Презентация - Стихотворение в прозе «Собака» Ивана Сергеевича Тургенева - Лирическое стихотворение И.А. Бунина «Собака

Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих — и думаешь… Мы сами
Томим себя — тоской иных полей,
Иных пустынь… за пермскими горами.
Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.

Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Был молодец червяк, — в чертогах у вельможи, Известно там, Род сильный червякам; Известно, на кого все червяки похожи. Ползуча тварь, — червяк Искусно лапкой загребает; Иное за столом, как...
  2. Седое небо надо мной И лес раскрытый, обнаженный. Внизу, вдоль просеки лесной, Чернеет грязь в листве лимонной. Вверху идет холодный шум, Внизу молчанье увяданья… Вся молодость моя — скитанья Да...
  3. И снова мир зовет ночной дорогой, Когда степная рыжая луна, Поднявшись над равниною пологой, Луч направляет в темя валуна; Когда вокруг — пахучие ометы Да светятся подфарники в ночи, Когда...
  4. Когда с тобой расстался я — Я не хочу таить, Что я тогда любил тебя, Как только мог любить. Но нашей встрече я не рад. Упорно я молчу — И...
  5. Река, которая Египет весь питает, Вся крокодилами полна бывает. Ужасен крокодил там псам, Как древле был Аттилла сам; И чтоб избавиться от зева крокодила, На краешке брегов лакают псы, Не...
  6. Собака ты, собака, Ты рыжая, я — сед. Похожи мы, однако, Я твой всегда сосед. Похожи мы по роже, А также потому,- Тебе, собака, сложно — Ты все-таки «Му-му». Жлобам...
  7. Скандинавская песня H. IBSEN. GILDET PAA SOLHAUG*. Горный король на далеком пути. — Скучно в чужой стороне.- Деву-красавицу хочет найти. — Ты не вернешься ко мне.- Видит усадьбу на мшистой...
  8. Большой боярский двор Собака стерегла. Увидя старика, входящего с сумою, Собака лаять начала. «Умилосердись надо мною! — С боязнью, пошептом бедняк ее молил, — Я сутки уж не ел… от...
  9. О горесть! о беда! свирепы души У датска кобеля отрезали вмиг уши. Тоскует, плачет пес, Пришло мне спрятаться в дремучий лес; Как я таким уродом Предстану пред народом? Собака бедная,...
  10. Собаке для родин была потребна бутка; Приют себе найти не шутка! Но кумушка свою ей спальню отдала, А та пришла И родила. Отсрочки, между тем, просила раз, другой, И получает....
  11. Бедняк, живой пример в злосчастии смиренья, Согбенный старостью, притом лишенный зренья, С котомкой чрез плечо и посохом в руке, Бродил по улицам в каком-то городке, Питаясь именем христовым, — Обедом,...
  12. Собака сторожила гладиолусы, Маячило ей счастье впереди, И ветер на собаке гладил волосы И ей шептал: «С надеждой вдаль гляди!» Но грянул гром, помялись гладиолусы, Их качественность снижена была. Собака...
Вы сейчас читаете стих Собака, поэта Бунин Иван Алексеевич

Иван Бунин
«Собака»

Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих - и думаешь... Мы сами
Томим себя - тоской иных полей,
Иных пустынь... за пермскими горами.

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.

Дата написания: 1909 год

Анализ стихотворения Бунина «Собака»

Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной . Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака», написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке Максима Горького. Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» - вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».

Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак . Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.

В своих литературных произведениях нобелевский лауреат Иван Алексеевич Бунин, как и любой классик своего времени, любил философствовать о жизни, предназначении человека и окружающем его мире. Лирику писатель очень любил, именно в ней он мог выразить свое настроение и отношение к происходящему. И теперь, прежде чем приступить к теме «Бунин: анализ стихотворения «Собака», необходимо сразу отметить, что очень часто в своих произведениях Бунин использовал аллегорические образы, которые помогали ему точнее выражать мысли. Поведение животных, растений, сказочных или мифологических персонажей, каких-то неживых предметов в его стихах интерпретируются в переносном значении.

«Собака» (Бунин)

Стих был написан в 1909 году, летом. В центре сюжета два одиноких живых существа - человек и собака, которые оказались рядом в тоскливый пасмурный день. Теперь каждый думает о своем, у каждого прослеживается грусть воспоминаний и радость мечтаний. В этом весь Бунин. Анализ стихотворения «Собака» наталкивает на то, что классик был уверен: именно в стихотворениях аллегорического или метафорического плана можно полностью раскрыть свои эмоции и дать оценку всему происходящему.

