Психология семьи. Учебное пособие

Педагогика и психология
семейных отношений
Преподаватель:
Доктор педагогических наук, профессор
Зимовина Ольга Алексеевна

Семья - это основанная на единой
общесемейной деятельности
общность людей, связанных узами
супружества-родительствародства, и тем самым
осуществляющая воспроизводство
населения и преемственность
семейных поколений, а также
социализацию детей и поддержание
существования членов семьи.

Тема 1. Семья как система – современные тенденции развития

Понятия брака и семьи.
Психологические функции семьи.
Системный подход к пониманию семьи
(несводимость целого к сумме частей и
другие принципы).
Структура семьи. Единицы анализа семейной
структуры - подсистемы и треугольники.
Традиционная и нетрадиционная формы семьи.
Основные мотивы вступления в брак.
Жизненный цикл семьи и психологические
проблемы каждой из его стадий.
Нормативные кризисы в развитии семьи.

Брак - исторически изменяющаяся
социальная форма отношений
между мужем и женой, посредством
которой общество упорядочивает и
санкционирует их половую жизнь и
усматривает их супружеские и
родительские права и обязанности.

.

Супружество - это
личностное взаимодействие
мужа и жены, регулируемое
моральными принципами и
поддерживаемое присущими
ему ценностями.

Семья - это основанная на
единой общесемейной
деятельности общность людей,
связанных узами супружествародительства-родства, и тем
самым осуществляющая
воспроизводство населения и
преемственность семейных
поколений, а также
социализацию детей и
поддержание существования
членов семьи.

Факт одного или двух из названных
отношений характеризует
фрагментарность семейных групп:
1.Бывшие прежде собственно
семьями (по причине взросления и
отделения детей, распада семьи изза болезни, смерти ее членов, из-за
развода и других видов семейной
дезорганизации)
2. Не ставших еще семьями
(например, семьи молодоженов,
характеризующихся только
супружеством, но не родительством
и кровным родством).

Фрагментарные, «осколочные»
формы семьи - этот «семейная
группа», то есть группа людей,
ведущих совместное
домохозяйство и объединяемых
только родством или
супружеством.
Нуклеарная семья – семья,
представленная в триединстве
отношений супружества -родительства -- родства.

Под
«функцией семьи»
понимается сфера ее
жизнедеятельности,
непосредственно
связанная с
удовлетворением
определенных
потребностей членов

10.

Основные функции семьи:
репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть
рождение детей, продолжение человеческого рода);
экономическая (общественное производство
средств к жизни, восстановление истраченных на
производстве сил своих взрослых членов, ведение
своего хозяйства, наличие своего бюджета,
организация потребительской деятельности);
воспитательная (формирование личности
ребенка, систематическое воспитательное
воздействие семейного коллектива на каждого своего
члена в течение всей его жизни, постоянное влияние
детей на родителей и других взрослых членов семьи);
коммуникативная (посредничество семьи в
контакте своих членов со средствами массовой
информации, литературой и искусством, влияние
семьи на многообразные связи своих членов с
окружающей природной средой и на характер ее
восприятия, организация внутрисемейного общения,
досуга и отдыха).

11.

Дополнительные
функции
современной семьи:
хозяйственно-бытовая,
социально-статусная,
эмоциональная,
сексуальная,
первичного социального контроля,
духовного общения.

12.

Специфические
функции
семьи вытекают из сущности
семьи и отражают ее особенности
как социального явления:
репродуктивная функция –
рождение детей,
экзистенциальная функция содержание детей,
функция социализации –
воспитание детей.

13. Неспецифические функции семьи

накопление и передача
собственности, статуса,
организация производства и потребления,
организация отдыха и досуга,
забота о здоровье и благополучии
членов семьи,
созданием микроклимата,
способствующего снятию
напряжений и самосохранению.

14. Традиционная и нетрадиционная формы семьи.

Типология семей - распределение
семей в зависимости от
существования особенностей их
социально-демографического
состава и функций.

15. Традиционная и нетрадиционная формы семьи.

Исторические типы в зависимости от характера
распределения семейных обязанностей и
лидерства:
1) традиционная семья (ее признаки: совместная
жизнь по крайней мере трех поколений (бабушкидедушки, их взрослые дети с супругами, внуки);
экономическая зависимость женщины от мужчины
(мужчина – владелец собственности); четкое
разделение семейных обязанностей (муж
работает, жена рожает и воспитывает детей,
старшие дети ухаживают за младшими и т.д.);
глава семьи – мужчина);

16. Традиционная и нетрадиционная формы семьи.

2) нетрадиционная (эксплуататорская)
семья (ее отличия от традиционной
семьи: женщины работают наравне с
мужчинами (привлечение женщин к
общественному труду произошло во
время перехода от аграрного общества к
индустриальному); работу на
производстве женщина совмещает с
домашними обязанностями (отсюда –
эксплуататорский характер);

17. Традиционная и нетрадиционная формы семьи.

3) эгалитарная семья (семья равных)
(отличается справедливым разделением
домашних обязанностей,
демократическим характером отношений
(все важные для семьи решения
принимаются всеми ее членами),
эмоциональной насыщенностью
отношений (чувством любви, взаимной
ответственности друг за друга и т.д.).

18. Традиционная и нетрадиционная формы семьи

Исторические типы, основанные на
выделении функции, преобладающей в
семейной деятельности:
1) патриархальная семья (основная
функция – хозяйственно-экономическая:
совместное ведение хозяйства,
преимущественно аграрного типа,
достижение экономического
благополучия);

19. Традиционная и нетрадиционная формы семьи

) детоцентристская семья
(важнейшая функция – воспитание
детей, подготовка их к
самостоятельной жизни в
современном обществе);

20. Традиционная и нетрадиционная формы семьи

) супружеская семья (ее основная
функция – эмоциональное
удовлетворение партнеров по
браку). По мнению исследователей,
последний тип, пока еще широко не
распространенный в обществе,
характеризует семью будущего.

