Называется инь янь. Инь-ян

Нужно сразу оговориться, что искомый древнекитайский символ имеет лишь два действительно верных транскрибированных названия – «Инь-Ян» (с традиционного китайского) и «Ин-Ё» (с пиньинь). Фактически название «Инь-Янь» является некорректным, тем не менее, ввиду того, что формулировка «знак Инь-Янь» является общераспространенной в бытовой и разговорной практике, в данной статье мы будем использовать ее наряду с правильным вариантом.

Итак, каково значение знака Инь-Янь и как он вообще появился? В разрезе данного вопроса необходимо понимать, что объективно мы не знаем, откуда возник знак Инь-Янь (фото символа представлено ниже). Исторически китайский знак Инь-Янь был заимствован даосскими натурфилософами от буддистов предположительно в I-III веках нашей эры. Данная концепция выдвигается рядом современных исследователей, в частности – отечественным востоковедом А.А. Масловым.

Тем не менее, как выглядит знак Инь-Янь мы узнаем из легендарной «Книги Перемен» (там же он впервые упоминается), которая по легенде была создана буддийским монахом Ицзином и позже адаптирована древнекитайскими мистиками под собственное традиционное мировоззрение. Во II веке до нашей эры «Книга Перемен» (более точное название – «Канон Перемен») была воспринята конфуцианской традицией и знак Инь-Янь стал чуть ли не философско-эзотерическим базисом учения Конфуция. Позже, когда даосизм оформился в устоявшуюся философскую систему, символ Инь-Ян стал одним из ключевых элементов в понимании принципов Дао.


Именно поэтому сегодня, когда мы задаем вопрос, что обозначает знак Инь-Янь, на ум приходят исключительно даосские концепции. Это тоже справедливо, хотя не стоит забывать, что истоки знака – в буддизме. С другой стороны, даосизм и конфуцианство во многих эстетических и философских аспектах крайне близки традиционному китайскому буддизму и в большинстве случаев значение знака Инь-Янь (картинки символа представлены ниже) идентично трактуется в рамках различных мировоззренческих систем.

Что значит знак Инь-Янь: символизм и философская семантика

Чтобы понять, что означает символ Инь-Янь, нет необходимости глубоко погружаться в концептуальные основы даосизма. Ведь базис этой системы достаточно прост, и в этом – его ключевая особенность. Итак, символ Инь-Ян представляет собой модель мироздания, которая воплощает в себе сущность всех процессов, происходящих вокруг человека и внутри него. Это диалектический принцип единства и борьбы противоположностей, извечное противостояние светлого и темного начал, которые существуют лишь взаимно и гибнут в отсутствие одного из элементов.


Черно белый знак Инь-Янь олицетворяет принцип постоянных перемен, но это не хаотичность, а последовательная смена состояний – синусоида, где за периодом спада всегда следует период «взлета». Это постоянный переход от статичного принципа к динамичному и обратно. Значение знака Инь-Янь традиционно обозначает союз двух начал, двух принципов – мужского (Ян) и женского (Инь). Ян – это огонь, действие, развитие, апофеоз светлого, творческого начала. Инь – это вода, потенциал, состояние покоя (иногда – застой), темная (условно негативная), холодная ипостась чего-либо.

Китайский знак Инь-Янь в разрезе даосской традиции учит тому, что прогресс достижим лишь при равноценном союзе двух противоборствующих начал. Цель существования – абсолютное равенство всех векторов, гармония с собой и окружающим миром. И в такой борьбе (будь то нравственная борьба внутри человека или военный конфликт двух государств) не может быть победителя, если в итоге силы не уравниваются. Фактически знак Инь-Ян говорит о том, что никакой борьбы нет вовсе, все происходящее – естественный и независимый процесс, потому что любая система стремится к балансу. Пустота всегда чем-то заполняется, а там, где пустоты нет, нет и необходимости в воспроизводстве чего-либо, это приводит к деградации системы.

Грубому не хватает мягкости, я утонченному – жесткости в принятии решений. Воин должен быть еще и мудрым стратегом, а философ должен уметь постоять за себя и за то, что ему дорого. Символ Инь-Ян указывает на необходимость восполнения недостатков личности посредством устранения «пробелов» в аспекте навыков, духовного, физического и эмоционального развития. Это касается как самого человека, так и любого другого объекта во Вселенной.

