Жилищный кодекс рф действующая редакция ст. Жилищный кодекс российской федерации

Одобрен: Советом Федерации 24 декабря Подписан: Президентом РФ 29 декабря Вступил в силу: 1 марта Впервые опубликован: «Собрание законодательства Российской Федерации», 3 января 2005 , № 1 (часть I) Действующая редакция: от 23 июля

Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) - кодифицированный нормативный акт , регулирующий отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан Российской Федерации .

Редакции Жилищного кодекса

  • Федеральный закон от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ
  • Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 250-ФЗ
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 251-ФЗ
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ
  • Федеральный закон от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ
  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 49-ФЗ
  • Федеральный закон от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ
  • Федеральный закон от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ

Структура Жилищного кодекса

Жилищный кодекс состоит из восьми разделов, четырнадцати глав и 165-ти статей.

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство
Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд
Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения

Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения

Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан
Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников

Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма

Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
Глава 8. Социальный наем жилого помещения

Раздел IV. Специализированный жилищный фонд

Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими

Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов

Раздел VI. Товарищество собственников жилья

Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья

30 июня 2015 года начала действовать новая редакция Жилищного кодекса РФ. Изменение стало одним из самых масштабных за всю историю документа. Всего в кодекс внесено 120 поправок.

Вступление в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ изменило сразу целый ряд новелл Жилищного кодекса РФ. Поправки касаются как вопросов управления многоквартирными домами, так и оплаты коммунальных услуг и капитального ремонта. Кроме того, законодатели впервые предусмотрели возможность привлечения кредитных средств товариществами собственников жилья. В первую очередь нужно отметить изменения, которые законодатели внесли в , которая определяет проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В частности, теперь общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме должно проводиться в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции собрания законодатели отнесли принятие решении о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией или правлением товарищества собственников жилья общего собрания, а также принятие решений о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества. Кроме того, именно общее собрание собственников имеет право принять решение о необходимости привлечения кредитных средств. Председатель совета многоквартирного дома наделяется полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 ЖК РФ , за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Принципиальные изменения произошли с формами проведения общего собрания собственников. Этому вопросу посвящена новая . Согласно нормам статьи, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством:

  • очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);
  • заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 ЖК РФ);
  • очно-заочного голосования.
В новой редакции статьи 45 ЖК РФ изменен порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Так собственники должны проводить ежегодное собрание в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом. При этом созывать собрания получили собственники, обладающие не менее чем 10% голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Для этого они должны обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива. По такому обращению администрация УК, ТСЖ или кооператива должна назначить дату общего собрания и в течение 45 дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания, уведомить об этом каждого собственника помещения в данном доме в установленном законом порядке. По новым правилам из статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются в виде протокола и решения, которые являются официальными документами. Эти документы, удостоверяющие факты и влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в доме, изменения объема их прав и обязанностей или освобождения от обязанностей, в принципе, подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. В «Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме» законодатели добавили несколько новых пунктов, регламентирующих порядок голосования при заочной и очно-заочной форме проведения общего собрания жильцов. Изменились также нормы статьи 12 ЖК РФ «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений», к полномочиям добавилось «определение порядка привлечения кредитных и (или) иных заемных средств собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме». Что касается вопросов оплаты коммунальных услуг и содержания общего имущества, то в «Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги» добавился новый пункт, определяющий обязанность застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома)оплачивать содержание помещений в многоквартирном доме, которые еще не были переданы другим лицам по передаточному акту или иному документу о передаче. Такая обязанность возникает с момента выдачи застройщику разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. Кроме того, изменилась и теперь в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества. В новой редакции статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Для тех категорий лиц, которые по закону должны иметь приборы индивидуального учета, но не имеют их, устанавливается повышающий коэффициент к тарифам. В статье 161 ЖК РФ «Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом» повышен порог количества квартир в доме, необходимый для установления непосредственного управления собственниками помещений. Теперь это 30 квартир вместо 16-ти. В статье 161.1 ЖК РФ изменились функции совета многоквартирного дома. Согласно новой редакции, совет осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений. По новым нормам статьи 168 ЖК РФ , в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта были приняты решения о сносе или реконструкции. Статьей 170 ЖК РФ определено, что общее собрание собственников может принять решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Однако в этом случае перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения этого капитального ремонта будут определяться в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Также жильцы могут принять решение о том, что взносы на капитальный ремонт будут больше минимальных. В этом случае срок проведения капитального ремонт может быть установлен общим собранием в любой момент, когда на накопительном счету соберется достаточная сумма денег. По новым требованиям статьи 171 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, установленных статьей 155 ЖК РФ , если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Статьей 173 ЖК РФ предусмотрена возможность изменения способа формирования фонда капитального ремонта по решению общего собрания. Кроме того, новая редакция статьи 176 ЖК РФ регламентирует порядок и особенности открытия и закрытия специального счета для аккумулирования средств, предназначенных на капитальный ремонт. А в статье 178 ЖК РФ уточнены требования к правовому положению регионального оператора. В частности предусмотрена возможность создания ассоциаций и союзов региональных операторов, а также возможность членства в СРО. В статье 192 ЖК РФ изменился порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

