Значение переднеязычные согласные в словаре лингвистических терминов. Классификация согласных по месту образования

Согласные английского языка классифицируют по следующим принципам:

  • место и активный орган артикуляции
  • тип преграды
  • способ образования шума
  • количество шумообразующих преград
  • работа голосовых связок
  • сила произнесения.

Губные согласные

В зависимости от того, какие подвижные и неподвижные органы речи участвуют в артикуляции звука речи, согласные делятся на губные, язычные и гортанные.

Губные согласные могут быть

  • губно-губными , артикулируемыми обеими губами – [w], [m], [p], [b] и
  • губно-зубными , произносимыми нижней губой и верхними зубами – [f], [v].

Язычные согласные

Язычные согласные распадаются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.

Переднеязычные согласные могут быть

  • межзубными (предорсально-зубными) – [θ], [ð] (поверхность передней части языка образует неполную преграду с верхними зубами);
  • апикально-альвеолярными – [t], [d], [n], [l], [s], [z], [∫], [ʒ], , (передний край языка поднят к альвеолярной дуге);
  • какуминально-заальвеолярными – [r] (передний край языка поднят вверх и слегка загнут к заднему скату альвеол).

В среднеязычных согласных преграда образуется поднятием средней части языка к твёрдому нёбу. Так артикулируется единственный в английском дорсально-палатальный звук [j].

Заднеязычные согласные артикулируются поднятием задней части языка к мягкому нёбу – [k], [g], [ŋ]. Это дорсально-велярные звуки.

Гортанный согласный

Единственный в английском языке гортанный звук [h] образуется в гортани: выдыхаемый поток воздуха с лёгким шумом трения проходит через суженную голосовую щель, голосовые связки не вибрируют, органы речи в надгортанных полостях занимают положение, необходимое для произнесения следующего за гортанным согласным гласного звука.

Смычные/щелевые согласные

По типу шумообразующей преграды согласные подразделяются на смычные, при произнесении которых в ротовой полости образуется полная преграда, и щелевые, при артикуляции которых в ротовой полости образуется неполная преграда.

Смычные согласные: [p], [b], [t], [d], [k], [g], [m], [n], [ŋ], , .

Щелевые согласные: [f], [v], [θ], [ð], [s], [z], [∫], [ʒ], [h], [w], [l], [r], [j].

Шумные согласные

Как смычные, так и щелевые согласные могут быть шумными и сонантами.

Смычные шумные согласные подразделяются на взрывные и аффрикаты . При произнесении взрывных согласных полная преграда размыкается, воздух выходит из ротовой полости, производя шум взрыва: [p], [b], [t], [d], [k], [g]. Аффрикаты представляют собой звуки, в которых происходит тесное слияние смычного начала с фрикативным отступом. Размыкание органов речи, образующих полную преграду, происходит плавно, звуки артикулируются 1 усилием: , .

Фрикативные согласные

При артикуляции щелевых шумных согласных (фрикативных) воздух выходит через узкую щель, при этом создаёт шум трения. Форма щели может быть плоской, как в [f], [v], или круглой, как в [s], [z]. Фрикативные согласные: [f], [v], [θ], [ð], [s], [z], [∫], [ʒ], [h].

Носовые сонанты

Смычные сонанты являются носовыми. В ротовой полости образуется полная преграда, мягкое нёбо опускается, и воздух выходит через носовую полость. Носовые сонанты: [m], [n], [ŋ].

Ртовые сонанты

Щелевые сонанты являются ртовыми. Они подразделяются на срединные сонанты, при образовании которых боковые края языка подняты и касаются боковых зубов, а воздух выходит вдоль центральной части языка – [w], [r], [j], и боковые , при произнесении которых передний край языка поднят к альвеолам и касается их, а боковые края опущены, воздух выходит через боковые проходы – [l].

1/2-фокусные согласные

Большинство английских согласных – 1-фокусные, так как имеют одно место образования, т.е. 1 шумообразующий фокус. Однако в ряде случаев в дополнения к главной, шумообразующей преграде наблюдается вторая преграда, придающая звуку дополнительный оттенок. Такие согласные – 2-фокусные. Второстепенная или дополнительная преграда может быть образована поднятием средней части языка к твёрдому нёбу. В таком случае звук приобретает мягкий оттенок. Это второй средний фокус в звуках [∫], [ʒ], , и в так называемом «светлом» варианте звука [l]. Если вторичная преграда образуется поднятием задней части языка к мягкому нёбу, то создаётся акустический эффект веляризации, звук приобретает твёрдый, несмягчённый оттенок. Это второй задний фокус, наблюдаемым в звуках [w], [r] и в так называемом «тёмном» варианте звука [ł].

Звонкие/глухие согласные

По наличию/отсутствию вибраций голосовых связок согласные бывают звонкие, сопровождаемые колебаниями голосовых связок, и глухие, при произнесении которых голосовые связки пассивны и не вибрируют. К первым относятся звонкие шумные согласные и сонанты, ко вторым – глухие шумные согласные.

Сильные/слабые согласные

В английском языке глухие согласные произносятся энергично, они называются сильными. Звонкие английские согласные сопровождаются слабой мышечной напряжённостью, они называются слабыми. В русском эти различия несущественны.

English Joke

Mrs. Herman from London was visiting some friends in Florida when she saw a little old man rocking merrily away on his front porch. He had a lovely smile on his face. She just had to go over to him.
«I couldn’t help noticing how happy you look. I would love to know your secret for a long and happy life.»
«I smoke four packets of cigarettes a day, drink five bottles of scotch whiskey a week, eat lots and lots of fatty food and I never, I mean never exercise.»
«Why, that’s absolutely amazing. I’ve never heard anything like this before. How old are you?»
«I’m twenty six,» he replied.

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

«Практическая фонетика английского языка»

По теме:

«Артикуляция переднеязычных согласных в английском и русском языках»

Исполнитель:

Шутько Светлана Валерьевна

Учитель английского языка МАОУ Гимназии №6

Красноармейск 2016 год

Введение.

