Племя женщин воительниц. Женщины племен Амазонки

Внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, история, другие науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации. Греческие боги известны во всем мире.

Греция сегодня

Современная Греция мало знакома большинству наших соотечественников. Страна находится на стыке Запада и Востока, соединяя Европу, Азию и Африку. Протяженность береговой линии составляет 15 000 км (с учетом островов)! Наша карта поможет найти самобытный уголок или остров , на котором еще не бывал. Мы предлагаем ежедневную ленту новостей . Кроме того, много лет мы собираем фото и отзывы .

Отдых в Греции

Заочное знакомство с древними греками не только обогатит Вас пониманием того, что все новое – это хорошо забытое старое, но и побудит отправиться на родину богов и героев. Где за развалинами храмов и обломками истории живут наши современники с теми же радостями и проблемами, как и их далекие предки тысячелетия назад. Вас ждет незабываемый отдых , благодаря самой современной инфраструктуре в окружении девственной природы. На сайт Вы найдете туры в Грецию , курорты и отели , погода . Кроме того, у нас вы узнаете как и где оформляется виза и найдете Консульство в Вашей стране или греческий визовый центр .

Недвижимость в Греции

Страна открыта для иностранцев, желающих приобрести недвижимость . Любой иностранец имеет на это право. Только в приграничных районах не гражданам ЕС необходимо получить разрешение на покупку. Однако поиск законных домов, вилл, таунхаусов, квартир, правильное оформление сделки, последующее обслуживание представляют непростую задачу, которую много лет решает наша команда.

Русская Греция

Тема иммиграции остается актуальной не только для этнических греков, живущих за пределами своей исторической родины. На форуме для иммигрантов обсуждаются как юридические вопросы , так и проблемы адаптации в греческом мире и, вместе с тем, сохранения и популяризации русской культуры. Русская Греция неоднородна и объединяет всех иммигрантов, говорящих на русском языке. В то же время, в последние годы странане оправдывает экономических ожиданий иммигрантов из стран бывшего СССР, в связи с чем мы наблюдаем обратное переселение народов.

Известно из множества легенд, произведений древних авторов и мифов о некогда существовавших воинственных женщинах-амазонках.

Вопрос заключается в том, были ли на самом деле племена женщин-воительниц - вызывает до сих пор целую массу споров у исследователей и ученых.

Племена амазонок, согласно мифам обитали на побережье Черного моря, поблизости к рекам Ирис и Фермодонт. О войнах фригийцев и Белларофонта с амазонками писал еще Гомер.

И по сей день не утихают жаркие споры ученых о реальности их существования.

Амазонки в древнегреческих источниках упоминаются как воинственные племена женщин, которые проживали в Малой Азии или на берегах Меотиды (ныне Азовского моря). Жить они предпочитали обособлено, без мужчин, избегали брака, отличались недюжинной физической силой, воинственностью и отвагой. Богиней-покровительницей считали Артемиду, так как она воплощает образ женщины-воина, амазонки поклонялись ей, а также почитали бога войны - Артеса. Главным занятием воительниц считались вооруженные набеги. Чтобы продолжить собственный род они вступали в связь с мужчинами, проживающими в соседних племенах. Отдавали отцам родившихся мальчиков, или убивали их, а девочек развивали с детских лет духовно, обучали физическим упражнениям, грамоте, владению оружием.




Амазонка с древнегреческого переводится как «безгрудая женщина». Устные предания гласят, что амазонки в раннем возрасте прижигали правую грудь, чтобы та не мешала в их стрельбе из лука.

Но, согласно мнению некоторых ученых, название «амазонки», получили отважные воительницы несколько позже. Окончательно утвердилось за ними лишь в Южной Америке.

Когда вступили испанцы на территорию племени, которое, как получилось, подчинялось амазонкам, те сражались в первых рядах против испанцев и проявили отвагу, мужество, и просто выдающееся искусство войны. Испанцы очень хотели взять в плен хотя бы одну женщину из племени амазонок, чтобы продемонстрировать ее Католическим испанским Величествам, но этого сделать им так и не удалось. Как не получилось у них, и завоевать страну. Эта страна получила название «Амазония», а рядом протекающая река – «Амазонка». Имя «Бразилия» появилось в некотором смысле позже, и взято оно было на основе старокельтских легенд об острове «О Бразил». Населенном только женщинами «острове счастья».

