Причины международной миграции рабочей силы. Миграция рабочей силы: причины, основные миграционные потоки

1. Понятие, причины миграции рабочей силы.

2. Виды миграции рабочей силы. "Утечка умов": понятие, факторы, каналы.

3. Последствия миграции для стран-"доноров" и принимающих стран (реципиентов).

  1. Понятие, причины миграции рабочей силы

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы, ее международной миграцией.

Международная миграция рабочей силы – это перемещение лиц наемного труда между странами более чем на один год, вызванное причинами экономического и иного характера. В мировой практике трудовые эмигранты едут обычно на срок от 2 до 7 лет.

Различают также миграцию населения перемещение людей, связанное со сменой места жительства.

Разнонаправленные потоки трудовых ресурсов между странами образуют мировой рынок рабочей силы.

Другими словами – мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы.

Различают миграцию:

- внутреннюю , то есть перемещение людей в пределах страны; она имеет важное экономическое значение, являясь формой перераспределения трудовых ресурсов;

- внешнюю , то есть перемещение людей за пределы страны; она влияет на численность населения страны, увеличивая или уменьшая ее на величину миграционного сальдо (миграционное сальдо – это разность между числом иммигрантов и числом эмигрантов)

Во внешней миграции выделяют эмиграцию и иммиграцию.

Эмиграция – это выезд из страны пребывания в другую страну для постоянного или долговременного проживания (более одного года).

Иммиграция – приезд в данную страну для постоянного или долговременного проживания (более одного года).

Международная миграция рабочей силы обусловлена неравномерностью

Социально-экономического развития стран, а отсюда различиями в возможности использования рабочей силы;

Распределения рабочей силы между национальными хозяйствами. Так, в развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля трудовых ресурсов мира приходится на

Восточную и Юго-Восточную Азию (30%),

Тропическую Африку (10%).

Причины миграции в основном экономические :

Поиски средств к существованию,

Отсутствие работы,

Нехватка средств к жизни.

Hо могут быть и другие причины:

Политические, например, неприятие политического строя, угроза репрессий;

Национальные, расовые, например, невозможность отождествить себя со своей нацией, дискриминация по национальному признаку, проблемы развития национальной культуры и др.;

Идеологические, например, несогласие с проводимой в данной стране идеологией;

Религиозные, например, невозможность проводить религиозные обряды;

Экологические и др.

Причины усиления миграции рабочей силы – крупное машинное производство, которое приводит к росту безработицы. В настоящее время автоматизация производства и сферы обслуживания в связи с распространением микроэлектроники приводит к очень значительному сокращению занятости в устаревших отраслях.

Наибольшая экономия живого труда – до 40-50 % – достигается в связи с заменой механических деталей микроэлектроникой, как это произошло в производстве часов, телефонов, телетайпов, швейных машин и т.д.

Значительно сокращение рабочей силы в станкостроении: один станок с числовым программным управлением ликвидирует два рабочих места.

Внедрение новейшей технологии может вызвать сокращение занятости не только в своей стране, но и в других странах. Так, вместе с экспортом товаров происходит и своего рода экспорт безработицы. Так, внедрение роботов в промышленности Японии вызвало рост безработицы не только в ней, но и в других менее развитых странах, куда направляется эта продукция.

Движение рабочей силы тесно связано с движением капитала и во многом обусловлено его перемещением.

В XIX и в XX вв. – до первой мировой войны наблюдалось однонаправленное движение обоих потоков. Рабочая сила двигалась за капиталами. Результатом такого движения было появление белых колоний, заселенных белыми переселенцами. Так, к 1914 году 22% населения Канады, 30% жителей Аргентины, более 26% жителей Новой Зеландии были иммигрантами первого поколения. Рабочие, родившиеся в США не составляли и половины всех рабочих страны.

Но в XX веке потоки капиталов и рабочей силы стали двигаться в противоположных направлениях.

Из менее развитых стран поток эмигрантов направлялся в капиталоэкспортирующие индустриальные страны, нуждающиеся как в неквалифицированном, так и в квалифицированном труде.

Основными экспортерами рабочей силы традиционно являются развивающиеся и менее развитые страны рыночной экономики, то есть страны, где наблюдается

Нехватка рабочих мест,

Низкий уровень дохода на душу населения и

Низкий уровень заработной платы.

Другими словами, это перенаселенные страны с высоким уровнем естественного прироста и сравнительно медленным экономическим развитием.

Более половины международных мигрантов – выходцы из развивающихся стран.

Основные поставщики рабочей силы – Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, Ливан, Марокко, Алжир, Гана, Тунис. Происходит отток рабочей силы из Мексики.

