Мифы - древнегреческая мифология. Мифы древней греции о героях

2. Античные мифы о богах и героях.

Олимпийские боги - их образы и функции в эллинской мифологии.

Мифологические герои Древней Эллады

С переходом от матриархата к патриархату развивается и новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией. В мифологии этого периода появляются герои, которые расправляются со всеми чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного всемогущей природой.

Вместо мелких божков появляется один главный, верховный бог Зевс. патриархальная община водворяется теперь и на горе Олимп. Зевс, который борется с разного рода чудовищами, заточает их под землю или даже в тартар. За Зевсом идут другие боги и герои. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на его месте святилище. Тот же Аполлон убивает двух чудовищных великанов, сыновей Посейдона, которые выросли так быстро, что, едва возмужав, стали мечтать взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой и,вероятно, царством самого Зевса. Персей убивает медузу. Совершает свои 12 подвигов Геракл. Тесей убивает минотавра.

Вместе с тем появляются и боги нового типа. Женские божества: Гера становится покровительницей брака и семьи, Деметра - земледелия, Афина - честной, открытой войны(в отличие от Ареса),Афродита - богиня любви и красоты, Гестия - домашнего очага. Артемида приобрела красивый и стройный вид и стала образцом милого и дружелюбного отношения к людям. Возросшее ремесло потребовало для себя тоже бога - Гефеста. Богами специально патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся красотой и мудростью. А Гермес из прежнего примитивного сущ-ва стал покровителем всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю. Природа получает теперь умиротворение и поэтизацию. Нимфы рек и озер, океаниды, нимфы морей нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей раньше представлялись в диком, ужасном виде. Но теперь значительно возросла власть человека над природой; он умеет более спокойно в ней ориентироваться, находить в ней красоту, использовать для своих надобностей. Теперь власть над морской стихией принадлежит не только грозному Посейдону, но и мирному, мудрому Нерею. Нимфы получили красивый, поэтический вид, ими стали любоваться, воспевать.

Всем теперь правит Зевс и все стихийные силы оказываются в его подчинении, теперь он уже не ужасный гром и ослепительная молния, которых люди только боятся, но теперь к нему можно обратиться за помощью. Характерно окружение на Олимпе. Ника Победа - уже не страшный и непобедимый Демон, но прекрасная крылатая богиня, которая является символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше ничем не отличалась от Земли и была страшным законом ее беспорядочных действий. Теперь она богиня права и справедливости. Детьми Зевса и Фемиды являются Оры - веселые, вечно танцующие богини времен года и госуд. распорядка, посыл. осадки. Геба - богиня и символ вечной юности. Мойры - богини времени: Клото – «пряха, прядущая», Лахесис – «дающая жребий» сучила нить, Антропос – «неотвратимость» разрывала нить). Аналоги у римлян: парки Нона, Децима и Морта. Они, страшные и неведомые богини рока и судьбы, трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную жизнь на светлом и веселом Олимпе. Аполлон и 9 муз, Афродита и Эрот, хариты - грации. Бог Посейдон и Аполлон строят стены Трои. Дионис - бог виноделия.

Царство Аида. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Там же струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты. Носятся и стонут беплодные легкие тени умерших. Пес Кербер сторожит выход. Перевозчик душ Харон. Аид сидит на троне со своей женой Персефоной. Ему служат богини мщения Эринии, они преследуют преступников. Судьи умерших - Минос и Радамант. Гипнос погружает свмертных в сон: не могут противиться ему ни смертные, ни боги. Боги сновидений. Над всеми привидениями властвует богиня Геката.

Звери приручаются человеком, отголосок чего мы получает хотя бы в мифе о Геракле и усмирении им диких коней Диомеда).Орфей укрощал пением бури, грозы и диких зверей, что тоже было символом власти чел. интеллекта и чел. торжества над силами природы.

