Манифест об учреждении законосовещательной государственной думы. Учреждение Государственной думы Манифест от 6 августа 1905 года

Революционные события 1905 года привели к тому, что самодержавие вынуждено было пойти на серьезные изменения в государственном строе России, предполагавшие дополнение абсолютизма совещательными учреждениями, в том числе и представительного характера.

Начало разработки первого закона о выборах в народное представительство следует вести с 18 февраля 1905 г., когда Николай II отдал соответствующее распоряжение Управляющему министерством внутренних дел А.Г.Булыгину (высочайший рескрипт 18 февраля 1905г.). Одновременно был издан высочайший указ Правительствующему Сенату, обязавший Совет Министров рассматривать и обсуждать, поступающие на имя императора от частных лиц и учреждений предложения по вопросам усовершенствования государственного устройства.

В многочисленных предложениях по поводу рескрипта 18 февраля содержалось большое количество решений относительно создания законосовещательного органа, но в итоге было решено создать отдельную выборную законосовещательную палату. Совет Министров остановился на названии «Государственная дума» для проектируемого органа.

Положение о ней составлял помощник начальника главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел Сергей Крыжановский. Опыт европейских парламентов он использовать не решался, дабы не быть обвиненным в заимствовании непригодных для России западных образцов. Позже он утверждал, что за основу им был взят проект учреждения Государственной думы, составленный М.Сперанским в 1809 г. Однако при сравнении проектов Сперанского с работой Крыжановского сходства между ними не обнаружено, за исключением названия.

По проекту МВД законопроекты в Государственную думу должны были вноситься министрами и главноуправляющими отдельными частями. После обсуждения и голосования проектов в Думе ее заключения и журналы заседаний поступали на обсуждение в Государственный совет. Затем законопроекты с приложенными мнениями обеих палат представлялись императору на утверждение. Предполагалось, что проекты, отклоненные обеими палатами, не представляются на утверждение императора и считаются отклоненными. Это явилось бы формальным ограничением абсолютизма и выходило за рамки рескрипта 18 февраля. Но мы считаем, что при наличии назначаемого императором Государственного совета, император мог провести любой закон при необходимости. Стоит также упомянуть, что исходя из опыта 19 века, когда царь часто издавал законы, не рассмотренные законосовещательной палатой, можно сделать вывод, что такая практика могла быть продолжена. Следовательно, ограничение самодержавия, проектируемое Булыгиным и Крыжановским, на деле оказывалось чисто формальным и предназначалось для снятия плохо проработанных законопроектов.

Государственная дума по данному проекту наделялась рядом прав, которые не имел существующий совещательный орган - Государственный совет. Думе предполагалось дать право законодательной инициативы (очень ограниченное) и право запроса министрам о незаконных действиях администрации.

Составленный проект обсуждался в Совете министров под руководством председателя департамента государственной экономии Д.Сольского, который еще с 1881 года высказывался за создание общегосударственного представительного органа. Совет министров одобрил проект, но был изменен порядок назначения председателя и секретаря Думы, а также было предоставлено императору право роспуска Думы до истечения законного срока ее полномочий. 28 июня 1905 г. Совет министров закончил обсуждение проекта.

Николаем II было высказано предложение продолжить его рассмотрение на заседаниях Государственного совета, но под давлением графа Сольского и ряда других высших чиновников, а также общества, требовавшего скорейших преобразований, было принято решение не затягивать движение проекта. С целью его ускорения 19 - 26 июля проект был рассмотрен в Петергофском Особом совещании. В нем председательствовал сам император, участвовал ряд великих князей, членов Совета министров и Государственного совета.

Результатом деятельности Совета министров, комиссии и Особого совещания в Петергофе явилось опубликование 6 августа 1905 года Манифеста об учреждении Государственной Думы, Учреждения Государственной думы и Положения о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 г. Автор считает, что стоит подробнее рассмотреть организацию «Булыгинской думы», опираясь на эти источники, дабы лучше понять характер законосовещательного учреждения, которое планировалось созвать.

Манифест об учреждении булыгинской думы провозгласил, что «…сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали мы за благо учредить Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на все пространство империи…» Калинычев Ф.И.Государственная дума в документах и материалах. М.,1957.,с.30-31.. Этот манифест и явился началом законодательной базы первого общеимперского представительного органа - Государственной думы. При этом в манифесте дается прямое указание на то, что император сохраняет за собой право вносить изменения в ее учреждение и давать для ее усовершенствования «по сему предмету соответственные в свое время указания». Мы считаем, что данное положение указывает на то, что при создании данного манифеста, уже был расчет на изменение законодательства о Думе в случае смены обстановки в стране в целом.

