Наблюдение (психология). Виды наблюдения в социально-психологическом исследовании

Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Общие сведения

Наблюдение не применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: - непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; - пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; - сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение .

Предмет наблюдения

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • побои
    • И др.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики , он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

  • Несистематическое наблюдение , при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
  • Систематическое наблюдение , проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  • Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  • Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

По форме наблюдения

  • Осознанное наблюдение
  • Неосознанное внутреннее наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды

Осознанное наблюдение

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают . Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом , причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Особенности

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой , и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США . Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., ), разработавшего теорию когнитивного диссонанса .

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе , в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, ) .

Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Неосознанное внешнее наблюдение

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на их поведение . Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов

В зависимости от условий, в которых происходит научное изыскание, существуют два общих подхода к наблюдению и описанию поведения. В ходе естественного, или полевого, наблюдения исследователи проникают в повседневную среду, проводя наблюдения и запись поведения людей, занимая при этом позицию максимального невмешательства. В ходе лабораторного наблюдения исследователи создают контролируемые ими ситуации, направленные на пробуждение целевого

Восьмой этап жизненного пути человека -средняя взрослость

Глава 1. Перспективы и методы исследования 37

(интересующего их) поведения. Возьмем для примера гипотетическую ситуацию. Предположим, что исследователей интересует совместная игра детей и то, как они делятся (или не делятся) друг с другом игрушками. После осуществления видеосъемки детской игры и выработки четких, согласованных определений интересующих их моделей поведения наблюдатели независимо друг от друга записывают примеры данных видов поведения. Затем они сравнивают свои результаты с результатами своих коллег, чтобы максимально избавиться от ошибок и субъективности. В результате ученые получают объективную картину целевого поведения в том виде, в каком оно происходит в естественных условиях, а не того поведения, которое происходило бы в «искусственных» условиях, создаваемых в лаборатории.

Но получат ли они эту картину? Помимо практических сложностей (целевое поведение может так ни разу и не иметь места) существует реальная возможность того, что простое присутствие наблюдателя - особенно с камерой - изменяет истинное положение вещей. Возможно, даже самые маленькие дети в присутствии наблюдающего за ними взрослого меняют характер своей игры. Можно наблюдать за детьми из некоего подобия укрытия или засады или через односторонние зеркала, но часто такие приспособления бывают неэффективными или недоступными. Еще труднее произвести невключенное наблюдение за детьми старшего возраста и взрослыми, так как они обладают большим самосознанием. Кроме того, тут потенциально заключены вопросы этического толка: что, если во время наблюдения один ребенок начнет избивать другого, поссорившись из-за игрушки? Следует ли наблюдателю вмешаться и, возможно, испортить работу всего дня? Тем не менее, если подобные трудности можно разрешить, полевое наблюдение окажется очень полезным методом, позволяющим извлечь большой объем информации о том, как ведут себя люди в реальной жизни.

В лабораторных условиях используются различные техники для инициирования изучаемого поведения и последующего его наблюдения в условиях высокого контроля. Примером лабораторного наблюдения является ставший классическим тест «незнакомой ситуации», разработанный Мэри Айнсворт и Беллом (Ains-worth, Bell, 1970) для изучения отношений привязанности матери и ее младенца (см. главу 6). Каждый испытуемый младенец переживал одни и те же события, происходящие в одном и том же порядке: в комнату входит незнакомый человек, мать выходит из комнаты и возвращается, незнакомец выходит из комнаты и возвращается. Исследователи записывали реакции ребенка, наблюдаемые ими через одностороннее зеркало. Противопоставьте эти условия тому, что могло бы произойти, если бы вы попытались изучать такое поведение в случайных полевых условиях, например у кого-то дома. В этом случае вам понадобилось бы довольно Долго ждать, чтобы увидеть, что делает ребенок, когда поблизости появляется незнакомый человек, и было бы практически невозможно сделать наблюдение не включенным.



Но действительно ли младенцы ведут себя в лабораторных условиях, имитирующих дом, точно так же, как и в своем настоящем доме? Возможно, что в тесте незнакомой ситуации все так и происходит, но это может не относиться ко всем моделям поведения и ко всем условиям. Нет никаких способов, чтобы абсолютно Удостовериться в этом. Таким образом, между полевыми и лабораторными исследованиями всегда есть компромисс, и каждый из этих подходов имеет свои плюсы

38 Часть I. Начало

и минусы. Интерпретируя исследование развития, всегда необходимо учитывать условия, в которых оно проводилось, и соответственно оценивать полученные результаты.

Наблюдением называет ся целенаправленное, организованное восприятие и р егистрации поведения объекта.

Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом.

Различают:

- несистематическое и

- систематическое наблюдение.

1. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследо-вателя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

2. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия
внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования (о них речь пойдет далее).

Различают:

- "сплошное" и

Выборочное наблюдение.

В первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т. д.

Наблюдение может проводиться

Непосредственно

Либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться

В процессе наблюдения

Либо по прошествии времени.

В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов . Особое значение имеет проблема наблюдателя.

Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых.

Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, а также в ходе групповой деятельности.