21. Традиционная и нетрадиционная формы семьи

Типологии по различным
основаниям:
1) в зависимости от состава семьи:
нуклеарная – родители и дети;
расширенная – родители, дети и
другие родственники; неполная –
один из родителей отсутствует;

22. Традиционная и нетрадиционная формы семьи

2) по этапу жизненного цикла:
молодая семья; семья с первенцем;
семья с подростком; семья
«покинутое гнездо» (когда дети
вырастают и создают свои семьи);
3) по социальному составу: семья
рабочих; семья новых русских;
студенческая семья и другие.

23. Традиционная и нетрадиционная формы семьи

В основе современной типологии
семьи лежит признак наличия и
количества брачных пар в ней.
Простейшая классификация
выделяет:
нуклеарные семьи, включающие
одну брачную пару с
несовершеннолетними детьми или
без детей;

24. Традиционная и нетрадиционная формы семьи

расширенные семьи, включающие
более одной брачной пары, или
брачную пару и других
совершеннолетних родственников;
неполные семьи, не имеющие ни
одной брачной пары.

25. Этапы развития семьи

Семья
как социальный
институт проходит ряд
этапов, последовательность
которых складывается в
семейный цикл или
жизненный цикл семьи.

26. Этапы развития семьи

главными среди них являются следующие:
1) вступление в брак – образование семьи;
2) начало деторождения – рождение первого
ребенка;
3) окончание деторождения – рождение
последнего ребенка;
4) «пустое гнездо» – вступление в брак и
выделение из семьи последнего ребенка;
5) прекращение существования семьи – смерть
одного из супругов.

27. Этапы развития семьи

Согласно Д. Олсона, цикл жизни семьи
состоит из семи стадий:
начала семейной жизни
рождения ребенка и его дошкольного
возраста,
школьного возраста,
подросткового возраста,
взросления,>
постродительской стадии
старения.

28. Этапы развития семьи

. Семейный цикл определяется
стадиями родительства:
Предродительство - период от
заключения брака и до рождения
первенца;
репродуктивное родительство период между рождениями первого
и последнего детей;

29. Этапы развития семьи

социализационное родительство период от рождения первенца до
выделения из семьи (чаще всего через
вступление в брак) последнего ребенка
(в случае одного ребенка в семье
совпадает с предыдущей стадией);
прародительство - период от рождения
первого внука до смерти одного из
прародителей

30. Структура семьи

Данный термин является ключевым в структурной
теории семьи.
С.Минухин: «семья есть нечто большее, чем
индивидуальная биопсиходинамика ее членов.
Взаимодействие членов семьи подчиняется
определенным закономерностям, которые
управляют их трансакциями. Эти закономерности
обычно не формулируются явно или даже не
осознаются, однако формируют целое - структуру
семьи. Реальность структуры - это реальность
другого порядка по сравнению с реальностью,
индивидуальных членов».

31. Структура семьи

Структура семьи включает численный и
персональный состав ее членов, а также
совокупность семейных ролей и
различных взаимоотношений между
ними:
супружеские отношения,
детско-родительские,
супругов и их родителей,
отношения между детьми,
отношения бабушек и дедушек с их
внуками.

32. Структура семьи

В структуру семьи входят наборы
осознанных и неосознанных
правил, которые определяют
взаимодействие в семье. Чтобы
этот механизм действовал
(правилам следовали, поведение
предсказывалось), необходима
система поддержания, которая
состоит из двух частей.

33. Структура семьи

Первая - это иерархическая система,
основывающаяся на авторитете
родителей, который всегда и везде
выше, чем авторитет детей.
Вторая - семейные комплементарные
(дополняющие друг друга) роли:
например, один из родителей более
рассудительный, а другой - более
эмоциональный.

34. Структура семьи

В качестве структурных элементов семьи
как системы выделяют супружескую,
родительскую, сиблинговую и
индивидуальные подсистемы,
представляющие собой локальные,
дифференцированные совокупности
семейных ролей, которые позволяют
семье выполнять определенные функции
и обеспечивать ее жизнедеятельность

35. Структура семьи

Взаимоотношения между структурными
элементами семейной системы
характеризуются следующими
параметрами (свойствами):
сплоченность,
иерархия,
гибкость,
внешние и внутренние границы,
ролевая структура семьи.
Ключевые свойства: сплоченность и
иерархия

36. Структура семьи

Сплоченность
(связь, когезия,
эмоциональная близость,
эмоциональная дистанция)
можно определить как
психологическое расстояние
между членами семьи.

37. Структура семьи

Д. Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и,
соответственно, четыре типа семей:
1. Разобщенный (низкая степень сплоченности
членов семьи, отношения отчуждения).
2. Разделенный (некоторая эмоциональная
дистанцированность членов семьи).
3. Связанный (эмоциональная близость членов
семьи, лояльность во взаимоотношениях).
4. Запутанный (уровень сплоченности слишком
высок, низкая степень дифференцированности
членов семьи).

38. Структура семьи

Иерархия характеризует отношения
доминирования-подчинения в семье. Однако
термин «иерархия» не может быть
ограничен данным простым определением,
поскольку включает в себя характеристики
различных аспектов семейных отношений:
авторитетность,
доминирование,
степень влияния одного члена семьи на
других,
власть принимать решения.