Итак, Булыгинская дума носила совещательный характер. По ст1. Учреждения Государственной думы от 6 августа 1905 г. она учреждается «для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный совет, к верховной самодержавной власти» Там же,с32. Члены Думы избирались населением на пять лет. По указу императора Дума могла быть распущена до истечения срока полномочий, с одновременным назначением новых выборов. Император также определял продолжительность «ежегодных занятий» Калинычев Ф.И.Государственная дума в документах и материалах., ст4,с.32. и перерывы в них в течение года. В составе Думы образуются общее собрание и не менее четырех, но и не более восьми отделов. Законным считалось заседание с присутствием: не менее одной трети членов - в общем собрании, а в отделе - не менее половины его членов. Расходы на Думу осуществлялись государственным казначейством.

Председатель Государственной думы избирались из числа ее членов на год. Он должен был докладывать императору о действиях Думы. Также председатель возглавлял совещание, рассматривающее общие вопросы деятельности Государственной думы. В состав данного совещания входили также товарищ председателя, председатели отделов Думы, секретарь Думы и его товарищ.

Члены Думы пользовались свободой мнений и не отчитывались перед своими избирателями. Депутат мог быть подвергнут лишению или ограничению свободы только по суду, а также не подлежал задержанию за долги. Член Думы мог отказаться от своей должности по письменному заявлению, подаваемому председателю. Признание члена Думы утратившим свои полномочия (по случаям указанным в статьях 17, 19, 20 учреждения) или временно устраненным от участия в собраниях осуществлялось в правительствующем сенате. Депутаты получали суточное довольствие из казны, также раз в год им выплачивалось пособие, покрывавшее путевые расходы на проезд от Санкт - Петербурга до места их проживания.

«а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) финансовые сметы министерств и главных управлений и государственная роспись доходов и расходов…;

в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым высочайшим повелениям»Калинычев Ф.И. Государственная дума в документах и материалах.,с.35..

Что касается законодательной инициативы, то Думе предоставлялось право возбуждать предположения об отмене или изменении действующих законов и издании новых, но эти предположения не должны были касаться начал государственного устройства, установленных основными законами. Такому предположению давалось движение в законодательном порядке только в том случае, когда министр или главноуправляющий отдельной частью, к ведению которого оно относилось, разделял соображения Думы о желательности отмены или изменения действующих законов и издания новых.

Государственной думе предоставлялось право требовать от министров и главноуправляющих отдельными частями разъяснений и сообщения сведений, по поводу их действий, которые по мнению Думы нарушают существующие законы.

По поводу порядка производства дел в Государственной думе стоит сказать, что подлежащие ее рассмотрению дела вносились министрами и главноуправляющими, а также государственным секретарем. Сначала поступающие дела рассматривались в отделах, затем поступали в общее собрание. Заседания общего собрания и отделов назначали, открывали и закрывали их председатели. В заседаниях не допускалось присутствие посторонних лиц, присутствие представителей печати допускалось в количестве не более одного человека от издания, за исключением закрытых заседаний, где присутствие любых посторонних запрещалось. Закрытые заседания назначались председателем Думы или по решению ее общего собрания.

Заключением Государственной думы считалось «…мнение, принятое большинством членов общего собрания Думы»Калинычев Ф.И. Государственная дума в документах и материалах.,ст.47,с37.. В нем должно было быть определено согласие или несогласие с внесенным предположением, описанное в точно выраженных положениях. Затем законодательные предположения с заключением Думы вносились в Государственный совет, откуда, в случае их утверждения, поступали императору.

Если император считал, что Дума медленно рассматривает внесенное дело, то Государственный совет устанавливал срок, к которому должно быть готово заключение. Если Дума не укладывалась в установленный срок, то Совет рассматривал дело вовсе без ее заключения.

Как мы видим из всего вышесказанного, Дума обладала достаточно широкими полномочиями по отмене или изменению действующих законов и изданию новых, но император имел возможность принять закон в обход Думы, рассмотрев его только в Государственном совете, а право законодательной инициативы Государственной думы было сильно ограничено. По мнению автора, это еще раз подтверждает ее законосовещательный характер и положение низшее, чем у Государственного совета.

6 Августа 1905 г.

    Государственная Дума учреждается для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный совет, к верховой самодержавной власти.

    Государственная Дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет...

Из положения о выборах в Государственную думу

6 Августа 1905 г.

