Административное правонарушение статья 20 22 inurl route. Теория всего

Полный текст ст. 20.22 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 20.22 КОАП РФ.

(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2015 года Федеральным законом от 3 февраля 2015 года N 7-ФЗ.

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2015 года Федеральным законом от 3 февраля 2015 года N 7-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 365-ФЗ.

Комментарий к статье 20.22 КоАП РФ

1. Данная статья корреспондирует со ст. 5.35 Кодекса (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних).

Нормы данной статьи, а также Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. и доп.) направлены на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление причин и условий, способствующих этому.

2. Объектами рассматриваемого правонарушения являются отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также в сфере обеспечения здоровья, прав и интересов несовершеннолетних.

3. Объективная сторона правонарушения близка к объективной стороне административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 20.20 и 20.21 Кодекса.

Под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготовляемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта (см. комментарий к ст. 6.9 Кодекса). О понятиях алкогольной и спиртосодержащей продукции см. комментарий к ст. 14.16 Кодекса. О понятиях наркотических средств, психотропных веществ, иных одурманивающих веществ см. комментарий к ст. 6.8 Кодекса.

4. Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, необходимо отличать от преступления, выражающегося в вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, а именно: вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста (см. ст. 151 УК РФ с комментариями).

5. Субъектами рассматриваемого правонарушения в соответствии с Семейным кодексом РФ и ст. 25.3 настоящего Кодекса являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего.

6. Субъективная сторона состава комментируемого правонарушения представляет собой вину родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в форме прямого или косвенного умысла. Причем это не "чужая" вина, т.е. несовершеннолетнего, а вина и административная ответственность его родителей или иных законных представителей за невыполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению должного надзора за поведением несовершеннолетних, обеспечению физического, психического, духовного и нравственного развития своих детей, подготовки их к общественно полезному труду.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2).

Протоколы о данных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в случае потребления наркотических средств или психотропных веществ - п. 83 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 20.22 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 20.22 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Административная ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

С целью усиления административной ответственности за на­рушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алко­гольной и спиртосодержащей продукции Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 365-ФЗ 1 были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) 2 , в частности, в его ст. 20.22 КоАП РФ.

Так, за нахождение в состоянии опьянения несовершенно­летних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосо­держащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ, предусмотрена административная ответственность родителей или иных законных представителей. Безусловно, новая редакция статьи в большей степени соот­ветствует цели реализации общественно полезных целей - борьба с пьянством, алкоголизмом, правонарушениями несо­вершеннолетних, халатным отношением родителей либо иных законных представителей к воспитанию несовершеннолетних, чем предыдущая. Однако, на наш взгляд, ее содержание не дает ответов на все возможные жизненные ситуации.

Принятие и реформирование ряда нормативных правовых актов в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спир­тосодержащей продукции одной из целей имеет обеспечение права граждан, в том числе несовершеннолетних, на здоровье. Тем более что ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании произ­водства и оборота этилового спирта, алкогольной и спирто­содержащей продукции и об ограничении потребления (рас­пития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) 3 прямо устанавливает запрет на потребление (рас­питие) алкогольной продукции несовершеннолетними, а зна­чит, не только потребление этой продукции в общественных местах, а в целом где бы то ни было.

К примеру, руководствуясь приказом МВД России от 15 ок­тября 2013 г. № 845 «Об утверждении инструкции по органи­зации деятельности подразделений по делам несовершен­нолетних органов внутренних дел Российской Федерации», сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу с несо­вершеннолетними с учетом особенностей их личности и окру­жения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. Указанные обстоятельства устанав­ливаются в ходе проведения профилактических бесед с не­совершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, другими лицами, а также посещения несо­вершеннолетнего по месту жительства. Таким образом, учи­тывая изменения в КоАП РФ, при обнаружении признаков со­става административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.22 КоАП РФ, в виде нахождения по месту жительства в состоянии опьянения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет инспектор обязан пресечь данное нарушение и составить необходимые процессуальные документы. Вместе с тем воз­никает вопрос, каким образом сотрудник полиции добудет доказательства по делу о таком правонарушении? Достаточ­но ли в этом случае показаний свидетелей, либо необходимо проводить медицинское освидетельствование на состоянии опьянения несовершеннолетнего?

В соответствии с КоАП РФ в целях обеспечения своевремен­ного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постанов­ления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномо­чий применять меры обеспечения производства по делу об ад­министративном правонарушении, в том числе медицинское освидетельствование лиц, совершивших административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения. Однако следует учесть, что по ст. 20.22 КоАП РФ лицами, со­вершившими административное правонарушение, т.е. субъек­тами являются родители или иные законные представители.

Кроме того, проблемы могут возникнуть и при решении во­проса о порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Как отмечено в ряде научных публика­ций, медицинское освидетельствование на состояние опьянения иных лиц, не являющихся водителями транспортных средств, должно осуществляться в соответствии с требованиями Времен­ной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной заместителем министра здравоохра­нения СССР 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14.

В соответствии с названным нормативным актом медицин­ское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения назначается в случаях, когда за­кон предусматривает дисциплинарную или административную ответственность за потребление алкоголя либо пребывание в со­стоянии опьянения и предполагает применение освидетельство­вания к лицам, совершившим административные правонаруше­ния в сфере общественного порядка, связанные с потреблением алкогольных напитков. Поэтому, разделяя в определенной мере позицию Л. С. Буториной о том, что должностным лицам ор­ганов внутренних дел, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. КоАП РФ, при выявлении признаков правонарушения не­обходимо предоставить право направлять несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, следует отметить, что данную меру целесообразно закрепить в ст. 27.12.1 КоАП РФ.