В некоторых случаях, например при исследовании "закрытых групп" (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т. д.), внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует.

При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном есте-ственном общении с ним.

Есть два варианта включенного наблюдения:

1) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки);

2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т. д.).

В любом случае важнейшую роль играет личность психолога — его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, "разоблачение" исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха исследования, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Кроме того, включенно е наблюдение , при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований "методом обмана", когда его цели скрываются от исследуемых людей и/или когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.

Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с са-монаблюдением, является "трудовой метод", который очень часто использовали зарубежные и отечественные психотехники в 20-30-х гг. нашего века.

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов:

1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации;

2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

3) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

4) выбирается метод обработки результатов;

5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения.

Исследователь может наблюдать:

1) речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность и т. д.);

3) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.;

4) движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию
между ними, скорость и направление движений и пр.);

5) физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т. д.).

Главная проблема регистрации результатов наблюдения категоризация по-веденческих актов и параметров поведения. Помимо этого наблюдатель должен уметь точно устанавливать отличие по поведенческому акту одной категории от другой.

Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? В первую очередь, все ошибки, допущенные наблюдателем .

Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестаёт замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т, д. и т. п.

А. А. Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект . Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения . Тенденция всегда давать положительную оценку про-исходящему.

3. Ошибка центральной тенденции . Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции . Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста . Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления . Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассмат-риваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя. Не случайно величайшие естествоиспытатели, такие как Ч Дарвин, В. Гумбольдт. И. П. Павлов. К. Лоренц и многие другие, считали метод наблюдения главным источником научных фактов.

Cтраница 1


Систематическое наблюдение за расходом оснащения дает возможность определить объем и структуру расхода. Для массового и серийного производства характерна повторяемость потребления. Но и в условиях мелкосерийного и единичного производств возможны приближенный календарный расчет потребления и выявление его периодичности в силу повторяемости типовых работ, выполняемых по группам оборудования, и повторяемости применения нормализованных предметов оснащения. Повторяемость дает возможность произвести календарный расчет потребления. Подобные расчеты должны служить основой для определения размеров необходимых запасов на заранее намеченные промежутки времени и для своевременной выдачи заказов с целью возобновления запасов них поддержания на необходимом уровне. Такой метод планирования потребления дает возможность организовать подготовку оснащения по методу создания запасов и носит название системы максимум - минимум.  

Систематические наблюдения за зазгрязнением атмосферного воздуха проводят в течение всего года по полной, неполной и сокращенной программам. Наблюдения по полной программе выполняют ежедневно в 1, 7, 13 и 19 ч и предусматривают измерение содержания вредных веществ, установленных для каждого поста органами Госнадзора. Данный вид наблюдений предусматривает контроль за основными и наиболее специфическими загрязняющими веществами.  

Систематические наблюдения над поломками деталей при длительных стендовых испытаниях и в эксплуатации, исследование причин, позволили сделать вывод о том, что большая часть поломок происходит вследствие усталости металла, вызванной высокими напряжениями и временными перегрузками.  

Систематическое наблюдение за старением материалов осуществляется по программе детального исследовательского анализа материалов, находившихся длительное время в рабочем состоянии под нагрузкой. Анализ имеет целью раннее обнаружение признаков зарождающихся отказов, с тем чтобы иметь больше времени для предупреждения кризисного состояния и принять как быстрые, так и рассчитанные на длительный срок корректировочные меры. Результаты, полученные в результате систематического наблюдения за старением материалов, поступают к конструкторам в форме рекомендаций.  

Систематическое наблюдение за состоянием подвергающихся шлакованию поверхностей и своевременная их обдувка, необходимо производить обдувку тогда, когда шлак находится еще в слабосцементированном состоянии, так как сплавившийся шлак обдувкой удалить нельзя. При отсутствии стационарных обдувочных аппаратов обдувка производится сжатым воздухом помощью газовой трубы диаметром 20 - 25 мм а резинового шланга, присоединенного к сети сжатого воздуха. При топ-ливах, не содержащих серы, возможна расгалаковка с применением воды; на уральских электростанциях получил распространение аппарат инж.  

Систематические наблюдения за содержанием углекислого газа в атмосфере показывают его нарастание за последние десятилетия. Между тем хорошо известно, что углекислый газ действует в атмосфере, как стекло в оранжерее: он пропускает солнечную радиацию и не пропускает обратно инфракрасное (тепловое) излучение Земли и тем самым создает так называемый тепличный эффект.  

Систематические наблюдения за содержанием сероводорода в газе месторождения в течение многих лет проводятся на КС, Установлено, что его содержание, достигнув максимума с 1984 по 1989 - 1990 гг., постепенно уменьшается. В качестве рабочей гипотезы, позволяющей объяснить характер изменения концентрации сероводорода, принято предположение о его биогенном происхождении. Если концентрация сероводорода в нефтяном газе связана с процессом сульфатредукции в призабойных зонах нагнетательных скважин, то должна существовать корреляция между объемами закачки воды и его концентрацией в добываемом газе.  

