Экскурсовод профессия что сдавать. Профессия экскурсовод

В нашем очередном опросе горожане рассуждают, каким должен быть профессионал, который проводит экскурсии или возит группы отдыхать

Виктория Ботт:

- Для начала, наверное, гид-экскурсовод должен хорошо знать свою работу и четко все границы данной профессии. Немаловажным критерием хорошего экскурсовода является знание своей группы, имен каждого отдыхающего, их предпочтений на отдых. Также профессиональный гид должен уметь красиво рассказывать, чтобы заинтересовать отдыхающего приехать в этот город или страну снова. Ну и ответственность в этом деле так же важна, как и дисциплина прежде всего по отношению к самому себе.

Михаил Григорьев:

- Я считаю, что экскурсовод должен очень любить свою профессию . Иначе как ты будешь рассказывать о каком-то месте или факте, если полностью не погружен в это. Гид-экскурсовод должен быть увлеченным человеком, «заражать» своей энергией группу, заинтересовывать. Мне кажется, что это чаще молодые люди, хотя экскурсоводов с опытом, в возрасте также хватает, особенно в музеях, архивах и т.д.

Виктор Коробейников:

- Честно говоря, я гидов на дух не переношу, я люблю сам путешествовать, а слушать чьи-то бредни - увольте. Самые лучшие гиды, на мой взгляд, - это местные аборигены.

Ксения Витив:

- Я думаю, гид-экскурсовод должен быть суперкоммуникабельным и эрудированным человеком. Прочитать о местах экскурсии можно и в интернете, а вот узнать что-то действительно уникальное и интересное можно только с отличным экскурсоводом. Кроме того, не каждый может, казалось бы, к обычным вещам найти неожиданное описание и показать необычное в обыденном. Вот таким должен быть профессиональный гид-экскурсовод - он должен увлекать.

Ольга Зайченко:

Роман Бут:

По моему мнению, в первую очередь гид-экскурсовод должен правильно и понятно без коверкания речи излагать материал. Он должен быть вежливым с аудиторией и на поставленные вопросы отвечать четко и по существу. Также экскурсовод не должен отвечать «не знаю», «не помню», «затрудняюсь ответить на ваш вопрос». Если ты профессионал своего дела, нужно работу выполнять качественно.

Алена Нестерова:

- Гид должен быть в первую очередь доброжелательным. По возможности, отвечать на вопросы группы по ходу экскурсии. И конечно, обязан быть помощником для своей группы. Внимательность в этой работе важна особенно во время детских экскурсий, так как надо следить, чтобы группа не разбегалась и не терялась. Гид должен хорошо ориентироваться в пространстве, чтобы подсказывать, где и что можно найти в городе.

Мнение специалиста

Валентина Трошина, специалист экспозиционной и выставочной деятельности Амурского областного краеведческого музея, экскурсовод:

Экскурсовод должен владеть материалом, уметь работать с любой возрастной и социальной категорией людей, держать внимание. Экскурсоводы в нашем музее водят обзорные экскурсии и экскурсии по городу для официальных делегаций, проводят театрализованные мероприятия для детей, студентов, пенсионеров, иностранцев. Так что, я думаю, экскурсовод должен уметь быстро подстроиться под любые обстоятельства. И еще, на мой взгляд, для экскурсовода важно быть эмоциональным.

Портрет идеального гида-экскурсовода

  1. Хорошо знает предмет и место своей экскурсии
  2. Ориентируется на местности
  3. Эрудированный, с грамотной речью
  4. Коммуникабельный
  5. Эмоциональный, доброжелательный
  6. Умеющий заинтересовать аудиторию и найти подход к любому человеку

– Гоша, расскажи, чем ты занимаешься?

– Я – экскурсовод по Москве и по Кавказу. Вожу частные экскурсии. Работаю не в экскурсионных бюро, а сам на себя. Меня находят через Интернет, соцсети, сарафанное радио. Обычно работаю с небольшими группами людей: с семьями и индивидуальными клиентами.

– Как ты стал экскурсоводом?

– После школы я устроился на лето в экскурсионное бюро продавать билеты, но директор турфирмы сначала предложила мне покататься по экскурсиям, посмотреть на все изнутри, а потом сказала: «Может, сам хочешь попробовать?».

Я попробовал и работаю в этой сфере уже почти 13 лет. Я из Кисловодска, сначала водил экскурсии по Кавказу, а семь лет назад переехал в Москву, изучил город и теперь работаю здесь. В Москве я окончил школу экскурсоводов. Ведь образования такого нет, его в вузах не дают. Нужно оканчивать курсы.

Формально на территории Москвы и Московской области экскурсии может проводить только тот, у кого есть аккредитация. И вот эту аккредитацию, лицензию, ты и должен получить на курсах.

Обучение длится примерно полгода, там рассказывают о методике проведения и составления экскурсий, об азах, с чего нужно начинать. А в качестве выпускного экзамена ты сдаешь обзорную экскурсию по Москве. Но вообще, если честно, чтобы водить экскурсии, нужно просто хорошо знать город и его историю.

Сейчас я сам выбираю, какие экскурсии мне интересно водить, а какие – не очень. Но поначалу брался за все подряд. И новичкам советую тоже не отказываться ни от какой работы. Это опыт и деньги. Насчет денег, кстати: начинающие экскурсоводы зарабатывают маловато. Но над этим нужно работать.

Я с каждым годом зарабатываю все больше, и, наверное, я самый дорогой экскурсовод в Москве. При этом мои экскурсии востребованы. Людям ведь важно качество экскурсий, а цена уже вторична. А по-настоящему качественных услуг на этом рынке пока маловато.

– Минусы – нестабильный уровень дохода. Особенно зимние месяцы, как правило, самые тяжелые в этом плане. На январские праздники работы больше, чем когда бы то ни было, но они довольно короткие, а зима в Москве длинная и холодная: многие не хотят гулять пешком. Но в целом у меня число заказов с каждым годом растет.

Другой минус, наверное, в том, что нужно постоянно развиваться, читать, изучать новые маршруты. На дворе XXI век, надо быть в тренде: я лично снимаю видео о Москве, у меня свой канал на YouTube. И нужно постоянно увеличивать количество проводимых маршрутов. Но в этом же и плюсы. Мне интересно читать, смотреть обучающие фильмы, слушать радиопередачи.