Споры о том, были ли амазонки в реальной жизни, ведутся до сих пор. Сторонники существования отважных воительниц, приводят в качестве аргумента тот факт, что присутствуют изображения амазонок на множестве античных творений. Их оппоненты утверждают, что упоминается об амазонках только в легендах и мифах, которые обрастают с течением времени лишь вымыслом и слухами.

Советские ученые в 1928 году во время раскопок в Земо-Ахвале на побережье Черного моря, произвели на свет сенсационное открытие. Ученые раскопали доисторическое захоронение, в нем был погребен «князь» во всеоружии и полных доспехах; тут же рядом лежал и двойной топор. И данное открытие сделано было в области предполагаемого места, где расселялись амазонки. Детальное изучение скелета продемонстрировало, что это прах женщины. Возможно, она была царицей амазонок.

На Украине в 1971 году нашли еще одно захоронение женщины. Она была погребена также с царскими почестями. А поблизости к ней покоился скелет маленькой девочки, весьма роскошно украшенный. Находились вместе с ней в могиле золотые сокровища и оружие. А еще два мужчины, явно умерших насильственной смертью.

Близ местечка Покровка во время раскопок в Казахстане, в 1993-1997 годах, нашли многочисленные могилы прочих воительниц. И снова мы видим, что рядом со скелетами лежали наконечники и кинжалы для стрел. Определили возраст захоронения, это как раз оказалось две с половиной тысячи лет.

В1994 году в один из сезонов раскопок, нашли могилу очень юной девушки. Ей было приблизительно 14 лет. Кости ее ног имели искривления от постоянной езды верхом. По набору оружия вложенному в могилу напрашивался вывод, что девушка отлично владела боевыми навыками. Рядом с ней найденный кинжал с небольшой рукояткой, был сделан именно под девичью руку. А по немалому количеству наконечников для стрел следовал вывод, что ее хоронили с полным колчаном.

Сторонники реальной истории амазонок полагают, что в мифах есть часть исторической информации. И данная информация, несомненно, указывает на реальное существование амазонок, которые находились когда-то возле реки Фермодонт.

Одна известная скифская легенда гласит, что однажды на землях скифов появилось воинственное неизвестное племя. Воины племени совершали набеги на местные поселки и постоянно угоняли скот. Убив несколько воинов в стычке, скифы захотели скальпировать их но, с удивлением поняли, что все это были женщины. А столь гордым скифам не престало воевать с женским полом. И они боевых действий они стали избегать. Постепенно и скифы и амазонку перешли к мирному сосуществованию, если это можно так назвать.

Явным свидетельством правдивости мифов и легенд об амазонках служат многочисленные захоронения девушек и женщин с боевым оружием.

Как известно война – удел мужчин, а женщины должны растить детей и заботиться о домашнем очаге. Однако многочисленные легенды из глубин времён донесли до нас свидетельства о существовании целых племён женщин-воительниц, которые представляли реальную угрозу для представителей сильного пола. Конечно же, речь пойдёт об амазонках.


Само происхождение слова «амазонка» имеет много вариантов. Наиболее распространена версия о том, что произошло название женщин-воинов от греческого «a mazos», что в переводе означает «без груди». То есть бытует мнение, что в племени амазонок девочкам по достижении ими определённого возраста удаляли правую грудь - чтобы удобнее было целиться в противника из лука. Однако официального подтверждения эта версия не находит, да и произведения живописи античных времён изображают амазонок без каких-либо изъянов. Не исключено, что «амазонка» - слово иранского происхождения, и берёт своё начало от «ha-mazan» - воин.



Легенды о существовании женщин-воительниц можно найти в сказаниях народов многих стран: Японии, Америки, Китая, Индии и многих других. Например, индийский царь Чандрагупта Маурья, правивший в 322-328 году до н.э. пользовался услугами не совсем обычного телохранителя, которым являлась женщина-великан из Греции.
Одно из первых упоминаний, касающихся амазонок, относится к I в до н.э.



И если историк Страбон с сомнением рассматривал существование подобного женского племени, то древние греки твёрдо были уверены в их реальности. Причём амазонки основали целое государство, столицей которого являлся город Фемискира. Амазонки сами прекрасно справлялись со всеми необходимыми делами без помощи мужчин: они охотились, воевали с соседними племенами, а также сами обеспечивали себя всем необходимым. Проблема пополнения женского войска решалась довольно просто: раз в год амазонки заключали перемирие со своими соседями с одной-единственной целью: зачать ребёнка. Спустя положенные девять месяцев новорождённых мальчиков отдавали отцам (или умерщвляли), а девочек оставляли себе, чтобы воспитать на свой лад.