39. Структура семьи

Наиболее типичным нарушением
структуры семьи по данному
параметру является инверсия
иерархии (перевернутая иерархия).
При такой семейной дисфункции
ребенок приобретает власти
больше, чем имеется хотя бы у
одного из родителей

40. Структура семьи

В нуклеарных семьях инверсия иерархии часто
наблюдается при наличии:
межпоколенной коалиции (коалиции между
ребенком и родителем против другого родителя);
химической зависимости одного или обоих
родителей;
болезни или потери трудоспособности одного или
обоих родителей;
болезни или симптоматического поведения у
ребенка, благодаря которым он приобретает
чрезмерное влияние в семье и регулирует
супружеские взаимоотношения

41. Структура семьи

Гибкость - способность семейной
системы адаптироваться к
изменениям внешней и
внутрисемейной ситуации.
Не сбалансированные по
параметру гибкости семейные
системы характеризуются
ригидностью или хаотичностью

42. Структура семьи

Семейная система становится ригидной,
когда она перестает отвечать на жизненные
задачи, возникающие перед ней в связи с
прохождением стадий жизненного цикла:
семья теряет способность изменяться и
приспосабливаться к новой для нее
ситуации
появляется тенденция к ограничению
переговоров, большинство решений
навязывается лидером.
система часто становится ригидной, когда
она чрезмерно иерархизирована (По Д.
Олсону).

43. Структура семьи

Система в хаотическом состоянии
имеет неустойчивое или
ограниченное руководство.
Решения, принимающиеся в семье,
часто являются импульсивными и
непродуманными.
Роли неясны и часто смещаются от
одного члена семьи к другому.

44. Структура семьи

Демографическая статистика выделяет семьи по
следующим признакам:
размер семьи (число ее членов).
тип семьи (нуклеарная, сложная, полная,
неполная).
число детей в семье:
малодетные семьи - 1-2 ребенка (недостаточно
для естественного прироста);
среднедетные семьи - 3-4 ребенка (достаточно для
малорасширенного воспроизводства, а также для
возникновения внутригрупповой динамики);
многодетные семьи - 5 и более детей (намного
больше, чем это нужно для замещения поколений).

45. Мотивы вступления в брак

Выделяют
три мотива:
брак по любви. Мотив
любовного влечения в брачных
отношениях не нуждается в

