Как формируются списки присяжных заседателей. Как я была присяжным заседателем

Ничего не подозревая вы открываете почтовый ящик и вам в руки падает бумажка: вы включены в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели. Это значит, что в любой момент в течение следующих четырех лет вас могут вызвать в суд для рассмотрения уголовного дела. Что это такое и зачем оно нужно?

Материалы по теме:

Присяжные заседатели - это судьи-непрофессионалы, участвующие в судебном рассмотрении уголовного дела наравне с профессиональным судьей. присяжных назначается по ходатайству обвиняемого на процессах по тяжким и особо тяжким уголовным преступлениям.

Именно присяжные принимают решение о виновности или невиновности подсудимого. На основании этого решения судья и выносит приговор по делу. Если вердикт присяжных - «невиновен», судья выносит оправдательный приговор, даже если не согласен с вердиктом присяжных. Оправдательный приговор суда присяжных может отменить только Верховный суд.

Смысл суда присяжных - в противостоянии коррупции судебной системы. Ведь судью могут «прикормить» , на него может надавить вышестоящее начальство и так далее. Повлиять такими способами на мнение 12 случайно отобранных присяжных гораздо сложнее.

Как составляются списки

Раз в четыре года в каждом субъекте Российской Федерации составляются общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели. В Москве предварительные списки составляются в префектурах административных округов. Делается это путём случайной выборки - специальная компьютерная программа в произвольном порядке отбирает установленное число граждан из списка округа.

После составления предварительного списка префектура извещает об этом население. В

течение двух недель после этого , включенные в список, имеют право обращаться в префектуру с заявлением о самоотводе. Основаниями для самоотвода могут служить следующие причины:

  • возраст моложе 25 лет и старше 65;
  • неснятая или непогашенная судимость;
  • пребывание под следствием;
  • недееспособность, признанная в судебном порядке;
  • ограниченная в судебном порядке дееспособность;
  • алкоголизм, наркомания, токсикомания - для тех, кто состоит на учете в наркодиспансере;
  • хронические и затяжные психические расстройства - для тех, кто состоит на учете у психиатра;
  • незнание или недостаточное знание языка, на котором ведется судопроизводство;
  • неспособность исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденная медицинскими документами;
  • работа на государственных или выборных должностях в органах местного самоуправления;
  • уход за ребенком до трех лет.
  • религиозные убеждения, которые делают невозможным участие в осуществлении правосудия.

Также присяжными не могут быть священнослужители, военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, имеющие специальное звание сотрудники органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы , таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также имеющие лицензию частные детективы. А также лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может повлечь существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, пилоты авиалиний и т.п.).

После уточнения списков префектуры передают их в правительство Москвы. На основании этих списков составляется единые общий и запасной список присяжных заседателей столицы, который подписывается мэром города и скрепляется печатью. После этого списки передаются в , которые по мере необходимости будут вызывать кандидатов на процессы.

Как отбирают присяжных

После того, как судья назначил подготовительное заседание по делу, которое будет рассматриваться с участием присяжных, начинается их отбор для участия в процессе.

Первичный отбор присяжных на процесс происходит путем случайной выборки из общего списка кандидатов. Секретарь судебного заседания или помощник судьи проверяет, нет ли у отобранных кандидатов обстоятельств, препятствующих их участию в процессе в качестве присяжного.

После проверки всем включенным в предварительный список высылается повестка с указанием даты и времени прибытия в суд. Повестка высылается не позже, чем за 7 суток до подготовительного заседания.

На этом заседании происходит формирование коллегии присяжных. В этом принимают участие все участники процесса: судья, обвинитель и подсудимый. Стороны могут заявлять отводы: как мотивированные — например, если кандидат скрыл, что работал судьей, так и немотивированные — если кандидат не понравился стороне. Количество немотивированных отводов ограничено: по 2 кандидата каждой стороне.

В это же время и сами кандидаты могут заявить мотивированный самоотвод. Кроме указанных выше причин, для такого самоотвода есть еще две:

  • если в течение года кандидат уже был присяжным;
  • если кандидат имеет обоснованные сомнения в своей объективности по данному конкретному делу.

После того, как сформирована коллегия из 12 присяжных и минимум двух запасных, начинается процесс. Принимать в нем участие присяжный обязан от начала до конца.

