Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве. Прокурор в арбитражном процессе Участие прокурора апк

Целью участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в случаях, прямо указанных АПК. Круг дел, в которых может участвовать прокурор, установлен в ст. 52 АПК.

В арбитражном процессе допускается участие прокурора в одной из двух форм:

1) предъявление иска в защиту чужих интересов;

2) вступление в дело на любой стадии арбитражного процесса для дачи заключения по делу.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в защиту чужих интересов в следующих случаях:

1) с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, когда таким нормативным или ненормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) с иском о признании недействительной сделки или с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.

Прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса.

Прокурор в арбитражном процессе является самостоятельной процессуальной фигурой и наделен процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле.

Если прокурор установит в ходе судебного разбирательства, что иск предъявлен необоснованно, он может отказаться от иска. Если лицо, в чьих интересах предъявлен иск, не требует рассмотрения дела по существу, производство по делу прекращается.

У прокурора в отличие от истца нет собственной материально-правовой заинтересованности в исходе дела: иск предъявляется им в чужом интересе, но он обладает процессуальной заинтересованностью . Юридический интерес прокурора состоит в том, чтобы был вынесен судебный акт по предъявленному иску. Предъявляя иск в чужом интересе, прокурор выступает в роли процессуального истца.

Если прокурор не участвовал в рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции, он может вступить в дело при его рассмотрении в апелляционной или кассационной инстанции.

Обращение в Высший Арбитражный Суд РФ направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генерального прокурора РФ, в арбитражный суд субъекта РФ - прокурор субъекта РФ или заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Информация об арбитражных судах Суд по интеллектуальным правам --- Арбитражные суды округов -- АС Волго-Вятского округа АС Восточно-Сибирского округа АС Дальневосточного округа АС Западно-Сибирского округа АС Московского округа АС Поволжского округа АС Северо-Западного округа АС Северо-Кавказского округа АС Уральского округа АС Центрального округа --- Арбитражные апелляционные суды -- 1-й ААС 2-й ААС 3-й ААС 4-й ААС 5-й ААС 6-й ААС 7-й ААС 8-й ААС 9-й ААС 10-й ААС 11-й ААС 12-й ААС 13-й ААС 14-й ААС 15-й ААС 16-й ААС 17-й ААС 18-й ААС 19-й ААС 20-й ААС 21-й ААС --- Арбитражные суды субъектов федерации -- АС ПСП АC Пермского края в г. Кудымкар АС ПСП АС Архангельской обл. в Ненецком АО АС Республики Крым АС города Севастополя АС Республики Адыгея АС Республики Алтай АС Алтайского края АС Амурской области АС Архангельской области АС Астраханской области АС Республики Башкортостан АС Белгородской области АС Брянской области АС Республики Бурятия АС Владимирской области АС Волгоградской области АС Вологодской области АС Воронежской области АС Республики Дагестан АС Еврейской автономной области АС Забайкальского края АС Ивановской области АС Республики Ингушетия АС Иркутской области АС Кабардино-Балкарской Республики АС Калининградской области АС Республики Калмыкия АС Калужской области АС Камчатского края АС Карачаево-Черкесской Республики АС Республики Карелия АС Кемеровской области АС Кировской области АС Республики Коми АС Костромской области АС Краснодарского края АС Красноярского края АС Курганской области АС Курской области АС Липецкой области АС Магаданской области АС Республики Марий Эл АС Республики Мордовия АС города Москвы АС Московской области АС Мурманской области АС Нижегородской области АС Новгородской области АС Новосибирской области АС Омской области АС Оренбургской области АС Орловской области АС Пензенской области АС Пермского края АС Приморского края АС Псковской области АС Ростовской области АС Рязанской области АС Самарской области АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области АС Саратовской области АС Сахалинской области АС Свердловской области АС Республики Северная Осетия-Алания АС Смоленской области АС Ставропольского края АС Тамбовской области АС Республики Татарстан АС Тверской области АС Томской области АС Тульской области АС Республики Тыва АС Тюменской области АС Удмуртской Республики АС Ульяновской области АС Хабаровского края АС Республики Хакасия АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры АС Челябинской области АС Чеченской Республики АС Чувашской Республики - Чувашии АС Чукотского автономного округа АС Республики Саха (Якутия) АС Ямало-Ненецкого автономного округа АС Ярославской области


В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Прокурора - это довольно новое направление работы, которое обязано своим созданием системе специализированных судов, занимающихся разрешением экономических споров на областном, республиканском или краевом уровнях, а также городов Санкт-Петербурга и Москвы, федеральных округов. Данная мера выступает в качестве действенного средства для предупреждения правонарушений и укрепления законодательных основ в сфере экономики, защиты прав и интересов общественности, государства.