Язык возник и существует как средство общения людей прежде всего в звуковой (устной) форме. Письмо является лишь условным изображением звуковой формы языка. Поэтому для того, чтобы овладеть языком необходимо прежде всего овладеть его звуковой формой, его фонетическим строем, т.е. системой звуков, словесным ударением и интонацией. Учение о звуках речи называется фонетикой (от гр. Рhone - «звук»). Звуки произносятся в речи, а буквы служат для изображения звуков на письме.

Буквы нужны для фиксации речи, которая возникла вместе с человеком. Таким образом, буква является «зашифрованным» звуком, и «шифр» этот может означать как отдельный звук (как в русском языке), так и слог (как в древнееврейском или бирманском языках) или даже целое слово (как в древнеегипетском или китайском языках). И наоборот, бывает так, что звук «дробится» на несколько букв. Например, в английском языке отдельные звуки часто обозначаются сочетанием нескольких букв, что связано с особенностями произношения в эпоху раннего средневековья.

Совокупность букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом или азбукой. С алфавита обычно начинается изучение любого иностранного языка.

В русском алфавите десять гласных и двадцать одна согласная буква и два безгласных (ь, ъ). Безгласными они называются потому, что звуков не обозначают. Всего в русском языке тридцать три буквы. Звуков же намного больше. Для английского языка, в силу ряда исторических причин, расхождение между звуками и буквам особенно характерно. В английском алфавите двадцать шесть букв и сорок четыре звука. В английском языке большое расхождение между звуковым и буквенным составом, так как английская орфография не менялась в течение очень долгого времени, тогда как звуковая форма языка претерпела значительные изменения.

Целью данной работы является последовательное и всестороннее изучение различия в артикуляционной базе английских и русских переднеязычных согласных. Чтобы достигнуть этой цели необходимо ответить на следующие вопросы:

    Что такое речевой аппарат?

    Классификации английских и русских согласных.

    Каковы особенности английского произношения согласных?

    Какие существуют различия в артикуляции английских и русских согласных?

Органы речи и их работа

Каждый язык располагает определенным ограниченным числом звуков, из которых состоят все слова данного языка. Для того чтобы издать звук, человек использует органы, выполняющие и другие физиологические функции, например, глотание, жевание, дыхание. Такие органы называют органами речи, или речевым аппаратом.

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи, т.е. участвующих в звукообразовании. Он включает в себя несколько звеньев:

- дыхательные органы обеспечивают проход воздушной струи (т.к. все звуки речи образуются только при выдохе): легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму – эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, а когда они расслабляются, происходит выдох;

- органы речи пассивные – это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов, обеспечивающих образование голоса. К ним относятся зубы, альвеолы, твёрдое нёбо, глотка, полость носа, гортань;

- органы речи активные – это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звуков и обеспечивающие образование специфических свойств отдельных звуков речи. К ним относятся язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки – это два небольших пучка мускулов, прикрепленных к хрящам гортани и расположенных поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженным, могут раздвигаться на разную ширину раствора. Пространство между ними – голосовая щель. При напряжении связок поток воздуха приводит их в колебания. Они вибрируют, производя музыкальный тон (tone ) или голос ( voice ), который мы слышим при произнесении гласных, сонантов и звонких согласных вроде [а:], [n], [z]. Когда голосовые связки не напряжены и раздвинуты, воздух свободно выходит через голосовую щель. Таково положение связок при произнесении глухих согласных вроде [s], [p]. Если прикоснуться к гортани, можно почувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении гласных звуков и звонких согласных и отсутствие вибрации при произнесении глухих согласных.

Над гортанью располагаются полость зева, или фарингальная полость, ротовая полость и носовая полость.

Язык – главнейший орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков. Подъём языка в ротовой полости зависит от величины ротового раствора.

Расположение органов речи, которые непосредственно участвуют в артикуляции можно увидеть на рисунке.

Для улучшения произношения на иностранном языке нужно обязательно произносить звуки вслух. В этом случае речевой аппарат настраивается на специфические звуки изучаемого языка, не характерные для родного языка. Так происходит тренировка артикуляционной базы. Артикуляционная база – это совокупность привычных для данного языка движений и положений произносительных органов.

Классификация английских и русских звуков.

При произнесении согласных звуков воздух на своём пути встречает разные преграды, образованные активными органами речи: языком, губами, зубами и альвеолами.
Если органы речи смыкаются так, что полностью преграждают проход для воздуха, то мы произносим смычный согласный . Такие согласные также называют взрывными , так как при размыкании органов речи слышен небольшой взрыв. К смычным взрывным звукам принадлежат русские согласные [ п, б, т, д, к, г ] и английские [ p , b , t , d , k , g ].
Если воздух проходит наружу через полость носа, то такие смычные звуки называются
носовыми . Примерами носовых смычных являются русские [ н, м ] и английские [ n , m , ŋ ].
Если органы речи смыкаются не полностью, а оставляют узкий проход - щель для воздуха, то мы произносим
щелевой согласный. В русском языке щелевыми являются звуки [ с, з, ф, в, ш, ж, л ], в английском языке щелевые согласные [ θ , ð , ʃ , ʒ , s , z , h , f , v , w , r , j , l ]. Среди согласных имеются смычно - щелевые звуки. Они называются так потому, что размыкание преграды у них происходит замедленно; полная преграда переходит в щель. В русском языке это звуки [ ц, ч ], а в английском [ tʃ , dʒ ].
Преграда на пути выдыхаемого воздуха может быть образована различными органами речи. Если нижняя губа сближается с верхней, то появляются
губно - губные согласные. В русском языке это звуки [ п, м ], в английском [ p , m , w ]. Если нижняя губа прикасается к верхним зубам, то такие согласные называются губно - зубными . В русском языке это звуки [ ф, в ], в английском - [ f , v ].
Если кончик языка находится между нижними и верхними передними зубами, то произносится
межзубный согласный: [ θ , ð ].
Русские согласные [ т, д, н, л, с, з ] -
зубные , так как конец языка поднимается к внутренней поверхности верхних зубов. Английские согласные [ t , d , l , s , z ] - альвеолярные , так как кончик языка прикасается или приподнимается к альвеолам.
По работе голосовых связок различают
глухие и звонкие согласные. При произнесении глухих согласных голосовая щель раскрыта и выдыхаемый воздух проходит через гортань беззвучно. При звонких согласных голосовые связки сближены и напряжены. Выдыхаемый воздух приводит их в колебания, в результате чего образуется звонкий согласный звук. В русском языке звуки: [ б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, ц ] - звонкие согласные, а звуки: [ к, п, с, т, ф, х, ч, ш, щ ] - глухие согласные звуки. В английском языке к звонким звукам относятся: [ b , v , g , d , z , l , m , n , r ], к глухим - [ k , p , s , t , f , tʃ , ʃ , θ , h ].


