Должен быть разрушен катон старший. Карфаген не должен быть разрушен

Инструкция

Карфаген был богатым городом, построенным на африканском побережье и находившимся на пересечении торговых путей со многими странами. Неудивительно, что с течением времени в его распоряжении оказались огромные богатства, сильный флот и армия. Но недалеко от Карфагена процветало и другое государство - Римская республика, славящееся своей силой, агрессией и захватническими намерениями по отношению к соседям. Два этих могущественных государства не могли долгое время процветать в мире. И хотя они когда-то были союзниками, к 3 веку до нашей эры положение изменилось.

Их противостояние продолжалось более 100 лет и вылилось в три затяжные войны, названные Пуническими. Ни одно сражение на протяжении этих ста лет никак не могло закончиться однозначной победой какой-то одной стороны. И потому волнения вспыхивали с новой силой, как только противникам удавалось залечить раны. Рим стремился к расширению своих границ и усилению влияния по берегам всего Средиземного моря, а Карфагену нужны были свободные пути для торговли своими товарами. У Рима была сильнейшая в мире армия, а у Карфагена - сильнейший флот.

Противостояние Рима и Карфагена неизменно заканчивалось перемириями, которые затем снова нарушались одной из сторон. Горделивый Рим не мог вытерпеть оскорбления, когда Карфаген в очередной раз нарушил договоренности. К тому же, после, казалось бы, разгромного поражения во второй Пунической войне город на удивление быстро восстанавливался и приобретал прежние силу и величие. Ставшая привычной к этому времени в римском сенате поговорка «Карфаген должен быть разрушен» наконец-то должна была воплотиться в реальность.

Так началась третья Пуническая война. Легионы Рима подошли к Карфагену и консул потребовал у жителей сдать все оружие и снаряжение, выдать заложников. Испуганные жители Карфагена выполнили все просьбы, надеясь, что римляне уйдут. Однако у римской армии была другая задача, а судьба Карфагена была решена еще в сенате, задолго до начала этого похода. Поэтому римляне потребовали у жителей разрушить город и построить новый далеко от моря. Этого пунийцы выдержать уже не смогли, они попросили месяц на обдумывание такого требования, а потом заперлись в городе и приготовились к его осаде.

Почти три года шли бои за непокорный город. Римской армией командовал Публий Корнелий Сципион Африканский младший, приемный внук Сципиона старшего, который разгромил армию Ганнибала во время второй Пунической войны. Когда, наконец, город под его предводительством был взят штурмом, жители еще шесть дней оборонялись на улицах, не давая римлянам исполнить поручение сената. После такой ожесточенной борьбы жестокости римских войск не было предела. Из 500 тыс. жителей Корфагена только около 50 тыс. удалось уцелеть после этой бойни, да и те были обращены в рабство. Город был разрушен до основания, а его землю смешали с солью, чтобы на ней уже больше никогда ничего не выросло.

Ни один древний источник не цитирует фразу в той форме, в которой она распространилась в новое время (Carthago delenda est или Ceterum censeo Carthaginem esse delendam). В работе «Жизнь Катона Старшего» древнегреческого биографа Плутарха упоминается, что римский полководец и государственный деятель Катон Старший, непримиримый враг Карфагена, заканчивал все свои речи (вне зависимости от их тематики) в сенате фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен» (Ceterum censeo Carthaginem esse delendam).

Что такое государство и город Карфаген?

Спросите любого гида,твердящего эту фразу3 на всех языках, почему "должен", зачем "должен" - ответом вам будет удивленное: "Так сказал Катон". И ты вдруг начинаешь понимать, что в памяти людей не осталось никаких материальных примет этого города: ни стен, ни башен, ни идола, ни даже какого-нибудь деревянного коня; один лишь боевой клич римского сенатора звучит в веках. Невероятно!.. Как известно, идеи, особенно прогрессивные и агрессивные, время от времени становятся материальной силой.