Задачи прокурора в арбитраже

Участие в арбитражном процессе прокурора подчинено процессу выполнения одной главной задачи - защита общественных и гос. интересов по основаниям и в тех формах, которые регламентированы нормами АПК РФ. Он - это лицо, имеющее исключительно процессуально-правовую заинтересованность в конечном результате. Прокурор всегда выступает в интересах третьих лиц, но только от своего имени. По сути, это один из видов защиты интересов публично-правового характера, наряду с таковой со стороны органов государства и местного самоуправления.

Не стоит забывать, что участие в арбитражном процессе прокурора и государственных органов подчиняется установленному в АПК РФ регламенту и происходит в строгом соответствии с ним. Надзорная функция в данном случае не осуществляется. Прокурор является лишь одним из числа остальных лиц, которые принимают участие в рассмотрении дела. Об этой особенности прямо сказано в ФЗ «О прокуратуре» (ст. 35): его полномочия определяются исключительно процессуальным законодательством.

Все ли прокуроры имеют подобные полномочия?

Необходимо иметь в виду, что участие в арбитражном процессе прокурора имеет некоторые особенности. Полномочиями на данную опцию обладают не все. Так, обращаться в Высший Арбитражный Суд с исковыми заявлениями может только генеральный прокурор страны, а также его заместители. На данный момент эту главную должность занимает Ю. Я. Чайка. Прокуроры субъектов РФ, и их заместители могут обращаться с исками в региональные арбитражные суды.

Какое место отведено в прокурору?

Участие в арбитражном процессе прокурора и иных органов регулируется нормами АПК РФ. Причем законодатель не определяет особой разницы между их статусами, выводя кого-то на первый план или наделяя преимуществами. Прокурор вместе с другими лицами, которые участвуют в деле, обладает равноценными правами и обязанностями, за исключением возможности заявлять надзорные протесты. Предполагается, что такое положение полностью удовлетворяет принцип равенства сторон в арбитражном процессе. В то же время оно ни в коей мере не создает преград для достижения поставленных перед сотрудниками прокуратуры благих целей и задач.

Законодатель расценивает прокурора в качестве полноценного отдельного субъекта арбитражного процесса. Если он обращается с иском в защиту интересов и прав государства или общества, то он несет те же обязанности, что и истец, а также пользуется аналогичными правами. Исключение составляет возможность подписания соглашения (мирового). Иными словами, прокурор в арбитражном процессе участвует в том же процессуальном статусе, что и стороны (ответчик и истец). Однако материальными правами обладает всегда только лицо, в интересах которого было инициировано дело. Процессуального истца нет только в том случае, если иск прокурора предъявлен в защиту так называемых неперсонифицированных интересов.

Существует две формы участия прокурора в арбитражном процессе, и обе они регламентированы статьей 52 АПК РФ.

Возбуждение дела

Преобладающая (ведущая) форма работы - это возбуждение дела по определенным основаниям, исчерпывающий список которых указан в АПК РФ, части первой ст. 52. В этом случае он принимает положение истца, действия которого нацелены на защиту интересов публично-правового характера. При этом он обладает теми же процессуальными правами и исполняет аналогичные обязанности. В том случае, когда прокурор принимает решение об отказе от предъявленного им иска, истец (если он участвует в процессе) не утрачивает права требовать рассмотрения дела по существу.

Вступление в дело в ходе арбитражного процесса

Обсуждая формы участия прокурора в арбитражном процессе, следует отметить, что второй вид появился сравнительно недавно. Он регламентирован АПК РФ в части пятой ст. 52. Согласно норме, прокурор может вступить в дело, которое рассматривает арбитражный суд, на любом этапе, с целью обеспечения его законности. При этом он будет обладать процессуальными обязанностями и правами истца, за исключением специальных, тех, что указаны в То есть определенные ограничения все же присутствуют. В этой ситуации прокурор фактически не является по делу истцом. Он просто вступает в арбитражный процесс уже начатый другим лицом.