В настоящее время и некоторые бывшие социалистические страны (страны с переходной экономикой) становятся экспортерами рабочей силы. Так, только за 10 месяцев 1993 года в Израиль на постоянное место жительства из бывшего СССР выехали более 57 тысяч человек.

Экспортом рабочей силы занимаются не только развивающиеся, но также и такие развитые страны как Италия, Португалия, Греция. Дело здесь не в общем уровне промышленного и технического развития, а в разнице национальных зарплат. Так, в 1993 году стоимость рабочей силы в обрабатывающей промышленности

В Германии превышал 28 дол. в час,

В Швейцарии – 25,

В Японии – 22,

В США, Франции – 18,

В Италии – 17 долларов в час.

Важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы – перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны. Международная миграция рабочей силы – это межгосударственное перемещение трудовых ресурсов со сменой постоянного места жительства. Она влючает два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция – выезд населения страны за границу, иммиграция – въезд населения других стран на территорию данной страны. Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формирует международный рынок труда, который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов. Трудовая миграция является формой существования международного рынка труда.

Исторически миграционные процессы возникли много столетий назад. Первым массовым перемещением трудящихся был завоз рабов из Африки в Америку. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода». Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. XX в. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» - устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В начале нового столетия 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.

Массовая миграция в США всегда была велика. Богатства этой страны привлекали и привлекают население многих стран мира. Размеры ежегодного притока мигрантов зависели от экономических условий в США, стимулирующих миграцию из Европы и других регионов. Сегодня в страну легально иммигрирует более 700 тыс. чел. в год. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 1960-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. В середине 1990-х годов приток иммигрантов в Западную Европу был на уровне 180 тыс. чел. в год. Странами, принимающими основную массу иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Швейцария.

Классической страной иммиграции Азиатско-Тихоокеанского региона является Австралия. В XIX–XX веках эта страна принимала большое количество эмигрантов из разных стран. В начале 1990-х годов Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, поэтому в первую очередь привлекаются иностранцы, осуществляющие инвестиции в экономику страны. Именно с этого десятилетия иммиграционная волна в Австралию заметно уменьшилась.

Согласно официальным данным, к началу 2005 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3,2 млн. в 1960 г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работников с членами их семей может в настоящий момент превышать 100 млн. человек.

Причины миграции рабочей силы

Причины миграции рабочей силы могут быть различными. За последние годы все большую роль стали играть экономические причины: поиск работы, повышение доходов, уровня жизни и т.п. Хроническая безработица, которая существует в некоторых странах (особенно слаборазвитых), стала важным фактором усиления миграции. Этому же способствуют увеличение в последние годы размеров вывозимого капитала, создание разветвленной сети филиалов крупных фирм за рубежом, так как вслед за капиталом в эти страны устремляются и желающие получить работу.

Миграционные потоки направляются, как правило, из развивающихся в промышленно развитые страны. В промышленно развитых странах блаодаря возможности решать комплекс социально-экономических задач сложился достаточно высокий жизненный уровень населения, обладающего, в основном, определенным уровнем образования и культуры. Поэтому в производстве и инфраструктуре существует целый перечень непрестижных низкооплачиваемых работ и специальностей, на которые трудно найти работника. В то же время в развивающихся и бывших социалистических странах, где высок уровень безработицы, а зарплата низкая, существует много желающих занять такие места и решить, таким образом, проблему материальной обеспеченности семьи.

Международная миграция рабочей силы между осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Для развитых стран большая проблема – так называемая «утечка умов», например, из Европы в США. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, созданный в 1947 году. Его население на 60% увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 30%) за счет выходцев из СССР.

Еще одно направление в миграции рабочей силы – это отъезд квалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны, который зачастую вызван экономическими факторами, новыми возможностями в работе и, наконец, просто желанием устроиться на новом месте, проверить свои возможности в новых условиях работы. Данный поток мигрантов сравнительно небольшой.

Последствия миграции рабочей силы

Практика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником валюты в страну. Она поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране в целом успешнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики.

Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда.

Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

  • тенденции роста потребления заработанных за границей средств,
  • желание скрыть получаемые доходы,
  • «утечку мозгов»,
  • в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.

Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики.

Особенностью современной международной трудовой миграции становится возрастание ее объемов. Если в 1960 году в мире насчитывалось 3,2 млн трудящихся-мигрантов, то в 1995 году их было уже более 35 млн.

Выход России на международный рынок труда ограничивается рядом обстоятельств. Более высокий уровень жизни в промышленно развитых странах и более высокая оплата труда постоянно увеличивают количество желающих выехать на работу. Но возникают противодействующие факторы: языковой барьер, непризнание большинством стран мира отечественных дипломов о высшем образовании, в целом невысокая квалификация рабочих и служащих.

