Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Видеоурок «Понятие о сложносочиненном предложении








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: повторить и обобщить сведения об основных группах сложносочиненного предложения по значению и союзам.

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
  • закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
  • расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.

Развивающие:

  • Продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока. Урок закрепления знаний.

Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя. Средства ИКТ применяются на каждом этапе урока.

Планируемый результат:

обучающиеся:

  • знают основные понятия темы.
  • определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
  • преобразовывают информацию: предложение – схема
  • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация имеющихся знаний.

Целеполагание. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

Синтаксическая разминка. Работа со слайдами.

Презентация. Слайды № 2–12. (5 предложений разных типов и ответы к ним)

Заданиедля учащихся:определите тип предложения, прокомментируйте свой ответ.

(Проверка речевого умения – монолог)

Самоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради знаками “+”, “-”.

№ слайда Предложения Ответ № слайда с ответом
3 Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.
ССП 8
4 Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
ПП 9
5 Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
ССП 10
6 Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
СПП
7 Луна сияла, июльская ночь была тиха. БСП

Расшифровка аббревиатур:

ПП - простое предложение

ССП – сложносочиненное предложение

СПП – сложноподчиненное предложение

БСП – бессоюзное сложное предложение

3. Применение знаний.

а) Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова и определите содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация). Слайд № 13

1. Дайте определение сложного предложения.

2. Дайте определение сложносочиненного предложения.

б) Слайды № 14–17 . Обобщенная схема “ Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения”.

в) Проверим ваши знания на примерах. Слайды №18–21

Учащиеся работают на схеме. (Раздаточный материал)

Задание на слайде № 18.

1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение)

2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение)

№ слайда

Предложение

Схема.
Слайды № 23-24
19 1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

То [ = - ] , то [ = - ].

Ни [ - = ] , ни [ = ].

20 3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

Не только [ - = ] , но и [ - = ].

Либо [ - = ] , либо [ - = ].

21 5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

[ = - ] , да [ = -].

[ - = ] , зато [ = ].

22 Проверка. Ответы.

Взаимоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вывод. Различные группы сочинительных союзов должны вносить в предложение различное значение.

4. Практикум.

а) Ключевым словом нашего урока является также и понятие пунктуация. Дайте толкование слова: пунктуация. Как разделяются части сложносочиненного предложения? Слайд № 25.

б) Расставьте знаки препинания в предложениях. Дифференцированное задание. Слайд № 26.

  1. То светило солнце то шел дождь. (1 балл)
  2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
  3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Самоконтроль учащихся. Правильность ответа фиксируется на полях тетради.

Слайд № 27.

в) Проблемная ситуация. Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую. Слайд № 28

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.