Ходит легенда, что однажды царица амазонок Фалестрис пришла в сопровождении 300 своих дев-воительниц к Алесандру Македонскому, чтобы получить от великого полководца достойное потомство женского пола, и тот провёл с предводительницей несколько ночей. Знаменитый историк Геродот писал, что скифы называли амазонок «убийцами мужчин» - «оиор-пата», поскольку согласно их обычаям ни одна из женщин-воинов не могла выйти замуж до тех пор, пока не лишит жизни мужчину.



До недавних пор существование амазонок у многих учёных вызывало сомнения, однако многочисленные археологические находки позволили взглянуть на происхождение легенд о женщинах-воительницах с новой стороны.



В 1971 году на территории Украины было найдено захоронение женщины-воина, причём похоронена она была с огромными почестями. На рубеже XX-XXI столетий в Турции и на Кубани были найдены могилы племени, где были захоронены исключительно женщины. Причём рядом с телами усопших лежали не сосуды и украшения, а луки и колчаны со стрелами. К тому же в одном из черепов застрял наконечник стрелы.



Своих амазонок имели многие государства. Так, в VIII в н.э в Чехии появилось подобие женской республики. Женщины запротестовали против тирании мужчин, захватили замок, стоявший на горе Видолве, и периодически захватывали мужчин, которых превращали в своих рабов. Попытки «укрощения строптивых» ни к чему не приводили, и так продолжалось в течение восьми лет. В конце - концов некому герцогу удалось расправиться с женщинами, которые сражались до конца.



По свидетельству историка Саксона Грамматика, в состоявшейся в 750 году битве между шведским и датским войсками, на стороне последних сражалось 300 дев со щитами и длинными мечами. А в Шри-Ланке представителей царской семьи Канди охраняло небольшое войско прекрасно обученных женщин-лучниц. Корнелий Тацит, римский историк, отмечает, что когда Британия в 60 году до н.э. по призыву Будикеи (королевы одного из племён – иценов) поднялась на восстание против римлян, то в её войсках преобладали представительницы слабого пола.

Женщины-воины ценились во все века, а потому не исключением стали и наши дни. Так, даже XX веке в Африке на территории современного Бенина продолжала своё существование мощная армия, созданная ещё в 1645 году правителем Дагомеи королём Ахо Хоегбаджа. Великолепно обученные воины были… женщинами, количество которых к началу XIX века составляло 6000 человек.



Дисциплина в этой армии была крайне жёсткой, многие из амазонок Дагомеи были девственницами, поскольку служащим армии запрещалось выходить замуж и рожать детей. Возраст новобранцев составлял 15-19 лет, однако это не мешало девушкам становиться опасными противниками для закалённых в боях мужчин. Армия дагомейских амазонок была расформирована в 1890 году, после ожесточённых и кровопролитных боёв с французским иностранным легионом. Последняя из женщин-воинов из этой армии умерла в 1979 году.



Бразильское племя тюпи, которое существует и сейчас, также имеет свои особенности: у них женщины коротко стригут волосы и принимают участие в боях наряду с мужчинами. Вдобавок ко всему каждая незамужняя женщина имеет в услужении девочку.

Мифы об амазонках зачастую приукрашены, однако их возникновение имеет под собой реальную почву. История знает случаи существования «женских народов». Так, в XVII веке на Кавказе жил народ эммечи, состоявший исключительно из женщин. Поэтому не исключено, что и ранее в силу разных причин образовывались общины, племена, а может, и государства, во главе которых стояли воинственные и независимые амазонки.

Амазонки


Впервые сведения о женщинах-воительницах, названных впоследствии амазонками, появились у древнегреческих (эллинских) историков. Многие века легенды о женщинах-амазонках волнуют людей образованных, как мужчин, так и женщин. С течением времени легенды эти наполнились всякими вымыслами, были сильно приукрашены, а амазонки стали героинями многих художественных и литературных произведений, в том числе – фантастических. Для женщин это символ – символ женской независимости, образец для подражания, иногда в буквальном смысле, а для мужчин – образец красоты и привлекательности. Поэтому любопытно узнать, что было и было ли на самом деле.


Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал, что женщины-амазонки жили на границах обитаемого мира (то есть за пределами известных эллинам территорий). По его словам, женщины-амазонки управляли обществом и занимались военным делом, а мужчины хлопотали по хозяйству, выполняя указания своих жен. И когда рождались дети, заботиться о них поручали мужчинам. Легенды и свидетельства древних историков приписывают амазонкам участие в Троянской войне, вторжение с киммерийцами (кочевым народом, обитавшим в Крыму и близлежащих степях) в Малую Азию, поход в Аттику (страну древнегреческих городов-государств) и осаду Афин.