Нравится придумывать новые маршруты, авторские. Например, у меня есть экскурсии по современной архитектуре Москвы. Они не очень востребованы, ими мало кто интересуется, и обычно я сам предлагаю их туристам: мне интересно их водить, а значит, туристам будет интересно их слушать.

Еще большой плюс – гибкий график. Я сам планирую свое время. Но чтобы быть хорошим экскурсоводом, желательно не работать параллельно на другой работе. Совмещать сложно. В общем, чтобы добиться результатов, нужно целиком себя посвятить этой профессии, как и в любой сфере.

Екатерина Кокарева и Татьяна Кунина, бортовые гиды на датском языке

– Расскажите, чем вы занимаетесь?

– Екатерина: Мы с Таней работаем бортовыми гидами, ведем экскурсии на датском языке на маршруте Санкт-Петербург – Москва.

Татьяна: В наши обязанности входят все технические детали круиза: связь с водителями автобусов в городах, билеты, рестораны. Раздаем карты, следим за группой. Но у нас также есть и творческая функция: общаемся с туристами, рассказываем истории из личной жизни, делимся своими взглядами на жизнь.

Екатерина Кокарева

Екатерина: Каждая группа туристов от нашей датской фирмы приезжает в Россию с турлидером. Этот человек, как правило, либо профессор-славист, либо журналист, хорошо знающий нашу страну, культуру и историю.

Он ведет основную часть экскурсии, но часто обращается к ассистентам, то есть к нам, за дополнительной информацией, из первых уст. Поскольку мы живем в этой стране, наша точка зрения «изнутри» дает совершенно другой взгляд на вещи. Взгляд, который датчанам совершенно незнаком, ведь он просто не может просочиться сквозь тонны пропаганды, которая сейчас во всех СМИ.

Также бортовой гид отвечает за развлекательные мероприятия на корабле. И еще мы проводим уроки русского языка для своей группы. Это довольно забавно, здесь мы можем по полной проявить инициативу и фантазию. Обычно датчане ходят на уроки русского с большим энтузиазмом.

Еще, помимо работы в датской турфирме, мы с Таней проводим экскурсию под названием «Изнанка Петербурга», на которой показываем датским туристам настоящую коммунальную квартиру, рынок, рюмочную, метро.

Также в этом году я получила лицензию гида в музее Фаберже. Проходила у них обучение на русском, а потом сама переводила всю экскурсию на датский.

Таня Кунина

– Как вы стали экскурсоводами?

– Екатерина: Мы учились на 2-м курсе. К нашей заведующей кафедрой скандинавистики обратилась девушка из датской турфирмы с предложением летней работы для студентов с датским языком. Вакансией заинтересовались только Таня и я.

Собеседование наше прошло довольно быстро, нас попросили поговорить немного по-датски, чтобы удостовериться, что мы действительно владеем этим языком, потом вкратце объяснили обязанности, условия, и на этом, в общем-то, все. Это было зимой, а летом мы уже отправились в свой первый круиз.

В этом году я отработала свою четвертую навигацию, у меня было больше 10 круизов. По сути, это работа для студентов, и, думаю, в следующем году возьму всего один круиз. Это замечательная работа, но нужно двигаться дальше и уступать место будущему поколению. Сейчас я как раз занимаюсь обучением новых бортовых гидов с датским языком, каждый год набираем новых.

Татьяна: В июне 2014 года я вернулась с 5-месячной учебы в Дании, а в июле мы отправились в первый круиз. Он был, несомненно, самым сложным: о предварительном обучении речи и не шло, поэтому мы ориентировались по ситуации.

Тогда казалось, что работа очень тяжелая, но сейчас, когда появился опыт, уже гораздо легче.

– Какие есть плюсы и минусы в профессии экскурсовода?

– Екатерина: Мне нравится узнавать много нового обо всем вокруг, постоянно совершенствоваться и делиться знаниями с другими людьми. Немаловажно для меня и видеть результат своей работы воочию: я получаю фидбэк от туристов, и, как правило, он положительный.

Европейцам, не только датчанам, русские представляются дикими, неотесанными алкоголиками, молящимися на Путина. Поэтому мне особенно важно сделать все, что в моих силах, чтобы искоренить такие стереотипы о моей родине. Как же я радуюсь, когда после недели пребывания в России и наших бесед датчане искренне восклицают: «Кто же знал, что наши СМИ так все коверкают! У вас замечательная страна, прекрасные люди, вы такие же, как и мы!».

Татьяна: К плюсам я бы добавила практику датского языка и общение с иностранцами. Как заметила Катя, люди приезжают с немыслимыми стереотипами, и мы можем сформировать у иностранцев более-менее правдивую, а отчасти и позитивную картину происходящего в России.

Ну и еще мы бесплатно путешествуем, посещаем новые места. В этом году я впервые была в круизе из Москвы в Ростов-на-Дону, в течение которого мы посетили 8 новых для меня городов.

К минусам можно отнести оплату, она в большинстве случаев низкая. Очень много стресса. Иногда возникают «косяки» по собственной вине гида, а очень часто – абсолютно от него не зависящие. Но виноват всегда гид.

На мой взгляд, эта работа – для студентов, и по оплате, и по уровню развития. В какой-то момент развиваться перестаешь, используешь только базовые знания. Кроме того, как ни крути, в таком статусе гиды – обслуживающий персонал.

Беседовала Ирина Дубовко.

Экскурсовод - центральная фигура экскурсионного дела. В довоенный период работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий экскурсантов, в первую очередь педагогов. Иногда обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных областей без отрыва от своей основной деятельности. Лишь в некоторых крупных музеях были штатные экскурсоводы, однако число их было невелико. В ходе превращения экскурсии из формы отдыха в форму социально-культурной деятельности работа экскурсовода начала приобретать профессиональные черты.

Профессия экскурсовода представляет собой род трудовой деятельности, который требует от человека определенных знаний, умений и навыков, приобретаемых как путем общего или специального образования, так и в ходе повседневной практической деятельности людей. Кроме того, в представлении людей существует имидж экскурсовода, то есть совокупность внешних и внутренних характеристик, которые традиционно ассоциируется с представителями данной профессии. Таким образом, в сознании окружающих существует модель имиджа экскурсовода, составными элементами которой являются визуальный образ (одежда, макияж), аудиальный образ (голос, дикция), представление о внутренних качествах человека этой профессии (интеллигентность, эрудированность, доброжелательность).

