Административные правонарушения в области дорожного движения. Административное право в области дорожного движения Список использованной литературы

Административное наказание за нарушения действующих правил дорожного движения – это устанавливаемая государством мера ответственности за совершение гражданами, участвующими в движении на дорогах, административного правонарушения, а именно за несоблюдение действующих нормативных требований в сфере дорожного движения.

Такая мера ответственности применяется, в первую очередь, для предупреждения новых правонарушений ПДД, как самим правонарушителем, допустившим отступление от законодательных правил, так и иными лицами.

Основным кодифицированным актом, определяющим меры административной ответственности при нарушении ПДД и их границы, выступает российский Кодекс об административных правонарушениях. Все составы административных правонарушений, совершаемых гражданами в области дорожного движения, обозначены в 12 главе КоАП РФ.

Меры административной ответственности при нарушении ПДД

Законодатель в указанной главе Кодекса установил следующие возможные меры административной ответственности для нарушителей ПДД:

  • предупреждение нарушителя;
  • административный штраф;
  • конфискацию предмета административного правонарушения у водителя-нарушителя;
  • лишение автомобилиста-нарушителя права управления автотранспортным средством;
  • административный арест.

В 2015 году, как и раньше, самой распространенной административной санкцией за совершение правонарушений в сфере дорожного движения выступает штраф. К примеру, ответственность за превышение скорости, установленной правилами дорожного движения, предполагает наложение штрафа от 500 до 5500 рублей. А за управление автотранспортным средством автомобилистом, не имеющим прав (за исключением случаев учебной езды), налагаются штрафные санкции в сумме 5000-15000 рублей.

Кроме того, российским административным законодательством предусмотрен целый ряд составов правонарушений административного характера, за совершение которых водитель-правонарушитель может быть лишен прав. В частности, к таким нарушениям ПДД относятся:

  1. Управление гражданином автотранспортным средством, имеющим заведомо подложные государственные регистрационные знаки (4 часть 12.2 статьи КоАП). Это правонарушение повлечет довольно серьезные санкции для виновного лица – лишение права управлять автотранспортными средствами на 6-12 месяцев.
  2. Управление автомашиной в состоянии опьянения (1 часть 12.8 статьи) наказывается одновременно и изъятием прав на 1,5-2 года, и наложением штрафа в 30000 рублей. В случае повторного аналогичного нарушения размер штрафной выплаты и срок лишения прав возрастают.
  3. Передача управления автотранспортом лицу, находящемуся в запрещенном для вождения состоянии опьянения (2 часть 12.8 статьи российского КоАП).
  4. Превышение установленной законодателем скорости движения автотранспортного средства больше, чем на 80 км/ч (4 часть 12.9 статьи).
  5. Запрещенное правилами пересечение железнодорожных путей вне специально оборудованного переезда, а также выезд автомобилиста на переезд, когда шлагбаум закрыт, закрывается или прозвучал запрещающий сигнал светофора либо дежурного по железнодорожному переезду. Также лишением прав для автомобилиста грозят остановка и стоянка автотранспортного средства на железнодорожном переезде (1 часть 12.10 статьи Кодекса).
  6. Выезд автотранспортного средства на ту сторону проезжей части у дороги, которая предназначена для встречного движения, когда это запрещено ПДД (4 часть 12.15 статьи российского Кодекса об административных правонарушениях).
  7. Непредставление водителем преимущества в движении спецавтотранспорту, обладающему нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими обозначениями, схематическими изображениями, надписями и передвигающемуся при одновременно включенных проблесковом синем маячке и специальном звуковом сигнале (2 часть 12.17 статьи КоАП).
  8. Нарушение автомобилистом правил, предусмотренных законодателем для перевозки опасной продукции, крупногабаритных либо тяжеловесных грузов (12.21.1 и 12.21.2 статьи российского КоАП).
  9. Нарушение водителем дорожных правил или правил по эксплуатации автотранспортного средства, ставшее причиной нанесения легкого вреда здоровью человека (потерпевшего) (12.24 статья КоАП).
  10. Неисполнение водителем законного требования компетентного сотрудника милиции о прохождении медосвидетельствования, проводимого для выявления состояния опьянения (12.26 статья).
  11. Оставление автомобилистом водителем места ДТП, участником которого он выступает, в нарушение ПДД (2 часть 12.27 статьи).

Тенденции развития административного законодательства в сфере дорожного движения

В последние годы наблюдается четкая тенденция законодателей по ужесточению мер административной и уголовной ответственности, назначаемой правоприменителями за допущенные участниками дорожного движения нарушения ПДД.

Первостепенно это связано с неблагоприятной статистикой в стране, свидетельствующей о ежегодном увеличении общего количества происходящих ДТП и росте количества дорожных аварий с серьезными последствиями – с причинением пешеходам или иным участникам дорожного движения тяжкого вреда здоровью, а также со смертельным исходом.

Законодательное ужесточение административных санкций, налагаемых за правонарушения в области дорожного движения, выражается, прежде всего, в значительном повышении размера штрафных санкций. Кроме того, не так давно была нормативно введена новая для России мера административной ответственности – административный арест, применяемый к нарушителям ПДД сроком до пятнадцати суток.

С 1 июля текущего 2015 года вступили новые поправки, дополнившие российское законодательство в сфере дорожного движения.

Введенные законодателем изменения затрагивают самые разные сферы, включая вопрос о мерах ответственности нарушителей ПДД. Ужесточение санкций, произошедшее в текущем году, больше касается серьезных правонарушений, грозящих водителю уголовной ответственностью.

В частности, автомобилист-нарушитель, подвергнутый недавно административному наказанию, может быть привлечен к уголовной ответственности. Речь идет о задержании правонарушителя в алкогольном опьянении за рулем в течение года после предыдущего аналогичного правонарушения.

В рассматриваемой ситуации, лицу, допустившему дважды такое серьезное нарушение ПДД, грозит лишение прав водителя до трех лет, и одновременно применяется лишение свободы до двух лет . Стоит сказать, что автомобилист будет считаться по закону подвергнутым соответствующему административному наказанию в течение года, который начинает считаться лишь со дня полного выполнения наложенного за предыдущее правонарушение наказания.

К примеру, если срок изъятия прав истек, а штраф водителем не выплачен, то сроки наказания будут исчисляться, начиная с даты уплаты соответствующего штрафа, а не со дня окончания сроков лишения прав.

