Все против всех. завоевание земли обетованной иудеями

После смерти великого пророка Моисея вождём еврейского народа стал Иисус Навин. По указанию Божию Моисей возложил руки на его голову, и Иисус Навин исполнился духа премудрости. Он стал преемником Моисея.

Именно Иисусу Навину выпала великая честь ввести богоизбранный народ в землю Обетованную - благословенную Палестину. Библия называет её землей, где течет молоко и мед, - так богата и плодородна она была. За сорок лет до этого пророк Моисей, по повелению Божию, вывел израильский народ из египетского плена и повел через Синайский полуостров на восток. Там лежала земля их предков: земля Авраама, Исаака и Иакова, - и евреи должны были вернуться в свой удел.

Только через сорок лет они достигли цели. Весенним месяцем под предводительством Иисуса Навина они подошли к границам земли Обетованной, которую отделяла от них река Иордан. За этой водной преградой во всем своём великолепии красовались горы и холмы земли, текущей молоком и медом.

В то время Палестина была заселена многочисленными языческими народами. Они поклонялись идолам. Некоторые из них отправляли особо нечестивые культы, совершая человеческие жертвоприношения.

Богу было угодно сделать израильский народ орудием Своего возмездия над язычниками. Евреи должны были уничтожить тех, кто посягал на Самого Бога, ибо человек есть творение Божие и образ Божий. Жизнь человека священна и неприкосновенна, она всецело находится в руках небесного Владыки.

Язычники были воинственными народами. Они наводили страх даже на израильтян, с которыми был Сам Бог, и Господь великими чудесами укреплял дух евреев. Шествие богоизбранного народа по земле Обетованной превратилось в череду славных и чудесных побед, которые являли силу истинного Бога всем язычникам.

Первое чудо совершилось при переходе реки Иордан, лежащей на пути народа Божьего. В это время года Иордан был особенно полноводен: на вершинах близлежащих гор таяли снега.

И вот Господь явил Своё всемогущество над водами Иордана. Священники Бога Вышнего с Ковчегом Завета вступили в реку, и воды расступились перед ними. Верхняя часть реки стала стеной, а нижняя утекла в море. По открывшемуся дну реки многотысячный народ перебрался на другой берег. Евреи вступили на землю, по которой через полторы тысячи лет пройдут стопы Божественного Спасителя. Он придет на землю, чтобы открыть человечеству путь в истинную землю Обетованную - Царствие Небесное, уготованное Богом всем любящим. Первым городом, захваченным евреями, стал Иерихон. Он располагался недалеко от переправы через Иордан и словно бы держал в своих руках ключи к земле Обетованной. Его.

Это был один из самых сильных городов в Ханаане, стены его были грозны и неприступны.

Еще ранее Иисус Навин направил в город двух разведчиков. Преодолев множество опасностей, соглядатаи вернулись в лагерь. Сведения, которые они принесли, порадовали израильтян. Взятие Иерихона обещало богатую добычу.

Разведчики чуть было не попали в плен, но их спасла жительница Иерихона по имени Раав. Она не выдала пришельцев, укрыв их у себя в доме. В городе Раав пользовалась худой славой блудницы. Раав поверила во всемогущество и истинность Бога евреев, Которому ничто на земле не может противостоять. Она не смогла не помочь людям, исполняющим волю Бога Живого, хотя укрывательство вражеских разведчиков грозило смертью ей самой.

Господь не оставил Свой народ и при взятии Иерихона. Иисусу Навину явился Архангел Михаил. «Вождь воинства Господня открыл ему, как должен быть взят неприступный город. Бог Израилев повелел Иисусу Навину выступить в полном молчании с Ковчегом Завета и обнести его вокруг стен Иерихона. Семь священников должны были идти перед Ковчегом и трубить в трубы. В течение шести дней по одному разу эта процессия обходила город.

На седьмой день Ковчег Завета обнесли вокруг города семь раз. При последнем обхождении при звуке священнической трубы весь израильский народ воскликнул громким голосом. Неприступные стены Иерихона сотряслись и обрушились до основания. Доступ в город был открыт. Иерихон сожгли, а его жителей истребили мечом. Так исполнился закон Божий, предвещающий гибель нечестивца и спасение праведника.

Воины Израиля пощадили только Раав и её родственников. Веру и мужество этой женщины Бог щедро вознаградил. Живя среди Израильтян, Раав стала женой Салмона, князя из колена Иудина, и матерью Вооза - предками царя Давида. Именно среди её потомков через много веков родился Мессия, Спаситель человечества. Воплотился Тот Бог, по вере в Которого она презрела страх и совершила свой мужественный поступок.

Цари маленьких северных ханаанских государств беспечно следили за победоносным шествием израильтян, и лишь после того, как жертвой завоевателей пали некоторые укрепленные города центрального и южного Ханаана, поняли, какая опасность им угрожает. Во главе с Навином, царем Ассорским, образовалась новая коалиция. Армия союзников состояла из множества боевых колесниц, которые в то время считались грозной боевой техникой. Но отважный Иисус Навин с Божьей помощью внезапно напал на противника, и эта военная тактика решила исход боя. Северные ханаанские войска были разгромлены, а многие их города разрушены и преданы огню. Покорение всего Ханаана длилось семь лет. В кровавых войнах погиб тридцать один ханаанский царь. За исключением Иерусалима и нескольких других укрепленных городов у моря и в горах, вся страна была завоевана израильтянами.

После этого Иисус Навин приступил к разделу обетованной земли между израильскими коленами. Всего их было тринадцать, так как колено Иосифа разделилось на две племенные группы, которым начало положили Ефрем и Манассия. Поскольку потомкам Рувима и Гада, а также половине племени Манассии достались в удел земли за Иорданом, а левитам не полагалось своей особой территории, то раздел коснулся только девяти племен и второй половины племени Манассии. Таким образом, обетованная земля оказалась разделенной на десять округов. На юге поселились потомки Симеона, Иуды и Вениамина. Остальную территорию покоренной земли заняли, двигаясь с юга на север, колена Ефрема, Манассии, Иссахара, Завулона, Нефалима, Асира. Немногочисленное племя Дана поселилось к западу от Вени-аминового колена на границе с филистимлянами. На территории, доставшейся Ефрему, находился город Силом. Иисус Навин решил в этот город перенести народную святыню - Скинию Собрания и Ковчег Завета. Таким образом, Силом стал первой столицей Израиля, которой надлежало спаять в одну нацию рассеявшиеся колена. Левитам выделили во владение сорок восемь городов, где по завету Моисея они выполняли религиозные обязанности. Шести городам за Иорданом и в самом Ханаане было предоставлено право давать убежище от родовой мести людям, виновным в неумышленном убийстве.

Племена Рувима, Гада и Манассии, выполнив обещание, данное Моисею, пожелали теперь вернуться на землю, полученную ими во владение за Иорданом. Иисус Навин благословил их и в напутственном слове просил сохранить верность Богу и Его храму в Силоме. Сам Иисус Навин еще долгие годы возглавлял племена Израилевы. Его авторитет был источником сплоченности нации. Рассеянные по Ханаану племена безоговорочно признавали его власть. Большую роль в деле сплочения израильских племен играл храм в Силоме. Он был духовным сердцем всего Израиля. Но Иисуса Навина беспокоила мысль: что будет после его смерти? У него не было достойного преемника, и он опасался, что племена, оставшись без сильного руководства и потеряв веру в Истинного Бога, могут быстро потерять единство и сплоченность и оказаться в плену у местных жителей. Единство и мощь государства Иисус Навин видел в хранении истинной религии, в беззаветном служении Богу Авраама, Исаака и Иакова. Желая укрепить веру в Бога и тем самым предотвратить распад государства, он собрал в Сихеме всех сынов Израилевых, прочитал им еще раз законы Моисеевы и велел поклясться, что они не будут служить чужим богам. Народ единодушно поклялся: "Нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!" (Нав. 24:16). В знак памяти о возобновленном союзе с Господом Иисус Навин поставил под дубом большой камень и сказал: "Вот, камень сей будет нам свидетелем: ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами... он да будет свидетелем против вас... чтобы вы не солгали пред [Господом] Богом вашим" (Нав. 24:27).



Иисус Навин умер, прожив сто десять лет. Его похоронили на горе Ефремовой и в его гробницу положили каменные ножи, которыми было совершено обрезание израильтян, когда они перешли Иордан.