Проблемы, с которым вы можете столкнуться, если вас выбрали присяжным

1. . Разумеется, по закону работодатель обязан вас отпустить на все время процесса. По месту его основной работы сохраняются все гарантии и льготы. присяжного заседателя или перевести его на нижеоплачиваемую работу по инициативе работодателя во время исполнения обязанностей в суде запрещено статьей 11 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ». Однако на практике - сами понимаете. Если процесс длится три дня - начальство поскрипит зубами и отпустит. А если три месяца? Или год? А ведь такие случаи по особо тяжким уголовным преступлениям - не редкость.

Если работника больше некем заменить, руководитель предприятия может обратиться в суд с заявлением об освобождении этого работника от почетной обязанности присяжного. Как правило, суды в таких случаях идут навстречу.

Конечно, за откровенное нарушение закона работодателю грозит штраф, а в случае увольнения суд однозначно восстановит вас на работе. Но штраф этот - от 500 до 1000 рублей (Статья 17.5. КоАП РФ). А как комфортно вам будет работаться на старом месте после восстановления по суду - можно заранее представить. Кроме того, всем хорошо известны способы «уйти человека по собственному желанию».

2. . Законом предусмотрено вознаграждение за исполнение этой обязанности за счет средств федерального бюджета присяжному выплачивается «компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период ». Кроме того, присяжным компенсируют стоимость дороги до суда и обратно. Это выгодно тем, у кого совсем маленькая зарплата: должностной оклад судьи в Москве - чуть больше 20000, соответственно, если ваша зарплата меньше 10000, то за дни, проведенные в суде, вы получите больше, чем на работе. А вот если вы получаете львиную долю зарплаты в конверте, или в виде премии - вы окажетесь в большом минусе. Который никто не компенсирует.

3. Безопасность. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные законами РФ. Уголовный кодекс предусматривает особую ответственность за посягательство на присяжных. Для охраны присяжных могут быть приняты такие же меры, как и для защиты судей. В теории. На практике в нашей стране механизм не отработан. Так что, вынеся обвинительный вердикт суровому дяде с не менее суровыми родственниками, вы можете стать объектом их мести. Конечно, это случается не каждый день, но по крайней мере один прецедент гибели присяжного заседателя существует. Женщину, входившую в составе коллегии, вынесшей обвинительный приговор членам некой преступной группировки, вскоре сбила машина, скрывшаяся с места преступления.

4. Моральный аспект. Вы готовы решать судьбу человека? Вы сможете сделать это беспристрастно? Вы уверены, что, вынося решение, будете опираться исключительно на доказательства, исследованные на судебном заседании, а не на субъективное восприятие преступника или потерпевшего? В качестве примера для размышления можно привести исследование психологов, согласно которому красивым людям выносится на 10-15% больше оправдательных вердиктов, чем физически непривлекательным. Быть присяжным - очень большая ответственность. Наверное, каждый, оказавшийся в коллегии присяжных, хоть раз да задумался: а что чувствовали люди, вынесшие обвинительный вердикт, когда спустя лет пять всплывали новые факты и выяснялось, что преступление совершил совсем не тот человек, который с их помощью сел в тюрьму. Видимо, именно поэтому суды присяжных выносят ощутимо больше оправдательных приговоров, чем обычные суды.

Как отказаться от роли присяжного

1. Написать заявление о самоотводе, пока списки рассматриваются в префектуре. Если нет реальной причины - запаситесь медицинской справкой или сошлитесь на религиозные убеждения - их трудно проверить. Можно заручиться поддержкой работодателя - особенно если вы работаете в социально значимой сфере. Например, учитель может принести заявление от директора о том, что его не кем заменить - нельзя же оставить детей без уроков. Решение по вашему заявлению должны принять в пятидневный срок. Обжаловать его можно в суде в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

2. Далеко не всем приходят письма о включении в список кандидатов. Иногда они по разным причинам теряются, и вы сталкиваетесь сразу с повесткой в суд. Если не хотите идти - берите . Если такой возможности нет, подумайте о самоотводе. В ход могут пойти все те же религиозные убеждения.