3. Избрание членов Государственной думы... производится губернским избирательным собранием. ... под председательством губернского предводителя дворянства... из выборщиков, избираемых съездами: а) уездных землевладельцев; б) городских избирателей [необходим имущественный ценз - ст. 16, а следовательно рабочие лишались избирательных прав - ред.]; в) уполномоченных от волостей и станиц. ...

6. В выборах не участвуют: а) лица женского пола; б) лица моложе двадцати пяти лет; в) обучающиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; д) бродячие инородцы и е) иностранные подданные.

Государственная дума в России: в документах и материалах /Сост. Калинычев Ф.И. М., 1957. С.32, 39.

Большевики призвали рабочих и крестьян к активному бойкоту булыгинской Думы, и выборы в Думу не производились. Нарастающий подъем революции и Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 года смели Думу (ред.).

Манифест об усовершенствовании государственного порядка

17 Октября 1905 г.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной Нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, ... .

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от Нас властей. ...

Высочайшее повеление

Государь император высочайше соизволил повелеть председателю комитета министров статс-секретарю графу Витте принять меры к объединению деятельности министров впредь до утверждения законопроекта о совете министров. ” Правительственный вестник“ 18 октября 1905г.

Государственная дума в России: в документах и материалах / Сост. Калинычев Ф.И. М., 1957. С. 32, 90, 91.

Избирательный закон 11 (24) декабря 1905 года

Избирательный закон по выборам в Государственную думу, изданный в разгар московского вооруженного восстания 11(24) декабря 1905 г. в отличие от «совещательной» булыгинской Думы предусматривал создание «законодательной» Думы. К ранее установленным куриям - землевладельческой (помещики), городской (буржуазия) и крестьянской - прибавлялась рабочая курия и несколько расширялся состав городских избирателей при сохранении общего числа выборщиков от городской курии. Выборы были не всеобщие. Были лишены права голоса женщины, свыше 2 миллионов мужчин - рабочих мелких предприятий, кочевые народы, военнослужащие, молодежь до 25 лет. Выборы были неравные- 1 выборщик приходился на 2 тыс. избирателей землевладельческой курии, 7 тыс. городской, 30 тыс. крестьянской, 90 тыс. рабочей, т. е. 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.. Выборщики от рабочей курии составляли лишь 4% всех выборщиков в Государственную думу. По рабочей курии к выборам допускались рабочие с предприятий, имевших не менее 50 рабочих. Предприятия с числом рабочих от 50 до 1000 посылали одного уполномоченного. Крупные предприятия посылали одного уполномоченного от каждой тысячи человек. Выборы были не прямые, а многостепенные. Для рабочих устанавливалась трехстепенная, а для крестьян - четырехстепенная избирательная система. Фактически выборы были не тайные.

Широта: 55.75, Долгота: 37.62 Часовой пояс: Europe/Moscow (UTC+02:30) Расчет фазы Луны на 1.08.1905 (12:00) Чтобы рассчитать фазу Луны для Вашего города зарегистрируйтесь или войдите .

Характеристики Луны на 6 августа 1905 года

На дату 06.08.1905 в 12:00 Луна находится в фазе «Растущая Луна» . Это 6 лунный день в лунном календаре. Луна в знаке зодиака Весы ♎ . Процент освещенности Луны составляет 33%. Восход Луны в 11:00, а закат в 22:14.

Хронология лунных дней

  • 5 лунный день c 09:38 05.08.1905 по 11:00 06.08.1905
  • 6 лунный день c 11:00 06.08.1905 и до следующего дня

Влияние луны на стрижку 6 августа 1905

Луна в знаке зодиака Весы (±)

Луна в знаке Весы . этот знак не изменит общее состояние ваших волос. После стрижки волосы начинают быстрее расти, но становятся воздушными и непослушными, так же могут начать виться и плохо поддаваться укладке.

Оздоровительные процедуры для волос принесут много пользы. Отдайте предпочтение легким маскам и натуральным травяным отварам либо посетите профессионала.

Кардинально менять цвет волос не стоит, окончательный результат скорее всего не оправдает ваших ожиданий, то же самое касается кардинально коротких стрижек.

6 лунный день (±)

6 августа 1905 года в 12:00 - 6 лунный день . стрижка сегодня позволит избавиться от болезней, так же привлечет деньги.

Окрашивать волосы не стоит, можно спровоцировать разлад в семье или коллективе.

Стоит выбрать строгую, классическую прическу, статичную, не высокую, это позволит Вам привлечь энергию.