Здесь наблюдается аналогия того, как осуществляется участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе (ст. 45, ч. 3 ГПК РФ), и можно говорить, по сути, о даче заключения по делу.

Виды исков прокурора

Как уже было сказано, свои полномочия по участию в арбитражных процессах прокуроры реализуют посредством подачи исковых заявлений согласно части первой статьи 52 АПК РФ. Они наделены правом обращаться со следующими видами исков:

  • Заявления об оспаривании актов, в том числе нормативно-правовых, органов гос. власти страны, самоуправления (местного), которые касаются законных интересов и прав граждан, организаций в поле экономической деятельности, в том числе в предпринимательской сфере.
  • Участие в деле прокурора в арбитражном процессе возможно при подаче сделок, которые совершены органами местного самоуправления, гос. власти РФ или субъектов страны, унитарными предприятиями (муниципальными или государственными), а также отдельной категорией юридических лиц, уставной капитал которых имеет свои особенности, недействительными.
  • Иски о применении последствий ничтожности Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор, аналогичен тому, что перечислен в предыдущем пункте.

Участие в арбитражном процессе прокурора: порядок действий при возбуждении дела

Исковое заявление прокурора должно быть оформлено в полном соответствии с требованиями, которые установлены главой тринадцатой АПК РФ. То есть копия документа и всех приложений к нему должна быть разослана всем лицам, принимающим участие в процессе. В своем заявлении прокурор указывает помимо конкретных обстоятельств и поводов, для возбуждения дела послуживших причиной, также правовые основания, то есть дает ссылки на конкретные нормы процессуального и материального права. Оно должно обладать исключительной обоснованностью и мотивированностью, как и подобает документу, составленному должностными лицами с юридическим образованием. При обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе не требуется уплаты каких-либо судебных расходов. Необходимо соблюдение и иных правил при обращении в арбитражный суд, в том числе не стоит забывать про принцип подсудности или состава (субъектного) участников спора.

Доказывание и процессуальные права

Именно на прокурора ложится так как арбитражный процесс имеет состязательный характер. Обратившись в суд с исковым заявлением, он первым дает пояснения по делу и существу требований, заявленных им. Кроме того, принимает участие в исследовании всех материалов, вещественных доказательств, места, имеет право задавать всем, без исключения, участникам вопросы, в том числе приглашенным экспертам и следователям.

Особенности участия в арбитражном процессе прокурора таковы, что если им будет установлено в ходе судопроизводства, что дело возбуждено необоснованно, то он вправе отказаться от него. Однако подобные действия не влияют на мнение истца. Он может потребовать продолжения процесса и рассмотрения дела по существу.

Подведя итог, можно сказать, что прокурор является не совсем обычным истцом, так как не участвует в материальном споре. Поэтому к нему нельзя предъявить встречное исковое заявление. Как уже было сказано выше, его отказ от иска не влечет прекращения по делу производства.

Порядок участия в деле, начатом другими лицами

Выше уже говорилось о том, что статья 52 АПК предоставляет право прокурору на вступление в рассматриваемое арбитражным судом дело на любой процессуальной стадии. Иными словами, он не ограничен временными рамками. Однако прокуроров сдерживает другой фактор - круг дел. Их исчерпывающий список можно найти в ч. 1 ст. 52 АПК. При подготовке дела к разбирательству в суде вопрос о вступлении в него тех или иных лиц, в том числе и прокурора, рассматривает судья, и АПК в данном случае не обязывает его извещать последнего о результатах. Данный момент многие юристы считают спорным. Уведомление надзорных органов о возбуждении дела иногда бывает целесообразным.

Задачи участия в арбитражном процессе прокурора в любом случае одни и те же, но процессуальное положение разное. В связи с тем, что он в данном случае в качестве истца не выступает, он наделяется общими обязанностями и правами. Таким образом, прокурор может вести ознакомление со всеми материалами дела, участвовать в разбирательстве и решении различного круга вопросов, собирать и представлять доказательства. Однако в отличие от предыдущей формы участия путем подачи иска, он не дает суду объяснений в качестве истца. И хотя вступление прокурора возможно на любом этапе, все же его «подключение» в самом конце будет практически нецелесообразным.

