Распоряжение об изъятии земельного участка. Закон об изъятии земельных участков: что это значит для собственников малоэтажного жилья

Лариса Хомайко

Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект № 503785-7, который значительно упрощает процедуру изъятия земельных участков муниципальными властями. FORUMHOUSE разбирается, что это означает для собственников загородного малоэтажного жилья, есть ли у нас поводы для беспокойства, и можно ли обезопасить свою собственность.

Как будет работать закон об изъятии земельных участков.
- Какие участки местные власти смогут изъять.
- Как можно защитить свою собственность от изъятия.

По новому законопроекту местные власти могут принять адресную муниципальную программу, по которой можно будет изъять участок и снести дом, мешающий правильному, с точки зрения местных чиновников, развитию территории. То есть, муниципалитет выбирает землю, решает, как будет ее развивать и заключает договор с компанией-застройщиком. Мнение собственников жилья при этом не учитывается, никаких общественных слушаний и голосований законопроектом не предусматривается.

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что местные власти смогут изъять:

Для развития застроенной территории: землю, на которой стоят многоквартирные дома, снос или реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. В законопроекте не оговаривается, что дома должны быть аварийными, и что должно учитываться мнение жителей этого дома.

Для комплексного и устойчивого развития территории по инициативе органа местного самоуправления: территории при наличии объектов, которые не соответствуют ПЗЗ (правилам землепользования и застройки).

Территория может быть включена в проект комплексного развития, если 50% ее площади и более занимают участки, не соответствующие ПЗЗ.

В этом пункте эксперты, анализировавшие законопроект, и видят главную опасность для собственников участков.

ПЗЗ определяет этажность, процент застройки территории, отступы и т.п. Любой объект при желании можно сделать несоответствующим правилам.

Участник FORUMHOUSE

Манипулируя с ПЗЗ, можно превратить любой объект в не соответствующий предельным параметрам: для территории, где находится 3-х этажный дом, можно написать минимальную этажность 30 этажей. Если закон будет принят, чиновники получат право законно такие постройки снести, чтобы построить на их месте 30-х этажный дом, не спрашивая мнения жителей. И нет даже попыток упомянуть аварийность или ветхость старых строений.

Адвокат Станислав Станкевич читает, что новый законопроект несет значительные коррупционные риски и дает широкий простор для неформальных договоренностей между застройщиками и представителями муниципальных органов власти о самых лучших участках земли. Он говорит, что законопроект № 503785-7 может стать механизмом по принятию решений в пользу застройщиков.

То есть, все будет зависеть от составителей ППЗ – будут это честные, добросовестные чиновники, или чиновники, заинтересованные в обогащении застройщика.

По новому законопроекту, муниципалитет не может требовать незамедлительного исполнения решения, поэтому, теоретически, время для обращения в суд остается. Но сейчас в законодательстве нет полной ясности, что можно обжаловать: соответствующая статья Земельного кодекса говорит, что оспорить можно только размер компенсации. Эксперты ожидают, что после внесения поправок, к третьем чтению эти неясности будут устранены.

Все, что могут сделать собственники жилья – обратиться в суд.
Но статистика показывает, что в таких вопросах суды крайне редко принимают сторону собственников жилья.

Эксперты считают, что наибольшие риски несут собственники, которые не оформили свои земельные участки, не поставили их на кадастровый учет. Как говорит Станислав Станкевич, если муниципалитет решит построить что-то на застроенной территории, постановка земли на учет в кадастре сможет стать значительным препятствием для этого. Особенно, если они были зарегистрированы как ранее учтенные (право собственности или специальных форм пользования на которые было оформлено до 1.03.2008 года).

Такие участки были сформированы раньше, чем те, которые создаются сейчас – из-за первенства оспорить их границы будет сложно.

Юристы рекомендуют на всякий запастись архивными документами, которые помогут доказать, что дом – не самовольная постройка. По слухам, в подмосковных дачных поселках случались такие истории, когда сначала исчезали документы, а потом постройки объявлялись незаконными.

Новый законопроект заставил некоторых участников нашего портала задуматься о рисках строительства частного дома на участках, расположенных близко к городу.

Так, fisun, построивший дом близко к городу, сейчас принял бы совсем другое решение:

Участник FORUMHOUSE

Cегодня я бы предпочел 15 минут ехать на машине до магазина, вместо 5 минут пешком - но иметь уверенность в стабильности завтрашнего дня.