3. Обязательно заявите о самоотводе, если вы не уверены в своей объективности. Это уже не «откос», это ваша прямая обязанность!!! Например, усомниться в себе нужно, если:

  • Вы знакомы хоть с кем-то из участников процесса: судьей, секретарем суда, подсудимым, адвокатом, потерпевшим, прокурором, следователем, который вел дело, и полицейскими, которые принимали участие в его расследовании. А также с их близкими друзьями или родственниками.
  • Если вы знаете об обстоятельствах дела из непроцессуальных источников: например, случайно услышали бурное обсуждение этого дела заинтересованными сторонами. Или даже бабушками у подъезда.
  • Если вы или кто-то из ваших близких в свое время стали жертвой аналогичного преступления. Согласитесь, сложно быть объективным, когда в памяти регулярно всплывают собственные негативные переживания.

Самоотвод заявляется в письменной форме. Если сведения, которые содержаться в заявлении, носят слишком личный характер, судья примет решение, не оглашая его причин.

4. И, наконец, последний способ «откосить» от почетной обязанности: просто не прийти в суд. Хотя участие в судебном процессе в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом, наказание за его неисполнение пока не предусмотрено. Точнее предусмотрено только для тех, кто уже отобран в присяжные и принес соответствующую клятву. Им за неявку грозит штраф до 25 МРОТ. А вот кандидаты в присяжные пока еще ничем не рискуют.

Как стать присяжным

Кто-то же должен это делать! Тем более, что суд присяжных иногда является единственным шансом невиновного человека в борьбе с бездушной, хорошо отлаженной системой. Если вы чувствуете в себе силы для участия в процессе, у вас есть время и желание - нужно лишь прийти в префектуру и написать соответствующее заявление. И тогда вас обязательно включат в список кандидатов на следующий четырехлетний период.

1. Председатели верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, вносят в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представления о необходимом для работы соответствующих судов числе кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и уведомляет исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований о числе граждан, подлежащих включению в указанные списки от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования число включенных в них граждан не должно превышать 10 процентов установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации числа граждан, подлежащих включению в указанные списки. Составленные списки представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. При недостаточной для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели численности населения в муниципальных образованиях, на территории которых распространяется юрисдикция районного суда, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области или автономного округа вправе своим распоряжением образовывать округа из нескольких муниципальных образований.

4. Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

5. О составлении списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, в течение двух недель предоставляет гражданам возможность ознакомиться с ними и рассматривает поступающие от граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

6. Уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, - списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов.

8. В запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляются печатью.

10. Список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

11. Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

12. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в пятидневный срок рассматривает поступившие в соответствии с частью 11 настоящей статьи письменные заявления и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

13. Изменения и дополнения, внесенные исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, публикуются в средствах массовой информации муниципального образования. На основании внесенных в указанные списки изменений и дополнений высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вносит соответствующие изменения и дополнения в списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

14. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

15. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

C 1 июня 2018 года в городских и районных судах по всей России, в том числе в Ревдинском городском суде, начал действовать суд присяжных. В список присяжных заседателей Ревды попали 1520 человек. Они могут ожидать приглашения в суд для исполнения правосудия в качестве присяжного. Какие преступления подсудны присяжным? Можно ли отказаться от этой гражданской обязанности? Как формируются списки присяжных и коллегии в процесс? Разбираемся вместе с председателем Ревдинского городского суда Андреем Дунаевым.

Андрей Дунаев - первоуралец. Он председателем Ревдинского городского суда в 2014 году. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Кто такие присяжные заседатели и зачем нужны?

Присяжные заседатели - это обычные люди, жители Ревды, которые участвуют в рассмотрении уголовного дела наряду с судьей. Так как они неспециалисты и привлекаются к рассмотрению только одного конкретного преступления, не заинтересованы в деле, то их решение зависит только от убедительности доводов сторон в процессе. Кроме того, чем больше людей участвует в принятии решения, тем труднее оказать на них давление: то есть мнение суда присяжных более объективно и независимо, чем одного судьи.

Какие дела может рассматривать суд присяжных?

На уровне городского, районного суда с участием присяжных могут быть рассмотрены уголовные дела по преступлениям, предусмотренным частью 1 статьи 105 «Убийство» и частью 4 статьи 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего» УК РФ. Эти преступления наиболее опасны для государства и общества. Возможно, в будущем законодатель расширит перечень дел, подсудных присяжным. Если подсудимый обвиняется, кроме убийства или причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, и в других преступлениях, то уголовное дело целиком могут рассматривать присяжные заседатели, не по одному эпизоду, а по всем. Ведь обстоятельства оцениваются в совокупности.