Призыв, которым сенатор Катон заканчивал свои речи, в конце концов возымел действие. В 146 г. до н. э. римское войско разрушило и сожгло Карфаген, а его территория была распахана и засеяна солью, чтобы ничто живое не выросло на проклятой земле. /Государство Карфаген/

Представим себе масштаб этой разрушительной работы: население Карфагена приближалось в ту пору к 700 тысячам человек, а площадь города составляла около 20 квадратных километров. Так закончилась III Пуническая война, знакомая нам (по крайней мере, людям старшего поколения) из школьного курса истории.

Больше ста лет земля Карфагена стояла пустой. Но слишком удобен был залив на севере Африки для торгового и военного порта; слишком выгодным было его геополитическое, как сказали бы сейчас, положение.

И вот, в 29 году до н. э. Юлий Цезарь повелел на месте Карфагена устроить колониальный город - с прямыми улицами, амфитеатром, форумом, термами и другими признаками римской цивилизации. Однако просуществовал новый город не столь долго, как его предшественник.

В 439 г. н. э. вандалы во главе с королем Гензерихом разгромили римские войска, и Карфаген стал столицей их государства. Через сто лет он перешел к византийцам и прозябал в провинциальной тиши, пока арабы в 698 году опять не смели его с лица земли - на сей раз уже безвозвратно.

Билет до станции Карфаген

Электрический поезд Северной железной дороги Туниса пересекал по дамбе Тунисское озеро - лагуну Средиземного моря. В кармане у меня был билет до станции Карфаген-Ганнибал и обратно.

Шесть железнодорожных станций, подобно межевым столбам, напоминают о границах великого города: Карфаген-Бирса, Карфаген-Дермеш, Карфаген-Ганнибал, Карфаген-Президент (поблизости вилла президента Туниса), Гамилькар...

Но открывает этот ряд станция с хрупким женским именем "Саламбо" - знак благодарности писателю Флоберу, автору романа из жизни Карфагена. Спрашивается, почему бы не назвать станцию - Флобер? Но имя жрицы Саламбо для арабского уха, пожалуй, благозвучнее: вроде бы слышится "салам" или "шолом", - в общем, что-то семитское.

Теперешние насельники этой земли - арабы - родня исчезнувшим финикийцам-карфагенянам. Те и другие - "дети Авраама", то есть, происходят от семитского корня. К тому же, название "Флобер" косвенно напоминало бы о колониальном прошлом: до 1956 года Тунисом владела Франция.

К счастью, французский язык остался здесь в качестве второго государственного. Иначе как ориентироваться иностранцу в стружечных завитках арабской графики? А так - видишь в окне эмалевую табличку Salambo и выходишь на чистенький бетонный перрон, заранее зная, что недалеко отсюда карфагенская достопримечательность - святилище богини Тиннит, оно же - Тофет Саламбо.

Гюстав Флобер посетил эти места весной 1858 года. Очевидно, к тому времени он уже прочитал ученые штудии о Карфагене и решил "привязать к местности" события будущего романа (раньше у нас такие поездки назывались "творческая командировка писателя").

Поэтому записки Флобера "Путешествие в Карфаген" местами напоминают отчет о топографической съемке: "Если повернуться лицом к Хаммам-Лифу, видишь равнину, а за ней озеро, и если стоять правым боком ко входу в церковь Святого Людовика, то напротив видны оба порта, полоска зелени и море..."

Или: "Если с красноземного холма у подножия Сиди-бу-Саида смотреть на Карфаген, все неровности местности отсюда до Бирсы сглаживаются. Бирса скрывает от меня часть озера, я снова вижу его правее, около Туниса". Редко вместо описаний местности в дневнике появляются чисто писательские детали: буро-зеленые деревья, сверкающее пурпурным щитом солнце, неизвестная мадемуазель Розенберг с маленькими черными усиками и т. п. Читая флоберовские записки, испытываешь мелкое тщеславие: и я там был.

Итак, если сойти с электрического поезда Северной железной дороги на станции Саламбо и стать лицом к морю, слева будет холм Бирса, увенчанный охристого цвета церковью Святого Людовика, справа - Тунисское озеро, а впереди - широкая улица, образованная двумя рядами богатых вилл.

