Сочинение: описание картины А. Рылова "В голубом просторе"

Пусть что угодно говорят о начале советской живописи, об эпичности и символичности, «В голубом просторе» (картина Рылова) явно демонстрирует романтику, переполнявшую автора полотна, написанного в суровом, холодном и голодном 1918 году в Петрограде.

Аркадий Рылов: краткая справка

Будущий художник родился в холодных северных местах в 1870 году. Учился в Императорской Академии художеств. Одним из его учителей был А. И. Куинджи, пейзажист-экспериментатор, много работавший на пленэре. Не подражая своим учителям, Рылов ищет свой путь и находит его в увлечении животными. С 1902 года он ведет занятия в «классе рисования животных». Это отражается в его лиричном автопортрете с белкой.

А также в работах, которые предшествовали появлению произведения «В голубом просторе». Картина Рылова - пейзаж, отражающий романтически восторженное отношение к жизни.

Чайки

Первой пробой кисти стали «Чайки», написанные в 1910 году. Это камерная работа, в которой имеются и морской пейзаж, и суровые голые скалы, и мирно греющиеся под нежарким северным солнцем сидящие птицы.

Здесь нет зовущего за собой пространства, простора, но интересен сине-зеленый колорит воды, отблески которой сверкают голубыми тенями на белом оперении птиц. Нерезко выражен и треугольник камня (он скруглен), на котором расположилась стайка. Иначе решено полотно «В голубом просторе». Картина Рылова будет иметь другую округлую форму овала, которая войдет в ее композицию.

Предварительный этюд?

«Лебеди над Камой» написаны в 1912 году. Пустынен скалистый пейзаж, две трети полотна занимает бурлящая Кама, выполненная в коричневато-зеленоватых тонах, которые оживляют белые барашки волн. Не хватает простора, небо «давит» на пару летящих лебедей, помещенных в центр картины.

Живописец не показал, где будет их пристанище. Вокруг низко летящих белых птиц только вода без конца и без края. Считается, что «Лебеди над Камой» предваряют появление полотна «В голубом просторе». Картина Рылова, написанная шесть лет спустя, выглядит совершенно другим, мажорным образом.

Романтическая душа

Художник неслучайно дал название своей картине. Взгляд просто приковывает голубой простор огромного неба с кучевыми белоснежными облаками, и вспоминаются работы Якоба ван Рёйсдала, у которого небо - важнейшая часть композиции. Перед вами репродукция картины Рылова «В голубом просторе».

На огромной высоте, касаясь облаков, летят белоснежные птицы, изумительно выписанные белым по белому. Лебеди летят клином, вожака не видно, он где-то впереди. И на облаках, и на лебедях играют зеленовато-голубоватые тени. Между ними ярко сверкает насыщенная просинь небес, которая высветляется, спускаясь к горизонту, приобретая зеленоватые оттенки. Взор останавливается на паруснике, белеющем вдали. Он стоит на якоре на спокойном холодном море, которое слабо волнуется под легким ветерком. У его борта закипает волна крутого посола. Вымпелы гордо расправлены. Цвет его парусов неоднороден. Он переливается голубоватыми и зеленоватыми отблесками моря. Только у романтика в век паровозов и пароходов зашумят над головой паруса под неверным северным ветром. Только над романтиком на ветру запоет тугое полотно. Холодны скалы, покрытые снегом.

Зрителю дается описание картины Рылова «В голубом просторе». Ведь настоящее произведение искусства чем привлекательно? Тем, что каждый может наполнить его личным содержанием. На холодные скалы, занесенные снегом, можно мысленно поставить тонкую фигурку Ассоль, которая ждет, что под закатными лучами солнца паруса станут алыми и наконец сбудется ее мечта. Настоящий художник всегда ждет непредвзятого взгляда зрителя и того, что он дополнит его картину своими мыслями, мечтами и фантазиями. Именно тогда она и оживает, а не когда подвергается холодному разбору по заданному плану. Именно сердце подсказывает, как дать описание картины Рылова «В голубом просторе». Искусствоведение интересно как наука и многому учит, но иногда надо отвлекаться от академических знаний и просто удивляться и говорить: «Ах! Как это хорошо, не знаю - почему!»

