Уведомление о контролируемых сделках раздел 2. Разъяснен порядок заполнения уведомлений о контролируемых сделках

В соответствии с требованиями главы 14.4 Налогового кодекса, всем налогоплательщикам следует извещать налоговые инспекции о совершении так называемых контролируемых сделок. О том, какие именно сделки принято считать контролируемыми, как заполнить уведомление о контролируемых сделках быстро и без ошибок, когда его необходимо сдать в фискальные органы, читайте в этом материале.

Причины составления отчётности

Необходимость отчитываться о проведении контролируемых сделок возникла сравнительно недавно – с 2012 года. К этому времени Правительство РФ решило взять под свой контроль процессы трансфертного ценообразования в компаниях. Поправки в законодательство вынудили налогоплательщиков разработать новые бизнес-процессы, позволяющие правильно структурировать контролируемые сделки и определить методологию расчёта цен по ним.

В рамках отчётности по контролируемым сделкам компании вынуждены собирать пакет оправдательных документов, подтверждающих прозрачность и обоснованность совершённых хозяйственных операций. Хотя действующая на сегодняшний день инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках не содержит чётко прописанных норм относительно формата подтверждающих документов, их количества и содержания, само уведомление составляют по регламентированной законодательством форме и сдают на ежегодной основе.

Нюансы законодательства

В целях налогообложения, а также с учётом положений и норм ст. 105.16 НК РФ, к контролируемым принято относить сделки, в совершении которых участвуют взаимозависимые лица, а также аналогичные операции, соответствующие критериям п. 1 ст. 105.14 Кодекса.

Основные критерии и признаки взаимозависимости лиц, а также порядок их определения изложены в гл. 14.1 НК РФ. Здесь, например, сказано, что взаимозависимыми всегда признаются сделки, по которым:

  • в течение одного календарного года был получен доход более 60 млн рублей;
  • одна сторона была освобождена от обязанностей по уплате налога на прибыль либо имела право рассчитывать его по ставке 0%, а вторая сторона такими льготами не пользовалась;
  • оба участника зарегистрированы/проживают/имеют статус резидента в РФ.

По действующим нормам налогового законодательства российские налогоплательщики (компании, коммерсанты, нотариусы и адвокаты), совершившие в прошлом календарном году хотя бы одну контролируемую сделку, обязаны известить об этом свою инспекцию ФНС.

Чтобы выполнить требование законодателей, приходится составлять уведомление о контролируемых сделках за 2017 год, форма которого есть в приказе ФНС России за № ММВ-7-13/

В настоящее время заполнение этого документа подразумевает раскрытие большого массива информации по каждой контролируемой операции, а также наличие определённых знаний, необходимых для корректного составления отчётности.

Какие данные нужно отражать

Исходя из вида и особенностей конкретной сделки, в документе показывают самые разные сведения. Рассматривая рядовой пример заполнения уведомления о контролируемых сделках за 2017 год, можно сделать вывод, что обычно в отчёт попадают данные о следующих хозяйственных операциях:

  • аренда имущества, а также его безвозмездное получение;
  • операции со своими и приобретёнными ценными бумагами;
  • сделки строительного порядка;
  • разнообразные агентские операции;
  • сделки, в рамках кредитных договоров и получения займов;
  • возмещение ущерба, возникшего по причине ненадлежащего исполнения обязательств.

Следует учесть, что некоторые доходы не имеют отношения к контролируемым сделкам. Соответственно, они не подлежат отражению в уведомлении. К ним относят суммы, полученные в результате переоценки валютных ценностей и обязательств, драгоценных металлов, ценных бумаг, иного имущества. Сказанное выше касается также доходов от долевого участия, дивидендов, а также сумм восстановленных резервов.

Форма документа и правила заполнения

Составляя этот документ, желательно принимать во внимание все требования глав 14.2 и 14.3 НК РФ. Действующий в настоящий момент порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках предусматривает соблюдение изложенных ниже правил:

  • По итогам прошедшего календарного года составляют всего одно уведомление и в нём отражают сведения обо всех сделках, подлежащих контролю.
  • Заполнять бланк можно как на компьютере, так и вручную. В этом случае необходимо использовать синие/фиолетовые/чёрные чернила.
  • Все поля уведомления нужно заполнять слева направо.
  • Текстовые поля прописываются заглавными печатными буквами.
  • Номера телефонов указывают, начиная с символа «+» или цифры 8 без пробелов.
  • Подчистки, исправления, использование корректирующих средств недопустимо.
  • Бланк распечатывают только на одной стороне листа.
  • Если какой-либо показатель отсутствует, то в данном поле необходимо проставить прочерки.
  • В уведомлении используют только единицы измерения, прямо поименованные в классификаторе ОКЕИ.
  • Все стоимостные показатели налогоплательщик обязан выражать в полных рублях. Числа округляют по правилам математики до ближайшего целого числа: суммы менее 50 копеек при этом не учитывают, а более 50 копеек – округляют до целого рубля. Данное требование становится существенным при большом количестве контролируемых сделок.
  • Если в первичных документах количественное значение указано дробным числом, при заполнении уведомления его округляют по приведённым выше правилам.
  • Если контролируемая сделка проводилась в иностранной валюте, в документе её необходимо отражать в российских рублях. Причём, для пересчёта используют кросс-курс, действовавший на дату отражения операции в бухучёте.

Многие бухгалтеры интересуются, как следует нумеровать уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения этого документа показывает, что его страницы нужно нумеровать, начиная с титульного листа. В специально отведённых для этого клетках проставляют цифры «00001», «00002» и далее по порядку.

Обратите внимание: если уведомление заполняет физлицо, не зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, ИНН можно не проставлять. Тогда необходимо заполнить персональные данные. На титульном лице следует указать сведения об удостоверяющем личность документе, дату и место рождения, гражданство.

Состав уведомления

  • Титульный лист: в нём прописывают общие сведения о налогоплательщике.
  • Разделы 1А и 1Б – в них раскрывают суть сделок и указывают сведения об их предмете.
  • Раздел 2 – заполняют в отношении сделок, заключённых с юридическими лицами.
  • Раздел 3 – составляют при сделках с физическими лицами, нотариусами, предпринимателями, адвокатами.

Не все директора компаний знают, нужно ли подписывать уведомление о контролируемых сделках. Пример заполнения этого документа свидетельствует о том, что он должен быть заверен подписью руководителя и скреплен печатью организации. Если фирма приняла решение работать без печати и закрепила это положение в своих учредительных документах, оттиск на отчёте проставлять не нужно.