Глухие согласные:


б - [ b ]
в - [ v ]
г - [ g ]
д - [ d ]
ж - [ ʒ ]
з - [ z ]
л - [ l ]
м - [ m ]
н - [ n ]
р - [ r ]
ц - [ dʒ ] - [ ð ]


к - [ k ]
п - [ p ]
с - [ s ]
т - [ t ]
ф - [ f ]
х - [ h ]
ч - [ tʃ ]
ш - [ ʃ ]
щ - [ θ ]

Артикуляция переднеязычных согласных в английском и русском языках.

Переднеязычные согласные - согласные звуки человеческой речи, при произношении которых активным органом является передняя часть языка. Язык при этих звуках может иметь или корональную, или дорсальную, или латеральную, иначе - боковую артикуляцию. Участие различных пассивных органов речи также находится в связи с артикуляциями. При помощи органов речи передняя часть языка выполняет свои артикуляции.

Переднеязычные звуки корональной артикуляции могут произноситься либо при положении кончика языка между верхними и нижними зубами (т.н. междузубные или интердентальные звуки), либо при положении кончика языка на задней поверхности верхних зубов (так называемые зубные или постдентальные, звуки; в русском языке, звуки т, д, н, л, из которых последнее имеет и латеральную, боковую артикуляцию), либо при положении кончика языка на альвеолах (звуки, альвеолярные как наши ть, дь, нь, ль, р, спиранты ш, ж и сложные с ними ч = т + ш и дж, например в езжу, возжи, польск. jeż d żę) , либо при положении кончика языка на твёрдом нёбе за альвеолами (так называемые звуки церебральные или какуминальные). Большинство русских переднеязычных согласных является дорсальными. При дорсальной артикуляции переднеязычные звуки произносятся не кончиком, а прилегающей к нему передней частью лопасти языка; сам же кончик языка лежит у нижних зубов. Таким образом произносятся переднеязычные спиранты русского языка с и з; возможны и переднеязычные дорсальные т и д, но обычно они не встречаются, кроме того т, которое входит в состав сложного согласного ц = т + с. Возможны и латеральные переднеязычные звуки, или боковые, при которых, кроме латеральной или боковой артикуляции языка, всегда имеется дорсальная или корональная .

А теперь подробно рассмотрим переднеязычные согласные английского языка.

Английский звук

При правильной артикуляции этого звука кончик языка касается альвеол, при этом перекрывая проход для воздуха, в легких создается небольшое избыточное давление, после чего, передняя часть языка опускается на исходное место, создавая направленный поток воздуха через несомкнутые губы. Звук – звонкий, то есть в его произнесении участвуют голосовые связки. Прорыв потоком воздуха препятствия, создаваемого кончиком языка, создает взрывную волну, слышимую нами как звук [d]. В отличие от русского звука [Д] английский [d] является альвеолярным и более слабым.

Английский звук

Переднеязычный (альвеолярный), взрывной смычный согласный звук.

При правильной артикуляции этого звука кончик языка касается альвеол, при этом перекрывая проход для воздуха, в легких создается небольшое избыточное давление, после чего, передняя часть языка опускается на исходное место, создавая направленный поток воздуха через несомкнутые губы. Звук – глухой, то есть в его произнесении голосовые связки не участвуют. Прорыв потоком воздуха препятствия, создаваемого кончиком языка, создает взрывную волну слышимую нами как звук [t]. В отличие от русского звука [Т] английский [t] является альвеолярным и в положении перед ударными гласными сопровождается энергичным выдохом и придыханием.

Английский звук

Переднеязычный альвеолярный латеральный (боковой) сонат (носовой звук).

При правильной артикуляции этого звука кончик языка касается альвеол, оба боковых края языка опущены, создавая продольные щели для прохождения струи воздуха из легких. Задняя часть языка немного приподнята. Выдыхаемый легкими воздух проходит через щели между боковыми поверхностями языка и твердым небом. Звук – звонкий, то есть в его произнесении участвуют голосовые связки. Перед гласными, английский звук [l] обычно, звучит более мягко, а перед согласными более твердо, чем русский звук [Л].

Английский звук

Переднеязычный носовой сонант.

При правильной артикуляции этого звука кончик языка касается альвеол, при этом перекрывая проход для воздуха, как и при произнесении звука [t], но мягкое небо при этом опущено, создавая проход выдыхаемому воздуху через носовую полость, что и делает этот звук носовым. Звук – звонкий, то есть в его произнесении участвуют голосовые связки. В конце слов звук [n] произносится протяжно.

Английский звук

Переднеязычный круглощелевой шумный звонкий согласный звук.

При правильной артикуляции этого английского звука передняя часть языка приближается к альвеолам, оставляя круглую щель в виде желобка, проходящего вдоль центральной части языка и альвеолами. Звук – звонкий, то есть в его произнесении участвуют голосовые связки.

Английский звук

Переднеязычный круглощелевой шумный глухой согласный звук.