Состояние души

Этому творческому порыву предшествовало одно событие: Иван Алексеевич летом того года заехал погостить в любимый город детства и отрочества - Елец. Здесь он любил уединиться и спокойно заняться работой. Лето выдалось очень дождливым и холодным. На Бунина это сильно действовало: напала легкая хандра. Он практически не выходил из дома и наблюдал за переменой погоды из своего окна, по раме которого стекали капли дождя.

И вот в один из таких дней именно собаке решил посвятить свое стихотворение Бунин. Анализ стихотворения «Собака» говорит о том, что и своего лирического героя поэт наделяет грустным настроением, от которого приходят в голову всякие философские мысли. Собаке он дает возможность мечтать о тундре, льдах, в общем, о том месте, где собака чувствовала себя среди соплеменников свободной и счастливой. Автор ловит себя на мысли, что он тоже думает о чем-то далеком и незримом.

Бунин: анализ стихотворения «Собака»

Если начинаешь анализировать первые четыре столбца этого прекрасного стихотворения, буквально сразу представляешь себя в укромном уголке, среди провинциальной природы, куда всегда хочется убежать от городской суеты. И все это делается для того, чтобы уединиться и побыть один на один со своими мыслями. Это преднамеренное одиночество и способствует отличному В эти минуты, когда никого рядом нет, и можно заняться своим любимым делом - рисовать, читать книгу, писать стихи или музыку. Такая сосредоточенность позволяет сконцентрировать свои творческие силы и в действительности создать что-то новое для души - личное и уникальное.

Невидимая связь

Немым свидетелем такого состояния души главного героя оказалась собака, которая лежала у него под ногой калачиком, поджавши хвост от непогоды. Она греется, и от этого автору становится немного легче на душе. Он начинает с ней мысленный диалог и пытается проникнуть к ней в душу. Тем самым очеловечиваются ее мысли: вместе с поэтом сейчас животное грустит и мечтает о тех местах, где ему когда-то было привычно хорошо и вольно.

Герой задумывается над тем, как Бог, пришедший на землю, познал одиночество, тоску и печаль. Так и каждый человек, какого бы достатка он ни достиг, в какой бы стране ни рос, в какое бы время ни жил, все равно пройдет через все это.

В этом действительно проявился сам Иван Бунин. «Собака» - одно из многочисленных его стихотворений, в котором он в очередной раз подчеркивает, что поэзия - это дар Божий, прикоснуться к которому и почувствовать его в полной мере, не каждому дано. Он четко уяснил для себя: поэт может писать стихи не для всех, и нет ничего страшного в том, что понять их дано немногим.

Предчувствие

Самое главное - Бунин смутно предчувствовал лихие события, которые потрясут его любимую Росиию и в буквальном смысле уничтожат ее. В самый разгар революции он покинет родные края и сначала уедет в Одессу в 1918 году, а через два года второй его родиной станет Франция, где его и похоронят на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. До 1955 года его литературные труды не печатались, но потом некоторые из них стали издаваться в СССР. Бунин стал писателем А некоторые острые его произведения были разрешены к печати только в годы перестройки времен Горбачева.

«Собака»

Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих - и думаешь... Мы сами
Томим себя - тоской иных полей,
Иных пустынь... за пермскими горами.

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.

Анализ

Тема: философские размышления о человеке, его роли и месте в окружающем мире.

Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной. Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака», написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке Максима Горького . Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» — вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».
Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.

Первые строки стихотворения призывают мечтать:

Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей

Ты смотришь золотистыми глазами

На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,

На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей

У ног моих - и думаешь...

Продолжают стихотворение строки о том, что люди сами себя "томят", мучают недостижимым:

... тоской иных полей,

Иных пустынь... за пермскими горами.

Собака же вспоминает то, что лирическому герою чуждо:

Седое небо, тундры, льды и чумы

В твоей студеной дикой стороне.

Собака не делится своими мыслями и мечтами с лирическим героем. Лирический герой стихотворения делит с ней думы. Поэт сравнивает себя с богом:

Я человек: как бог, я обречен

Познать тоску всех стран и всех времен.

Похожие публикации