Части сложносочиненного предложения находятся в различных смысловых взаимоотношениях. Так, при соединительных союзах выражаются значения одновременности действий, явлений, событий: Сон не шел, и в голове мелькали обрывки каких-то далеких-далеких воспоминаний (Марк.); и последовательности: Вот лодки скрипнули днищами по песку, застучали весла, и откуда-то уже из тумана донесся протяжный голос (Марк.).
При противительных союзах выражаются значения сопоставления: Иван предложил вернуться назад, на родину. Благо, там были избы, а поля и огороды не успели еще зарасти бурьяном и чертополохом (Марк.); противопоставления: Никто уже не ждал, а она все ждала (Казак.); или несоответствия: Солнце село, но в лесу еще светло (Т.)
В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на чередование действий, явлений, событий или их несовместимость: То он собирался поступить в зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кавер.).
Основные значения (соединительное, противительное и разделительное) могут осложняться дополнительными оттенками. Например, противительный союз но - с уступительным оттенком значения: Ей [Надюше] было немного страшно, но более сильное чувство - живой интерес к людям, когда-то жившим здесь, подталкивал ее вперед и вперед! (Марк.); Противительный союз же - с усилительным оттенком значения: Из нашей батареи только Соленый пойдет на барже, мы же со строевой частью (Ч.).
Соединительный союз и с причинно-следственным оттенком значения: Потом стало тихо, и люди пошли дальше (Казак.).
Противительный союз зато - с добавочным оттенком возмещения: Надвигалась осень. Дни становились короче, зато ночи длиннее и прохладнее (Марк.).
Кроме того, в отдельных случаях некоторые союзы могут употребляться с разными значениями, например, соединительный союз и в значении противительного: Она исчезла в темной двери, и вместо нее на пороге показалась старая, сгорбленная армянка с красным лицом и в зеленых шароварах (Ч.).
Упражнение 623. Прочтите выразительно текст. Определите смысловые взаимоотношения частей сложносочиненных предложений с союзом и и перепишите предложения в следующем порядке:
а) предложения с выражением одновременности действий; б) предложения с выражением последовательности действий; в) предложения со значением причинно-следственным; г) предложения со значением противопоставления (в таком случае возможна замена союза и союзом а).
1. Вскоре котел забулькал, запыхтел, и по всему берегу разнесся аромат смолы (Марк.). 2. Работа у него спорилась, и он пошел дальше всех (Марк.). 3. Алешка набросил на плечи полушубок, подставил голову Еремеичу, и тот нахлобучил ему шапку до самых ушей (Марк.). 4. Уходя, он осветил фонариком кусок леса, и Травкин, приподнявшись, успел выбрать путь среди деревьев, где немцев, кажется, было меньше (Казак.). 5. Дивизия, наступая, углубилась в бескрайние леса, и они поглотили ее (Казак.). 6. Действительно, орудие открыло огонь, и Травкин сообщил по телефону Гуревичу (Казак.). 7. Вся группа, бесшумно скрывшаяся в непроглядной темени, пропала, исчезла, и следы ее замыл дождь (Казак.). 8. Медленно наступал рассвет, и движение по шляху прекратилось (Казак.). 9. В то утро шел дождь, и Травкин решил дать отдых разведчикам (Казак.). 10. Они знали о предстоящей задаче Травкина, и он не без досады читал в их глазах какое-то извиняющееся выражение (Казак.). И. Война стала для них бытом, и этот взвод семьей (Казак.). 12. Дубы, покрытые молодой листвой, гудели под порывами ветра, и тысячи ручьев бегали под ногами, подобные стайкам мышей (Казак.). 13. Газеты рождались рядом, почти под твоими руками, и от этого они были особенно дороги и значимы (С. Бар.). 14. Горячее облако, как из паровозной трубы, шибануло вверх, и пар окутал судно (Б. Пол.).
Упражнение 624. Прочтите выразительно текст. Определите смысловые взаимоотношения частей сложносочиненных предложений с союзом а (противопоставление, несоответствие). Перепишите, в скобках после каждого предложения обозначьте эти смысловые взаимоотношения.
Образец. Мамочкин не знал ее, а он знал здесь всех женщин наперечет (Казак.) (несоответствие).
  1. То было летом, а теперь земля лежала под снегом, скованная морозом, а небо переливалось бликами звездных дорожек (Марк.).
  2. Порфирий Игнатьевич потоптался на песке, поскрипел им, а с места все-таки не сошел (Марк.). 3. Пока летом плаваю по таежным рекам - ничего, терпимо, а зимой хоть волком вой (Марк.). 4. Но прошел день и еще день, а Порфирий Игнатьевич не возвращался (Марк.). 5. Он попрощался с ней и пошел по направлению к своей избе, а девушка осталась стоять под деревом (Казак.). 6. Все берут «языка», а мне все не попадается (Казак.). 7. Бражников виновато промолчал, а Мамочкин, узнав об этом разговоре, развел руками (Казак.). 8. Небо рвалось и вспыхивало, а зажигалка все шипела и искрилась (С. Бар.).
Упражнение 625. Образуйте, где это возможно, из сложносочиненных предложений сложноподчиненные с уступительным придаточным.
Образец. Свет фонаря был направлен чуть ли не в самое лицо Травкина, но заспанный немец ничего не заметил (Казак.) - Хотя свет фонаря был направлен чуть ли не в самое лицо Травкина, заспанный немец ничего не заметил.
1. Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов (Ч.). 2. Зима не уступала, но один теплый денек пересилил, наконец, и потекли ручьи, запели птицы (Ч.). 3. Алешка сказал это невнятно, тихо, себе под нос, но его все-таки услышали не только сидевшие за столом, но и на задних партах (Марк.). 4. Экзамены эти в последнее время она выдерживала, но у нее не было времени много думать о школьных испытаниях (Н. Ант.). 5. Она слушала его внимательно, но думала о своем (Марк.). 6. Вероятно, Надюшке следовало отказаться от приглашения, но ей было интересно и хорошо с этим человеком (Марк.). 7. Надюшка старалась напустить на себя беззаботность, но сердце ее билось тревожно (Марк.). 8. Правда, войска были хорошо замаскированы, но беспокойство вызывал самый факт усиленной разведки русскими этих мест (Казак.).
  1. Решил дождаться поезда и Травкин, но поезд все же не показывался (Казак.). 10. Он мог сколько угодно восторгаться преувеличенной лихостью Мамочкина, но образцом для него был только этот замкнутый, юный и немножко непонятный лейтенант (Казак.). 11. Позапрошлой ночью должен был вернуться Марченко, но Травкин, борясь с тяжелой полудремой, напрасно ждал его в траншее (Казак.).
Упразднение 626. Определите роль сочинительных союзов. Выясните их возможную синонимичность (замените данные союзы другими, близкими по значению).
Образец. После чаю дедушка лег спать, а я вышел из дому и сел на крылечко (Ч.). Союз а используется здесь в сопоставительном значении; возможная замена: «После чаю дедушка лег спать, я же вышел из дому и сел на крылечко».
1. Паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она (П.).
  1. Он должен уехать, или я погибла (Т.). 3. Солнце пекло мне в голову, и в грудь, и в спину, но я не замечал этого (Ч.). 4. Вокзал уже не загораживал запада, поле было открыто, но солнце уже село, ц дым черными клубами стлался по зеленой бархатной озими (Ч.).
  1. ... Странно выли провода на столбах, да громыхали вывески (А.Н.Т.). 6. Несколько человек вошли в сарай, нотам никого не оказалось (Казак.). 7. Надо было что-нибудь сказать, да слов нет (Горб.).
  1. Солнце садилось за березами, а березы поднимались к облакам белым, весенним, принимающим форму кучевых (Пришв.). 9. Пароход шел правым берегом, а левый, скалистый, поросший поверху редкими голыми елями, виднелся с поразительной четкостью (Б. Пол.). 10. Он крикнул несколько раз, но то ли голос сирены заглушил его, то ли каюта была пуста, никто не отозвался (Б. Пол.). И. Люди были издали неразличимы, но машины можно было рассмотреть (Б. Пол.). 12. Люди в нашей стране - самое важное, самое главное, а у него в Зеленом городке печи дымят, в швы палаток дует (Б. Пол.).
Упражнение 627. Перепишите, подчеркнув сочинительные союзы. После каждого слова в скобках дайте его возможный синонимичный вариант. Сравните полученные пары союзов в стилистическом отношении; укажите, какие из них имеют разговорную окраску.
Образец. Видит око, да зуб неймет (Кр.) - Видит око, да (но) зуб неймет. Разговорную окраску имеет союз да.
  1. Будет вам по калачу, да смотрите ж, не болтайте, а не то поколочу (П.). 2. Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит (П.).
  1. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем (Г.). 4. Хороша каша, да мала чаша (поел.). 5. Ямщик на козлах спал, голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал, да ветер бился и ревел, играя на реке, да инородец где-то пел на странном языке (Н.). 6. Косточки истлели, да, говорят, душа-то доброго человека нетленна (Марк.). 7. Сыпались звезды, да иглы звенели (Щип.). 8. Таня села за руль, ното ли аккумулятор был слаб, то ли Таня волновалась,- машина никак не заводилась (Казак.).

