Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы «Буква Ю, звук. «Буква Ю в начале слова (обозначение звуков и )
Доброго времени суток, дорогие мои читатели!
Продолжаю рубрику, учим буквы и сегодня гласная буква «Ю» . Практический материал подобранный мною поможет вашему ребенку запомнить быстрее букву «Ю» , ваш ребенок не только запомнит букву, но и научится выделять в словах звук [ю].
Предложите малышу послушать сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомнить слова со звуком [ю]
ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ
Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.
– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.
– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблю- дица.
– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.
– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.
– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.
– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.
– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.
Буква «Ю»
Веселые стихи
Юнга плыл на корабле,Юнга вел корабль к земле.
Юнга вел корабль умело, И вперед смотрел он смело. Юрка катит снежный ком. Вьюга кружит за окном. Юру я не узнаю… С комом он, как буква Ю . В. Степанов Юра тащит вкусный груз – Замечательный арбуз. На арене укротитель – Грозных тигров повелитель. Он, как буква Ю , с кольцом К тиграм смело встал лицом. В. Степнов Юра только сел на стул, Ножки свесил и заснул. Юра очень утомился – Целый день юлой крутился. Ф. Бобылев |
* * *Чтобы О
не укатилось,
Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, что случилось: Получилась… буква Ю . А. Шибаев Юбку я для куклы сшила, Кофту новую скрою. Говорит мне кукла: «Мама!» Значит, я для дочки шью. Любят хрюшки букву Ю : Без нее не скажешь: «Хрю!». В пути, в неведомом краю Нам компас – лучший друг. Одной заглавной буквой Ю На нем отмечен юг. Над облаками мы летим По компасу на юг. На берег моря, в южный Крым, Где нет зимою вьюг. Я узнаю юлу свою, Когда смотрю на букву Ю . |
Пословицы и поговорки
1. Юноши думают о будущем, а старики – о прошедшем.
2. Любишь кататься – люби и саночки возить.
Скороговорки
Игры
Игра «Кто внимательный?».
1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.
2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.
Игра «Кто больше?».
Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы «ю».
(Юла, юбка, юннат
и т. д.)
Игра «Доскажи словечко».
Игра «Найди слово».
1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.
ю – – ю – –
ю – – – ю – – –
ю – – – – ю – – – –
ю – – – – – ю – – – – –
Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:
юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,
тюльпан.
Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».
1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.
О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.
2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.
О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.
Игра «Добавьте звук».
– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.
Кроссворд
1. Детская кроватка.
2. Осветительный прибор.
3. Сосуд для вина на тонкой ножке.
4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.
О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка
Загадки
Спасибо, что посетили мою страничку.
Ю, ю (называется: ю) является буквой в большинстве кириллических славянских алфавитов (в болгарском - 29-я, в белорусском - 31-я, в русском и украинском - 32-я; исключена из сербского в сер. XIX в., не введена в македонский, созданный по новому образцу сербского). Имеется также в некоторых неславянских письменностях.
Обычно в кириллице считается по порядку 33-й (), 34-я по счету в глаголице (). Не имеет числового значения. В славянской азбуке название аналогично современному — «ю»; в церковно- и старославянском языках таким образом выглядит форма винительного падежа от краткой формы ст.-сл. местоимения она (рус. её), хотя совпадение данного слова с именем буквы, возможно, случайное.
Кириллическая буква произошла от греческой лигатуры IǑ, ιǒ (ΙΟΥ, ιου); общепринятой теории для глаголической формы нет, хотя чаще всего она соотносится с диграфом латиницы IU (iu).
В кириллическом письме имелось немного вариаций, в основном отличавшихся расположением соединительной черты (её могли рисовать посредине (так, как в современных шрифтах), сверху или делать наклонной).
Применяли варианты и с различными размерами элементов буквы: что-то наподобие ГО с наличием соединения по верхнему краю окружности o (подобная форма может говорить о северных истоках рукописи). Такая форма, порой, могла проникать и в шрифты печатные, например, в издания Ф. Скорины.
Йотирующий штрих в старорусской скорописи иногда вырождается в подобие с-образного штриха вверху над буквой о, т. о. буква получала вид дельты δ (греч.). Ещё одна вариация буквы — «Ю оборотное», с тем же значением, встречается в ряде старославянских памятников XII—XV вв.
В начале слов, находясь после разделительных знаков и гласных, отвечает звуковой паре /ју/, а после согласных дает их смягчение (при возможности) и звук /у/. Правда, после согласных в русском языке ставится не слишком свободно (без учета заимствований).