Правила группировки

Законодатели дали налогоплательщикам возможность группировать сделки по признакам однородности. При реализации этого права следует учесть положения ст. 38 НК РФ, где изложены определения однородности и идентичности. Руководствуясь п. 5 ст. 105.7 Кодекса, компания сможет правильно разделить сделки по группам. Не забудьте также изучить нормы ст. 105.5. Они помогут определить критерии сопоставимости.

Если какие-либо сделки нельзя считать однородными, необходимые сведения о них следует отражать в отдельных графах уведомления. Такое часто случается при закупке нескольких партий товаров. Тогда итоговое количество листов Раздела Б должно совпадать с количеством операций по каждой товарной позиции.

В какие сроки нужно сдавать

Российский Налоговый кодекс однозначно отвечает на этот вопрос: заполнение уведомления о контролируемых сделках необходимо произвести после окончания отчётного периода. Сдать его в инспекцию ФНС по месту регистрации придётся до 20 мая года, следующего за тем, в котором имели место контролируемые сделки. Соответствующий императив содержит текст ст. 105.16 НК РФ.

Уведомление можно сдавать лично в канцелярию своей инспекции ФНС, переслать на её адрес по почте заказным письмом или отправить по электронным каналам связи. Выбор того или иного способа не регламентирован Налоговым кодексом, всё зависит только от желания и возможностей отчитывающегося лица.

Срок сдачи в 2018 году

Ежегодно о совершенных контролируемых сделках организации (физические лица) должны уведомлять налоговые инспекции. В 2018 году (не позднее 21 мая 2017 года) нужно проинформировать инспекции о контролируемых сделках, совершенных в 2017 году. Срок переносится на 21 число, поскольку 20 мая 2018 года – это воскресенье

Что будет, если не подать

Если вы не знаете, как заполнить уведомление о контролируемых сделках, это не причина отказаться от представления этой формы налоговой отчётности. Для тех, кто не сдаст данный документ в инспекцию ФНС, нарушителю грозит наложение штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Куда сдавать

Компании и их обособленные подразделения предоставляют составленный и надлежащим образом подписанный документ в инспекцию ФНС по месту своей регистрации. Физлица могут отчитываться по своему месту жительства.

Для крупнейших российских компаний действует аналогичный порядок: используемую сейчас форму уведомления о контролируемых сделках они заполняют по приведённым выше правилам и сдают в налоговый орган, где они числятся на учёте по данному основанию.

Вопрос: 1. Налоговым законодательством предусмотрено, что один налогоплательщик представляет от своего имени одно уведомление по всем своим контролируемым сделкам. В связи с этим при заполнении уведомления по контролируемым сделкам (далее - уведомление) вручную в каком порядке следует заполнять листы с разд. 1А, 1Б и разд. 2 - сначала все разделы необходимо заполнить по одной сделке, а потом по другим сделкам или необходимо заполнить сначала разд. 1А по всем контролируемым сделкам, потом разд. 1Б по всем контролируемым сделкам, а потом разд. 2 по всем контролируемым сделкам?

2. Требуется ли заполнять разд. 2 уведомления по каждой контролируемой сделке, если по нескольким из них сторона одна и та же?

3. Форма уведомления предусматривает листы, в которых заполняются сведения о физических лицах. В случае если данные сведения организация не заполняет, следует ли исключить эти листы из своего уведомления или необходимо оставить их в составе уведомления и учитывать в сквозной нумерации листов?

4. Можно ли в группу однородных сделок объединить договоры займа, которые заключены между одними и теми же сторонами, но под разные процентные ставки и (или) в разной валюте?

5. Какую дату заключения договора займа необходимо указывать в строках 065 и 150 в случае, если уведомление составляется по группе сделок (договоров)? Что является датой совершения сделки (строка 150 разд. 1Б) по договору займа (некредитные организации)?

6. В случае если в рамках одного договора займа денежные средства предоставлялись несколькими траншами, считается ли это в целях заполнения уведомления различными сделками в случае, если процентная ставка не изменялась, а также в случае, если изменялась?

Необходимо ли на каждый транш в рамках одного договора займа заполнять отдельные листы разд. 1А и 1Б?

Если да, то какие показатели указывать в строках 130 и 140 с учетом того, что в бухгалтерском учете отражаются начисления процентов по договору займа в целом, без разделения учета по каждому траншу?

7. Какой код ОКВЭД следует указать по строке 045 разд. 1Б - исходя из сути сделки (договора займа), которая не связана с основной деятельностью организаций, или код ОКВЭД, соответствующий организации - стороне сделки? Можно ли не заполнять данную строку при заполнении уведомления по договорам займа?

Какой код ОКВЭД следует указать - согласно виду оказываемых по договору услуг или код ОКВЭД, соответствующий деятельности одной из сторон (оказание услуг не связано с основной деятельностью компаний)?

8. В случае если договор займа заключен между резидентами различных государств, как правильно определить показатели по строкам 070 и 090 разд. 1Б - по заимодавцу или заемщику?

9. Какую единицу измерения следует отразить по строке 110 разд. 1Б при составлении уведомления по договорам займа, а также при составлении уведомления по договору оказания услуг, если стоимость услуг по договору указана в целом?

10. Какой показатель при заключении договора займа следует отразить по строке 130 разд. 1Б - размер процентной ставки или общую сумму начисленных процентов за календарный год?

Какой показатель следует отразить по строке 140 разд. 1Б - общую сумму начисленных процентов за календарный год?

Какой показатель при заключении договора услуг следует указать по строке 130 разд. 1Б, если стоимость услуг указана в целом по договору?

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО по вопросу порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках и сообщает следующее.

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках (далее также Уведомление), а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

1. Согласно п. 4.1 Порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках (далее - Порядок) в разд. 1А Уведомления налогоплательщиком указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если Уведомление представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то разд. 1А заполняется в отношении каждой такой сделки.

В соответствии с п. 5.1 Порядка в разд. 1Б раскрывается информация об операциях с предметом исполнения сделки (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разд. 1А. Следовательно, каждому листу разд. 1А соответствует лист разд. 1Б.

В разд. 2 и 3 указываются данные участников контролируемой сделки (группы однородных сделок), ссылка на которых имеется в строке 050 разд. 1Б.

Таким образом, при составлении Уведомления на бумажном носителе целесообразно заполнять все разделы по каждой контролируемой сделке последовательно.

2. В общих положениях к Порядку заполнения разд. 2 Уведомления указано, что упомянутый раздел заполняется в отношении сведений об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок).

