Болезни которыми болеют все школьники. Болезни школьников: на что жалуются родители подростков

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Профилактика забол еваний детей школьного возраста

Введение

школьный сколиоз аденоид близорукость

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.

Причиной является - высокая степень умственной нагрузки, усложнение учебных программ, дефицит свободного времени, предпочтение пассивного отдыха активному, снижение пребывания на свежем воздухе ведет к дисгармоничному развитию учащихся (дефицит массы или ее избыток, снижение функциональных показателей сердечно - сосудистой системы, дыхательной и мышечной систем), снижению работоспособности.

Из 1 млн. относительно здоровых детей, приходящих в 1 класс, уже через 9 месяцев у каждого 4 (250000) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться практически здоровыми. За период обучения среди учащихся в 5 раз увеличивается число нарушения органов зрения и нарушения осанки, в 4 раза - патология органов пищеварения, нервно-психических расстройств. Половина детей школьного возраста имеют отклонения в развитии ОДА (нет парт для разного возраста, столы не имеют наклона, длительное нахождение в статической позе сидя), у 25-30% - в сердечно-сосудистой и дыхательной системах (низкая двигательная нагрузка в школе и дома).

Наиболее часто встречающиеся болезни:

· Сколиоз;

· Близорукость;

· Хронический гастрит и язвенная болезнь;

· Нейроциркуляторная дистония;

· ЛОР - заболевания (аденоиды);

· Атопический дерматит;

· Цистит.

1. Профилактика сколиоза у детей школьного возраста

Сколиоз - искривление позвоночника во фронтальной плоскости, то есть при взгляде со спины позвонки должны располагаться ровно сверху вниз. При сколиозе линия позвонков отклоняется вправо, влево (С - образный сколиоз), или в обе стороны (S-образный сколиоз).

Сколиоз и нарушения осанки у школьников - большая проблема, ложащаяся на плечи современных родителей.

Факторы риска:

I. Немодифицированные:

· Наследственность

II. Модифицированные:

· Изменения нервной системы;

· Нарушение эндокринной сферы;

· Изменения со стороны соединительнотканных и костных структур позвоночника.

· Асимметрия надплечий - когда одно плечо расположено выше другого

· Асимметрия стояния лопаток - при развитии сколиоза лопатка на выпуклой стороне деформации становится выше чем лопатка на вогнутой стороне, а формирующийся реберный горб «выталкивает» ее кнаружи.

· Основным симптомом является изменение линии остистых отростков, которая из прямой переходит либо в С либо в S образную сколиотическую дугу.

· Перекос туловища - сколиоз приводит к изменению баланса туловища, когда как показано на рисунки происходит наклон оси туловища в сторону вершины деформации.

Профилактика сколиоза:

1. Первичная профилактика:

· Использование удобной, подходящей по росту мебели;

· Правильно организованное рабочее место;

· Соблюдать правильную осанку всегда;

· Детям необходимо находиться в состоянии движения от 4 до 6 часов в день;

· Носить ранец (именно он распределяет нагрузку равномерно на позвоночник);

· Полноценное питание - включающие в рацион молочные продукты, рыбу, овощи и фрукты (естественные источники кальция и витаминов);

· При длительной сидячей работе (уроки, компьютер) как можно чаще менять позу.

2. Вторичная профилактика:

· Информирование ребенка о наличии у него недуга;

· Выработка и самоконтроль правильной осанки;

· Увеличить двигательную активность;

· Проводить регулярно профилактический курс массажа и гимнастики, в том числе в домашних условиях;

· Соблюдение санитарно-гигиенических норм (при выполнении домашних заданий; просмотре телевизора и компьютера; во время сна);

· Раз в полгода проходить осмотр врача остеопата и выполнять его рекомендации.

2. Профилактика близорукости у детей школьного возраста

Близорукость - заболевание глаз, которое обусловлено неправильной фокусировкой изображения.

Близорукость (миопия) - самое распространенное нарушение зрения у школьников. Если у первоклассников эта патология встречается только примерно в 3% случаев, то к окончанию школы этот показатель составляет уже 25%.

Факторы риска:

I. Немодифицированные:

· Возраст. Чем раньше начинается близорукость у ребенка, тем сильнее она будет прогрессировать. Рано приобретенная близорукость у детей дошкольного возраста имеет наиболее пессимистичный прогноз по зрению;

· Пол. Близорукостью чаще страдают девочки - в соотношении 55/45;

· Наследственность;

II. Модифицированные:

· Образ жизни - Важное значение имеет сбалансированное питание с нужным количеством белков и углеводов, необходимыми витаминами, макро- и микроэлементами. С детства следует уделять внимание правильной посадке ребенка при чтении и письме, следить за освещенностью в помещении, не допускать длительных зрительных нагрузок перед телевизором и компьютером.

