Комиссия для пилотов гражданской авиации. Шаг пятый: влэк для чайников - пошаговая инструкция успешного прохождения

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ВЛЭК ГА

Перечень сертифицированных медицинских учреждений (ВЛЭК ГА)

Специальность:

25.05.05 – «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», специализация: "Организация использования воздушного пространства"

Требования к кандидатам на поступление установлены Федеральными авиационными правилами «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации (ФАП МО ГА - 2002)», утвержденными приказом Минтранса России от 01.01.2001 №50.

Документы, необходимые при прохождении ВЛЭК ГА:

1. Документы, удостоверяющие личность и гражданство;

2. 3 фото 3х4 см;

3. Медицинская справка по форме 086/У с заключением о годности к обучению, заверенная главным врачом, штампом и печатью лечебного учреждения, с указанием даты выдачи (срок годности - 1 месяц);

4. Для военнообязанных приписное свидетельство или военный билет (для поступающих на диспетчера УВД при наличии незначительных ограничений с предоставлением информации из военкомата с указанием статьи и диагноза);

5. Результаты анализов на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С, RW (срок годности – три месяца).

7. Справка из психоневрологического диспансера с заключением врача о состоянии здоровья (срок годности не более 1 месяца);

8. Справка от дерматовенеролога с заключением врача о состоянии здоровья (срок годности не более 1 месяца);

9. Справка о перенесенных операциях (при наличии), выписки из стационара.

Поступающие с целью сокращения сроков прохождения ВЛЭК ГА по желанию могут

дополнительно предоставить:

Копию сертификата о прививках;

Поступающие проходят скрининг-тестирование на наличие метаболитов психоактивных и наркотических веществ в организме.

Справки из психоневрологического, наркологического и кожно-венерологического диспансеров со штампом или записью «На учете не состоит» и не содержащие заключение врача о состоянии здоровья – не действительны и не принимаются для ВЛЭК ГА.

В соответствии с ФАП МО ГА-2002 Глава 2 пункт 12 подпункт 4 «кандидаты, признанные годными к обучению по состоянию здоровья, подлежат профессионально-психофизиологическому отбору, который проводится после освидетельствования во ВЛЭК» через три дня.

По итогам прохождения ВЛЭК ГА и ППО абитуриенту выдается заключение о годности к обучению по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», копию которого и копию карты ППО необходимо предоставить на электронный адрес отдела развития и обучения персонала филиала *****@***gkovd. ru для дальнейшего участия в конкурсном отборе.

Если поговорить с летающими пилотами, то иногда стороннему человеку кажется, что все они всю свою жизнь ходят под дамокловым мечом по имени ВЛЭК. ВЛЭК побаиваются, на нее ругаются, жалуются, кто-то пытается обмануть… И прежде чем подавать документы в летное училище любому абитуриенту тоже неизбежно придется познакомиться с ВЛЭК - Врачебной летно-экспертной комиссией.

Почему к здоровью летного состава предъявляются такие строгие и суровые требования?

Это связано с требованиями безопасности. Не людей, отвечающих за безопасность, а именно самой безопасности для жизни, а также здоровья всех, кто находится в воздушном судне и на земле. Работа пилота связана с большими нагрузками, из-за которых организм быстрее изнашивается. Поэтому чтобы летчик смог как можно дольше работать в небе, в самом начале его карьеры он должен обладать безупречным здоровьем. Иначе он подвергнет однажды опасности свою жизнь, жизни экипажа и пассажиров. Имеет значение также экономический фактор: в обучение пилотов вкладываются большие средства, которые должны окупаться, кроме того подвергать опасности дорогостоящие самолеты и их груз тоже нежелательно.

Именно поэтому в медицине появилась отдельная отрасль - авиационная медицина. Проводятся исследования, по результатам которых составляется определенный свод требований к состоянию здоровья кандидатов в пилоты и пилотов. Используя накопленный опыт вместе с научными наработками, авиационные медики определяют список патологий и заболеваний, наличие которых закрывает путь в небеса или ограничивает его.

Требования к состоянию здоровья

Строгость требований к здоровью пилотов определяется их категорией и возрастом. Самые суровые медицинские комиссии приходится проходить абитуриентам летных училищ, особенно военных. Доскональное медицинское освидетельствование проводится перед началом учебы, а далее - ежегодно.

Абитуриенты вместе с курсантами всех курсов, кроме выпускного, проходят ВЛЭК по первой графе. Это означает самые суровые требования, фактически - безупречное здоровье. Причем следует помнить, что ВЛЭК, пройденная перед поступлением, - только первая из всех. Если здоровье в течение года ухудшится, курсанта вполне могут отчислить из училища, даже при отличных оценках. Или предложат перевестись на другие специальности, не связанные непосредственно с полетами. Даже немного ухудшившееся зрение или сломанный в потасовке нос может стать причиной утраты допуска к полетам.