_____________________________________

Книга Иисуса Навина (По Соколову 17,18 лекция)

Книга Иисуса Навина является продолжением Второзакония. Вместе с пятью книгами Моисея она составляет нечто целое, что даже первые шесть книг назывались Гексатеей, т.е. книгой из шести частей. Книга содержит историю Израиля за период, приблизительно 25-30 лет, со дня смерти Моисея до смерти Иисуса Навина (Нав. 24, 29). Подлинность событий, описанных в книге, подтверждается историческими находками, найденными клинописями, которые описывают сношения ханаанских народов во времена Иисуса Навина. Составитель книги нигде не упоминается по имени. Некоторые критики говорят, что книга написана во времена Давида, даже позже, потому что, когда она была написана, евусеи жили в Иерусалиме. Только царю Давиду на 8-м году своего правления их удалось изгнать. Однако, согласно (Нав. 6,16, была жива еще Раав-блудница. Можно допустить, что книга была написана ранее. У нас нет никаких оснований не приписывать ее Иисусу Навину. Библия ясно говорит о том, что Иисус Навин вписал «слова сии в книгу закона Божия.» (Нав. 24,26) Различные места с подробными описаниями указывают, что писавший пережил сам все то, что описал в своей книге. Во всяком случае, Иисус Навин сам записал значительные события, свидетелем которых он являлся. Талмуд также приписывает авторство Иисусу Навину. Только последние пять стихов дописаны позже Иехасом.



Подлинность книги подтверждается различными библейскими источниками. Переход через Иордан (упоминается в 113 псалме), падение Иерихона, спасение Раав (Евр.11, 30), проклятие Иерихону (книга Царств), союз Израильтян с гаваонитянами и ряд других событий упоминается в других книгах Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.

Главная тема книги Иисуса Навина - завоевание земли обетованной. Этим завоеванием Израиль обязан только союзу с Богом и верности Господней. Только Господь претворил завет в жизнь и даровал родину израильскому народу. Поэтому автор книги особо подчеркивает исключительное вмешательство Бога в историю Израиля.

Первый раздел - это приготовление к завоеванию, главы 1-5. Сюда входят приготовление к походу, разведка в Иерихон, история с Раав-блудницей, переход через Иордан, обрезание, праздник Пасхи и введение.

Второй раздел книги включает главы 6-12 и заключает в себе падение Иерихона, первые препятствия, взятие города Гая, подчинение юга, севера, победы над царями. Последняя часть - раздел и организация земли, главы 13-24. Раздел восточных Иорданских земель, раздел западных Иорданских земель, возведение городов-убежищ и городов левитов, возвращение восточно-иорданских колен. Последнее - это прощальные речи Иисуса Навина и его смерть. Ключевое слово этой книги - завоевание и войны. Это самая кровавая книга Ветхого Завета. Земли без боя не отдавались.

Символика книги Иисуса Навина. Первый символ - переход через Иордан. Зачем необходимо было переходить через Иордан? Ведь можно было войти в Землю обетованную совсем с другой стороны, с юга через Кадес-Варни, а не через моавитские степи. Если бы Израиль был неверующий, странствовал бы не по воле Божией, то переходить через Иордан было бы не нужно. Но, по замыслу Господню, переходы через Чермное море и через Иордан означают для Израиля одну и ту же духовную истину - конец его странствований в пустыне. С этого дня слабый, непослушный, неверующий народ стал достаточно сильным, чтобы побороть врагов своих и Божиих.

Для каждого из нас тоже есть свой Иордан, который мы должны перейти, чтобы стать истинными христианами, чтобы оставить за Иорданом то, что нам мешает в нашей жизни. Переход через Иордан означает смерть для греха.

Второй символ - жизнь в земле обетованной. Это притча о жизни в изобилии во Христе. Эта жизнь принимается по вере. Вся земля отдана Господом Израилю даром, но каждое колено должно было овладеть своим уделом. Израиль вступает в эту землю, он хочет ею обладать, но нужно приложить усилия, чтобы достигнуть того, что Господь ему дает. Взятие Иерихона подчеркивает постоянную победу над грехом, ежедневную борьбу с грехом. Жизнь в земле обетованной, которая не терпит никакого греха.

Третье - жизнь не может пройти без искушений (Ахан и его нечестие). Жизнь постоянно развивается, но мы никогда не можем получить все богатство Христово, всегда к чему-то стремимся.

Иисус Навин - это прежде всего типологический образ. По некоторым данным, Иисус Навин - прообраз Христа. Само слово «Иисус» в переводе - «Яхве спасает». Иисус - облеченный милостью, наследующий Моисею представитель Закона. Новый Завет, возвещенный Иисусом Христом, также наследует Ветхому Завету, Закону Моисееву. Иисус Навин вел народ к победе, и так же Христос ведет нас к победе над грехом. Иисус Навин был ходатаем и заступником перед Богом за Израиль. И так же Христос Спаситель - заступник за нас всех перед Господом. Каждому колену Иисус Навин дал удел наследия - Господь дарует нам каждому Свои дары по Своему усмотрению.

Какие черты характера мы видим в Иисусе Навине? Это прежде всего воин, борец, который проявил себя еще при Моисее. Нам открывается борьба (Исх. 17), молитва, разочарование (Исх.), служение, смирение, вера, послушание, ответственность (Исх., Чис). Основное дело Иисуса Навина в его служении Господу - возглавление и наставление народа, завет, который он заключает между народом и Господом.

Иисус Навин предусмотрителен, как любой военачальник, он посылает двух разведчиков, соглядатаев; одно из его качеств - осторожность. Он переходит через Иордан, проявляя мужество веры. Иисус Навин совершает обрезание (Нав. 5), которое на протяжении многих лет оно не совершалось; это - символ очищения. Взятие Иерихона показывает его доверие к Богу. То, что было с Аханом - это суд над нечестием. Союз с гаваонитянами - это воинская хитрость. Подчинение страны, победа, раздел земли - это мудрость в распоряжении наследием. Такие качества присущи Иисусу Навину.

В этой книге нам также нужно знать образ блудницы Раав, которая вошла в родословие Христа Спасителя, потому что имела веру, которая вменилась ей в праведность. Приходят два соглядатая, они настоящие разведчики того времени, и она укрыла их. Именно блудницы жили на выходе из города, в стенах, где были путники и приезжие. Заслуга ее в том, что она явила веру и спасла тех людей, которых вполне могла предать. За это Господь сохранил ее и ее род, который затем вошел в состав Израиля, хотя она и не была израильтянкой. Это говорит о том, что Господь включает по своему милосердию в избранный народ и другие народы, которые идут к этому с верой и открытым сердцем.

Глава 5 говорит о том, как Иисус Навин острыми каменными ножами совершил обрезание сынов Израилевых на холме Обрезания. Весь народ мужского пола, вышедший из Египта, способный к войне, умер на пути по исшествии из Египта. Весь вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне, не был обрезан. После того, как народ вышел из Египта, этот обычай не совершался. Причин было множество: во-первых - походные условия, невозможность соблюдать гигиену, постоянная опасность набегов кочевых племен, различные опасности пустынной жизни. Люди, подверженные недомоганиям в период обрезания, были потенциальными смертниками, их могли убить. Чтобы сохранить народ ради будущего, люди были обрезаны при Иисусе Навине.

После этого события на другой день они справили праздник Пасхи и стали есть произведенные землей сей опресноки и сушеный изюм. А манна перестала падать" на другой день, после того, как они стали есть произведения земли. «И не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской.» (Нав. 5, 12)

«Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш: ли ты, или из неприятелей наших? Он же сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал ему: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь свято. Иисус так и сделал.» (Нав. 5, 13-15)

Здесь явление Иисусу Ангела, вождя воинства Господня. По православному учению это - Архистратиг Божий Михаил.

Затем произошло падение Иерихона. После падения города, «предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечем. А двум юношам высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы, и выведите оттуда ее и всех, которые у ней, так как вы поклялись ей. И пошли юноши..., и вывели Раав и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее были, и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского. А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали в сокровищницу дома Господня. Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее были, Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня: потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высматривания Иерихона» (Нав. 6, 20-24). Признаком, что Раав живет в том доме, была красная веревка, как знак единой крови.

Затем Иисус берет один город за другим и, как правило, если город сопротивляется, все предают заклятию; если же нет, то город оставляют целым, только убивают мужской пол. Как понимать это? Идет Израиль, чтобы завоевать землю. Почему же надо было всех убивать? Правильно они поступали или нет?

Посмотрим на тот образ жизни, который встретили израильтяне, придя в Землю обетованную. Хананеи, которые населяли эту землю, могут быть названы вполне цивилизованными народами. Однако у них не образовалась самобытная духовная культура и они целиком подчинялись влиянию Египта, Вавилона и особенно Финикии. Раскопки и археологические данные показывают, что Ханаан в отношении искусств и религии был типичной страной синкретизма, т.е. религиозных заимствований эклектики. Здесь не было своих национальных богов, а обитали преимущественно боги соседей.

Среди развалин древних городов Ханаана, в том числе и Иерихона, находили различные фигурки египетских финикийских и вавилонских богов. Главными божествами хананеев были боги-хозяева, владыки пашен, рощ, источников. Их называли различными именами: Ваал, Волох, Бел, что в переводе означает «царь, господин». Каждая местность имела своего личного Ваала. Крестьяне и жители городов обращались к Ваалам во времена засухи или сева, различных моровых язв. Хананеи устраивали праздники в честь того или иного местного бога. Ваал должен был невидимо присутствовать, он вдыхал аромат приношений, пил вино, угощался плодами земли.