При этом в соответствии с п. 5.8 в п. 050 «Номер другого участника сделки» листа разд. 1Б указывается порядковый номер контрагента, присвоенный налогоплательщиком, который указан по строке 015 разд. 2 (для контрагентов-организаций) или по строке 015 разд. 3 (для контрагентов - физических лиц).

Кроме того, как следует из п. 6.1 Порядка, в п. 010 разд. 2 указывается порядковый номер контролируемой сделки, присвоенный налогоплательщиком. Данный номер должен соответствовать строке 010 разд. 1А.

Таким образом, если один и тот же контрагент упоминается в нескольких листах разд. 1Б, относящихся к одному листу разд. 1А, заполненного в отношении одной сделки либо группы однородных сделок, то повторное заполнение разд. 2 в отношении данного контрагента не требуется.

Если контрагент упоминается в нескольких листах разд. 1Б, относящихся к разным листам разд. 1А, то разд. 2 заполняется для каждого листа разд. 1А.

3. В соответствии с общими положения Порядка разд. 2 заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с организациями, а разд. 3 заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой.

В случае если один из вышеперечисленных разделов налогоплательщик не заполняет, то необходимо исключить соответствующие листы из состава Уведомления.

4. Согласно п. 4 ст. 105.16 Кодекса налогоплательщики вправе формировать уведомление по группе однородных сделок. Однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях (п. 5 ст. 105.7 Кодекса).

Определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг) содержится в ст. 38 Кодекса, порядок определения сопоставимости установлен в ст. 105.5 Кодекса.

Критерии сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок приведены в ст. 105.5 Кодекса.

В соответствии с п. 11 ст. 105.5 Кодекса, если при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок требуется определение сопоставимости условий договора займа, кредитного договора, договора поручительства или банковской гарантии, при сопоставлении условий указанных договоров учитываются также кредитная история и платежеспособность соответственно получателя займа, кредита, лица, обязательства которого обеспечиваются поручительством или банковской гарантией, характер и рыночная стоимость обеспечения исполнения обязательства, а также срок, на который предоставляется заем или кредит, валюта, являющаяся предметом договора займа или кредита, порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая) и иные условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки (вознаграждения) по соответствующему договору.

Исходя из данного примера при заключении нескольких договоров займа под разные процентные ставки и в разной валюте такие сделки не будут отвечать критериям однородности, следовательно, их нельзя объединить в группу однородных сделок.

5. В соответствии с п. 5.10 Порядка в п. 065 «Дата договора» разд. 1Б указывается дата документа (договора, контракта, соглашения и т.п.), которым оформлена сделка, то есть дата подписания договора займа.

В то же время согласно п. 5.19 Порядка заполнения Уведомления в п. 150 «Дата совершения сделки...» указывается:

Дата признания доходов по сделке в бухгалтерском учете;

Для сделок по приобретению товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) в качестве даты совершения сделки указывается дата признания актива в бухгалтерском учете. В случае если стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) признается в качестве расходов непосредственно при исполнении сделки, в качестве даты совершения сделки указывается дата такого признания.

Следовательно, датой совершения сделки по договору займа является дата признания доходов в виде процентов у заимодавца или дата признания расходов у заемщика (дата начисления процентов).

При этом если Уведомление составляется по группе однородных сделок, то заполняется один лист разд. 1А, где в п. 200 «Группа однородных сделок» указывается цифра «1».

Для каждого признания доходов по отдельному займу заполняется отдельный лист разд. 1Б, в котором по строке 065 указывается дата договора, которым оформлен заем, а по строке 150 дата признания процентов в бухгалтерском учете.

6. Согласно п. 13 ст. 105.3 Кодекса правила, предусмотренные разд. V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 настоящей статьи.

При выдаче займа согласно пп. 10 п. 1 ст. 251 Кодекса у заемщика не возникает доходов. У заимодавца не возникает расходов на основании п. 12 ст. 270 НК РФ. Аналогичным образом не возникает доходов и расходов при погашении займа.

Доходами заимодавца и расходами заемщика являются проценты по договору займа.

Пункт 3 ст. 105.16 Кодекса предусматривает предоставление информации о «сумме полученных доходов/произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам».

Таким образом, сделки по выдаче займов указываются в Уведомлении только в части процентов, подлежащих получению (выплате) по договорам займа.

Соответственно, для каждой сделки по выдаче займа либо группы однородных сделок заполняется отдельный лист разд. 1А. К данному листу разд. 1А заполняется необходимое количество листов разд. 1Б, в которых отражается начисление процентов по данному займу, - у заимодавца в качестве доходов, а у заемщика в качестве расходов.

7. В соответствии с п. 5.7 Порядка в п. 045 «Код предмета сделки (код по ОКВЭД)» указывается код вида деятельности по ОКВЭД, в соответствии с которым оказываются услуги, выполняются работы или осуществляется иная деятельность, связанная с исполнением обязательств, возникших в результате сделки, если предметом исполнения данных обязательств являются иные объекты гражданских прав. Соответственно, данный пункт Уведомления требует указания кода по ОКВЭД исходя из сути сделки, который может не совпадать с кодом по ОКВЭД основной деятельности организации.

8. В соответствии с п. 5.11 в п. 070 «Код страны происхождения предмета сделки по классификатору ОКСМ (цифровой)» указывается код страны происхождения товара согласно Общероссийскому классификатору стран мира ОК 025-2001 (ОКСМ) либо страны происхождения иного объекта гражданских прав, если для данного объекта гражданских прав ее можно определить. В случае если предметом сделки являются работы или услуги, данное поле не заполняется. Так как предметом сделки займа не является товар, а определить страну происхождения безналичных денежных средств, выдаваемых в качестве займа, не представляется возможным, данный пункт уведомления не требует заполнения.

В п. 090 «Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)» разд. 1Б для товаров указывается населенный пункт (в формате код страны/области/населенного пункта), в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах Инкотермс, если данные термины используются участниками сделки. В случае если участники сделки не применяют правила Инкотермс, указывается место перехода права собственности на товар.

Если предметом сделки являются работы, то в качестве места совершения сделки указывается местонахождение результатов данных работ, имеющих материальное выражение. Если предметом сделки являются услуги, то в качестве места совершения сделки указывается место потребления результатов данных услуг.

В случае если договор займа заключен между резидентами различных государств, а также исходя из того, что сделка исполняется в месте нахождения заимодавца, в п. 090 разд. 1Б указывается страна заимодавца.

9. Согласно п. 5.15 Порядка в п. 110 «Код единицы измерения по ОКЕИ» разд. 1Б Уведомления указывается числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении, согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (далее - ОКЕИ).