Я хочу быть присяжным. Куда обратиться?

По федеральному законодательству, каждые четыре года администрации городского округа Ревда и городского округа Дегтярск составляют списки кандидатов в присяжные: основной и запасной (на случай болезни присяжного заседателя либо при невозможности явки присяжного заседателя в суд для участия в процессе). Так как дела должны рассматриваться в кратчайшие сроки, в основном списке присяжных заседателей Ревды 1520 человек. Формируются эти списки путем случайной выборки из существующих списков избирателей, зарегистрированных в районе (на основе данных государственной автоматизированной системы «ГАС-выборы»).

Затем эти списки направляются в суд (не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий предыдущих присяжных заседателей), из них исключаются граждане, которые не могут участвовать в судебном заседании в качестве присяжных заседателей. Таким образом, по собственному желанию стать присяжным заседателем невозможно. Присяжным заседателем может быть только лицо, включенное в указанный список.

  • Не знаете, попали ли вы в список присяжных заседателей? Ищите свое имя .

Кто может стать присяжным заседателем?

Стать присяжным заседателем может любой гражданин России в возрасте от 25 до 64 лет включительно, дееспособный и несудимый (или судимость погашена или снята). Он должен отвечать и другим требованиям, в частности, владеть русским языком и быть готов к этой работе физически: у него не должно быть проблем со слухом, зрением и так далее, которые могут ему помешать полноценно участвовать в процессе.

Кто не может стать присяжным заседателем?

Присяжным заседателям не могут быть люди:

  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере (в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств);
  • подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные;
  • профессиональные юристы (так как все присяжные должны быть равны в своей квалификации), а также чиновники, депутаты и священнослужители, военнослужащие или уволенные с военной службы по контракту из ФСБ, государственной охраны или органов внешней разведки, в течение пяти лет со дня увольнения.

Я в списке. Но не подхожу

Если человек не отвечает всем этим требованиям, но оказался в списке присяжных, он может (и должен) обратиться в администрацию с заявлением об исключении из списка. Впрочем, если не обратится сам, его все равно исключат при проверке (наказывать за это не будут).

А вот если вскроется, что кто-то из участвовавших в суде присяжных заседателей не мог быть присяжным, однако скрыл это, решение суда будет отменено, и в этом случае дело подлежит новому рассмотрению, с участием других присяжных заседателей.

Я отвечаю всем требованиям. Но не хочу

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей - гражданский долг, как исполнение воинской обязанности и участие в выборах. Вам решать - исполнять его или уклониться. Когда вас вызовут в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя, вы вправе указать на причины, которые препятствуют этому, или заявить самоотвод. Например, председательствующий судья может освободить от исполнения обязанностей присяжных заседателей родственника подсудимого, женщину, ребенку которой не исполнилось трех лет (по ее желанию, конечно), или работника, без нахождения которого на рабочем месте могут пострадать общественные или государственные интересы. Также уважительной причиной для самоотвода считаются религиозные убеждения.

Как назначается суд с участием присяжных заседателей?

При передаче дела в суд подсудимый может подать ходатайство о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей. Председательствующий в процессе - судья, который рассматривает это дело - обязан рассмотреть и удовлетворить данное ходатайство и сформировать коллегию присяжных.

Кто отбирает присяжных заседателей на процесс?

На каждый суд набирается отдельная коллегия присяжных заседателей. В городских судах участвует шесть присяжных заседателей, плюс два запасных. Итого на процесс в Ревде необходимо выбрать восемь присяжных. Их выбирают в суде из списков все так же случайной выборкой. Каждого кандидата проверяют, вызывают в суд, уточняют возможность его участия в процессе. Кроме вышеперечисленных общих условий, присяжному нельзя быть близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу. Также присяжный заседатель (кандидат в присяжные заседатели) не может участвовать в производстве по уголовному делу, если есть основание полагать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уголовного дела.

Кроме того, обвинитель и подсудимый могут попросить (даже немотивированно) об отводе одного или нескольких кандидатов из предварительного списка. И их должны исключить.

Присяжные выбирают старшину коллегии и перед началом слушания принимают присягу, в которой торжественно клянутся исполнять свои обязанности «честно и беспристрастно». Если кто-то из присяжных заболевает во время слушания дела или по иным уважительным причинам не может присутствовать на заседании, или его отстраняют (по инициативе судьи или по ходатайству сторон), то его заменяют запасным заседателем, которые тоже присутствуют на судебных заседаниях.