Административное наказание является мерой ответственности за совершение правонарушения в области дорожного движения. Наказуемость - один из признаков правонарушения. Однако значение все-таки имеет не жесткость наказания. Достижение целей административной ответственности зависит от неотвратимости ее наступления и справедливости наказания. Важнейший принцип юридической ответственности - ее индивидуализация. Мера ответственности должна быть соразмерна тяжести совершенного правонарушения и особенностям личности виновного. Но для индивидуализации ответственности должны быть необходимые предпосылки в виде законодательного закрепления возможностей дифференциации ответственности1. За правонарушения, совершенные участниками дорожного движения, в КоАП РФ предусмотрены наказания -- предупреждение, назначение административного штрафа, лишение водителя права управления транспортными средствами и административный арест.

В системе административных наказаний одно из важных мест занимает предупреждение, что объясняется его содержанием. Особенность данного вида административного наказания заключается в отрицательной юридической оценке уполномоченными на то органами (должностными лицами) противоправных действий нарушителей Правил дорожного движения, которые влекут за собой наступление определенных отрицательных последствий для правонарушителя.

Предупреждение может применяться к виновному лицу как мера морального характера, средство укрепления дисциплины среди водителей, пешеходов и других участников дорожного движения. Следует отметить, что устное предупреждение по правовым последствиям отличается от предупреждения, выносимого уполномоченным на то органом (должностным лицом) в соответствии с действующим законодательством. Устное предупреждение не является административным наказанием, лишено характера наказания и, как правило, несет в себе воспитательную функцию.

Устное предупреждение в основном делается за малозначительные нарушения Правил дорожного движения и не влечет для нарушителя каких-либо правовых последствий. Как мера административного воздействия предупреждение оформляется постановлением уполномоченного на то органа (должностного лица) на основании рассмотрения материалов о нарушении Правил дорожного движения. Документация административного проступка в указанной форме влечет для виновного негативные последствия правового характера. Лицо, виновное в нарушении Правил дорожного движения и получившее предупреждение в установленном законом порядке, находится в течение года в состоянии наказанности.2

Административный штраф за нарушение Правил дорожного движения - мера административного наказания, которая заключается в том, что компетентные органы (должностные лица), согласно действующему законодательству, возлагают на виновного обязанность уплатить определенную сумму денег. Эта мера административного наказания характерна тем, что ее воздействие напрямую связано с имущественным правоограничением нарушителя.

Взыскание денежной суммы ущемляет материальные интересы правонарушителя. В этом случае административный штраф является средством воздействия на поведение участников дорожного движения. Наказанием в виде административного штрафа закон пытается добиться исправления правонарушителя, а также предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Отмена талона предупреждения к водительскому удостоверению послужила одной из причин того, что штраф стал основной мерой административного воздействия. Анализ административной практики за последние пять лет говорит о том, что более 50% административных наказаний в виде штрафа применяется к виновным за нарушение Правил дорожного движения, т.е. каждый второй участник дорожного движения, нарушивший правила в течение года, подвергается данному виду административного наказания.

Штраф - основной вид наказания и во всех развитых зарубежных странах. Так, в ФРГ с 1969 г. введен «Каталог денежных штрафов», содержащий перечень более чем 900 нарушений правил дорожного движения. Штраф стал доходной статьей для земельных и местных бюджетов. Подобная практика применяется и в России. По российскому законодательству административный штраф применяется, как правило, за наиболее общественно вредные нарушения Правил дорожного движения и лишь тогда, когда меры общественного или дисциплинарного воздействия недостаточны. Административный штраф за нарушение Правил дорожного движения налагается уполномоченными на то органами или должностными лицами только в случаях и пределах, прямо предусмотренных законодательством. Следует также подчеркнуть, что должностные лица согласно ст. 32.3 КоАП РФ могут применять наказание в виде административного штрафа на месте. Однако, к сожалению, в последнее время наблюдается тенденция снижения его реализации из-за сложной процедуры оформления документов.

Анализ административной практики позволяет сделать вывод о том, что штрафы в малых размерах (до 1 минимального размера оплаты труда) не оказывают должного воздействия на правонарушителя. По данным социологических опросов, проведенных В.П. Митиным и В.И. Жулевым среди водителей и сотрудников ДПС в ряде городов, установлено, что свыше 80% опрошенных считают административный штраф на месте совершения нарушения малоэффективной мерой воздействия4. Такое наказание должно существенно затрагивать интересы виновного, однако в современных условиях подобные размеры штрафа не выполняют своего назначения.

Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 30 дней со дня вручения ему постановления о наложении административного штрафа.

На основании Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление штрафов производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Эта мера характеризуется тем, что ее карательное воздействие связано с известным имущественным правоограничением нарушителя. Административный штраф -- наиболее часто используемый вид наказания. Важность материальных интересов для любого человека определяет его нежелание сталкиваться с их ограничением, что и использует законодатель.

Относительно-определенный подход к установлению размеров штрафа, какой существует в Кодексе, имеет преимущества перед абсолютно определенным, поскольку это позволяет дифференцировать его размер при назначении наказания в зависимости от характера правонарушения, личности нарушителя, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.

В этом смысле показательно законодательство Швеции и Финляндии, согласно которому правонарушителю наказание назначается с учетом получаемого им дохода, состояния здоровья и наличия иждивенцев, в связи с чем суммы штрафов различаются более чем в шесть раз. Как известно, в условиях России, где расслоение населения по уровню благосостояния значительно выше, чем, например, в некоторых зарубежных странах, применение дифференцированной системы наказаний было бы более предпочтительным и способствовало бы снижению высокой степени конфликтности взаимоотношений граждан и сотрудников ДПС. Заслуживает внимания вопросы исполнения постановления о назначении наказания в виде административного штрафа. Как показывает статистика лица, привлеченные к административной ответственности, все чаще уклоняются от его уплаты (в 2001 г. было взыскано 98% штрафов, в 2002 г. - 20%). В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати суток со дня, установленного для его уплаты, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего своевременно штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток10. Несомненно, появление в КоАП РФ ответственности за неуплату административного штрафа (особенно наказание в виде административного ареста) должно повысить его исполняемость. Однако сложности останутся -- чтобы привлечь лицо к ответственности, необходимо составить протокол об административном правонарушении в присутствии лица, которое найти иногда сложно, в том числе и судебному приставу-исполнителю. Действующим законодательством (в отличие от прежнего) не предусмотрено изъятие водительского удостоверения как меры обеспечения уплаты штрафа, что полагаем, затрудняет исполнение этого вида наказания.11. Социологические исследования позволяют сделать вывод о необходимости вернуться к прежнему механизму реализации наказания обеспечивать уплату штрафа путем изъятия водительского удостоверения, внеся соответствующие изменения в части 3 ст. 27.10 КоАП РФ: «При совершении административного правонарушения, влекущего назначение административного штрафа или лишения права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении». Среди субъективных прав физического лица по правовому источнику их возникновения можно выделить специальные права, возникающие на основе индивидуального административного акта12. Специальным правом физического лица является право на управление транспортным средством. Гражданин приобретает специальный статус водителя транспортного средства, а значит, дополнительные права и обязанности. В случае несоблюдения установленных правил в области дорожного движения к водителю может применяться такая мера, как лишение специального права, т.е. «временное ограничение правосубъектности гражданина».