Курсанты выпускного курса летного училища проходят ВЛЭК по второй графе, что несколько снижает требования к состоянию здоровья.

Дефекты здоровья, недопустимые для поступления в летное училище

Вердикт о негодности выносится при наличии:

Девушкам может помешать получить заключение о пригодности беременность и послеродовой период, а также хронические нарушения цикла.

Абитуриент может получить направление на ВЛЭК, если он получил в военкомате отметку о годности к военной службе без ограничений. В этом случае потребуется оформить медицинскую справку 086-у общего образца, результаты освидетельствования из местных наркологического и психоневрологического диспансеров, и представить все это в приемную комиссию вместе с военным билетом. Сразу следует учитывать то, что при приеме в российские летные училища действуют ограничения по росту и минимальному возрасту:

  • рост: от 160 до 190 см, высота сидя - не более 95 см
  • возраст не менее 18 лет

Прежде чем проходить обследование у специалистов, потребуется сдать анализы, а также пройти тестирование по уровню физической подготовки. Только после получения результатов можно отправляться по врачам. Кроме результатов лабораторных исследований, необходимо сделать рентгенологический снимок пазух носа, энцефалограмму и ЭКГ.

Затем за абитуриента возьмутся специалисты. Самые тщательные обследования предстоит пройти у офтальмолога и ЛОР-врача. Кроме них, кандидата в курсанты будут осматривать и тестировать:

  • хирург
  • дерматовенеролог
  • терапевт
  • невролог
  • стоматолог
  • девушкам предстоит посетить гинеколога

Если хотя бы один из врачей обнаруживает дефект, несовместимый с полетной деятельностью, абитуриент получает заключение о профнепригодности и дальнейшее обследование прекращается.

Если ВЛЭК выносит вердикт «Годен», через 3 дня абитуриент отправится к психологу, и только после психологической экспертизы мытарства можно считать пройденными.

Условия прохождения ВЛЭК

Не обязательно проходить ВЛЭК непосредственно по месту поступления. Министерством транспорта РФ создана система сертификации медицинских учреждений по всей России. Можно проходить ВЛЭК вместе с психологическим тестированием в любом учреждении, обладающем лицензией на осуществление деятельности по врачебно-летной экспертизе. В дальнейшем полученные заключения проходят согласование в ВЛЭК училища.

Если абитуриент получил заключение о непригодности к обучению летной специальности, но не согласен с врачебным заключением, он может оспорить решение региональной ВЛЭК в Центральной врачебно-летной комиссии в Москве.

Сроки и стоимость прохождения комиссии

Как правило, на все требуется около 3 дней:

  1. Сдать анализы и сделать рентгенограмму
  2. Получить результаты
  3. Пройти обследование у врачей-специалистов и дождаться выдачи на руки заключения

Через 3 дня, при условии положительного вердикта, можно проходить обследование у психолога.

Стоимость зависит от местных условий и обычно колеблется в пределах 1500-8000 тыс. рублей.

Как подготовиться к медосмотру

Многие дефекты здоровья можно исправить, если заняться этим заранее. А если предварительное обследование выявит заболевания, не позволяющие поступить на летную специальность, можно сэкономить собственное время и не биться головой о неприступную стену бескомпромиссной ВЛЭК в тщетной попытке убедить врачей в собственной годности к полетам. Вместо этого стоит подправить здоровье, насколько это возможно, чтобы потом попытаться получить другую категорию, с менее строгими допусками. А затем, уже имея за спиной определенные достижения и стаж, сделать еще одну попытку. К уже летающим пилотам требования ВЛЭК несколько мягче, нежели к кандидатам в пилоты. Во всяком случае, работающему пилоту не придется проходить комиссию по самой суровой 1 графе, а 2 графа не так строга.

В любом случае стоит заранее пройти лечение у стоматолога, обследоваться у ЛОРа, навестить дерматолога, чтобы потом сделать кардиограмму. Не помешает и развернутый анализ крови.

До недавнего времени первая графа требовала от абитуриентов 100% зрения без коррекции , теперь же у курсантов летных специальностей допускается зрение до 0,8 без коррекции (1 с коррекцией). О целесообразности хирургической коррекции зрения стоит проконсультироваться в местном отделении ВЛЭК.

Все требования по состоянию здоровья, список допустимых и дисквалифицирующих отклонений указаны в Федеральных авиационных правилах ГА. Если медицинская терминология не кажется китайской грамотой, можно заранее разобраться в тонкостях и оценить свои шансы на прохождение комиссии.