В лице Геракла героическая эпоха достигает наивысшего расцвета. Геракл, сын Зевса и смертной женщины Алкмены, не только истребитель разного рода чудовищ: Немейского льва, Лернейской гидры, керинейской лани, Эримантского вепря и Стимфалийских птиц, он не только победитель природы о мифе об авгиевых конюшнях и победитель матриархата в мифе о поясе, добытом у амазонки Ипполиты. Если он своей победой над марафонским быком, конями Диомеда и стадами Гериона еще сравним с другими героями, то есть два его подвига, которыми он превзошел всех героев древности: на крайнем западе Г. дошел до сада Гесперид и овладел их яблоками, а в глубине земли добрался до самого Цербера и вывел его на пов-сть.

Подобного рода мифы могли появиться только в эпоху сознательной и мощной борьбы человека за свое счастье. Не удивительно, что такой герой был взят Зевсом на небо и там вступил в брак с Гебой, богиней вечной юности.

Многие мифы говорят о победе человека над природой. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкса, Сфинкс бросился со скалы, когда Одиссей (или Орфей) не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же момент погибли, когда аргонавты благополучно проплыли среди Симплегад - скал, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, то эти скалы остановились навсегда. Когда те же аргонавты проплыли мимо знаменитых яблок Гесперид, то охранявшие их Геспериды рассыпались в пыль и только в дальнейшем приняли свой прежний вид.

МИФЫ О БОГАХ И ГЕРОЯХ. ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

Основным материалом для поэтической обработки в древнегреческой литературе были мифы о богах и героях, зародившиеся в доклассовый период, но продолжавшие развиваться и позже. Мифологическими сюжетами, мотивами и отдельными образами, взятыми из мифологии, полны были у греков эпос, лирика и драма. Можно сказать, что мифы были сокровищницей, ставшей достоянием всего греческого народа. Глубокое проникновение мифов в сознание народных масс создавало условия непосредственного художественного восприятия выросших из них литературных произведений. Равным образом это относится и к древнегреческому изобразительному искусству - к скульптуре и к вазовой живописи.

Без учета неразрывной связи с мифологией нельзя понять сущности древнегреческой поэзии, принципов ее развития, характера восприятия ее самими греками, нельзя правильно воспринять ее и сейчас. Поэтому основой для правильного изучения ее должно служить известное высказывание К. Маркса ("К критике политической экономии"):

"Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета не находятся ни в каком соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и развитием материальной основы последнего, составляющей как бы скелет его организации. Например, греки в сравнении с современными народами или так же Шекспир. Относительно некоторых форм искусства, напр. эпоса, даже признано, что они в своей классической форме, составляющей эпоху в мировой истории, никогда не могут быть созданы, как только началось художественное производство как таковое; что, таким образом, в области самого искусства известные формы, имеющие крупное значение, возможны только на сравнительно низкой ступени художественного развития. Если это имеет место в области искусства в отношениях между различными его видами, то еще менее поразительно, что это обстоятельство имеет место в отношении всей области искусства к общему социальному развитию. Трудность заключается только в общей формулировке этих противоречий. Стоит лишь выделить каждое из них, и они уже объяснены. Возьмем, напр., отношение греческого искусства и затем Шекспира к современности. Известно, что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву. Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а потому и греческого [искусства], возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа? Куда уж Вулкану против Roberts & Co., Юпитеру против громоотвода и Гермесу против Crédit mobilier! Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, с действительным господством над этими силами природы. Что сталось бы с богинею Фамою при наличности Printinghousesquare? Предпосылкою греческого искусства является греческая мифология, т. е. природа и общественные формы,· уже переработанные бессознательно-художественным образом в народной фантазии. Это его материал. Но не любая мифология, т. е. не любая бессознательно-художественная переработка природы (здесь под последнею понимается все предметное, следовательно, включая общество). Египетская мифология никогда не могла бы быть почвой или материнским лоном греческого искусства. Но во всяком случае, именно мифология. Следовательно, отнюдь не такое развитие общества, которое исключает всякое мифологическое отношение к природе, всякое мифологизирование природы, которое, стало быть, требует от художника не зависимой от мифологии фантазии.