Наиболее почитаемыми были боги бури и грозы. Ваал-громовержец очень похож на греческого Зевса. Могу привести пример одного из гимнов, которыми древние восхваляли своих богов.

«Когда звенит священный глас Ваала, когда раздаются раскаты Ваалова грома, земля сотрясается и горы трепещут, пляшут холмы и скалы, враги его прячутся за скалами гор или в дремучих лесах. От востока до запада в диком смятении они бегут от лица его. Скажите враги Ваала, почему вы ныне в таком страхе? Потому что глаза его зорки, а руки могучи. Каждый, кто будет спорить с Ваалом, будет сражен его мощью: падут сильные высокие кедры перед порывами гнева его».

Вот такое древнее стихословие в честь Ваала воспевали древние хананеи. Рядом с Ваалом стояла богиня Аннат, она же Ашера, которая обеспечивала плодородие земли. Это особая богиня, которая почиталась в Финикии, которой приносили пышные жертвы. По преданию, эти пляски и веселия устраивались на холмах, высотах. В годы бедствий и отчаяния люди шли на поклонение к своим богам и приносили самые страшные жертвы, жертвы людей. Приносили в жертву и своих детей. Однажды, когда израильтяне осаждали моавитскую крепость, царь Моава вывел своего сына на стену и заколол перед лицом бога моавитского. Видя это, израильтяне от ужаса обратились в бегство, будучи уверенными, что бог непременно отомстит им.

Огромное число обгорелых детских скелетов было обнаружено повсюду в Ханаане. Есть такая книга «Ур Халдейский», есть многочисленные книги по раскопкам и, пожалуй, ни одно исследование не обходит эту тему. Любой дом берут и под любым из оснований дома находят обычно замурованные скелеты детей от одного года родом, иногда есть и в несколько месяцев. Их просто клали в сосуд в виде амфоры и замуровывали в основание дома, этим самым принося жертву Ваалам, которые требовали этой жертвы. Таковы были обычаи. Поэтому потом, когда израильтяне были на земле обетованной, то первым условием был запрет человеческих жертв. Моисей запретил пролитие человеческой крови. Отныне кровь человеческая не может пролиться в качестве жертвы.

Особую роль у хананеев играли особые сладострастные культы. Это было редчайшее в истории обожествление чувственности. Здесь культивировали все виды развращений и извращений, все было поставлено на службу воспаленной эротике. Обилие непристойных фетишей, символов, возбуждающий напиток из мандрагора, которые употребляли участники оргий, доводя себя до неистовства, до самооскопления. Во всем этом хананеи видели дело угодное их божествам.

Особо развивалась так называемая «священная проституция», которая была распространена вообще на всем Востоке, т.е. проходя мимо определенного дерева, посвященного той или иной богине, путник мог войти в дом и там женщины его привечали и он считал своим долгом купить эти отношения и тем самым воздавалась почесть тем богам, которым они служат. Фактически, было полное падение нравственной жизни, полное разложение общества и служение через идолов самому темному духу. Это было именно демонопоклонство.

И вот среди этого страшного мира появляются израильтяне, пришедшие из гор и пустынь. Их появление воспринималось, как нашествие дикарей, многомиллионного народа, который идет, как саранча. Конечно, они не могли не видеть все то, что творилось вокруг них. В этой обстановке нашествие Израиля являлось очистительной бурей, ворвавшейся в тлетворную среду суеверий и извращений. Поэтому сам Израиль смотрел на свои войны, как на священные войны Яхве. Была такая книга Священных войн Яхве, она вошла целиком в книгу Иисуса Навина. Часть из нее есть и в книге Исход.

Эти убеждения Израиля, что он ведет священную и справедливую войну, подтверждались особыми победами, которые одерживал Израиль над своими врагами. Мы говорили об Иисусе Навине. Само слово «навин» переводится «сын Навуна». Именно он после смерти Моисея встал во главе своего народа, воин от самого рождения, прошедший вместе с народом все испытания, все лишения пустынной жизни. Он имел непререкаемый авторитет и был признан большинством колен.

В такие минуты народ нуждается в настоящем вожде и таким вождем явился Иисус Навин - суровый, непреклонный человек, он был истинным сыном своего века с его жестокостью, с его дикостью. В отличии от Моисея он не был пророком, однако был религиозным вождем, осознавая, что стоя во главе Израиля, он выполняет миссию, которую на него возложил Господь.

Главным препятствием был Иерихон, который был взят им с помощью Божией чудесным образом после обнесения Ковчегом Завета этого древнего города. Иерихон - древнейший город, известный по летописям.

События развивались довольно быстро и триумфальный марш израильтян прошел очень быстро по городам и весям Палестины. Центральные области почти не оказывали сопротивления. В Сихеме обитали евреи, которых Библия, в отличии от пришельцев, называет природными жителями. Это были евреи, которые, возможно, остались и не пошли с Иаковом. Затем оставались те потомки, которые были из племени Евера и которые к ним присоединились. Т.е. там были люди в чем-то им ровня. Эти жители встречали спокойно израильтян, они с ними заключали союзы и становились их друзьями.

У нас, современных людей, обладающих сведениями о международном праве, создается впечатление, что древние евреи вели свои войны совершенно по-варварски. Нам кажется, что такое варварство не допускается Божественным законом. Как Господь может допускать такое варварство? Но евреи не находились под законом современного международного права. Они должны были употреблять те же средства, что и их противники, иначе им грозило полное уничтожение. О том, как именно действовали восточные народы, ясно говорит правило, известное под названием «Закон джунглей»: если ты не убьешь, то убьют тебя.

В 6-й главе Книги Судей есть такие слова: «Когда посеет Израиль, приходят Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них; и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самый Газы, и не оставляют для пропитания Израиля ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили со скотом своим и шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча». (Суд. 6, 3-4) Подобным же образом Филистимляне покоряли Израиль, монополизировали производство железа и тем самым лишили евреев возможности изготавливать оружие и земледельческие орудия (книги Царств).

Обращение с побежденными было в высшей степени жестоким. В некоторых случаях было полное и систематическое истребление побежденных без различия сословий, не исключая грудных младенцев. «Я осадил город Карафаим и взял его, и истребил весь народ, бывший в городе - зрелище для Камоша, бога моавитян», - говорит царь Моавитянский (9 век до Р.Х., стелла). Эта стелла хранится в Лувре, и в некоторых учебниках она помещается. Пророк Исаия такими же мрачными красками описывает взятие Вавилона:

«Для сего трясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его. Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю. Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча. И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены обесчещены». (Ис.13, 13-16)

Однако военное право в Израиле было более мягким, чем у других народов. Врагу, добровольно открывшему свой город и сдавшемуся полагалась только определенная дань (Втор.2, 10-11). В случае отказа сдаться и взятия города штурмом, детей и женщин щадили (Втор. 10, 14). Уважается женская стыдливость (Втор.21, 9). При осаде вражеского города, как повелел законодатель, полагается щадить фруктовые сады в окрестностях, что говорит об умеренности, которая была совершено чужда тому времени. Палестина в эпоху Христа представляла собой цветущий сад, а что она представляла собой в конце 1-го века? Почти полная пустыня, потому что римляне прошлись по всему беспощадно и все было уничтожено: растения, сады, виноградники, деревья. Многие растения, что культивировались столетиями, были истреблены. Это жестокий образ ведения войны.

Только в одном случае закон соответствовал восточному праву со всей его жестокостью, когда дело касалось семи народов, живших в Палестине до Израиля. В этом случае после разрушения города истреблялись все его жители и весь скот, уничтожались все идолы, а все предметы, сделанные из драгоценных металлов, посвящались Богу. Это называлось «херем», в переводе греческих толковников - «проклятие, заклятие, анафема», т.е. дар по обету.

Впоследствии этот термин перешел в религиозный язык Нового Завета. Хананеи своими преступлениями заслужили такие наказания и евреи были орудием Божественной кары. Вот как говорит книга Бытие: «В четвертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззакония аммореев доселе еще не наполнилась».

Беззакония обитателей Палестины были наиболее гнусные и унижающие человека. Кроме всего перечисленного, было кровосмешение, прелюбодеяние, скотоложство, развратные отношения между полами (гомосексуализм) и все прочее присутствовало в том обществе, куда вторгся Израиль. И поэтому ему было сказано: «не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас. И осквернилась земля и Я накажу беззаконие и свергнет с себя земля живущих на ней» (книга Левит). Вот такой взгляд на эти народы и на военные отношения между этими народами и Израилем господствуют в современной экзегезе.