Как оставаться здоровым

Пилоты подвержены воздействию множества вредных факторов. В этот список входят:

  • нервное напряжение
  • физические нагрузки и перегрузки при взлетах и посадках
  • воздействие вибрации, шума
  • частая смена климатический и часовых поясов
  • отсутствие физиологически приемлемого режима питания и отдыха, ночная работа и длинные периоды нагрузки

Из-за этого здоровье портится заметно быстрее, чем у «наземных» граждан. Чтобы сохранить отличное самочувствие, нужно не избегать регулярных врачебных комиссий и внимательно относиться к самочувствию. Любое заболевание гораздо проще остановить в самом его начале. Совершенно необходимо заниматься спортом, обеспечивать себе физические тренировки в разумных количествах. Нужно стараться правильно питаться, хорошо отдыхать, не отказывать себе в оздоровительных процедурах и положительных эмоциях. Чтобы не пытаться обмануть врачебную комиссию, если появилось какое-либо недомогание - отсутствие лечения может привести к катастрофическому ухудшению состояния и непоправимому ущербу.

Медицинские требования по 3 графе ВЛЭК:

Вес не менее 48 кг, не более 110 кг.

Рост не ниже 155 см и не выше 190 см.

Рост, сидя не более 95см.

Избыточная масса тела не более 1 степени ожирения.

Острота зрения - не менее 0,5 на каждый глаз, с коррекцией 0,8 (разрешено в линзах).

Дальнозоркость и близорукость не более 3,0 Д.

Астигматизм +(-) 2,0 Д.

Отсутствие травм, операций за период - последние 6 месяцев.

При хронических синуситах (катаральных, серозных, вазомоторных, аллергических, кисты гайморовых пазух) годны по индивидуальной оценке.

Негодны при гнойных синуситах с полипозом или дистрофией слизистой.

При незначительно нарушающих функцию лор-органов и не затрудняющих использование спецоборудования годны по индивидуальной оценке.

Хронический тонзиллит - годны при компенсированной форме, при декомпенсированной форме негодны.

Наличие легко выраженных, не влияющих на разборчивость речи дефектов - годны по индивидуальной оценке.

Справки, которые необходимо предоставить на ВЛЭК

Справка (выписка) из амбулаторной карты о перенесенных заболеваниях, травмах, обращениях и диспансерном учете за последние 5 лет - берется из поликлиники по месту жительства у терапевта.

Заключение терапевта (дается в выписке из амбулаторной карты).

Справка из психоневрологического диспансера.

Справка из наркологического диспансера.

Справка о прохождении флюорографии.

Снимок пазух носа с заключением врача.

Для девушек - справка от гинеколога об отсутствии беременности.

Вместо справок из психоневрологического и наркологического диспансера можно предоставить действующую медицинскую, водительскую справку не старше 2 лет.

Как проходить влек и что нужно сделать заранее

После прохождения собеседования, если вам дадут положительный ответ, вас направляют на комиссию ВЛЭК (Врачебно-лётная экспертная комиссия) и вышлют список необходимых справок.

Далее вам прислали список необходимых справок и анализов все они должны быть в полном комплекте, плюс к ФЛГ требуется снимок - просите там, где Вам делали ФЛГ, на справке из психоневрологического диспансера обязательно 3 подписи.

Вот секретарь посмотрела все Ваши справки и выдала медицинскую карту для прохождения ВЛЭК и начинаются очереди, а в них знакомство с Вашими будущими Коллегами!

1. Лаборатория. Сдаете анализы. Кровь сдайте до ВЛЭК вместе со всеми анализами и узнаете, какой у вас гемоглобин, так Вы сможете пропить витамин и начать кушать очень полезные продукты: гречка, печенка, орехи, гранаты и так далее.

2. Гинеколог. Перед тем как ехать на ВЛЭК, обязательно сходите в свою поликлинику на прием, Вам скажу все ли хорошо, может надо что-то подлечить. Если все не смертельно, и Вы привезете все обследования, и анализы Гинеколог Вас допускает.

3. Стоматолог. Если видимых дефектов нет и все хорошо, то ставит печать «Полость рта санирована».

4. Психолог. Пишите разные тесты, а потом Она ведет с вами беседу, спрашивает, почему именно профессия Бортпроводника, что Вы знаете о ней и так далее. Пишет заключение, без которого не принимает Невролог.

5. Функ. диагностика. ЭКГ. Сходите покушать в буфете, но не пейте кофе и те - кто курит, не курите.

6. Аудиограмма. На специальном аппарате проверяют Ваш слух. Врач, которой ведет прием, не любит тех - кто слушает музыку через наушники, так что убирайте их с глаз долой, а Ей говорите, что вообще не понимаете тех - кто пользуется ими. Также без Её заключения Вас не примет Отоларинголог.

7. Отоларинголог. Именно тут нужен рентген придаточных пазух носа с описание. Если отклонений от нормы нет, то все хорошо. Далее Вы отходите на другой конец кабинета и Вам шепотом называют разные числа или буквы, Вам надо озвучивать что слышите, а потом крутят на стуле с закрытыми глазами сначала в одну сторону, останавливают, и Вы открываете глаза и смотрите на определенный предмет, а потом в другую то же самое.

8. Дерматолог. Кожа, ногти и прочее это уже как есть. Не примет без гинеколога.