С другой стороны, возможен ли Ахиллес в эпоху пороха и свинца? Или вообще Илиада наряду с печатным станком и типографской машиной? И разве не исчезают неизбежно сказания, песни и музы, а тем самым и необходимые предпосылки эпической поэзии, с появлением печатного станка?

Однако трудность заключается не в том, чтобы понять, что греческое искусство и эпос связаны известными формами общественного развития. Трудность состоит в понимании того, что они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца.

Мужчина не может снова превратиться в ребенка, или он становится ребячливым. Но разве не радует его наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на высшей ступени воспроизводить свою истинную сущность? Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный характер в его безыскусственной правде? И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не стоит в противоречии с той неразвитой общественной ступенью, на которой оно выросло. Наоборот, оно является ее результатом и неразрывно связано с тем, что незрелые общественные отношения, при которых оно возникло, и только и могло возникнуть, никогда не могут повториться снова".

О роли мифов говорит и А. М. Горький:

"Чем древнее сказка и миф, тем с большей силой звучит в нем победное торжество людей над силами природы и совершенно отсутствуют драмы социального характера, распри человеческих единиц... Мифы, в которых безнадежное, пессимистическое отношение к жизни и вражда людей, - эти мифы явились с Востока, где возникли первые деспотии и первые мистические религии, где, как в Индия, организовалось резкое деление на касты, где созданы наиболее страшные образы богов. Средиземноморское человечество родило человекоподобных веселых богов Олимпа, и весьма заметно, что сырьем для фабрикации богов этих служили талантливые кузнецы, гончары, певцы и музыканты, ткачихи, стряпухи и вообще - реальные люди. Богиня Деметра покидает Олимп и богов для того, чтобы жить среди людей...

Миф и сказка воплощают и отражают трудовое, материалистическое мышление, которое послужило основой философии Демокрита, затем было обработано Лукрецием Каром в знаменитую поэму "О природе о вещей".

По линии интересов и целей литературы, - а также и всех иных искусств, - миф и сказка говорят нам о праве и полезности преувеличивать созданное реальное в целях достижения идеального, желаемого, а также говорят о положительном - и актуальном значении гипотезы в науке и в литературном творчестве..."

О мифологических корнях поэтического творчества А. М. Горький говорил и ранее, на первом съезде советских писателей:

"Миф - это вымысел. Вымыслить - значит извлечь из суммы реального данного основной его смысл и воплотить его в образ, - так мы получили реализм. Но если к смыслу извлечений из реально данного добавить - домыслить, по логике гипотезы, - желаемое, возможно и этим еще дополнить образ, - получим тот романтизм, который лежит в основе мифа и высоко полезен там, что способствует возбуждению революционного отношения к действительности, отношения, практически изменяющего мир".

Замечание А. М. Горького о появлении мифов с Востока правильно сопровождается его указанием, что в приложении к средиземноморским народам это утверждение должно быть подвергнуто сильному ограничению. Во второй половине XIX века такая зависимость грзчезкой мифологии от Востока очень преувеличивалась. Памятником этого увлечения отыскиванием восточных элементов в каждом почти мифе древних греков является книга О. Группе "Греческие мифы и культы в их связях с восточными религиями" (1887). В настоящее время большинство ученых отказалось от такой переоценки роли Востока. В современной буржуазной науке господствует так называемая "антропологическая школа", основателем которой считается Тейлор, а виднейшими ее представителями в наши дни - Фрезер и Ленг. Подходя более правильно, чем в XIX веке, к специфическим особенностям человеческого мышления в доклассовом обществе, когда зарождались мифы, отрицая решающую роль "миграции" мифов от одного народа к другому, эта школа в своих многочисленных исследованиях этнографического материала самых различных народов вскрыла явления табу, фетишизма, тотемизма и анимизма, установила большую консервативность устного предания и сохранение в нем пережитков социального быта далеких времен. Все это имеет огромное значение и для изучения древнегреческой мифологии, которую раньше рассматривали вне связи с генетическими проблемами, с социальными условиями, в которых жил первобытный человек. Представители "антропологической школы" пытаются вскрыть причины возникновения сходных мифов у разных народов; но быть последовательными до конца они не могут, так как находятся во власти идеалистических взглядов на развитие общества вообще, на происхождение форм идеологии, и в частности на происхождение религии и мифа. Высказывания А. М. Горького, приведенные выше, содержат программу исследования мифов, и в частности греческой мифологии, с точки зрения последовательного материализма.