Министерство образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Кафедра психологии развития Ю9.я7 М759 Г.И. Захарова ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Учебное пособие Челябинск Издательство ЮУрГУ 2009 ББК Ю940.я7 + Ч481.22.я7 Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с. В учебном пособии изложены представления о семье как особой системе, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и развития супружеских и детско-родительских отношений. Представленный материал используется в рамках вузовского курса «Психология семейных и детско-родительских отношений». Пособие предназначено для студентов факультетов психологии и практических психологов. Список лит. – 45 назв. Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии. Рецензенты: Кирдяшкина Т.А., канд. психологических наук, доцент кафедры психологии ЧГПУ. Костюченкова О.Е., канд. психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ЧИППКРО. © Издательство ЮУрГУ, 2009. 2 Введение Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Интерес к семье связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а значит настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, в то же время, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические перемены в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных периодов общественного развития демонстрирует эту зависимость. В последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Неуклонно увеличивается число разводов, неполных семей, гражданских браков, возрастают масштабы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение. Свидетельством этих негативных тенденций является увеличение количества обращений к школьным психологам, в психологические консультации, в психологические службы и центры, как отдельных членов семьи, так и семей в целом. Поддержка семьи и усиление еѐ воспитательного потенциала требует от специалистов, работающих с семьей, глубоких, системных знаний о данном феномене и умений определять точки приложения профессиональных усилий. Центральная идея, положенная в основу данного учебного пособия, состоит в рассмотрении семьи как особой системы, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и развития супружеских и детско- родительских отношений. Пособие состоит из пяти разделов. В первом разделе предлагается общая характеристика семьи как социального института, как малой группы; как системы; рассматриваются основные функции семьи, типы современных семей; подробно раскрывается структура семьи. Второй раздел посвящен описанию жизненного цикла семьи: изложению подходов к выделению стадий жизненного цикла семьи и раскрытию задач развития семьи на каждой стадии; рассмотрению содержания нормативных и ненормативных семейных кризисов. В третьем разделе представлена характеристика молодой семьи: подробно рассмотрены основные закономерности формирования внутрисемейной коммуникации и адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни, описаны основные виды брачных сценариев. В четвертом разделе раскрывается содержание понятия 3 «проблемная семья»; рассматриваются разные типы проблемных семей, преимущественно с точки зрения их влияния на психическое самочувствие и развитие ребенка. В пятом разделе достаточно внимания уделено содержанию детско-родительских отношений: рассмотрены различные типы родительского отношения и воспитания, структура и основные признаки родительской позиции, обобщены факторы нарушения эмоционально-личностного развития детей и предложены некоторые методы профилактики и коррекции детско-родительских отношений. Данное учебное пособие призвано нацелить студентов-психологов на расширенное и углубленное изучение современной семьи как предмета психологического анализа с целью оказания адекватной и компетентной психологической помощи. 4 Раздел 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Семья как социальный институт, малая группа, система Семья – это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, развивается как личность, осваивает первые социальные роли. Семья, как считает В.Н. Дружинин , для человека – главный и основной компонент среды, в котором он живет, как в коконе, первую четверть жизни, если повезет, и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. Наряду с понятием семья в психологической литературе рассматриваются понятия брак и супружество. В обыденном сознании понятия брак и семья могут отождествляться, но в науке их принято разграничивать. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. А.Г. Харчев определяет брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские, а также родительские права и обязанности . В настоящее время в большинстве случаев брак выступает как добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной договоренности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание и сохранение семьи. Наряду со свободой заключения брака, может существовать и свобода его расторжения, что выражается в разводе. Поэтому к области брачного поведения относятся и действия партнеров, приводящие к сепарации (т.е. постепенному отчуждению супругов друг от друга) и к разводу. В связи с понятием «брак» рассматривается понятие «супружество». С.И. Голод определяет супружество как личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями . В данном определении подчеркиваются следующие характерные признаки супружества: 1) неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; 2) равноправие нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов. Понятие «семья» (в отличие от понятия брака) предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Многие специалисты используют определение семьи, 5 предложенное А.Г. Харчевым: «Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» . В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы. Философы, юристы, социологи, педагоги исследуют семью, прежде всего, как социальный институт. Понятие «социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Обычно выделяют 5 основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Семья как социальный институт осуществляет, прежде всего, воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере – любви, заботы, уважения, понимания, поддержки. Психологи рассматривают семью, прежде всего, как малую группу. Понимание семьи как малой группы открывает большие возможности для оказания психологической помощи семье . Социальные психологи рассматривают малую группу как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особых групповых ценностей и норм. В.М. Целуйко считает, что «семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью» . Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки семьи как малой группы: 1. Родственные или брачные связи между еѐ членами. 2. Общность быта. 3. Особые эмоциональные, этические, правовые отношения. 4. Пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают). 5. Максимально гетерогенный состав группы: возрастные, личностные, половые, профессиональные, социально-статусные и др. различия. 6 6. Повышенная эмоциональная значимость семейных событий. Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о еѐ членах, взятых в отдельности. Семья является постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции отдельных членов семьи являются также отражением системных нарушений . Концептуальной основой системного подхода к пониманию семьи является общая теория систем. Когда характеризуют нечто как систему, говорят, что это сложное единство, в котором могут быть выделены составные части – элементы, а также схема связей или отношений между элементами – структура. Семью, как и всякую систему, характеризует следующий ряд признаков : 1) взаимозависимость: взаимовлияние отдельных элементов системы; 2) холизм: отдельные элементы системы, объединяясь в целое, приобретают новые свойства, отличные от индивидуальных характеристик; 3) структурная организация, основными параметрами которой являются иерархичность, или соподчиненность элементов структуры, наличие границ, описывающих внутрисемейные отношения и отношения семьи и окружающей среды, сплоченность и ролевая структура; 4) специфичность внутрисистемных процессов (циркулярные, спиралевидные, прерывистые, непрерывные); 5) динамичность или способность развиваться; 6) диалектика гомеостаза и развития. 1.2. Основные функции семьи Важными интегральными характеристиками семейной группы являются: функции, структура, динамика. Сначала остановимся на рассмотрении функций семьи. В психологии семьи понятие «функция» используется в следующих значениях : 1) это роль, которую семья как социальный институт и как малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу; 2) это внешнее проявление свойств семьи в системе еѐ взаимосвязей с обществом; 3) чаще всего функция понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей. 7 Так, М.С. Мацковский в своей классификации семейных функций выделяет следующие сферы семейной деятельности : 1. Репродуктивная. 2. Воспитательная. 3. Хозяйственно-бытовая (получение хозяйственно-бытовых услуг). 4. Экономическая (получение материальных средств). 5. Сфера первичного социального контроля. 6. Сфера духовного общения. 7. Социально-статусная. 8. Досуговая. 9. Эмоциональная. 10. Сексуальная. Классификация семейных функций, предложенная Елизаровым А.Н, к которой часто обращаются психологи, выглядит следующим образом : 1. Порождение и воспитание детей. 2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества. 3. Удовлетворение потребностей в чувстве безопасности, психологическом комфорте, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви. 4. Создание условий для развития личности всех членов семьи. 5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей. 6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга. 7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь. 8. Удовлетворение потребностей в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей. 9. Удовлетворение потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, в их воспитании и самореализации в детях. 10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи. 11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи. 12. Рекреативная – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха; снятие стрессовых состояний. По мнению Гребенникова И.В. основными функциями семьи являются: 1. Репродуктивная функция означает воспроизводство жизни, продолжение человеческого рода. 8 2. Экономическая функция включает общественное производство средств к жизни; восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи; ведение своего хозяйства; наличие своего бюджета; организация потребительской деятельности. 3. Воспитательная функция означает формирование личности ребенка; систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи. 4. Коммуникативная функция означает посредничество семьи в контактах своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством и т.п.; организация внутрисемейного общения; организация досуга и отдыха. 1.3. Типы семей Семья и брак претерпели значительные изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно- семейных отношений. Мы рассмотрим две типологии. В первой классификации основанием для выделения разных типов являются различия в семейных структурах. При этом типы семей выделяются с учетом следующих критериев . 1. Принадлежность супругов к определенной социальной общности. Форма брака – эндогамия. Это брак по принципу социальной гомогенности: схожий уровень образования, социально-экономический статус, вероисповедание и т.п. Форма брака – экзогамия. Это брак по принципу социальной гетерогенности: различный уровень образования, неодинаковый социально- экономический статус и т.д. 2. Количество брачных партнеров. Моногамия – брак, заключенный между одним мужчиной и одной женщиной. Классический вариант – пожизненное единобрачие. Рассматривают серийную моногамию – брак между одним мужчиной и одной женщиной, но в течение жизни насчитывается у того и (или) другого партнера более одного супружеского союза. Полигамия – брак, включающий несколько партнеров. Рассматривают два варианта полигамии: 1) полигиния (многоженство) – брак одного мужчины с двумя и более женщинами. 2) полиандрия (многомужество) – брак одной женщины с несколькими мужчинами. 9 Тенденция к полигамии свойственна больше мужчинам. В нашей современной жизни возможны и скрытая форма двоеженства, и скрытая (неофициальная) полиандрия, например: союз замужней женщины с холостым мужчиной. 3. Юридическое оформление брачных отношений. 1) Официальный (формальный) или зарегистрированный – это брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. В официальном браке ответственность мужа и жены за качество семейной жизни закрепляется перед законом, государство гарантирует защиту семьи, отцовства, материнства и детства. 2) Фактический или гражданский – это брак по факту. В России все большее количество молодых людей предпочитает не вступать в официальный брак в самом начале своих отношений. Приводятся следующие аргументы в защиту гражданского брака: – в гражданском браке можно приобрести опыт совместной жизни и опыт распределения супружеских ролей; – выяснить степень совместимости партнеров; – научиться договариваться друг с другом, оставаясь самостоятельными и независимыми; – разрыв отношений происходит в более мягкой форме. 4. Структура власти в семье (специфика внутрисемейного лидерства). С учетом данного критерия выделяют следующие типы семей: 1) традиционно патриархальная. Муж – глава, хозяин, добытчик, кормилец; выражена зависимость жены от мужа; детей от родителей. 2) традиционно матриархальная. В такой семье персональное главенство принадлежит женщине. 3) неопатриархальная. Стратегическим и деловым лидером выступает муж, несет ответственность за долгосрочное планирование семейных дел. Тактическим и эмоциональным лидером является жена, вырабатывает краткосрочные планы, выстраивает отношения между членами семьи. 4) неоматриархальная. Противоположный вариант: стратегическим и деловым лидером выступает жена, тактическим и эмоциональным лидером является муж. Общая черта последних двух типов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния. 10