9. Офтальмолог. Зрение то же, какое есть, такое есть.

10. Хирург. Не примет без дерматолога и гинеколога.

11. Терапевт. Всё показатели должны быть просто отличными! Иногда даже если у вас всё хорошо, могут отправить пересдавать кровь например.

12. Невролог. Советую идти в последнюю очередь, так как она смотрит результаты обследования у офтальмолога, терапевта и частенько отправляет к психиатру.

Если врачи пытаются вас отговорить или говорят неприятные вещи (невролог, терапевт, психиатр), это не значит, что им не нравитесь вы, просто проверка на проф. пригодность и стрессоустойчивость.

В последний день вы приходите за печатью к председателю. И знаете, пройдя через «семь кругов ада», вы поднимитесь в небо! Думаю оно того стоит!

Сегодня не существует профстандарта для пилотов гражданской авиации. Этот нормативный акт в настоящее время находится на стадии разработки и по некоторым данным будет утвержден осенью этого года. Тем не менее, требования к персоналу авиации содержатся в главе 7 Воздушного кодекса РФ, а также в Приказе Минтранса России от 31.07.2009 № 128, Приказе Минтранса России от 22.04.2002 № 50, Приказе Минтранса России от 12.09.2008 № 147 и других нормативных актах.

Требования для пилотов гражданской авиации

Согласно пункту 1 статьи 52 ВК РФ, к авиационному персоналу относятся лица, имеющие профессиональную подготовку и осуществляющие деятельность, связанную непосредственно с выполнением перевозок, обеспечением безопасности и обслуживанием воздушного транспорта. Перечень специалистов авиационного персонала содержится в Приказе Минтранса России от 04.08.2015 № 240.

ВК РФ предусматривает следующие требования для авиационного персонала, в том числе и летчиков:

  • пилоты и другие специалисты авиации не могут иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
  • лица из числа специалистов должны проходить предварительные и периодические медицинские обследования;
  • на должности персонала авиации не принимаются лица, подвергавшиеся административному наказанию за употребление наркотических и психотропных веществ без предписания врача, также страдающие алкоголизмом и другими психическими расстройствами;
  • наличие свидетельства, дающего право на осуществление летных функций и т.д.

Это далеко не полный список требований, остальные перечислены в других нормативных актах, в частности в Постановлении Правительства РФ от 06.08.2013 № 670.

Основной документ, дающий право работать пилотом - летное свидетельство. Чтобы его получить, необходимо пройти четыре длительных и весьма затратных этапа:

  • получить профильное образование;
  • сдать теоретические и практические экзамены;
  • пройти медицинское освидетельствование;
  • налетать необходимое количество часов.

Получение летного свидетельства

Обучение в профильном ВУЗе или училище не является гарантией того, что выпускник непременно станет летчиком. Ведь на протяжении обучения к курсантам предъявляются самые высокие требования, они подвергаются различным проверкам и экзаменам. В том числе уделяется значительное внимание физическому и психическому здоровью. Если студенту все же удалось успешно пройти обучение, он становится кандидатом на получение летного свидетельства.

Правила проведения проверки лиц, претендующих на получение этого документа, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 06.08.2013 № 670.

Теоретический экзамен

В первую очередь проводится проверка соответствия знаний кандидата. Ее проводит специально сформированная Федеральным агентством воздушного транспорта комиссия. Ее состав и порядок формирования определятся Приказом Минтранса России от 10.02.2014 № 33.

Проверка знаний проводится на основании обращений образовательных организаций, а также самих кандидатов на получение свидетельства. Экзамен проходит в форме тестирования. Чтобы проверка знаний считалась успешно пройденной, экзаменуемый должен правильно ответить как минимум на 75 % вопросов. Если количество правильных ответов меньше, то минимум через 14 дней можно пройти повторное тестирование.

По результатам экзамена составляется протокол, в который вносятся основные сведения о кандидате, полученная оценка, тип свидетельства, на которое претендует экзаменуемый, а также дата, место и время проведения оценки. Документ заверяется подписью председателя комиссии и печатью. Оригинал протокола передается кандидату, а копия отправляется в орган по выдаче свидетельства в течение 24 часов по электронным каналам связи.

Проверка практических навыков

После сдачи теоретического экзамена, кандидат должен пройти проверку практических навыков. Она осуществляется специалистом, имеющим право на проведение подобных проверок, на воздушном судне той модификации, которая соответствует требуемому типу свидетельства. По результатам практического оценивания, кандидату выдается справка, в которой содержатся сведения о кандидате, экзаменаторе, тренажере или самолете, на котором осуществлялась проверка, дата, время и место оценивания, тип свидетельства. Этот документ в течение 24 часов отправляется в орган по выдаче свидетельства по электронным каналам связи.