В частности, после Троянской войны отряд амазонок появился на территории скифов. В ходе этой войны, по свидетельству Геродота, часть амазонок попала в плен, и греки отправили их к себе на трех кораблях. Но не тут-то было! Амазонки восстали, перебили греческих воинов и команды кораблей и, уносимые течением и ветрами, приплыли к берегу, высадившись на скифских землях у места под названием Кремны, затерявшегося в веках. Там они угнали у скифов лошадей и, вооружившись оружием убитых греков, стали грабить страну скифов.


Скифы долго не могли понять, что произошло и откуда эта напасть свалилась на их головы: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени этого они до сих пор не встречали. Собрав силы, скифы вступили в бой с амазонками, впрочем, без особого успеха, так как победить врага не удалось. Каково же было удивление скифов, когда после боя, осмотрев трупы врагов, они обнаружили, что все они – женщины! Восхищенные этим обстоятельством, они решили сделать так, чтобы от таких женщин у них родились дети.

Посовещавшись, скифы решили послать к амазонкам группу своих молодых мужчин, по количеству равную числу амазонок, но не вступать с ними в бой, а стать лагерем поблизости. Убедившись, что от пришельцев им нет опасности, амазонки не стали на них нападать. Долго ли коротко ли, но амазонки стали вступать в связь с молодыми скифами и даже освоили их язык. Молодые скифы звали амазонок присоединиться к своему племени, но амазонки не согласились и стали жить сами по себе. Так на территории скифов появился новый народ – савроматы, говоривший на искажённом скифском языке. Эта легенда сравнительно недавно нашла реальное подтверждение при раскопках скифских курганов на смежных территориях России и Казахстана, где нашли, в числе прочего, захоронения женщин с доспехами и боевым оружием. Такие же захоронения находили на Кавказе и в северном Причерноморье, где женщины были похоронены с оружием и даже с конской сбруей.

История появления амазонок под стенами Афин связана с именем древнегреческого героя Тезея (Тесея). Историю эту рассказал Плутарх. В одном из своих путешествий по Понту Авксинскому (Черному морю) Тезей приплыл к берегу страны амазонок и высадился там, где был встречен весьма гостеприимно. За это гостеприимство он отплатил черной неблагодарностью, влюбившись в царицу амазонок Антиопу и увезя её на своем корабле в Афины. Для освобождения своей царицы амазонки по суше отправились в Афины и осадили город. Осада длилась 4 месяца и закончилась битвой у стен Акрополя, впрочем, безрезультатной для обеих сторон. Поэтому было заключено перемирие, и амазонки ушли к себе. Антиопу они не освободили, поскольку она сражалась на стороне греков и пала в бою. Вот такие дела творились в древности: за что бились – непонятно.

В Украине есть могилы, где находятся скелеты женщин, похороненных с оружием. Они жили все времена, когда греки еще пересказывали многовековые предания о народе женщин-воительниц, но уже считали их вымыслом. Из-за этих находок у археологов опять возник вопрос об амазонках. Быть может, они все же существовали когда-то? На юго-востоке современной Украины, по Великой степи Евразии, тысячи лет бродили орды кочевников, люди разных этнических групп и культур. Но суровая природа диктовала им единый образ жизни.

Выносливые люди на выносливых лошадях всю жизнь перегоняли свой скот, питались его мясом, пили молоко кобылиц. Теперь лишь насыпные холмы в степи являются немыми свидетелями их прошлого. Это - могильники древнего народа, сарматов, которые постоянную обитель обретали только со смертью. В этих захоронениях, именуемых курганами, мало кто предполагал найти подтверждение древних греческих мифов. Сарматы, кочевавшие здесь в I тысячелетии до н. э., не оставили ни письменных источников, ни строений. Все, что мы знаем о них - добыто в могилах или вычитано у древнегреческого историка Геродота, но его сведения всегда рассматривались как легенды.


После путешествия в 450 году до н. э. по Северному Причерноморью Геродот записал миф о странном племени женщин-воительниц, которые разъезжали по степи верхом на лошадях, свирепо сражались, стреляя из луков. Никто из них не выходил замуж, пока не убивал врага. Черноморские греки называли их "иорпаты" (мужеубийцы), но Геродот привел и другое название - амазонки, от греч. амазес (безгрудая). Авторы более поздних времен объяснили это тем, что амазонки лишали себя одной груди чтобы лучше стрелять из лука, но древние греки никогда не писали про такие увечья. Быть может, эти вояки получили прозвище амазонок за то, что не хотели кормить детей грудью?