Европейская Конвенция о международных последствиях лишения права управления транспортными средствами (ETS № 88), принятая 3 июня 1976 г. в Брюсселе, предусматривает, что «одним из эффективных и адекватных средств борьбы с дорожными правонарушениями является лишение права управления автомототранспортными средствами, под которым подразумевается любая окончательная мера, предусмотренная в отношении водителя, совершившего дорожное правонарушение, с целью ограничить его право управления автотранспортными средствами. Такая мера может иметь форму основного или дополнительного наказания либо меры безопасности и может быть наложена судебным или административным органом». Согласно российскому законодательству аннулировать действие водительских прав уполномочен только суд. Реализация этого административного наказания заключается в том, что правонарушитель временно лишается права управления транспортными средствами с одновременным изъятием документов, удостоверяющих это право. Необходимо подчеркнуть, что эта мера административной ответственности по-разному воздействует на субъект, к которому она применяется, в зависимости от его социального положения. Лишение права управления транспортным средствами значительно ограничивает права водителя-профессионала и в меньшей степени -- водителя индивидуальных транспортных средств, так как для первого это наказание означает изменение или прекращение трудового договора, запрет на определенное время работать водителем.

Вторая категория водителей в большей мере испытывает различного рода негативные моральные последствия. Лишение водителя индивидуального транспортного средства права управления им в то же время не запрещает его использования по доверенности другим лицом либо в присутствии владельца. Следовательно, такой вид наказания для водителей-любителей довольно условен, поскольку они могут продолжать пользоваться автомобилем с помощью других лиц, имеющих право управления транспортным средством.

Длительное ограничение выполнения профессиональных функций отрицательно сказывается на квалификации водителей, ведет к утрате навыков вождения. Поэтому водители, которые были лишены прав управления транспортными средствами на срок более одного года, должны пройти проверку знаний Правил дорожного движения и навыков вождения. Водители, не управлявшие транспортными средствами более двух лет, кроме этого, в обязательном порядке обязаны пройти медицинское переосвидетельствование.

Социологический опрос среди сотрудников ДПС, водителей и других участников дорожного движения в Новосибирске, Екатеринбурге, Перми, Сургуте и Омске показал, что большинство респондентов (почти 60%) высказывается за значительное сокращение сроков лишения прав управления транспортными средствами за правонарушения, совершенные впервые.

Например, по законодательству штата Вашингтон (США), максимальный срок лишения водительских прав за управление транспортными средствами в состоянии опьянения составляет от одной недели до тридцати дней, в случае повторного совершения проступка виновный может быть лишен права управления на срок от двух недель до трех месяцев14. Аналогичные сроки ограничения прав водителей предусмотрены законодательством Франции, Англии, Германии и других зарубежных стран15. Для сравнения: в России за правонарушения в области дорожного движения, совершенные впервые, может быть назначено наказание в виде лишения специального права от полутора до двух лет.

Следует подчеркнуть, что лишение права управления транспортными средствами может быть применено уполномоченным на то органом (должностным лицом) только за те административные проступки, которые названы в действующем законодательстве.

При обнаружении у виновного физических, психических или иных медицинских противопоказаний, препятствующих осуществлению функций по управлению транспортными средствами, соответствующие органы обязаны отстранить такого правонарушителя от управления автомобилем и изъять удостоверение на право управления. Однако последнее действие, как правило, не является наказанием, так как это лицо не может управлять транспортными средствами в силу перечисленных объективных причин. Водители могут быть лишены права управления всеми видами транспортных средств: трамваями, троллейбусами, автомобилями, тракторами, мотоциклами, дорожными, строительными, уборочными и сельскохозяйственными машинами, т.е. любыми механическими транспортными средствами, управление которыми разрешено компетентными на то органами (должностными лицами) и подтверждается удостоверением установленного образца.

Согласно КоАП РФ лишение права управления транспортными средствами предусмотрено за проступки, предусмотренные статьей 12.8; частью 4. ст. 12.9; частью 1 ст. 12.10; частью 3 ст. 12.15; частью 2 ст. 12.17; частью 2 ст. 12.21; статьей 12.24; статьей 12.26; частью 2 ст. 12.27:

  • - управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, а также передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;
  • - нарушение водителями транспортных средств правил проезда железнодорожных переездов;
  • - превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения;
  • - нарушение правил движения через железнодорожные пути;
  • - выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения;
  • - непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
  • - нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;
  • - нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;
  • - невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • - оставление в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

Необходимо отметить, что, например, в Грузии аналогичная мера наказания применяется за злостное и неоднократное нарушение правил подачи звуковых сигналов; в Эстонии - за умышленную порчу и нарушение пломбировки механизмов спидометров или таксометров автомобилей или других транспортных средств, а также самовольное использование транспортного средства не по назначению; в Армении - за свалку мусора в неустановленных местах.

Указанные проступки могут быть основанием для лишения водителей права на управление транспортным средством только в тех случаях, когда они, с учетом наступивших вредных последствий, не влекут уголовной ответственности. Из анализа данных статистического сборника административной практики видно, что лишение права на управление транспортными средствами применяется судьями, прежде всего за проступки, связанные с управлением транспортом водителями в состоянии опьянения. За управление автомобилем в состоянии опьянения лишены прав в среднем около 55,1% виновных лиц, крайне редко они подвергаются этой мере наказания за остальные виды нарушений.

Управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения является одним из самых тяжких административных правонарушений. Совершение дорожно-транспортного происшествия сопровождается значительным материальным, физическим ущербом. Как правило, имеются человеческие жертвы18. Применяемые меры в отношении водителей в нетрезвом состоянии за рулем недостаточно эффективны, количество нарушений Правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий, совершенных ими из года в год растет19. Поэтому действующим законодательством в последние годы усилена административная ответственность водителей.