Переднеязычный круглощелевой шумный звонкий согласный звук. При правильной артикуляции этого английского звука передняя часть языка приближается к альвеолам, оставляя круглую щель в виде желобка, проходящего вдоль центральной части языка и альвеолами. Звук – глухой. Голосовые связки не участвуют в его произнесении.

Английский звук

Переднеязычный межзубный шумный плоскощелевой звонкий согласный звук.

В русском языке аналогов этому звуку не существует. При правильном произнесении этого английского звука, расслабленный язык лежит плоско, в исходном положении, кончик языка располагается за кончиками верхних зубов, или выступает за верхние зубы ~ 1 - 2 мм. Зубы – обнажены, особенно нижние и ни в коем случае не касаются верхних зубов и не приближаются к ним. Воздух, выдыхаемый легкими, проходит в щель между кончиком языка и верхними зубами. Звук – звонкий, то есть в его произнесении участвуют голосовые связки.

Английский звук

Переднеязычный заальвеолярный серединный сонорный щелевой согласный звук.

При правильной артикуляции английского звука [r] язык неподвижен, его кончик поднимается к задней части альвеол, средняя и задняя его часть – плоские. После этого энергично выдыхается воздух с участием голосовых связок. Под давление потока выдыхаемого воздуха устанавливается нужная щель между кончиком языка и альвеолами. Кончик языка ни в коем случае не ударяет об альвеолы, а остается неподвижным. Рот – приоткрыт.

Английский звук

Переднее– и среднеязычный (небно – альвеолярный) звонкий шипящий.

Состоит из двух звуков: и , произносимых не вполне слитно. При его произнесении вначале кончик и передняя часть языка прикасаются к альвеолам, а средняя часть языка приподнята к твердому небу. Затем преграда мягко размыкается, образуя щель для прохода воздуха между передней частью языка и альвеолами. Через эту щель с шумом выдыхается струя воздуха. Звук – звонкий, то есть в его произнесении участвуют голосовые связки.

Английский звук

Переднее– и среднеязычный (небно – альвеолярный) глухой шипящий.

Состоит из двух звуков: и , произносимых не вполне слитно. При его произнесении вначале кончик и передняя часть языка прикасаются к альвеолам, а средняя часть языка приподнята к твердому небу. Затем преграда мягко размыкается, образуя щель для прохода воздуха между передней частью языка и альвеолами. Через эту щель с шумом выдыхается струя воздуха, без участия голосовых связок.

Заключение.

Английский и русский языки относятся к одной языковой семье к семье индоевропейских языков. Однако английский язык принадлежит к группе германских языков, входящей в индо­европейскую семью, а русский - к восточнославянской группе, также входящей в эту семью. Принадлежность к одной языковой семье объясняет большое сходство между этими языками, как в системе вокализма (гласных), так и в системе консонантизма (со­гласных).

В данном реферате сравнили фонетические структуры в русском и английском языках, рассмотрев основные понятия фонетики, такие как звук, буква. Показана классификация согласных звуков, как они образуются, в зависимости от того, как взаимодействуют с дыхательным аппаратом, посылающим струю воздуха и регулирующим ее силу. Производится сравнение звуковых систем русской и английской речи, и сравниваются способы артикуляции звуков.

Список литературы

1. Ершова О. В., Максаева А. Э., Английская фонетика. От звука к слову. М.: Флинта - Наука, 2014. - 130 с.

2. Бонк Н. А., Котий Г. А., Лукьянова Н. А. Учебник английского языка. В 2 кн. М.: Фирма АРТ, 1992. Кн. 1. 684 с.; Кн. 2. 604 с.

3. В. А. Васильев и др. Фонетика английского языка. Нормативный курс. - Л.: "Учпедгиз", 1962.

4. Гузеева К. А., Трошко Т. Г. Английский язык. Справочные материалы. М.: просвещение, 1993. - 288 с.

5. Петрова М. А. Русский язык Лексика. Фонетика. Словообразование: М.: Высш. шк., 1983. - 160 с.

6. Скуланова А.Ю. Английский без акцента. - М.: Изд - во "Эксмо", 2014. - 172с.

Введение

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний. Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих знаков. (звуковые при устном общении, и графические при письменном). Поэтому изучение звуковой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой. Это наука, изучающая звуки, издаваемые людьми, их фактические или слышимые формы. Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией. В данном реферате мы рассмотрим артикуляцию переднеязычных согласных в английском и русском языках.

Цель данного реферата - рассмотреть и проанализировать различия в артикуляции переднеязычных английских и русских согласных. По определению словаря лингвистических терминов согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

В основу классификации согласных кладется: участие голоса и шума, место образования шума, способ образования шума и отсутствие или наличие палатализации.

Переднеязычные согласные определяются по месту образования шума. Это язычные согласные, которые подразделяемые на переднеязычные, к которым относятся зубные и нёбнозубные (или передненёбные), среднеязычные и заднеязычные.

Речевые звуки можно исследовать с различных точек зрения. Их можно изучать с опорой на тот аппарат, который производит эти звуки. Такое направление называется артикуляционным. Соответственно, и характер реализации тех или иных признаков в разных языках может сильно варьироваться.

Артикуляция согласных звуков

Голосовой (артикуляторный) тракт человека составляют артикуляторные органы - те органы человеческого тела, которые используются в процессе речепроизводства. К ним относятся: легкие, гортань, в которой расположены голосовые связки, органы, расположенные в надгортанной области (глотка, ротовая и носовая полости, увула, мягкое и твердое небо, язык, зубы, губы). По своим физическим характеристикам, которые особенно важны для производства согласных звуков, органы артикуляции разделяют на подвижные (язык, губы, увула) и неподвижные (мягкое и твёрдое нёбо, зубы).

Артикуляция (от лат. articulo - «расчленяю») - в фонетике, совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания.