ВЛЭК для пилотов гражданской авиации: требования

Предъявляемые ВЛЭК требования для пилотов весьма строгие. Ознакомиться с ними в полном объеме можно в Приказе Минтранса России от 22.04.2002 № 50. Проходить ВЛЭК должны все специалисты, осуществляющие управление воздушным судном, кабинный экипаж, а также абитуриенты и курсанты учебных заведений. По результатам медицинского освидетельствования выдается заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.

Медицинское заключение для пилота гражданской авиации имеет срок годности 12 месяцев.

Что касается непосредственно требований к состоянию здоровья, то все показатели жизнедеятельности пилота должны находиться в норме или иметь некоторые незначительные отклонения. Внимание уделяется всем системам и органам, в особенности сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, пищеварительной системам. В Приложении № 3 к Приказу Минтранса России от 22.04.2002 № 50 имеется перечень патологий, являющихся препятствием для работы в авиации.

ВЛЭК для бортпроводников: требования

Медицинские требования ВЛЭК для бортпроводников также содержаться в Приложении № 3 к Приказу № 50. Изучив их, можно сделать вывод, что к бортпроводникам применяются несколько более лояльные требования. Тем не менее, лица, имеющие психические расстройства, проблемы с сердечно-сосудистой системой, органами дыхания и вестибулярным аппаратом не могут рассчитывать на полеты.

Сколько нужно налетать

Согласно пункту 4.3 Приложения к Приказу Минтранса России от 12.09.2008 № 147, коммерческий пилот должен налетать как минимум 200 часов или 150 часов в ходе прохождения подготовительного курса. Из них:

  • 100 часов в качестве командира воздушного судна;
  • 20 часов в качестве командира по маршрутам не менее 540 км с посадками до полной остановки в двух аэродромах;
  • 10 часов в процессе обучения, из них не более 5 часов на тренажерах;
  • 5 часов ночью в качестве командира + 5 взлетов и посадок.

Регистрационный N 35128

В соответствии со статьями 52 и 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318, N 53 (ч. 1), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830, 1836, N30(ч. 1), ст. 4254, N 42, ст. 5615) приказываю:

Внести в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" (зарегистрирован Минюстом России 7 мая 2002 г., регистрационный N 3417) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 28 апреля 2003 г. N 125 (зарегистрирован Минюстом России 8 июля 2003 г., регистрационный N 4879), от 1 ноября 2004 г. N 27 (зарегистрирован Минюстом России 22 ноября 2004 г., регистрационный N 6129), от 19 сентября 2012 г. N 350 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2013 г., регистрационный N 27043), изменения согласно приложению к настоящему приказу.

Министр М. Соколов

Приложение

Изменения, вносимые в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50

1. В преамбуле приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 22.04.2002 N 50 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" (зарегистрирован Минюстом России 07.05.2002, регистрационный N 3417) с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 28.04.2003 N 125 (зарегистрирован Минюстом России 08.07.2003, регистрационный N 4879), от 01.11.2004 N 27 (зарегистрирован Минюстом России 22.11.2004, регистрационный N 6129), от 19.09.2012 N 350 (зарегистрирован Минюстом России 13.02.2013, регистрационный N 27043), слова "В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383), подпунктами 75 и 96 пункта 8 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 3, ст. 235)" заменить словами "В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 19.03.1997 N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 30(ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318,N 53 (ч. 1), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830, 1836), N 30 (ч. 1), ст. 4254, N 42, ст. 5615)".

2. В подпункте 6 пункта 1, пункте 13, подпункте 3 пункта 14, подпункте 4 пункта 15, подпункте 10 пункта 15 ФАП МО ГА - 2002 слова "пилот-любитель" в соответствующих падежах заменить словами "частный пилот" в соответствующих падежах, слова "пилот сверхлегких летательных аппаратов" в соответствующих падежах заменить словами "пилот сверхлегкого воздушного судна" в соответствующих падежах.

4. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Сроки действия медицинского заключения:

1) медицинское заключение первого класса действительно в течение срока, не превышающего 12 месяцев.

Когда обладателями свидетельства линейного пилота авиакомпании (самолет, вертолет) и свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет, дирижабль, вертолет), выполняющими коммерческие воздушные перевозки пассажиров на самолетах, управляемых одним пилотом, являются лица старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до шести месяцев.

Когда обладателям свидетельства линейного пилота авиакомпании (самолет, вертолет), свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет, дирижабль, вертолет) и свидетельства пилота многочленного экипажа (самолет), занятых выполнением коммерческих воздушных перевозок, исполняется 60 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до шести месяцев;

2) медицинское заключение второго класса действительно в течение срока, не превышающего 60 месяцев.

Для обладателей свидетельств частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет), свидетельства пилота свободного аэростата, свидетельства пилота-планериста, пилота сверхлегких летательных аппаратов, летчика-наблюдателя, парашютиста, бортпроводника, бортоператора и полетного диспетчера старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев;

3) медицинское заключение третьего класса действительно в течение срока, не превышающего 48 месяцев.