Сегодня у нас есть такие понятия и доказательства, что, действительно, Израиль поступал с другими народами гораздо милостивее. Израильтяне не уничтожали народы, населявшие ханаанские земли, а сумели заселить местности и оставшиеся свободными горы и степи. Хананеи, которые вошли с ними в союз, но оставили свои земли, остались в укрепленных городах, а земли вокруг получили во владение израильтяне. Это так называемые маленькие города-государства. Об этом написано в первой главе книги Судей.

В самых древних текстах, где говорится о будущих завоеваниях, Бог не приказывает уничтожать хананеев, а берется сам прогнать их. «И когда пойдет перед тобою Ангел Мой и поведет тебя к аморреям, и истреблю их. Но не поклоняйся богам их и не служи им. Ужас Мой пошлю пред тобою, во смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь. Пошлю перед тобою шершни и они погонят от лица твоего ессеев, хананеев и хеттеев. Выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и умножились против тебя дикие звери. Мало по малу буду прогонять от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. Предам в руки твои жителей сей страны, прогоню их от лица твоего. Не заключай с ними союза, ни с ними, ни с богами их». (Исход)

И далее сказано очень важное для понятия дальнейшей судьбы Израиля: «Не бери из дочерей жен сынам своим, дабы дочери их блудодействия вслед богов своих не ввели и сынов твоих в блудодеяния вслед богов своих». Главная забота здесь о том, чтобы избежать преемствования по отношению к верованиям, которые были у этих народов, не служить тем богам и не уподобляться тем нравственным падениям, которые были в этих землях. Вот именно в таком плане мы и воспринимаем те войны, которые вел Израиль с хананеями.

В книге Иисуса Навина, в битве, когда Иисус Навин поднимает свой меч против жителей Гаваона и при поражении этих врагов происходит чудесное явление, которое мы называем солнцестоянием.

«Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне и все мужи храбрые. И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои, никто из них не устоит пред лицем твоим. И пришел на них Иисус внезапно, всю ночь шел он из Галгала. Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефоронской, и поражали аж до Азека и до Македа. Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечем. Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю..., и сказал пред Израильтянами: стой, солнце над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь так слушал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля. Потом возвратился Иисус и весь Израиль с ним в стан, в Галгал. А те пять царей убежали и скрылись в пещере в Ма-кеде. Когда донесено было Иисусу и сказано: «нашлись пять царей, они скрываются в пещере в Македе». Иисус сказал: «привалите большие камни к отверстию пещеры и приставьте к ней людей стеречь их; А вы не останавливайтесь, но преследуйте врагов ваших, и истребляйте заднюю часть войска их, и не давайте им уйти в города их, ибо Господь Бог ваш; предал их в руки ваши.» (Нав. 10, 7-19)

Если мы сейчас этот отрывок сообразуем с явлениями природы, то выражение «солнце остановилось» не будет говорить о том, что согласно Библии, солнце вращается вокруг Земли, такого не может быть. В данном случае это нужно для того, чтобы удлинить день. Выражение «солнце остановилось» говорило, что день был более длинный. Автор этого текста хочет сказать, что Иисус и его войско видели солнце как бы неподвижным и проходящим чрезвычайно медленно.

Однажды мне пришлось читать об исследованиях одного путешественника, который пришел в один из дальних районов Африки и там была хорошая погода, корабль стоял на рейде и одновременно он почувствовал, что в природе происходит что-то не то. Что именно, он не мог понять, потом он увидел, что против обыкновения очень светло, хотя должно было темнеть. И здесь он увидел второе солнце, т.е. было как бы два солнца: одно солнце заходило, а второе солнце всходило и светило. Может такое быть? Это был мираж второго солнца, которое делало этот вечер непохожим на другие вечера. Спустя некоторое время мираж исчез.

Для жителей этой местности это было в порядке вещей.

Условно допустим, что было где-то преломление солнечных лучей. Видимое солнце стояло на том месте, с которого оно должно было уже сойти. Это первое толкование. Благодаря такому преломлению без всякого нарушения законов Вселенной, солнце было видно там, где его в действительности не было.

Второе толкование. Рассматриваемый нами отрывок показывает, что солнце как бы остановило на какое-то время свой ход, поскольку Иисусу понадобился его свет. Однако, предположим, что оно вообще исчезло, померкло, скрылось за грозовыми тучами, которые разразились страшным каменистым градом. Если с неба идет страшнейший камнепад, то, возможно, что и солнца в это время не видно. Именно этот град и истребил врагов. Многих удивит такое предположение, однако, оно подтверждается следующими заключениями. Войску Иисуса Навина нужно было не солнце, а тень. Когда они выступили из Галгала, где находился их стан, они всю ночь шли и утром нанесли поражение врагам, которые осаждали Гаваон. Затем войско преследовало врагов по направлению к подъему на гору Вефарон.

Если мы посмотрим на географическую карту и посмотрим, как воины Иисуса Навина должны были изнемогать под испепеляющими лучами солнца, то после изнурительного ночного броска, находясь на возвышенности, Иисус говорит: «Стой солнце над Гаваоном и луна над долиною Аиалона». Гаваон находится к востоку от Вефрона, а Аиалон - к западу. «И остановилось солнце и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим». Однако, если солнце стояло над Гаваоном, значит оно было на востоке и только поднималось по небосклону и должно было палить склоны Вефрона. Зачем же ранним утром Иисусу понадобилось его останавливать, ведь день только начинался?

Обыкновенно говорят, что Иисус чувствуя, что ему не достает времени, чтобы ему одержать решительную победу, просит, чтобы солнце остановилось. Он желает продлить день и такое желание было бы понятно, если бы день клонился к вечеру. Однако, когда он говорит такое повеление, было еще утро. И все отмечают, что слова Иисуса Навина симметричны по отношению к тому, что следует за ними. А именно, повинуясь обычному закону - параллелизму, имеется точное указание на источник, которое написано в книге Праведного. Это не то, что говорит сам автор, а он берет это из книги Праведного. Значит отрывок, который мы рассматриваем, не является продолжением повествования о битве, но представляет собой комментарий к поэтическому отрывку, относящемуся к этой битве. Т.е. была написана книга Праведного, который потом говорит об этой битве, и автор этого текста берет этот поразивший его отрывок, который в поэтических словах описывает битву. Это - одно из возможных толкований этого отрывка. Но нет ничего невозможного для Создавшего небо и землю и законы Вселенной побеждаются днесь... Так что для христианина это - не проблема. Если мы возьмем эти ссылки и увидим, что эпизод с солнцем заканчивается на том, что Иисус вернулся в стан и продолжал преследовать своих врагов. О сражении сказано дважды: один раз в прозе, когда речь идет о граде; а другой раз в стихах, когда говорится о солнце.

Глаголы, которые употребляются для обозначения остановки солнца и луны звучит по-еврейски «даман», что в переводе означает «молчать, покоиться» и еще слово «амат», в переводе - «остановиться, задержаться». Они указывают на прекращение деятельности. В нашем случае не только его не было, но также источника света, т.е. не было в тот момент света, солнце «молчало, покоилось», а когда покоится, оно в этот момент не светит.

В самом деле, в Вавилоне глагол «покоиться» по отношению к луне означает «затмение». И в самой Библии есть подобное, когда идея остановки применительно предмету, который светится, означает, что свет померк и помрачился. Из пророка Аввакума:

«О свете восхода твоего забывает солнце, луна останавливается на месте своем от блеска твоих летящих стрел, от сияния сверкающего копья твоего» (Авв.З, 10)

В случае Иисуса Навина солнце, возможно, померкло, давая таким образом отдых и новые силы израильтянам. А померкло оно потому, что скрылось за мощными тучами с каменным градом, которыми осыпал бегущих врагов. Такой смысл можно придавать тем текстам, с которыми мы ознакомились, читая книгу Иисуса Навина.

В конце своей книги Иисус Навин дает завещание, обращаясь к израильтянам со словом назидания и благословения.

Сначала он говорит слова назидания двум с половиной коленам, затем говорит назидание остальным девяти с половиной коленам. Основная мысль этого назидания сводится к тому:

«Вот, - говорит Иисус Навин - я ныне отхожу в путь всей земли. А вы знаете всем сердцем вашим и всею душею вашею, что не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь Бог ваш; все сбылось для вас, ни одно слово не осталось не исполнившимся. Но как сбылось над вами всякое доброе слово, которое говорил вам Господь Бог ваш, так Господь исполнит над вами всякое злое слово, доколе не истребит вас с этой доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш. Если вы преступите завет Господа Бога вашего, который он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им: то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам Господь.» (Нав. 23, 14-16)

Не случайно - только что вошли, начинают жить и сразу такое предупреждение: помните о высоком служении! Господь не случайно истребляет народы пред лицом вашим и дает вам возможность жить. В завещании Иисус Навин рассматривает весь исторический путь Израиля, начиная с патриархов и кончая вхождением в землю обетованную. «Бойтесь Господа, служите ему в чистоте и искренности. Отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою в Египте, а служите Господу.» Возможно, что когда Израильтяне выходили из Египта, не все они поклонялись истинному Богу. Моисей вывел их, чтобы они забыли это нечестие, всю мерзость Египта и не служили тем богам.