· Имеющиеся заболевания такие как сколиоз, астигматизм и другие.

Ребенок щурится или хмурится;

Часто жалуется на головные боли;

Держит книги или иные предметы близко к лицу;

Часто мигает или трет глаза;

Ухудшается зрение в ночное время.

Профилактика близорукости:

1. Первичная профилактика:

· Оптимальное расстояние до книги или журнала 30-40 см. Это относится к любой работе, выполняемой на близком расстоянии;

· Регулярные перерывы во время чтения или иной работы на близком расстоянии;

· Идеальное освещение - это солнечный свет. В случае необходимости его следует дополнить искусственным освещением. Свет должен быть достаточно ярким, но не ослеплять;

· Идеальное расстояние от экрана телевизора до глаз должно быть в пять раз больше диагонали телевизора. Таким образом, если диагональ вашего телевизора 80 см; необходимое расстояние до глаз смотрящего должно быть 4 метра;

· При чтении и письме, работе за компьютером необходимо соблюдать правильную посадку. Спина должна быть ровной и прямой, недопустима работа с постоянным наклоном головы в одну сторону. Нельзя читать в транспорте, лежа на спине или животе.

2. Вторичная профилактика:

· ограничение зрительных нагрузок;

· гимнастика для глаз;

· сбалансированное питание с необходимым количеством нужных витаминов);

· посещение окулиста 1 раз в год и выполнение всех его назначений.

3. Профилактика хронического гастрита у детей школьного возраста

Хронический гастрит - воспалительное заболевание слизистой оболочки желудка, сопровождающееся нарушением желудочного пищеварения.

Факторы риска:

I. Немодифицированные:

наследственность,

II. Модифицированные:

a) неправильное питание (большие перерывы между приемами пищи, еда «всухомятку», злоупотребление острой и жареной пищей, продуктами, содержащими пищевые добавки и консерванты),

b) стрессы, связанные с большими нагрузками в школе,

c) гормональный дисбаланс,

d) вредные привычки,

e) хеликобактерная инфекция и забросы желчи в желудок,

g) неконтролированный прием НПВС и ГКС.

Ш бледность;

Ш потеря аппетита;

Ш быстрая утомляемость;

Ш болезненность, дискомфорт под ложечкой;

Ш распирание желудка, его переполненность;

Ш отрыжка;

Ш изжога;

Ш тошнота;

Ш неустойчивость стула (чередование поноса с запором).

Профилактика:

I. Первичная:

· Дети с наследственной предрасположенностью к этому заболеванию должны находиться под диспансерным наблюдением.

· Родители обязаны формировать навыки здорового питания и следить за соблюдением режима питания: обязательный завтрак дома, обед в школе, полдник, ужин.

· Следует соблюдать режим дня, хорошо высыпаться, избегать эмоциональных перегрузок.

· При необходимости приёма НПВС, ГКС у детей с предрасположенностью к заболеванию, необходимо использовать антацидные препараты.

II. Вторичная:

· Больной должен обязательно соблюдать режим дня и питания.

· Следует избегать эмоциональных и физических перегрузок.

· Ребенок нуждается в полноценном сне, длительность которого должна быть не менее 9-10 часов.

· Недопустимы однообразное питание, недостаток витаминов, торопливость во время приема пищи, еда всухомятку. Необходимы своевременная и интенсивная санация очагов хронических инфекций, лечение лямблиоза, глистных инвазий, соматических заболеваний.

· Важное место в профилактике хронических гастритов занимают эффективное лечение острых воспалений желудка и соблюдение санитарно-гигиенического режима.

· Дети, больные хроническими гастритами, должны находиться на обязательном диспансерном учете у гастроэнтеролога. Два раза в год (осенью и весной) им следует проводить противорецидивное лечение в течение 3-4 недель.

· Курсы противорецидивной терапии включают психический покой, щадящую диету (стол №1 - при повышенной кислотности, стол №2 - при явлениях субацидоза, стол №5 - при гастродуодените), седативные средства; антацидные препараты (при гиперацидозе); лечение минеральными водами (из расчета 3-4 мл на 1 кг массы тела больного ребенка в сутки); витаминотерапию (витамины А, группы В).

4. Профилактика аденоидов у детей школьного возраста

Аденоидные разращения (вегетации) или аденоиды (от греческого aden - железа и eidos - вид) - это патологическое увеличение глоточной миндалины.

