Юридическая консультация. Юридическая консультация Ст 95 44 фз в новой редакции

Отдельная статья Закона о контрактной системе посвящена изменению и расторжению контракта. В этом материале дадим разъяснения ст. 95 44-ФЗ и рассмотрим практику ее применения.

Разъяснение ст. 95 федерального закона № 44-ФЗ

В ст. 95 говорится о том, что можно вносить правки в условия контракта, а когда это запрещено законом. Также из нее понятно, какие способы расторжения разрешены, когда заказчик и поставщик могут принять решение об одностороннем отказе.

Для примера разберем условия ст. 95 закона 44-ФЗ, касающиеся расторжения контракта. Рассмотрим порядок этой процедуры. По своему желанию заказчик назначает экспертизу. В этом случае он сможет принять решение о расторжении контракта, только если эксперт подтвердит существенное нарушение условий контракта. Есть три варианта: собрать комиссию по приемке, назначить кого-то из числа работников предприятия, пригласить экспертов со стороны.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Следующий этап - получение заключения. Результаты экспертизы оформляют в виде заключения, которое подписывает эксперт или представитель экспертной организации. Заключение должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству. Закон не конкретизирует содержание и форму экспертного заключения и не предполагает издания нормативного правового акта по этому поводу. Основной вопрос, на который необходимо ответить специалисту, - соответствует ли товар, работа или услуга требованиям технического контракта. Если эксперт указывает на невозможность приемки по контракту, он должен обосновать это ссылкой на то, что нарушения существенны.

Далее заказчик принимает решение о расторжении в одностороннем порядке и издает внутренние документы об этом. В течение трех дней он должен уведомить поставщика о расторжении и разместить эту информацию в ЕИС. Контракт считается расторгнутым через 10 дней со времени, когда поставщик узнал о решении заказчика. Эти 10 дней даются на устранение нарушений.

Заказчик может отменить процедуру, если в течение этого срока поставщик устранит нарушения условий контракта и возместит все убытки и затраты. В ФАС данные направляются в течение трех дней. У ведомства есть 10 дней на проверку информации. Предоставленные основания для включения в РНП тщательно проверяют, анализируют бумаги. Рассмотрение проходит с участием представителей заказчика и поставщика.

Как собрать документы и уведомить поставщика, чтобы расторгнуть контракт быстро и законно.Используйте умные календари , которые покажут, как меняется порядок ваших действий в зависимости от реакции поставщика. А на схеме - все это вместе и наглядно.

Cт. 95 44-ФЗ в новой редакции с комментариями

Ст. 95 44-ФЗ в новой редакции действует с 2018 года. Нужно сказать, что смысл почти не изменился. Был исключен последний пункт статьи, согласно которому информацию об изменении и расторжении нужно публиковать в ЕИС в течение одного рабочего дня. Он признан утратившим силу. Кроме того, с 1 июля 2018 года после одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта помимо бумажного запроса предложений может быть проведен электронный. Как провести электронный запрос предложений по 44-ФЗ

Условия ч. 1 ст. 95 44-ФЗ

Подробнее разберем применение ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. В ней говорится об изменении существенных условий контракта. . Во-первых, если такая возможность предусмотрена самим контрактом, при этом:

  • цена снижается без изменения объема товара, работ или услуг;
  • цена меняется в пределах 10% от ранее установленной при изменении на такой же показатель объема товара, работ или услуг.

Также в причинам относят изменение регулируемых тарифов, уменьшение лимитов финансирования из бюджета. Кроме того, правки разрешены, если исполнить контракт по установленной цене невозможно, поскольку она превышает размер, определенный органами власти.

Судебная практика по ст. 95 44-ФЗ

Практика по ст. 95 44-ФЗ довольно обширная. Рассмотрим несколько примеров. Первый - Решение АС Республики Ингушетия по делу №А18-294/2018 от 27.04.2018. Администрация городского округа Магас провела электронный аукцион на ремонт и техобслуживание фонтана. Победителем стало ООО «Мастер-класс». Стороны заключили контракт и приступили к его исполнению. Заказчик перевел подрядчику треть цены работ в качестве аванса - 1,3 млн руб. Спустя четыре месяца подрядчик отчитался об итогах, отправив два экземпляра актов, а также сообщил, что у него изменился юридический адрес. Все письма получены адресатом в тот же день. Это подтверждает почтовое уведомление.