Сколько работают присяжные?

Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжного заседателя один раз в год, на десять рабочих дней. А если не уложились в этот срок, то на все время судебного процесса. Человек не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза в год. Это та же работа: за неявку без уважительной причины накажут.

А если меня не отпускают с работы?

Должны отпустить - ведь вас вызвало государство. Если руководитель не хочет отпускать присяжного на сессию суда, то его действия могут быть расценены как воспрепятствование присяжному заседателю в исполнении его обязанностей. За это предусмотрена ответственность. Вы вправе обратиться в прокуратуру, прокуратура проведет проверку, к вашему руководителю будут приняты меры.

Присяжные во время судебного заседания пользуются гарантиями независимости и неприкосновенности судей.

А за это платят?

На работе присяжному предоставляют неоплачиваемый отпуск. Но присяжным заседателям выплачивается из федерального бюджета компенсационное вознаграждение - половина должностного оклада судьи этого суда за каждый день участия в процессе, но не менее среднего заработка присяжного по месту его основной работы за такой период (он предоставляет справку о среднем заработке). В среднем, в Ревде, это около 700 рублей в сутки. Если зарплата у присяжного больше, то вознаграждение увеличивают до его зарплаты. Также присяжным компенсируют «затраты, связанные с явкой в суд»: например, билеты.

Что решают присяжные заседатели?

Вопросы, на которые должны ответить присяжные заседатели после судебного разбирательства: доказано ли, что деяние имело место, доказано ли, что это деяние совершил подсудимый, виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. То есть «вопросы факта».

В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. А уже судья определяет, какое наказание следует назначить преступнику, если присяжные признают его виновным. Для вынесения вердикта коллегии присяжных дается три часа в совещательной комнате. Как говорит закон, «присяжным надо стремиться к принятию единодушных решений». Если за три часа достигнуть единодушия не удалось, то решение принимается большинством голосов. Если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ: что означает «оправдать».

А если вердикт суда присяжных «невиновен»?

Тогда председательствующий в процессе судья объявляет подсудимого оправданным и его немедленно освобождают из-под стражи. Процесс окончен, господа присяжные заседатели.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент с опечаткой мышкой и нажмите Ctrl+Enter .

    СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

    М.Т. ТАЩИЛИН, Т.В. КОСТЫЛЕВА

    Статус присяжного заседателя, закрепленный в п. 30 ст. 5 УПК РФ, как лица, привлеченного в установленном уголовно-процессуальным законом порядке для участия в судебном заседании, явно принижен и не отвечает его сути. С данным определением статуса присяжного заседателя трудно согласиться. Присяжные заседатели являются не просто участниками судебного разбирательства уголовного дела, а его основной составляющей. Именно к ним обращено внимание всех участников судопроизводства, на них ориентируются стороны при исследовании представленных доказательств, к ним обращается с напутственным словом председательствующий судья.
    Присяжный заседатель в составе коллегии равных в значительной степени определяет результаты рассмотрения уголовного дела и параметры судейского усмотрения в назначении уголовного наказания. Конституция Российской Федерации (ч. 5 ст. 32) видит в присяжном заседателе не лицо, привлеченное для участия в судебном заседании, а гражданина, участвующего в отправлении правосудия.

    Предлагаем п. 30 ст. 5 УПК РФ изложить в следующей редакции: "Присяжный заседатель - это лицо, в установленном законом порядке и под присягой участвующее в отправлении правосудия", чем заметно повышается и закрепляется статус присяжного заседателя как одного из основных участников уголовного судопроизводства.

    Общеизвестно, что качественный состав судей и присяжных заседателей является залогом справедливого разрешения уголовного дела. Однако если в отношении судей существует серьезный отбор их кандидатов и допуск к отправлению правосудия, то действующий порядок отбора присяжных заседателей не только неудачен, но изначально обрекает суд, как правило, на некачественное разрешение уголовного дела.