Практически во всех работах по экскурсионному делу большое внимание уделяется личности экскурсовода. Теоретики экскурсоведения сходятся во мнении, что экскурсовод как личность должен обладать следующими качествами и иметь следующие характеристики.

Каждый экскурсовод должен обладать хорошо развитым воображением и уметь мыслить образами. К примеру, экскурсовод должен так описать ненаблюдаемый объект, чтобы экскурсанты начали его «видеть». Основой воображения экскурсовода являются знания, впечатления, ранее накопленный опыт. Они служат исходным материалом для создания достаточно четких мыслительных образов.

Характер проводимой экскурсии зависит от темперамента экскурсовода, который проявляется в его поведении, в уровне жизненной активности. В зависимости от типа темперамента экскурсовода его поведение характеризуется определенной глубиной эмоций: вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители. Так, для экскурсовода-сангвиника характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик тороплив в рассказе, при отсутствии должного контроля вспыльчив, неуравновешен, обидчив. Флегматик, наоборот, медлителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Наконец, меланхолик характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. Поэтому поведение экскурсовода, являясь проявлением общей культуры человека, должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Эмоции, возникающие у экскурсовода под воздействием внешних и внутренних факторов, его настроение, приподнятое или подавленное, не должны влиять на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью профессионального мастерства экскурсовода.

Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является его тенденциозность, или убежденность. Тенденциозность проявляется в четкой направленности его взглядов и действий, в стремлении довести свою точку зрения до экскурсантов и убедить их в ее правильности. Во время экскурсии экскурсовод направляет внимание группы на те стороны объектов, явлений и событий, которые должны быть отражены в их сознании, одним словом, помогает им увидеть то, что видит сам.

Экскурсия как процесс представляет собой восприятие экскурсантами изобразительного и звукового ряда. Таким образом, она не может существовать без устной речи, без рассказа экскурсовода. Как человек говорящий по отношению к аудитории может выступать в следующих ипостасях:

Информатор сообщает знания экскурсантам, рассказывает об объекте, событии, явлении, не показывая к этому своего отношения, не разъясняя причинно-следственных связей с другими событиями или явлениями;
комментатор сообщает об объектах, событиях, явлениях, дает им отдельные оценки и некоторые пояснения, указывает на причины, их вызвавшие;
собеседник в ходе общения учитывает реакцию экскурсантов на излагаемый материал, используя вопросно-ответную форму общения, прислушиваясь к их репликам, вводя дополнительный материал;
советчик разъясняет увиденное, дает рекомендации по наблюдению объектов, подводит экскурсантов к необходимым выводам, советует, как проводить послеэкскурсионную работу;
эмоциональный лидер вызывает определенные эмоции у экскурсантов, анализируя объекты и события, с ними связанные.

Речь экскурсовода рассчитана на понимание другими людьми, поэтому должна представлять собой изложение готовых, логично и грамотно сформулированных мыслей. Приоритетной формой изложения материала экскурсоводом является монолог. Монологическая речь по сравнению с диалогической более развернута по содержанию, сложна по структуре и имеет четкое грамматическое оформление.

Владение экскурсоводом искусством слова - важное условие успешного проведения экскурсии. Поэтому к содержательной речи экскурсовода предъявляются следующие требования: речь должна быть правильной, понятной, точной, выразительной, чистой, лаконичной.

Под правильностью речи понимается соблюдение говорящим правил произношения, постановки ударения, словоупотребления, формообразования, построения синтаксических конструкций, стилистики. Другими словами, правильная речь предполагает владение говорящим языковыми нормами русского языка. Стоит экскурсоводу хотя бы раз допустить ошибку, как слушатели переключают свое внимание с содержания экскурсии на погрешности в его речи.

Понятность речи предполагает доступное, доходчивое изложение. Непонятной делают речь многочисленные термины и иноязычные слова, поэтому их следует тщательно отбирать. При невозможности исключить подобные слова из речи, их необходимо пояснить. Экскурсовод не должен механически заучивать формулировки и трудные слова. Нужно привыкнуть к ним, понять их смысл и только после этого запомнить. Главное добиться, чтобы их употребление в речи стало естественным и необходимым. В тех случаях, когда не удается этого достичь, отдельные слова нужно заменить другими, более привычными для данного экскурсовода и более естественными для стиля его речи.

Точность изложения особенно важна при характеристике объекта и во многом определяет воздействие экскурсовода на аудиторию. В экскурсии недопустима отвлеченность, употребление стереотипов, общих слов, смысл которых давно стерся, которые семантически обесценились.

Под выразительностью понимают особенности речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей. Средством выразительности являются иносказания, перифразы, метафоры, эпитеты и т. п. Повышает выразительность речи своевременное употребление афоризмов, пословиц, поговорок.

Экскурсоводу необходимо учесть такую особенность речи на экскурсии, как ее лаконичность. Лаконичной и экономной делает речь устранение лишних слов, общих фраз, которые ведут к потере внимания аудитории. Сжатость придает речи силу. Кроме этого, следует помнить, что каждый экскурсионный объект имеет свой «язык». Он может сам о себе рассказать своим внешним видом, той информацией, которую экскурсанты имеют об этом объекте до начала экскурсии. Поэтому здесь экскурсовод не должен переусердствовать.

Работу над внешней стороной речи экскурсоводу следует начинать с овладения техникой речи. К техническим характеристикам речи относятся звучность, темп и ритм, высота голоса, дикция, наконец, интонация.

Звучность позволяет донести речь до всех экскурсантов. Она опирается на правильное дыхание, глубокое, частое и контролируемое. На одном глубоком вдохе можно произнести лишь часть фразы. Для выразительной речи требуется частое дыхание. Нельзя вдыхать только в конце фраз, делать это следует в соответствии со смыслом произносимого. Для этого необходим контроль дыхания во время всей речи. Существует целый комплекс упражнений для постановки дыхания и улучшения звучания голоса.

Темп и ритм речи. В понятие темпа входит быстрота речи в целом, а также длительность звучания отдельных слов. Как скорость протекания речи во времени различают быстрый (75 слов в минуту), средний (60 слов в минуту) и медленный (45 слов в минуту) темп. Скороговорка (80 и более слов в минуту) недопустима в любой аудитории, так как мешает усвоению материала, быстро утомляет слушателей, создает впечатление безразличия экскурсовода к теме экскурсии.

