в полной мере может быть оформлен в виде двустороннего акта между торговой организацией (предприятием общественного питания) и исполнителем из числа охранных предприятий. Как представляется, в оформляемом документе должны быть указаны перечень охраняемых объектов (с указанием их адресов и размеров охраняемых территорий) и прочих услуг (только так можно подтвердить взаимосвязь расходов с производственной деятельностью организации), их стоимость, период оказания услуг, сведения о реквизитах лицензии охранной организации.

При списании на расходы стоимости оказанных организации юридических услуг оформляемый акт должен содержать ссылки на характер оказанных услуг (правовое консультирование по всем отраслям права; правовая работа по обеспечению хозяйственной и иной деятельности организации; представительство в судебных и других органах; правовая экспертиза учредительных и иных документов юридических лиц; составление заявлений, договоров, исков, соглашений, контрактов, претензий и других документов, имеющих юридический характер; подбор и систематизация нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам и т.д.).

Наравне с расходами на оплату юридических услуг в целях налогообложения по налогу на прибыль принимаются также расходы на информационные, консультационные и иные аналогичные услуги (пп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), аудиторские услуги, услуги по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 17 - 19 п. 1 ст. 264 НК РФ), расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ), расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями (пп. 36 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При документальном подтверждении указанных расходов в оформляемых актах следует особо отражать их непосредственную взаимосвязь с торговой (производственной) деятельностью организации, то есть для каких нужд и с какой целью должны были осуществляться работы (оказываться услуги). Также рекомендуется максимально шире раскрывать перечень осуществляемых расходов и избегать общих фраз типа "юридические услуги", "информационные услуги" и т.п.

Также следует учитывать, что, если консультационные, юридические, нотариальные и иные подобные услуги непосредственно связаны с приобретением организацией имущественных ценностей, они включаются в первоначальную стоимость данного имущества как для целей бухгалтерского, так и налогового учета.

Такие требования в части объектов основных средств содержатся в п. 8 ПБУ 6/01, в части материально-производственных запасов - в п. 6 ПБУ 5/01, в части нематериальных активов - в п. 6 ПБУ 14/2000. Если обращаться к вопросам налогообложения, то положения о порядке определения стоимости амортизируемого имущества содержатся в ст. 257 НК РФ. Следовательно, если какие-либо услуги оказываются сторонними организациями при приобретении имущества, расходы на их оплату единовременно в целях налогообложения по налогу на прибыль приняты быть не могут.

При отражении расходов на оплату аудиторских услуг организации следует учитывать следующие нормы действующего законодательства.

В настоящее время правовое регулирование аудита осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. изм. и доп.).

Если торговая организация или предприятие общественного питания в обязательном порядке проводят аудит в соответствии с требованиями законодательства, то в качестве исполнителя могут выступать только аудиторские организации (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 119-ФЗ), а индивидуальные аудиторы для этих целей привлечены быть не могут.

Выступающая в качестве исполнителя аудиторская организация должна обладать лицензией на право осуществления аудиторской деятельности. В качестве обоснования произведенных расходов организация должна располагать договором на оказание аудиторских услуг, выданным аудиторской организацией заключением, а также оформленным сторонами актом оказанных услуг.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения по налогу на прибыль принимаются расходы на сертификацию продукции и услуг.

При этом, как указано в Письме Минфина России от 23 декабря 2002 г. N 04-02-06/2/120, не имеет значения, проводится ли сертификация в обязательном или же в добровольном порядке. В обоих случаях целью сертификации является осуществление надзора за качеством продукции или услуг, а потому в обоих случаях она считается обоснованной, а расходы должны приниматься в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Вместе с тем следует учитывать, какая организация проводит сертификацию и выдает соответствующее заключение. Если она не уполномочена Госстандартом России для таких целей, то расходы в таких случаях не могут быть приняты в целях налогообложения. Поэтому при оформлении акта оказанных услуг по сертификации продукции необходимо указать реквизиты документа, свидетельствующего о том, что проводившая сертификацию организация является уполномоченной на то в соответствии с действующим законодательством.

Предлагаемая к применению типовая форма акта выполненных работ (оказанных услуг)

Если обратиться к вопросу разработки типовой формы акта, которая могла бы применяться в большинстве случаев, то необходимо отметить следующее.