"На берегу пустынных волн" появилась крепость

Улица имени великого полководца Ганнибала, чуть было не взявшего Рим во время II Пунической войны, была покрыта тонким слоем желтоватой пыли.

От моих шагов пыль разлеталась по сторонам или взвивалась крохотными гейзерами. Должно быть, подумал я, знойный сирокко принес ее с безжизненных плоскогорий Сахары, и она легла на асфальт, подобно нашей снежной пороше.

Стоял ноябрь, но в природе не было заметно и следа увяданья. С каменных оград свисали плети роз, бугенвилей и гибискусов с избыточно роскошными, на наш северный взгляд, соцветиями; за ними виднелись верхушки надменных олеандров, усыпанные алебастровыми цветками; дальше, в глубине усадеб, замерли фруктовые деревья.

Над всем этим великолепием царили финиковые пальмы с гроздьями прозрачных розоватых плодов и скошенными челками резных листьев.

Когда на плоскогорьях Сахары, ныне безжизненных, еще паслись слоны - живые танки армии Ганнибала, - в садах карфагенской аристократии произрастали, как и теперь, красивые и полезные растения.

"Это было в Мегаре, предместье Карфагена, в садах Гамилькара" - так начинается роман "Саламбо", и здесь нет художественного вымысла. Виллы и поместья карфагенской знати не уступали римским. Под шорох пальмовых листьев хозяева вилл наслаждались экзотическими винами и яствами, обсуждали новые морские походы и дела страны.

Карфагеняне были потомками жителей Ханаана - ближневосточного народа, упоминаемого в Библии. Из родных мест близ Иордана их вытеснили израильтяне. Благодаря своей энергии, предприимчивости и настойчивости хананеяне, известные грекам как финикийцы, а римлянам - как пунийцы, постепенно расселились по берегам Средиземного моря, в западной его части.

С аборигенами захваченных земель финикийцы предпочитали не воевать, а договариваться, порой пуская в ход хитрость. Легендарная царица Дидона попросила у африканского князька кусок земли размером с бычью шкуру.

Простодушный туземец, конечно, не сообразил, что шкуру можно распустить на тонкие ремешки и очертить ими участок... Так Дидона получила Бирсу, что и означает "Бычья шкура". Там возник центр будущего Картхадашта - Карфагена - Нового Города (а попросту, Новгорода).

Скоро "на берегу пустынных волн" появилась крепость, застучали топоры кораблестроителей, зашумело торжище, а на целинных землях Средиземноморья зашумели оливковые рощи, зазеленели виноградники, поднялись плантации финиковых пальм, привезенных сюда из Месопотамии. Финикийцы любили финики.

"Карфаген был в свое время богатейшим городом мира. Сельское хозяйство, лежавшее в основе его благосостояния, почиталось занятием почетным, и знаменитый Магон оставил сельскохозяйственный трактат, который считался в древности образцовым, и по повелению римского сената был переведен как руководство для италийских землевладельцев" (Т. Моммзен).

Рассказывают, что именно великолепные карфагенские оливки навели сенатора Катона на мысль о необходимости уничтожения Карфагена - процветающего, несмотря на войны, города. Он побывал здесь в составе римского посольства в середине II века до н. э. и набрал пригоршню плодов в кожаный мешочек.

В Риме Катон предъявил сенаторам роскошные оливки, заявив с обезоруживающей прямотой: "Земля, где они растут, расположена всего в трех днях морского перехода". Именно в тот день впервые прозвучала фраза, благодаря которой Катон вошел в историю. Катон понимал толк и в оливках, и в судьбах мира: он был агрономом и писателем...

С некоторым трепетом ступил я на землю святилища Тиннит. Место это, надо сказать, угрюмое: бугры и впадины, поросшие жесткой травой, оплывшие археологические раскопы, дикие заросли.

В смыкающихся кронах платанов и эвкалиптов возятся тысячи скворцов - лишь их несмолкаемый гомон звучит жизнеутверждающе в этой обители смерти. По саду проходят две тропы: налево вверх и направо вниз. Я выбрал левую, и она скоро привела меня к полуобвалившемуся своду какого-то строения.