Аденоиды (аденоидные вегетации) - это одно из наиболее распространенных ЛОР-заболеваний у детей. По данным статистики в 2000 г. заболеваемость детей от 0 до 14 лет в группе «хронические болезни миндалин и аденоидов» составила 26,8 случаев на 1000 детей и значительно превысила заболеваемость по другим группам хронических заболеваний верхних дыхательных путей.

Факторы риска:

I. Немодифицированные:

· Наследственность.

II. Модифицированные:

· Перенесенные заболевания такие как: скарлатина, корь, дифтерия и коклюш;

· неправильное питание (в большей степени перекармливание);

· детское ожирение;

· общее переохлаждение;

· гиповитаминоз;

· эндокринные нарушения (как правило, гипотиреоз);

· аллергическая предрасположенность;

· анатомические особенности.

· Затруднение носового дыхания;

· Ребенок дышит ртом;

· Говорит «в нос»;

· Громкое дыхание;

· Прекращение дыхания во сне на несколько секунд (апноэ сна);

· Частые простудные заболевания;

· Частые симптомы заболеваний пазух носа;

· Постоянные инфекции среднего уха у ребенка школьного возраста.

Профилактика:

I. Первичная:

· рациональное питание;

· правильный режим дня;

· физкультура;

· прогулки на свежем воздухе;

· прием поливитаминов.

II. Вторичная:

· закаливание - самых маленьких деток нельзя подвергать воздействию низких температур, но периодически делать воздушные ванны в прохладном помещении просто необходимо. А вот малышей постарше можно обливать прохладной водой во время купания, постепенно снижая градус жидкости;

· своевременное лечение простудных заболеваний позволит предотвратить развитие воспалительных процессов, из-за чего аденоиды не станут активно разрастаться;

· активная витаминизация, особенно в холодное время года, благодаря чему организм получает необходимые полезные вещества и вырабатывает антитела для борьбы с вирусами;

· профилактика медикаментами подходит для любого времени года, благодаря своевременному приему аптечных средств аденоиды сохраняют свой должный вид и размер, однако частое применение лекарств недопустимо для детского организма;

· Дыхательная упражнения (Аист, гуси, ворона).

· Диспансерный учет у ЛОР - 2 раза в год.

Список используемой литературы

1. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И. 2011 - Руководство по детской офтальмологии.

2. Кильдиярова, Макарова, Денисов: Детские болезни. Учебник. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2015 г.

3. Ащеева, Ежова, Русаков: Педиатрия: Учебник. 4-е изд., испр. и доп. Ащеева, Ежова, Русаков: Педиатрия: Учебник. 4-е изд., испр. и доп.

4. Т.Г. Авдеева, Ю.В, Рябухин, Л.П. Парменова, Н.Ю. Крутикова, Л.А. Жлобницкая., Детская гастроэнтерология 2009.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Причины, проблема профилактики близорукости и других заболеваний глаз у детей школьного возраста. Упражнения для снятия усталости глаз. Гимнастика для глаз, игры и упражнения с речитативом. Упражнения для глаз на растягивание и укрепление глазных мышц.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Особенности костной системы у детей дошкольного и школьного возраста. Обзор заболеваний при нарушениях осанки. Принципы лечения и специфика профилактики этой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Роль медицинской сестры в этом процессе.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Причины возникновения, методы профилактики и лечения миопии. Медицинские наблюдения за состоянием зрения школьников. Разработка комплекса упражнений для глаз для детей старшего школьного возраста, исследование его эффективности в профилактике миопии.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2011

    Анатомо-физиологические особенности организма детей младшего школьного возраста. Особенности физического воспитания, элементы лечебной физкультуры. Профилактика и лечение нарушений осанки. Влияние семейного физического воспитания на здоровье ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2009

    Особенности развития младших школьников. Темпы физического развития, акселерация и децелерация. Основные законы роста детей. Методика антропометрических измерений и инструментарий. Анализ показателей физического развития детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    Рассмотрение причин возникновения, видов (статический, варусный), признаков, последствий, методов диагностики (ихнография, плантография) плоскостопия у детей дошкольного возраста. Изучение комплекса мероприятий, направленных на профилактику болезни.

    реферат , добавлен 08.02.2010

    Характеристика правильной осанки детей школьного возраста. Анатомо-физиологические особенности позвоночника. Средства реабилитации детей с нарушением осанки: ЛФК, массаж, гидрокинезотерапия, пелоидотерапия, бальнеотерапия, аппаратная физиотерапия.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Причины школьных болезней, профилактика и методы борьбы с ними. Статистика заболеваний в средней школе. Характеристика близорукости, сколиоза, неврастении и гастрита. Их признаки, симптомы и причины. Санитарно-гигиенические условия обучения школьников.