Эмоции сегодня будут окружать Вас повсюду, Вам даже может показаться, что их слишком много, захочется найти тихое место, оно Вам понадобится чтобы разобраться в них, чтобы привести свои чувства в порядок. Стоит внимательно отнестись к своим эмоциям, дабы не наломать дров и не разрушить достигнутого.

Растущая Луна (+ )

Луна находится в фазе Растущая Луна . Если хотите, чтобы волосы росли быстрее, состояние их улучшалось, а корни укреплялись, подстригите волосы в этот день.

Влияние дня недели (− )

День недели - воскресенье , строго запрещается! В этот день ваша связь с личным эгрегором (ангелом-хранителем) максимально крепка. Если в этот день что-то менять в организме, а тем более отрезать какую-то часть, то можно нарушить связь с космосом. Кстати, эти рекомендации в полной мере относятся не только к волосам, но и к ногтям.

3. «Булыгинская Дума»

6 августа 1905 г., в день Преображения Господня, были, наконец, опубликованы царский манифест об учреждении Государственной Думы и «Положение» о выборах в нее. С первых строк этих рожденных в муках политических страстей документов становилось ясно, что положенные в их основу принципы безнадежно устарели. России даровался выборный орган - Дума - для «предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений и рассмотрения росписи государственных доходов и расходов». Дума также имела право задавать вопросы правительству и указывать на незаконность действий властей путем непосредственного доклада своего председателя императору. Но никакие решения Думы не были обязательны ни для царя, ни для правительства.

Определяя систему выборов, разработчики ориентировались на образец 40-летней давности - земские положения 1864 г. Депутаты должны были избираться «избирательными собраниями» предписанного числа выборщиков от каждой губернии. Избиратели делились на 3 курии: землевладельцев, крестьян и городских жителей.

Крупные собственники, имевшие более 150 десятин земли, непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Выборы для них, таким образом, были двухступенчатыми. Мелкие землевладельцы выбирали на уездные съезды уполномоченных. Для них выборы были трехступенчатыми. Землевладельцев, составлявших всего несколько процентов избирателей, должны были представлять на губернских собраниях 34% выборщиков.

Трехступенчатыми были выборы и для горожан, которым предоставлялось 23% голосов губернских выборщиков. Кроме того, для них существовал очень высокий имущественный ценз. Голосовать могли лишь домовладельцы и наиболее крупные плательщики квартирного налога. Большая часть горожан вообще не допускалась к выборам. Это, прежде всего, рабочие и основная масса интеллигенции. Правительство считало их наиболее подверженными тлетворному влиянию западной цивилизации, а потому - наименее лояльными.

Зато в крестьянстве правительство по-прежнему видело вполне лояльную, патриархально-консервативную массу, которой чужда сама идея ограничения царской власти. Поэтому крестьянство допускалось к выборам целиком и даже получало на губернских собраниях довольно значительную долю голосов - 43%. Но при этом выборы для них были сделаны четырехступенчатыми. Крестьяне голосовали за представителей в волостном сходе, волостные сходы выбирали уездный съезд уполномоченных от волостей, а уж уездные съезды избирали крестьянских выборщиков в губернское избирательное собрание.

Итак, выборы предусматривались не всеобщие, не равные и не прямые. Будущая Дума тут же была прозвана «Булыгинской»9. Ленин назвал ее самым наглым издевательством над народным представительством. И такого мнения придерживался далеко не он один. Все революционные партии и большая часть либералов сразу заявили о намерении бойкотировать «Булыгинскую думу». Те же, кто согласился участвовать в выборах, заявляли, что лишь используют все легальные возможности для разоблачения фальшивого характера псевдонародного псевдопредставительства. Противостояние власти и общества продолжалось.

По свидетельству Витте, при дворе царило в эти дни «сплетение трусости, слепоты, коварства и глупости». 11 октября Николай II, живший в это время в Петергофе, сделал в своем дневнике любопытную запись: «Посетили лодку (подводную) "Ерш", которая уже пятый месяц, т. е. с восстания на «Потемкине», торчит против наших окон»10. Через несколько дней царь принял командиров двух немецких миноносцев. Судя по всему, все было готово на случай необходимости срочного отъезда царя с семьей за границу.

В Петергофе у царя постоянно происходили совещания. При этом Николай II продолжал упорствовать в попытках обмануть историю и уклониться от ставшего уже неизбежным. То он поручал бывшему министру внутренних дел консерватору Горемыкину составить проект, альтернативный проекту Витте, то предлагал своему дяде - великому князю Николаю Николаевичу принять назначение диктатором с целью силового усмирения страны. Но проект Горемыкина оказался почти идентичным проекту Витте, а дядя от предложения царя отказался и, размахивая револьвером, угрожал застрелиться тут же, у него на глазах, если тот не примет программу Витте.