Наклонный вход упирался в темень, откуда несло сыростью и тайной. Не решаясь войти, я вглядывался в сумрак, постепенно различая замшелые остовы колонн, груды камней, кладку стен.

Неизвестно, сколько стоял бы я, завороженный загадкой, если бы не вздрогнул от звука крадущихся шагов за спиной. К счастью, то оказался не мертвый карфагенский жрец в истлевшей хламиде, а небритый страж пунических древностей, недавно приветствовавший меня у турникета.

Он решил помочь мне, рассчитывая на бакшиш. "Терме роман!" - важно указал мой гид на подземелье. Стало быть, простая римская баня. Ну, не баня, так термы - с парилкой, мыльней, бассейном, массажной и мраморными скамьями для неторопливых бесед.

За две тысячи лет заведение римских коммунальщиков ушло под землю, заросло травой и терновником. Под ногами звякнула плитка со следами изображения. Возможно, упомянутые у Флобера "незначительные римские мозаики"...

От бани поводырь привел меня на лужайку, уставленную покосившимися столбиками-пирамидками. Тут он сделал широкий жест, означающий приглашение к осмотру.

Перемещение в пространстве на пять десятков метров равнялось переходу в другую эпоху - на полтыщи лет древнее той, в которую строились термы. Присев на корточки, я разглядел на стертых боках пирамидок едва заметные линии, провел по ним пальцами.

Это было непередаваемое ощущение: прикоснуться к бетилу - жертвенному камню, установленному знатным карфагенянином в знак того, что он посвятил его Луноликой владычице Тиннит, святой деве карфагенского пантеона.

Вот и ее знак: женская, расширяющаяся книзу, фигурка с раскинутыми в стороны черточками-руками. Что (или кого) принесли здесь в жертву? И по какому поводу?..

Тиннит (Танит) - богиня странная. Неизвестно, как появился ее культ. Тиннит отождествляли с Астартой, богиней плодородия и любви в Сирии, Финикии и Палестине; в эллинистическое время - с матерью богов Юноной, с Афродитой Уранией или Артемидой.

Она - девственница и в то же время супруга; "око и лик" верховного божества, Баал-Хаммона, богиня луны, неба, плодородия, покровительница деторождения.

При этом, Тиннит не блещет женской красотой и статью. Древний скульптор изобразил ее приземистой женщиной с головой льва; позднее "великую матерь" представляли крылатой женщиной с лунным диском в руках.

Флобер, потрясенный несходством образа богини с античными представлениями о женственности, дал в романе живописное описание Тиннит: "Чешуя, перья, цветы и птицы доходили ей до живота. В ушах у нее висели наподобие серег серебряные кимвалы, касавшиеся щек.

Она глядела пристальным взором; сверкающий камень в форме непристойного символа, прикрепленный к ее лбу, освещал весь зал, отражаясь над дверью в зеркалах из красной меди". Иные символы богини - полумесяц, голубь и египетский знак жизни (крест с петлей, анх).

На различных изображениях Тиннит окружают монструозные существа: крылатые быки, летающие с задранными хоботами слоны, рыбы с человечьими головами, многоногие змеи. Особенно замечательно огромное яйцо, свисающее с пупка богини: оно отсылает наше воображение прямо к Босху и Дали...

Однако, несмотря на столь устрашающий образ, Тиннит не требовала от карфагенян священных жертв. Маленьких детей здесь сжигали, чтобы умаслить ее супруга, свирепого Баал-Хаммона, известного в Европе под именами "Ваал" и "Молох" (последнее имя - ошибка: "молк" по-финикийски "жертва").

Некогда писатели, журналисты и ораторы часто использовали этот образ для обличения капитализма. Известен рассказ А. И. Куприна "Молох", где писатель сравнивает завод с чудовищем, постоянно требующим людских жертв.
окончание следует.........

Каждому из нас еще со школьной скамьи известна латинская фраза «Карфаген должен быть разрушен!». Ее сказал древний сенатор, призывая других вельмож положить край соперничеству Вечного города и удивительно красивого селения в Африке. Этой фразой политик всегда заканчивал свои выступления и, в конце концов, добился желаемого.