Консультируют специалисты Управления Росреестра по Оренбургской области:

Чем вызвана необходимость изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд?

У государства или муниципалитетов может возникнуть необходимость строительства крупных инфраструктурных объектов на земельных участках, находящихся в собственности граждан и компаний. Такие участки могут изыматься у собственников, если иного способа решения задачи нет. Эта процедура называется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Пример - Сочи во время строительства олимпийских объектов. В качестве другого примера может служить необходимость строительства крупных автотранспортных магистралей и железнодорожных веток. Изъятие земельных участков для государственных нужд – процесс длительный и занимает по времени не менее полугода.

Условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:

Для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов;

Для создания или расширения особо охраняемой природной территории;

Для выполнения международного договора;

Для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;

После признания аварийного состояния многоквартирного дома.

Единственной категорией земель, которая не может быть изъята, являются земли особо охраняемой природной территории, предоставленные федеральным госбюджетным учреждениям, осуществляющим управление такими природными территориями, «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Кто принимает решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Ходатайство может быть подано отношении одного или несколько участков. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия. Ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ).

С чего начинается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Как уведомляется правообладатель о решении об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд? В течение 10 дней после принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе "электронки" - со дня опубликования решения об изъятии). Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Соглашение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ). При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд О принудительном изъятии речь пойдет в том случае, если властям не удалось договориться мирным путём с собственником (правообладателем) о выкупе его земли. Тогда производится принудительное изъятие, но по решению суда. В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене. Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник участка или его арендатор получит проект соглашения об изъятии земельного участка.

Цена земельного участка, изъятого для государственных и муниципальных нужд Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ). Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Размер возмещения определяется не позднее, чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. В размер возмещения включаются:

Рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению в связи с изъятием;

Убытки, причинённые изъятием земельного участка, или убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды);

Упущенная выгода. Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, за счет средств указанной организации. Законом конкретизированы и объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Так, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).

Государственная регистрация и кадастровый учет земельных участков, изъятых для государственных и муниципальных нужд Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Эта норма действует и в отношении земельных участков, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии. Законодателем предусмотрены сроки для исключения по решению государственного регистратора прав из Единого государственного реестра недвижимости дополнительных сведений о решении об изъятии – по истечении трех лет со дня принятия решения об изъятии.

В соответствии с законодательством России, граждане, владеющие земельными участками на правах собственности вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению — продавать, обменивать, сдавать в аренду и так далее. Однако есть случаи, когда должностные лица уполномоченных органов власти вправе изъять земельные участки. Все отношения, касающиеся владения землей закреплены в Федеральном Законе № 136. По каким основаниям допустимо наступление такой ситуации, будет рассмотрено дальше в статье.

136 Федеральный Закон «Земельный кодекс Российской Федерации» был принят депутатами Государственной Думы 28 сентября 2001 года. 10 октября того же года члены Совета Федерации одобрили законопроект. Официальная дата вступления в действие закона приходится на 25 октября 2001 года.

Закон о земельных участках регулирует процесс использования земель. Сохранение земель необходимо для ведения хозяйства и быта населения, проживающих на них.

Условия владения землями регламентируется настоящим 136 ФЗ и Гражданским Кодексом России. В соответствии с рассматриваемым земельным законом, выделяются несколько категорий земель в зависимости от целевого назначения. Земли:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, радиовещания, информатики, энергетики, телевидения, связи;
  • для осуществления космической деятельности;
  • оборонительно-стратегические земли;
  • других специальных назначений;
  • охраняемых территорий;
  • охраняемых объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Основания для изъятия земельного участка по закону

В законе о земельных участках содержится информация об изъятии земель — основания, условия и процедура.

Статья 49 ФЗ № 136

В статье 49 перечислены причины, которые могут стать основанием для изъятия земель:

  1. в соответствии с международными договорами России;
  2. в связи со строительством или реконструкцией объектов государственного значения. В перечень входят объекты:
  • энергетические системы регионального значения;
  • системы использования атомной энергии;
  • системы обороны и безопасности;
  • системы федерального транспорта;
  • космической деятельности;
  • линейного производства;
  • электрической, газовой системы, так же теплоснабжения, централизованных схем водоснабжения (горячего, холодного);
  • дорог регионального, межмуниципального и местного значения;

Изъятие земельных участков возможно по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами России. По закону, изъятие земель осуществляется для государственных и муниципальных нужд.

