Международное право. Территория государства

Значение территории как материальной основы государства не нуждается в особых пояснениях. Неслучайно на протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию. Защита территории - одна из главных задач государства. Согласно Конституции РФ: "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4).

Особое внимание охране государственной территории уделяет и международное право. Этому в значительной мере посвящено содержание его основных принципов - неприменения силы, территориальной целостности, нерушимости границ. Государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

Территория понимается как пространственная сфера действия государственного суверенитета, сфера территориальной юрисдикции государства.

Такое понимание территории является традиционным для договорной практики <*>. Представляет вместе с тем интерес следующее положение из доклада Комиссии международного права ООН: под территорией в данном случае понимаются "области, над которыми государство осуществляет суверенную власть". Вместе с тем отмечается, что термины "юрисдикция или контроль государства более часто используются в некоторых актах" <**>. Такое положение понятно, поскольку в международно-правовых актах важно обозначить не только территориальную сферу, но и иные области, находящиеся под юрисдикцией и контролем государства, например военные базы на территории других государств.

В состав государственной территории входят:

Сухопутная территория (поверхность суши), включая острова;

Водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море;

Земные недра;

Воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.

Согласно Конституции, территория РФ "включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними" (ч. 1 ст. 67).

Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне. В Конституции говорится, что "Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права" (ч. 2 ст. 67).

В определении объема прав государства в отношении шельфа и экономической зоны главная роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Важной частью государственной территории, источником природных богатств являются недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр неограниченна и теоретически распространяется до центра Земли.

К внутренним водам относятся определенные морские воды, а именно:

Воды портов;

Воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат данному государству;

Воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежащих данному государству

Воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат данному государству.

Воздушная территория представляет собой воздушное пространство в пределах государственных границ. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем <*>.

Высотный предел воздушной территории не установлен. В литературе высказывается мнение, что он достигает 100 - 110 км. Высотный предел воздушного пространства, находящегося под государственным суверенитетом, отделяет его от космического пространства, подчиненного международному режиму.

Государство может односторонне или по договору ограничить свою территориальную юрисдикцию, передав определенные права другому государству. Наиболее часто встречающиеся случаи представляют соглашения о прямом и транзитном воздушном сообщении и о пребывании иностранных вооруженных сил. Соглашения о статусе своих вооруженных сил на территории других стран Российская Федерация заключила с рядом государств СНГ. По Соглашению с Киргизией 1993 г. Россия получила в аренду места дислокации своих Вооруженных Сил на территории Киргизии. В этих местах установлена юрисдикция России (ст. 14).

В состав государственной территории входят соответствующие участки международных и пограничных рек, а также пограничных водоемов (озер, каналов).

Существуют и специальные понятия территории, например таможенная территория. В принципе, она совпадает с территорией государства, однако с некоторыми исключениями. Например, в нее не входят свободные таможенные зоны и свободные склады в портах (ст. 3 Таможенного кодекса РФ).

Помимо государственной территории существуют территории международные, под которыми понимаются пространства, находящиеся вне сферы государственного суверенитета. Их режим определяется исключительно международным правом. Право пользования ими в равной мере принадлежит всем государствам. К таким пространствам относятся открытое море, материк Антарктида, воздушное пространство над ними, морское дно вне сферы действия государственного суверенитета, космическое пространство, а также небесные тела.

Учитывая особые климатические условия Северного Ледовитого океана, проблема принадлежности расположенных в нем островов, включая еще не открытые, была решена несколько необычным путем. В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. было издано Постановление ЦИК и СНК СССР, объявившее советской территорией все земли и острова, расположенные к северу от побережья СССР до Северного полюса в рамках его арктического сектора. Исключение было сделано для архипелага Шпицберген, принадлежащего Норвегии на условиях Парижского договора 1920 г., к которому в 1935 г. присоединился СССР.

В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.

Принадлежащие государству сухопутные пространства могут состоять из отдельного сухопутного массива, части земного континента или из частей суши, разделенных территорией другого либо других государств. Независимо от расположения отдельные части сухопутного пространства относятся к нераздельной территории данного государства. Неотъемлемую часть государственной территории составляют также принадлежащие данному государству, расположенные в открытом море острова. Сухопутная территория государства может состоять только из островных владений.

В состав государственной территории ряда стран (России, США, Канады, Норвегии и Дании) входят, в частности, все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора данного государствам в Арктике. Полярные сектора включают пространства в пределах линий, проведенных от Северного полюса до северных сухопутных границ данного государства.