    презентация , добавлен 05.04.2015

    Сущность диспансеризации как системы мероприятий динамического наблюдения за состоянием здоровья населения. Основные этапы ее проведения. Санация полости рта. Принципы организации диспансеризации детей грудного, дошкольного и школьного возраста.

    презентация , добавлен 28.11.2015

    Понятие анемии как инфекционного заболевания, причины ее возникновения в детском возрасте, виды и степень опасности для жизни и здоровья ребенка. Анализ количества анемий у детей младшего и среднего школьного возраста, роль фельдшера в их профилактике.

Школьные болезни – это отклонения в здоровье детей, возрастом от 7 до 17 лет, спровоцированные образовательной перегрузкой, нарушением условий учебного процесса, режима питания и стресса. Самыми распространенными болезням учеников являются близорукость, искривление позвоночника, гастрит и невроз.

Организм детей еще развивается, поэтому болезни прогрессируют быстрее, чем у взрослого человека. И при первом же их проявлении ребенка следует показать врачу.

С каждым годом детей со школьными недугами становится все больше и больше. Поэтому врачи настоятельно рекомендуют родителям более серьезно относиться к здоровью своих детей – каждый год проходить медосмотр в целях профилактики.

у ученика гораздо больше, чем должна быть. Поэтому врачи рекомендуют регулярно выполнять любые физические упражнения. Даже ежедневная зарядка поможет предотвратить болезни спины и укрепить организм в целом.

Медицинские осмотры школьников наглядно демонстрируют широкую распространенность сколиоза, причиной которого является длительное сидение за партой в неправильной позе. Пока изменения незначительные, они мало заметны, но при прогрессировании сколиоза возникают сильные боли в спине, ограничения при движениях, а иногда и необходимость хирургической коррекции. Лечение болезней опорно-двигательного аппарата требует много времени, сил и обходится недешево. Гораздо проще регулярно проводить мероприятия по предупреждению аномального развития, в том числе искривления, позвоночника и костей таза. В первую очередь профилактика включает в себя правильную позу с прямой спиной во время письма и чтения, причем следить за позой необходимо не только в школе, но и дома в процессе выполнения домашних заданий, во время еды и прочих дел, которыми принято заниматься сидя. Важным фактором здоровья в данном случае является соответствие габаритов мебели росту ребенка. Сохранить и укрепить общее здоровье и состояние костно-мышечной системы ребенка помогают активные физические упражнения и подвижные игры.

8 из 10 детей имеют проблемы со спиной, а именно – искривление позвоночника. Виной такой статистики являются неправильная посадка за партой и очень тяжелые портфели, из-за которых мышцы спины сильно устают.

Существуют стандарты, которые определяют максимальный вес ранца учеников разных классов. Так для школьников 1–3 классов рюкзак должен весить не больше 2 кг, для 4–5 классов – не более 2,5 кг, для 6–7 классов – до 3,5 кг и для старшеклассников – не больше 4,5 кг. Но на практике, среднестатистический шестиклассник носит 4–5 кг, вместо максимальных 3,5 кг.

Другая не менее распространенная школьная болезнь близорукость . Уже в младших классах дети страдают на упадок зрения. По словам врачей-офтальмологов, каждому 5–6 ученику выписывают очки.

Есть несколько причин такого резкого ухудшения зрения.

В первую очередь, это перегрузка в школе. Дети много читают и пишут, их глаза постоянно напряжены. Да и дома еще ждет домашнее задание, на которое уходит не 2–3 часа, как должно быть, а все 4–5. У ребенка даже не остается времени на отдых, который ему необходим.

Еще одним фактором является освещение. Как правило, в школах оно плохое, особенно в непогоду. В идеале, свет должен быть естественным и падать слева. Но не все ученики могут сидеть возле окна. Тогда рекомендуют включать люминесцентные лампы. Но из-за недостатка финансов не все школы могут себе это позволить.

Чтение и письмо при слабом освещении вызывают дополнительное напряжение глазных мышц и являются факторами, провоцирующими снижение зрения.

К таким же результатам приводит чтение в положении лежа. Сохранить зрение помогает гимнастика, направленная на укрепление мышц, управляющих движениями глазных яблок. Для поддержания их тонуса достаточно регулярно выполнять активные движениями глазами из стороны в сторону, вверх и вниз, вращение в разных направлениях. Тренировки для хрусталика заключаются в попеременной фокусировке взгляда то на близко расположенном предмете, то на отдаленном.

Есть несколько упражнений для профилактики, которые нужно выполнять несколько раз в день.

Жмурки . Сильно зажмурьте глаза, посчитайте до трех и откройте. Повторите 5-6 раз.