Социально-экономические аспекты международной трудовой миграции можно рассматривать с трех точек зрения: мигранта, страны выбытия и страны прибытия. Общеизвестно, что экономический интерес мигрантов состоит в повышении своего жизненного уровня в стране прибытия. Страны в зависимости от разных факторов могут быть заинтересованы как в иммиграции, так и в эмиграции. Эмиграционный интерес, как правило, имеют развивающиеся страны, где весьма сложная демографическая ситуация и относительно низкий уровень жизни. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу.

Кроме экономического и социального аспектов международной миграции, есть еще демографический и политический аспекты. Так, повышение плотности населения усложняет отношения в системе человек – природа. Концентрация населения в городах вызывает рост социальной напряженности, ведет к разжиганию национальных конфликтов, росту преступности и т. п. При формировании концепции миграционной политики следует учитывать и те, и другие аспекты.

Регулирование миграции рабочей силы

Для ликвидации отрицательных последствий и усиления положительных эффектов, получаемых страной в результате миграции рабочей силы, необходимо использовать набор средств государственного и межгосударственного регулирования миграционных процессов. Вмешательство государства в процесс перемещения рабочей силы через государственные границы возникло раньше, чем регулирование международных рынков товаров и услуг. Уже на исходе XIX века появились законодательные акты, запрещавшие выезд своих рабочих и въезд нежелательных иностранных граждан. Напротив, поощрялась иммиграция специалистов для перспективных отраслей экономики, представителей редких профессий, лиц с мировым именем в области науки, культуры, искусства и спорта, представителей бизнеса, инвестирующих свой капитал в экономику принимающей страны, и, наконец, рабочих, согласных выполнять вредные и тяжелые работы за минимальную заработную плату.

Сегодня в государствах мирового сообщества сложилась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабочей силы, включающая законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта. Миграционная политика проводится непосредственно через национальные службы миграции, создаваемые, как правило, при министерствах труда, юстиции или иностранных дел. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля за въездом в страну. В круг их обязанностей входят выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, а также контроль за временем пребывания иностранной рабочей силы в стране.

Страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере.

Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов и действует в пользу более молодых претендентов.

Среди других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. выделяются:

  • хорошее состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
  • дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами):
  • ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «приятный характер», а в США ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Определенную роль в регулировании миграции рабочей силы играют мировое сообщество и . Мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы, прежде всего, входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.

Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам. Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.

Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.

Введение……………………………………………………………………………………….…3

1. Причины миграции…………………………………………………………………………....4

2. Последствия миграции………………………………………………………………..…...….5

3. Регулирование миграции.………………………………………………………………….…9

Заключение…………………………………………………………...…………………………14

Библиографический список……………………………………………………………...…….15


ВВЕДЕНИЕ.

Важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы – перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны. Международная миграция рабочей силы – это межгосударственное перемещение трудовых ресурсов со сменой постоянного места жительства. Она влючает два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция – выезд населения страны за границу, иммиграция – въезд населения других стран на территорию данной страны. Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формирует международный рынок труда, который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов. Трудовая миграция является формой существования международного рынка труда.

Исторически миграционные процессы возникли много столетий назад. Первым массовым перемещением трудящихся был завоз рабов из Африки в Америку. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода». Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.
Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. XX в. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» - устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В начале нового столетия 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.
Массовая миграция в США всегда была велика. Богатства этой страны привлекали и привлекают население многих стран мира. Размеры ежегодного притока мигрантов зависели от экономических условий в США, стимулирующих миграцию из Европы и других регионов. Сегодня в страну легально иммигрирует более 700 тыс. чел. в год. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.
В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 1960-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. В середине 1990-х годов приток иммигрантов в Западную Европу был на уровне 180 тыс. чел. в год. Странами, принимающими основную массу иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Швейцария.
Классической страной иммиграции Азиатско-Тихоокеанского региона является Австралия. В XIX–XX веках эта страна принимала большое количество эмигрантов из разных стран. В начале 1990-х годов Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, поэтому в первую очередь привлекаются иностранцы, осуществляющие инвестиции в экономику страны. Именно с этого десятилетия иммиграционная волна в Австралию заметно уменьшилась.
Согласно официальным данным, к началу 2005 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3,2 млн. в 1960 г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работников с членами их семей может в настоящий момент превышать 100 млн. человек.


Причины миграции рабочей силы

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX в. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. В данной главе в основном будет уделено внимание проблемам международной трудовой миграции, международному рынку рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы во второй половине XX в. стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.

Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого мигранта-трудящегося приходится три иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х гг. превышает 100 млн. человек.

Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и информации. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Международная трудовая миграция – один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени – служащие, специалисты и ученые.

Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.


Похожая информация.