Анализ административной практики показывает, что доля наказания в виде лишения права управления транспортным средством довольно незначительна и составляет в среднем около 6%.

Следует отметить, что лишение права управления транспортными средствами, как и административный штраф, -- наказание основное (ст. 3.3 КоАП РФ), т.е. на водителя либо налагается административный штраф, либо он лишается специального права. Применение последнего вида административного наказания, означает лишение водителя прав на управление всеми видами транспортных средств.

По этому вопросу было принято решение Верховного суда России от 23 марта 2000 г. № ГКПИ 00-180 «Об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным пункта 4.9 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 23 марта 1993 г. № 130». Гражданин Анисимов А.П. обратился в Верховный суд России с жалобой о признании незаконным п. 4.9 Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной приказом МВД России от 23 марта 1993 г. № 130, предусматривающего, что при назначении наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за управление им в состоянии опьянения водитель лишается права управления всеми категориями транспортных средств, хотя законодатель только указывает на возможность лишения права управления транспортными средствами, не оговаривая при этом конкретную категорию (категории) транспортного средства.

Заявитель посчитал, что в нормах КоАП РСФСР не предусмотрено обязательного лишения права управления всеми категориями транспортных средств, т.е. законодатель допускает возможность лишения права управления не всеми категориями транспортных средств, а лишь одной или некоторыми из них.

Ссылка заявителя на положение части 2 ст. 295 КоАП РСФСР, согласно которой если водитель лишен права управления не всеми видами транспортных средств, то в водительском удостоверении отмечается, какими видами транспортных средств он лишен права управления, признана несостоятельной. Примечательно, что и в КоАП РФ существует подобная статье 32.6, в которой говорится о том, что исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида осуществляется путем изъятия водительского удостоверения, если водитель лишен права управления всеми видами транспортных средств. Однако в главе 12 КоАП РФ речь идет о лишении права управления транспортными средствами. Представляется, что в статье 32.6 КоАП РФ должно быть четко предусмотрено, что данный вид наказания всегда исполняется путем изъятия водительского удостоверения: «1. Исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста)». Лишение права управления транспортными средствами наиболее строгое административное наказание, применяемое к водителям транспортных средств, оно значительно ограничивает права граждан. Длительность данного вида наказания предопределяет его репрессивный характер, материальные и моральные последствия для лица. Для водителей-профессионалов лишение специального права означает прекращение трудового договора, что сказывается на имущественном положении гражданина, вынужденном менять работу. Однако вряд ли можно согласиться с мнением некоторых авторов, высказывающихся за неприменение этой меры в отношении лиц, для которых водительская деятельность - единственный или основной источник дохода по аналогии с правом охоты, лишение которого не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Представляется, что применение этого вида наказания должно быть справедливым, с учетом личности водителя, его материального положения, однако требование соблюдать безопасность дорожного движения распространяется на всех участников дорожного движения в равной мере. Режим дорожного движения предполагает неукоснительное соблюдение этого требования, особенно водителями-профессионалами. Они постоянно выступают в роли участников дорожного движения, зачастую управляют транспортными средствами массой свыше 3,5 тонны, обладающими большой разрушительной силой. Думается, что если руководствоваться только интересами водителя, то пострадают интересы безопасности дорожного движения.

Административный арест как один из видов наказаний состоит в краткосрочном лишении правонарушителя свободы и использовании его на физических работах. Действующим законодательством применение этой санкции предусмотрено за совершение мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП РФ), а также неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, военнослужащего или сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ), других видов административных проступков, а также при замене уголовной ответственности административной за правонарушения в сфере дорожного движения. Водитель может быть подвергнут этому виду наказания лишь по статье 12.27 КоАП РФ (Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием).

Московский
автомобильно-дорожный институт
(Государственный технический университет)

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Контрольная работа

по дисциплине «Правоведение»

На тему:

« Административная ответственность за нарушение ПДД.

Нормативно-правовая база, особенности расследования

и рассмотрения административных правонарушений

в сфере дорожного движения»

МОСКВА 2008 г

Введение

Основная часть

    Понятие административного правонарушения

    Виды административных правонарушений

    Административная ответственность за нарушение ПДД

    Нормативно-правовая база административно-правовых нарушений в сфере дорожного движения

    Особенности расследования административных нарушений в сфере ПДД

Список литературы.

Введение

Функционирование и успешное развитие современной государственной системы неразрывно связано с необходимостью упорядочивания внутренних отношений между гражданами и государственными органами в целом. Административно-правовые нормы регулируют все жизнен-но важные управленческие отношения, которые возникают между гражданами (как физическими, так и юридическими лицами) и го-сударством (органами исполнительной власти, госу-дарственного управления). Также Административное право регулирует отношения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Само понятие «административный» означает в переводе «управленческий или руководящий», т.е. Административное право - этоотрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

В дореволюционной России данная отрасль права называлась также полицейским правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский (1861 - 1920 гг., русский ученый административист), «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления».

1. Понятие административного правонарушения

Под административным правонарушением в Административном кодексе РФ понимается противоправное, действие (бездействие) лица (физического или юридического), за которое Административным кодексом РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение, т.е. лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные соответствующей статьей Кодекса Административных Правонарушений (КоАП), исключающие ответственность.

    Виды административных правонарушений

К административным правонарушениям относятся в т.ч. деяния, нарушающие права граждан, правонарушения в области: охраны окружающей природной среды и природопользования, в области дорожного движения; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения называются объектом соответствующего административного правонарушения. Объективная сторона административного правонарушения - это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

    Административная ответственность за нарушение ПДД

Нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) может выражаться в разных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Последствиями таких действий могут быть: создание опасности в дорожном движении, создание помехи другим участникам движения, создание аварийной ситуации или совершение дорожно-транспортного происшествия.

При разборе дорожно-транспортного происшествия должно быть выяснено (как правило, путем производства автотехнической экспертизы), мог ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не превысил установленную скорость движения. Положительный ответ на этот вопрос свидетельствует, что наезд на пешехода явился следствием нарушения Правил дорожного движения водителем, в его действиях имеется состав, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Отрицательный ответ означает, что наезд не был следствием превышения установленной скорости движения, ибо в сложившейся ситуации он был неминуем и при движении с разрешенной скоростью из-за неправомерного поведения самого пешехода. В этом случае в действиях водителя не усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Водитель должен будет понести более мягкую административную ответственность, чем предусмотрена ст. 12.24 КоАП РФ, - ответственность за превышение установленной скорости движения по ст. 12.9 КоАП РФ. Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица.