§ 1 Сложные предложения

На этом занятии нам необходимо вспомнить, какие предложения называются сложными, в чем отличие сложных союзных предложений от сложных бессоюзных и закрепить понятие сложносочиненных предложений. Кроме того, научиться определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и отработать умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные.

Итак, сложные предложения состоят из нескольких простых и имеют несколько грамматических основ.

Например:

Простое предложение.

Сложное предложение, состоит из двух простых.

Простые предложения в составе сложного могут связываться посредством интонации и союзов (Союзные сложные предложения) или только с помощью интонации (Бессоюзные сложные предложения).

Например:

Союзное сложное предложение, части связаны союзом и интонацией.

Бессоюзное сложное предложение, части связаны только посредством интонации.

§ 2 Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения

Все союзные сложные предложения, в свою очередь, делятся на сложноподчиненные и сложносочиненные.

В сложноподчиненном части предложения связаны с помощью подчинительных союзов, союзных слов и интонации.

Например:

Части таких предложений между собой неравноправны; при этом от одной части (главной) можно поставить смысловой вопрос к другой части (придаточной).

В отличие от сложноподчиненных предложений, сложносочиненные предложения (ССП) - это предложения, состоящие из двух или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью сочинительных союзов. Причем, сочинительный союз располагается между частями ССП и не входит ни в одну из них.