Основные положения экскурсионного рассказа излагаются значительно медленнее остального материала, который может сообщаться в более быстром темпе.

Ритм речи - это равномерное чередование, ускорение и замедление долготы и краткости, напряжения и ослабления.

Темп и ритм речи экскурсовода диктуются содержанием экскурсионного рассказа и условиями движения группы. Они могут несколько раз меняться на протяжении экскурсии - ускоряться или замедляться. Наконец, темп и ритм речи должны быть такими, чтобы ее содержание воспринималось и усваивалось наиболее эффективно.

Высота голоса и его мелодический рисунок позволяют отличить вопрос от утверждения, окончательное и непреложное от обсуждаемого и сомнительного, убежденность от неуверенности, подчеркивают контраст. Грусть, нежные человеческие чувства, представления о величественном требуют повышения голоса. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса. Не рекомендуется начинать фразу громко, с высокого тона и понижать голос в конце, так как концовка определяет отношение к фразе в целом. Экскурсоводу следует избегать как монотонности, вялости, слишком низкого тона, так и излишней приподнятости, неоправданных эмоций, крикливости.

Дикция, как и голос, играет важную роль в создании имиджа экскурсовода. Под дикцией понимается степень отчетливости, ясности и членораздельности в произношении слов и в потоке речи. Профессия экскурсовода требует, чтобы его речь была отчетливой, ясной и членораздельной в высшей степени. Для этого нужно отработать произношение отдельных слов: слова иноязычного происхождения, имена и отчества должны звучать четко и быть разборчивыми и хорошо слышимыми для всей группы. Существует комплекс упражнений для совершенствования дикции.

Важную роль при оформлении внешней стороны речи играет интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, так как она, являясь выразительным средством, оказывается и одной из сильных форм речевого воздействия на аудиторию. Нужно исходить из того, что основой рассказа является не только мысль, но и чувство, которое придает своеобразную окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к тому, о чем он рассказывает. Поэтому речевая интонация должна быть логически оправдана. Изменение интонации вызывается смысловым содержанием рассказа.

Не менее важно тщательно отработать на протяжении всего рассказа по теме экскурсии фразовые и логические ударения. В каждой фразе, представляющей собой смысловой отрезок рассказа, обычно выделяют одно или несколько слов, наиболее важных по своему смыслу.

Отметим, что экскурсовод относится к профессиям типа «человек-человек». Именно у представителей этих сфер их внешний облик является непосредственным компонентом, участвующим в их трудовой деятельности. Экскурсовод раскрывает перед людьми информацию, которая наглядно представлена в объектах и экспонатах, поэтому его собственный внешний вид не должен мешать этому процессу и отвлекать экскурсантов от него.

Для работников сферы услуг, к которой относится профессия-экскурсовод, дизайнеры костюма рекомендуют классический и деловой стили, стиль Шанель, некоторые вариации спортивного стиля. Поскольку экскурсовод должен быть интеллигентным, располагающим к себе, открывающим что-либо экскурсантам, но не поучающим в отличие от учителя, то это редкий образ специалиста, которому на рабочем месте позволительно носить платье, даже приталенное, так называемого Х-образного силуэта (естественно речь идет об экскурсоводе-женщине). При этом уместна современная стрижка.

Таким образом, внешний вид экскурсовода по сравнению с представителями других профессий допускает умеренную свободу и раскованность, однако в то же время он предполагает скромность в одежде и прическе, чувство меры в косметике.

Положительный визуальный образ экскурсовода способствует установлению контакта с группой. Кроме этого, большое влияние на установление контактов с аудиторией оказывают приветливость, доброжелательность, непринужденность экскурсовода. Такой контакт начинает устанавливаться в те короткие минуты, когда экскурсовод произносит вступление к экскурсии и ее теме. Затем необходимые связи с аудиторией поддерживаются и укрепляются в течение всей экскурсии. Хорошо, если благоприятный психологический климат, создавшийся в первые минуты экскурсии, сохранится до ее завершения.

Экскурсовод во время экскурсии должен уделять постоянное внимание всей группе. Некорректно, когда в своем рассказе экскурсовод обращается к одному-двум экскурсантам, почему-то выделив именно их в группе, проверяя таким образом доходчивость излагаемого материала по их реакции на увиденное и услышанное в ходе экскурсии. Проводя экскурсию, экскурсовод должен умело руководить всей группой.

Иногда перед экскурсоводом встает задача - снять напряжение и раздражение экскурсантов. В такой момент уместна шутка, которая помогает настроить аудиторию на соответствующий лад. Однако следует помнить, что юмор должен быть тактичным и ненавязчивым. Стремление во что бы то ни стало развеселить экскурсантов показывает, что экскурсовод недостаточно серьезно относится к проведению экскурсии, а это приводит к утрате контроля над группой.

Не менее важная задача экскурсовода - добиться заинтересованного отношения группы к теме экскурсии, постоянно активизируя их внимание. Для активизации внимания группы экскурсовод должен умело и своевременно применить такие методические приемы, как прием заданий, прием вопросов, прием новизны, наконец, прием взаимодействия интересов.

Чтобы привлечь и удержать внимание экскурсантов, экскурсоводу следует знать социально-психологические особенности людей.

Информация, которую несет экскурсия, привлечет внимание экскурсантов, если она совпадает с их интересами и потребностями или обладает способностью пробудить в них новую потребность. Экскурсоводу нужно учитывать механизм взаимодействия людей в массе, который в психологии называется «психологической заразительностью». Если экскурсовода волнует то, о чем он говорит, если он сам воодушевлен этим, то экскурсанты воспринимают целеустремленность экскурсовода как свою собственную.

Эффективное восприятие содержания экскурсии возможно лишь при соблюдении строгой дисциплины всеми членами группы. В случае необходимости экскурсовод тактично должен сделать замечание по поводу разговоров, шума, смеха. При этом нужно одинаково избегать как высокомерия, так и заискивания перед людьми.

В речи экскурсовода недопустим и фамильярный, и нерешительный тон. Нельзя также подчеркивать зависимость во время экскурсии.

Итак, для квалифицированного экскурсовода необходимо не только владеть суммой знаний, умений и навыков по подготовке и проведению экскурсии, но и правильно и красиво говорить, быть тонким психологом и наблюдателем, умелым организатором и руководителем, наконец, следить за своим внешним видом.