Звучащая речь является результатом последовательного взаимодействия четырех артикуляционных процессов: 1) формирования воздушной струи, которая образуется в тот момент, когда воздух с силой выталкивается из легких; 2) процесса фонации (звучания), когда воздушный поток начинает вибрировать, проходя через голосовые связки; 3) процесса собственно артикуляции, когда вибрация в струе воздуха обретает особую форму благодаря резонаторам, сформированным в ротовой и носовой полостях органами артикуляции; 4) распространения воздушной волны особой формы в окружающую среду.

Артикуляция звука состоит из 3 этапов:

    (приступ) - подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции;

    (средняя часть) - само произношение с сохранением положения органов, необходимого для произнесения;

    (отступ) - окончание артикуляции, представляющее собой завершение звука, при котором органы речи меняют своё расположение для произнесения следующего звука или переходят в состояние покоя.

В реальных условиях обычно произносятся не отдельные звуки, а речевая цепочка, тогда экскурсия следующего звука накладывается на рекурсию, а иногда и на выдержку предыдущего звука.

Временное образование согласных традиционно описывается как последовательность этих трех фаз - экскурсии, выдержки и рекурсии, где первая и третья фаза - соответственно переход от нейтрального положения артикулирующих органов к положению, необходимому для произнесения данного согласного, - выдержке – и, наоборот, возврат к нейтральному положению.

При исследовании артикуляции согласных в непрерывном речевом потоке обнаруживается, что экскурсия совпадает по времени с артикуляцией предшествующего звука, а рекурсия - с артикуляцией звука, следующего за согласным; фаза выдержки также обнаруживает зависимость от свойств окружающих звуков. В некоторых случаях эти сочетания представляют собой артикуляторно-нечленимое целое: так, сочетание [фс] в рус. слове «овса» может быть описано как последовательность короткой [ф]-образиой экскурсии, длительности, выдержки, где артикулируются одновременно оба согласных, и короткой [с]-oбразной рекурсии.

Артикуляционные свойства согласных:

    обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых важную роль играют шумовые источники

    согласные (не только сонанты, но и шумные) могут образовывать вершину слога, но слогообразующая функция для них не характерна и в сочетании с гласным не может реализоваться.

Артикуляционная классификация согласных строится на основе таких признаков, как:

    Активный действующий орган, образующий преграду. По этому признаку согласные делятся на губные (губно-губные и губно-зубные), переднеязычные (которые разделяются на апикальные, когда активным органом является кончик языка; дорсальные- передняя часть спинки языка; какуминальные -подъем всего края передней части языка; ретрофлексные - загибание кончика языка назад). Кроме передней части спинки языка активно артикулирует н ее средняя часть или задняя, тогда образуются среднеязычные, заднеязычные. При образовании увулярных действует маленький язычок - небный язычок (увула) или вся нёбная занавеска. Существуют также фарингальные (сжатие глотки) и гортанные, или ларингальные (смыкание или сближение голосовых связок).

    Способ образования преграды. В случае если проход воздушной струи по речевому тракту прекращается полностью, то образуются смычные согласных, которые могут быть взрывными (если смычка раскрывается мгновенно) или аффрикатами (если после смычки артикулирующие органы не раскрываются полностью и между ними сохраняется сужение); преграда может лишь сужать речевой тракт - в этом случае образуются щелевые согласные; при вибрации активного действующего органа образуются дрожащие согласные.

    Положение мягкого нёба. При поднятом мягком нёбе, закрывающем проход воздуха в полость носа, образуются ротовые согласные, а при опущенном - носовые.

    Пассивный действующий орган, участвующий в образовании преграды. Так, язычные по активному действующему органу согласные могут быть охарактеризованы как дентальные (зубные), альвеолярные (надзубные), палатальные, велярные.

    Количество сужений в речевом тракте при образовании согласных. По этому признаку согласные могут быть однофокусными и двухфокусными.

    Место прохождения воздушной струи при артикуляции согласных. (срединные и боковые) и т.д.

Артикуляции переднеязычных согласных имеют разнообразие по языкам. В зависимости от положения кончика языка их делят также на дорсальные (от лат.dorsum- спина), апикальные (от лат.apex- верхушка) и какуминальные (от лат.cacumen-острый конец, вершина). Дорсальные образуются приближением передней части спинки языка к верхним зубам и альвеолам (например, рус. [т, н, с]), при этом кончик языка опущен к нижним зубам. При образовании апикальных звуков вместе с передней частью спинки языка к верхним зубам и альвеолам приподнимается и кончик языка (например, англ. ). При образовании куминальных звуков кончик языка приподнят, а передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь (например, рус. [р]).

Сравнение английской и русской систем согласных

Английский и русский языки относятся к одной языковой семье к семье индоевропейских языков. Английский язык принадлежит к группе германских языков, а русский - к восточнославянской группе, но они оба входят в индо-европейскую семью. Принадлежность к одной языковой семье объясняет большое сходство между этими языками, как в системе вокализма (гласных), так и в системе консонантизма (согласных).

Русский язык относится к ярко выраженному консонантному типу, так как основу его звукового строя составляют согласные: 36 согласных и только 6(5) гласных звуков.

Различия по месту артикуляции:

    В русском языке присутствуют все группы согласных по месту артикуляции, за исключением глоттальных (есть в английском).

    В русском языке по сравнению с английским, зубных согласных больше, но мало альвеолярных. В английском языке, наоборот, мало зубных согласных.

    Особенностью системы согласных звуков в русском языке является их противопоставление по признаку твердости/мягкости. Твердые согласные кроме основной артикуляции характеризуются подъемом задней части языка к мягкому нёбу (веляризация), а мягкие - подъемом передней части языка к твердому нёбу (палатализация).

В английском языке веляризация и палатализация согласных носят не самостоятельный, а позиционный характер, так как зависят от фонетического окружения и не влияют на смыслоразличение. Английские согласные [ʃ], [ʒ], [ʧ], , [w], «светлый» и «темный» [l] всегда произносятся с дополнительной артикуляци¬ей: [ʃ], [ʒ], [ʧ], , «светлый» [l] - с палатальной, а [w] и «темный» [l] - с велярной.