Прежде всего, такой документ должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Кроме того, в акте рекомендуется отражать и другие реквизиты.

Например , в нем следует указать дату фактического принятия работ, которая может отличаться от даты оформления самого акта. При этом следует учитывать, что именно от даты приемки работ начинает применяться гарантийный срок на выполненные работы.

Что касается необходимости удостоверения оформленных актов печатями организаций, то данный вопрос рекомендуется решать согласно заключенному договору или достигнутым в дальнейшем соглашениям. Если особо данный вопрос договором не разрешен, печати могут и не проставляться. Если же возникает необходимость особо удостоверить правомочность документов, то по договоренности в оформляемом акте можно предусмотреть такой реквизит, как мастичная (в том числе гербовая) печать каждой из сторон.

Примерная форма акта выполненных работ, используемого в случаях, когда другая форма четко не определена нормативно-правовыми актами, может быть следующей:

Акт
о выполненных работах (оказанных услугах)
по договору ________________________________________________
(указывается договор - подряда, на информационные
и др. услуги)
г. Москва "____" июля 2005 г.
______________________________________________________, именуем___
(наименование торговой организации или предприятия
общественного питания)
в дальнейшем "Заказчик", в лице _________________________________,
(уполномоченное должностное
лицо организации)
действующего на основании Устава, с одной стороны, и _____________
(наименование
______________, именуем___ в дальнейшем "Исполнитель" (Подрядчик),
организации)
действующего на основании Устава, с другой стороны, составили
настоящий акт о нижеследующем:
1. В соответствии с заключенным сторонами договором

(указывается наименование договора)
N _______ от "____" ______ 200__ г. Исполнителем выполнен комплекс
работ (оказаны услуги), включающий: ______________________________
__________________________________________________________________
(приводится описание выполненных работ, оказанных услуг)
2. Вышеуказанные работы (услуги), согласно договору, должны
были быть выполнены к "__" __________ 200___ г. Фактически
выполнены - "__" _________ 200__ г.
3. Возможные варианты записей в акте:
3.1. Качество работ по договору должно соответствовать ______.
Фактически качество выполненных работ соответствует
(не соответствует) предъявляемым требованиям.
3.2. В результате осмотра и проверки выполненных работ
недостатки не выявлены (выявлены), в том числе ___________________
_________________________________________________________________.
(приводятся выявленные недостатки)
3.3. При приеме работ установлено, что работы выполнены в
полном объеме и в срок (с нарушением условия договора о сроке
выполнения работ).
3.4. Качество работ соответствует (не соответствует) указанным
в договоре требованиям.
3.5. Услуги оказаны полностью. Стороны по договору претензий
друг к другу не имеют.
4. В соответствии с заключенным договором Исполнитель
осуществлял ______________________________________________________
(приводится перечень осуществленных работ, услуг,
__________________________________________________________________
отчет Исполнителя)
5. По результатам выполненных работ (оказанных услуг) ________
__________________________________________________________________
(приводится описание результатов работ, их проверки и контроля,
исправность систем, возможность принятия в эксплуатацию,
использования результатов и др.)
6. Работы (услуги) выполнены для нужд ________________________
(указываются цели
__________________________________________________________________
выполнения работ, оказания услуг, структурные подразделения,
__________________________________________________________________
для которых они осуществлялись)
7. Стоимость выполненных работ (оказанных услуг), согласно
заключенному договору, составляет __________ руб., кроме того НДС
(ставка - 18%, 10%) - ____________ руб., всего - ____________ руб.
8. Зачтен ранее выданный аванс в сумме __________________ руб.
Всего к окончательной оплате - __________________________ руб.
Срок окончательной оплаты - "____" ___________ 200___ г.
Подписи сторон:
От Заказчика: От Исполнителя:

(наименование должности) (наименование должности)
______________________________ ______________________________
(подпись, расшифровка подписи) (подпись, расшифровка подписи)
"___" ____________ _____ г. "___" _____________ ____ г.
М.П. М.П.

Особенности оформления актов выполненных работ (оказанных услуг) в рамках отношений с физическими лицами

Предприятия торговли и общественного питания могут заключать договоры (соглашения) и, соответственно, оформлять акты о выполненных работах (оказанных услугах) как в рамках отношений с юридическими, так и с физическими лицами. При этом в последнем случае дополнительно должны быть учтены ряд требований действующего законодательства.