Например:

§ 3 Сочинительные союзы в сложносочиненных предложениях

В сложносочиненном предложении ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами:

·Соединительными (И, да (в значении и), ни…ни, тоже, также).

·Противительными (а, но, да (в значении но), однако, зато, же).

·Разделительными (или, либо, то…то, не то…не то).

Например:

Есть сочинительные союзы (тоже, также), которые занимают необычное место: не между частями сложносочиненного предложения, в внутри второй части.

Например:

Следует различать союзы тоже и также и частицу же, стоящую после местоимения то или наречия так.

Например:

Части некоторых сочинительных двойных союзов (как…так и, не только…но и, то…то, не то…не то, ни…ни) как правило находятся или в разных частях сложного предложения, или при разных однородных членах; запятая при этом ставится перед второй частью таких союзов.

Например:

Не тотучи разойдутся,не тогроза нас все-таки обойдет.

Каквчера,так исегодня стоит теплая погода.

§ 4 Смысловая связь в сложносочиненных предложениях

Смысловая связь простых предложений в сложносочиненном предложении определяется теми союзами, которыми они связаны. Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения могут быть следующими.

Во-первых, указывать на одновременность, последовательность, причину событий (и, да (в значении и), ни…ни, тоже, также).

Например:

Союз да указывает на одновременность событий.

Во-вторых, указывать на чередование или взаимоисключение (то…то, не то…не то, или, либо)

Например:

Толи слышался лай собак за околицей,толи злобный вой поднимала в лесу стараяволчица.Союз то…то указывает на чередование событий.

В-третьих, указывать на сопоставление или противопоставление (а, но, да (в значении но, однако, зато, же).

Например:

Песня за домом смолкла,затонад прудом соловей заводил свою.Союз зато указывает на противопоставление.

§ 5 Отличие сложносочиненных и простых предложений с однородными членами

Следует отличать сложносочиненные предложения от простых предложений с однородными членами, связанными сочинительными соединительными и разделительными союзами. Между однородными членами предложения, связанными одиночными сочинительными соединительными и разделительными союзами, запятая не ставится.

Например:

Простое предложение с однородными сказуемыми, связанными одиночным соединительным союзом и; запятая не ставится.

Простое предложение с однородными подлежащими, связанными одиночным разделительным союзом или; запятая не ставится.

Сравните со сложносочиненным предложением:

Сложносочиненное предложение, части связаны соединительным союзом и, разделяются запятой.

§ 6 Краткие итоги урока

Подводя итоги, можно отметить, что сложносочиненные предложения крайне распространены в современной русской речи, они позволяют передать гораздо больше информации, чем простые. Причем именно сочинительные союзы определяют характер отношений между простыми предложениями, объединенными в сложное: они указывают на взаимоотношения участников или взаимозависимость и взаимообусловленность реальных событий.

Список использованной литературы:

  1. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку:11 класс. – М.: ВАКО, 2005.
  2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007.
  4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007.

Программа самореализации № 4

Предмет. Русский язык

Класс. 9

Тема. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения

Цель : путем самообразовательной деятельности получить представление о смысловых отношениях между частями сложносочинённого предложения

Дорогой друг!

Многие ребята, изучая данную тему, зададут вопрос: «Зачем ещё определять какие-то значения между частями сложного предложения. Достаточно того, что мы расставляем знаки препинания между частями». Однако, не всё так просто, ведь именно смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения помогают правильно определить тот или иной знак препинания, а иногда даже и его отсутствие. Среди знаков препинания, которые отделяют части сложносочинённого предложения, есть не только запятая, но и тире, и даже точка с запятой. При каких условиях ставить эти знаки препинания перед сочинительными союзами в сложносочинённом предложении нам помогут знания о смысловых отношениях в сложносочиненных предложениях/

Выполняя предложенные задания, ты

Узнаешь

Научишься

Поймёшь

    какие смысловые отношения устанавливаются между частями сложносочинённого предложения.

    работать с научно-популярным текстом;

    анализировать языковые явления;

    обобщать языковые закономерности;

    устанавливать и объяснять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

важность правильного определения смысловых отношений в сложносочинённых предложениях.

Желаем удачи!

Блок контрольно-рефлексивных заданий

I . Вспомним изученное

Части сложносочинённого предложения связываются ____________________ союзами.

Сложносочинённое предложение состоит из ____________________________________.

Части сложносочинённого предложения схематически обозначаются ______________ скобками.