Т. В. Андреева

Психология семьи. Учебное пособие

3-е издание

Посвящаю моей семье – мужу Александру, детям – Инессе, Майе, Ивану; зятьям – Владимиру и Виктору; внукам Александру и Агнии

© ООО Издательство «Питер», 2014

Предисловие

Наш мир меняется все быстрее. Семья как неотъемлемая часть мира человека откликается на все изменения, происходящие в экономике, политике, нравственности, общественной жизни. Проблемы семьи и брака так или иначе интересуют всех людей, даже тех, которые уверяют себя, что им это неинтересно.

Мы рассматриваем семью как позитивный фактор в жизни и развитии человека, как ту среду обитания, в которой он живет, развивается, преодолевает невзгоды, болезни, получает поддержку и чувствует себя счастливым и защищенным. По словам Дэвида Майерса, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью по сравнению с одинокими людьми.

Впрочем, об этом было написано более полутора тысяч лет назад:

Общие заботы уменьшают затруднения.

Общие радости становятся приятнее.

Благодаря браку мы получаем двойную силу

к великой радости друзей и горю врагов.

Перефразируя название известной книги Робина Скиннера и Джона Клииза, я могла бы сказать, что семья – как раз то, что помогает человеку уцелеть. Семью в этом случае можно понимать расширенно – и как родителей, бабушек и дедушек, и как мужей и жен, братьев и сестер, детей и внуков, кузенов и даже дядей с тетками – все они на разных этапах жизненного пути помогают человеку в его становлении и осуществлении полноты бытия.

В данной книге собраны материалы лекционного курса по психологии семьи и семейному консультированию, который я читала студентам и слушателям факультета психологии Санкт-Петербургского университета с 1991 г.; студентам Балтийского института экологии, политики и права; спецфакультету в Берлине в 1999 г., а также обобщены материалы исследования семей и молодежи, проводимых мной еще со студенческих лет.

Новое издание книги переработано и дополнено нами в русле стандарта третьего поколения. Как известно, с 2010 г. вузы России перешли на многоуровневую модель организации образовательного процесса в соответствии с подписанной Россией в 2003 г. Декларацией о вхождении в Болонский процесс. В связи с этим в государственных образовательных стандартах нового поколения появилась и новая лексика, например такие термины, как «компетенция», «компетентность», «модульная программа», «учебный модуль».

В соответствии с принципом модульности в учебнике выделено шесть разделов, блок-модулей , содержательную основу которых составили основные разделы психологии семьи и семейного воспитания.

В блок-модуле «Пол, гендер и семейные отношения» рассмотрены основные подходы к имеющимся различиям между мужчинами и женщинами в межличностном и семейном общении.

В блок-модуле «Гендерная социализация и подготовка к браку» освещены основные тенденции матримониального поведения молодежи, гендерной социализации, теории выбора брачного партнера, факторы, способствующие либо препятствующие построению будущих супружеских и семейных отношений.

В блок-модуле «Любовь, брак, семья» рассмотрены основные понятия, связанные с семейной жизнью, такие как цели брачного союза, жизненный цикл семьи, семейные мифы, соглашения, а также типологии любви, различные взгляды на любовь, влияние мотивации вступления в брак и стабильности отношений. Здесь же рассмотрены проблемы молодой семьи, описаны возможные трудности адаптации к совместной жизни, механизмы интеграции семьи, распределения ролей, а также особенности периода, связанного с рождением первенца.

В завершении данного блок-модуля обсуждаются такие вопросы, как устойчивость брачно-семейных отношений, факторы, которые влияют на удовлетворенность браком, а также проблемы совместимости супругов.

В блок-модуле «Разрушительные процессы в семье» рассматриваются супружеские конфликты, внебрачные связи, а также причины и последствия разводов.

Блок-модуль «Семейная социализация и семейное воспитание » посвящен вопросам детско-родительских отношений, роли матери, отца, прародителей, сиблингов, других членов семьи в становлении личности ребенка, а также влиянию различных стилей родительского отношения, воспитания детей в семье и их последствиям. Затронуты вопросы социализации детей в различных социальных стратах, влияния семьи на творческое становление детей.

В блок-модуле «Особенности и тенденции развития современной семьи» рассмотрены социальные, демографические, социально-психологические особенности и тенденции российских семей (структура, уклад, лидерство, взаимоотношения).

Пользуясь предоставившейся мне возможностью, выражаю особую благодарность моему научному руководителю на протяжении тридцати пяти лет, заведующему кафедрой социальной психологии профессору Анатолию Леонидовичу Свенцицкому. Хочу поблагодарить также моих преподавателей в студенческие годы: профессора А. А. Крылова (декана факультета с 1976 по 2002 г.), профессоров И. П. Волкова, В. Н. Куницыну, В. А. Якунина, Л. А. Головей, Р. О. Серебрякову, Г. С. Никифорова, Э. С. Чугунову. Большое спасибо профессору Ю. П. Платонову, ректору Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, за поддержку моих начинаний по подготовке лекционного курса семейной психологии в период заведования им кафедрой практической социальной психологии Санкт-Петербургского университета в 1989–1992 гг.