Для неискушенных людей писал Аркадий Рылов. «В голубом просторе» - картина, в которой можно затеряться, остановившись перед ней, а потом иначе смотреть на жизнь природы, восхищаясь тем, что художник дал новое направление чувствам.

РЫЛОВ Аркадий Александрович (1870-1939)

В историю русской живописи А.А. Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей - "Зеленый шум" и "В голубом просторе", хотя наследие оставил большое и очень высокого художественного уровня.

Русский советский живописец А.А. Рылов родился 17 (29) января 1870 года в селе Истобенское Вятской губернии (ныне Истобенск Кировской области). Аркадий родился в пути, когда родители его ехали в Вятку. Отец Рылова страдал сильным нервным расстройством, поэтому мальчик воспитывался в семье отчима.

Его детство и юность прошли на севере. Семья жила в Вятке, на берегу широкой многоводной реки с таким же названием. Край лесов, озер и рек покорил художника своей красотой. Рылов полюбил природу страстно и на всю жизнь. Он мог целыми днями бродить по лесам и лугам, часами сидеть у воды, наблюдая за утками или подолгу следить за пушистой белкой.

В 1893 году А.А. Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, а еще через год его пригласил к себе в мастерскую А.И. Куинджи, обучение у которого давно было заветной мечтой молодого художника. Рылова в полном смысле слова можно считать учеником и последователем Куинджи.

К началу 1900-х годов мастерство Рылова достигло зрелости. Будучи родом из Вятской губернии, он первые свои пейзажи, написанных после окончания Академии, посвятил родной северной природе: "С берегов Вятки" (1901), "Рябь" (1901), "Смельчаки. Кама" (1903). Близки по характеру и картины, сделанные после поездки на этюды в Финляндию: "Весна в Финляндии" (1905), "Тихое озеро" (1908).


Весна в Финляндии


Рябь

Эти северные пейзажи принесли ему первую известность. Можно сказать, что в то время определились излюбленные темы художника: водная стихия и движимые ветром деревья. Выбор этот, по словам А.И. Куинджи, свидетельствовал о "врождённой любви к природе".

В 1904 году появился "Зеленый шум". Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников поразило молодое, радостное чувство, которым пронизан пейзаж. Колорит строится на сочетании насыщенных цветовых отношений. Динамично пространственное решение - это противопоставление сильно приближенного переднего плана и открывающейся за ним необозримой дали. В этой картине, как и в некоторых других у Рылова, в природных мотивах проступает историческая символика - славянский челн, виднеющийся за деревьями.


Зеленый шум

В своих "Воспоминаниях" Рылов писал: "...жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами... Я очень много трудился над этим мотивом, стараясь передать свое ощущение от весеннего шума берез..." Увидев картину, друг Рылова художник Богаевский продекламировал стихотворение Некрасова "Зеленый шум". Лучшего названия для картины нельзя было и придумать. Так некрасовские стихи навсегда сроднились с одной из лучших картин Рылова, знаменующей расцвет его дарования. Ныне один из вариантов картины "Зеленый шум" украшает Третьяковскую галерею в Москве, а другой - Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге. В 1904 году "Зеленый шум" поставил художника в ряды лучших пейзажистов страны.


Полет лебедей над Камой

Однажды впервые в жизни художник увидел белых лебедей на свободе - красивые гордые птицы совершали весенний перелет. Вольный полет белых птиц над безбрежным северным морем надолго завладел воображением художника. И в 1918 году он на одном дыхании пишет картину "В голубом просторе". Это было повторение написанной им же в 1914 году картины "Полет лебедей над Камой", но на этот раз - в мажорном ключе.


В голубом просторе

В новой картине А.А. Рылов достиг не только выразительного лаконизма художественного языка, но и символического звучания образа. Сине-зеленые волны набегают на красноватые скалы далекого острова. На вершинах скал поблескивает искристый снег. Легкий парусник покачивается на волнах. А над горизонтом в нежной лазури медленно проплывают легкие облака. Величавая и суровая северная природа встречает утро нового дня. Белые лебеди, словно купаясь в хрустальном воздухе, парят над водой, то снижаясь, то поднимаясь к сиреневым курчавым тучкам. В картине столько воздуха, что зритель, кажется, и сам ощущает свежее дыхание ветра. Плавный ритм движения и мажорный колорит, которые сумел передать художник, сложили поэтическую песнь.