Наконец царь сдался и в пять часов дня 17 октября подписал подготовленный графом Витте манифест:

1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3) Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

5. Николай II и Государственная Дума

а) «Первая российская конституция»

События, развернувшиеся в конце 1905 ― начале 1906 г., отнюдь не способствовали улучшению взаимоотношений между правительством и демократической общественностью.

Нельзя сказать, что правительство не пыталось сделать ничего в духе обещаний Манифеста 17 октября. 27 ноября были изданы «временные правила» о печати, отменявшие предварительную цензуру и право властей налагать административные взыскания на периодические издания. 4 марта 1906 г. появились «временные правила» об обществах и союзах. Сами эти правила были довольно либеральны. В тот же день вышли «временные правила» о публичных собраниях.

Главной целью правительства при издании всех этих правил было ввести хоть в какие-то рамки пользование политическими свободами, которое с начала революции осуществлялось русским обществом «явочным порядком», стихийно и без всяких ограничений.

Широта: 55.75, Долгота: 37.62 Часовой пояс: Europe/Moscow (UTC+02:30) Расчет фазы Луны на 1.08.1905 (12:00) Чтобы рассчитать фазу Луны для Вашего города зарегистрируйтесь или войдите .

Характеристики Луны на 6 августа 1905 года

На дату 06.08.1905 в 12:00 Луна находится в фазе «Растущая Луна» . Это 6 лунный день в лунном календаре. Луна в знаке зодиака Весы ♎ . Процент освещенности Луны составляет 33%. Восход Луны в 11:00, а закат в 22:14.

Хронология лунных дней

  • 5 лунный день c 09:38 05.08.1905 по 11:00 06.08.1905
  • 6 лунный день c 11:00 06.08.1905 и до следующего дня

Влияние луны 6 августа 1905

Луна в знаке зодиака Весы (±)

Луна в знаке Весы . Подходящее время для отдыха после напряженной работы, обусловленной лунной Девой. Лучше всего не начинать чего-либо нового и глобального, а быстро завершить ранее начатое и спланированное.

Неплохой и довольно плодотворный период для делового сотрудничества, основанного на взаимопонимании и отсутствии каких-либо разногласий. Негативным моментом является обостряющаяся сложность в принятии решений.

Можно долгое время колебаться между всеми «за» и «против», выискивать как достоинства, так и недостатки, обдумывать, но так и не прийти к окончательному суждению. Поэтому принятие ответственных решений лучше всего перенести на другое, более благоприятное для этого время.

6 лунный день (+ )

6 августа 1905 года в 12:00 - 6 лунный день . Один из самых благоприятных дней. У многих людей в этот день проявляется дар предвидения, обостряется интуиция, открываются самые разнообразные способности.

Без пробуксовки продвигается научная или общественная деятельность, легко налаживаются самые разнообразные контакты. День благоприятен для романтического общения с представителями противоположного пола.

Растущая Луна (+ )

Луна находится в фазе Растущая Луна . Первая лунная фаза ведет свой отсчет от новолуния и до начала первой четверти Луны (начала второй фазы). В данный период Луна располагается в начале своего роста. Для первой фазы свойственно увеличение энергии для свершения запланированных дел.

В этот период рекомендовано строить планы и приступать к новым проектам, взвешивать и обрисовывать планы развития новоиспеченных идей, внимательно разбирать проблемы и вопросы, как будущего периода, так и те, что остались нереализованными с предыдущего лунного месяца.

На физиологическом уровне в первую лунную фазу организм накапливает силы. Энергичность еще довольно мала во всех сферах жизни, будь то самочувствие, личная жизнь или бизнес.

Как и в работе, в личной сфере настает этап переосмысления нынешних взаимоотношений и вполне вероятно, вывод их на наиболее высокий уровень. Быстро возникают новые связи и знакомства. Совместно с ростом Луны в этот период жизненная энергия также возрастает.

Влияние дня недели (±)

День недели - воскресенье , этот день ходит под Солнцем, потому он пронизан его веселой, бодрящей энергией и сообщает людям добрую силу.

Издавна воскресенье отведено под отдых, под работу не тела, но духа. И люди с удовольствием общаются друг с другом, встречаются, чтобы провести время в беседах, играх, удовольствиях. Это день воскресных гуляний, хождений в гости по зову души, которая распрямляется после недельной усталости и труда, омываясь дружеским участием и единением. Воскресенье - для легкой, а не тяжелой работы.

Похожие публикации