«Нет такой национальности — вепсы»: как живут малые народы Ленобласти. Вепсы (народы России) Кто такие вепсы

Вепсы - малочисленный финно-угро язычный народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России. С апреля 2006 года входят в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Самоназвание - вепс (бепс), также называют вепсов и соседние народы (ф. veps?, рус. вепс и т.д.). Происхождение слова неясно: возможно, мы имеем здесь дело с каким-то старым этнонимом, восходящим к довепсскому населению Межозерья. Впервые встречается, как принято считать, ещё у Иордана (VI век н.э., информация относится к более раннему периоду) в виде первой части загадочного названия народа Vasinabroncas. Др.-рус. Весь ‘вепсы’ используется в «Повести временных лет» при описании событий IX века. Не очень ясно, следует ли соотносить с вепсами далёкий народ вису, живущий на север от Волжской Булгарии в краю, где бывают белые ночи, о котром повествуют сочинения арабских и персидских средневековых географов (уже у ибн Фадлана в нач. X века). В западноевропейских источниках вепсы впервые упомянуты под именем Wizzi у Адама Бременского (конец XI века).

Старые русские названия вепсов: Чудь (примерно с XII века употребляется вместо Весь), чухари (от чудь) и кайваны (также - название карел) - последнее связано, вероятно, с названием финско-скандинавской племенной группировки квенов: рус. (помор.) каяны ‘квены; норвежцы», ф. kainuu).

Судя по широкой известности этно- и топонимов, производных от veps, в источниках IX-XIII веков, по той роли, которую играла Весь в ранней истории Древнерусского государства, это был весьма многочисленный и сильный народ. Нестор-летописец указывает на Белоозеро как на центр, где первоначальным населением была Весь. Вероятно, судя по археологическим памятникам (культура курганов приладожского типа) и топонимике, древнейшей территорией обитания вепсов было Межозерье -треугольник между Ладожским, Онежским и Белым озёрами, куда, как следует думать, они продвинулись ещё во второй половине I тыс. н.э. с запада или северо-запада, вытеснив или ассимилировав более древнее население, оставившее топонимы, которые можно рассматривать как саамские. На достаточно дальние связи вепсов в прошлом на востоке (если не о проникновении каких-то их групп на восток вплоть, возможно, до Северной Двины и Мезени) указывают, во-первых, упомянутые выше известия о них в трудах арабских географов, писавших о Волжской Булгарии: по крайней мере Абу Хамид аль-Гарнати (род. в 1070 г.) сообщает о том, что лично встречал группу купцов из народа вису - беловолосых и голубоглазых, одетых в меховые одежды и пьющих пиво, в Булгаре. Во-вторых, либо на былое проникновение заметных групп населения, говоривших на прибалтийско-финских языках, скорее всего - карельском или вепсском, либо на систематические торговые связи средневекового населения бассейнов рек Мезени, Вашки и Вычегды с этими народами указывают достаточно многочисленные прибалтийско-финские заимствования в коми-зырянских диалектах, прежде всего в самом западном из них, удорском, и прибалтийско-финская этимология др.-рус. Перьмь. О возможном наличии каких-то относительно крупных прибалтийско-финских анклавов в районе устья Северной Двины свидетельствуют и сообщения скандинавских саг о Биармии (Bjarmaland), которую викинги посещали в течение IX-XIII веков, и локализация которой сдвигалась на восток по мере продвижения всё дальше на восток походов викингов: от южного побережья Кольского полуострова в IX веке до устья Северной Двины в более поздний период.

Как уже было сказано, Весь принимала участие в самых ранних событиях русской истории, в частности в «призвании варягов» в IX веке. По-видимому, с XI века земли вепсов начинают захватываться новгородскими феодалами и здесь начинает распространяться православие. В XI-XII веках часть вепсов, очевидно, смешалась с переселявшимися в Прионежье карелами, была ассимилирована ими и вошла в состав карел-людиков. Процесс ассимиляции вепсов карелами в Прионежье продолжался и в более поздние эпохи.

Примерно с XIII-XIV веков, когда, с одной стороны, старые торговые связи Восточной Европы, в которых вепсы играли важную роль (путь «из варяг в греки», торговля по Волге через Волжскую Булгарию), оказались разрушены вследствие монголо-татарского нашествия, а, с другой стороны, между Новгородом и Швецией устанавливается более или менее твёрдая государственная граница, территория обитания вепсов - Межозерье становится своего рода медвежьим углом, и Весь перестаёт быть одной из важнейших этнополитических единиц Северной Руси. На севере своей этнической территории вепсы постепенно включаются в состав карел-людиков, значительная часть их, живущая в более оживлённых местах вдоль дорог и водных путей, по-видимому, ассимилируется русскими. Всё это приводило, с одной стороны, к сокращению территории обитания вепсов и их численности, с другой - к сохранению у них более консервативного уклада жизни.

Традиционное занятие вепсов - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.

Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы. Особенность женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом. Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво (олуд), хлебный квас.

До 1917 сохранялись архаичные социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья. Семейные обряды сходны с северорусскими; отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон - с причитаниями и с «веселением» покойника.

В 11-12 веках среди Вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (пертьижанд), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (нойд).

В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими.

К XIX веку вепсы представляли собой в основном крестьянское население (государственные и помещичьи крестьяне), часть их была приписана к Олонецким заводам, прионежские вепсы занимались каменотёсным промыслом, работая в качестве рабочих-отходников и в Финляндии, и в Петербурге. Уже в этот период в публикациях о вепсах отмечается падение авторитета родного языка и распространение русского, особенно – среди молодёжи.

В 1897 г. численность вепсов (чуди) составляла 25,6 тыс. чел., в том числе 7,3 тыс. проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 г. вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии. С 1950-х гг. ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 г. в СССР проживало 8,1 тыс. вепсов. Однако, по оценкам карельских учёных, реальная численность вепсов была заметно больше: около 13 тыс. в СССР, в том числе 12,5 тыс. в России (1981 г.). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 г. в СССР проживало 12,1 тыс. вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.

Наибольшая по площади часть этнической территории вепсов располагается в Ленинградской области на стыке границ трёх административных районов (Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского).

По названию бывших административных районов, а также рек и озёр, вепсы делятся на ряд групп: шелтозерские (прионежские) в Карелии, шимозерские и белозерские в Вологодской области, винницкие (оятские), шугозерские и ефимовские в Ленинградской области.

Общая численность в России - 8 240 человек согласно переписи 2002 года, но эта цифра представляется заниженной.
В 1994 году образована Вепсская национальная волость в Прионежском районе Карелии (с 01.01.2006 г. упразднена). Население Вепсской национальной волости проживает в 14 населённых пунктах, объединённых в три сельсовета. Бывший центр волости - село Шёлтозеро - расположено в 84 км от Петрозаводска. Существует Общество вепсской культуры в Петрозаводске, пользующееся значительной помощью со стороны властей Карелии, и Вепсское общество в Санкт-Петербурге.

Не так далеко от Петрозаводска живут вепсы - малочисленный финно-угорский народ. Когда-то их ещё называли весь или чудь. Познакомиться с ними поближе можно в селе Шёлтозеро (Šoutjärv") Прионежского района Карелии.