Результаты работ, выполненных физическими лицами по срочным трудовым договорам на время выполнения определенной работы, оформляются "Актом о приемке работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы" (форма N Т-73), форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

Акт может оформляться для окончательного или поэтапного расчета по заключенному сторонами трудовому договору. В нем со ссылками на заключенный сторонами трудовой договор приводятся наименование выполненных работ, их договорная стоимость, причитающаяся к выплате сумма, а также заключение о качестве, объеме и уровне выполнения работ.

Если с физическим лицом заключается договор гражданско-правового характера (например, договоры подряда, возмездного оказания услуг) или же авторский договор, предусматривающие собой выполнение работ (оказание услуг), то результаты таких работ (услуг) также могут подтверждаться составлением соответствующего акта.

В таких случаях оформленный первичный документ должен иметь все те же обязательные реквизиты, установленные ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Учитывая же нормы налогового законодательства, форму акта рекомендуется дополнить реквизитами о месте постоянного (временного) проживания физического лица, являющегося исполнителем по договору и, соответственно, получателем сумм доходов, а также реквизитами о документе, удостоверяющем личность исполнителя (наименование документа, его серия и номер, кем выдан, дата выдачи).

Обусловлены такие рекомендации положениями ст. 230 НК РФ, согласно которой организации обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за соответствующий календарный год и суммах начисленных и удержанных налогов. Такие сведения представляются один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица" (в настоящее время используется форма, утвержденная Приказом МНС России от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583). Применение данной формы в настоящее время подтверждено Письмом ФНС России от 14 февраля 2005 г. N ГИ-6-04/122.

Если в акте выполненных работ (оказанных услуг) реквизиты о месте жительства получателя доходов не будут отражены, их следует указать в документе, которым оформляется выплата доходов (расходном кассовом ордере, расчетно-платежной ведомости и т.п.).

Не должны представляться сведения по форме N 2-НДФЛ в части доходов, выплаченных индивидуальным предпринимателям за выполненные ими работы (оказанные услуги), но только в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили организации документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. Учитывая данные положения налогового законодательства, в акт выполненных индивидуальным предпринимателем работ (оказанных услуг) необходимо вносить реквизиты о номере и дате документа, которым подтверждается его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

При расчетах с физическими лицами за выполненные ими в пользу организации работы (оказанные услуги) обязательно также учитывать "налоговый" статус получателя доходов (является резидентом Российской Федерации или нет), а также необходимость исчисления и уплаты с начисленной суммы единого социального налога, страховых взносов на обязательное социальное страхование и обеспечение.

На основании этого документа у исполнителя возникает право на получение оплаты. Заказчик посредством акта подтверждает свои расходы. Как выглядит документ, что такое акт выполненных услуг или работ?

Базовые сведения

Акт приема выполненных работ формируется с учетом требований по наличию обязательных реквизитов. В перечне таковых отсутствует указание на обязательность отражения в акте детализации исполненных работ.

Обязанностью заказчика является принять выполненную работу в оговоренный договором срок, при условии, что ее качество соответствует должному. Прием работ осуществляется на основании акта выполненных работ.

Основные понятия

Акт выполненных работ, по-другому или приема-сдачи работ, являет собой двухсторонний документ, в котором отображен факт исполнения работ, их стоимость и период выполнения.

Целью акта является фиксация выполнения работы согласно договору. Под выполненными работами подразумеваются любые работы или услуги, которые одна сторона договорного соглашения оказывает другой. Участниками сделки могут выступать организации, ИП и физлица.

Заполняя акт о приеме выполненных работ, надлежит указать:

  • название документа, его номер и дату составления;
  • наименования сторон, их реквизиты и адрес;
  • реквизиты договора, к которому прилагается акт;
  • номер счета исполнителя для получения оплаты;
  • вид работ, их объем, сроки исполнения, стоимость, НДС;
  • единица измерения услуги;
  • подписи и печати исполнителя и заказчика.

Количество экземпляров акта согласовывается сторонами, но каждый из участников должен получить свой экземпляр.