Для отражения в п. 110 разд. 1Б Уведомления единицы измерения по договору займа необходимо использовать единицу измерения «штука» - код 796 по ОКЕИ. Такой же код необходимо использовать для отражения единицы измерения по договору оказания услуг, если цена услуги в договоре указана в целом за оказанную услугу.

10. В п. 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» разд. 1Б в соответствии п. 5.17 Порядка отражается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

В п. 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» разд. 1Б Уведомления указывается стоимость предмета исполнения сделки из первичных документов, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

Следовательно, в вышеуказанных пунктах Уведомления в случае заключения договора займа указывается сумма начисленных процентов.

В случае заполнения п. 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» и п. 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» разд. 1Б по сделке оказания услуг указывается стоимость услуг по договору в целом.

При этом значения п. п. 130 и 140 разд. 1Б будут совпадать.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

Участники контролируемых сделок ежегодно обязаны отчитываться об их заключении в ФНС до 20 мая года, следующего за отчетным. Данные оформляются в установленной . Уведомление о контролируемых сделках подается в территориальное отделение налоговой инспекции электронно или на бумажном носителе.

О том, как заполнить уведомление о контролируемых сделках, какую информацию следует включать в документ и что грозит за нарушение порядка подачи отчета в ФНС, читайте в статье.

Уведомление о контролируемых сделках в 2017 году: кто отчитывается?

Заполненный документ предоставляют все налогоплательщики, совершившие в отчетном году сделки, попадающие под определение контролируемых. Фактически, подобные сделки делятся на две условные группы: сделки между взаимозависимыми участниками и сделки, которые приравниваются к взаимозависимым.

К первой группе относят сделки между резидентами, если выполняется хотя бы один из критериев:

  • за отчетный год объем сделок между взаимозависимыми резидентами в совокупности составил более 1 млрд. рублей;
  • ценовой объем сделок составил более 100 млн. рублей, но одна из сторон ведет экономико-хозяйственную деятельность, применяя упрощенный режим налогообложения (ЕНВД или ЕСХН), а при этом второй участник экономических взаимоотношений работает без применения специальных режимов;
  • ценовой объем сделок составил более 60 млн. рублей, но один из участников обязан выплачивать НДПИ, а предмет сделки при этом – полезное ископаемое, которое добывается резидентом и облагается налогом по процентной ставке;
  • стоимостной объем сделок составил более 60 млн. рублей, но одна из сторон экономических взаимоотношений освобождена от налоговых обязательств на полученную прибыль в связи с тем, что участвует в проекте «Сколково» или подобном инвестиционном проекте субъектов РФ;
  • объем доходов по сделкам составляет более 60 млн. рублей, но один из участников находится в экономической зоне, которая подразумевает льготную систему обложения налоговым бременем получаемой прибыли (в сравнении с общепринятых условий налогообложения в конкретном субъекте России);
  • объем дохода по сделкам превышает 60 млн. рублей, но в связи с тем, что один из участников – обладатель лицензии на использование недр морского месторождения или оператор на нем, а налоговая база у этой стороны определяется исходя из ст. 275.2 Налогового Кодекса, в том числе и прибыль от этих сделок, их следует включить в отчет.

Экономические отношения, приравненные к взаимозависимым, учитываются при заполнении уведомления о контролируемых сделках, если привлекается дополнительная сторона-посредник, которая является невзаимозависимой. Этот участник сделки выполняет только организационные функции – предоставляет возможность производства работ или оказания услуг между взаимозависимыми лицами. Он ничем не рискует. Подобные сделки не зависят от объема доходной части.

Дополнительно, контролируемыми сделками являются экономические взаимоотношения касательно внешней торговли. В ФНС необходимо подавать информацию о внешнеторговых сделках, когда их предметом являются минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни, нефть и товары, переработанные из нее, а также металлы, а объем дохода по ним с одним контрагентом составил более 60 млн. рублей за год.

Также контролируются сделки, когда партнеры невзаимозависимые, но один из участников отношений является резидентом одного из государств, утвержденных списком Приказа Минфина № 108н от 13 ноября 2007 года (контролируются также сделки с представителями таких контрагентов на территории России). Объем дохода, попадающего под контроль, в этом случае, должен превысить 60 млн. рублей.

Инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках: подготовка

Прежде чем заполнить форму уведомления о контролируемых сделках, необходимо подготовить документацию. ФНС имеет право затребовать бумаги, подтверждающие или уточняющие условия сделки, начиная с 1 июня года, следующего за отчетным.

Алгоритм подготовки документации для ФНС по контролируемым сделкам:

  1. Идентификация сделок, попадающих под контроль. Этап подразумевает необходимость выявить, какие из совершенных сделок признаются контролируемыми (ст. 105.14 Налогового Кодекса).
  2. Планирование сбора документов. На этом шаге следует оценить объем налоговых выплат, а также расходы на подготовку бумаг.
  3. Определение характерных особенностей сделок. Здесь происходит уточнение свойств работ, услуг или товаров (предметов сделок), по которым сотрудничество признается контролируемым, а также сопоставление между собой для признания однородности.
  4. Сопоставление финансовых или коммерческих показателей экономических отношений по договорам. На этом этапе следует проанализировать взаимозависимые стороны сделок и их описание.
  5. Учитывая результаты предыдущих пунктов, следует определить объем доходной части по сделкам для целей налогообложения.
  6. Проведение экономического анализа и документирования. Необходимо сопоставить доходы по сделкам с рыночными ценами и определить рентабельность экономических отношений.

Документы могут потребоваться по любой контролируемой сделке, поэтому следует подготовить их заблаговременно. Обязательно необходимо отслеживать актуальность и достоверность данных.

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Форма уведомления состоит из титульного листа и четырех разделов. Каждый блок должен быть заполнен верными и актуальными сведениями. Исправления и зачеркивания в уведомлении не допускаются. Если налогоплательщик допустил ошибку или внес недостоверные данные, он может направить в ФНС по месту регистрации уточненный отчет.

Также необходимо следить за тем, чтобы носитель, на котором предоставляется уведомление, не был испорчен. Например, если документ сдается на бумаге, не допускается его скрепление.

Для каждого символа в форме уведомления соответствует одна ячейка. Исключением будет только дата. Пустые поля не оставляются. Если данных нет, проставляется прочерк в каждой ячейке.

Текстовые поля заполняются заглавными буквами. Цифровые значения менее 50 копеек не прописываются, а при наличии в показателе более 50 копеек – он округляется до рубля.