Благодарю преподавателей кафедры социальной психологии: профессора Л. А. Цветкову (проректора по направлениям «Биология», «История», «Философия», «Психология»), профессоров Л. В. Куликова, Л. Г. Почебут, доцентов Е. В. Сидоренко, В. А. Чикер, О. С. Михалюк, А. Н. Капустину, Т. Г. Яничеву, Е. Н. Газогарееву за помощь, критику и моральную поддержку в работе над лекционным курсом по психологии семьи.

Особая благодарность преподавателям моей кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития – ее основателю профессору А. А. Реану, заведующей кафедрой академику Н. В. Бордовской, профессорам В. И. Гинецинскому, С. Н. Костроминой, Л. А. Даринской, доцентам С. И. Розуму, В. К. Макарову, Н. Н. Киреевой, Е. И. Петановой, В. А. Свенцицкой, Н. Л. Москвичевой, Г. И. Молодцовой, О. О. Жебровской, А. М. Красильникову за человеческую теплоту и поддержку.

Я выражаю огромную благодарность моей семье – родителям, мужу Александру Владимировичу Андрееву, помогавшим мне все эти годы жить и работать; а также детям: Инессе Александровне Андреевой – моему первому читателю, редактору и критику, Майе Александровне Чернышевой, постоянно вдохновлявшей меня на профессиональный рост, и сыну Ивану Александровичу Андрееву, опережающему меня в научной работе.

Татьяна Владимировна Андреева

Санкт-Петербург, 2013 г.

Блок-модуль 1. Пол, гендер и семейные отношения

Модуль 1.1. Основные подходы к психологии пола

Половые различия и семейные отношения

Знание психологических особенностей, присущих представителям разного пола, необходимо для построения нормальных семейных отношений, так как, к сожалению, многие супружеские проблемы, в особенности при адаптации молодых супругов, происходят из-за непонимания партнера.

Известно, что мужчины и женщины различаются набором хромосом, гормональным составом, структурой костей, сердечным ритмом. Женщины жизнеспособнее мужчин (продолжительность их жизни больше). Однако женщины быстрее устают, чаще теряют сознание. Жизнеспособность женщин подтверждается только в смысле долгосрочного прогноза. Так, когда рабочий день на британских заводах в условиях военного времени увеличился с 10 до 12 часов, число несчастных случаев среди женщин выросло до 150 %, а у мужчин осталось прежним (Добсон Д., 1992).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Семья, её особенности

3. Семья как малая группа

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. И неудивительно, что на каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В настоящее время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов.

В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом.

Проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологов, педагогов - психологов, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.

Семья возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима, ни с какими другими социальными институтами, поскольку по силе своего влияния на формирование, развитие и поддержание социального самочувствия личности она является наиболее значительной.

Поэтому в настоящее время тема семьи для науки и практики социологов, педагогов-психологов является актуальной и значимой.

1. Семья, ее особенности

семья брак ячейка общество

Семья -- базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

союзом мужчины и женщины;

добровольностью вступления в брак;

члены семьи связаны общностью быта;

вступлением в брачные отношения;

стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей

Семья обусловливается различными факторами культуры, способом производства материальных благ и характером экономической системы. Семья - специфическое общественное явление, поэтому она занимает особое место в социальной структуре общества.

Специфика семьи состоит в следующем:

1. Устойчивость семьи как социального института обеспечивается наличием таких прочных уз, как родство и супружество.

2. Семья представляет универсальную форму жизнедеятельности общества.

3. Семья развивается в соответствии с общими, специфическими и частными общими законами. Вместе с тем семья - относительно самостоятельный социальный институт, который, отражая «в миниатюре все противоречия общества», наделен собственными внутренними противоречиями, а, следовательно, и внутренними источниками развития.

4. Семья как социальный институт занимает подчиненное положение среди крупных социальных общностей.

5. Семья - историческое, динамическое общественное явление.

Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека как внутри семьи, так и вне ее, стимулирует его социальную, производственную и творческую активность, способствует сохранению и укреплению физического и психологического самочувствия членов общества, раскрытию их индивидуальности (следует признать, что это относится только к благополучным семьям).

Семья - это источник социальной принадлежности. В семье постоянно осуществляется непрерывный процесс передачи опыта и традиций от одного поколения к другому.

Определений семьи в научной литературе достаточно много, причем многие дефиниции настолько давно вошли в общественное сознание, что трудно установить авторство этих определений.

Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т. п.) и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов.

С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога с семьей.

Г. Навайтис обсуждает понятие семьи, которое целесообразно исследовать при консультировании семьи психологом. Он предлагает ввести понятие семьи как малой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов. Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений.

Семья -- группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей.

Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом.

Семья в качестве социального института отнюдь не обречена на пассивность, а способна через изменение семейной и демографической структуры оказывать самостоятельное воздействие на ход социально-исторического развития.

Семья представляет собой сложное социальное образование и поэтому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семье образующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.

Привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связанны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А.Г. Харчеву.

Семью создает отношение родители -- дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи: жилище, дом, собственность и экономическую основу семьи -- общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья -- это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества - родительства - родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших, прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер)

2. Семья и брак как социальные институты

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

Семья -- один из наиболее древних и значимых социальных институтов, но, тем не менее, нет оснований утверждать, что все другие социальные институты ведут свое происхождение от семьи. При всем разнообразии исходных позиций семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой -- малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно -- относительная самостоятельность.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт -- институт брака -- санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная форма отношений.

Семья -- малая группа, основанная на кровно - родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).

Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

Изменения в составе и структуре семьи нередко служат поводом для пессимистических выводов об ослаблении семейно-родственных связей. В «нормальных» условиях, по Конту, семья должна обеспечить подчинение детей родителям по признаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В настоящее время оба параметра существенно меняются. Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремится жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи.