3.2. Личность экскурсовода

Человек как гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Каждая личность имеет свои особенности. Таких особенностей три:

1. Устойчивость свойств личности.
2. Единство личности как единство определенных свойств и качеств.
3. Активность личности, которая находит отражение в многосторонней деятельности.

Моральные требования к личности - соблюдение общих принципов и норм поведения, следование определенным идеалам.

Основные черты личности: разумность - способность совершать разумные, осмысленные действия; ответственность - понимание результатов своих поступков; личное достоинство - поведение, связанное с охраной своих прав; индивидуальность - неповторимость, особенность личности; совокупность черт, отличающих данного человека от других.

Активная жизненная позиция - способ участия человека в деятельности общества. Жизненная позиция человека находит выражение в его отношении к обществу, труду, государственной и частной собственности, другим людям и к самому себе. При оценке степени активности жизненной позиции человека рассматривают не единичные факты, а совокупность всех возможных видов активности: общественной, трудовой, нравственной, идейно-познавательной.

Исследования социологов и повседневная практика показывают, что существуют различные уровни активности жизненной позиции людей: высокий, средний и низкий. Уровень активной позиции находится в зависимости от формирования взглядов личности, воспитания мировоззрения и убежденности, выработки профессиональных умений. Уровень активности жизненной позиции зависит от качества конкретной личности, ее стремлений и желаний, умения проводить ту или иную работу.

Воспитательный процесс направлен на становление внутреннего мира личности, формирования качеств, которые лежат в основе активности жизненной позиции: верность своему долгу, высокая ответственность за порученное дело, коллективизм, единство слова и дела.

Экскурсовод, в силу особенности своей профессии поставлен в условия, способствующие проявлению активной жизненной позиции. Его задача - наиболее полно использовать эти условия для своей повседневной деятельности.

В деятельности экскурсовода имеют место все три уровня жизненной позиции. Высокий уровень жизненной позиции характеризуется социальной активностью, творческой деятельностью, хорошей работой, чувством моральной ответственности. Средний или низкий уровень активности жизненной позиции работника не позволяет ему качественно вести экскурсионную работу. Вот как характеризуются эти уровни: жизненная позиция среднего уровня активности носит односторонний характер, не выходит за пределы нормативных заданий - "от" и "до". Жизненная позиция характерна низким уровнем активности, пассивностью, неопытностью личности, недостатком знаний, навыков, умений.

Кроме трех уровней активности жизненной позиции личности, существуют и другие: пассивная и негативная жизненная позиция. Пассивная жизненная позиция формируется на основе жизненных неудач и срывов в работе, нравственной неустойчивости. Негативная жизненная позиция характеризуется активностью в интересах не коллектива, а личности, карьеризмом, необъективной критикой, нарушением трудовой и производственной дисциплины, аморальным поведением.

Развитие задатков и способностей личности. Большую роль в формировании личности экскурсовода играют задатки.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга. Задатки составляют природную основу развития способностей человека.

Постоянное развитие задатков является одной из важных основ совершенствования профессионального мастерства экскурсовода. Задатки любого человека - память, наблюдательность, воображение, сообразительность при развитии их могут стать основой незаурядных способностей. Характерно, что на основе одних и тех же задатков в зависимости от вида избранной деятельности могут развиваться разные способности - учителя, лектора, экскурсовода. Следует иметь в виду, что у одного и того же человека могут быть развиты способности, которые характерны для нескольких сходных профессий. Например, каждый экскурсовод должен иметь способности методиста. Не случайно и обратное: большинство методистов экскурсионных учреждений являются хорошими экскурсоводами.

У экскурсовода под воздействием практической деятельности формируются специальные способности . Способности определяются как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами какой-либо деятельности.

Способности человека делятся на две группы: общие и специальные. Общие способности, необходимые для овладения всеми видами деятельности (умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание). Специальные способности являются основой для овладения навыками и умениями конкретной профессии, обеспечивают достижение высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности. Это особенности - музыкальные, литературные, художественные, математические, технические и др.

Все, что положительно характеризует экскурсовода (знания, умения, навыки), прежде всего основано на его способностях выполнять порученную ему работу. О чем бы не шла речь - о разработке новой темы, подготовке реферата, чтении лекции на курсах, прослушивании экскурсии на маршруте, подборе методических приемов - методист и руководитель методической секции исходят из того, сумеет ли данный экскурсовод качественно выполнить эту работу, т. е. принимают во внимание наличие у него определенных способностей, которые для этого необходимы. Важный участок работы экскурсовода - подготовка и проведение очередной экскурсии.

Подготовка экскурсии делится на три части:

1. Повторение индивидуального текста.
2. Припоминание требований методической разработки.
3. Восстановление в памяти маршрута.

Заканчивается подготовка самопроверкой, в ходе которой экскурсовод задает себе несколько контрольных вопросов: с чего начать рассказ у памятника? Как, например, будет звучать логический переход от подтемы "Театральная жизнь города" к подтеме "Спортом занимаются все"? Как наилучшим образом использовать зрительную реконструкцию при раскрытии подтемы "Город в дни фашистской оккупации"?

Независимо от того, насколько экскурсовод усвоил тему, он к ней готовится каждый раз. Успех подготовки зависит от способностей экскурсовода, т. е. индивидуальных особенностей личности - быстроты и организованности при выполнении всех необходимых операций. В понятие "подготовка" входит и психологическая подготовка - укрепление уверенности в своих силах, в том, что очередная экскурсия будет проведена на достаточно высоком уровне, что экскурсанты останутся довольными увиденным и услышанным.

Для экскурсовода так же, как и для педагога, характерны четыре вида способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные и аналитические.

Конструктивные способности находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также в умении обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших из другого города.

Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем методической секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий.

Аналитические способности служат основанием для самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными способностями.

Важную роль в развитии способностей экскурсовода играют учеба на курсах, работа в методических секциях, самостоятельные занятия около объектов, глубокое усвоение методики и техники проведения экскурсий.