При этом, подходя с такой точки зрения к изучению древнегреческих мифов и их роли в развитии древнегреческой литературы, надо иметь в виду, что очерченная выше роль их строго ограничена хронологически, именно периодами - "архаическим" (до VII века до н. э.) и так называемым "классическим" (VII-IV века). Для ученой мифологической поэзии эллинистической эпохи, предтечею которой является Антимах Колофонский (конец V века до н. э.), а крупнейшими поэтами - Каллимах, Аполлоний Родосский, Эвфорион и их многочисленные римские подражатели (Катулл, Проперций, Овидий и др.), мифология была уже только рационалистически используемым "арсеналом", но никак не "почвой". Попытки же мифографов возродить мифологию как систему мышления были обречены на неудачу. Маркс говорит по этому поводу: "... как раз в ту эпоху, когда приближалась гибель античного мира, возникла "александрийская школа", которая всячески силилась доказать "вечную истину" греческой мифологии и ее полное соответствие "результатам научного исследования". Это направление, к которому принадлежал еще император Юлиан, полагало, что оно заставит, исчезнуть вторгающийся новый дух времени, если оно закроет глаза, чтобы его не видеть".

Это изжитие мифологией самой себя наступило конечно, не сразу. Уже в V веке до н. э. у трагических и комических поэтов, у Анаксагора и софистов, мощной струей пробивается рационализм, грозящий упразднить мифологию. Последняя, однако, исчезла не сразу.

"Богам Греции, - говорит Маркс, - однажды уже трагически раненым на смерть в "Прикованном Прометее" Эсхила, пришлось еще раз комически умереть в "Разговорах" Лукиана".

Нет ни одного народа, который не имел бы своего представления о мироздании, богах, которые управляют жизнью, а также об их борьбе за власть и влияние. Мифы Древней Греции, краткое содержание которых мы рассмотрим в нашей статье, особенные еще и тем, что много внимания уделяют человеку. Могущественные герои имеют божественное происхождение, но остаются людьми - смертными и уязвимыми, нуждаются в помощи. И ничто человеческое им не чуждо.

Что такое миф?

Прежде чем изучить мифы Древней Греции (краткое содержание - большее нам недоступно в связи с объемами статьи), стоит разобраться, что это такое - «миф». По сути, это рассказ, который отображает представления людей о мире и порядке в нем, а также о роли человека во Вселенной. Если верить античным авторам, то люди были активными участниками, а не просто толпой, которая ожидала милости от бессмертных небожителей. Но обо всем по порядку.

Еще одной особенностью греческих мифов является их высокий уровень упорядоченности и культуры. Кроме того, характер их изменялся в зависимости от региона страны, так как в каждом полисе имели своих, более почитаемых богов и героев, от которых, как верили греки, произошло население. Конечно, со временем предания изменялись, приобретали иной смысл. Но самое главное в них - это содержание, которое рассказывает о жизни общества в первобытной эпохе не только на территории Греции. Исследователи отмечают, что многие рассказы перекликаются с мифами других народов, живших в те времена, что может говорить о том, что они создавались параллельно и несут в себе зерно истины. Мифы Древней Греции, краткое содержание которых мы рассматриваем, - это попытка объяснить окружающий мир и передать потомкам взгляды на мораль и отношения в обществе.