Начинать прописывать знаки следует слева. Если их меньше, чем количество ячеек – справа проставляются прочерки.

Заполнение титульного листа

В титульном листе уведомления указываются данные налогоплательщика и отделения ФНС, такие как:

  • ОКАТО;
  • номер отделения ФНС;
  • полное наименование организации;
  • ФИО уполномоченного лица компании или физического лица-налогоплательщика;
  • код экономической деятельности;
  • контактный номер телефона и адрес электронной почты.

Кроме того, следует указать год, за который предоставляется отчет. В указанном месте следует проставить подпись, подтверждающую достоверность сведений, представленных в отчете, и печать (при ее наличии).

Заполнение раздела 1А

Блок заполняется данными отдельно по каждой контролируемой сделке или группе сделок, которые признаются однородными. Здесь указывается обобщенная информация о предмете экономических взаимоотношений, а также объем дохода, полученного от финансово-хозяйственных действий. Показатели прибыли и расходной части определяются исходя из данных бухгалтерской отчетности.

Количество таких блоков должно соответствовать количеству проведенных контролируемых сделок. Если сделки были признаны однородными и объединены в группу, то заполняется один обобщенный раздел 1А.

Заполнение раздела 1Б

Количество этих блоков зависит от количества разделов 1А, так как они являются дополнением. В этом разделе указываются данные о поставках, отгрузках, произведенных работах или оказанных услугах.

В разделе отражаются наименования договоров, даты их заключения, территориального места оформления сделки. Здесь же указывается количество товаров и цена за единицу, а также стоимость всей сделки. Дату совершения указывают в соответствии с данными бухгалтерской отчетности.

Суммирование товаров (услуг, работ) в рамках одной контролируемой сделки запрещено. Следует прописать данные по каждой единице предмета экономических взаимоотношений. Количество листов такого раздела должно быть таким же, как и количество операций в группе сделок.

Заполнение разделов 2 и 3

В этих блоках указываются данные о сделках в отношении организаций, при этом информация раздела 1Б не учитывается. Если у субъекта финансово-хозяйственной деятельности не было сделок с контрагентами, которые указываются в разделах, эти листы включать в уведомление не нужно.

Ответственность за непредставление данных в ФНС о контролируемых сделках

Организации обязаны предоставлять информацию о контролируемых сделках в ФНС в указанные сроки. Сведения должны быть актуальными и достоверными. В противном случае компания будет привлечена к административной ответственности.

Если организация не сообщила сведений о таких сделках своевременно, ей грозит наложение штрафа в размере 5 000 рублей. То же самое касается предоставления некорректных данных о контролируемых операциях с контрагентами.

Если компания скрыла прибыль по контролируемым сделкам, штраф будет значительно больше – 20% от суммы налога, который не был уплачен, но не менее 100 000 рублей.

Чтобы не допустить наложения штрафных санкций, изучите образец заполнения уведомления о контролируемых сделках.

С примером заполнения уведомления о контролируемых сделках (2017) можно ознакомиться ниже.

В соответствии с п. 1 ст. 105.16 НК РФ в некоторых случаях необходимо представлять в свою налоговую инспекцию (или в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, если организация отнесена к таковым по правилам ст. 83 НК РФ) уведомление о . Общий срок - до 20 мая следующего года, однако для уведомления о контролируемых сделках 2012 г. сделано исключение - его нужно подать до 20 ноября 2013 г.
В недавнем Письме ФНС России от 02.07.2013 N ОА-4-13/11860@ чиновники разъяснили, как правильно заполнять уведомление о контролируемых сделках в различных ситуациях.

Напомним общие правила

Для начала напомним общие правила. Подавать уведомление нужно всем, кто совершает контролируемые сделки. Как подчеркивалось в Письме Минфина России от 25.03.2013 N 03-01-18/9309, никаких оснований для освобождения от этой обязанности НК РФ не предусмотрено.
Фактически за каждый календарный год представляется только одно уведомление, в котором должны быть указаны все контролируемые сделки, совершенные в этом году. На это обращалось внимание в Письмах Минфина России от 27.12.2012 N 03-01-18/10-198 и от 25.01.2013 N 03-01-18/1-14.
Это касается и тех организаций, в состав которых входят . Они тоже подают только одно уведомление - в налоговый орган по месту нахождения (учета) головной организации. Этот нюанс подчеркивался в Письме ФНС России от 10.04.2013 N ОА-4-13/6612@.

В том же Письме чиновники напомнили, что форма уведомления и Порядок ее заполнения, а также Формат и Порядок представления уведомления в электронной форме утв. Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

По выбору налогоплательщика уведомление может быть представлено либо на бумажном носителе в виде утвержденной машинно ориентированной формы, заполненной от руки или распечатанной на принтере, либо в электронной форме по установленным форматам.

К числу сведений, отражаемых в уведомлении, согласно п. 3 ст. 105.16 НК РФ относятся:

1) календарный год, за который представляются сведения;

2) предметы сделок;

3) сведения об участниках сделок:

  • полное наименование организации, а также ее ИНН (если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);
  • Ф.И.О. индивидуального предпринимателя и его ИНН;
  • Ф.И.О. и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

4) суммы полученных доходов и (или) суммы произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

С учетом этого требования налогового законодательства, само уведомление о контролируемых сделках включает в себя:

  • титульный лист - в нем указываются общие сведения о налогоплательщике;
  • разд. 1А "Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)";
  • разд. 1Б "Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)";
  • разд. 2 "Сведения об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)";
  • разд. 3 "Сведения о физическом лице - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)".

Последние разделы (2 и 3) заполняются только в том случае, если у данного налогоплательщика в том году, за который представляются сведения, были контролируемые сделки с соответствующими контрагентами:

  • для разд. 2 - с организациями (юридическими лицами);
  • для разд. 3 - с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой.

А теперь, собственно, перейдем к рассмотрению тех разъяснений по заполнению уведомления, которые были даны чиновниками в комментируемом июльском Письме.

Округления, ОКЕИ, иностранная валюта и данные бухгалтерского учета

Начнем с "технических" вопросов о размерности и сопоставимости показателей уведомления - как количественных, так и стоимостных.

Во-первых, в уведомлении должны применяться только те единицы измерения, которые регламентированы ОКЕИ (Общероссийский классификатор единиц измерения). При этом в п. 110 разд. 1Б должен быть указан числовой код единицы измерения по ОКЕИ, которая соответствует количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении.