В состав водных пространств входят внутренние (национальные) воды и воды морского пояса, примыкающие к морскому побережью государства и называемые территориальными водами или территориальным морем.

К внутренним (национальным) водам относятся находящиеся в пределах сухопутной территории данного государства моря, озера, каналы и реки, а также моря, ограниченные со всех сторон сухопутной территорией данного государства, не соединяющиеся проливом с другими морями или океаном.

Внутренними водами государства являются воды его морских портов и при определенных условиях -- морские бухты, губы и лиманы, берега которых принадлежат данному государству. Так, к внутренним водам РФ относятся: а) воды портов, ограниченные со стороны моря линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; б) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ -- до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте, где со стороны моря впервые образуются один или несколько входов в залив, бухту и т.п., если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль; в) воды заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих РФ. К таким заливам относятся, в частности, принадлежащие Российской Федерации Рижский залив и залив Петра Великого на Дальнем Востоке.

В состав государственной территории стран, имеющих морское побережье, входит пояс морских вод, простирающийся за пределы сухопутной территории и внутренних вод на расстояние 12 морских миль. Это -территориальные воды, или территориальное море. Соответствующий морской пояс существует и вокруг островных владений государства. Территориальные воды составляют неотъемлемую часть территории прибрежного государства и подчиняются его суверенитету.

Территорию государства составляют также недра земли, расположенные под поверхностью сухопутных пространств и дном водных пространств и простирающиеся на технически доступную глубину. Недра земли находятся под исключительным суверенитетом данного государства, которое в своем внутреннем законодательстве регулирует условия разведки и эксплуатации естественных богатств земных недр, условия прокладки в недрах земли и эксплуатации различных кабельных линий, трубопроводного транспорта и т.п. Естественные богатства земных недр -- важнейшее достояние народов, проживающих на данной территории.

Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега

Составной частью государственной территории является воздушное пространство, расположенное над сухопутной территорией, внутренними и территориальными водами государства. Оно находится под полным и исключительным суверенитетом государства, которое во внутреннем законодательстве устанавливает правовой режим своего воздушного пространства. Государство вправе, в частности, запретить любым иностранным воздушным аппаратам доступ в свое воздушное пространство.

в международном праве - определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Отделяется от территории др. государств государственной границей. Включает сушу, внутренние воды, недра, территориальные воды и воздушное пространство над ними.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

территория, над которой осуществляет суверенитет определенное государство. Т.г. является одновременно политическим пространством (т.е. пространством, где государство осуществляет суверенную власть) и географической естественной средой. Т.г. включает в свой состав сушу и водное пространство в рамках границ государства, а также воздушное пространство над сушей и водами и лежащие под ними недра.

Размеры территории, которую занимает то или иное государство на планете, являются одним из важнейших показателей, во многом определяющим место страны в иерархии международных отношений, ее политику на мировой арене и национальные геополитические интересы. Размер сухопутной территории государства в геополитике всегда сопряжен с численностью населения страны. Это сопряжение фиксируется еще одним важным геополитическим показателем - плотностью населения, т.е. числом жителей на 1 кв. км. В современном мире есть государства-гиганты в территориальном плане, имеющие высокую или относительно высокую плотность населения (Россия, Китай, США, Индия). Как правило, такие страны имеют значительный вес в мировой политике и глобальном развитии. Существуют государства с достаточно большой территорией и весьма малой плотностью населения, что в определенной степени ограничивает их возможности претендовать на роль мировых лидеров. К таким странам можно отнести Канаду и Австралию. Есть государства, территория которых не столь велика, а плотность населения крайне высокая, к примеру, Бангладеш, Сингапур и некоторые др. Однако рекордсменом по плотности населения является княжество Монако, имеющее при территории 1,95 кв. км плотность населения свыше 16 тыс. чел./кв. км. Вклад таких стран в расстановку геополитических сил в глобальном масштабе, как правило, невелик.

Важным элементом Т.г. являются воды, которые делятся на внутренние и территориальные. К внутренним водам относят: 1) водные пути (реки, водохранилища, каналы), расположенные в пределах государственных границ; 2) моря, ограниченные со всех сторон сушей, составляющей территорию только одного государства; 3) морские порты, рейды, бухты, заливы, вход в которые не превышает 24 морских миль, при условии, что их берега принадлежат одному государству. Территориальные воды - это примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом.

Исключительная экономическая зона - это район мирового океана, который находится за пределами территориального моря и прилегает к нему. Ширина этой зоны не должна превышать 200 морских миль. В пределах исключительной зоны прибрежное государство имеет суверенные права: разведка, разработка и сохранение природных ресурсов; управление этими ресурсами; осуществление научных исследований; создание искусственных островов и сооружений и т.п.