Иисус Навин говорит Израилю: «Если вам не угодно служить Господу, то выберите кому служить: богам ли, которым служили отцы ваши за рекою или богам аморрев, а я и дом мой будем служить Господу.» Сколько было свидетелей явления истинного Бога: и манна, и медный змий и все они вошли в землю обетованную. Все, кто сомневался, кто не верил - ушли, умерли. А сейчас были люди нового поколения, однако, в них присутствует нечто, почему и сомневается в них Иисус Навин. Израиль избирает службу Господу.

И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! Ибо Господь - Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли Египетской, из дома рабства... И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня» (Нав. 24, 16,26).

В конце сказано, что скончался Иисус Навин и умер раб Господень будучи ста десяти лет. «И похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой. И положили с ним во гроб каменные ножи, которыми обрезал Иисус сынов Израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта, как повелел Господь; и они там даже до сего дня.» Еще сказано, что Израильтяне в те дни погребли кости Иосифа, «которые они вынесли и схоронили в Сихеме в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет и которое досталось в удел сынам Иосифовым. После сего умер и Елеазар, сын Аарона, и похоронили его на холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой.» (Нав. 24, 30-33)

Здесь мы видим разницу в тексте. Ясно, что были разные источники, т.е. автор этой книги собирал из многих источников и включал в эту книгу. Если мы говорим, что Моисей мог описать свою смерть, то Иисус Навин не мог описать свою смерть. Он не был пророком, значит кто-то редактировал эту книгу. Может это был Ездра или пророк Самуил, наиболее близкий к тому времени. Заканчивается эта книга печальными, грустными словами, приводящими нас в книгу Судей Израилевых.

И стали сыны Израилевы служить Астарте и Астарофу и богам окрестных народов; и предал их Господь в руки Еглона, царя Моавитского, и он владел ими восемнадцать лет» (Нав. 24, 36).

Молва о жестокости и беспощадности вторгшейся армии «богоизбранного народа» быстро распространялась по Ханаану. Жители близлежащих к Гаю и Вефилю городов – Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим – проявили малодушие и вместо организации противодействия завоевателям пытались вступить в союз с Иисусом Навином, но при этом попутно и обмануть его. В итоге им хоть и удалось спасти свою жизнь, но они попали в кабальное услужение к «богоизбранному народу».

Другие же города не спешили сдаваться на милость незваным пришельцам. И часть местных правителей, решив упредить евреев, создала коалицию и отправила свои войска против них.

«…Адониседек, царь Иерусалимский, послал к Гогаму, царю Хевронскому, и к Фираму, царю Иармуфскому, и к Яфию, царю Лахисскому, и к Девиру, царю Еглонскому, чтобы сказать: придите ко мне и помогите мне поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми. Они собрались, и пошли пять царей Аморрейских: царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иармуфский, царь Лахисский, царь Еглонский, они и все ополчение их, и расположились станом подле Гаваона, чтобы воевать против него» (Книга Иисуса Навина, глава 10).

Жители Гаваона послали гонцов за помощью к Иисусу Навину, и тот понял, что больше нет времени ждать Яхве и его помощников – придется воевать самим. Впрочем, и особого выбора у него не было – дожидаться нападения, оставаясь в Галгале, не было смысла с военной точки зрения, а иных вариантов типа ухода за Иордан возглавляемая им армия «богоизбранного народа» никогда бы не поняла и не приняла бы. Так что Иисус Навин решил ударить первым и после быстрого ночного перехода внезапно напал на армию коалиции царей и разбил ее.

С этим сражением связан тот широко известный отрывок Ветхого Завета, в котором говорится об остановившемся в небе солнце.

«Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (Книга Иисуса Навина, глава 10).

Данный текст лично я склонен относить к преднамеренному преувеличению редакторов первоисточника, не имеющему отношение к реальности. Ну, или в лучшем случае к переносу каких-то иных более древних природных событий на время Иисуса Навина. Но никак не трактовать его в качестве описания реальных действий Яхве. Во-первых, указанное небесное явление в обозримом историческом периоде, хотя бы примерно совпадающем со временем Иисуса Навина, вообще нигде более не зафиксировано (чего в принципе не могло бы быть). А во-вторых, ход представленных событий противоречит обычной логике.

Дело в том, что Иисусу Навину не было никакого смысла задействовать подобную помощь всемогущего Бога, когда евреи уже итак одержали победу. Еще меньше было необходимости у Яхве вмешиваться тогда, когда все уже было решено и без него. Столь бессмысленные поступки ни ему, ни Иисусу Навину совершенно не характерны.

И очень похоже, что вплетение в повествование данного сюжета осуществлено редакторами первоисточника как раз с целью сокрытия довольно явных признаков того, что Яхве уже бросил к этому времени свой «богоизбранный народ»…

Рис. 241. Иисус Навин останавливает солнце

Любопытно, что, согласно текстам первоисточника, одержав победу, Иисус Навин сначала опять возвращается в Галгал – он не решается продолжить завоевание «Земли Обетованной» и на сей раз!..

Однако, то ли поразмыслив, то ли под воздействием победной эйфории, царившей в его армии, он все-таки решает развить успех. Это приносит свои плоды – последовательно ему удается захватить целый ряд городов, значительно продвинувшись на юг Ханаана. Ему покоряются Макед, Ливна, Лахис, Еглон, Хеврон и Давир. И везде на своем пути его армия «поражала мечом все дышащее» и «предавала заклятию». Говоря другими словами, посредством геноцида проводила тотальную зачистку местности…

«И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона; и всех царей сих и земли их Иисус взял одним разом…» (Книга Иисуса Навина, глава 10).

Показательно, что даже после этого Иисус Навин со своей армией снова возвращается в Галгал – на место временной (!) стоянки. И вновь он не решается предпринимать инициативные действия, а лишь «плывет по течению» событий, которые продолжают развиваться сами собой…

Разгром юга Ханаана не мог не встревожить и обитателей других земель.

«Услышав сие, Иавин, царь Асорский, послал к Иоваву, царю Мадонскому, и к царю Шимронскому, и к царю Ахсафскому, и к царям, которые жили к северу на горе и на равнине с южной стороны Хиннарофа, и на низменных местах, и в Нафоф-Доре к западу, к Хананеям, которые жили к востоку и к морю, к Аморреям и Хеттеям, к Ферезеям и к Иевусеям, жившим на горе, и к Евеям, жившим подле Ермона в земле Массифе. И выступили они и все ополчение их с ними, многочисленный народ, который множеством равнялся песку на берегу морском; и коней и колесниц было весьма много. И собрались все цари сии, и пришли и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем» (Книга Иисуса Навина, глава 11).

Иисус Навин снова вынужден реагировать. Он прибегает к своей проверенной тактике – не дожидаясь нападения противника, совершает быстрый переход и внезапно обрушивает на него всю свою мощь. И вновь резня, резня и резня…

«…и поразили они их, и преследовали их до Сидона великого и до Мисрефоф-Маима, и до долины Мицфы к востоку, и перебили их, так что никого из них не осталось, кто уцелел бы [и избежал]. И поступил Иисус с ними так, как сказал ему Господь: коням их перерезал жилы и колесницы их сожег огнем. В то же время возвратившись Иисус взял Асор и царя его убил мечом [Асор же прежде был главою всех царств сих]; и побили все дышащее, что было в нем, мечом, [все] предав заклятию: не осталось ни одной души; а Асор сожег он огнем. И все города царей сих и всех царей их взял Иисус и побил мечом, предав их заклятию, как повелел Моисей, раб Господень; впрочем всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли Израильтяне, кроме одного Асора, который сжег Иисус. А всю добычу городов сих и [весь] скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечом, так что истребили всех их: не оставили [из них] ни одной души. Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал: не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею.

Таким образом Иисус взял всю эту нагорную землю, всю землю полуденную, всю землю Гошен и низменные места, и равнину и гору Израилеву, и низменные места [при горе], от горы Халак, простирающейся к Сеиру, до Ваал-Гада в долине Ливанской, подле горы Ермона, и всех царей их взял, поразил их и убил» (Книга Иисуса Навина, глава 11).

Рис. 242. Иисус Навин поражает своих врагов

Показательно, что нигде в описаниях этих сражений – ни в этот период, ни позднее – нет ни единого упоминания о том, чтобы в действиях армии завоевателей хоть как-то бы участвовал Ковчег Завета. Евреи все делают своими руками без какой-либо «божественной» помощи. И при этом Иисус Навин все равно продолжает строго придерживаться всех указаний, полученных ранее от Яхве. То ли события по ходу длительных скитаний еще со времен Исхода произвели на него должный «воспитательный эффект», то ли в свое время он был слишком впечатлен увиденным на горе Синай, то ли (несмотря ни на что) все еще ожидал появления Яхве или его помощников, которые могли в любой момент покарать за непослушание…

А что же Яхве?..