Круги . Закройте глаза и сделайте круговые движения. Сначала по часовой стрелке, потом против часовой. Сделайте по 5-6 кругов.

Стрелки . Сделайте движения глазами вверх, вниз, влево, вправо по диагонали. Затем закройте глаза и повторите. В каждую сторону следует сделать по 3-4 раза.

Расстояние между глазами и книгой (тетрадью, монитором) составляло не менее 30 см.

3.Кроме ухудшения зрения, дети подвержены еще и болезнями желудочно-кишечного тракта (далее ЖКТ). Статистика гласит, что около 45% учеников имеют проблемы с ЖКТ, особенно гастритом (воспаление слизистой оболочки желудка).Болезни ЖКТ возникают из-за нарушения режима питания. Дети настолько заняты, что времени полноценно поесть у них нет. Вредные перекусы на ходу еще более усугубляют ситуацию.

Профилактика заболеваний органов пищеварения заключается в частом регулярном питании свежее приготовленной пищей. Категорически не рекомендуются быстрые перекусы всухомятку, а тем более употребление чипсов и других продуктов быстрого приготовления и сладкие газированные напитки.. Ребенку необходимо рациональное питание. Это не только поможет избежать болезней ЖКТ, но и повысит иммунитет.

Почти у 70% школьников явные или скрытые неврозы (психическое расстройство), которым характерны тревога, неспокойное состояние, плохой сон, резкие перепады настроения. Такое состояние вызывают нагрузки, несоответствующие академическим требованиям.Чтобы уберечь ребенка от неврозов, в первую очередь, необходимо войти в его положение и не терроризировать уборкой, мытьем посуды и т.д. Он и так пытается со всем справиться, но для этого ему нужно время. Обеспечь приятную и спокойную атмосферу, в которой ученик смог бы почувствовать себя в безопасности и забыть про все невзгоды.

Переутомление приводит к развитию вегетативных дисфункций, для предупреждения которых необходимо четкое соблюдение режима труда и отдыха, систематические занятия физической культурой и подвижный образ жизни. Для того чтобы утром не спешить и не подгонять себя и ребенка, все приготовления необходимо совершать вечером, чтобы утром иметь возможность спокойно собраться и накормить малыша завтраком. Следует интересоваться успехами первоклассника с самого его первого школьного дня, стараться адекватно оценивать его успехи, то есть акцентировать больше внимания не на результат, а на затраченные усилия. Если малыш старается, он заслуживает особой похвалы, если ленится, нужно подбодрить и воодушевить, а не ругать или наказывать. В течение первого школьного месяца желательно отказаться от просмотра с ребенком всех телевизионных передач. В крайнем случае, компромиссом сможет стать аудиосказка, которая, кстати, приучает воспринимать информацию на слух, тем самым облегчая процесс обучения в школе. И не забывать гулять с малышом, играть с ним, ведь он еще так мал.

Попытайся поговорить с ним, предложите помощь. Детям это важно, хотя и не говорят об этом.

Чтобы школьник был здоровым , ему следует:

– правильно питаться;

– заниматься спортом;

– делать профилактику наиболее распространенных болезней

– обеспечивать спокойную атмосферу.

О том, с каким уровнем здоровья наши дети заканчивают учебный год рассказал Георгий Даниленко, заведующий отделом гигиены детей школьного возраста Института здравоохранения.

Лидируют в этом рейтинге болезни опорно-двигательного аппарата, в частности речь о проблемах осанки, такие как сутулость и сколиоз. Второе место занимают эндокринные заболевания, чаще всего проявляются проблемами лишнего веса, третье - болезни дыхательной системы. Это аллергия, бронхиальная астма, причиной чего является, в частности наличие грибка в школьных кабинетах.

Добавьте к этому списку проблемы со зрением, речь в частности о школьной миопией (близорукостью). Происходит такое из-за плохого и неправильного освещения в классах и дома за рабочим столом, частое просиживание за экраном монитора. А также видное место в этом списке занимают заболевания желудочно-кишечного тракта, чаще всего речь о гастриты (к чему приводит нерегулярное питание, частое потребление снеков и сладких газированных напитков).

Что хуже, режим дня школьника в целом крайне нерегламентированный. Дети рано просыпаются, зато в ночи сидят за компьютером. На обучение ученики приходят невыспавшиеся. От этого страдает как нервная система, так и сердечно-сосудистая. Большинство при этом ведет малоподвижный образ жизни. Вот в общем и имеем крайне неутешительную ситуацию, ведь относительно здоровыми являются только десять процентов школьников в нашей стране.

Так кто в этом виноват, школа или родители?

Крайне необходимо, чтобы по состоянию здоровья детей в учебных заведениях следил санолог, это специалист, занимающийся формированием (!) потенциала здоровья ребенка.