О чем рассказывают древнегреческие легенды?

Мы будем говорить очень кратко о сути старинных преданий, так как к нам дошли многие древние мифы Греции. Краткое содержание их может занять целую книгу. Например, Николай Кун, известнейший исследователь античного наследия, собрал, упорядочил и перевел более двух сотен сказаний. Многие из них поданы в виде циклов. Мы попробуем их разделить на несколько групп. Это:

  • мифы о происхождении мира и богов;
  • рассказы о титанах и битве богов с титанами;
  • мифы о богах, живших на Олимпе;
  • подвиги Геракла;
  • истории о людях и героях (Персей, Тесей, Ясон); цикл о Троянской войне, ее причинах, ходе и окончании, а также о возвращении героев битвы домой (главные персонажи мифов - Парис, Менелай, Елена, Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон);
  • мифы об исследовании мира и колонизации (Аргонавты).

Мифы Древней Греции (краткое содержание). Про Зевса Громовержца

Главному богу Олимпа греки уделяли много внимания. Не мудрено, ведь разгневанный Громовержец мог и молнией наказать за неуважительное отношение или наслать другое горе, а еще отвернуться от человека, что было еще хуже. Зевс считался младшим сыном титанов Кроноса и Реи - времени и богини-матери. Рея спасла его от поглощения, поскольку Кронос глотал всех своих детей, опасаясь за свою власть.

Возмужав, он свергает отца-тирана и возвращает к жизни всех своих братьев и сестер, еще и распределяет между ними власть. Сам он отвечал за ветер, облака, гром и молнию, шторм и ураган. Зевс мог успокоить стихию или наслать ее, помогал обиженным и наказывал тех, кто этого заслуживал. Однако он не мог распоряжаться судьбой.

Любовные интриги Зевса также описывают мифы Древней Греции, краткое содержание каковых мы изучаем. Бог испытывал страсть к красивым девушкам и богиням и всячески их соблазнял. От них у него было много детей - богов и богинь, героев, царей. Многих из них не любила Гера, законная супруга Громовержца, часто преследовала их и вредила им.

Вместо эпилога

В пантеоне древних греков было много богов, отвечающих за все отрасли их жизни - земледелие, мореплавание, торговлю, войну, ремесла, потусторонний мир. Однако были и существа, полубоги, которые покровительствовали науке и искусству, следили за справедливостью и нравственностью. Это значит, что и этим аспектам уделялось огромное внимание.

Каждый культурный человек должен знать, о чем рассказывают нам старинные мифы Эллады, поэтому стоит их прочитать хотя бы вкратце. Но чтение их целиком позволяет окунуться в удивительный мир, полный интересного и необычного.

Интереснейшие и поучительные истории, увлекательные рассказы и приключения подарила миру греческая мифология. Повествование погружает нас в сказочный мир, где можно встретить героев и богов, страшных чудовищ и необычных животных. Мифы Древней Греции, написанные многие столетия назад, в настоящее время являются величайшим культурным наследием всего человечества.

Что такое мифы

Мифология – удивительный отдельный мир, в котором люди противостояли божествам Олимпа, сражались за честь и противостояли злу и разрушению.

Однако стоит помнить, что мифы – произведения, созданные исключительно людьми с применением фантазии и вымысла. Это истории о богах, героях и подвигах, необычных явлениях природы и загадочных существах.

Происхождение легенд ничем не отличается от возникновения народных сказок и преданий. Греки придумывали и пересказывали необычные истории, в которых смешивались правда и вымысел.

Не исключено, что доля истины присутствовала в рассказах – за основу мог браться жизненный случай или пример.

Источник мифов Древней Греции

Откуда же современным людям доподлинно известны мифы и их сюжеты? Оказывается, греческая мифология сохранилась на табличках эгейской культуры. Записаны они были линейным письмом Б, которое удалось расшифровать только в 20 веке.