Сочинительные союзы не / заключаются в _____________________ скобки.

Союзы бывают

II . Углубим знания по теме

Изучи предложенный теоретический материал, используя на полях определенные обозначения:

« V » - это мне известно;

« - » - это противоречит моим первоначальным представлениям;

« + » - это для меня новое;

« ?» - информация, которая вызывает интерес или удивление.

Смысловые отношения частей сложного предложения определяются теми союзами, которыми они связаны. По союзам и по значению (смысловым отношениям) сложносочинённые предложения делятся на три группы: ССП с соединительными союзами, ССП с противительные союзами, ССП с разделительными союзами.

соединительными союзами и, да (в значении и ) выражают временные отношения:

- одновременности, последовательности:

Значение одновременности двух или нескольких действий, явлений, событий обычно передается путем совпадающих временных форм глаголов-сказуемых (чаще несовершенного вида, реже совершенного) в частях, входящих в состав сложносочиненного; иногда глагольные формы в этих случаях не совпадают. Например: И вот в туманной вышине запели птички, и восток озолотился (М.Лермонтов); Стадо еще не прогоняли, и народ еще не возвращался с работы (Л. Толстой); Намедни ночью бессонница моя меня томила, и в голову пришли мне две-три мысли (А.Пушкин).

Значение одновременности подчеркивается наличием у частей сложносочиненного предложения общего второстепенного члена (чаще всего обстоятельства), например: Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи и торчали порожние бочки (Д.Григорович).

Другой вид временных отношений в сложносочиненном предложении – последовательность действий или состояний , выражаемая порядком частей и видовременными глагольными формами в сочиненных частях предложения. Например: Последние отблески вечерней зари погасли совсем, и темная ночь спустилась на землю (В.Арсеньев); По хутору зажглись огни, и в каждом курене уже гудела новость (М.Шолохов).

К значению временной последовательности может присоединяться оттенок значения следствия, например: ...На выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать (Лев Толстой).

- быстрая смена действий (действия и его результата), например: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили;

Сложносочиненным предложениям, в которых выражается быстрая смена событий или неожиданный результат (первая часть в них может представлять собой номинативное предложение) присуща особая интонация и пред союзом и ставится тире. Например: Один прыжок – и лев уже на спине буйвола (А.Куприн); Мгновение – и все опять тонуло во мраке (В.Короленко).

- причинно-следственные отношения , которые наглядно выявляются в тех случаях, когда во второй части сложносочиненного предложения за союзом и следуют наречия потому, поэтому, оттого и др. с оттенком присоединения. Например: У судьи губы находились под самым носом, и оттого нос его мог нюхать верхнюю губу сколько душе угодно было (Н.Гоголь). Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться.

Союз и может выражать также отношения, близкие к противительным. Например: Все ее знали, и никто не замечал (А.Пушкин).

Союз ни…ни употребляется только в отрицательных предложениях. Сложные предложения с этим союзом выражают значение перечисления. Например: Ни она никого не тронет, ни ее никто не тронет (М.Салтыков-Щедрин).

Союзы тоже, также употребляются для выражения сходства, тождества, уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже итакже всегда стоят внутри второй части сложносочинённого предложения, а не между частями.

Примечание . Союз тоже , как правило, употребляется в разговорной речи, союз также в книжной.

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами:

- союзы или, либо указывают на возможность одного явления из двух или нескольких , взаимоисключения. Например: Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (А.Чехов); Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь (погов.).

- союз то…то указывает на чередование событий . Например: То падал как будто туман, то вдруг припускался косой крупный дождь (Л. Толстой).

- предложения с союзами не то… не…то, то ли… то ли выражают значение предположительности, неопределённости. Например: Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер А.(Фадеев).

Сложносочинённые предложения с противительными союзами:

- союзы а, но, однако, зато выражают отношения сопоставления и противопоставления. Например:Ученье - свет, а неученье - тьма (посл.); Солнце село, но в лесу еще светло (И.Тургенев).

- союзу а синонимичен союз же , который ставится после первого слова второй части сложного предложения и подчёркивает это слово. Например:Дело веди, безделье же гони. (Пословица)

- по значению союзу но близки союзы да и однако , например: Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжает летать (Сергеев-Ценский).

Союз зато со значением противопоставления имеет значение возмещения. Например: Денег ни гроша, зато слава хороша. (Пословица)

Противительный союз да придает высказыванию оттенок разговорной речи, встречается также в фольклорных произведениях. Например: Я проснулся, да лень одолела (И.Тургенев); Хороша каша, да мала чаша (погов.).