1. Если поехать от Петрозаводска вдоль Онежского озера в сторону Свири и Ленинградской области, через какое-то время на привычных дорожных указателях будут появляться жёлтые таблички с непонятными на первый взгляд названиями и переводом.

До 2005 года в этой части Карелии была Vepsän rahvahaline volost’ - Вепсская национальная волость (ВНВ). В 1920-х годах вепсы здесь составляли почти 95 % населения. В целом тогда их насчитывалось более 30 тысяч, но потом численнность вепсов резко упала.
Теперь в Карелии их живёт чуть более 3 тысяч человек и ещё примерно столько же в других регионах - Санкт-Петербурге, Ленинградской и Вологодской обалстях.

2. В бывшем центре ВНВ - селе Шёлтозеро (Šoutjärv") - сохранился дом Мельникова начала 19-го века

3. Сейчас в нём Шелтозерский вепсский этнографический музей. Здесь собраны материалы о традициях и культуре вепсов

4. Вепсы бывают

Северные (прионежские), живущие на юго-западном побережье Онежского озера в бывшей Вепсской национальной волости,

Средние (оятские) вепсы из верхнего и среднего течения реки Оять (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области),

Южные (с востока Ленинградской области и северо-запада Вологодской).

Сами себя они называют vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad (вепсь, бепся, людиникад, вепслайне)

5. У вепсов есть свой язык, более всего близкий к финскому, карельскому и почти уже не существующему ижорскому (на нём говорил народ ижора из Ленинградской области)

6. Алфавит на основе латиницы

7. Азбука, книги для учения.

В 1937 году советская власть нанесла удар и по вепсам. Вепсская культура и язык запрещены, вепсские школы, учебники сожжены, интеллигенция оправлена в лагеря. Началась принудительная ассимиляция вепсов, результат которой хорошо виден в падении численности населения и забытии традиций

8. Слева - Элиас Лённрот, финский лингвист и фольклорист. Больше всего он известен как собиратель и составитель карело-финского эпоса "Калевала", но он же был и первым учёным, изучавшим вепсский языка.

Отрывок из мифа. Вообще, в отличие от большинства других прибалтийско-финских народов, у вепсов не сохранилось эпосов и сказаний, похожих на карельскую "Калевалу" или эстонский "Калевипоэг"

10. Наиболее ранние упоминания вепсов известны с 6 века. Сведения о вепсах сохранились в арабских источниках, русских летописях (с 9 века), Повести временных лет. Вепсы входили в союз со словенами и кривичами, ставший основой для формирования Древнерусского государства

12. В фольклоре вепсов много волшебных, бытовых и сатирических сказок, разнообразных пословиц, поговорок и крылатых выражений

13. Свадебные традиции. До 1917 сохранялись древние социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья. До 1930-х годов вепсы жили большими, 3-х - 4-х поколенными семьями. Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил её глава - старейший мужчина, дед или отец - ižand (хозяин). Его жена - emag (хозяйка) - ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, готовила пищу, ткала и шила одежду

14. Традиционные заниятия - земледелие, охота и рыболовство

15. Рыба (различные блюда и пироги-рыбники) входила в традиционную пищу вепсов. Кроме неё, это кислый хлеб, пирог курник и "калитки" - ржаные ватрушки. Из напитков были распространены пиво (олуд) и хлебный квас

16. Традиционные жилища похожи на северорусские, но у вепсов финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы

20. У вепсов есть свой флаг. Жалко, не висит на домах, как у их родственников - малочисленного народа , близких к эстонцам

21. С конца 1980-х интерес к вепсам повышается. Люди начинают назвать себя вепсами, появляются вепсские конференции и Общество вепсской культуры. В школах началось изучение вепсского языка, изданы букварь, учебники и словари на вепсском языке. Сейчас в Карелии на вепсском языке издаются СМИ, художественная и учебная литература. Создана вепсская фолк-группа "Noid", исполняющая традиционные песни.

По словам работников музея, у вепсов сейчас есть интерес к родной культуре. Многие с удовольствием учат язык, а в отдельных сёлах сохранились отголоски традиций. Например, после посещения кладбищ бабушки до сих пор могут помыть руки

22. Один из вепсских символов - вепсский петух

23. Кстати, сами работники музея - вепсы. Они разговаривают между собой на вепсском языке.

Вепс в национальном костюме - экскурсовод музея Евгений

24. Одна из основных периодическим вепсских газет - "Kоdima". Издаётся уже 25 лет

Культура Ленинградской области. Электронная энциклопедия

ВЕПСЫ (устар., , чухари, кайваны; самоназв. у В. Лен. обл.: вепся/бепся/вепсь, вепсляйжет/вепслаажед/бепслаажед, людиникад, чухарид), этническая общность. Веппский яз. относится к подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи.

Вепсы. Жених в свадебном наряде

В. сформировались на терр. между , Онежским и Белым озерами (в Межозерье) в результате взаимодействия пришлых прибалт.-фин. групп и местного нас., родственного предкам совр. саамов. С конца I тыс. н. э. началось этнокультурное взаимодействие предков В. (летописная весь) со славянами. Этническая терр. В. со II тыс. н. э. неуклонно сокращалась в результате ассимиляции. В наши дни проживают на смежных терр. Ленингр., Вологодской обл. и Республики Карелия. Делятся на сев., среднюю и юж. этнографические группы. В Лен. обл. В. населяют сев. и сев.-вост. часть Бокситогорского р-на (юж. группа), сев.-вост. часть Тихвинского, юго-вост. часть Лодейнопольского и юж. часть Подпорожского р-нов (средняя группа) . Общая числ. В. в России 8240 чел., в т. ч. в Лен. обл. - 2019 (по данным переписи населения 2002 г.). Осн. занятия в ХХ в.: земледелие, скотоводство. Подсобную роль играли охота и рыболовство, собирательство, лесозаготовительный и иные промыслы: гончарный, катовальный, скорняжный, сапожный, бондарный. Для поселений В. характерна свободная планировка, небольшие размеры и расположение у водоемов. Жилища близки к сев. среднерус. типу. Основой соц. ор-ции являлась сел. община, большое значение имели родственные отношения. Традиционный костюм был сходен с одеждой севернорусского нас.


Традиционный орнамент вепсского полотенца из Музея в Доме творчества юных поселка Шугозеро Тихвинского р-на

Основу пищевого рациона составляли мучные продукты. Сохр. богатый фольклор. Письменность на осн. латиницы. Вепсский яз. преподается факультативно в школах, на нем издается литература и газ. «Kodima» («Родная земля»). Нар. иск-во представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм (на р. Ояти), вышивкой, ткачеством. В традиционном мировоззрении В. сохранялись нек-рые языческие элементы: почитание деревьев и животных, вера в духов-хозяев. Верующие В. - православные. В наст. время среди В. осуществляется миссионерская деятельность представителями протестантских направлений.