    Проблемы начинают возникать с момента составления списков кандидатов в присяжные заседатели (далее - списков). Они составляются на основе банка персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", сформированного на основе возрастных, социальных, статусных и иных особенностей, определенных пассивным избирательным правом граждан Российской Федерации, и совершенно не учитывает законодательного запрета на участие некоторых избирателей в отправлении правосудия.
    Кроме этого, граждане при составлении списков кандидатов в присяжные заседатели участия не принимают, а чиновники районных (городских) органов муниципальной власти, на которых возложена обязанность по составлению списков, ответственности за итоги своей работы не несут.
    В результате списки составляются настолько случайно, что они включают в себя значительное количество граждан, умерших, осужденных, не проживающих на соответствующей территории, а также не подлежащих включению в списки в соответствии с требованиями закона. Реально в списках, направленных в суды, остается менее половины граждан, которые в принципе могут принимать участие в отправлении правосудия.
    Если учесть высокий уровень латентной преступности и большой удельный вес граждан, привлекаемых к административной ответственности, то следует задуматься, кому мы поручаем вершить справедливое правосудие в качестве присяжных заседателей и можем ли мы (а, может быть, вправе ли) ожидать от них справедливого разрешения уголовного дела.

    Предлагаем принять новый федеральный закон "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", которым принципиально изменить существующий порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
    В новом законе следует предусмотреть то, что списки должны составляться и утверждаться комиссией, созданной законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
    Практическое формирование списков проводит муниципальная комиссия, которая должна быть наделена полномочиями по реальной проверке данных о личности граждан, подлежащих внесению в списки кандидатов в присяжные заседатели, включать в состав одного из руководителей муниципального органа власти, психологов, представителей правоохранительных органов, общественных и партийных организаций и т.п.
    На первом этапе муниципальная комиссия на основе информационных ресурсов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" должна сформировать предварительный список граждан, которые по закону могут быть присяжными заседателями, и тем самым сформировать банк данных ГАС РФ "Правосудие". При этом в список не должны включаться граждане, которые по закону не могут осуществлять правосудие в качестве присяжного заседателя.
    Такой круг лиц должен быть четко определен законом. В список не могут включаться лица:
    1) не имеющие гражданства Российской Федерации;
    2) не достигшие 25-летнего возраста или достигшие возраста 70 лет;
    3) являющиеся инвалидами второй или первой группы;
    4) имеющие не снятую или не погашенную судимость;
    5) признанные судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;
    6) состоящие на учете за незаконное употребление наркотических средств и психотропных веществ;
    7) являющиеся священнослужителями;
    8) работающие судьями, прокурорами, следователями, дознавателями, адвокатами, нотариусами, судебными приставами, частными детективами, имеющие специальные звания сотрудников Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов внешней разведки, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также по истечении пяти лет после прекращения профессиональной деятельности;
    9) занимающие государственные или выборные должности в органах местного самоуправления.
    На основе предварительного списка муниципальная комиссия направляет предложения в трудовые коллективы, партийные и иные общественные организации и объединения, по месту жительства граждан провести на альтернативной основе избрание на своих собраниях кандидата в присяжные заседатели.
    На собраниях по выборам кандидата в присяжные заседатели из числа лиц, включенных в ГАС "Правосудие", коллектив на альтернативной основе избирает кандидата в присяжные заседатели в муниципальный список. При этом собрание исключает из списка лиц: имеющих заранее сформировавшееся предубеждение о деятельности правоохранительных органов; обвиняемых и подозреваемых; не владеющих или недостаточно владеющих языком, на котором ведется судопроизводство; для которых исполнение обязанностей присяжного заседателя сопряжено с крайними финансовыми трудностями; с психическими и физическими недостатками, подтвержденными медицинским заключением, затрудняющими качественное участие в отправлении правосудия (глухота, слепота и т.п.); с невозможностью замены по основному месту работы: врачей, учителей, пожарных, осуществляющих уход за престарелыми и больными, родителей, имеющих детей дошкольного возраста; состоявших друг с другом в родстве и т.п.