У нас нет по этому поводу ни малейшей информации. Однако, по всей логике, после того, как он заполучил нужное ему оружие, а армия «богоизбранного народа» начала зачистку «Земли Обетованной», параллельно в достатке снабжая его «жизненной энергией» и все быстрее сокращая поставки этой энергии в адрес Баала, Яхве должен был нанести свой удар по главному противнику и довершить начатое. А для этому ему было необходимо отбыть со своими помощниками туда, где и находился Баал – то есть улететь на другую планету. И если учесть его полное бездействие (после Иерихона) в событиях на «Земле Обетованной», можно предположить, что он это и сделал, бросив на произвол судьбы и «богоизбранный народ», и его неформального лидера Иисуса Навина, и даже Ковчег Завета – все это ему было больше не нужно…

Земля обетованная, на границе которой стояли теперь израильтяне, представляла собой ту небольшую гористую полосу, которая известна нам под именем Палестины. Простираясь вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов Ливанских гор на севере до Синайского полуострова на юге, она имеет всего 250 км в длину. Ширина ее у истоков Иордана не превышает 70 км, на юге же она достигает 250 км. На севере Палестина граничит с Ливаном, Антиливаном и южными склонами Ермона; на востоке – с Сирийско-Аравийской пустыней; на юге неправильной линией отделяется от пустыни Синайского полуострова; на западе – со Средиземным морем. Вся территория Палестины разделена на две части долиной реки Иордан. Положение Палестины между Египтом и Месопотамией, двумя величайшими и культурными центрами Древнего Востока, определяло собой ее политическую судьбу уже в древнейшие времена. Найденные в Южном Египте глиняные таблички, содержащие письма палестинских царьков к египетским фараонам и относящиеся к концу XV века до н.э., рисуют ясную картину древнейшей истории Палестины: страна была населена хананеями и раздроблена на множество мелких владений, царьки которых, враждуя друг с другом, находились все в вассальной зависимости от Египта. Несмотря на это, в Палестине господствовало культурное влияние Вавилона – переписка велась на вавилонском языке, что, очевидно, указывает на предшествующую эпоху вавилонской гегемонии. Плотность населения этой земли была высокая. Страна была наполнена городами и селениями, между которыми расстилались роскошные нивы и пастбища. Сильно укрепленные города строились, в основном, на вершинах гор, что делало их еще более неприступными для врагов. Так что даже при политической раздробленности ханаанских племен, чтобы завоевать землю обетованную с ее многочисленными твердынями, требовались высокое военное искусство и осадные машины. Ни того, ни другого у евреев не было. Ханаанским царям, имевшим испытанное в битвах войско и страшные железные колесницы, израильтяне противопоставили свою сплоченность, мужество, а главное – надежду на помощь Божию.

Чудесный переход через реку Иордан

После смерти Моисея Господь явился Иисусу Навину и сказал: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым » (). Господь повелевает Иисусу Навину быть при этом мужественным, храбрым и ревностным хранителем Закона Моисеева. Только в этом случае Господь неотступно будет помогать ему, как Он помогал Моисею.

Укрепленный помощью Божией, Иисус Навин приступил к решительным действиям. Он приказал израильтянам стать лагерем у самого берега Иордана, напротив Иерихона. Могучая Иерихонская крепость надменно взирала на еврейский лагерь. Не впервые волны агрессора, пришедшего с востока, разбивались о стены Иерихона и потом откатывались назад в свои далекие страны.

Иисус Навин был опытным вождем и не рискнул вслепую бросить свои отряды на штурм крепости. Прежде всего он хотел получить сведения о силе гарнизона и оборонительных сооружениях. С этой целью он послал в разведку двух воинов, переодев их в ханаанские одежды. Смешавшись с толпой торговцев, ремесленников и крестьян, соглядатаи прошли городские ворота и, чтобы не навлечь на себя подозрения, зашли в дом блудницы, которую звали Раав. Дом ее был удобен для разведчиков, так как примыкал к городской стене и был недалеко от городских ворот. С него удобно было наблюдать за городом, а в случае опасности можно было быстро покинуть Иерихон. Раав была женщина весьма сообразительная – она сразу распознала чужеземцев и даже догадалась, кто они такие. Но несмотря на это, она оказала им гостеприимство. Раав верила, что Бог израильтян есть Истинный Бог, Который чудесным образом поможет им захватить Иерихон и весь Ханаан, как он помог им выйти из страны рабства. Но, несмотря на все предосторожности разведчиков, иерихонцы, следившие за всеми подозрительными личностями, узнали о их присутствии и донесли царю. Иерихонский царь немедленно послал стражу в дом Раав с приказом задержать подозрительных незнакомцев. Раав через окно увидела приближающихся царских стражей, живо повела соглядатаев на крышу дома и спрятала их там в снопах льна, а посланным от царя сказала: «Точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их» (). Стражи, видать, люди не слишком сообразительные, дали себя провести хитрой женщине. Они кинулись в погоню за «беглецами» и домчались до самого Иордана. Потом вернулись в город с твердым убеждением, что соглядатаи успели переправиться через Иордан. Тем временем Раав поднялась на крышу своего дома и обещала помочь разведчикам, если они поклянутся, что когда израильтяне захватят город, то сохранят жизнь ей, а также ее отцу, матери, братьям и сестрам. Разведчики охотно дали такую клятву – они были искренне благодарны Раав за спасение, – и посоветовали ей вывесить в окошке ярко-красную веревку: тогда ее дом пощадят во время боя. После этого Раав помогла соглядатаям спуститься через окно по веревке с городской стены. Три дня спустя разведчики благополучно добрались до своего лагеря и сообщили Иисусу Навину все, что узнали. Иисус Навин дал распоряжение запастись на три дня продуктами и готовиться к переправе. Он также повелел народу перед тем, как вступить в обетованную землю, совершить обряды очищения. И вот, когда прошли три дня очищения, в назначенный час заиграли серебряные трубы – и народ двинулся к Иордану. Впереди шли священники с Ковчегом Завета. Как только ноги священников омочились в водах Иордана, Господь на глазах всех израильтян совершил великое чудо, которое напоминало чудо перехода через Красное море. В нескольких милях вверх по реке, возле города Адама, Иордан внезапно остановился, так что воды его стояли высокой стеной. Воды же, находившиеся еще в русле, быстро стекли в Мертвое море, и народ израильский перешел русло реки, не замочив даже ног.

Итак, после сорока лет скитания по пустыням, примерно в 1212 году до н.э., израильский народ с Божьей помощью наконец-то ступил на берег земли обетованной. Иисус Навин отобрал двенадцать мужей, по одному от каждого колена, и велел им на дне Иордана соорудить памятник из двенадцати камней. Затем он повелел им взять со дна реки еще по одному камню и сделать из них такой же памятник в лагере на первой остановке, в напоминание о чудесном переходе народа через Иордан. Когда переправа закончилась и священники вынесли Ковчег из реки, Иордан снова вошел в свое русло.

Первая стоянка была в Галгале. В лагере израильтян царила небывалая радость. Весь день они пели песни и гимны, прославляющие Бога. В Галгале израильтяне в сороковой раз совершили Пасху. Им не надо было питаться манной, так как возделанные поля Иерихона давали им зерно, из которого они выпекали опресноки. Жители Иерихона трусливо запрятались в крепостных стенах и с тревогой следили за грозными пришельцами. В Галгале по повелению Божию Иисус Навин восстановил обряд обрезания, которым израильтяне пренебрегали, когда были в пустыне. Иисус Навин повелел всем взрослым мужчинам и мальчикам подвергнуться операции обрезания, которая означала возобновление Синайского союза с Богом. Через несколько дней, когда раны после этой операции затянулись, Иисус Навин наконец предпринял осаду Иерихона.