Воды, входящие в состав Т.г., имеют большое геополитическое значение: 1) внутренние водные пути (реки, каналы и т.п.) во многих случаях выполняют роль геостратегических линий развития государства: по ним проходят важные транспортные коммуникации; вдоль этих водных путей располагаются города, в том числе и крупные, формируются экономические районы, проживает значительная часть населения страны; внутренние водные артерии играют роль естественных преград при обороне государства; 2) территориальные воды обеспечивают государству выход к открытому морю и мировой системе морских коммуникаций; 3) исключительная экономическая зона часто позволяет государствам решать важные задачи, связанные с обеспечением энергоресурсами, сырьем, продовольствием и т.д.

Воздушное пространство имеет важное значение в аспекте транспортных коммуникаций и обороны страны. Недра во многом определяют сырьевой и энергетический потенциал государства. Напр., Россия имеет более 30% мировых запасов газа, более 20% мировых запасов нефти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Под территорией широком смысле) в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Вся территория подразделяется на три типа:

  1. государственная территория;
  2. территория с международным режимом;
  3. территории со смешанным режимом.

Государственной территорией является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства , т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом . Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

Территории со смешанным режимом - это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального права. Этот вид территорий можно условно разделить на две группы. К первой относятся континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. В пределах этих прав каждое государство издает свои законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальном на континентальном шельфе и в экономической зоне действуют принципы и нормы международного морского права. Вторая группа - международные реки и проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территории прибрежных государств.

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 г. Согласно этому договору Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются.

Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. Оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.

Государственная территория: понятие и виды

Государственная территория - территория , которая находится под суверенитетом государства , т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей .

Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:

  1. морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;
  2. воды портов;
  3. воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы.

Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.

В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

Согласно международному праву юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.

Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Согласно современному международному праву никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.

Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны

Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распространяется. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на местности. Существует три типа сухопутных границ:

  1. орографические - проводятся с учетом рельефа местности;
  2. геометрические - устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;
  3. астрономические - устанавливаются по меридианам и параллелям.

Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.

Речные границы устанавливаются по соглашению прибрежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах - по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы государств к берегам водоема.

Морские границы государства - внешние пределы его территориального моря или линии разграничения территории морей смежных или противолежащих государств.

Воздушные границы - боковые (вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плоскость, лежащая на высоте 96 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ государства.

Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сложившиеся границы», признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.

Существуют следующие основания изменения государственной границы:

  1. осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые;
  2. обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;
  3. обмен небольшими участками в случае демаркации границы.

Государственная граница устанавливается путем:

  • демаркации - уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов. Редемаркация - проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;
  • делимитации - установления границы между государствами впервые.

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:

  • порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе;
  • ведение сельскохозяйственной, промысловой, производственной, транспортной и иной деятельности в районе государственной границы.

Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.

Международные реки - реки, которые протекают на территории двух и более государств . Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а на другом - разделять.

Предметом международно-правового регулирования вопроса о международных реках являются вопросы судоходства по международным рекам - данный вопрос относится к компетенции прибрежных государств. Регулируется соглашениями этих государств. Прибрежные государства вправе (не обязаны) предоставить иностранным судам возможность судоходства. Иностранные суда, таким образом, не вправе осуществлять судоходство по международным рекам, если данный вопрос не оговорен в соответствующих международных договорах . Сами прибрежные государства вправе осуществлять судоходство на всем протяжении реки.

Вопросы судоходства по международным рекам оговорены в:

  • Барселонской конвенции и Статуте о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 г.;
  • Конвенции о режиме судоходства по Дунаю 1948 г.

Вопросы несудоходного использования международных рек - в основе данного предмета регулирований лежит право прибрежных государств на использование водных ресурсов (строительство плотин, лов рыбы, сброс отходов, забор воды и др.). Однако согласно Хельсинкским правилам 1966 г. использование вод международных рек одним государством не должно наносить вред водам той же реки, протекающим по территории другого государства. Вопросы несудоходного использования рек урегулированы в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 г. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому изменению местности на территории другого государства или могут причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет международная практика.