Систематическое наблюдение за состоянием объектов и процессов называется мониторингом. Систематичность наблюдений состоит не только в непрерывности, но также в отслеживании определенных параметров и в ограниченных географических рамках.  

Систематические наблюдения за деятельностью сту-дента, фиксируемые в карточке, позволяют накопить о нем информацию, необходимую для характеристики практической подготовленности к общественной деятельности в будущем и степени его общественной активности в вузе.  

Систематические наблюдения за содержанием сероводорода в газе месторождения в течение многих лет проводятся на КС. Установлено, что его содержание, достигнув максимума с 1984 по 1989 - 1990 гг., постепенно уменьшается. В качестве рабочей гипотезы, позволяющей объяснить характер изменения концентрации сероводорода, принято предположение о его биогенном происхождении. Если концентрация сероводорода в нефтяном газе связана с процессом сульфатредукции в призабойных зонах нагнетательных скважин, то должна существовать корреляция между объемами закачки воды и его концентрацией в добываемом газе.  

Систематические наблюдения, проведенные кембриджскими радиоастрономами, возглавляемыми Файлом, явились основой для теоретических исследований.  

Систематические наблюдения за работой скважины, проводимые ремонты и изменения режима эксплуатации необходимо регулярно записывать в специальные журналы и рапорты.  

Систематическое наблюдение за химическим составом пресных поверхностных и подземных вод проводится с конца 70 - х годов путем периодического (2 раза в год) отбора проб и анализа.  

Систематические наблюдения за работой скважин и проводимые в ней ремонты и изменения должны аккуратно фиксироваться. Наличие данных о работе скважины в тех или иных условиях и об эффекте тех или иных мероприятий, проводимых в этой скважине, может служить исходным материалом при установлении оптимального режима как данной скважины, так и других скважин, находящихся в аналогичных условиях.  

Систематические наблюдения за активностью, химическим составом и уровенным режимом грунтовых вод необходимо вести не только вблизи источников радиоактивного загрязнения (в частности, в районе хранилищ ТРО ЛСК Радон), но и в областях, охватывающих основные направления развития (распространения) миграционных потоков. На данных направлениях целесообразно уплотнение сети наблюдательных скважин. Плотность сети и частота наблюдений в целом должны разреживаться по мере удаления от источников загрязнения.  

Он имеет свою классификацию, которая обусловлена сбором материала, формой проведения, длительностью и регулярностью исследования, а также некоторыми другими параметрами, которые мы раскроем в статье.

Включенное наблюдение - это способ получения информации, который применяется в разных науках, связанных с исследованием человеческого поведения: в журналистике, психологии и социологии.

Включенное наблюдение: открытое и скрытое

  • Открытое наблюдение характеризуется тем, что исследователь, попадая в группу людей, поведение которых его интересует, не скрывает цели своего присутствия. Так, психолог, оказавшись среди детей, предлагает им поиграть в игру, являясь при этом ведущим. Во время процесса он наблюдает за участниками и делает выводы. Или, например, журналист, оказавшись в толпе митингующих, не будет скрывать того, что ему необходимо сделать репортаж, однако, он также примет участие в мероприятии.
  • Скрытое наблюдение чаще всего применяется при исследовании конфликтной ситуации, где исследователь играет одну из ролей: это может быть провокатор, который будоражит чувства и вызывает эмоции у людей для их яркого проявления, или же миротворц, цель которого сгладить острые углы и подтолкнуть людей к примирению.

Включенное наблюдение: прямое и косвенное

Этот метод получения информации может быть прямым, если исследователь контактирует с участниками события. Косвенное наблюдение предполагает, что психолог, журналист или социолог исследуют явление с помощью других социальных фактов. Последний противоречит включенному только в том случае, если исследователь использует удаленный способ получения информации, который не подразумевает контакта с участниками. Если же коммуникация налажена, то наблюдение может быть косвенным.

Включенное наблюдение: стандартизированное и неструктурированное

  • Наличие плана проведения исследования или его отсутствие определяет тип наблюдения. Так, если психолог или журналист отметили для себя план действий, тогда наблюдение считается стандартизированным.
  • Спонтанное наблюдение, у которого нет строгого плана проведения, относится к неструктурированному.

Включенное наблюдение: систематическое и несистематическое

  • Систематическое проводится с некоторой периодичностью. Обычно его используют во время больших исследований, которые нуждаются в информации, проверенной временем: например, определение влияния новой методики на развитие личности. Особенно часто систематическое наблюдение используют психологи в работе с детьми, где они отмечают, насколько ребенок изменился, каковы тенденции его развития.
  • Несистематическое наблюдение подразумевает то, что исследователь его проводит лишь один раз.

Метод включенного наблюдения: лабораторное и полевое

  • Лабораторное наблюдение - это сбор информации в специфичных условиях, подготовленных искусственным путем перед началом исследования. В этом случае психолог создает специальную атмосферу, подготавливает материалы, с которыми будет работать группа, а журналист при лабораторной форме проведения приглашает участников в студию и (например) проводит интервью.
  • При полевой форме исследование проводится в естественных условиях, которые были сформированы объективными обстоятельствами.
Похожие публикации