Крито-микенский период, к которому относится этот тип письма, знал большинство богов: Зевс, Афина, Дионис и так далее. Однако, из-за упадка цивилизации и возникновения античной греческой, мифология могла иметь свои пробелы: нам она известна только по наиболее поздним источникам.

Разнообразные сюжеты мифов Древней Греции часто использовались писателями того времени. А перед наступлением эпохи эллинизма стало популярным создавать на их основе собственные легенды.

Наиболее крупными и известными источниками являются:

  1. Гомер, «Илиада», «Одиссея»
  2. Гесиод «Теогония»
  3. Псевдо-Аполлодор, «Библиотека»
  4. Гигин, «Мифы»
  5. Овидий, «Метаморфозы»
  6. Нонн, «Деяния Диониса»

Карл Маркс считал, что мифология Греции являлась обширным хранилищем искусства, а так же создавала почву для него, выполняя, таким образом, двойную функцию.

Древнегреческая мифология

Мифы не появились в одночасье: они складывались несколько веков, передавались из уст в уста. Благодаря поэзии Гесиода и Гомера, произведениям Эсхила, Софокла и Еврипида мы можем познакомиться с историями в настоящее время.

Каждая история имеет ценность, храня в себе атмосферу античности. Специально обученные люди – мифографы – стали появляться в Греции в 4 веке до нашей эры.

К ним относят софиста Гиппия, Геродота Гераклейского, Гераклита Понтийского и других. Дионисий Самойский в частности занимался составлением генеалогических таблиц и изучал трагические мифы.

Существует множество мифов, но наиболее популярными стали истории, связанные с Олимпом и ее обитателями.

Однако сложная иерархия и история возникновения богов способна запутать любого читателя, а потому мы предлагаем разобраться в этом подробно!

С помощью мифов становится возможным воссоздание картины мира в представлении жителей Древней Греции: мир населен чудовищами и великанами, среди которых гиганты, – одноглазые существа и Титаны.

Происхождение богов

Вечный, безграничный Хаос окутывал Землю. В нем был заключен мировой источник жизни.

Считалось, что именно Хаос породил все вокруг: мир, бессмертных богов, богиню Земли Гею, которая давала жизнь всему растущему и живущему, и могучую силу, оживляющую все – Любовь.

Однако и под Землей произошло рождение: мрачный Тартар появился на свет – бездна ужаса, наполненная вечной тьмой.

В процессе создания мира, Хаос породил Вечный Мрак, именуемый Эреб, и темную Ночь по имени Никта. В результате соединения Никты и Эреба был рожден Эфир – вечный Свет и Гемера – светлый День. Благодаря их появлению, свет заполнил весь мир, а день и ночь стали сменять друг друга.

Гея, могущественная и благодатная богиня, создала необъятное голубое Небо – Урана. Раскинувшись над Землей, он воцарился во всем мире. Высокие Горы гордо тянулись к нему, а шумящее Море разлилось по всей Земле.

Богиня Гея и ее дети-титаны

После создания Матерью – Землей Неба, Гор и Моря, Уран решил взять Гею себе в жены. От божественного союза произошло 6 сыновей и 6 дочерей.

Титан Океан и богиня Фетида создали все реки, катившие свои воды к морю, и богинь морей, именуемых океанидами. Титан Гипперион и Тейя подарили миру Гелиоса – Солнце, Селену – Луну и Эос – Зарю. Астрея и Эос породили все звезды и все ветра: Борей – северный, Эвр – восточный, Нот – южный, Зефир – западный.

Свержение Урана – начало новой эпохи

Богиня Гея — могучая Земля – произвела на свет еще 6 сыновей: 3 циклопов – великаны, имеющие один глаз во лбу, и 3 пятидесятиголовых сторуких чудовищ, именуемых Гекантохейрами. Они обладали безграничной силой, которая не знала предела.