Белые лебеди над северным морем и сегодня вызывают чувство радости, ощущение необъятного простора и света. Вполне закономерно, что этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях. Реалистичность в изображении натуры сочеталась у Рылова с романтизацией образа, поэтому его работа получила символическую трактовку: мотив бескрайнего простора, сурового моря и сильного ветра ассоциировался с "ветрами революции". Полотно А.А. Рылова вошло в официальную историю искусства как чуть ли не первая полноценно-"советская" картина, полная "революционной романтики". Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова - основоположником советской пейзажной живописи. Ныне полотно "В голубом просторе" находится в Государственной Третьяковской галерее.

Создавая преимущественно пейзажи-картины, Рылов стремился дать обобщённый, национально-романтический по настроению образ родной страны. В советский период творчества художник в ряде случаев показывал в пейзаже преобразовательную деятельность людей ("Трактор на лесных работах", 1934, Третьяковская галерея), обращался непосредственно к историко-революционной тематике ("Ленин в Разливе", 1934, Русский музей).


Но были у него пейзажи и с иным настроением - например, "Глушь" (1920). Болото с черной водой заполняет весь первый план, а за ним - мрачный, тревожный лес.


Глушь

Правда, жизнеутверждающих произведений у художника намного больше: "Закат" (1917), "Чайки. Тихий вечер" (1918), "Лебеди" (1920), "Жаркий день", "Полевая рябинка", "Островок" (все 1922), "Березовая роща" (1923), "Старые ели у реки" (1925), "Лесная река" (1928), "Домик с красной крышей" (1933), "В зеленых берегах" (1938) и др.


Чайки. Тихий вечер


Полевая рябинка


Закат

Рылов был также тонким анималистом, вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. Известно, что у художника в мастерской был целый уголок леса, где гуляли его обитатели - обезьяна, зайцы, белки, птицы и другие животные. Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Звери и птицы Аркадия Александровича не боялись. Здесь же было два муравейника. Это трогательное доверие "братьев наших меньших" художник запечатлел в картине "Лесные обитатели" (1910) и в "Автопортрете с белкой" (1931, Третьяковская галерея).


Автопортрет с белкой

Художник не только поддержал Октябрьскую революцию, но и стал активным деятелем советского искусства. Позднее, в 1920-1930-е годы произведения Рылова стали подчеркнуто декоративными. В 1935 году был удостоен звания заслуженный деятель искусств РСФСР.

Мастер живописных пейзажей, академик живописи А.А. Рылов умер в Ленинграде 22 июня 1939 года.

А самые знаменитые его картины "В голубом просторе" и "Зелёный шум", благодаря своей декоративности, подбору красок и их сочетаний, отсутствию тональных переходов, интересным ракурсам и символике, стали не только хрестоматийными, но и почитаемыми всеми, кто хоть немного знаком с русской живописью.

Только Рылов, пожалуй, умел как-то особенно поэтично смотреть на самые обыкновенные картины природы, мимо которых проходили сотни людей, не замечая их: белые одуванчики на зеленом лугу; синие реки, где купаются отражения плывущих по небу облаков; шустрая белка, скачущая по пушистым еловым веткам; весенний перелет птиц; березы, трепещущие на ветру своими ветвями; ловко прыгающий в венчике купавы солнечный зайчик... Впечатления от увиденного переполняли художника. Руки тянулись к кисти, кисть - к холсту, и рождались картины о родной природе, а значит, о родной земле. Наверное, художник Рылов своими картинами хотел не только воспеть красоту и своеобразие родной природы, родной земли, но и напомнить, что человек в ответе за ее сохранность и процветание.




Предвечерняя тишина



Скалы в Кекенеизе.

Вариант 1. 3 класс От картины А.А. Рылова "В голубом просторе" веет свежим морским воздухом. По ярко-синему небосводу летят семь величавых белых красавцев-лебедей. У птиц красивые длинные шеи, могучий размах серебристых крыльев. Стаю лебедей сопровождают пушистые, серо-голубые с розовым оттенком облака. На горизонте зеленоватое небо сливается с лазурным морем. Коричневые горные скалы как будто врезались в холодное море. Их вершины покрыты белым снегом. Небольшие волны гуляют по темно-синему мрачному морю. По морскому простору мчится корабль с раздутыми белыми парусами. Мне нравится изображенные на картине морской простор и мощь моря. Хазиева Алина.