Некоторые сочинительные союзы употребляются в сложносочиненном предложении для выражения присоединительных отношений , при которых содержание второй части сложного предложения представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части.

Значение присоединения выражает союз и в сочетании с указательным местоимением это в начале второй части сложносочиненного предложения. Например: Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне Павловне (Л. Толстой).

Присоединительно-соединительное значение , как указывалось выше, имеют союзы также и тоже .

III . Выделим главное

Продолжи тезис:

1. В ССП с соединительными отношениями используются союзы: __________________

2. В ССП с разделительными отношениями используются союзы: __________________

3. В ССП с противительными отношениями используются союзы: __________________

4. На чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких указывается в предложениях: _________________________________________________

5. Одно явление противопоставляется другому в ССП: ____________________________

6. Перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим в предложениях: ______________________________________________________

7. Значение присоединения выражает союз и в сочетании с указательным местоимением ____________ в начале второй части сложносочиненного предложения.

8. Союзу а синонимичен союз _________, который ставится после первого слова второй части сложного предложения и подчёркивает это слово.

9. Предложения с союзами не то… не…то, то ли… то ли выражают значение _____________

10. ССП с соединительными союзами и, да (в значении и ) выражают временные отношения одновременности и _______________________________________________.

IV . Отделим ошибочную информацию от правильной

«Да-нетка» (выскажи свое согласие / несогласие с данными утверждениями):

Утверждение

Да

Нет

Союз и может выражать отношения, близкие к противительным.

Союз же ставится вначале второй части сложного предложения и подчёркивает значение второй части.

Противительный союз да придает высказыванию оттенок разговорной речи.

Сложносочиненным предложениям, в которых выражается быстрая смена событий или неожиданный результат, присуща особая интонация и пред союзом и ставится тире.

Союзы тоже, также употребляются для выражения перечисления.

Cоюзы а, но, однако, зато выражаютотношения сопоставления и противопоставления.

V . Установим соответствие

Между примерами сочинительных союзов и их смысловыми отношениями в сложносочинённых предложениях:

1. Сопоставление и противопоставление

2. Перечисление

Б) тоже, также

3. Возмещение

В) а, но, однако, зато

4. Одновременность, последовательность, быстрая смена событий, причинно-следственные

Г) не то… не то, то ли… то ли

5. Предположительность, неопределённость

Д) ни…ни

6. Сходство, тождество

Е) то…то

7. Чередование

Задание

Запиши номера предложений со значением одновременности и со значением последовательности в две колонки:

1. Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный. (М. Лермонтов) 2. Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. (А.Серафимович) 3. За окном брезжил рассвет и кричали петухи. (А.Толстой) 4. Белое солнце сверкало в облетавших лесах, и в его холодном свете был хорошо виден каждый лист. (К. Паустовский) 5. Тяжёлые тучи опускались всё ниже, и, предвещая возможный буран, поднялся сильный восточный ветер. (К. Паустовский) 6. Она зачерпнула воду, и мы помчались в бухту, ныряя и вскакивая на гребни волн. (К. Паустовский)

Задание

В ССП определи характер отношений между предложениями, охарактеризуй предложения, расставь знаки препинания.

Образец. По хутору зажглись огни, и в каждом курене уже гудела новость. (соединительный союз И , соединительные отношения)

    Присоветуйте им встретить меня с детской любовью и послушанием не то не избежать им лютой казни. (А.Пушкин)

    Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство. (И.Тургенев)

________________________________________________________________________

    Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей. (Ф.Достоевский)

________________________________________________________________________

    И воздух становился слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче. (К.Федин)

________________________________________________________________________

    Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и воспоминания мутные неясные как сон. (А.Серафимович)

________________________________________________________________________

    До ближайшей деревни оставалось еще верст десять а большая темно-лиловая туча взявшаяся бог весть откуда без малейшего ветра но быстро подвигалась к нам. (И.Тургенев)

_______________________________________________________________________

VI . Развиваем умения определять смысловые отношения в ССП

Задание

Перепиши предложения, подчеркни грамматические основы в предложениях. Укажи, какой союз связывает части сложносочинённого предложения (соединительный, противительный, разделительный). Определи значение сложносочинённого предложения (одновременность, последовательность, быстрая смена событий, причинно-следственные, перечисление, сходство, и т.д.)