Падение Иерихона

Перед тем, как начать военные действия, Иисус Навин сам решил осмотреть стены города Иерихона. Когда он с этой целью приблизился к городу, вдруг недалеко от себя он увидел человека с обнаженным мечом. «Наш ли ты, или из неприятелей наших ?» – спросил у него храбрый вождь. «Нет, я вождь воинства Господня », – ответил незнакомец (). Иисус Навин поклонился ему до земли и в знак уважения к святости места, по его повелению снял обувь. Тогда Архистратиг воинства Небесного открыл Иисусу Навину волю Божию, как взять неприступную Иерихонскую крепость. Весь еврейский народ должен шесть дней, по одному разу, обходить Иерихон с Ковчегом Завета, а в седьмой день обойти его семь раз. Затем он по знаку своего вождя должен громко закричать – и в это время с Божией помощью иерихонские стены разрушатся. Иисус Навин так и сделал. В течение шести дней подряд израильтяне выходили из лагеря и один раз в день торжественной процессией шествовали вокруг крепостных стен на расстоянии, безопасном от стрел и каменных снарядов. Осажденные взбирались на стены и с удивлением и страхом наблюдали за этими действиями, подозревая, что в них скрыт какой-то зловещий магический смысл. Ибо с тех пор, как стоит Иерихон, никогда еще не случалось, чтобы нападавшие вели себя так непонятно. Было в этом что-то тревожное, подвергающее дух осажденных тяжкому испытанию. Во главе шествия в боевом порядке шли вооруженные воины. Сразу за ними шли священники и громко трубили серебряными трубами. Потом шла группа священников, которые на позолоченных шестах торжественно несли святыню израильского народа – Ковчег Завета. Замыкала процессию толпа женщин, детей и стариков в праздничных одеждах. Все шли молча, и в воздухе разносилась только громкая игра труб. На рассвете седьмого дня Иисус Навин снова вывел свой народ из лагеря и шесть раз обошел вокруг стен, храня, как и прежде, строгое молчание. Однако, совершая седьмой круг, народ по данному сигналу громко закричал – и в это время совершилось чудо: стены города Иерихона затряслись до основания и обрушились. Израильские воины с разных сторон ворвались в город, и сражение началось на улицах Иерихона. Господь предал этот город заклятию, поэтому, за исключением Раав и ее родственников, израильтяне истребили всех его жителей. Под конец израильтяне подожгли дома, превратив крепость в пепелище. Они не предали пламени только золото, серебро и медь, ибо ценные металлы заранее были предназначены для нужд дома Господня. Падение Иерихона вдохновило израильтян к дальнейшим завоеваниям.

Взятие Гая

В гористой местности к северу от Иерусалима, на небольшом расстоянии от города Вефиля, высились стены укрепленного города Гай. Разведка, посланная Иисусом Навином, сообщила своему вождю, что Гай стоит на пути дальнейшего продвижения израильтян и что его можно взять штурмом. Укрепления здесь были не такие мощные, как в Иерихоне, поэтому для взятия города Иисус Навин послал три тысячи воинов. Но защитники Гая были люди храбрые, они смело вышли из города навстречу израильтянам и нанесли им сокрушительный удар, обратив противников в бегство. В лагере израильтян воцарилось уныние. Победа небольшого города над израильтянами могла вдохновить всех ханаанских царей и рассеять их страх перед грозными завоевателями. Иисус Навин и старейшины, разодрав одежды, пали перед Скинией, прося у Господа помощи. Господь открыл Иисусу Навину, что причиной этого несчастья был один израильтянин, который при взятии Иерихона присвоил часть добычи, предназначенной для храма. Только смерть виновного могла избавить израильтян тогда от дальнейших неудач. На следующий день Иисус Навин созвал весь израильский народ, чтобы обнаружить преступника. Был брошен жребий, который указал на Ахана, израильтянина из колена Иуды. Он сразу же признался в своей вине: «Точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то…» (). Он закопал под своим шатром драгоценную одежду, двести сиклей серебра и слиток золота. Присвоенную Аханом добычу действительно нашли в указанном месте. Преступника побили камнями, а его имущество сожгли на костре. На месте казни израильтяне уложили груду камней, чтобы этот памятник на вечные времена служил предостережением для всех, кто когда-либо осмелится нарушить священный закон, установленный Самим Богом. После казни Ахана Господь повелел Иисусу Навину взять Гай всем войском. При взятии Гая Иисус Навин употребил хитрую военную тактику. Под покровом ночи он спрятал неподалеку, в гористой местности, тридцать тысяч воинов, а сам, едва только рассвело, двинулся с остальными отрядами к стенам города, будто бы готовясь к открытому штурму. Царь города Гая, воодушевленный недавней победой, приказал открыть ворота и повел свои войска на врага, чтобы вовлечь его в решающее сражение. После короткой схватки Иисус Навин дал сигнал к отступлению. Преследуя якобы разбитого врага, защитники Гая ушли слишком далеко и когда оглянулись назад, то с ужасом увидели, что их город охвачен пожаром. Израильтяне, прятавшиеся в засаде, молниеносно овладели беззащитным городом и подожгли его. Царь приказал своим войскам немедленно отступить, чтобы поспеть на помощь городу. Тогда Иисус Навин ударил с тыла, а тридцатитысячная израильская армия, захватившая Гай, преградила царю дорогу спереди. Защитники города, попав в окружение, были разгромлены и поголовно убиты. Город Гай был предан заклятию. Жители города были уничтожены и поголовно убиты, а сам город превращен в кучу пепла. После победы Иисус Навин записал на камне все Моисеевы законы и на горе Гевал прочитал их израильскому народу, требуя, чтобы он сохранил верность Господу и никогда от него не отступал.

Хитрость жителей Гаваона

Падение Иерихона и Гая вселило ужас в жителей Палестины. Некоторые ханаанские цари начали понимать, что с грозными завоевателями нельзя бороться в одиночку, необходимо создать союз всех ханаанских племен. Но не все жители Палестины разделяли эту точку зрения. Не желая кровопролития, они хотели заключить мирный договор с израильтянами. Такую точку зрения разделяли жители города Гаваона. Примерно в пятнадцати милях к юго-западу от Иерихона находился город Гаваон. Жители его не отличались воинственностью. Прослышав о победах израильтян, они решили любой ценой избежать столкновения с ними. Однако они справедливо опасались, что грозные завоеватели не захотят заключить с ними мирного договора. И вот, чтобы достигнуть своей цели, гаваонитяне пошли на хитрость. Они послали в лагерь израильтян в Галгале посольство и предложили Иисусу Навину заключить с ними договор о дружбе. «Из весьма дальней земли пришли…, – сказали они, – так заключите с нами союз» (). При этом они уверяли, что страна их лежит далеко от Галгала, и потому договор будет выгоден для обеих сторон. Они льстили Иисусу Навину, говоря, что слава о нем дошла даже до их далекого города, что союз с таким великим вождем они почтут за честь для себя. Иисус Навин и старейшины поглядели на послов и поверили, что они явились сюда издалека. Вид у них был утомленный, их обувь и кожаные бурдюки для вина зашиты и заплатаны, а хлеб, который они принесли с собою в мешках, покрылся зеленой плесенью. И евреи склонились к тому, чтобы заключить союз с царем Гаваона. Союз был заключен, Иисус Навин скрепил его торжественной клятвой. Однако вскоре он с негодованием узнал, что послы оказались обманщиками, ибо Гаваон расположен совсем неподалеку от Иерихона и Гая. Негодующие израильтяне требовали, чтобы им позволили наказать хитрых жителей города. Но Иисус Навин не захотел нарушить клятву и отклонил их требования. Жители Гаваона избежали смерти, однако с этого времени они стали данниками у израильтян, регулярно поставляя в их лагерь дрова и воду.

Битва у Гаваона

Иерусалимский царь узнал о трусливом поведении жителей Гаваона и, опасаясь, что другие ханаанские города захотят им подражать, решил жестоко проучить их. С этой целью он заключил союз с царями Хеврона, Лахиса, Еглона и Иармуфа и во главе объединенных вооруженных сил подошел к стенам Гаваона. Но жители Гаваона успели своевременно предупредить Иисуса Навина об опасности. Израильское войско немедленно выступило из Галгала и после форсированного марша, занявшего всю ночь, неожиданно появилось возле Гаваона. Разгорелся страшный бой, в котором коалиция пяти царей потерпела поражение. Наголову разбитые палестинцы в панике бежали, оставив на поле боя множество убитых. Отступавших не столько поражали мечи израильтян, сколько поражал их каменный град, обрушившийся на неприятеля с неба. Преследование хананеев продолжалось до самого вечера. От полного разгрома их могла спасти только ночная тьма. Тогда Иисус Навин, непоколебимо веря во всемогущество Бога, воскликнул: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиной Аиалонскою !» И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим... И не было такого дня ни прежде…ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (). До захода солнца ханаанские войска были разбиты, а их города захвачены израильтянами. Скрываясь от преследования, все пятеро царей спрятались в пещере близ города Македа. По приказу Иисуса вход в пещеру завалили камнями, а после боя пленных привели к вождю израильтян. Иисус Навин повелел начальникам племен в знак торжества наступить ногами, «на выи царей сих». По военному обычаю царственных пленников потом повесили на пяти виселицах. Они висели там целый день. Только после захода солнца их сняли и бросили в ту пещеру, где они раньше прятались. Так победоносно для израильтян закончилась битва у Гаваона. В результате этой битвы Иисус Навин присоединил к уже завоеванным землям еще пять ханаанских городов.