Статья 50 136 закона

Данная статья гласит об условиях конфискации земельного участка. Изъятию подлежит земля по решению суда. Конфискуется земельная собственность на безвозмездной основе в качестве санкций за совершенное преступление.

Статья 51 Федерального Закона «Земельный Кодекс Российской Федерации»

Положения 51 статьи обуславливают правила реквизиции земельных участков. По закону, реквизиция земель возможна в случаях стихийных бедствий, эпидемий, аварий. В общем при всех ситуациях, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок подлежит изъятию уполномоченными органами власти на определенный промежуток времени. Необходимы данные действия для осуществления защиты жизненно важных интересов населения и государства в целом.

Если по возникшим уважительным причинам, уполномоченные исполнительные органы власти не могут вернуть собственнику реквизированный земельный участок, то они обязаны возместить рыночную стоимость изъятого имущественного объекта. Если на протяжении какого-либо времени собственнику не возвращается изъятый участок земли, то он вправе обратиться с жалобой в судебную инстанцию. В случае, если по мнению владельца земли, ему возвращают низкую стоимость за объект владения, он вправе обратиться в судебную инстанцию для установления верной стоимости.

Ознакомьтесь 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»

Порядок изъятия земли у собственника

В 136 законе описана процедура изъятия земельного имущества (глава 7.1). Этапы изъятия участка:

  • Принимается решения уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в ЗК России;
  • Отправляется письменное уведомление собственнику. В уведомлении указываются — информация об изымаемом участке, цель изъятия, реквизиты уполномоченного учреждения;
  • Прекращение прав собственности.

В случаях изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, принятое решение должно быть обосновано. Обоснования в соответствии со статьей 56.3:

  • решение о формировании охраняемой территории;
  • международный договор;
  • лицензия на пользование недрами;
  • решение о сносе здания, в связи с признанием его состояния аварийным.

Учреждения, осуществляющие процедуру изъятия по закону:

  • с целью формирования объектов федерального значения, вправе начинать процесс изъятия федеральные органы исполнительной власти;
  • с целью установления объектов регионального значения — уполномочены исполнительные органы власти субъектов России;
  • для объектов местного значения — органы местного самоуправления.

По закону, вышеуказанные органы вправе принимать решения по изъятию земельного имущества самостоятельно и по ходатайству других учреждений. Среди этих учреждений выступают:

  • организации естественных монополий;
  • учреждения, имеющие право на данные действия в связи с наличием специальный лицензий или договоров;
  • недропользователи;
  • унитарные учреждения, принадлежащие к собственности государства.

Определяет перечень, организаций, уполномоченных осуществлять данную процедуру Правительство России.

Как сохранить права на владение землей?

Чтобы оставаться владельцем земельного участка необходимо не нарушать законы Российской Федерации, касающиеся пользования земельным имуществом. В случае изъятия земли без оснований или при не согласии с расчетом ее рыночной стоимости, собственник вправе общатиться в судебную инстанцию. Суд принимает во внимание все обстоятельства дела и выносит справедливое решение.

В суд нужно подавать пакет документов и исковое заявление. Перечень документов:

  • копия паспорта;
  • копия уведомления об изъятии земли;
  • бумага, свидетельствующие о правах собственности;
  • бумаги, свидетельствующие о ведении переговоров с организацией, уполномоченной изъять имущество;
  • иные документы по запросу суда.

В заявлении следует указать:

  • наименование судебной инстанции;
  • информация об истце;
  • информация об ответчике;
  • оглавление документа «Исковое заявление о…»;
  • описание ситуации;
  • ссылки на российские законы;
  • требования к ответчику;
  • список приложений;
  • дата и роспись истца.

Перед подачей искового заявления в судебную инстанцию рекомендуется ознакомиться с полной версией Федерального Закона № 136. Ознакомиться с текстом закона об изъятии земли можно здесь.

Закон об изъятии земель — обзор законодательства на сайт.