В английском языке отсутствуют характерные для русского языка фрикативные велярные согласные.

Различия по типу преграды и способу образования шума:

    Классификация согласных звуков с учетом типа преграды и способа образования шума в основном совпадает в обоих языках. Основное отличие заключается в существовании разряда дрожащих согласных.

    В английском языке по сравнению с русским больше аппроксимантов разного места образования.

    В английском языке дистинктивным признаком для шумных согласных является сила артикуляции. Английские звонкие согласные можно считать таковыми только в интервокальном положении, так как в других фонетических контекстах они частично или полностью оглушаются.

    В русском языке дистинктивным признаком для шумных согласных является работа голосовых связок, и русские звонкие согласные всегда полнозвонкие, за исключением позиции в конце слова, когда они полностью оглушаются, например: дуб [дуп].

    И в английском языке и в русском, глухие согласные артикулируются более напряженно, чем звонкие, и характеризуются более сильной воздушной струей. Однако напряженность / ненапряженность согласных для русского языка является сопутствующим признаком.

Переднеязычные согласные английского и русского языков

Согласные звуки – это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

Переднеязычные согласные ( linguales priores) - согласные звуки человеческой , при произношении которых активным органом является передняя часть . Язык при этих звуках может иметь или , или , или , иначе - боковую . Участие различных пассивных органов речи также находится в связи с артикуляциями. При помощи органов речи передняя часть языка выполняет свои артикуляции.

Переднеязычные звуки корональной артикуляции могут произноситься либо при положении кончика языка между верхними и нижними зубами (т.н. или интердентальные звуки), либо при положении кончика языка на задней поверхности верхних зубов (так называемые , или постдентальные, звуки), либо при положении кончика языка на , либо при положении кончика языка на твёрдом нёбе за альвеолами (так называемые звуки , или какуминальные). При дорсальной артикуляции переднеязычные звуки произносятся не кончиком, а прилегающей к нему передней частью лопасти языка; сам же кончик языка лежит у нижних зубов.

Таким образом произносятся переднеязычные спиранты русского языка с и з; возможны и переднеязычные дорсальные т и д, но обычно они не встречаются, кроме того т, которое входит в состав сложного согласного ц = т + с. Возможны и латеральные переднеязычные звуки, или боковые, при которых, кроме латеральной или боковой артикуляции языка, всегда имеется дорсальная или корональная.

При классификации согласных по активному артикулятору (органу речи) отечественные фонетисты выделяют пять типов для английского языка, один из которых – переднеязычный. Это когда кончик языка сближается с зубами ([Ɵ], [ð]), альвеолами ([t], [d], [s], [z], [n], [l]) или их задним скатом ([ʃ], [ʒ],[ ʧ] , [r].

В русском языке, переднеязычные согласные по месту образования разделяются на зубные и передненёбные. При образовании зубных звуков преграда создается сближением передней части и кончика языка с зубами, зубами и альвеолами или альвеолами. Подавляющее большинство переднеязычных звуков относится к категории зубных: [д-д", т-т", з-з", с-с", н-н", л-л", ц]. Передненёбные образуются поднятием передней части спинки языка или его кончика по направлению к альвеолам и передней части твердого нёба, к ним относятся [ж, ш, ч", р-р"].

Основные различия в артикуляции переднеязычных согласных в английском и русском языках

Артикуляция всех звуков в языке регулируется определенным, постоянно поддерживаемым положением органов речи, называемым артикуляционным укладом. Рассмотрим подробно разницу между артикуляцией переднеязычных согласных в английском и русском языках.

Так как в английском языке кончик языка в момент фонации оттянут от верхних передних зубов и поднят по направлению к альвеолам, а основная масса языка лежит глубже в полости рта, чем в русском, все альвеолярные и заальвеолярные согласные, а именно [t], [d], [s], [z], [ʃ], [ʒ], [ʧ], , [n], [l], [r], являются апикальными, т.е. произносятся при активном кончике языка. В английском языке нет согласных звуков, которые произносились бы с опущенным кончиком языка. Апикальные взрывные [t], [d] и аффрикаты [ʧ], произносятся с очень слабой смычкой при минимальной зоне контакта с пассивным артикулятором, что вытекает из оттянутости кончика языка от зубов.

В русском языке аналогичные звуки [т], [д], [т"], [д’], [с], [з], [с"], [з"], [н], [н’], [ц], [ч’], [ш], [ш"], [ж] являются ламинальными и зубными, т.е. произносятся при активной лопаточной части языка, которая образует преграду с основанием передних верхних зубов. Кончик языка при этом остается пассивны. В русском языке только [р], [р’], [л] и [л’] являются апикальными, т.е. артикулируются кончиком языка. Положение кончика языка преимущественно у нижних зубов способствует продвижению передней части языка вперед, что приводит к увеличению зоны контакта при артикуляции звуков: она может быть расширена и захватывать альвеолярную часть. Это придает русским согласным иную акустическую окраску. Английские зубные [Ɵ], [ð] артикулируются иначе: кончиком языка и краями передних верхних зубов.

Английские согласные, артикуляция которых от положения кончика языка не зависит, такие как губно-губные, губно-зубные, велярные, также произносятся с ориентацией на артикуляционный уклад (кончик языка отодвинут и поднят, передняя часть языка опущена, губы растянуты). Такое положение артикуляторов приводит к увеличению объема ротового резонатора, поэтому акустическая картина тождественных по типу звуков в русском и английском языках заметно различается.

Несмотря на общее стремление поддерживать некоторую степень растянутости губ при фонации, необходимо, тем не менее, отметить заметную тенденцию последних лет округлять губы при производстве [ʃ], [ʒ], [ʧ], и [r]. Это еще в большей степени увеличивает объем ротового резонатора, что, несомненно, сказывается на воспринимаемом качестве согласных.

Заключение

Чтобы ясно представлять разницу в произносительных системах иностранного и родного языков, необходимо знать особенности их артикуляционной базы. Под артикуляционной базой подразумевают особенности механизма производства звуков (как гласных, так и согласных), обусловленные анатомическим строением речевого аппарата.