Жилищное законодательство ставит перед собой цель обеспечить граждан правом на жилье, безопасность, на неприкосновенность и невозможность выселения из жилья без веских тому причин. Новый Жилищный закон на уровне государственной власти и органов местного самоуправления признает равенство всех участников жилищных отношений. Граждане вправе самостоятельно и в своих интересах распоряжаться теми правами, которые им полагаются по жилищному кодексу, но при этом не нарушая свободу и законные интересы соседей.

188 ФЗ Жилищный Кодекс Российской Федерации был принят Госдумой 22 декабря 2004 года, и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года. Состоит из 10 разделов, 19 глав и 202 статей.

Последние изменения в жилищный кодекс внесены Федеральным законом от 1 июля 2017 года под номером 149 ФЗ.

Закон о Жилище регламентирует:

  • Раздел 1 – введение, основные положения жилищного кодекса, обеспечение условий для реализации права на жилье, неприкосновенность на личной территории, полномочия государственных органов в области жилищных отношений.
  • Раздел 2 – право собственности на жилье и другие вещные права на помещения, пригодные для проживания.
  • Раздел 3 – правила предоставления жилья по договору социального найма, в каких случаях полагается выселить жильцов и др.
  • Раздел 4 – предназначение специализированных жилых помещений, заселение детей из интерната в общежития, предоставление приюта для беженцев, переселенцев и др.
  • Раздел 5 регламентирует работу жилищно-строительных кооперативов, описывает права членов этих кооперативов и др.
  • Раздел 6 защищает права и описывает обязанности и деятельность товарищества собственников жилья.
  • Раздел 7 кодекса о жилье, который является востребованным по причине наличия споров, невыполнения обязанностей гражданами и другое. Регламентирует порядок оплаты проживания в жилом помещении, ее размер, оплату коммунальных услуг и т.д.
  • Раздел 8 – управление многоквартирными домами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, организация советов и др.
  • Раздел 9 кодекса о жилье описывает правила проведения капитальных ремонтов общего имущества, в частности, в многоквартирных домах, регламентирует сбор средств и списание со счетов средств для проведения строительных работ для улучшения условий проживания.
  • Раздел 10 – порядок принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии по управлению многоквартирными домами.

Последние изменения, внесенные в ФЗ 188

188 ФЗ Жилищный Кодекс Российской Федерации был принят Госдумой 22 декабря 2004 года, и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года.

Жилищный кодекс в последней редакции стал доступен 1 июля 2017 года. Изменения коснулись части 1 статьи 174, в которой сказано, что средства фонда капитального ремонта могут пойти на покрытие расходов по ремонту, на погашение кредитов и займов для реализации капремонта. Непосредственные изменения коснулись фразы «работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации». В новой редакции фраза звучит «работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации».

Статья 34 ФЗ 188

Раскрывает суть и порядок пользования жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением. Гражданин, который проживает на таких условиях, пользуется теми правами, которые описаны в статье 33 жилищного кодекса (если иные в договоре не предусмотрены).