Если вдруг в первичном документе указана такая единица измерения, которая в ОКЕИ отсутствует, необходимо произвести пересчет с использованием той единицы измерения, внесенной в ОКЕИ, которая позволит наиболее точно отобразить количественную характеристику предмета исполнения сделки.

К примеру, вместо единицы измерения "100 тонно-километров" придется использовать единицу измерения "тысяча тонно-километров" (код 450 по ОКЕИ). А это значит, что тот количественный показатель, который фигурирует в первичных документах (исчисленный исходя из единицы измерения "100 тонно-километров"), придется разделить на 10, чтобы получить ту цифру, которая должна появиться в уведомлении (уже как характеризующая предмет сделки исходя из единицы измерения "1000 тонно-километров").

Необходимо также соразмерно пересчитать и цену (тариф) за единицу измерения, которая отражается в п. 130 разд. 1Б. За основу, конечно, берется цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах. А если в первичке цена отсутствует, ее нужно определить исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

Во-вторых , в случае, если в первичном документе указано дробное число с точностью несколько знаков после запятой, то количественное значение предмета исполнения сделки для целей заполнения уведомления придется округлить. Сделать это нужно до ближайшего целого, модуль разности с которым у этого числа минимален. Например, показатель первичного документа, равный 15,8, должен быть округлен до 16, а, скажем, показатель 102,3 округляется до 102. Если следовать математическим правилам, показатели типа 10,5 должны округляться в большую сторону (т.е. до 11), а не в меньшую сторону (до 10).

То же самое справедливо и в отношении стоимостных показателей - их значения также должны быть указаны в полных рублях, при этом значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

В-третьих , при заполнении п. 140 разд. 1Б нужно иметь в виду, что данный показатель не должен определяться расчетным путем (как произведение значений п. п. 120 и 130). В данном пункте должна отражаться стоимость предмета исполнения сделки из первичных документов. А если в первичке их стоимость по какой-то причине отсутствует, показатель п. 140 определяется исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

Аналогичным образом нельзя применять расчетный путь при формировании значения показателей по п. п. 300 и 310 разд. 1А, в которых отражаются соответственно суммы доходов и суммы расходов (убытков) налогоплательщика по контролируемой сделке (или группе однородных сделок). Эти пункты также должны отражать не расчетную сумму показателей, отраженных в п. 140 листа разд. 1Б, относящихся к данному разд. 1А, а фактические суммы полученных доходов или произведенных расходов, определяемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

И, наконец, в-четвертых , даже если контролируемая сделка была выражена в иностранной валюте, все стоимостные показатели в уведомлении все равно должны быть указаны в рублях - причем в полных рублях, как уже уточнялось выше.

Поэтому чиновники пояснили, что при осуществлении внешнеторговых сделок, выраженных в иностранной валюте, следует пересчитывать стоимость предмета исполнения сделки на дату отражения операции в бухгалтерском учете и, соответственно, отражать указанную стоимость в п. 130 разд. 1Б без учета курсовых разниц. Руководствоваться при этом следует нормами ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н.

Однородные сделки и возможности группировки сделок

Право формировать уведомление по группе однородных сделок предоставлено налогоплательщику нормами п. 4 ст. 105.16 НК РФ.

При этом нужно иметь в виду, что:

  • согласно п. 5 ст. 105.7 НК РФ однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях;
  • определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг) содержится в ст. 38 НК РФ;
  • порядок определения сопоставимости установлен в ст. 105.5 НК РФ.

Особое внимание следует обратить на то, что, к примеру, код ТН ВЭД может не обеспечивать соблюдение критериев, определенных в п. 7 ст. 38 НК РФ для целей признания товаров однородными, в т.ч. в силу наличия таких требований, как товарный знак, страна происхождения, репутация на рынке и другие. Соответственно, в листах разд. 1Б в п. 040 "Код предмета сделки (код по ТН ВЭД)" код ТН ВЭД, в т.ч. десятизначный, может совпадать и для неоднородных товаров.

В случае если поставки идентичных (однородных) товаров, указанные в нескольких договорах с сопоставимыми коммерческими и (или) финансовыми условиями с одним или разными контрагентами, объединены в группу однородных сделок, необходимо заполнять только один лист разд. 1А, в котором в п. 200 "Группа однородных сделок" надо указать цифру "1". А количество листов разд. 1Б должно соответствовать количеству операций с товаром, включенным в группу.

Соответственно, в п. 300 "Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях" разд. 1А отражается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за календарный год в рублях.

И, в свою очередь, в п. 310 "Сумма расходов (убытков) по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях" разд. 1А отражается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок), за календарный год в рублях.

А если сделки нельзя признать однородными, уведомление следует заполнять раздельно в отношении каждой конкретной сделки по отдельной товарной позиции, указанной в спецификации к договору. При этом количество листов разд. 1Б должно соответствовать количеству операций с данной товарной позицией спецификации.

Особое внимание в комментируемом Письме уделено вопросу применения допустимых группировок сделок в рамках одного листа 1Б.

В частности, по сделкам, предметом исполнения которых является выполнение комплексных работ (услуг), в частности строительно-монтажных работ, требующих совершения нескольких операций, каждая из которых, согласно ст. 38 НК РФ, может признаваться отдельной работой (услугой), в п. 030 "Наименование предмета сделки" разд. 1Б должна быть отражена работа (услуга), непосредственно указанная в качестве предмета исполнения сделки. Например, в п. 030 разд. 1Б можно написать "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству 2-секционного монолитного жилого дома переменной этажности (18 - 20 - 22) с пристроенной подземной автостоянкой на 100 машино-мест и индивидуальным тепловым пунктом (ИТП)". А заполнять отдельный лист разд. 1Б уведомления в отношении каждого наименования работ согласно позиции по смете не требуется.

В случае непрерывных долгосрочных поставок в адрес одного и того же покупателя при неизменности условий поставок и иных показателей в листе 1Б (строки 030 - 110 и 130) допускается суммирование количества товаров в таких поставках - и, соответственно, заполнение только одного листа 1Б. В этом случае в п. 120 "Количество" разд. 1Б нужно указать общее количество товара по всем поставкам с неизменными условиями. Соответственно, в п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин, руб." разд. 1Б должна быть указана общая стоимость товара, поставленного (приобретенного) в течение действия условий, отражаемых в п. п. 030 - 110 и 130 разд. 1Б. А при изменении хотя бы одного из показателей, отражаемых в указанных пунктах разд. 1Б либо окончания отчетного периода, суммирование прекращается. В частности, необходимость прекратить суммирование количества товаров в рамках одного листа разд. 1Б возникает в случае изменения цены товара (п. 130 разд. 1Б), в т.ч. и вследствие влияния курсовых разниц.