Лит.: Пименов В.В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965; Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984; Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (кон. XIX - нач. ХХ в.). СПб., 1994; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 324-467; Современная наука о вепсах: Достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). Петрозаводск, 2006.
С.Б. Егоров

ВЕ́ПСЫ (самоназвания - vepsläine, bepsläine и др.), народ прибалтийско-финской группы на северо-западе России. Численность 7,1 тыс. чел. (2010, перепись, в т. ч. 1,2 тыс. чел. говорящих по-вепсски и назвавших себя русскими), в т. ч. в - 3,7 тыс. чел., Ленинградской обл. - 2,1 тыс. чел., Вологодской обл. - 0,5 тыс. чел.

Вепсская баня. Село Шелтозеро. Фото С. А. Макарьева. 1930. Архив З. И. Строгальщиковой

Более половины (56 %) вепсов живут в городах (в осн. в Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Выделяются 3 диалектные группы: северные (прионежские, или шелтозёрские) - на зап. побережье Онежского оз. (Прионежский р-н Карелии); средние - на северо-востоке Ленинградской обл. (Подпорожский, Лодейнопольский и Тихвинский р-ны) и северо-западе Вологодской обл. (Бабаевский и Вытегорский р-ны); южные (Бокситогорский р-н Ленинградской обл.). Говорят на вепсском языке (им владеют 48,6% вепсов, в т. ч. 82% В. в Ленинградской обл., 32% в Карелии и 84% в Вологодской обл.; все В. владеют рус. языком). Верующие - православные.

Дом крестьянина И. Мелькина в селе Шелтозеро (ныне Этнографический музей). 1814.

В. счи-та-ют-ся по-том-ка-ми ве-си и чу-ди ; по ар-хео-ло-гич. ис-точ-ни-кам, пред-ки В. жи-ли в Ме-жо-зе-рье (ме-ж-ду Онеж-ским, Ла-дож-ским и Бе-лым озёра-ми). С кон. 19 в. учи-ты-ва-лись офиц. ста-ти-сти-кой как чудь (в Пет-ро-за-вод-ском, Ло-дей-но-поль-ском и Вы-те-гор-ском уез-дах Оло-нец-кой губ.) или чу-ха-ри (в Тих-вин-ском и Бе-ло-зер-ском уез-дах Нов-го-род-ской губ.), в пе-ре-пи-си 1926 впер-вые на-зва-ны В. В 1926 на-счи-ты-ва-ли 32,8 тыс. чел. Cу-ще-ст-во-вали Вин-ниц-кий (1931-37) в Ле-нингр. обл. и Шел-то-зёр-ский (1927-56) в Ка-релии вепс-ские нац. рай-оны, нац. сельсове-ты. С 1929 в Шел-то-зёр-ском нац. рай-оне бы-ло вве-де-но обу-че-ние в шко-лах на фин. яз., с 1932 в Ле-нингр. обл. вво-дит-ся пре-по-давание на вепс-ском яз. В 1937-38 обу-че-ние на вепс-ском яз. пре-кра-ще-но, ак-тив-ные пред-ста-ви-те-ли вепс-ской ин-тел-ли-ген-ции, в т. ч. ав-то-ры учеб-ни-ков, под-верг-лись ре-прес-си-ям. С 1989 по ини-циа-ти-ве Об-ва вепс-ской куль-ту-ры вепс-ская пись-мен-ность воз-ро-ж-да-ет-ся (газ. «Ко-ди-ма», пе-ре-вод Биб-лии), ве-дут-ся пре-по-да-ва-ние в Ка-ре-лии и Ле-нингр. обл., те-ле- и ра-дио-пе-ре-да-чи на вепс-ском язы-ке. В 1988 соз-дан вепс-ский Куй-ский нац. сель-со-вет в Во-ло-год-ской обл., в 1994-2005 су-ще-ст-во-ва-ла Вепс-ская нац. во-лость в Ка-ре-лии. В 2006 В. по-лу-чи-ли ста-тус коренно-го ма-ло-чис-лен-но-го на-ро-да Се-ве-ра.

Тра-диц. куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов лес-ной зо-ны Се-ве-ро-За-па-да Рос-сии (см. ста-тью На-ро-ды и язы-ки в то-ме «Рос-сия»). Осн. тра-диц. заня-тие - под-сеч-но-ог-не-вое зем-ле-де-лие (рожь, яч-мень, овёс), тра-диц. ору-дия - со-ха (адр) и бо-ро-на-су-ко-ват-ка (ягез). Бы-ли раз-ви-ты камено-тёс-ный про-мы-сел в При-оне-жье (до-бы-ча ма-ли-но-во-го квар-ци-та, или «шок-шин-ско-го пор-фи-ра»), от-ход-ни-че-ст-во (В. из-вест-ны как строите-ли Санкт-Пе-тер-бур-га). Тра-диц. ма-ло-двор-ные по-се-ле-ния об-ра-зо-вы-ва-ли ско-п-ле-ния. Жи-ли-ще у сев. В. - дом-двор на вы-со-ком, у ср. и юж. В. - на не-вы-со-ком под-кле-те; из-ба с кры-тым дво-ром со-еди-ня-ет-ся пе-ре-хо-дом, для ср. и юж. В. ха-рак-тер-на по-пе-реч-ная (Т-об-раз-ная) связь. На-вер-шия рез-ных на-лич-ни-ков ук-ра-ша-лись жен-ски-ми фи-гу-ра-ми, с 18 в. - во-лю-та-ми. Пла-ни-ров-ка из-бы у юж. и ср. В. - сев.-среднерус-ско-го ти-па (печь об-ра-ще-на усть-ем к фа-сад-ной сте-не, стол - в крас-ном уг-лу); у сев. В. печь об-ра-ще-на усть-ем к вхо-ду, стол - у фасад-ной сте-ны (т. н. фин-ская пла-ни-ров-ка). У пе-чи со-ору-жа-ет-ся ящик (кар-жин), ве-ду-щий в под-клет. Оде-ж-да у ср. и юж. В. близ-ка к сев.-рус-ской, в При-оне-жье бы-ту-ет юбоч-ный ком-плекс. Го-лов-ной убор у де-ву-шек - по-вяз-ка-лен-та, у жен-щин - за-кры-тые со-ро-ка, ки-ка, по-вой-ник, сбор-ник. Жен-ские ру-ба-хи ук-ра-ша-лись по по-до-лу крас-ной или бе-лой вы-шив-кой; изо-бра-зит. мо-ти-вы близ-ки к сев.-рус-ским. Осн. пи-ща - ржаной хлеб, ры-ба, на-пи-ток - квас из ре-пы, по празд-ни-кам - пи-во. До 1930-х гг. со-хра-ня-лись боль-шие пат-ри-ар-халь-ные се-мьи (3-4 по-коления). Обы-чаи «пив-ных празд-ни-ков» (ти-па брат-чин ), мо-ло-дёж-ных по-си-де-лок (но-риш-техт), ря-же-ния и га-да-ния на Свят-ки и , сва-деб-ный и ка-лен-дар-ные ритуалы, обряд оплаки-ва-ния умерших близ-ки к рус-ским; при по-гре-бе-нии де-ву-шек и не-же-на-тых - об-ряд «веселения» по-кой-ни-ка. На мо-ги-лу в те-че-ние 40 дней (ино-гда до го-да) вме-сто кре-ста ста-ви-ли две жер-ди от по-гре-баль-ных но-си-лок, ве-ря, что че-рез них под-дер-жи-ва-лась связь умер-ше-го с род-ст-вен-ни-ка-ми. Бытовала ве-ра в кол-ду-нов (нойд) и пред-ска-за-те-лей (ар-буй). Сохраняется тра-ди-ция обет-ных празд-ни-ков.