Для обладателей свидетельств диспетчера УВД старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев, старше 50 лет срок действия медицинского заключения сокращается до 12 месяцев;

4) сроки действия, указанные выше, устанавливаются с учетом возраста кандидата на момент прохождения медицинского освидетельствования.".

5. В примечании к пункту 7 слова "по решению председателя ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), согласованному с начальником отдела авиационной медицины и охраны труда Управления персонала и учебных заведений гражданской авиации Минтранса России," заменить словами "по представлению руководства эксплуатанта, согласованному с председателем ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), руководителем. Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта".

6. Подпункт 3 пункта 9 изложить в следующей редакции:

"Порядок образования и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий, медицинских экспертов, а также требования к членам этих комиссий и медицинским экспертам устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации;".

7. В пункте 11:

1) подпункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) члены экипажа воздушного судна, диспетчеры УВД предъявляют во ВЛЭК ГА военный билет (для лиц, наличие военного билета у которых предусмотрено в соответствии с законодательством в области воинской обязанности и военной службы) и документы о состоянии здоровья (медицинская книжка, амбулаторная карта или выписка из нее;";

2) абзац второй подпункта 10 изложить в следующей редакции:

"Кроме того, коммерческие и линейные пилоты авиакомпаний при достижении возраста 55 и 60 лет проходят обязательное медицинское обследование в условиях стационара ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации" (согласно приложению N 5), с последующим освидетельствованием в ЦВЛЭК ГА.

После достижения пилотами 60-ти лет медицинское обследование в стационарных условиях ФБУ "ЦКБ ГА" проводится ежегодно.".

8. В пункте 12:

1) подпункт 1 исключить;

2) подпункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) кандидаты предоставляют во ВЛЭК ГА медицинскую справку по форме 086/у; военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для военнообязанных); медицинские заключения психиатра и врача психиатра-нарколога и дерматовенеролога; результаты анализов на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С, RW".

9. Подпункт 3 пункта 14 после слова "бортпроводники," дополнить словами "полетные диспетчеры,".

10. Подпункты 3 и 9 пункта 15 после слов "диспетчером УВД" дополнить словами ", полетным диспетчером".

11. Пункт 17 дополнить абзацем вторым в следующей редакции:

"По статьям Требований, предусматривающим негодность к летной работе (УВД, обучению), ЦВЛЭК ГА выносит официальное медицинское заключение 1 о годности с отметкой в Медицинском заключении:

1) действительно в течение.... месяцев;

2) годен в качестве второго пилота;

3) годен в составе многочленного экипажа;

4) годен на данном типе воздушного судна;

6) годен только без пассажиров.".

12. Пункт 42 изложить в следующей редакции:

"42. По результатам медицинского освидетельствования за текущий год врач авиационного предприятия составляет заключительный акт по результатам медицинского освидетельствования летного состава, диспетчеров УВД, бортпроводников, бортоператоров и пилотов авиации общего назначения (приложение N 13), который утверждается председателем ВЛЭК ГА и направляется руководителю предприятия (начальнику службы) не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным.

Медицинские осмотры, проводимые при медицинском освидетельствовании авиационного персонала при приеме на работу (обучение), при очередных медицинских освидетельствованиях, и медицинские осмотры, проводимые в межкомиссионный период, относятся к категориям предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров.".

13. В подпункте 3 пункта 46 слова "и других специалистов, выполняющих работы на борту воздушного судна," исключить.

14. В приложении N 1 к ФАП МО ГА - 2002 слова "Государственная служба гражданской авиации Минтранса России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта".

15. В приложении N 3 к ФАП МО ГА - 2002:

1) пункт 12.1 после слова "астенизацией" дополнить словами "и признаками активности патологического процесса";

2) в графе I пункта 50.3 слова "негодны; на бортинженеров, диспетчеров, бортпроводников - годны" заменить словом "годны";

3) графу I пункта 52 изложить в следующей редакции:

"Кандидаты на обучение по специальности пилот, штурман, бортинженер (бортмеханик) и курсанты, обучающиеся по указанным специальностям, годны при остроте зрения 0,8 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0; по специальности диспетчер УВД - 0,3 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0; бортпроводников - 0,3 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0";

4) графу II пункта 52 изложить в следующей редакции:

"Пилоты годны при остроте зрения 0,5 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0 (при остроте 0,4 на худший глаз, с коррекцией 1,0 - индивидуальная оценка); штурманы, бортинженеры (бортмеханики) - 0,3 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0";

5) графу III пункта 52 изложить в следующей редакции:

"Бортрадисты, парашютисты, частные пилоты, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, пилоты сверхлегких воздушных судов годны при остроте зрения 0,3 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 0,8; бортпроводники, бортоператоры, летчики-наблюдатели - 0,1 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 0,8";

6) графу I пункта 53 изложить в следующей редакции:

"Годны к обучению на пилотов, штурманов, бортинженеров (бортмехаников) при близорукости не выше 1,0 дптр, дальнозоркости не выше 2,0 дптр, астигматизме 0,75 дптр, анизометропии не выше 1,0 дптр; на диспетчеров - при близорукости и дальнозоркости не выше 2,0 дптр, астигматизме 1,5 дптр, анизометропии не выше 1,0 дптр; бортпроводников - при близорукости и дальнозоркости не выше 3,0 дптр, астигматизме 2,0 дптр";

7) графу II пункта 53 изложить в следующей редакции:

"Годны при близорукости и дальнозоркости не выше 3,0 дптр, астигматизме 2,0 дптр, анизометропии не выше 2,0 дптр";

8) графу III пункта 53 изложить в следующей редакции:

"Годны бортрадисты, парашютисты, частные пилоты, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, пилоты сверхлегких воздушных судов при близорукости и дальнозоркости не выше 5,0 дптр, астигматизме 2,0 дптр, анизометропии не выше 2,0 дптр; бортпроводники, бортоператоры, летчики-наблюдатели - при близорукости не выше 5,0 дгор, дальнозоркости не выше 4,0 дптр, астигматизме 2,5 дптр, анизометропии не выше 2,0 дптр";

9) пункт 63.1 изложить в следующей редакции:

"63.1. Повышение порогов слуха на каждое ухо в отдельности более 35 дБ на любой из частот 500, 1000, 2000 Гц; и/или более 50 дБ на 3000 Гц. Разговорная речь менее двух метров на каждое ухо в отдельности";

10) пункт 63.2 изложить в следующей редакции:

"63.2. Повышение порогов слуха на каждое ухо в отдельности 35 дБ и менее на любой из частот 500, 1000, 2000 Гц; и/или 50 дБ и менее 3000 Гц. Разговорная речь два метра и более на каждое ухо в отдельности".

16. В приложении N 5 к ФАП МО ГА -2002:

1) абзац четвертый пункта 6 после слова "шепотной" дополнить словом ",разговорной";

2) абзац седьмой пункта 6 после слов "лицам летного состава" дополнить словами "и диспетчерам УВД", слова "5 лет" заменить словами "4 года";

3) абзац второй пункта 9 дополнить словами ", а также курсантам (студентам) при перерыве в учебе более четырех месяцев";

4) абзац седьмой пункта 9 исключить;

5) пункт 9 дополнить абзацем в следующей редакции:

"Объем психологического обследования регламентирован руководством по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации.";

6) подпункт 10.5 после слова "цитологическое" дополнить словами "и бактериологическое (на флору)" далее по тексту;

7) подпункт 10.6 изложить в следующей редакции:

"10.6. Исследования крови на сифилис (экспресс-методом с забором крови из пальца), ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С проводятся: кандидатам, поступающим в учебные заведения гражданской авиации, курсантам, авиационному персоналу - при поступлении на работу, а также по медицинским показаниям; ПСА - с 40-летнего возраста - один раз в три года, а при достижении 50-летнего возраста - ежегодно, а также по медицинским показаниям; онкомаркер специфический (СА-125) женщинам после 40 лет при очередном медицинском освидетельствовании.";

8) в подпункте 10.7 слова "территориальных органов здравоохранения" заменить словами "в установленном порядке";

9) подпункт 10.8 изложить в следующей редакции:

"10.8. Экспресс-тестирование на наличие наркотических средств, психотропных и других токсических веществ и их метаболитов в организме проводится кандидатам, поступающим в учебные заведения гражданской авиации на обучение на пилота, диспетчера УВД, бортпроводника, курсантам (студентам) учебных заведений гражданской авиации, авиационному персоналу при очередном медицинском освидетельствовании во ВЛЭК ГА.";

10) пункт 11 дополнить подпунктом 11.3 в следующей редакции:

"11.3. Женщинам в возрасте старше 40 лет с периодичностью один раз в два года проводится маммография или УЗИ молочных желез.";

11) в абзаце втором пункта 15 слова "общий белок и белковые фракции, С-реактивный белок" исключить, слова "холестерин, альфа-холестерин, триглицериды" заменить словами "липидный спектр";

12) абзац четвертый пункта 15 дополнить словами ", магистральных сосудов головы (ДС МАГ)";

13) абзац пятый пункта 15 исключить;

14) пункт 16 изложить в следующей редакции:

"16. Объем обследования пилотов авиации общего назначения включает: флюорографию органов грудной клетки, ЭКГ, клинический анализ крови, общий анализ мочи, анализ крови на сахар, по достижении 50 лет - биохимический анализ крови, ДС МАГ.

При первичном медицинском освидетельствовании дополнительно проводится ЭЭГ и аудиометрия.";

15) дополнить пунктом 17 в следующей редакции:

"17. Дополнительные медицинские исследования проводятся при наличии медицинских показаний.".