С первого июля 2008 года вступили в силу поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Одно из главных нововведений - это ответственность не того, кто находился за рулем в момент превышения скорости или обгона по встречной полосе, а хозяина машины. То есть того, на кого автомобиль зарегистрирован в ГИБДД.

В статью 1.5 КоАП внесено изменение, которое ощутимо изменит отношения между водителем и ГИБДД. А именно: в презумпции невиновности появилось исключение. Теперь эта норма законодательства не распространяется на нарушения статьи 12 КоАП, в случаи их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки или видеозаписи. Ответственность автовладельцев прописана отдельной статьей КоАП - 2.6.

В части первой этой статьи говориться, что в случае фиксации нарушения приборами, к ответственности привлекается именно собственник транспортного средства. Впрочем, во второй части статьи предусмотрена возможность избежать этой ответственности, если автовладелец докажет свою непричастность к данному нарушению. Для этого достаточно предоставить копию доверенности, если автомобиль был кому-либо передан в пользование, или документы о том, что в момент совершения правонарушения, автомобиль уже не принадлежал собственнику. Например, находился в угоне.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В первом случае умысел является прямым - лицо желало наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел - косвенный, так как лицо прямо не желало наступления вредных последствий, но сознательно допускало их наступление либо относилось к этим последствиям безразлично. Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, считается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора, когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, может служить случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления подобных вредных последствий не желал.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить; во втором - в форме небрежности. Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет, является типичным примером неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, ибо не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), то он совершил неосторожное правонарушение в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права притуплять внимание.

Лишение прав - самая болезненная для водителей тема. Именно такое наказание грозит в большинстве случаев за выезд на полосу встречного движения. Статья 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами. Под эту статью попадают нарушения пунктов 9.2, 9.3, 9.6, 11.5, 15.3 Правил дорожного движения. Один из самых спорных случаев обгон на перекрестке. Общеизвестно, что обгон на перекрестке, тем более с выездом на встречную полосу, запрещен. И наказание за такое тяжкое нарушение тоже должно быть серьезным. Однако в любом правиле есть исключения. В некоторых случаях обгонять на перекрестке, даже с выездом на встречную полосу, можно безнаказанно. Например, если совершается обгон на нерегулируемом перекрестке, двигаясь по главной дороге. Но только в том случае, если обгон не запрещен соответствующими знаками и если это допускает линия разметки. Если же, совершая обгон на таком перекрестке, автомобиль пересек сплошную линию, то лишения прав водителю не избежать. Запрещен обгон на нерегулируемом перекрестке, если он происходит на второстепенной дороге. В этом случае действия водителя будут однозначно квалифицированы по части 4 статьи 12.15. Соответственно суд лишит водителя права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Бывают случаи, в которых человек за рулем даже не подозревает о тяжести своего нарушения. В обычных случаях без каких-либо ограничений разрешен обгон через прерывистую линию разметки, однако, если на двухполосной дороге совершается обгон по встречной полосе, в зоне действия знака "Обгон запрещен" это нарушение будет квалифицировано по части 4 статьи 12.15 (ситуация 1). В судебном порядке будет произведено лишение прав на управление автомототранспортом на срок 4-6 месяцев. Другого наказания часть четвертая статьи 12.15 не предусматривает. Даже в том случае, когда знаки, установленные на дороге временные.

Также правилами запрещен и обгон на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними. Такой обгон по встречной полосе тоже будет квалифицирован по части 4 статьи 12.15, предусматривающей лишение прав на 4-6 месяцев.

Один из самых спорных маневров - это обгон с выездом на встречную полосу в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью. Даже если на этих участках нет никаких знаков, но видимость ограничена, инспектор вправе квалифицировать это нарушение по части 4 статьи 12.15. Такая жесткость данной нормы оправдана - жертв именно подобного нарушения на дорогах более чем достаточно. Известный радиоведущий Геннадий Бачинский погиб в аварии, которая произошла именно в результате аналогичного маневра.

Лишением права управления на срок от 4 до 6 месяцев, карается случай, когда водитель, поворачивая на перекрестке, в результате проехал по встречной полосе той улицы, на которую повернул. В Правилах дорожного движения говорится, что "поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения".

Также лишением прав по части 4 статьи 12.15 КоАП наказывается и выезд через сплошную на встречную полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.

Лишение права управления автомототранспортными средствами может быть назначено (причем только как наказание, альтернативное административному штрафу) за самые опасные нарушения Правил дорожного движения. К ним относятся:

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

Превышение установленной скорости движения транспортного средства более чем 60 км/ч;

Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде;

Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения (в том числе обозначенные знаком «Въезд запрещен»);

Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, которое имеет нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, при условии включенных одновременно проблескового маячка синего цвета и специального звукового сигнала;

Нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;

Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;

Невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Кроме того, лишение права управления транспортными средствами предусмотрено в качестве альтернативного наказания административному штрафу или административному аресту за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Статьей 3.8 КоАП РФ установлено также, что лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

Управления транспортным средством в состоянии опьянения;

Уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

Оставления указанным лицом в нарушение существующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Административный арест представляет собой задержание и содержание нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, в т.ч. это оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27) и неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции.

Административный арест назначается судьей.

Административный арест за нарушения в сфере дорожного движения не может применяться беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, инвалидам I и II групп.

В КоАП РФ, наряду с административным арестом всегда предусмотрена альтернативная мера наказания, как правило, административный штраф в повышенном размере. Так, обычно судом назначается арест, если считается, что применение иных предусмотренных в соответствующей статье мер наказания было бы в данном случае недостаточным карательным воздействием на виновных.

4. Особенности расследования административных нарушений в сфере ПДД

Под составом административного правонарушения пони-мается совокупность признаков, закрепленных нормативно-правовыми актами, наличие которых в конкретном правонарушении может повлечь админис-тративную ответственность.

Правильная юридическая квалификация состава админис-тративного правонарушения облегчает его разграничение, с уголовно наказуемым преступлением. Разделение их проводится в ос-новном по юридическим критериям элементов их составов. Например, мелкое ДТП отличается от ДТП уго-ловно наказуемого по степени общественной опасности или вредоносности деяния, повлекшего за собой значительный ущерб и нанесение вреда жизни и здоровью людей.