Осн. жанр фольк-ло-ра - при-чи-та-ния (по-хо-рон-ные, по-ми-наль-ные, сва-деб-ные). Ис-пол-ня-ют-ся обыч-но на вепс-ском яз., так же как колыбельные («бай-ки») и час-туш-ки. Сва-деб-ные, про-тяж-ные и пля-со-вые пес-ни (боль-шая часть - мно-го-го-лос-ные) по-ют-ся в осн. на рус. языке. Муз. ин-ст-ру-мен-ты: кан-те-лет (ти-па цит-ры), на-ту-раль-ные тру-бы (пист, торд), флей-ты, удар-ные, мир-ли-то-ны (из бе-ре-сты, стеб-ля лу-ка и др.), гар-мо-ни-ка. Сю-же-ты ска-зок (сар-над, ста-ри-над) близ-ки к ка-рель-ским и се-вер-но-рус-ским.

Лит.: Пес-ни на-ро-дов Ка-ре-ло-Фин-ской ССР. Сбор-ник ка-рель-ских, вепс-ских и рус-ских пе-сен / Сост. В. П. Гуд-ков, Н. Н. Ле-ви. Пет-ро-за-водск, 1941; Пи-ме-нов В . В . Веп-сы. Очерк эт-ни-че-ской ис-то-рии и ге-не-зи-са куль-ту-ры. М.; Л., 1965; Про-бле-мы ис-то-рии и куль-ту-ры вепс-ской на-род-но-сти. Пет-ро-за-водск, 1989; Веп-сы // При-бал-тий-ско-финские на-ро-ды Рос-сии. М., 2003.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вепсы
Современное самоназвание

vepsläižed , vepsä , lüdinikad

Численность и ареал

Всего: 6400

Археологическая культура
Язык

вепсский, русский

Религия

преимущественно православие

Входит в

Финно-угорские народы

Родственные народы
Происхождение

весь, чудь заволочская

Ве́псы (вепс. vepsläižed ; официально до 1917 — чудь ) — малочисленный финно-угорский народ, традиционно проживающий на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей в России.

В апреле 2006 года народность была включена в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Названия и этногруппы

Самоназвания — vepsä , bepsä , vepsläižed , bepsaažed , lüdinikad . До 1917 года вепсы официально именовались чудью . Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. В деревнях в бытовой русской речи также употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели шутливо-иронический оттенок).

Выделяются три этнографические группы вепсов:

  • северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
  • средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять , в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
  • южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

Язык и письменность

Генезис и история

Основная статья: весь (племя)

В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепсского этноса . Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й половине 1 тысячелетия н. э., а к концу этого тысячелетия расселились в юго-восточном Приладожье . Курганные могильники X—XIII веков можно определить как древневепсские.

Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н. э. (остготский историк Иордан пишет о племени вас ). Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (X век), упоминает этноним вису . Русские летописи с IX века называют, вероятно, этот же народ весью. Русские писцовые книги , жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь.

Основными источниками по ранней истории вепсов являются сведения древнерусских летописей о племенах чуди и веси, которых наука считает их предками. В Повести временных лет летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси, указывая, что «чудь сидят близ моря Варяжского» (так славяне именовали Балтийское море). « также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…» Сказание о призвании варягов в «Повести временных лет» начинается с краткого сообщения летописи: «В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».

Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав, по данным летописи, вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами — военно-политический союз, ставший основой для его формирования. Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути — от Ладожского до Онежского озера.

В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами (на своей основной этнической территории) вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток. Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами (например, в XII—XV веках вепсы, проникнувшие в районы севернее р. Свирь , стали частью карельского этноса — людиками и ливвиками . В отличие от них, северные вепсы являются потомками более поздних переселенцев, не смешанных с карелами.

Миграции вепсов на северо-восток — в Обонежье и Заволочье — привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью. Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных коми . Остальные были ассимилированы в ходе славянской колонизации.

Основная часть вепсов до последней трети XV века жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской . После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян . В начале XVIII века северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские — к Лодейнопольской судостроительной верфи.

Численность вепсов в России впервые была определена академиком П. И. Кёппеном по материалам VIII ревизии (1835). По его подсчётам, в Европейской России на этот момент проживало 15617 вепсов, в том числе в Олонецкой губернии — 8550, в Новгородской — 7067.

В 1897 году численность вепсов составляла 25,6 тысяч чел., в том числе 7,3 тысяч проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 году вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии.

В 1920—1930-е годы в рамках политики коренизации в местах компактного проживания народа были созданы вепсские национальные районы (Винницкий в Ленинградской области и Шелтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы и колхозы. В начале 1930-х годов началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе, появились учебники вепсского языка на основе латинской графики.

В 1937 году этническая территория вепсов на Вепсовской возвышенности была поделена между Ленинградской и Вологодской областями, тогда же Винницкий национальный район был преобразован в обычный, а в 1957 году был упразднён Шелтозерский район в Карелии. Также предпринимались попытки массового переселения вепсов, например, в 1959 году шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области.

С 1950-х годов в результате усиления миграционных процессов и связанного с ними распространением экзогамных браков ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 году в СССР проживало 8,1 тысяч вепсов. Однако по оценкам карельских учёных реальная численность вепсов была заметно выше: около 13 тысяч в СССР, в том числе 12,5 тысяч в России (1981 год). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 года в СССР проживало 12,1 тысяч вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.

Динамика численности вепсов в СССР и Российской Федерации

Республики и области 1926 1937 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010
СССР 32 785 29 842 31 679 16 374 8281 8094 12 501 ... ...
РСФСР / Российская Федерация 32 783 29 585 31 442 16 170 8057 7550 12 142 8240 5936
Республика Карелия 8587 9007 9388 7179 6323 5864 5954 4870 3423
Ленинградская область 17 290 15 146 15 343 8026 650 774 4273 2019 1380
Вологодская область 6888 5432 4976 117 282 65 728 426 412
Санкт-Петербург 5 0 198 848 154 208 368 318 271
прочие регионы 13 0 1316 648 639 819 607 450
остальные союзные республики 2 257 237 204 224 544 359

По сведениям переписи населения 1897 года в Российской империи проживало 25 820 вепсов (по данным о родном языке).

Современное расселение и численность

Общая численность в России — 5936 человек согласно переписи 2010 г. (8240 человек согласно переписи 2002 года, 1989 — 12 142 человека; в 1959 — около 16 170).