Дальнейшее завоевание и разделение земли обетованной

Цари маленьких северных ханаанских государств беспечно следили за победоносным шествием израильтян, и лишь после того, как жертвой завоевателей пали некоторые укрепленные города центрального и южного Ханаана, поняли, какая опасность им угрожает. Во главе с Навином, царем Ассорским, образовалась новая коалиция. Армия союзников состояла из множества боевых колесниц, которые в то время считались грозной боевой техникой. Но отважный Иисус Навин с Божьей помощью внезапно напал на противника, и эта военная тактика решила исход боя. Северные ханаанские войска были разгромлены, а многие их города разрушены и преданы огню. Покорение всего Ханаана длилось семь лет. В кровавых войнах погиб тридцать один ханаанский царь. За исключением Иерусалима и нескольких других укрепленных городов у моря и в горах, вся страна была завоевана израильтянами.

После этого Иисус Навин приступил к разделу обетованной земли между израильскими коленами. Всего их было тринадцать, так как колено Иосифа разделилось на две племенные группы, которым начало положили Ефрем и Манассия. Поскольку потомкам Рувима и Гада, а также половине племени Манассии достались в удел земли за Иорданом, а левитам не полагалось своей особой территории, то раздел коснулся только девяти племен и второй половины племени Манассии. Таким образом, обетованная земля оказалась разделенной на десять округов. На юге поселились потомки Симеона, Иуды и Вениамина. Остальную территорию покоренной земли заняли, двигаясь с юга на север, колена Ефрема, Манассии, Иссахара, Завулона, Нефалима, Асира. Немногочисленное племя Дана поселилось к западу от Вениаминового колена на границе с филистимлянами. На территории, доставшейся Ефрему, находился город Силом. Иисус Навин решил в этот город перенести народную святыню – Скинию Собрания и Ковчег Завета. Таким образом, Силом стал первой столицей Израиля, которой надлежало спаять в одну нацию рассеявшиеся колена. Левитам выделили во владение сорок восемь городов, где по завету Моисея они выполняли религиозные обязанности. Шести городам за Иорданом и в самом Ханаане было предоставлено право давать убежище от родовой мести людям, виновным в неумышленном убийстве.

Племена Рувима, Гада и Манассии, выполнив обещание, данное Моисею, пожелали теперь вернуться на землю, полученную ими во владение за Иорданом. Иисус Навин благословил их и в напутственном слове просил сохранить верность Богу и Его храму в Силоме. Сам Иисус Навин еще долгие годы возглавлял племена Израилевы. Его авторитет был источником сплоченности нации. Рассеянные по Ханаану племена безоговорочно признавали его власть. Большую роль в деле сплочения израильских племен играл храм в Силоме. Он был духовным сердцем всего Израиля. Но Иисуса Навина беспокоила мысль: что будет после его смерти? У него не было достойного преемника, и он опасался, что племена, оставшись без сильного руководства и потеряв веру в Истинного Бога, могут быстро потерять единство и сплоченность и оказаться в плену у местных жителей. Единство и мощь государства Иисус Навин видел в хранении истинной религии, в беззаветном служении Богу Авраама, Исаака и Иакова. Желая укрепить веру в Бога и тем самым предотвратить распад государства, он собрал в Сихеме всех сынов Израилевых, прочитал им еще раз законы Моисеевы и велел поклясться, что они не будут служить чужим богам. Народ единодушно поклялся: «Нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам !» (). В знак памяти о возобновленном союзе с Господом Иисус Навин поставил под дубом большой камень и сказал: «Вот, камень сей будет нам свидетелем: ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами... он да будет свидетелем против вас… чтобы вы не солгали пред [Господом] Богом вашим» ().

Разделение земли обетованной

Покорение всего Ханаана длилось семь лет. В кровавых войнах погиб тридцать один ханаанский царь. За исключением Иерусалима и нескольких других укрепленных городов у моря и в горах, вся страна была завоевана израильтянами.

После этого Иисус Навин приступил к разделу обетованной земли между израильскими коленами. Всего их было тринадцать, так как колено Иосифа разделилось на две племенные группы, которым начало положили Ефрем и Манассия. Поскольку потомкам Рувима и Гада, а также половине племени Манассии достались в удел земли за Иорданом, а левитам не полагалось своей особой территории, то раздел коснулся только девяти племен и второй половины племени Манассии.

Таким образом, обетованная земля оказалась разделенной на десять округов. На юге поселились потомки Симеона, Иуды и Вениамина. Остальную территорию покоренной земли заняли, двигаясь с юга на север, колена Ефрема, Манассии, Иссахара, Завулона, Нефалима, Асира. Немногочисленное племя Дана поселилось к западу от Вениаминова колена на границе с филистимлянами. На территории, доставшейся Ефрему, находился город Силом. Иисус Навин решил в этот город перенести народную святыню – Скинию Собрания и Ковчег Завета. Таким образом, Силом стал первой столицей Израиля, которой надлежало спаять в одну нацию рассеявшиеся колена. Левитам выделили во владение сорок восемь городов, где, по завету Моисея, они выполняли религиозные обязанности.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

XV. Завоевание и раздел Обетованной земли. По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну “Навину, служителю Моисееву: - Моисей, раб мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста. Ветхий завет. Часть первая. [(Иллюстрации - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)] автора Дестунис София

XV. Завоевание и раздел Обетованной земли. По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну “Навину, служителю Моисееву: - Моисей, раб мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место,

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Глава XI. Завоевание Земли Обетованной. Книга Иисуса Навина. Земля обетованная, на границе которой стояли теперь израильтяне, представляла собой ту небольшую гористую полосу, которая известна нам под именем Палестины. Простираясь вдоль восточного берега Средиземного

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Дальнейшее завоевание и разделение земли обетованной. Нав. 11–24Цари маленьких северных ханаанских государств беспечно следили за победоносным шествием израильтян, и лишь после того, как жертвой завоевателей пали некоторые укрепленные города центрального и южного

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Раздел земли обетованной. Иисуса Навина 13:1, 6–7; 21:43-45 Когда Иисус состарился, вошёл в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошёл в лета преклонные, а земли брать в наследие остаётся ещё очень много. Всех горных жителей от Ливана до Мисрефоф-Маима, всех

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

ИСХОД И ОБРЕТЕНИЕ ОБЕТОВАННОЙ ЗЕМЛИ

Из книги Звуки Шофара автора Риверс Франсин

15:1-41 Законы для земли обетованной: жертвоприношения и прощение Мы возвращаемся к слову Господа, прозвучавшему после гибели бунтарей. Немедленно приносится утешение. Хотя клятва Бога закрыла вход в Ханаан на сорок лет, обетование о том, что Израиль поселится в Ханаане,

Из книги Иллюстрированная Библия автора

В поисках земли обетованной

Из книги "Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии автора Финкельштейн Израэль

Раздел земли обетованной. Иисуса Навина 13:1, 6-7; 21:43-45 Когда Иисус состарился, вошёл в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошёл в лета преклонные, а земли брать в наследие остаётся ещё очень много. Всех горных жителей от Ливана до Мисрефоф-Маима, всех

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Новое завоевание Земли Обетованной? Ко времени коронации Иосии в 639 году до н. э. идея о святости и единстве земли Израиля - концепция, которая с такой страстью подчеркнута в Книге Второзакония - была далека от реализации. За исключением крошечного центрального района

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Наследование земли обетованной Как только большое завоевание Ханаана закончилось, книга Иисуса Навина сообщает нам, что "земля успокоилась от войны" (Нав. 11:23). Все хананеи и другие коренные народы Ханаана были полностью уничтожены. Иисус созвал племена для раздела земли.

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Новое завоевание земли обетованной Выход ассирийских войск из северных областей земли Израиля создал положение, которое должно было казаться жителям Иудеи долгожданным чудом. Столетие ассирийского господства подошло к концу, Египет в основном был заинтересован

Из книги автора

Завоевание земли обетованной Переход через реку Иордан. Падение Иерихона. Битва у Гаваона. Разделение земли обетованной. Через сорок лет странствий по пустыне израильтяне подошли к границе земли обетованной. Из всех, кто 40 лет назад вышел из пустыни, только двое дожили

Из книги автора

Поход до Земли Обетованной И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской во вторый год по исшествии их из земли Египетской, в первый месяц, говоря:2 Пусть сыны Израилевы совершат Пасху в назначенное для нее время.3 В четырнадцатый день сего месяца вечером совершите ее в

Из книги автора

Начало завоевания Земли Обетованной И встал Иисус рано поутру, и двинулись они от Ситтима, и пришли к Иордану, он и все сыны Израилевы, и ночевали там, еще не переходя [его].2 Чрез три дня пошли надзиратели по стану,3 И дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег

Из книги автора

XXIV Иисус Навин. Завоевание Земли обетованной и разделение ее. Религиозное одушевление израильского народа Славный преемник Моисея происходил из колена Ефремова и был одним из тех двух мужественных и преданных Моисею людей, которым одним только дано было из всего народа,

Похожие публикации