История умалчивает о том, что было дальше, но спустя полтора года заказчик по какой-то причине решил отказаться от контракта и потребовал от подрядчика вернуть ему весь аванс. Контрагент на такое требование не отреагировал. Прошло еще два месяца, и администрация разместила на ЭТП и в ЕИС информацию об одностороннем расторжении спорного муниципального контракта. После этого чиновники обратились в суд. Уже позже, в ходе разбирательства, заказчик пояснил, что не стал уведомлять подрядчика лично. По его мнению, хватило сообщения в единой информационной системе.

Подрядчику такие оправдания пришлись не по душе. Он указал на то, что выполнил часть работ, составил акты, однако ни ответа, ни уведомления о расторжении контракта не получил. Закон 44-ФЗ гласит, что заказчик обязан уведомить вторую сторону контракта о его одностороннем расторжении. Датой надлежащего уведомления считается день вручения подрядчику письма или день возврата этого письма из-за отсутствия компании по указанному адресу. Если сообщение направить невозможно, заказчик может поступить так: дождаться 30 дней с момента публикации уведомления в ЕИС. При сравнении действий заказчика с положениями закона ошибка видна невооруженным глазом. Увидел ее и суд. Использовать публикацию информации в ЕИС в качестве надлежащего уведомления можно, только если направить письмо не представляется возможным. В нашем случае заказчик просто не стал этого делать, хотя знал новый юридический адрес подрядчика.

Суд постановил, что администрация не выполнила требования закона и отменил ее решение об одностороннем отказе. Контракт признали действующим. Соответственно, вернуть свои деньги, выплаченные в качестве аванса, заказчику не дали. По закону, возврат средств при наличии действующего договора невозможен.

Второй пример. ООО «КАНЦ» подало иск к Нефтеюганской городской стоматологической поликлинике. Ранее стороны заключили контракт на закупку стоматологических инструментов. Компания требовала от заказчика оплатить поставку, а также признать решение об одностороннем отказе недействительным. К слову, ранее суды двух инстанций в удовлетворении иска отказали. Но поставщика это не остановило, и он обратился в кассацию.

Заказчик не огласил претензии, но от исполнения контракта отказался. Поставщик сослался на то, что бюджетное учреждение уклонилось от принятия товара, заявило, что расторгает контракт в одностороннем порядке, после чего подписало контракт с другой компанией. При этом, по мнению ООО «КАНЦ», заказчик не доказал наличие причин для одностороннего отказа.

Свои доводы общество основывало на том, что заказчик не подтвердил, что принял товар на хранение, и он утратил первоначальные свойства. Кроме того, поставщик заявил, что оставленный товар считается принятым, так как возражения в срок заявлены не были. Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом было подтверждено, что поставленные инструменты соответствуют требованиям. Односторонний отказ привел к тому, что ООО «КАНЦ» попало в реестр недобросовестных поставщиков.

Поставщик сам хотел расторгнуть контракт, но заказчик опередил его. Суд выяснил, что в процессе приемки у заказчика возникли вопросы к товару - он не соответствовал спецификации. Поставщику об этом сообщили в акте. Менять продукцию он отказался, поэтому заказчик принял решение об одностороннем отказе. ООО «КАНЦ» в свою очередь заявило, что это оно должно было расторгнуть контракт в одностороннем порядке по веским основаниям. Конечно, второй вариант был выгоден поставщику, поскольку в этом случае он не попал бы в РНП. Но кто не успел, тот опоздал.

Суд первой инстанции отклонил требования о признании недействительным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора. Он сослался на то, что поставщиком не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, который предусмотрен в контракте, соответственно, он предъявил суду претензию с требованием о расторжении спорного договора. На деле тот факт, что поставщик сам хотел отказаться от контракта, он подтвердить не смог. Компания пыталась оправдаться: мол, на момент обращения с иском в суд заказчик уже отказался от исполнения договора, поэтому поставщик не обязан исполнять условие о досудебном урегулировании спора. Но суд это не убедило.