Назначение документа

Но само наличие акта приемки не означает принятия работ заказчиком. Документ должен быть подписан обеими сторонами. Только после этого условия договора считаются исполненными.

На основании акта заказчик обязан выплатить полную стоимость работ. Исполнитель получает право требовать оплаты. Другой важный момент это учет расходов.

Затраты организации на выполнение работ, связанных с производственной деятельностью, можно включить в себестоимость продукции. При расчете эти затраты могут включаться в расходы предприятия.

Но подтвердить обоснованность отнесения стоимости работ по договору подряда к расходам необходимо документально. В противном случае затраты не уменьшат налогооблагаемую базу.

К тому же налоговики вправе наложить штраф за недостоверность учета и попытку уклонения от налогов. Назначение акта выполненных работ можно рассматривать и с юридической точки зрения.

Если акт подписан, но оплата от заказчика в положенный срок не поступила, исполнитель вправе подать .

Когда заказчик отказывается от приема работ без должного обоснования, исполнитель вправе самостоятельно подписать акт.

Наличие такого одностороннего акта с приложением первичной документации и договора дает исполнителю права требовать оплаты работ заказчиком в судебном порядке.

Действующая нормативная база

Акт приема выполненных работ зачастую относят к первичным документам. Тем более что в нем должны наличествовать обязательные для первичной документации реквизиты.

Для сделок, не касающихся передачи вещей, обязателен акт при принятии работ по (п.4 ст.753 ГК).

В п.2 ст.720 ГК сказано о возможности составления акта по договору подряда, но исключительно по усмотрению сторон. То есть с юридической точки зрения акт не обязателен.

Но существует еще и бухгалтерская сфера. На основании акта выполненных работ бухгалтера осуществляют учет хозоперации. Налоговиками и финансистами акт воспринимается как первичный учетный документ.

Отсутствие такового может существенно осложнить деятельность бухгалтерского подразделения в том, что касается подтверждения затрат и полученной прибыли.

Еще один довод по поводу обязательности составления актов приемки это налоговые правоотношения. По мнению ФНС только акт принятия работ может достоверно подтвердить факт осуществления затрат.

Поэтому составлять подобный акт следует даже при выполнении работ внутри самой организации. При этом форма акта может быть любой, главное наличие в документе необходимых данных.

Обязательные реквизиты

Акт о выполнении работ, независимо от своей формы, должен содержать такие обязательные данные как:

  • идентификационные дынные относительно самого акта (название, номер, дата составления и т.д.);
  • основание составления (договор подряда и подобное);
  • реквизиты участвующих сторон;
  • суть свершаемой по договору операции;
  • подписи с расшифровкой.

Особое внимание следует уделить детализации работ. По закону достаточно указать вид, объем и стоимость работ, то есть основное содержание договора.

Но порой договор предполагает выполнение комплекса работ, причем и плата может осуществляться поэтапно. Кроме того, не всегда «сухое» изложение предмета договора позволяет обосновать экономическую составляющую расходов заказчика.

В связи с этим налоговики требуют четко указывать фактически исполненный объем работ, их характер и сроки, что позволяет проследить связь исполненной работы с деятельностью предприятия.

Судебные органы не всегда поддерживают налоговиков в вопросе необходимости детализации работ. Организация может предоставлять иные подтверждающие факт исполнения работ документы.

Но во избежание разногласий с ФНС желательно прилагать к акту детализацию работ, предусмотрев данное условие в договоре. Неотъемлемыми реквизитами акта выполненных работ считаются подписи сторон.

Неподписанный акт не может являться подтверждающим документом. Кроме того именно подпись заказчика удостоверяет, что результат работ принят без претензий. Потому при наличии недостатков подписывать акт заказчику не следует.

Порядок устранения недостатков

Прием работы заказчиком осуществляется в соответствии со . Так заказчик обязан принять выполненную работу в срок, указанный в договоре.

При отступлении от договора и выявлении недостатков об этом должно незамедлительно сообщить исполнителю. При этом обнаруженные несоответствия должны быть задокументированы.

В случае подписания приемочного акта без указания на явные недостатки работа считается принятой безоговорочно, и заказчик теряет право требовать устранения изъянов.

При выявлении недостатков в процессе принятия исполненных работ могут составляться такие акты как:

Если между сторонами возникают споры о недостатках, назначается экспертиза. Расходы по таковой несет подрядчик, если доказана его вина .