Что значит знак Инь-Янь: практические аспекты

Китайская система У-син, которая лежит в основе большинства восточных гадательных систем и боевых искусств, а также является концептуальным базисом для всем известной системы Фэн-шуй, основана на символизме Инь-Ян. Все первостихии (вода, огонь, дерево, металл и земля) воплощают в себе двойственную структуру Инь-Ян. Вода тушит огонь, металл разрушает дерево и так далее. В тоже время черно белый знак Инь-Янь и его принцип имеют здесь созидательный аспект: вода дает жизнь дереву, дерево дает пищу огню и далее по аналогии.

Также, отвечая на вопрос, что значит символ Инь-Янь, стоит обратить внимание на то, что концептуальный дуализм лежит в основе традиционной китайской медицины. В первую очередь, это принципы ограничений и допущений. В качестве наглядного примера можно привести Цзоюцзы, это концепция действий, предписанных только что родившей женщине. Это запрет выходить из дома, находиться на сквозняке, заниматься шитьем. Нужно принимать пищу согласно четко проработанной диете, не говорить определенных слов, не выполнять целый ряд предписанных обычаем действий. То есть, как мы видим, в основе данной ритуальной системы – философия черно белого знака Инь-Янь, двойственный аспект «возможности-ограничения», который определяет гармоничное (в данном случае – здоровое) состояние.

Значение символа Инь-Янь находит аналогичное отражение во многих других культурах и концепциях. Это Иахин и Воаз, а также Ор и Кли в каббале. Это Эрос и Танатос в древнегреческой концепции мироустройства. Это Анима и Анимус в философской системе К. Юнга. Это Явь и Навь в ведической традиции древних славян. Иными словами, концепция Инь-Ян универсальна для многих (если не для всех) религиозно-этических традиций. При этом знак Инь-Янь имеет и сугубо специфические черты, о которых подробно (и довольно просто) говорится в трактате Ней-цзин.

P.S. Тату Инь-Янь достаточно популярно в современном обществе. Однако нужно понимать, что нет никаких данных о том, что в древнекитайской традиции тату Инь-Янь могло быть нормой. Более того, во всех религиозно-этических традициях мира нанесение татуировок на тело без веской (действительно значимой!) причины считается нецелесообразным и даже опасным для человека. Именно поэтому тату Инь-Янь делается лишь на свой страх и риск, у данного действия нет и не может быть исторической, культурной или религиозной подоплеки

Значение символов Инь и Янь берет свое начало из древней китайской философии. Как известно, весь мир состоит из противоположностей.

И сила амулета Инь-Янь заключается как раз в сочетании противоположных сил, в их уравновешенном и гармоничном сосуществовании друг с другом.

Неважно, что представляют собой эти начала: единение, любовь или дружбу. Только неразрывно взаимодействуя между собой, они развиваются.

Из истории Инь и Янь

Первоначально знаки ассоциировались у древних китайцев с горой. Одна ее половина всегда была освещена солнцем, а другая находилась в полной темноте. Но такая ситуация не могла сохраняться постоянно. Смысл заключался в том, что рано или поздно стороны должны поменяться местами.

С развитием мира и цивилизации, первоначальное значение символов несколько изменилось. Им стали придавать более глубокий смысл. Но всегда и во всем, речь идет только о противоположностях. Например: холод — тепло, мужское – женское, добро — зло. Взаимодействующие друг с другом силы непрерывны. Они постоянно переходят друг в друга.

Амулет с символами Инь и Янь предназначен для того, чтобы привнести гармонию и уравновесить их. Ведь в каждом человеке есть противоположности. И чем больше равновесие этих сил, тем успешнее личность. То же самое можно сказать и про отношения мужчины и женщины.

Амулет в повседневной жизни

Талисман Инь-Янь дарит своему владельцу полное равновесие в энергетическом плане. Он помогает найти любовь, добиться успеха в карьере и добавляет гармонии в жизнь. Он помогает усилить слабую энергию и подавить доминирующую. Оберег защищает своего хозяина от воздействия злых сил.

Одним из важных факторов действия оберега, особенно с символами Инь и Янь является его настрой на своего владельца. Нельзя просто купить амулет, надеть его и ждать, когда он начнет действовать. Талисманы и амулеты требуют обязательной подготовки, зарядки и активации. Если использовать основные правила, можно получить очень мощный амулет, способный предоставить своему владельцу защиту и удачу в жизни.