Дунай - вторая по длине (после Волги) река в Европе. Протекает по территории Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Югославии, Болгарии, Румынии, Украины. Согласно Конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г. навигация по Дунаю объявлена свободной и открытой для граждан , торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран запрещается. Плавание военных, полицейских и таможенных судов придунайских стран может происходить лишь в пределах границ своей страны, а на остальных участках - лишь с согласия соответствующих прибрежных государств. Дунайская комиссия, организованная из представителей придунайских стран, осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции, координирует деятельность прибрежных стран и содействует их сотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, выносит рекомендации и т. п.

В международной доктрине существует множество определений государственной территории. Но наиболее удачной представляется следующая: государственной территорией, согласно международному праву, является часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которого оно осуществляет свое территориальное верховенство. Эта формулировка характеризуется комплексным подходом, так как в ней закрепляется двойственный характер государственной территории: с одной стороны, государственная территория выступает как объект права собственности, а, с другой - она определяет пространственный предел государственной власти. Шуршалов В. М. - М.:Международные отношения - Международные правоотношения 1999 г. 298 с.

Территориальное верховенство государства напрямую связано с государственным суверенитетом и выступает в качестве одного из его составляющих элементов. В международном праве, согласно определению Международного суда, территориальное верховенство понимается как территориальный суверенитет.

Территориальный суверенитет можно определить, как право государства осуществлять исключительную юрисдикцию по отношению ко всем лицам и предметам на своей территории. Следовательно, правовой режим всех субъектов и объектов, находящихся на территории государства, определяется и регулируется исключительно его законами, и государство вправе не допускать на своей территории деятельности любого другого государства или организации.

Пределы действия территориального верховенства каждого государства ограничиваются его государственными границами. Правда, в ряде случаев государства вправе осуществлять свою юрисдикцию в отношении лиц и действий, совершенных за пределами своей территории. Клименко Б.М. Государственная территория: вопросы теории и практики. М.: Международные отношения, 1974. 168 с. Является общепризнанным, что юрисдикция государства может распространяться за пределами его границ только на свои военные корабли в открытом море, воздушные суда вне своей территории и на космические объекты и их экипажи. Кроме того, в ординарных условиях за пределами государственных границ государства могут осуществлять только лишь определенные права на живые и минеральные ресурсы отдельных морских районов (например, в пределах своих экономической зоны и континентального шельфа) и иную строго ограниченную целенаправленную юрисдикцию, допускаемую международными соглашениями и международными обычаями (например, в пределах прилежащей и исключительной экономических зон, в Антарктике и т.д.)

Следует помнить, что современное международное право запрещает злоупотребление территориальным верховенством. Беляшев К.А. - М.: Проспект - Международное публичное право - 2000 г. 240 с. В качестве таких злоупотреблений расцениваются: подготовка и засылка вооруженных формирований на территорию другого государства; перенос морского, речного и воздушного загрязнения на территорию другого государства; пропаганда войны и расизма, разжигание ненависти к народам соседних государств; попустительство и непринятие мер по пресечению преступлений, последствия которых распространяются на территорию другого государства, и др.

Государственная территория состоит из сухопутной, водной и воздушной территории, а также недр.Шакира, Жан-М.: Прогрес - Международное публичное право:Учебник - 2004 г. 603 с.

Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах государственных границ, острова и анклавы независимо от их местонахождения.

Водная территория государства включает в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной территории и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), а также внутренние воды и территориальное море.

Воздушная территория государства представляет собой столб воздуха определенной высоты и включает все воздушное пространство над его сухопутной и водной территорией.

Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, которая простирается до глубин, технически доступных геологическому изучению и освоению.

Принято считать, что сухопутная территория включает всю сушу, независимо от места расположения ее отдельных составных частей. Здания, сооружения, которые опираются на почву или проникают внутрь ее, рассматриваются как принадлежность территории, и все, происходящее на них или в них, происходит в пределах государственной территории.

Островные территории или анклавы характеризуют отдельное расположение частей сухопутной территории. Остров, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, - это естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при приливе (ч.1 ст.121). За исключением скал, не пригодных для поддержания жизни человека или самостоятельной хозяйственной деятельности, острова так же могут иметь территориальные воды, прилежащую зону или континентальный шельф, экономическую зону. При нахождении острова вблизи территории другого государства или в узком морском проходе нередко возникает необходимость в международных соглашениях для определения статуса морских проходов (например, шведско-датская конвенция 1938 года в связи с наличием в проливе Зунд острова Каркхольм).