1. Ветер не уменьшался, и пошёл снежок. (И.Тургенев) 2. На берегу, на промысле, горели два костра, а в море никого не было. (Максим Горький) 3. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка. (В.Короленко) 4. Я задержался в гимназии, и начали обедать без меня. (М.Зощенко) 5. Все приостановились, мальчик в синей футболке тоже вмиг замер (Е. Велтистов). 6. Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. (А.Герцен) 7. Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет (М.Салтыков-Щедрин) 8. Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы. (М.Шолохов)

VII . Совершенствуем умения конструировать сложносочинённые предложения и определять смысловые отношения в них

Задание

На основе данных простых предложений составь и запиши сложносочинённые предложения с союзами и, а, но . Подчеркни в них грамматические основы. Обозначь сочинительные союзы и назови смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

1. Соль закончилась. Суп посолить нечем. 2. Дождь прекратился. Игра возобновилась. 3. Хотел подготовить отчёт. Времени не осталось. 4. Он пишет замечательные сочинения. Задачи у него не получаются. 5. Я позвонил. Никто мне не ответил.

VIII . Развиваем орфографические и пунктуационные навыки, конструкторско-творческие способности

Задание

    спиши текст, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу союзы;

    определи смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений, которые встречаются в тексте;

    дополни текст 5-6 предложениями, продолжающими описание весенней тайги; используй для описания сложносочинённые предложения или простые предложения с осложняющими конструкциями.

Стояла весна. Кое…где в глубоких оврагах вековечной тайги белел снег осыпа…ый пожелтевшими хвоями …. (союз) на скатах оврагов меж зеленевшей травы кое…где выскакивали из…под серого хвороста голубоватые подснежники. Верхушки мелких сосенок пустили новые ростки светло-зелёные с серыми шишечками на концах …. (союз) забл…стали бри…иантовые слёзки на стволах ели сосны и кедра. Молодая берёзка зазеленила концы своих коричневых почек и вся покрылась изумрудным убором рельефно отделяясь от тёмной стены старых елей и сосен и ещё черневшихся листве…иц.

По утрам …краины тайги оживали.. .

(По В. Гиляровскому)

IX . Учимся писать изложение

Напиши подробное изложение с изменением лица рассказчика

Воля

Наши чувства – это конь, который вдруг, порой в силу непо­нятных причин, выходит из-под контроля наездника, встает на дыбы и мчится во весь опор, сломя голову. Вероятно, каждый чело­век испытал в своей жизни унизительные для него моменты, когда собственные твои чувства выходят из-под контроля и заставляют совершать нелепые поступки. Как потом бывает стыдно и неловко!

Как же научиться управлять чувствами?

В детстве я был нервным, вспыльчивым и довольно визгливым ребенком. Когда я стал молодым человеком, припадки ярости и несдержанности исчезли, хотя обиды я воспринимал, может быть, с еще большей остротой. Я научился справляться с порывами не­сдержанности. От кого научился, точно ответить не могу. Видимо, из книг, от родителей, от друзей. Большую роль в самовоспита­нии играет обыкновенная тренировка, как на стадионе. Сначала надо сдержаться один раз, потом второй, третий...

Воля является главным компонентом в аппарате управления самим собой. Какие же чувства надо культивировать в себе и ка­кие подавлять? Разумеется, нельзя драться, даже если очень оби­жен. А если на тебя напали? Разве не следует обороняться? А право защищать свою любовь? Но и нельзя эту защиту доводить до уничтожения того, кто тебя любит.

Мысль о близких мне людях, о том потрясении и страданиях, которые я мог бы им принести, всегда останавливала меня от необдуманных поступков. Я должен был страдать сам, но не перекладывать свои страдания на других. Значительно позже я понял, что мои страдания также счастье жизни, ее полнота, сила, красота. Без таких страданий я многого бы не понял.

Мне кажется, нет абстрактных хороших чувств и абстрактных дурных. Все они конкретны. Каждый должен определить необхо­димость своего поступка как проявление своих чувств. Мерилом, на мой взгляд, должно быть: если от этого другому (другим) будет хорошо, значит, это хорошо; если от этого мне будет хорошо, а другим плохо, значит, это плохо. Человек развивается в бесконечной внутренней борьбе с самим собой, в борьбе натуры с созда­ваемым характером. Когда характер выработан и человек управляет своими чувствами, о нем будут говорить: он волевой, тактичный, воспитанный.