Тенденциозность экскурсовода. Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является убежденность. При проведении экскурсии, изложении темы экскурсовод должен проявлять тенденциозность: четко и направленно формулировать мысли, правильно, с позиции науки раскрывать события и явления, проявлять настойчивость при их толковании. Тенденциозность экскурсовода - это четкая направленность в его взглядах и действиях, стремление довести свою точку зрения до экскурсантов и не только довести, но и убедить их в ее правильности. Он помогает экскурсантам увидеть то, что видит сам, настойчиво направляет их внимание на те стороны событий и явлений, которые должны быть отражены в их сознании. Важную роль в этом играет убежденность экскурсовода. Она основана на его знаниях, идейности и активности жизненной позиции. Его убежденность - это твердая вера в истинность сообщаемых знаний, уверенность в правильности их толкования и верности избранного им пути следования к цели.

Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Характер проводимой экскурсии, ее особенности зависят от темперамента экскурсовода, который проявляется в его поведении и характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. В зависимости от типа темперамента человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) его поведение характеризуется определенной глубиной эмоций: горячностью, вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители.

Проявление темперамента является результатом общей культуры человека, поведение которого может и должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Это важно во взаимоотношениях с экскурсантами при проведении экскурсии. Эмоции, возникающие у него под воздействием внешних и внутренних раздражителей, его плохое настроение (излишне приподнятое или подавленное), не должны оказывать влияние на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью экскурсоводческого мастерства.

Важное место в учебно-воспитательной работе методических секций, курсов повышения квалификации, в самостоятельной работе экскурсовода должны занять формирование необходимых качеств, преодоление тех черт характера, которые мешают правильно организовать работу с экскурсантами. Работу по совершенствованию профессионального мастерства экскурсоводов следует строить с учетом особенностей того или иного темперамента. Для экскурсовода-сангвиника, например, характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик при отсутствии должного контроля неуравновешен, вспыльчив, обидчив, тороплив в рассказе. Флегматик, наоборот, медлителен, мало общителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Меланхолик характеризуется замкнутостью, недостаточной активностью, вялостью движений.

Каждому экскурсоводу необходимо иметь ясное представление о типах темперамента, его проявлениях, о сущности и характере эмоций, источнике их рождения, роли их в формировании убежденности у экскурсантов. Понимание этого позволяет ему вызвать у своих слушателей эмоции, влияющие на эффективность восприятия экскурсионного материала. Подобно тому, как драматург и режиссер заботятся о том, чтобы зритель все время оставался захваченным развивающимся действием, так и организатор экскурсии должен всегда заботиться о том, чтобы у экскурсантов в течение всей экскурсии сохранялись интерес и эмоциональный подъем.

Эмоции и чувства экскурсовода должны носить объективный характер. Экскурсовод добивается, чтобы эмоции экскурсантов приобрели характер сопереживания, личной сопричастности к событиям, которые показываются и характеризуются в процессе раскрытия темы.

Наиболее высокий уровень восприятия экскурсионного материала достигается в тех случаях, когда сопереживание представляет собой нечто общее в эмоциях экскурсантов. Нередко экскурсовод встречается с тем, что в группе, неоднородной по своему составу, не у всех участников экскурсии будет одинаковая реакция на одно и то же сообщение. Так происходит потому, что возникающие эмоции зависят от индивидуальных особенностей людей, типа темперамента, их настроения, интереса к теме, мотивов, которые побудили их принять участие в экскурсии.

В зависимости от рассматриваемой темы экскурсоводу необходимо учитывать уровень общеобразовательной подготовки людей и их эстетическую развитость. Появлению эмоций у экскурсантов вредят излишнее пояснение материала и попытки упростить его. Облегчая мыслительную деятельность своих слушателей, экскурсовод теряет контакт с ними и тем самым губит тему. Упрощенный материал, избитые примеры, отсутствие новизны в сообщаемых знаниях, никаких эмоций не вызывают даже в тех случаях, когда экскурсовод старается своими личными эмоциями спасти дело.

Уровень проведения экскурсии, эффективность восприятия материала экскурсантами зависят от психического состояния личности, которое проявляется в повышении или понижении активности (внимание, эмоции, воля) и находится в прямой зависимости от конкретных условий жизни и труда, микроклимата в коллективе, состояния здоровья, атмосферных процессов (погода, давление и др.).

Различают несколько видов психического состояния личности - общее психическое состояние, эмоциональное состояние (настроение), интеллектуальное творческое состояние, волевое состояние (готовность к активным действиям). Для успеха экскурсии важно обеспечить необходимое психическое состояние личности экскурсовода. При обращении экскурсовода к аудитории равно недопустимы как состояние вялости, неуверенности, так и повышенная возбудимость, раздражительность, напряженность в голосе, мимике, жестах. Тон рассказа должен быть бодрым, убедительным, увлекающим.

Восприятие материалов на экскурсии основано на сочетании трех видов психических процессов: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмоциональных (переживания); волевых (усилия для сохранения внимания, работы памяти и др.). Эти психические процессы тесно связаны между собой и определяются свойствами личности, психическим состоянием ее, а также внешними воздействиями, которым она подвергается в данный момент.

Свойства личности являются главным регулятором психической деятельности человека. Эти свойства личности и психические процессы группируются по одинаковым признакам: интеллектуальные (наблюдательность, гибкость ума); эмоциональные (чуткость, нежность, страстность, эффективность); волевые (настойчивость, решительность, самообладание). Все эти свойства определенным образом сочетаются и на их основе формируется характер человека.

Экскурсовод не может быть снисходительным к самому себе, своей работе, взаимоотношениям с людьми, своему и их поведению. Он не должен прощать себе плохо проведенной экскурсии, любых отступлений от требований методики. Экскурсовод постоянно контролирует себя, свои действия. Например, в ходе проведения экскурсии он задает себе вопросы: "Так ли я это делаю? Хорошо ли показываю объект? Достаточно ли убедительно рассказываю о нем"? Закончив экскурсию и расставшись с группой, он подспудно спрашивает себя: "Получилось ли? Все ли требования к экскурсии были соблюдены"?

На курсах подготовки и повышения квалификации, в методических секциях и повседневной работе с экскурсоводами необходимо прививать им навыки самоконтроля, т. е. умение организовать самостоятельное регулирование своего поведения, его мотивов и побуждений.

Самоконтроль, будучи внутренней стороной деятельности личности, объединяет такие ступени в ее действиях, как самоанализ, самокритика и самоограничение в поведении. Уровень самоконтроля, постоянство и результативность его действия зависят от развития таких качеств личности, как мировоззрение, идейная убежденность, сознательность, культура.