Данный механизм включает: способ подачи воздуха, необходимого для производства звука, особенности формы резонатора (главным образом ротового), положение языка, положение губ и т. п.

Английская артикуляционная база характеризуется следующими особенностями:

    выдыхаемый воздух подается краткими отрывистыми порциями в отличие от русской плавной манеры;

    анатомические особенности строения речевого резонатора обуславливают апикальное положение языка, когда активным в производстве согласных звуков является только самый его кончик- tip (в отличие от передней части в русском языке- blade); в английском варианте язык как бы больше оттянут назад и с трудом дотягивается до зубов и альвеол; кроме того, спинка языка распластана и имеет плоскую форму (flat);

    верхняя губа слегка растянута в улыбке (a phonetic smile) и не меняет своего положения в процессе произнесения, т. е. губы не двигаются в горизонтальной плоскости, так что их углы остаются неподвижными (stiff upper lip); в русском языке губы очень подвижны: они сильно округляются и выпячиваются, звуки, произносимые с выпячиванием и округлением губ, называются лабиализованными;

    расстояние между челюстями, в английском произнесении уже, чем в русском.

Эти особенности влияют на качество английских гласных и согласных звуков, в том числе и на наличие апикальной артикуляции у всех переднеязычных звуков, отсутствие смягчения: .

В английском и русском языке существуют различия между переднеязычными согласными, такие как:

    различия по месту артикуляции;

    различия по типу преграды и способу образования шума;

Список литературы

1. Аракин В.Д. «Сравнительная типология английского и русского языков: учебное пособие для вузов» / В. Д. Аракин. - Л.: Просвещение, 2008. - 258 с.

2. Афанасьева О.В., Резвецова М.Д., Самохина Т.С. «Сравнительная типология английского и русского языков (практикум)». – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000. – С. 62-81.

3. Веренинова Ж.Б. «Фонетическая база английского языка в сопоставлении с фонетической базой русского языка: Учебное пособие». Изд. – Росто, 2007. – 278 с.

4. Гируцкий А. А. «Введение в языкознание Учебное пособие» Редактор Л.Е. Круковский.

5. Гуревич В.В. «Теоретическая грамматика английского языка. Сравнительная типология английского и русского языков». – М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 116-125.

6. Ривлина А.А. «Сравнительная типология английского и русского языков: Учебное пособие для вузов: Просвещение, 2007». – 162 с.

7. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б., Теленкова М.А. «Современный русский язык». – М.: Рольф, 2001. – С. 139-156.

8. Якобсон Р., Фант Г. М., Халле М.. Введение в анализ речи в кн.: НЛ."в. 2. М., 1962; 3 и н де р Л. Р, Общая фонетика, М., 1979.

9. Учебно-справочный материал «РУССКАЯ ФОНЕТИКА» Подготовили Г.Е. Кедрова, Е.Б. Омельянова, А.М. Егоров http://www.philol.msu.ru

10. Веб-сайт https :// www .slovar.cc

11. Веб-сайт http :// www . ru . w ikipedia.org

1. [ θ ], [ ð ] – переднеязычные апикально-межзубные щелевые фрикативные согласные. При произнесении этих звуков язык распластан и не напряжён, кончик языка находится между зубами. Струя воздуха проходит между языком и верхними зубами. Зубы обнажены.

Звонкий [ ð] значительно слабее глухого [θ] и в конце слов частично оглушается.

В русском языке подобных звуков нет. В случае ошибки типа [т], [д] не следует прижимать язык к верхним зубам, необходимо оставлять щель между зубами и языком. Чтобы избежать ошибки типа [с], [з], не следует держать язык в зазубном положении. Кончик языка должен находиться между зубами. Во избежание ошибки типа русских [ф], [в] следует опускать нижнюю губу.

2. [ ʃ ], [ʒ] – переднеязычные альвеолярно-палатальные щелевые согласные. При их произнесении кончик языка находится у альвеол, а средняя часть языка поднимается к твёрдому нёбу. Поднятием средней части языка к твёрдому нёбу объясняется тот оттенок мягкости, которым английские [ʃ], [ʒ ] отличаются от твёрдых русских согласных звуков [ш] и [ж]. Чтобы избежать ошибок типа русских звуков [ш], [ж] следует поднять среднюю часть языка.

3. [ ʧ ], [ ʤ ] – переднеязычные альвеолярно-палатальные смычные аффрикаты, т.е. сложные согласные звуки, первый компонент которых – взрывной звук [t] или [d], а второй – фрикативный [ʃ] или [ ʒ]. При их произнесении кончик языка касается альвеол, одновременно средняя часть языка поднимается к твёрдому нёбу. Постепенно кончик языка отходит от альвеол. Таким образом, эта полная преграда переходит в неполную.

Английский звук [ʧ ] по сравнению с русским звуком [ч] звучит твёрже. Английский звук [ʤ] не имеет соответствующего звука в русском языке. Нельзя допускать раздельного произнесения компонентов аффрикаты как в русских словах джаз, джем.

4. [ ei ] – дифтонг. Ядро дифтонга – краткий гласный переднего ряда среднего подъёма узкой разновидности, нелабиализованный. После произнесения ядра язык делает движение вверх в направлении звука [i], не достигая, однако, его полного образования. Нельзя допускать произношения звука типа русского [й].



5. [ ai ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный звук переднего ряда низкого подъёма широкой разновидности, нелабиализованный. При произнесении ядра дифтонга язык находится в передней части полости рта и лежит плоско, кончик языка касается нижних зубов, губы немного растянуты. Как монофтонг этот звук не встречается. После произнесения ядра язык делает движение вверх в направлении звука [i]. В случае ошибки типа [ Λi] язык следует продвинуть вперёд, с тем чтобы сделать звук более передним; при ошибке типа [ай] второй элемент дифтонга следует произносить как можно слабее и среднюю часть языка не следует поднимать высоко.