Трудовые ресурсы - часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями,

необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков моложе тру-доспособного возраста.

Количественный и качественный анализ трудовых ресурсов осуществляется по ряду направлений:

демографические показатели (общая численность населения, социальная структура, половозрастная структура, естественное движение, семейное состояние); самодеятельное и экономически активное население; социально-отраслевая структура; занятость и безработица;

заработная плата, продолжительность рабочей недели; индекс потребительских цен.

Миграция рабочей силы - перемещение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера (табл. 1).

Эмиграция - выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.

Иммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

Реэмиграция - возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.

Миграционное сальдо - разность миграции из страны и эмиграции в страну.

Согласно классификации ООН постоянными трудящими- ся-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год.

Согласно разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификации современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:

1) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном

это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;

профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы;

нелегальные иммигранты, в число которых входят ино-странцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;

беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из своих стран по каким-либо причинам экономического и/или неэкономического характера;

переселенцы, т. е. лица, переезжающие на постоянное место жительства.

Рассмотрим подробнее некоторые формы трудовой миграции:

безвозвратная или постоянная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;

временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;

сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах до одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер;

маятниковая (челночная, приграничная) - ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно;

«утечка умов» - международная миграция высококвалифицированных кадров.

С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства миграция населения может быть законной (без нарушения законодательных норм) и незаконной (с нарушением законодательства).

Рабочая сила является объектом купли-продажи, но как товар отличается от остальных товаров. Она всегда продается во временное пользование, и продавец никогда не отказывается от права собственности на нее. Ее нельзя накапливать и легко увеличивать или уменьшать как другие товары.

Международный рынок рабочей силы зависит от социаль-но-политической среды, традиций и законодательства, отношения работника к социальной ситуации в стране, эффективности деятельности местных профсоюзов и др. (табл. 2).

Таблица 2

Факторы миграции рабочей силы

Как следствие экономических и неэкономических причин констатируется существование двух типов миграции: добро-

вольной и вынужденной. Добровольная миграция населения - это осознанное самими перемещающимися лицами решение, которое, в свою очередь, может быть обусловлено демографическими мотивами (вступление в брак, связанный с переездом; съезд с родителями или детьми и др.); экономи-ческими соображениями; причинами политического, этни-ческого, медицинского и другого характера.

Вынужденная миграция населения обусловлена, как правило, независящими от мигрантов причинами. Среди этих причин можно назвать: государственное отселение или переселение; военные действия; экологические и иные катастрофы и чрезвычайные происшествия; политические и этнические конфликты. Среди вынужденных мигрантов особое место занимают беженцы и вынужденные переселенцы. Значимость данных видов миграции обусловлена ее масштабами и связанными с этим социально-экономическими проблемами.

Для оценки масштабов трудовой миграции (табл. 3) используются следующие показатели:

масштабы выбытий - число эмигрантов, выбывших из страны за рубеж за определенный период времени с целью устройства на работу;

масштабы прибытий - число иммигрантов, прибывших за определенный период времени в страну в поисках работы

Таблица 3

Международная миграция населения в России, тыс. человек *

* Орешкин В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов// Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 3. С. 75.

сальдо миграции или чистая миграция - разница между числом прибытий и числом выбытий в стране за определенный период времени. Сальдо может быть положительным либо отрицательным; валовая миграция - сумма числа прибытий и выбытий в стране, регионе за рассматриваемый период времени.

Наиболее приемлемыми показателями количественной оценки международного перемещения рабочей силы являются показатели, фиксируемые в платежном балансе:

численность въехавших в страну и выехавших из страны, оцениваемая в денежном эквиваленте имущества мигрантов, привезенного в страну, а эмигрантов - вывоз имущества как денежная оценка экспорта товаров;

трудовой доход, выплаты занятым;

денежные переводы работников;

частные неоплаченные переводы.

Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов и частных неоп-лаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения. Бурный рост интернационализации производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда. Основной поток международной миграции в последние десятилетия устремился в США. Другим крупнейшим центром притяжения ми-грантов является Западная Европа. Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Ве-ликобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию.

В мировой экономике выделяются отдельные страны, спе-циализирующиеся на экспорте рабочей силы. В их числе: республики бывшей союзной Югославии, Египет, Пакистан, Португалия, Индия, Турция, Италия, Испания, Йемен (табл. 4).

* Орешкин В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 3. С. 75.

Специфика современной международной миграции рабочей силы:

значительное и постоянное увеличение ее масштабов, вовлечение в этот процесс народов практически всех континентов;

увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости;

появление миграции из более развитых стран в менее развитые страны;

значительное увеличение нелегальной миграции, связанной с тенденцией увеличения доли теневой экономики в мире.

Похожие публикации