Если имущество получено безвозмездно

Контролируемой может быть признана и сделка по безвозмездному получению имущества - с учетом положений п. 13 ст. 105.3 и пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. В этом случае заполнять уведомление нужно так.

Во-первых, с точки зрения гражданского законодательства безвозмездную передачу имущества следует квалифицировать как дарение. Ведь в соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Поэтому в п. 210 "Код наименования сделки" и п. 211 "Код стороны сделки, которой является налогоплательщик" разд. 1А надо указать коды 008 (дарение) и 014 (одариваемый) соответственно.

Во-вторых, при определении стоимостных показателей в отношении такой сделки нужно применять те правила формирования доходов и стоимости активов при безвозмездной передаче имущества, которые предусмотрены нормативными актами по бухгалтерскому учету, и, в частности, нормами п. 10.3 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н), а также п. п. 7 и 10 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) - в случае, если полученное имущество признается основным средством исходя из требований данного документа. Упомянутыми нормами предусмотрено, что:

  • рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов, которые должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы;
  • первоначальной стоимостью основных средств, по которой они принимаются к бухгалтерскому учету, в случае их получения безвозмездно признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

А потому нужно иметь в виду, что даже нулевая остаточная стоимость объекта по данным учета передающей стороны совершенно не означает, что его рыночная стоимость для целей определения стоимости основного средства у налогоплательщика (получающей стороны) будет равна нулю.

Показатели листа разд. 1Б уведомления в отношении сделки безвозмездной передачи имущества заполняются следующим образом:

  • в п. 020 "Тип сделки" нужно указать код "1", что соответствует понятию "товар";
  • в п. 030 "Наименование предмета сделки" указывается наименование товара (имущества), полученного налогоплательщиком, в соответствии с первичными документами;
  • в п. 050 "Номер другого участника сделки" и в разд. 2 либо 3 (в зависимости от того, кто именно передал организации имущество безвозмездно) указываются соответственно порядковый номер участника сделки (сквозная нумерация) и его данные;
  • в п. 060 "Номер договора" и 065 "Дата договора" указываются реквизиты договора, на основании которого осуществлена безвозмездная передача имущества;
  • в п. 110 "Код единицы измерения по ОКЕИ" нужно указать числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении - в частности, при совершении сделок с имуществом по выбору налогоплательщика может быть указан код 642 (соответствующий наименованию "единица") или 796 (соответствует наименованию "штука");
  • в п. 120 "Количество" должно быть отражено количественное значение предмета исполнения сделки с учетом единицы измерения, указанной в предыдущем пункте;
  • в п. 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." надо отражать цену предмета исполнения сделки, указанную в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета; в рассматриваемой ситуации - при безвозмездном получении имущества - фактически речь идет о рыночной стоимости единицы полученного имущества, исходя из которой произведена его оценка в бухгалтерском учете;
  • в п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин" должна быть указана определяемая аналогичным образом стоимость всего полученного имущества;
  • а в п. 150 "Дата совершения сделки", естественно, должна быть указана дата признания дохода от безвозмездного получения имущества в бухгалтерском учете налогоплательщика.

Возмещение ущерба в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по сделке

В разд. 1Б должна быть раскрыта информация обо всех операциях - т.е. действиях - с предметом исполнения сделки (отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершении операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате совершения контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разд. 1А.

Поэтому, например, в случае, если были нарушены условия договора поставки, сведения о котором были соответственно указаны в п. п. 210 и 211 разд. 1А, нужно иметь в виду, что возмещение ущерба в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору (добровольно или по понуждению) также является предметом сделки и, соответственно, подлежит отражению в листе 1Б уведомления. И сделать это нужно следующим образом:

  • в п. 020 указать значение, которое соответствует предмету исполнения сделки, при исполнении которой нарушены обязательства (к примеру, "1", что означает "товар");
  • в п. 030 указать наименование исполненного обязательства, т.е. является ли это уплатой или получением штрафных санкций, иных компенсаций в силу неисполнения конкретных условий договора - скажем, "Возмещение ущерба в связи с односторонним уменьшением (отказом) согласованного объема поставок котельного мазута, с содержанием серы более 1 мас. %";
  • в п. 030 или п. 043 указать соответственно коды, к примеру, "270196401" ТН ВЭД (для внешнеэкономической сделки) или "0252115" ОКП товара (для внутрироссийской сделки), объем поставки которого в одностороннем порядке был уменьшен;
  • в п. п. 060 и 065 привести реквизиты договора поставки, положениями которого предусмотрено возмещение ущерба в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору;
  • в п. 070 указать код страны происхождения товара согласно Общероссийскому классификатору стран мира ОК 025-2001 (ОКСМ);
  • в п. 080 "Место отправки (погрузки) товара в соответствии с товаросопроводительными документами (заполняется только для товаров)" указать наименование населенного пункта (в формате "код страны/области/населенного пункта"), из которого начинается транспортировка товара для исполнения, например, договора поставки. Если, например, место отправки (погрузки) товара находится за пределами населенного пункта, допустимо указать наименование железнодорожной станции или ближайшего населенного пункта;
  • в п. 090 "Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)" для товаров указывается населенный пункт (в формате код страны/области/населенного пункта), в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах ИНКОТЕРМС, если данные термины использовались участниками сделки;
  • тогда в п. 100 "Код условия поставки" проставляется код, соответствующий термину ИНКОТЕРМС;
  • если же участники сделки не применяют правила ИНКОТЕРМС, в п. 090 просто указывается место перехода права собственности на товар;
  • далее, в п. 110 и п. 120 надо указать, соответственно, код единицы измерения согласно ОКЕИ, причем для операции по возмещению ущерба указывается единица измерения 642 или 796 (соответственно, "единица" или "штука") и непосредственное количественное значение, которое будет равно "1";
  • а значения в п. 130 "Цена" и п. 140 "Итого стоимость" будут совпадать и соответствовать сумме выплаченной (полученной) компенсации ущерба.

Сделки строительного подряда

И, наконец, еще один вопрос, который был рассмотрен чиновниками в комментируемом Письме, касается порядка заполнения уведомления в отношении сделок строительного подряда.

Чиновники напомнили, что в отношении договоров строительного подряда в бухгалтерском учете применяется ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н. А согласно этому документу выручка и расходы признаются:

  • "по мере готовности", т.е. исходя из подтвержденной подрядчиком степени завершенности работ по договору на отчетную дату, если финансовый результат исполнения договора может быть достоверно определен (п. 17 ПБУ 2/2008);
  • в величине, равной сумме понесенных расходов, которые в отчетный период считаются возможными к возмещению, если достоверное определение финансового результата исполнения договора в отчетный период невозможно (п. 23 ПБУ 2/2008).