Символ Инь символизирует темную сторону. Он считается таинственным, спокойным, женским началом. Ему соответствуют вода и металл. Знак Янь наоборот, символизирует светлую сторону. Это активное, сильное мужское начало. Его сопоставляют с деревом и огнем.

Индивидуализация амулета

Любой талисман для эффективной работы и защиты владельца должен быть заряжен его энергией. Если вы купили амулет в магазине, прежде чем заряжать его, обязательно очистите его от энергии людей в руках, которых он побывал.

Для этого его несколько мнут нужно подержать под проточной водой или окунуть в солевой раствор, а можно просто положить в соль.

Прежде чем, вносить в талисман свою энергию будет полезно зарядить его энергией своей стихии.

Например, огненные знак зодиака (стрелец, лев, овен) должны пронести оберег через пламя семь раз подряд. Лучше всего использовать свечу. Для скорпионов, рыб и раков нужно окунуть амулет в стакан с водой, тоже семь раз подряд. Близнецам, весам и водолеям придется окурить свой оберег благовониями. Достаточно делать это пару минут. А девам, козерогам и тельцам следует присыпать вещицу землей. Достаточно оставить ее в таком положении на пару минут.

Как зарядить талисман своей энергией

Сначала следует выбрать день. Существуют мужские и женские дни.Женские — это среда, пятница, суббота. Мужские – понедельник, вторник, четверг. Заряжают амулет энергией, только поздно вечером.

  • Садитесь за стол, взяв талисман в руки, крепко держите его в ладонях.
  • Сконцентрируйтесь и думайте только о хорошем. Сидите в таком положении не меньше 10 минут.
  • Для усиления свойств оберега Инь-Янь, можно использовать магию. Прочитайте над ним такие слова:

«Мой амулет, выбрать решила тебя! Судьба теперь у нас с тобой одна! Мне ты удачу, везение принесешь, я же заботой и вниманием тебя ублажу!».

  • Слова повторяют в количестве трех раз.
  • Для активации амулет заворачивают в лоскуток матери. Цвет любой, кроме черного. Его убирают в тайное место, сроком на неделю.
  • Далее, каждый вечер в течение недели, достаете магический оберег и держите в руках. Можете разговаривать с ним, рассказывать о проблемах, делиться сокровенным. Все это ваша энергия, которую впитывает амулет.
  • За неделю амулет впитает в себя достаточно вашей энергии. Теперь он должен всегда быть с вами.

Как правильно пользоваться талисманом?

Использование талисмана с символикой Инь и Янь просты:

  • не нужно выставлять амулет напоказ и давать в руки посторонним;
  • за оберегом нужно ухаживать, как за любым ценным украшением: чистить, протирать;
  • для поддержания энергии и ее силы, периодически необходимо брать талисман в руки и разговаривать с ним.

Очень полезно делиться с амулетом счастливыми моментами в жизни. Благодаря такому отношению, можно получить сильный оберег от невзгод и несчастий. В дальнейшем он будет привлекать в жизнь своего владельца только позитивные моменты.

Инь и ян. Две первоосновы Вселенной. Ян – небесная мужская сила, а инь – женская земная. Концепция единства и борьбы этих двух первичных основ присущи не только Китаю. Ведь в той или иной форме мифы создания жизни путем соединения Матери-Земли и Неба-Отца можно найти в древних мифах и религиях почти всех народов.Например, в системе йоги аналог инь и ян называется ха-тха (примерный перевод «закон Солнца и Луны»), отсюда хатха-йога.
Энергия инь – по свойствам близка к гравитации, стремится сжать все в точку, стремиться сжать пространство и время в единую черную дыру. Это сила, которая поглощает энергию и посылает ее в никуда. Сoagula алхимии. Первоначально - темная холодная сила Космоса.

Инь есть первоначальный хаос, который царил до появления материи и пространства-времени.
Ян – стремление к расширению. Сила, для которой свойственно разрывание границ и расширение, сила взрыва и света, солнечного излучения. Solve алхимиков. Расширяющая сила, которая определяет пространство и время и сохраняет их.
В макрокосмосе борьба между силами гравитации и солнечного излучения (инь и ян) определяет природу реальности. В микрокосмосе их взаимодействие питает нашу жизненную силу.