Суд решил, что заказчик ничего не должен поставщику. Что касается взыскания процентов за пользование чужими деньгами, это требование суды также не удовлетворили. Все просто: заказчик правомерно не оплатил товар, соответственно, он ничего не должен поставщику, а значит и проценты взыскивать не за что. Если бы ООО «КАНЦ» доказало, что у заказчика есть перед ним есть денежные обязательства, можно было бы говорить о взыскании процентов, однако в данном конкретном случае такие подтверждения предоставлены не были. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу № А75-13276/2015 от 10.08.2016 поставщику отказали в удовлетворении его требований.

Вложенные файлы

  • Допсоглашение о расторжении контракта.pdf

В ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ говорится: «Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях...», при этом понятие «существенных условий» не раскрывается ни в этой норме, ни в какой-либо иной норме Федерального закона № 44-ФЗ. Полагаем, что это понятие должно применяться в том смысле, в каком оно дано в Гражданском кодексе РФ, на котором основан Федерального закона № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ): существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 2 ст. 432 ГК РФ). Таким образом, к существенным условиям контракта следует отнести все условия, которые подлежат включению в контракт в соответствии с Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе те, которые в силу указаний Федерального закона № 44-ФЗ должны быть указаны в извещении о закупке и документации о закупке, а также в заявке участника закупки (ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ).

Ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ перечисляет следующие случаи, когда допускается изменение существенных условий контракта:

    если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного контрагента ‑ контрактом допускается снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта (пп. »а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ);

    если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара (пп. »б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

Изменение условия контракта в вышеописанных случаях должно быть предусмотрено самими условиями этого контракта.

    для долгосрочных контрактов, цена которых превышает установленные пределы, по решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации в зависимости от того, осуществляется ли закупка для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд. По Федеральному закону № 44-ФЗ эта возможность устанавливается для контрактов любого вида, а не только контрактов на выполнение работ, а предельные суммы не указываются в нормах, а должны быть определены Правительством РФ (п.п. 2-4 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

Возможность изменения соответствующих контрактов для бюджетных учреждений ограничена, так как Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит нормы, прямо указывающей, что нужды бюджетных учреждений не являются государственными и муниципальными, однако из п.п. 5-8 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ можно сделать именно такой вывод. Соответственно, получается, что вышеприведенные нормы к договорам бюджетных учреждений применяться не могут.

    в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги, не давая, однако, перечня случаев, когда такое регулирование возможно (видимо, это должно исключить разночтения) и о пропорциональности изменения цены (п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

    при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ. Принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (п. 6 ст. 161 БК РФ, п. 6 ч. 1, ч.ч. 2, 3 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

Значение последнего указания не вполне ясно. Указания о том, что для контрагента предложение заказчика обязательно в законе нет, и контрагент вполне может отказаться от согласования новых условий контракта, ссылаясь на принцип свободы договора, закреплены в ч. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ.

    при исполнении контракта по согласованию заказчика с контрагентом допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (ч. 7 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

Расторжение контракта . Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Кроме того, ч. 15 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ установлено дополнительное основание для одностороннего отказа: заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что контрагент не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения контрагента.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе. При этом заказчик обязан отменить свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если контрагент на протяжении этих 10 дней устранит нарушения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения контрагентом условий контракта, которое в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч.ч. 12-14 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

Информация о контрагенте, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

Необходимо подчеркнуть, что условие о праве заказчика в одностороннем праве отказаться от исполнения контракта должно быть указано в контракте ч. 9 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

При этом, однако, следует иметь в виду, что с включением такого условия в контракт у контрагента появляется «зеркальное» право на односторонний отказ в случаях, когда такая возможность предусмотрена гражданским законодательством (ч. 19 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ). Федерального закона № 44-ФЗ установлен и аналогичный порядок одностороннего отказа контрагента от исполнения контракта, включая обязанность отказаться от решения об отказе от исполнения контракта в случае устранения заказчиком нарушений (ч.ч. 20-22 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 , при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;

3) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.

16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83, пункта 2 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона.

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

21. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

22. Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

24. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены "О государственном оборонном заказе".