Правильность установления виновного в произошедшем ДТП лица и классификация вида нарушения в частности зависит от корректности составления схемы ДТП, полноты свидетельских показаний, проведения технических экспертиз и т.д. Во внимание принимается также техническое состояние дорожного покрытия, дорожная разметка, наличие внешних факторов воздействия, как то: погодные условия, наличие посторонних предметов на дорожном полотне. В схеме места дорожно-транспортного следует отражать:

Место дорожно-транспортного происшествия (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);

Ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением;

Ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);

Положение транспортных средств после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;

Направление движения участников ДТП до момента его наступления. В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ показания специальных технических средств отражаются в административном протоколе, а также указываются наименование измерительного прибора, его номер, дата проведения метрологической поверки.

Все имеющиеся данные подробно заносятся в протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия и подписываются всеми сторонами такого происшествия. Согласно ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в административном протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Каждый из участников в письменном виде предоставляет свои показания по ДТП, указывая, в частности, все данные владельца а/м, и/или лица допущенного к управлению а/м, все данные своего автотранспортного средства, место аварии (направление движения с указанием улиц, номеров домов), времени и подробностей произошедшего инцидента.

При составлении административного протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Административный протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия административного протокола вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе.

При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу, сотрудник милиции, оформляющий материалы по факту выявленного правонарушения, вправе составить рапорт, который прилагается к административному протоколу.

По факту ДТП на месте его совершения должностным лицом в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ составляется административный протокол. В соответствии со ст. 28.6 Кодекса при совершении административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса, за которое назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф. При наложении административного штрафа физическому лицу, совершившему административное правонарушение, выдается постановление-квитанция установленного образца. В случае, когда при оформлении материалов по факту ДТП на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным, должностному лицу рекомендуется принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

На основании собранных документов в соответствующем подразделении ГИБДД производится установление лиц, нарушивших Правила Дорожного Движения. Далее документы передаются в суд.

5. Нормативно-правовая база рассмотрения административных нарушений в сфере дорожного движения

Нормативно-правовой базой при рассмотрении административных правонарушений ПДД являются:

Конституция РФ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Глава 12, статьи 1-37);

Федеральным законом №210 от 24 июля 2007 года в Кодекс об административных правонарушениях РФ внесены изменения, суть которых состоит в следующем: изменены размеры и определения штрафов за нарушения ПДД, также изменения коснулись статей КоАП РФ: в статьях 1.5, 2.61, 26.8, 26.8 внесены изменения, касающееся ответственности владельцев а/м, в случае фиксации нарушения ПДД специальным, ра-ботающими в автоматическом режиме техническим средством или устройством, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи; изменения, касающиеся освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в статьях 27.1 , 27.12; касательно изменений при задержании и эвакуации транспортного средства в статье 27.13; касательно порядка рассмотрения дела об административном правона-рушении в статьях 4.1, 24.3, 25.1, 29.7.

Постановление Правительство Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.01.1996 N 3, от 31.10.1998 N 1272, от 21.04.2000 N 370, от 24.01.2001 N 67, от 21.02.2002 N 127, от 28.06.2002 N 472, от 07.05.2003 N 265, от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 28.02.2006 N 109, от 16.02.2008 N 84, от 19.04.2008 N 287).

Выводы.

В целом, на мой взгляд, имеющиеся нормативные акты в достаточной степени способны регулировать взаимоотношения субъектов административного права в области дорожного движения. Важно, как я считаю, более тщательно отслеживать нарушения и контролировать исполнение правил, больше сил направить на профилактику правонарушений. Спорные вопросы большей частью возникают в результате несоблюдения правил оформления протоколов и разногласий при недостаточности описательной базы.

На данный момент широко обсуждается необходимость дальнейшего ужесточения борьбы с серьезными нарушениями ПДД, такими как: состояние алкогольного опьянения водителя, несоблюдение правил приоритета проезда перекрестков, непредоставление преимущественного права пешеходам на пешеходных переходах.

Особенно своевременно была узаконена необходимость обязательного использования специальных удерживающих устройств (кресел) для перевозки детей и штраф за их отсутствие при наличии ребенка младше 12 лет в автомобиле (статья 22.9 ПДД РФ). Я постоянно использую автомобиль при поездках с моими детьми (у меня их трое, у каждого свое кресло, соответственно возрасту, ребята с младенчества привыкли только к такой возможности передвигаться в автомобиле), могу сказать, что такая мера воздействия на родителей, не представляющих возможный исход поездки с ребенком на руках, очень правильна. А отговорки родителей, руководствующихся мнимым неудобством ребенка, вынужденного провести все время пути в зафиксированном состоянии, должны быть опровергнуты демонстрацией краштестов автомобилей с маленькими манекенами в креслах и вне них. Думаю, все сомнения отпадут моментально, ибо мало кто сейчас ездит со скоростью ниже той, на которой проводятся краштесты (не более 55 км/ч, удар о неподвижное препятствие), а последствия трагичны даже при такой скорости движения, не говоря уже об лобовых столкновениях.

Считаю, также, что необходимо проведение работы по предотвращению всё чаще встречающихся нарушений Правил дорожного движения пешеходами, путем активного распространения информации о правилах дорожного движения на самых ранних этапах – в детских садах, в школах. Вспомнить практику юных инспекторов движения, прививать с детства навыки правильного поведения на улицах города.

Список литературы.

1. Конституция РФ,1993г.

3. Правила Дорожного Движения РФ, 2008 г.

4. Россинский Б.В., «Административная ответственность за нарушения в области дорожного движения.» - Москва, издательство Норма, 2002.

5. Административное право./Учебник/ Под редакцией Л.Л.Попова. М.: Изд-во Юрист, 2006 г.

6. Д. Н. Бахрах, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов, “Административное Право», Учебник для вузов, издательство Норма, Москва, 2005

Расследуя ... иные нормативные акты 1.1 Кодекс Российской Федерации об административных ...

  • Ответы по уголовному праву общая часть

    Реферат >> Государство и право

    ... Особенной части;  Особенная часть - учение об особенностях ... фед. нормативный правовой акт, ... например, нарушение ПДД и... образуют базу , на... привлекаются к ответственности за приго­товление... расслед - ... нарушение потерпевшим правовых норм (уголовных, административных , ...