Амазонки, лютые враги древних греков, изображались ими везде как племя женщин диких настолько, что с мужчинами знались только для продолжения рода и даже посмели однажды напасть на Афины. Но в более поздние времена все сочли это за небылицы. "Кто поверит , - насмешливо заметил греческий географ Страбон, - что когда-то могла существовать армия женщин, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов Рассказать такое, все-равно что заявить, будто в те времена мужья играли роль жен, а жены - мужей" . Многие сведения об амазонках в науку не вошли, зато дали богатую пищу творчеству драматургов во всех жанрах - от комедий до трагедий. К XX веку амазонки появились на эстраде и в фантастике. Но каждый раз, когда в степи находят захоронения женщин с оружием, невольно вспоминается миф о них. И, уже из могил амазонки как бы воюют снова - за свое место в истории мира. Интересно, что Страбон и прочие скептики сказали бы об этих могилах?


Такие находки действительно необычны. Об этих женщинах написано чрезвычайно мало и только древними греками, что воспринималось всегда как мифы. Но тут, в степи, археологи находят настоящих женщин-воительниц, похожих на амазонок, ведь рядом с ними захоронены мечи, кинжалы, колчаны с наконечниками стрел из бронзы и железа - сплошь боевое снаряжение воина. То, что в этих степях жили воинственные женщины, здесь воевали, здесь погибали, здесь хоронили своих подруг - очевидно вполне. Но как они связаны с амазонками древних мифов? Не о них ли писал Геродот?

Отечественные археологи давно знают о женских могильниках в степях Украины и России, где находили не только украшения из золота и серебра, но еще и боевое снаряжение. Но они не связывали эти захоронения с амазонками до тех пор, пока сюда не пришла многонациональная группа археологов из Западной Европы и США. В мире, где воевали мужчины, образ воительницы казался нелепым. Кое кто даже счел оружие ритуальным, для боев в мире ином, а не в этом. Но скелеты женщин свидетельствуют о другом - есть черепа со следами рубящих и колющих ударов, есть плечевые кости с торчащими з них наконечниками стрел...


Обычно, если археологи находят оружие в могиле, то считают, что похоронен мужчина, если бусы, браслеты и прочее, то женщина. Однако в этих раскопках нельзя полагаться на сопутствующие вещи, потому что в сарматских могилах бывает и наоборот - мужчина с зеркальцем, а женщина - с оружием. Но, к счастью, археологи, изучавшие физическую антропологию, по черепу и другим частям скелета могут безошибочно определить пол погребенной особи. Вот скелет женщины лет шестидесяти, из оружия здесь только нож, рядом шильца для прокалывания кожи, кремни и кресала. Судя по этим и другим вещам, старушка в общине могла делать то, что всегда и везде поручалось мужчине, ведь кремни и кресала - орудия хранителя огня. По черепу этой женщины видно, что сарматки доживали до старости, ее зубы сточились, но порченых нет.

В один из сезонов раскопок, в 1994 году, нашли могилу совсем юной девушки, лет четырнадцати. Кости ног ее были кривы от постоянной езды верхом. По набору оружия было понятно, что она хорошо владела боевыми приемами. Для рукопашной схватки - кинжал с небольшой рукояткой, явно сделанный по девичьей руке. По множеству наконечников стрел ясно, что хоронили ее с полным колчаном. Одна из могил принесла археологам неожиданный сюрприз. Там обнаружены останки женщины, не похожей на воительницу, но соплеменницы, видно, боялись ее, потому что связали ей ноги, явно не желая, чтобы она выбралась на свет Божий. Можно только строить догадки, за что с ней обошлись так сурово. Дурной глаз? Они боялись, что она наведет на них порчу? Или же эта женщина была помешанной, бесноватой? А может быть, причина была совершенно иная и нам, живущим в другом укладе общества этого никогда не понять.