Вариант 2. 5 класс Лебеди движутся навстречу солнцу. Его лучи ярко освещает белых гордых красавцев, свободно и непринужденно парящих над синей гладью моря. Лебеди то парят в свободном полете, то рвутся вперед одним взмахом мощных крыльев. А над ними и под ними плывут в том же направлении легкие пушистые облака. В синем морском просторе движению птиц вторит парусник, летящий над волнами, почти не касаясь их. Такое впечатление, что он тоже парит, только в другом пространстве. Раздутые белоснежные паруса также ярко освещены солнцем, как и белые лебеди в небе, и облака. Вместе с кораблем, птицами, облаками движутся волны, покрытые белыми бурунами. На картине А.Рылова все движется. Кажется, что и снежный берег плывет куда-то вслед за всеми, туда, где яркое солнце, неизвестные дали. Художник удивительным образом создал бесконечное движение, полное жизни и света.

Вариант 3. 7 класс В начале ХХ века в живописи появляется много морских пейзажей, одним из которых является полотно А. А. Рылова « В голубом просторе». Искусствоведческий анализ образной системы картины А. А. Рылова «В голубом просторе». Картина А. А. Рылова «В голубом просторе», как бы принимая эстафету, передаёт романтическую взволнованность. По небу величаво плывут облака, и, широко распластав крылья, летят белогрудые красавцы- лебеди. Они движутся навстречу весне, и ничто не остановит их могучий вольный полёт. Лаконичен и выразителен ритм картины, в данном случае – это мотив убегающих волн. Они всё уменьшаются, исчезая из нашего поля зрения у линии горизонта. Следует отметить волнообразный ритм полёта птиц над волнующимся океаном, летящие волнистые облака, волнистую гряду гор и наполненные ветром паруса шхуны. Именно эти образы помогли художнику создать романтическое, полное света и радости полотно.

Сочинение по картине В голубом просторе А. Рылова для учащихся 3 и 7 классов.

Сочинение по картине «В голубом просторе» А. Рылова 3 класс

План сочинения

  1. Какой пейзаж изобразил художник?
  2. Что занимает большую часть картины?
  3. Главная идея картины.

Художник А. Рылов на своей картине «В голубом просторе» изобразил бескрайнее море. Оно тёмно-синего цвета. Здесь плещутся маленькие волны. Вдали плывёт корабль. Его светлые паруса раздувает ветер.

Чуть дальше видны скалы. Их много. Они частично покрыты белым снегом. Небо на картине очень красивое. Вблизи оно яркого синего цвета. По небу плывут белые пушистые облака. Они похожи на комочки ваты. А над горизонтом облака растянулись и полностью укрыли небо. Там оно совсем бледное.

В небе видны семь красивых птиц. Это лебеди. У них белое тельце, длинная шея, тёмный клюв и чёрные лапки. Лебеди смотрят вдаль. Навстречу им светит яркое солнце. Их путь далёк. Но у них пока много сил. Они летят на юг. Там лебеди пробудут до весны. А потом вновь вернуться в родные края.

Сочинение по картине «В голубом просторе» А. Рылова 7 класс

План сочинения

  1. Вступление. Несколько слов об авторе картины.
  2. Основная часть. Описание картины.
  3. Птицы
  4. Время года
  5. Заключение. Впечатления от картины.

Русский живописец А. Рылов всегда был увлечён водной тематикой. Почти на всех своих картинах он изображал море, речку или озеро. У воды очень часто присутствовали птицы, которые довольно гармонично вписывались в водный пейзаж. Немаловажная роль отводилась и небу. Оно всегда было разным и таким выразительным, что не могло не привлекать к себе внимание зрителя. «В голубом просторе» - одна из таких картин.

Большую часть картины занимает небо. Вблизи оно более яркое. Его насыщенный синий цвет, вступая в контраст с белоснежными кучевыми облаками, поражает своей красотой. Но к горизонту цвет неба постепенно меняется, становясь практически белым. Там слишком много перистых облаков, почти полностью укрывающих небо.