    Законом необходимо предусмотреть, чтобы избранный кандидат в присяжные заседатели приносил присягу коллективу о добросовестном исполнении обязанностей присяжного заседателя и был подотчетен ему.
    Протокол избрания кандидата в присяжные заседатели должен направляться в муниципальную комиссию, которая формирует муниципальный список и направляет его созданной комиссии органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
    Окончательный список кандидатов в присяжные заседатели составляется комиссией органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основе муниципальных списков, при этом количественный состав кандидатов в присяжные заседатели, составляющий общий и запасной списки, должен соответствовать решению высшего органа судебной власти субъекта Российской Федерации.
    Списки кандидатов в присяжные заседатели должны публиковаться в ГАС "Правосудие" без указания сведений о месте жительства и контактного телефона, а в суд направляются списки, содержащие дополнительные сведения о месте жительства и работы, контактных телефонах и адресе электронной почты.
    Предложенный порядок составления общего и запасного списков, ранее известный нашим гражданам, гарантирует более качественное отправление правосудия.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Присяжные заседатели — это выбранная случайным образом коллегия, призванная решать те или иные судебные вопросы. В России такая система появилась ещё в 1860-ых годах с приходом буржуазных идей. С 2004 года вступил в силу ФЗ о присяжных заседателях, на основе которого судьба порядка 20% тяжких преступлений решается таким видом правосудия.

Что представляет собой суд присяжных

По официальному определению, суд присяжных – это одна из разновидностей институтов законодательной системы, состоящая из присяжных заседателей и судьи. Коллегия состоит из 12 граждан, которые отбираются случайным образом для вынесения вердикта по одному конкретному делу.

Обратите внимание: если вам поступило предложение выступить в качестве присяжного, вы можете отказаться, так как эта функция сугубо добровольная.

В компетенцию коллегии входит лишь совместное решение вопросов и оглашение итогового вердикта (проводится голосование каждым из участников). Урегулирование юридических вопросов и вынесение приговора возлагаются на плечи судьи (простые люди едва ли могут апеллировать разными статьями УК РФ). Итого – присяжные решают, виновен подсудимый или нет, а судья определяет какую меру наказания ему применить (если установлена его вина).

Помимо вышеописанных лиц, на суде должны присутствовать следующие участники:

  • Государственный обвинитель (то есть прокурор).
  • Подсудимый (лицо, обвиняемое в преступлении).
  • Адвокат, защищающий подсудимого. Обвиняемый имеет право отказаться от адвоката.
  • Потерпевший (либо его представитель, если он не имеет возможности придти в суд).
  • Председатель суда.
  • Государственный секретарь. В его обязанности входит записывать все диалоги и прения на судебном процессе.

Какие дела могут рассматриваться по такой системе

В нашей стране судом присяжных могут быть рассмотрены только уголовные дела. Это во многом связано с тем, что для решений по административным и гражданским делам необходимо четко знать кодекс, и лишь на его основе выносить вердикт.

Список статей УК РФ, по которым может быть назначены присяжные, велик, поэтому представим только часть из них:

  • убийство;
  • изнасилование;
  • похищение;
  • угон;
  • взяточничество;
  • посягательство на жизнь работника правоохранительных органов или государственных служб;
  • бандитизм.

Как производится отбор кандидатов

Список кандидатов в заседатели разрабатывается раз в 4 года местными исполнительными органами. Случайная выборка происходит по средствам специальной компьютерной программы, в которую изначально заносят всех жителей, которые подпадают под требования:

  • возраст от 25 лет (включительно);
  • отсутствие судимости (в том числе и погашенной);
  • не было привлечений к уголовной или административной ответственности;
  • владение русским языком.

Сначала проводится заседание, на котором формируется начальный список присяжных (на основе описанных выше требований). Из него случайным образом образуется основной и запасной список, каждый из которых должен проверить губернатор или доверенное им лицо. Если на момент заседания кто-то из выбранных кандидатов утратил право быть таковым (например, привлекся к уголовной ответственности), он исключается, и на его место случайным образом выбирается другой человек.

Допустимы случаи, когда председатель суда может отстранить кандидата от участия по его согласию. Причины отказа могут быть следующие:

  • возраст на момент заседания более 60 лет;
  • кандидат — мать 3 и более детей;
  • в силу религиозных соображений человек не может принимать участия в следствии;
  • отстранение от работы может повлечь за собой ущерб общественным интересам;
  • любые другие уважительные причины.

Человек, по сути, не обязан объяснять причину отказа от участия, ибо коллегия назначается на добровольных началах. Судья имеет право по собственному усмотрению отстранить от участия любого кандидата, если по его мнению у того будет скрытый интерес.