Пораженный уродством своих детей-великанов, Уран отрекся от них и приказал заключить в недра Земли. Гея, будучи Матерью, страдала, тяготясь страшным бременем: ведь ее собственные дети были заточены в ее недрах. Не выдержав, Гея призвала своих детей-титанов, уговаривая их восстать против отца – Урана.

Сражение богов с титанами

Будучи великими и могучими, титаны все равно боялись отца. И только Кронос, самый младший и коварный, принял предложение матери. Обхитрив Урана, он низверг его, захватив власть.

В качестве наказания за поступок Кроноса богиня Ночь родила смерть (Танат), раздор (Эрида), обман (Апата),

Кронос, пожирающий своего ребенка

уничтожение (Кер), кошмарный сон (Гипнос) и отмщение (Немезиду) и других страшных богов. Все они привнесли в мир Кроноса ужас, раздор, обманы, борьбу и несчастья.

Несмотря на свое коварство, Кронос боялся. Его страх был построен на личном опыте: ведь дети могли свергнуть его, как он однажды сверг Урана – своего отца.

Опасаясь за свою жизнь, Кронос приказал своей жене Рее приносить ему родившихся детей. К ужасу Реи, 5 из них были съедены: Гестия, Деметра, Гера, Аид и Посейдон.

Зевс и его правление

Прислушавшись к совету отца Урана и матери Геи, Рея сбежала на остров Крит. Там, в глубокой пещере она родила младшего сына Зевса.

Спрятав новорожденного в ней, Рея обманула жесткого Кроноса, дав проглотить длинный камень, завернутый в пеленки, вместо своего сына.

Время шло. Кронос не разгадал обман жены. Зевс рос, находясь на Крите. Его нянями были нимфы – Адрастея и Идея, вместо молока матери он был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи, а трудолюбивые пчелы носили мед малышу Зевсу с горы Дикты.

Если Зевс начинал плакать, юные куреты, стоявшие у входа в пещеру, ударяли мечами в щиты. Громкие звуки заглушали плач, чтобы Кронос его не услышал.

Миф о рождении Зевса: кормление молоком божественной козы Амалфеи

Зевс вырос. Победив Кроноса в битве при помощи титанов и циклопов, он стал верховным божеством Олимпийского Пантеона. Властелин небесных сил повелевал громами, молниями, тучами и ливнями. Он господствовал во Вселенной, даря людям законы и охраняя порядок.

Взгляды Древних Греков

Эллины считали, что боги Олимпа похожи на людей, а отношения между ними сравнимы с человеческими. Их жизнь так же наполняли ссоры и примирения, зависть и вмешательства, обиды и прощение, радость, веселье и любовь.

В представлениях древних греков каждое божество имело собственное занятие и сферу влияния:

  • Зевс – повелитель неба, отец богов и людей
  • Гера – жена Зевса, покровительница семьи
  • Посейдон – море
  • Гестия – семейный очаг
  • Деметра – земледелие
  • Аполлон – свет и музыка
  • Афина – мудрость
  • Гермес – торговля и вестник богов
  • Гефест – огонь
  • Афродита – красота
  • Арес – война
  • Артемида – охота

С земли люди обращались каждый к своему богу, соответственно их предназначению. Повсюду строились храмы, дабы умилостивить их, а вместо жертвоприношений подносили дары.

В греческой мифологии не только Хаос, титаны и Олимпийский Пантеон имели значение, существовали и другие боги.

  • Нимфы Наяды, жившие в ручьях и реках
  • Нереиды – нимфы морей
  • Дриады и Сатиры – нимфы лесов
  • Эхо – нимфа гор
  • Богини-судьбы: Лахесис, Клото и Атропос.

Богатый мир мифов подарила нам античная Греция. Он наполнен глубоким смыслом и поучительными историями. Благодаря ним, люди могут научиться древней мудрости и знаниям.

Сколько различных легенд существует на данный момент, не сосчитать. Но поверьте, каждому человеку стоит ознакомиться с ними, проведя время с Аполлоном, Гефестом, Гераклом, Нарциссом, Посейдоном и другими. Добро пожаловать в античный мир древних греков!