Обжалование решений

Логично, что участие в арбитражном процессе прокурора и других органов предусматривает и возможность обжалования судебных актов, в том числе и тех, что уже вступили в законную силу. В кассационной инстанции дело может быть пересмотрено только по жалобе определенного круга лиц. Он определен законом. Это те же лица, что имеют полномочия на подачу исковых заявлений.

Прокурорский протест

Участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе возможно путем подачи протеста в порядке надзора. Институт имеет свои особенности. Генеральный прокурор страны может предпринять этот шаг в отношении любого постановления или решения, за исключением того, что вынесено Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Заместители тоже наделены подобными полномочиями. Они могут подать протест на решения и постановления любого из всех арбитражных судов России за исключением Высшего.

Прокуроры субъектов страны подобными правами не наделены. Рассмотрением дел в порядке надзора занимается Президиум Высшего Арбитражного Суда страны, поэтому данную инстанцию можно расценивать как исключительную, а меры довольно редко используемыми.

Проблемы участия прокурора в арбитражном процессе

Правовое положение прокурора как участвующего в рассмотрении дела лица определяет АПК РФ. Пожалуй, самой важной формой его участия является инициирование судопроизводства, причем исчерпывающий перечень оснований для этого устанавливает законодатель. На практике такой детализированный список вызывает немалые трудности и, как следствие, влияет на эффективность работы органов прокуратуры. Остановимся на основных моментах противоречий вкратце.

Во-первых, участие в арбитражном судопроизводстве прокурора заключается главным образом в оспаривании сделок. Эти действия осуществляются в защиту государства, субъектов страны, органов самоуправления (местного) или коммерческих организаций, часть капитала которых принадлежит перечисленным лицам. В то же время согласно АПК РФ, ст. 52, прокурор не имеет права в процессе заявлять требование о признании на спорное имущество права собственности, он может только оспаривать сделки, причем в пределах сроков исковой давности. Он бессилен в тех случаях, когда гос. имущество является предметом нескольких последовательно осуществленных сделок.

Во-вторых, в отличие от искового производства, при рассмотрении дел, вытекающих из иных публичных отношений, деятельность прокурора нацелена на защиту интересов и прав граждан, компаний и иных лиц в предпринимательской сфере деятельности. Статья 192 АПК РФ позволяет ему обратиться с иском о признании каких-либо нормативно-правовых актов недействительными, при условии, что они в целом или в части не соответствуют закону или иным НПА, имеющим большую юр. силу. Одновременно арбитражное процессуальное законодательство, в отличие от гражданского, не допускает возможность защиты интересов неопределенного круга лиц прокурором.

На практике это выливается в следующее. Обнаружив несоответствие НПА в экономической сфере нормам законодательства и не имея возможности устранить их в порядке прокурорского реагирования, он обязан прежде, чем обратиться с иском в суд, найти лиц, чьи права в данном случае нарушаются. Это существенно усложняет работу и требует определенных временных затрат. Хотя общеизвестно, что каждый нормативно-правовой акт применяется неоднократно неопределенным кругом лиц, следовательно, издание незаконного НПА всегда априори нарушает их интересы. Столь неоптимистичное положение дел подтверждают и данные статистики. На практике поданные прокурорами заявления о признании НПА недействительными имеют малую эффективность, результаты подобных действий незначительны.

Большие затруднения также вызывает установленный для подачи заявления срок в три месяца. Его отсчет начинается с того момента, когда гражданин узнал о том, что его права в то или иной степени были нарушены. Практики в один голос говорят о невыполнимости данного требования. Прокуратура попросту не в состоянии обеспечить подобную защиту. Единственным вероятно возможным выходом из ситуации может быть увеличение установленного законодателем срока для подачи в суд заявлений.

Кроме того, для повышения эффективности работы многие практикующие юристы предлагают наделить прокуратуру дополнительными полномочиями. А именно: на подачу исков о признании материального права, недействительности его регистрации и об истребовании из незаконного владения имущества.