При отсутствии причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками экспертизу оплачивает сторона, потребовавшая ее проведения. Если процедура осуществляется по согласованию сторон, то оплата делится пополам.

Формирование доверенности на подписание

Подписывать акт выполнения работ вправе любое лицо, уполномоченное непосредственно участником договорных отношений. Представление происходит на основании доверенности на подпись акта выполненных работ.

Формирование данного документа напрямую зависит от статуса сторон договора. Если выдается от имени лица юридического, то форма ее может быть простой письменной.

Обусловлено это тем, что составляется документ с указанием реквизитов юрлица, зачастую на типовом бланке и содержит заверяющие реквизиты.

В частности проставляется подпись полномочного представителя юрлица и печать организации. Доверенность от физического лица не имеет должного подтверждения, наличия одной подписи не достаточно.

Поэтому такая доверенность обязательно должна быть нотариально заверенной. Если акт подписывается доверенным лицом, то в документе надлежит указать реквизиты доверенности и данные доверителя.

По договору ГПХ с физическим лицом

Исполнителем по договору подряда может выступать физическое лицо или индивидуальный предприниматель. В этом случае заключается договор, который носит гражданско-правовой характер (ГПХ).

При этом договор может оформляться на выполнение работ или на оказание услуг. Важный нюанс заключения договора ГПХ это отсутствие в нем положений .

То есть сторонами являются заказчик и исполнитель, предмет договора – работа или услуга. По приему результата и факту оплаты договорные отношения считаются завершенными.

Акт приема выполненных работ по с физлицом составляется произвольной, заранее оговоренной форме. Непременно указываются все обязательные реквизиты.

В качестве реквизитов физлица прописываются его паспортные данные и адрес регистрации или места проживания, для ИП указывается номер свидетельства о госрегистрации. В остальном принятие работ по договору ГПХ осуществляется в обычном порядке.

Универсальный передаточный документ вместо акта выполненных работ

Составление такого акта процесс сугубо добровольный. При оформлении указывается:

  • данные арендатора и арендодателя;
  • реквизиты договора аренды;
  • сведения, идентифицирующие объект недвижимости;
  • сумма оплаты и т.д.

При подписании акта прописывается, что объем обязательств исполнен в полном объеме, оплата осуществлена, претензии к содержанию помещения отсутствуют.

На транспортные услуги

Когда предметом договора оказания услуг являются грузоперевозки, факт исполнения также подтверждается актом о выполнении работ.

Таковой подтверждает, что перевозчик осуществил транспортировку материальных ценностей в соответствии с , а клиент обязуется оплатить работу в установленный срок.

Подписание акта клиентом свидетельствует об отсутствии претензий. В акте выполнения работ по транспортным услугам помимо обязательных реквизитов прописывается:

  • пункт назначения груза;
  • срок его доставки;
  • реквизиты накладных, выступающих основанием транспортировки.

Если в строительстве

В сфере капитального строительства в качестве акта выполненных работ применяется унифицированная . С 2013 года ее использование носит рекомендательный характер.

Но большинство строительных организаций предпочитают использование стандартного бланка. Акт приема исполненных строительных работ по форме КС-2 заполняется на основании данных Журнала учета выполнения работ.

Акт подписывается подрядчиком и заказчиком. Затем на основании акта готовится справка о стоимости работ и понесенных затратах по . На основании справки заказчик оплачивает услуги подрядчика.

Как разъясняет Минфин РФ, составлять акт о выполнении работ можно в произвольной форме, но с отображением всех обязательных реквизитов.

Таковые перечислены в . При этом в приведенном перечне реквизитов отсутствует условие обязательного отображения детализации исполненных работ.

На практике налоговые органы требуют уточнения в акте свершенных действий и в том числе присутствия информации о периоде осуществления таковых.

Проведение работ на всех предприятиях, как правило, сопровождается составлением соответствующих первичных документов. Это нужно для того, чтобы в последующем правильно учесть все понесенные расходы. Одним из таких документов является всем известный акт выполненных работ. Составляют его практически на любых предприятиях, независимо от формы собственности. Чтобы избежать в будущем нежелательных ошибок, надо сначала внимательно рассмотреть пример акта выполненных работ и изучить основные правила его оформления.