Соединение и объединение двух противоположностей рождает движение и Жизнь, как материальный, так и духовный мир.
«Все вещи несут инь на поверхности и содержат ян внутри; когда обе эти сущности соединяются, то жизненная энергия производится гармоничным образом» («Дао дэ цзин», стих 42).
Сжатие и расширение, женское и мужское, тьма и свет, холод и жар – едины в своем различии. Инь и ян подобны двум полюсам магнита. Различны в своих свойствах и проявлениях, но едины в целом, и одно не может существовать без другого. Древнекитайский символ инь-ян наполнен глубоким философским смыслом – все содержит в себе зародыш противоположности. Все во Вселенной находится в постоянной борьбе, в движении, в изменении. Вся жизнь – непрерывная трансформация, все течет и изменяется.
Определение инь и ян поразительно близко к современному представлению о природе Вселенной и современным научным теориям. Интересно, что многие физики черпали свои идеи из бездонного колодца восточной мудрости – недаром Нильс Бор после посвящения в рыцари выбрал для своего герба знак инь – ян как символ гармонии между древними восточными и современными западными науками.
Последователи даосской школы Мо-цзы говорят: «Все, что есть на Земле – ян, но сама Земля – инь». Все, что стремится к уплотнению – имеет больше качеств инь. Все, что стремится к расширению – больше качеств ян.
Ян – активная, мужская, небесная энергия. Ее описывают как горячую энергию голубоватого света, поднимающуюся снизу вверх. Ей присущи качества «мужских» первоэлементов – Огня и Воздуха. Разлитая в пространстве, стремящаяся к расширению, энергия ян пропитывает все живое на как Земле, так и во Вселенной. Все, где есть стремление к движению и расширению, имеет в своей основе силу ян.
Инь – пассивная, женская, земная энергия. Она наполнена холодом вакуума, Космоса, первозданной тьмы. Инь воплощает собой первоначальный хаос, который царил до появления материи и пространства-времени. Этой энергии присущи свойства «женских» первоэлементов – Воды и Земли. Подобно воде, эта энергия стремится заполнить пустоту, устремляется сверху вниз в стремлении заполнить и уплотнить пространство. Сравните с Книгой Закона: «Ибо вовеки он – Солнце, она же – Луна. Но для него – крылатое тайное пламя, а для нее – звездный свет, нисходящий с высот». Человек, согласно даосскому учению, может ощутить инь только как результат взаимодействия с ян – из-за ее пассивной и непроявленной природы.
Согласно представлений даосизма, инь и ян сперва находились в непроявленном виде в Дао.
Дао можно понимать как всемирный принцип, рационально недоступный, и поэтому человек должен как можно меньше своим сознательным действием и стремлением мешать этому принципу осуществлять себя, должен жить более интуитивным способом. Следовать по пути разума, пренебрегая интуицией - значит враждовать с Дао, а враждующий с Дао неминуемо причиняет вред себе и окружающему. Он словно плывёт против течения, но этот течение настолько сильно, что всё равно подчинит его себе. Плывущий против течения зря тратит свои силы. Истощая свои силы, он приходит к гибели своего сознания и своего «Я».

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.
Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.
Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей.
Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао],
а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме.
Безымянное и обладающее именем одного и того же происхождения,
но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими.
Переход от одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному.
(Дао дэ Цзин, стих 1)

Понятие «Дао» и его связь с каббалистическим Деревом Жизни описано в работе А. Кроули «Магическое Дао»:
1. Дао концентрируется в Кетер как точка.
2. Дао направляет себя в Хокма и становится Мужской Силой. Она называется Ян и символизируется Целой Линией.
3. Дао расширяется в Бина и становится Женской Силой. Она зовется Инь и символизируется Прерывистой Линией.
4. Три этих понятия: Дао, Ян и Инь – порождают Небо и Землю со всем их содержимым.

Таким образом, ян-ци – энергия правого ствола Древа Жизни, а инь-ци – соответственно левого. Интересно совпадение цветового восприятия энергии ян-ци. Цвет Хокмы – голубой, такой же и цвет насыщенной, «уплотненной» энергии ян.
Представления об инь и ян, о энергиях ци и Дао можно встретить в несколько измененном, «зашифрованном» виде во многих вещах западной традиции и культуры. Астральный свет Э.Леви, флюид магнетизеров, гальванизм и магнетизм - не являются ли все эти названия одной и той же энергией?

Две цивилизации – западная и восточная - входили в соприкосновение еще до похода Александра Македонского, обмениваясь знаниями и обогащая друг друга. Упоминание о греках («йона», «явана» - перевод этнонима «ионийцы») встречается в индийском эпосе «Махабхарата», в Указах Ашоки, и др. Известны греко-бактрийское, индо-скифское и индо-греческие царства.