17. В приложении N 6 к ФАП МО ГА - 2002:

1) абзац первый статьи 27 изложить в следующей редакции:

"Антропометрические показатели кандидата к обучению на пилота должны соответствовать эргономическим условиям кабины летательного аппарата";

2) статью 42 дополнить абзацем в следующей редакции:

"Оценка годности к летной работе пилотов с серопозитивной реакцией на вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) проводится ЦВЛЭК ГА после углубленного медицинского обследования в условиях стационара.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) является основанием для негодности. При вирусоносительстве ЦВЛЭК ГА по результатам медицинского и психологического обследования может вынести заключение о годности. Критериями годности к летной работе пилотов с серопозитивной реакцией на вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) являются: бессимптомное течение инфекции (вирусоносительство), отсутствие специфического ВИЧ-симптомокомплекса, приемлемые показатели иммунного статуса (количественные показатели CD4+ Т клеток), отсутствие ВИЧ-ассоциированных (оппортунистических) заболеваний, отсутствие показаний для приема антиретровирусных лекарственных препаратов";

3) абзац восьмой статьи 48 изложить в следующей редакции:

"После фоторефракционных операций по поводу аномалий рефракции по всем графам признаются годными через один месяц после оперативного вмешательства при отсутствии изменений в оптических средах и на сетчатке глаза.";

4) статью 63 изложить в следующей редакции:

"Кандидаты, поступающие в учебные заведения гражданской авиации, и наземный состав, поступающий на летную работу бортинженером, бортмехаником, бортрадистом, должны воспринимать шепотную речь с расстояния не менее шести метров и иметь пороги слуха, соответствующие порогам возрастной нормы по всему диапазону частот при аудиометрии.

При определении слуховой функции применяются методы исследования: акуметрия (шепотная и разговорная речь), исследование камертонами, тональная пороговая аудиометрия, речевая аудиометрия, отоакустическая эмиссия, коротколатентные слуховые вызванные потенциалы, импедансометрия.

Изолированное повышение порогов для частот 4000-8000 Гц до 30-40 дБ не служит основанием для установления клинического диагноза. Обследуемый с повышением порогов слуха выше указанных в пункте 63.1 приложения N 3 к ФАП МО ГА - 2002 может быть признан годным при условии, что он имеет нормальную остроту слуха при проведении речевой аудиометрии в условиях шумового фона, воспроизводящего или имитирующего обычный шум в кабине воздушного судна, который накладывается на речь и сигналы радиомаяков, либо шум рабочего места диспетчера УВД (тест разборчивости речи). Важно, чтобы шумовой фон был репрезентативным для шума в кабине воздушного судна того типа, в отношении которого действуют свидетельство и квалификационные отметки обследуемого. В качестве альтернативы можно проводить практическую проверку слуха при тренировке на тренажере воздушного судна того типа, в отношении которого действуют свидетельство и квалификационные отметки в свидетельстве обследуемого (акт двустороннего ведения радиообмена).

Лица из числа авиационного персонала с нейросенсорной тугоухостью шумовой этиологии при установлении у них частичной или полной утраты профессиональной трудоспособности признаются негодными.

Летному составу с нейросенсорной тугоухостью не допускается увеличение продолжительности полетного времени свыше установленной нормативными правовыми актами, регламентирующими особенности труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации.".

18. В приложении N 14 к ФАП МО ГА - 2002:

1) в абзаце втором пункта 1 слово "фельдшер" заменить словами "специалист со средним медицинским образованием";

2) в подпункте 1.3 слова "авиационному персоналу, включенному в задание на полет," исключить;

3) подпункт 1.6 изложить в следующей редакции:

"1.6. При задержке отправления на шесть часов и более или если промежуток времени между двумя частями полетной смены, разделенной на части, составляет шесть часов и более, предполетный медицинский осмотр проводится повторно.";

4) в подпункте 1.11 слова "Руководитель полетов медицинский осмотр проходит последним и обеспечивает своевременную явку на предсменный медицинский осмотр персонала всей смены УВД." исключить;

5) подпункт 1.14 исключить;

6) в подпункте 1.17 слова "авиаспециалисты, участвующие в полете" исключить;

7) подпункт 2.2 дополнить абзацем в следующей редакции:

"Выборочно проводится экспресс-тестирование на наличие в организме наркотических средств, психотропных и других токсических веществ и их метаболитов.";

8) в абзаце третьем подпункта 3.1 слова "авиационный специалист, участвующий в полете," исключить;

9) в подпункте 3.2 слова "и авиационного персонала" исключить;

10) в подпункте 3.5 слова "отдел авиационной медицины и охраны труда Управления персоналом и учебных заведений гражданской авиации Минтранса России" заменить словами "Управление летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта".

1 Глава 1 приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" к Конвенции международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944). Издание десятое, 2006, Международная организация гражданской авиации.

Похожие публикации