Любая работа считается выполненной только в том случае, если этот факт подтвержден документально. Кроме того, затраты, которые понес исполнитель, обязательно должны быть учтены бухгалтерией. Пример акта выполненных работ, приведенный в статье, наглядно показывает, как он должен выглядеть.

Допустим, что заказчик обратился к исполнителю с предложением выполнить конкретную работу или оказать определенную услугу. Завершенный заказ обе стороны должны будут провести по бухгалтерии. Пример акта выполненных работ, который в этом случае составляется, трудно сделать конкретным, так как обычно на предприятии его форма разрабатывается самостоятельно, на основании основных требований учетной политики данной компании. Но подобный акт должен содержать несколько обязательных реквизитов:

  • название и дату оформления документа;
  • полное наименование обеих организаций (исполнителя и заказчика);
  • название (четкую формулировку) оказанных услуг или произведенных работ;
  • объем услуги (или работы) в денежном и натуральном выражении;
  • ФИО и должности представителей обеих сторон;
  • их личные подписи, заверенные печатями компаний.

Любой пример акта выполненных работ демонстрирует не только сам факт исполнения. Он также подтверждает отсутствие по этому поводу претензий у противной стороны. Информация об этом обязательно должна присутствовать в тексте документа.

Правовая значимость

Что значит для обеих сторон акт приемки выполненных работ? Для исполнителя это подтверждение того, что он выполнил по отношению к заказчику взятые на себя обязательства. По сути, такой документ можно считать подробным отчетом о проделанной работе. Поэтому в нем должны быть четко отражены:

  • все виды произведенных работ;
  • их общая стоимость;
  • сроки выполнения (начальный и конечный);
  • отсутствие претензий у заказчика.

В тексте акта все эти моменты должны быть последовательно отражены. Отсутствие одного из перечисленных показателей может привести к тому, что документ в целом будет признан недействительным.

Для заказчика акт приемки выполненных работ - это официальное подтверждение запланированных расходов. После подписания такого документа он может смело перечислять исполнителю указанную сумму. Для обеих сторон это будет означать окончание сделки. Любые возникающие после этого претензии не подлежат рассмотрению.

Договорные обязательства

Намного проще составлять акт о выполнении тех или иных работ, если они заранее были оговорены отдельным договором. Это облегчает работу обеим сторонам. Исполнителю не надо будет конкретизировать каждый вид работ, а заказчику останется только принять конечный результат и сверить итоговую сумму с той, которая указана в исходном документе. Образец акта выполненных работ по договору можно рассмотреть на любом конкретном примере.

На фото, приведенном в статье, например, четко видно, что в графе «наименование» отсутствует какой-либо список. В ней просто указывается, что работы выполнялись в соответствии с конкретным договором. Более подробной информации в данном случае не требуется.

Кроме того, подобный акт обязательно должен иметь «шапку», аналогичную той, что присутствует в основном договоре. В ней фигурируют наименования обоих контрагентов и их представителей с указанием документов, на основании которых они осуществляют свою деятельность. В конце обязательно нужно отметить, что все работы выполнены полностью, без нарушения оговоренных сроков, и принимающая сторона не имеет претензий относительно их качества. Как и сам договор, акт тоже составляется обычно в двух экземплярах.

Документальное оформление работ в строительстве

Отдельно стоит обратить внимание на акт выполненных строительных работ. Здесь имеются свои тонкости. Для начала стоит заметить, что законодательством России не утверждено никакой унифицированной формы таких актов. Тем не менее есть два типа документов, которые обязательно заполняются в таких случаях.

К ним относятся формы:

  1. КС-2. Она непосредственно отражает только сам факт выполнения данного вида работ. Причем каждое предприятие может самостоятельно разработать для себя форму такого документа, максимально удобную для заполнения.
  2. КС-3 - это, по сути, справка о затратах и стоимости выполненных исполнителем работ. Она предназначена для проведения бухгалтерских операций и учета налогов.

Оба документа применяются для приемки практически всех видов строительных и монтажных работ. Отсутствие хотя бы одного из них может рассматриваться как грубейшее нарушение по учету расходов, доходов и налогообложения, за которое предусмотрены штрафные санкции.

Похожие публикации