Но неправильно было бы во всем обвинять только педагогов или медиков. Довольно распространенными бывают ситуации бездействия родителей. Нередко случается, что во время медосмотра родителям рекомендуют показать ребенка профильном специалисту. Для этого нередко следует пройти дополнительные обследования и даже побыть под наблюдением врача в стационаре. Тогда как родители часто этого не делают.

Более того, они лишь устно сообщают классному руководителю о подозрении на проблемы, скажем, в работе сердечно-сосудистой системы ребенка. Но эту информацию не получает учитель физкультуры и школьный медик …

Поэтому не стоит искать виновных, нужно, чтобы каждый добросовестно выполнял свои обязанности. Как педагоги, так и родители должны поднимать уровень собственной ответственности за здоровье ребенка. Иначе речь идет о прямых предпосылки для выхода школьника во взрослую жизнь с целым букетом тяжелых недугов.

Вчера мы говорили об основных причинах болезней школьников и проявлениях перегрузок. Однако, это далеко не все заболевания, которые могут возникнуть у детей в школьные годы. За время обучения, а это достаточно длительный период времени, могут возникать проблемы и с другими органами и системами – проблемы зрения, пищеварения и различные нарушения осанки. Об этих проблемах мы и поговорим подробнее.

Пищеварительные проблемы.

Зачастую у детей в школьном возрасте возникают проблемы, связанные с пищеварением – часто болит живот, возникают расстройства стула, может быть тошнота, а периодически возникает и рвота с плохим самочувствием. Основным из школьных заболеваний является гастрит, который возникает у достаточно большого количества детей в школьном возрасте. Его характерными проявлениями являются тянущие или ноющие боли в области живота, либо в зоне эпигастрия – под ложечкой. Боли могут возникать перед едой или после нее, при долгих перерывах в питании.

Эти боли могут сопровождаться отрыжкой и неприятным, кисловатым или горьковатым привкусом во рту, запахом изо рта. Для гастрита характерно чувство, что съев буквально две ложки ребенок уже наелся, а если он ест больше, возникает чувство тяжести и переполнения в желудке. Аппетит у детей при такой патологии снижен. Могут быть тошнота и рвота в периоды обострения, в анализе кала признаки нарушений пищеварения в желудке. Но с чего вдруг у детей начинает болеть желудок именно в школе, что может быть причиной подобного состояния? Этот вопрос первым задают родители детей-школьников, как столкнувшихся с данной проблемой, так и заботящихся о профилактике подобных болезней. Давайте разберемся.

Причины болезней органов пищеварения.

Однйо из основных причин развития гастрита и других поражений желудка является особая причина, которая была обнаружена по меркам науки не так давно. Выяснено, что воспаление и раздражение слизистой желудка вызывают особые кислотоустойчивые микробы – их называют хеликобактерами. Микробы этого вида известны были человечеству много веков, но постепенно из безвредных и безопасных, под воздействием факторов внешней среды и особенностей человеческого организма, стали патогенными. Сегодня у многих детей и взрослых резко ослаблен иммунитет, живем мы не всегда в благополучных экологических и социальных условиях, поэтому микроб набрал силу и стал вредить организму. Немалую роль сыграли синтетические добавки к пище, изменение условий питания, в том числе и в детском возрасте и стрессы, конечно, школьные стрессы. Поэтому, этот микроб стал актуальным даже для школьников.

Заражаются хеликобактериозом дети еще в раннем возрасте в семье, где один или оба родителя страдают язвой желудка, гастритом или подобными заболеваниями. Обычно это происходит при поцелуях, пользовании общей посудой, облизывании ложек и сосок, через немытые руки. Пока организм ребенка крепкий, и пока микроб заселяется и устраивается в области слизистой оболочки проходит немало времени, прежде чем он начинает наносить ущерб желудку. В среднем это четыре-шесть лет жизни. Однако, воспалительные явления постепенно нарастают, затрагивается все больший объем слизистой желудка, и в какой то момент возникает обострение и проявляются симптомы – боли. Обычно это происходит в период с пятого по девятый классы. Это и дополнительные нагрузки, и меньший контроль со стороны родителей за питанием, и даже появление вредных привычек у детей. Все это играет свою роковую роль в заболеваемости.

Но кроме хеликобактериоза есть и другая причина развития гастрита именно у школьников. Она связывается с поражением поджелудочной железы, и ее неправильной работой. Эта железа в организме выполняет ряд важных функций, в том числе и регулирует процесс пищеварения, отвечает за кровообращение в области желудка и кишечника. Если железа постоянно раздражена в результате физических перегрузок, психических, эмоциональных стрессов или страдает от нерегулярного питания, происходит срыв. Начинает страдать кровообращение желудка с формированием точечных кровоизлияний, эрозии.