В Карелии проживает 4870 вепсов (2002 г., в 1989 г. — 5954 чел.), что составляет более половины от общей численности этого народа. До середины XX в. вепсы проживали почти исключительно в юго-восточной части республики, в основном по западному берегу Онежского озера южнее и юго-восточнее села Шокша . В пределах существовавшего здесь до 1957 года Шелтозерского района вепсы в 1926 году составляли почти 95 % населения. В дальнейшем в результате миграционных процессов резко возросла концентрация вепсов в столице Карелии. Если в 1926 году в Петрозаводске проживало 1,2 % карельских вепсов, то уже к 1939 году этот показатель возрос до 25,2 % и в дальнейшем он продолжал непрерывно увеличиваться (1970 год — 44,1 %, 1989 год — 51,7 %). По данном переписи 2002 г. в Петрозаводске проживало уже 55,7 % вепсов Карелии. Процесс «перетекания» вепсов в столицу...

Вепсы не имеют единой этнической территории, а расселены тремя группами. Одна из них-северные или шелтозерские вепсы - занимает юго-западное побережье Онежского озера в пределах Прионежского- района Карельской АССР. Другая (средние вепсы) - верхние течения рек Ояти и Капши с их притоками (в Виницком, Капшинском, Лодейно- польском районах Ленинградской обл.). В Вытегорском районе Вологодской обл. есть также ряд пунктов, населенных средними вепсами, значительная часть которых, однако, за последние годы переселилась отсюда на южный берег Онежского озера (сел. Ошта, Мегра). Кроме того, в 70 км на запад от Белого озера (Бабаевский район Вологодской обл.) есть два крупных гнезда вепсских деревень. Третья группа вепсов (южные) обитает в северной части Ефимовского района Ленинградской обл. Значительное число вепсов живет в Петрозаводске, Ленинграде, Подпорожье и Вытегре.

Территория расселения вепсов прежде была шире, захватывала, в частности, западное побережье Онежского озера до Петрозаводска, верхнее течение Свири, ряд местностей в Лодейнопольском районе и некоторых других местах.

Вепсами (бепся) называют себя только южные вепсы. Все прочие пользуются самоназванием людиникад (ед. ч. - людиник), которое аналогично самоназванию карел-людиков (см. главу «Карелы»). Русские в прошлом называли вепсов «чудью», «чухарями», «кайванами». Теперь повсеместно распространяется название «вепсы».

По данным Всесоюзной переписи 1959 г., численность вепсов 16,4 тыс. человек.

Язык вепсов бесписьменный, он принадлежит к прибалтийско-финской ветви финно-угорской семьи языков. Различают три диалекта вепсского языка - северный, средневепсский и южный. Названия диалектов имеют чисто научное происхождение: сами вепсы его не знают. Наиболее близкое родство вепсский язык обнаруживает с карельским, особенно с его южными диалектами.

Проблема этногенеза вепсов еще не решена окончательно. Область формирования этого народа лежала в юго-восточной Прибалтике вне пределов их теперешнего расселения, и появление вепсов как отдельного народа связано с общим процессом складывания народов прибалтийско-финской языковой группы. Постепенно продвигаясь на восток, предки современных вепсов во второй половине I тысячелетия н. э. заселили область между Ладожским, Онежским и Белым озерами в бассейнах рек Паши, Сяси, Свири, Ояти и Капши. Здесь они ассимилировали более древнее",’ протоев- ропейское, возможно, лопарское население, памятники культуры которого известны по стоянкам мезолитического и неолитического времени. Выделение древних вепсов из общей массы прибалто-финнов, можно думать, зафиксировано готским хронистом Иорданом (VI в. н. э.), который упоминает племя vas или vasina . В более поздних источниках этот народ упоминается много раз: русские летописи называют его весь, западноевропейские писатели vizzi (Адам Бременский, около 1070 г.) или visinnus (Саксон Грамматик,около 1220 г.).Арабоязычные восточные писатели, начиная с Ибн-Фадлана (921 -922 гг.), пишут о народе вису, ису или весу, в котором следует видеть предков современных вепсов.

Конец IX - начало XII в. -период, когда древними вепсами была создана весьма высокая и самобытная культура, известная по раскопкам курганов приладожского типа. В течение всего средневековья весь продолжала обитать примерно на той же территории, что и прежде, хотя некоторые перемещения ее - в частности на север и восток - все же происходили. Часть веси, продвинувшаяся в X-XI вв. по западной окраине Олонецкого перешейка в прибрежье Ладожского озера, вошла в состав группы карельского народа, именующей себя ливвиками. Вероятно, позднее другая группа веси продвинулась на восточную половину перешейка в Прионежье. На основе этой группы, видимо, сложились карелы- людики. Наконец, третья группа веси, пройдя значительные пространства в северо-восточном направлении, достигла бассейна Двины, вплоть до ее устья, а также р. Удоры, где она известна по русским источникам под именем Заволочской Чуди, а по скандинавским - как Биармия (Bjarmaland, Beormas). Наиболее восточные ответвления этой группы веси приняли участие в этногенезе западных коми-зырян, а остальные ассимилировались в мощном потоке славянской колонизации. Об этом же свидетельствуют многочисленные предания о чуди, широко бытовавшие у русских, вепсов, саамов и коми (зырян и пермяков).

Хотя упоминания о веси с XII в. в источниках прекращаются, основная масса этого народа не растворилась в окружающем населении и продолжала существовать, но была известна уже под именем чуди. Чудью вепсы названы в ряде документов (например, в писцовых книгах Обонеж-. ской пятины, «Словаре» Ричарда Джемса и т. п.). В 1824 г. А. И. Шег рен впервые посетил вепсов с исследовательской целью и, таким образом, открыл их для науки.

Краткий исторический очерк

Возникновение на территории вепсов начиная, вероятно, с XI-XII вв. боярщин новгородских феодалов было одной из особенностей феодальных отношений у вепсов, а после присоединения Новгорода и его пятин к Русскому централизованному государству основная масса вепсов превратилась в черносошных (позднее государственных) крестьян. В начале XVIII в. значительная часть вепсов (северные) была приписана к Петровским заводам и (средние) к Лодейнопольской судостроительной верфи. Северные вепсы приняли участие в широком антифеодальном движении приписных крестьян, охватившем в конце 60 - начале 70-х годов XVIII в. многие погосты Олонецкого наместничества (Кижское восстание). Складывание капиталистических отношений в венской деревне, элементы которых можно уловить уже на рубеже XVIII и XIX столетий, шло медленнее, чем в соседних русских районах.

В послеоктябрьский период классовая структура вепсского общества изменилась. Появились вепсы-рабочие и вепсы-интеллигенты. В результате проведения коллективизации иным стало и крестьянство. Основная масса вепсов в настоящее время - крестьяне-колхозники, из числа северных вепсов часть жителей селений Рыбрека и Шокша - каменотесы (в этих пунктах имеются довольно крупные разработки строительного камня- диабаза и гранитопесчаника). Значительные группы средних и южных вепсов превратились в профессиональных рабочих - лесозаготовителей, работающих на организованных здесь лесопунктах, а также на сплаве.

Структура общественных организаций у вепсов та же, что и повсюду в нашей стране: созданы и активно работают партийные, комсомольские, профсоюзные и другие общественные организации. Большую общественную роль играют производственные коллективы (колхозы, совхозы, лесопункты). Завоевали авторитет добровольные народные дружины и товарищеские суды.