Зачем и кто разрушил Карфаген, становится ясно, когда совершишь небольшую экскурсию в прошлое. В мире той эпохи существовало два великих и могущественных государства, которые были полными противоположностями. На Апеннинах римляне имели хорошо развитый аграрный сектор, экономику, систему права, армию. В Карфагене же расцветала торговля, все решали деньги и статус, а воинскую мощь составляли наемники. Если Рим основывал свое могущество на суше, то африканский город был морской державой. На Апениннском полуострове поклонялись пантеону снисходительных богов, а на другом берегу Средиземного моря кровожадному Молоху приносили многочисленные человеческие жертвы. Эти две сверхдержавы рано или поздно должны были столкнуться лбами, что и вылилось в целый ряд

Прежде чем ответить на вопрос о том, кто разрушил Карфаген, следует сказать, что соперничество двух цивилизаций продолжалось более ста лет. Ни одному государству не было выгодно уничтожить противника, так как их территориальные интересы не соприкасались. Рим боролся за расширение своих границ за счет более слабого противника, карфагеняне же поставляли свои товары во все уголки империи и нуждались в потоке рабов.

Гильдия Карфаген вела действия против с переменным успехом. Такие кампании всегда заканчивались перемирием. Но все договоренности африканская сторона нарушала первой, что не могло нравиться горделивому Вечному городу. Нарушение договора для Рима было оскорблением, поэтому снова развертывались войны. В конце концов, сенат принял решение и выбрал того, кто разрушил Карфаген до основания.

Когда легионы подошли к стенам Карфагена, те были уверены в мирном окончании войны. Римляне же знали, что смертный приговор уже вынесен. Римский полководец, разрушивший Карфаген, терпеливо и поэтапно оглашал все требования сената. Горожане покорно их исполняли в надежде, что прославленная армия скоро уйдет. Жителям легендарного африканского города разрешалось взять с собой свои богатства и покинуть дома. После этого его сравняли с землей, вспахали тяжелым плугом и засеяли солью, прокляв навсегда эти места. Главной причиной этих мер тот, кто разрушил Карфаген, назвал отсутствие договороспособности. Ведь они, давая обещания, заведомо знали, что выполнять их не будут.

К слову, жители Карфагена поздно спохватились, но больше им не верили. История запечатлела героическую осаду африканской жемчужины перед полным ее уничтожением. Натиск Сципиона в 146 году положил жирную точку в истории этого красивого города на берегу Средиземного моря и великого государства. Несмотря на римские обряды, жизнь вернулась в эти края спустя некоторое время. мягкий климат и выгодное географическое положение привлекли новых колонизаторов. Но былого величия город так и не достиг.

«Carthaginem esse delendam» — это латинское выражение характеризует настойчивость в каком-либо деле и постоянное и упорное возвращение к одной и той же теме независимо от обсуждаемого вопроса.

Крылатое выражение «Карфаген должен быть разрушен» принадлежит известному политику Древнего Рима Марку Порцию Катону (234-149 гг. до н. э.), о чем упоминается в произведениях некоторых древнеримских историков и писателей:

«Но я указываю сенату, что и как следует делать, заранее угрожаю войной Карфагену, уже давно злоумышляющему. И не перестану ждать от него опасности, пока не уверюсь, что он разрушен ».

Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н. э.), философский трактат «О старости», 44 г. до н. э.

«Ибо действительно он (Катон) смертельно ненавидел Карфаген и хотел обеспечить безопасность для потомства, когда на всех заседаниях сената кричал, что Карфаген нужно уничтожить ».

Гай Плиний Секунд (22-79 гг.), «Естественная история».