На фоне красивого неба художник запечатлел семь белых птиц, летящих над водой. Они изображены так близко, что каждую из них можно хорошо рассмотреть. У них крупное телосложение, маленькая голова, длинная шея, короткие клюв и лапы. Их сильные крылья широко расправлены, а движения необычайно грациозны. От птиц невозможно оторвать глаз. Без всякого сомнения, это лебеди. Они летят на юг, навстречу яркому солнцу. На родную землю пришла зима.

Изображенное на картине тёмно-синее море не покрыто льдом, но на его многочисленных островах уже лежит снег. Дует свежий морозный ветерок. Он нагоняет на воде лёгкие волны и надувает паруса плывущему вдали кораблю. Однако птиц не пугает ни лёгкий морозец, ни холодный ветер. Они ещё только в начале своего долгого пути на юг и полны сил. В тёплых краях лебеди проведут всю зиму, а весной обязательно вернутся домой, вновь радуя своим появлением жителей родного края.

Выбранная художником цветовая палитра – это холодные цвета и оттенки. И они не только подчеркивают ощущение холодного времени года. Сочетание белого цвета со светлыми и тёмными оттенками синего делают это произведение изумительно ярким предметом живописи. А небольшое количество серого, чёрного и коричневого цветов только усиливают этот эффект.

Стоит отметить, что картина имеет очень реалистичный вид. С трудом верится, что это изображение не фотография. Мелкие детали настолько чётко выведены, что зритель невольно сможет почувствовать себя участником этого сюжета. Всё происходит как будто на самом деле. Всё настоящее: и взволнованное ветром море, и заснеженные каменистые острова, и двухмачтовое парусное судно, и голубое облачное небо, и величавые белые птицы.

картина В голубом просторе А. Рылова фото

Художник Аркадий Александрович Рылов на этапе становления советской власти раскрывает яркие произведения живописного искусства, ставшие своеобразным началом зарождавшегося нового течения в советском искусстве. Картина Рылова В голубом просторе отражает романтический вид, летящих в косяке группу лебедей на фоне темного синего северного моря и горных возвышенностей и ярко голубого неба с кучевыми облаками освещаемых солнечным светом.

Задуманный сюжет с летящими лебедями Аркадий Рылов вынашивал в своем замысле после недавно увиденного полета этих вольных и благородных птиц, которые совершали ежегодный весенний перелет над бескрайним северным морем.

Художник уже имел некоторый опыт создания подобной тематики в 1914 году "Полет лебедей над Камой", приступил к новой работе в 1918 году. В картине В голубом просторе, Рылов поэтическим языком отражает глубокие чувства выразительного романтизма, передав бесконечное движение жизни и света.

На полотне яркими цветами художник показывает темно синее море с изумрудные волнами, контрастируя в отношении всего другого пространства более теплыми и мягкими цветовыми решениями. Меняя оттенки, голубое небо плавно переходит в цветовом отношении в удаляющуюся дымку горизонта.

В дали моря виднеются не высокие гористо скальные возвышенности частично покрытые снегом и подсказывающие зрителю о суровом северном крае. Колоритные кучевые облака освещаемые солнцем гармонично вписываются в воздушное пространство, на фоне которых, белые лебеди парят над бескрайним морским пространством.

Сюжет с лебедями освещенными контровым солнечным светом добавляет картине жизненности и умиротворенности. Раскрытые мощные крылья этих благородных птиц выделяются своей жизненной цветовой гаммой подмеченной художником охристыми и зеленовато-желтыми оттенками относительно голубого неба с облаками.

На бескрайнем голубом просторе северного синего моря виднеется парусник с раздутыми белыми парусами, корабль в картине подчеркивает нотку романтизма в величавом пространстве сурового северного моря.

В 1919 году этот замечательный пейзаж был продемонстрирован художником на первой уже советской выставке в Петербурге и от новых советских руководителей картина получила много похвал и положительных оценок. Можно считать, что данное произведение олицетворяющее рождение нового социалистического мира, стало начальной точкой отсчета для пейзажной живописи советского периода.

Сегодня картина Рылова В голубом просторе., находится в Третьяковской галерее, в Москве. Размер холста 109 на 152 см.

Похожие публикации