Согласно постановлениям статьи 33 кодекса о жилье, гражданин, проживающий в помещении на особых условиях или по договору пожизненного содержания, пользуется всеми правами и благами, как и собственник помещения. Ответственность о жилье в таком случае, лежит на обеих сторонах договора.

ФЗ 188 ст 46

Эта статья жилищного кодекса описывает правила принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Статья 46 федерального закона 188 (ЖК РФ) состоит из 7 частей, ниже комментарии к каждой из частей:

  • Решение общего собрания в многоквартирном доме принимается большинством голосов от общего числа участников. Принятое решение, по закону, должно быть оформлено протоколом. Как решение, так и протокол, являются официальными документами со всеми исходящими последствиями в случае несоблюдения постановлений. Лицо, которое было инициатором собрания, должно предоставить копию решения в управляющую организацию. Срок – не позднее десяти дней после проведения мероприятия. После получения документов, управляющая компания направляет копии в государственный жилищный надзор, где они хранятся 3 года.
  • Присутствующие не имеют права, согласно части 2 статьи 46 жилищного кодекса, принимать решения, которые не указаны в повестке дня. Также не обладают правом изменять вопросы, которые необходимо решить, и которые уже были указаны в повестке дня.
  • Решения, которые были приняты на общем собрании, обязательно должны быть донесены до сведения всех жильцов. Ответственный за это – инициатор собрания. По закону и положениям 46 статьи, выделяется 10 дней на это.
  • Документы, в частности, решения и протоколы, хранятся в том месте и по тому адресу, которое было принято совместно на этом собрании.
  • Принятое решение и обязанность его выполнения касается всех жильцов, даже тех, кто не принимал непосредственного участия в процессе принятия решения.
  • Если принятым решением собрания были нарушены права и законные интересы определенного гражданина по федеральному закону 188, который принимал участие, но голосовал против, или который не принимал участие, то он вправе обжаловать постановление в суде. Заявление подается в суд в течение 6 месяцев.
  • Когда в многоквартирном доме все помещения принадлежат одному собственнику, он единолично принимает решения и оформляет их письменно.

Жилищным Кодексом РФ называется нормативно-правовой акт, который регулирует все отношения, связанные с жилищной сферой. Его предыдущая редакция была принята относительно недавно. Она была адаптирована к новым правоотношениям в России, в ней были исправлены морально устаревшие нормы.

Нормы ЖК РФ часто касаются соответствующих положений Гражданского Кодекса страны, поскольку первый можно назвать производной, регулирующей одну из сторон гражданских отношений. Особо это заметно в 7 разделе Кодекса, который регламентирует вопросы оплаты, начисляемой за пользование жилыми помещениями. Он является специализированным по отношению к главе ГК, которая рассматривает вопросы аренды жилья.

Также в документе содержится много общих вопросов, касающихся хозяйственной деятельности, в том числе лицензирования в сфере управленческой деятельности многоквартирными жилыми домами.

Кодекс также обладает обратной силой, то есть оказывает влияние на те моменты, которые возникли еще до его принятия. Нормы, указанные в нем распространяются на всех жителей России без исключений.

Изменения в ЖК РФ в 2016 году.

Жилищный Кодекс РФ в 2016 году (последняя редакция с комментариями) особое внимание уделил работе управляющих компаний. В него были внесены актуальные изменения, которые позволили решить следующие вопросы:

  • На собрании собственников жилья будет утверждена комиссия, способная принимать решения по распределению средств на текущий ремонт. Такой подход обеспечит возможность в первую очередь закрыть те вопросы, которые предоставляют жильцам максимальный дискомфорт.
  • Новый вид собрания очно-заочный поможет решить проблему неявки собственников. Теперь лично присутствовать на заседании совсем не обязательно. Достаточно заполнить бюллетень с актуальными вопросами, чтобы мнение собственника было учтено при решении вопроса.
  • Инициировать собрание владельцев жилья теперь могут не только активные собственники, но и управляющая компания. Ранее таких полномочий у организаций не было.
  • Утвержденный бланк протокола собрания собственников жилья получил высокие полномочия. Теперь этот документ обладает юридическими возможностями. Он обеспечивает правовую возможность пересмотреть или отменить обязанности, права владельцев жилых помещений.
  • Порядка управления домами также коснулись перемены. Было увеличено число ограничений, что, по мнению экспертов, должно привести к увеличению количества многоквартирных домов с самостоятельным управлением.
  • Коммунальные платежи застройщиков, которые начислены до сдачи здания по акту передачи, теперь получили законную силу. Авторы поправок считают, что это приведет к снижению количества судебных исков.
  • Для осуществления капитальных ремонтов в тех домах, которые больше всего в этом нуждаются, местные власти получили возможность составлять краткосрочные планы по капитальным ремонтам, которые не выходят за рамки федеральных программ.

Все изменения, которые были проведены в Жилищном Кодексе, направлены на решение насущных проблем, призваны оптимизировать программы управления жилым фондом.

С понедельника вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса. Она вводит новые требования к руководителям региональных операторов, расширяет перечень вопросов, принимаемых общим собранием собственников помещений в многоэтажках, обязывает региональные власти утверждать краткосрочные планы по осуществлению капремонта.

Новые права собственников помещений в многоквартирном доме

Согласно поправкам, в Жилищном кодексе РФ уточняются вопросы, которые может принимать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно статье 44 Жилищного кодекса РФ на таких собраниях должны будут обсуждаться решения относительно:

  • выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
  • размера взноса на капитальный ремонт, если он больше установленного минимума;
  • выбора лица, уполномоченного на открытие специального счета;
  • заключения договора банковского вклада (депозита) в целях размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете (депозите);операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете в российской кредитной организации.

При этом указано, что решения по вопросам о взносах, а также о расходовании средств фонда капитального ремонта принимаются только в том случае, если за них проголосовало не менее двух третей всех собственников многоэтажки. Что касается выбора способа формирования фонда капремонта, то он должен быть согласован с половиной и больше владельцев квартир.

Если собственник помещений не может сам участвовать в голосовании, он имеет право отправить своего представителя. Но в таком случае доверенность на голосование, составленная в письменном виде, должна быть удостоверена нотариально или оформлена согласно нормам пунктов 3 и 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса РФ . Раньше требовалось, чтобы доверенность соответствовала нормам пунктов 4 и 5 статьи 185 ГК РФ .

Учитывая, что финансовую сторону капитального ремонта многоэтажных домов переложили на собственников помещений, органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений больше не должны будут определять порядок привлечения кредитных и (или) иных заемных средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Это предусмотрено поправками в .

Плата за коммунальные услуги и взносы на капремонт

Региональные операторы

В новой редакции Жилищного кодекса РФ также уточняется, что специализированные некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в дальнейшем будут называться региональными операторами. В связи с этим по всему тексту ЖК РФ внесены технические поправки. Например, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие жилищный надзор, должны будут контролировать деятельность региональных операторов, а не специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В то же время меняется порядок назначения руководителя регионального оператора. Ранее в статье 178 ЖК РФ было указано, что руководитель регионального оператора назначается на конкурсной основе в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и должен соответствовать обязательным квалификационным требованиям, установленным Минстроем. С 4 июля появилась новая , в которой уточняются требования к кандидату на эту должность. Среди возможных препятствий для ее замещения значатся:

  • нахождение на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • наличие неснятой или непогашенной судимости;
  • наличие неисполненного наказания за административное правонарушение в форме дисквалификации независимо от сферы деятельности;
  • работа в качестве депутата любого уровня.

Руководитель регионального оператора должен будет как и раньше проходить конкурсный отбор. Содержание квалификационного экзамена, порядок его проведения и определения его результатов позже утвердит Минстрой. Проходить подобные проверки на соответствие квалификационным требованиям придется не реже одного раза в три года с момента назначения.

Еще больше обновлений кодексов и обзоров законодательства в специальном на Петербургском правовом портале.

Похожие публикации