Хозяйство

Местные природные условия этого края благоприятны для развития лесозаготовительной промышленности, но позволяют также вести и сельское хозяйство.

В прошлом основным занятием вепсов было земле делие, однако оно было экстенсивным и отсталым. Характерно, что наряду с пашенным земледелием (двухполье, позднее трехполье) до конца 20-х годов XX в. сохранялись подсеки (пал). Своего хлеба на весь год вепсам, как правило, не хватало. После коллективизации открылась реальная возможность внедрения многопольных севооборотов, машинной обработки полей и уборки урожая. К традиционным культурам -ячменю, овсу, ржи, репе, льну -прибавилось много новых; большие площади отводятся под картофель, горох, а также кормовые - турнепс, свеклу; внедряется выращивание кукурузы на силос. На смену примитивным коловым сохам (адр), боронам-суковаткам (ягез) г цепам (чеп) пришли современные сельскохозяйственные машины.

Наиболее перспективной отраслью сельского хозяйства в местных условиях является животноводство молочно-мясного направления. Вепсы издавна разводят коров, овец, а из домашней птицы -кур. Молочный скот вепсов прежде был мелкий и малопродуктивный. Сейчас ведется большая работа по улучшению породности скота (в частности, путем приобретения колхозами коров холмогорской породы) и повышению его продуктивности. Входит в быт электродойка. За последние тридцать лет у вепсов появились козы и свиньи, которых прежде почти не разводили.

Важную роль в хозяйстве вепсов со второй половины XIX в. стали играть лесозаготовки, дававшие местным крестьянам дополнительный заработок, необходимый для покупки хлеба и уплаты податей. Основными орудиями труда при этом были топор (кирвез) и пила, которая стала широко использоваться лишь в начале XX в. Лесорубы жили в лесу неделями, ночуя в примитивных избушках (мапертъ, мецпертъ), которые рубили из дровяного леса. Посередине избушки устраивали открытый очаг, по стенам - нары, в крыше - вытяжное отверстие. Рядом с избушкой строили навес для лошадей.

Весной вепсы работали на сплаве. Сопровождая лес, плывший россыпью (молевой сплав), сплавщикам приходилось постоянно ликвидировать заломы, действуя багром, переправляться с одного берега реки на другой, стоя на бревне, часто не спать по трое-четверо суток.

Организация труда на лесозаготовках и на сплаве была различной. Сплавщики объединялись в артели, избиравшие старосту и кашевара, а лесорубы работали обычно посемейно: от каждой семьи на заработки отправлялось два или чаще три человека, из которых двое занимались валкой, а один вывозкой леса. В одной лесной избушке могло помещаться до четырех таких «семейных коопераций».

В настоящее время лесозаготовки превратились в механизированную отрасль промышленности с постоянным составом рабочих, среди которых много вепсов. Здесь применяются бензино-моторные пилы, трелевочные тракторы, лесовозные автомобили, погрузочные механизмы.

Промышленная разработка строительного камня (диабаза в Рыбреке и гранитопесчаника в Шокше) началась в 1924 г. Добываемый вепсами строительный и декоративный камень известен далеко за пределами края: Красная площадь в Москве вымощена рыбрекским диабазом, а шокшин- ский порфир (гранитопесчаник) использован при облицовке Мавзолея В. И. Ленина.

Такие виды промыслов, как рыболовство, охота, собирание грибов и ягод, по сравнению с прошлым играют теперь значительно меньшую роль.

Охотн&ки-любители теперь почти не применяют капканов, не говоря уже о ловушках старого типа (с самострелом, давящим бревном и т. п.). Охотятся в основном с ружьем и собакой, главным образом зимой, отправляясь в лес на лыжах. До сравнительно недавнего времени непременной принадлежностью охотника, отправляющегося в лес, была особого рода палка около полутора метров длиною, один конец которой представлял собою изогнутую лопату, а другой был обработан таким образом, что, будучи воткнут в снег, оставлял отпечаток, напоминающий след какого-либо животного. Такой палкой пользовались при постановке капканов.

Собиранием грибов и ягод продолжают заниматься повсеместно, частью заготавливая их впрок для собственного потребления, частью сдавая на кооперативные заготовительные пункты.

Поселения

Основными типами вепсских поселений в настоящее время являются деревни (кюля, пагаст) и лесные рабочие поселки. Последние появились лишь в середине 30-х годов текущего столетия.

По наиболее ранним сведениям, до XVI в. у вепсов преобладали однодворки или поселения в два-три двора. Позже возникают деревни, причем более ранний тип заселения - речной и озерный, что отразилось и в названиях деревень (Шимозеро, Ярьвьозеро, Рыбрека, Гимрека).

С XVIII в., а особенно с середины XIX в. возникает водораздельный или сележный (от селъг - хребет, спина, возвышенность) тип заселения (деревни строились «при колодцах»), что связано с развитием дорожной сети и гужевого транспорта. В XIX в. возникла, а за последние десятилетия особенно усилилась тенденция к образованию сросшегося гнездового типа расселения, когда ряд деревень сливается в единое поселение, которое имеет обычно название с характерными суффиксами-прибалто-фин- ским -ла или русским -чи, - ичи (ср. Корвала, Нойдала, Корби- ничи).

Значительная часть вепсских деревень отличается беспорядочной планировкой жилых и хозяйственных построек. В прибрежных деревнях преобладало рядовое расположение дворов, что определялось географическими условиями. Со второй половины XIX в. начинается перепланировка многих поселений, в результате которой они приобретают уличную форму. Особенно интенсивно этот процесс идет уже в годы Советской власти.

Жилище

Древние вепсские постройки, вероятно, возводились столбовой техникой. Пережитком их являются распространенные у некоторых групп вепсов и карел-ливвиков постройки для детских игр - кода (ср. финск. kota \ саамск. kata ; ливск. koda ; морд, kudo и т. д.- термины, которыми в финских языках обозначаются наиболее архаичные, иногда шалашевидные постройки). На следующей ступени жилищем служили срубные постройки полуземляноч- ного типа. Дальнейшее развитие, видимо, пошло по линии выделения специализированных построек: с одной стороны, жилой черной избы (муст пертъ) с очагом, а затем с печью без дымохода, а с другой стороны - отдельных хозяйственных строений (риги - ригъ, бани - кюлъ- бет.ъ, амбара - айт).

В конце XIX - начале XX в. у вепсов прочно утвердились еще две разновидности жилых построек, усложненного плана: «брус» и пятистенок (висиняйне пертъ), в которых, кроме избы, выделяется чистая горница.

Жилые постройки вепсов в наши дни представлены четырьмя типами: а) традиционные дома в деревнях; б) новые дома в деревнях и рабочих лесных поселках, обнаруживающие черты сходства с традиционными; в) стандартные дома сборно-щитовой конструкции и г) дома-бараки (последние два типа распространены только в лесных поселках).

Преобладают пока постройки традиционной формы. Жилище вепсов (коди) представляет собой одну из разновидностей северновеликорусского «дома-двора», т. е. строительный комплекс, объединяющий и собственно жилище, и хозяйственные постройки.