В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по вопросу о лидерстве, выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи.

Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны:

а) экономическая зависимость женщины от супруга;

б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж -- кормилец, жена -- хозяйка);

в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны:

а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»);

б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;

в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот. Например, муж, проповедуя на словах необходимость четкого распределения обязанностей на мужские и женские, активно помогает жене по хозяйству. Или, наоборот, мужчина мало участвует в ведении домашнего хозяйства, а на словах ратует за демократические ролевые установки.

Таким образом, в современной семье не только трансформируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин. Например, сейчас уже не являются аномальными и из ряда вон выходящими случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

В чем же состоит специфика семьи как социального института?

Во-первых, она обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением (т.н. «стандартная» семья, в противоположность «нестандартной» семье, создаваемой двумя или более людьми любого пола, не являющимися родственниками).

Во-вторых, семья как социальный институт выступает в качестве саморегулирующейся системы. Ее члены сами фактически создают микро культуру общения, вырабатывают единый взгляд на многие жизненные ценности. Все это сопровождается столкновением позиций членов семьи, возникновением естественных в этой ситуации противоречий, разрешение которых возможно в результате соглашений и взаимных уступок, которые сами, в свою очередь могут быть достигнуты за счет внутренней культуры людей, их определенной моральной и социальной зрелости.

В-третьих, семья существует как санкционированный обществом союз. Стабильное функционирование этого института возможно лишь тогда, когда он взаимодействуют с другими институтами, прежде всего с государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют с помощью самых разных социальных механизмов ее создание, функционирование и изменение. В рамках этих институтов создаются правовые и моральные нормы, разрабатываются санкции, направленные на поддержание семьи как важной социальной общности.

Социальный институт семьи, будучи включенным в структурно-функциональную и нормативную системы общества, регулирует поведение членов семьи, определяя присущие им социальные роли и статусы. Они, естественно, связаны с теми социальными функциями, которые реализуются семьей как социальным институтом.

3. Семья как малая группа

Семья представляет собой малую группу, основанную на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Поскольку семья получает моральную и правовую санкцию, общественную и государственную поддержку, она выступает и как социальный институт. Когда говорят о семье как о социальном институте, то интерес представляет не конкретная семья, а образцы семейного поведения, ролевые отношения, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. Социологи анализируют семью как социальный институт в тех случаях, когда необходимо выяснить насколько ее функционирование соответствует общественным потребностям, как меняются семейные нормы и ценности в различных типах культуры, каким образом происходит социальное регулирование отношений между членами семьи.

Как малая социальная группа, семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучается конкретная семья, исследуются реальные отношения между ее членами или ее внутренние связи. Исследователей интересуют цели, структура, состав семьи, семейные нормы и ценности, отношения членов семьи, выполнение основных функций её членами.

Семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение по сравнению с другими социальными группами

Рассматривая семью как малую группу, ученые особо подчеркивают роль психологических связей. Вопрос о том, на основе каких отношений семья образована, в этом случае не имеет особого значения. Такими основаниями могут быть либо брак, либо кровное родство (например, мать и дети), либо усыновление, либо общность жилья и бюджета (без регистрации брака). Главное, что этих людей связывают отношения взаимопомощи и взаимной ответственности друг за друга, за детей, их здоровье и воспитание.

Семья -- это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Семейные отношения многогранны, как и сам человек, и для того, чтобы наладить комфортный психологический климат в доме, необходимо пройти через цепь компромиссов в отношениях друг с другом.

Какие бывают семьи? Чем они отличаются друг от друга: составом, характером взаимоотношений, распределением ролей и власти внутри семьи, количеством детей?

В современной России насчитывается более 40 млн. семей. Среди них есть семьи расширенные (многопоколенные), которые объединяют под одной крышей два-три поколения (по подсчетам ученых, их не более 20%). Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называют нуклеарной семьей.

Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками). В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и многодетные.

Отличительные особенности семьи как малой группы общества состоят в следующем:

1) семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями;

2) в семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми;

3) особенность семьи проявляется в способе ее формирования: люди

вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости.

Основные функции современной семьи могут быть сведены к следующему:

1) репродуктивная - биологическое воспроизводство членов семьи;

2) воспитательная - социализация личности;

3) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми;

4) экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

5) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми;

6) сфера духовного общения - развитие личности члена семьи;

7) социально-статусная - предоставление социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры.

8) досуговая - организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга;

9) эмоциональная - эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

10)сексуальная - сексуальный контроль.

11) накопления собственности и передача ее по наследству.

Среди перечисленных функций важнейшими являются репродуктивная и воспитание детей;

Известный отечественный социолог И. Кон дает описание различных типов культур (в зависимости от господствующих норм половой морали), среди которых выделяет два основных типа: антисексуальная (репрессивная) и просексуальня (терпимая).

Примером репрессивной морали может служить средневековая христианская мораль. Пример противоположного типа - культуры народов Полинезии: сексуальность и эротизм здесь активно поощряются, половые проблемы свободно обсуждаются, выражаются в ритуалах, песнях, танцах,

Известно, что в аграрном обществе господствовала расширенная семья, которую иногда называют патриархальной.

При переходе от аграрного общества к индустриальному произошли демографическая революция, результатом которой явилось возникновение нового типа семьи - нуклиарной, или малодетной, получившей особой распространение в урбанизированных районах.

Основные причины столь существенной трансформации семьи:

1) свойственная индустриальной экономике организаций производственного процесса требует отдаления места работы от места жительства, что приводит к росту мобильности населения, ослабившей частоту, и интенсивность контактов между членами расширенной семьи;

2) рост социальной мобильности и свойственная индустриальному обществу ориентация на «достигаемый статус» приводит к тому, что члены семьи начинают занимать различные социальные позиции, что также приводит к ослаблению родственных связей;

3) рост дифференциации и специализации общественного труда в индустриальном обществе приводит к широкому распространению;

культурно-образовательных учреждений и развитию сферы услуг, эти учреждения берут на себя многие традиционные функции семьи образовательную, хозяйственную, досуговую и др.