Греция и мифы – понятие неразделимые. Кажется, все в этой стране – каждое растение, река или гора – имеет свою сказочную историю, передаваемую из поколения в поколение. И это неслучайно, так как в мифах в аллегорической форме отражено все устройство мира и философия жизни древних греков.

Да и само название Эллада () тоже имеет мифологическое происхождение, т.к. прародителем всех эллинов (греков) считается мифический патриарх Эллин. С мифами связаны названия горных цепей, пересекающих Грецию, морей, омывающих ее берега, островов, рассыпанных в этих морях, озер и рек. А также названия областей, городов и деревень. О некоторых историях, в которые очень хочется верить, я вам и расскажу. Следует добавить, мифов настолько много, что даже для одного и того же топонима имеются несколько версий. Поскольку мифы – это устное творчество, и до нас дошли уже записанными античными писателями и историками, самым известным из которых является Гомер. Начну с названия Балканский полуостров , на котором располагается Греция. Нынешнее «Балканы» турецкого происхождения, что означает просто «горная цепь». Но раньше полуостров был назван в честь Эмоса, сына бога Борея и нимфы Орифинас. Сестру и одновременно жену Эмоса звали Родопи. Их любовь была такой сильной, что они обращались друг к другу по именам верховных богов, Зевса и Геры. За свою дерзость и были наказаны превращением в горы.

История происхождения топонима Пелопоннес , полуострова на полуострове, не менее жестокая. Согласно легенде, правителем этой части Греции был Пелопс, сын Тантала, в юные годы предложенный кровожадным отцом в качестве ужина богам. Но боги не стали вкушать его тело, и, воскресив юношу, оставили на Олимпе. А Тантала обрекли на вечные (танталовы) муки. Далее Пелопс толи сам спускается жить к людям, толи вынужден бежать, но в последствие становится царем Олимпии, Аркадии и всего полуострова, который и был назван в его честь. Кстати, его потомком был знаменитый гомеровский царь Агамемнон – предводитель войск, осаждавших Трою.

Один из красивейших островов Греции Керкира (или Корфу ) имеет романтическую историю происхождения своего названия: Посейдон, бог морей, влюбился в юную красавицу Коркиру, дочь Асопа и нимфы Метопы, похитил ее и спрятал на доселе неизвестном острове, который и назвал ее именем. Коркира со временем превратилась в Керкиру. Еще одна история о влюбленных осталась в мифах об острове Родос . Это имя носила дочь Посейдона и Амфитриты (или Афродиты), которая была возлюбленной бога-Солнца Гелиоса. Именно на этом только что рожденном из пены острове нимфа Родос соединилась в браке со своим любимым.

Происхождение названия Эгейское море многим известно благодаря хорошему советскому мультфильму. История такова: Тесей, сын афинского царя Эгея, отправился на Крит, чтобы сразится с тамошним чудовищем – Минотавром. В случае победы он обещал отцу поднять белые паруса на своем корабле, а в случае поражения – черные. С помощью критской царевны он сразил Минотавра, и отправился на родину, забыв сменить паруса. Увидев вдали траурный корабль своего сына, Эгей с горя бросился со скалы в море, которое и было названо его именем.

Ионическое море носит имя царевны и одновременно жрицы Ио, которая была соблазнена верховным богом Зевсом. Однако его жена Гера решила отомстить девушке, превратив ее в белую корову, а затем убить руками великана Аргоса. С помощью бога Гермеса Ио удалось сбежать. Пристанище и человеческий облик она обрела в Египте, для чего ей пришлось переплыть море, которое названо Ионическим.

Мифы Древней Греции повествуют также о происхождении мироздания, отношении к божественному и человеческих страстях. Для нас они представляют интерес, прежде всего потому, что дают нам понимание того, как формировалась европейская культура.

Похожие публикации