После м, в, б, ф, п практически всегда требует отделения при помощи мягкого знака (пью, вью, бью) или буквы л (коплю, люблю, графлю, ловлю, кормлю), но изредка могут и исключения встречаться (к голубю). Находясь после гортанных к, г, х, шипящих ш, ч, ж, щ, а также в позиции после ц не применяется.
После с, з, т, д, имеет также ряд исторически обусловленных ограничений, позволяющих проставлять ю после данных согласных в ряде окончаний существительных (гвоздю, карасю, гостю, князю), но только не в глаголах (поскольку формы сляпсю, слямзю, постю, бдю - просторечные, а в языке литературном должно наблюдаться изменение согласных, напр. как в скольжу, снабжу, вакшу, пощусь).
Из вышеописанных правил исключениями являются лишь заимствования (бюст, пюпитр, бюгель, дежавю, мюрид, курфюрст; брошюра, жюри, Чюрлёнис; кювет, Хюэ, гюрза; Цюрих и т. д.), в основном, это иноязычные названия и имена.
В отличие от русского, в украинском языке традиционно мягкое буквосочетание цю: Цюрупа, цюкати, пацюк, по пальцю и пр.
Сейчас буква ю в церковнославянской орфографии встречается только после согласных л, н, р и (изредка) после т, д, с, з, но некогда в старо-московском (а теперь старообрядческом) изводе церк.-сл. языка активно применялась после мягких шипящих: чюти (чуять), чюдо, ѿвращю и т. д.
Урок обучения грамоте
Тема: «Буквы Ю, ю, обозначающие два звука [иу]»
Цели: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука; формировать умение читать выразительно (с соблюдением логического ударения), правильно; понимать текст, ориентироваться по тексту; способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха; расширять кругозор детей.
Ход рока
I . Актуализация знаний. 1. Артикуляционная разминка
«Хомячок»
«Конфетка»
Разучить упражнение «Каретка».
Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево, непосредственно одно за другим.
2.Выслушать ответы детей о сказках. (Работа по иллюстрации в «Русской - азбуке» на с. 170.)
Какое время суток изображено на рисунке? Почему вы так думаете?
Расскажите, что нарисовано на картинке?
Можно ли было звать кошку укачивать мышонка? Почему?
К какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака)
II . Постановка темы и цели урока
Какие гласные буквы уже изучили?
На какие две группы они делятся? (Гласные буквы, которые обозначают твердость согласных звуков, и гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.)
Сколько пар гласных букв видите на ленте букв? У какой буквы нет пары? (У буквы У.)
-
Сегодня пришла пора познакомиться с новой гласной буквой.
- Отгадайте загадку:
Одноногий Ивашка -
Расписная рубашка.
Петь-плясать мастак,
А стоять - никак.
Проведем слого-звуковой анализ слова-отгадки.
А теперь составим отгадку из букв разрезной азбуки.
Что за звуки звучат в начале этого слова? ([й у])
Если мы рядом слышим звуки [й у], значит, слово пишем с буквой «ю».
Это и есть тема нашего урока. Сегодня мы послушаем, как звучит буква Ю, научимся ее произносить и писать.
III . Работа над новым материалом
1.На что похожа буква Ю.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью
Ой, смотри-ка, что случилось;
Получилась буква Ю!
Написание строчной буквы «ю» в «Прописи» на с. 19.
Буква Ю обозначает два звука в нескольких случаях. Проведём слого-звуковой анализ слов:
На Юлию лью твою воду.
Сколько звуков обозначает буква «ю» во всех этих словах?
Обратите внимание на позиционное положение буквы «ю» в словах. (В начале слова, после гласной и после мягкого знака.)
Вывод о том, когда буква Ю обозначает два звука.
4. Игра «Услышь звуки».
Если вы усльшите в словах звуки [йу], хлопнете в ладоши.
Юра, полью, Дарья, юбилей, ёжик, юность, читаю.
5. Чтение с доски.
юг пою рисую играю
Юра поют рисуют играют
6. Работа с учебником.
Чтение прибаутки на с. 170.
Чтение стихотворения на с. 171.
Рассказ о профессии модельера портного.
7. Чтение скороговорки по карточке.
Юлил -юлил и выюлил.
IV Итог урока.
С какой новой гласной буквой вы познакомились?
Какую особенность она имеет?
Кому понравилось выполнять различные задания с новой буквой?