«Последним из его деяний на государственном поприще считают разрушение Карфагена. На деле его стер с лица земли Сципион Младший, но войну римляне начали, прежде всего, по советам и настояниям Катона, и вот что оказалось поводом к ее началу. Карфагеняне и нумидийский царь Масинисса воевали, и Катон был отправлен в Африку, чтобы исследовать причины этого раздора.… Найдя Карфаген не в плачевном положении…, но изобилующим юношами и крепкими мужами, сказочно богатым, переполненным всевозможным оружием и военным снаряжением,… Катон решил, что теперь не время заниматься делами нумидийцев и Масиниссы…, что (Карфагеняне)…, выжидая удобного случая, готовятся к войне. Говорят, что закончив свою речь, Катон умышленно распахнул тогу, и на пол курии посыпались африканские фиги. Сенаторы подивились их размерам и красоте, и тогда Катон сказал, что земля, рождающая эти плоды, лежит в трех днях плавания от Рима. Впрочем, он призывал к насилию и более открыто; высказывая свое суждение, по какому бы то ни было вопросу, он всякий раз присовокуплял: «Кажется мне, что Карфаген не должен существовать ».

Плутарх (46-127 гг.), «Сравнительные жизнеописания. Марк Катон».

Катон, слывший честным и неподкупным человеком, прославившийся как борец против разгула пороков и излишества роскоши, был ярым противником соперничавшего за экономическое влияние на Средиземноморье с Римом финикийского города-государства Карфагена. Поэтому каждую свою речь в сенате, независимо от темы обсуждения, он заканчивал одной и той же фразой: «Карфаген должен быть разрушен». Частое употребление Катоном этого выражения в своих выступлениях и сделало выражение легендарным и крылатым.

Почему же Марк Катон так хотел, чтобы Карфаген был разрушен? Все обуславливалось серьезным противоборством двух сильных государств, Рима и Карфагена, определяющих политическую и экономическую жизнь во всем Средиземноморском регионе. Этот затянувшийся конфликт продлился более 100 лет. Так как римляне своих соперников карфагенян называли пунийцами, то их соперничество в истории получило название «Пунические войны», которых было всего три.

Надо сказать, что до начала противостояния Рим и Карфаген довольно мирно сосуществовали и особо не затрагивали интересы друг друга. Рим распространял свое влияние за счет более слабых государств, а Карфаген осуществлял набеги на неконтролируемые Римом территории, основной целью которых был захват рабов и расширение торговых зон, куда он в дальнейшем с большим успехом поставлял разнообразные товары. Но все же из-за растущих аппетитов обоих государств рано или поздно интересы Рима и Карфагена пересеклись бы.

Так и случилось в 264 году до н.э., когда поводом для первой Пунической войны (264 — 241 гг. до н.э.) послужила Сицилия. К тому моменту римская армия состояло из гражданского ополчения и многочисленных союзников, которые предпочитали находиться под влиянием Рима, но никак не Карфагена, который вызывал лишь ненависть. Основную часть армии Карфагена составляли наемники и рабы, сами же карфагеняне занимали только руководящие посты. К тому же у них был сильный флот и значительные денежные средства.

Но все это не помогло Карфагену, победу в войне праздновал Рим. По заключенному перемирию Сицилия, Корсика, Сардиния и близлежащие острова отходили Риму.

Вторая Пуническая война (218 - 201 гг. до н.э.) развернулась за территории на юго-востоке Испании. Война проходила с переменным успехом и несмотря на участие одного из самых искусных полководцев того времени Ганнибала на стороне Карфагена закончилась победой римлян и очередным перемирием.

Именно тогда и стало звучать легендарное изречение Марка Катона, кстати, участвовавшего во второй Пунической войне, что «Карфаген должен быть разрушен». Свой призыв он аргументировал тем, что заключенный мирный договор не гарантирует Риму, что восстановившийся после войны Карфаген не нарушит перемирие, как это было после первого конфликта, и не начнет новые посягательства на римские завоевания.

Настойчивость Марка Катона спустя полвека была вознаграждена. К тому же возрождающийся Карфаген начинал проявлять очередные активные действия по отношению к территориям, подконтрольным Риму.

Все это привело к решению римского сената о полном и окончательном разрушении Карфагена и начале третьей Пунической войны (149 - 146 гг. до н.э.).

На этот раз война шла на территории Северной Африки, где располагался Карфаген. После непродолжительного сопротивления римская армия под командованием Спициона осадила Карфаген. Жители Карфагена надеялись на мирное соглашение с превосходящими силами Рима, на выплату контрибуции, выполнение всех условий, выдвигаемых римлянами. Но Рим вынес урок из предыдущих войн и не собирался совершать ошибку.