Проблемы зрения.

Проблемы со зрением в школьном возраста врачи иногда называют «болезнью отличников», так как из-за большого объема зрительной нагрузки в результате приготовления уроков и докладов, общения с компьютером или книгами, зрение быстро портится. Обычно развивается близорукость, причем, чем раньше она отмечается, тем сильнее будет ее степень и болезнь быстрее будет прогрессировать. Желательно, чтобы с очками ваш ребенок познакомился уже будучи взрослым и умудренным сединами, а не в школе, но не всегда это возможно. Если вы хотите помочь ребенку сохранить зрение как можно лучше, следите за гигиеной зрительных нагрузок и рабочим местом, освещенностью и правильностью мебели.

Советы по профилактике близорукости для школьников. Прежде всего, займитесь закаливанием ребенка, это помогает закаливать в том числе и зрительный анализатор – нужно прыгать, бегать, плавать – это дает отдых глазам. Книги и тетради держите от глаз на расстоянии не менее 40 см, расстояние ближе этой величины приводит к деформации глазного яблока и сильному зрительному напряжению. Запретите смотреть телевизор или сидеть перед монитором ребенку-школьнику в будни, после уроков. В школе он напрягал глаза как минимум 4-5 часов, а если к этому добавить еще и дома пару часов – это слишком высокая нагрузка для растущего органа. Допустимое время компьютера в день – не более 20 минут, а если необходима работа более длительное время, разбить ее на части по 15 минут каждая с перерывом не менее часа для отдыха глаз.

Уделите внимание правильному «глазному» питанию – это должны быть рыба, мясо и птица, морковь и капуста, творог и кефир, ягоды красного цвета, особенно кислые, зелень. Заставляйте вашего школяра отвлечься от работы – пусть погрызет морковку и сделает упражнения для глаз, посмотрит вдаль, а потом на палец руки. Это даст разгрузку зрению. Если у старших детей есть проблемы зрения, заранее позаботьтесь уже о зрении младших, не начинайте занятия чтением ранее 5 лет, и не стремитесь отдать их в школу с шести лет – пусть годик побегают.

Проблема осанки.

Еще одной проблемой сегодняшних школьников является гиподинамия и длительное просиживание за партой в неподвижном, статичном положении. Это приводит к нарушениям осанки и формированию сколиоза (искривления позвоночника). При этом проблема осанки не ограничивается внешней стороной дела, ровная и прямая спина не только красиво смотрится, но и помогает внутренним органам работать правильно. При правильной осанке мышцы напрягаются менее всего, ребенок меньше устает и позвоночник полноценно выполняет амортизационную функцию. При нарушении осанки нарушается дыхание и кровообращение, за счет сутулости легкие полностью не расправляются и не наполняются кислородом. При этом недостаток кислорода ведет к хронической усталости, снижению адаптации к умственным нагрузкам, а также это прямой путь к остеохондрозу и близорукости.

Кроме того, юноша или девушка с сутулыми плечами и спиной колесом смотрится, мягко скажем, не эстетично, таких детей заранее рассматривают как подавленных, неудачников и нерешительных. А это отношение – прямой путь к комплексам. Но ведь родители вполне способны помочь ребенку в формировании ровной спины и красивой осанки. Это не так сложно, как кажется. Проблемы осанки развиваются из-за отсутствия мышечного корсета, накачанных мышц спины и пресса. Особенно это важно, если у родителей есть проблемы с суставами и мышцами, плоскостопие и остеохондроз. Но что же требуется от родителей? На самом деле не так уж и много.

Постоянно наблюдайте за тем, как ребенок сидит при выполнении уроков или работе с компьютером, как он стоит или ходит. Чтобы уточнить, как нужно правильно соблюдать осанку, поставьте его к стене, чтобы он касался ее головой (затылком), лопатками, ягодицами, пятками и икрами. Пусть запомнит ощущения тела и отойдет от стены. Вот это и есть правильная осанка. При таком положении позвоночник занимает физиологически верное положение, плечи разворачиваются, лопатки сближаются друг с другом, втягивается живот и напрягается попа. Нужно, чтобы такое положение тело вошло у ребенка в привычку, и первое время вы будете за этим следить.

Обратите внимание на то, в какой позе ребенок пишет – не высока ли ему мебель, спина, ноги и руки должны иметь опору. Высоту стола определяют по опущенной руке, стол, должен быть на пару сантиметров выше уровня локтя. Стул по высоте не должен превышать высоту голени ребенка. Идите проверьте вашу детскую мебель. Спина при сидении должна полностью касаться спинки стула, сохраняя изгиб в пояснице. Именно сидячая поза более всего портит осанку детей.