Самооценка экскурсоводом достигнутых результатов представляет собой сопоставление своей деятельности и самого трудового процесса с определенными нормами, которые установлены инструкциями, положениями, методическими разработками и другими директивными документами. В основу самооценки экскурсоводом своей деятельности должно быть положено сравнение достигнутых им результатов с результатами других опытных работников. При этом важно избегать завышенной оценки результатов своей деятельности, так как такая оценка приводит к высокому самомнению и чванству, нетерпимому отношению к критике своих недостатков. У каждого экскурсовода необходимо укрепить чувство заинтересованности в выявлении своих недостатков в процессе подготовки и проведения экскурсий и мероприятий, включенных в индивидуальный план. Он должен не только видеть имеющиеся недостатки и ошибки в своей повседневной работе, но и выявлять и устранять их причины, способствовать тем самым совершенствованию своего индивидуального мастерства.

Становление личности экскурсовода. Формирование личности экскурсовода происходит на всем протяжении становления профессии экскурсовода. Процесс становления личности начинается задолго до поступления экскурсовода на работу в туристскую фирму, музей, на выставку. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности происходит на протяжении всей жизни человека: во время учебы в общеобразовательной школе, техникуме или вузе, в коллективе, где протекает его трудовая и общественная деятельность, в быту, на курсах подготовки экскурсоводов, в ходе взаимоотношений с экскурсантами.

Оптимизм экскурсовода. Обязательным качеством личности является оптимизм, жизнерадостность, бодрость, желание и умение видеть в окружающем хорошие, светлые стороны. Оптимизм экскурсовода находит выражение в доброжелательности, приветливости, доброй улыбке, внимании к людям, умении создать нужный микроклимат в коллективе экскурсантов, внести своим присутствием дух праздничности в аудиторию, исправить плохое настроение слушателей. Этому в немалой степени способствуют звучание рассказа (тон голоса экскурсовода), его убежденность в пользе сообщаемых знаний, владение чувством юмора, вера в успех проводимой экскурсии.

Моральное удовлетворение личности. Одним из качеств экскурсовода является умение получать моральное удовлетворение при выполнении своих служебных обязанностей. Он должен работать так, чтобы выполняемое дело было источником радости, чтобы каждая вновь подготовленная тема, реферат, лекция, проведенная экскурсия доставляли моральное удовлетворение. Подводя итоги проделанной работы, он смотрит на себя как бы со стороны и критически оценивает качество сделанного. Эти короткие мгновения "довольства" собой вселяют в человека уверенность в своих силах, наталкивают на новые мысли, способствуют развитию творческих начал в его деятельности. В тех случаях, когда оценив свою деятельность в данный момент, экскурсовод не испытывает морального удовлетворения, видит упущения, недосказанность при характеристике объекта, вспоминает забытые детали в показе памятника, он делает важные для себя выводы и совершенствует свою последующую деятельность.

Индивидуальность экскурсовода. Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, отличающие его от других людей (речь, стиль изложения материала, жесты, мимика). Слушая рассказ экскурсовода на маршруте, можно уловить, что он по-своему излагает те или иные детали, примеры, использует другие поговорки, вносит определенную специфику в использование жестов и улыбки. Могут быть и другие отличия. Один экскурсовод любит ссылаться на мемуары, другой - читает на экскурсии стихи, третий - зачитывает документы, четвертый - умело использует паузы. У экскурсоводов, имеющих большой стаж работы, вырабатывается своя индивидуальная манера ведения экскурсий. Она состоит в том, что каждый из них имеет свои излюбленные приемы, которыми владеет в совершенстве и с удовольствием их использует как отдельно, так и в сочетании с другими приемами.

Индивидуальность экскурсовода характеризуется номенклатурой методических приемов, которыми он владеет. Эта номенклатура не у всех одинакова. Одни используют на практике все или почти все известные приемы, другие ограничиваются двумя-тремя наиболее популярными приемами, третьи - начинающие, а также экскурсоводы, плохо владеющие профессиональным мастерством, в экскурсиях приемов не используют, что снижает качество проводимых экскурсий.

Авторитет экскурсовода - этот вопрос имеет прямое отношение к проблеме личности. Авторитет экскурсовода основан на его знаниях, умениях, навыках, нравственных достоинствах, практическом опыте. Этот авторитет представляет собой совокупность нескольких сторон:

а) авторитет положения, который определяется тем, что экскурсовод является руководителем экскурсии, возглавляет группу экскурсантов и руководит их деятельностью;
б) авторитет его знаний. В подавляющем большинстве случаев он знает тему экскурсии более глубоко, чем любой из ее участников. И это укрепляет его авторитет;
в) авторитет умения. Его создает опыт экскурсовода в проведении экскурсий (навыки в использовании методики и техники их ведения);
г) одна из важных основ авторитета экскурсовода - культура речи и внеречевые средства воздействия;
д) взаимоотношения с экскурсантами, умение создать нужный микроклимат в группе. Основа авторитета экскурсовода в этом плане - высокая культура поведения и речи.

Выводы

Рассмотрение вопросов, связанных с экскурсоводом как с личностью, занимает большое место в экскурсоведении. Это особенно важно потому, что в деятельности некоторых экскурсионных учреждений экскурсовод не рассматривается как личность творческая, инициативная, оригинальная по характеру своей деятельности и совокупности особенностей, характеризующих эту личность. Поэтому, практицизм, господствующий во взаимоотношениях между руководителями экскурсионных учреждений и экскурсоводами, методическими службами и экскурсоводами наносит существенный вред экскурсионному делу. Недооценка подхода к экскурсоводу как центральной фигуре экскурсионного дела оказывает воздействие на подбор кадров этой категории. Именно поэтому на экскурсионных маршрутах появляются экскурсоводы, не имеющие свойств и качеств, необходимых для этой профессии. У них отсутствуют те личностные особенности, которые отличают опытных экскурсоводов.

Контрольные вопросы

1. Гармоническое развитие и особенности личности.
2. Становление личности экскурсовода.
3. Основные черты личности.
4. Жизненная позиция личности.
5. Развитие задатков и способностей личности.
6. Темперамент экскурсовода.
7. Эмоции и чувства экскурсовода и экскурсантов.
8. Индивидуальность экскурсовода, ее проявление.
9. Авторитет экскурсовода как совокупность нескольких сторон.