Изба (пертъ) рубится обычно «в угол» или более старым приемом «койран каглу» (собачья шея), который напоминает рубку «в охряпку». Сруб устанавливают на подложенных под углы валунах. У северных и средних вепсов изба имеет высокий подклет, который иногда превращают в нижний жилой этаж, а раньше (во второй половине XIX в.) подчас использовали в качестве хлева. Двухскатная крыша имеет самцо- вую или более новую стропильную конструкцию. Кровельным материалом служат тес, дранка, иногда железо и шифер, а прежде, в особенности у южных и средних вепсов, крыши крыли соломой (некоторые хозяйственные постройки - риги, дворы - и сейчас покрыты соломой). Потолки в избах делают из толстых плах, иногда в домах южных вепсов встречаются потолки из круглого накатника; раньше они были широко распространены у всех групп вепсов.

В избе слева или справа от входа на рубленном «в лапу» опечье складывается кирпичная русская печь (пяч), обращенная устьем (пячен су) к фасадной или боковой стене. Над шестком имеется крюк для подвесного котелка. За последние годы вошли в быт плиты, которые встраивают в шесток или складывают рядом с печью. В наше время черных изб нигде на территории расселения вепсов нет, глинобитные печи с дымоходом еще встречаются.

Южные вепсы до сих пор парятся с веником в печи (прежде этот обычай знали и средние вепсы). Рядом с печью устраивается вход в подполье (карзип), который имеет либо конструкцию рундука, либо (теперь чаще) простого люка.

Традиционная обстановка вепсской избы состояла из стола, который обычно стоял у фасадной стены, лавок, деревянной кровати, колыбели, привешенной на очепе, лохани с рукомойником у двери и т. п. За последние три десятилетия в быт широко вошла современная мебель (столы, стулья, кровати, комоды, шкафы и пр.).

Сени (пертидез, сенчад) связывают жилое помещение с двором (тан- хут). У вепсов встречается связь дома с двором однорядная и Т-образная, которая образуется путем пристройки к сеням двухизбного дома сзади под прямым углом двора. Дома этого последнего типа несколько десятилетий тому назад бытовали у всех вепсов, а сейчас встречаются у южных и иногда у средних.

Двор возводится двухэтажный (Прионежье и Пооятье)или - у южных вепсов - одноэтажный. Нижний этаж - собственно двор, где расположен хлев и пр., верхний этаж - сарай - помещение для хранения сельскохозяйственного и иного инвентаря, а также сена. На сарай снаружи обычно ведет взъезд (портахад); теперь взъезды почти исчезли.

Средства передвижения и транспорт

Сообщение между вепсскими поселениями, а также с соседними районами осуществляется по преимуществу при помощи автомобильного транспорта. Поселения средних вепсов с Лодейным Полем и Ленин градом связывает авиационное сообщение. Южные вепсы для поездок до станции Заборье пользуются узкоколейной железной дорогой местного лесокомбината. В некоторых местах в осеннюю распутицу для перевозки грузов и пассажиров приходится применять трактора с прицепами. В качестве местного транспорта используется гужевой. Если еще в конце 1920-х годов широко использовались различного вида волокуши (ретукаду ретхудед), то теперь они встречаются как исключение: их вытеснили двуколка и четырехколесная телега. Запряжка русская. Различные должностные лица, чья работа связана с постоянными разъездами (почтальоны, бригадиры колхозов и т. п.), ездят верхом. Раньше плохое состояние путей сообщения делало этот способ передвижения единственно возможным. Из прочих средств передвижения заслуживают внимания лыжи (суксед). Хорошо развиты водные средства сообщения. У прионежских вепсов распространены шитые килевые лодки-кижанки с прямым парусом. Своеобразна манера гребли: один человек, сидящий на корме лицом по движению, правит лодкой и помогает грести основному гребцу, работая веслами от себя. На Ояти и небольших речках широко пользуются долблеными осиновыми лодками, а также челноками (хон- гой) с прикрепленными к бортам вплотную бревнами-поплавками.

Одежда

Изготовление традиционной вепсской домотканой одежды прекратилось в начале 1930-х годов. Повсеместно широко распространился общегородской тип костюма. Прежде, отправляясь на работу, вепсы поверх белья (портов с узким шагом - каддят - и рубахи - пайд) надевали штаны и короткий кафтан, сшитые из толстой полушерстяной ткани; женщины носили такие же по покрою и материалу кафтаны, надетые поверх рубахи (ряццин) и юбки (юпк).

Праздничная одежда была наряднее. Женщины носили кофты-казачки (казакк) и юбки с фартуками, сшитые из ярких покупных тканей. Головными уборами служили платки (пайк), а замужние женщины под платком носили еще повойник (сорокк). Обувь (кенъгят) была по преимуществу кожаная, но для работы пользовались также и берестяными лаптями (вирзут).

Хотя традиционная вепсская народная одежда по покрою и материалу была весьма близка к северновеликорусской, она имела и довольно много самобытных черт. Так, сарафаны зафиксированы лишь у южных и отчасти средних вепсов, а женщины Прионежья, частью по Ояти и в некоторых других местностях носили не сарафаны, а продольно-полосатые юбки, сходные с юбками, бытовавшими у других прибалтийско-финских народов. Интересной деталью является ношение женихом на свадьбе особых свадебных штанов из белой льняной ткани с вышивкой и бахромой по низу штанин. Своеобразны были мужские зимние шапки из заячьего меха. Характерно ношение мужчинами шейного платка (каглан пайк).

Ныне народную одежду не носят, лишь отдельные предметы старых нарядов сохраняются в сундуках старух. Из традиционных элементов одежды продолжают бытовать женские головные платки, шерстяные рабочие юбки, в меньшей мере полусуконные кафтаны, а также толстые теплые вязаные изделия (например, варежки - алыйжед, связанные при помощи костяной иглы).

Пища

В пище вепсов наблюдается сочетание новых и традиционных блюд» Хлеб пекут кислый ржаной, круглой формы (лейб). В последнее время хлеб все больше покупают в магазинах. Пекут также пироги с рыбой (курник), открытые пирожки продолговатой формы (калитад) с начинкой из пшенной каши или картофельного пюре, различные колобки, ватрушки из кислого теста, а также блины - овсяные и гороховые (кюрзъ) - и оладьи. Из похлебок распространены щи, супы, уха. Варят каши из ржаной крупы (пудр) и овсяный кисель. Из сладких блюд характерен брусничный сок с добавлением солодовой ржаной муки (уттудбол) и солодовое тесто (имелъ тахтаз). Из напитков довольно популярен хлебный (раньше - репный) квас и-у южных вепсов - ржаное и ячменное пиво (олуд), которое обычно варят два-три раза в год к праздникам. Самым распространенным повседневным напитком является крепкий чай.

В наши дни вепсы получили возможность приобретать в местной торговой сети такие продукты, которые раньше считались деликатесом (сахар, конфеты, печение, колбаса) либо вовсе не были им известны (консервы, макароны, фрукты и проч.). Особенно много покупных продуктов употребляет население рабочих лесных поселков. В вепсских семьях сейчас готовят такие новые блюда, как борщ, пельмени, гуляш, винегрет и т. п.