Заметим, что начало ч. 1 ст. 95 нового Закона может вызвать вопросы, поскольку в нем говорится: "Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях...", при том, что понятие "существенных условий" не раскрывается ни в этой норме, ни в какой-либо иной норме Закона N 44-ФЗ. Полагаем, что это понятие должно применяться в том смысле, в каком оно дано в Гражданском кодексе РФ, на котором, в том числе, напомним, основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ): существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 2 ст. 432 ГК РФ).

Таким образом, к существенным условиям контракта следует отнести все условия, которые подлежат включению в контракт в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе те, которые в силу указаний нового закона должны быть указаны в извещении о закупке и документации о закупке, а также в заявке участника закупки (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Отсюда можно сделать вывод, что новый закон тем самым указывает, что изменение иных, не существенных условий контракта (допустим, количество выездов представителей заказчика на объект строительства и т.п.) допускается по общему правилу. (Отметим, что в настоящее время суды иногда исходят из того, что то же самое вытекает и из норм Закона N 94-ФЗ*(11)). Однако поскольку прямых указаний такого рода нет, толкование этой нормы судебной практикой может быть и иным. Особенно если не будет внесено соответствующих изменений в ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ.

Итак, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ перечисляет следующие случаи, когда допускается изменение существенных условий контракта:

Во-первых, (пп. "а" п. 1 указанной части) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного контрагента - контрактом допускается снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта (сравните с третьим предложением ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ);

Во-вторых, (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) изменение условий контракта - также если оно предусмотрено извещением и документацией о закупке и (или) контрактом - допускается, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара (см. также ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Как видим, пп. "б" п. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ развивает положения ч.ч. 6, 6.5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, однако им не ограничивается число видов работ и услуг, по которым возможна дозакупка дополнительного объема.
Подчеркнем, что изменение условия контракта в вышеописанных случаях должно быть предусмотрено самими условиями этого контракта.

В-третьих, п.п. 2-4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ развивают нормы ч.ч. 6.2, 6.3 ст. 9 Закона N 94-ФЗ относительно изменения долгосрочных контрактов, цена которых превышает установленные пределы, которые могут быть изменены по решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации в зависимости от того, осуществляется ли закупка для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд. По новому закону эта возможность устанавливается для контрактов любого вида, а не только контрактов на выполнение работ, а предельные суммы не указываются в нормах, а должны быть определены Правительством РФ.
Вместе с тем, возникает вопрос о возможности изменения соответствующих контрактов бюджетных учреждений. Закон N 44-ФЗ не содержит нормы, прямо указывающей, что нужды бюджетных учреждений не являются государственными и муниципальными (сравните ст. 3 Закона N 94-ФЗ), однако из п.п. 5-8 ст. 3 этого Закона можно сделать именно такой вывод. Соответственно, получается, что вышеприведенные нормы к договорам бюджетных учреждений применяться не могут.

В-четвертых, п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, как и ч. 6.4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, предусматривает изменение контракта в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги, не давая, однако, перечня случаев, когда такое регулирование возможно (видимо, это должно исключить разночтения) и о пропорциональности изменения цены.

В-пятых, изменение существенных условий контракта предусмотрено для случаев, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ. Принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (п. 6 ч. 1, ч.ч. 2, 3 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Значение последнего указания не вполне ясно. Указания о том, что для контрагента предложение заказчика обязательно в законе нет, и контрагент вполне может отказаться от согласования новых условий контракта, ссылаясь на принцип свободы договора, закреплены в ч. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ.

В-шестых, при исполнении контракта по согласованию заказчика с контрагентом допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается. Но существует два специальных правила, которые при необходимости все же позволяют это сделать. В статье рассмотрим: в чем они состоят, какие из правил являются наиболее распространенными и как они применяются на практике.

Повышайте квалификацию на курсе « » и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Изменение условий на основании ГК РФ

Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст. 451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий. При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта. Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы. Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

Это самое распространенное основание для изменения контракта.

Пример 1

Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта. Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

Пример 2

На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

Пример 3

В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Пример 4

В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам. При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Изменение на основании контракта

Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

Пример 1

В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».

ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон. Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-4661/2017).

Ответственность

Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Похожие публикации