Экскурсоводы - это люди, проводящие экскурсии для туристов и местного населения. Их достойно оплачиваемый труд, наполненный интересными моментами, лишен монотонности и однообразности. Профессией экскурсовод, описание которой будет представлено вашему вниманию в этой статье, может в совершенстве овладеть лишь тот, кто обладает глубокими познаниями в сфере искусства, истории и географии.

Трудовые обязанности

Основные трудовые обязанности экскурсоводов заключаются в следующем:

  • Сопровождение туристов и предоставление им информативных сведений об истории каких-либо достопримечательностей.
  • Поиск и углубленное изучение исторических сведений.
  • Разработка программ и выбор маршрутов экскурсий.
  • Координация действий туристов во время чрезвычайных ситуаций.
  • Заполнение необходимой документации.
  • Выполнение работы переводчика.
  • Контроль за действиями участников экскурсии вплоть до ее завершения.

Представители профессии экскурсовод также знакомят туристов с правилами по технике безопасности и владеют навыками оказания первой медицинской помощи. Они обязаны дать ответ на любые вопросы участников экскурсии, не затрагивающие личные темы.

Требования к соискателям

Люди, решившие связать свою жизнь с данной профессией, должны обладать целым набором необходимых для этого деловых навыков и умений.

  • Они должны владеть одним или несколькими иностранными языками.
  • Иметь высшее образование гуманитарной направленности и соответствующую аккредитацию
  • Быстро находить общий язык с людьми, отличаться коммуникабельностью
  • Хорошо знать тему выбранной экскурсии.
  • Владеть знаниями из области культурологии, краеведения, этнографии и других наук.

Особые требования к речи

Представителям профессии экскурсовод просто необходимо обладать талантом грамотно изъясняться и четко формулировать свои мысли, ведь без владения искусством речи им бывает невозможно на должном уровне выполнить свою работу. Речь людей, проводящих различные экскурсии, должна соответствовать определенным требованиям, коими являются:

  • Правильность. Экскурсовод должен знать правила произношения, постановки ударений, стилистики, употребления слов и их образования.
  • Понятность. Ему необходимо доступно и понятно излагать своими мысли, не прибегать к терминам и словам, усложняющим информацию.
  • Точность передачи информации. При проведении экскурсии следует не употреблять слова, утратившие свою семантическую ценность.
  • Выразительность. Представителю профессии экскурсовод, чтобы вызвать повышенный интерес у туристов, нужно прибегать к помощи эпитетов, иносказаний и метафор.
  • Чистота (нельзя использовать слова, противоречащие литературному языку).

Экскурсоводы также должны обратить внимание на лаконичность своего выступления. Применение лишних слов и фраз может существенно понизить внимание аудитории.

Необходимые личные качества

По мнению многих теоретиков экскурсионного дела, экскурсовод должен обладать следующими личностными качествами и характеристиками.

  • Прекрасным воображением и умением мыслить образами. Хороший профессионал в состоянии так описать не находящийся рядом объект, что туристы начинают наяву представлять его в своем воображении.
  • Тенденциозностью. Экскурсоводы, следуя намеченному плану, способны искусно довести свою точку зрения до слушателей.
  • Умением моментально подыскивать нужные слова и находить выход из нестандартных ситуаций.
  • Желанием постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.
  • Хорошей работоспособностью, физической и речевой выносливостью.
  • Артистизмом и отменной памятью.
  • Чувством юмора и другими.

Характерные особенности микроклимата проводимой экскурсии нередко имеют прямую взаимосвязь с темпераментом представителей профессии гид-экскурсовод.

  • Сангвиники отличаются быстрой речью, перепадами настроения, мгновенной реакцией на поступки туристов.
  • Вспыльчивые и неуравновешенные холерики - торопливым изложением материала.
  • Нерасторопные флегматики - однообразной мимикой.
  • Устойчивые меланхолики - перепадами в эмоциональном состоянии.

Однако эмоции, присущие тому или иному темпераменту, в состоянии всегда держать под контролем.

Профессия экскурсовод: где учиться

Бывают случаи, когда экскурсоводами начинают самостоятельно работать люди, окончившие обычную среднюю школу либо специальные курсы. Однако наблюдаются они обычно в небольших населенных пунктах, в которых квалификации представителя данной профессии не придают особого значения.

Если же вы желаете стать профессионалом и получать за свой труд достойное вознаграждение, то следует пройти следующие этапы обучения.

  1. Необходимо окончить соответствующий вуз (академию или институт международного туризма) и получить высшее гуманитарное образование. Параллельно следует заниматься изучением иностранных языков.
  2. Имея диплом на руках, можно отправиться на специальные курсы повышения квалификации, функционирующие при музеях и вузах.
  3. Успешно сданный экзамен на профпригодность и получение лицензии являются заключительными этапами обучения новоиспеченного экскурсовода.

Преимущества профессии

Плюсы профессии экскурсовод, которых в ней немало, заключаются в следующем:

  • Представители данной профессии могут самостоятельно планировать маршруты экскурсий и корректировать экскурсионные программы. Их работа напрочь лишена рутины и скуки.
  • Они постоянно знакомятся и общаются с новыми людьми.
  • Имеют возможность путешествовать и осуществлять свою трудовую деятельность на свежем воздухе.
  • Постоянно совершенствуют знание иностранных языков.
  • Экскурсоводы работают по свободному графику и получают достойное вознаграждение за свой труд.
  • У представителей данной профессии есть шанс открыть свой туристический бизнес.

Минусы профессии

Профессия экскурсовод имеет также свои недостатки, которыми принято считать:

  1. Долгое пребывание на ногах.
  2. Необходимость осуществлять свою трудовую деятельность при любых погодных условиях.
  3. Перекусы на "бегу" (очень часто экскурсоводы свое обеденное время вынуждены тратить на решение организационных вопросов).
  4. Ответственность за туристов.
  5. Высокая конкуренция.
  6. Снижение заработка в осеннее и зимнее время.

Престиж профессии экскурсовода напрямую взаимосвязан с профессиональным уровнем ее представителей. Однако его моральная составляющая не распространяется автоматически на каждого экскурсовода. Престиж личности любой представитель данной профессии завоевывает и постоянно подтверждает своей профессиональной деятельностью. Высшей точкой в карьере экскурсовода принято считать открытие собственного экскурсионного бюро или иного бизнеса в сфере туризма.

Похожие публикации