Самоназвание - вепс (бепс) , также называют вепсов и соседние народы (ф. veps? , рус. вепс и т.д.). Происхождение слова неясно: возможно, мы имеем здесь дело с каким-то старым этнонимом, восходящим к довепсскому населению Межозерья. Впервые встречается, как принято считать, ещё у Иордана (VI век н.э., информация относится к более раннему периоду) в виде первой части загадочного названия народа Vasinabroncas. Др.-рус. Весь ‘вепсы’ используется в «Повести временных лет» при описании событий IX века. Не очнеь ясно, следует ли соотносить с вепсами далёкий народ вису , живущий на север от Волжской Булгарии в краю, где бывают белые ночи, о котром повествуют сочинения арабских и персидских средневековых географов (уже у ибн Фадлана в нач. X века). В западноевропейских источниках вепсы впервые упомянуты под именем Wizzi у Адама Бременского (конец XI века).Значительная часть вепсов (в основном - северные) называют себя l?di или l?dnik (ед.ч.), что совпадает с самоназванием карел-людиков, которых, в свою очередь, северные карелы могут называть veps? ‘вепс’. Это, очевидно, указывает на былое участие вепсов в сложении юго-восточной группы карел. Происхождение корня *l?di - следует связывать с рус. люди, люд (прежде всего в значении ‘простой народ, крестьянство’). Старые русские названия вепсов: Чудь (примерно с XII века употребляется вместо Весь ), чухари (от чудь ) и кайваны (также - название карел) - последнее связано, вероятно, с названием финско-скандинавской племенной группировки квенов: рус. (помор.) каяны ‘квены; норвежцы", ф. kainuu).Судя по широкой известности этно- и топонимов, производных от veps, в источниках IX-XIII веков, по той роли, которую играла Весь в ранней истории Древнерусского государства, это был весьма многочисленный и сильный народ. Нестор-летописец указывает на Белоозеро как на центр, где первоначальным населением была Весь. Вероятно, судя по археологическим памятникам (культура курганов приладожского типа) и топонимике, древнейшей территорией обитания вепсов было Межозерье -треугольник между Ладожским, Онежским и Белым озёрами, куда, как следует думать, они продвинулись ещё во второй половине I тыс. н.э. с запада или северо-запада, вытеснив или ассимилировав более древнее население, оставившее топонимы, которые можно рассматривать как саамские. На достаточно дальние связи вепсов в прошлом на востоке (если не о проникновении каких-то их групп на восток вплоть, возможно, до Северной Двины и Мезени) указывают, во-первых, упомянутые выше известия о них в трудах арабских географов, писавших о Волжской Булгарии: по крайней мере Абу Хамид аль-Гарнати (род. в 1070 г.) сообщает о том, что лично встречал группу купцов из народа вису - беловолосых и голубоглазых, одетых в меховые одежды и пьющих пиво, в Булгаре. Во-вторых, либо на былое проникновение заметных групп населения, говоривших на прибалтийско-финских языках, скорее всего - карельском или вепсском, либо на систематические торговые связи средневекового населения бассейнов рек Мезени, Вашки и Вычегды с этими народами указывают достаточно многочисленные прибалтийско-финские заимствования в коми-зырянских диалектах, прежде всего в самом западном из них, удорском, и прибалтийско-финская этимология др.-рус. Перьмь. О возможном наличии каких-то относительно крупных прибалтийско-финских анклавов в районе устья Северной Двины свидетельствуют и сообщения скандинавских саг о Биармии (Bjarmaland), которую викинги посещали в течение IX-XIII веков, и локализация которой сдвигалась на восток по мере продвижения всё дальше на восток походов викингов: от южного побережья Кольского полуострова в IX веке до устья Северной Двины в более поздний период.Как уже было сказано, Весь принимала участие в самых ранних событиях русской истории, в частности в «призвании варягов» в IX веке. По-видимому, с XI века земли вепсов начинают захватываться новгородскими феодалами и здесь начинает распространяться православие. В XI-XII веках часть вепсов, очевидно, смешалась с переселявшимися в Прионежье карелами, была ассимилирована ими и вошла в состав карел-людиков. Процесс ассимиляции вепсов карелами в Прионежье продолжался и в более поздние эпохи.Примерно с XIII-XIV веков, когда, с одной стороны, старые торговые связи Восточной Европы, в которых вепсы играли важную роль (путь «из варяг в греки», торговля по Волге через Волжскую Булгарию), оказались разрушены вследствие монголо-татарского нашествия, а, с другой стороны, между Новгородом и Швецией устанавливается более или менее твёрдая государственная граница, территория обитания вепсов - Межозерье становится своего рода медвежьим углом, и Весь перестаёт быть одной из важнейших этнополитических единиц Северной Руси. На севере своей этнической территории вепсы постепенно включаются в состав карел-людиков, значительная часть их, живущая в более оживлённых местах вдоль дорог и водных путей, по-видимому, ассимилируется русскими. Всё это приводило, с одной стороны, к сокращению территории обитания вепсов и их численности, с другой - к сохранению у них более консервативного уклада жизни.Традиционное занятие вепсов - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы. Особенность женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом. Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво (олуд ), хлебный квас.До 1917 сохранялись архаичные социальные институты - сельская община (суйм ) и большая семья. Семейные обряды сходны с северорусскими; отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон - с причитаниями и с «веселением» покойника.В 11-12 веках среди Вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (пертьижанд), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (нойд).В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими.К XIX веку вепсы представляли собой в основном крестьянское население (государственные и помещичьи крестьяне), часть их была приписана к Олонецким заводам, прионежские вепсы занимались каменотёсным промыслом, работая в качестве рабочих-отходников и в Финляндии, и в Петербурге. Уже в этот период в публикациях о вепсах отмечается падение авторитета родного языка и распространение русского, особенно – среди молодёжи.В 1897 г. численность вепсов (чуди) составляла 25,6 тыс. чел., в том числе 7,3 тыс. проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 г. вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии. С 1950-х гг. ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 г. в СССР проживало 8,1 тыс. вепсов. Однако, по оценкам карельских учёных, реальная численность вепсов была заметно больше: около 13 тыс. в СССР, в том числе 12,5 тыс. в России (1981 г.). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 г. в СССР проживало 12,1 тыс. вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.Наибольшая по площади часть этнической территории вепсов располагается в Ленинградской области на стыке границ трёх административных районов (Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского).По названию бывших административных районов, а также рек и озёр, вепсы делятся на ряд групп: шелтозерские (прионежские) в Карелии, шимозерские и белозерские в Вологодской области, винницкие (оятские), шугозерские и ефимовские в Ленинградской области.Общая численность в России - 8 240 человек согласно переписи 2002 года, но эта цифра представляется заниженной.
В 1994 году образована Вепсская национальная волость в Прионежском районе Карелии (с 01.01.2006 г. упразднена). Население Вепсской национальной волости проживает в 14 населённых пунктах, объединённых в три сельсовета. Бывший центр волости - село Шёлтозеро - расположено в 84 км от Петрозаводска. Существует Общество вепсской культуры в Петрозаводске, пользующееся значительной помощью со стороны властей Карелии, и Вепсское общество в Санкт-Петербурге.

Похожие публикации