Цели: создать условия для знакомства с особенностями буквы «ю» обозначать два звука ([й’], [у]): в начале слова и после гласных в слове. Упражнять в чтении слов с буквой «ю»; учить «читать» модели слов; развивать фонематический слух. Воспитывать уважение друг к другу.Планируемые результаты:
Предметные : знать и объяснять особенности буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.
Личностные УУД : развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.
Регулятивные УУД : различать способ и результат действия; принятие практической задачи.
Познавательные УУД : использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД : уметь обмениваться мнениями, слушать собеседников и учителя.
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте ребята. Посмотрите друг на друга улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения. А теперь послушайте меня.
Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Подровнялись. Улыбнулись.
И ко мне все повернулись!
Ребята, у вас на столах у каждого лежат по 2 картинки, смайлик улыбается – означает, что у вас хорошее настроение, а смайлик который не улыбается значит – что вы пришли на урок с плохим настроением. Пожалуйста, выберите картинку и покажите, какое у вас сейчас настроение.
Повторение изученного материала.
Загадка
Как отличаются гласные от согласных?
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
3. Открытие нового знания.
Игра «Волшебники»
А какая знакомая вам буква в игру не играла? (Буква Ю)
Ребята, а что мы с вами уже знаем про букву Ю? (ответы детей)
А может ли буква Ю обозначать сразу два звука? Сегодня мы продолжим разговор о букве Ю, а ещё поиграем в волшебников.
Отгадайте загадку:
Интересная игрушка
Одноногая вертушка
Зажужжала, как пчела
Быстро крутится
(юла)
- Отгадку найдите в учебнике.
«Прочитайте» слово «юла», ведя пальчиком по схеме слова. (На доске схема)
Ребята, давайте произнесём слово юла так, чтобы отчетливо был слышен первый звук. Назовите его. ([ Й" ])
Определите, какой это звук, и фишкой какого цвета мы его обозначим? (мягкий согласный звук, зеленая фишка)
Произнесите слово юла так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Назовите его. ([ у ])
Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим? (гласный, красная фишка)
Произнесите слово юла та, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Назовите его. ([ л ])
Какой это звук? (твердый согласный звук, синяя фишка)
Найдите четвертый звук в слове юла.
Назовите его. [ а ] (гласный, красная фишка).
Заменим гласные звуки на знакомые нам буквы.
Ребята, посмотрите, что у нас получилось? Подумайте, почему в слове юла всего три буквы, а звука 4? (ответы детей) (Ю в начале слова обозначает два звука)
Какой мы можем сделать вывод?
А теперь давайте с вами попробуем превратить звуковую схему слова юла, в звуковую схему слова Юля. (алгоритм работы тот же)
[ Й "] – мягкий согласный, зеленая фишка
[У] – гласный звук, красная фишка
[Л] - твердый согласный, синяя фишка
[А] – гласный, красная фишка
Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось. Поменялась одна фишка в нашей схеме. Как вы думаете, мы должны еще что-то здесь поменять? (последнюю букву А на Я, т.к. перед гласным звуком теперь стоит мягкий согласный звук).
Молодцы ребята. А кто догадался, почему в слове Юля буковки всего три, а звука 4?
Ну что, попробуем теперь превратить Юлю в Юру. (алгоритм работы тот же)
[ Й" ] – мягкий согласный, зеленая фишка
[ У ] – гласный, красная фишка
[ Р ] – твердый согласный, синяя фишка
[ А] - гласный, красная фишка
Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось. Поменялась одна фишка в нашей схеме. Как вы думаете, мы должны еще что-то здесь поменять? (последнюю букву Я на А, т.к. перед гласным звуком опять стоит твердый согласный звук).
Посмотрите, сколько букв в слове Юра? (три)
А звуков? (4)
А почему так получилось?
Физминутка
Все ребята дружно встали (Выпрямится.)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть.)
Первичное закрепление (работа в парах).
Послушайте стихотворение
Юнга – будущий матрос-
Южных рыбок нам привёз .
Кто такой юнга? Ответ возьмите из стихотворения
Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в парах. В учебнике есть схема слова юнга. Вам необходимо заполнить цветными фишками модель этого слова. Будьте внимательны, Кто закончит выполнять задание, поднимут вместе руки вверх (работают самостоятельно в парах)
Проверка задания. Одни ребята отвечают, остальные ребята внимательно слушают и оценивают ответы своих товарищей.
6 . Самостоятельная работа в тетрадях.
Разукрашивание буквы Ю.
Подведение итогов урока
Ребята, вам понравился урок?
А что больше всего понравилось?
Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?
Всем спасибо за работу, урок окончен!