А еще проверьте обувь детей, ведь плоскостопие также серьезно нарушает осанку и вызывает боли в спине. Посмотрите на ношенную обувь ребенка, отпечаток стопы должен иметь выемку с внутреннего края в форме полумесяца, если стопа отпечаталась полностью или стоптан внутренний край обуви – немедленно к ортопеду.

Болезни школьников: ищем корень проблемы.

Давайте рассмотрим наиболее вероятнее риски и методы их избежания.

Зрение школьника.

Риск не в потере зрения, а в получении таких трудноизлечимых болезней как миопия или близорукость, астигматизм, дальнозоркость. Причина их возникновения в плохом освещении класса и рабочего места школьника, в следствии чего возникает сильная нагрузка на глаза ребенка при письме и чтении. Ну, конечно же, в особенной зоне риска дети с наследственными проблемами зрения.

Профилактика состоит в максимальном контроле над ребенком во время работы. Он не должен слишком низко наклоняться над столом. Учите ребенка привычке самоконтроля - касаясь локтем стола, он должен кончиками пальцев доставать до внешнего уголка глаза. Это и есть оптимальное по эргономичности расстояние от глаз до предмета во время концентрации внимания.

Очень хорошо, если ребенок будет регулярно делать несложную зарядку для глаз: переводить взгляд с близлежащего предмета на расположенный вдали; вращать зрачками по часовой стрелке и против ее движения; непрерывно моргать на протяжении 10-15 сек, чтобы убрать сухость глаз. И последнее, но довольно важное - при планировании рабочего места школьника, учтите, что свет лампы должен падать слева, чтоб не создавать тень под рукой ребенка.

Желудочно-кишечный тракт

Наиболее вероятные заболевания школьника, касающиеся ЖКТ - это гастрит и язва. Причины их возникновения кроятся в психологических нагрузках ребенка, неполноценном питании в учебных заведениях, частых перекусах очень вредными для детского организма продуктами - чипсами, конфетами, фастфудами, сухариками и прочими лакомства, содержащими химические вкусовые добавки и жиры. В чем состоит профилактика этих заболеваний? - в банальном соблюдении режима питания. Обязательно завтрак с теплой едой (каша, яичница), второй завтрак с фруктами или печением. На обед что-то жидкое - суп, каша, и, конечно же, легкий, но обязательно сытный ужин (овощи, куриное мясо или рыба). Запомните - последний прием пищи перед сном должен происходить не позже чем за два часа до укладывания в постель. Чтобы снизить уровень эмоциональных нагрузок ребенка, необходимо проводить совместные прогулки и игры на свежем воздухе. Главное чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку и любовь. Интересуйтесь его успехами в школе, поддерживайте в сложных ситуациях советом, улыбкой, душевным теплом. При возникновении первых симптомов проблем с ЖКТ - изжога, остановка желудка, регулярное расстройство, обязательно обратитесь к врачу!

Осанка школьника

Проблемы осанки наиболее опасные и сложные для растущего организма. Тут его поджидают такие болезни как кифоз (опасное искривление грудного отдела позвоночника), сколиоз (боковая деформация позвоночного столба) и лордоз - изгиб позвоночника вперед из-за привычки сутулиться. Причин таких заболеваний несколько. Основные из них это длительное, неправильное и неподвижное сидение за партой или столом, портфели без ортопедической вставки и с большим тяжелым содержанием или слабая мышечная масса ребенка, не защищающая спину от деформаций и не поддерживающая хребет. Тут профилактика очень важна. Первым делом учите ребенка держать спинку правильно, так чтобы не торчали лопатки, живот был немного втянут в себя, а взгляд направлять не под ноги, а за метра 3-5 впереди себя. При первой же возможности ребенок должен ходить с зацепленными за спиной руками.

Не разрешайте ребенку носить тяжелые сумки на одном плече, как сейчас очень модно. Помните что идеальный вариант для ношения школьного инвентаря - рюкзак с двумя лямками, желательно с ортопедической вставкой.

Проследите, чтобы ребенок сидел за столом с правильной осанкой - ножки стоят на полу, локти на столе, а спиной упираясь в спинку стула. Делать уроки ребенок должен только за столом. Ни в коем случае не лежа на кровати.

Родители обязательно должны позаботиться о кровати ребенка. Выберите ортопедический матрас, он должен быть упругим и полужестким.

Ну и не забывайте о физкультуре, особенно об упражнениях для укрепления мышц спины и пресса, которые выполняют функцию формирования осанки.

Похожие публикации