Стоимость работ, приходящаяся на отчетный период, может быть подтверждена актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), по которым осуществляются расчеты между участниками сделки.

Фактически, если договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная приемка работ, указанные акты для целей бухгалтерского учета квалифицируются как документы, подтверждающие выполнение промежуточных работ, и используются для осуществления взаиморасчетов между заказчиком и подрядчиком.

Однако их подписание не свидетельствует о предварительной приемке результата отдельного этапа работ и о переходе заказчику рисков повреждения и утраты результатов этих работ. И в этом случае заказчик не отражает в бухгалтерском учете расходы, в т.ч. по подписанным актам (форма N КС-2), до того момента, когда ему будет передан результат работ. А подрядчик определяет выручку расчетным путем в соответствии со способом, закрепленным в его учетной политике.

Следовательно, подрядчику нужно указывать в п. 300 листа разд. 1А расчетную величину выручки по договору строительного подряда за отчетный период (т.е. за календарный год), а заказчику в п. 310 листа разд. 1А надо отразить стоимость работ, принятых по договору строительного подряда, а именно ноль рублей, если в течение календарного года результаты работ приняты не были.

В свою очередь, в разд. 1Б должна быть раскрыта информация об отдельных операциях, в т.ч. и о выполненных промежуточных работах в рамках договора строительного подряда, сведения о котором приведены в разд. 1А уведомления.

Октябрь 2013 г.

Законодательство РФ требует от организации и предприятий предоставления отчетности по контролируемым сделкам. Передача необходимых сведений должна производиться в виде специального уведомления.

ФАЙЛЫ

Что относится к контролируемым сделкам

Перечень контролируемых сделок определяется законом. В частности к ним относятся:

  • различные операции с ценными бумагами;
  • сделки, совершаемые и связи с исполнением кредитных договоров;
  • строительные сделки;
  • аренда;
  • получение имущества в дар и т.д.

Нужно отметить, что не все получаемые организацией доходы признаются результатом контролируемых сделок и нуждаются в том, чтобы их вносили в документ. Например, не требуют уведомления:

  • сделки, касаемые драгоценных металлов, валюты, ценных бумаг;
  • дивиденды;
  • прибыль от долевого участия и т.д.

Куда передавать уведомление

Заполненный по всем правилам и подписанный должным образом бланк необходимо передавать в территориальное отделение налоговой службы (по месту регистрации фирмы или месту жительства физического лица).

Какие санкции последуют, если не подать уведомление

Уведомление относится к обязательным документам, поэтому если организация или гражданин уклоняются от его подачи, им грозит административное наказание в виде достаточно крупного штрафа.

Сроки подачи уведомления

Период, в который налогоплательщики должны передать уведомление о контролируемых сделках в государственные надзорные органы строго установлен – он продолжается до 20 мая года, следующего за отчетным.

Как передать заполненный бланк

Уведомление можно передать несколькими способами:

  1. Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
  2. Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
  3. Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.

Правила заполнения документа

Бланк уведомления имеет строго унифицированную форму, применение которой обязательно. Составляется оно один раз в году, в конце отчетного периода.

При формировании уведомления следует помнить о нескольких простых, но важных правилах:

  • данные в него вносить нужно заглавными печатными буквами, слева, направо;
  • в пустые ячейки ставятся прочерки;
  • если вносятся единицы измерения, то их данные должны соответствовать официальным кодам.

Заполнять бланк можно как от руки (с использованием ручек любого темного цвета), так и на компьютере.

Ошибки, помарки и исправления в бланке недопустимы.

Поэтому все вносимые в уведомление данные должны быть актуальными и проверенными, если же так случилось, что неточность вскрылась уже после отправления уведомления в налоговую службу, следует сформировать и переслать туда уточненный отчет.

В тех строках, где речь идет о суммах, значения нужно указывать в рублях (цифры до 50 копеек не учитываются, после 50 — округляются до рубля).

Вносить информацию в рублях нужно даже о тех сделках, которые проводились с использованием иностранной валюты.

Каждую страницу документа надо пронумеровывать и подписывать (причем подпись должна быть только «живой»).

Проштамповывать бланк следует только в том случае, если применение печатей или штампов прописано во внутренних нормативно-правовых бумагах фирмы. Листы уведомления скреплять между собой не нужно.

Титульный лист

Вначале документа находится титульный лист. Сюда вносятся сведения о налогоплательщике:

  • его реквизиты (ИНН, КПП, ОКАТО);
  • номер отделения территориальной налоговой инспекции;
  • фамилия-имя-отчество представителя компании, подающего документ;
  • контактная информация;
  • год, за который формируется отчетность.

Если уведомление пишется от имени физического лица, не зарегистрированного как ИП, то ИНН ставить не надо, достаточно внести на титульный лист персональные данные, в том числе сведения из паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

Раздел 1А

Этот раздел уведомления нужно заполнять, предварительно, при необходимости, разделив сделки на группы по признакам однородности и идентичности. При этом, разделяя сделки не нужно полагаться на интуицию, следует руководствоваться конкретными нормами НК РФ (п. 5 ст. 105.7, 105.5).

По каждой группе сделок прописываются совокупные сведения о них, а также о размерах доходов, полученных в результате их реализации (берутся из бухгалтерской отчетности). Если разделения на группы нет, то число заполненных блоков в этом разделе должно быть равным числу исполненных контролируемых сделок.

Раздел 1Б

Тут число заполняемых блоков находится в прямой зависимости от предыдущего раздела. Связано это с тем, что он является дополнительным, и сюда вносится информация о выполненных работах или оказанных услугах, поставках товарно-материальных ценностей, отгрузках-погрузках и т.п.

В этой части документа прописывается:

  • ссылка на договор, в ходе исполнения которого совершилась та или иная сделка (номер и дата заключения);
  • место сделки;
  • количество товаров;
  • цена за одну единицу;
  • полная стоимость контролируемой сделки.

При этом приплюсовывать проходящие по одной контролируемой сделке товары друг к другу нельзя, они должны быть указаны отдельно.

Разделы 2, 3

Эта часть уведомления дает представление о сделках в отношении предприятия (при этом информация раздела 1Б не принимается во внимание). В случаях если у налогоплательщика отсутствовали сделки с контрагентами, подлежащие учету, эти листы можно оставить пустыми.

Похожие публикации