Пытаясь представить диких кочевников, скачущих стремительно по степи, невольно вспоминаешь о Чингирхане и ордах монголоидов, но сарматы были европеози. Греки, привыкшие биться пешими в плотном строю, сочли всаднице луками трусливыми, но те заставили признать, что их атаки смертоносны. Почти каждая легенда о битве с амазонками кончается гибелью или посрамлением красивой, но свирепой воительницы, посмелившей меряться силами с греческим героем. Но у Геродота, напротив, амазонки чаще побеждали. Бывших противников они брали себе в мужья и те делили с ними тяготы кочевой жизни и войн. Эти женщины очень важны для нас, потому что они представляют общественную формацию, которая еще никогда не регистрировалась документально.

В украинских степях много захоронений, в том числе в виде курганов. Археологи за несколько сезонов раскопали уже порядка сотни из них, поровну мужских и женских. Здесь есть могилы разных племен, которые приходили сюда друг за другом. В какой-то период времени здесь появились племена, воинами которых были женщины, весьма похожие на тех, которые, по словам Геродота, обитали в степях к северу от Черного моря. Если в женских могилах обилие всяких предметов, то в мужских их почти нет. В одной мужской могиле найден только горшок, в нескольких других мужчины захоронены с ребенком на руках...

Бедность мужских могил еще больше наводит на мысли о матриархате. Результаты раскопок просто поразительны. Благодаря им легенды обрели реальную основу, а записки Геродота о амазонках нашли подтверждение. Согласно Геродоту, амазонки жили в VI веке до н. э., а эти последние могилы относились к периоду от IV до II века до н. э. Таким образом, от амазонок Геродота до погребенных в последних открытых могилах прошло более двух веков, и в племенах, о которых рассказывалось в мифах Древней Греции, уже царил патриархат. За три столетия женщины степей утратили власть и она перешла к их сыновьям и внукам.

Возможно, виновниками этой перемены были пленники-мужчины, которые не хотели мириться с новой для них ролью и которым амазонки доверили воспитание своих детей. Теперь, после открытия археологов, ясно, что амазонки существовали, что жили на земле такие женщины и мифы о них стали еще привлекательнее. Впервые удалось найти в полевых условиях материальные доказательства того, что в обществе существовала формация типа племени амазонок. Она была у кочевых народов, обитавших в этих степях. Здесь правили женщины, пасли скот, охраняли стада и, при необходимости, с оружием в руках бились за свои земли. Благодаря этим открытиям восстановлена добрая репутация Геродота, ведь его называли не только отцом истории, но и отцом вымыслов за рассказы о всякой экзотике типа амазонок. За десяток лет раскопок археологи доказали, что Геродот был прав.

В XII в. до н.э. после битвы элинов с амазонками в Троянской войне элины захватили их в плен и везли на трех кораблях. Но амазонки перебили всех греческих воинов. Не зная, как управлять кораблями, они, носимые волнами и ветром, прибыли к берегам Меотийского озера и высадились на земле свободных скифов у каких-то Кремн. Похитив у скифов табун лошадей, амазонки начали грабить из страну.

"Скифы же не могли понять, - писал Геродот, - в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они таким образом узнали, что это были женщины. Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, и уклоняться; когда же те остановятся, они должны приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети. Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом. Амазонки в полуденный час делали следующее. Они расходились по одной и по две, рассеиваясь для естественных надобностей далеко друг от друга.

Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступить с ней в связь. И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же место и привел другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведет другую. Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришел на то же место и другого привел и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок. А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея жену ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин. А после того, как они поняли друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: "У нас есть родители, есть и имущество. Теперь мы уже больше не будем вести такой образ жизни, но будем жить, уйдя к своему народу; нашими женами будете вы, и никакие другие женщины" . Они же на это сказали следующее:
"Мы не могли бы жить вместе с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи.

Мы стреляем из лука и мечем дротики и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но оставаясь на повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда. Так вот мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите чтобы мы были вашими женами и чтобы вы могли считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернетесь, будем жить сами по себе".


Перейдя Танаис, они прошли к востоку на расстояние трех дней пути от Танаиса и на расстояние трех дней пути от озера Меотиды в направлении северного ветра. Прибыв в ту местность, в которой они теперь обитают, они заселили ее. И с того времени жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями и отдельно от мужей;
они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.

Языком савроматы пользуются скифским, но говорят на нем издавна с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно. Относительно брака у них установлено следующее: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов. Некоторые из них, не способные исполнить обычай, умирают в преклонном возрасте, прежде чем выйти замуж".


Это этиологический миф, объясняющий происхождение савраматов, который переписал Геродот из какого-то более раннего сочинения. Вероятно этот миф сочинили боспорские греки которые после переселения на Боспор Киммерийский увидели женщин, умеющих сражаться на лошадях.
Похожие публикации