6. [ɔi] – дифтонг. Ядро дифтонга - звук заднего ряда низкого подъёма, лабиализованный. Он представляет собой звук, средний между [ ɒ ] и [ ɔ :] . После произнесения ядра язык движется в направлении гласного [i]. В случае ошибки типа [ой] следует сделать первый элемент дифтонга более открытым и менее лабиализованным, а второй элемент значительно ослабить.

7. [ әu ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный смешанного ряда среднего подъёма узкой разновидности, лабиализованный. Язык находится не так далеко, как для русского [о]. Ядро дифтонга близко по звучанию к [ ɜ:] . После произнесения ядра язык делает лёгкое движение вверх и отходит назад.

В начале произнесения дифтонга губы слегка округлены, затем постепенно губы ещё больше округляются (без вытягивания вперёд). В случае ошибки типа русского [оу] надо следить за тем, чтобы губы не были вытянуты вперёд, язык следует продвинуть вперёд. При ошибке типа русского [эу] следует не растягивать губы (губы округлены) и несколько оттянуть язык назад.

8. [ au ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный переднего отодвинутого назад ряда низкого подъёма широкой разновидности, нелабиализованный. Он произносится почти так же, как первый элемент дифтонга , а затем язык делает движение назад и вверх в направлении звука [u]. Второй элемент дифтонга должен быть очень слабым. В случае ошибки типа [ау] следует продвинуть язык вперёд, чтобы сделать первый элемент дифтонга более передним и значительно ослабить второй элемент.

9 [ iә ]– дифтонг. Ядро дифтонга – гласный переднего ряда высокого подъёма широкой разновидности, нелабиализованный. После произнесения ядра язык движется к центру, в направлении [ә]. Чтобы избежать ошибки типа следует ослабить второй элемент дифтонга.

10. [ εә ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный переднего ряда среднего подъёма широкой разновидности, нелабиализованный , второй элемент – нейтральный гласный.

11. [ uә ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный заднего продвинутого вперёд ряда высокого подъёма широкой разновидности, слегка лабиализованный. После произнесения ядра язык движется к центру, в направлении [ә]. Следует избегать сильного округления и выпячивания губ при произнесении первого элемента. В современном английском языке сильна тенденция к замене дифтонга монофтонгом [ ɔ:] .

Phonetic Exercise 1

thick thin think thanks this then than these myth – with tooth – both teeth – breathe worth – worthy something rather funny three brothers together This is the author of the novel.

Phonetic Exercise 2

shut shop finish Swedish mission session action direction vision collision measure pleasure

Phonetic Exercise 3

check chuck chicken cheese Jack just ginger jeep shop – chop sheep – cheap shoes – choose cash – catch chin – gin bench – badge fetch – pledge merchant – legend orange juice rich gentlemen large cherries a huge jam jar

Phonetic Exercise 4

eh age H hay – hail – hate bay – bathe – base tray – trade - trait waiting for a train Play that game again. He’s eighty-eight today.

Phonetic Exercise 5

I eyes ice sigh – side – sight lie – lied – light tie – tide – tight hay – high mail – mile lake – like Smile ninety – nine times. I hate saying good-bye. D’you mind the bright light?

Phonetic Exercise 6

oyer oil oyster toy – coin – voice boy – boil – boyish enjoy – enjoys – rejoice all – doll – Doyle chore – chop – choice raw – rock – royal a spoilt boy Avoid this noisy toy! Let’s talk to the point.

Phonetic Exercise 7

oh own oak low – load – loaf so – soul – soap go – goal – goat sir – saw – sow firm – form – foam hurt – bought - boat an old joke Don’t go poking your nose into other people’s business!

Phonetic Exercise 8

our owl out how- hound – house bow – town – about allow – loud – doubt shout – shower town – tower count – coward Don’t shout so loud! I found a mouse in our house. It’s the highest tower around.

Phonetic Exercise 9

tea – tear bee – bear bead – beard weed – weird when – where bed – bare head – haired chess – chairs shoe – sure pool – poor cute – cure pew – pure his sheer fear of his peers Beware of the bear! Make sure the water is quite pure.

    Зубные и нёбно зубные согласные (см. эти термины в алфавитном порядке) …

    Согласные - Согласные класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства согласных: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых … Лингвистический энциклопедический словарь

    Звуки (лат. consonantes). Ходячее определение,унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное влатинском термине, получившем в переводе всеобщее употребление у разныхновоевропейских народов (рус. согласный, нем. Mitlaut, фр.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (лат. consonantes). Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе всеобщее употребление у разных новоевропейских народов (рус. согласный, нем. Mitlaut, фр.… …

    согласные - (фон) Звуки, при образовании которых напряжение локализовано (фокусировано) в месте образования преграды, сильная воздушная струя преодолевает преграду в фокусе образования согласного, взрывая ее и проходя через щель. Эти шумы и составляют… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически С. обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь четкой формантной (см. Форманта) структуры.… … Большая советская энциклопедия

    - (linguales priores) согласные звуки человеческой речи, при произношении которых активным органом является передняя часть языка. Язык при этих звуках может иметь или корональную (см.), или дорсальную (см.), или латеральную (см.), иначе боковую… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Согласные - класс звуков речи, противопоставленный гласным. Ст. зр. артикуляции С. характеризуются наличием смыкания или сужения в речевом тракте (фокуса образования), что акустически выражается участием шумового источника. В зависимости от степени… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Согласные, при образовании которых активным органом является язык. Переднеязычные согласные. Среднеязычный согласный. Заднеязычные согласные (см. эти термины в алфавитном порядке) … Словарь лингвистических терминов

    Переднеязычные согласные, при произношении которых воздушная струя проходит через две щели, создавая “шипящий” шум: одна щель образуется вследствие подъема кончика языка к альвеолам, а вторая вследствие подъема задней части спинки языка к… … Словарь лингвистических терминов

Похожие публикации