Подытоживая, целесообразно отметить следующее. При­нятие изменений в части совершенствования ст. 20.22 КоАП РФ в связи с усилением административной ответственности, на наш взгляд, несколько нарушило структуру особенной части КоАП РФ. Ранее нормы данной статьи предусматривали администра­тивную ответственность за появление в состоянии опьянения, распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, ал­когольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолет­ними в возрасте до шестнадцати лет, но только в случае, если все перечисленное происходило в общественных местах. Поскольку административная ответственность предусматривалась за со­вершение указанных действий в общественных местах, то объек­том данного правонарушения являлся общественный порядок, а норма была включена в 20 главу КоАП РФ.

В настоящее время, независимо от места пребывания не­совершеннолетнего, действия, выражающиеся в нахождении в состоянии опьянения, потреблении (распитии) алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потреблении нарко­тических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ несовершеннолетними до 16 лет, уже образуют состав административного правона­рушения, предусмотренного анализируемой статьей. Таким образом, изменились условия, характеризующие объективную сторону данного административного правонарушения, а имен­но признак - место совершения административного право­нарушения. Следовательно, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и составления про­токола также будет являться непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, несовершеннолетнего в состоянии опьянения либо в процессе потребления им алко­гольной и спиртосодержащей продукции по месту жительства или пребывания несовершеннолетнего.

Предлагается включить состав административного правона­рушения, предусмотренного ст. 20.22 КоАП РФ «Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (рас­питие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ», в главу 6 КоАП РФ, поскольку признак, характеризу­ющий действие как административное правонарушение, совер­шенное в общественном месте, для квалификации администра­тивного правонарушения принципиального значения не имеет.

Во-первых, объективная сторона административного пра­вонарушения не предусматривает исключительности его со­вершения в общественном месте или местах, перечисленных в Федеральном законе № 171-ФЗ.

Во-вторых, на наш взгляд, объектом рассматриваемого ад­министративного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и развития несовершен­нолетнего.

Кроме того, целесообразно дополнить ч. 1 ст. 27.12.1 КоАП РФ «Медицинское освидетельствование на состояние опьяне­ния» абзацем следующего содержания: «При совершении ад­министративного правонарушения, предусмотренного статьей настоящего Кодекса, несовершеннолетние, не достигшие возраста 16 лет, подлежат направлению на медицинское осви­детельствование на состояние опьянения».

(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2015 года Федеральным законом от 3 февраля 2015 года N 7-ФЗ.

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2015 года Федеральным законом от 3 февраля 2015 года N 7-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 365-ФЗ.

Комментарий к статье 20.22 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, характеризующие состояние порядка в общественных местах.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в появлении несовершеннолетнего в состоянии опьянения, в распитии им пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в потреблении наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача или иных одурманивающих веществ в общественных местах.

Несовершеннолетним является лицо, не достигшее шестнадцати лет. В качестве общественных мест следует рассматривать улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования и другие места возможного скопления граждан. Несовершеннолетние лица не могут быть привлечены к административной ответственности. Основным нормативным актом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних правонарушителей, является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

3. Субъектом административного правонарушения являются граждане (родители несовершеннолетнего либо его законные представители).

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным или неосторожным.

5. Протоколы об административном правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

6. Дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Другой комментарий к статье 20.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. По общему правилу ГК совершеннолетие обусловлено достижением физическим лицом восемнадцатилетнего возраста, однако в данной статье в качестве проступка квалифицируется появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. К несовершеннолетним относятся также и малолетние, не достигшие 14 лет (п. 1 ст. 28 ГК).

2. Об особенностях состояния опьянения см. п. 1 комментария к ст. 20.21, о статусе общественного места - п. 1 комментария к ст. 20.20.

Распитие несовершеннолетним алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление им наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ считается завершенным в момент волеизъявления нарушителя, т.е. в момент начала их потребления. Для квалификации данного правонарушения не имеет значения наступление физических последствий распития алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребления одурманивающих веществ (релаксации, транквилизирующего воздействия и иных).

3. Комментируемой статьей предусмотрена административная ответственность за следующие противоправные действия несовершеннолетних лиц:

а) появление указанных лиц (лица) в состоянии опьянения в общественном месте;

б) распитие данным лицом (лицами) алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественном месте;

в) потребление несовершеннолетним лицом (лицами) одурманивающих веществ в общественном месте.

Несовершеннолетнее лицо, совершившее любое из указанных противоправных действий, не подлежит административной ответственности в том случае, если к моменту их совершения достигло возраста 16 лет (об административной ответственности несовершеннолетних лиц см. комментарий к ст. 2.3). Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются родители или иные законные представители несовершеннолетнего (о статусе указанных физических лиц см. комментарий к ст. 5.35).

По смыслу комментируемой статьи лицо, на которое возложена обязанность по обучению и воспитанию несовершеннолетнего, не является субъектом рассматриваемых административных правонарушений (о статусе указанного лица см. комментарий к ст. 6.10).

4. Действия по вовлечению несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, квалифицируются по ч. 2 ст. 6.10 КоАП.

5. О статусе алкогольной и спиртосодержащей продукции применительно к данной статье см. комментарий к ст. 6.14 (см. также абз. 1 п. 5 комментария к ст. 20.20).

6. Сам факт потребления несовершеннолетними одурманивающих веществ содержит признаки правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. При выявлении признаков умышленных действий родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, вовлекающих последнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, деяние может быть квалифицировано как преступление (ст. 151 УК).

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. ч. 1 ст. 23.2 КоАП).

8. См. п. 19 комментария к ст. 19.5.

Похожие публикации