После взятия города Карфаген был полностью разрушен и стерт с лица земли. Площадь города распахали и засыпали солью, а оставшихся в живых жителей продали в рабство.

Таким образом, была поставлена жирная точка в истории богатейшего и красивого полумиллионного города, жемчужины Африканского континента и великого государства Средиземноморья Карфагена.

В дальнейшем на месте, где находился Карфаген, Рим все же основал свою африканскую колонию. Мягкий климат и удобное географическое положение сделало новый город одной из самой крупной провинцией Римской империи. В современное время это место является пригородом Туниса.

По иронии судьбы главный идеолог разрушения Карфагена Марк Катон умер в начале третьей Пунической войны и не увидел, то к чему настойчиво призывал долгое время, руины Карфагена и торжество Рима.

«Ни одно правительство не было менее национально, чем правительство «National», ни одно не зависело в такой степени от Англии, а между тем при Луи-Филиппе «National» жил перефразированием изо дня в день катоновского Carthaginem esse delendam ()».

Карл Маркс (1818-1883 гг.), Том 7.

«Величественный Зубатов! Ты, который до сих пор представлял собой римлянина Катона. Куда девался твой «delenda Carthago ».

М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889 гг.), «К читателям».

«Даже если бы тут перед нами стоял какой-нибудь новый Катон, и говорил, и доказывал нам изо дня в день: Carthaginem esse delendam , - так что из этого? Исчезнет ли из-за этого Карфаген?».

И.Я.Франко (1856-1916 гг.), «Наша публика».

«Стоит ли срубить у гидры незатихающей крамолы пять-шесть голов, чтобы назавтра их выросло вдвое больше? Carthaginem esse delendam (Карфаген должен быть разрушен ) - вот девиз Сесила и Уолсингема, они хотят «покончить» с самой Марией Стюарт…».

С.Цвейг (1881-1942 гг.), «Мария Стюарт», 1935 г.

    Нареч, кол во синонимов: 2 враг должен быть уничтожен (1) препятствие должно быть преодолено (1) … Словарь синонимов

    Место расположения Карфагена в Северной Африке. «Карфаген должен быть разрушен» (лат. Carthago delendam esse) латинское крылатое выражение, означающее настойчивый призыв к борьбе с врагом или препятствием. В более широком смысле постоянное… … Википедия

    Словарь синонимов

    Древний город (близ совр. Туниса) и государство, существовавшее в 7 2 вв. до н.э. в западном Средиземноморье. Карфаген (что означает по финикийски новый город) был основан выходцами из финикийского Тира (традиционная дата основания 814 до н.э.,… … Энциклопедия Кольера

    Карфаген - (лат. Carthago, греч. Karchedon, пунийск. Kart Hadst новый город). В 9 8 вв. до н. э. на полуострове к С. В. от совр. Туниса колонисты из Тира основали торговое поселение, которое должно было служить промежуточным пунктом на пути в Юж.… … Словарь античности

    Carthago и bella punica, Καρχηδών, Carthago, собственно Karthada, т. е. Нов город, лежал на одном полуострове африканской провинции Зевгитаны, соединенном перешейком с материком. Приблизительно на середине полуострова на возвышении… … Реальный словарь классических древностей

    - (Carthago) латинская транскрипция семитического Karth chadaschatn (= Новгород, греч. Καρχηδών), имени нескольких городов в древности. Первое место по важности занимает африканский К., давший свое имя основанному им великому зап. финикийскому… …

    Нареч, кол во синонимов: 1 карфаген должен быть разрушен (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Карфаген должен быть разрушен , Ричард Майлз. Карфаген... Наследник цивилизации финикийских мореплавателей, основавших множество колоний. Богатейший город на западном средиземноморском побережье Африки, обладающий могучим флотом и…
  • Карфаген должен быть разрушен , Немировский А.И.. История Средиземноморья (171;круга земель 187;)между 218 и 129 гг. до н. э., если взглянуть на нее с почтительного расстояния, видится трехактной трагедией на тему 171;рождение…
Похожие публикации