Подведя итог, можно сказать, что участие в арбитражном процессе прокурора, задачи и формы которого строго регламентированы, является довольно сложным теоретическим вопросом. Несовершенство законодательства на практике часто приводит к затруднениям, проволочкам и снижению результативности работы органов прокуратуры. Факт существования определенных противоречий в правовых нормах, регулирующих данный институт, осознают не только практики, но и теоретики. Однако каких-либо существенных изменений в ближайшее время не предвидится.

Прокурор является лицом, участвующим в деле, которое имеет только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, всегда выступает от своего имени, но в защиту интересов других лиц. То есть главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, которые предусмотрены арбитражным процессуальным законодательством.

Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления. При этом защита государственных и общественных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает из содержания ч. 4 ст. 52 АПК РФ.

В ст. 52 АПК РФ предусмотрены две формы участия прокурора в арбитражном процессе. Во-первых, возбуждение дела по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 52 АПК РФ. В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы. Во-вторых, согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. Здесь речь идет о тех случаях, когда прокурор не является истцом по делу, а вступает в уже начатый другим лицом арбитражный процесс. В этом случае прокурор наделяется всеми правами лица, участвующего в деле, указанными в ст. 41 АПК РФ, однако не имеет специальных прав сторон, указанных в ст. 49 АПК РФ.

Полномочия по участию в арбитражном процессе прокуроры реализуют посредством предъявления в арбитражный суд исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

С заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

С иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;

С иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной вышеназванными органами и предприятиями.

По указанным делам прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

Таким образом, участие прокурора в рассмотрении арбитражными судами дел представляет собой один из способов защиты публичных интересов и является универсальным средством реагирования прокурора на правонарушения в экономической сфере.

Ряд направлений, по которым прокурорам следует предъявлять иски, отмечен в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 24 октября 1996 г. № 59 «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе». Участие прокуроров в арбитражном процессе в данном приказе рассматривается Генеральной прокуратурой РФ как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности. Поэтому предлагается использовать обращение с исками в арбитражные суды в целях оперативного и реального пресечения и устранения правонарушений, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы, а также для возмещения причиненного ущерба, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Согласно п. 2 данного приказа при решении вопросов о подготовке и предъявлении исков предлагается считать безусловно необходимым вмешательство прокурора для защиты государственных и общественных (публичных) интересов в случаях:

  • выявления правонарушений, для устранения которых законодательство обязывает прокурора обратиться с иском (по делам приватизации, несостоятельности);
  • занятия запрещенными видами деятельности либо занятия коммерческой деятельностью, на осуществление которой необходимо специальное разрешение (лицензия), когда оно отсутствует или просрочено;
  • наличия данных о недействительности оспоримых сделок и ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, а также совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
  • нарушении природоохранительного законодательства, связанных с причинением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде;
  • невыполнения обязательств в пользу государства, если это привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов , целевых программ;
  • несоответствия учредительных документов юридических лиц требованиям законодательства и нарушения установленного порядка их образования и государственной регистрации .

При подготовке исков в интересах предприятий, организаций и граждан-предпринимателей предлагается предъявлять подобные иски в первую очередь в защиту интересов государственных и муниципальных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий, когда они сами по объективным причинам не могли обратиться с иском либо такое обращение не последовало из-за недобросовестности руководителей и других должностных лиц . Иски в интересах иных юридических лиц следует предъявлять в случаях нарушения не только прав истцов, но и ущемления государственных и общественных (публичных) интересов (срывы выпуска социально значимой продукции, нарушение нормальной эксплуатации объектов транспорта энергетики, оборонного комплекса, медицинских, образовательных учреждений, создание предпосылок экологических катастроф, серьезных социальных конфликтов и др.).

В качестве субъектов, имеющих право обращаться с иском в арбитражные суды субъектов РФ, в ст. 41 АПК названы только прокуроры либо заместители прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры и их заместители. Согласно ст. 11 Федерального забавна «О прокуратуре в Российской Федерации» ряд специализированных прокуратур приравнен по статусу к прокуратурам субъектов РФ. В этой связи в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июня 1994 г. № С1-7/ОП-460 «О предъявлении специализированными прокуратурами исков в арбитражные суды» разъяснено, что Генеральный прокурор РФ может образовывать специализированные Прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей. Так, действующие в единой централизованной системе прокуратуры Российской Федерации органы военной прокуратуры относятся к категории специализированных прокуратур. Помимо военных прокуратур к специализированным прокуратурам, наделенным правами областных, относятся ряд природоохранных и транспортных прокуратур. Возглавляющие их прокуроры и их заместители пользуются правами прокуроров областей и их заместителей.