Максимальная территория Индо-греческого царства в 175 до e. v.

Правитель индо-греческого царства Менандр I (Милинда) не только официально перешёл в буддизм, но к концу жизни даже стал буддистским архатом (святым, достигшим нирваны).

Серебряная драхма царя Менандра I «Спасителя» с надписью на реверсе «Махараджа Менандр Спаситель» на языке кхароштхи (Кхароштхи - письменность, по-видимому, произошедшая от арамейского алфавита. Была распространена в Северной Индии и на юге Средней Азии в III в.до e. v. - IV в. e. v.).

Монета царя Менандра I с колесом дхармы.

Плутарх говорит, что после его смерти пепел от погребального костра был распределён между многими городами, и построены монументы (предположительно ступы), подобно ступам Будды. По свидетельству Махавамсы (исторической поэмы о царях Шри-Ланки, охватывала период с VI в. до e.v по IV в. e.v.), греческий монах Махадхармараксита пришёл из города Александрии (предположительно Александрия Кавказская около Кабула) c 30 тысячью греков-последователей буддизма на церемонию открытия Великой Ступы в Анурадхапуре в Шри-Ланка (около 130 г. e.v.).
Ряд исследователей сходятся во мнении, что именно греки стояли у истоков течения Махаяны в буддизме. Учитывая, что именно буддизм Махаяны распространился в Китай, Тибет, Корею и Японию, можно утверждать, что Запад оказал значительное влияние на историю Востока. И в то же время неоспоримо глубокое влияние, которое индийская мудрость оказала на греческих философов того времени и, следовательно, на дальнейшее развитие Запада. Например, философ Пиррон, последовавший за Александром и вернувшийся в Грецию, чтобы учить своих приверженцев (среди которых были Зенон и Эпикур), в Индии был сторонником дигамбарского (аскетического) направления джайнизма. В трудах Онесикрита и Страбона явно заметно влияние буддизма.
Первые известные антропоморфные изображения Будды появились в результате греко-буддистского взаимовлияния. До этого буддистское искусство было аниконичным (Будда изображался только через символы: пустой трон, дерево просветления, следы Будды, колесо дхармы и пр.).

Символ кадуцей, олицетворяющий силы трансформации, единства противоположностей, жезл Меркурия, удивительно похож на систему чакр и движения инь и ян по меридианам тела. Сравним изображения из Месопотамии,

Жезл Меркурия (Гермеса):

меридианы инь и ян:


Человеческий организм – информационно-волновая энергетическая структура гораздо в большей степени, чем просто физическое тело. Энергия ци проникает в организм с воздухом при дыхании с воздухом, с пищей, но также и через биологически активные точки (точки акупунктуры) и распространяется по меридианам и внутренним органам. В организме человека китайские врачи насчитывают около 700 таких точек. Эти точки обладают повышенной чувствительностью, проницаемостью для разных видов излучений и высоким электрическим потенциалом. По некоторым сведениям, мембрана клеток точек акупунктуры может принимать информацию, которая переносится магнитными полями, СВЧ, КВЧ, лазером, радиоактивными частицами и т. д.).
В древнекитайском трактате «Хуан Ди Ней-цзин» поэтически описываются точки по степени взаимодействия с энергией ци: "там, где в теле возникает ци, образуется точка колодец; там, где ци сочится, возникает точка ручей; там, где ци течёт, образуется точка речушка; там, где ци движется подобно потоку, образуется точка река; а там, где ци входит внутрь организма, двигаясь к органам, образуется точка море".

Излучается ли энергия также только по этим точкам или всей поверхностью тела – вопрос остается открытым.