Законодательство постоянно совершенствуется и необходимо опираться только на самые последние версии законов на. Все изменения и дополнения проверяйте на сайтах СОБРАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ или РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ. Поделитесь ссылкой и ваши друзья узнают, что вы разбираетесь в законах. Спасибо ツ

Госдума недавно одобрила документ в первом чтении и сейчас готовит поправки. Закон упростит изъятие домов и земель в градостроительных целях. Business FM собрала истории тех, у кого уже забирают недвижимость

Российские активисты во вторник, 4 декабря, подадут обращения в Госдуму против закона об изъятии недвижимости. Парламент недавно принял его в первом чтении и сейчас готовит поправки. Закон упростит изъятие домов и земель в градостроительных целях.

Тимур Саитов живет в поселке Нагорный, это в черте Казани. Несколько месяцев назад он с удивлением узнал, что по новому Генплану в его поселке и в других планируют снести десятки частных домов. На их месте, прямо как в знаменитом фильме Эльдара Рязанова, пройдет скоростная магистраль.

Тимур вместе с другими жителями собрал инициативную группу, начали встречаться с чиновниками, ходить на публичные слушания. По поводу возможных компенсаций речи пока не было, рассказал Business FM Тимур Саитов:

— А что-то вашей инициативной группе про компенсацию говорили?

— Закон предполагает возможность изъятия под какие-то нужды участков и компенсации их рыночной стоимости. Но опять-таки это будет зависеть от того, как посчитают и кто посчитает. Поскольку назначает оценщика само государство или город, то тут сложно ожидать действительно достойной компенсации. Это же строительство. Это не просто квартиру купить. Многие люди сами строили свои дома, облагораживали в течение многих лет, десятков лет.

Таких историй масса. А новый закон упрощает изъятие участков ради городских нужд. И собственник не сможет судиться с властями за то, что те его переселяют, но сможет поспорить насчет размера компенсации. Сейчас с этим проще — прошла кадастровая оценка, и стоимость земли и домов действительно указывается рыночная. А иногда настолько рыночная, что люди возмущаются налогами на имущество.

Но вот случай, который произошел в Челябинске. Там местные жители пообещали лечь под бульдозеры. Их дома хотят снести, чтобы построить развязку — аккурат к саммитам ШОС и БРИКС, которые пройдут в Челябинске в 2020 году. Жители, в общем-то, не спорят. Но они хотят справедливую компенсацию за дома в центральном районе. Об этом челябинцы рассказали порталу 74.RU :

«Мы не согласны с их суммой, так как нельзя приобрести на это даже через остановку квартиру 50 квадратных метров с черновой отделкой. У меня новая крыша, забор. Я же не должна была ждать из года в год, когда они нас снесут, и у меня будет крыша течь, я поменяла полы, сделала ремонт в доме. Сейчас то, что они мне хотят 700 тысяч дать, если есть справедливость, мы бы хотели добиться справедливости».

И в то же время закон, который готовится принять Дума, — нужный. Хотя каждый конкретный собственник, которого он затронет, явно не согласится. Но часто проекты затягиваются из-за того, что власти не могут договориться с жителями. Как правило, все дело в деньгах. И не всегда совесть отсутствует лишь у чиновников. Случается, что у и жителей.

Да, человек привык к своей квартире, дому, даче, у него там любимая яблоня и крыжовник. Но города, дороги, развязки, больницы, детские сады тоже нужно строить. Гендиректор группы компаний «Гео Девелопмент» Максим Лещев приводит в пример недавнюю реконструкцию Калужского шоссе в Москве:

Максим Лещев гендиректор ГК «Гео Девелопмент» «Оно проходило по чьим-то землям, домам, производствам. В итоге построили и разгрузили Калужское шоссе. Сейчас там жизнь стала намного веселей — пробок стало меньше. Но это было бы невозможно без изъятия. Соответственно, может быть, ущемляя интересы ограниченного круга лиц, мы спасаем положение многих других лиц, в том числе исправляя ошибки прошлых градостроителей».

Что касается судьбы наших героев, то, по словам Тимура из Казани, жителям пообещали, что дома сносить не будут, а в Генплан внесут изменения. Но когда это сделают и сделают ли, неизвестно. И закрадывается шальная мысль, что власти ждут, когда Дума примет закон. Героиня челябинского ролика в личной переписке рассказала, что будет добиваться справедливой компенсации за свой дом. Но по телефону общаться отказалась, объяснив это фразой: «Нам никто, наверное, не поможет».

Похожие публикации