В начале отбора судья знакомит всех кандидатов с рассматриваемым делом и даёт общие сведения. Затем лично беседует с каждым из них. Участники процесса (обвиняемый и прокурор) имеют право задавать любые вопросы кандидатам (даже личные). На основе полученных ответов выбирается главный список присяжных из 12 человек. Из них выбирается 1 старшина методом голосования. Также суд формирует 1 или несколько (в зависимости от сложности дела) запасных списков присяжных. Они примут участие в деле, если кто-то из первого списка не сможет явиться в суд.

Правила поведения присяжных на судебном заседании

Коллегия имеет право:

  1. Просить у председателя суда разъяснения по любым непонятным вопросам (объяснить нормы закона, термины и т.д.). Присяжные обычно не имеют юридического образования, поэтому помощь председателя зачастую необходима.
  2. Принимать активное участие в выяснении обстоятельств дела, спрашивать свидетелей и других участников процесса о чем-либо.
  3. Осматривать вещественные доказательства, прикрепленные к материалам дела.
  4. Делать личные записи и использовать их при ответах.

Присяжным запрещается:

  1. Нарушать тайну голосования.
  2. Своими силами производить сбор данных.
  3. Высказывать личное мнение о деле до момента вынесения вердикта. Это нужно, чтобы не повлиять на мнение других участников, не вносить смуту.
  4. Общаться на темы связанные с делом с лицами, не входящими в состав участников.
  5. Выходить из зала в момент слушания дела. В исключительных ситуациях это возможно (например, при ухудшении самочувствия), но с сопровождением государственного представителя и с разрешения судьи.

При нарушении одного из запретов судья вправе отстранить присяжного, и на его место будет назначен кто-то из запасного списка.

Особенности судебного процесса

Судебное следствие при участии коллегии присяжных проходит по следующему сценарию:

  • Вступительные заявления сторон (прокурор и подсудимый вместе с адвокатом). На данном этапе они объясняют суду свою позицию и предлагают порядок ознакомления имеющихся у следствия доказательств. Данные заявления носят формальный характер, они служат для того чтобы четко разъяснить составу участников суть процесса.
  • Допрос свидетелей и обеих сторон процесса. В каком порядке вызывать участников решает судья.
  • Одновременно с этим происходит ознакомление с имеющимися доказательствами.
  • В момент допроса присяжные имеют право задавать участникам вопросы в письменной форме через председателя.
  • Финальным этапом следствия являются судебные прения. На них прокурор и сторона защиты высказывают своё мнение по поводу текущего дела. Так они пытаются собрать воедино всё происходящее, чтобы убедить суд в собственной правоте. Нередко такие реплики далеки от истины. В конце последнее слово предоставляется подсудимому.

Финальные действия присяжных

Когда сказано последнее слово, коллегия удаляется из зала в специальное помещение для принятия итогового решения. Перед началом прений присяжных, председатель коллегии оглашает вопросы, на которые они должны ответить. В большинстве случаев это 3 ключевых вопроса:

  1. Доказано ли, что противоправное действие имело место?
  2. Доказано ли, что это преступление совершило обвиняемое лицо?
  3. Виновен ли он в содеянном?

Дополнительные вопросы для присяжных могут быть добавлены, но это происходит крайне редко.

После оглашения вопросного листа, судья произносит напутствующую речь. Он ещё раз озвучивает текст обвинения, кратко напоминает о материалах дела и рассказывает порядок совещания, напоминая присяжным об их правах и обязанностях. Затем коллегия направляется в совещательную комнату для совместного принятия решений. В случае необходимости, заседатели могут вернуться в зал заседаний для каких-либо разъяснений.

Совещание проходит в условиях строжайшей тайны, на него не допускаются никакие посторонние лица. Если единогласного мнения добиться не удалось, старшина сигнализирует о начале голосования. Никто не имеет права отказаться от ответа. Все полученные голоса старшина записывает в вопросный лист, затем производит подсчет. В завершении он передает результаты председателю суда. Итоговый вердикт произносит старшина в зале суда. На его основе судья выносит приговор.

На видео о присяжных заседателях

Главная цель системы присяжных заседателей заключается в том, чтобы свести риск подкупа или субъективной оценки. 12 случайно выбранных людей с большой долей вероятности вынесут объективное решение. Однако данная система несет в себе 1 недостаток: присяжные – это простые люди без юридического образования, которым свойственно проявление эмоций. Нередко они действуют по зову сердца, а не разума (если подсудимый вызывает у них жалость, либо они видят его раскаяние).

Похожие публикации