В 1962 году севернокорейскими учеными была открыта система трубкообразных структур, имеющих очень тонкие стенки и пронизывающих человеческий организм в соответствии с акупунктурными меридианами. Цитата: «Эти трубкообразные структуры («система Кенрак») имеют выход на кожные и подкожные покровы. Оканчиваются они маленькими неплотными овальными образованиями, резко отличными от близлежащих тканей. Расположение этих образований соответствует акупунктурным точкам. Система Кенрак представляет собой сеть волноводов и служит для передачи токов высокой частоты. Отметим, что скорость протекания энергии по ней намного превосходит скорость химических реакций и скорость нервного импульса. Механизм действия системы Кенрак описывается так. Нейроны, получая низкочастотный ток действия, перед дальнейшей передачей преобразуют его в ток высокой частоты. Затем –«на выходе» - происходит обратное преобразование в ток действия - уже для следующего нейрона. Такие превращения, естественно, занимают определенное время. Однако организм нуждается в ускоренной передаче энергии, что и обеспечивается системой Кенрак. Токи высокой частоты системе Кенрак передает нейрон. Этим объясняется управляющая энергообменом роль центральной нервной системы и возможность сознательного перераспределения энергии в организме. Само по себе движение токов высокой частоты создает особую энергетическую оболочку человека - ауру. С другой стороны, система Кенрак позволяет человеку получать энергию из внешней среды через рецепторы дыхательной системы и слизистой оболочки в пищеварительном тракте. Энергия в виде токов высокой частоты поступает также через биологически активные точки».
До сих пор ведутся споры о том, действительно ли была открыта система Кенрак или же это умелая мистификация с одобрения корейского правительства. Но даже если это не более чем гипотеза, она делает попытку объяснить реальные процессы, происходящие в акупунктурных точках и механизмы энергетического взаимодействия организма с энергиями Вселенной.

Чтобы насытить организм энергией, необходимо создать в организме некое подобие Пустоты, вакуума. И в эту Пустоту вливаются потоки энергии, стремясь заполнить ее, придать ей форму – ведь Природа не терпит пустоты. Максимально напрягая и затем полностью расслабляя мышцы, создавая тем самым «вакуум» мы вызываем прилив ци в физическое тело. Очищая сознание от образов и мыслей, останавливая внутренний диалог путем медитации – вызываем насыщение энергией своего сознания, ментального тела.
Медитация – это состояние, где нет мыслей и времени, нет образов и чувств. Истинная медитация - это Пустота, где нет ничего – даже осознания своего «Я». Медитация – грань между сном и бодрствованием, между сознанием и бессознательным состоянием. Надо освободиться от своих чувств и привязанностей, чтобы стать полезным всей Вселенной.

Символом единства инь и ян в даосизме является лотос.

Лотос как водное растение является эмблемой Сил, творящих посредством Огня и Воды - символов Духа и Материи. Он воплощает также тройной аспект времени: прошедшее - бутонами, настоящее - цветком, будущее - своим семенем.
Он - воплощение цельности, так как примиряет Инь воды и Ян света.
Он символизирует совершенство и вдохновение, оплодотворяет самое себя и существует в себе самом: он есть воплощение Дао.
В магической формуле «Ом мани падме хум» («Жемчужина в лотосе») слово падме - лотос - представляет духовный расцвет, позволяющий завладеть Жемчужиной (мани).

В буддизме лотос символизирует первоначальные воды; потенциальные возможности проявленного мира и человека в нем; духовное раскрытие и расцвет; мудрость и нирвану. Стебель лотоса - это мировая ось, на которой стоит цветок трона-лотоса - вершина духа. Лотос посвящен Будде, явившемуся из лотоса в виде пламени и названному Жемчужиной Лотоса
В Иране лотос символизирует Солнце и свет.
В символизме майя он олицетворяет Землю как проявленную Вселенную.
В шумеро-семитской традиции лотос олицетворяет как Солнце и солнечных богов, так и лунных богов с Великой Матерью.
По словам Е.П. Блаватской, «лотос символизирует жизнь как человека, так и Вселенной. При этом его корень, погруженный в илистую почву, олицетворяет материю, стебель, тянущийся сквозь воду - душу, а цветок, обращенный к Солнцу, является символом духа». Цветок лотоса не смачивается водой, также как дух не пятнается материей, поэтому лотос олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие.
В Древнем Египте с образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце как источник жизни. Этот великий цветок распустился, поднявшись из глубин первичных вод, и вынес на своих лепестках бога Солнца.


Ра в образе Гор-пар-Краата на цветке лотоса

С древнейших времен лотос ассоциировался с верховной властью: лотос был символом Верхнего Египта, а скипетр египетских фараонов выполнялся в виде цветка лотоса на длинном стебле.

Хочу закончить словами, начертанными на стене храма Хатхор в Дендерах: «Возьми себе лотос, который существовал с начала времен, лотос священный, который царил над большим озером, лотос, который выходит для тебя из Унит, он освещает лепестками землю, которая до того была во мраке».

инь и ян; инь-ян; да цзи

В древнекитайской мифологии и натурфилософии тёмное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании.

Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы, а ян - светлый (южный) склон. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, чётных чисел и т. п. Ян же соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечётные числа и т. п.

К числу древнейших из подобных парных символов, по мнению шведского китаевед Б. Карлгрена, относятся раковины-каури (женское начало) и нефрит (мужское начало). Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе. Эта древнейшая символика, подчёркивающая дуализм мужского и женского начал, получила иконографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллусообразных выступов и вульвообразных овалов.

Не позднее чем с эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю - инь. Весь процесс мироздания и бытия рассматривался китайцами как результат взаимодействия, но не противоборства инь и ян, которые стремятся друг к другу, причём кульминацией этого считается полное слияние неба и земли. Система Инь и ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения, широко использовалась даосами и в народной религии для классификации духов, при гаданиях, предзнаменованиях и т. п.

В системе диграмм И-цзин, три- и гексаграмм ян изображается в виде непрерывной, а инь - прерванной линии. Вместе они символизируют все взаимодополняющие противоположности дуалистической вселенной в силах и качествах человеческой, животной и растительной жизни.

Инь должна всегда идти раньше ян, ибо она символизирует изначальную Тьму перед появлением Света творения - ян. Это также изначальные воды, пассивное, женское, инстинктивное и интуитивное по природе; душа, глубина, сужение, отрицательное, мягкое и уступчивое.

Сказочные животные (дракон, феникс и цилинь) способны воплощать в себе как то, так и другое начало, и означают совершенное взаимодействие этих двух начал в их единении. То же самое относится и к лотосу.

олицетворяет совершенное равновесие двух великих сил вселенной, каждая из которых имеет внутри себя эмбрион противоположного начала. Это говорит о том, что во вселенной не существует только мужского или только женского начала, но что каждое из них содержит в себе споры другого, и что происходят непрерывные изменения. Оба начала включены в круг всеобщего циклического обращения и изменения.

Эти две силы сдерживают друг друга в противоборстве, но не в антагонистическом, а как взаимозависимые партнеры. Одно из начал - суть, но лишь два находят выражение в проявлениях начал в материальном мире.

Кадлюнтл инь-ян (тай-цзи) изображаются заключенными в круге. Их образно-символическое изображение основывается на круге, картине первоединого, из которого и произошла полярность инь/ян - философская концепция, представленная философом Чжу Си (1130-1200). Разделение обоих полюсов вызывается S-образным делением пополам поверхности круга, причем инь-половине приписывается темная, а ян-половине - светлая часть круга. Лишь из этой полярности происходит творение пяти элементов, из взаимодействия которых проистекает все богатство и многообразие мира («десять тысяч вещей»). Важным является и то, что как выражение взаимозависимости в ян-части разделенного круга должен присутствовать темный, а в инь-части - светлый центр (изображаемые также в виде кругов). Этим как бы подчеркивается, что речь идет не о взаимной борьбе и враждебности между светом и тьмой из-за стремления достичь господства одного из двух принципов, а скорее о стремлении к взаимодополнению одного другим.

В древних пещерных святилищах учанавливались ян- и инь-камни, причем первые должны быть сухими, а вторые - влажными. При выпадении сильных дождей с помощью плети пробуждали силы ян-камня, а при засухе и жаре - инь-камня, чтобы достигнуть гармонического равновесия.

Инь символизирует все, что темное и земное:

  • женственность,
  • север,
  • холод,
  • тень,
  • земля,
  • пассивность,
  • влажность
  • черный цвет,
  • долина,
  • деревья,
  • ночные, водные и болотные животные,
  • большинство цветов.
  • чётные числа;

Ян символизирует все светлое, сухое и высокое:

  • мужественность,
  • свет,
  • активность,
  • сухость,
  • император;
  • активное начало,
  • рациональность,
  • высота,
  • расширение,
  • положительное,
  • твердое и неподатливое.
  • гора,
  • небо, небеса,
  • солнечные животные и птицы;
  • нечетные числа;

Основные значения:

  • Космическое Яйцо, изначальный андрогин,
  • совершенство равновесия и гармонии, союз двух начал
  • незавершенность, часть первоначального целого, прохождение через историю, страдание разделения, поиск завершенности «я» - разделённые.

Символ инь-янь необычайно популярен. Многие считают, что он означает мужское и женское начала, но на самом деле это понятие гораздо шире. Инь и янь – одна из важнейших концепций восточной философии, которая нашла свое отражение в важнейших отраслях жизнедеятельности человека – медицине, религии, музыке, фен-шуй и других. Что такое инь и янь, и какое значение этот древний получил в наши дни?