  • Техника безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом

    Конспект >> Безопасность жизнедеятельности

    ... особенностей ... за техническим состоянием, соблюдением ПДД ... руководством ответственного за электрохозяйство... расследуется комиссией... нарушения требований безопасности и охраны труда, законодательных, правовых , нормативных ... базы ... канализации, административно -бытовые...

  • Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений (2)

    Реферат >> Государство и право

    ... особенности расследования отдельных видов дорожно-транспортных преступлений. Теоретической базой ... результате нарушений , допускаемых лицами, ответственными за техническое... , об административном правонарушении) ... нарушения ПДД ... нормативно -правовой ... расследовать ...

  • Особенности административных правонарушений в области безопасности дорожного движения (основные составы, характеристика объективных и субъективных признаков)

    Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения являются одним из видов административных правонарушений. Данным правонарушениям присущи все свойства характерные для других видов административных правонарушений, включая общественную опасность, противоправность, виновность деяния, за совершение которых, предусмотрена административная ответственность действующим законодательством. Наиболее обобщенно эти правонарушения можно представить как нарушение Закона «О безопасности дорожного движения» и Правил дорожного движения, за которые предусмотрена административная ответственность нормами Главы 18 КоАП. Таким образом, основанием применения административной ответственности в области безопасности дорожного движения является совершение деяния, признаки которого соответствуют признакам состава соответствующего правонарушения, которые определены нормами статей Главы 18 КоАП. При наличии в деянии всех элементов и установленных законодательством признаков состава правонарушения, данное деяние следует считать административным правонарушением, за совершение которого предусматривается применение мер административной ответственности, выраженных в административном взыскании, как формы государственного принуждения, направленного на пресечение и предупреждение правонарушений.

    Для административных правонарушений в области безопасности дорожного движения характерны определенные особенности составов данных правонарушений, отличающих их не только по объекту правонарушения, но и по ряду других признаков, обусловленных особенностями других объективных и субъективных признаков.

    В отношении административных правонарушений в области безопасности дорожного движения родовым объектом правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и порядок. Видовым объектом данных правонарушений является безопасность дорожного движения, которую можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих в целом безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийную работу автотранспортных средств.

    Под установленным порядком эксплуатации транспортных средств подразумеваются правила допуска транспортных средств к эксплуатации, правила технической эксплуатации для отдельных видов автомототранспорта, учитывающие специфику их использования, правила перевозки пассажиров и грузов на определенных видах и типах транспорта, иные правила, действующие в сфере обеспечения безопасности эксплуатации транспортных средств.

    Общественная опасность правонарушений, совершаемых участниками дорожного движения, состоит, с одной стороны, в том, что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, с другой стороны, может быть причинен материальный ущерб.

    В качестве непосредственного объекта посягательства следует рассматривать общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения, соблюдение установленного порядка регистрации транспортных средств, проведения государственного технического осмотра автомототранспорта, безопасное функционирование железнодорожных переездов и пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.

    Объективную сторону состава административного правонарушения в области дорожного движения можно представить как противоправные деяния виновного лица, связанные с нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации железнодорожных переездов. Как правило, объективная сторона административных правонарушений описывается в диспозициях соответствующих статей КоАП и предполагает применение мер административной ответственности за совершение тех или иных действий участников дорожного движения, которые могут являться причиной дорожно-транспортного происшествия, например, нарушение правил пользования транспортным средством (ст. 18.9 КоАП) эти действия могут выражаться в выбрасывание мусора или иных предметов из транспортного средства или открытие дверей транспортного средства во время движения, нарушение правил эксплуатации транспортного средства (ст. 18.12 КоАП) может выражаться в управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с негорящими фарами и задними габаритными огнями, управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего право на управление транспортным средством данной категории, регистрационных или иных документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (ст.18.18 КоАП) заключается в отсутствии у водителя соответствующих документов подтверждающих его право на эксплуатацию соответствующим транспортным средством. В соответствии с нормами п. 2.18 Правил дорожного движения дорожно-транспортное происшествие - происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

    Таким образом, дорожно-транспортное происшествие следует рассматривать, прежде всего, как общественно опасный результат административного правонарушения в области дорожного движения. Важным элементом объективной стороны правонарушений в области безопасности дорожного движения является причинная связь, которую можно представить как процесс, в котором причина всегда предшествует следствию. Таким образом, нарушение правил дорожного движения должно предшествовать наступлению общественно опасных последствий, установленных нормами действующего законодательства. Следует согласиться, что одной последовательности во времени для установления причинно-следственных связей недостаточно, так как «последовательность во времени между определенными событиями нельзя смешивать с причинной связью между ними» . В отношении административных правонарушений в области безопасности дорожного движения уместно применить следующее определение причинно-следственных связей: Причиной последствия должно признаваться такое деяние, которое с внутренней необходимостью вызвало его наступление, то есть если нарушение, допущенное в конкретной ситуации, определило направление развития явлений, приведших к общественно опасному результату, то оно выступает необходимой причиной наступившего результата . Значительные сложности при установлении причинно-следственной связи между деянием и наступлением общественно опасных последствий если правила дорожного движения нарушают одновременно несколько лиц. В литературе высказывалась точка зрения, что по общему правилу, виновным в совершении правонарушения может быть признано только одно лицо . Очевидно, что подобный подход приводит к тому, что к ответственности за совершение административного правонарушения может быть привлечено только лицо, которое последним из нескольких нарушителей правил дорожного движения совершило нарушение. Хотя очевидно, что причинная связь может носить двухзвеньевой характер, то есть одно правонарушение может порождать другое, а то в свою очередь общественно опасные последствия и в такой ситуации лицо, которое непосредственно совершило деяния, вызвавшие общественно опасные последствия, несет административную ответственность, а другое лицо, нарушение правил дорожного движения которого, привело к следующему нарушению, избегает ее, что противоречит принципам применения юридической ответственности, фактически, делая безнаказанным правонарушение и исключая неотвратимость административного взыскания за его совершение.

    Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, - граждане и должностные лица, а также юридические лица. В соответствии с нормами ст. 3 Закона «О дорожном движении» субъектами правонарушений в области безопасности дорожного движения могут являться участники дорожного движения, то есть физические лица, находящиеся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщиков и работников, выполняющих в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. К участникам дорожного движения относятся: водитель транспортного средства, самоходной машины; пешеход; пассажир; всадник, погонщик скота; лицо, обучаемое управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной и находящееся в них; лицо, сдающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной.