(По В. Розову. 335 слов)

X . Подведем итоги

Задание

Повтори материал «Основные группы ССП по союзам и значению», используя таблицу:

Группы ССС

Средства связи

(союзы)

Значение

ССП с соединительными союзами

И, да (= и), тоже, также, ни - ни, да и

перечисление (одновременность, следование)

ССП с противительными

а, но, же, да (=но), однако, зато

сопоставление, противопоставление

ССП с разделительными союзами

Или, либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли

чередование, взаимоисключение

Выполнив предложенные задания, я теперь

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ (А)

Программы самореализации личности (сборник комплексных заданий для общеобразовательных школ с обучением на русском и украинском языках). Русский язык. 9 класс. Составители: Прядко А.Г., Роменская С.В. / Общая ред. Мельниковой Л.В . - Донецк, 2011.

1. Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?

2. Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?
3. Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?
4. Какое место по отнашению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?
5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?
6.Расскажи о видах сложноподчиненных предложений, приведитее примеры.

1. Какое утверждение является неверным? А.Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых Предложений. Б. В

БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко,

чем в союзных.

В. Между частями БСП ставится тире, если второе предложение указывает на

причину того, о чём говорится в первом.

2. . Из данных простых предложений составьте три сложных,

используя различные средства связи.

Ночью ударил первый морозец с ветерком. После тёплого лета и дождливой

осени он казался с непривычки крепким. Всё вокруг побелело.

3.Допишите, образуя сложные бессоюзные предложения.

А. Мы хорошо отдохнули…(вывод или результат)

Б. Я взглянул на небо…(следствие)

В. Здесь нельзя проехать…(причина)

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

5. Продолжите предложение: Юноша говорил мало…, чтобы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов)

Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с

6. Какова роль тире в предложении: Ребята – их было четверо –

держались в стороне.

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г. выделяет вводное предложение

7.Укажите, почему стоит тире в БСП: Пробовал бежать – ноги от страха не

двигались.

Б. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём

говорится в первом предложении.

В. Предложения рисуют быструю смену событий.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

9. Расставьте знаки препинания в предложении: Когда мы произносим какое-

либо слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например

произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её

признаками светом жгучестью и горением.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не расставлены) и заполните их номерами таблицу.

1.Не спится няня здесь так душно.

2. Поля и луг обращённые туманом и росою в бесконечные озёра мало-помалу

исчезали во мгле ночи звёзды острым своим блеском отражались в реке.

3. Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

4. Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло

5. Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

Виды предложений Номер предложения

Сложносочинённые

Сложноподчинённые

Сложные бессоюзные

Задание 4. Замените придаточную часть сложноподчиненного предложения причастным оборотом. Укажите, в каких конструкциях определительные значения

выражены сильнее. Объясните знаки препинания в измененных предложениях.

1. Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами.
2. В застывшем небе гасло последнее облако, которое было освещено холодным закатом.
3. Огромные тучи, которые были озарены огнями гавани, грудились над портом.

Задание 5.Замените придаточную часть сложноподчиненного предложения деепричастным оборотом. Укажите, в каких конструкциях обстоятельственные значения выражены сильнее. Объясните знаки препинания в измененных предложения.

1.Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.
2.Настоящий товарищ, если что-то пообещает, никогда не станет тянуть с выполнением обещания.

1.На какие группы и по каким признакам делятся предложения в русском языке?

2.В чём сходство и в чём различие между простыми и сложными предложениями?
3.Какие смысловые отрезки разделяются запятой в сложном предложении?Какие правила постановки запятой в сложном предложении ты знаешь?Покажи на схемах.
4.Какие смысловые отрезки разделяются запятой в простом предложении?Какие разделяются тире?
5.Какие члены предложения могут быть однородными?Какие правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами ты знаешь?Покажи на схемах.
6.Какие смысловые отрезки выделяются запятыми внутри простого предложения?Что тебе известно о них?
7.Что общего у обращений и вводных слов и чем они различаются?
8.В чём особенности предложений с прямой речью?

4. Какими бывают предложения по цели высказывания? По эмоциональной окраске?

5. Какое простое предложение называется распрастранённым, а какое нераспространённым? Приведи примеры
6. Назови главные и второчтепенные члены простого предложения? Какими частями речи они могут быть?
7. Какие смысловые отрезки могут включаться в структуру простого предложения? Как они пунктуационно оформляются на письме?
ПОМОГИ ПОЖАААЛУЙСТА.

Похожие публикации