Анклав - часть территории одного государства, окруженная со всех сторон сухопутной территорией другого государства и не имеющее морского берега. Анклав составляет неотъемлемую часть территории того государства, которому принадлежит. В настоящее время известны лишь несколько анклавов: на территории Швейцарии расположены анклавы Бюзинген (ФРГ) и Кампион-д`Италия (Италия), на территории Нидерландов - Барле-Нассау, Барле-Хорты (Бельгия) и наоборот - Варле-Дус (Бельгия) в Нидерландах, испанский город Пливия расположен в пределах французского департамента Восточных Пиренеев и отделен от Испании французской сухопутной территорией. Эбке В. Ф. М. Проспект-Международные отношения 2002 г. 307 с.

Если часть территории одного государства отрезана частично сухопутной территорией и частично морской территорией другого государства, она рассматривается в качестве полуанклава, т.к. имеется морской берег, к которому возможен доступ со стороны моря (например, испанские территории Сеута и Мелилья, окруженные территорией Марокко, но имеющие выход к Средиземному морю).

Некоторые авторы включают в состав сухопутной территории государства также недра на технически доступную для геологического изучения и освоения глубину, не выделяя их в отдельный вид государственной территории. К недрам относятся сплошные породы, породы, находящиеся в жидком и газообразном состоянии, в том числе содержащие полезные ископаемые и энергетические ресурсы, и имеющиеся среди пород природные пустоты. Также в их состав входят участки дна водоемов, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Водная территория государства состоит из внутренних морских и иных вод и территориальных вод (территориального моря).

Внутренние морские воды - это моря, полностью окруженные сушей одного и того же государства (например, таковым было Аральское море в бывшем СССР); моря, побережье которых и оба берега соединены с другим морем или океаном, находятся в пределах одного государства (например, Белое море); воды морских портов и рейдов; морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному государству, а заливы в том случае, если ширина входа в залив равна удвоенной ширине территориальных вод. Помимо этого, сюда относятся воды «исторических заливов». К внутренним водам относятся также воды рек и озер, омывающих берега одного государства.

Территориальное море (ранее - территориальные воды) в п.1 ст.2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года определяется как «примыкающий морской пояс» к сухопутной территории государства. В соответствии с этим международно-правовым актом, каждое государство вправе устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемого от исходных линий (ст.3). Под исходными линиями понимается линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государствам морских картах крупного масштаба (ст.5). При отсутствии приливов ширина территориальных вод отмеряется от береговой полосы. В случае островов, расположенных на атоллах или островов, окаймленных рифами, для измерения ширины территориального моря, служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе (ст.6). Прямые исходные линии, в отличие от исходных линий, проводятся тогда, когда линия берега изрезана и извилиста либо близко к ней имеется цепь островов, что затрудняет судовождение (ст.7). Такие линии проводятся по береговой полосе путем соединения, на ней исходных точек через каждые 40-60 км.

В п.1 ст.2 Конвенции ООН по морскому праву закреплено, что на территориальное море распространяется суверенитет прибрежного государства. Он распространяется также на воздушное пространство над территориальным морем, на его дно и недра.

Воздушная территория - это столб воздуха над сухопутной и водной территорией государства в пределах его государственных границ. Таким образом нижним пределом воздушной территории государства являются его сухопутная и водная границы. Следует отметить, что верхний предел воздушной границы, который отделяет государственную территорию от космического пространства, являющегося международной территорией, конвенциально не определен. Существует обычная нормамеждународного права, в соответствии с которой верхний предел воздушной границы государства находится на высоте 100-110 км над уровнем моря, поскольку именно на такой высоте находятся минимальные перигеи орбит искусственных спутников Земли. Жеребцов А.Н. - Ростов н/Дону - Международное право: Учебное пособие 2004 г. 406 с.

Правовой режим его воздушного пространства устанавливается исключительно данным государством. Но государства по взаимному согласию берут на себя международные обязательства о полетах на их территорию и через их территорию (транзитом) иностранных воздушных аппаратов.

Следует отметить, что воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем государства - неотъемлемая часть его государственной территории.

Под условной (квази) территорией государства в международном праве понимают территорию его дипломатических представительств, расположенных в зарубежных государствах, территорию торговых судов в открытом море, воздушных судов и космических аппаратов, несущих флаг или знак какого-либо государства, подводные кабели, трубопроводы, надводные сооружения в открытом море (над шельфом). Такая территория некоторыми авторами именуется «плавучей», «летучей», «космической» и другими территориями. Они же выделяют абсолютную и относительную условную территорию. Под абсолютной понимают, например, военные суда, которые повсеместно приравниваются к территории собственного государства; к относительной - некоторые авторы причисляют, например, транспорт главы дипломатического представительства и даже автотранспорт гражданина конкретного государства, находящегося за границей.

Похожие публикации