    Наиболее распространенным специальным субъектом правонарушений, предусмотренных Главой 18 КоАП, является водитель. В соответствии с нормами п. 2.8 Правил дорожного движения водителем является водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством). К водителю приравниваются лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством (принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством) и при этом находящееся в нем, а также всадник, погонщик скота. Другими физическими лицами, которые могут являться субъектами административных правонарушений в области дорожного движения являются: пешеход - физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску, и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы (п.2.46 Правил дорожного движения) и пассажир непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве, а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства (п. 2.44 Правил дорожного движения). В отношении физических лиц, как субъектов административного правонарушения действующее законодательство устанавливает требования к возрасту (ст. 4.3 КоАП) и к вменяемости (4.4 КоАП) данных лиц. В соответствии с нормами данных статей КоАП субъектами административных правонарушений могут быть лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, за исключением правонарушителей, совершивших административные правонарушения, предусмотренные нормами ч.1,3,5 ст. 18.3, ст. 18.4, ст. 18.10, 18.43 КоАП, где применение административной ответственности предусмотрено с четырнадцатилетнего возраста (ч. 2 ст. 4.3 КоАП).

    С субъективной стороны правонарушения в области безопасности дорожного движения характеризуются, как правило, умышленной формой вины. Только некоторые правонарушения в области безопасности дорожного движения являются неосторожными, например, управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения (ст. 18.18 КоАП) , управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности (ч. 4 ст. 18.12 КоАП) нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства (ч. 1 ст. 18.22 КоАП). Безусловно, что субъективная сторона любого административного правонарушения должна выражаться в виновном поведении правонарушителя, при этом вину, лица совершившего административное правонарушение доказывают соответствующие компетентные органы. Однако, новый порядок фиксации превышения скорости, внес существенные изменения в порядок определения вины лица, совершившего правонарушение. Так, в соответствии со ст. 26 Конституции Республики Беларусь, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. В соответствии с нормами ст. 4.9 «Ответственность собственников (владельцев) транспортных средств», введена административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств, если превышение этими транспортными средствами скорости движения зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи. На основании данной статьи установлено, что в случае фиксации превышения скорости движения транспортного средства спецсредствами административной ответственности подлежит его собственник (владелец), за исключением случаев, когда у органа, ведущего административ-ный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания есть точная информация об истинном нарушителе скоростного режима, к которому и будут применены меры административной ответственности. Таким образом, устанавливается возможность привлечения лица к административной ответственности без вины (институт «объективного вменения»), которая законодательно закреплена в ряде зарубежных стран . При применении норм ст. 4.9 КоАП обязанность доказывать свою невиновность возлагается на лицо, привлекаемое к административной ответственности. С другой стороны, закреплением указанной нормы презюмируется виновность этого лица. Как представляется, данное положение вряд ли согласуется с конституционными положениями о невиновности лица, пока его виновность не будет доказана в установленном порядке, и о том, что обвиненный не обязан доказывать свою невиновность.

    На основании норм ст. 4.9 КоАП возникает новый субъект административной ответственности: собственника (владельца) транспортного средства. Его правовой статус характеризуется рядом особенностей. Появление данного субъекта административной ответственности связано исключительно с фактом фиксации нарушения Правил дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Таким образом, данный метод фиксации административных деликтов в области дорожного движения существенно изменил традиционные подходы к назначению наказаний (учет личности нарушителя, его имущественного положения, смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств и др.) и тем самым фактически исключил из этого процесса общепринятый в юриспруденции принцип индивидуализации назначения наказания. Однако, несмотря на это, данные меры следует признать оправданными, так как законодательно предусмотрена возможность владельца (собственника) транспортного средства доказать свою не виновност. На подачу этого заявления собственнику транспортного средства отведен 1 месяц. Продление этого срока не предусмотрено. Поэтому в связи с его истечением данное лицо теряет право на подачу такого заявления, оно будет оставлено ГАИ без рассмотрения. Основанием для подачи письменного заявления могут являться: несогласие лица с привлечением его к административной ответственности в указанном выше порядке; наличие доказательств того, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Кроме этого, применение такого способа фиксации административного правонарушения, должно учитывать возможность доказательства виновности правонарушителя. Применяемый в настоящее время способ, приложение к постановлению о вынесении административного взыскания изображения транспортного средства в момент совершения правонарушения как нам представляется в полной мере таким доказательством являться не может и здесь необходимо использование видеоматериалов, отражающих факт нарушения скоростного режима. В целом этот способ видеофиксации и применения административного наказания в области безопасности дорожного движения следует признать обоснованным, так как он позволяет более эффективно фиксировать правонарушения, облегчает контроль за скоростными режимами, создает условия для максимальной неотвратимости административного наказания за совершение правонарушения. Вместе с тем, необходимо внесение ряд изменений в порядок наложения административного взыскания, которое должно учитывать общие принципы применения административных наказаний, в частности необходимо учитывать личность правонарушителя, смягчающие и отягчающие обстоятельства правонарушения, что в условиях действующих правовых норм, определяющих административную ответственность лиц, установленную с использованием средств видеофиксации невозможно. Как нам представляется, необходимо установление всех обстоятельств дела, что возможно сделать только после получения объяснений обвиняемого лица, таким образом, факт видеофиксации следует рассматривать только как основание привлечения к административной ответственности, но не основанием вынесения административного взыскания. Поэтому постановление о вынесении административного взыскания должно выноситься не по факту совершения административного правонарушения, после установления все обстоятельств дела.

    • Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака "Инвалид"
    • Статья 12.17.1. Утратила силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 №210-ФЗ.
    • Статья 12.21.3. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн
    • Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб
    • Статья 12.36. Утратила силу. - Федеральный закон от 24.07.2007 №210-ФЗ.
    Положения главы 12 КоАП РФ используются в следующих статьях:
    • Презумпция невиновности
      Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
    • Уклонение от исполнения административного наказания
      3. Административный арест, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
      1. Помимо случаев, предусмотренных настоящей главой, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ и совершенных на их территориях, в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными законами, либо заключенными в соответствии с федеральным законом соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, кроме полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, предусмотренных главой 12 КоАП РФ.
    • Назначение административного наказания без составления протокола
      3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании...
    • Место рассмотрения дела об административном правонарушении
      5. Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 КоАП РФ, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
    • Исполнение постановления о наложении административного штрафа
    • Порядок исполнения постановления о лишении специального права
      4.1. По истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 КоАП РФ, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
    Похожие публикации