Важную роль в семейно-брачных отношениях играют тенденции семьи. Тенденции - это более или менее устойчивые, повторяющиеся явления, факты, события, которые уменьшаются или увеличиваются по отношению к какому-либо начальному периоду.

Например, такие:

1) брак по любви, равноправный, добровольный без материальных расчетов;

2) рост общественной ценности семьи в становлении и развитии личности;

3) укрепление чувств супругов в индивидуальной половой любви;

4) превышение смертности над рождаемостью. Россия ежегодно вымирает почти на 1,5 миллиона человек.

5) сокращение рождаемости;

6) рост числа разводов;

7) стремление девушек к замужеству с богатым (без любви, но терпимым).

8) рост преступности, в том числе подростковой и д.р.

Свойственная современному обществу тенденция превращена семьи в «дружественный интимный союз» позволяет в отдельных случая адаптироваться к требованиям социально-профессиональной структуры общества. В некоторых социальных слоях общества начинает создаваться новый тип семьи, успешно сочетающий в себе ценностные ориентации супругов на создание собственной семьи и их профессиональные интересы, связанные с ориентацией на «достигаемый статус», т.е. карьеру в выбранной профессии. Этот тип получил название «бикарьерной семьи». На западе -эта форма получила распространение в верхних слоях среднего класса, у нас - в некоторых слоях интеллигенции.

Заключение

Семья - это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы. Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций

Мир не стоит на месте, он меняется, а вместе с ним меняются его социальные институты, а значит, и семья.

Сила семьи, ее притягательность и живучесть заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возложены большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта. Таким местом должна быть семья - стабильность на фоне повсеместной изменчивости.

Здоровая, крепкая семья - залог стабильности и процветания любого общества.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002

2. Варга А. Системная семейная психотерапия. -- М., 2001

3. Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. - 1995

4. Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004

5. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. - Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001.

6. Электронный ресурс. http://psyera.ru

7. Электронный ресурс. http://www.grandars.ru

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Функциональная структура семьи, стадии и динамика ее развития. Профили брака на моделях коммуникативных отношений; формирование личности в семье. Условия благополучия семьи; причины, мотивации и модели поведения супругов во внутрисемейных конфликтах.

    презентация , добавлен 04.04.2014

    Основные этапы развития науки о семье, психологические изменения семьи и национальные особенности семейных отношений в России. Анализ современных исследований семейно-брачных отношений: психология, структура, функции. Конфликты семьи и воспитание детей.

    шпаргалка , добавлен 02.07.2011

    Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного возраста. Понятие семьи и семейных отношений. Методики исследования детско-родительских отношений: "Рисунок семьи", диагностика родительского отношения, тест "Семейная социограмма".

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Функции, структура и динамика семьи. Особенности, стиль, формы и типы семейных отношений. Психосоматические расстройства как актуальная медицинская проблема. Семейные факторы, влияющие на возникновение и течение у члена семьи метаболического синдрома.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2011

    Исследование восприятия семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста в работах отечественных и зарубежных авторов. Демократический, авторитарный, попустительский стиль воспитания. Главные цели и задачи методики "Кинетический рисунок семьи".

    курсовая работа , добавлен 25.09.2013

    Диагностика семейных отношений с помощью тестов. Выявление отношения ребенка к членам своей семьи, взаимоотношений, вызывающих в нем тревожные и конфликтные чувства. Анализ рисунка ребенка с изображением его семьи, вопросы в ходе беседы с ним после теста.

    реферат , добавлен 21.04.2010

    Образ семьи супругов, как составляющая образа мира. Представление об "образе мира" в психологической науке. Проблема "образа семьи" в современной психологии. Влияние родительской семьи на систему взаимоотношений в браке. Понятие брака и его основные виды.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2010

    Социально-психологическая сущность семьи. Здоровые отношения в семье. Понятие "институт здоровой семьи", критерии понятия "здоровая семья". Психологическое здоровье семьи. Активизация личностного взаимодействия членов семьи. Распределение ролей в семье.

    реферат , добавлен 30.08.2011

    Семья - ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Социальная деградация российской семьи. Основные правила проведения психодиагностики семейных отношений.

    реферат , добавлен 08.03.2011

    Структура семьи, основные закономерности и динамики развития. Развитие личности в семье. Психология семейных отношений. Основы семейного консультирования. Профилактика и коррекция детско-родительских отношений. Виды деятельности семейного психолога.

Учебное пособие создано для студентов и преподавателей высших учебных заведений, готовящих психологов, социальных педагогов, социальных работников, для слушателей магистратуры. Пособие представляет собой курс с инновационным расположением учебного материала в соответствии с модульным распределением тематики и включает в себя методические рекомендации по изучению данной научной дисциплины на основе компетентностного подхода. Пособие создано на основе разработанных и апробированных программ в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям «Психология», «Социальная педагогика», «Социальная работа», а также с учетом рекомендаций ФГОС-III+. Материалы пособия собраны на основе исторических и современных сведений по семейной психологии с обращением к целому ряду смежных дисциплин: общей психологии, психологии личности, возрастной психологии, социальной психологии, сексологии и т. д. Каждая тема завершается вопросами и заданиями по изученному материалу, а после модулей идут списки тематики семинаров, практические задания, литература к ним, интернет-источники. Книга будет полезна и интересна не только будущим бакалаврам, но и магистрантам, психологам и социальным педагогам, социальным работникам, всем, интересующимся семейной психологией как динамичной, активно и постоянно развивающейся теоретической и практической сферой науки не только в нашей стране, но и за рубежом.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Психология семьи. Учебное пособие" Б. Р. Мандель бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Похожие публикации