В то же время в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июля 1993 г. № С-13/ОП-218 «Об исках прокуроров государств, входивших в СССР » разъяснено, что право прокуроров государств, входивших ранее в СССР, на предъявление исков в арбитражные суды Российской Федерации АПК не установлено. Такое право в отношении прокуроров стран– участниц СНГ не установлено и Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанным в Киеве 20 марта 1992 г. В настоящее время до заключения соответствующих соглашений указанные иски не подлежат рассмотрению в арбитражных судах Российской Федерации. При поступлении исковых заявлений прокуроров государств, ранее входивших в СССР, в принятии их к рассмотрению следует отказывать, а по принятым исковым заявлениям прекращать производство по делам.

Порядок участия прокурора и ведения дела в арбитражном процессе

Порядок участия прокурора и ведения дела в арбитражном процессе. Заявление прокурора должно быть оформлено в соответствии с требованиями, установленными гл. 14 АПК; его копии и копии приложенных к нему документов должны быть направлены всем лицам, участвующим в деле. При этом прокурор должен отразить в заявлении не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права. Заявление прокурора в суд должно быть исключительно мотивированным и обоснованным, так как составляется лицами, имеющими юридическое образование. Прокурор освобожден от возмещения каких-либо судебных расходов. В соответствии с ч. 2, 3 ст. 4 АПК прокурор имеет право обращаться в арбитражный суд без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.

Необходимо соблюдать и другие общие правила обращения в арбитражный суд. Необходимо соблюдать все правила подведомственности, в том числе и связанные с субъектным составом участников спора. Так, если иск прокурора подается одновременно в защиту прав организации, то она должна быть наделена правами юридического лица. На прокуроре лежит бремя доказывания в арбитражном суде обоснованности его требований, поскольку такая обязанность возложена на него в силу состязательного характера процесса.

От имени прокуратур субъектов РФ в арбитражном процессе могут выступать различные должностные лица. Данное положение разъяснено в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1996 г. № С1-7/ОП-403 «О документах, подтверждающих полномочия прокуроров на участие в заседании арбитражного суда по рассмотрению дел, возбужденных по искам прокуроров». В заседании арбитражного суда субъекта РФ (в первой и апелляционной инстанциях) на основании служебного удостоверения могут участвовать прокурор субъекта РФ или его заместитель, предъявившие иск, старший помощник, помощник прокурора, старший прокурор, прокурор управления , отдела. Если прокурором предъявлен иск в арбитражный суд другого субъекта РФ, то указанный прокурор извещает соответствующего прокурора и уведомляет об этом арбитражный суд. На основании такого извещения и служебного удостоверения указанные выше прокуроры участвуют в заседании.

В заседании федерального арбитражного суда округа при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт, принятый по иску, предъявленному прокурором, участвуют прокурор, предъявивший иск, или прокурор субъекта РФ по месту нахождения федерального арбитражного суда округа, либо вышеуказанные работники этих прокуратур.

Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в арбитражном суде, характеризуется следующим. Обратившись в арбитражный суд с иском, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств , задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям , экспертам и т.д.

Если прокурор в ходе судебного разбирательства установит, что дело возбудил необоснованно, то он вправе отказаться от него. Однако такой отказ прокурора от поданного им иска не лишает заинтересованное лицо права требовать продолжения процесса. Согласно ч. 4 ст. 41 АПК отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истцa права требовать рассмотрения дела по существу. Только отказ самого истца (стороны в спорном материальном правоотношении) от иска, который предъявлен в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения (ч. 5 ст. 41 АПК).

Таким образом, прокурор является особым истцом. Он не участник спорного материального правоотношения. Поэтому к прокурору нe может быть предъявлен встречный иск, он не вправе заключить мировое соглашение, его отказ от иска не влечет прекращения производства по делу. У прокурора особый интерес к возбуждению дела, определяемый его должностным положением и необходимостью защиты публичноправовых интересов в арбитражном суде.

Похожие публикации