Ученые считают, что понятие инь и янь берет свое начало в древнекитайской философской книге «И цзин» («Канон перемен» или «Книга перемен»). Изначально «янь» означало «южный, освещенный склон горы», а «инь» - «северный или теневой склон». Таким образом, «янь» служило для обозначения Солнца, света, позитива, активности, твердого, мужского начала, а «инь» - Луны, темноты, негатива, покоя, мягкого, женского начала.

Со временем эта концепция приобретала все более метафизический смысл и стала означать борьбу и единство полярностей – дня и ночи, света и тени, разрушения и созидания, положительного и отрицательного. Эта теория лежит с основе даосизма – традиционного китайского учения, которое сочетает в себе элементы философии и религии.

Теория инь-янь заключается в том, что все во Вселенной находится в движении, изменяется и имеет свою противоположность, и противоположные части, несмотря на антагонизм, являются неделимыми частями единого целого. Противоположности, несмотря ни на что, не могут существовать друг без друга. Таким образом устанавливаются баланс и гармония во Вселенной.

Взаимодействие инь и янь порождает пять стихий, которые как порождают, так и уничтожают друг друга:

  • вода;
  • огонь;
  • металл;
  • дерево;
  • земля.

Они, в свою очередь, дают начало всему материальному миру.

Высшая задача человека, согласно даосскому течению Чжэнь Дао, - обретение Единства, к которому можно прийти, слив воедино эти две противоборствующие энергии. Достигнув слияния, человек получает другой уровень восприятия реальности и почти безграничные возможности.

Знак инь-янь

Графическое изображение символа инь-янь представляет собой идеально ровный замкнутый круг, который делится на две равные половины в виде капель или рыбок, белого или черного цвета, каждая из которых содержит контрастную точку.

Круг в этом знаке символизирует бесконечность Вселенной. Черная и белая половинки означают энергии инь и янь, причем, контрастность цветов отражает их противоположность, а одинаковые размеры – равнозначность. Точки внутри половинок подчеркивают взаимопроникновение одного начала в другое. Половинки внутри круга разделены волнистой линией и как бы переходят одна в другую, показывая, что не существует четкой границы между этими силами и насколько тесно они связаны друг с другом.

Изображение динамично и оставляет впечатление движения по кругу. Когда энергия достигает своего максимума, ее сменяет другая, и этой смене нет конца, так как ни одна из них не может взять верх над другой. Через такие бесконечные трансформации, череду созиданий и разрушений создается жизнь во Вселенной.

Обереги и татуировки с изображением символа инь-янь заключают в себе мощную энергетику. Они помогают своему владельцу уравновесить влияние двух начал, обрести баланс, не позволяя доминирующей энергии подавлять более слабую.

Инь и янь можно соотнести буквально со всем, что нас окружает. День сменяется ночью, вслед за Солнцем на небосводе появляется Луна, работа сменяется отдыхом, а после холодной зимы всегда настает жаркое лето. Понятиями инь и янь можно описать множество как физических, так и нематериальных вещей и явлений.

Янь – легкое, энергичное, светлое, горячее; это огонь, движение, небо, дух, высота, направление от центра к периферии.

Инь – темное, пассивное, холодное; это вода, тело, смерть, земля, спокойствие, молчание, направление от периферии в центр.

Однако на свете нет ничего, что было бы только инь или только янь. Одна энергия может преобладать, но всегда будут присутствовать обе. В том и суть – нужно стремиться уравновесить инь и янь во всех проявлениях: в жилище, характере, даже в питании.

Так, люди, в которых больше энергии янь, энергичны, внимательны, умеют концентрироваться, целеустремленны, но зачастую им присущи вспыльчивость и агрессия. Те, в которых доминирует инь, спокойны, расслаблены, чувствительны, обладают творческими способностями и богатым воображением, но могут быть ленивыми, пассивными и подверженными депрессиям. Определив свои сильные и слабые стороны, работая над собой, можно достигнуть равновесия и гармонии в душе и достичь совершенно иного качества жизни.

Инь и янь – это один из способов восприятия действительности, который позволяет смотреть на мир под определённым углом и видеть, как все происходящее влияет на человека. Те, кто понимает, что такое инь и янь, и использует эти знания, способны добиться большего успеха в жизни и своем духовном развитии.

Похожие публикации